Основные методы организации исследований развития человека – 1. Предмет и методы психологии развития и возрастной психологии. Формирование основных концептуальных принципов психологии развития в рамках философии и физиологии.

Лекция 1

Лекция 1

Основные понятия и категории возрастной психологии

1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Основные понятия: возрастная психология, развитие психики в онтогенезе, возраст, теоретические и прикладные задачи возрастной психологии, систематическое исследование процессов развития, научный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, комбинированный план, методы сбора данных в возрастной психологии.

Возрастная психология (англ. developmental psychology) – раздел психологии, в ко­тором изучаются вопросы развития психики в он­тогенезе, закономерности перехода от одного пе­риода психического развития к другому.

Развитие психики в онтогенезе (англ. development of mind) – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых су­ществ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жиз­ни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов.

Онтогенез человеческой психики носит стади­альный характер. Последовательность его стадий, периодов необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в развитии психики.

Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новооб­разованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом.

Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыду­щего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны – они определяются действием общественно-истори­ческих факторов. Человек в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной его деятель­ности.

Задача (от греч. problema) – вопрос, ответ на который представляет теоретический или практический интерес.

Важнейшими теоретическими задачами возрастной психологии являются: исследование, описание, объяснение закономерностей и механизмов развития человека на протяжении жизненного пути. Практические задачи возрастной психологии связаны с обеспечением психологического сопровождения развития человека в онтогенезе.

Систематическое исследование процессов развития – единственный источник действенного, основанного на достоверных фактах, точного учения о развитии человека. Данное исследование основывается на принципе объективности, организуется в соответствии с алгоритмическим подходом в виде последовательности логических шагов, которые позволяют исследователю продвинуться от исходных вопросов к конечным выводам. \выделяется семь этапов исследования: 1) формулирование содержательных вопросов; 2)применение научного метода; 3) выбор условий исследования; 4) выбор экспериментального плана для изучения изменений; 5) использование подходящего метода сбора данных; 6) интерпретация полученных данных; 7) формулирование выводов и определение области их применения.

Научный метод – это общепринятые приемы, которые ученые используют для решения поставленных исследовательских целей. Выделяется четыре обязательных этапа научного исследования: постановка проблемы, формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления, проверка гипотезы, формулирование выводов.

Выделяется три основных метода организации исследований развития человека.

Таблица 1.

Основные методы организации исследований развития человека

Тип метода

Характеристика

Метод продольных срезов (лонгитюд­ный план)

Группы испытуемых исследуются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени; повторные измерения проводятся в разных возрастах. Преимущества: обнаруживает связи между поведением на раз­ных этапах жизни. Недостатки: возможность неправильной интерпре­тации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие направ­ленного уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследования и эффектов когорты

Метод поперечных срезов

Группы испытуемых разного возраста исследуются одновременно. Преимущества: требует меньше времени и затрат, чем лонгитюдное исследование. Недостатки: группы могут отличаться не только по возрасту; не позволяет изучать тенденции роста; эффекты когорты могут сказываться на наблю­даемых возрастных различиях

Комбинированный (когортно-последо-,нательный) план

Две или более группы индивидуумов, родившихся в разное время, не­однократно исследуются на протяжении установленного периода времени.

Преимущества: допускает продольные и поперечные сравнения характеристик детей; позволяет измерять эффекты когорты. Недостатки: на проведении данного исследования могут сказаться недостатки, присущие методам продольных и/или поперечных срезов, хотя сам по себе этот план способствует их преодолению; его реализация требует больше средств и времени

Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) предполагает организацию исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

Метод поперечных срезов – метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп.

Комбинированный метод (когортно-последовательный план) предполагает объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.

Существуют различные методы сбора данных в возрастной психологии.

Наблюдение предполагает целенаправленное и планомерное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни человека.

Тесты достижений и способностей широко распространены как форма измерения физических и когнитивных аспектов развития.

Методики самоотчета (разнообразные формы отчетов и вопросников) используются для выявления мнений и типичных форм поведения опрашиваемого.

Проективные методики используются для изучения эмоциональной, потребностно-мотивационной сферы.

Социометрические методы направлены на определение статуса личности в группе, показателей эмоциональной экспансии.

Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента – испытуемые. В зависимости от условий проведения выделяют естественный, лабораторный эксперимент.

2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки: исторический очерк

Основные понятия: спорные вопросы теорий развития: природа или воспитание, непрерывность или скачкообразность, организм или механизм.

Природа или воспитание – это краткая формулировка вопроса о том, какие факторы связанные с наследственностью или связанные с внешней средой играют определяющую роль в развитии. Отдавая приоритет природе, основной детерминантой развития признается наследственность. С другой стороны, теорети­ки, которые подчеркивают значение воспитания, рассматривают факторы внешней среды (такие, как поведение матери, теснота жилья, скученность, температура или культурные факторы) в качестве главных элементов, лежащих в основе формирова­ния поведения. Теоретики, признающие приоритет природы, и ученые, считающие основной детерминантой развития воспитание, наблюдая одну и ту же форму пове­дения, совершенно различно описывают процессы, которые привели к ее развитию. Например, ученый, подчеркивающий значение наследственности и биологических факторов как детерминант поведения, может объяснить то, что дошкольник приду­мывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной не­зрелостью. Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве причины такого поведения средовые факторы

например изоляцию, недостаток чут­кости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.

