Определение хозяйство – Натуральное хозяйство — это… Что такое натуральное хозяйство: развитие, основные черты, рынок, первобытнообщинная система, крупномасштабное производство

Содержание

Народное хозяйство — это… Что такое Народное хозяйство?

Народное хозяйство (нем. die Volkswirtschaft) — исторически сложившийся комплекс (совокупность) отраслей производства данной страны, взаимосвязанных между собой разделением труда. Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.

Термин является прямым переводом использовавшегося в немецкой экономической теории XIX века понятия. С дореволюционных времён применяется в экономических, экономгеографических трудах и публицистике применительно к народным хозяйствам различных стран независимо от их политического строя.

С начала 1990-х в России вместо этого слова, ассоциировавшегося с советской идеологией, часто используется более широкий по значению термин экономика. В немецких публикациях термин Volkswirtschaft продолжает употребляться, особенно при необходимости подчеркнуть, что речь идёт не об экономике вообще, а об её системообразующей материально-технической базе, особенно о сфере материального производства. В названии Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации и в российских государственных нормативных актах термин «народное хозяйство» продолжает использоваться в его изначальном определении.

Отрасли народного хозяйства

В СССР был разработан Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) в качестве составной части Единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, используемой в автоматизированных системах управления в народном хозяйстве (утвержден 1 января 1976). С 2003 ОКОНХ упразднён, а вместо него введён Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В то же время ныне действующие в России правила отнесения отраслей (подотраслей) хозяйства к классу профессионального риска используют наименования отраслей (подотраслей) народного хозяйства в соответствии с ОКОНХ.

В последней официально утверждённой версии ОКОНХ, который многократно дорабатывался, выделялись следующие отрасли народного хозяйства:

Для практических целей в классификаторе выделялись так называемые собирательные отрасли народного хозяйства: водное хозяйство, бытовое обслуживание населения, культурное и информационное обслуживание населения. Собирательная отрасль представляет собой определенный набор группировок из основной части классификатора, включённых в состав различных отраслей народного хозяйства.

ОКВЭД

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокр. ОКВЭД) — часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК). Создан на основе официальной русской версии Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС) (англ. Statistical classification of economic activities in the European Community). Принят постановлением Госстандарта от 6 ноября 2001, введён в действие с 1 января 2003. Заменил Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и части I и IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП), касающиеся экономической деятельности.

Состоит из 17 разделов.

См. также

Ссылки

dal.academic.ru

отрасль хозяйства — это… Что такое отрасль хозяйства?


отрасль хозяйства

отрасль хозяйства

Часть экономической системы, включающая группы близких по специализации отраслей, различают сельское хозяйство, промышленность, транспорт, сферу услуг, а также первичный, вторичный и иные секторы экономики.

Словарь по географии. 2015.

  • отрасль промышленности
  • отрицательная разность оледенения

Смотреть что такое «отрасль хозяйства» в других словарях:

  • вспомогательная отрасль хозяйства — Производство или инфраструктура, обеспечивающие полуфабрикатами, услугами, фондами основные отрасли специализации данного района …   Словарь по географии

  • ОТРАСЛЬ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА — см. Народное хозяйство Краткий географический словарь. EdwART. 2008 …   Географическая энциклопедия

  • Отрасль — (Branch) Определение отрасли экономики, экономические циклы отрасли Информация об определении отрасли экономики, экономические циклы отрасли Содержание Содержание экономики Отрасли экономики Экономические циклы, их виды и влияние на различные… …   Энциклопедия инвестора

  • ОТРАСЛЬ — сельского хозяйства, часть с. х. произ ва, отличающаяся видом производимой продукции, предметом и орудиями труда, технологией и организацией произ ва. В с. х. произ ве выделяют 2 крупные группы отраслей растениеводство и животноводство, каждая из …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • отрасль — и; мн. род. отрасли, дат. отраслям; ж. 1. Отдельная область хозяйственной деятельности, науки, производства. Новая о. промышленности. Специалист по различным отраслям знаний. Развивать все отрасли народного хозяйства. Вкладывать средства в… …   Энциклопедический словарь

  • отрасль — и; мн. род. о/трасли, дат. отрасля/м; ж. см. тж. отраслевой 1) Отдельная область хозяйственной деятельности, науки, производства. Новая о/трасль промышленности. Специалист по различным отраслям знаний. Развивать все отрасли народного хозяйства …   Словарь многих выражений

  • География сельского хозяйства —         отрасль экономической географии, изучающая размещение сельского хозяйства, его факторы и закономерности. Отличительные черты размещения сельского хозяйства по сравнению с промышленностью связаны с особым характером взаимоотношений с. х.… …   Большая советская энциклопедия

  • География мирового хозяйства —         отрасль экономической географии, занимающаяся изучением территориального размещения мирового хозяйства (См. Мировое хозяйство) в целом и его отраслей по общественно экономическим формациям, по отдельным странам и крупным районам, а также… …   Большая советская энциклопедия

  • Статистика сельского хозяйства —         отрасль экономической статистики (См. Экономическая статистика), изучающая сельское хозяйство; важный инструмент государственного управления и планового руководства социалистическими с. х. предприятиями. Основные задачи С. с. х. сбор,… …   Большая советская энциклопедия

  • Статистика жилищного хозяйства —         отрасль социальной статистики (См. Социальная статистика), изучающая жилищное хозяйство и жилищные условия населения. С. ж. х. подразделяется на статистику численности и состава жилищного фонда; статистику эксплуатации жилищного… …   Большая советская энциклопедия


geography_ru.academic.ru

Присваивающее хозяйство — это что? Присваивающее хозяйство: определение

Многие исторические факты свидетельствуют о происхождение человека от животных. Еще 2 млн лет назад он начал выделяться среди себе подобных прямохождением, совершенствованием рук и мозга. Постоянные изменения происходили и в сфере добычи пищи. Одним из способов обеспечения существования являлось присваивающее хозяйство. Что это такое и к чему оно привело – описано в этой статье.

