Основные функции философии в обществе – 2.Функции философии и её роль в обществе

2.Функции философии и её роль в обществе

В науке под функцией (лат. functio — исполнение) понимают внешнее проявление свойств того или иного объекта в данной системе отношений. Указать на функции философии — значит определить ее место и роль в общественной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности.

Мировоззренческая функция философии занимает центральное положение в ряду других. Обусловлено это прежде всего тем, что сама философия — тип мировоззрения и как таковая включает в себя целостную совокупность знаний и представлений человека об объективном мире и своем месте в нем. Последнее означает, что люди на основе достоверного знания законов природного и социального развития, его общих принципов формируют свои собственные убеждения в социальной, экономической, политической, нравственной, религиозной, научной, эстетической областях, в сфере профессиональной и иной деятельности.

Следовательно, мировоззренческая функция философии несет с собой огромный потенциал рациональности, она отличается не ангажированным широким и многосторонним охватом действительности. И именно в силу этого опора на разум и свободу позволяет человеку само¬стоятельно формулировать свое жизненное кредо, то есть веру и следовать ей в своем социаль¬ном поведении и личных поступках. Чем демократичнее общество и государство, тем больше создается реальных возможностей для осуществления свободного выбора граждан.

Гносеологическая функция философии призвана обес¬печить уяснение сложных взаимоотношений, складываю¬щихся между субъектами и объектами в процессе позна¬вательной деятельности. Ее область — отношения по-знающего и познаваемого, истина как таковая и ее крите¬рии. Поскольку речь идет преимущественно о сложных вопросах философской теории и о познавательном про¬цессе, данная функция философии определяется как те-оретико-познавательная. Каково ее более конкретное содержание?

Оно касается прежде всего вопроса о том, познаваем ли мир. Одна из актуальных теоретико-познавательных проблем состоит в достижении оптимального сочетания возможностей философии как общей теории и методологии и данных частных наук, как естественных, так и общественных. Используя такие данные, философия синтезирует их и одновременно корректирует собственные выводы, благодаря чему знание о мире становится богаче, адекватнее отражает его реальности.

Данная философская функция реализуется двумя пу¬тями. Первый из них рационалистический (лат. rationalis — разумный), другой — эмпирический (гр. empeiria — опыт). Рационалисты возвышают в познании разум, недооценивая опыт и опытное знание. Эмпирики, напротив, абсолютизируют в познавательных возможностях человека роль опыта, эксперимента, игнорируя абстрагирующие возможности человеческого ума, интеллекта. В открытой форме рационализму противостоит иррационализм (лат. irrationalis — неразумный), делающий в познании ставку на интуицию субъекта, его инстинкты, «натуру».

Таким образом, гносеология, или философская теория познания, включает различные подходы к познавательному процессу, которые нуждаются в специальном рассмотрении и квалифицированной оценке.

Методологическая функция философии также связана с познанием, но только с точки зрения применения в нем определенных методов (способов, средств, приемов, в общем плане — принципов), позволяющих получить познающим субъектом искомые результаты, сведения об объекте.

Природа метода познания носит двойственный характер. Он субъективен, поскольку применяется человеком (обществом) сознательно, в соответствии с его выбором, явно выраженной волей. Одновременно метод объективен, поскольку не носит произвольного характера: любой метод избирается и применяется с обязательным учетом особенностей конкретного объекта исследования. Следовательно, метод познания субъективен по своему носителю и объективен по своему содержанию.

Область философской методологии — творческая лаборатория, где результаты познания заранее не предопределены. Аксиологическая функция философии также весьма полезна и важна как для теории, так и практики. Она опе¬рирует ценностями, которые присущи явлениям объек¬тивного мира не по самой их природе, а в силу того, что они стали неотъемлемой составной частью обществен¬ной практики, бытия человека, например его призвание, долг, смысл жизни, благородство и т. п., а также их анти¬поды, антиценности — зло, корысть, бесчестие и др.

Аксиологической функции философии присущи свои очевидные гуманистические, воспитательные и образо¬вательные (педагогические) аспекты. От того, каким цен¬ностям следуют в своей массе люди, особенно молодое, подрастающее поколение, в значительной степени за¬висит характер общества, в котором они живут, и то, что их ожидает в будущем. Как полагал видный русский исто¬рик академик В. О. Ключевский (1841-1911 гг.), у каждого поколения «могут быть свои идеалы, у моего свои, у ваше¬го другие, но жалко то поколение, у которого нет никаких».

