Органы власти российской федерации – Система органов государственной власти. Система органов государственной власти Российской Федерации :: BusinessMan.ru

Содержание

Федеральные органы государственной власти

Государственное
устройство России имеет три уровня
пуб­личной (народной) власти: федеральный
центр, субъекты РФ, местное самоуправление.
Каждый уровень обладает собственной
исключительной компетенцией, вторгаться
в которую органы иного уровня власти
не вправе. Кроме того, государственная
власть разделяется на законодательную,
исполнительную и су­дебную. Органы
каждого вида власти самостоятельны*.

* Основоположники
теории разделения властей Дж. Локк
(Англия) и Ш. Мон­тескье (Франция)
исходят из того, что абсолютная власть
портит человека и необходимо ограничение
любой власти. Законодательная власть
должна принад­лежать народу и
аккумулировать его волю, а исполнительная
— монарху.

Принцип разделения
властей широко распространен в мире,
хотя и проявля­ется в каждом случае
специфически.

Так, в Англии с
30-х годов XIX в. парламент (палата общин)
и исполнитель­ная власть функционируют
в единстве: парламентское большинство
формирует правительство, министры
назначаются из числа депутатов и остаются
ими в министерской должности.

В СССР существовали
все ветви власти (законодательная,
исполнительная, судебная), действовавшие
под руководством КПСС. Но советская
власть была единой, исполнительная
власть формировалась представительной
властью, т.е. эти ветви власти не были
самостоятельными.

Государственную
власть осуществляют Президент РФ,
Феде­ральное Собрание (Совет Федерации
и Государственная Дума), Правительство
РФ, суды РФ, органы государственной
власти субъектов РФ (рис. 2.1).

Президент
Российской Федерации

является главой государст­ва, гарантом
Конституции РФ, прав и свобод человека
и гражда­нина. Он обеспечивает
согласованное функционирование и
взаимодействие органов государственной
власти; определяет ос­новные направления
внутренней и внешней политики государст­ва,
представляет Россию внутри страны и в
международных от­ношениях, принимает
меры по охране суверенитета России, ее
независимости и государственной
целостности.

Рис.
2.1.
Структура федеральных органов власти

Президент РФ
юридически не входит в систему ни одной
ветви власти (законодательной,
исполнительной, судебной), он как бы
возвышается над властными институтами,
осуществляет взаимодействие между ними
и при принятии решений руковод­ствуется
общей волей, т.е. волей большинства
избирателей.

Президент РФ
назначает высших должностных лиц
государ­ства, в том числе председателя
Правительства РФ (с согласия Государственной
Думы), заместителей председателя
Правитель­ства РФ и федеральных
министров; назначает выборы Государ­ственной
Думы, референдум; подписывает и обнародует
феде­ральные законы; издает указы и
распоряжения; является Вер­ховным
Главнокомандующим Вооруженными Силами
РФ и вы­полняет другие общегосударственные
функции.

Президент РФ
применяет согласительные процедуры в
случае разногласий между органами
власти, он вправе приостанавливать
действие актов исполнительной власти
субъектов РФ в случае противоречия их
Конституции, федеральным законам,
междуна­родным обязательствам России
или нарушения прав и свобод человека
до решения этого вопроса соответствующим
судом.

При
Президенте РФ функционируют органы,
обеспечи­вающие проведение им
внутренней и внешней государственной
политики. Аппаратом для осуществления
функций главы госу­дарства является
Администрация
Президента РФ.

Она действу­ет на правах государственного
органа управления. В составе Администрации
— самостоятельные подразделения,
должност­ные лица. Образованы советы
по направлениям деятельности. Основными
обязанностями Администрации Президента
РФ являются непосредственное обслуживание,
курирование феде­рального уровня,
работа с регионами, международная
полити­ка. Администрация контролирует
исполнение указов, проводит политику
Президента РФ.

Советы
в Администрации Президента РФ являются
посто­янно действующими консультативными
органами. Они инфор­мируют Президента
РФ о процессах, происходящих в той или
иной сфере, и обеспечивают взаимодействие
Президента РФ с организациями и деятелями
данной сферы. Организационное обеспечение
деятельности каждого Совета осуществляет
Главное
управление внутренней политики Президента
РФ.
Решения
Сове­та носят рекомендательный
характер и направляются Президен­ту
РФ, соответствующим органам государственной
власти Рос­сийской федерации и
субъектов РФ.

Федеральное
Собра­ние

Представительным
и законодательным органом Российской
Федерации является постоянно действующее
Федеральное
Собра­ние

парламент
Российской Федерации, состоящий из двух
па­лат — Совета
Федерации

и Государственной
Думы.
Совет
Федера­ции образуют по два представителя
от каждого субъекта РФ (по одному от
представительного и исполнительного
органов власти). Государственная Дума
избирается на четыре года в составе 450
депутатов, которые работают на
профессиональной основе.

Совет Федерации
и Государственная Дума формируют
коми­теты и комиссии, проводят по
вопросам своего ведения парла­ментские
слушания. Для осуществления контроля
за исполнени­ем федерального бюджета
парламент образует Счетную палату.

Парламент
призван выражать мнение народа,
обеспечивать реализацию требований
Конституции и создавать юридическую
базу правового государства. Главным
критерием эффективности работы парламента
служат качество и.
своевременность принимаемых законов.

В практике западных
демократий парламент контролирует
пра­вительство, ограничивает рамки
его деятельности. В парламенте деятельность
правящей партии находится под постоянным
на­блюдением оппозиции, которая хотя
в целом лояльна и ответст­венна, но
всегда готова бросить вызов правительственной
пар­тии на выборах. Правящая партия
в свою очередь осознает воз­можность
перехода в оппозицию.

Члены парламента
обязаны вести себя в соответствии с
при­нятым кодексом поведения. Им
запрещено активное лоббиро­вание
интересов непарламентских структур в
расчете на возна­граждение.

Парламент формируется
на основе избирательного права. Различают
два вида избирательной системы.

1.
Мажоритарная — депутаты избираются по
одному от каж­дого округа, на которые
разбита страна (США, Великобритания).

2.
Пропорциональная — выборы проводятся
по партийным спискам и места делятся в
соответствии с поданными за каждый из
них голосами избирателей (континентальная
Европа).