Что являет собой присваивающее хозяйство?

Присваивающее хозяйство – это тип деятельности первобытного человека, который характеризуется присвоением всех даров природы для поддержания существования. Человечество занималось им еще в эпоху палеолита. Тогда численность населения была еще незначительной, проблем со средствами для существования не возникало. Люди брали от природы все, что могли, и это было справедливо. Ведь она предоставляла свои плоды, а человек их собирал.

Как возникло присваивающее хозяйство?

Согласно теории Дарвина собирательство и охоту человечество позаимствовало от зверей. Руководствуясь природными потребностями, люди использовали присваивающее хозяйство. Это подтверждено многими раскопками и историческими фактами. Но как бы ни сравнивали первых людей с животными, человек никогда не присваивал природные богатства «голыми руками».

Согласно историческим документам, еще на самых ранних этапах своего существования человечество придумывало разные орудия труда, которые бы упрощали повседневную жизнь. Например, древние африканцы раскалывали камни таким образом, чтобы получить острые края для быстрого расчленения туши убитой дичи. Со временем люди изобретали все новые хозяйственные предметы и научились использовать природные ресурсы для жизненных потребностей. У них даже были иглы, чтобы мастерить себе одежду из шкур убитых зверей.

Еще довольно длительное время все племена и народы вели присваивающее хозяйство. Производящее хозяйство возникло лишь V тыс. лет до н. э.

Особенности деятельности

Ученые определили много важных особенностей, которыми обладало присваивающее хозяйство. Такой тип хозяйства характеризуется следующими чертами:

  • коллективная деятельность;
  • ведение его всеми жителями племени, поэтому все присвоение делится поровну;
  • люди и природа находятся в равной зависимости;
  • для присвоения используются исключительно каменные орудия;
  • развитие технического прогресса, хотя и медленными темпами;
  • дифференциация труда по возрастному и половому признаку.

Виды присваивающего хозяйства

Различают несколько отраслей, которые входят в присваивающее хозяйство. Это собирательство, рыболовство и охота. Основными древними занятиями людей являлись охота и собирательство. На разных этапах развития и в различных климатических условиях соотношение этих видов деятельности могло отличаться.

Рыболовство

Во многих племенах рыболовство являлось главной отраслью хозяйства. Человечество успешно осваивало реки, моря, научилось ловить рыбу в больших объемах. Заметные изменения приобретают рыболовные орудия: появляются сетки, крючок, лодка с веслами. Рыболовство упростилось так, что им могли заниматься даже дети. Некоторые племена верили в наличие разных богов, отвечающих за погоду или урожай, и приносили им жертвы в виде добычи. К ним относились и рыболовы.

Охота

По мере изобретения новых орудий охота проходила все легче и не занимала много времени, а племена быстрыми темпами могли передвигаться и осваивать новые территории. Люди начали изобретать всевозможные ловушки, придумали загонную охоту, начали делать резцы, ножи, каменные топоры, копья.

Продуктивность охоты значительно возросла после изобретения копьеметалки, которая представляла собой палку с упором. Благодаря специальной форме копье летело в жертву со скоростью стрелы. Копьеметалка считается первым механическим орудием, которое дополнило мускульную силу человека.

В конце палеолита существенно изменились климатические условия, и наступила эпоха оледенения. Люди начали искать новые земли, где можно было комфортно обитать и вести присваивающее хозяйство. Определение таких мест было важным моментом, поскольку средств для существования не хватало, а время, затраченное на поиски, могло стоить жизни всего племени.

В эпоху оледенения люди охотились преимущественно на северных оленей и диких лошадей. Чтобы поймать этих животных, племена использовали загонную охоту. Она позволяла отловить большое количество зверей за короткий промежуток времени. В холодную пору животные были ценной добычей не только в качестве пищи. Они обеспечивали людей шкурами и мехом для обогрева тела и обустройства жилищ. Северные олени служили средством передвижения при совершении сезонных кочеваний. Так, в жаркую пору года люди передвигались поближе к тундре, а зимой искали лесные зоны. Благодаря поискам лучших условий жизни человечество осваивало новые земли.

После отступления ледника началась эра мезолита. Олени уходили за ледниками, а за ними ступали охотники. Часть людей оставалась на месте, приспосабливаясь к присваиванию мелких животных. В эпоху мезолита человечество изобрело бумеранг, лук и стрелы и. Эти технические достижения сделали человека опаснее для окружающего животного мира. Также в указанный период человек сумел приручить первое животное – собаку. Она стала верным и незаменимым помощником в охоте.

Собирательство

После отступления ледника и общего потепления наступили благоприятные условия для развития собирательства. Во многих племенах оно являлось приоритетной отраслью, на которой держалось все присваивающее хозяйство. Это занятие включало не только поиски продуктов питания, но и их обработку, и приготовление пищи. Объектами для собирательства являлись дикие плоды и ягоды, орехи, зерна, травы, корнеплоды, листья, водоросли, грибы, яйца птиц, насекомые, лягушки и ящерицы, раки, улитки, мед диких пчел. Часто такая пища была основой питания первобытных людей, а само собирательство являлась более надежным источником существования, чем охота и рыболовство.

Этой отраслью хозяйства в основном занимались женщины и дети. Однако в некоторых случаях обязанности все-таки выполняли исключительно мужчины. Например, для собирания дикого меда требовалась физическая сила, чтобы залезть на дерево или скалу. Собиратели также изобретали разные орудия и приспособления для ускорения процесса заготовки пищи. Так, в этой отрасли хозяйства широкое распространение получили каменная зернотерка, мотыга, жатвенные ножи.

