Органические потребности человека это – Органические потребности — Какие потребности есть у человека? Чем они отличаются от потребностей животных? — 22 ответа

Органические потребности

Количество просмотров публикации Органические потребности — 1065

Органические потребности являются общими для человека и других представителей живой природы. Предметом органической потребности выступают физические компоненты внешнего мира. В результате удовлетворения органических потребностей происходят определенные телесные (физиологические) изменения, которые у человека могут быть отражены в сознании (например, изменение состояния сознания при приеме психоактивных веществ) или протекать без участия сознания (поддержание склеры глаза во влажном состоянии). Удовлетворяться органические потребности могут как пассивно (например, при понижении температуры сужаются кровеносные капилляры в коже), так и активно (перемещение в более теплое место). Причем активная форма удовлетворения может носить инстинктивную или деятельностную форму. Отметим, что у человека способ активной реализации любой органической по-

требности носит социокультурный характер.
Размещено на реф.рф
Например, человек не рвет сырой кусок мяса руками, а готовит из него бифштекс, который еСт с помощью ножа и вилки. Базовая специфика человеческих потребностей (по сравнению с представителями растительного и животного мира) состоит в том, что человек˸

‣‣‣ способен производить новые предметы для удовлетворения

своих потребностей;

‣‣‣ в ᴇᴦο деятельности постоянно формируются новые потребности;

‣‣‣ включен в динамику опредмечивания и распредмечивания существующих у него потребностей, т.е. может осознанно менять (или выбирать) предметы потребностей;

‣‣‣ на определенном этапе своего развития приобретает возможность произвольной регуляции своих потребностей (например, может объявить голодовку в знак протеста).

Среди органических потребностей человека и животных наиболее изучены потребность в воздухе, потребность в температурной регуляции внутренней среды организма, потребность в сне, потребность в пище и воде, потребность в самосохранении и потребность в размножении. Рассмотрим подробнее некоторые из органических

потребностей.

Температурная регуляция. Хотя в некоторых случаях субъект может испытывать удовольствие от кратковременного нарушения температурного баланса своего организма (например, посещая сауну или купаясь в ледяной воде проруби), в целом температурная регуляция является примером органической потребности, которая функционирует по принципу гомеостаза. Принцип гомеостаза является хронологически первым объяснительным принципом механизма действия потребности. Он состоит в утверждении тенденции организма к сохранению постоянного оптимального для представителя данного вида внутреннего состояния организма. В гомеостатических концепциях потребность мыслится как нечто негативное, то, что организм стремится минимизировать. Другими словами, у живого существа нет потребности в тепле или холоде, а есть потребность находиться в нормальной температурной среде, т.е. избегать перегрева и переохлаждения; нет потребности в пище, а есть потребность не чувствовать голода.

Пассивными реакциями организма, позволяющими избегать перегрева, являются расширение кожных капилляров (благодаря чему кровь приливает к внешней поверхности тела и происходит выделение избыточного тепла) и потоотделение (испарение жидкости ведет к охлаждению). Кстати, именно терморегуляция с помощью потоотделения послужила моделью для создания, пожалуй, самого распространенного бытового прибора — холодильника. Если

referatwork.ru

Виды потребностей человека

Для нормального существования человека на земле, ему необходимо удовлетворять свои потребности. Все живые существа на планете имеют потребности, но больше всего их у разумного индивидуума.

Виды потребностей человека

  • органические. Эти потребности связаны с развитием человека, с его самосохранением. Органические потребности включают в себя множество нужд: еда, вода, кислород, оптимальная температура окружающей среды, продолжение рода, сексуальные желания, безопасность существования. Данные потребности присутствуют и у животных. В отличие от братьев наших меньших, человек нуждается, например, в гигиене, кулинарной обработке продуктов питания и других специфических условиях;

  • материальные потребности основаны на удовлетворении их с помощью продукции, созданной людьми. К ним относятся: одежда, жилище, транспорт, бытовая техника, инструменты, а также все то, что необходимо для работы, отдыха, быта, познания культуры. Другими словами, человек нуждается в жизненных благах;

  • социальные. Такой вид связан с потребностью общения, положением в обществе, определенной жизненной позицией, завоеванием уважения, авторитета. Человек не может существовать сам по себе, поэтому ему необходимо общение с другими людьми. Социальные потребности возникли со времен развития человеческого общества. Благодаря таким потребностям, жизнь становится наиболее безопасной;

  • творческие виды потребностей представляют собой удовлетворение в разных видах деятельности: художественной, научной, технической. Люди очень разные. Есть такие, которые не могут без творчества. Они даже согласны отказаться от чего-то другого, но не могут существовать без него. Такой человек — высокая личность. Свобода занятия творчеством для них превыше всего;

  • нравственное самосовершенствование и психологическое развитие — это виды потребностей человека, при которых он обеспечивает себе рост в культурно-психологическом направлении. В этом случае человек стремится стать глубоко нравственным и ответственным морально. Такие потребности способствуют приобщению людей к религии. Нравственное самосовершенствование и психологическое развитие становятся доминирующими потребностями для людей, достигших высокого уровня развития личности.

В современном мире очень популярна среди психологов гуманистическая теория личности. Ее присутствие говорит о высшем уровне психологического развития человека. Человеческие потребности и их виды со временем могут меняться. Существуют такие желания, которые необходимо в себе пресекать. Речь идет о патологии психологического развития, когда у человека возникают потребности негативного характера. К ним относятся болезненные состояния, при которых человек имеет желание причинить боль другому, как физическую, так и моральную.

Рассматривая виды потребностей, можно сказать, что есть такие, без которых человек не сможет жить на земле. Но есть и такие, без которых можно обойтись. Психология — наука тонкая. К каждому индивидууму нужен особый подход. Вопрос, почему у одних людей особо ярко выражены одни потребности, а у других — иные? Одни любят трудиться, другие нет, почему? Ответ надо искать в родовой генетике или в образе жизни.

Виды потребностей человека также можно разделить на биологические, социальные, идеальные. Большое разнообразие имеет классификация потребностей. У современного человека появились потребности престижа и признания в обществе. В заключение можно сказать, что установить полный список человеческих потребностей невозможно. Иерархия потребностей отличается индивидуальностью. Удовлетворение потребностей базового уровня подразумевает формирование остальных.

fb.ru

Органические потребности — это… Что такое Органические потребности?