Первую
называют англосаксонской, она присуща
классиче­ской демократии; для нее
характерна 2—3-партийная система.
Партия-победительница управляет страной,
проигравшая со­ставляет оппозицию,
извлекая уроки из поражения. Страны с
мажоритарной системой наиболее устойчивы
к авторитаризму. При пропорциональной
системе избиратели голосуют за спи­сок
без конкретных имен. Будущие депутаты
зависят больше не от избирателей, а от
руководства своей партии. Устойчи­вость
в парламенте поддерживается, пока не
нарушаются инте­ресы какой-либо
партии.

Первые шаги к
новому парламентаризму были сделаны в
марте 1989 г. выборами на съезд народных
депутатов СССР.

После принятия
Декларации о государственном суверенитете
России, новой Конституции, в результате
работы Госдумы со­зывов 1993, 1995 гг.
утвердился порядок альтернативных
избира­тельных кампаний.

Съезды народных
депутатов СССР и РСФСР сочетали в себе
законодательные, распорядительные и
контрольные функции. Полномочия
современного парламента четко отделены
от пол­номочий других государственных
органов. Парламент наделен следующими
видами компетенции:

• законодательная;

• формирование
государственных органов;

• финансовая;

• контрольная;

• ратификация и
денонсация международных договоров.

Совет Федерации

Совет
Федерации

выражает интересы регионов, выступает
инструментом стабильности, служит
посредником между Прези­дентом РФ и
Государственной Думой при принятии
законов, нейтрализует при этом
потенциальные конфликты, применяя
согласительные процедуры.

К ведению Совета
Федерации относятся:

• утверждение
изменения границ между субъектами РФ,
указов Президента РФ о введении военного
или чрезвы­чайного положения;

• решение вопроса
об использовании Вооруженных Сил за
пределами территории России;

• назначение
выборов Президента РФ, отрешение его
от должности;

• назначение на
должность судей Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда РФ, Гене­рального прокурора РФ,
заместителя Председателя Счет­ной
палаты и половины состава ее аудиторов.

Обязательному
рассмотрению на Совете Федерации
подлежат принятые Государственной
Думой федеральные законы по вопросам:

• федерального
бюджета, федеральных налогов и сборов;

• финансового,
валютного, кредитного, таможенного
регу­лирования, денежной эмиссии;

• ратификации и
денонсации международных договоров
России;

• статуса и защиты
государственной границы России;

• войны и мира.

Совет Федерации
принимает постановления большинством
голосов от общего числа его членов.

Проводится реформа
Совета Федерации, направленная на
совершенствование порядка его формирования
в целях более последовательной реализации
принципа разделения властей. Членство
в Совете Федерации глав исполнительной
власти Про­тиворечит этому принципу.
Совет Федерации не может работать на
постоянной основе. Главы исполнительной
власти получают депутатский иммунитет,
хотя распоряжаются материальными и
финансовыми ресурсами.

Согласно новому
положению прекращается представительст­во
исполнительной власти в законодательном
органе, деятель­ность палаты
осуществляется на постоянной основе.
Это позво­ляет главам исполнительной
власти субъектов РФ сосредото­читься
на работе в своих регионах.

• К
ведению
Государственной
Думы

относятся:

• решение вопроса
о доверии Правительству РФ, согласие
на назначение председателя Правительства
РФ;

• назначение на
должность и освобождение от должности
Председателя Центрального банка России,
Председателя Счетной палаты и половины
состава ее аудиторов, Упол­номоченного
по правам человека;

• объявление
амнистии;

• выдвижение
обвинения против Президента РФ для
отре­шения его от должности;

• принятие
федеральных законов.

Государственная
Дума образует комитеты, фракции,
депутат­ские группы, сочетает
законотворческую и законодательную
дея­тельность. Механизм взаимодействия
структур Госдумы при про­хождении
законопроектов отвечает классическим
парламентским требованиям. Вся текущая
работа над проектами законов прово­дится
в 27 комитетах. Если проект одобряется
большинством го­лосов комитета и не
встречает серьезных возражений со
стороны фракции, то он с большой
вероятностью Думой принимается.

У законотворчества
есть концептуальная и техническая
сто­роны. Сначала законопроект должен
получить согласие заинте­ресованных
сторон по концепции, а потом начинается
техниче­ская сторона разработки
закона.

Нередко Госдуму
критикуют, что она мало принимает
зако­нов, да и не те законы принимает.
Но, например, земельный кодекс не принят
не потому, что не готов (он давно готов),
а потому, что у ветвей власти разные
взгляды на его концепцию, В мировой
практике основная часть законопроектов
готовится и вносится правительством.
И это правильно, ведь у депутата один
штатный помощник, а у правительства
огромный аппарат, кроме министерств (в
России на его долю приходится не более
20% внесенных проектов). Поэтому наивны
призывы посылать в парламент больше
профессионалов-юристов.

За годы работы
Государственной Думы было рассмотрено
более тысячи законопроектов, из них
принято 690, подписаны Президентом РФ
лишь 487.

Несмотря на
разделение властей, провозглашение
правового государства, законодательная
власть является нелюбимым дети­щем
в значительной части общества, особенно
в СМИ. Одна из причин заключается в том,
что узки ее конституционные рамки,
урезаны полномочия, к минимуму сведены
контрольно-надзор­ные функции.

Действующая
Конституция РФ предоставляет парламенту
Право выражать недоверие только
правительству в целом. В то же время он
не может оперативно реагировать на
вызы­вающие недовольство граждан
решения и действия конкрет­ных членов
правительства. Предоставление такого
права по­зволило бы производить
кадровые изменения, не прибегая к полной
отставке правительства.

Федеральная
исполнительная власть

В систему федеральных
органов исполнительной власти входят:

1.
Правительство РФ, состоящее из:

• Председателя
Правительства РФ;

• заместителей
Председателя Правительства РФ;

• федеральных
министров;

2.
Министерства РФ;

3.
Другие федеральные органы исполнительной
власти.

