Органы по содействию занятости и трудоустройству – 27. Органы по содействию занятости населения.

31. Система органов занятости населения. Правовой статус Федеральной государственной службы занятости населения.

В настоящее время Федеральная государственная служба занятости является организационно самостоятельной и состоит из : Государственного комитета РФ по занятости населения; департаментов, государственных комитетов республик в составе РФ по занятости населения; центров занятости населения в автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге; центров занятости населения в районах и городах.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) — это федеральный орган исполнительной власти России, находящийся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития. Она осуществляет правоприменительные функции в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.

Территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Территориальные органы образуются приказом руководителя Роструда для реализации функций и полномочий Роструда на определенной территории в соответствии с утвержденной Минздравсоцразвития России схемой размещения территориальных органов Роструда в субъектах Российской Федерации.

Территориальные органы Роструда являются государственными органами, находящимися в подчинении Роструда .

Центры занятости населения непосредственно осуществляют следующие функции:

— регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

— содействие гражданам поиске подходящей работы;

— информирование о положении на рынке труда;

— организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

— организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности;

— профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

-осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

— организация проведения оплачиваемых общественных работ;

— содействие самозанятости безработных граждан и др.

studfiles.net

Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости совместно с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области занятости населения. Одним из главных направлений государственной политики в данном направлении является реализация прав и исполнение обязанностей органами службы занятости.

Из п. 1 ст. 15 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» можно выделить следующие основные обязанности органов службы занятости населения:

1) обеспечивать реализацию федеральных, региональных и других целевых программ содействия занятости населения, выключая программы занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

2) оказывать содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

3) организовывать при необходимости профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных граждан;

4) осуществлять социальные выплаты в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказывать материальную и иную помощь безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании;

5) давать консультации по вопросам применения законодательства о занятости населения.

Данный перечень обязанностей органов службы занятости не является исчерпывающим. Перечисленные обязанности корреспондируют в соответствующим правам граждан, а в ряде случаев и работодателей. Например, обязанности органов службы занятости оказывать содействие в поиске работы корреспондирует право гражданина требовать предоставления подходящей работы, а также право работодателей на подбор необходимых работников.

Помимо Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность органов службы занятости регламентируется Положением о Департаменте федеральной государственной службы занятости, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 30 ноября 2000 года N 274. В нем имеются дополнительные по сравнению с названным Законом обязанности органов службы занятости, к примеру, обязанность осуществлять контроль за исполнением работодателями независимо от их форм собственности законов и других нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию органов службы занятости населения. Возложение дополнительных обязанностей на органы службы занятости путем принятия подзаконных актов не противоречит действующему законодательству. Новые обязанности органов службы занятости корреспондируют дополнительным правам граждан, что соответствует правовым принципам.

Из названных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов службы занятости, можно выделить следующие права этих органов:

1) запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей материалы, необходимые для осуществления своей деятельности;

2) посещать в установленном порядке организации для ознакомления с условиями труда и соответствием уровня организации работы по профессиональной подготовке и переподготовке работающих потребностям рынка труда, принимать участие в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения, участвовать в решении других вопросов, относящихся к компетенции органов службы занятости;

3) выступать в качестве учредителей учебных центров;

4) разрабатывать и вносить предложения по вопросам квотирования рабочих мест для лиц, нуждающихся в особой социальной защите;

5) давать заключения о привлечении иностранной рабочей силы;

6) давать заключения по вопросам лицензирования деятельности по содействию занятости населения.

Перечень прав органов службы занятости также не является исчерпывающим. Однако на уровне подзаконных актов органы службы занятости не могут быть наделены дополнительными правами, корреспондирующими обязанностям граждан, поскольку в этом случае происходит ограничение прав и свобод человека и гражданина. Напомним еще раз, что в соответствии со ст. 55 Конституции РФ подобные ограничения могут появляться исключительно в федеральных законах и лишь для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей. Тогда как дополнительные права органов службы занятости, корреспондирующие обязанностям работодателей, могут появляться и в подзаконных актах. В связи с изложенным перечень прав органов службы занятости, данный в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации», не является исчерпывающим, он может быть дополнен на уровне актов органов исполнительной власти правами, корреспондирующими дополнительным обязанностям работодателей. Тогда как перечень прав органов службы занятости, корреспондирующих обязанностям граждан, определен в названном Законе исчерпывающим образом.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

hr-portal.ru

Структура и полномочия органов службы занятости населения

Сулейманова Г. В.

