Определение предмета философии – 1. Определение и предмет философии. Проблемное поле философии. Философия как любовь к мудрости. Структура философского знания. Основные разделы философии.

Содержание

1. Определение и предмет философии. Проблемное поле философии. Философия как любовь к мудрости. Структура философского знания. Основные разделы философии.

Философию можно предварительно определить как мыслящее рассмотрение предметов в их отношении к первичным причинам и конечным целям сущего как единого целого.

Философия как «мыслящее рассмотрение предметов» есть понятийное знание, знание общего в единичном или единого во многом. 

Объект философии –мир как целое и место человека в нем.

Предмет философии – закон, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира.

Проблемное поле философии– мир как единое целое

Основные проблемы философии:

1)Проблема БЫТИЯ ( существования) Что такое бытие? Какова сущность мира? (наука о бытии – Онтология)

Проблема БЫТИЯ имеет два аспекта:

а) что существует;

б) как доказать существования того или иного элемента бытия.

• Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с космосом, природой — многообразия объектов и явлений мира.

• В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие.

• В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел. Духовный мир статусом бытия не обладает.

• В настоящее время в философии сложилось представления, о том что бытие есть система 3-х реальностей:

I. Объективная реальность— используется для характеристики объектов и явлений существующих независимо от сознания человека.

II. Субъективная реальность— используется для характеристики явлений связанных с человеческой психикой (это мир духовных явлений).

III. Объективно-субъективная реальность— с помощью этого понятия характеризуются объекты которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей.

2) Проблема первоначала, первоосновы.

На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь.

Так Древнегреческие философы (первые философы) понимали под первоначалом нечто конкретное:

• Фалес — вода;

• Анаксимен — воздух;

• Гераклит — огонь;

• Эмпедокл — вода, воздух, огонь, земля.

• Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон — идеи (нечто духовное), по Платону мир идей творит, создает мир вещей.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся материя(вещество, поле)пространство, время, движение.

Философия с древне-греческого переводиться как «любовь к мудрости». Впервые термин предложил Пифагор.

Структура философского знания

В философии существует некое центральное ядро, называемое метафизикой. Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей: онтологии, гносеологии и аксиологии (философия ценностей).

Взаимоотношения между тремя разделами метафизики: онтология может быть понята как философское учение об истинных основаниях бытия; гносеология — как учение об основаниях бытия истины; а общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.

Основные разделы философии

1. История философии — 1) как объективный процесс развития философских идей, учений, школ; 2) как особая наука об этом объективном процессе; 3) как особая философская дисциплина, имеющая своим предметом философию как процесс;

2. Онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

3. Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

4. Социальная философия– раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

4.1. антропология– философское учение о человеке;

4.2. философия истории– область, исследующая внутреннюю логику развития человеческого общества, очищенную от зигзагов и случайностей.

4.3. философия ценностей (аксиология) – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой

4.4. нравственная философия (этика)— философская дисциплина о морали, нравственности как особой форме художественного сознания.

studfiles.net

Философия — EduArea

Предметом называют то, что изучает данная дисциплина. Относительно философии можно сказать, что ее предметом являются наиболее общие и фундаментальные вопросы происхождения и функционирования природы, общества и мышления. Это совокупность тех проблем, которые частично упоминались выше: каково происхождение и устройство мира; что такое человек; как он познает мир; что есть истина, добро и красота; в чем смысл жизни…

Аристотель — один из первых философов, четко определивших ее предмет, писал, что «философия исследует самостоятельно существующее и неподвижное». Здесь Аристотель имеет в виду, что философия должна исследовать сущность вещей (в его понимании сущности), а не сами вещи, представляющие собой подвижное единство формы и материи и изучаемые физикой и математикой. «Что исследование начал, умозаключения также есть дело философа, т.е. того, кто изучает всякую сущность вообще, какова она от природы, — это ясно. А тот, кто в какой-либо области располагает наибольшим знанием, должен был в состоянии указать… эти наиболее достоверные начала для всего. А это и есть философ».

Внимательный читатель заметит, что предметом философии называется то, что, как выше было сказано, относится к мудрости. Это действительно так по определению, поскольку философия — любовь к мудрости. Итак, теперь можно более четко определить понятие философии, отличающее ее от всех других отраслей культуры.

Философия — это вдохновляемая любовью к мудрости рациональная отрасль духовной культуры, имеющая своим предметом фундаментальные вопросы человеческого существования. Строгое понимание философии как отрасли культуры следует отличать от образного употребления этого слова, когда, скажем, говорят о «философии успеха». Это делается и по отношению к другим отраслям культуры (например, «искусство делать деньги», «наука поступать правильно»). Такое произвольное словоупотребление имеет место, но оно очень далеко от того содержания философии, которое присуще ей как общеобразовательной дисциплине. Философия имеет культурную специфику. Рациональный характер отличает ее от всех отраслей культуры, кроме науки, с которой ее именно по причине такого сходства часто смешивают говоря о философии как науке.