Председатель
Правительства РФ, первые заместители
и за­местители председателя Правительства
РФ, министры
финансов, иностранных дел, внутренних
дел, обороны, юстиции, экономического
развития и торговли, руководитель
аппарата Правительства РФ образуют
президиум Правительства РФ. В работе
Прави­тельства РФ наравне с членами
президиума принимают участие глава
Центрального банка РФ, спецпредставитель
Президента РФ по связям с международными
финансовыми организациями, гла­ва
Российской академии наук.

Структура федеральных
органов исполнительной власти включает
министерства и ведомства, обеспечивающие
реализа­цию Правительством РФ
возложенных на него полномочий, и
утверждается указом Президента РФ.

Федеральные органы
исполнительной власть подразделяют­ся
на:

• подведомственные
Правительству РФ;

• подведомственные
Президенту РФ по вопросам, закрепленным
за ним Конституцией РФ, либо в соответствии
с законодательством.

В отраслевых
ведомствах выделяются прогнозно-аналитичес­кие
и оперативно управляющие структуры;
первые координи­руют работу с
Министерством экономического развития
и тор­говли РФ и другими ведомствами
экономического блока, вто­рые — с
предприятиями и учреждениями.

Правительство
Российской Федерации:

• разрабатывает
и представляет Государственной Думе
фе­деральный бюджет, обеспечивает
его исполнение, о чем отчитывается перед
Государственной Думой;

• обеспечивает
проведение единой финансовой, кредитной
и денежной политики, политики в области
культуры, нау­ки, образования,
здравоохранения, социального обеспе­чения,
экологии;

• осуществляет
управление федеральной собственностью,
меры по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации
внешней политики России, за­конности,
прав и свобод граждан, охране собственности
и общественного порядка, борьбе с
преступностью;

• координирует
деятельность федеральных органов
испол­нительной власти по экономической
реформе; реформе социального сектора,
жилищной и строительной поли­тике;
реформе научной сферы и отраслей
инфраструкту­ры; национальной,
региональной политике, сотрудниче­ству
с государствами — участниками СНГ;
правоохрани­тельной деятельности;

• осуществляет
иные полномочия, возложенные на него
федеральными законами, указами Президента
РФ;

Правительство РФ
издает постановления и распоряжения,
обеспечивает их исполнение. Постановления
и распоряжения Правительства РФ
обязательны к исполнению в Российской
Федерации. В случае их противоречия
Конституции РФ, фе­деральным законам
и указам Президента РФ они могут быть
отменены Президентом РФ.

Председатель
Правительства РФ

определяет основные на­правления
деятельности Правительства РФ и
организует его работу. Согласно Указу
Президента РФ от 17 марта 1997 г. № 249, ;
Председатель Правительства РФ координирует
деятельность федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих
государственное управление в сфере
внешнеэкономических связей, обороны и
безопасности страны.

Систему федеральных
органов исполнительной власти обра­зуют
министерства (федеральные министерства),
государственные комитеты Российской
Федерации, федеральные комиссии,
федеральные службы России, российские
агентства, федеральные надзоры России.

Министерство
как федеральный орган исполнительной
власти проводит государственную политику
и осуществляет управление соответствующей
сфере деятельности, а также координирует
деятельность в этой сфере иных федеральных
органов исполнительной власти. Функции
координации оно выполняет в случаях,
установленных федеральными законами,
указами Президента РФ постановлениями
Правительства РФ, Министерство возглавляет
министр РФ (федеральный министр), который
входит в состав правительства РФ.
Федеральные министры назначаются на
должность и освобождаются от должности
Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ. Заместители федеральных
министров назначаются и освобождаются
Правительством РФ, если иное не установлено
федеральными конституционными законами
и федеральными законами.

Государственный
комитет РФ, Федеральная комиссия России
являются
федеральными органами исполнительной
власти, осуществляющими на коллегиальной
основе межотраслевую координацию по
вопросам, отнесенным к их ведению, а
также функциональное регулирование в
определенной сфере деятельности.
Государственный комитет РФ, Федеральную
комиссию России возглавляют соответственно
Председатель Госкомитета РФ, Председатель
Федеральной комиссии России.

Федеральная
служба России, российское агентство,
федеральный надзор России

осуществляют специальные (исполнительные,
кон­трольные, разрешительные,
регулирующие и другие) функции в
установленных сферах ведения. Федеральную
службу возглавляет руководитель
(директор) федеральной службы, российское
агент­ство — генеральный директор
российского агентства, федераль­ный
надзор — начальник федерального надзора
России.

Назначение на
должность и освобождение от должности
ру­ководителей государственных
комитетов, федеральных комис­сий,
федеральных служб, российских агентств
и федеральных надзоров России, кроме
руководителей федеральных органов
исполнительной власти, подведомственных
Президенту РФ по вопросам, закрепленным
за ним Конституцией РФ, федераль­ными
конституционными законами и федеральными
законами, осуществляются Правительством
РФ. Руководители федераль­ных органов
исполнительной власти, подведомственных
Прези­денту РФ, назначаются на должность
и освобождаются от долж­ности в особо
устанавливаемом порядке.

Создание федеральных
органов исполнительной власти, их
реорганизация и ликвидация осуществляются
Президентом РФ по предложению Председателя
Правительства РФ.

Положения о
федеральных органах исполнительной
власти, подведомственных Президенту
РФ, утверждаются Президентом РФ, а о
других федеральных органах исполнительной
власти — Правительством РФ. Наименования
федеральных органов ис­полнительной
власти определяются в соответствии с
их структу­рой, утверждаемой Указом
Президента РФ (приложение 1).

Постановлениями
Правительства РФ устанавливаются
пре­дельная численность аппарата
министерств в центре и по терри­ториям,
фонд оплаты труда, количественный состав
коллегии, число заместителей министра,
в том числе первых. Финансиро­вание
расходов на содержание центрального
аппарата и терри­ториальных органов
осуществляется за счет федерального
бюд­жета по статье «Государственное
управление».

В министерствах
образуются департаменты. Департамент
координирует и регулирует одно из
крупных направлений экономической или
социально-экономической деятельности
государства, решает проблемы федерального
или отраслевого значения при высоком
уровне автономности в пределах функций
соответ­ствующего федерального органа
исполнительной власти.

