Определение способность это – Способности — это… Что такое Способности?

Содержание

СПОСОБНОСТЬ — это… Что такое СПОСОБНОСТЬ?

  • СПОСОБНОСТЬ — СПОСОБНОСТЬ, способности, жен. 1. преим. мн. Природное дарование, склонность к усвоению чего нибудь, к занятиям чем нибудь. Человек с большими способностями. У него несомненные способности к математике. «Ну, и место это совсем не по моим… …   Толковый словарь Ушакова

  • способность — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность …   Большая психологическая энциклопедия

  • способность — Дарование, дар, призвание, умение, ловкость, жилка, струнка, талант, гений; даровитость, талантливость, восприимчивость, переимчивость; годность, дееспособность, работоспособность, кредитоспособность, правоспособность. Недюжинные способности.… …   Словарь синонимов

  • Способность —  Способность  ♦ Faculté    Врожденное или априорное качество, например способность чувствовать (чувствительность), способность мыслить (ум, рассудительность), способность желать, воображать себе что либо, вспоминать… Трудность состоит в том,… …   Философский словарь Спонвиля

  • СПОСОБНОСТЬ — СПОСОБНОСТЬ, и, жен. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности. С. к музыке. 2. Умение, а также возможность производить какие н. действия. С. двигаться. Пропускная с. железных дорог. •… …   Толковый словарь Ожегова

  • способность — Природная одаренность (при наличии определения употр. обычно во мн. числе). Блестящие, богатые, большие, врожденные, выдающиеся, изумительные, исключительные, многосторонние, незаурядные, необыкновенные, природные, разносторонние, редкие,… …   Словарь эпитетов

  • способность — 3.6.3 способность (capability): Умение осуществлять данную деятельность. Примечание Способность определяется рядом характеристик, описывающих функциональные аспекты производственных ресурсов или системы. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • способность — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? способности, чему? способности, (вижу) что? способность, чем? способностью, о чём? о способности; мн. что? способности, (нет) чего? способностей, чему? способностям, (вижу) что? способности, чем?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • способность — вернулась способность • обладание, субъект, повтор лишить способности • обладание, непрямой объект, прерывание обладать редкой способностью • обладание обладать способностью • обладание получить способность • обладание, начало потерять… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • способность — • большая способность • великая способность • высокая способность • редкая способность • фантастическая способность • феноменальная способность …   Словарь русской идиоматики

  • dic.academic.ru

    СПОСОБНОСТЬ — это… Что такое СПОСОБНОСТЬ?

  • способность — Успешная стратегия выполнения некоторого задания. Краткий толковый психолого психиатрический словарь. Под ред. igisheva. 2008. способность …   Большая психологическая энциклопедия

  • способность — Дарование, дар, призвание, умение, ловкость, жилка, струнка, талант, гений; даровитость, талантливость, восприимчивость, переимчивость; годность, дееспособность, работоспособность, кредитоспособность, правоспособность. Недюжинные способности.… …   Словарь синонимов

  • Способность —  Способность  ♦ Faculté    Врожденное или априорное качество, например способность чувствовать (чувствительность), способность мыслить (ум, рассудительность), способность желать, воображать себе что либо, вспоминать… Трудность состоит в том,… …   Философский словарь Спонвиля

  • СПОСОБНОСТЬ — СПОСОБНОСТЬ, и, жен. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности. С. к музыке. 2. Умение, а также возможность производить какие н. действия. С. двигаться. Пропускная с. железных дорог. •… …   Толковый словарь Ожегова

  • СПОСОБНОСТЬ — любое умение, возможность, сила или талант человека действовать или страдать. С. может быть врожденной или приобретенной, скрытой или активной. Тема С. затрагивается гл.обр. в двух разделах философии: в антропологии, при анализе меняющейся со… …   Философская энциклопедия

  • способность — Природная одаренность (при наличии определения употр. обычно во мн. числе). Блестящие, богатые, большие, врожденные, выдающиеся, изумительные, исключительные, многосторонние, незаурядные, необыкновенные, природные, разносторонние, редкие,… …   Словарь эпитетов

  • способность — 3.6.3 способность (capability): Умение осуществлять данную деятельность. Примечание Способность определяется рядом характеристик, описывающих функциональные аспекты производственных ресурсов или системы. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • способность — сущ., ж., употр. часто Морфология: (нет) чего? способности, чему? способности, (вижу) что? способность, чем? способностью, о чём? о способности; мн. что? способности, (нет) чего? способностей, чему? способностям, (вижу) что? способности, чем?… …   Толковый словарь Дмитриева

  • способность — вернулась способность • обладание, субъект, повтор лишить способности • обладание, непрямой объект, прерывание обладать редкой способностью • обладание обладать способностью • обладание получить способность • обладание, начало потерять… …   Глагольной сочетаемости непредметных имён

  • способность — • большая способность • великая способность • высокая способность • редкая способность • фантастическая способность • феноменальная способность …   Словарь русской идиоматики

  • dic.academic.ru

    ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБНОСТЕЙ

    Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-типологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

    Для того, чтобы лучше разобраться в понятии «способности» рассмотрим три известных подхода к этому вопросу:

    1.        житейский,

    2.        этимологический,

    3.        научный.