канд. юридич. наук, доцент кафедры гражданского процессуального и трудового права Южного федерального университета

Служба занятости населения – это система государственных органов, деятельность которых направлена на:

  1. оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

  2. информирование граждан Российской Федерации, в том числе в электронной форме, о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы;

  3. разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

  4. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

  5. организацию мероприятий активной политики занятости населения;

  6. осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

  7. осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.

Согласно ст. 15 Закона о занятости государственная служба занятости населения включает:

  1. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

  2. органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия;

  3. государственные учреждения службы занятости населения.

Внимание

Структурно все органы службы занятости можно разделить на три уровня: федеральный уровень, уровень субъекта РФ и уровень местного самоуправления.

Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Федеральная служба по труду и занятости (далее – Роструд) находится в ведении Минтруда России и осуществляет свою деятельность на основании положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (далее – Положение о Роструде).

Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Роструд возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра труда и социальной защиты РФ (п. 8 Положения о Роструде).

Финансирование расходов на содержание аппарата Роструда, ее территориальных органов осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете (п. 10 Положения о Роструде).

Роструд является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ (п. 11 Положения о Роструде).

На уровне субъекта РФ функции органа службы занятости осуществляет Управление или Департамент государственной службы занятости, который входит в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, и является органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, переданные субъектам РФ.

Полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов РФ перечислены в ст. 7.1 Закона о занятости. К ним в частности относятся:

  1. существление контроля за:

    • обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;

    • приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты;

    • регистрацией инвалидов в качестве безработных;

  2. регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;

  3. оказание в соответствии с законодательством о занятости населения соответствующих государственных услуг, например, таких как:

    • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

    • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

    • организация проведения оплачиваемых общественных работ;

    • выдача работодателям заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и т.д.

  4. разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

  5. организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

  6. проверка, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений законодательства о занятости населения, привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  7. принятие мер по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан и т.д.

Управление (Департамент) в целях реализации своих полномочий имеет право:

  • по вопросам, отнесенным к компетенции управления, издавать приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности управления — приказы и распоряжения ненормативного характера;

  • разрабатывать методические материалы по оказанию государственных услуг в сфере занятости;

  • вносить предложения о включении своих представителей в состав координационных комитетов содействия занятости населения, других общественных и консультативных органов, образованных в субъекте РФ и связанных с деятельностью управления;

  • направлять своих представителей в установленном порядке в организации для ознакомления с условиями труда, соответствием уровня организации работы по прохождению профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования работающих потребностям рынка труда, для участия в работе комиссий, создаваемых в случае массового высвобождения работников, а также для решения других вопросов, входящих в компетенцию управления.

  • давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, связанным с деятельностью управления;

  • запрашивать и получать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также учреждений, организаций и должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач;

  • участвовать в пределах своей компетенции в реализации международных программ по вопросам занятости населения, альтернативной гражданской службы, трудовой миграции.

На уровне муниципальных образований – городов и районов полномочия государственной службы занятости осуществляют государственные учреждения – центры занятости населения.

Основными задачами центров занятости являются:

  • обеспечение государственных гарантий в области занятости населения;

  • оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции.

К функциям центров занятости населения относятся:

  • регистрация граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан;

  • содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

  • информирование о положении на рынке труда;

  • организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

  • организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

  • психологическая поддержка, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, включая обучение в другой местности;

  • осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

  • организация проведения оплачиваемых общественных работ;

  • организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

  • социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

  • содействие самозанятости безработных граждан;

  • выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;

  • содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

  • участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

  • реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

  • организация и проведение специальных мероприятий по профилированию (распределению безработных граждан на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик в целях оказания им наиболее эффективной помощи при содействии в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;

  • участие в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;

  • обобщение практики применения законодательства о занятости, трудовой миграции, готовит предложения по их совершенствованию;

  • формирование предложения по финансированию мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан;

  • формирование, ведение банка данных о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

  • обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

  • организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы.

www.pro-personal.ru

1. Отношения по содействию занятости и трудоустройству.

