Основной нормативно правовой акт в финансовом праве – понятие источников; акты федеральных органов, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; международные акты; финансовое законодательство
Нормативные акты финансового права
Абсолютно вся деятельность государства по распределению, использованию и формированию денежных средств в фондах должна регламентироваться нормами финансового права. А вот для того чтобы решить поставленные перед государством задачи в обязательном порядке должен быть сформирован фонд денежных средств, то есть бюджет страны.
Замечание 1
Стоит отметить, что основным рычагом, который отвечает за аккумуляцию всех денежных средств с целью обеспечения нормального функционирования государственной власти – это налоги. В результате этого нормами финансового права могут регулироваться и институты налогов. Важно понимать, что этими же нормами финансового права могут быть урегулированы государственные отношения с кредитами. В этом случае кредиты выдаются для обеспечения внешнего и внутреннего долгов. Также этими же нормами регулируются все страховые отношения, которые происходят на территории одного государства.
Источники финансового права
Само по себе финансовое право представлено широкой дисциплиной, которая постоянно изменяется и требует к себе пристального внимания. Данная дисциплина чрезвычайно тесто взаимодействует с иными отраслями, которые затрагивают финансовую сферу деятельности на территории Российской Федерации.
Все нормы, которые относятся к финансовому праву, представлены в многочисленном количестве и несут свои определенные черты. Источники финансового права и состав этих источников представлены в трехуровневой структуре: Нормативные акты основного, то есть федерального уровня. Нормативные акты, которые регулируются при помощи субъектов Федерации. * Нормативные акты, которые не могут существовать без деятельности местного самоуправления.
В современное время сфера регулирования всех финансовых отношений расширяется и претерпевает ряд изменений. Стоит отметить, что некоторые изменения носят регулярный характер, а некоторые происходят однократно. Сегодня можно говорить о том, что за последнее время произошло значительное количество изменений в числе законов на территории
Российской Федерации, которые коснулись финансовой деятельности. Как показывает практике, это не только Федеральные законы, но и подзаконные акты, акты органов государственной власти и государственного управления.
Нормативные правовые акты как источник финансового права
Замечание 2
Сегодня в Российской Федерации основным источником финансового права принято считать нормативный правовой акт. Сам по себе он представлен в виде определенного результата органов государственной власти и органов местного самоуправления. Именно в них и содержатся определенные нормы финансового права.
К нормативно – правовым актам финансового права, как основного источника того самого финансового права сегодня относят следующие источники:
- Конституция Российской Федерации. Это главный источник финансового права, здесь имеются не только конституции, но и уставы всех субъектов Российской Федерации.
- Федеральные законы, которые несут в себе финансовую деятельность.
- Кодексы, то есть определенные законы, которые включают в себя конкретные нормы, позволяющие регулировать определенный круг отношений общественного уровня.
- Указы Президента Российской Федерации, которые также могут разнообразно регулировать финансовую сферу деятельности общества и сложенных в ней общественных отношений.
- Различные Постановления Правительства Российской Федерации, которые опять же содержат в себе финансовые и правовые нормы, принятые и выполняемые обществом.
spravochnick.ru
§ 4. Финансово-правовые акты
Финансово-правовые акты, образующие правовую основу финансовой деятельности Российского государства, по своим юридическим свойствам подразделяются на три группы:
1) нормативные;
2) индивидуальные;
3) финансово-плановые.
Нормативные финансовые акты. Эти акты устанавливают общие правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц), осуществляющих финансовую деятельность; обращены к широкому кругу физических и юридических лиц; рассчитаны на длительное время действия.
К таким актам относятся БК РФ, НК РФ, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 <1>, нормативные приказы и инструкции ЦБ РФ по вопросам денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций и по другим вопросам банковской деятельности. Например, НК РФ определяет общие и типические признаки плательщика налога, объект обложения, ставки налога и сроки его уплаты, льготы, предоставляемые отдельным категориям плательщиков, санкции за уклонение от уплаты налога или за неуплату налога в срок.
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.