Органические потребности
— в психологии — устаревающий термин, сменившийся обозначением физиологические потребности.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Органические поражения ЦНС
  • Органические эмоции

Смотреть что такое «Органические потребности» в других словарях:

  • потребности — Категория. Форма проявления интенциональной природы психики. Специфика. В соответствии с ними живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Потребности — это такое состояние человека, коллектива или общества в целом, при котором они начинают осознавать зависимость своего развития, благополучия или состояния от каких либо объективных условий своей жизнедеятельности. Потребность – это нужда в чем то …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Органические эмоции — редко используемый термин, обозначающий эмоции, которыми проявляются физиологические потребности и/или сопровождается удовлетворение последних …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Витальные потребности — жизненно важные, органические потребности; потребности, непосредственно связанные с органической жизнью; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и предметах, необходимых для его биологического существования, и… …   Психология человека: словарь терминов

  • ОЩУЩЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИЕ — (англ. organic sensations) ощущения, возникающие вследствие сдвигов, происходящих во внутренней среде организма; являются чувственной основой отражения первичных (органических, биологических) потребностей. Обычно к О. о. относят чувство голода,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПОТРЕБНОСТЬ — состояние организма, человеч. личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития и выступающее источником различных форм их активности. Специфика человеч. П.… …   Философская энциклопедия

  • Дошкольное детство —     период в развитии ребёнка от рождения до поступления в школу. В рамках Д.д. выделяют младенческий возраст (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошкольный возраст (3 5 лет) и собственно дошкольный возраст (от 5 лет …   Педагогический терминологический словарь

  • ВИТАМИНЫ — органические вещества, необходимые в небольших количествах в пищевом рационе как человека, так и большинства позвоночных. Синтез витаминов, как правило, осуществляется растениями, а не животными. Ежедневная потребность человека в витаминах… …   Энциклопедия Кольера

  • ДУШИСТЫЕ ВЕЩЕСТВА — органические соед. с характерным запахом, применяемые в произ ве парфюм. и косметич. изделий, мыла, синтетич. моющих ср в, пищевых и др. продуктов; в бытовой химии иногда наз. одорантами. Широко распространены в природе: содержатся в эфирных… …   Химическая энциклопедия

  • качество — 3.1.1 качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик (3.5.1) требованиям (3.1.2). Примечания 1 Термин «качество» может применяться с такими прилагательными, как плохое, хорошее или превосходное. 2 Термин «присущий»… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

psychology_pedagogy.academic.ru

Естественные потребности человека: виды и способы удовлетворения

Естественные потребности человека многочисленны. Как и социальные. Человеку свойственно в чём-то нуждаться. И когда он ощущает острую необходимость в чем-либо, он старается её удовлетворить. Впрочем, обо всём по порядку.

Понятие

Перед тем как перечислять естественные потребности человека, нужно определить, что вообще они собой представляют. Для этого можно обратиться к работам психолога Ильина Евгения Павловича. Учёный уверял: важно разделять потребности организма и личности. У них разные предпосылки. Потребности организма могут быть неосознаваемыми. Мы дышим и не придаём этому значения – нам нужен кислород, и это нормально. А вот потребности личности всегда осознаваемы. Человек хочет получить красный диплом в вузе, чтобы почувствовать себя самодостаточным – и для этого он намеренно хорошо учится.

Также надо помнить, что каждая естественная биологическая потребность человека связана с нуждой. И подразумевается не дефицит чего-то. А именно нужда. Или желанность – в случае с социальными или интеллектуальными потребностями.

Общая информация

Итак, рассказывая про естественные потребности человека, необходимо отметить вниманием биологические. Или, как ещё говорят, физиологические. Они обуславливаются необходимостью в поддержании нормальной жизнедеятельности. К ним относится здоровый сон, отдых, потребление еды и воды. Это нужно для нормального обмена веществ. Такие естественные потребности человека называются ещё витальными. Это от латинского слова vitalis — животворящий.

Физиолого-психологические нужды тоже важны. Человек нуждается в ощущении безопасности, а также в уверенности, что будет сохранён его гомеостаз. Это – способность личности и её организма преодолевать сопротивление внешней среды.

Биологической естественной потребностью человека является потребность в энергетических затратах. Тут всё предельно просто. Мы едим для того, чтобы восполнять свои ресурсы. Сравнить можно с принципом работы автомобиля. Когда его топливный бак полон – машина едет. Так же и с человеком. Чтобы чувствовать себя нормально, ему нужно двигаться. Базовый энергетический обмен происходит постоянно, даже если человек лежит перед телевизором. Но нормальной повседневной активностью являются регулярные перемещения (поход на работу, в магазин, прогулки и т. д.).

Самореализация

Естественной потребностью человека является потребность в ощущении себя самодостаточной личностью. Всем нам важно «найти себя». Человек, реализовывая свой потенциал, способности и проявляя знания, чувствует себя полезным. Когда личность занимается тем, что ей нравится и приносит определённый результат, наступает гармония. Человек перестает чувствовать себя бесполезным и безнадежным пустым местом. Вслед за этим удовлетворяется потребность в признании, похвале. Человеку свойственен здоровый эгоизм и нужда быть в центре внимания хоть иногда. Всем ведь знакома такая ситуация: на работе похвалили перед коллективом за определенное достижение, выписали премию. Обычно говорят в таких случаях: «Мелочь, а приятно!» В этот момент удовлетворяется социальная потребность достижений и самодовольства. Так что приподнятое настроение и улыбка на лице – вполне понятное явление.

Зависимость

Бывает и такое, что естественные органические потребности человека перерастают в то, без чего он не может представить своего существования. Взять, к примеру, еду. Потребность в еде является биологической. Мы употребляем пищу, чтобы поддерживать обмен веществ, баланс витаминов и энергетический ресурс. Но есть люди, которые едят постоянно. Нет ничего плохого в том, чтобы употреблять вкусную пищу, деликатесы, получать от неё удовольствие. Но ведь некоторые просто «заедают» всё происходящее в их жизни. Особенно если это что-то плохое. Депрессия, например. Это – деструктивная зависимость. Человек, начиная есть при каждом своём переживании, не проживает его. А избегает. Это влечёт за собой проблемы в виде болезней почек, сердца, печени или ожирения.

Причем объектом деструктивной зависимости нередко становится любая потребность в её крайнем проявлении. Нам нужен сон, но есть люди, которые спят по 12 часов в сутки. Мы нуждаемся в общении, но некоторые испытывают явную созависимость от других людей (или от одного человека). Работа необходима для самореализации и обеспечения материальной состоятельности, но ведь есть трудоголики. А ведь в основе всего лежат естественные потребности человека. Примеры, приведенные выше, отражают далеко не всё, что имеет место. Деструктивная зависимость намного более глобальна. А всё потому, что у многих нет чувства меры, которое так необходимо человеку.

Материальная составляющая

Это тоже относится к естественным потребностям человека. Нужду в достойных условиях своего существования испытывает каждый из нас. Всем нам известны люди, кричащие: «Деньги – это не главное!» Они неправы. Возможно, деньги – не самая главная ценность для кого-то. Но уж точно одна из основных.

Деньги – единственный способ удовлетворения своих базовых потребностей. Единственное, что человек получает бесплатно (из необходимого для жизни), – это кислород. Всё остальное нужно покупать. Еду, жильё, воду, мебель, одежду, лекарства. Так что, как можно видеть, работа – это способ удовлетворить не только желание реализоваться как личность. Потому так важно получать профессию, которая по душе. Чтобы потом, во время работы, получалось удовлетворить себя как личность и заработать деньги для обеспечения себе достойного существования.