Они, как правило, предшествуют трудовым отношениям. В них есть три различных, но связанных одной целью, группы отноше­ний: это отношения гражданина с государственным органом служ­бы занятости или другим специальным органом трудоустройства по поводу подыскания подходящей работы и получения направле­ния на нее; отношения гражданина с работодателем по приему на работу по направлению органа службы занятости; -отношения ра­ботодателя с органом службы занятости.

Отношения по обеспечению занятости, профориентации и трудоустройству возникают в связи с оказанием содействия гражданам в выборе профессии, места, времени и формы реали­зации права на труд и права на выбор вида занятости, а органи­зациям — в подборе необходимых кадров. Об этом, в частности, говорится в ст. 5, 8, 9 и др. Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями1. Субъектами этих отношений яв­ляются органы службы занятости, которые входят в систему ор­ганов Минтруда России. В них могут обращаться граждане для получения необходимой информации по вопросам профориента­ции, потребности организаций в кадрах, трудоустройства и мате­риальной помощи (пособий) по безработице. По обеспечению за­нятости возникают три вида взаимосвязанных отношений, регу­лируемых трудовым правом:

1) между гражданином и трудоустраивающим органом по по­воду содействия в подыскании работы;

2) между трудоустраивающим органом и организацией по поводу направления гражданина на работу;

3) между организацией (работодателем) и гражданином, на­правленным в нее органом службы занятости, по поводу заклю­чения трудового договора.

Следовательно, трудоустраивающие органы выступают в роли посредника, призванного помочь сбалансировать спрос и предло­жение рабочей силы в районном, городском, областном и респуб­ликанском (в составе Российской Федерации) масштабах, чтобы на этой основе обеспечить рациональную занятость населения.

Отношения по занятости и трудоустройству способствуют наиболее быстрому и правильному возникновению трудовых от­ношений граждан, предшествуя им. При этом для некоторых

1 Ведомости РСФСР. 1991. № 18. Ст. 565; СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915; 1998. №30. Ст. 3613; 1999. №18. Ст. 2211; №29. Ст. 3696; №47. Ст. 5613; 2000. №33. Ст. 3348; 2001. №53. Ч. 1. Ст. 5024; 2002. №30. Ст. 3033; 2003. №2. Ст. 160.

15

граждан (инвалидов, подростков и др.) устанавливаются для конкретной организации определенные квоты (нормы брони) для приема на работу и обучение. В условиях расширения рыночных отношений данный вид связей имеет важное значение для обес­печения правовой защищенности граждан при реализации ими права на труд, на свободу труда, на выбор занятости и в иных ситуациях. Ст. 1 ТК не говорит об отношениях по содействию занятости, а указывает лишь на отношения по трудоустройству у данного работодателя. В Трудовом кодексе, к сожалению, от­сутствуют правовые нормы, регулирующие эти отношения.

В предмет трудового права также входят отношения по орга­низации труда и управлению трудом, которые непосредственно всегда сопутствуют трудовому отношению. Таких организацион­но-управленческих по своему характеру отношений, всегда со­путствующих трудовому отношению, в предмете трудового права четыре следующих (2, 3, 4, 5):

2. Отношения коллектива работников с работодателем, его администрацией организационно-управленческого характера. При возникновении трудовых отношений работник включается в коллектив данного производства, становится его членом. Отно­шения коллектива работников с работодателем, его администра­цией возникают по поводу заключения между ними коллектив­ного договора, установления условий труда, оплаты, улучшения социально-бытового и культурного обслуживания работников и других вопросов управления и организации труда. Но Кодекс, сказав в ст. 1 об отношениях по организации труда и управле­нию трудом, не дает понятия их и не указывает, что это за от­ношения. Как ранее отмечалось, ничего не говорится и о трудо­вых коллективах.

3. Организационно-управленческие отношения профсоюзно­го органа на производстве или другого уполномоченного работ­никами органа с работодателем, его администрацией по поводу улучшения условий труда, применения норм трудового права, принятия и применения локальных норм трудового права1, защи­ты прав трудящихся.