Определяется
количество высших и главных должностей
государственных служащих в федеральных
органах исполнительной власти. Количество
ведущих должностей государственных
служащих не должно превышать 10%, а старших
— 40% общей численности работников этих
органов. Штатная численность департамента
не может быть менее 35 единиц, управления
— менее 20, отдела — менее 10, отдела в
составе департамента (управления) —
менее 5 единиц. В департаменте и управлении
не может быть менее трех отделов.

При Правительстве
РФ функционирует широкая сеть
коор­динационных, консультативных и
других органов: правительст­венные
комиссии, федеральные комиссии при
Правительстве РФ, оперативные комиссии,
экспертные советы, рабочие группы,
организационные комитеты; число таких
структур составляет около 50 (комиссии
по обеспечению доходов федерального
бюджета за счет средств от приватизации;
по вопросам СНГ; по таможенным и тарифным
вопросам; по защитным мерам во внешней
торговле; по аудиторской деятельности
и т.д.).

Так,
основными задачами Продовольственной
Комиссии

являются решение вопросов по обеспечению
населения продовольствием путем
формирования федеральных продовольственных
фондов и резервов, обеспечение поставки
селу материально-технических ресурсов,
координация деятельности органов
исполнительной власти Российской
Федерации и субъектов РФ по проведению
сева, уборки урожая, контролю за
использованием земельных угодий и
внедрением промышленных технологий.

Комиссия
заслушивает на своих заседаниях
руководителей органов исполнительной
власти Российской Федерации и субъектов
РФ о ходе выполнения соответствующих
решений Президента РФ и Правительства
РФ. Решения комиссии оформляются
протоколом и подлежат обязательному
рассмотрению в срок нe
более одного месяца органами исполнительной
власти Российской Федерации и субъектов
РФ, предприятиями и объеди­нениями,
к которым решения относятся. При
необходимости решения комиссии
оформляются в виде постановления или
распоряжения Правительства РФ. Заседания
комиссии проводятся по мере необходимости,
но не реже одного раза в квартал по
планам, согласованным с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти. В заседаниях участвуют руководители
и ответственные работники органов
исполнительной власти, руководители
предприятий и объединений.

В целях повышения
эффективности взаимодействия с палатами
Федерального Собрания, усиления роли
Правительства и федеральных органов
исполнительной власти в законодательном
процессе Правительство РФ образовало
свое полномочное пред­ставительство
в Федеральном Собрании. В его состав
входят полномочный представитель
Правительства РФ в Госдуме, пол­номочный
представитель в Совете Федерации,
статс-секретари — заместители министров
и других руководителей федеральных
Органов исполнительной власти. Они
участвуют в заседаниях палат, в работе
комитетов и комиссий парламента.

Федеральные органы
исполнительной власти для осуществ­ления
полномочий могут создавать свои
территориальные орга­ны и назначать
соответствующих должностных лиц. Они
могут также передавать органам
исполнительной власти субъектов РФ
осуществление части своих полномочий,
если это не противоре­чит Конституции
РФ и федеральным законам. В свою очередь
органы исполнительной власти субъектов
РФ по соглашению с федеральными органами
исполнительной власти могут переда­вать
им осуществление части своих полномочий.
В пределах ве­дения и полномочий
Российской Федерации по предметам
со­вместного ведения Российской
Федерации и субъектов РФ фе­деральные
органы исполнительной власти и органы
исполни­тельной власти субъектов РФ
образуют единую систему испол­нительной
власти Российской Федерации.

В целях усиления
координации деятельности органов
испол­нительной власти Российской
Федерации и субъектов РФ при ведущих
министерствах и ведомствах образованы
советы, дейст­вующие в качестве
совещательных органов. Они включают
ру­ководящих работников министерств
и ведомств и представите­лей органов
исполнительной власти субъектов РФ.

Работе органов
исполнительной власти мешают частые
реорга­низации, в том числе и
Правительства РФ. После реорганизации
ведомству нужно несколько месяцев,
чтобы начать нормальное функционирование,
до этого неотложные дела остаются на
втором плане. Нередко новации исчерпываются
сменой названия, хотя расходов такие
затеи требуют немалых (бланки, печати
и т.д.).

Так, за 13 месяцев
1998—1999 гг. три раза менялась структу­ра
федеральных органов исполнительной
власти. Министерство общего и специального
образования переименовано в Мини­стерство
образования. Государственный Земельный
комитет — Государственный комитет по
земельной политике. Федеральный Орган
по строительству с 1992 г. менял название
6 раз*.

* Бюро цензов США
(аналог Госкомстату) не меняет название
200 лет, статслужбы Великобритании,
Франции — 100 лет.

Несмотря на то,
что управление строится в основном по
западным образцам с акцентом на
либеральную демократию, в обществе
пропа­гандируются также в качестве
образца монархические принципы
Рос­сийской империи.

Во главе России
стоял царь, император, правивший
единолично. Высший законодательный
орган — Государственный Совет, его
члены назначались царем. Законопроекты
приобретали силу после утвержде­ния
их царем. Состав Комитета Министров
также утверждался царем;

Правительствующий
Сенат во главе с обер-прокурором включал
руко­водителей департаментов,
сенаторов, назначаемых также царем,
действовала вертикаль: Император —
губернатор с прямым подчинением.

В основу
административно-территориального
деления было поло­жено удобство
управления. Различалось общее
административно-территориальное деление
и специальное: общее — для целей
общего­сударственного управления,
специальное — управления отдельными
ведомствами, группами территориальных
единиц. Страна делилась на
генерал-губернаторства, губернии,
области, градоначальства, округа, уезды,
волости, станы. В начале XX в. в России
было:

Генерал-губернаторств
— 8

Губерний
— 78

Областей
— 18

Градоначальств
— 4

Военных губернаторств
— 2 (г. Кронштадт, Николаев). Губернии
делились на две группы:

• в губерниях
первой группы действовали новые земские
и город­ские органы самоуправления,
при этом традиционные админист­рации
уступали им часть своих функций;

• в губерниях
второй группы в руках губернаторов
по-прежнему сосредоточивались все
полицейские, административно-хозяйствен­ные
и финансовые рычаги управления.

Все должностные
лица от генерал-губернатора до станового
при­става назначались.

studfiles.net

Органы власти РФ

Содержание статьи:




Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 


Президент


Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.


Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  



Полномочия президента РФ:


1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства


2) принимает решение об отставке Правительства


3) формирует и возглавляет Совет Безопасности


4) утверждает военную доктрину РФ


5) формирует Администрацию Президента


6) назначает:


         а) полномочных представителей Президента


         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ


         в) дипломатических представителей РФ


7) назначает выборы Государственной Думы


8) распускает Государственную Думу


9) назначает референдум


10) подписывает и обнародует федеральные законы


11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране


12) осуществляет руководство внешней политикой РФ


13) вводит в стране военное положение


14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища


15) осуществляет помилование


Выучить полномочия президента на тренажере


 


Законодательная власть


Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   


Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).


Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.


Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.



Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:


1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ


2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения


3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ


4) Назначение выборов президента


5) Отрешение президента от должности


6) Назначение на должность:


          а) Конституционного суда Верховного суда


          б) Генерального прокурора


          в) заместителя Председателя Счетной палаты


Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере


 


 


Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:


1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ


2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ


3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности


4) Назначение на должности:


          а) Председателя Центрального банка                   


          б) Председателя Счетной палаты


          в) Уполномоченного по правам человека


5) объявление амнистии


6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности


Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере


 


Исполнительная власть


Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.



Полномочия Правительства РФ:


1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет


2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии


3) осуществляет управление федеральной собственностью


4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности


5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью


Выучить полномочия Правительства на тренажере


 


Судебная власть


Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.


Полномочия Конституционного Суда РФ:


1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:


а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;


б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;


в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;


г) не вступивших в силу международных договоров РФ;


2) разрешает споры о компетенции:


а) между федеральными органами государственной власти;


б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;


в)между высшими государственными органами субъектов РФ;


3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;


4) дает толкование Конституции РФ;


5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;


6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.


Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

egevmeste.ru

4.14 Органы государственной власти Российской Федерации

Органы власти

Полномочия

1.

Президент РФ (ст. 80, 83-93 КРФ)

Возглавляет государство

Представляет РФ внутри страны и на международной арене  

Гарантирует исполнение Конституции, соблюдение прав и свобод

Определяет направления внешней и внутренней политики
Назначает премьер — министра (председателя Правительства РФ) с согласия Госдумы. Если Госдума трижды отклоняет кандидатуры Президента на должность премьер — министра, то Президент распускает Госдуму
Представляет Госдуме кандидатуру на должность Председателя Центробанка РФ и ставит перед Госдумой вопрос об освобождении от должности Председателя Центробанка РФ
По предложению Председателя Правительства РФ назначает и освобождает от должности заместителей премьер — министра и министров
Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда и Верховного Суда; назначает других федеральных судей
Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности Генерального прокурора и его заместителей либо вносит предложение об их освобождении; назначает и освобождает прокуроров субъектов РФ
Назначает и отзывает дипломатических представителей РФ

Возглавляет Совет Безопасности, утверждает военную доктрину и является Верховным главнокомандующим ВС

Назначает выборы Госдумы и референдум
Обладает правом законодательной инициативы — может вносить свои законопроекты в Госдуму

Подписывает и обнародует законы, а также пользуется правом вето

Издаёт указы и распоряжения по вопросам ведения

Руководит внешней политикой, подписывает и ратифицирует международные документы, ведёт переговоры

Решает вопросы принятия гражданства и предоставления политического убежища

Награждает государственными наградами, присваивает почётные, воинские и иные звания

Осуществляет помилование

2.

Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания РФ (ст. 102 КРФ)

Утверждает вопросы изменения границ субъектов РФ

Утверждает указ Президента о введении военного или чрезвычайного положения

Решает вопросы использования вооруженных сил за пределами страны

Назначает выборы Президента

Отрешает Президента от должности на основании обвинения Госдумы в государственной измене или заключения Верховного Суда о совершении тяжкого преступления и заключения Конституционного Суда о соблюдении законности выдвижения обвинения

С представления Президента назначает на должность судей КС РФ и ВС РФ

С представления Президента назначает и освобождает Генерального прокурора и его заместителей

Назначает заместителей Председателя Счётной палаты и половину её аудиторов

Утверждает или отправляет на доработку законопроекты, принятые Госдумой

Издаёт постановления по вопросам ведения

3.

Госдума — нижняя палата Федерального Собрания (ст. 103 КРФ)

Даёт или не даёт согласие Президенту на назначение Председателя Правительства

Заслушивает ежегодные отчёты Правительства о результатах исполнения законов

Решает вопрос о доверии Правительству и на законных основаниях отправляет его в отставку

Назначает и освобождает Председателя Центробанка РФ

Назначает и освобождает Председателя Счетной палаты и половину её аудиторов

Назначает и освобождает Уполномоченного по правам человека

Выдвигает обвинение против Президента для отрешения его от должности Советом Федерации

Объявляет амнистию

Обсуждает и принимает законопроекты, внесённые субъектами законодательной инициативы 

Издаёт постановления по вопросам ведения

4.

Правительство РФ (гл. 6 КРФ)

Разрабатывает государственный бюджет и исполняет его

Ежегодно отчитывается перед Госдумой о результатах деятельности и исполнения решений, принятых Госдумой

Управляет федеральной собственностью

Обеспечивает проведение внутренней политики: денежно — кредитной, налоговой, в области образования, науки, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, экологии

Обеспечивает проведение внешней политики, обороны страны, государственной безопасности РФ

Обеспечивает законность, охрану правопорядка, борьбу с преступностью

Издаёт постановления и распоряжения по вопросам ведения

5.

Конституционный суд РФ (ст. 125 КРФ)

Разрешает дела о соответствии всех нормативно-правовых актов, принимаемых в стране Конституции РФ

Разрешает дела о соответствии договоров между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ 

Разрешает споры о компетенции между федеральными гос/органами РФ; между гос/органами субъектов РФ
Даёт толкование норм Конституции РФ

Осуществляет проверку закона на конституционность в случае жалоб граждан на нарушение их конституционных прав

6.

Верховный суд РФ (ст. 126 КРФ)

Осуществляет гражданское, уголовное, административное судопроизводство

Осуществляет разбирательство по экономическим спорам

Даёт разъяснения по вопросам судебной практики

cknow.ru

Тема 6.7. Органы государственной власти Российской Федерации – SOOCIETY

Органы государственной власти — составные части аппарата государства (физические лица или организации), наделённые государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства.

