Организация высших органов власти их компетенция порядок формирования – , , ,

25. Представительные органы государственной власти (порядок формирования, структура, компетенция).

Являясь законодательными органами, представительные органы государственной власти выражают государственную волюмногонационального народа РФ ипридают ей общеобязательный характер.

Они принимают решения, воплощаемые в соответствующих актах,принимают меры к исполнению своих решений и осуществляютконтроль за их реализацией.

Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органамисоответствующего уровня, а также всеми нижестоящими органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Органы законодательной власти подразделяются на федеральные и региональные (субъектов Федерации).

Федеральным законодательным и представительным органом РФявляется Федеральное Собрание Российской Федерации. Это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей России.

Все другие законодательные органы, функционирующие на территории РФ, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерация: структура, конституционные основы деятельности

Федеральное собрание— парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган России (согласно статье 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.

Порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Законодательные (представительные) органы власти республик в составе РФ

Законодательными органами власти республик в составе РФ являются их парламенты. Они избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года или пять лет. Их численный состав колеблется от 27 (Ингушетия и Калмыкия) до 130 депутатов (Татарстан). Порядок формирования и численный состав определяются конституциями этих республик и законами о выборах их парламентов в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Тема 8. Политическая система общества

28. Понятие и структура политической системы общества. Виды политических систем.

29. Место и роль государства в политической системе общества.

30. Государство и партии. Виды партий.

31. Государство и церковь.

Политическая система – это совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Назначениеполитической системы —управление делами общества посредством политической власти.

Структуруполитической системы составляют

организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.

1. Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно — главный источник и носитель политической власти.

2. К собственно политическим организациямотносятся такжеполитические партии.

Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп обществаи защищают эти интересы.

Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти(если, конечно, это не правящая партия), но они оказываютсерьезное влияние на государственную власть и ее органы.

Влияние осуществляется в следующих основных формах:

1) участие в избирательных кампаниях, т.е. в формировании выборных государственных органов;

2) участие в

выработке и проведении в жизнь внутренней и внешней политики, например, путем воздействия на законодательный процесс. Так, партийные фракции в парламенте используют право законодательной инициативы для правового оформления своих интересов.

3. Политические движения, в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

4. В структуру политической системы включает и такие организации, которые к политическим, строго говоря, отнести нельзя. Поскольку главное в их деятельности — выражение не политических, а экономических или иных интересов.

К таким организациям относятся профсоюзы, кооперативные и иные организации. Например, профсоюзы создаются для защиты интересов своих членов по вопросам, связанным с трудовыми отношениями. Однако профсоюзы имеют широкие возможности для воздействия на деятельность государства. Так, они участвуют в разработке государственных программ занятости, имеют право на участие в урегулировании вопросов, связанных с проведением забастовки, участвуют в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества и т.д.

5. Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы.

Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства.

В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организациине относятся к компонентам политической системы.

Хотя в общественной жизни она может играть активную роль — заниматься благотворительностью, воспитанием и т.п., но церковь не может преследовать политических целей.

6. Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ).

СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке принятияполитических решений, активно участвуют вобеспечении успеха на выборахтой или иной партии, формируютимиджтого или иного политика.

Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества.

В крайнем случае их можно признать в качестве инструментовдеятельности основных структурных элементов политической системы.

Виды политических систем.

Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.

— Для демократическойполитической системы характернымногопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

— В тоталитарных политических системахглавная рольв решении всех вопросов управления обществом принадлежитгосударству и его органам. В политической сфере господствуютодна правящая партияи одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

В целом наблюдается огосударствление всей жизниобщества, подчинение ее государственным интересам, а вернее, интересам правящей партийно-государственной верхушки.

Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системеопределяется рядом особенностей государства.

1. Государство выступает как единственная организация, котораяобъединяет всехбез исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом.

2. Оно обладает монопольным правом издания законови установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения).

3. Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы.

Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами — регионом действия данной организации или субъектным составом — распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.

studfiles.net

Система государственных органов, их структура и компетенция

Совокупность органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в ходе осуществления государственной власти, образует систему органов государственной власти РФ. В связи с федеративным государственным устройством России в данную систему входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ.

Система федеральных органов государственной власти РФ включает в себя Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, другие федеральные органы исполнительной власти, федеральные суды.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 Конституции РФ).

Ключевое место в системе органов государственной власти РФ занимает Президент РФ — глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей.