Еще одним принципиально важным для исследователей развития является воп­рос о том, как происходит этот процесс – непрерывно или скачкообразно. Проис­ходит ли развитие таким образом, что различные формы поведения постепенно на­слаиваются друг на друга, накапливаясь количественно? Или же развитие имеет ступенчатый характер, причем каждый его этап отражает появление различных форм поведения, отличающихся друг от друга качественно? Сторонники теорий научения, как мы увидим из этой главы, придерживаются концепции непрерывного развития, в то время как сторонники теорий стадиального развития, такие как Ж. Пиа­же и З. Фрейд, считают, что наиболее значимые разрывы в развитии указывают на появление новых способностей или форм поведения.

Вопрос о том, является человек по своей природе организмом или механизмом, как и два предыдущих, философского происхождения. Сторонники организменного подхода считают людей активными, принимающими полноценное участие в процессе развития. Индивиды взаимодействуют с другими индивидами, участвуют в событиях и в процессе этого изменяются. Они, в свою очередь, также воздействуют на объекты и события и изменяют их. Сторонники организменного подхода, изучающие познание (например, Ж. Пиаже), считают, что в процессе по­лучения информации изменяемся и мы сами. Этот процесс делает нас способными действовать более компетентно при последующих информационных обменах. С по­зиций механистического подхода люди описываются как существа, пассивно реаги­рующие на события внешней среды, внутренние влечения или мотивацию. Эту точ­ку зрения наиболее четко выражают бихевиористы, считающие, что поведением людей управляют.

3. Категория развития: теории психического развития; источники, движущие силы и условия психического развития; механизмы развития личности.

Основные понятия: развитие, области развития, процессы развития, теории развития, движущие силы, источники развития, условия психического развития, механизмы развития личности.

Развитие – это изменения, происходящие в строении тела, психике, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоци­альной.

Таблица 2. Общая характеристика областей развития

Область развития

Характеристика

Физическая

Включает рост и изменения тела человека. Внешние изменения, например динамика роста и веса. Внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. Физи­ческое здоровье и двигательные навыки (например ходьба, ползание, навыки письма)

Когнитивная

Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменении, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи

Психосоциальная

Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развитии взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моде­лей поведения

К биологическим процессам развития относятся: созревание, рост, старение.

Созревание – это процесс развития, который заключается в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

Рост – это увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа и организма в целом до точки оптимальной зрелости.

Старение – это биологические изменения в организме после прохождения точки оптимальной зрелости.

Влияние среды на развитие человека происходит посредством процессов научения, социализации.

Научение – это основной, связанный с развитием процесс изменения человека в результате приобретения личного опыта или упражнения.

Социализация – это процесс усвоения установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей, ожиданий конкретной социальной группы.

Различные теории развития позволяют ана­лизировать изменения, происходящие с человеком с нескольких точек зрения. Теории систематизируют наблюдения, придавая им организованную структу­ру. Они также дают рациональное объяснение тому, как и почему происходит на­блюдаемое явление. Любая из теорий может быть верной и по праву заслуживать изучения, при этом не объясняя причин какого-то конкретного процесса развития. У каждой теории есть свои положительные и отрицательные стороны, но вряд ли найдется такая, которую можно было бы назвать единственно верной. Таким обра­зом, маловероятно, что какая-либо одна теория может полностью объяснить все процессы развития и формы поведения. Это не означает, что все теории неверны. Дело в том, что вследствие сложности процессов развития различные теории наце­лены на объяснение разрозненных аспектов развития.

Таблица 3. Краткое изложение теорий развития человека

Теории

Предположения о природе человека

Процессы

Области применения

Теории

научения

(Б. Ф. Скиннер,

И. П. Павлов,

Дж. Б. Уотсон,

Э. Торндайк)

Человек по своей природе ни хорош, ни плох; люди просто реагируют на воздействия внешней среды.

Классическое обусловливание (по

И. П. Павлову).

Оперентное обусловливание.

Формирование поведения

путем последовательных

приближений

Модификация

поведения.

Условно-рефлек-

торные эмоцио-

нальные реакции

Когнитивные теории

(Ж. Пиаже,

Дж. Брунер)

Люди рациональны, активны и компетентны. Оки не просто получают информацию, но и перерабатывают ее.

Ассимиляция /аккомодация.

Уравновешивание

Обучение. Воспитание. Развитие моральных суждений

Психоаналитическая традиция

(3. Фрейд,

Э. Эриксон)

Людьми движут внешние страсти; они постоянно пытаются направить в нужное русло мощные внутренние силы.

Психосексуальное развитие.

Идентификация. Разрешение

конфликтов возрастного раз-

вития

Изучение человеческого поведения, личности и межличностных

Отношений

Гуманистическая психология и теории «Я»

(А. Маслоу,

К. Роджерс)

Люди представляют собой нечто большее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактивных шаблонов или комок животных влечений.

Самоактуализация. Позитивное отношение

Консультирова-

ние взрослых

7

studfiles.net

Методы исследования в психологии развития

Автор Evgeniy в . Опубликовано Психологические эксперименты и исследования

Методы исследования в психологии развития

В статье рассмотрены основные методы, применяемые в исследованиях по психологии развития, каждый со своими преимуществами и недостатками.