Система органов государственной власти РФ

Высший орган законодательной (представительной) власти в Российской Федерации

Федеральное собрание — двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Палаты Федерального собрания: особенности формирования и их полномочия

1Аудитор (от лат. auditor — слушатель) — бухгалтер-ревизор, который проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности организаций и предприятий.

Высший федеральный орган исполнительная власти в Российской Федерации

2 Не все федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Председателя Правительства РФ. Исключение составляет ряд федеральных структур, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ: министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел; Федеральная служба безопасности и др.

Кроме этого, Президент РФ может возложить на Правительство РФ и другие полномочия.

Органы судебной власти в Российской Федерации

2Судопроизводство — разрешение судебных дел по установленному порядку.

Правосудие — деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон.

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами РФ и основываются на конституционных принципах.

Принципы деятельности органов судебной власти

Институт президентства в Российской Федерации

1 Пост Президента был введён в России в 1991 г. До принятия Конституции РФ Президент являлся главой исполнительной власти, а в настоящее время он — глава государства.

2Ценз (от лат. census — оценка, оценённое имущество) — условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав.

Важной гарантией демократического порядка замещения поста Президента РФ является установление в Конституции РФ правила: одно и то же лицо не может занимать данную должность более двух сроков подряд.

Образец задания

(Б) Установите соответствие между высшими федеральными органами государственной власти, высшим должностным лицом РФ и их полномочиями. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры. Ответ:

Тема 6.7. Органы государственной власти Российской Федерации

Оценка

soociety.ru

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации


Система органов государственной власти Российской Федерации по Конституции 1993 года формируется на основе принципа разделения властей. Тем не менее, это не означает абсолютной независимости и свободы ветвей власти. Конституцией РФ предусмотрена система сдержек и противовесов — система взаимовлияния ветвей власти друг на друга.


Так как Россия — смешанная республика, то и Президент является главой государства, но не главой Правительства, а состав исполнительного органа (Правительства) определяется совместно парламентом и Президентом.


Президент — глава государства, гарант Конституции и верховный главнокомандующий. Он избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства всеобщим, равным, прямым, тайным, альтернативным голосованием на 6 лет.


Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.


Основные полномочия Президента РФ (ст. 83-86 Конституции РФ):


  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;

  • ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

  • по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов Российской Федерации, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров;

  • формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;

  • формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

  • назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

  • назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

  • распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

  • вносит законопроекты в Государственную Думу;

  • подписывает и обнародует федеральные законы;

  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации.


Российский парламент — Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума).


В Совет Федерации входят по два представителя от властей субъектов федерации (областей, краёв, республик, городов федерального значения, автономной области, автономных округов).


Полномочия Совета Федерации (ст. 102 Конституции РФ):


  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

  • назначение выборов Президента Российской Федерации;

  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;

  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.


Государственная Дума — нижняя палата Федерального Собрания РФ. Состоит из 450 депутатов, избираемых на 5 лет по смешанной системе (половина депутатов по мажоритарной системе, другая часть — по пропорциональной).


Полномочия Государственной Думы (ст. 103 Конституции РФ):


  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

  • объявление амнистии;

  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.


Правительство РФ — орган исполнительной власти. Правительство состоит из Председателя Правительства, назначаемого Президентом с согласия Государственной Думы, заместителей Председателя и федеральных министров, назначаемых Президентом по представлению Председателя Правительства РФ.


Правительство Российской Федерации (ст. 114 Конституции РФ):


  • разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

  • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

  • осуществляет управление федеральной собственностью;

  • осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. 1


Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов.


Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.


Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.


Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. 2

oege.in.nn.ru

Органы государственной власти Российской Федерации

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

(г. Архангельск)
Кафедра государственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ПРАВОВЕДЕНИЕ»
На тему: «Органы государственной власти Российской Федерации»
Студент(ка)________________________

__________________________________

№зачетной книжки__________________

Факультет_________________________

Курс______________________________

Группа____________________________

Специальность_____________________

Адрес_____________________________

Руководитель______________________

__________________________________
Архангельск

2009
Содержание:

I Введение                                                                                          стр.3

II Понятие государственного органа                                               стр.4-5

1.Понятие системы разделения властей в государстве                  стр.6 

2.Президент РФ                                                                                  стр.7

3.Органы законодательной власти                                                   стр.8

  3.1.Федеральное Собрание Российской Федерации                       стр.9

3.1.1.Совет Федерации                                                                      стр.10-12

3.1.2.Государственная Дума                                                             стр.12-13

3.2.Органы законодательной власти субъектов Российской

Федерации                                                                                                 стр.14-15

4.Органы исполнительной власти                                                   стр.16-17

4.1.Органы исполнительной власти субъектов Российской  

Федерации                                                                                                 стр.18-20

5.Органы Судебной власти                                                              стр.21-22

III Заключение                                                                                   стр.23

IV Список использованной литературы                                          стр.24
                                                                                                            

I

Введение

  Основной мировой тенденцией конца XX века является приоритет мо­дели правового государства и торжество теории естественного права. Рос­сийская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает созда­ние условий для максимальной реализации личности в обществе и государ­стве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные пред­ставления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важ­ность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демокра­тию возможной на практике.В современном мире идет тенденция к тому, чтобы все государства мира, в том числе и РФ усовершенствовали свою по­литико-правовую доктрину, то есть отходили от старых взглядов, на полити­ческую власть, чтобы строили государство как можно более демократичнее. Ибо, как правило, в демократичных странах более развит принцип. разделе­ния властей

Целью данной работы является: охарактеризовать органы государственной власти, дать их понятия и виды.

В своей работе я рассмотрела не только понятие и признаки органов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей, так как, она наиболее полно отражает признаки и виды властвующих органов.

Вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти в федеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопрос имеет особое значение, так как сегодня в ней осуществляется переход от унитарного государства к федеративному, а, следовательно, вопрос определения места и роли каждого уровня власти является принципиально важным.
II
_Понятие государственного органа

Российская Федерация осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Орган государства – это один из каналов, через который народ, согласно Конституции РФ (ст. 3), осуществляет свою власть. Органы государства характеризуются следующими основными чертами.