По органам, издающим нормативные финансовые акты, они подразделяются:
1) на федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации;
2) подзаконные акты, к которым относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные акты ведомств по различным вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из числа второй группы можно выделить финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами: Минфином России, ЦБ РФ, финансовыми департаментами и управлениями, входящими в состав администрации субъектов Федерации и муниципальных образований. Эти нормативные акты — приказы, инструкции, письма — издаются в пределах их компетенции и на основании действующих законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Индивидуальные финансовые акты
Например, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговым органом направляется требование об уплате налога. В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное персонально налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. С момента получения налогоплательщиком требования об уплате налога между ним и налоговым органом возникает конкретное (индивидуализированное) налоговое правоотношение.
Другой пример: ЦБ РФ в предписании, адресованном кредитной организации, сообщает последней об отзыве лицензии и лишении права заниматься банковской деятельностью. И требование об уплате налога, и предписание об отзыве лицензии — индивидуальные финансовые акты, содержащие государственно-властные решения по вопросам финансовой деятельности и персонально адресованные.
Финансово-плановые акты. Финансовая деятельность государства, как было сказано выше, представляет собой плановую деятельность. В связи с этим в системе финансово-правовых актов выделяются в специальную группу финансово-плановые акты, имеющие очень важное, в некоторых случаях даже политическое значение.
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации денежных средств, созданию денежных фондов и использованию их на предусмотренные законом цели <1>.
———————————
<1> См.: Советское финансовое право / Под ред. Л.К. Вороновой, Н.И. Химичевой. М., 1987. С. 47.
К этим актам относятся:
— федеральные законы о федеральных бюджетах на соответствующие финансовые годы;
— законы о бюджетах субъектов РФ;
— законы о бюджетах внебюджетных фондов;
— сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
— сводные планы финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий;
— кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и т.д.
По своему содержанию названные финансово-плановые акты характеризуются тем, что в них отражается роль государства в распределении национального дохода страны в денежном выражении, образовании денежных фондов и использовании денежных средств из фондов в интересах общества и государства.
Теоретическая конструкция финансово-плановых актов позволяет раскрыть их юридическую природу.
С одной стороны, они могут рассматриваться как разновидность индивидуальных актов, которые содержат точные, конкретизированные плановые задания (например, по конкретному налогу, поступающему в определенный бюджет), касаются административно-территориальной единицы (области, города), отрасли управления, бюджетного учреждения, предприятия. Это своеобразные индивидуальные акты, сила которых исчерпывается их исполнением в рамках определенного финансового срока. Но это такие индивидуальные акты, которые содержат общую установку и предполагают совершение комплекса действий.
С другой стороны, финансово-плановые акты содержат черты нормативных правовых актов. Например, Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» <1> содержал не только конкретные задания и называл конкретных исполнителей, но и нормы права. Таким образом, финансово-плановые акты обладают известными чертами общности: действуют более или менее длительный период времени; поименно не перечисляют всех исполнителей; предполагают согласованную и длительную деятельность многих людей, организаций, должностных лиц <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 52. Ч. II. Ст. 5504.
<2> См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 47 — 48.
Финансово-плановые акты — это, если говорить образно, финансовые рельсы, по которым в течение определенного периода (квартала, года) осуществляется финансовая деятельность республики, административно-территориальной единицы (города, района), учреждения и предприятия. В течение этого времени данные акты призваны оперативно, гибко и маневренно обслуживать плановые финансовые потребности указанных субъектов.
studfiles.net
Нормативно-правовые акты, специальная литература и материалы судебной практики: Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 мая 2000 г. N А78-4564-1405у-Ф02-746/00-С1 // СПС «Гарант».
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 октября 2000 г. N 115/6// СПС «Гарант».
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 февраля 2000 г. N А05-6239/99-357/16// СПС «Гарант».
Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 мая 2005 г. N А10-3228/04-Ф02-2010/05-С2// СПС «Гарант».
Решение Верховного суда Республики Татарстан от 22 февраля 2006 г. N ЗП-1-22/06// СПС «Гарант».