Неолитическая революция

Благоприятные климатические условия в конце мезолита способствовали развитию присваивающего хозяйства. С этого периода человечество развивалось стремительными темпами. Племена динамично разрастались и начали ощущать нехватку природных даров. Даже в районах обитания стадных животных и на морских побережьях пищи не хватало. В таких условиях было невозможно вести присваивающее хозяйство. Определение новых территорий решало вопрос с пищей лишь частично. Это и есть важная особенность эпохи присваивающего хозяйства – человек мог жить только в местах распространения животных и растений. Такая природная зависимость в скором времени начала сдавливать развитие общества и окружающий мир.

В сложных условиях выживания люди стали все больше внимания уделять растениям, которые давали много плодов: рис, пшеница, ячмень. Они поняли, что необязательно искать земли с дикими зерновыми культурами, если они хорошо всходили в земле около поселения. Так люди научились сами сеять, обрабатывать, удобрять урожай, защищать посевы от птиц и зверей. Таким образом человечество освоило земледелие.

Приручение диких зверей завершает эпоху, в которой существовало присваивающее хозяйство. Домашние животные часто использовались не только как основа питания, но и для выполнения физической работы. Например, для обработки земли или в качестве средства передвижения.

Освоение земледелия и скотоводства считается важнейшим процессом в развитии человечества. Он вошел в историю как «неолитическая революция».

fb.ru

Производящее хозяйство — это… Что такое Производящее хозяйство?


Производящее хозяйство
— хозяйство,  при котором основным источником существова­ния являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При смене присваи­вающего хозяйства производящим хозяйством  общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Это был сложный и длительный процесс, который начался в древнейших очагах 10—12 тыс. лет назад. Новые археологические и палеоэтноботанические исследования подтвердили полицентрическую концепцию происхождения земледелия и навы­ков скотоводства, разработанную Н. И. Вавиловым. Эти исследования также доказали первоначальное возникновение разных центров доместикации животных и растений. Лишь соединение растениеводства со скотоводством стало решающим моментом в истории хозяй­ства, которое перешло от присваивающего хозяйства к производящее хозяйству.  Сформиро­вались хозяйственно-культурные типы (ХКТ), земледельческая деятельность в которых сначала была основана на ручном труде. Повысилась производительность труда и появилась возмож­ность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота. С развитием земледелия (особенно ирригационного) и подвижного скотоводства по­степенно создаются возможности имущественного неравенства и возникновения раннеклассо­вых отношений, в частности рабовладельческих и феодальных. Появились городские торговые центры, ремесло отделилось от сельского хозяйства, увеличился обмен между разными этно­сами и историко-культурными регионами, сформировались различные ХКТ как на основе ручного труда в земледелии, так и на основе использования тягловой силы скота.

Экология человека. Понятийно-терминологический словарь. — Ростов-на-Дону. Б.Б. Прохоров. 2005.

  • Проектирование социальное
  • антропогенез

Смотреть что такое «Производящее хозяйство» в других словарях:

  • Производящее хозяйство — Производящее хозяйство  хозяйство, где основным источником существования являются выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к… …   Википедия

  • Хозяйство Товарное — хозяйство, производящее продукцию на продажу. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • хозяйство — а; ср. 1. Способ производства, совокупность природных и сделанных руками человека средств, используемых людьми для создания, поддержания, улучшения условий существования, жизнеобеспечения. Социалистическое, капиталистическое х. Простое товарное х …   Энциклопедический словарь

  • хозяйство — а; ср. 1) Способ производства, совокупность природных и сделанных руками человека средств, используемых людьми для создания, поддержания, улучшения условий существования, жизнеобеспечения. Социалистическое, капиталистическое хозя/йство. Простое… …   Словарь многих выражений

  • натуральное хозяйство — хозяйство, производящее продукты только для удовлетворения потребностей своих членов, а не для обмена В России все еще слишком господствует не только натуральное хозяйство в ее материальной жизни, но и натуральное хозяйство в ее духовной жизни… …   Популярный словарь русского языка

  • Натуральное хозяйство — Этим именем называется хозяйство, в собственных пределах производящее все хозяйственные блага, в которых нуждаются его члены. В этом смысле Н. хозяйство противополагается меновому, в частности денежному хозяйству, которое возникает с развитием… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Россия. Политический отдел и финансы: Финансовое хозяйство — 1) Древнейший период. Содержание князя, военные предприятия, примитивное управление и суд как главнейшая составная часть последнего были единственными коллективными потребностями древнейших русских политических союзов. Удовлетворение этих… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • РЕПРОДУКТОРНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПТИЦЕВОДЧЕСКОЕ ВТОРОГО ПОРЯДКА (ППР-II) — Предприятие, работающее с родительским стадом птицы и производящее конечные гибридные формы. Проводит массовую селекцию птицы. Может быть самостоятельным, чаще является подразделением птицефабрик (родительские стада) …   Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных

  • РЕПРОДУКТОРНОЕ ХОЗЯЙСТВО ПТИЦЕВОДЧЕСКОЕ ПЕРВОГО ПОРЯДКА (ППР-I) — Предприятие, работающее с прародительским стадом птицы и производящее родительские формы. Проводит массовую селекцию птицы. Каждый ППР I, как и завод, работает с одним кроссом птицы. При необходимости может сочетать функции репродуктора I и II… …   Термины и определения, используемые в селекции, генетике и воспроизводстве сельскохозяйственных животных