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность — принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Органы судебной власти. К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

studfiles.net

Порядок формирования высших органов государственной власти и их взаимосвязи с населением

Форма правления

Форма правления – один из элементов формы государства. Форма правления описывает порядок формирования высших органов государственной власти и их взаимосвязи с населением.

По форме правления государства разделяются в целом на монархии и республики.

Монархическая форма правления предполагает, что высшая государственная власть сосредоточена (формально или фактически) в руках единоличного главы государства (императора, короля, царя, шаха, султана и пр.), который чаще всего получает эту власть по наследству или в похожем порядке. Само слово «монархия» означает в переводе с греческого «единовластие» (от слов monos – один, единственный и arche – главенство, власть). Как правило, монархии условно разделяют на абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии – такие, в которых вся полнота верховной власти в государстве сосредоточена в руках монарха. Чаще всего примеры абсолютных монархий можно найти в истории (России, Франции и др.государств), а в настоящее время чертами абсолютизма обладают монархии некоторых государств Персидского залива – Саудовской Аравии, Омана.

Конституционные монархии – такие монархии, где власть монарха чем-то ограничена (при этом не надо думать, что в конституционной монархии обязательно есть Конституция, поэтому во избежание путаницы вместо термина «конституционная монархия» иногда употребляется термин «ограниченная монархия»). Конституционные монархии бывают трех основных видов: парламентарные, дуалистические, выборные. И в парламентарных, и в дуалистических монархиях есть парламенты, однако объем власти монарха в дуалистических монархиях гораздо больше власти парламента. В парламентарных монархиях – наоборот: власть монарха зачастую фиктивна, а основной объем власти принадлежит парламенту. К дуалистическим монархиям относят Иорданию и некоторые другие государства арабского Востока, к парламентарным – почти все существующие европейские монархии (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Королевство Швеция, Королевство Нидерланды и пр.). Выборная монархия представляет собой систему, при которой в государстве с определенной периодичностью проходят выборы монарха, однако при этом монарх избирается не народом и не из числа выдвинутых народом кандидатов, а голосуют лишь члены королевской династии, причем кандидатами на трон могут быть также только члены этой династии. Такая форма правления в настоящее время существует в Малайзии.

Республиканская форма правления (республика) – форма правления, которая характеризуется выборностью высших органов власти всем населением и ограниченностью срока полномочий избранных органов и должностных лиц. Слово «республика» означает в переводе с латыни «общее дело» (лат. res — дело и publica — общий). Различают президентские и парламентские республики. В президентских республиках высшее должностное лицо государства – президент – избирается (в ходе прямых или косвенных, т.е. многоступенчатых выборов) населением, вне парламента, и сосредотачивает в своих руках функции главы государства и зачастую главы правительства. Например, к президентским республикам относят Россию, США, Мексику. В парламентской республике действует принцип верховенства парламента, который формирует правительство, а правительство ответственно перед парламентом. Примеры парламентских республик – Италия, ФРГ, Финляндия.

refdb.ru

порядок формирования, состав, основные полномочия.

   Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

   В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

   Председатель Правительства РФ:

   1) представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

   2) ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;

   3) подписывает акты Правительства РФ;

   4) представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

   5) распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ;

   6) систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

   Заместители Председателя Правительства РФ:

   1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ;

   2) участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

   3) координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;

   4) предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.

   Федеральные министры:

   1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;

   2) принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

   3) принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;

   4) обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

   Члены Правительства РФ не вправе:

   1) быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;

   2) занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

   3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

   4) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

   5) быть поверенными или представителями по делам третьих лип в органах государственной власти;

   6) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

   7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

   8) получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

   9) принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

   10) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

   По общим вопросам руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти Правительство РФ: руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

   Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Полномочия Правительства РФ в сфере экономики:

   1) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;

   2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

   3) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

   4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

   5) осуществляет управление федеральной собственностью;

   6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

   7) осуществляет общее руководство таможенным делом;

   8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

   9) формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

   Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

   1) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

   2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

   3) представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

   4) разрабатывает и реализует налоговую политику;

   5) обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

   6) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

   7) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

   8) осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;

   9) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

   10) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

   Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:

   1) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

   2) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

   3) разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

   4) обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

   5) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

   6) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

   7) взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

   8) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

   Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования:

   1) разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

   2) обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

   3) обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

   4) обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

   Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

   1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

   2) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

   3) организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

   4) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

   Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

   1) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

   2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

   3) разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;

   4) осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

   Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности России:

   1) осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

   2) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;

   3) обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

   4) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;

   5) принимает меры по охране Государственной границы РФ;

   6) руководит гражданской обороной.

   Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:

   1) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

   2) обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

   3) в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

   4) отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

   5) осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

   Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.

   Исключительно на заседаниях Правительства РФ:

   • принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

   • рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;

   • устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;

   • устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;

   • принимаются решения о внесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;

   • рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;

   • рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе при сроке возврата более двух лет;

   • рассматриваются вопросы приобретения государством акций;

   • рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров РФ;

   • принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;

   • образуется Президиум Правительства РФ;

   • утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти;

   • устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

   • утверждается Регламент Правительства РФ;

   • утверждается Положение об Аппарате Правительства РФ. Акты Правительства РФ делятся: на правовые акты, имеющие нормативный характер, издаваемые в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаваемые в форме распоряжений Правительства РФ; не имеющие правового характера – обращения, заявления, иные акты.

studfiles.net

структура, порядок избрания и формирования, основные полномочия

Систему органов государственной власти субъектов РФ со­ставляют:

1. Законодательный (представительный) орган государствен­ной власти.

2. Высший исполнительный орган государственной власти.

3. Иные органы государственной власти, образуемые в соот­ветствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности, может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ).

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами:

• Государственная и территориальная целостность России.

• Распространение суверенитета России на всю ее территорию.

• Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России.

• Единство системы государственной власти.

• Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

• Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и субъектов РФ.

• Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при­надлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функциони­руют в соответствии с Законом «Об общих принципах организа­ции законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции» (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. На­именование органа, его структура, число депутатов устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:

• Принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним.

• Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ.

• Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

• Устанавливает административно-территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ.

• Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования в срок, не превышающий 14 календарных дней.

Высшее должностное лицо (руководитель высшего исполни­тельного органа государственной власти) субъекта РФ избирает­ся населением на основе всеобщего равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании на срок не более 5 лет и не может избираться более двух сроков подряд. В случае при­знания выборов несостоявшимися, недействительными, не из­брания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

• Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и со­глашения от имени субъекта РФ.

• Обнародует законы или отклоняет законы, принятые зако­нодательным органом субъекта РФ.

• Формирует высший исполнительный. орган государствен­ной власти субъекта РФ.

• Вправе требовать созыва внеочередного заседания законо­дательного органа государственной власти субъекта РФ; участво­вать в его работе с правом совещательного голоса.

• Осуществляет иные полномочия в соответствии с законода­тельством России и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (рас­поряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в поста­новление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном по­рядке.

studfiles.net

10. Форма правления как способ организации высших органов государственной власти.

Форма правления — это механизм организации и взаимодействия высших органов государственной власти, прежде всего, главы государства, парламента и правительства. В связи с положением главы государства современные исследователи обычно выделяют две основные формы правления:

Монархия. Главный отличительный признак монархии — Глава государства получает власть по праву наследования и пожизненно. Макс Вебер относил монархию к традиционному типу легитимной власти, власть монарха основана на вере народа в святость традиций и право на управление тех, кто получил власть в соответствии с этими традициями.

Республика. Глава государства, — президент — избирается всем населением или его частью на определённый срок из числа граждан (по Веберу это Легальный или Рациональный тип власти, основанный на вере в законность существующего порядка в законное право властвующих на то, чтобы отдавать приказания). Возможны искажённые формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается военным или революционным советом.

В современном мире существует много государств, которые нельзя отнести строго ни к одной из выделенных форм, — у них имеются признаки как монархии так и республиканской формы. У некоторых современных монархий есть действующие конституции, выборный монарх (например в Малайзии монарх избирается на 5 лет Особым совещанием представителей штатов федерации), коллективный монарх (ОАЭ). Эти характеристики не совсем укладываются в классическое определение монархии, где монарх является не только главой государства, но и сувереном (носителем гос. суверенитета).

В некоторых современных республиках также возникают элементы монархии, — например, институт пожизненного президентства (Республика Югославия в 1945-1991 г., Тунис в 1975-1988 гг., Индонезия, ЦАР, Туркмения), безальтернативные президентские выборы, в течение длительного периода закреплённые конституцией (Египет), наследственное президентство (КНДР — формально, Сирия, Азербайджан — фактически) Объём властных полномочий президента как главы государства в современных республиках может значительно различаться.

