Определение религия 4 класс – Методическая разработка (4 класс) по теме: Конспект урока по основам православной культуры «Культура и религия» 4 класс | скачать бесплатно

Основные мировые религии: краткая характеристика для детей

Здравствуйте, дорогие школьники!

Сегодня у нас с вами довольно сложная тема. В начальной школе ее изучают в рамках курса «Основы религиозной культуры и светской этики» и, вполне возможно, что учитель попросит вас подготовить доклад или сообщение для класса по теме «Основные мировые религии».

Предлагаю сегодня рассмотреть их подробнее и дать им краткую характеристику, чтобы иметь небольшое представление, чем дышит верующий народ. Постараюсь писать простыми словами, чтобы всем все было понятно. Ну а если все равно будет не понятно, то вы всегда можете задать вопрос в комментариях.

Что есть религия?

Если почитать про обыденную жизнь древних племён, которые существовали тысячелетия назад, то легко можно найти признаки того, что люди верили в божества.

Было их много, и каждый святой отвечал за свою сферу.

  • К одним богам обращались, чтобы пошёл дождь.
  • К другим – чтобы помог в борьбе с врагами.
  • Третьих просили о помощи в беде и болезни.

Так зарождалась религия – вера в сверхъестественного помощника, называемого Богом, и возможность обращаться к нему посредством молитв.

Время шло, верования людей менялись, зрели и объединялись в группы. Сегодня существует много религиозных движений, сторонниками которых могут быть сотни, а могут быть и миллиарды человек.

Каждое религиозное верование включает в себя:

  • нормы морали и этики;
  • правила поведения;
  • набор ритуалов и обрядов, при помощи которых обращаются к святыням, прося помощи в делах насущных.

На сегодняшний день в мире есть три основные религии. Все остальные верования – лишь ответвления от них с небольшими своими тонкостями. Самые важные жизненные постулаты сохраняются в любой религии.

Самая древняя религия — буддизм

Возникло буддистское религиозное течение в 6 веке до нашей эры в Индии.

История возникновение буддизма связывает с именем Сиддхартха Гаутамы.

Согласно древней легенде он в свои 29 лет ушёл из своего роскошного дома, когда увидел «правду жизни»:

  • старость в виде попавшегося на глаза дряхлого старика;
  • болезнь через повстречавшегося тяжело больного;
  • смерть из столкновения с похоронной процессией.

В поисках истины он размышлял и медитировал, осознавая неизбежность мириться с обязательными в жизни моментами. В результате он нашёл смысл существования всего, что нас окружает, и как говорят буддисты, стал просветлённым, поэтому был назван Буддой.

Найденной в глубине своего сознания истиной о судьбе человека, Будда стал делиться с окружающими – так возникла священная книга Типитака.

В ней перечислены все основные религиозные идеи буддизма:

  • страдания в жизни неизбежны; чтобы от них избавиться, нужно отречься от земных желаний, стремясь достичь нирваны – высшего состояния души;
  • человек сам определяет свою дальнейшую судьбу своими поступками, перерождаясь в другой жизни в новое живое существо, кем вы будете потом – зависит от того, как вы ведёте себя в этой жизни;
  • правильное поведение – это доброта и способность сострадать другим;
  • правильный жизненный путь – это честность;
  • правильная речь – это отсутствие лжи;
  • правильное действие – не вредить ничему живому, не воровать и не иметь вредных привычек;
  • правильное обучение – осознание, что всего можно добиться, если приложить усилия.

Сегодня буддизм поддерживают в разных странах более 500 миллионов человек.

Буддисты Азии, Дальнего Востока, Лаоса, Тайланда, Шри-Ланки и Камбоджи всё своё свободное время посвящают медитации в монастырях, пытаясь достичь этого самого высшего состояния и освободиться от жизненных оков.

Буддистская штаб-квартира располагается в Бангкоке. Представители этой религии в качестве святынь выбирают божественные статуи, к которым возлагают цветы.

Учёные-культурологи считают, что, не поняв буддизма, нельзя понять и великую культуру восточных народов Индии, Китая, Тибета и Монголии. Присутствует буддизм и в России, вы можете пообщаться с его поклонниками в Калмыкии или Бурятии.

Это интересно! Название буддистских канонов «Типитака» значит «тройная корзина», что обычно трактуют как «три корзины закона». Учёные полагают, что возможно священные тексты правил, написанные в древности на листьях пальм, хранились в плетёных корзинах.

Христианская религия

Родиной христианства является Палестина- бывший восток Римской империи.

Появившееся в 1 веке религиозное движение обращалось ко всем униженным, которые искали справедливости, с предложением обратиться за помощью к Богу в надежде избавиться от всего плохого. Возникновение христианской религии связывают с проповедями Иисуса Христа, рождение которого было предсказано деве Марии.

Когда ему исполнилось 30 лет, посланник Бога вышел в люди, чтобы проповедовать святое слово, донося до народа идеи трудолюбия, мира и братства, осуждая богатство и превознося духовное над материальным. Еврейское имя Иисуса – Иешуа, переводится оно как «спаситель», которому суждено было пострадать за грехи всех христиан.

Основа христианской религии – вера в ангелов и демонов, загробную жизнь, страшный суд и конец Света.

Святая книга христианской религии – Библия, в которой записаны все основные десять правил — заповедей, соблюдение их для каждого верующего христианина – цель в жизни.

Самая главная из них – любить Бога как самого себя. Есть здесь и правила не воровать и не лгать, трудиться и почитать родителей.

В 1054 году христианская церковь раскололась на православных (восток) и католиков (запад), а  позже, в 16 веке, появились протестанты.

Больше всего православных проживает в России, Белоруссии, Греции, Молдавии, есть они среди канадцев и американцев. Католицизм распространён в Португалии, Франции, Испании, Италии, Германии.

Сегодня в христианской религии около 2 миллиардов верующих.

Это самая крупная религия в мире по количеству последователей и по географии – в каждой стране есть, пусть даже маленькая, христианская община.

Все христиане, и православные, и католики, посещают церковные храмы, проходят процедуру крещения и искупляют свои грехи через молитвы и соблюдение постов.