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 ноября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/3470// СПС «Гарант».
Постановление КМ РТ от 10 марта 2004 г. N 113 «О взимании платы за проезд автотранспорта по автодорожному мосту через р.Каму в г. Набережные Челны» // Сборник постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти N 11, 17 марта 2004 г.
Основная литература:
Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. Н.И.Химичева. 4-е изд. М., 2009.
Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. Н.И.Химичева. М., 2005.
Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. О.Н.Горбунова. 3-е изд. М., 2006.
Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. 2-е изд. М., 2007.
Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. М.В. Карасева. 2-е изд. М., 2006.
Тема 2. Предмет, система и источники финансового права Российской Федерации.
План:
Понятие и история развития финансового права.
Предмет финансового права: понятие, сущность, признаки.
Методы финансового права.
Система финансового права: понятие и структура.
Источники финансового права.
Финансовое право как наука и учебная дисциплина.
Соотношение финансового права с иными отраслями права.
Задания.
Перечислите группы общественных отношений, составляющих предмет финансового права, и приведите по два примера на каждую группу.
Какие из нижеперечисленных институтов, составляют общую часть финансового права:
А) государственный займ и кредит;
Б) государственные и муниципальные доходы;
В) финансовая деятельность государства;
Г) бюджетный процесс;
Д) нормы финансового права;
Е) финансовый контроль;
Ж) финансовое правоотношение.
По каким признакам можно классифицировать источники финансового права? Приведите примеры источников каждой классификационной группы.
Приведите примеры источников финансового права в форме законов, постановлений, инструкций. Каково значение данных форм?
Подберите и запишите по два примера источников финансового права следующих видов: закон, кодекс, указ, постановление, распоряжение, приказ, инструкция, правила. Укажите какие органы государства имеют право издавать акты в названных видах.
Как соотносится финансовое и налоговое право?
Согласны ли Вы с утверждением «Банковский кредит не входит в систему финансового права»?
Задачи.
1. В контрольной работе по финансовому праву студент указал следующее:
А) «Финансовое право» и «финансовое законодательство» – это синонимы;
Б) Предмет финансового права уже предмета науки финансового права;
В) «Методы финансовой деятельности» и «методы регулирования финансово-правовых отношений» аналогичны;
Г) Поскольку предмет финансового права частично входит в область регулирования конституционного и гражданского права можно говорить о существовании только отрасли финансового законодательства.
Д) «Система финансового права» и «финансовая система» – это одно и тоже.
Как бы вы оценили ответ студента? Обоснуйте свой ответ.
2. Выберете верные утверждения и обоснуйте свой ответ (постарайтесь использовать примеры):
— финансовые правоотношения не сходны с административными правоотношениями;
— финансовые правоотношения являются частью гражданско-правовых отношений;
— налоговые правоотношения – отдельная группа финансовых правоотношений;
— финансовые правоотношения совпадают с валютными правоотношениями;
— страховые правоотношения являются только финансовыми правоотношениями.
Студент Петров не смог выбрать из нижеперечисленных правильное определение понятия «источник финансового права»:
А) законы и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, в которых содержатся финансово-правовые нормы;
Б) законы, которые содержат нормы права, принятые в целях регулирования имущественных и других денежных отношений;
В) НК РФ, БК РФ, ГК РФ.
Какое из определений, на ваш взгляд, наиболее верное?
4. При рассмотрении дела о взыскании по иску налогового органа с филиала юридического лица, созданного на Кипре, заниженной прибыли за 2008 год и штрафов арбитражный суд применил нормы налогового законодательства Российской Федерации, хотя ответчик по делу ссылался на норму, установленную международным договором, предусматривающей изъятие взыскиваемой части из налогооблагаемой прибыли.
Дайте юридический анализ ситуации. Рассмотрите несколько вариантов разрешения ситуации.
Эссе
Судебный прецедент как источник финансового права.
Бюджетное послание Президента РФ как источник бюджетного права
Нормативно-правовые акты, специальная литература и материалы судебной практики:
Нормативные акты:
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.
Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329// СЗ РФ. 2004. № 31 Ст. 3258.
Основная литература:
Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. Н.И.Химичева. 4-е изд. М., 2009.
Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. Н.И.Химичева. М., 2005.
Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. О.Н.Горбунова. 3-е изд. М., 2006.
Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. 2-е изд. М., 2007.
Финансовое право: Учебник/ Отв.ред. М.В. Карасева. 2-е изд. М., 2006.
Специальная литература:
Комягин Д. Налоговое и бюджетное право: разграничение предметов // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2000. N 9.
Махерова И.В. К вопросу об организационных отношениях в предмете финансового права // Финансовое право. 2008. N 11.
Стрельников В.В. Финансово-правовое регулирование страхования и предмет финансового права // Право и политика. 2005. N 2.
Худяков А.И. Дискуссионные вопросы предмета финансового права // Финансовое право. 2009. N 3.
Шумилов В.М. Международное финансовое право: понятие, предмет, система // Юрист-международник. 2005. N 1.
studfiles.net
§ 4. Финансово-правовые акты
Финансово-правовые акты, образующие правовую основу финансовой деятельности Российского государства, по своим юридическим свойствам подразделяются на три группы:
1) нормативные;
2) индивидуальные;
3) финансово-плановые.
Нормативные финансовые акты. Эти акты устанавливают общие правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц), осуществляющих финансовую деятельность; обращены к широкому кругу физических и юридических лиц; рассчитаны на длительное время действия.
К таким актам относятся БК РФ, НК РФ, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 <1>, нормативные приказы и инструкции ЦБ РФ по вопросам денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций и по другим вопросам банковской деятельности. Например, НК РФ определяет общие и типические признаки плательщика налога, объект обложения, ставки налога и сроки его уплаты, льготы, предоставляемые отдельным категориям плательщиков, санкции за уклонение от уплаты налога или за неуплату налога в срок.
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.
По органам, издающим нормативные финансовые акты, они подразделяются:
1) на федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации;
2) подзаконные акты, к которым относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные акты ведомств по различным вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из числа второй группы можно выделить финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами: Минфином России, ЦБ РФ, финансовыми департаментами и управлениями, входящими в состав администрации субъектов Федерации и муниципальных образований. Эти нормативные акты — приказы, инструкции, письма — издаются в пределах их компетенции и на основании действующих законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Индивидуальные финансовые акты — это государственно-властные предписания по вопросам финансовой деятельности, которые рассчитаны только на определенный, строго индивидуальный случай и обращены только к поименно указанным лицам, например Петрову, Трифонову и т.д.
Например, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговым органом направляется требование об уплате налога. В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное персонально налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. С момента получения налогоплательщиком требования об уплате налога между ним и налоговым органом возникает конкретное (индивидуализированное) налоговое правоотношение.
Другой пример: ЦБ РФ в предписании, адресованном кредитной организации, сообщает последней об отзыве лицензии и лишении права заниматься банковской деятельностью. И требование об уплате налога, и предписание об отзыве лицензии — индивидуальные финансовые акты, содержащие государственно-властные решения по вопросам финансовой деятельности и персонально адресованные.
Финансово-плановые акты. Финансовая деятельность государства, как было сказано выше, представляет собой плановую деятельность. В связи с этим в системе финансово-правовых актов выделяются в специальную группу финансово-плановые акты, имеющие очень важное, в некоторых случаях даже политическое значение.
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации денежных средств, созданию денежных фондов и использованию их на предусмотренные законом цели <1>.
———————————
<1> См.: Советское финансовое право / Под ред. Л.К. Вороновой, Н.И. Химичевой. М., 1987. С. 47.
К этим актам относятся:
— федеральные законы о федеральных бюджетах на соответствующие финансовые годы;
— законы о бюджетах субъектов РФ;
— законы о бюджетах внебюджетных фондов;
— сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
— сводные планы финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий;
— кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и т.д.