Отличия в потребностях

Сейчас на дворе царит XXI век. Когда потребности человека всесторонне развиваются и расширяются. Кто бы ни говорил, что все люди одинаковые, это не так. Мы разные. В плане не базовых, а расширенных потребностей. Простой пример: людям среднего достатка вполне хватает простого добротного седана в гараже. Богатые же люди стремятся купить последнюю новинку именитого концерна за сотни тысяч долларов. Одни едят икру раз в неделю, а другие – через день. Это – современное общество. В котором каждый живёт так, как позволяет ему достаток.

Но, по сути, всё упирается в способы удовлетворения нужд. Один человек съест гречневую кашу с котлетой, другой – стейк из мраморной говядины. Но итог-то будет один – оба окажутся сытыми. И потребность в восполнении энергетических ресурсов как того, так и другого будет удовлетворена.

Спрос и предложение

Эту всем известную фразу очень легко примерить на обсуждаемую тему. Сегодня уровень производственной деятельности определяет, насколько хорошо она удовлетворяет запросы тех или иных людей. Если в государстве не произведено должное количество того или иного блага, то в должной мере потребности граждан не удовлетворены. Исходя из уровня достатка общества, определяется и то, сколько всего нужно завезти или изготовить. А понять роль и место нужд населения получается за счет взаимодействия потребностей и производства. И никак иначе.

Переход производства на более высокий, лучший уровень повлиял на потребности. Если люди, жившие в первобытные времена, довольствовались едва поджаренным на открытом огне куском сырого мяса, то сейчас нам нужна плита, духовка или гриль, чтобы сделать годную для потребления в пищу еду. И поскольку к хорошему быстро привыкают, возвышение потребностей нередко обгоняет производство. Что и говорить, если даже работники швейных фабрик пытаются как можно быстрее узнать, какие тенденции и новинки разработаны в домах моды.

Человек в обществе

Социальные потребности также относятся к естественным. Но они, в отличие от биологических, существуют как нечто само собой разумеющееся. И не побуждают к немедленному их удовлетворению. Сколько дней человек может прожить без воды? Точный ответ зависит от условий, но в целом – не более 10 дней. Сколько может прожить человек без общения? Некоторые годами пребывают в одиночестве.

Но как бы то ни было, человек – существо социальное, и общение ему необходимо. Да и вообще, контактировать с другими надо. Человек, находя себе родственную душу, друга, единомышленника, перестаёт чувствовать себя одиноким. Ему есть с кем разделить эмоции, радость, грусть, получить поддержку. Находя «вторую половинку», он чувствует себя нужным и любимым. И самое главное — исчезает ощущение того, что мир пустой.

Духовность

Как уже говорилось ранее, движение – естественная потребность организма человека. Но важно отметить ещё один нюанс. А именно – движение вперёд, к целям и мечтам, как самодостаточной личности. Духовных потребностей очень много. И довольно сложно их определить, так как они у всех нас разные. А зависят от личного мировосприятия. Но самая главная духовная потребность человека заключается в осознании своего существования. Каждый хоть раз задавался вопросом – а в чём смысл жизни? Так вот, если человек нашел для себя ответ, значит, он удовлетворил самую главную духовную потребность.

Как прийти к гармонии?

Но бывает, что вопрос очень долгое время остается без ответа. И человеку без духовного спокойствия довольно сложно взаимодействовать с миром, который его окружает. Как правило, это слабые личности, с трудом переживающие невзгоды и неудачи. Но есть способы удовлетворить духовные потребности и привести себя к гармонии. Это может быть общение с животными. Братья наши меньшие поднимают на ноги даже людей, являющихся физически неполноценными. Что уж говорить о духовности. Человек, приблизившийся к животным, становится частью природы. Кстати, уединение с ней тоже очень важно. Поездка в тихое место с великолепными пейзажами и пребывание там в течение какого-то времени способно привести в чувство любого. И натолкнуть на какие-то мысли. К тому же на лоне природы просто невозможно впасть в уныние.

fb.ru

Основные классификации потребностей

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 42Следующая ⇒

 

Основание классификации Виды потребностей
Валентность мотива Позитивные Негативные
Постоянство Устойчивые Ситуативные
Интенсивность Сильные Слабые
Ориентация на результат / процесс Результативные Процессуальные
деятельности    
Необходимость для выживания Витальные Факультативные
организма    
Ориентация потребности в Потребности Потребности роста
настоящее / будущее дефицита  
Представленность в ситуации Актуальные Потенциальные
Активность субъекта Проактивные Реактивные
в формировании потребности    
Диалектическое взаимодействие а) Либидо а) Мортидо
парных потребностей б) Стремление к б) Стремление к
  превосходству принадлежности
Присутствие в норме и патологии Нормальные Невротические
Отнесенность предмета потребности а) Висцерогенные а) Психогенные
к различным сферам мира б) Материальные б) Духовные
  в) Органические в) Надорганические

Органические потребности

Органические потребности являются общими для человека и других представителей живой природы. Предметом органическойпотребности выступают физические компоненты внешнего мира. В результате удовлетворения органических потребностей происходятопределенные телесные (физиологические) изменения, которые у человека могут быть отражены в сознании (например, изменение состояния сознания при приеме психоактивных веществ) или про­текать без участия сознания (поддержание склеры глаза во влажном состоянии). Удовлетворяться органические потребности могут как пассивно (например, при понижении температуры сужаются крове­носные капилляры в коже), так и активно (перемещение в более теплое место). Причем активная форма удовлетворения может но­сить инстинктивную или деятельностную форму. Отметим, что у человека способ активной реализации любой органической по-

4.2. Общая характеристика потребностей

 

требности носит социокультурный характер. Например, человек не рвет сырой кусок мяса руками, а готовит из него бифштекс, который ест с помощью ножа и вилки. Базовая специфика человеческих по-требностей (по сравнению с представителями растительного и животного мира) заключается в том, что человек:

• способен производить новые предметы для удовлетворения
своих потребностей;

• в его деятельности постоянно формируются новые потребности;

• включен в динамику опредмечивания и распредмечивания су-
шествующих у него потребностей, т.е. может осознанно менять (или

выбирать) предметы потребностей;

• на определенном этапе своего развития приобретает возмож­
ность произвольной регуляции своих потребностей (например, мо-

жет объявить голодовку в знак протеста).

Среди органических потребностей человека и животных наибо-

лее изучены потребность в воздухе, потребность в температурной регуляции внутренней среды организма, потребность в сне, потреб­ность в пище и воде, потребность в самосохранении и потребность в размножении. Рассмотрим подробнее некоторые из органических потребностей.