4. Отношения по надзору и контролю за соблюдением тру­дового законодательства и охраны труда, возникающие между государственными трудовыми инспекциями (Федеральная инспек­ция труда), специализированными инспекциями (Госпромтех-надзор, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба, Госатомнадзор и др.), профсоюзными органами и их инспекция­ми, с одной стороны, и должностными лицами администрации, работодателем — с другой. Эти отношения охранительные. Они

Локальные нормы — разновидность норм трудового права. Подробнее см. гл. 2 Учебника.

16

призваны обеспечить соблюдение трудового законодательства, пра­вил охраны труда, снижение риска для жизни и здоровья работ­ника во время трудовой деятельности. Эти отношения возникают вместе с возникновением трудовых отношений работника, обеспе­чивая их нормальное функционирование. От охранительных мер в данной сфере во многом зависят качество и результативность труда, сохранение трудоспособности, интеллектуального потенциа­ла человека, его творческое работоспособное долголетие.

5. Социально-партнерские отношения представителей работ­ников, работодателей и органов исполнительной власти на феде­ральном, отраслевом, региональном (субъекта РФ]|, территори­альном и иных уровнях по ведению коллективных переговоров и заключению соглашений по социально-трудовым отношениям, условиям труда и оплаты. Эти отношения стали предметом пра­вового регулирования лишь с 1992 года, когда их урегулировал впервые Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г.’ с изменениями и дополнениями от 1 мая 1999 г. Этот новый вид отношений в предмете трудового права России имеет большое значение и в договорном методе правового регулирова­ния труда, который все больше расширяется соглашениями соци­альных партнеров.

Участниками этих отношений являются соответствующие представители работников, работодателей и органов исполни­тельной власти, т. е. представители трех социальных партнеров. Ныне Трудовой кодекс делает упор на социально-партнерские отношения, чтобы с их помощью не только устанавливать и из­менять условия труда работников, но и решать возникающие при этом трудовые споры методом коллективных переговоров социальных партнеров.

6. Отношения по профессиональной подготовке, переподго­товке и квалификации работников непосредственно у данного работодателя. Они включают в себя три группы связей: учениче­ские, повышение квалификации и руководство обучением. Участ­никами их являются ученик на производстве, т. е. работник, повы­шающий квалификацию или осваивающий вторую профессию для совмещения профессий, с одной стороны, и работодатель — с дру­гой — по ученическому договору. Третий их участник — обучаю­щий — имеет связь с той и другой стороной этих отношений. У него, включая повышающего свою квалификацию на производст­ве, возникают дополнительные отношения к их основным трудовым отношениям. Отношения по профотбору могут возникнуть как в связи с поступлением на работу и заключением трудового до-

1 Ведомости РФ. 1992. №17. Ст. 890; СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558, 1999. №18. Ст. 2219.

17

говора, так и во время функционирования трудовых отношений, например при проверке уровня квалификации работника при его периодической аттестации на соответствие выполняемой работе.

Трудовое законодательство предусматривает разные формы профотбора: проведение собеседования с поступающим на работу гражданином, медицинский осмотр, испытание, стажирование, тес­товые испытания и др. Все эти формы имеют серьезное значение и для обеспечения эффективной занятости населения, когда, на­пример, возникает потребность в переподготовке или повышении квалификации высвобождаемых лиц. В эту группу отношений входят и отношения по установлению, определению квалифика­ции работников по завершении ученичества, повышения квалифи­кации и т. д. специальными квалификационными или аттестаци­онными комиссиями, создаваемыми работодателем.

7. Отношения по материальной ответственности работодате­лей и работников в сфере труда. Это отношения охранительно­го характера. Стороны их — стороны трудового отношения — ра­ботник и работодатель. Возникают эти отношения лишь при на­личии противоправных действий, причинивших ущерб (вред). У большинства работников не возникают такие отношения. От­ношения по материальной ответственности за ущерб могут быть двух видов: по материальной ответственности работодателя, при­чинившего вред работнику трудовым увечьем или нарушением его права на труд; по материальной ответственности работника, причинившего ущерб имуществу работодателя.

В учебниках «Трудовое право» под ред. проф. О. В. Смирнова (2001 г.) и «Российское трудовое право» под ред. проф. А. Д. Зай-кина (1997 г.) в предмете трудового права не рассматриваются в качестве самостоятельных примыкающие к трудовому отношения по материальной ответственности сторон трудового отношения и отношения социально-партнерские на уровнях выше уровня ор­ганизации.

