Основные черты общества – «Общество как социальная система. План 1.Общее понятие системы 2.Характерные черты общества как системы 3.Основные типы общества и его структурные компоненты.». Скачать бесплатно и без регистрации.

12. Определение понятия «общество». Основные признаки общества

Понятие «общество»
употребляется в узком и широком смысле.
В узком смысле под обществом понимают
группу людей (организацию), объединенных
по каким-либо признакам (интересам,
потребностям, ценностям и т. д.), например
общество книголюбов, общество охотников,
общество ветеранов войны и т. д.

В широком смысле под обществом
понимается совокупность всех способов
взаимодействия и форм объединения людей
на определенной территории, в рамках
единой страны, единого государства.
Однако надо иметь в виду, что общество
возникло задолго до появления государства.
Поэтому племенное (или родовое) общество
существует в условиях отсутствия страны
и государства.

Общество — это исторически
сложившаяся на определенной территории
система отношений и форм жизнедеятельности
людей.
 Общество
состоит из отдельных индивидов, но не
сводится к их сумме. Это системное
образование, представляющее собой
целостный, саморазвивающийся социальный
организм. Системность общества
обеспечивается особым способом
взаимодействия и взаимозависимости
его частей — социальных институтов,
социальных групп и отдельных индивидов.

Основные признаки общества

Основными признаками
общества являются: наличие общей
территории; наличие социальной структуры;
автономность и самодостаточность;
определенное социокультурное единство
(общность культуры).

Рассмотрим каждый из
перечисленных признаков.

1. Территория —
это определенное физическое пространство,
на котором складываются и развиваются
связи, отношения и взаимодействия между
индивидами и социальными общностями.
Территория с ее географическими и
климатическими условиями оказывает
существенное влияние на общественные
отношения, на способы и формы
жизнедеятельности людей, на обычаи,
традиции, ценностные ориентации,
культивируемые в обществе. Необходимо
иметь в виду, что территория не всегда
являлась одним из основных признаков
общества. Первобытное общество в поисках
пищи часто меняло-территорию своего
проживания. Но каждое современное
общество как бы навечно «прописано» на
своей исторической территории. Поэтому
потеря своей территории, своей исторической
родины является трагедией для каждого
человека, каждой социальной общности.

2. Социальная структура (от
лат. structura — строение) — совокупность
взаимосвязанных и взаимодействующих
социальных общностей, социальных
институтов и отношений между ними.

Социальная общность —
большая или малая социальная группа,
обладающая общими социальными признаками.
Например, рабочие, студенты, врачи,
пенсионеры, высший класс, средний класс,
бедные, богатые и т. д. Каждая социальная
общность занимает свое «индивидуальное»
место в социальной структуре, обладает
определенным социальным статусом и
выполняет присущие ей функции в обществе.
Например, основные функции рабочего
класса заключаются в производстве
промышленной продукции, функции
студенчества — в приобретении знаний
в той или иной области, функции политической
элиты — в политическом управлении
обществом и т. д. Отношения между
социальными общностями регулируются
социальными институтами.

Социальный институт —
исторически сложившиеся устойчивые
нормы, правила, способы организации
совместной деятельности в определенной
сфере общества. Наиболее значимыми с
точки зрения функционирования общества
являются: институты собственности,
государства, семьи, производства,
образования, культуры, религии. Каждый
социальный институт регулирует отношения
между социальными общностями и индивидами
в определенной сфере жизнедеятельности
общества. Например, институт семьи
регулирует семейно-брачные отношения,
институт государства — политические
отношения. Взаимодействуя между собой,
социальные институты создают единую
многофункциональную систему.

Социальные общности и
социальные институты поддерживают
разделение труда, осуществляют
социализацию индивида, обеспечивают
преемственность ценностей и норм
культуры, способствуют воспроизводству
социальных отношений в обществе.

Социальные отношения —
взаимоотношения между социальными
общностями и социальными институтами.
Характер этих отношений зависит от
положения, которое занимает та или иная
социальная общность в обществе, и от
функциональной значимости того или
иного социального института. Например,
в тоталитарном обществе институт
государства занимает доминирующее
положение и навязывает всем свою волю,
а господствующая элита преследует
прежде всего свои личные интересы,
попирая интересы других социальных
общностей. Социальные отношения обладают
относительной устойчивостью
(стабильностью). Они являются отражением
социального положения взаимодействующих
социальных общностей (расстановки
классовых сил) и изменяются по мере
изменения положения (социальных статусов)
тех или иных социальных общностей в
социальной структуре общества.

3. Автономность и
самодостаточность.
 Автономность
означает, что общество обладает
собственной территорией, собственной
историей, собственной системой управления.
Автономность — это также способность
общества создавать в рамках своей
функциональной системы относительно
прочные социальные связи и отношения,
способные интегрировать все входящие
в него социальные общности.

Самодостаточность —
способность общества к саморегуляции,
т. е. без вмешательства извне обеспечивать
функционирование всех жизненно важных
сфер, например воспроизводить численный
состав населения, социализировать
каждое новое поколение, обеспечивать
преемственность своей культуры,
удовлетворять материальные и духовные
потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность
общества — не абстрактные понятия. Если
общество не в состоянии удовлетворять
те или иные жизненно важные потребности
своих членов, то оно теряет свою
автономность и ему не избежать
нежелательного вмешательства извне.