Интегрирующая функция философии заключается в ее имманентной способности объединять, синтезировать знания, добытые частными науками в целях получения более общего знания, освобожденного от деталей, под-робностей, носящих непринципиальный, временный и местный характер. Тем самым достоинства конкретного анализа действительности подкрепляются и обогащают¬ся преимуществами теоретического абстрагирования, что расширяет, горизонты науки, ускоряет ее прогресс. Данная функция существенно важна для развития всей духовной сферы, а также углубленного познания соци¬альных и политических отношений и процессов. Привне¬сение в их анализ достижений философского синтеза по¬зволяет более глубоко и всесторонне исследовать дей¬ствие законов общественного развития, соотношение в нем необходимого и случайного, объективного и субъек-тивного, формационных и общецивилизационных факто¬ров и др.

Таковы основные функции философии, в них находит свое проявление ее непреходящее значение и неоцени¬мая роль в изучении и развитии общества и самого чело¬века, всего того, что связано с деятельностью в области просвещения и нравственности, науки и культуры, позна¬нием и преобразованием действительности.

studfiles.net

2.Основные вопросы философии. Функции философии в обществе.

Основной вопрос философии — вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или сознание — и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

Своеобразие философииво многом зависит от формулировки основного ее вопроса. Представления о содержании такого вопроса у философов различаются:Сократ: вопрос морали. Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же — это нечто вторичное и даже несущественноеСредние века: соотношение веры и разума.Новое время (17 в):разделения наук : гуманитарные, математические, физические

Вт.пол 19в. : все философские вопросы не нужны, наука все решаетТак, Ф. Бэкон выделял в философии как основной — вопрос о расширении могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего мира и внедрению знания в практику.Р. Декарт и Б. Спиноза в качестве основного вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней природой и совершенствования человеческой природы.К. А. Гельвеций основным вопросом считал вопрос о сущности человеческого счастья.Ж.-Ж. Руссо такой вопрос сводил к вопросу о социальном неравенстве и путях его преодоления.И. Кант считал основным в философии вопрос о том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем.Для известного российского философа С. Л. Франка такой вопрос звучал так: что такое человек и каково его истинное назначение. Последовательное решение основного вопроса философии возможно лишь при учете обеих его сторон. Философы, образовавшие лагерь материализма, признавали первичным материю, бытие и вторичным — сознание и считали сознание результатом воздействия на него объективно существующего внешнего мира.Философы, составившие лагерь идеализма, принимали за первичное идею, сознание, рассматривая их как единственно достоверную реальность. Поэтому, с их т. зр., познание не является отражением материального бытия, а есть лишь постижение самого сознания в форме самопознания, анализа ощущений, понятий, познания абсолютной идеи, мировой воли и т.п. (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель , Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант )

Промежуточную, непоследовательную позицию в решении основного вопроса философии занимали дуализм, агностицизм. Некоторые философы рассматривают материю и сознание как два равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие.

Только марксистская философия дала всестороннее диалектико-материалистическое, научно обоснованное решение основного вопроса философии. Первичность материи она видит в том, что:

1) материя является источником сознания, а сознание — отражает материи;

2) сознание — результат длительного процесса развития материального мира;

3) сознание есть свойство и функция высокоорганизованной материи — головного мозга;

4) существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи;

5) сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

6) сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.

Отмечая абсолютную противоположность материи и сознания лишь в пределах основного вопроса философии, марксизм-ленинизм одновременно указывает на их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи производным от материального бытия, сознание обладает относительной самостоятельностью в своем развитии и оказывает обратное активное воздействие на материальный мир, содействуя его практическому освоению и преобразованию.

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.Материалисты исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в решении вопроса о познаваемости мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности человека в зависимость от Бога или потусторонних сил.Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками.