По своему содержанию названные финансово-плановые акты характеризуются тем, что в них отражается роль государства в распределении национального дохода страны в денежном выражении, образовании денежных фондов и использовании денежных средств из фондов в интересах общества и государства.
Теоретическая конструкция финансово-плановых актов позволяет раскрыть их юридическую природу.
С одной стороны, они могут рассматриваться как разновидность индивидуальных актов, которые содержат точные, конкретизированные плановые задания (например, по конкретному налогу, поступающему в определенный бюджет), касаются административно-территориальной единицы (области, города), отрасли управления, бюджетного учреждения, предприятия. Это своеобразные индивидуальные акты, сила которых исчерпывается их исполнением в рамках определенного финансового срока. Но это такие индивидуальные акты, которые содержат общую установку и предполагают совершение комплекса действий.
С другой стороны, финансово-плановые акты содержат черты нормативных правовых актов. Например, Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» <1> содержал не только конкретные задания и называл конкретных исполнителей, но и нормы права. Таким образом, финансово-плановые акты обладают известными чертами общности: действуют более или менее длительный период времени; поименно не перечисляют всех исполнителей; предполагают согласованную и длительную деятельность многих людей, организаций, должностных лиц <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 52. Ч. II. Ст. 5504.
<2> См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 47 — 48.
Финансово-плановые акты — это, если говорить образно, финансовые рельсы, по которым в течение определенного периода (квартала, года) осуществляется финансовая деятельность республики, административно-территориальной единицы (города, района), учреждения и предприятия. В течение этого времени данные акты призваны оперативно, гибко и маневренно обслуживать плановые финансовые потребности указанных субъектов.
studfiles.net
§ 4. Финансово-правовые акты
Финансово-правовые акты, образующие правовую основу финансовой деятельности Российского государства, по своим юридическим свойствам подразделяются на три группы:
1) нормативные;
2) индивидуальные;
3) финансово-плановые.
Нормативные финансовые акты. Эти акты устанавливают общие правила поведения для субъектов (физических и юридических лиц), осуществляющих финансовую деятельность; обращены к широкому кругу физических и юридических лиц; рассчитаны на длительное время действия.
К таким актам относятся БК РФ, НК РФ, Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 <1>, нормативные приказы и инструкции ЦБ РФ по вопросам денежного обращения, кредитования, финансирования, расчетов, кассовых операций и по другим вопросам банковской деятельности. Например, НК РФ определяет общие и типические признаки плательщика налога, объект обложения, ставки налога и сроки его уплаты, льготы, предоставляемые отдельным категориям плательщиков, санкции за уклонение от уплаты налога или за неуплату налога в срок.
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2561.
По органам, издающим нормативные финансовые акты, они подразделяются:
1) на федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации;
2) подзаконные акты, к которым относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные акты ведомств по различным вопросам, отнесенным к их компетенции.
Из числа второй группы можно выделить финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами: Минфином России, ЦБ РФ, финансовыми департаментами и управлениями, входящими в состав администрации субъектов Федерации и муниципальных образований. Эти нормативные акты — приказы, инструкции, письма — издаются в пределах их компетенции и на основании действующих законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.
Индивидуальные финансовые акты — это государственно-властные предписания по вопросам финансовой деятельности, которые рассчитаны только на определенный, строго индивидуальный случай и обращены только к поименно указанным лицам, например Петрову, Трифонову и т.д.
Например, при наличии у налогоплательщика недоимки налоговым органом направляется требование об уплате налога. В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное персонально налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. С момента получения налогоплательщиком требования об уплате налога между ним и налоговым органом возникает конкретное (индивидуализированное) налоговое правоотношение.
Другой пример: ЦБ РФ в предписании, адресованном кредитной организации, сообщает последней об отзыве лицензии и лишении права заниматься банковской деятельностью. И требование об уплате налога, и предписание об отзыве лицензии — индивидуальные финансовые акты, содержащие государственно-властные решения по вопросам финансовой деятельности и персонально адресованные.