    1. Житейский подход. В обыденных разговорах люди часто употребляют термин «способности» как по отношению к человеку, так и относительно различных предметов. Например, когда говорим, что «самолет способен летать», мы используем данный термин для обозначения определенного свойства, качества. Тот же смысл вкладывается, когда мы говорим кому-либо о поразивших нас способностях человека: быстрый счет, воспроизведение мелодии, искусная работа. Таким образом, в житейской, обыденной практике под способностями мы понимаем любые умения, навыки человека, которыми он обладает, независимо от того, являются ли они врожденными или приобретенными, элементарными или сложными.

    2. Этимологический подход. В толковых словарях русского языка термин «способный» чаще всего связывается с другими терминами – «одаренный», «талантливый». Из этого видно, что способность имеет разную степень выраженности и определяется через соотношение с успехом в деятельности.

    3.Научный подход к понятию «способности» отличается от вышеприведенных более узким значением. В науке способности классифицируются на:

    Ø  врожденные (от задатков),

    Ø  приобретенные

    (от знаний, умений, навыков).

    При этом способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционная особенность психической деятельности индивида.

    students-library.com

    Познавательные способности — это… Понятие, определение, уровни способностей и методы развития

    Познавательные способности – это фактор развития личности, переход от незнания к знанию. В любом возрасте человек узнает что-то новое. Он получает необходимые знания в разных областях и направлениях, принимая и перерабатывая информацию окружающего мира. В детском и взрослом возрасте познавательные способности можно и нужно развивать. Об этом пойдет речь далее.

    Общее определение

    Познавательные способности – это развитие интеллекта и процессов овладения знаниями. Они обнаруживают себя в процессе успешного решения различных задач и проблем. Такие способности имеют свойство развиваться, что определяет степень усвоения человеком новых знаний.

    Познавательная деятельность человека возможна в силу того, что он обладает способностью отражать для себя в сознании реальность. Познавательные способности – это следствие как биологической, так и социальной эволюции человека. Как в младшем, так и старшем возрасте они базируются на любознательности. Это своеобразная мотивация мышления.

    Умственные способности человека участвуют как в познавательной деятельности, так и в переработке информации, полученной нашим сознанием. Мышление – идеальный инструмент для этого. Познание и преобразование информации являются разными процессами, которые происходят на психическом уровне. Мышление осуществляет их взаимодействие.

    Познавательные способности – процессы, отражающие и переводящие материальный в идеальный план. Когда мысль проникает в суть объекта мышления, наступает понимание.

    Мотивацией к осуществлению познавательной деятельности является любознательность. Это тяга к получению новой информации. Любознательность – проявление познавательного интереса. С ее помощью происходит как спонтанное, так и упорядоченное познание мира. Не всегда подобная деятельность безопасна. Особенно это заметно в детском возрасте.

    Так, например, познавательные способности детей дошкольного возраста преимущественно спонтанны. Ребенок стремится к новым объектам и способам действия, которые впоследствии он реализует, желает попасть в новое пространство. Это порой приводит к проблемам и сложностям, может быть небезопасным. Поэтому взрослые начинают запрещать для ребенка этот вид деятельности. Родители могут противоречиво реагировать на любознательность ребенка. Это налагает отпечаток на поведение малыша.

    Некоторые дети будут стремиться исследовать даже опасный объект, а другие не сделают в его сторону и шагу. Родители должны удовлетворить тягу малыша к новым знаниям. Сделать это максимально безопасным, но наглядным способом. В противном случае познавательные способности либо снизятся из-за ограничивающего страха, либо перерастут в неконтролируемый процесс, когда ребенок без ведения родителей попытается сам получить интересующую информацию. В обоих случаях это негативно отразится на процессе познавания мира ребенком.

    Виды познания

    Познавательные способности изучали многие философы, педагоги прошлого и настоящего времени. В результате было выделено три типа развития подобных навыков:

    • Конкретно-чувственное познание.
    • Абстрактное (рациональное) мышление.
    • Интуиция.

    В ходе развития познавательно-творческих способностей происходит получение навыков конкретно-чувственного характера. Они присущи также и представителям животного мира. Но в ходе эволюции у человека развились специфические чувственно-сенситивные навыки. Органы чувств людей приспособлены для осуществления деятельности в макромире. По этой причине микро- и мегамиры недоступны при чувственном познании. Человек получил три формы отражения окружающей реальности посредством такого познания:

    • ощущения;
    • восприятия;
    • представления.

    Ощущения являются формой чувственного отражения отдельных свойств предметов, их составных частей или отдельно взятого. Под восприятием подразумевается получение информации о свойствах предмета. Как и ощущение, оно возникает в процессе взаимодействия с исследуемым объектом.

    Анализируя ощущения, можно выделить первичные и вторичные качества, которые воспринимаются человеком на чувственном уровне. Следствием внутренних взаимодействий являются предметные качества, а диспозиционные – это эффект внешних взаимодействий. Обе эти категории объективны.