Многообразие типов и форм философствования, складывающихся на основе сочетания разных подходов к осмыслению явлений и процессов окружающего мира, помогает отыскивать ответы на многочисленные вопросы мировоззренческого, методологического и практического характера. Это превращает философию в систему знаний, полезных для решения как общественных, так и индивидуально-личностных задач. Обретение философией такого статуса делает необходимым ее изучение каждым образованным человеком. Ибо его жизненный успех интеллектуала проблематичен без приобщения к ней.

studfiles.net

1. Предмет философии, ее функции и роль в обществе.

Термин философия был дан Пифогором, означает любовь, почитание мудрости. Философия; ее предметом выступает объяснение наиболее общих законов развития природы, общества и мышления. Основными проблемами философского знания выступает проблема субстанции. В эпицентре философской проблематики лежат вопросы изучения природы, познания и сознания , т.е. субстанции. Функции философии: выступая предельно обобщенной формой знания, в теоретической форме познающая сущность вещей и процессов философия реализует на этом пути ряд задач, т.е. функций, соотношения ее проблематики. Главными из них выступают онтологическая, мировоззренческая, методологическая, прогностическая. Онтологическая функция ставит целью объяснение сущности процессов, происходящих в окружающих нас действительности. Выходя на предельные в теоретическом отношении уровни понимания этих процессов. При этом философия учитывает опыт и информацию целого комплекса частных наук, где каждая из них освещает тот или иной аспект данного процесса или явления. Философия обобщает информацию о предмете, аккумулирует ее в предельных характеристиках объекта, включая последний в более общую систему фрагментов мировоззрения.

Мировоззренческая являясь формой научного знания философия не отрицает важность чувственных аспектов, но решающее значение придает теоретическое освоению мира являясь формой теоретического сознания философия вооружает общество предельными исчерпывающими сущность явлений знаниями, дает возможность формировать систему истинного научного знания о мире в целом и о каждом его элементе. При этом философия выражает общую тенденцию развития науки. От мифологического мировоззрения, которое воспринимает мир в целом, но не точно, через процесс дробления науки на частные дисциплины, изучающие мир. Фрагментом, к объединению их в единое русло в рамках философского целостного, но уже научного мировоззрения.

Методологическая функция: Философия является не только наукой , но и методом (способом) освоения и понимания мира. Она указывает частным наукам в каком направлении и каким образом осуществляется познание мира, вооружая частные науки перспективным видом научных поисков, давая им общую основу в объяснении мира: метафизика, софистика, эклектика, диалектика. В настоящее время отдельные философы выделяют концепцию объяснения мира как хаотического образования. В качестве аксеологической функции философия дает возможность обществу формировать систему идеалов, арентирующих науку на достойную ее внимания проблематику и цели, выделяя в этой системе наиболее существенных из них.

2. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы

Философия – один из типов мировоззрения. Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей. Компоненты мировоззрения: a)Познавательный (цельные знания). b) Ценностно-нормативный (способность тех или иных вещей удовлетворять определённым потребностям человека). c) Эмоционально-волевой: (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям;- переживания; — привычки и убеждения). d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях). Мировоззрение функционирует на двух уровнях: Обыденно(жизненно)-практический. Теоретический. Исторические типы мировоззрения: 1)Мифологическое; 2)Религиозное; 3) Философское: Особенностью мифологии является попытка целостного восприятия мира в образах. Религиозное мировоззрение, его особенность – попытка найти источник возникновения и существования мира во вне т.е. в боге, в сверхъестественном. Возлагая ответственность за судьбы мира на бога, человек выходит на более высокий уровень. Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу(миф) приходит логос или разум. Философия возникла (Пифагор), когда появилась необходимость в рациональном понимании мира ( понимания с позиции знания). У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки. Философия – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Философия характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для философии характерена всеобщность, субстанционализм (стремление объяснить любые явления из рациональных средств без сверхестественного) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу).

3. Структура философского знания, основные разделы философии и их проблематика.