О. В. Смирнов объясняет это тем, что «отношения ответст­венности сторон трудовых отношений вполне укладываются в рамки самих трудовых отношений, а социально-партнерские отношения представляют собой разновидность организацион­но-управленческих отношений»1. Но, во-первых, об этой разно­видности организационно-управленческих отношений следовало сказать прямо в предмете трудового права2. А во-вторых, в отли-

См.: Трудовое право: Учебник / Под ред. О. В. Смирнова. М., Проспект. 2001. С. 12.

В учебнике под ред. проф. А. Д. Зайкина в гл. V о системе правоотноше­ний трудового права в этой системе на с. 116 правильно указан третий вид орга­низационно-управленческих отношений — социально-партнерские по заключению соглашений на разных их уровнях.

18

чие от трудовых отношений, отношения по материальной (иму­щественной) ответственности сторон этих отношений отличаются и по основаниям возникновения, и по их содержанию, а ныне в материальной ответственности за вред в связи с трудовым увечьем возможно присутствие и иного субъекта — фонда соци­ального страхования. (О нем мы скажем далее.) Мы разделяем здесь и аргументацию проф. Л. А. Сыроватской, которая считает, что выделение этих отношений из трудовых в качестве само­стоятельных и производных от них базируется на общем деле­нии правоотношений на регулятивные и охранительные (ответст­венности), принятом в теории права. Последние возникают из факта правонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовое правоотношение, существовать не могут1. К разным по характеру и основаниям возникновения трудовым отношениям и отношениям по имущественной (материаль­ной) ответственности по трудовому праву за вред, в том числе и моральный, следует добавить и различное содержание данных отношений. Поэтому отношения и по материальной ответствен­ности, и социально-партнерские по соглашениям присутствуют в предмете трудового права среди иных, тесно связанных с тру­довыми, непосредственно примыкающих к ним, отношений. Тру­довой кодекс РФ выделил оба эти отношения в самостоятель­ные главы, чем подтвердил правильность нашей точку зрения.

Одновременно надо отметить, что с принятием Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 г.2 материальная ответственность за вред, причи­ненный работнику трудовым увечьем, связанным с несчастным случаем на производстве, или его семье в связи с гибелью кор­мильца в результате такого случая, переходит в основном от ра­ботодателя (страхователя) к страховщику (Фонду социального страхования), хотя страховые выплаты и производит работода­тель по распоряжению Фонда за счет причитающихся с него страховых взносов в указанный Фонд так же, как он оплачивает и больничные листки.

Следовательно, трудовой риск, связанный с несчастным слу­чаем на производстве, обеспечивается в нынешних условиях пу­тем социального страхования. Поэтому само отношение по мате­риальной ответственности за вред в связи с трудовым увечьем переходит из предмета отрасли трудового права в предмет отрас­ли права социального обеспечения, т. е. меняет свою отраслевую принадлежность. Однако возмещение морального вреда в связи с таким случаем осуществляется за счет работодателя, так же

См.: Сыроватская Л. А. Трудовое право: Учебник. М., 1998. С. 105. 2СЗ РФ. 1998. №31. С. 3803.

19

как и в случаях незаконного перевода и увольнения (нарушения права на труд). Поэтому взаимная материальная ответственность работника и работодателя есть и ныне. Ведь кроме возмещения вреда работнику в связи с его трудовым увечьем (отношения по которым перешли в предмет права социального обеспечения) в предмете трудового права имеется материальная Ответствен­ность работодателя перед работником.

8. Отношения по разрешению трудовых споров. Они возника­ют между органами, рассматривающими индивидуальные или кол­лективные споры (комиссия по трудовым спорам, суд, вышестоя­щий орган, примирительная комиссия, с участием посредника, тру­довой арбитраж), ‘и спорящими сторонами. Эти отношения могут быть как предшествующие, так и приходить на смену трудовым.

Из сказанного можно сделать вывод, что предметом трудово­го права является комплекс общественных отношений: трудо­вые отношения (ядро предмета) и иные производные от трудо­вых, но непосредственно с ними связанные отношения.