    Ощущения и восприятие позволяет сформировать образ. Причем у каждого из этих подходов существуют определенные подходы к его созданию. Неизобразительный образ создает ощущение, а изобразительный – восприятие. Причем образ не всегда совпадает с первоначальным объектом исследования, но он всегда ему соответствует. Образ не может быть точным отражением предмета. Но он не является и знаком. Образ согласуется и соответствует объекту. Чувственный опыт по этой причине ограничен ситуативным и личным восприятием.

    Чтобы расширить границы, познание проходит стадию представления. Эта форма чувственного отражения позволяет комбинировать образы, а также их отдельные элементы. При этом осуществлять непосредственное действие с предметами не требуется.

    Познавательными способностями являются чувственные отражения реальности, которые позволяют создать наглядный образ. Это и есть представление, которое позволяет сохранить и при необходимости воспроизвести в сознании человека объект без непосредственного контакта с ним. Первым пунктом в становлении и развитии познавательных способностей является именно чувственное познание. С его помощью человек может овладеть представлением об объекте на практике.

    Рациональное познание

    Абстрактное мышление или рациональное познание возникает в процессе коммуникативной или трудовой деятельности людей.

    Социально-познавательные способности развиваются комплексно вместе с мышлением и языком. В этой категории существует три формы:

    • понятие;
    • суждение;
    • умозаключение.

    Понятие – это результат выделения некоего класса обобщенных предметов по определенной общности признаков. При этом суждение является формой мыслительного процесса, в ходе которого связываются понятия, а после утверждается или отрицается что-либо. Умозаключением является рассуждение, в процессе которого принимается новое суждение.

    Познавательные способности и познавательная деятельность в области абстрактного мышления имеет ряд отличий от чувственного восприятия:

    1. В предметах отражается их общая закономерность. В чувственном восприятии нет дифференциации в отдельных объектах единичных или общих признаков. Поэтому они сливаются в единый образ.
    2. В предметах выделяется существенное. При чувственном отражении такого разграничения нет, так как информация воспринимается в комплексе.
    3. Существует возможность сконструировать на основе прежних познаний сущность идеи, которая подлежит опредмечиванию.
    4. Познание действительности происходит опосредованно. Это может происходить при помощи сенситивного отражения или же путем умозаключений, рассуждений, с применением специальных приборов.

    Стоит отметить, что познавательные способности являются симбиозом рационального и чувственного восприятия. Их нельзя воспринимать как элиминированные этапы одного процесса, так как эти процессы пронизывают друг друга. Чувственно-сенситивное познание осуществляется посредством абстрактного мышления. И наоборот. Рациональное познание не может производиться без чувственного отражения.

    Абстрактное мышление применяет две категории оперирования своего содержания. Они выражены в виде суждений, понятий и умозаключений. Этими категориями являются понимание и объяснение. Вторая из них обеспечивает переход от общих к конкретным знаниям. Объяснения могут быть функциональными, структурными и причинными.

    Понимание соотносится со значением и смыслом, а также предполагает ряд следующих процедур:

    1. Интерпретация. Приписывание первоначальной информации смысла и значения.
    2. Реинтерпретация. Изменение или уточнение смысла и значения.
    3. Конвергенция. Объединение разрозненных данных.
    4. Дивергенция. Разъединение единого прежде смысла на отдельные подкатегории.
    5. Конверсия. Видоизменение в качественном направлении значения и смысла, радикальное их преображение.

    Чтобы информация перешла от объяснения к пониманию, происходит множество процедур. Подобные операции обеспечивают многократный процесс преобразования данных, что позволяет перейти от незнания к знанию.

    Интуиция

    Формирование познавательных способностей проходит еще один этап. Это получение интуитивной информации. Для этого человек руководствуется бессознательными, инстинктивными процессами. Интуиция не может относиться к чувственному восприятию, однако они могут быть связаны. Например, чувственно-сенситивной интуицией является утверждение, что прямые, проходящие параллельно, не пересекаются.

    Интеллектуальная интуиция позволяет проникать в суть вещей. Хотя сама идея этого процесса может иметь религиозно-мистическое происхождение, так как ранее она применялась для непосредственного познания божественного начала. В рационализме Нового времени эта категория признавалась высшей формой познания. Считалось, что она оперирует непосредственно предельными категориями, сущностью самих вещей.

    Среди основных познавательных способностей в постклассической философии именно интуиция стала рассматриваться как способ иррационального истолкования объектов и явлений. Она имела религиозную окраску.

    Современная наука не может пренебрегать этой категорией, так как факт существования интеллектуальной интуиции подтвержден опытом естественнонаучного творчества, например, в трудах Теслы, Энштейна, Боткина и т. д.

    Интеллектуальная интуиция имеет несколько особенностей. Истина постигается непосредственно на сущностном уровне исследуемых объектов, но задачи при этом могут решаться неожиданно, пути выбираются неосознанно, как и средства их решения. Интуиция является способностью постигать истину посредством ее прямого видения без обоснования и доказательств.

    Такая способность выработалась у человека благодаря необходимости принимать быстрые решения в условиях неполной информации. Поэтому такой результат можно расценивать как вероятностный ответ на существующие условия среды. В этом случае человек может приобрести как истинное, так и ошибочное утверждение.