4. Социокультурное
единство.
 Некоторые
исследователи данный признак обозначают
термином «общность культуры» . Однако
необходимо иметь в виду, что в сложных
социальных системах, состоящих из разных
этнических, конфессиональных и прочих
общностей (например, Россия, США и др.),
термин «общность культуры» не совсем
точно отражает исследуемое явление.
Поэтому, на наш взгляд, понятие
«социокультурное единство» является
более приемлемым в данном случае. Оно
значительно шире понятия «общность
культуры» и охватывает (объединяет)
общими для всего общества социальными
отношениями различные субкультуры и
интегрирует их в единое сообщество.
Основными факторами социокультурного
единства общества являются: общность
основных социальных институтов
(государства, семьи, образования, финансов
и т. д.), общность языка (в многонациональных
обществах, как правило, существует язык
межнационального общения — Россия,
Индия, США и др.), осознание принадлежности
людей к единому обществу (например, все
мы — россияне), единство основных
моральных ценностей и образцов поведения.

Социокультурное единство общества
обладает большой интегрирующей силой.
Оно способствует социализации каждого
нового поколения на основе общепринятых
ценностей, норм, правил поведения и
общественного самосознания.

13.Культура

Культура (лат.
cultura — возделывание, земледелие,
воспитание, почитание) — область
человеческой деятельности, связанная
с самовыражением (культ, подражание)
человека, проявлением его субъектности
(субъективности, характера, навыков,
умения и знаний). Именно поэтому всякая
культура имеет дополнительные
характеристики, т.к. связана как с
творчеством человека, так и повседневной
практикой, коммуникацией, отражением,
обобщением и его повседневной жизнью.
Культура является маркером и основой
цивилизаций и предметом изучения
культурологии. Культура не имеет
количественных критериев в численном
выражении. Доминанты или признаки
являются достаточными для отражения
признаков культуры. Наиболее часто
различают культуры в периодах изменчивости
доминантных маркеров: периодов и эпох,
способов производства, товарно-денежных
и производственных отношений, политических
систем правления, персоналий сфер
влияния и т.д.

Любая культура обязательно
должна включать в себя три основных
компонента: ценности,
нормы и средства передачи культурных
образцов.

Культурные
ценности
 представляют
собой свойства общественного предмета
удовлетворять определенным потребностям
индивидов. Проводя оценку различных
объектов окружающий среды, любой член
общества всегда соотносит эти объекты
с системой собственных потребностей,
суждений об их настоятельности и делает
попытки создания или приобретения этих
или новых ценностей. При этом члены
общества по-разному относятся к духовным
и материальным ценностям, исходя из
своих взглядов и потребностей. Каждый
индивид имеет собственную систему
ценностей, в которой могут преобладать
как духовные, так и материальные ценности.
В соответствии с этой системой ценностей
индивид стремится реализовывать свои
индивидуальные потребности. Вместе с
тем, в каждом обществе существует
некоторая обобщенная, достаточно
устойчивая или кристаллизованная
система ценностей, которая характеризует
основные потребности отдельных групп
населения.

Второй компонент культуры
— социальные
нормы
. Социальные
нормы — это общепризнанные правила,
образцы поведения, стандарты деятельности,
обеспечивающие упорядоченность,
устойчивость и стабильность социального
взаимодействия индивидов и групп.

Третий компонент культуры
представляет собой средства
передачи культурных образцов
,
с помощью которых культурные образцы
могут передаваться другим людям или
даже другим поколениям. Важно выделить
два основных средства передачи культурных
образцов, которые используются членами
общества: язык и символические
коммуникации. Под языком будем понимать
такое основное средство передачи
культурных образцов, при котором каждому
материальному или духовному объекту
окружающей среды должен присваиваться
определенный набор звуков, в отношении
которого существует договоренность в
данном обществе. Люди называют
определенными словами абсолютно все
объекты окружающей действительности,
будь то настроение, идея, чувство,
верование или материальный предмет.
Такой способ распространения культурных
образцов позволяет членам общества в
точности передавать сложные переживания,
системы идей или верований и, не прибегая
к демонстрациям, создавать обобщенные
образы различных объектов внешней
среды.

studfiles.net

Основные признаки общества — Социология

В нашем языке термин «общество» используется для обозначения самых различных реалий. В студенческой компании можно услышать восклицание: «Как приятно провести время в нашем обществе!» Поклонники художественной литературы создают общество книголюбов. Акционеры финансовой компании также называют себя обществом. В каждом из перечисленных случаев обществом называется определенная совокупность людей, объединенных конкретными интересами, либо взаимными симпатиями, либо видом деятельности.

В социологии понятие «общество» имеет более широкое, универсальное значение. И как отмечал Г.Зиммель, оно имеет смысл очевидности только в том случае, если так или иначе противопоставляется простой сумме отдельных людей.

По каким признакам можно судить об обществе? На младших курсах вам уже говорилось о взаимодействии индивидов, о складывающихся между ними взаимосвязях и отношениях. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения означают высокую интенсивность социального взаимодействия, резко ослабевающего на границах. Полученная таким образом картина очаговой концентрации социальных связей будет ничем иным, как графическим изображением различных обществ. Общество — это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.

Первым признаком общества называют обычно территорию, на которой происходит консолидация социальных связей. Наша планета предоставила возможность многим общностям найти свою экологическую нишу для обеспечения удовлетворения витальных потребностей людей и придать жизнедеятельности индивидов свои неповторимые черты, обусловленные многообразием климатических условий и природным ландшафтом. Территория — это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Второй отличительной чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость как важнейшую характеристику общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Э.Дюркгейм видел первооснову устойчивости и единства общества в «коллективном сознании», в наличии общей воли, препятствующей развитию губительной силы человеческого эгоизма. Р.Мертон считает, что общество сохраняется благодаря «фундаментальным ценностям», усваиваемым большинством населения и ориентирующим каждого индивида на соблюдение норм совместной жизнедеятельности. Э.Шилз убежден, что общество как таковое существует только под воздействием «общей власти», обеспечивающей контроль над всей территорией и насаждающей общую культуру.