По предмету своих исследований философия отличается от науки, во многом совпадая с мифологией и религией, дающими свой ответ на те же фундаментальные вопросы, ответ преимущественно нерациональный. Соотношение между философией и другими отраслями культуры станет более ясным после ознакомления с основными философскими системами.

ru.eduarea.com

Раздел 1. Что есть философия. Часть 1 Предмет философии

ФИЛОСОФИЯ в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (Пифагор). МУДРОСТЬ – это не всякое знание, а знание наиболее важного, существенного в мире, представляющее интерес для всех разумных существ.

Мудр тот, кто обладает тайной построения мира, смыслом человеческой жизни и предназначением человека. Философы не знают этой тайны, но постоянно находятся в её поиске, в поиске истины. Так, древнегреческий философ Платон считал, что философия – это уподобление богам в меру человеческих сил. Боги же всё знают, а человек стремится постичь то, что есть в мире истинного, божественного, вечного, абсолютного, неизменного. Таким образом, философия есть процесс поиска, процесс философствования.

Философия – это всегда поиск одного общего начала для всех вещей и событий в мире, иначе говоря, — познание ВСЕОБЩЕГО. Но, всеобщее не дано в чувственном восприятии. А то, что дано в чувственном восприятии – это всегда нечто отдельное ограниченное, конкретное, единичное. Всеобщее нельзя воспринять чувственно, то есть увидеть его, услышать, потрогать или указать на него пальцем. Более того, его невозможно и вообразить себе, представить наглядно – его можно лишь мыслить. Вот почему философия – познание всеобщего в мире – есть абстрактное (отвлечённое) мышление, или мышление в наиболее общих понятиях, но не в наглядных образах. «Существам» она противополагает сущность, рассказу – размышление. Философия возникает как упорядоченная последовательность суждений – как рассуждение, опирающееся на внимательное наблюдение фактов и подчиняющееся законам логической связи и вывода.

Зрелая философская мысль определила четыре понятия: ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТЫ познания и практики, а также ПРОДУКТЫ деятельности (вещи, мысли, общественные организации, сам человек).

ОБЪЕКТЫ – мир в целом, культура, сам человек, его свойства и способности, достигнутый уровень знаний, объективная реальность и мир возможностей.

СУБЪЕКТЫ – разумные существа, отдельные люди, группы или общество в целом, активные в познании и в практической, преобразовательной деятельности. Субъект определяется присущим ему способом преобразования мира и самого себя, как объектов. Вне сферы взаимодействия с объектом субъект не существует и никак себя не проявляет.

ПРЕДМЕТЫ – область непосредственного взаимодействия (отношения) субъекта и объекта. Предметная область – часть объективного мира, в субъектном познании и преобразовании которого происходит процесс конкретизации, уточнения присущих ему свойств. Предмет – это осваиваемая человеком часть объективного мира.

Их взаимодействие выступает в виде практики, труда, представлений, фантазий, иллюзий и истинных знаний.

ПРАКТИКА – начало познания и его завершение, проверка истинности и, конечно, сама приспособительно-преобразовательная деятельность, удовлетворяющая разнообразные потребности людей (общества). Практикапроявляется (существует) в форме способностей, навыков, умений, действий, преобразующих предмет. Всеобщая форма практики – труд Он включает осмысленную деятельность, направляемую целью, планом или приказанием со стороны другого человека. В труде представлен конечный результат в виде мысленного образа или материальной вещи.

Рассмотрим продукты деятельности не в полном объёме, а только в сфере познания, таковы – фантазии, идеалы, истинные знания.

ФАНТАЗИЯ – сложное представление, составленное с помощью воображения из ряда простых представлений об известных вещах. Представления – «кентавры» — это взятые из памяти образы, соединённые между собой посредством ассоциативной связи – по принципу сходства или противоположности признаков (внешних и внутренних). Формируется на основе потребностей, желаний, снов, иллюзий и даже галлюцинаций.

ИДЕАЛ — знание, соответствующее желаниям человека, или представление, в котором предмет очищен от нежелательных для человека свойств. Идеал есть (1) предельное представление; (2) знание о каком-либо явлении, совпадающем со своей сущностью, и, наконец, (3) авторское суждение (субъективное знание).

ИСТИНА – предметное и объективное знание (информация), или, иначе, знание, соответствующее предмету.Истина неантропоцентрична. Одной истиной могут владеть в равной мере все разумные существа, включая инопланетян.  