Кроме этого, форма правления характеризуется не только положением Главы государства, но и его взаимодействием с другими органами государственной власти — Парламентом /Представительным органом и Правительством. Здесь разнообразия ещё больше.

Поэтому исследователи с достаточным на то основанием выделяют ряд смешанных форм и типов монархий и республик.

Форма государственного правления характеризует:

механизм формирования высших органов государства и каково их строение;

механизм построения взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

механизм построения взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.

Сформированные к началу двадцатого века критерии для различения форм правления и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: «чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и «гибридных» формах правления, необходимо отметить тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).

Такие модификации форм обусловлены несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства.

Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России (а отчасти — и внутри исполнительной власти) ведет к кризису всей политической системы. Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парламента либо за счет сокращения полномочий президента, либо путем установления подчинения правительства одновременно и парламенту, и президенту, это создает известную неопределенность в его положении. Какие-то плюсы почти всегда сопровождаются определенными минусами. Например, превалирует долговременная тенденция значительного усиления власти премьер-министра, который из первого среди главных превращается по существу в хозяина правительства в условиях парламентарной формы правления: сам назначает и смещает министров без утверждения парламента. Роль правительства как коллегиального органа вытесняется единоличной властью премьер-министра.

Во-вторых, «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой, например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму, об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в Латинской Америке, а также президентско-монистических республик в Африке. Парламентарной же в республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Поскольку в парламентарной республике и парламентарной монархии правительство зависит от парламентского большинства (а оно нередко достигается путем коалиций различных политических партий), то утрата такой поддержки ведет к вотумам недоверия. За полсотни послевоенных лет в парламентарной республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентарную, а парламентаризма — в президентскую, применение других методов, помогает преодолеть недостатки «чистых» форм.

В-третьих, возникновение смешанных, «гибридных» форм связано с распространением и восприятием во все большем числе стран мира общечеловеческих ценностей, влиянием монистических идей и институтов. Примерами могут служить появление новой конституции Непала 1990 г. и фактическое изменение формы правления в Иордании в связи Королевскими прокламациями в 90-х годах при сохранении прежней власти одного и того же монарха.

Таким образом, в настоящее время сложилась достаточно большое количество форм государства. Среди основных, можно назвать абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархии и президентскую, парламентскую, смешанную республики. Также в последние годы все чаще говорят о так называемых «гибридных» формах: соединяются черты республики и монархии, абсолютной и конституционной монархии, президентской и парламентарной республики. Наибольшее же распространения в мире сегодня принадлежит различным республиканским формам правления, что обуславливает актуальность их исследования.

studfiles.net

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Право Форма правления – это организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением.

просмотров — 176

Форма правления – порядок формирования высших органов государства, их компетенция и взаимодействие между собой.

Различают две основные формы правления – монархическую и республиканскую.

Монархия генетически (по своему историческому происхождению) связана с религией, от нее получая свою легитимацию и государственный смысл (монарх правит «милостью Божией»). Монарх (государь, король, фараон, шах, князь, император, базилевс) – лицо юридически безответственное и на всœем протяжении своего царствования не может быть по праву не привлечен к какой-либо правовой ответственности, ни отстранен от царствования. В руках монарха сосредоточена вся полнота власти. От его имени издаются законы, осуществляется исполнительная власть, творится правосудие. Ему принадлежит право отмены приговора и помилования. Монарх представляет свое государство на международной арене. Он пользуется специальным титулом, получает содержание от государственной казны и вправе на особый церемониал. Такая монархия принято называть абсолютной монархией. Подобные монархии имели наибольшее распространение на Древнем Востоке (восточные деспотии) и в позднем средневековье в Европе. Сегодня наиболее близко черты этой формы правления воплощены в государствах Оман, Катар, Бахрейн, Кувейт.