Как и большинство исследований, эксперименты по психологии развития начинаются с гипотезы. Гипотеза — это некое утверждение ожиданий исследователя, подлежащее проверке. Например, исследование взаимосвязи половой принадлежности и проблемности обучения могло бы начаться с гипотезы, что представители одного пола более обучаемы по сравнению с представителями другого.

Цель исследования заключается в том, чтобы проанализировать интересующую область, собрать по теме необходимую информацию, сделать выводы, основанные на изучении этой информации, а затем соотнести их с уже существующими теориями развития.

Типы исследования

Существует множество способов проведения психологического исследования, но можно выделить два основных типа:

  • поперечное исследование;
  • продольное исследование.

Поперечное, или так называемое срезовое исследование рассматривает разновозрастные группы людей. Например, сравнение некоторых психологических особенностей молодых и пожилых людей будет срезовым исследованием.

Преимущество данного типа в быстроте проведения, данные собираются в одном месте и в одно и то же время. Однако тот факт, что данные собраны в поколении людей, связанных не только одинаковым возрастом, но и схожим опытом, культурными и историческими событиями, может искажать результаты. Порой трудно определить, вызваны ли те или иные психологические особенности людей возрастными изменениями или просто похожими условиями развития.

Продольное исследование проводится на основе одной и той же группы в течение длительного периода времени. Собираются начальные данные, а затем неоднократно фиксируются изменения в них. В некоторых случаях продольные исследования растягиваются на десятилетия.

Преимущество продольного исследования в том, что оно позволяет увидеть изменения, происходящие в течение длительного периода времени. Однако, часто такие исследования не только долгие, но и довольно дорогие. Поэтому исследуемые группы зачастую невелики, и результат не всегда может применяться к разнообразию всего населения. Другая проблема заключается в том, что иногда участники по той или иной причине выпадают из исследования, сокращая тем самым объем выборки и, как следствие, уменьшается объем собранных данных.

Сбор данных

Как только вы пришли к решению, какой тип исследования использовать, следующим шагом должно быть определение, какая именно информация подлежит сбору.

Существует много разных методов исследования, используемых в экспериментальной работе по психологии развития, и каждый имеет как свои преимущества, так и недостатки. Основные общие подходы включают в себя наблюдение, тематические исследования, анкетные опросы и экспериментирование.

Наблюдение

Различают два вида наблюдения. Первый вид — наблюдение в лабораторных условиях. Преимущество лабораторного наблюдения в том, что экспериментом легко управлять. Но в то же время, предмет исследования нередко понимает, что его поведение изучается, а некоторые вопросы могут быть урегулированы неестественным образом. Эти факторы могут оказать негативное влияние на результаты эксперимента, существенно исказив их.

Наблюдение в реальных жизненных условиях гораздо предпочтительнее по этим параметрам. Ведь таким образом можно увидеть реальное, естественное жизненное поведение участников. Но тогда экспериментатор лишается возможности управлять внешними переменными, которые могли бы оказывать воздействие на поведение.

Тематические исследования

Тематическое исследование представляет собой всесторонний психологический анализ отдельно взятого человека. В то время как данный метод исследования способен предоставить массу информации об одном конкретном человеке, часто полученные результаты трудно обобщить с более многочисленным населением. Поэтому тематические исследования часто находят применение в клинической практике или случаях, где определенные аспекты жизни исследуемого человека не могут быть воспроизведены либо дублированы.

Анкетирование

Анкетные опросы — довольно быстрый и легкий в исполнении способ сбора данных. Главный недостаток этого метода — это то, что он сводит к минимуму творческое разнообразие и индивидуальность ответов. В случаях, где предмет исследования не способен заполнить анкету, например, при работе с маленькими детьми, вопросы излагаются в виде структурированного интервью.

Экспериментирование

Экспериментирование предполагает набор манипуляций и последующее измерение переменных. Данный метод является самым научным, но может быть трудно применимым, особенно, если исследуются абстрактные или внутренние понятия. Еще одна проблема заключается в том, что некоторые аспекты не могут быть экспериментально изучены по этическим причинам, как, например, воздействие жестокого обращения на развитие детей.

Теги: исследования, Психологические эксперименты и исследования, психология развития


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Методы исследования психического развития человека


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 12Следующая ⇒

Выделяют две группы методов: неэкспериментальные и экспериментальные.

К неэкспериментальные методам относятся: наблюдение, беседа (интервью), изучение индивидуальных случаев, анкетирование, тестирование, проективные методики, психофизиологические методы, метод контент-анализа.

Наблюдениепреднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. В психологии развития это один из первых и доступнейших методов, особенно необходимый при исследовании детей на ранних этапах развития, когда у испытуемых невозможно взять словесный отчет и проведение любой экспериментальной процедуры затруднено. И хотя наблюдение представляется несложным методом, при правильной организации оно дает возможность собрать факты естественного поведения человека. При наблюдении человек не знает, что за ним кто-то следит, и ведет себя естественно, именно поэтому наблюдение дает жизненно правдивые факты. Фиксируя поведение дошкольника в игре, в общении, школьника — на занятиях, подростка — в среде сверстников, взрослого — в профессиональной сфере и т.д., психолог получает данные о человеке как целостной личности и, следовательно, интеллект, память, эмоции, личностные особенности воспринимаются не изолированно, а в связях с действиями, высказываниями, поступками. Наблюдения позволяют системно анализировать психику развивающегося человека.