Видимо, нельзя однозначно определить факторы устойчивости общества. На ранних этапах человеческой истории она достигалась прежде всего за счет межличностного взаимодействия. Людей связывали узы родства и соседства, строящиеся на эмоциональной, полуинстинктивной основе, на взаимном влечении, на привычке, на страхе лишиться помощи и поддержки. Ф.Теннис назвал общество, базирующееся на таких принципах, общиной.

Однако по мере роста населения устойчивость связей не могла больше поддерживаться только системой межличностного взаимодействия. Главным стабилизирующим фактором становятся социальные структуры. Под структурой в социологии понимаются устойчивые социальные образования, связи, отношения. Это могут быть социальные институты, социальные роли, общности. Их отличительной особенностью является функциональная целесообразность, то есть выполнение жизненно важной для общества задачи и относительная независимость от персонального состава исполнителей. Иными словами, институт собственности или государства, социальная группа интеллигенции или профессиональная роль судьи существует в обществе постоянно или на протяжении длительного периода, хотя конкретные люди, обеспечивающие функционирование этих структур, могут сменяться неоднократно.

Социальные структуры возникают не моментально и не на пустом месте. Они — результат закрепления устойчивых взаимодействий и отношений, возникающих первоначально на основе межличностных контактов и взаимосвязей. Они — результат целерационального отбора оптимальных принципов и норм регулирования совместной жизни, позволяющих индивидам наиболее эффективно решать свои собственные задачи, достигать свои личные цели. Так, процесс становления государственности у всех народов растянулся на многие столетия, прежде чем принял очертания сложившихся институциональных структур, способных выполнять регулятивно-мобилизующую функцию.

Общество обретает устойчивость благодаря прежде всего таким свойствам социальных структур, как их относительное постоянство и функциональная целесообразность. Каждая структура регламентируется и воспроизводит определенные виды жизнедеятельности и взаимосвязи. Институт денег регулирует товарообмен, институт семьи брачные отношения, социально-профессиональные общности поддерживают разделение труда. Все в совокупности они обеспечивают преемственность, без которой невозможно воспроизводство социальных связей.

Вместе с тем, хотелось бы предостеречь от одностороннего взгляда на социальные структуры, как на нечто раз и навсегда данное, застывшее, независимое и самодовлеющее. Структуры выполняют свою роль поддержания стабильности общества только при условии их легитимности, то есть при условии признания их целесообразности большинством населения. Резкие сдвиги в массовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие к существующим структурам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей. В этом случае в обществе будет резко нарастать нестабильность, появится угроза всеобщего хаоса, энтропии, последствия которой могут быть катастрофическими для общества. Усилившиеся во второй половине 80-х годов в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на общечеловеческие ценности, на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие людей к старым социальным структурам. Последние уже не могли выполнять свою стабилизирующую роль. Неспособность руководства страны привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад Союза ССР и последующую нестабильность во вновь образовавшихся государствах. Таким образом, можно говорить о том, что устойчивость общества обеспечивается лишь теми социальными структурами, которые пользуются доверием и поддержкой населения.

Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять последним широкие возможности для самоутверждения и саморегуляции. Только в обществе человек может заниматься узкопрофессиональной деятельностью, зная при этом, что всегда сможет удовлетворить свои потребности в пище и одежде. Только в обществе он может приобрести необходимые навыки и познакомиться с достижениями культуры, науки. Только общество может предоставить ему возможность сделать головокружительную карьеру и подняться на вершину социальной иерархии. Иными словами, общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение — предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция — важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размера.

В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Она социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Благодаря указанному качеству общество оказывается восприимчивым к нововведениям, ибо органично вбирает в себя новые социальные образования, институты, нормы, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди, связанные с обществом невидимыми нитями общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему. Оно предоставляет им возможность использовать привычные образцы поведения, следовать устоявшимся принципам, создает неповторимую атмосферу духовного единения.

Итак, общество — это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи.

Несводимость общества к сумме индивидов составляет главную проблему его изучения. Неизбежно приходится отвлекаться от жизнедеятельности конкретных людей, чтобы за своеобразием и оригинальностью каждого человека не потерять того повторяющегося, устойчивого, что связывает людей, заставляет действовать определенным способом несмотря на самые яркие черты индивидуальности. Схватить, уловить, проанализировать устойчиво-повторяющееся, типичное в жизни общества составляет главную задачу науки об обществе, и наиболее продуктивным методом здесь может быть системный анализ.

socialworkstud.ru

основные черты общественной жизни — Мегаобучалка

2.1.1. Общество как особый способ взаимосвязей между людьми. Основные черты, отличающие общество от других типов объединений: общественный интерес как условие образования общества; совокупность устойчивых отношений и связей; социальные нормы как регулятор данных отношений; социальные институты как условие легитимации общественных отношений.

2.1. 2. Понятие общественного интереса. Общественный интерес как совокупность целей, в осуществлении которых заинтересовано общество и обеспечить достижение которых может только оно. Общественный интерес как ориентация на закрепление и развитие навыков преобразования природы (технологии) и навыков общения друг с другом (коммуникация). Общество как решающее условие хранения и трансляции опыта человеческого существования. Объективность и исторический характер общественного интереса.

2.1.3. Основные сферы общественной жизни.Хозяйственная жизнь (производство) как совокупность способов освоения природы и взаимодействия людей для такого освоения. Социальные отношения. Отношения власти и управления. Духовная жизнь как отношения, направленные на получение, сохранение и развитие знаний, ценностей и переживаний, обеспечивающих совместное проживание.

Особенности человеческой деятельности как условие формирования основных сфер общественной жизни и их взаимосвязи и взаимозависимости.

2.1.4. Способы регуляции общественных отношений: нормы, традиции, идеалы. Социальные нормы — искусственно созданные (т.е. придуманные людьми) предписания или правила, призванные упорядочить, организовать человеческие действия. Особенности социальных норм. Разделение видов деятельности как причина создания социальных норм. Основные функции социальных норм: обеспечение предсказуемости поведения людей, достижение взаимосогласованности человеческих действий.