Температурная регуляция. Хотя в некоторых случаях субъект может испытывать удовольствие от кратковременного нарушениятемпературного баланса своего организма (например, посещая сау-

ну или купаясь в ледяной воде проруби), в целом температурная регуляция является примером органической потребности, котораяфункционирует по принципу гомеостаза. Принцип гомеостаза яв­ляется хронологически первым объяснительным принципом меха­низма действия потребности. Он заключается в утверждении тен­денции организма к сохранению постоянного оптимального для представителя данного вида внутреннего состояния организма. В гомеостатических концепциях потребность мыслится как нечто не­гативное, то, что организм стремится минимизировать. Другими словами, у живого существа нет потребности в тепле или холоде, а есть потребность находиться в нормальной температурной среде, т.е. избегать перегрева и переохлаждения; нет потребности в пище, а есть потребность не чувствовать голода.

Пассивными реакциями организма, позволяющими избегать пе­регрева, являются расширение кожных капилляров (в результате чего кровь приливает к внешней поверхности тела и происходит выделение избыточного тепла) и потоотделение (испарение жидко­сти ведет к охлаждению). Кстати, именно терморегуляция с помо­щью потоотделения послужила моделью для создания, пожалуй, самого распространенного бытового прибора — холодильника. Если

Глава 4. Регулятивные процессы психики; Мотивация

 

бы наше тело вместо кожи, способной отдавать тепло окружающей среде, было покрыто теплоизоляционным футляром, уже через двое суток мы бы в буквальном смысле «закипели». При переохлаждении организм «включает» обратные механизмы: сужение поверхностных сосудов кожи и прекращение потоотделения. У животных дополни­тельным механизмом служит взъерошивание шерсти, что создает своеобразную «воздушную подушку» вокруг тела. Всем нам знако­мо ощущение «гусиной кожи», представляющее собой не что иное, как рудимент взъерошивания в отсутствие выраженного волосяно­го покрова. На более продолжительном временном отрезке эффек­тивной стратегией совладания с низкими температурами является накопление подкожного жира, а также сезонная смена волосяного покрова с летнего на зимний и наоборот.

Показано, что ведущую роль в определении отклонения темпера­туры тела от оптимальной играет гипоталамус (см. гл. 3). Посколькугипоталамус является частью головного мозга, именно нагревание или охлаждение мозга в первую очередь влияет на наше субъектив­ное переживание холода или тепла. Интересно, что подъем темпера­туры тела при простуде (т.е. реакция, на первый взгляд, противоре­чащая гомеостатической гипотезе, — организм повышает температуру выше оптимальной, что сопровождается характерным ощущением жара) также связан с функционированием гипоталамуса — его реак­цией на определенные биохимические вещества, которые поступают в кровь в ответ на появление очага воспаления.

Активный способ удовлетворения потребности в оптимальной температуре имеет более разнообразные проявления — от просто­го перемещения в пространстве до сложных форм поведения (стро­ительства убежищ, использования одежды и т.д.).

Сон. Потребность в сне — пример еще одной потребности, кото­рая удовлетворяется в соответствии с принципом гомеостаза. Око­ло трети жизни человек проводит во сне. Причем человек еще не самый «сонливый» из млекопитающих. Например, сурок вполне оправдывает свою репутацию, проводя во сне до 20 часов в сутки. До сих пор до конца не выяснено, зачем нужен сон. Описаны случаи, когда человек утрачивал способность спать и при этом не наблюда­лось сколько-нибудь серьезных нарушений его здоровья. Возмож­но, что периодическое обездвиживание организма помогало выжи­ванию вида, выполняя функцию, схожую с затаиванием (особенно в темное время суток). Однако во время сна организм вовсе не пре­бывает в полном покое: расслабление тела соседствует с напряжен­ной активностью мозга. Сон — это неоднородное состояние. Выде­ляют две стадии сна — медленноволновой сон и быстроволновой (парадоксальный) сон (см. гл. 3).

4.2. Общая характеристика потребностей

 

Но каким же образом мозг «узнает» о том, что ему необходимо спать? Во-первых, сон наступает как реакция на физическое утом­ление. Следовательно, можно предположить, что отток крови от мозга в связи с физической нагрузкой на другие органы дает мозгу сигнал «покой!» (например, вас клонит в сон после обильного обе-да, когда усиливается приток крови к желудку). Тот факт, что мед-ленноволновой сон всегда предшествует быстроволновому, подтвер­ждает необходимость временного снижения питания мозга как пускового механизма актуализации потребности в сне. Отметим, что широко известный факт — «трудно заснуть натощак» — говорит только о двоякой сигнальной роли.уровня питательных веществ в крови. Незначительное падение этого уровня наряду с другими фак- торами, описанными ниже, посылает сигнал «спать», в то время как значительное падение активизирует пищевую потребность, как бы говоря: «не спи — ищи пищу». Снижение активности коры мозга провоцирует впадание в медленноволновой сон, который может возникнуть и в результате особых характеристик внешней стимуля­ции, например монотонных повторяющихся звуков. Во-вторых, сон развивается как реакция на избыток в крови особых веществ (их на­зывали раньше гипнотоксинами, или «ядами сна»). Действительно, если ввести в кровь бодрого животного «сонную» кровь, содержа­щую повышенную концентрацию гормона мелатонина, от другой особи, которая на протяжении длительного времени была лишена сна, оно засыпает. Мелатонии образуется только в светлое время суток, так что утром его количество минимально, а с наступлением сумерек максимально. Таким образом, колебание уровня мелатони­на в организме совпадает с объективным циклом смены дня и ночи, что соответствует гипотезе эволюционного значения сна как спо- соба уберечь животное от активности вусловиях сниженной види­мости. Описанные выше данные отражают взгляд на сон как на си­стемную, биохимически детерминированную реакцию мозга. Ряд клинических данных подтверждают такое видение. Например, те­рапия больных, страдающих летаргическим (от греч. lethe — забве; ние и argia — бездействие) сном, проводится предшественником нейромедиатора допамина (L — DOPA). L — DOPA повышает ско­рость проведения импульсов между различными структурами мозга. С другой стороны, исследования сиамских близнецов (патологи­чески сросшихся близнецов, которые имеют два независимых моз­га и общую кровеносную систему) показывают, что в то время как один из них крепко спит, другой может бодрствовать, т.е. изменения биохимического состояния организма недостаточно для наступ­ления сна. Следовательно, потребность в сне представляет собой

Глава 4. Регулятивные процессы психики. Мотивация

 

двусторонний процесс: изменения в биохимическом составе внут­ренней среды организма приводят к засыпанию только в том случае, если мозг «готов» к наступлению сна. Таким образом, необходимо установить области мозга, которые реагируют на сигналы, потен­цирующие потребность в сне. Хотя специфические рецепторы сна до сих пор не обнаружены, исследования показывают, что в смене состояния сна и бодрствования большую роль играют области ги­поталамуса и миндалины (В. Тесс, К. Экономо). Кроме того, веро­ятно, следует говорить о сне как реакции не только на физическую, но и на умственную усталость. Избыток информации, нуждающей­ся в обработке и классификации, также должен «требовать» сна, повышая активность одних областей мозга и снижая активность других.