В различных философских направлениях и учениях систе­ма философского знания структурируется весьма заметно раз­личными способами. Однако некий инвариант наблюдается также достаточно определенно. Философское знание включает в себя несколько крупных разделов, каждый из которых имеет свой относительно самостоятельный предмет:

историко-философский — содержит определенную трак­товку возникновения и развития философии как формы общес­твенного сознания, историю формирования ее предмета и спо­собов философствования на материале конкретных, наиболее оригинальных философских школ и течений;

онтология — учение о бытии, основных формах существо­вания природной, социальной и духовной реальности, содер­жании категориальной системы и наиболее общих законов, воспроизводящих ее структуру и динамику;

философская антропология — учение о человеческом бы­тии, о человеке как носителе сознания и субъекте творческой преобразующей деятельности;

гносеология (теория познания) — содержит определенную трактовку предпосылок и сущности, возможностей и путей че­ловеческого познания, отношения знания к реальности и усло­вий его истинности;

социальная философия — отражает структуру, законы функционирования и развития общества как целостной само­развивающейся системы.

Структура философского знания не является застывшим об­разованием, ее развитие отражает не только внутреннюю логи­ку философских проблем, но и динамику их социальной значи­мости. Структурообразующим ядром философского знания яв­ляется онтология, которая в более или менее широком изложе­нии присутствует во всех философских системах. С ней явно или неявно связаны другие элементы системы, выражающие представления социальной философии, философии культуры, философии науки, философии права, философии политики, философии искусства и др. Их соотношение с онтологией мож­но показать на схеме, называемой «философская ромашка».

Система философского знания динамична. Подобно тому, как ранее от нее отпочковался ряд естественных и гуманитар­ных наук (механика, физика, химия, биология, логика, этика, эстетика и др.), в настоящее время в самостоятельные области знания выделились науковедение и методология науки.

Структура: 1)миропоним-е(интелл-ая часть мировоззрения, основ-но на данных фундам-х наук) 2)мировоспр-е (осознан мира в виде образов и представ-й) 3)мироощущ-е (осоз-е мира на базе непосредств-х ощущ-й).

studfiles.net

Функции философии и её роль в жизни общества.

Какое место занимает философия или какова её роль в жизни общества? Для того, чтобы ответить на этот вопрос следует узнать какие функции она выполняет. В науке под функцией (лат. functio — исполнение) понимают внешнее проявление свойств того или иного объекта в данной системе отношений. Указать на функции философии — значит определить ее место и роль в общественной жизни, значение для развития науки и культуры, практической деятельности. Великий немецкий философ Г. Гегель назвал философию квинтэссенцией духовной жизни человека. Что обеспечивает ей такую важную роль и какие функции в жизни человека и общества она выполняет?

Во-первых, философия выступает как мировоззрение, т.е. это система взглядов и знаний, дающая целостное понимание мира и места человека в нем. При этом она опирается на науку и сама оказывает на нее активное влияние. Естественно, чем более научный, философичный характер носит мировоззрение, тем сильнее и увереннее чувствует себя человек, тем богаче его взаимоотношения с миром, тем легче ему ориентироваться в нем, правильно понимать и оценивать события.

Во-вторых, философия выполняет гносеологическую функцию. Она изучает сущность познавательного процесса, его общий механизм, возможности и границы познания. Важнейшей проблемой познания является отношение знания и реальности, тесно связанные с ним вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и т.д. Философия помогает в решении этих проблем.

В-третьих, философия выполняет аксиологическую функцию. Она исследует духовные ценности и их соотношение с миром реальности. Что именно человек или общество понимает под духовными ценностями, как они формируются, изменяются, от чего зависят системы ценностей, какое влияние они оказывают на поведение человека, на отношения в обществе — эти вопросы по-разному решают разные философские теории. Их задавали люди с тех пор, как только почувствовали себя существами разумными, но именно философский анализ этих проблем сыграл огромную роль в том, что общечеловеческие ценности, а не классовые, клановые или национальные все чаще приобретают первостепенное значение не только в сознании людей, но и в политике государств.

В-четвертых, философия выступает как методология научного познания мира, убедительно доказывая, что существует необходимость взаимообмена между философией и специальными науками, философией и другими видами общественной практики. Часто именно философское осмысление дает основу, открывает способ познания неведомого. Не случайно английский философ Ф. Бэкон сравнивал метод с фонарем, который освещает путнику дорогу в тумане. Многие современные научные концепции были выдвинуты впервые философией: концепция атомизма, идеи детерминизма, рефлексии, развития. Для современной науки очень важными являются вопросы разработки логического аппарата, типов и способов построения научной теории, соотношения эмпирического и теоретического уровней познания, которыми занимается современная философия. Философский анализ необходим и для того, чтобы осмыслить новые принципиальные научные факты и выводы из них, чтобы выработать правильную научную стратегию в разработке отдельных научных направлений. Во всех случаях философия выступает как метод исследования, то есть основной способ, научное основание изучение.