1.     Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать исполнение этих актов.

Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, законами российской Федерации и ее субъектов, указами президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями о государственных органах и другими нормативными правовыми актами.

2.     Каждый государственный орган образуется в установленном государственном порядке. Так, порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом (ч. 4 ст. 81 Конституции). Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов государственной Думы также устанавливаются федеральными законами (ч. 2 ст. 96 Конституции).

3.      Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции. Так, согласно Конституции РФ (ст. 127) высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

4.     Каждый государственный орган действует в установленном государственном порядке. Например, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Федеральным конституционным законом в соответствии с Конституцией РФ (ч. 3 ст. 128) устанавливается порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего Арбитражного Суда российской Федерации и иных федеральных судов.

5.     Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации. В Конституции РФ (ч. 3 ст. 5) указывается, что федеративное устройство России основывается на единстве системы государственной власти.

Все государственные органы образуются в установленном государственном порядке и представляют часть единой системы органов государственной власти Российской Федерации.

В своей совокупности государственные органы Российской Федерации образуют единую систему. Согласно Конституции РФ (ст. 11) в нее входят органы государственной власти Федерации и органы государственной власти ее субъектов, а также ряд других государственных органов.

Единство системы государственных органов РФ обусловлено тем, что эта система основывается на государственной целостности российской Федерации, на единстве системы государственной власти.

Единство системы государственных органов проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Оно проявляется и в том, что все органы этой системы действуют совместно, находятся во взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В этих рамках органы единой системы избираются или назначаются другими органами, одни из них руководят другими, одни подконтрольны или подотчетны другим. Между всеми органами государственной власти существует тесная организационно правовая связь.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляют президент РФ, суды РФ на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.истемы избираются или жействуют совместно, находятся во взаимосвязиду органами системы органов госуда

 
1. Понятие системы разделения властей в государстве.

     В соответствии с Конституцией РФ от 1993г в Российской Федерации признается разделение властей, ст. 10 Конституции РФ: Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за­конодательную, исполнительную, и судебную. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей, выдвинутая еще античными мыслителями (Аристотель), была развита в эпоху буржуазных революций (в частности, французским правителем Монтескье) в противовес абсолютизму и феодаль­ному произволу. Зачатки доктрины разделения властей усматриваются уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Эллады и Древнего Рима. Среди них можно выделить Аристотеля, Эникура, Полибия. Однако авторство принадле­жит, бесспорно, двум мыслителям, ставшим в определенной степени провоз­вестниками революционных перемен в своих странах: англичанину Джону Локку (1632-1704 гг.) и французу Шарлю Монтескье (1689-1755гг.).

По общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодатель­ная и исполнительная власти и судебная не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каж­дой из них. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, существующей в стране, и от сложившихся обыкновений.

Разделение властей — это политико-правовая доктрина и конституцион­ный принцип, лежащий в основе организации власти демократического госу­дарства.

Принцип разделения властей означает, что законодательную деятельность должен осуществлять представительный ( законодательный) орган, исполнительно — распорядительную деятельность (государственное управление, государственное регулирование) – органы исполнительной власти, правосудие – суды, при этом «ветви власти» самостоятельны, организационно и функционально не зависимы друг от друга, что не исключает их взаимодействие и взаимоконтроль.

         В настоящее время многие государства мира приходят к принципу разде­ления властей, то есть большинство стран мира поняли, что настоящее правовое государство может быть только при разделении властей, а если нет этого принципа, то это государство в большинстве случаев не правовое. В большинстве таких государств нарушаются права и свободы граждан. Разде­ление властей так же, как и само их функционирование основывается на Конституции.
                                                                                              
2. Президент РФ

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти – законодательную, исполнительную, судебную.

Президент избирается народом, следовательно, его полномочия производны от народа, который доверяет Президенту высшие государственные функции. Президент избирается всеми гражданами России, обладающими активным избирательным правом, на всеобщих выборах. В силу этого он получает мандат доверия от всего населения России.
             У Президента есть право на свое законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор, пока не появятся соответствующие за­коны. По ряду вопросов законы вообще не принимаются, и регулирование осуществляется либо самостоятельно Президентом, либо по его поручению Правительством РФ. Согласно Конституции Президент РФ издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории России. Ни Совет Федераций, ни Государственная Дума не вправе их отменить. Но эти указы и распоряжения не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
            Президент держит в поле своего зрения внутреннюю и внешнюю политику государства. Согласно Конституции он осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры, ратификационные грамоты. Однако эти договоры не вступают в силу без их ратификации парламентом путем принятия законов обеими палатами.
            Президент полностью формирует Правительство РФ, направляет его деятельность и в любой момент вправе отправить в отставку, хотя для назначения Председателя Правительства Президенту необходимо согласие Государственной Думы. Дума может также выразить недоверие Правительству, в связи с чем Президент ставится перед дилеммой – объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Если же палата в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан либо отставить Правительство, либо распустить Государственную Думу. При этом нельзя не отметить, что ряд членов Правительства, занимающих ключевые посты, работает под непосредственным руководством, Президент устанавливает также всю систему федеральных органов исполнительной власти.

                                                                                                  
3. Органы законодательной власти.

Органы законодательной власти – это представительные органы государственной власти Федерации и ее субъектов, управомоченные осуществлять законотворческую деятельность. К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание, народные собрания, государственные собрания. Верховные советы, законодательные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев. Городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут.

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волю многонационального народа Российской Федерации и придают ей общеобязательный характер. Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах, принимают меры к исполнению своих решений и осуществляют контроль за их реализацией. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня. А также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные ( субъектов Федерации). Федеральным законодательным и представительным  органом РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России. Все другие законодательные органы, функционирующие не территории Российской Федерации. Являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

  По Конституции РФ 1993 года (ст. 94), Федеральное собрание при­знается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного уст­ройства, когда одна из палат является палатой общенародного представи­тельства, а в другой па­лате реализуется представительство субъектов феде­рации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парла­ментов.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значи­тельную самостоятельность палат, что проявилось в их ком­петенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Консти­туция (ч. З ст. 100) преду­сматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совмест­ных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью за­слушивания по­сланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания вы­ступлений руководителей иностранных государств.
3.1. Федеральное Собрание

Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представитель­ным и законодательным органом России. Представительство – очень широ­кое понятие. В отношении государственных органов  обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на та­кое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами.  Члены  Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не  избираются населением именно в качестве  членов этой па­латы Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в каче­стве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации  (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни один закон РФ не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание  вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за ис­полнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утвер­ждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использова­ние права отказывать  в доверии к Правительству, которое в этом случае мо­жет быть отправлено в отставку  Президентом РФ.