    Интуицию формирует несколько факторов, которые являются следствием профессиональной основательной подготовки и глубокого знания проблемы. Складываются поисковые ситуации, появляются поисковые доминанты в результате непрерывных попыток решить проблему. Это своеобразная «подсказка», которую человек получает на пути познания истины.

    Категории интеллектуальной интуиции

    Рассматривая понятие познавательных способностей, стоит обратить внимание на такую их составляющую, как интеллектуальная интуиция. Она имеет несколько составляющих и может быть:

    1. Стандартизированной. Ее еще называют интуицией-редукцией. В ходе постижения определенного явления применяются вероятностные механизмы, которые устанавливают свои рамки к исследуемому процессу. Формируется определенная матрица. Например, это может быть постановка правильного диагноза по внешним проявлениям, без применения иных методов.
    2. Творческая (эвристическая). В результате подобной познавательной деятельности формируются кардинально новые образы, появляется знание, которого ранее еще не существовало. В этой категории выделяется два подвида интуиции. Она может быть эйдетической или концептуальной. В первом случае переход от понятия к чувственному образу происходит посредством интуиции скачкообразно. Концептуальная интуиция не обобщает переход к образам.

    Исходя из этого, выделяется новое понятие. Это творческая интуиция, которая представляет собой специфический познавательный процесс, являющийся взаимодействием чувственных образов и абстрактного мышления. Такой симбиоз ведет к образованию новых понятий и знаний, содержание которых не может быть выведено посредством простого синтеза старых восприятий. Также новые образы нельзя вывести посредством оперирования существующими логическими понятиями.

    Развитие познавательных способностей

    Познавательные способности – это умения, которые можно и нужно развивать. Этот процесс начинается в самом раннем возрасте. Основой всего процесса обучения является развитие познавательных способностей. Это активность ребенка, которую он проявляет в ходе овладевания новыми знаниями.

    Дошкольники отличаются любознательностью, что помогает им познавать устройство мира. Это является природной потребностью в ходе развития. Малыши не только стремятся получать новую информацию, но и углублять свои знания. Они ищут ответы на возникающие вопросы. Познавательную заинтересованность должны поощрять, развивать родители. От этого зависит, как малыш будет учиться дальше.

    Познавательные способности детей дошкольного возраста можно развивать разными способами. Наиболее эффективным является чтение книг. Истории, рассказанные в них, позволяют ребенку познавать окружающий мир, явления, с которыми ребенок не может ознакомиться в действительности. Важно выбирать книги, соответствующие возрасту малыша.

    Так, в 2-3 года малышу интересно слушать сказки, фантастические истории, рассказы о природе и животных. Когда ребенок еще немного подрастет, он будет идентифицировать себя с главным героем, поэтому можно читать истории о послушных детях, которые придерживаются правил гигиены, интересуются явлениями, происходящими вокруг.

    Познавательные способности ребенка дошкольного возраста можно развивать в форме подвижных, сюжетных игр. Так он будет строить отношения с окружающими, взаимодействовать, быть частью команды. Игра должна учить ребенка логике, анализу, сравнениям и т. д.

    С первого года жизни дети могут учиться складывать пирамидки, кубики, пазлы. Когда ребенку исполнится 2 года, он уже осваивает навыки взаимодействия с окружающими. Игра позволяет социализироваться, познавать партнерские отношения. Занятия должны быть подвижными, интересными. Играть нужно как со сверстниками, так и со старшими детьми, взрослыми.

    В 4-6 лет ребенок должен быть активным участником подвижных игр. Развиваясь физически малыш ставит перед собой цели, стремится их достигать. Досуг должен быть наполнен разными эмоциями и впечатлениями. Нужно чаще гулять на природе, посещать концерты, спектакли, цирковые выступления. Обязательно требуется заниматься творчеством. Это прививает любознательность и интерес к миру, который нас окружает. Это является залогом развития личности, учебных способностей.

    Младший школьный возраст

    Познавательные способности человека разных возрастов развиваются неодинаково. Это нужно учитывать, дабы стимулировать подобную деятельность. В младшем школьном возрасте развивается произвольность познавательных способностей. Благодаря знакомству с разными дисциплинами развивается кругозор малыша. В этом процессе не последнее место занимает любознательность, направленная на познание окружающего мира.

    Познавательные способности школьников разного возраста неодинаковы. До 2-го класса дети любят узнавать что-то новое о животных, растениях. К 4-му классу малыши начинают интересоваться историей, развитием человека, общественными явлениями. Но при этом нужно учитывать, что существуют индивидуальные особенности у каждого ребенка. Так, например, познавательные способности в начальной школе у одаренных детей устойчивы, а интересы широки. Это проявляется увлечением разными, порой вообще не связанными между собой объектами. Это может быть также длительная увлеченность каким-то одним предметом.

    Далеко не всегда врожденная любознательность перерастает в интерес к знаниям. А ведь именно это необходимо, дабы материал школьной программы усваивался ребенком. Позиция исследователя, занятая еще в дошкольном возрасте, помогает в начальных классах и в дальнейшем, облегчая процесс восприятия новых знаний. Формируется самостоятельность в процессе поиска информации, а также, что немаловажно, в принятии решений.