Наблюдение можно проводить в естественной обстановке и в лабораторных условиях. В первом случае выделяют естественное (включенное) наблюдение, во втором – структурированное. При структурированном наблюдении испытуемый помещается в такую обстановку, которая может помочь в понимании интересующего поведения. При этом за ним ведется незаметное наблюдение (посредством скрытой камеры или зеркала Гезелла), что позволяет увидеть, демонстрирует ли он определенное поведение.

Ограниченность использования метода наблюдения связана с несколькими причинами. Во-первых, естественность и слитность в поведении человека социальных, физических, физиологических и психических процессов затрудняют понимание каждого из них в отдельности и препятствует вычленению главного, существенного. Во-вторых, наблюдение ограничивает вмешательство исследователя и не позволяет ему установить способность ребенка сделать что-то лучше, быстрее, успешнее, чем он сделал. В наблюдении психолог сам не должен вызывать явление, которое он хочет изучать. В-третьих, при наблюдении невозможно обеспечить повтор одного и того же факта без изменений. В-четвертых, наблюдение позволяет лишь фиксировать, но не формировать психические проявления. В детской психологии дело осложняется еще и тем, что фиксировать данные наблюдения психологу приходится в письменной форме, так как камеры, магнитофоны, любая аппаратура влияют на естественность поведения ребенка, поэтому анализ и обобщение данных затруднены (именно поэтому отдельным вопросом встает необходимость разработки и использования скрытой аппаратуры вроде знаменитого зеркала Гезелла). Здесь отчетливее всего обнаруживается серьезный недостаток метода наблюдения — трудно преодолимая субъективность. Так как в психологии и само наблюдение подвергается изучению, было установлено, что оно в большой степени зависит от личности наблюдателя, его индивидуально-психологических особенностей, установок и отношения к наблюдаемому, а также от его наблюдательности, внимательности. Чтобы сделать результаты наблюдения более достоверными и устойчивыми, приходится использовать не одного, а нескольких исследователей для наблюдения за одним и тем же фактом, что снижает экономичность метода. Наконец, в-пятых, наблюдение никогда не может быть единичным фактом, оно должно вестись систематично, с повторяемостью и большой выборкой испытуемых.

Поэтому существуют лонгитюдные (лонгитюдинальные) наблюдения, позволяющие проводить наблюдения за одним (или несколькими) испытуемым длительное время (в этом смысле беспрецедентными являются наблюдения А. Гезелла за 165 детьми в течение 12 лет). Подобную ценность имеют и дневниковые записи родителей, фиксирующие день за днем развитие одного ребенка, а исторические дневники, мемуарная и художественная литература позволяют глубже понять отношение к детям разных возрастов на разных исторических лапах.

Разновидностью наблюдения являетсясамонаблюдение в форме словесною отчета о том, что видит, чувствует, переживает, проделывает человек — его лучше применять только к испытуемым, уже способным анализировать свой внутренний мир, понимать свои пережигания, оценивать свои действия.

Беседа (интервью).

Изучение индивидуальных случаев. Напоминает психологический анамнез. Почти все рассмотренные выше методы используются для составления детального портрета развития конкретной личности с помощью метода изучения индивидуальных случаев. Детские биографии, составленные в 19-нач. 20 века, представляют собой примеры изучения индивидуальных случаев. З. Фрейд, например, произвел много исследований отдельных случаев на своих клинических пациентах. Анализируя эти случаи, Фрейд заметил, что различные пациенты часто описывают очень похожие события и переживания, значимые для них в процессе взросления. Отсюда следовало, что в развитии человека должны существовать важные этапы, через которые проходят все люди.

Для исследования таким методом часто отбирают неординарных людей: нобелевские лауреаты, психически больные, узники концлагерей.

Анализ индивидуальных случаев редко используется в исследованиях возрастного развития, поскольку влечет за собой проблемы субъективности и неконтролируемых переменных, к тому же он связан с изучением одного конкретного человека. Поэтому установить причинно-следственные связи и сделать обобщения оказывается почти невозможным. В то же время правильно проведенный анализ развития одного человека может стимулировать более строгое исследование вскрытых в нем проблем.

В практических областях – медицина, образование, социальная работа и практическая психология — анализ индивидуальных случаев является важным инструментом для постановки диагноза и выработки рекомендаций. Несмотря на то, что к анализу индивидуальных случаев следует относиться с осторожностью, он дает яркую, наглядную, детальную картину изменения целостного индивидуума на фоне его окружения.

Анкетирование. Анкетирование, как и наблюдение, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии. Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.

Существуют три основных типа анкет, применяемых в психологии:

анкеты, составленные из прямых вопросов и направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в анкете, направленной на выявление эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой вопрос: «Предпочитаете стать взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?»;

анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для определения отношения учащегося к различным учебным предметам можно использовать такой вопрос: «Какой из учебных предметов — самый интересный?». А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: «алгебра», «химия», «география», «физика» и т.д.;

анкеты-шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 — уверено да;

4 — больше да, чем нет;

3 — не уверен, не знаю;

2 — больше нет, чем да;

1 — уверенно нет.

Между этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии. Анкетирование — это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т.д. (http://psylist.net/praktikum/5.htm).

Тестирование— метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи-тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизованного измерения индивидуальных различий. Позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у человека данного возраста соответствующих навыков, знаний, личностных характеристик, интеллекта и пр.

Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее — в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов коего психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты — это стандартные наборы заданий и материала, с коим работает испытуемый; стандартна и процедура предъявления заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для психолога — право задать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и пр. Процедура оценки результатов тоже стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты различных испытуемых (http://vocabulary.ru/dictionary/25/word/testirovanie).

Проективные методики. Методики, направленные на исследование в первую очередь личностных особенностей. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить.

Психофизиологические методы. В последние годы исследователи обратились к психофизиологическим методам, измеряющим корреляцию между физиологическими реакциями и поведением и позволяющим установить биологические основания перцептивных, когнитивных и эмоциональных реакций ребенка. Психофизиологические методы особенно полезны для понимания интеллектуального и эмоционального опыта детей до 3-х лет, т.к. оно не могут сообщить о событиях такого рода.

Например, сердечный ритм является непроизвольной физиологической реакцией, которая соотносится с психическими переживаниями. В сравнении с нормальным пульсом, характерным для состояния покоя, сердечный ритм младенцев, осторожно подводимых к интересным стимулам, начинает замедляться, в то время как незаинтересованные дети не проявляют изменений в сердечной деятельности, а пульс напуганного ребенка становится быстрее. Также исследуются физиологические функции головного мозга, например электроэнцефалографические записи волновой активности головного мозга. Этот прием позволяет определить пороги сенсорных способностей младенцев, когда им предъявляются новые зрительные и слуховые стимулы.

Психологический анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Успешно применяемый на всех возрастных ступенях. В этом случае изучается не процесс деятельности, а ее результат (детские рисунки и поделки, дневники и стихи подростков, рукописи, конструкции, художественные произведения взрослых и пр.).


Читайте также:

lektsia.com

Методы исследования развития психики человека — КиберПедия

Основные исследовательские методы психологии развития — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени. На начальном этапе развития психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был прежде всего метод наблюдения.

Метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, его основная цель — научное объяснение причин того или иного явления. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Исследователь намеренно создает и изменяет условия, в которых протекает деятельность человека, ставит задачи и по результатам судит о психологических особенностях испытуемого. Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. Метод обучающего эксперимента строится на сравнении результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях, но различающихся по объему опыта, полученному группами в процессе обучения, что позволяет выдвинуть более содержательную гипотезу о факторах, влияющих на развитие.

Сравнительные методы исследования очень значимы для психологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод, исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии личности. Сравнение психического развития детей физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским церебральным параличом остро ставит проблему нормы психического развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей психического развития в осложненных, патологических морфофизиологических условиях дает не только новое знание о самих больных детях (что немаловажно для организации квалифицированной помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и возрастной психологии.



Методы организации (построения) эмпирического исследования. Наиболее специфичен по отношению к задачам психологии развития метод срезов. Метод срезов в целом представляет собой констатацию (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Срезовое исследование может быть организовано двумя способами: по принципу так называемых поперечных или продольных срезов. При поперечных срезах сравнение людей разного возраста можно провести одновременно.

Метод продольных срезов (лонгитюдинальное исследование, лонгитюд, длинник) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Вариантом лонгитюда является биографический метод. Это может быть анализ биографий великих людей и реконструирование биографий обычных людей разного пола и возраста, расовой, этнической и профессиональной принадлежности на основе их интервьюирования. Этот метод предполагает изучение биографий с целью отыскания каких-то устойчивых, закономерных характеристик развития.

cyberpedia.su

Глава II организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии

§ 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

Основные исследовательские методы психологии развития и возрастной психологии — это методы сбора фактов, выяснения тенденций, динамики психического развития, которое разворачивается во времени.

На начальном этапе развития детской психологии (во второй половине XIX — начале XX в.) это был, прежде всего, метод наблюдения. Исследователи (среди которых биологи и психологи Т. Тидеман, И. Тэн, Ч. Дарвин, В. Прейер) прослеживали индивидуальное развитие собственных детей, стремились фиксировать реальный ход детского развития в естественных условиях. Так, в России в 1879 г. журнал «Семья и школа» обратился к родителям и воспитателям с предложением сообщать свои личные наблюдения за жизнью детей ранних возрастов и тем содействовать построению психологии ребенка. В ответ на это в журнал были представлены материалы (наблюдения за десятью детьми преимущественно в возрасте от первого дня рождения до 5—6 лет), позволившие определить некоторые особенности детского развития, сопоставить их с данными, полученными зарубежными учеными.

В дальнейшем задачу сбора родительских дневников взял на себя Н.Н. Ланге, который представил свой календарь развития психической жизни ребенка. «В двояком отношении полезны были бы подобные записи, — указывал он, — во-первых, для самих родителей, ибо таким образом можно приучиться точно наблюдать своего ребенка и правильно объяснять его психическую жизнь, а во-вторых, для дальнейшего развития научной психологии дитяти». Этот призыв не остался без ответа. Некоторые результаты родительских наблюдений были опубликованы уже в конце XIX в. и получили развитие в дальнейшем.

Значительное внимание вопросам ведения дневников детского развития уделял Педологический музей. Н.А. Рыбников, редактор серии «Педологическая библиотека», с сожалением отмечал «бедность русской педагогической литературы, посвященной душевному развитию ребенка», «неизвестность науке» ребенка до 5 — 6-летнего возраста.