Жажда. Организм человека почти на 70% состоит из воды. Пас­сивное удовлетворение потребности в жидкости происходит за счетвнутренних резервов организма без переживания ощущения жаж­ды. Особые клетки — осморецепторы, расположенные в гипоталаму­се, реагируют на соотношение натриевого и калиевого баланса внут­ри и вне клеток. Если концентрация ионов калия и натрия вне клет­ки выше, чем внутри, клетка начинает терять воду. Этот процесс продолжается до тех пор, пока осмотическое давление не выравня-ется. Обезвоживание осморецепторов в гипоталамусе стимулиру­ет выработку гормона вазопрессина, который запускает обратное всасывание воды почками из первичной мочи, находящейся в почеч­ных лоханках. Другим измерительным прибором, показания кото­рого служат для определения отклонения объема жидкости внутри организма от оптимального, служит кровяное давление. Падение давления также стимулирует выработку вазопрессина. В том случае, когда работа организма оказывается недостаточной, возникает ощу­щение жажды, и организм принуждается к активному поиску жид­кости во внешней среде. Здоровый человек должен потреблять око­ло двух литров жидкости в сутки. Причем поддержание гомео-ста-тического состояния водного баланса организма настолько важно, что жажда обычно носит упреждающий характер.

Голод. Для поддержания нормального уровня жизнедеятельно­сти взрослый человек должен получать с пищей ежедневно 2000— 4000 килокалорий (10 ккал образуется при окислении 2,5 г белков, или 1,1 г жиров, или 2 г углеводов). Мозговым центром регуляции голода и насыщения являются боковые и нижняя центральная об­ласти гипоталамуса. Команда «Есть!» отдается гипоталамусом на основании анализа информации об уровне глюкозы в крови, о состо­янии желудка (пустой или полный желудок) и жировой ткани (кон-

4.2. Общая характеристика потребностей

 

центрация гормона липтина отражает количество жира в организ­ме). До последнего времени считалось, что боковые области гипо-таламуса отвечают за чувство голода, так как при их разрушении подопытные животные отказывались от приема пищи, несмотря на явные признаки истощения. Повреждения же нижней центральной расти гипоталамуса ведет к непомерному обжорству. Более тщатель­ное изучение механизмов голода и насыщения Дж. Пинелом приве­ло к уточнению данной гипотезы двойной обусловленности пище­вой мотивации: активация определенных областей гипоталамуса ведет не столько к прямому указанию «Есть!», сколько к усилению или торможению выработки инсулина поджелудочной железой, которые, в свою очередь, побуждают организм накапливать жир или расходовать его (J. Pinel, 1993). Другими словами, например, по-вреждение нижней центральной части гипоталамуса ведет к пере-производству инсулина и к запуску процесса накопления жира, не­смотря на его достаточное количество в организме. Отсюда перееда­ние и, как следствие, ожирение. Можно сказать, что существо с дефектом нижней центральной области гипоталамуса чувствует себя голодным, хотя объективно сыто. И, наоборот, недостаток ин-сулина, развивающийся вследствие разрушения боковых областей гипоталамуса, приводит к сохранению высокой концентрации глю­козы в крови: животное чувствует насыщение, несмотря на то, что объективно нуждается в пище. «Инсулиновая» модель регуляции пищевой мотивации схематически представлена на рис. 20.

 

А. Порог реагирования рецепторов нижней центральной области гипоталамуса. Когда

уровень глюкозы в крови достигает А, прекра-щается выработка инсулина — прекращается депонирование питательных веществ в жировые клетки: «Используй, то, что есть!» — наступает чувство насыщения

Б. Оптимальный уровень глюкозы в крови

В. Порог реагирования рецепторов боковых областей гипоталамуса. Когда уровень глюкозы в крови падает до В, активизируется выработка инсулина — депонирование питательных веществ в жировые клетки: «Ешь еще, надо делать запасы!» — наступает чувство голода

Рис. 20. «Инсулиновая»

Модель регуляции

Пищевой мотивации

Глава 4. Регулятивные процессы психики. Мотивация

 

Однако у человека нарушения питания возникают не только в результате физиологического повреждения мозговых центров. В развитии таких болезней, как ожирение (превышение массы тела более чем на 20% от нормы, вычисляемой по формуле: рост в см -100), нервная анорексия (понижение массы тела более чем на 15%) и булимия (обжорство, сменяющееся приступами рвоты) огромную роль играют культурные факторы. Пища и масса тела значат для человека гораздо больше, чем просто средства поддержания жизни. Это и инструмент наслаждения, и попытка удовлетворения ряда надорганических потребностей (см. 4.2.2). Например, Т. Штраурма-ном и А. Гленбергом было показано, что женщины с низкой само­оценкой гораздо больше склонны к нарушениям питания, чем жен­щины с нормальной или высокой самооценкой (Т. Strauman, A Glenberg, 1991). Случается, что мы «заедаем» скуку, грусть, оди­ночество. Стройная фигура в современном западном обществе яв­ляется элементом престижа, при этом само представление о «строй­ности» противоречит всем медицинским нормам. Если бы кому-либо пришло в голову увеличить тело куклы Барби — идеала современных девушек — до размеров взрослого человека, ее пара­метры: грудь — талия — бедра равнялись бы 82—41—73, что соответ­ствует глубокой стадии дистрофии.

Отчасти переворот представле­ний в отношении желаемой массы тела произошел в 1960-х гг. на волне успеха британской манекенщицы Твигги (Лесли Хорнби, рис. 21), ко­торая, кстати, обожая вкусно поесть, просто отличалась чрезмерно высо­ким уровнем метаболизма и поэтому не толстела. Теперь, спустя 35 лет после своего триумфа, Хорнби жер­твует огромные суммы на реабили­тацию девушек, пострадавших от нервной анорексии.

Рис. 21. Б. Лагетан, 1966. Модель Твигги

Половая потребность. На уров­не органических потребностей мож­но выделить потребности «сохране­ния» и потребности «развития» (П.В. Симонов, 1987). В период до достижения половой зрелости к по­требности развития может быть от-. несена также пищевая потребность.

4.2. Общая характеристика потребностей

 

Организм потребляет пищу, необходимую не только для поддержа-ния его наличного состояния, но и для увеличения массы тела, а также для формирования новых систем организма. Ребенок за пер-вый год жизни увеличивает свой вес более чем в 3 раза, а за 10 лет -более чем в 10 раз! Очевидно, что в данном случае пищевая потреб-ность как бы «работает на опережение». Заметим, что такая предвос-хищающая будущее политика пищевой потребности уникальна (всем хорошо известно, что нельзя выспаться или согреться впрок) на данном этапе развития организма.