  • Цивилизация — (Civilization) Мировые цивилизации, история и развитие цивилизации Информация о понятии цивидизации, история и развитие мировых цивилизаций Содержание Содержание Цивилизация: Истоки употребления слова История мировых цивилизаций Единство природы …   Энциклопедия инвестора

human_ecology.academic.ru

V. Предварительное определение хозяйства. Философия хозяйства

V. Предварительное определение хозяйства

«Жизнь жительствует» в теперешнем мире лишь в борьбе со смертью. Мир «органический», царство жизни в разных ее формах, окружен враждебной стихией смерти, мертвого механизма, давящей необходимости. Под «тяжелым покровом седых небес», под этим свинцовым небом на отравленной, зачумленной земле жизнь кажется какой-то случайностью, каким-то попущением, снисходительностью смерти. Окруженная кольцом смерти, постоянно угрожаемая раскрытым зевом небытия, жизнь робко и скупо ютится в уголках вселенной, лишь ценою страшных усилий спасаясь от окончательного истребления. Ибо она может быть если не окончательно истреблена, то постоянно истребляема, становясь добычей подстерегающего ее небытия со всех сторон и под всеми личинами. Она не отделена от него непроницаемой стеной, которая бы делала невозможной эти посягательства. Она несовершенна в себе самой, ибо непрочна, временна, смертна.

Совместимость жизни со смертью, живого с неживым, вещным, есть один из величайших парадоксов действительности и вечная загадка для мысли. Есть только жизнь, и все, что существует, существует лишь в свете жизни. Вещи, т. наз. мертвая природа, т. е. все то, в чем по-видимому отсутствуют признаки жизни, есть только минус жизни, отрицательный ее коэффициент, но вне этого, хотя и отрицательного, однако выраженного в терминах жизни. Определения они превращаются в призраки, улетучиваются. Они и заметны лишь в свете жизни, как предметы выделяются из мэонической тьмы небытия (потенциального бытия) при восхождении солнца, при наступлении же ночной тьмы опять погружаются в небытие. Даже и смерть существует лишь благодаря жизни и в свете ее, смерть есть не-жизнь, отрицание жизни есть ее единственное определение, она лишь тень жизни, и вне жизни она ничто, ее нет — «Бог не сотворил смерти» (Прем. Сол. I, 13), в ней нет своей силы бытия. Нельзя сказать, что абсолютное ничто (??? ??, в отличие от положительного, хотя и неопределенного ?? ??) есть, оно влачит условное существование как тень бытия или его зеркальное отображение, для своего призрачного существования нуждающееся в каком-нибудь подлинном бытии. Тем не менее борьба жизни и смерти, света и тени, живого и вещного проникает всю нашу жизнь, делая ее несовершенною, ограниченною, неабсолютною.

Если борьба жизни и смерти так непримирима на поверхности мирового бытия, то это возможно лишь потому, что она идет и внутри бытия, в самом сердце мира, способного поддерживать только смертную жизнь, т. е. жизнь хотя и абсолютную, вневременную по своему метафизическому характеру, но, в полном противоречии этому своему естеству, временную, неабсолютную в фактическом существовании. Метафизически смерть живого не только не естественна, но противоестественна, противоречива, а потому и логически недомыслима: мы не можем продумать этого понятия в силу закона противоречия, и однако эмпирически она стала законом естества, наиболее общим и глубоким. В этом противоречии загадка для мысли. Мы так привыкли к смерти, к самой идее смертной жизни, что нас уже не поражает это противоречие, которое, однако, гораздо глубже и радикальнее, нежели в таких, напр., сочетаниях, как: горячий лед, холодный зной, черная белизна и т. д.

Тем не менее — как бы это ни истолковывать — в мире существует теперь только смертная жизнь, и это настолько общее ее определение, что и самая смерть становится атрибутом и признаком жизни, — умереть может только живое. Следовательно, жизнь утверждается в царстве смерти, обступающей ее со всех сторон и проникающей чрез все ее поры. Она может быть поэтому только непрерывной борьбой со смертью, она берется не даром, не сложа руки, а в непрерывном напряжении борьбы. Борьба за жизнь с силами смерти есть самое общее определение существования, struggle for life[35] в смысле не только биологическом, но онтологическом. Смерть, тесня жизнь, приводит ее к взаимному самоистреблению: дарвиновская борьба за существование! Смерть пользуется жизнью одних как орудием смерти других, самая победа жизни в одном пункте становится вместе с тем победой смерти в другом.

Борьба за жизнь испытывается как плен у необходимости, у мертвого механизма природы, у «пустых и суетных стихий» мира, которые все угрожают одним: смертью. Угрожает и холод, и жар, и туман, и дождь, и засуха, и ураган, и река, и море, все враждебно, и все угрожает. Слепая необходимость, неосмысленная стихийность, мертвый механизм, железный фатум — вот под какими личинами выступает здесь дух небытия, «князь мира сего», Смерть.

На природе лежит мертвая маска вещности, чуждости, непроницаемости для человека, и лишь избранные тайновидцы знают, что в действительности

Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Но и им это открывается лишь в мгновениях поэтического озарения, в повседневности же и для них существует тот мир вещей, мертвая пустыня под свинцовым небом, где на каждом шагу подстерегает гибель и смерть. Живое существо чувствует себя рабом необходимости, механизма. Жизнь есть начало свободы и организма, т. е. свободной целесообразности, в противоположность механизму с его железной необходимостью. Борьба телеологического принципа с механическим, свободы с необходимостью, организма с механизмом есть борьба жизни и смерти. Организмом побеждается механизм, причем этим он не упраздняется как причинность. Закон организма — причинность чрез свободу (Causalit?t durch die Freiheit) Шеллинга, асеизм (a-se-изм). Можно сказать, что весь мировой и исторический процесс вытекает из противоречия между механизмом, или вещностью, и организмом, или жизнью, и из стремления природы преодолеть в себе механизм как начало необходимости, с тем чтобы преобразоваться в организм как начало космической свободы, торжество жизни, панзоизм.