В одном из выпусков серии публикуются, к примеру, записки отца Н. Соколова о развитии его сына Бори от рождения до 5 лет. Рыбников привлекает внимание читателей к

интересным фактическим данным относительно индивидуального хода развития, которые свидетельствуют о неравномерности темпа раннего развития, о сочетании процессов прогресса и регресса, о своеобразии детской речи и мысли и др. Однако очевидны и недостатки «бесхитростных» заметок родителей, не имевших специальной подготовки, — отсутствие предварительно составленной программы, неопределенность задач, несистематичность наблюдений и неполнота записей и т.д. Наблюдения проводились с разными целями и были плохо сопоставимы друг с другом, нередко акцентировались субъективно значимые факты и линии развития.

1 Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892, С. 53.

2 Соколов Н. Жизнь ребенка (по дневнику отца). М., 1917.

studfiles.net

Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии

Стратегии исследования Констатирующая

в психологии развития Формирующая (генетическая)

Методы исследования — Наблюдение, констатирующий эксперимент, интер-

вьюирование, анкетирование, тестирование, проектив-

ные, анализ продуктов деятельности, сравнительные

(близнецовый, нормы и патологии, кросс-культурный)

и др.

— Формирующий эксперимент (обучающий, экспе-

риментально — генетический, генетико — моделирующий)

Схемы организации — Лонгитюд, продольное исследование (продольные

исследования срезы)

§ 6. Схема организации эмпирического исследования

Существенное значение для возрастной психологии имеет схема организации (построения) эмпирического исследования. Наиболее специфичен по отношению к задачам возрастной психологии метод срезов. Метод срезов в целом представляет собой констатацию (измерение) состояния объекта на разных этапах его развития. Срезовое исследование может быть организовано двумя способами: по принципу так называемых поперечных или продольных срезов. При поперечных срезах сравнение людей разного возраста можно провести одновременно. Подбираются группы испытуемых различающегося возраста, и проводится сопоставление их результатов (например, сравнивают, как дети шести-, восьми- и десятилетнего возраста понимают скрытый смысл пословиц). По данным исследования строится усредненная кривая, которая наглядно демонстрирует картину совершенствования изучаемого процесса — улучшения понимания скрытого смысла пословиц с возрастом. При этом остается неизвестным, почему, за счет каких механизмов это происходит.

Метод продольных срезов (лонгитюдинальное исследование, лонгитюд, «длинник») нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени. Так, в лонгитюдном исследовании развития взрослых «Grant study», начатом в 1938 г., приняли участие почти 300 студентов младших курсов Гарвардского университета. Исследователей интересовало, как и почему одни люди добиваются успеха в зрелые годы, а другие терпят неудачу. Для этого подробно записали историю семьи каждого студента, тестировали, интервьюировали, анализировали поведение студентов, оценивая по 25 чертам личности, и следили за их дальнейшим развитием. Успехи взрослых участников исследования сопоставлялись с их юношескими личностными профилями. Было установлено, что дружелюбие и общительность, интеллект, счастливое детство и материальная обеспеченность еще не гарантируют зрелой адаптации. Чертами юношей, наиболее ясно предсказывавшими будущий успех, оказались практичность, организованность и цельность личности, а также обретение наставников и

ролевых моделей для подражания в ранней взрослости. В некоторых областей возрастной психологии лонгитюдный план исследования имеет особую ценность, в частности для геронтопсихологии. Так, многие психологи сомневаются в окончательности выводов относительно эффекта старения в интеллектуальной сфере, которые сделаны срезовым методом, путем сравнения результатов решения интеллектуальных задач людьми 20, 40 и 70 лет. Испытуемые, принадлежащие к старшей группе, помимо возраста, отличаются массой других характеристик: показателями здоровья, уровнем и качеством полученного образования, мотивацией участия и т.п. Вариантом лонгитюда является биографический метод. Это может быть анализ биографий великих людей (таких, как Данте, Ганди или Фрейд) и реконструирование биографий обычных людей разного пола и возраста, расовой, этнической и профессиональной принадлежности на основе их интервьюирования. Этот метод предполагает изучение биографий с целью отыскания каких-то устойчивых, закономерных характеристик развития, например показателей предсказуемости развития или периодов кризисов и переходов. Для изучения жизненного пути личности используется ряд приемов биографического метода. Индивидуальная кривая развития, построенная с помощью лонгитюдного метода, точнее обозначает переломные точки, моменты качественных сдвигов, хотя внутренние причины, лежащие в основе поведенческих феноменов, по-прежнему остаются скрытыми. Важен продуманный выбор плана и метода сбора данных в зависимости от цели исследования. Современные работы по психологии развития, как правило, проводятся с использованием целого комплекса исследовательских методов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения и метода эксперимента.

2. Охарактеризуйте констатирующую и формирующую стратегии исследования в возрастной психологии.

3. Как вам кажется, в чем разница применения обучающего эксперимента в области психологии развития и в педагогических целях?

4. Приведите примеры экспериментальных исследований срезового типа, уже знакомые вам из курса общей психологии.

ЗАДАНИЕ

Прочитайте отрывок из книги М. Мид «Культура и мир детства». О каких аспектах психического развития заставляет задуматься приведенный пример?