После достижения половой зрелости место потребностей роста в ряду органических потребностей занимает потребность в размно- жении. Отметим, что только человек способен связать причинно- следственной связью акт зачатия и акт рождения. Для животных, а также, как показывают этнографические исследования, и для пред­ставителей примитивных народов мотивирующей силой обладает именно половой акт как таковой, а факт рождения детеныша оказы-вается «неожиданным». С развитием контрацепции и альтернатив­ных форм репродукции (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство,, клонирование) в западных обществах потребность в размножении и половая потребность также приобре-тают функциональную автономность.

Некоторые авторы считают сексуальность потребностью акту­альной на всем протяжении человеческой жизни. Например, 3. Фрейд создал периодизацию развития личности на основе дина­мики эрогенных зон (см. гл. 10). Однако специфическое поведение, связанное с удовлетворением половой потребности, все-таки может быть объективно зарегистрировано лишь с наступлением пубертат­ного периода (от лат. pubertas — половая зрелость). Ключевыми событиями пубертатного периода являются наступление первой менструации у девочек (11—15 лет) и первого семяизвержения у мальчиков (11 — 16 лет). В этом возрасте наблюдается повышение уровня половых гормонов — тестостерона («мужской»), эстрогена и прогестерона («женские»). Современные исследования показыва­ют, что ситуативный уровень половых гормонов не слишком влия­ет на половое поведение человека, но оказывается крайне значимым в долговременной перспективе. Дисфункция половых желез в отро­ческом возрасте приводит к отсутствию нормального полового вле­чения. Причем на интенсивность половой потребности как у муж­чин, так и у женщин влияет мужской гормон тестостерон (люди с высоким уровнем выработки тестостерона отличаются сильной«половой конституцией»).

Глава 4. Регулятивные процессы психики. Мотивация

 

Повышенный уровень полового гормона воздействует на кору головного мозга через гипоталамус. При реализации половой по­требности у мужчин большую роль, чем у женщин, играет преопти-ческая зона коры, расположенная перед передней частью гипотала­муса (наверное, не зря говорят, что мужчины «любят глазами»).

В последние годы в центр исследований специалистов, занима­ющихся вопросами мотивации полового поведения, встала пробле­ма сексуальной ориентации, т.е. предпочтения полового партнера противоположного (гетеросексуальность) или аналогичного пола (гомосексуальность). Американская психиатрическая ассоциация в 1973 г. исключила гомосексуальность из перечня психических забо­леваний. В России ст. 121 Уголовного кодекса РСФСР, карающая за гомосексуализм, была аннулирована лишь в 1994 г. По данным Национального центра здоровья США (1991) примерно 4% мужчин и 1% женщин являются гомосексуальными. В настоящее время преобладает биологическая, а не культурная гипотеза детермина­ции гомосексуального поведения. Существуют данные С. ЛеВэя, К. Ален, Р. Горского (S. LeVay, 1991, К. Allen, R. Gorsky 1994), что мозг гомосексуальных мужчин анатомически сходен с мозгом жен­щин. Так, например, мозолистое тело, соединяющее левое и правое полушарие, у них на треть больше, чем у гетеросексуальных муж­чин. Описаны и различия в строении гипоталамуса — центрально­го звена органической мотивации. Напротив, работы по воздей­ствию культурных факторов на формирование половой ориентации не обнаруживают значительного вклада обстоятельств воспитания. Например, вопреки распространенному мнению сыновья слабых отцов и матерей, доминирующих в семье, имеют не больше шансов вырасти гомосексуалистами, чем дети, воспитывавшиеся в семьях с традиционным распределением половых ролей (Storms, 1983). Од­нако ограничение контактов с представителями противоположного пола в подростковый период (раздельное обучение, закрытые учеб­ные заведения и т.д.) предсказывает большую по сравнению с нор­мальным распределением вероятность гомосексуальности. Более того, как показал Р. Блэнчард, половая гомогенность внутри семьи также оказывается значимым фактором: мужчины, у которых есть старшие братья, чаще становятся гомосексуалами, чем те, кто рос с сестрами или был единственным ребенком в семье: вероятность 3% — для первого сына; 4% — для второго сына и 5% — для третье­го (R. Blanchard, 1996). Однако подобная тенденция может быть связана не с влиянием собственно культурных воздействий, а с био­логическим явлением полового импринтинга (см. 4.2.3. «Инстинк­тивное удовлетворение потребностей»). Для всех высших живот-

 

 

4.2. Общая характеристика потребностей

 

ных в период полового созревания важно общение с представителя­ми «другого» пола, в противном случае происходит сбой нормаль­ного развития полового влечения.

Несмотря на изложенное выше, половая потребность у челове­ка крайне социализирована. Само по себе удовольствие от полово-

го акта во многом представляет собой лишь средство вовлечения субъекта в широкий круг социальных отношений (например, брач-

ные отношения). Отношение к сексуальной практике как к социаль­ной норме (человек, воздерживающийся от сексуальных контактов, подвергается осуждению), долгу (каждый должен в определенном возрасте создать семью, человек, не имеющий семьи — холостой, т.е. «пустой», «бесполезный») или развлечению диктует форму и ин­тенсивность половой жизни помимо действия органической потреб­ности. Пожалуй, нет другого вида мотивации, который был бы в та­кой степени регламентирован культурой. Ярким примером может быть вопрос о допустимости половой жизни до брака. В ряде куль­тур девственность считалась главным достоянием невесты и цени­лась настолько, что девушка, не сумевшая сохранить себя в непри­косновенности до свадьбы, каралась смертью. В других же наличие девственной плевы, наоборот, рассматривалось как тягостное бре­мя, которое нужно как можно скорее скинуть. Во многих нацио­нальных традициях предусматривалось принесение девственности в жертву божествам плодородия и, соответственно, процедуру кол­лективного избавления от нее, например в день летнего солнцесто­яния (у древних славян). Кстати, именно из мистического страха перед девственностью и берет свое начало широко известный риту­ал «права первой ночи», заключавшийся в том, что суверен в ходе свадебного обряда лишал невинности невесту вассала или, что былогораздо чаще, крестьянина. Дело тут не в унижении нижестоящего на социальной лестнице, напротив, феодал по праву старшего брал на себя крайне опасную обязанность и тем самым избавлял своего подданного от неоправданного риска.

Утрированное значение биологического аспекта сексуальности отражено в концепции 3. Фрейда, где практически любая актив­ность субъекта рассматривается как замещающая прямую реализа­цию половой потребности (например, художественное творчество как сублимация сексуальной потребности). В реальной жизни со­временного человека половая потребность тесно переплетена с ре­ализацией других, уже надорганических или просоциальных моти­вов. Анонимный опрой студенток показал, что для них основным двигателем половой активности является стремление «стать взрос­лой» (31%). Затем следуют «желание быть как все, не выделяться

 

Глава 4. Регулятивные процессы психики. Мотивация

 

 

среди подруг, которые уже обладают сексуальным опытом» (21%), желание удержать партнера (15%), поиск душевного тепла и под­держки (13%), любопытство (11%) и, как и следовало ожидать, на последнем месте собственно «потребность в сексе» (9%).

Надорганические потребности

Предметами надорганических потребностей становятся соци­альные и культурные аспекты мира. Результатом удовлетворения надорганических потребностей являются социальные и личностные изменения, которые могут быть ясно осознаваемы (например, до­стижение желаемого социального статуса). Надорганическим по­требностям присущ исключительно активный способ удовлетворе­ния. Их динамика не описывается гомеостатической моделью. В общем виде эти потребности практически ненасыщаемы, они сни­маются только утомлением. Рассмотрим несколько наиболее широ­ко исследуемых надорганических потребностей.

Потребность в общении. В возрастной психологии описан так называемый «комплекс оживления», заключающийся в том, что мла­денец тянет ручки к попавшему в его поле зрения человеку и изда­ет специфические звуки («гулит»). При этом младенец не требует пищи и не сигнализирует о какой-либо другой телесной нужде. Он стремится к контакту со взрослым бескорыстно. По данным М.И. Лисиной и А.В. Запорожца, новорожденные больше привязы­ваются не к тем, кто их кормит и ухаживает за ними, а к тем, кто с ними разговаривает, улыбается, ласкает.

Автономность потребности в контакте от пищевой потребности была исследована X. Харлоу (1959). В его эксперименте детеныши макаки-резуса росли изолированно от матери. Однако в их вольеры были помещены «псевдо-матери» — манекены. Один из манекенов был изготовлен из проволоки, но снабжен емкостью с молоком, дру­гой — обтянут плюшем. Таким образом, контакт с первым манеке­ном обеспечивал удовлетворение пищевой потребности, а второй имитировал физический контакт без пищевого подкрепления. По данным X. Харлоу, детеныши проводили большую часть времени сплюшевой «псевдо-мамой», лишь ненадолго подбегая к проволоч­ной, чтобы покормиться. Когда их что-то пугало, они стремились прижаться к мягкому плюшевому манекену. Таким образом, пока­зано, что потребность в контакте присутствует у детеныша «сама по себе» и не сводима, по словам Дж. Боулби, к «буфетной» мотивации, когда мать служит объектом привязанности только как источник

4.2. Общая характеристика потребностей

 

пищи и защиты. Если же потребность в такого рода «первичном кон­такте» не может быть удовлетворена, то и потребность в общении неразвивается: дети и в 2—3 года не обнаруживают интереса к взрос­лым (по М.Ю. Костяковской, 1970). Наблюдается так называемый «синдром госпитализма», получивший свое название от госпиталей, где содержались дети-сироты, чьи физиологические потребности удовлетворялись, но они были лишены достаточного контакта со взрослыми.

Начинаясь с потребности в физическом контакте, мотивация общения приобретает впоследствии крайне широкую и разветвлен­ную структуру. Первоначальная потребность в физическом контак­те преобразуется в потребность в социальном контакте (принадлеж­ности) и социальном взаимодействии (близости). В общем виде эти потребности выглядят как потребность в аффилиации (от англ, affiliation — соединение, связь). Главенствующую роль в удовлетво­рении потребности в аффилиации играет эмоциональный, а не ког­нитивный компонент. Например, в исследовании С. Шехтера (1959) группе студентов сообщали, что им предстоит перенести болезнен­ный удар электрическим током. Они могли выбирать, в какой обста­новке ожидать «экзекуции»: в группе собратьев по несчастью, в группе студентов, которые якобы просто коротали время до прихода преподавателя, или в одиночестве. Испытуемые предпочитали ожи­дать в компании тех, кто так же, как они, должен был получить электрические удары. Те, кому предлагалось выбрать между вторым и третьим условиями, предпочитали одиночество. Другими слова­ми, перед лицом тяжелого испытания у людей активизировалась потребность в психологической принадлежности. Дефицит принад­лежности к социальной группе сказывается и на соматическом со­стоянии человека. Так, согласно Л. Беркману и С. Сайму отсутствие налаженных контактов с членами семьи и друзьями является фак­тором риска для инфаркта миокарда (L.Berkman, S. Syme, 1979).

Если потребность в принадлежности отражает стремление к широким и разнообразным эмоциональным контактам с людьми(экстенсивный аспект), понятие потребности в близости указыва-. ет на интенцию создания уникальных взаимоотношений с избран­ным человеком. Стадии формирования близких отношении описы­ваются в модели М. Кнаппа и А. Вангелисти (М. Knapp, A. Vangelisti, 1992). Сначала потребность в близости опредмечивается в конкрет­ном человеке (например, любовь с первого взгляда) и появляется мотив созидания союза. Затем разворачиваются стадии поиска пси­хологических «точек соприкосновения», через которые отношения приобретают интимный и уникальный характер. Вслед за этим про-

Глава 4. Регулятивные процессы психики. Мотивация

 

исходит объединение двух изолированных «Я» в одно общее «Мы», которое может привести к завершающей стадии формирования со­циально нормированной общности, например браку. К сожалению, как уже отмечалось выше, человек склонен не только к опредмечи­ванию, но и к распредмечиванию потребностей. После достижения высшей стадии развития близкие отношения могут вступить на путьинволюции. В этом случае они так же проходят несколько стадий, но в обратном порядке. В адаптированном виде цикл установле­ния — распада близких отношений представлен на рис. 22.

Рис. 22. Цикл установления — распада близких отношений по Кнаппу и Вангелисти, 1992

Если вернуться к предложенному А.Н. Леонтьевым противопо­ставлению предметных и функциональных потребностей, то потреб­ность в общении, безусловно, носит функциональный характер (как гласит пословица: «не по хорошему мил, а по милу хорош»). Другое дело, что ее реализация часто имеет своим побочным продуктом и некоторый инструментальный результат. Например, «общаясь сэтим милым человеком, я узнал много нового» или «мне с ним так легко, что, кажется, все мне по плечу».

4.2. Общая характеристика потребностей

 

Познавательная потребность. Ориентировочный рефлекс, открытый И.П. Павловым, заключается в том, что новый раздра-житель вызывает у животного реакцию настройки рецепторов, Животное как будто хочет узнать: «Что такое?». Таким образом, уже в животном мире мы сталкиваемся со специфической формой познавательной мотивации. По мнению Е.Н. Соколова, чем более совершенно строение мозга животного, тем сильнее проявляется ориентировочный рефлекс, т.е. животное становится все «любопыт­нее». Например, в одном исследовании X. Харлоу (1950) обезьяну помещали в закрытое помещение с окошком. Нажимая на рычаги, обезьяна могла открыть окошко и в течение 30 секунд наблюдать происходящее вне помещения. Если обезьяна вообще не нажимала рычаг, окошко все равно открывалось на то же самое время (30 сек), только не сразу, а позже — через 5 минут. Эксперимент проводил­ся в течение пяти дней, однако нажатия не прекращались — живот-ному буквально «не терпелось» увидеть, что же там снаружи, хотя то опыту оно уже «знало», что ему и так все покажут спустя несколь­ко минут. Было обнаружено также, что обезьяны могут часами скла­дывать простые головоломки, не получая никакого поощрения, кро­ме самой возможности выполнения задания.