Идеалы и традиции как выражение исторического характера общественного интереса и способы регулирования общественных отношений. Понятие традиции. Традиция как совокупность знаний и ценностей, которые унаследованы нами от прошлого, которыми мы пользуемся и которым доверяем; традиция как совокупность знаний и ценностей, которые уже утратили авторство, носят неписанный характер и являются результатом практического опыта; традиция как подозрительное, враждебное, отрицательное отношение к новациям, изменениям, преобразованиям.

Основные функции традиции в обществе и особенности их осуществления в зависимости от характера традиции.

Идеалы как образцы человеческого существования, ориентированные на будущее. Отличие идеалов от традиций. Идеалы как условие формирования особых общественных отношений.

2.1.5 Человек и общество. Общественный и индивидуальный интерес. В чем проблема взаимоотношений человека и общества? Общественная природа человека. Условия возникновения индивидуального интереса: усложнение общественной жизни как причина утраты очевидности и понятности общественного интереса; рост социальной дифференциации; ориентация общества на преобразование как условие потребности в индивидуальности. Типы взаимоотношений человека и общества: слабое развитие и отсутствие потребности в индивидуальности в архаических и традиционных обществах; подавление частного интереса в тоталитарных режимах; согласование общественных и личных ценностей в демократических обществах.

2.1.6. Общество и культура. Понятие культуры как совокупности образцов человеческого существования, к которым следует стремиться или в соответствии с которыми надлежит действовать. Структура культурных ценностей. Культура и общество.

 

2.2. Этапы общественного развития и типы общественного устройства

 

2.2.1. Принципы выделения основных типов общественного устройства.Типология обществ как конкретизация основных черт общественной жизни. Культуры и цивилизации как способы классификации обществ. Архаические, традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества как основные типы и этапы общественной жизни. Почему мы выделяем такие типы общественных отношений?

Традиционные и индустриальные общества как основные альтернативы современного общественного развития.

2.2.2. Хозяйственная жизнь традиционных обществ. Основной принцип, на котором основывается жизнь традиционного общества — отрицательное, подозрительное отношение к новизне, изменениям, преобразованиям. Место и масштабы новаций в жизни традиционного общества. Вынужденный характер преобразований.

Основные черты хозяйственной жизни. Инструментальный или орудийный характер техники. Преобладание простого воспроизводства. Тенденция к замкнутости и самодостаточности традиционного хозяйства (автаркия).

Основные типы производства: присваивающее и производящее.

Возникновение цивилизаций: усложнение разделения труда, разделение на город и деревню, развитие отношений обмена. Город традиционных обществ как административный, торговый и ремесленный центр.

Основные черты ведения традиционного хозяйства: отсутствие ориентации на рост производства, предпринимательскую активность, получение прибыли. Особенности отношений обмена и их место в системе традиционного хозяйства.

2.2.3. Социальные отношения в традиционных обществах. Основные задача традиционного общества в условиях подозрительного отношения к новшествам – приоритет коллективным ценностям и коллективным формам жизни. Способы достижения данной цели: всесторонняя регламентацияповедения; корпоративность как форма жизни; негативное отношение к проявлениям индивидуальности; структурирование на «своих» и «чужих».

Слабое развитие института частной собственности. Сословно-кастовый характер социальной структуры. Личностный характер социальных отношений.

2.2.4. Отношения власти и управления в традиционных обществах.Специфика властных отношений в связи с отсутствием у рядовых членов коллектива инициативности и неспособностью принимать самостоятельные нестандартные решения. Выделение правящей группы в особое сословие или касту. Государство как решающее условие объединения общества. Патернализм как основная форма взаимоотношения власти и подданных.

Специфика правовых отношений в традиционных обществах: толкование права как принципа общего порядка в мире; слабая дифференциация правовых, моральных и религиозных норм; связь правовых норм с обрядами и ритуалами.

2.2.5. Духовная жизнь традиционных обществ.Догматичность сознания как представление о существовании вечных и неизменных форм и правил жизни. Образность, эмоциональность, непосредственность восприятия мира. Установка на повторение образцов жизни, завещанных предками, ритуализация поведения. Мифология и религия как основные формы традиционного мировоззрения.

Общее отрицательное или подозрительное отношение к проявлениям индивидуальности. Восприятие себя и окружающих как носителей не индивидуальных, а групповых, корпоративных качеств.

Отсутствие интереса к внутреннему миру. Основное внимание публичным формам жизни и требование публичности и открытости поведения.

Основные социальные ценности традиционных обществ. Отношение к труду не как к средству обогащения, а как к условию обеспечения выживания коллектива или реализации религиозных ценностей. Отрицание или непонимание значения рациональной организации труда.

Отсутствие стремления к обогащению как к самостоятельной ценности, слабое представление о возможности обогащения путем рациональной организации ведения хозяйства. Слабое развитие духа предпринимательства. Отсутствие представлений об экономике как отдельной самостоятельной стороне жизни.

Стремление к власти и престижу как основные социальные приоритеты.

2.2.6. Особенности хозяйственной жизни индустриальных обществ.Эпоха возникновения индустриальных обществ — 17-18 в. в Западной Европе и Северной Америке. Активное, преобразовательное отношение к миру и желание активно его изменять как новый принцип понимания мира и отношения к нему.

Развитие техники и науки как основные способы реализации нового отношения к миру. Техника как средство развития с наиболее безграничными возможностями. Формирование техники машинного типа. Изменение места человека в новом технологическом процессе.