    Познавательные способности младших школьников проявляются в изучении окружающих вещей, стремлении к экспериментам. Ребенок учится выдвигать гипотезы, задавать вопросы. Чтобы заинтересовать школьника, процесс обучения должен быть интенсивным и увлекательным. Он должен испытывать радость от самостоятельного открытия.

    Познавательная самостоятельность

    В ходе развития познавательных способностей в учебной деятельности вырабатывается самостоятельность. Это психологическая основа, стимулирующая учебную деятельность, формирующая интерес к материалу школьной программы. Развивается самостоятельная познавательная деятельность с целью решения творческих задач. Только так знания не являются поверхностными, формальными. Если при этом применяются образцы, ребенок быстро теряет интерес к подобной деятельности.

    Однако в начальной школе еще велико количество подобных заданий. В ходе оценки познавательных способностей детей младшего школьного возраста в современной системе образования было установлено, что подобный подход учителей не может стимулировать сознательный интерес у детей. В результате нельзя добиться качественного усвоения материала. Школьники перегружены заданиями, но результативности от этого нет. Согласно проведенным исследованиям, продуктивное самостоятельное обучение позволяет поддерживать интерес школьников к учебе длительное время.

    Такой подход к обучению позволяет младшим школьникам добиваться поставленных целей. В результате полученные знания хорошо фиксируются, так как работу школьник выполнил самостоятельно. Для достижения поставленных целей школьник должен быть активным, чтобы реализовать собственный потенциал.

    Одним из методов стимулирования деятельности и интереса учащихся является применение исследовательского подхода. Это выводит учащегося на совершенно иной уровень. Он получает знания в ходе проведения самостоятельной работы. Это одна из актуальных проблем, которая возникает в современной школе. Ученики должны уметь активно принимать участие в поиске ответов, формировать активную жизненную позицию.

    Принципы развития самостоятельности

    Познавательные способности школьников младшего возраста формируются на основе развития самостоятельности подобной деятельности. Этот процесс эффективен только при условии выполнения определенных принципов, на основе которых должен быть построен процесс обучения:

    • Естественность. Проблема, которую решает школьник в ходе самостоятельного исследования, должна быть реальной, актуальной. Надуманность, искусственность не вызывают интереса как у детей, так и у взрослых.
    • Осознанность. Проблемы, задачи и цели, а также подход к исследованию должны быть отрефлексированы.
    • Самодеятельность. Школьник овладевает ходом проведения исследования только в том случае, если он проживает эту ситуацию, получает собственный опыт. Если много раз выслушать описание предмета, все равно можно не понять основных его качеств. Только увидев его своими глазами, можно сложить свое представление об объекте.
    • Наглядность. Этот принцип лучше всего реализуется в полевых условиях, когда ученик исследует мир не по информации в книжке, а в реальности. Тем более что в книжках некоторые факты могут быть искаженными.
    • Культуросообразность. В каждой культуре существует традиция миропонимания. Поэтому в ходе обучения ее нужно учитывать. Это та особенность взаимодействия, которая существует в определенной социальной общности.

    Познавательные способности младших школьников развиваются в том случае, если проблема имеет личностную ценность. Она должна соответствовать интересам и потребностям ученика. Поэтому в ходе постановки проблемы педагог должен учитывать индивидуальные и общевозрастные особенности детей.

    Стоит учесть, что в младшем школьном возрасте у детей неустойчивые процессы познания. Поэтому поставленные проблемы должны быть локальными, динамичными. Формы познавательной работы должны формироваться с учетом особенностей мышления детей этого возраста.

    Что должен уметь учитель?

    Развитие познавательных способностей человека во многом зависит от подхода его учителя к процессу организации этого процесса. Чтобы стимулировать интерес к исследовательской деятельности, учитель должен уметь следующее:

    • Создать среду, в которой ученик будет вынужден принимать самостоятельное решение в поливерсионной среде. Выполнить поставленную задачу школьник сможет на основе проведенной исследовательской работы.
    • Общение с учениками должно быть выстроено в форме диалога.
    • Провоцировать у школьников возникновение вопросов, а также желание искать ответы на них.
    • С учащимися педагог должен выстраивать доверительные отношения. Для этого прибегают к договору, взаимной ответственности.
    • Учитывать интересы и мотивации ребенка и свои собственные.
    • Давать право школьнику принимать важные для него решения.
    • Педагог должен развивать у себя открытое мышление. Нужно экспериментировать и импровизировать, искать решение проблемы вместе с учениками.

    fb.ru

    Определение способностей

    И сразу назовем одно имя, оно будет нам попадаться не один раз: Борис Михайлович Теплов.

    Имя будет попадаться не один раз, потому что Теплов… ну, знаете как – уже состоявшийся специалист – представитель, а может даже и создатель отечественной дифференциальной психологии… Его работы по способностям (хотя будет, и когда говорим о темпераменте)… работы выходят на рубеже 50-60-х годов. Теплов дает следующее определение способностей. Договоримся: сначала выделяем отдельные черты, свойства способностей…

    1. Первая черта или первое свойство. Дело в том, что способности,– говорит Теплов,– способности – это индивидуальные качества, которые могут изменяться… Которые могут изменяться и от человека к человеку, и у одного человека в разное время.