Сила познавательной мотивации у человека (и высших прима­тов) может быть очень велика и успешно конкурировать с органи­ческой мотивацией (не зря говорят о «жажде» истины). Так, по дан­ным X. Харлоу, ребенок, даже будучи голодным в течение 14 часов, садясь за стол, часто вместо того, чтобы есть, начинает изучать сто­ловые приборы, перемешивать различные виды пищи и т.д. Полу­чается, что живое существо нуждается в притоке новой информации не меньше, чем в пище и воде (до известного предела, конечно). «Де­тей не нужно учить любопытству. Детей можно лишь отучить от любопытства», — пишет А. Маслоу. Простейшую форму познава­тельной потребности, которая заключается в активном исследова­нии вещного окружения ребенка, Л.И. Божович (1968) назвала «по­требностью в новых впечатлениях». Правомерность такой точки зрения доказывают и исследования, связанные с исключением до­ступа к новой информации. В эксперименте Д. Хебба испытуемого-добровольца помещали в звуконепроницаемую камеру, где он вы­нужден был лежать неподвижно, на его глаза надевались очки, не позволяющие различать предметы, к минимуму сводились и так­тильные ощущения. После 12 часов такой информационной («сен­сорной») депривации наблюдалось возникновение галлюцинаций, т.е. мозг начинал самостоятельно генерировать паттерны информа­ции, чтобы скомпенсировать недостаток впечатлений извне.

Глава 4. Регулятивные процессы психики. Мотивация

 

Однако интенсивность познавательной потребности не являет­ся исключительно врожденным качеством, хотя и базируется на свойствах нервной системы, проявляясь в особенностях психофизио­логических реакций «на новизну стимула». В случае дефицита по­знавательной потребности у ребенка ее можно усилить при помощи связывания исследовательской деятельности с органическими по­требностями. Показательны данные, полученные при работе со сле­поглухонемыми детьми в специализированном интернате в г. Сер­гиев Посад. Ребенок, от рождения лишенный основных органов чувств, спонтанно не проявляет познавательных реакций. В отличие от нормального ребенка он безразлично выпускает из руки вложен­ный предмет. Достаточно, однако, подкрепить безразличный раздра­житель безусловным, например вложить в руку ребенка ложку, за­тем зачерпнуть ею пищу и положить в рот, чтобы пробудить у него познавательную активность в отношении этого предмета (А.И. Ме­щеряков, 1960). О том, насколько интенсивно может развиваться такая искусственно спровоцированная познавательная мотивация, свидетельствует судьба ряда выпускников этого интерната, напри­мер, доктора психологических наук А. Суворова или скульптора А. Лернера.


Читайте также:

lektsia.com

Виды потребностей

Потребность – это необходимость, нужда чего-либо для человеческой жизнедеятельности. Существует разнообразие видов потребностей человека. Рассматривая их, несложно заметить, что есть такие, без которых жизнь просто невозможна. Другие не столь важны и без них запросто можно обойтись. Кроме того все люди разные и нужды у них тоже разные. Существует несколько классификаций видов потребностей личности.

Первым, разобравшимся в этом вопросе и выявившем роль человеческих нужд, был Абрахам Маслоу. Он назвал свое учение «иерархической теорией потребностей» и изобразил в виде пирамиды. Психолог дал определение понятия и классифицировал виды потребностей. Он структурировал данные виды, расположив их в восходящем порядке от биологических (первичных) и до духовных (вторичных).

  1. Первичные – это врожденные потребности, они направлены на осуществление физиологических нужд (дыхание, пища, сон)
  2. Вторичные – это приобретенные, социальные (любовь, общение, дружба) и духовные надобности (самовыражение, самореализация).

Эти виды потребностей по Маслоу взаимосвязаны. Вторичные могут появиться только при условии удовлетворения низших потребностей. То есть человек не может развиваться в духовном плане, если у него неразвиты физиологические потребности.

Более поздняя классификация была основана на первой версии, но немного усовершенствована. Согласно этой классификации были выделены следующие виды потребностей в психологии:

  1. Органические — связанные с развитием личности и ее самосохранением. Они включают в себя большое количество нужд, таких как кислород, вода, пища. Эти потребности присутствуют не только у людей, но и у животных.
  2. Материальные — предполагают использование продукции созданной людьми. К этой категории относится жилье, одежда, транспорт, то есть все, что необходимо человеку для быта, работы, отдыха.
  3. Социальные. Этот вид людских потребностей связан с жизненной позицией, авторитетом и потребностью человека в общении. Индивидуум существует в социуме и зависит от окружающих его людей. Это общение разнообразит жизнь и делает ее более безопасной.
  4. Творческие. Этот вид потребности человека представляет собой удовлетворение художественной, технической, научной деятельности. Есть множество людей в мире, которые живут творчеством, если запретить им творить они зачахнут, их жизнь потеряет всякий смысл.
  5. Нравственное и психическое развитие. Сюда входят все виды духовных потребностей и подразумевается рост культурно-психологической характеристики личности. Человек стремится стать высоконравственным и морально ответственным. Часто это способствует его приобщению к религии. Психологическое развитие и нравственное совершенствование становятся доминантой для личности достигшей высокого уровня развития.

Кроме того в психологии применяется следующая характеристика видов потребностей:

  • целостные и фрагментарные потребности. В целостном виде присутствует три стороны потребности: объективная нужда, чувство нехватки и побуждающее напряжение. Фрагментарные – это те, в которых одна из этих составляющих отсутствует;
  • низшие и высшие. Низшие – это естественные потребности человека, высшие – духовные
  • психологические и физиологические. К психологическим относится потребность в принятии, в общении. Физиологические направлены на удовлетворение жизненных нужд;
  • базовые и нет. Базовые – основные виды потребностей, без которых существование невозможно, а без не базовых можно обойтись.
  • реальные и выдуманные. Реальные потребности – это здоровые, адекватные запросы. Выдуманные – это те, в которых нет особой нужды, человек сам себе придумывает нереальные, несвоевременные нужды.

Разбираясь в своих потребностях, вы никогда не ошибетесь, что вам действительно жизненное необходимо, а что лишь является минутной слабостью или прихотью.

 

womanadvice.ru

Потребности. Виды потребностей — История и обществознание. Баутина Екатерина

Потребности человека.

Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

— ориентировки,

— любопытства,

— направленного интереса,

— склонности,

— осознанного самообразования,

— творческого поиска.

Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение  организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

— естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

— материальные, или предметно – вещные,

— духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности –  дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности –  уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии. Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.
Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности. Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

 

historyteacher.ru