«Следующий шаг в овладении морскими навыками делается тогда, когда ребенок начинает править большими каноэ. Рано утром вид деревни оживляется плывущими каноэ, в которых взрослые спокойно сидят на средних скамьях, а малыши трех лет управляют каноэ, в три-четыре раза большими, чем они. …Медленно, являя миру картину скорее энергичных действий, чем реального движения к цели, каноэ плывет через деревню, плывет среди других каноэ, в команде которых точно так же состоят такие же малыши. Это часть целой системы, поощряющей ребенка максимально напрягать свои силы. Отец спешит. В этот день у него много работы.

Может быть, он собрался в далекое плавание или же хочет устроить важное празднество. Управлять каноэ в лагуне — совсем привычное дело для него, для него это легче, чем ходить. Но для того чтобы маленький ребенок почувствовал себя и нужным, и пригодным для условий сложной морской жизни, отец отсаживается на среднюю скамейку, а маленький лоцман ведет каноэ. И здесь снова вы не услышите резких слов, когда ребенок правит лодкой неуклюже. Отец только не обращает никакого внимания. Зато при первом удачном ударе шеста, направляющем лодку на нужный курс, обязательно последует одобрение. Этот тип обучения можно оценить по его результатам. Дети манус чувствуют

себя в воде, как дома. Они не боятся ее и не смотрят на нее как на что-то сложное и опасное. Требования, предъявляемые к ним, сделали их глаза острыми, реакции быстрыми, а тела умелыми, как у их родителей. Среди них нет пятилетнего ребенка, который не умел бы хорошо плавать. Ребенок манус, который не умел бы плавать, был бы таким же отклонением от нормы, насколько патологичным был бы американский ребенок пяти лет, не умеющий ходить» (Мид М. Культура и мир детства. С. 181-182).

Дополнительная литература:

1.Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. 1966. № 4.

2.Краник А.А. Картина жизни: возможности прогноза // Жизненный путь личности. Киев, 1987.

3.Лидере А.Г., Фролов Ю.И. Формирование психических процессов как метод исследования в психологии. М., 1991.

4.Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. СПб., 2002.

5.Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. М., 2000.

6.Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. М., 1982.

7.Романова В. Кросс — культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 118-129.

8.Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага, 1978.

Раздел второй

ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

studfiles.net

Методы исследования развития

Количество просмотров публикации Методы исследования развития — 909

Поскольку развитие является непрерывным динамическим процессом, изучение развития — по контрасту с другими типами исследования — часто концентрируется на изменениях, происходящих со временем. Как же исследователи получают данные о происходящих со временем изменениях? Существует три общих подхода, что иллюстрируется рис. 1.2.

Лонгитюдный метод.Данный метод предполагает изучение одних и тех же индивидуумов в разные моменты их жизни. Исследователи могут строить кривые роста или научения в таких областях, как речевое развитие, когнитивное развитие или формирование физических навыков. За детьми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы определить, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают.

Исследователи могут очень подробно рассмотреть некоторые процессы развития, изучая индивидов каждую неделю или даже каждый день. К примеру, при изучении речевого развития на 2-м году жизни наблюдение за небольшой группой детей проводится раз в неделю с целью получения детальной картины процесса. Вместе с тем, лонгитюд применяется для изучения изменений, происходящих за многие годы. Самый выдающийся пример его использования — классическое исследование ʼʼодаренныхʼʼ детей, предпринятое Льюисом Терманом (1877-1956) в начале 20-х годов XX века, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ продолжается до сих пор.
Размещено на реф.рф
Результаты работы Термана для различных возрастных групп обсуждаются несколько раз в дальнейших главах этой книги.

Тем не менее у лонгитюдных исследований есть и отрицательные стороны. К примеру, при изучении интеллекта участники могут знать предлагаемые им тесты либо натренироваться в их решении и продемонстрировать прогресс, совершенно не связанный с их непосредственным развитием. Вместе с тем, в практическом отношении существует очевидное ограничение относительно того, сколько таких исследований ученый может провести в процессе своей жизни. Лонгитюд-ные исследования требуют значительных временных затрат как со стороны ученых, так и со стороны испытуемых.

Глава 1. Перспективы и методы исследования 41

Рис. 1.2. Сравнение базовых методов исследования развития. Основные методы исследования: лонгитюдный, поперечных срезов и комбинированный (ко-гортно-последовательный). Диагональные ряды (см. нижний ряд, выделœенный темно-серым цветом) символизируют лонгитюдные исследования, а вертикальные колонки (см. вертикальную колонку, выделœенную средне-серым цветом) -исследования при помощи метода поперечных срезов. Весь рисунок представляет собой когортно-последовательный метод, на котором показаны четыре возрастные когорты, изучаемые в четырех различных точках жизненного пути

Другой проблемой, связанной с методом лонгитюда, является потенциальная возможность искажения. Первоначально исследователи выделяют выборку, являющуюся репрезентативной для интересующей их популяции. По мере продолжения исследования участники могут заболевать, уходить на каникулы, менять место жительства или иным способом прекращать участие в проекте, и, следовательно, оставшиеся участники больше не являются репрезентативными начальной Целœевой популяции. К примеру, изучение личностных изменений может привести к искажению данных из-за того, что испытуемые, участвующие в лонгитюдном исследовании до его окончания, обычно обнаруживают устойчивые тенденции к сотрудничеству и эмоциональной стабильности, что приводит исследователœей к мысли, что людям свойственно с возрастом становиться более склонными к сотрудничеству и стабильными. Подобным образом, участники лонгитюдных исследований бывают здоровее, богаче и умнее, чем их сверстники.