Финансово-плановые акты. Финансовая деятельность государства, как было сказано выше, представляет собой плановую деятельность. В связи с этим в системе финансово-правовых актов выделяются в специальную группу финансово-плановые акты, имеющие очень важное, в некоторых случаях даже политическое значение.
Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации денежных средств, созданию денежных фондов и использованию их на предусмотренные законом цели <1>.
———————————
<1> См.: Советское финансовое право / Под ред. Л.К. Вороновой, Н.И. Химичевой. М., 1987. С. 47.
К этим актам относятся:
— федеральные законы о федеральных бюджетах на соответствующие финансовые годы;
— законы о бюджетах субъектов РФ;
— законы о бюджетах внебюджетных фондов;
— сметы доходов и расходов бюджетных учреждений;
— сводные планы финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных и казенных предприятий;
— кредитный и кассовый планы ЦБ РФ и т.д.
По своему содержанию названные финансово-плановые акты характеризуются тем, что в них отражается роль государства в распределении национального дохода страны в денежном выражении, образовании денежных фондов и использовании денежных средств из фондов в интересах общества и государства.
Теоретическая конструкция финансово-плановых актов позволяет раскрыть их юридическую природу.
С одной стороны, они могут рассматриваться как разновидность индивидуальных актов, которые содержат точные, конкретизированные плановые задания (например, по конкретному налогу, поступающему в определенный бюджет), касаются административно-территориальной единицы (области, города), отрасли управления, бюджетного учреждения, предприятия. Это своеобразные индивидуальные акты, сила которых исчерпывается их исполнением в рамках определенного финансового срока. Но это такие индивидуальные акты, которые содержат общую установку и предполагают совершение комплекса действий.
С другой стороны, финансово-плановые акты содержат черты нормативных правовых актов. Например, Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» <1> содержал не только конкретные задания и называл конкретных исполнителей, но и нормы права. Таким образом, финансово-плановые акты обладают известными чертами общности: действуют более или менее длительный период времени; поименно не перечисляют всех исполнителей; предполагают согласованную и длительную деятельность многих людей, организаций, должностных лиц <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 52. Ч. II. Ст. 5504.
<2> См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 47 — 48.
Финансово-плановые акты — это, если говорить образно, финансовые рельсы, по которым в течение определенного периода (квартала, года) осуществляется финансовая деятельность республики, административно-территориальной единицы (города, района), учреждения и предприятия. В течение этого времени данные акты призваны оперативно, гибко и маневренно обслуживать плановые финансовые потребности указанных субъектов.
studfiles.net
4. Источники финансового права
Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права. Под источниками финансового права понимается способ внешнего выражения правовых норм.
М.В. Карасевава (2012), анализируя вопрос источниках финансового права, указывает на существование следующих источников.
1. Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, содержащий нормы финансового права. К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся:
а) КонституцияРФ ‑ базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. На Конституцию в качестве источника финансового права указывается в учебнике «Финансовое право» под редакцией С.В. Запольского (2011).
В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовые нормы обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов (ст. 75).
В конституциях и уставах субъектов Федерации закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д. Так, гл. 5 «Экономическая и финансовая основы Самарской области» Устава Самарской области содержит правовые нормы, устанавливающие налоговую и бюджетную системы области, регламентирующие разработку и утверждение областного бюджета, определяющие денежно-кредитную политику области.
б) законодательные акты РФ и субъектов РФ имеют важное практическое значение в системе источников финансового права. В их числе имеются федеральные конституционные законы, например Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», принятый в соответствии со ст. 114 Конституции РФ и определяющий компетенцию Правительства РФ, федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы, например, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.
Особое место в системе источников финансового права занимают кодексы. Например, для бюджетного права основным источником является БКРФ ‑ закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником являетсяНКРФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.
Источником финансового права являются законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, ‑ ежегодно принимаемый закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год, законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке предоставления налоговых льгот и т.д.
в) указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового регулирования разнообразны. Прежде всего, выделяются указы, устанавливающие те или иные виды расходов бюджета. Таковы, например, Указы Президента РФ от 27.08.2002 № 916 «О повышении размера стипендий Президента Российской Федерации студентами аспирантам образовательных учреждений высшего профессионального образования», от 03.02.2005 № 120 «О дополнительных мерах по усилению государственной поддержки молодых российских ученых — кандидатов науки их научных руководителей» и др. Кроме того, имеются указы, определяющие порядок и основные направления деятельности государственных органов в сфере финансов, в частности, Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
Следует отметить, что указы Президента РФ в системе подзаконных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к федеральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ;
г) постановления Правительства РФ наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы.
В частности, это постановления, устанавливающие меры по реализации федеральных законов о бюджетах, о предоставлении из федерального бюджета субсидий и т.д. Например, Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 № 1479 «О завершении расчетов российских организаций-импортеров бывшего СССР с федеральным бюджетом».
Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила. Правила ‑ это нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в какой-либо одной области финансовой деятельности государства. Например, Постановление Правительства РФ от 15.12.2012 № 1312 «Об утверждении Правил финансового обеспечения оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации в федеральных государственных бюджетных учреждениях за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения Российской Федерации».
Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
д) нормативные правовые акты органов исполнительной власти. Основное место среди них занимают приказы Минфина России. Все финансово-правовые акты органов исполнительной власти должны приниматься на основе и во исполнение законов. Нормативные правовые акты указанных органов как источники финансового права приобретают юридическую силу после их государственной регистрации в Минюсте России, осуществленной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009, которым утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации;
е) локальные нормативные правовые акты, содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения ученых советов государственных высших учебных заведений, уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий, утвержденные компетентными органами, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.
2. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. К ним относятся международные договоры РФ с другими странами в сфере налогообложения, например, соглашения об избежании двойного налогообложения.
Примером таких договоров также может выступать договоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами по бюджетным и налоговым вопросам, соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.
3. В качестве источника российского права в последние годы в теории права и юридической практике все чаще признается судебный прецедент. Судебный прецедент ‑ это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение. Как источник финансового права судебный прецедент представлен главным образом решениями Конституционного Суда РФ.
Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, Конституционный Суд РФ формулирует обязательное для всех правило не применять эти акты. Кроме того, часто в ходе рассмотрения дела Конституционный Суд РФ формулирует правила поведения общего характера, которые ранее не были зафиксированы в каком-либо нормативном акте. Эти правила поведения называются правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Согласно ст. 6 Закона решения Конституционного Суда РФ, включая выраженные в них правовые позиции, обязательны на всей территории РФ. Многие из этих правовых позиций Конституционного Суда РФ находят затем свое закрепление в нормативных правовых актах.
studfiles.net
§ 4. Источники финансового права
Понятие источника финансового права. Нормы финансового права, как и другие правовые нормы, не существуют и не могут существовать вне источника права. Подобно тому, как жидкость может использоваться, если она находится в определенном сосуде, имеющем форму, так и нормы финансового права могут быть выражены и доведены до сведения общества в соответствующей форме, которая называется источником права. Источник, как это слово толкует русский словарь, — это то, из чего берется, черпается что-либо. В финансовом праве это в основном нормативные правовые акты.
Как источник финансового права нормативный правовой акт (федеральный закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ и т.д.) содержит нормы финансового права, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение. Таким образом, нормативный правовой акт — это тот «резервуар», из которого люди (органы публичной власти, должностные лица, граждане) черпают сведения о правовых нормах. Бегло охарактеризуем нормативные правовые акты, выступающие в качестве источников финансового права.
Конституция РФ — базовый нормативный акт, являющийся источником всех отраслей права, в том числе финансового. В Конституции РФ содержатся правовые нормы, имеющие прямую финансово-правовую направленность. К сфере налогообложения относится правовая норма, содержащаяся в ст. 57 Конституции РФ и обязывающая каждого платить законно установленные налоги и сборы. Статья 75 Конституции РФ содержит правовые нормы, устанавливающие денежную систему Российской Федерации, регламентирующие денежную эмиссию, определяющие систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, регулирующие порядок выпуска государственных займов.