Самая молодая религия — ислам

Самая молодая по возрасту мировая религия появилась у арабов Аравийского полуострова в 7 веке и переводится как «покорность».

Но молодая — не значит, что в ней мало верующих – сегодня среди последователей ислама около 1,5 миллиарда человек из почти 120 стран мира. Идеи ислама принёс в народ родившийся в Мекке Муххамед, заявивший, что он – избранник Аллаха (бога исламистов) для проведения его проповедей в жизнь.

Священное писание мусульман – так называют тех, кто избрал своей религией ислам – Коран, куда и вошли все проповеди Мухаммеда.

Исламская святыня – мечеть, куда верующие приходят для того чтобы помолиться 5 раз в день. Многие исследователи считают, что молодой ислам всю основу взял из христианской Библии, добавив арабских традиций: здесь тоже есть страшный Божий суд и демоны, рай и сатана.

По мусульманскому Корану человек живёт, чтобы пройти все жизненные испытания, служа Аллаху и готовясь к загробной жизни. Самыми тяжкими грехами в исламе считаются азартные игры и пьянство, а также ростовщичество (это когда дают в долг и требуют вернуть его в большем размере, начисляя проценты).

А ещё истинные мусульмане ни в коем случае не едят свинину. Особо внимательно мусульмане относятся к соблюдению постов в месяц Рамадан, когда не разрешается в светлое время даже крошки еды.

Есть у ислама религиозный закон, называемый Шариатом, суд которого иногда никак не укладывается в условия современности – за тяжкие грехи и нарушение Корана мусульмане забивают камнями до смерти, за мелкие проступки колотят палками. Такие наказания ещё сохранились в некоторых районах исламских государств.

Что объединяет три мировые религии

Как бы ни были названы три религии, характеристику которым мы дали сегодня, чем бы они не отличались в обрядах, святынях и вере, все они, вместе взятые, устанавливают человеческие нормы морали и правила поведения, запрещая причинять боль и вред всему живому, прибегать к обману, вести себя неуважительно по отношению к окружающим.

Любая из мировых религий учит терпимости, призывает быть милосердными и относиться к людям с добром.

Делясь добром, никто не станет нищим,

Сторицей возвратится всё назад.

Кто делает наш мир светлей и чище,

Тот станет сам от доброты богат.

 

На сегодня всё. Прощаюсь с вами с пожеланиями быть добрее друг к другу.

Успехов в учебе!

Евгения Климкович.

shkolala.ru

Урок ОРКСЭ в 4 классе на тему » Что такое культура. Культура и религия»

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя школа N400 имени Александра Невского Колпинского района СанктПетербурга

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

«Что такое культура.

Культура, религия и мораль».

Выполнила учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

ГБОУСОШ №400 имени

Александра Невского

Макарова Юлия Аркадьевна

Санкт-Петербург 2016

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОРКСЭ.

Задачи:

— личностные: – бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-метапредметные: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-Овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные:знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  1. Орг. момент

  2. Мотивация учебной деятельности.
    Постановка темы урока цели и задач урока, планирование работы

— Наш урок, ребята, мы начнем несколько необычно для вас. У вас на столах карточки с понятиями, на которые вы должны дать определение. Как вы понимаете, как объясните своими словами:

Культура

Культура духовная

Культура материальная

Нормы

Поведение

[ребята письменно дают определение понятиям, ответы запаковываются в конверт и сохраняются до конца урока]

— А теперь наша задача определить тему и цели нашего урока, а для этого посмотрите инсценировку рассказа Л.Н.Толстого “Лгун”.

[Заранее подготовленные учащиеся исполняют чтение по ролям или это может быть монолог одного ученика]

-Какому качеству человека посвящен рассказ? Чем такое качество опасно для самого человека? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

III Работа в группах.

Сейчас мы с вами поработаем в группах, но членов группы вы выберете себе сами. Групп будет две. Я называю руководителя первой группы [учитель называет имя ученика], этот ученик назначает руководителя второй группы. Затем руководитель первой группы берет в команду ученика и комментирует, почему он выбрал именно его. Так же поступает и руководитель второй группы и так далее пока не получится две группы.

Группы определены и теперь получают задание. У вас на столах карточки с пословицами и поговорками. Подумайте, согласны ли вы с этими изречениями.

Кто всем угождает, тот никому не угодит.

Кто завидует, тот страдает.

Кто ищет, тот находит.

Кто много болтает, тот беду накликает.

Кто на чужое зарится, тот своего лишается.

Кто не слушает советов, тому нечем помочь.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Кто спрашивает, тот учится.

Кто сразу за все берется, тот мало чего добьется.

Кто терпелив, тот удачлив.

Выберите одну из пословиц, с которой вы согласились не задумываясь и прокомментируйте ее.

IV Работа по теме урока.

Материал для учителя.

[сопровождается презинтацией]