Философия выполняет еще целый ряд функций. Онтологическую — она является учением о бытии, его формах и способах. Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог. Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», т.е. в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеке, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такие мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

students-library.com

8. Основные функции философии в обществе и значение философского образования.

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе. Мировоззрение по своей форме может быть: мифологическим, религиозным, философским.

Гносеологическая функция. С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

Методологическая функция. Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Информационно-коммуникативная функция. Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Ценностно-ориентирующая функция. Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

Критическая функция. С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Интегрирующая функция. Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему, вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию. Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.

Идеологическая функция. В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества, т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.

Воспитательная функция. Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.

Прогностическая функция. Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

Проектировочная функция. С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы. Такое воздействие для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая совместно с другими науками призвана разрабатывать наиболее общие принципы и нормы, составляющие нормативный каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации экономического пространства. В более узком плане проектировочная функция философии реализуется в формировании образцов познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.

Философия образования – область философского знания, имеющего своим предметом образование. Ведет отсчет своей истории в качестве отдельной дисциплины с начала XX века.

studfiles.net

4. Философия и наука. Роль философии в обществе, ее основные функции

Прежде всего, дадим рабочее определение науки. Это исторически развивающаяся система знаний, претендующая на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Философию с наукой сближает стремление теоретически обосновать свои положения, т.е. доказать их, выразить логически, в систематической форме, при помощи категорий. Однако есть и различия. Специальные (частные, конкретные) науки заняты изучением определенных видов бытия, областей (сфер) явлений; их предмет рассмотрения — соответствующий фрагмент действительности. Философия же познает самые общие закономерности, связи и отношения в системе “человек – мир”, т.е. рассматривает мир как целое и взятый не сам по себе, а под углом субъект-объектных отношений. Отсюда вытекает и второе отличие. Наука “имеет дело” с фрагментом действительности как таковым, вне человеческих целей, оценок и интересов. Наука — объективна, научный результат носит безличный характер. Закон Ома, теорема Пифагора неиндивидуальны (надындивидуальны), несмотря на то, что они носят имена ученых, которые их сформулировали. Иное дело — использование научных результатов; оно, как показала история человечества, может быть как во благо людям, так и во зло, вступая в противоречие с общечеловеческими ценностями (например, в областях ядерной физики, генетики, химии, психиатрии, кибернетики и т.д.). Это доказывает необходимость учета возможных последствий использования научных разработок. На философских трудах всегда лежит отпечаток личности философа: особенности его отношения к миру и себе самому, его склонности, его вкусы, переживания… Философия для человека начинается с потребности в глубоком личном осмыслении его отношений с миром, связанном с не менее глубоким переживанием. Философия объективна, так как учитывает объективные законы развития мира, но она и субъективна, субъектна, персональна, связана с эмоциями, верой, сомнениями, надеждой… А.Ф.Лосев, рассуждая о философии в своем письме к А.А.Мейеру, полушутливо и очень эмоционально писал: “Какая же это наука? Для науки — слишком художественно (вернее, расхлябанно), для искусства — слишком научно (вернее, просто скучно). Для теории — слишком жизненно, для жизни — слишком головная штука.”1В конце концов А.Ф.Лосев приходит уже к совершенно серьезному выводу о том, что для него философия — это и наука, и мудрость, и внутренняя жизнь.