К источникам финансового права этого класса относятся конституции и уставы субъектов Федерации. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности субъектов Российской Федерации, право иметь собственные бюджеты и внебюджетные фонды и т.д. Так, гл. 13 «Финансы» Устава Свердловской области содержит правовые нормы, устанавливающие налоговую и бюджетную системы области, регламентирующие разработку и утверждение областного бюджета, определяющие денежно-кредитную политику области <1>.
———————————
<1> См.: Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. С. 277 — 278.
Федеральные законы и законы субъектов РФ имеют наиболее важное практическое значение в системе источников финансового права. При этом финансовые законы можно условно разделить на бюджетные, налоговые, валютные, банковские, страховые и т.д. Например, для бюджетного права основным источником является БК РФ — закон федерального уровня, устанавливающий структуру бюджета, бюджетное устройство, основы бюджетного процесса. Для налогового права таким источником является НК РФ, устанавливающий налоговую систему страны, определяющий налоговые правонарушения и ответственность за них.
Источником финансового права являются законы субъектов РФ, содержащие финансово-правовые нормы, — законы о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о порядке предоставления налоговых льгот и т.д.
Указы Президента РФ. Среди нормативных актов как источников финансового права выделяются указы Президента РФ. В качестве примера можно назвать следующие Указы: от 25 июля 1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» <1>, от 26 мая 1998 г. N 597 «О мерах по обеспечению экономии государственных расходов» <2>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3696.
<2> СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2412.
Следует отметить, что указы Президента РФ в системе подзаконных актов, являющихся источниками финансового права, имеют приоритетное значение и по юридической силе приближаются к федеральным законам. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не вправе отменять и изменять указы Президента РФ.
Постановления Правительства РФ — это наиболее распространенные источники финансового права, так как с помощью финансово-правовых норм, содержащихся в этих актах, конкретизируются финансовые законы. Так, нормы Федерального закона «О лотереях» конкретизированы Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2004 г. N 338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях» <1>. Типичной формой нормативных актов Правительства РФ, являющихся источниками финансового права, являются правила.
———————————
<1> СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2907.
Правила — это нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения в какой-либо одной области финансовой деятельности государства.
Таким актом являются, к примеру, Правила предоставления бюджетных ссуд для реализации высокоэффективных контрактов на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1999 г. N 538 <1>.
———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2629.
Ведомственные нормативные акты. Ведомственные нормативные акты как источники финансового права регулируют в основном финансовую деятельность соответствующих ведомств (министерств, служб, комитетов и т.д.). Наиболее типичным ведомственным нормативным актом, выступающим в качестве источника финансового права, является инструкция, утверждаемая приказом данного ведомства.
Главное место среди них занимают инструкции Минфина России, а также ЦБ РФ. В качестве примера можно назвать Приказ Минфина России от 7 февраля 2003 г. N 15н «Об организации работы Министерства финансов Российской Федерации по реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» <1>. Специфика инструкции как источника финансового права состоит в том, что она имеет целью разъяснение деталей, подробностей исполнения закона или иного акта государства.
———————————
<1> БНА РФ. 2003. N 27.
Нормативный финансовый договор. Наряду с нормативными правовыми актами (законами и подзаконными актами) источниками финансового права могут быть договоры. Нормативный финансовый договор как источник финансового права может быть определен как взаимное соглашение двух сторон или более, содержащее нормы финансового права. Например, это соглашение двух субъектов Российской Федерации о финансовой помощи при ситуациях чрезвычайного характера; соглашение органа местного самоуправления с территориальным органом Федерального казначейства об обслуживании исполнения местного бюджета, причем последний не вправе отказывать в заключении такого соглашения местному органу самоуправления.
В качестве источника финансового права могут выступать международные договоры Российской Федерации с другими странами, если они содержат нормы финансового права. Такие соглашения часто заключаются между государствами в налоговой области по поводу избежания двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.
studfiles.net