    И тогда, вы знаете, в одно слово, немножко осовременивая Теплова – он так не говорил. Первое свойство способностей мы назовем: переменное, индивидуальное качество, которое варьирует, изменяется, разное у разных людей.

    2. Затем – второе. Но не всякое качество,– говорит Теплов,– может быть названо способностью. Способностью мы назовем такое качество, которое связано с успешностью освоения или осуществления к.-л. деятельности. (Теплов в 50-х – начале 60-х гг. находится на рубеже двух эпох.)

    Этих двух свойств хватит основателям тестологии, чтобы диагностировать способности.

    Но Теплов пишет в начале 60-х… Хочет добавить что-то новое – то, что характеризует способности уже сегодня.

    3. Третье положение. Способности,– говорит Теплов,– не тождественны знаниям, умениям, навыкам.

    Смысл: знания, умения, навыки – результат развития способностей каждого из нас. Идея Теплова, вообще говоря, кристально ясна. Способность – это не результат. Способность нельзя зафиксировать… Помните… в прошлый раз мы говорили: факт и артефакт. Способность как перем[енную], которая влияет на успех, можно зафиксировать как факт, а способность, которая отлична от знаний, умений, навыков – это не само свойство, а готовность к овладению им.

    Способность, делаем вывод, – это способность к овладению знаниями и умениями, способность к овладению навыками. Что делает Теплов? [Он] хочет отличить результат от процесса его достижения.

    Нас интересует понятие способности. Маленький следующий фонарик –…


    Похожие статьи:

    poznayka.org

    Определение способностей человека — Развитие способностей человека — Психология способностей — Каталог статей


    Определение способностей человека

    Определение способностей:
    Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности
    в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным
    успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
    При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки,
    умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный
    человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными
    людьми.
    Высокие достижения способного человека являются результатом
    соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованиям
    деятельности.
    Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные
    требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система
    свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и
    на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет,
    то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
    Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству
    (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.).
    Она всегда синтез свойств человеческой личности.
    Таким образом, способность можно определить как синтез свойств
    человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и
    обеспечивающий высокие достижения в ней.
    Наблюдая школьников, учитель не без основания считает, что одни более
    способны к учению, другие менее способны. Бывает так, что ученик способен к
    математике, но плохо выражает свои мысли в устной и письменной речи или
    проявляет способности к языкам, к литературе, вообще к гуманитарным наукам,
    но ему трудно даются математика, физика, изучение техники.
    Способностями называются такие психические качества, благодаря
    которым человек сравнительно легко приобретает знания, умения и навыки и
    успешно занимается какой-либо деятельностью.
    Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, хотя проявляются и
    развиваются на их основе. Поэтому надо быть очень осторожными и тактичными
    в определении способностей учащихся, чтобы не принять слабое знание ребенка
    за отсутствие у него способностей. Подобные ошибки иногда совершались даже
    в отношении будущих крупных ученых, которые по каким-то причинам плохо
    учились в школе. По этой же причине неправомерны выводы о способностях
    только на основании некоторых свойств, которые доказывают не низкие
    способности, а недостаток знаний2.
    В отличие от характера и всех других свойств личности,
    способность — это качество личности, существующее только относительно той
    или иной, но обязательно определенной деятельности.
    Учебник психологии К.К. Платонова дает следующую формулировку понятию
    "способность":
    Способности — это совокупность таких свойств личности, которые
    определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования
    в ней3.
    А.В. Петровский же в своем учебнике по общей психологии дал такое
    определение "способности":
    Способности — это такие психологические особенности человека, от
    которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые
    сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
    По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека
    выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в
    почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может
    вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и
    влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности
    человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. А
    будут или не будут приобретены эти знания и умения, превратится ли
    возможность в действительность, зависит от множества условий. В число
    условий входит, например, следующие: будут ли окружающие люди (в семье,
    школе, трудовом коллективе) заинтересованы в том, чтобы человек овладел
    этими знаниями и умениями; как его будут обучать, как будет организована
    трудовая деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся и
    закрепятся, и т. д.
    Способности — это возможность, а необходимый уровень мастерства в том
    или ином деле — это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные
    способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет
    музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное
    обучение, настойчивость, проявленная педагогом и ребенком, хорошее
    состояние здоровья, наличие музыкального инструмента, нот и многих других
    условий, без которых способности могут заглохнуть, так и не развившись.
    Психология, отрицая тождество способностей и существенно важных
    компонентов деятельности — знаний, навыков и умений, подчеркивает их
    единство. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только
    в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих
    способностей. Нельзя говорить о способностях человека к рисунку, если его
    не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков,
    необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе
    специального обучения рисунку и живописи может выясниться, есть ли у
    обучающегося способности. Это обнаружится в том, насколько быстро и легко
    он усваивает приемы работы, цветовые отношения, учится видеть прекрасное в
    окружающем мире.
    Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как
    таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих
    равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс
    овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
    И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право
    говорить о способностях.
    Итак, способности — это индивидуально-психологические
    особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления
    данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения
    необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная
    совокупность качеств личности отвечает
    требованиям деятельности, которой овладевает человек на протяжении времени,
    педагогически обоснованно отведенною на её освоение, то это даёт основание
    заключать о наличии у него способностей к данной деятельности. И если
    другой человек при прочих равных условиях не справляется с требованиями,
    которые предъявляет ему деятельность, то это дает основание предполагать у
    него отсутствие соответствующих психологических качеств, другими словами,
    отсутствие способностей.