Непосредственно этот плен бытия у князя мира сего, у духа небытия, смерти, выражается в роковой зависимости человека от удовлетворения своих низших, животных, или так называемых материальных потребностей, без которого уничтожается жизнь. Борьба за жизнь есть поэтому в первую очередь борьба за пищу, и это сближает человека со всем животным миром. Насколько существует это сродство, все человеческое хозяйство можно рассматривать как частный случай биологической борьбы за существование.

Итак, всякому живому существу, а также и человеку, приходится отстаивать свое существование, защищать жизнь от смерти. Но этим оборонительным отношением не исчерпывается, конечно, борьба за жизнь, при первой же возможности она из оборонительной становится наступательной, стремясь утверждать и расширять жизнь, укрощать враждебные стихии природы и подчинять своим целям ее силы. Территории свободы и необходимости постоянно изменяются одна за счет другой, жизнь-свобода стремится расширить свои завоевания и обвести себя окружностью все с более широким радиусом. Борьба эта за расширение жизни и свободы на счет необходимости, в которой жизнь превращает отвоевываемые куски механизма в члены организма и расплавляет холодный металл вещности в огне жизни, принимает разные формы, она ведется с примитивными инструментами и во всеоружии знания, но содержание ее остается одно и то же: защита жизни и ее расширение путем превращения механизма в организм, преодоления мертвого механизма животворящими силами и в этом смысле — творчество жизни, обе деятельности — оборонительная и наступательная — защита и расширение жизни неразрывно связаны между собою, суть разные стороны одного и того же процесса. Как бы успешно ни велась эта борьба, она, во всяком случае, не может быть по желанию прекращена, она не добровольна, но вынужденна.

Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что — в самом широком и предварительном смысле слова — может быть названо хозяйством. Хозяйство в этом смысле свойственно всему живому, не только человеческому, но и животному миру: почему не говорить о хозяйстве пчел, муравьев или о хозяйственном смысле и содержании животной борьбы за существование? Однако в точном смысле слова хозяйственная деятельность свойственна только человеку, причем она включает в себя в качестве подчиненных и частных моментов и элементы хозяйства животного мира. В дальнейшем черты различия хозяйства у человека и животных выяснятся полнее.

Итак, хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни, покорения и очеловечения природы, превращения ее в потенциальный человеческий организм. Содержание хозяйственного процесса можно поэтому выразить еще и так: в нем выражается стремление превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело, с его органической целесообразностью, поэтому в пределе цель эту можно определить как превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы. Задача хозяйства установляется именно этим распадом бытия, противоречием и взаимным ограничением свободы и необходимости, жизни и смерти: если бы в мире царила абсолютная, бессмертная жизнь (и, следовательно, вселенная представляла бы собой универсальный организм), если бы в ней совсем не было места мертвому механизму с угрозой смерти, то единственною формой причинности была бы причинность чрез свободу, или телеологическая; подобным же образом в случае полного уничтожения жизни, при котором царство мертвого механизма не имело бы никаких границ, все оказалось бы в темной ночи небытия, не освещаемое в этой тьме светом жизни и свободы. Наличное же состояние бытия, как тяжба жизни и смерти, как борьба свободы и необходимости, уже тем самым обнаруживает свой неокончательный, переходный характер, свое неустойчивое равновесие, которое стремится сделаться устойчивым в этом процессе. Хозяйство есть выражение борьбы этих двух метафизических начал — жизни и смерти, свободы и необходимости, механизма и организма. В своем прогрессе оно есть победа организующих сил жизни над дезорганизующими силами смерти и делами ее, однако над самой ли смертью в ее метафизическом существе? Хозяйство есть борьба со смертоносными силами князя мира сего, но способно ли оно поднять мятеж против самого этого князя? Способно ли хозяйство изгнать из мира смерть и победою над ней преодолеть то, что составляет его собственное условие? Или, наоборот, хозяйственным путем не уврачевать сердца мира, отравленного смертию, и только новым творческим актом Божества, силою Того, Кто «смертию смерть попрал», «истребится последний враг — смерть»? Этот предельный вопрос мы ставим здесь лишь как логическую грань, его обсуждение относится уже к эсхатологии хозяйства (в следующей части этого сочинения).

Но если хозяйство есть форма борьбы жизни со смертью и орудие самоутверждающейся жизни, то с таким же основанием можно сказать, что хозяйство есть функция смерти, вызвано необходимостью самозащиты жизни. Оно в самом основном своем мотиве есть несвободная деятельность, этот мотив — страх смерти, свойственный всему живому. Как бы далеко ни зашел человек в своем хозяйственном прогрессе, он, оставаясь хозяином, не может снять с себя наручни раба, повинного смерти.

Определяя хозяйство как актуальное, оборонительно-наступательное отношение человека к природе, мы раздвигаем его границы, очевидно, шире, нежели они установляются в политической экономии, руководящейся при этом целями и возможностями специального изучения[36].

Признаком, установляющим хозяйственную деятельность, является наличность усилия, труда, направленного к определенной цели. Хозяйство есть трудовая деятельность. Труд, и притом подневольный, отличает хозяйство. В этом смысле хозяйство можно определить как трудовую борьбу за жизнь и ее расширение, труд есть основа жизни, рассматриваемой с хозяйственной точки зрения. Жизнь возникает в рождении естественно, т. е. без сознательного приложения труда, дается даром, но в хозяйстве поддержание ее уже оплачивается трудом, она становится трудовою. Труд есть та ценность, которою приобретаются блага, поддерживающие жизнь. Эта истина как темное предчувствие лежит в основе т. наз. трудовых теорий ценности в политической экономии.