В нынешних политических и социально-экономических усло­виях возникли новые отношения, входящие в предмет трудового права: социально-партнерские на разных уровнях, отношения по содействию з’анятости и по разрешению коллективных трудовых споров. Соответственно изменились не только предмет, но и ме­тод трудового права, а также система отрасли и структура коди­фикационных актов.

Динамизм трудового права в значительной степени обусловлен динамизмом общественных отношений, входящих в его предмет. Трудовое право России представляет собой такую отрасль, нормы которой регулируют трудовые отношения работников и иные, непосредственно с ними связанные общественные отношения, динамично развивающиеся и вызывающие соответственно измене­ния метода, системы и отдельных институтов данной отрасли. Ре­гулятором всех девяти указанных выше групп общественных от­ношений являются нормы трудового законодательства как офици­ально признанный стандарт поведения в сфере труда.

Под отраслью трудового права понимается вся система норм трудового законодательства. Наука, учебный курс «Трудо­вое право» своим предметом имеют изучение самих норм трудо­вого законодательства, их связей, правоотношений, сферы дейст­вия трудового права, изучение истории этой отрасли, зарубежно­го и международно-правового регулирования труда.

studfiles.net

7.1. Полномочия и структура органов государственной власти в области содействия занятости населения

Перечень всех учебных материалов

Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

7.1. Полномочия и структура органов государственной власти в области содействия занятости населения

  Полномочия по содействию гражданам в поиске работы, а работодателям в подборе необходимых работников осуществляются Федеральной службой по труду и занятости в соответствии со следующими нормативными актами:
  Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993г.;
  Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  Трудовым кодексом Российской Федерации;
  Федеральным законом от 24 ноября 1995 г.№ 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положения иностранных граждан в Российской Федерации»;
  Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;
  Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»;
  Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. №458 « Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»;
  Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. №875 « Об утверждении Положения об организации общественных работ».
  Государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников предоставляют Федеральная служба по труду и занятости, территориальные органы по вопросам занятости населения субъектов Российской Федерации и государственные учреждения службы занятости населения.
  Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российским Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.
  Территориальные органы по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
  Государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) предоставляют на территории соответствующих муниципальных образований государственную услугу содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
  Государственная услуга содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников предоставляется бесплатно.
  Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за содействием в поиске подходящей работы или подборе необходимых работников.
  В совокупности подразделения государственной службы занятости содействуют развитию механизмов саморегулирования рынков образовательно-квалификационных и посреднических услуг на рынке труда, помогая созданию ассоциаций негосударственных участников этих рынков.
  Одновременно государственная служба занятости осуществляет функции информационного обслуживания населения, а также социального обеспечения безработных (регистрация, выплата пособий, досрочный перевод на пенсию). Важным направлением деятельности службы становится постоянное участие в создании государственных нормативных документов, определяющих порядок государственного регулирования рынка труда.
  Деятельность государственной службы занятости максимально учитывает экономическую ситуацию в регионе и быстро адаптируется к её изменениям. В реализации основных государственных гарантий первостепенное внимание уделяется работе с социально незащищенными группами населения. В целом государственная служба занятости позволяет стабилизировать ситуацию в сфере занятости и способствует более эффективному функционированию рынка труда.
  Однако основной объем услуг, оказываемых населению, выполняется государственными учреждениями — центрами занятости и Республиканским агентством государственной службы занятости населения.

txtb.ru

§ 5. Органы службы занятости, их права и обязанности. Трудовое право России




Финансирование органов службы занятости производится за счет средств федерального бюджета на ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий год. Из федерального бюджета финансируются расходы на выплату по­собий по безработице и стипендий в размерах, установленных Законом о занятости, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обу­чения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной госу­дарственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.

На основании Закона о занятости по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и ор­ганов местного самоуправления мероприятия по содействию за­нятости населения, в т.ч. по социальной поддержке безра­ботных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

Стоит сказать — положение о Министерстве труда и социального развития РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 ап­реля 1997 г., предусматривает, что ϶ᴛᴏ министерство «возглавля­ет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию кол­лективных трудовых споров». Стоит заметить, что оно создает ϲʙᴏи территориальные органы службы занятости и урегулирования коллективных тру­довых споров.