Вопрос о роли философии, о ее функциях так же дискуссионен, как и вопрос о ее предмете. В популярной форме, демонстрируя свое чувство юмора пишет о роли философии А.В.Перцев. Можно не соглашаться с определенными идеями ученого, но некоторые выводы заслуживают внимания. Как пишет А.В.Перцев, “обычного человека мысль посещает не тогда, когда этого хочет он, а тогда, когда этого хочет мысль. Философ обладает искусством вызывать мысли, а не ждет, пока они сами решат прийти ему в голову. Во-вторых, обычного человека мысль, пришедшая ему в голову, ведет за собой туда, куда захочет. Философ, в отличие от этого, может направлять тече­ние своей мысли. <…> Философ долгое время тренировался в понимании сложнейших мыслей. Тот, кто хотя бы однажды понял что-то в рассуждениях Канта или Гегеля, легко поймет любого из своих современников. Больше того, он очень многое может понять заранее. <…>Именно философ, зная основные законы человеческого мышления и действия, общие принципы организации человеческих сообществ, может моментально сориентироваться в новой среде. У него всегда новый, свежий взгляд на вещи, потому что он — мастер проводить аналогии и использовать весь опыт мышления, накопленный человечеством за двадцать шесть веков”. А главной задачей философии является “налаживание в обществе таких отношений, которые действительно будут служить жизни, жизни человеческой во всем ее многообразии и великолепии, в лучших ее проявлениях, сбереженных культурной традицией <…>”1.

Можно согласиться с Л.П.Буевой, которая пишет: “Философское отношение к миру — это способ включения человека в мир, но в то же время это может быть и способ ухода из мира, потому что философия дает нам не только решения вопросов бытия, действования в мире, но она нам дает также и возможность уйти, закрыться от мира, уйти в размышления, построить себе иллюзорный, возможно более фетишистский мир.”2

Какие же функции философии можно отнести к основным? Прежде всего, мировоззренческую функцию. Обобщая передовые достижения наук о природе, обществе, человеке, философия помогает создать более совершенную целостную картину мира. Философия помогает человеку осмыслить (внести смысл в) свою жизнь, развить себя духовно.

Философия выполняет и методологическую функцию. Обобщая совокупный познавательный опыт человечества, философия дает частным наукам общий метод познания явлений и процессов в области природы или общества, формулирует исходные принципы познания (например, принцип единства и развития мира), координирует методы частных наук, преодолевает их разобщенность. Частные науки, кроме прикладных исследований, занимаются решением фундаментальных теоретических проблем, каждая в своей области (есть выражение “фундаментальные научные исследования”), однако при этом они ограничены методами, которые используются в соответствующей науке или в пограничных науках. Для изучения глубинных основ данных наук, для анализа их развития и его перспектив, их взаимосвязей, их места в комплексе естественнонаучного, социального и другого знания, нужно выйти за границы частных наук и обратиться за помощью к философии. Так и возникли дисциплины “философские вопросы математики”, “философские вопросы физики”, “философские вопросы биологии”, “философские вопросы химии”, “философия техники” и др.

Выполняя гносеологическую функцию, философия занимается выявлением закономерностей возникновения и развития познания.

Философия выполняет и преобразовательную функцию. Философы зачастую создают свои системы не только как знание о сущем, но и как знание о должном, критически относясь к современной им действительности и выдвигая проекты ее изменения наилучшим, с их точки зрения, способом, сообразуясь с идеальной (в их понимании) системой ценностей. Философия нацеливает человека на постоянное самосовершенствование.

Философия выполняет и аксиологическую функцию. Она обосновывает ценностные нормы и идеалы, способствует формированию у человека представлений об оценках и ценностях бытия, разрабатывает нравственные и эстетические ориентиры.

Стремясь осуществить преобразовательную функцию, философы нередко погружаются в политику и не пренебрегают возможностью проявить себя в ней. Еще древнегреческий философ Платон мечтал о том, что в идеальном государстве правителями будут именно философы. Однако другие философы, не без оснований, ставят под сомнение необходимость такого участия, считая, что тем самым свобода философствования будет ограничена классовыми или национальными интересами. И.Кант писал, что не ожидает, что короли начнут философствовать или философы станут королями. С его точки зрения, обладание властью неизбежно искажает свободное суждение разума. Но короли не должны допустить, чтобы философы умолкли.

11Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм /В.И.Ленин //Полн. собр. соч. – М., 1961. — Т.18. — С.131.

22Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций /В.Г.Горбачев. – М., 1998. – С.110-111.

11Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учеб. для студ. и асп. нефилософск. спец. /С.Э.Крапивенский. – Волгоград, 1998. – С.20.

1

1

11Перцев А.В. Философия как веселая наука /А.В.Перцев //Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. — 2000. — №3. — С.32-35.