Новый вид хозяйственной деятельности – промышленное производство. Универсальность, стандартизация, специализация как основные черты промышленного производства. Производство приобретает общественный характер: рост количества людей, занятых в производстве; организация производственного процесса и отношения социальных групп в системе производства приобретают характер общественной и государственной проблемы.

Превращение хозяйства в экономику. Организация производства в соответствии с критерием эффективности, т.е. достижением целей с наименьшими затратами. Получение прибыли или выгоды как цель производства.

Капиталистический тип ведения хозяйства как получение прибыли путем рациональной организации ведения дел. Рационализация или «дух капитализма» как постоянный учет, контроль и самоконтроль, планирование процесса ведения своих дел.

Экономика начинает определяться своими внутренними закономерностями, а не влиянием религии, политики, идеологии. Изменение места экономики в системе общественных отношений. Экономика начинает подчинять себе все остальные сферы социальной жизни. Универсальный характер рыночных отношений.

Формирование новой социальной ценности, порожденной потребностями машинного производства: ориентация нарост потребностей.

2.2.7. Социальная жизнь индустриальных обществ.Рост динамичности жизни. Потребность в человеке нового типа, свободном от традиций, корпоративных обязанностей. Урбанизация социальной жизни: город как промышленный центр.

Разрушение сословно-кастовой и формирование новой классовой социальной структуры. Структурирование общества на организаторов производственного процесса и владельцев собственности (предпринимателей) и наемных работников.

Формирование среднего класса. Создание и сохранение среднего класса как задача индустриального общества.

Открытый характер классовой структуры как условие снижения социальной напряженности и преобладания отношений конкуренции. «Вещный» характер социальных отношений.

2.2.8. Политическая жизнь индустриальных обществ.Изменение места и значения властных отношений в связи с развитием производства и рыночных отношений. Государство перестает быть единственным выражением общественного интереса. Отделение общества от государства, провозглашение равенства личностных и коллективных ценностей. Возникновение новой задачи государства – обеспечить эффективную работу рыночной экономики.

Формирование представлений о правах и свободах личности. Отказ от общеобязательной идеологии или религии. Превращение подданного в гражданина. Формирование институтов (партии, профсоюзы, средства массовой информации), обеспечивающих выражение интересов различных социальных групп и новые формы их достижения (парламентские формы действий). Правовая регламентация как основной способ урегулирования всех социальных вопросов.

Основной тип политических режимов – республики, построенные на принципах демократии. Носители власти перестают возвышаться над обществом, а функция управления становится одной из многих социальных функций, которую может выполнять любой гражданин.

2.2.9. Своеобразие духовной жизни индустриальных обществ. Секуляризация или освобождение сфер духовной жизни от власти традиций. Формирование новых духовных ценностей: ценность свободы,как право на проявление автономии, своеобразия, и творчества; ценность проявления индивидуальности. Открытие «Я» и внимание к своему внутреннему миру.

Ориентация на развитие ценностей рациональности, потребления и роста потребностей, карьеры и продвижения по социальной лестнице.

Новые черты мировосприятия: плюралистичность, релятивизм, толерантность.

Формирование и развитие новых областей духовной жизни: наука, философия, идеология как системы знаний и ценностей, построенные или на рассуждении, или на экспериментальной проверке выдвинутых утверждений. Изменение статуса науки в обществе: наука становится условие организации всей социальной жизни.

Специализация форм духовной жизни: разделение сфер и функций науки, искусства, морали, философии. Разделение на массовую и элитарную культуры.

megaobuchalka.ru

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА КАК СЛОЖНООРГАНИЗОВАННОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР

Общество представляет собой сложноорганизованную социальную систему. Слово «система «в переводе с греческого — целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в античности. В XIX-XX вв. проблема системности общества стала предметом специального исследования такими мыслителями, как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс и др. В конце 60 — начале 70-х гг. XX в. идеи об обществе как едином, целостном организме, как и о других сложных самоорганизующихся системах, о мире в целом получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как синергетика (Г. Ха-кен, И. Пригожий и др.).

В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, поскольку она обладает характеристиками, которые формируются и выявляются в процессах социального взаимодействия; отдельные группы людей, находящиеся в непосредственном контакте; этнические или национальные общности; государства или группы государств, объединенные согласованными, кооперативными связями; различные организации с четко представленной структурой; некоторые подсистемы общества — экономические, политические, правовые и т.д.

С точки зрения наработанных в философии и науке подходов (например, синергетики, междисциплинарного направления в современной науке, в рамках которого обосновывается теория сложных самоорганизующихся систем), общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся система обладает следующими специфическими чертами:

1.Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые — роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы и т.д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы в нем связаны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и самостоятельности.

2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, — это система вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в человеческом языке, в различных предметах и поступках, программах деятельности, поведения и общения, без которых люди не могут вместе существовать. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам. Человек, живущий в обществе, поэтому чаще всего поступает как «надо», как принято в соответствии с нормами коллективной культуры и истории. Это, вместе с тем, не становится преградой на пути к осмысленным поступкам, сознательному выбору человека, созданию новых образцов поведения с попытками оставить след в человеческой истории.

3.Важнейшей чертой общества является его самодостаточность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены и не функционируют в отрыве друг от друга различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования не «в одиночку», а совместными усилиями. Общество как самодостаточная социальная система — это продукт совместной кооперативной деятельности людей, где ни один из ее видов не может функционировать вне взаимодействия с другими видами деятельности, группами, коллективами, что и создает предпосылки и условия жизнедеятельности общества. Так меняется общество. А изменившееся общество начинает формировать людей «под себя», то есть тех, кто способен воспроизводить и сохранять это общество.

4.Человеческое общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Причем, если проблема выбора вариантов развития в других областях осу-

ществляется естественным образом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим лицом и «дирижером» выбора является человек. Выбор того или иного пути развития является своеобразным связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим.