Виды монархий. По смыслу самого термина, монархия может быть только абсолютной. При этом даже в абсолютной монархии реальная власть осуществляется не одним монархом, а определœенным правящим слоем (аппаратом государства). Сегодня властные государственные функции распределœены между органами государства. По этой причине в современном мире преобладают монархии ограниченные, в которых власть монарха ограничена юридически. Соответственно всœе монархии подразделяются на абсолютные и ограниченные. Ограниченные монархии делятся на:

1. дуалистические (конституционные) – такая форма правления, при которой монарх делит власть с парламентом, отдавая ему функцию законотворчества, но сохраняет контроль над правительством (вправе единолично назначать и сменять правительство). Сегодня ближе всœего к дуалистическим монархиям стоят Бутан, Бруней, Тонга, Иордания, Марокко.

2. Парламентская— большинство властных полномочий сосредоточено в руках парламента͵ действующего независимо от монарха. В парламентских монархиях (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Швеция, Япония) правительство назначается парламентом и ответственно перед ним же. Повелœение монарха приобретает юридическую силу лишь при согласии (контрассигнации) на это соответствующего члена правительства (министра). Это означает, что в своих решениях монарх полностью зависим от правительства. За ним остаются лишь церемониальные функции, традиционно осуществляемые в монархии главой государства: обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, формальное подписание официальных документов. Т.о. «король царствует, но не правит».»В случае формирования однопартийного правительства (Кабинœета), именно оно фактически контролирует парламент. Такая система получила название министериализма (или системы кабинœета).

Республика (лат. – достояние, имущество, дело народа) представляет собой такую форму правления, при которой власть осуществляется представительными органами, избранными на определœенный срок.

В республике отсутствует институт правящей династии, а вся полнота власти принадлежит народу. Фактически, республика есть аналог греческого термина «демократия». Глава государства избирается или назначается; он обладает в сфере личных, гражданских прав обычным юридическим статусом и несет юридическую ответственность за свои действия. Срок его полномочий ограничен.

Виды республик:

Парламентская – не действует принцип разделœения властей в его классическом виде. Правительство не представляет собой самостоятельной и независимой ветви власти. Оно формируется парламентским большинством и выполняет свои функции до тех пор, пока располагает его поддержкой. Но и в парламентской республике возможно такое явление, как министериализм. Важное место в такой системе занимает глава правительства (премьер-министр, канцлер). Политическая роль президента при такой форме правления почти аналогична роли монарха в парламентской монархии. Он лишен права вето, не может вводить чрезвычайное положение, проводить референдум, отправлять в отставку по собственному желанию главу правительства или правительство в целом. Все свои действия президент вынужден согласовывать с правительством. К парламентским республикам относятся Болгария, Венгрия, германия, Индия, Италия, Польша.

Президентская – глава государства (президент) избирается, как правило, всœем населœением, и является главой правительства, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ он сам назначает и ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ответственно перед ним за свои действия. Осуществляется принцип разделœения законодательной и исполнительной власти, каждая из которых должна действовать на основе принципа «вдержек и противовесов» (США, Бразилия, Зимбабве, Мексика, Филиппины).

В политической действительности зачастую возникают формы правления, которые соединяют в себе разные черты, к примеру, республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Франция). Такие формы правления называют смешанными. Создание смешанных форм направленно на улучшение взаимодействия органов государства, так как в определœенных случаях может устранить недостатки, присущие «чистым» формам правления: склонность к авторитаризму в президентской республике и нестабильность правительства – в парламентской.

В современном государствоведении существует проблема определœения формы государств, которые де-юре относятся к монархиям или республикам, но де-факто таковыми не являются. Чаще всœего подобные отклонения от изначальных форм связаны с возникновением сильных идеологий, подчиняющих себе и формирование, и функционирование всœех органов государства. Возможно и «чистое» существование такой формы (Ватикан). Может быть, есть смысл применительно к таким государствам говорить об идеократической форме правления.

Форма государственного устройства — ϶ᴛᴏ политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями.

Основные формы территориального государственного устройства: унитарные (простые) государства и федерации (сложные).

Унитарное – единое государство отличается полным политическим единством. Такое государство централизовано и неделимо, ᴛ.ᴇ. включает в себя лишь авдминистративно-территориальные (иногда гационально-территориальные) образования, которые хотя и отличаются известным своеобразием, но не имеют ни собственного законодательства, ни собственного аппарата принуждения и подчиняются центральной власти во всœех вопросах проводимой ею политики (Греция, Польша, Болгария, Финляндия, Франция).

Унитарные государства бывают простыми (симметричными) и сложными (асимметричными). Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц, имеющих одинаковый юридический статус (Алжир, Колумбия, Польша). Сложное унитарное государство имеет в своем составе одно или несколько автономных образований, которые имеют некоторые права, отличные от других административно-территориальных единиц (Великобритания, Дания, Китай).