22Буева Л.П. Философия как отношение человека к миру /Л.П.Буева //Философское сознание: драматизм обновления. — М.,1991. — С.154.

studfiles.net

6. Функции философии в обществе и ее роль в духовн. развитии человека

6. Функции философии в обществе и ее роль в духовном развитии человека.

Философия— это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия.

Роль философии в обществе проявляется через осуществление определенных функций (лат. functio — исполнение, назначение, роль).

Осуществление нижеперечисленных функций определяет роль философии в жизни человеческого общества:

  1. Мировоззренческая функциясостоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия – это эпоха, схваченная в мыслях.

  2. Культурологическая функцияфилософии состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры — наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.

  3. Социальная функциянаправлена на рассмотрение общих законов общественного развития. Теоретическое разрешение этих вопросов определяет место и роль человека в обществе, наиболее общие ориентиры его деятельности.

  4. Методологическая функцияфилософии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.

    Методология

    Учение о системе понятий и методах исследования.

    Диалектика

    (греч. — искусство спорить)

    Метод аргументации, имеющий своим предметом противоречие.

    Диалектика ориентирует на выявление фундаментальных противоречий бытия и познания, радикальных (революционных) форм осуществления преобразований.

    Метафизика. (греч. — то, что после физики)

    Учение о сверхчувственных принципах и началах бытия.

    Понятие «Метафизика» обозначает противоположный диалектике филос. метод, отрицающий качеств. саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.

  5. Интеграционная функцияфилософии состоит в том, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

  6. Познавательная функциясвязана с формированием культуры мыслительной деятельности, развитием ума. Заключается в том, что философия выявляет наиболее общие идеи, представления, на которых базируется та или иная конкретная культура или жизнь людей в целом. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них занимают философские категории, к которым относят такие универсальные понятия, как: бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, изменение, различие, причина — следствие, случайное — необходимое, часть — целое, элемент — структура.

Ни один ученый, будь он историк, естествоиспытатель, экономист, литературовед, не может обойтись без этих понятий. Эти понятия приложимы не к одной какой-то области, а к любым явлениям. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры.

Функции философии в соответствии с разделами Философии, исследующими разные стороны взаимодействия мира и человека:

Разделы Философии

Функции

Предмет изучения

Аспект основного вопроса философии

Онтология

Учение о мире или бытии.

Объективная реальность

Что такое бытие? Какова сущность мира?

Как возможен человек с его сознанием в этом мире?

Антропология

Учение о человеке

Субъект (человек)

Как соотносятся индивидуальное сознание и бытие природы и общества?

Гносеология

Теория познания

Познавательное отношение

Можно ли познать мир?

Как возможно адекватное познание?

Логика

«наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения»

Законы человеческого мышления

Как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления?

Этика

Учение, предметом которого является мораль.

Общение.

Центральная проблема – Добро и Зло.

Что есть Добро и Зло?

Как возможно нравственное общение?

Аксиология

Учение о ценностях.

Ценностно-ориентационная деятельность

Как возможна реализация ценностей, ключевых жизненных смыслов человека ?

Эстетика

Эстетика — это наука, целью которой является осознание и объяснение красоты.

Эстетическое освоение мира.

Основным предметом изучения является весь спектр чувств — возвышенное, прекрасное.

Как возможна деятельность по законам красоты?

Праксеология

Человеческое действие.

Преобразование

Как возможно эффективное преобразование мира?

Социальная

философия

Учение об обществе.

Субъект (общество)

Как соотносятся общественное сознание и общественное бытие?

Философия– это то, что отличает человека от животного.Животные, не философствуют. Как и человек, они смертны, их представление о мире тоже несовершенно, но они не сознают этого. Они не сознают своего существования и своей конечности. Способность сознавать своё существование, свою конечность и своё несовершенство – основа и источник философии. Сознание конечности своего существования – это и знание о своей смертности. Сознание неизбежности смерти побуждает задуматься о “смысле” жизни, о важном и существенном в ней, о том, что будет “после смерти” или “после жизни”.

Философия – это стремление человека, как разумного, мыслящего существа, преодолеть свою конечность, свою ограниченность и смертность, своё несовершенство, и постичь абсолютное, совершенное, вечное и бесконечное.

studfiles.net