5. Общество отличается и особым статусом субъектов, опреде
ляющих его развитие. Человек является универсальным компо
нентом социальных систем, включаясь в каждую из них. За проти
востоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение оп
ределенных потребностей, интересов, целей; воздействие таких
социальных факторов, как общественное мнение, официальная
идеология, политические установки и традиции.

Неизбежная и острая конкуренция интересов и устремлений субъектов человеческого общества определяет селективную деятельность по выбору тех или иных средств и аргументов для обоснования отстаиваемой идеи, концепции, способной привлечь внимание других людей, послужить мотивом их социальной активности. В связи с этим в обществе очень часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика.

6.Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации различных вариантов и моделей будущего развития общества. Как только в обществе начинают предприниматься попытки реализовать в жизнь, в практику одну из моделей развития, претендующую на статус «единственно правильной и научной», общество становится «закрытым», то есть таким обществом, которое не допускает плюрализма в экономике, политике, культуре, в котором неизбежно развитие тоталитаризма, примата общества над индивидом, идеологического догматизма, противопоставление себя всему остальному миру. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность развития общества не означает, что ученые вообще не могут строить модели социального прогнозирования. Напротив, проведение работ в сфере глобального моделирования, построение компьютерных моделей мира, обоснование возможных вариантов развития социальной системы в самых ее различных областях — вполне рациональный и необходимый, особенно в современных условиях, акт. Социальный мир не является абсолютно произвольным и неуправляемым. Из этого следует еще одна специфическая черта общества как системы.

7.При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития соци-

альных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление последствий такого вмешательства. Исследование общества, общественных процессов нуждается во всестороннем «проигрывании» возможных вариантов развития социальной системы и выявлении причин ее неустойчивости.

Необходим и анализ возникающих вопросов и возможных ответов. «Что произойдет, если…, какой ценой будет установлен порядок, какие последствия вызовет такое слабое воздействие на систему, как…, какова значимость того, что погибнет и что возникнет, если…» Такого рода вопросы свидетельствуют о необходимости отказа от позиции беспрекословной «манипуляции» и жесткого контроля над социальными системами.

Важнейшим понятием в социальной философии, позволяющим выявить как специфику социальной реальности, так и подойти к вопросу о типах социальных структур, является понятие деятельности.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека. Системообразующим признаком деятельности является субъективная активность человека, направляемая на природный и социальный мир, на мир объектов и субъектов.

Деятельность в обществе предстает как целостная система, имеющая сложноорганизованную структуру с различными элементами (компонентами). В качестве важнейших элементов всякой деятельности выступают следующие: субъект с его целями, мотивами, потребностями, интересами, ценностями, знаниями и навыками, объект, предмет, цель, средство, результат (продукт) деятельности.

Характеристику отдельных компонентов начнем с субъекта деятельности. Субъект -носитель предметно-практической деятельности и активное начало преобразования действительности и ее познания с присущим ему самосознанием, усвоенными программами деятельности, созданным человеком миром культуры, формами языка, нормами нравственных и эстетических оценок и т.д.

Объект — то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, это такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Предмет — это то, на что направлена деятельность человека. Продукт (результат) деятельности -это то, что созидается в результате деятельности. Цель, проект — прототип, прообраз предполагаемого результата, это своего рода «фрагмент из будущего», творимый человеком.

Существуют многообразные классификации видов деятельности. Основываясь на различии видов деятельности по их объектам и результатам (продуктам), выделяют материальную и духовную деятельность, каждая из которых реализуется в системе своих видов и подвидов в самых разнообразных сферах общественной жизни.

Материальная (практическая) деятельность связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.

Социально-преобразовательная деятельность, целью которой является преобразование общества. Здесь важную роль играет политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей.

Духовная деятельность связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей. Духовная деятельность включает в себя познавательную деятельность человека, осуществляемую как в форме обыденного (житейского) познания, так и в форме художественного и научного познания.

Коммуникативная деятельность — деятельность в процессе общения.

Важнейшим видом деятельности является и игровая деятельность человека.

На различных уровнях — от государственного до семьи, осуществляется управленческая деятельность.

Один из необходимых видов общественной деятельности — это социальная деятельность (в узком смысле слова), или деятельность по обслуживанию людей.

Описание различных видов социальной деятельности позволяет подойти к вопросу, касающемуся социальной структуры общества, выделению различных подсистем (подструктур) социума.-

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры. Первая — социально-этническая структура, связанная с биологической природой и включающая в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями, и племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов,

а также народность как исторически сложившаяся общность людей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а территориальные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей, и нация как такая общность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.

Вторая подструктура социальной структуры общества -социально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.

Третья подструктура — социально-пространственная как форма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские и межпоселенческие).

Четвертая подструктура — социально-классовая, открытая и описанная буржуазными исследователями общества, рассматриваемая в рамках марксистского подхода как определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, пороли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.

Пятая подструктура — профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профессиональных и образовательных параметров.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово «стратификация «(от лат. stratum — слой afacio — делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории классов и классовой борьбы. В рамках классовой доктрины не оставалось места стратам, исследованию горизонтальной и вертикальной неоднородности, то есть выяснению таких сторон социальных отношений, которые в чем-то не менее важны, чем классовые. На деле «слоевой срез» социальной структуры общества существенно дополняет и обогащает классовый «срез», дает возможность получить более полную картину социальной дифференциации по широ-

кому кругу признаков (образование, психология, занятость, бытовые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т.д.). Само понятие «страты» заметно обогатилось со времени его появления в начале XX в. Множество страт не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят межклассовый характер. Классовая и стратификационная модели не исключают одна другую. На основе вычленения в научном анализе реально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена достаточно «объемная», а не одномерная модель социальной структуры, имеющая прочную эмпирическую базу. В последнее время в мировой литературе понятие «классы» занимает столь же прочное место, как и понятие «страты», и оба они используются как в национальных, так и в международных сравнительных исследованиях.

stydopedia.ru

Основные черты тип общества — Мегаобучалка

Тренировочные задания по теме «Общество»

Часть А.