Уровни субъект-объектных отношений:

8. Философия – высший уровень сложности, наиболее абстрактный

7. Наука

6. Право

5. Религия

4. Мораль

3. Искусство

2. Мифология

1. Обыденное сознание  – низший уровень абстрактного мышления

Практическая деятельность

АБСТРАКЦИЯ – способ обобщения и отвлечения мысли от частного и субъективного, привнесённого в предмет человеком, способ выделения самого существенного. Абстрагирование осуществляется одновременно с конкретизацией предмета познания, поскольку абстрагирование предполагает выявление сущности предмета, его общих и всеобщих свойств. Таким образом, абстрагирование, направленное на познание сущности, максимально подгоняет его в соответствие с данным (конкретным) предметом. Недаром Гегель говорил: «Истина всегда конкретна».

Познавая объекты, мы определяем (очерчиваем) предметную область познания, осуществляем конкретизацию предметного знания, и в то же время повышаем уровень абстракции.

Например, круглый объект – абстракция. Предмет почти не выделен из великого множества объектов.

Объект круглый и красный – незначительная конкретизация, уровень абстрагирования низкий.

Круглое, красное, вкусное, растёт на дереве и созревает в начале осени. Это уже весьма конкретное знание. Оно достаточно предметное. Но всё-таки чего-то не хватает. Приходится добавлять ещё свойства, делать знание многосторонним и углублённым.

Только тогда мы получим: круглое, крупное, румяное, кисло-сладкое, растущее на дереве, созревающее осенью, с гладкой кожицей, с маленькими косточками в середине, с витаминами С, Р, В, Д, содержащее железо. Такой уровень конкретизации позволяет говорить уже о сущности предмета. Несомненно, что мы выделили предмет из области объективного мира. Его уже не перепутаешь ни с каким другим.

Заметьте, этот уровень конкретизации на сегодняшний день уже стал обыденным: большинство уже знает, что эти свойства принадлежат яблоку.

Потому так важен исторический аспект процесса конкретизации предметного знания. Он даёт понять, что уровни сознания, возвышающиеся над обыденным сознанием, достигли своего высокого положения за счёт прогресса познания. Вне прогресса познания невозможно было бы повысить уровень сознания (взаимоотношения) субъекта и объекта.

Существенным моментом конкретизации предметного знания и обособления предметной области объективного мира за счёт умения абстрагировать является метод познания. МЕТОД – это способ познания. МЕТОДОЛОГИЯ – это наука, или область знаний о рациональных, то есть эффективных, оптимальных способах познания предмета.

Процесс конкретизации предметного знания включает в себя процесс углубления в сущность познаваемого предмета, многосторонность его охвата, а также целостность и системность знания  о предмете.

В истории познания вырабатывались формы конкретизации предметного знания, которым соответствовали следующие уровни абстрагирования:

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ  – уровень конкретизации низкий (односторонность, поверхностность). Уровень абстрагирования также низкий (фиксация частностей, субъективизм).  Цель – обыденные повседневные дела.

МИФОЛОГИЯ – опора на авторитет древнего знания, независимо от того, истинное оно или ложное, несамостоятельность, некритичность (отсутствие сомнений в объективности поступающей информации).Целостность представлений об объекте достигается путём воображения. Предметное знание строится с помощью обыденного познания и фантазии. Уровень конкретизации ещё низкий. Абстрагирование осуществляется путём фантазийного отвлечения от частностей. Сущность определяется, как правило, не путём систематического исследования, а с помощью фантазии.

ИСКУССТВО – способ построения искусственного мира (через удвоение мира реального) с помощью художественных образов, из которых формируется художественное произведение. Художественное произведение – это мысленная или материальная модель объекта, приносящая эстетическое удовольствие за счёт эмоционального переживания вызванного содержащимися в нём художественными образами.  

 Поскольку целью искусства является общезначимое переживание (чувство) и сопереживание, а не истинапостольку предмет выделяется из мира объектов специфическим способом, здесь главное не содержание, а форма, не выявление сущности, а кодирование общезначимого чувства, или, иначе, кодирование в художественном образе отношения автора к объекту. Так, если изображено дерево, то не столь важны его ботанические характеристики, а важна форма изображения, которая кодирует отношение (чувство) автора к объекту, тем более, если это дерево – символ (метафора), означающий жизнь, судьбу, образ самого автора. Это отношение и становится предметом познания и сопереживания (со стоны зрителя). В этом суть конкретизации предметного знания и предметного переживания (чувства). Оценка художественных произведений осуществляется на основе эстетических критериев: прекрасное-безобразное, возвышенное-низменное, трагическое-комическое.

МОРАЛЬ – способ упорядочения отношений между людьми в обществе. Или система норм, обеспечивающая определённый порядок в обществе, его воспроизводство, трансляцию из поколения  в поколение с определённой мерой «ошибок», новаций и т.д. Способом, обеспечивающим соблюдение норм, является система санкций, критерием которых является уровень общезначимости мнения людей, судящих о поступках и намерениях. Оценка моральности поведения осуществляется на основе моральных категорий: добро – зло, справедливость, честность и т.д. Конкретизация предмета (поступков) осуществляется путём включения его в систему морали данного общества. Если поступок остаётся за пределами морали группы, значит, он никак не конкретизирован и остаётся на первичном абстрактном уровне, типа «не наш», «чужой» и т.д. Таков Демон М.Ю.Лермонтова, по отношению к которому реализуются только эстетические оценки, но не моральные.

РЕЛИГИЯ  – система взглядов, в основе которых лежит вера в сверхъестественное. А именно вера  в спасение души. Душеспасение и утешение является целью религиозной деятельности. Следовательно, предметом религии становится такое отношение человека и мира, при котором человек обретает своего рода бессмертие (бессмертие души) и вечное блаженство. Конкретизация предмета достигается не путём углубления в сущностьпредмета, а путем формирования веры как особого чувства иррациональной убеждённости в реальности (истинности) сверхъестественных свойств отношений человека и мира. Как правило, олицетворением таких отношений становится Бог, пророк святой или предметы культа (поклонения) – мощи, святыни и пр.

ПРАВО – система норм, обеспечивающая общественный порядок подкреплённая мощью и силой государства. Государство – организация, охраняющая неприкосновенность политико-правовых норм и определяющая санкции к нарушителям. Правые нормы, порядок – цель деятельности профессионалов, а потому уровень конкретизации предмета достаточно высок. Предмет познания – государство.

НАУКА – система знаний и деятельности, целью которых является истина (истинное знание). Конкретизация предмета осуществляется путём систематического, методического процесса выделения познанного в сфере непознанного, отделения знания от незнания и, соответственно, расширения сферы знания за счёт особых познавательных процедур – логического доказательства, подкреплённого математикой, и эксперимента.

ФИЛОСОФИЯ – высший уровень конкретизации знания и высший уровень абстрагирования, когда сущностьпознаётся только на уровне всеобщего. Предмет философского знания конкретизирован в высшем смысле, то есть включает в снятом виде всё человеческие знания о мире, выражая их в виде философских категорий – предельно общих  понятий о мире, человеке и отношений между ними. Всеобщий предмет философии – смысл индивидуальной жизни, смысл истории человечества, смысл бытия вещей.

Аристотель полагал, что боги сотворили мир, а философы затем пытаются подняться над миром, чтобы познать и оценить его как целое – и в этом они подобны богам.

Эпикур же рассматривал философию как науку о счастье. Он писал, что философия не может дать нам истину о мире, но может указать путь человека к счастью. Тот, кто считает, что время для занятий философией ещё не пришло, подобен тому, кто полагает, что время для счастья ещё не наступило. 

studfiles.net

Трудности в определении предмета философии — Мегаобучалка

Термин «философия» имеет много смыслов. Особенно это свойственно бытовому словоупотреблению. Говорят, например, философское спокойствие, философская невозмутимость или даже так: моя нелюбовь к котам и кошкам имеет в некотором роде философский характер. В древнегреческой культуре слово философ (Philosophos) означало «любящий мудрость, знание» в противовес слову софос, обозначавшему того, кто владел знанием, знающего. Так, древнегреческий философ Гераклит (VI—V вв. до н.э.) говорил: «Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Гесиода и Пифагора». Самому же Пифагору приписывают высказывание:

«Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины» [14].

Таким образом, в ранней античности, в начальную эпоху становление философии, она понималась двояко: как поиск истины, знания, как синоним умозрительного, практически не заинтересованного знания. Впоследствии Аристотель (384—322 гг.
до н.э.) вводит представление о философии как о науке, «исследующей первые начала и причины» [7], учении о сущности всего существующего. Сочинения, темами которых были природа, природа бытия, природа причинности и знания Аристотель называл первой философией. С I в. до н.э. за первой философией закрепилось название метафизика, поскольку в собрание сочинений Аристотеля их систематизатор Андроник поместил трактаты по первой философии вслед за трактатом под названием «Физика». Греческое слово мета и означает «после». Впоследствии в истории философской мысли термин «метафизика» стал часто использоваться в значении, совпадающем с философией.

Науки (философия) подразделяются, согласно Аристотелю, на теоретические, практические и творческие. Целью первых является «знание и понимание ради самого знания и понимания», т.е. истина, и ничего более. К числу этих наук относятся «первая философия», физика и математика. Науки характеризуются своим предметом. Например, предмет математики не чувственно воспринимаемые объекты, а свойства, имеющие отношения к категориям количества. Это числа и пространственно протяженные величины. Изучая данные свойства, математика отвлекается от чувственно воспринимаемых свойств вещей, поэтому источником математических истин выступают не чувства, а разум. Этим определяются особенности математического метода: математик исходит из определений и аксиом, т.е. бесспорных положений, выводя с помощью логических умозаключений теоремы и следствия.



Некоторые науки имеют отношение как к физике, так и к математике: астрономия, механика, оптика. По предмету они ближе к физике, по методу — к математике.

Практическая философия имеет своей целью действие. Таковы, например, этика и политика. Цель последней — достижение справедливости, а политика — добиваться умения граждан повиноваться властям и законам.

Творческие науки (философия) направлены на создание чего-либо ранее не существовавшего, что приносит либо пользу, либо наслаждение.

Показательно при этом, что Аристотель фактически отождествляет науку и философию как формы знания.

В дальнейшем развитии философской мысли, понимание ее предмета существенно изменялось. И в литературе прошлого, и в сочинениях современных философов можно обнаружить множество на первый взгляд «несоизмеримых» дефиниций, по-разному трактующих ее предмет:

«…наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления» [33];

«…предмет философии и религии совпадает, ибо единственный предмет философии есть Бог. Философия по существу, по целостной и универсальной своей задаче есть не логика, не теория познания, не постижение мира, а Богопознание» [27];

«…новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный универсальный предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку» [32];

«…философия — последнее выговаривание и последний спор человека, захватывающие его целиком и постоянно» [34];

«…философия — это значит быть в пути» [39].

Утверждается подчас даже, что «нет вообще такой вещи, как некая сущность философии, которую можно выделить и отлить в некотором определении. Определение слова “философия” может иметь только характер конвенции или соглашения» [30].

Тем не менее ситуация, с которой мы сталкиваемся, обращаясь к существующим определениям философии, не является экстраординарной, исключительной. Иллюстрацией может служить простейший пример возможных определений того, что такое стакан: сосуд для питья, помещение для пойманного насекомого, метательный снаряд и т.п. Ясно, что все эти определения адекватны различным обстоятельствам, задачам, точкам зрения. Всякая дефиниция представляет собой своего рода проекцию определяемого явления на плоскость, фиксирующую лишь определенную его сторону.

Следует поэтому обратиться к тем вопросам и проблемам, которые свойственны собственно философским исследованиям, в решении которых находит выражение философствование как таковое.

В имеющей отношение к философии литературе советского периода было канонизировано мнение Ф.Энгельса (1820—1895):

«…Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию…Философы разделились на два больших лагеря, сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы… составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» [26].

Помимо аспекта первичности духовного или материального, согласно Энгельсу, основной вопрос философии заключает в себе вопрос о познавательном отношении человека к миру:

«…Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности?» [26].

Однако в мировой философской мысли точка зрения Энгельса отнюдь не является общепринятой. Например, французский философ Альбер Камю (1913—1960) утверждал:

«Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии» [16].

Целый список подобных вопросов приводит английский философ Бертран Рассел (1872—1970), включая в него и такие:

«Имеет ли вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному, — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащемся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представляется Гамлету? А может быть, он является и тем и другим одновременно?.. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, — дело философии» [31].

Общую особенность философских вопросов Рассел видел в том, что на них «нельзя найти ответа в лаборатории», иначе говоря, они не разрешимы средствами науки, каковыми служат эксперимент, наблюдение, измерение, математические методы. В данном отношении философия выходит «за границы» науки, но в то же время не является и ее антиподом, каковым выступает теология (богословие). Теологическое знание догматично, опирается на божественное откровение, в то время как философия — критична, ее опора — деятельность разума.

!Задание 1.1.Сформулируйте, каковы основные особенности предметного поля философии, по Аристотелю?

 

 

megaobuchalka.ru

Предмет философии — это… Что такое Предмет философии?

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория[1], одна из форм мировоззрения, одна из наук,[2], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует. В истории существовало множество различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

Что такое философия?

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»[3]). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.[4]

Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»[5] В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»[6].

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности»[7].

Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.

История термина

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. Как сообщает Диоген Лаэртский,

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости[8].

Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит:

Очень много должны знать мужи-философы[9].

Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона.

Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»)[10].

В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признает значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.