Федеральная государственная служба занятости населения будет единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность кᴏᴛᴏᴩой направлена на:

оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

разработку и реализацию федеральных, территориальных (рес­публиканских, краевых, областных, окружных, районных, город­ских) и других программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытываю­щих трудности в поиске работы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работо­дателям в подборе необходимых работников;

организацию при необходимости профессиональной ориента­ции, профессиональной подготовки, переподготовки и повыше­ния квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации.

Работу федеральной государственной службы занятости насе­ления возглавляет и организует федеральный орган исполнитель­ной власти, ведающий вопросами в области занятости населения.

Следует иметь в виду, что территориальные органы службы занятости не будут структурными подразделениями соответ­ствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На территориях субъектов Российской Федерации, городских, сельских поселений и на других территориях органы службы за­нятости координируют ϲʙᴏю деятельность с деятельностью соот­ветствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Органы службы занятости совместно с органами государст­венной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного са­моуправления осуществляют разработку и реализацию государст­венной политики в области содействия занятости населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения, пре­доставляются гражданам бесплатно. При этом, учреждения феде­ральной государственной службы занятости населения могут оказывать работодателям платные услуги, пречень и порядок предоставления кᴏᴛᴏᴩых определяются Правительством РФ.

Права органов службы занятости населения следующие:

запрашивать у работодателей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую информацию о предполагаемом выϲʙᴏбождении работников и данные о по­требности в рабочей силе, о числе выϲʙᴏбожденных, принятых и уволенных;

направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства;

разрабатывать и вносить на рассмотрение местных органов самоуправления предложения об установлении квот приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите.

заключать по доверенности работодателей от их имени дого­воры с гражданами о работе в другой местности, выплачивать им за счет средств работодателя компенсации по переезду в дру­гую местность для работы;

направлять безработных граждан по их желанию на оплачи­ваемые общественные работы;

оказывать материальную помощь семьям безработных; взыскивать с работодателей в бесспорном порядке страховые взносы в фонд занятости, штрафы и недоимки по ним.

Обязанности органов службы занятости населения следую­щие:

анализировать, прогнозировать спрос и предложение на рабо­чую силу и информировать о состоянии рынка труда;

вести учет ϲʙᴏбодных рабочих мест и трудоустраиваемых гра­ждан;

информировать граждан и работодателей о возможностях по­лучения работы и обеспечения рабочей силой;

помогать гражданам в поиске подходящей работы, а работо­дателям — в подборе необходимых работников;

организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации безработных граждан в учебных центрах органов занятости и других учебных заведениях;

оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудо­устройстве выϲʙᴏбождаемым работникам и другим категориям населения;

регистрировать безработных и оказывать им помощь;

разрабатывать федеральные, территориальные (республикан­ские и региональные) программы занятости граждан;

оплачивать стоимость профподготовки и переподготовки гра­ждан, если их трудоустройство требует ϶ᴛᴏго, и устанавливать им стипендии на время обучения и выплачивать их;

назначать пособия по безработице и приостанавливать их вы­плату;

устанавливать надбавки на иждивенцев к данным пособиям;

подготавливать предложения и заключения об использовании труда иностранных рабочих в России.

Обязанности и права работодателя. Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации. «О занятости населения в Рос­сийской Федерации» по существу дал новую редакцию ст. 25 «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения».

Работодатели содействуют проведению государственной поли­тики занятости населения на базе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые от­ношения в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законодательством Российской Феде­рации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательст­вом, коллективными договорами и соглашениями по защите ра­ботников в случае приостановки производства или увольнения работников; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной под­готовке и предоставления сверх установленной законодательст­вом Российской Федерации дополнительной материальной помо­щи увольняемым работникам за счет средств организаций и дру­гих работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, пере­подготовки и повышения квалификации работающих. При ис­числении налогооблагаемой прибыли сумма балансовой прибыли организаций уменьшается на сумму средств, затраченных работо­дателями на данные цели;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение усло­вий труда и иные льготы;

соблюдение установленной квоты для трудоустройства инва­лидов;

трудоустройства определяемого органами исполнительной влас­ти субъектов Федерации и органами местного самоуправления чис­ла граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резер­вирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройст­ва таких граждан.