2) Определение: «Развёрнутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт жизнедеятельности людей» относится к понятию:

а) формация, б) общество, в) государство, г) культура.

3) Какой из признаков характеризует общество как систему?

а) постоянное развитие, б) часть материального мира,

в) обособление от природы, г) способы взаимодействия людей.

4) Верны ли следующие суждения об обществе?

А) Общество – это население Земли, совокупность всех народов.

Б) Общество – это определённая группа людей, объединившихся для общения, совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг другу.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

5) Понятие «общество» включает в себя:

а) окружающий мир, б) природную среду обитания,

в) способы взаимодействия людей, г) сохранение связи с природой.

6) Верны ли следующие суждения о взаимодействии природы и общества?

А) Начиная с определённого уровня развития производства общество избавляется от прямой зависимости от климатических факторов.

Б) Влияние природных условий на жизнь общества является решающим и будет оставаться таковым.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

7) Понятие «нация», «этнос» относятся:

а) к экономической сфере, б) к социальной сфере,

в) к политической сфере, г) к духовной сфере.

8) Понятие «собственность», «производство», «обмен» относятся:

а) к экономической сфере, б) к социальной сфере,

в) к политической сфере, г) к духовной сфере.

9) Верны ли следующие суждения об основных сферах жизни общества?

А) Основные сферы жизни общества достаточно автономны и вместе с тем неразрывно связаны.

Б) Изменения в одной сфере жизни общества не влияют на другие сферы и общество в целом.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

10) К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести:

а) классы, социальные группы, б) политические партии,

в) мораль, г) рабочую силу.

11) Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию:

а) стагнация, б) прогресс, в) регресс, г) модернизация.

12) Верны ли следующие суждения о критериях общественного прогресса?

А) Критерием общественного прогресса может быть уровень развития производительных сил.

Б) Критерием общественного прогресса может быть уровень развития общественных институтов, в том числе науки и культуры.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

13) Характерной чертой регресса в обществе является:

а) переход от низшего к высшему, б) движение назад к менее совершенному,

в) переход от простого к сложному, г) движение вперёд к более совершенному.

14) Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А) Прогресс в одной области общественной жизни может сопровождаться регрессом в другой.

Б) Общественный прогресс графически можно изобразить в виде восходящей изломанной линии.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

15) Определение «Процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным» относится к понятию:

а) модернизация, б) эволюция, в) революция, г) реформа.

16) Верны ли следующие суждения о сущности революции?

А) Революция – это изменение (преобразование) какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры.

Б) Революция – это постепенный переход общества из одного состояния в другое.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

 

17) Определение: «Коренной качественный переворот во всей социально-экономической и политической структуре обществе» относится к понятию:

а) контрреволюция, б) реформа, в) революция, г) контрреформа.

18) Верны ли следующие суждения о реформах?

А) Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Б) Реформы могут изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

19) Характерной чертой эволюционных изменений в жизни общества является:

а) регрессивная направленность, б) революционные изменения,

в) постепенные процессы, г) скачкообразные перемены.

20) Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?

А) Для индустриального общества характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.

Б) Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

21) Какой признак относится к постиндустриальному обществу?

а) развитие индивидуализированного сознания,

б) возникновение и лидерство массовой культуры,

в) наличие однородного характера культуры,

г) преобладание устной передачи информации.

22) Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

А) В традиционном обществе преобладает индивидуализм, а ценность человека заключается в нём самом.

Б) В традиционном обществе люди стремятся властвовать над природой, подчиняя её и извлекая из неё максимально возможную пользу.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

23) Общественно-экономическая формация – это:

а) определённый тип экономической системы, б) форма существования общества,

в) определённый тип общества, взятый в единстве всех его сторон и сфер,

г) совокупность проявлений культуры как таковой.

24) Верны ли следующие суждения о формационном подходе к анализу общественного развития?

А) Формационный подход позволяет увидеть то общее, что было в историческом развитии различных народов.

Б) Формационный подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

25) «Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, психологических, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой» относится к понятию:

а) общество, б) культура, в) формация, г) цивилизация.

26) Верны ли следующие суждения о сущности понятия «цивилизация»?

А) Цивилизация – это стадия общественного развития, следующая за дикостью и варварством.

Б) Цивилизация – это состояние общества, признающего ценность мира, экономического процветания, свободы и закона.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

27) Верны ли следующие суждения о цивилизационном подходе к анализу общественного развития?

А) Цивилизационный подход позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ и народов во всём их многообразии.

Б) Цивилизационный подход ставит в центр исследования человека и его деятельность.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

28) В структуру цивилизации входит следующий элемент:

а) производственные отношения, б) культура как совокупность общественных ценностей,

в) способ производства,

г) государство как система господства меньшинства над большинством.

29) В структуру общественно-экономической формации входит следующий элемент:

а) общественные производительные силы, б) способ общения,

в) государство как система управления делами общества, г) производственные отношения.

30) Верны ли следующие суждения о причинах возникновения глобальных проблем?

А) Причина возникновения глобальных проблем заключается в невиданном расцвете производительных сил, в результате которого техногенная нагрузка на Землю резко возросла.

Б) Причина возникновения глобальных проблем состоит в том, что человек оказался недостаточно разумен, чтобы вовремя предусмотреть пагубные последствия технического влияния.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

31) К глобальным проблемам современности относится:

а) проблема войны и мира, б) проблема религиозных конфликтов,

в) проблема развития торговых связей, г) проблема развития стран СНГ.

32) Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?