Также, для осуществления контроля за исполнением федерального бюд­жета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную Палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

В этом проявляется принцип разделения властей, система сдержек и про­тивовесов. Из этого мы видим, что законодательная власть имеет контроль, хотя довольно слабый в этом случае, за исполнительной властью в РФ.

 Статьи 102 и 103 также являются  юридическим  выражением  системы сдержек  и  противовесов  в  построении и функционировании высших орга­нов законодательной,  исполнительной  и  судебной  власти. Эти статьи пере­числяют вопросы, которые нахо­дятся в ведении соответственно Совета Фе­дерации и Государственной Думы. Это означает, что окончательное решение по этим во­просам (постановление) принимает соответствующая палата. Тем не менее решение большинства из этих вопросов так или иначе пересе­кается с конституционными полномочиями других органов государ­ственной власти, предопределяется их позицией, а по некоторым вопросам решение палаты может порождать правовые последствия, отнюдь не вытекающие из полно­мочия палаты решать этот вопрос (например, решение Государственной Ду­мой вопроса о доверии Пра­вительству фактически определяет судьбу не Правительства, а самой Государственной Думы).

3.1.1. Совет Федерации

Порядок формирования Совета Федерации установлен в настоящее вре­мя Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соот­ветствии с данным законом в Совет Федерации входят по два представите­ля от каждого субъекта Российской Федерации: один избирается законода­тельным (представительного) органом власти, другой назначается высшим должностным лицом (главой исполнительного органа власти) субъекта Российской Федерации. Принятию указанного федерального закона пред­шествовала дискуссия о порядке и механизме формирования Совета Феде­рации. За короткую историю российского парламентаризма процедура форми­рования Совета Федерации претерпела несколько кардинальных изменений. Первый его состав был сформирован на основании Указа Президента Рос­сийской Федерации № 1626 от 11 октября 1993 г. «О выборах в Совет Фе­дерации Федерального Собрания» путем выборов двух депутатов от каждо­го субъекта Российской Федерации по мажоритарной системе по двухман­датным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ соответствующих субъектов Российской Федерации. По истечении двухгодичного срока первого созыва Совета Федерации, установленного Переходными положениями Конституции Российской Фе­дерации (п.7), вновь встал вопрос о принципе его формирования. Вокруг этой проблемы развернулась острая политическая борьба. В результате буквально в последние дни истекающих полномочий Государственной Ду­мы был принят Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. «О порядке форми­рования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции», в котором предусматривалось, что членами Совета Федерации явля­ются по должности руководитель законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Фе­дерации.

Выборы депутатов Совета Федерации осуществлялись гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать депутатов Совета Федерации принадлежало каждому гражданину РФ, достигшему 18-летнего возраста. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин, достигший 21-летнего возраста. Должностные лица.

Возглавляет Совет Федерации должностное лицо, именуемое Председателем. Он избирается из числа членов Со­вета Федерации тайным голосованием. Избранный Председатель предлагает кандидатуры на должность заместителя Председателя Со­вета Федерации, количество которых устанавливается палатой. В со­ответствии с Регламентом на первом заседании Совета Федерации второго созыва было избрано четыре заместителя Председателя Со­вета Федерации. Регламент палаты устанавливает, что Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть пред­ставителями от одного субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил Российской Федерации за пределами ее территории; назначение выборов президента РФ; отрешение президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора.

Счетная палата Российской Федерации была образована в соответствии с конституцией Российской Федерации. Примерно через год Федеральный закон от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» закрепил необходимость создания конституционного органа \ Счетной палаты и определил ее как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации.

В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими законами Российской Федерации. В рамках задач, определенных действующим законодательством, Счетная Палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Председатель Счетной палаты Российской Федерации и половина состава ее аудиторов назначаются и освобождаются от должности Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации, а заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации и другая половина состава ее аудиторов – Советом Федерации Федерального собрания.

К основным задачам Счетной палаты относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

— оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— финансовые экспертизы проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

— анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

— регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

coolreferat.com

Структуры власти Федеральная и региональная власть Органы местного самоуправления


При поддержке федеральных министерств и ведомств, администраций регионов, органов местного самоуправления и общественных организаций Российской Федерации и стран «Содружества Независимых Государств» в 2003 году нами создана адресно-телефонная информационная система «Структуры власти» — online. Более 8000 посетителей ежедневно.

Сегодня www.rosvlast.ru является изданием, в котором на одном портале структурно и подробно представлена адресно-телефонная и другая контактная информация об органах власти (39800 организаций). Система имеет удобную «навигацию», что позволяет пользователю быстро найти правильные наименования организаций и подразделений, должности и звания служащих, их фотографии, фамилии, имена и отчества, почтовые и электронные адреса, веб-сайты, телефоны и факсы с кодами городов и поселков.

Пользователей привлекает достоверность, которая обеспечивается договорами с органами власти и своевременное редактирование субъектами справочника своих данных через «персональный доступ».

Более 1500 организаций государственной власти, местного самоуправления редактируют информацию о своих организациях самостоятельно через личный кабинет.

С 2008 года для участников международных и российских мероприятий мы выпускаем пластиковые карты (с логотипом организации или мероприятия) индивидуального доступа к сервисным услугам www.rosvlast.ru «Структуры власти», что является хорошей памятью о мероприятии (спонсорах мероприятия).

Использование печатных и электронных справочников, сформированных на основе достоверных сведений, получаемых от самих органов власти, обеспечивает более эффективную работу всех заинтересованных пользователей, содействует развитию интеграционных процессов на пространстве СНГ и за его пределами.

rosvlast.ru