При принятии решения о ликвидации организации, сокраще­нии численности или штата работников организации и возмож­ном расторжении трудовых договоров с работниками работода­тель обязан в письменной форме сообщить об ϶ᴛᴏм в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала про­ведения ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих мероприятий и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата ра­ботников организации может привести к массовому увольнению работников,— не позднее чем за три месяца до начала проведе­ния ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих мероприятий.

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информа­цию, необходимую для осуществления деятельности по профес­сиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии вакантных рабочих мест (должнос­тей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В случае отказа в приеме на работу без уважительных при­чин ранее заявленных выпускников учреждений начального про­фессионального, среднего профессионального и высшего профес­сионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в федеральный бюджет в размере среднего заработка работника данной категории за год.

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в служ­бу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направлен­ного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине от­каза в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Законодатель четко закрепил и права работодателей прини­мать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление ор­ганов службы занятости; получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда; при необходи­мости органы службы занятости могут полностью или частично компенсировать работодателям затраты на опережающее обучение граждан, увольняемых из организаций, в целях обеспечения их за­нятости, а также на организацию обучения принятых на работу граждан, уволенных из других организаций; обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занято­сти, а также в суд в установленном законом порядке.

Порядок регистрации безработных граждан, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. в редак­ции от 5 ноября 1999 г., предусматривает последовательную ре­гистрацию органом службы занятости безработных граждан, об­ратившихся в ϶ᴛᴏт орган по месту жительства.

Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (до­хода), ищущие работу и готовые приступить к ней, т. е. безработ­ные, регистрируются в органе службы занятости в четыре этапа:

1) первый этап — первичная регистрация в целях учета об­щей численности безработных без предъявления ими каких-либо документов. При ϶ᴛᴏм в регистрационном документе указывают­ся: фамилия, имя и отчество обратившегося, его адрес места жи­тельства, возраст, пол, образование, специальность (профессия), причина обращения и краткое содержание оказанной ему услуги (информации).

Ему представляется информация о состоянии рынка труда в данной местности, о наличии вакантных мест, оплате и других условиях труда с целью выбора работы, о порядке регистрации в качестве безработного.

На территориях с напряженной ситуацией на рынке труда регистрация осуществляется упрощенно без прохождения пер­вичной регистрации, а перерегистрацию на данных территориях безработные проходят не реже одного раза в месяц, а не двух раз, как обычно;

2) второй этап — регистрация с целью поиска подходящей работы. При ϶ᴛᴏм безработные предъявляют в орган службы за­нятости по месту жительства справку о среднем заработке (дохо­де, денежном довольствии) за последние три месяца по послед­нему месту работы и предъявляют:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудо­вую книжку или иные документы, подтверждающие стаж, докумен­ты, удостоверяющие профессиональную квалификацию. Впервые ищущие работу, не имеющие специальности, предъявляют пастЮрт и документ об образовании, а инвалиды — еще и трудовую реко­мендацию или программу их реабилитации. Кстати, эта регистрация осу­ществляется со дня обращения при наличии всех необходимых до­кументов. В течение 10 дней орган службы занятости должен по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая временную, а впервые ищущему, не имеющему специальности,— два варианта профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая временную. При отсутствии работы зарегистрированным безработным может быть предложено при их согласии участие в оплачиваемых общественных работах;

3) третий этап — регистрация граждан в качестве безработ­ных, кᴏᴛᴏᴩая осуществляется на основании решения органа службы занятости, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы, т. е. безработным признается нетрудоустроенный в течение 10 дней со дня его регистрации для поиска подходящей работы.

Датой регистрации в качестве безработного будет день принятия органом службы занятости решения о признании его безработным;

4) четвертый этап — перерегистрация безработных, зарегист­рированных в качестве безработных, в сроки, установленные ор­ганом службы занятости, но не более двух раз в месяц. В случае явки безработного в состоянии опьянения факт опьянения (одурманивания) подтверждается актом, составленным работни­ком органа службы занятости.

Отказ в регистрации не лишает права гражданина повторно обратиться в орган занятости через один месяц для решения во­проса о регистрации его в качестве безработного.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Трудовое право России — К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «§ 5. Органы службы занятости, их права и обязанности») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Трудовое право России — К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Трудовое право России — К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова, 2015. § 5. Органы службы занятости, их права и обязанности.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai