Органы по содействию занятости и трудоустройству – 27. Органы по содействию занятости населения.
31. Система органов занятости населения. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения.
В настоящее время Федеральная государственная служба занятости является организационно самостоятельной и состоит из : Государственного комитета РФ по занятости населения; департаментов, государственных комитетов республик в составе РФ по занятости населения; центров занятости населения в автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; центров занятости населения в районах и городах.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.
Территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
Территориальные органы образуются приказом руководителя Роструда для реализации функций и полномочий Роструда на определенной территории в соответствии с утвержденной Минздравсоцразвития России схемой размещения территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации.
Территориальные органы Роструда являются государственными органами, находящимися в подчинении Роструда .
Центры занятости населения непосредственно осуществляют следующие функции:
— регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
— содействие гражданам поиске подходящей работы;
— информирование о положении на рынке труда;
— организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
— организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности;
— профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
-осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
— организация проведения оплачиваемых общественных работ;
— содействие самозанятости безработных граждан и др.
studfiles.net
Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.
Из п. 1 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения:
1) обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
2) оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
3) организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;
4) осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;
5) давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.
Данный перечень обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим. Перечисленные обязанности корреспондируют в соответствующим правам граждан, а в ряде случаев и работодателей. Например, обязанности органов службы занятости оказывать содействие в поиске работы корреспондирует право гражданина требовать предоставления подходящей работы, а также право работодателей на подбор необходимых работников.
Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 30 ноября 2000 года N 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.
Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:
1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;
2) посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;
3) выступать в качестве учредителей учебных центров;
4) разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;
5) давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;
6) давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.
Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со ст. 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом.
Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.
hr-portal.ru
Структура и полномочия органов службы занятости населения
канд. юридич. наук, доцент кафедры гражданского процессуального и трудового права Южного федерального университета
Служба занятости населения – это система государственных органов, деятельность которых направлена на:
оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;
разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
организацию мероприятий активной политики занятости населения;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
Согласно ст. 15 Закона о занятости государственная служба занятости населения включает:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия;
государственные учреждения службы занятости населения.
Внимание
Структурно все органы службы занятости можно разделить на три уровня: федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная служба по труду и занятости (далее – Роструд) находится в ведении Минтруда России и осуществляет свою деятельность на основании положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (далее – Положение о Роструде).
Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Роструд возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра труда и социальной защиты РФ (п. 8 Положения о Роструде).
Финансирование расходов на содержание аппарата Роструда, ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете (п. 10 Положения о Роструде).
Роструд является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ (п. 11 Положения о Роструде).
На уровне субъекта РФ функции органа службы занятости осуществляет Управление или Департамент государственной службы занятости, который входит в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, и является органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, переданные субъектам РФ.
Полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ перечислены в ст. 7.1 Закона о занятости. К ним в частности относятся:
существление контроля за:
обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;
регистрацией инвалидов в качестве безработных;
регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
оказание в соответствии с законодательством о занятости населения соответствующих государственных услуг, например, таких как:
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и т.д.
разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан и т.д.
Управление (Департамент) в целях реализации своих полномочий имеет право:
по вопросам, отнесенным к компетенции управления, издавать приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности управления — приказы и распоряжения ненормативного характера;
разрабатывать методические материалы по оказанию государственных услуг в сфере занятости;
вносить предложения о включении своих представителей в состав координационных комитетов содействия занятости населения, других общественных и консультативных органов, образованных в субъекте РФ и связанных с деятельностью управления;
направлять своих представителей в установленном порядке в организации для ознакомления с условиями труда, соответствием уровня организации работы по прохождению профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования работающих потребностям рынка труда, для участия в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения работников, а также для решения других вопросов, входящих в компетенцию управления.
давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, связанным с деятельностью управления;
запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
участвовать в пределах своей компетенции в реализации международных программ по вопросам занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции.
На уровне муниципальных образований – городов и районов полномочия государственной службы занятости осуществляют государственные учреждения – центры занятости населения.
Основными задачами центров занятости являются:
обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;
оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции.
К функциям центров занятости населения относятся:
регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
информирование о положении на рынке труда;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
психологическая поддержка, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
содействие самозанятости безработных граждан;
выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;
содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
участие в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;
обобщение практики применения законодательства о занятости, трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию;
формирование предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан;
формирование, ведение банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;
обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;
организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы.
www.pro-personal.ru
1. Отношения по содействию занятости и трудоустройству.
Они, как правило, предшествуют трудовым отношениям. В них есть три различных, но связанных одной целью, группы отношений: это отношения гражданина с государственным органом службы занятости или другим специальным органом трудоустройства по поводу подыскания подходящей работы и получения направления на нее; отношения гражданина с работодателем по приему на работу по направлению органа службы занятости; -отношения работодателя с органом службы занятости.
Отношения по обеспечению занятости, профориентации и трудоустройству возникают в связи с оказанием содействия гражданам в выборе профессии, места, времени и формы реализации права на труд и права на выбор вида занятости, а организациям — в подборе необходимых кадров. Об этом, в частности, говорится в ст. 5, 8, 9 и др. Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями1. Субъектами этих отношений являются органы службы занятости, которые входят в систему органов Минтруда России. В них могут обращаться граждане для получения необходимой информации по вопросам профориентации, потребности организаций в кадрах, трудоустройства и материальной помощи (пособий) по безработице. По обеспечению занятости возникают три вида взаимосвязанных отношений, регулируемых трудовым правом:
1) между гражданином и трудоустраивающим органом по поводу содействия в подыскании работы;
2) между трудоустраивающим органом и организацией по поводу направления гражданина на работу;
3) между организацией (работодателем) и гражданином, направленным в нее органом службы занятости, по поводу заключения трудового договора.
Следовательно, трудоустраивающие органы выступают в роли посредника, призванного помочь сбалансировать спрос и предложение рабочей силы в районном, городском, областном и республиканском (в составе Российской Федерации) масштабах, чтобы на этой основе обеспечить рациональную занятость населения.
Отношения по занятости и трудоустройству способствуют наиболее быстрому и правильному возникновению трудовых отношений граждан, предшествуя им. При этом для некоторых
1 Ведомости РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565; СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1998. №30. Ст. 3613; 1999. №18. Ст. 2211; №29. Ст. 3696; №47. Ст. 5613; 2000. №33. Ст. 3348; 2001. №53. Ч. 1. Ст. 5024; 2002. №30. Ст. 3033; 2003. №2. Ст. 160.
15
граждан (инвалидов, подростков и др.) устанавливаются для конкретной организации определенные квоты (нормы брони) для приема на работу и обучение. В условиях расширения рыночных отношений данный вид связей имеет важное значение для обеспечения правовой защищенности граждан при реализации ими права на труд, на свободу труда, на выбор занятости и в иных ситуациях. Ст. 1 ТК не говорит об отношениях по содействию занятости, а указывает лишь на отношения по трудоустройству у данного работодателя. В Трудовом кодексе, к сожалению, отсутствуют правовые нормы, регулирующие эти отношения.
В предмет трудового права также входят отношения по организации труда и управлению трудом, которые непосредственно всегда сопутствуют трудовому отношению. Таких организационно-управленческих по своему характеру отношений, всегда сопутствующих трудовому отношению, в предмете трудового права четыре следующих (2, 3, 4, 5):
2. Отношения коллектива работников с работодателем, его администрацией организационно-управленческого характера. При возникновении трудовых отношений работник включается в коллектив данного производства, становится его членом. Отношения коллектива работников с работодателем, его администрацией возникают по поводу заключения между ними коллективного договора, установления условий труда, оплаты, улучшения социально-бытового и культурного обслуживания работников и других вопросов управления и организации труда. Но Кодекс, сказав в ст. 1 об отношениях по организации труда и управлению трудом, не дает понятия их и не указывает, что это за отношения. Как ранее отмечалось, ничего не говорится и о трудовых коллективах.
3. Организационно-управленческие отношения профсоюзного органа на производстве или другого уполномоченного работниками органа с работодателем, его администрацией по поводу улучшения условий труда, применения норм трудового права, принятия и применения локальных норм трудового права1, защиты прав трудящихся.
4. Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и охраны труда, возникающие между государственными трудовыми инспекциями (Федеральная инспекция труда), специализированными инспекциями (Госпромтех-надзор, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Госатомнадзор и др.), профсоюзными органами и их инспекциями, с одной стороны, и должностными лицами администрации, работодателем — с другой. Эти отношения охранительные. Они
Локальные нормы — разновидность норм трудового права. Подробнее см. гл. 2 Учебника.
16
призваны обеспечить соблюдение трудового законодательства, правил охраны труда, снижение риска для жизни и здоровья работника во время трудовой деятельности. Эти отношения возникают вместе с возникновением трудовых отношений работника, обеспечивая их нормальное функционирование. От охранительных мер в данной сфере во многом зависят качество и результативность труда, сохранение трудоспособности, интеллектуального потенциала человека, его творческое работоспособное долголетие.
5. Социально-партнерские отношения представителей работников, работодателей и органов исполнительной власти на федеральном, отраслевом, региональном (субъекта РФ]|, территориальном и иных уровнях по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений по социально-трудовым отношениям, условиям труда и оплаты. Эти отношения стали предметом правового регулирования лишь с 1992 года, когда их урегулировал впервые Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г.’ с изменениями и дополнениями от 1 мая 1999 г. Этот новый вид отношений в предмете трудового права России имеет большое значение и в договорном методе правового регулирования труда, который все больше расширяется соглашениями социальных партнеров.
Участниками этих отношений являются соответствующие представители работников, работодателей и органов исполнительной власти, т. е. представители трех социальных партнеров. Ныне Трудовой кодекс делает упор на социально-партнерские отношения, чтобы с их помощью не только устанавливать и изменять условия труда работников, но и решать возникающие при этом трудовые споры методом коллективных переговоров социальных партнеров.
6. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и квалификации работников непосредственно у данного работодателя. Они включают в себя три группы связей: ученические, повышение квалификации и руководство обучением. Участниками их являются ученик на производстве, т. е. работник, повышающий квалификацию или осваивающий вторую профессию для совмещения профессий, с одной стороны, и работодатель — с другой — по ученическому договору. Третий их участник — обучающий — имеет связь с той и другой стороной этих отношений. У него, включая повышающего свою квалификацию на производстве, возникают дополнительные отношения к их основным трудовым отношениям. Отношения по профотбору могут возникнуть как в связи с поступлением на работу и заключением трудового до-
1 Ведомости РФ. 1992. №17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558, 1999. №18. Ст. 2219.
17
говора, так и во время функционирования трудовых отношений, например при проверке уровня квалификации работника при его периодической аттестации на соответствие выполняемой работе.
Трудовое законодательство предусматривает разные формы профотбора: проведение собеседования с поступающим на работу гражданином, медицинский осмотр, испытание, стажирование, тестовые испытания и др. Все эти формы имеют серьезное значение и для обеспечения эффективной занятости населения, когда, например, возникает потребность в переподготовке или повышении квалификации высвобождаемых лиц. В эту группу отношений входят и отношения по установлению, определению квалификации работников по завершении ученичества, повышения квалификации и т. д. специальными квалификационными или аттестационными комиссиями, создаваемыми работодателем.
7. Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда. Это отношения охранительного характера. Стороны их — стороны трудового отношения — работник и работодатель. Возникают эти отношения лишь при наличии противоправных действий, причинивших ущерб (вред). У большинства работников не возникают такие отношения. Отношения по материальной ответственности за ущерб могут быть двух видов: по материальной ответственности работодателя, причинившего вред работнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд; по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя.
В учебниках «Трудовое право» под ред. проф. О. В. Смирнова (2001 г.) и «Российское трудовое право» под ред. проф. А. Д. Зай-кина (1997 г.) в предмете трудового права не рассматриваются в качестве самостоятельных примыкающие к трудовому отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения и отношения социально-партнерские на уровнях выше уровня организации.
О. В. Смирнов объясняет это тем, что «отношения ответственности сторон трудовых отношений вполне укладываются в рамки самих трудовых отношений, а социально-партнерские отношения представляют собой разновидность организационно-управленческих отношений»1. Но, во-первых, об этой разновидности организационно-управленческих отношений следовало сказать прямо в предмете трудового права2. А во-вторых, в отли-
См.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. М., Проспект. 2001. С. 12.
В учебнике под ред. проф. А. Д. Зайкина в гл. V о системе правоотношений трудового права в этой системе на с. 116 правильно указан третий вид организационно-управленческих отношений — социально-партнерские по заключению соглашений на разных их уровнях.
18
чие от трудовых отношений, отношения по материальной (имущественной) ответственности сторон этих отношений отличаются и по основаниям возникновения, и по их содержанию, а ныне в материальной ответственности за вред в связи с трудовым увечьем возможно присутствие и иного субъекта — фонда социального страхования. (О нем мы скажем далее.) Мы разделяем здесь и аргументацию проф. Л. А. Сыроватской, которая считает, что выделение этих отношений из трудовых в качестве самостоятельных и производных от них базируется на общем делении правоотношений на регулятивные и охранительные (ответственности), принятом в теории права. Последние возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут1. К разным по характеру и основаниям возникновения трудовым отношениям и отношениям по имущественной (материальной) ответственности по трудовому праву за вред, в том числе и моральный, следует добавить и различное содержание данных отношений. Поэтому отношения и по материальной ответственности, и социально-партнерские по соглашениям присутствуют в предмете трудового права среди иных, тесно связанных с трудовыми, непосредственно примыкающих к ним, отношений. Трудовой кодекс РФ выделил оба эти отношения в самостоятельные главы, чем подтвердил правильность нашей точку зрения.