Что такое культура? Слово культура происходит от латинского глагола “возделывать” и обозначает все, что создано человечеством на протяжении его многотысячелетней истории. Древнейшим предметом культуры стол обработанный первобытным человеком осколок кремния, превратившийся в первое орудие труда. Человек создавал новые орудия труда и осваивал новые виды деятельности. Овладение огнем позволило ему не только обогреваться, но и по-другому охотиться и готовить пищу. Он смог обжигать глину, обрабатывать металлы, одомашнил животных, а позже научился и первым приемам земледелия. Первоначальная потребность в усовершенствованиях ради выживания постепенно стала сочетаться со стремлением к комфорту, а бытовые предметы приобрели декоративные элементы. Развитие материальной культуры, т.е. совокупности вещей и способов их создания, шло все быстрее, а сами вещи становились все более сложными. Этому способствовало то, что шло развитие духовной культуры человека. Возникновение новых технологий не было бы возможно без наблюдения и исследования природы, без накопления опыта и передачи его следующим поколениям. Так возникла наука. Из поколения в поколение передавались также правила поведения, формировались и закреплялись нормы отношений между людьми в зависимости от возраста, пола, а позже – экономического и общественного положения. Так формировались мораль и право. Появилось искусство. Человек выражал свои переживания сначала в форме жеста, ритма, танца, рисунка, скульптуры, а позже – в музыке и поэзии. Восхищение красотой, совершенством природы и страх перед ней, любовь и ненависть, страдание и радость – все это воплощалось в его творчестве. Из уст в уста передавались рассказы о событиях прошлого. Когда человек создал письменность, устные тексты, сохраняемые в памяти людей, стали записывать. Что такое религия? Религия – это часть культуры, включающая памятники материальной культуры и многовековой опыт духовной культуры человечества. Религия определяет мировоззрение, поведение и образ жизни человека. В ее основе лежит представление о существовании особой сверхъестественной [ то есть сверхприродной, от слова “естество” – природа] силы. Оно возникло в первобытную эпоху и постепенно превратилось в представления о духах, а позже о богах. Религия оказала и продолжает оказывать влияние практически на все другие виды человеческой деятельности. Известны сотни религий, одни из них связаны с великими цивилизациями, другие – с культурами небольших племен. Приверженцы одних религий почитают множество богов, приверженцы других – Единого Бога. Одни религии исчезли вместе с ушедшими в небытие цивилизациями [например, Древнего Египта], другие возникли сравнительно недавно. Мир религий многолик и разнообразен, как многолико и разнообразно само человечество. Религии подразделяют на племенные, или ранние; национальные, связанные с культурой одного народа; мировые, приверженцами которых являются представители разных народов мира. К национальным религиям относятся, например, индуизм – религию индийцев, синтоизм – религию японцев, иудаизм – религию евреев. Мировые религии три буддизм, христианство, ислам.

Для любознательных

Известны два объяснения происхождения слова “религия”, возникшее еще в глубокой древности. Первое объяснение принадлежит римскому философу и оратору Цицерону. Он считал, что это слово происходит от латинских глаголов “перечитывать”, “размышлять” что указывает на зависимость религии от человеческого сознания. Второе объяснение дал христианский богослов Лактанций. Он считал, что слово “религия” происходит от латинского глагола “связывать”, чем подчеркивается связь человека с Богом.

V Рефлексия. Анализ и оценка итогов урока

— Какие из нижеперечисленных объектов вы отнесете к материальной культуре, а какие – к духовной? Почему?

Книга, здание, песня, ложка, стихотворение, ботинки

Материальная культура:

Духовная культура:

Д/З – Посмотрите в словаре, что такое “двуличие”. Напиши, чем опасно это качество души для человека. Приведите пример этого качества из произведений авторов.

— Оцените урок и свою работу на уроке.

Литература и источники:

  1. М.М. Шахнович Т.В. Чумакова «Основы мировых религиозных культур» 4 класс учебник для общеобразовательных организаций. Москва «Просвещение» 2013

  2. О.С. Клишина Е.Ф.Теплова «Основы светской этики» рабочая тетрадь 4 класс Москва ГАОУ ВПО МИОО – Этносфера 2014

  3. http://shkolnie.ru/kultura/8992/index.html

http://ipk.kuz-edu.ru/index.php?catid=221:—13-1&id=2830:2013-11-04-15-06-39&option=com_content&view=article

infourok.ru

«Культура и религия» (2-й урок)

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Тема: Культура и религия (2- й урок по данной теме)

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: словесный, наглядный с применением презентации, проблемный, частично – поисковый, практический.

Формы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Технологии: информационно-коммуникационная, уровневой дифференциации, парной и групповой деятельности.

Средства обучения и оборудование: толковый словарь, учебник, рабочие тетради на печатной основе, мультимедийное оборудование, презентация, на отдельных листочках задание для работы в парах.

Основные термины и понятия: культура, религия, материальная и духовная культура.

Цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, для проявления познавательной активности, развития индивидуальных особенностей обучающихся.

Задачи:познакомить с понятием «культура», её основными формами, рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей; — воспитание нравственных качеств, толерантности, культуры речи, доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия», эстетическое воспитание. Предметные результаты:— формирование первоначальных представлений о культуре и религии; — определение сущности материальной и духовной культуры; — формирование представлений о влиянии религии на культуру.

Обеспечить условия для формирования личностных УУД: способность к самооценке своих действий, поступков, желание приобретать новые знания, формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание уважения к истории и культуре всех народов. Обеспечить условия для формирования регулятивных УУД: — самостоятельно ставить цели урока, планировать работу, учитывая выделенные учителем ориентиры, корректировать свою деятельность, определять успешность своей деятельности. Обеспечить условия для формирования познавательных УУД: — самостоятельно извлекать нужную информацию по теме, умение пользоваться полученными знаниями, умение анализировать, делать выводы; Обеспечить условия для формирования коммуникативных УУД: — умение слушать и вступать в диалог, высказывать своё мнение, приходить к общему решению при работе в паре, группе.

Ход урока

1.Орг. момент. Мотивация на работу.

— Добрый день и солнцу, и птицам. Добрый день улыбчивым лицам! Сядете ровно, спинки выпрямите, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Начинаем урок с хорошим настроением.

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Допишите нужный ответ. (Задание на карточках у каждого ученика)

— Это слово произошло от латинского слова, которое означает «связывать», «соединять». (Религия). — Некоторые религии древности сохранились до наших дней – это христианство, ислам, буддизм и иудаизм. Их называют …. (традиционными верованиями). — Как называются религии, верующие которых принадлежат к одному народу? (Национальные).

Самопроверка (сверяют с ответами на Слайде №1, если все ответы совпали, то ставят букву М – молодец!).

Работа в тетради (Урок 3 задание для работы в классе №1)- разгадайте кроссворд.

Взаимопроверка Слайд №2 (ответы на слайде)

3.Сообщение темы и постановка целей урока.

а) На доске карточки со словами: культура, религия.

— О каком понятии не говорили на предыдущем уроке? (О культуре).

— Тема урока будет связана со словами на доске. Догадались? Слайд №3

Тема: Культура и религия.

б) Постановка целей (на доске начало фраз)

— Чему будете учиться, поставьте цель?

  1. Познакомлюсь… (с новой информацией)

  2. Узнаю… (что такое культура, как связаны культура и религия)

  3. Буду учиться … (самостоятельно находить нужную информацию, анализировать полученную информацию, обсуждать, обмениваться мнениями, высказывать своё мнение, подводить итоги).

4. Работа по теме урока (изучение нового).

А) Планирование: знакомство с новыми понятиями,

знакомство с информацией в учебнике,

работа с заданиями учебника, тетради, учителя.

Б) Знакомство с понятиями:

— На партах у вас лежит листочек. Работа в группах.

— Предлагаю обсудить в группах понятия следующих слов (ребятам 1группы – «культура», 2 группы – «культура поведения», 3группы – «культурное наследие» ).

Каждая группа высказывает своё мнение.

Поиск информации по словам «культура», культура поведения», «культурное наследие» в толковом словаре (задание трём ученикам).

Вывод: культурный человек не просто много знает и умеет себя вести, он владеет культурным наследием не только своего народа, но и мировым культурным наследием. — Почему так говорят: общество, которое не знает, своей культуры — не имеет будущего?

В) Откройте учебники на с. 8, познакомимся с информацией, что такое культура, что такое материальная и духовная культура? (Самостоятельное чтение материала учебника).

— Что вам было знакомо, а что нового узнали для себя из текста?

— Выпишите из учебника на с.8 примеры материальной и духовной культуры.

Физминутка

Д) Выявление, как культура и религия связаны между собой. Влияние религии на культуру.

* На слайде №4 таблица и слова (вежливость, картины, кино, церковь, Пасха, крест, сдержать слово, уступить, священник, аккуратность, рождество, спасибо), на партах у детей аналогичная таблица и слова.

— Распределите слова в таблицу. Работа в группах.

Поверка на слайде №5.

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

Рождество

* — Выскажите своё мнение о влиянии религии на культуру. (Высказывают своё мнение).

— Совпадает ли ваше мнение с авторами учебника мы узнаем из текста на с.8-9.

— К какому из видов культуры относится религия? (К духовной).

Религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей. Когда люди занимались строительством храмов, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с почитанием к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

* Слайд №6,7,8 –рассматривание фотографий зданий, храмов.

Для существования религии необходима связь материальной и духовной культуры, многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией.

Туристы до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии, Древней Греции. Не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм в Израиле, но известен по описаниям. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии. В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней. На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман. Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах. В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных на религиозные темы и сюжеты.

— Как связаны между собой религия и культура? (Ответы детей).

5. Итог: Слайд № 9

— На уроке мы узнали, что культура – это…

— Культура бывает …. и … .

— Каково влияние религии на культуру?

Вывод: религия – форма духовной культуры, в которой находят своё выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

— Достигли вы целей, которые ставили в начале урока? (Обратиться к целям на доске)

— Предлагаю вам закончить предложения.

6. Рефлексия. Слайд №10

— Я работал (а)…

— Было интересно …

— Я понял (а)….

— Мне захотелось…

7. Оценивание (дети оценивают свою работу по шкале баллах от 1 до 7).

8. Слайд №11 Домашнее задание: на выбор (подготовьте рассказ о памятниках материальной культуры нашего села, района, края или в тетради Урок №3 задание для работы в классе №2, для работы дома №, №2).

9. Слайд №12 Спасибо за работу на уроке.

infourok.ru

Что такое религия и какова ее роль

Все люди слышали слово «религия», многие принадлежат к той или иной религиозной конфессии. Однако мало кто знает и может объяснить, что такое религия.

Этот термин очень тесно связан с такими понятиями, как «вера» и «Бог». Исходя из этого, можно дать определение тому, что такое религия. Это такая форма сознания и совокупности духовных представлений и эмоциональных переживаний, которая основывается на вере в некоторые сверхъестественные существа и силы (духов, богов, ангелов, демонов, бесов и прочие), которые и являются объектами и предметами культа и поклонения. Обобщив, можно сказать, что такое религия простыми словами. Этот термин означает почитание определенных богов.

Однако для полноценного раскрытия этого сложного вопроса (о том, что такое религия) нужно обратиться к истории и понять роль религии в обществе и развитии человеческой цивилизации.

Еще на заре развития человечества люди не могли объяснить, как происходят те или иные природные процессы. Поэтому они предпочитали считать наводнение, засуху, гром, молнию, восход и закат действиями определенных злых или добрых богов и сверхъестественных существ. Со временем появились и специально обученные люди – шаманы, жрецы, друиды, браманы, которые умели общаться с проявлениями потустороннего мира, богами и духами. Основной их задачей было предсказание неурожайных или же урожайных лет, войн, стихийных бедствий, а также задабривание тех или иных сверхъестественных существ. Каждое явление имело своего бога. Покровители были у войны, грома, солнца и так далее. Верования в многочисленность богов носят такие названия, как политеизм или язычество.

Постепенно, с развитием цивилизации и общества, начала отпадать необходимость в огромном количестве сверхъестественных сил. У людей появилась идея о единстве. Такая вера в единого бога носит название монотеизм. В истории религии считается, что первыми в этом вопросе были иудеи, которые верили в единого бога Яхве. Существовали некоторые попытки введения монотеизма на территории Египта в виде культа единого покровителя солнечного света — Амона Ра, но такие попытки успехом не увенчались. Тут выходит на арену вопрос о том, что такое религия монотеистическая. Такое течение имело не только религиозный, но и политическо-социальный характер. Для развития монотеизма требовалось объединение разрозненных племен и территорий в одно единое государство. Однако у каждого племени, у каждой деревни и общины были свои собственные верования и боги. Политически вера в одного бога могла сплотить и объединить людей. И вот языческие жрецы стали священниками, ритуалы превратились в таинства, заклинания трансформировались в молитвы.

Существуют три основные мировые религиозные конфессии: буддизм, ислам и христианство. Основными их назвали благодаря многочисленности их последователей – верующих. Однако, судя по определению термина, объясняющего, что такое религия, это будет не совсем верно. Тот же буддизм, по сути, не является конкретной религией, так как это — больше учение и вера в определенные догмы и силы природы, а не в одного единого бога. А вот христианство, наоборот, трансформировалось в религию из учения. В настоящее время большую популярность набирает так называемое «неоязычество» — попытки возродить политеистические, языческие религии прошлого.

fb.ru

«Культура и религия» — Начальные классы

Конспект урока по основам православной культуре в 4 классе

«Культура и религия»

подготовила

учитель ОПК

Кишкина Наталья Ивановна

Тема урока  «Культура  и религия»

Идея урока: Тебе Бог дал своё призванье,

                       Тебе он светлый дал удел,

                       Хранить для мира достояние,

                        Высоких жертв и чистых дел!

Цель урока: формирование мировоззрения при знакомстве с понятиями «культура» и «религия», «православие»; помочь сформулировать цель изучения курса ОПК.

Задачи урока: 

Обучающие: формировать представление о разнообразии культурных традиций; установить связь представлений о Родине с понятиями «культура» и «религия»

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог; усвоить, какие вопросы относятся к сфере человеческой культуры

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различиям культур как к норме человеческой жизни

Формы и виды деятельности: рассказ учителя, самостоятельная работа с источниками информации, работа с иллюстративным материалом, беседа, работа в тетради (тетрадь-словарь), работа в рабочих тетрадях.

Основные термины и понятия: культура, религия, православие

Средства наглядности: иллюстрации учебника, фотографии и изображения православных храмов, персональный компьютер и проектор, словарь В.И. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, dvd-проигрыватель

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

— Какое имя носит наша замечательная страна?

— Как ещё уважительно мы называем Россию?

(Отчизна, Отечество, родина)

— О каком богатстве нашей Родины мы вели разговор на 1 уроке?

(о культурных традициях)

— Кто хочет рассказать о культурных традициях своей семьи?

  3.Усвоение новых знаний.

А) Знакомство с темой урока.

— Прочитайте тему сегодняшнего урока (КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ)

— С какими новыми словами и понятиями мы сегодня с вами познакомимся?

— культура

— религия

                  — Давайте сформулируем вопросы, на которые мы должны сегодня ответить  в                   конце урока?

( Что такое культура?  Что такое религия?)

—  А я добавлю ещё один вопрос на который нам предстоит ответить: Связаны ли культура и религия между собой?

Б) Актуализация знаний учащихся.

 Начнём работу с небольшой таблицы. Работать попрошу в парах.

культура

религия

         — Напишите, пожалуйста, что вы представляете, какие слова приходят вам на ум ,когда слышите слова «культура» и «религия»?

 — Кто желает прочитать свои слова? (одна пара читает, другие дополняют, учитель прикрепляет слова на доску):

культура

религия

Вежливость

Спасибо

Уступить

Сдержать слово

Аккуратность или др.

Картины, кино

Церковь

Священник

Крест

Пасха

 Рождество или др.

 Эти большие понятия, культура и религия,  связаны у каждого из нас с их теплыми, простыми, понятными частичками. Представления эти можно уточнить, сделать так, чтобы каждое стало основательнее и глубже. Этим мы и займемся сегодня на уроке.

В) Работа по учебнику.

— Поможет нам в этом учебник. Откройте учебник на стр.6 и прочитайте 1 абзац.

— Как вы поняли, что такое культура?

— Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое культура?

— Прочитаем, что написано об этом слове в нашем словарике на диске?

(Православие. Урок 2. Словарь.)

— Что новое вы узнали о культуре?

Продолжим работать по учебнику.

— Прочитаем 2, 3и 4 абзацы и ответим на вопрос:

— Что вас удивило при чтении этих абзацев?

Дополнительный рассказ учителя о культуре.

Вывод: Может быть пришло время ответить на первый вопрос нашего урока: Что такое культура?

(ответы детей)

— Запишите, пожалуйста, это определение в свою тетрадь.

Г) Пришло время более подробно поговорить о религии.Слово «религия» произошло как и слово «культура» от латинского слова, которое означает связывать, соединять. Прочитаем, что о религии рассказывают нам авторы учебника. Страница 7. Предпоследний абзац.

— Как вы поняли, что такое религия?

—  Сегодня  религией называют такое явление в жизни людей, которое включает в себя:

– веру людей в существование невидимого разумного и духовного мира: Бога, ангелов, духов…

            – поведение людей в повседневной жизни;

          – участие людей в религиозных действиях – ритуалах (о них разговор на других уроках).

— Религия существовала с глубокой древности. В очень далёкие времена древние люди не знали причин явлений природы. Они пугались грозы, молнии, урагана и считали, что всё это действия богов и духов.

— Вспомните, как у древних славян звали таких духов и богов?

Постепенно возникло много религий. Мы с вами будем изучать основы православной религии.

— Почему ваши родители выбрали именно этот курс: Основы православной культуры?

— Прочитайте внимательно слово «православие». Из каких двух слов оно состоит (право и славим)

— Что они могут означать? (правильно славим)

-На уроках православной культуры мы будем о том, как православные славят Бога и почему они это делают.

 Можем  теперь ответить на вопрос:  Что такое религия?

Запись в тетрадь:

РЕЛИГИЯ – это мысли и поступки человека, который убеждён, что рядом с человеком и даже выше его есть невидимый разумный и духовный мир: Бог. Ангелы, духи.

Д) Теперь вы можете проверить себя, как усвоили этот материал.

Тренажёр. Культура и религия 1.

— Прочитайте внимательно задание.

— Кто справился с заданием на 100 %?

— Что вы отнесли к понятию культура?

— А к религии? –

— У кого не совсем получилось, нажмите кнопку «ПОДСКАЗКА» и посмотрите, в чём вы ошиблись.

4) Выяснение связи культуры и религии.

А) Работа с рассказом.

— Мы с вами хорошо потрудились и нашли ответы на первые два вопроса, заданные в начале урока. Попробуем найти ответ и на третий вопрос.

— Прочитаем его ещё раз.

 — Хочу вас спросить: Каким словом в русском языке выражается благодарность? (спасибо)

—  Я предлагаю вам послушать небольшой рассказ об этом слове.