А) Глобальные проблемы порождены деятельностью одной страны или группы стран.

Б) Глобальные проблемы угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

33) К глобальным проблемам современности относится:

а) энергетическая проблема, б) проблема освоения недр в странах Востока и Латинской Америки,

в) проблема взаимодействия России и Запада, г) все указанные выше.

34) Верны ли следующие суждения о социологии?

А) Социология – это наука об обществе как целостной системе.

Б) Социология – это наука, изучающая историю и закономерности возникновения государства и права.

1. верно только А, 2. верно только Б, 3. верны оба суждения, 4. оба неверны.

35) Отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности, называются:

а) экономическими, б) цивилизационными, в) общественными, г) политическими.

36) В понятие социальный институт не входит:

а) школа, б) брак, в) армия, г) дружба.

 

Часть В.

1) Запишите слово, пропущенное в схеме.

Основные типы обществ

¯ ¯ ¯

традиционное постиндустриальное

 

2) Запишите слово, пропущенное в схеме

Общественное развитие

¯ ¯

эволюция

 

3) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс».

Социальная реформа, стагнация, социальная революция, общественное развитие, модернизация.

 

4) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «цивилизация». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «цивилизация».

Социальная эволюция как основная форма движения; общественные производительные силы; классовая, двухполюсная структура общества; культура как совокупность общественных ценностей; способ общения.

 

5) Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «духовные общественные отношения».

Политические отношения; религиозные отношения; производственные отношения; правовые отношения; философские отношения.

 

6) Установите соответствие между типами общества и их основными чертами:

Основные черты тип общества

А) высокая социальная мобильность 1. традиционное общество

Б) деспотическое государство 2. индустриальное общество

В) неразделённость административной власти

Г) признание демократических прав и свобод личности

Д) включённость всех в коллектив

 

7) Установите соответствие между основными сферами жизни общества и их учреждениями:

megaobuchalka.ru

Основные виды общества: характерные особенности

Перед тем как вдаваться в подробности и разбираться в том, какие бывают виды общества, следует дать определение самому понятию. Итак, совокупность людей, которая образовалась под действием целенаправленной и рационально организованной деятельности, и называется обществом. При этом индивиды объединяются не из-за глубоких принципов, а благодаря конвенции, одинаковым направлениям интересов и договору. Зачастую обществом именуют взаимоотношения, установленные между отдельными людьми и в государстве в целом. Конечно же, благодаря таким наукам, как философия и социология, толкование искомого понятия может происходить с разных сторон и точек зрения, поэтому наиболее часто используется более общее определение, которое гласит следующее. Общество — это самостоятельный коллектив людей, который обладает особым укладом и структурой, характеризуется конкретными политическими отношениями и выбором формы государственной власти.

Многовековая история развития человечества обеспечила достаточно широкую классификацию, которая затрагивает не только все аспекты жизнедеятельности, но и характеризует их с различных точек зрения. В настоящее время ученые различают следующие основные виды общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее, чтобы выявить их отличия и особенности.

1. Традиционное

Итак, первый вид взаимоотношений между индивидами объединяет в себе все «ранние цивилизации», которые не обладали достаточным индустриальным комплексом. При этом определяющим фактором, благодаря которому подобные виды общества сложно перепутать с каким-либо другим, является развитие и широкое распространение сельского хозяйства. Тем не менее подобное определение является достаточно общим, что позволяет отнести сюда и значительно отличающиеся друг от друга формы человеческих взаимоотношений, такие как феодальные, аграрные или племенные. В связи с этим многие современные ученые не используют понятие «традиционное общество», а заменяют его более специализированными определениями.

2. Индустриальное

Как и другие виды общества, данный тип имеет ряд характерных черт. Сюда относится, например, сложная и достаточно развитая система разделения трудовой деятельности, высокая степень специализации и автоматизации производств, массовый выпуск товаров, а также высокий уровень внедрения новшеств и технологий в процесс производства и жизнедеятельность людей. Подразумевается создание целостного государства с определенным языком и культурой. Основное направление развития – промышленность.

3. Постиндустриальное

Зарождается в настоящее время и характеризует виды общества, значительно отличающиеся от первых двух типов. Важное значение играет совершенствование технологии, накопление знаний и информации. Характерной чертой является развитие сферы обслуживания.

Как уже говорилось ранее, рассмотренные 3 вида общества обладают особенностями и отличительными чертами, которые позволяют достаточно точно отнести те или иные человеческие отношения к одному из них.

fb.ru

описание, развитие, черты и признаки :: BusinessMan.ru

Сегодня индустриальное общество – понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда — все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.

Что такое индустриальное общество?

Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.

Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.

Основные отличия

Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.

Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические – финансовая выгода механизации, так и социальные – рост населения и повышение спроса на товары.

Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.

Изменение структуры социума

Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.

Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.

Основные черты и признаки индустриального общества

Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.

Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:

  • механизация производства;
  • реорганизация труда;
  • разделение труда;
  • повышение производительности.

Среди экономических характеристик необходимо выделить:

  • рост влияния частного производства;
  • появление рынка конкурентных товаров;
  • расширение рынков сбыта.

Основная экономическая черта индустриального общества – неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства – все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.

Главная черта индустриального общества в плане его социального развития – изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:

  • развитие и доступность образования;
  • повышение качества жизни;
  • популяризация культуры и искусства;
  • урбанизация;
  • расширение прав и свобод человека.

Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.

Исторические предпосылки

Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.

Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.

Промышленная революция

Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII–XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.

В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.

Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

Индустриализация

В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:

  • Первичный – добыча ресурсов и земледелие.
  • Вторичный – переработка ресурсов и создание продуктов питания.
  • Третичный – сфера услуг.

Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.

Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств – изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.

Урбанизация

В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.

Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда – территориального.

Будущее индустриального общества

Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.

Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.

businessman.ru