42 Часть I. Начало

Ученые тоже могут переехать, потерять интерес к проблеме, наконец, умереть, в случае если исследование длится достаточно долго. К примеру, Терман умер в 50-е годы XX века, хотя его исследование продолжается и сегодня. Некоторые исследования личности, начатые в 1920-х и 1930-х годах, также продолжались после смерти их авторов. Среди них: исследование личности университета Беркли, начатое в 1928 году с 8- и 10-летними детьми и продолжившееся до 1990-х годов, и изучение личности взрослых, предпринятое Гарвардской медицинской школой (Brooks-Gunn, Berlin, Leventhal & Fuligni, 2000). В любом долговременном лонгитюдном проекте исходные цели и методы работы могут отстать от современных потребностей и достижений науки. Часто бывает довольно трудно включить в работу новые появившиеся подходы, продолжая при этом получать данные, сравнимые с полученными ранее результатами.

Тем не менее благодаря лонгитюдным исследованиям можно получить детальную информацию об изменениях индивидуального развития, которую невозможно получить другими способами, и в связи с этим они остаются популярным научным методом. Как отмечали Джин Брукс-Ганн и ее коллеги (Brooks-Gunn, Berlin, Leventhal & Fuligni, 2000), после многолетнего перерыва сейчас только в США разворачиваются несколько новых крупномасштабных лонгитюдных проектов. Οʜᴎ охватывают такие сферы, как оценка преимуществ раннего развития, условия жизни детей в ʼʼнеблагополучныхʼʼ семьях, влияние динамики семейного дохода на развитие ребенка, воздействие реформ системы социального обеспечения и многие другие.

Метод поперечных срезов.При использовании метода поперечных срезоводновременно сравниваются группы испытуемых разного возраста. Несмотря на то что при помощи такого подхода невозможно оценить индивидуальное развитие, по сравнению с лонгитюдным исследованием оно является более коротким, обходится дешевле и в большей степени поддается управлению. Примером применения метода поперечных срезов может служить исследование понимания диалогов с элементами сарказма третьеклассниками, шестиклассниками и взрослыми (Capelli, Nakagawa & Madden, 1990). На основании анализа того, чему испытуемые уделяли внимание, исследователи сделали выводы, что маленькие дети имеют тенденцию не замечать признаков сарказма у собеседника, к примеру, когда ситуация противоречит тому, что он говорит, или когда собеседник просто использует измененный тон голоса. Другими словами, понимание сарказма непосредственно зависит от уровня мышления человека и владения им языком.

Метод поперечных срезов предъявляет жесткие требования к формированию выборки испытуемых, чтобы гарантировать, что полученные результаты обусловлены именно различиями в уровне развития, а не различиями другой природы. К примеру, исследования интеллекта взрослых и его изменений, связанных со старением, с самого начала натолкнулись на проблемы сопоставимости выборок. Можно ли считать, к примеру, что выборка 70-летних людей по состоянию здоровья, уровню образования, культурной и этнической принадлежности, социально-экономическому статусу практически не отличается от выборки 30-летних? Такие факторы, как здравоохранение и образование за последние несколько десятилетий претерпели значительные изменения. В этой связи взятые в различные периоды времени взрослые люди разных возрастов вряд ли составят сопоставимую выборку. Образование значительно увеличивает количество баллов, полу-

Глава 1. Перспективы и методы исследования 43

чаемых индивидом по шкале коэффициента интеллекта (IQ), а образование 70-летнего человека, который начал получать его в серединœе 1930-х годов, и образование 30-летнего человека, приступившего к нему в конце 1970-х, во многом сильно отличаются. Такие различия называются эффектами когорты.Мы могли бы сказать, что когорта 30-летних во многом сильно отличается от когорты 70-летних. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эффекты когорты приводят к затруднению интерпретацииполученных результатов (неопределœенности). Исследователь не может с уверенностью сказать, чем — уровнем развития или историческими факторами — обусловлены полученные им различия или тенденции. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исследования изменений уровня интеллекта в ходе жизненного пути взрослого человека, проводимые ранее, показали сильно преувеличенный уклон в сторону поздней взрослости (см. главу 17).

Тем не менее исследование при помощи метода поперечных срезов, проведенное среди групп людей, отделœенных друг от друга меньшей разницей в возрасте, лишь в незначительной степени подвержено эффектам когорты, в случае если вообще можно говорить о наличии таких эффектов в данном случае. Образование и исторические факторы обычно изменяются всœе же относительно медленно, в связи с этим данные, полученные, к примеру, при сравнении 4-летних, 6-летних и 8-летних детей, вряд ли будут искажены вмешательством исторических факторов. В последующих главах читатели встретятся с многочисленными примерами исследований этого типа.

Когортно-последовательный (комбинированный) метод.В силу наличия ограничений в каждом из описанных выше подходов сегодня исследователи всœе больше склоняются к использованию комбинации этих двух методов, которая принято называть когортно-последовательным методом.Так, исследователь может начать изучение группы 4-летних детей, группы 8-летних детей и группы 12-летних подростков и изучать каждую когорту раз в два года в течение 8 лет. После этого бывают сделаны сравнения как с позиций лонгитюдного метода, так и с позиций метода поперечных срезов. Примеры использования этого подхода также можно обнаружить в последующих главах книги.

referatwork.ru