Во время войны одна верующая в Бога женщина работала в столовой военного госпиталя – кормила раненых. Работать приходилось с утра до вечера, и поэтому она не успевала сходить в храм помолиться. Она пришла к батюшке с просьбой, благословить её уйти с этой работы. Он выслушал её и строго сказал:

— Работай! За тебя люди молятся! — Женщина очень удивилась, тогда священник спросил:

— А что тебе говорят раненые, когда ты даёшь им еду?

— Говорят «спасибо», что же ещё?

— Это слово имеет великую силу – оно равносильно молитве «Спаси Бог». Если тебе три раза за день сказали искреннее «Спасибо», то Бог обязательно услышит и позаботится о тебе.

Женщина поблагодарила священника и с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами.

Беседа по вопросам:

  1. Что нового вы узнали о слове спасибо?

(Мы всегда считали это слово культурным, а оказывается у верующих людей это маленькая молитва)

  1.     Часто ли вы слышите в свой адрес слово «спасибо»? За что?

  2.  Кому и за что вы сами говорите «спасибо»?

  3. Женщина в рассказе названа верующей. Что доказывает, что она действительно верила в Бога?

Она переживала, что не может сходить в храм. Она просила благословения у батюшки. Узнав о том, что слово «спасибо» является молитвой, она с ещё большим старанием стала ухаживать за ранеными солдатами

Б) Женщина была верующей и переживала, что не может часто ходить в храм. Зачем люди строили храмы? (чтобы молиться, славить бога)

— Когда они строили церковь, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с уважением к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это …. (культура)

— В настоящее время эти замечательные сооружения –церкви – считаются культурными памятниками. Они охраняются государством. Туристы со всего мира приезжают полюбоваться их красотой. Давайте полюбуемся на эти замечательные сооружения.

( слайд-шоу)

— Какие эпитеты мы можем подобрать при описании этих храмов?

— Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются мы узнаем на следующих уроках.

— А у нас в городе есть храмы? Где они находятся? Как называется?

— А что находится внутри храма, созданное людьми для прославления Бога и духовного общения с ним?

— Давайте посмотрим на некоторые из них.

— Только в храме находятся иконы?

— Люди берегут иконы, хранят их, передают из поколения в поколение. Более подробно об этом поведем разговор на следующих уроках и узнаем много историй о том, как приобщение к иконе спасало людей.

ВЫВОД:

— Теперь вы можем ответить на третий вопрос нашего урока: Связаны ли культура и религия между собой?

5.Закрепление материала.

Истоки русской культуры лежат в православной религии. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растёт. Культура одной страны очень часто отличается от культуры другой страны. Однажды давным-давно, 350 лет назад, в нашу страну приехал арабский путешественник и был поражён. Хотите узнать, что его так поразило?

— Прочитайте 1 абзац и выполните задание, которое вам дано.

(Половине пар: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, живы до сих пор?

Другой половине: Какие черты русской культуры, так поразившие арабского путешественника, исчезли в наше время?

Обсуждение.

— Что бы вам хотелось вернуть в нашу жизнь?

6.Контроль.

Наш урок подходит к концу. Пришло время узнать, как хорошо вы потрудились на этом уроке. Откройте на компьютере «Контроль» и ответьте на вопросы.

— Кто справился со всеми заданиями?

— Кому пока не удалось выполнить все задания на 100%?

7.Подведение итогов

Сегодня на уроке мы познакомились с новыми понятиями.
Продолжите предложения:

Культура – это… Религия — …

8.Домашнее задание.

Прочитать статью учебника стр.6-7 и выполнить задание.

Подобрать материал о любом храме или соборе нашего города.

Посетить школьный музей  «История Старой-Новой Деревни» и узнать сведения о храмах нашего района.

Использованная литература:

Богословские труды.  Сборник 17 – М: Издательство Московской Патриархии, 1977 с. 101-119

Бородина А.В. Основы православной культуры – М: Издательский дом «Покров».2003

Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики преподавания уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – М: «Славянский дом». 2001

Кураев А.В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение» 2012

Основы православной культуры. Методические рекомендации  — М: «Новое время». 2010

Основы православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию Кураева А.В.

multiurok.ru

Конспект урока «Культура и религия» по ОРКСЭ (4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме «Культура и религия»

модуля «Основы мировых религиозных культур» курса ОРКСЭ

Составила Юнасова Лилия Гельфинатовна, ГБОУ Школа № 1383

А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.

4 класс

Основы мировых религиозных культур

Тема урока: Культура и религия (2 урок).

Цель урока: помочь учащимся осознать сущность культуры, ее основные формы, взаимосвязь культуры и религии.

Задачи урока:

Воспитательные: воспитание нравственности, толерантности, умения выслушивать мнение одноклассников, не перебивая друг друга; воспитание культуры речи; эстетическое воспитание; воспитание доверия и уважения к истории и культуре разных народов через знакомство с понятиями «культура», «религия».

Обучающие: раскрыть понятие «культура», рассмотреть влияние религии на культуру, раскрыть сущность материальной и духовной культуры, формирование понятий: культура, религия, материальная культура, духовная культура;

Развивающие: через игровые моменты, групповые формы работы способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся, выполнять творческие задания, сравнивать культуру материальную и духовную; развитие речи, пополнение активного словаря детей.

Планируемые результаты:

— Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о культуре и религии;

  • определение сущности материальной и духовной культуры;

  • формирование представлений о влиянии религии на культуру.

— Метапредметные результаты:

1) познавательные:

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

2) регулятивные:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • определять степень новизны и важности учебного материала.

3) коммуникативные

  • готовность слушать собеседника, вести диалог;

  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь своё мнение.

— Личностные результаты:

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

  • воспитание уважения к истории и культуре всех народов.

Основные термины и понятия урока: религия, культура, духовная культура, материальная культура.

Информационно-образовательная среда:

— мультимедийный комплекс,

-презентация «Культура и религия»,

-учебное пособие А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой, А.А.Ярлыкапова « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур». 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся.

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим разбираться в понятиях культуры и религии (слайд 1). Нам предстоит многое узнать и запомнить.

Итак, сегодня мы будем (слайд 2):

-находить нужную информацию (определение понятия «культура»),

-анализировать полученную информацию,

-обсуждать, обмениваться мнениями, доказывать свою точку зрения,

-вспоминать изученное на прошлых уроках и подводить итоги.

2. Актуализация знаний.

Слайд 3: кроссворд

Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем.

  1. Мы сейчас будем отгадывать … (кроссворд).

  2. Как называется участие людей в религиозных действиях? (ритуал)

  3. В древние времена основной частью ритуала было принесение жертвы богам. Позднее главными ритуалами стали … (молитвы).

  4. Как называются такие религии, чьи верующие принадлежат в основном к одному народу? (национальные).

  5. Что означает в переводе с латинского языка слово религия? (соединять).

  6. Как называется национальная религия индусов? (индуизм)

  7. Это слово произошло от латинского слова, которое означает «связывать», «соединять» (религия).

  8. Христианство, ислам, буддизм и иудаизм – эти 4 религии считаются …(какими) религиями России? (традиционные).

3. Подготовка к изучению нового материала.

— Какое слово получилось в результате отгадывания кроссворда? (КУЛЬТУРА) (слайд 4)

— Со словом КУЛЬТУРА связаны словосочетания «культура поведения», «культура общения», «культурное наследие» и т.п. Давайте поразмышляем над этими понятиями (высказывания учащихся).

— Задание по группам: продолжите фразу: «Человек, который …, является культурным человеком» (слайд 5) (работа в группах, защита своих ответов).

— Обобщим: культурный человек не просто много знает и умеет себя вести, он владеет культурным наследием не только своего народа, но и мировым культурным наследием. Общество, которое не знает, своей культуры, не имеет будущего. Почему так говорят?

4. Изучение нового материала.

Так что же такое культура?

— Однозначного определения понятия культуры нет. Сначала попробуем сами разобраться.

— Попробуем сравнить культуру с нашей землей. Если за землей ухаживать, ее возделывать, поливать, удобрять, что произойдет?

— То же самое и с культурой.

— А что произойдет с землей, если за ней не ухаживать, не удобрять, не возделывать? Да, она погибнет.

Культура, как и земля, нуждается в уходе, в заботе, должна быть деятельность людей, передача опыта (а без него никак), традиций.

Прочитайте определение культуры в нашем учебнике (с.8):

Культура — это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории (слайд 6).

— Об этом мы сказали? Да, не таким научным языком, но более понятным, и об этом.

— Из этого определения мы сразу можем узнать, что культура бывает какой?

— материальная,

— духовная (слайд 7).

Работа с текстом учебника.

— Выпишите из учебника на с.8 примеры материальной и духовной культуры.

Составление схемы на доске.

Попробуем составить портрет слова КУЛЬТУРА (слайд 8).

  1. Подберите слова-друзья (развитие, воспитание и. т.п.)

  2. Слова-враги (невоспитанность, зло и т.п.)

  3. Словосочетания с этим словом (культура общения, культура речи, культурный человек, культура поведения, культурное наследие и т.п.)

  4. Ассоциации

  5. (Слайд 9) Пословицы (Культура — великий учитель того, как следует жить. Чем выше культура, тем выше ценится труд.) Объясните их значение.

— К какому из видов культуры относится религия? (к духовной)

-Правильно, религия относится к духовной культуре, но также в каждой религии нужно было иметь специальное место для совершения ритуалов (молитв и т.д.). Так появлялись храмы – специальные здания для этих целей.

Когда люди занимались строительством храмов, они работали не только физически, но и духовно: строили с любовью, с почитанием к Богу. Что же получается? Храм создал человек, а значит это культура. Вы согласны?

6. Выступление учителя «Влияние религии на культуру»( по тексту учебника)

Для существования религии необходима связь материальной и духовной культуры, многие памятники материальной и духовной культуры возникли в связи с религией.

Туристы до сих пор с удовольствием посещают сохранившиеся величественные храмы Древней Индии (слайд 10), Древней Греции (слайд 11). Не сохранился до нашего времени Иерусалимский храм в Израиле, но известен по описаниям. Торжественные буддистские храмы встречаются повсюду в Азии (слайд 12). В древние времена возникли и первые христианские храмы, некоторые из них сохранились до наших дней (слайд 13). На Ближнем Востоке и в Северной Африке были возведены первые священные сооружения мусульман (слайд 14). Сейчас буддистские, исламские, христианские храмы можно встретить повсюду. Каждый храм имеет своё название. А почему они так называются, мы узнаем на следующих уроках.

В настоящее время эти замечательные сооружения считаются культурными памятниками. Они охраняются государством.

— Какие красивые слова мы можем подобрать при описании этих храмов?

— А у нас в районе есть храм? Где он находится? Как называется?

— Храм Святителя Иннокентия Митрополита Московского в Бескудниково (слайд 15).

-А кто из вас был внутри этого храма? При желании, мы сможем совершить экскурсию в этот храм.

Живописцы всех времен часто обращались к религиозным сюжетам в своих картинах (слайд 16). В буддизме и христианстве, а также в ряде других религий во время ритуальных обрядов используется музыка. Сегодня нам известно немало музыкальных произведений, написанных как специально для религиозных целей, так и на религиозные темы и сюжеты.

— Так связаны ли между собой культура и религия? Как?

7. Первичное обобщение изученного материала (слайд 17)

— На уроке мы узнали, что культура – это…

-Культура бывает _____________________ и___________________.

— Мы поняли, что религия влияет (не влияет) на культуру.

– Итак, религия – форма духовной культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.

8. Домашнее задание

Подготовьте рассказ о памятниках материальной культуры нашего города или нашего района.

9. Рефлексия

– Ребята, сегодня мы не просто узнавали новое, учились работать с информацией, но и работали в группах. Если ваша группа работала дружно, справилась со всеми заданиями, сумела преодолеть все трудности, тогда возьмитесь за руки и поднимите руки вверх как символ дружбы и сотрудничества.

– Спасибо за работу на уроке!

kopilkaurokov.ru

ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс ТЕСТ ЗА 1 ПЛУГОДИЕ

ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур»

4 класс

ТЕСТ ЗА 1 ПЛУГОДИЕ

«Россия — наша Родина»

Культурные традиции — это

а) народные праздники

б) богатство нашей многонациональной страны

в) морально — этические нормы

  1. Что вы вносите в понятие «народы России»:

а) все люди на Земле

б) люди всех национальностей, живущих в Москве

в) люди живущие в России

«Культура и религия»

3. Что такое религия:

а) одна из форм народных традиций народа

б) необходимая часть для всех людей

в) важнейшая часть большинства духовных традиций

4. Ритуалы — это

а) действия, которые должны связывать, соединять людей с миром богов и духов

б) праздники, на которых люди общаются друг с другом

в) действия направленный на познание нового и интересного

5. Мировые религии — это

а) религии, в которых верующие живут в разных странах и принадлежат к разным народам

б) все религии мира вместе

в) это любая религия мира

  1. Что такое культура?

а) это материальные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

б) это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

в) это духовные ценности, которые создает человек на протяжении всей истории

  1. К памятникам духовной культуры мы относим:

а) идеи и образы, которые создали художники, писатели, зодчие…, а также понятия нравственные нормы поведения человека, религии

б) памятники известным людям страны, которые украшают скверы и площади нашей страны.

в) только те идеи, образы и нормы поведения людей, которые имеют конкретное отношений к поведению во время религиозных обрядов

«Возникновение религий»

  1. Как называется религия, в которой почитается много богов.

а) многобожием б) пантеон в) верование

  1. Какой народ поверил в Единого Бога?

а) еврейский б) русский в) индусы

10. Что такое «скрижали»?

а)каменные таблички, на которых записано как построить храм

б) каменные таблички, на которых был рисунок как дойти из пустыни в Землю Обетованную

в) каменные таблички данные Богом, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу

11. Получив от Бога таблички Моисей тем самым заключил договор с Богом. Согласно этому договору Бог оберегает народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди. Это договор стал называться:

а) Библией б) Заветом в) Законом

«Религии мира и их основатели»

  1. Что проповедовал Иисус, когда вырос:

а) не давать себя в обиду и всегда учить тех, кто обижает тебя и других

б) учил, что люди должны любить Бога и своих ближних

в) учил, что надо правильно пользоваться дарами природы во благо своего здоровья и других

  1. Посланник Бога Мухаммад призывал людей уверовать в Единого Бога. Он считал, что Бог (Аллах) давно отправлял людям своих посланников и Моисея и Иисуса. Он сумел объединить разрозненные племена Аравии. Как стала называться эта религия?

а) ислам б) буддизм в) христианство

  1. Религия, возникшая в далекой Индии:

а) ислам б) буддизм в) иудаизм

  1. Как переводится Будда

а)Озаренный б) Просветленный в) Прозревший

«Священные книги религий мира»

16. Что означает «Библия»

а) «слова» б) «писание» в) «книги»

17. Пятикнижие (Тора)это —

а) первая часть Библии

б) пятая часть Библии

в) все части Библии

«Хранители предания в религиях мира»

  1. Жрецы — это

а) посланники Бога

б) монахи

в) хранители (служители)религиозных традиций ,ритуалов, преданий

  1. Раввины — это

а) мудрецы, которые четко выполняли все заповеди и законы

б) мудрецы, которые объясняли народу Священное писание, растолковывали заповеди и предписания законов

в) верующие иудеи

«Добро и зло»

  1. Что станет концом человеческой истории в разных религиях? Расставь верно стрелки.

Христиане

В завершении истории народом будет править Мессия, который принесет ему избавление от всех бед, а всему человечеству — мир и благоденствие

Иудаизм

Бог окончательно решит судьбу людей в Судный день в зависимости от того, как они вели себя в земной жизни. Верующим — вечное блаженство, неверующим — вечные муки ада.

Ислам

Освобождение от страдания

Буддизм

Победа над грехом, окончательное

восстановление связи человека и Бога

«Священные сооружения»

  1. Синагоги — это

а) «дома свиданий» для совместного чтения книг

б) «дома собраний» для совместных молитв и чтение Священного писания

в) «сооружения древних иудеев для молитв

  1. Каково назначение священных сооружений верующих:

а) для совместного участия в ритуалах

б) для совместного проведения досугов

в) для совместного празднования значимых событий

  1. Есть ли в мечети картины, скульптуры и изображения живых существ?

а) да

б) нет

«Искусство в религиозной культуре»

  1. Иконы — это_______________________________________________

  2. Арабеска — это_____________________________________________

____________________________________________________________

  1. Во время одного из обрядов монахи — буддисты в Тибете тщательно изображают манбалу ( в переводе «круг») — символический вид буддийской Вселенной. Что означает разрушение манбалу из окрашенного песка в конце ритуала?

а) конечность бытия

б) отрешенность монахов от всего земного и от сотворенной ими самими красотами.

в) отречение от всего земного

  1. Что объединяет слова каждого ряда?

а) Коран, хафизы, мечеть — ________________________________

б) алтарь, икона, фреска — _________________________________

в) Тора, менора, кипа — ____________________________________

  1. Определите и подчеркните, что из перечисленного относится к христианству— одной чертой, исламу— волнистой линией.

Тора, апостол, ступа, раввин, мечеть, икона, мантра, кипа, лама, семисвечник, имам, диакон, хафиз,скрижали, Иерусалим, Храм Единого Бога, Иисус Христос, Мессия,распяли на кресте, Мухаммад, Аллах, Сиддхартха Гаутама, нирвана, веды, Типитака, Трипитака, пали, Танах, Библия, Коран,сурами, епископ,священник, грехопадение, имам, грех, покаяние, суд, воздаяние, освобождение, Адам, Ева, Крещение, Храм Единого Бога, синагога, менора, фреска, алтарь, минарет, пагода, искусство арабесок, Тора, манбалу

29. Авторитетные учителя, ведущие верующих по пути, указанному Буддой

— это __________________

30. Умма — ______________________________________________________

31. Хафизы это___________________________________________

_____________________________________________________________

32. Сангха — это_______________________________________________

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о