Возможна также классификация унитарных государств на централизованные и относительно децентрализованные (в которых развита система местного самоуправления).

В теории государства выделяют иногда так называемое региональное государство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ рассматривают как переходное от унитарного государства к федерации. Сегодня такая форма существует в Италии, Испании, Шри-Ланке и ЮАР. Вся территория регионального государства разделœена на политические автономные образования. Эти образования не принимают своих конституций, но имеют местные представительные собрания с законодательными полномочиями и свою администрацию.

Федерация – союзное государство, включающее в себя субъектов (членов) федерации. Здесь наряду с федеральными органами законодательства и исполнительной власти, представляющими всœе государство, существуют органы власти и законодательства в отдельных его частях (субъектах – землях, штатах, кантонах, кругах, республиках). Государственные образования внутри федерации обладают юридически определœенной политической самостоятельностью, в сферу которой не могут вмешиваться федеральные органы. Οʜᴎ могут, к примеру, принимать собственные законы, не противоречащие федеральным законам, иметь денежные средства и расходовать их на собственные нужды. Но субъекты федерации не обладают суверенитетом. В частности, они лишены права на односторонний выход из федерации. Не являются самостоятельными субъектами международных отношений (субъектом международного права является федерация в целом), не имеют собственной валюты, собственных вооруженных сил. В случае нарушения субъектом федеральной конституции центральная власть получает право на применение принудительных правовосстановительных мер по отношению к такому субъекту федерации. Принцип построения федерации: целое определяет части (Австралия, Аргентина, Мексика, Пакистан, Россия, США, ФРГ, Нигерия, Эфиопия; всœего в мире 24 федерации).

Следует иметь в виду, что распределœение полномочий между федерацией и ее субъектами зависит от многих обстоятельств. В случае если федерация возникает через объединœение суверенных унитарных государств, то она может строиться как договорная федерация, с сохранением максимально возможного объема прав за каждым субъектом федерации и закреплением этого в двустороннем договоре с федеральным центром. В случае если же унитарное государство преобразуется в федерацию, то вполне возможно образование конституционной федерации, в которой права субъектов федерации даруются федеральным центром. В целом же, федеративное государственное устройство соответствует республиканскому духу и развивает идею разделœения властей, характерную для правового государства.

Федерации могут строиться по территориальному и национальному принципу. Территориальная федерация включает субъектов, образованных на основе административно-территориального делœения. Национальные федерации включают субъектов, образованных на основе национального признака. Выделяют также симметричные и асимметричные федерации. В последних имеет место неравенство прав и обязанностей у разных субъектов федерации. Необходимо также иметь в виду, что в современной политической действительности возникают территориальные формы государственного устройства, совмещающие признаки унитарного и федеративного, федеративного и конфедеративного государства (смешанные формы территориального государственного устройства).

Конфедерация – не является формой государственного устройства, так как является не государством, а союзом нескольких самостоятельных государств (как правило, территориально примыкающих друг к другу). По этой причине на территории конфедерации не действует единая государственная власть. Конфедерация создается суверенными государствами, которые сохраняют свой суверенитет на всœем протяжении существования конфедерации. Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются полноправными субъектами международного права. Οʜᴎ имеют всœе признаки государства, включая собственные денежные системы, вооруженные силы, гражданство. Органы конфедерации образуются из представителœей входящих в нее суверенных государств. Решения, принимаемые органами конфедерации, имеют силу на территории государств, ее образующих, только при их согласии на это. Каждое государство – член конфедерации – обладает правом нуллификации (отмены) любого решения конфедерации на своей территории. Материальная база конфедерации создается за счет добровольных взносов ее членов. Армия конфедерации состоит из воинских контингентов. Направляемых по решению ее членов в распоряжение общего командования. Принцип построения конфедерации: части определяют целое.

Историческими конфедерациями являлись: Рейнская конфедерация (1254-1350), Ганзейская лига (1367-1669), Швейцарская конфедерация (1291-1798), Нидерланды (1579-1795), Германская конфедерация (1815-1866), конфедерация Египта и Сирии – Объединœенная Арабская Республика (1958-1961). Сегодня некоторые авторы к конфедерации относят Европейский союз (ЕС) и таможенные союзы (к примеру, Бенилюкс).

oplib.ru