Функции философии и формы философской деятельности

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

  1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
  2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
  3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

  1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
  2. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
  3. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
  4. Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
  5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
  6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
  7. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.
Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.

Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе «Смысл творчества» прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытиё определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.

См. также

Философия как образ жизни

В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

  • Является ли философия наукой?
  • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
  • Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?
Евклид. Единство философии и математики

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».

В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.

Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремиться свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.

Философия и религия

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»

Философия и искусство

В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис «философия как искусство».

Предмет философии

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

  • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
  • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

  • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
  • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Философия: за и против

Смысл и польза философии

Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии — народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков — это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были — этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

Критика философии

История философии

История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.

Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.

Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.

Современная философия

Современные философские направления

Современные философские проблемы

Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке, 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H) — тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.

Нерешённые Проблемы, которыми занимается современная философия.

Список решённых проблем варьируется в зависимости от философской школы. Там, где одни видят решение, другие продолжают видеть проблему, третьи же признают проблему псевдопроблемой.

  • Ахиллес и черепаха (проблема бесконечно малых).
  • Проблема метода (научный метод, метод философии и т. д.)
  • Проблема обоснования логики и проблемы её применения в конкретных науках.

Методы современной философии

Основная статья: Философский метод

Разделы философии

В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию. Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии, а отделение политической теории — к появлению политической философии.

Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

Общефилософские дисциплины

Философия средств и способов познания

Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

Теоретическая философия

Теоретическая философия — философские дисциплины, исследующие сущее.

  • Онтология — наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности. В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
  • Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная — наука о началах бытия.
  • Философская антропология
  • Натурфилософия (философия природы)
  • Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)
  • Философия духа

Практическая философия

Практическая философия — философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

  • Аксиология (теория ценностей).
  • Этика — философия морали. В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки), «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
  • Эстетика — философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
    • Философия искусства
  • Праксеология (прагматика, философия деятельности)
  • Социальная философия
  • Философия религии
  • Философия права
  • Философия образования
  • Философия истории
  • Политическая философия (философия политики)
  • Философия экономики
  • Философия культуры
  • Философия экологии

Философские дисциплины или философские направления

Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

Философские теории идентичности

К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

  • Этнофилософия
  • Философия расы (философия расизма)
  • Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
  • Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
  • Философия традиционализма (философия традиции)
Философские теории, разрабатываемые отдельными школами

Организация философии

См. также

Примечания

  1. http://slovari.yandex.ru/dict/phil_dict/article/filo/filo-847.htm
  2. http://slovari.yandex.ru/dict/ushakov/article/ushakov/21/us4108113.htm
  3. Парменид. Фрагменты. B 3 DK // Фрагменты ранних греческих философов / Изд. подг. А. В. Лебедев. — М., 1989.
  4. Что такое философия? — в: Гусев Д. А.,Манекин Р. В., Рябов П. В. История философии. Учебное пособие для студентов российских вузов — Москва, «Эксмо», 2004, ISBN 5-699-07314-0, ISBN 5-8123-0201-4.
  5. Гегель Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики. — М.: Мысль, 1974. С. 57.
  6. Философия // Большая советская энциклопедия
  7. «Penguin Dictionary of Philosophy» («Философский словарь изд. Penguin»)
  8. Диоген Лаэртский. Книга I // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. — М.: Мысль, 1986.
  9. Фрагмент B 35 DK. Пер. М. А. Дынника.
  10. Парибок А. Философия в Индии // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика, 1996. — С. 432.
  11. Ивин А. А., Никифоров А. Л. Парадоксы импликации // Ивин А. А., Никифоров А. Л. Словарь по логике. — М.: Владос, 1997. — С. 264—266.

Ссылки

Литература

Учебники для начального изучения
  • Вундт В. Введение в философию. М.: Добросвет, 1998.
  • Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.
  • Доброхотов А. Л. Введение в философию. — М., 1995.
  • Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.
Энциклопедии
  • Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  • Современная западная философия: словарь. М.,1991.
История философии
  • История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
  • История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1-4. — М.
  • Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1-4. — СПб.

История русской философии

  • Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т.
  • Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии.
  • Лосский И. О. История русской философии.

Навигаторы

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Определения философии.

В настоящее время в философской литературе имеется ряд определений философии. Вот некоторые из них:

  • Философия – учение о всеобщих принципах бытия и познания.

  • Философия – это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества, познания.

  • Философия – это наука о всеобщем (Гегель).

  • Философия – это учение об отношении человека к миру.

  • Философия – это знание о мире, пропущенное через душу человека.

  • Философия – это критическое отношение к миру, учение об отношении человека к миру, о его познавательных способностях и возможности творить добро и зло.

Предметом философии является всеобщее, то есть то, что присуще всем областям (частям) действительности, что отражает их сущность и является наиболее устойчивым.   Первые философские школы Древней Греции искали то единое, неизменное, из чего, по их мнению, состоит всё многообразие мира. Они назвали это первопричинами, первоначалами (архэ) всего сущего. Так, Фалес, первый из семи мудрецов, провозгласил первоначалом воду (влажное), его последователь Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит -_атом (нечто неделимое, абстрактное, умопостигаемое, чувственно не воспринимаемое начало, подобное бытию Парменида). Это были первые материалистические представления о первоначалах.

У Платона и его последователей, названных впоследствии идеалистами, первоначалом (всеобщей основой) являлись нематериальные сущности. Платон назвал их идеями, эйдосами, парадигмами, Аристотель – формами и т.д. Под всеобщим можно подразумевать не только первоначала и первопричины, но и всеобщие формы мышления: понятия, принципы, законы. У Гераклита таким всеобщим законом, который «правил всем при помощи всего» был Логос.

Философские понятия.

Всеобщие свойства мира выражаются через категории, принципы и законы.

Всеобщие понятия носят название категорий, к которым относятся: бытие, материя, сознание, движение,пространство, время отношение, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, сущность иявление, общее, особенное, единичное, свобода и др.

БЫТИЕ – это всё существующее, как материальное, так и духовное.                             

МАТЕРИЯ – объективная реальность, существующая независимо от человека.

СОЗНАНИЕ – способность человека создавать образы мира, его свойств, его сущности и явлений, высшая способность к адаптации в мире и к его преобразованию.

ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи; изменение вообще, начиная от простого механического перемещения и кончая мыслительными процессами.

ПРОСТРАНСТВО – форма существования вещей в их координационной связи и субординации, характеризуется трёхмерностью и  изотропностью (равноправностью всех направлений).

ВРЕМЯ – форма последовательной смены существования вещей и их состояний, характеризуется длительностью, однонаправленностью и необратимостью существования вещей.

ОТНОШЕНИЕ – опосредованная связь между вещами, явлениями и свойствами объектов.

 ПРИЧИНА – это явление (событие), порождающее другое явление (событие).

СЛЕДСТВИЕ – явление, порождённое причиной.

НЕОБХОДИМОСТЬ  — это такое отношение между явлениями, которое определяет их существование; сужение этого отношения ведёт к сужению возможностей существования этих явлений.

СЛУЧАЙНОСТЬ – форма проявления и дополнения необходимости.

ЦЕЛОЕ – это когерентность, согласованность (синергийность) поведения элементов системы; единство связей и отношений между элементами, образующее интегративное качество, присущее целому и отсутствующее у отдельных частей.

ЧАСТЬ – элемент целого, который, однако, представляет собой самостоятельное целое, но в данном отношении подчиняется целому.

ЯВЛЕНИЕ – сущее как таковое или внешнее проявление, обнаружение сущности.

СУЩНОСТЬ – это основание явления, а также вся совокупность возможностей проявления и дальнейшего развития этого основания. Основанием можно назвать систему законов, управляющих данным явлением.Явление существенно, сущность является (Гегель).

ОБЩЕЕ – свойство, присущее всему классу рассматриваемых явлений.

ОСОБЕННОЕ – свойство, присущее некоторым явлениям рассматриваемого класса.

ЕДИНИЧНОЕ – свойство, присущее одному конкретному явлению.

СВОБОДА – осознанный непринуждённый выбор субъекта на основе познанной закономерности (необходимости).

Итак, философия имеет свой ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ ПОЗНАНИЯ. ОБЪЕКТ философии – общие и всеобщие свойства, законы, отношения в мире, включая человека и его сознание.

ПРЕДМЕТ – это выделенная часть объекта. Но поскольку предмет философии – тоже всеобщее, то объект и предмет познания в ней совпадают!

Предмет и объект философии соотносятся по степени общности – они в конечном счёте тождественны, чего мы не находим ни на одном другом уровне познания.

Из сказанного вытекает, что формирование объекта и предмета философии одновременно создаёт и особую специфику философии, особую структуру её знаний и особую роль в обществе.

В Риме, в Ватиканском дворце, находится зал, на одной из стен которого размещается знаменитая фреска Рафаэля «Философия» (1508-1511), получившая в 17 веке название «Афинская школа».  

Её содержанием является эмоциональное отношение художника к принципу единства фундаментальных закономерностей мироздания и фундаментальных ценностей человеческой жизни, или, другими словами, к принципу единства философской    теории и житейской практики. Это тот самый принцип, который так волновал много лет спустя Иммануила Канта. В тщетных поисках этого принципа  он сформулировал в «Критике практического разума» (1788) свою мысль, ставшую его эпитафией: «Две вещи наполняют мой дух новым и всё большим благоговением – звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне».

Любая развитая философская система покоится на трёх китах: РЕАЛЬНОСТЬ (будь то атомы  Демокрита, идеи и вещи Платона, бытие с его атрибутами и вечным двигателем Аристотеля, божественная сущность и сотворённый ею материальный мир Августина и Фомы Аквинского, субстанция Спинозы, монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля, универсальная воля Шопенгауэра, брахман индийских философов, дао китайских мудрецов и т.д.),ИСТИНА, и ЦЕННОСТЬ. Эти понятия в истории философии могут, разумеется, подвергаться различным модификациям, развиваться и обобщаться, но они не могут «устареть». Это связано с тем, что они учитывают три минимальных требования общечеловеческого здравого смысла – принцип объективности мира, принцип его познаваемости и принцип осмысленности человеческого существования.

В связи с этим обретает особый интерес вопрос об истинности философского знания и о критериях такой истинности. Критерий истинности философского знания лежит за пределами этого знания по той причине, что философское знание есть своеобразная надстройка над теми видами знания, которые связаны непосредственно с практической деятельностью. Таковым, в конечном счёте, является научное знание, как естественное, так и социальное, охватывающее все сферы культуры. Преимущество имеет та философская система, критерий истинности которой совпадает с критерием истинности в науке. Так, многие философские принципы получили научное подтверждение. Рассмотрим некоторые из них. 

studfiles.net

1. Предмет и определение философии.Проблема начала философии. Основные концепции.

Предметом философского изучения явл.мир как целое.философия есть рационализированная,теориотезированная система знаний о мире как целом,о месте в нем человека,об отношениях человека к миру и к самому себе.Философия есть знание о всеобщем,т.е. о всеобщих связях,отношениях,законах.философию можно определить как учение о всеобщих законах движения,развития природы,человеческого общества и человеч.мышления. мощь мира как целого в первую очередь выражается через всеобщие связи и законы, кот. Явл объектом изучения философии.философские вопросы выражают всеобщую сущность,связь .это такие вопросы как что есть материя? Что есть сознание? Что есть человек? Что есть необходимость? Что есть случайность? Что есть добро и зло? Что такое смысл жизни? На многие из этих вопросов невозможно ответить раз и навсегда и они явл вечными темами различных генераций философии.и на эти вопросы различные философы отвечают по разному.решение таких проблем приобретает огромное методологическое значение для частных наук.

2. Основной вопрос и осн направления философии.

Осн проблемой фил явл отношение мышления к бытию ,духа к природе,сознания к материи.при этом в мире есть 2 группы явлений:явление материальное,т.е существует вне и независимо от сознания и явление духовное (идеальное) существует в сознании.При решении основного вопроса философии выделяют 2 сстороны: 1.онтологическая сторона.выделяют след направления:

1)материализм(Гераклит) считает что в отношении материи сознание явл материя.она существует независимо от сознания, явл самостоятельной субстанцией,развивается по своим внутр законам,а сознание есть свойство высокоорганизованной материи,отражает саму себя,т.е сознание определяется материей.

2.идеализм( Платон, Лейбниц, Гегель) выражается в форме объективного идеализма.они считают что в реальности существует только идея.мир людей изначально существует в мировом разуме,мир идей. обьективный существует независимо от нашего сознания,а мир вещей явл лишь воплощением мироидей.большую роль в преображении в конкретную вещь играет Бог творец.субъективный идеализм( Беркли, юм,) считают что идеи материальных вещей сущ только в разуме человека через чувственные ощущения.вне сознания отдельного человека ни материи ни идей не существует.

3.дуализм( Декарт) считает что существует 2 противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия материи и духа.материальные вещи происходят от материальной субстанции,идея от духовных,а в человеке соединяются обе эти субстанции.

4. Теизм ( франц.просветители 18 века) признаёт наличие бога который единажды сотворил мир и уже не участвует в его дальнейшем развитии.теисты считали материю одухотворением,и не противопоставляли материю и дух.

2. При решении гносиологической стороны осн вопроса философии выделяют след направления:

1.эмпиризм/сенсуализм основатель Бэкар считает что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.

2. Рационализм .Декарт полагает что истинное знание может быть получено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта

3. Иррационализм ( Ницше, Шопенгауэр) считают что мир хаотичен,не имеет внутренней логики и никогда не будет познано разумом.

4. Гностицизм считает что мир познаваем и возможности познания не ограничены.

5. Агностицизм (ккант,Юм) считает что мир непознаваем,а возможности познания ограничены опознавательными возможностями человеческого разума.

studfiles.net