    psychology.filolingvia.com

    Двигательные способности — определение, характеристика и классификация

    Сила, скорость, выносливость, гибкость — как это все можно назвать одним словом? Ответ прост: двигательные способности человека. Какие-то из них — врожденный потенциал, какие-то нуждаются в системном и целенаправленном развитии. Мы разберем двигательные способности по видам, представим их характеристику. Затронем также и внутреннюю их классификацию.

    Определение понятия

    Двигательные (физические) способности — это сочетание психофизических и морфологических человеческих свойств, которые будут отвечать требованиям какой-либо мышечной активности, обеспечивать эффективность ее воплощения в жизнь.

    Надо сказать, что у разных людей — индивидуальные физические способности с рождения. Их последующее развитие или отсутствие оного еще больше увеличивает разницу между нами. Кроме того, кто-то может сконцентрироваться на совершенствовании себя в силовых способностях, кто-то — в плане выносливости, кому-то хочется быть гибким. Все это делает различия более существенными.

    Отдельные двигательные физические способности — это и те качества, которыми мы можем охарактеризовать того или иного человека. Выносливый, быстрый, сильный, гибкий, ловкий и проч.

    С нашим понятием честно связано другое — физические качества человека. Это врожденные анатомические, физиологические, психологические качества каждого из нас. Они напрямую влияют на развитие двигательных способностей человека. Кроме того, совершенствование последних зависит от следующего:

    • характера, силы воли;
    • жизненных целей;
    • окружающей среды, круга общения;
    • легкости освоения новых умений и навыков;
    • переносимости нагрузок и проч.

    Виды способностей

    Какие двигательные способности человека существуют? Основные — это следующие:

    • Силовые.
    • Координационные.
    • Скоростные.
    • Гибкость.
    • Выносливость.

    Давайте разберем каждую из представленных категорий детально.

    Способности силовые

    Что это за двигательные способности человека? Их комплекс основывается на понятии «сила мышц». Так называется усилие, которое требуется человеку для совершения какого-либо движения, перемещения своего тела или же сохранения его положения в пространстве.

    Мышечная сила в плане физических человеческих возможностей — способность преодолевать внешнее противодействие, препятствовать ему за счет собственных напряжений мускулатуры. Зависит она от следующего:

    • Мышечная масса.
    • Качество мышечной координации.
    • Сократительные свойства мускулатуры — соотношения красных и белых волокон ткани.
    • Центрально-нервные факторы.
    • Психологически-личностные предпосылки.

    Как мышцы могут, собственно, демонстрировать свои силовые способности? Тут несколько вариантов:

    • Увеличение собственной длины.
    • Уменьшение собственной длины.
    • Без изменения собственной длины.
    • С изменением и длины, и мышечного напряжения.

    Динамическая работа мышц — два первых случая, статическая работа — третий, статодинамическая — последний пример.

    Разновидности силовых способностей

    На основе всего сказанного данные двигательные способности человека разделяются на дополнительные категории:

    • Скоростно-силовые. Быстрые движения уступающей или преодолевающей формы, быстрое переключение от преодолевающей к уступающей работе, и наоборот. То есть действия, где наравне со скоростью важна и быстрота движения. Одной из разновидностей данных способностей будет «взрывная сила» — проявление больших величин силы в минимальное время.
    • Собственно-силовые. Внутри будет две разновидности. Первая — удержание в течение определенного периода предельных отягощений с максимальным напряжением мускулатуры. Вторая — перемещение объектов с большим весом.

    Понятие «сила человека» также разделяется на две группы:

    • Абсолютная — максимальная сила, что будет проявлена человеком в каком-либо движении вне зависимости от веса его тела.
    • Относительная — величина силы, которая будет приходиться на 1 кг массы.

    Скоростные способности

    Скоростные двигательные способности — совокупность функциональных свойств, обеспечивающих выполнение физических действий за минимальное для текущих условий время.

    Данные способности проявляются в двух формах — элементарной и комплексной.

    К элементарным относится следующее:

    • Быстрая реакция человека на сигнал.
    • Выполнение локальных одиночных движений с максимальной для индивида быстротой.
    • Резкость — способность к быстрому началу какого-либо действия.
    • Способность выполнять определенные движения в максимально скоростном темпе.

    Данные элементарные виды чаще всего сочетаются с иными двигательными способностями. Их сочетание (комплекс, иными словами) будет образовывать собой следующую группу. В комплексную категорию входит:

    • Скоростные стартовые способности. Это умение быстро набирать скорость на старте действия до максимальной индивидуально возможной.
    • Дистанционные скоростные способности. Выход на максимальный уровень дистанционной скорости.
    • Быстрое переключение с одного движения, действия на качественно другое.

    Скоростные способности: основные факторы влияния

    Как на формирование двигательных способностей, так и на их проявление, развитие в данном случае будет влиять следующее:

    • Подвижность нервных процессов. Что это значит? Быстрота перехода нервных процессов из состояния покоя в состояние возбуждения и обратно.
    • Соотношение волокон мышечной ткани, их эластичности, растяжимости.
    • Эффективность координации — межмышечной и внутримышечной.
    • Развитие волевых качеств, силы, координации, гибкости.
    • Уровень совершенства техники движений.

    Что такое координация?

    Самое общее определение — превращение действий своих органов в управляемую систему. На этом пути человек сталкивается со множеством трудностей — распределением собственного внимания между движениями суставов, частей тела, необходимостью их (движений) согласования, преодолением большого количества степеней свободы, присущих телу, упругой податливостью мускулатуры.

    Для двигательной активности необходимо три типа координации:

    • Нервная. Согласование нервных процессов, которые через мышечное напряжение способны управлять движениями.
    • Мышечная. Согласование работы мышц, передающих от нервной системы и других адресантов команды управления на части тела.
    • Двигательная. Согласование сочетаний движений частей тела во времени и пространстве, что должно соответствовать выполняемой двигательной задаче.

    Важно и понятие «координированность». Так называется гармоничное сочетание выполняемых движений и поставленной задачи, условий деятельности и состояния организма.

    Координационные способности

    Что же тогда будет считаться двигательно-координационными способностями? Это комплекс свойств индивида, который проявляется при решении различной координационной сложности двигательных задач. Они отвечают за успешность ее выполнения. Основа двигательной способности здесь — понимание поставленной задачи, быстрый поиск путей ее воплощения.

    Какими конкретными видами они представлены? Прежде всего, выделяется следующее:

    • Дифференцирование различных параметров действия — силовых, временных, пространственных и проч.
    • Ориентация в пространстве.
    • Равновесие.
    • Соединение и перестраивание движений.
    • Быстрое приспособление к изменяющейся ситуации, необычно поставленной задаче.
    • Выполнение заданий в определенно заданном ритме.
    • Управление продолжительностью своей двигательной реакции.
    • Предвосхищение разнообразных признаков движений, условий их выполнения, изменения окружающей обстановки и проч.
    • Рациональное расслабление мускулатуры.

    Отметим, что в жизни данные способности проявляются более не в чистом виде, а в различных сочетаниях друг с другом.

    Что такое ловкость?

    Ловкость выступает объединяющей составляющей всех перечисленных координационных способностей. Она необходима для выполнения двигательных задач в необычных, быстро и неожиданно изменяющихся условиях, при осложнении обстановки. Ловкость позволяет быстро выйти из трудной ситуации, проявить приспосабливаемость, маневренность, перенаправленность действий. Это готовность индивида к непредсказуемым и внезапным, не зависящим от него воздействиям.

    Ловкость не является сугубо физическим качеством. Большая роль в совершенствовании двигательной способности за центральной нервной системой. Многие ученые причиной ловкости называют мудрость. В данном случае это определенный опыт поведения в самых различных ситуациях.

    Ловкость — психофизическое качество, которое невозможно измерить количественно. Важно отметить и ее неповторимость — у каждого человека сфера развития данной способности будет индивидуальной.

    Выносливость

    Простое и емкое определение — способность противостоять во время выполнения мышечной задачи естественному физическому утомлению.

    Главных критериев тут два:

    • Время, в течение которого осуществляется заданная мышечная работа.
    • Постоянство верного выполнения заданных действий.

    Как двигательная способность, выносливость разделяется на два вида:

    • Общая. Способность выполнять длительное время работу умеренной интенсивности. Считается, что на данную выносливость более всего влияет настоящая окружающая среда.
    • Специальная. Это уже вид выносливости, соотносящийся с задачей, которую выполняет человек, — скоростной, координационной, силовой. Зависит от комплекса факторов — потенциала мышечно-нервного аппарата, рациональной техники владения собственным телом, быстроты растраты мышечной энергии и проч.

    Общая выносливость служит предпосылкой специальной. Однако различные виды этой способности ничтожно зависимы друг от друга. Так, человек с хорошо развитой силовой выносливостью не всегда показывает отличные результаты по выносливости координационной.

    Гибкость

    Гибкостью называются определенные свойства морфологического аппарата, что обуславливают подвижность определенных частей человеческого тела относительно друг друга, отвечают за способность выполнять движения с большой амплитудой.

    Внутри себя способность делится на две категории:

    • Активная. Способность достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мускулатурных групп, проходящих через определенный сустав.
    • Пассивная. Наибольшая амплитуда движений, которая достигается за счет приложения внешних сил к движущейся части тела — снаряда, отягощения, усилий спортпартнера и проч.

    Гибкость также может быть общей (подвижностью всех суставов тела) и специальной (предельной подвижностью конкретных суставов, соответствующих требованиям к определенной деятельности).

    Вот мы разобрали все виды двигательных способностей человека. Как вы видите, они не независимы, а тесно переплетены между собой.

    fb.ru