«Alle wirtschaftliche G?ter sind Arbeitsprodukte»[37]. Эта формула Родбертуса, прекрасно отражающая общее мировоззрение политической экономии, сохраняет верность и смысл и за ее пределами. В политической экономии, именно в «теории ценности», ей придается чрезмерно узкое, материалистическое и меркантильное истолкование, на ней лежит здесь печать экономического материализма, а также и преднамеренной односторонности, обусловленной научной специализацией. Уже с самого своего зарождения — в меркантилизме, у физиократов, у Ад. Смита и других представителей классической школы, наконец, в социализме — политическая экономия стремится точнее определить понятие «производительного», т. е. хозяйственного труда, чтобы отмежевать при помощи его область своего специального исследования, которое иначе грозило бы расширяться безгранично и должно было бы включить в себя всю науку о культуре. В политической экономии эта преднамеренная узость ее понятий приводит и к односторонности и грубости выводов, для философии же хозяйства это преднамеренное сужение кругозора было бы не только излишне, но и прямо вредно. Хозяйство, по существу, включает в себя человеческий труд во всех его применениях, от чернорабочего до Канта, от пахаря до звездочета. Признак хозяйства — трудовое воспроизведение или завоевание жизненных благ, материальных или духовных, в противоположность даровому их получению. Это напряженная активность человеческой жизни, во исполнение Божьего слова: в поте лица твоего снеси хлеб свой, и притом всякий хлеб, т. е. не только материальную пищу, но и духовную: в поте лица, хозяйственным трудом, не только производятся хозяйственные продукты, но созидается и вся культура.

Мир как хозяйство — это мир как объект труда, а постольку и как продукт труда. Печать хозяйства кладется именно трудом, в этом права трудовая теория ценности, права политическая экономия, которая верно чувствует универсальное, космическое значение труда, хотя и не умеет его как следует выразить и до конца осмыслить.

Определим ли труд? Мы знаем попытки определений труда в политической экономии, но они преследуют специальные цели, имея в виду преимущественно теорию ценности, и неудачны даже с точки зрения последней, кроме того, они не могут удовлетворить нас и по своей материалистичности. Труд есть затрата нервно-мускульной энергии — таково, напр., пользующееся большой распространенностью и влиянием определение Маркса. Но, не говоря уже о том, что признак этот нелегко установим для умственного труда, нетрудно видеть, что и вообще в этой затрате силы только выражается, обнаруживается труд. Труд в своей внутренней, волевой основе, как чувство усилия, направленного вовне, не поддается никакому определению, хотя он известен из опыта и самонаблюдения каждому, как актуальность, как действенная воля, как активный выход из себя. Способность к труду есть одно из свойств живого существа, в нем обнаруживается огонь и острота жизни. Только тот живет полной жизнью, кто способен к труду и действительно трудится.

Трудовое начало жизни соотносительно и в известной мере противоположно природному или даровому. Хозяйству, как трудовому воспроизведению и расширению жизни, противоположна природа, как совокупность даровых (для человека) «естественных» сил жизни и ее роста. Не хозяйственным актом родится человек, развивается в утробе матери и растет после рождения, укрепляясь в своих физических и духовных силах, осознавая в себе силы духа. Не хозяйством совершаются всевозможные процессы в природе, не хозяйством, наконец, создана эта вселенная. Напротив, лишь наличность ее и обусловливает как субъективную, так и объективную возможность хозяйства, и способность к труду, и возможность труда. Хозяйство в этом смысле лишь включено в жизнь вселенной, есть момент ее роста. Но в то же время это — момент необходимый, включенный в план мироздания как актуальное проявление жизни, достигшей самосознания и остроты. Культура, т. е. трудом или хозяйственно вызываемый или реализуемый рост жизни, предполагает природу (в смысле ее некультурного или, точнее, вне- и до-культурного, до-хозяйственного состояния) как свою основу. Природа без труда, без трудовой культуры не может выявить всех своих сил, по крайней мере в человеке, выйти из полудремотного существования, но, с другой стороны, и культура не имеет иных творческих сил, кроме заложенных уже в природе. И «заботясь» (т. е. всеми усилиями культуры) мы не можем прибавить себе даже локтя росту, по слову Спасителя. Природа есть поэтому естественная основа культуры, материал для хозяйственного воздействия, вне ее так же немыслимо и невозможно хозяйство, как вне жизни невозможен конкретный опыт.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Натуральное хозяйство

Натуральное хозяйство – это самая простая форма экономической системы. В условиях существования этой формы люди самостоятельно обеспечивают себя необходимыми благами, удовлетворяя свои собственные потребности.

Натуральное хозяйство имеет свои особенности.

Главным образом эта форма экономической организации представляет собой замкнутый комплекс отношений. Само общество, в котором эти отношения существуют, включает в себя оторванные и разобщенные хозяйства (области, поместья, общины, семьи). При этом каждый элемент структуры обеспечивает себя сам, опираясь только на собственные силы. Таким образом, в условиях натурального хозяйства выполняется различная работа: от добычи сырья до изготовления продуктов, готовых к потреблению.

Натуральное хозяйство отличается наличием ручного универсального труда. При этом исключено какое-либо разделение его на виды. Каждый труженик, имея простейший инвентарь (лопату, мотыгу, грабли и прочее) выполняет все необходимые работы. В старину о таких «универсальных работниках» складывали поговорки («Мастер на все руки», например).

Натуральное хозяйство характеризуется прямыми экономическими связями между потребителем и производством. Эти взаимоотношения развиваются по схеме «изготовление-распределение-потребление». Другими словами, разделение продукции происходит между производителями, а затем она (продукция) уходит в личное потребление, минуя обмен на другие товары. Такая схема обеспечивает устойчивость натурального хозяйства.

Самая простая форма экономических отношений господствовала в мире в течение всей доиндустриальной эпохи – на протяжении более девяти с половиной тысячелетий. Такая устойчивость системы связана со многими факторами.

Натуральное хозяйство характеризуется некоторым застоем экономики. Это объясняется очень медленным увеличением производства. Кроме того, ручной труд не способствует улучшению и закреплению знаний и навыков.

Для хозяйственной деятельности в условиях натурального производства характерна невысокая производительность труда. Во многих экономически отсталых государствах работник села способен прокормить только двоих людей. Вместе с этим натуральная хозяйственная деятельность не полностью удовлетворяет традиционные потребности основной части общества.

Указанные факторы зависят друг от друга и препятствуют развитию этого вида экономических отношений. В результате в условиях натурального хозяйства причинно-следственные связи формируют некую замкнутую систему. Специалисты называют ее «кругом застоя экономики».

В условиях капитализма существовало натуральное и товарное хозяйство. Второе получило дальнейшее развитие в капиталистических странах. Натуральная система хозяйствования в большей степени сохранилась в государствах с доиндустриальной экономикой. В недостаточно развитых странах к середине 20 века было занято более половины населения в полунатуральном и натуральном хозяйстве. В настоящее время, как отмечают аналитики, в этих государствах экономическая система переживает переломный период.

В России натуральный способ ведения хозяйства отмечается в садах и огородах городских жителей, а также на подсобных участках крестьян.

В истории развития российской экономики специалисты выделяют ряд парадоксов. Например, с момента, когда было объявлено «движение к рынку», увеличилось число приусадебных участков с натуральным видом хозяйствования. Таким образом, развитие пошло в обратном направлении. Более того, вместо стремления вперед многие районы государства увеличили свою экономическую замкнутость. В этих областях был введен запрет на вывоз продуктов в прочие регионы. Таким образом руководство на местах стремилось увеличить снабжение местного населения.

fb.ru

Натуральное хозяйство — это… Что такое натуральное хозяйство: развитие, основные черты, рынок, первобытнообщинная система, крупномасштабное производство

Добавлено в закладки: 0

Что такое натуральное хозяйство? Описание и определение термина.

Натуральное хозяйство – это вид экономической деятельности. Форма общественной экономики является определенным методом, типом организации экономической активности людей, реального функционирования общественной экономики. Рассматривайте общие формы экономической производственной организации естественное и товарное производство.

Экономика существования является таким типом экономики, в которой производство направлено непосредственно к удовлетворению собственных потребностей производителя. Следующие линии, выражающие сущность экономических отношений, специфичных для него, характерны для естественного производства.

Экономика существования — закрытая система организационных и экономических отношений. Общество, в котором это доминирует, состоит из массы экономических объектов (семьи, сообщества, имущества). Каждая единица полагается на ресурсы собственного производства и самообеспечивать все необходимые для жизни. Это выполняет все типы экономических работ, начинающихся с получения различных типов сырья и окончания заключительной подготовки их к потреблению. Ручная универсальная работа, исключая ее разделение на типы характерна для естественного производства: каждое лицо выполняет все главные работы. В нем элементарное оборудование (мотыга, совки, грабли, и т.д.) применен и инструмент изделия кустарного промысла. Естественно, что при таких обстоятельствах трудовая деятельность является непродуктивной, производство не может увеличиться немного значительно. Прямые экономические связи между производством и потреблением специфичны для экономики существования. Это разрабатывает на сокращенной формуле “производство — распределение — потребление”. Это – созданные продукты, распределены между всеми участниками производства и — прохождение его обмена — переходит к личному потреблению и производственному потреблению. Такая прямая связь обеспечивает к стабильности существования экономики

Развитие

Экономика существования — исторически первый тип экономической активности людей. Это возникло в чрезвычайной старине, во время формирования первобытнообщинной системы, когда производственная деятельность лица началась и первые отрасли экономики — сельское хозяйство, животноводство появилось. Экономика существования существовала в первобытных людях, которые не знали обменной и частной собственности. Это представляло систему закрытых, экономически независимых сообществ. Экономика существования преобладала также в старинных вещах государства, хотя здесь уже вполне разработанное товарное производство имело место. Это была одна из главных линий феодальной экономики. У экономики землевладельца и дополнительного продукта, адаптированного феодалом, была естественная форма здесь. Последнее действовало в форме разнообразных естественных пошлин и платежей. У экономики был естественный характер, это является феодальным зависимый крестьянин. Семья страны была занята сельским хозяйством, животноводством и преобразованием их продуктов в готовых потребительских товарах.

Отдельные элементы экономики существования имеют место и в современных развитых странах, где отношения товарных денег доминируют. Экономика существования преобладает во многих развивающихся странах.

В Республике Беларусь экономика существования остается в личном вспомогательном сельском хозяйстве крестьян и на территориях сада и сада городских жителей.

Главное отсутствие экономики существования состоит, что оно не может предоставить рост производительности работы, и поэтому поддерживает только минимальные условия жизни. Поэтому, начав с экономики существования — самая первая форма организации срока экономической службы, человечество на нем не остановилось и прошло к товарному производству.

Основные черты

Товарное производство и его главные линии. Это – такая организация общественной экономики, в случае которой продукты сделаны определенными, изолированными производителями, где каждый из них специализируется на развитии одного продукта. Вследствие этой закупки факта и продажи продуктов, которые на рынке становятся товарами, необходимо для удовлетворения общественных требований.

Следующие главные линии являются врожденными от товарной экономики.

Эта экономика является открытой системой организационных и экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, и для продажи их другим людям. Весь поток новых вещей идет вне каждой производственной единицы и направляет на рынке для удовлетворения требования покупателей. Производство товаров основывается на разделении труда. Его развитие зависит от до специализации (изоляция) работников, предприятия на выпуске отдельных типов продуктов или частей трудных продуктов идет глубоко. Такое явление объективно вызвано техническим прогрессом и последним, в свою очередь, получает большой толчок в случае разделения труда. Нерастворимая связь товарного производства с разделением труда, и таким образом, с прогрессом оборудования — одно из его бесспорных преимуществ по сравнению с экономикой существования. Косвенные, установленные связи между производством и потреблением являются врожденными от товарной экономики. Они разрабатывают на формуле “производство — распределение — обмен — потребление”. Сделанные продукты сначала поступают в рынок для обмена для других продуктов (или на деньгах) и только тогда добираются до сферы потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает потребность сделать эти продукты для продажи.

Средства, товарная экономика является системой организационных и экономических отношений, благодаря которым предоставлен равносторонний прогресс экономики. Когда углубление использования разделения труда более совершенного оборудования простирается. Это вызывает рост развития продуктов, беспрецедентных ранее. И благодаря повышению производительности работы производство увеличивается на душу населения. Помимо увеличивающегося разнообразия продуктов, предназначенных для обмена на рынке для других продуктов, создан.

Товарная экономика включает такие общие организационные коммуникации, которые могут служить большинству различных социально-экономических систем. Однако, одновременно сумма и стоимость производства товаров и их обмена не идентичны вообще. Вследствие этого факта у товарной экономики есть историческая природа: это значительно изменилось.

Рынок

В первую очередь, важно показать происхождение (происхождение) товарного производства. Одной из причин его происхождения является общественное разделение труда. Начало было, здесь помещен большим общественным разделением труда: первое (изоляция в сельском хозяйстве сельского хозяйства и животноводства) и второе (распределение судна от сельского хозяйства). Далее увеличивающаяся сила получена экономическим законом разделения труда. В соответствии с этим закон, экономика развивается вследствие увеличивающегося высококачественного дифференцирования (разделение) трудовой деятельности, которая приводит к изоляции и сосуществованию ее различных типов. В результате есть несколько форм разделения труда: международный (между странами), общий (между национальной крупной промышленностью, фермы — сельское хозяйство, отрасль и т.д.) Частный (подразделение в крупной промышленности в подотрасли, производственные типы) и единственный (в предприятиях — на их различных подразделениях).

Разделение труда способствует увеличению своего результата и создает материальные предпосылки для появления обмена. Это связано с фактом, что фермы, специализирующиеся на производстве любых продуктов, не могут использовать и одновременно удовлетворить полностью его всем этим требования, и поэтому обмен товарами между производителями необходим.

Экономическая изоляция производителей является вторым происхождением товарного производства. Это принимает собственность на сделанном продукте, доступности сильно выраженного экономического интереса хозяйствующего субъекта, его свободы выбора типа экономической активности, определенных обязательств обществу, государству и партнерам. Понимание экономической изоляции производителей важно для оценки современных экономических процессов, происходящих в Республике Беларусь, которую компонент усиливает экономической независимости предприятий.

Экономическая изоляция производителей является таким условием, которое позволяет им располагать скорее свободно, сделанные продукты, отчуждать и владеть ею. Поэтому, экономическая изоляция не отделима от собственности на средствах производства и сделанных продуктов. Но формы собственности разнообразны. Поэтому экономическая изоляция является различной по социально-экономической природе также. Нет никакой экономической изоляции в целом, поскольку нет никакой собственности также вообще, и есть исторически определенная форма собственности, которая определяет в частности историческую природу экономической изоляции.

Первобытнообщинная система

Возникнув во время разложения первобытнообщинной системы, товарное производство служило системе, купил феодализм и общий характер под капитализмом. В обществе удельный вес продуктов в общей сумме социального производства сделан из 5 до 10%. В случае феодализма, особенно с переходом к наличной форме аренды, товарное производство увеличило удельный вес до 30%. В системе отношений классического производства капитализма товаров в общей сумме сделанных продуктов приближается к 100%. Товарное производство преобладает в современных развитых странах и пробивается в жизни в развивающихся странах. С переходом к товару рыночных отношений производство покупает широкий объем также в странах СНГ.

Разложение естественного производства, происхождения и укрепления товарного производства отмечает серьезное продвижение в экономическом прогрессе. Благодаря факту, что капитализм справился с механизмом товарного рынка, точно сюда производительные силы развились в развитии гораздо дальше, чем для всей предшествующей истории.

Товарное производство обладает высокой адаптируемостью к различным экономическим системам. В каждом из них это служит внедрению тех форм собственности, которые специфичны для них.

Истории известны два типа товарного производства: простой и крупный капиталист. Простое товарное производство является производством мелких производителей на основе их частной собственности и собственной работы. Именно о крестьянах и ремесленниках делают продукты для обмена.

Крупномасштабное производство

Появление крупномасштабного, общего товарного производства связано с утверждением капиталистической экономической системы. Поэтому это называют капиталистическим товарным производством. Здесь не только продукты работы, но также и факторы производства включая рабочую силу становятся товарами. Рыночные отношения покупают общий характер.

У общих черт и различий есть простое и капиталистическое товарное производство. Их общими чертами является частная собственность на средствах производства, непосредственной природе развития, существовании конкурентной борьбы, ориентации производства на рынок. Различия между ними показаны в следующем:

в случае простого товарного производства средств производства принадлежат производителям, и в случае капиталистического товарного производства — предпринимателям; простое товарное производство основывается на личном труде и капиталисте — на наемном труде; в случае простого товарного производства продукт принадлежит производителю, и в случае капиталиста — предпринимателю; в случае простого товарного производства рабочая сила не является товарами, и в случае капиталиста — это товары; в первой стадии производство товара не действовало как общий способ производства, и в случае капиталистического товарного производства у этого есть общий характер.

Мы коротко рассмотрели что такое натуральное хозяйство, развитие, основные черты, рынок, первобытнообщинная система, крупномасштабное производство. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

biznes-prost.ru