Одновременно надо отметить, что с принятием Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г.2 материальная ответственность за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, связанным с несчастным случаем на производстве, или его семье в связи с гибелью кормильца в результате такого случая, переходит в основном от работодателя (страхователя) к страховщику (Фонду социального страхования), хотя страховые выплаты и производит работодатель по распоряжению Фонда за счет причитающихся с него страховых взносов в указанный Фонд так же, как он оплачивает и больничные листки.
Следовательно, трудовой риск, связанный с несчастным случаем на производстве, обеспечивается в нынешних условиях путем социального страхования. Поэтому само отношение по материальной ответственности за вред в связи с трудовым увечьем переходит из предмета отрасли трудового права в предмет отрасли права социального обеспечения, т. е. меняет свою отраслевую принадлежность. Однако возмещение морального вреда в связи с таким случаем осуществляется за счет работодателя, так же
См.: Сыроватская Л. А. Трудовое право: Учебник. М., 1998. С. 105. 2СЗ РФ. 1998. №31. С. 3803.
19
как и в случаях незаконного перевода и увольнения (нарушения права на труд). Поэтому взаимная материальная ответственность работника и работодателя есть и ныне. Ведь кроме возмещения вреда работнику в связи с его трудовым увечьем (отношения по которым перешли в предмет права социального обеспечения) в предмете трудового права имеется материальная Ответственность работодателя перед работником.
8. Отношения по разрешению трудовых споров. Они возникают между органами, рассматривающими индивидуальные или коллективные споры (комиссия по трудовым спорам, суд, вышестоящий орган, примирительная комиссия, с участием посредника, трудовой арбитраж), ‘и спорящими сторонами. Эти отношения могут быть как предшествующие, так и приходить на смену трудовым.
Из сказанного можно сделать вывод, что предметом трудового права является комплекс общественных отношений: трудовые отношения (ядро предмета) и иные производные от трудовых, но непосредственно с ними связанные отношения.
В нынешних политических и социально-экономических условиях возникли новые отношения, входящие в предмет трудового права: социально-партнерские на разных уровнях, отношения по содействию з’анятости и по разрешению коллективных трудовых споров. Соответственно изменились не только предмет, но и метод трудового права, а также система отрасли и структура кодификационных актов.
Динамизм трудового права в значительной степени обусловлен динамизмом общественных отношений, входящих в его предмет. Трудовое право России представляет собой такую отрасль, нормы которой регулируют трудовые отношения работников и иные, непосредственно с ними связанные общественные отношения, динамично развивающиеся и вызывающие соответственно изменения метода, системы и отдельных институтов данной отрасли. Регулятором всех девяти указанных выше групп общественных отношений являются нормы трудового законодательства как официально признанный стандарт поведения в сфере труда.
Под отраслью трудового права понимается вся система норм трудового законодательства. Наука, учебный курс «Трудовое право» своим предметом имеют изучение самих норм трудового законодательства, их связей, правоотношений, сферы действия трудового права, изучение истории этой отрасли, зарубежного и международно-правового регулирования труда.
studfiles.net
Перечень всех учебных материалов
Государство и право |
7.1. Полномочия и структура органов государственной власти в области содействия занятости населения Полномочия по содействию гражданам в поиске работы, а работодателям в подборе необходимых работников осуществляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со следующими нормативными актами: |
txtb.ru
§ 5. Органы службы занятости, их права и обязанности. Трудовое право России
Финансирование органов службы занятости производится за счет средств федерального бюджета на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий год. Из федерального бюджета финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий в размерах, установленных Законом о занятости, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.
На основании Закона о занятости по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятия по содействию занятости населения, в т.ч. по социальной поддержке безработных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).
Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.
Стоит сказать — положение о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г., предусматривает, что ϶ᴛᴏ министерство «возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров». Стоит заметить, что оно создает ϲʙᴏи территориальные органы службы занятости и урегулирования коллективных трудовых споров.
Федеральная государственная служба занятости населения будет единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность кᴏᴛᴏᴩой направлена на:
оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;
разработку и реализацию федеральных, территориальных (республиканских, краевых, областных, окружных, районных, городских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
организацию при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работу федеральной государственной службы занятости населения возглавляет и организует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.
Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не будут структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы занятости координируют ϲʙᴏю деятельность с деятельностью соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области содействия занятости населения.
Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно. При этом, учреждения федеральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, пречень и порядок предоставления кᴏᴛᴏᴩых определяются Правительством РФ.
Права органов службы занятости населения следующие:
запрашивать у работодателей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую информацию о предполагаемом выϲʙᴏбождении работников и данные о потребности в рабочей силе, о числе выϲʙᴏбожденных, принятых и уволенных;
направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;
разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите.
заключать по доверенности работодателей от их имени договоры с гражданами о работе в другой местности, выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в другую местность для работы;
направлять безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
оказывать материальную помощь семьям безработных; взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.
Обязанности органов службы занятости населения следующие:
анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабочую силу и информировать о состоянии рынка труда;
вести учет ϲʙᴏбодных рабочих мест и трудоустраиваемых граждан;
информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой;
помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям — в подборе необходимых работников;
организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах органов занятости и других учебных заведениях;
оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве выϲʙᴏбождаемым работникам и другим категориям населения;
регистрировать безработных и оказывать им помощь;
разрабатывать федеральные, территориальные (республиканские и региональные) программы занятости граждан;
оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки граждан, если их трудоустройство требует ϶ᴛᴏго, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;
назначать пособия по безработице и приостанавливать их выплату;
устанавливать надбавки на иждивенцев к данным пособиям;
подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России.
Обязанности и права работодателя. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации. «О занятости населения в Российской Федерации» по существу дал новую редакцию ст. 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения».
Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на базе:
соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Федерации;
реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством Российской Федерации дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;
создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих. При исчислении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работодателями на данные цели;
разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;
соблюдение установленной квоты для трудоустройства инвалидов;
трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.
При принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об ϶ᴛᴏм в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников,— не позднее чем за три месяца до начала проведения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих мероприятий.
Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:
сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.
При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.
Законодатель четко закрепил и права работодателей принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости; получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда; при необходимости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций, в целях обеспечения их занятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, уволенных из других организаций; обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.
Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. в редакции от 5 ноября 1999 г., предусматривает последовательную регистрацию органом службы занятости безработных граждан, обратившихся в ϶ᴛᴏт орган по месту жительства.
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней, т. е. безработные, регистрируются в органе службы занятости в четыре этапа:
1) первый этап — первичная регистрация в целях учета общей численности безработных без предъявления ими каких-либо документов. При ϶ᴛᴏм в регистрационном документе указываются: фамилия, имя и отчество обратившегося, его адрес места жительства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), причина обращения и краткое содержание оказанной ему услуги (информации).
Ему представляется информация о состоянии рынка труда в данной местности, о наличии вакантных мест, оплате и других условиях труда с целью выбора работы, о порядке регистрации в качестве безработного.
На территориях с напряженной ситуацией на рынке труда регистрация осуществляется упрощенно без прохождения первичной регистрации, а перерегистрацию на данных территориях безработные проходят не реже одного раза в месяц, а не двух раз, как обычно;
2) второй этап — регистрация с целью поиска подходящей работы. При ϶ᴛᴏм безработные предъявляют в орган службы занятости по месту жительства справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку или иные документы, подтверждающие стаж, документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу, не имеющие специальности, предъявляют пастЮрт и документ об образовании, а инвалиды — еще и трудовую рекомендацию или программу их реабилитации. Кстати, эта регистрация осуществляется со дня обращения при наличии всех необходимых документов. В течение 10 дней орган службы занятости должен по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая временную, а впервые ищущему, не имеющему специальности,— два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая временную. При отсутствии работы зарегистрированным безработным может быть предложено при их согласии участие в оплачиваемых общественных работах;
3) третий этап — регистрация граждан в качестве безработных, кᴏᴛᴏᴩая осуществляется на основании решения органа службы занятости, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, т. е. безработным признается нетрудоустроенный в течение 10 дней со дня его регистрации для поиска подходящей работы.
Датой регистрации в качестве безработного будет день принятия органом службы занятости решения о признании его безработным;
4) четвертый этап — перерегистрация безработных, зарегистрированных в качестве безработных, в сроки, установленные органом службы занятости, но не более двух раз в месяц. В случае явки безработного в состоянии опьянения факт опьянения (одурманивания) подтверждается актом, составленным работником органа службы занятости.
Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через один месяц для решения вопроса о регистрации его в качестве безработного.
Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Трудовое право России — К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «§ 5. Органы службы занятости, их права и обязанности») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Трудовое право России — К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова в любом онлайн-магазине.
Тег-блок: Трудовое право России — К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова, 2015. § 5. Органы службы занятости, их права и обязанности.
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai