Определение института – С. Фролов. Определение понятия «институт». : Социологический клуб Город. Становление социальных институтов Автор неизвестен : Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн

Понятие категории «институт»

Понятие «институт» (от англ. institute — устанавливать, учреждать) было заимствовано экономистами из социальных наук, в частности из социологии. Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности (определение можно также найти в работе Дж. Ролза «Теория справедливости»).

Под институтом понимают публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью. Эти правила специфицируют формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных; по ним же пресекают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. Примерами институтов являются спортивные игры, ритуалы, суды, парламенты, рынки и системы собственности.

В экономическую теорию понятие «институт» впервые было введено Т. Вебленом (1857-1929 гг.). Институты, определял он, — это распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных, выполняемых ими функций; это также система жизни общества, которая может быть охарактеризована как наиболее распространенное представление об образе жизни в обществе.

Под институтами Т. Веблен понимал: способы реагирования на экономические стимулы; структуру производственного или экономического механизма, принятую систему общественной жизни.

Другой основоположник институционализма Дж. Коммонс определяет институт следующим образом: институт — коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия. Классик институционализма У. Митчел (1874-1948 гг.) дает следующее определение: институты — господствующие и в высшей степени стандартизированные общественные привычки.

В настоящее время наиболее распространенной является трактовка понятия «институты» Д. Норта: институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми. Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в обществе. И поэтому имеет большое значение, как оно будет реагировать на них. Таким образом, сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, необязательно окажутся целесообразными даже при сходных условиях в другом (примером могут служить ограничения, налагаемые на экономическое поведение человека различными религиозными культами).

Чтобы избежать согласования внешних факторов, влияющих на успех и принятие решения, в рамках экономического и социального порядков, вырабатываются алгоритмы поведения, являющегося при данных условиях наиболее эффективным. Эти схемы и алгоритмы, или матрицы поведения индивидов, есть не что иное, как институты.

econtool.com

что такое? Значение и определение

В этой статье мы поговорим о понятии «институт». Что такое слово может означать и какой вид учреждения представляет? Некоторые думают, что институт – не что иное, как заведение, в котором люди получают высшее образование. Но это не совсем так. Наша задача — рассказать читателю обо всех типах данного учреждения, познакомить с их назначением. Ведь независимо от того, какое это заведение (международный институт или какой-то другой), каждое из них выполняет свою функцию.

Значение слова

Есть слова, которые могут истолковываться по-разному. Прежде чем приступить к раскрытию данного понятия, следует уделить внимание самому слову «институт». Что такое институт, расскажем далее. Само по себе понятие указывает на некую организацию, которая занимается определенной деятельностью и предлагает населению четко сформулированный перечень услуг.

Стоит отметить, что это не обязательно должно быть учреждение для получения образования. Раньше данное понятие чаще всего использовалось для определения именно такого заведения. Но сейчас это слово благополучно перекочевало в самые разные сферы жизни: экономику, юриспруденцию, здравоохранение, бизнес и многие другие. Теперь, чтобы показать уровень образованности и развития, люди часто применяют данное понятие для указания какой-либо организации. Рассмотрим же некоторые из типов институтов, которые существуют в нашем обществе.

Типы институтов

Итак, в каких же сферах существует институт, что такое заведение делает, какую пользу обществу приносит? Обычно подобная организация работает в следующих направлениях:

  1. Образование. Здесь все достаточно понятно, ведь данные учреждения существуют уже давно. И именно в этом смысле люди чаще всего вспоминают об этом понятии. Сюда можно отнести все заведения, в которых индивиды обучаются и получают диплом.
  2. Наука. Это близкое по понятию к первому, но все же есть и значительное отличие. В таких заведениях не учатся, а исследуют, то есть это некая научная организация.
  3. Общество. Здесь стоит отойти от обычного восприятия слова, подойти к нему с другой стороны. Институт в этом смысле применяется, когда говорят о браке. Семейная ячейка общества – это тоже своего рода организация. Поэтому она также может по праву называться институтом.
  4. Закон. В этой сфере мы также часто используем данное понятие для обозначения любой структуры, призванной защищать и охранять жизнь и права человека.

В принципе, данное понятие может быть применимо для обозначения любой структуры, которая имеет свое назначение и служит для выполнения какой-то определенной задачи или нескольких функций.

Особенности, плюсы и минусы

Итак, мы разобрались с понятием «институт»: что такое слово означает, читатели узнали. Теперь можем рассмотреть и то, к чему обязывает нахождение в одной из подобных структур. Что имеется в виду? Дело в том, что каждый институт несет в себе определенный перечень требований. Например, правила поведения, обязанности, законы. Здесь стоит остановиться на разъяснении положительных и отрицательных сторон данного явления. С одной стороны, всякие ограничения вносят некий дискомфорт для любого человека. С другой — эти же правила и требования делают нашу жизнь более безопасной.

Чтобы объяснить подробней данные понятия, давайте рассмотрим все на примере. Вы имеете права, следовательно, являетесь участником дорожного движения. С одной стороны, вы обязаны следить за состоянием машины, соблюдать правила дорожного движения. Но с другой стороны, эти же правила позволяют вам и вашим близким безопасно передвигаться по улицам города как пешком, так и в транспорте.

Образовательные заведения

Но все же, институт образования является самым устоявшимся и привычным обозначением для данного слова. В этой сфере существует несколько разных ступеней. Дело в том, что институтом в образовательной сфере называется любое учреждение — начиная с детского садика и заканчивая аспирантурой. Если распределить подобные заведения по типам, то получится такая классификация:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • специальные;
  • профессиональные организации.

К дошкольным относятся все заведения, которые занимаются воспитанием малышей до шести лет. Это детские сады, кружки, школы раннего развития и тому подобные учреждения. Данные организации не являются обязательными. Их посещают исключительно по желанию.

Общеобразовательными заведениями считаются все школы с тремя ступенями подготовки: начальной, основной, средней. Также сюда относят гимназии, лицеи и платные элитные школы. В связи с тем, что среднее образование является обязательным в нашей стране, дети должны обязательно посещать одно из представленных учреждений и по окончании получить аттестат о получении образования.

К специальным организациям относят те заведения, которые работают с сиротами, малолетними преступниками, детьми с ограниченными возможностями, в общем, с теми, кто требует особого условия при обучении. Профессиональные институты имеют дело с более взрослыми индивидами, закончившими школу. Сюда относят все учреждения: начиная от ПТУ и техникумов, заканчивая университетами и аспирантурой. Получение профессионального образования не является обязательным. Но в условиях современного общества без него существование представляется невозможным.

Виды учебных заведений

В зависимости от увлечений и интересов человек сам выбирает, в каком направлении получать профессиональное образование. Существуют разные виды институтов, например, политехнический институт, медицинский, педагогический, юридический и многие другие. Стоит внимательно проанализировать свои способности, прежде чем выбрать одно из направлений. Хотя ничто не мешает человеку получить два и больше высших образований. Но кроме них, существует также институт повышения квалификации. Это учреждение, в котором можно повысить свой профессиональный уровень, уже занимая рабочую должность, но желая увеличить разряд или категорию.

Институты в мире

В мировом сообществе также существуют учреждения, которые признаются всеми странами и являются международными. Такими институтами являются:

  1. Международный валютный фонд.
  2. Всемирный банк.
  3. Организация объединенных наций.
  4. Азиатский банк и много других.

Как видно из статьи, понятие «институт» достаточно широкое и многогранное. И нельзя воспринимать данное слово только в одном узком смысле.

fb.ru

ИНСТИТУТ — это… Что такое ИНСТИТУТ?

  • ИНСТИТУТ — (лат. institutum, от instituere постановлять). 1) закрытое женское учебное заведение 2) совокупность юридических норм, обнимающих одно или несколько связных юридических отношений, напр., институт собственности, семьи и проч. 3) мужское высш.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • институт — а, м. institut m. <лат. institutum 1. Общественное установление, учреждение; совокупность правовых норм. Сл. 18. Довольно известно сколь мало щастия имело Русово предположение. Институты, на оном основанные, были подобны .. редким и далеко… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ИНСТИТУТ — ИНСТИТУТ, института, муж. (лат. institutum). 1. Общественное установление, распорядок, узаконенный какими нибудь нормами (юр., офиц.). Институт брака. 2. Название некоторых высших учебных заведений и научных учреждений. Технологический институт.… …   Толковый словарь Ушакова

  • институт — ИНСТИТУТ, института, муж. (лат. institutum). 1. Общественное установление, распорядок, узаконенный какими нибудь нормами (юр., офиц.). Институт брака. 2. Название некоторых высших учебных заведений и научных учреждений. Технологический институт.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ИНСТИТУТ — (от лат. institutum установление учреждение), 1) название различных специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т. п.), а также научно исследовательских учреждений2)] В России до 1917 название… …   Большой Энциклопедический словарь

  • институт — научно исследовательский институт, учреждение, установление, альма матер, заведение Словарь русских синонимов. институт сущ., кол во синонимов: 25 • альма матер (2) • …   Словарь синонимов

  • Институт ЭШ — ЭШ Институт «Экономическая школа»; Экономическая школа с 1991 по 2007 образование и наука, Санкт Петербург, фин. Институт ЭШ Источник: http://www.economicus.ru/about.html …   Словарь сокращений и аббревиатур

  • Институт — (от лат. institutum установление, учреждение) 1) политический: закрепленные и зафиксированные документально юридически или морально нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения,… …   Политология. Словарь.

  • ИНСТИТУТ — (от лат. institutum установление, учреждение) название различных специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т.п.), а также научно исследовательских учреждений. По определению ФЗ О высшем и… …   Юридический словарь

  • Институт — А. Учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов с высшим образованием. Б. Научное учреждение, занимающееся фундаментальными и прикладными исследованиями. В. Учреждение, осуществляющее послевузовское обучение и переподготовку… …   Словарь бизнес-терминов

  • dic.academic.ru

    1. Институт: определение понятия

    Учебники

    1. Институт: определение понятия

    Понятие «институт» (от лат. — установление, учреждение) вошло в научный оборот социологического и политологического знания из юриспруденции, где оно означало систему формально закрепленных правовых установлений, норм, законов регулирующих официальные, государственные виды социальных отношений.

    По вопросу термина «институт» нет согласия среди обществоведов. Так Д.Ш. Ткачев отмечает, что в современной политической науке под институтами понимаются законы, правила игры, определенные кодексы поведения, типы отношений и связей. «Это набор правил, процедура соответствий, моральное и этическое поведение индивидов в интересах максимизации богатства. Институты — это разработанные людьми формальные (законы, конституции) и неформальные (договоры и добровольно принятые кодексы поведения) ограничения, а также факторы принуждения, структурирующие их взаимодействие. Все вместе они образуют побудительную структуру общества и экономик (Норт)». Действительно Д. Норт определяет институт как «созданные человеком ограничения, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие». Одновременно Норт предлагает и несколько иное определение института. Он рассматривает его в виде совокупности «правил, механизмов, обеспечивающих выполнение социальных, экономических и политических взаимодействий и норм поведения, которые структурируют повторяющие взаимодействия между людьми». Но и в данном смысле понятие «институт» отделяется от термина организация (субъекта социальной жизни, общественной группы) и служит для обозначения лишь «правил игры».

    Согласно В.В. Радаеву и О.И. Шкаратан, «понятие институт» используется для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные виды человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

    Вслед за Р. Далем под институтом в данной работе будет пониматься не только формальные и неформальные правила и механизмы их исполнения, но и в более широком смысле «организации, рассчитанные на длительный период, передаваемые из поколения в поколение как бы по наследству».

    В нашем анализе институт соединяет в себе, во-первых, формальные отношения (первоначальный смысл) и неформальные (родственные, дружеские, союзнические) виды связей, которые систематизируют и стандартизируют поведение людей; во-вторых, он включает носителей (субъектов, акторов) социальных отношений, ролей и статусов; в-третьих, поступки или стереотипы человеческого поведения, которые характеризуют отдельного человека, и в отличие от норм и правил, вследствие привычки как таковой, не контролируются другими людьми и, наконец, в-четвертых, предрассудки или народные взгляды (традиции, обычаи). Другими словами, каждый социальный институт, регулирующий ту или иную область общественной жизни, состоит, по меньшей мере, из нескольких элементов: формальные — правовые, административные и организационные — нормы и правила, регламентируемые властными и управленческими органами; механизмы государственного контроля над выполнением установленных норм и правил; механизмы общественного контроля; неформальные нормы, укорененные в культуре данного общества. Эти элементы социального института взаимосвязаны и в реальной жизни всегда сохраняют некоторую автономность.

    Такое широкое понимание термина очень важно при анализе «знаковых» институциальных изменений, которые происходят в различных странах. Так «на траектории институциональных сдвигов могут оказаться пробелы не только в государственном (вертикальном), но и в общественном (горизонтальном) контроле. Свой вклад может вносить и степень рассогласованности между формальными и неформальными нормами или каждым из этих видов норм, с одной стороны, и формальным и неформальным контролем — с другой. Изменения этих элементов относительно независимы друг от друга, и каждый из них вносит свою лепту в трансформацию того или иного института. Поэтому в аналитических целях важно иметь в виду не один и даже не два, а все четыре элемента института и внимательно отслеживать степень соответствия и характер взаимосвязи в меняющихся условиях. Ведь чем сильнее они поддерживают друг друга, тем успешнее трансформация того или иного института; и напротив, рассогласованность их динамики может существенно затруднить институциональные преобразования и даже придать им противоположный знак».

    Одновременно более широкий смысл понятия «институт» можно использовать не только применительно к кардинально меняющимся обществам, но и к стабильным государствам. «С одной стороны, институты — это своего рода выражение духовной общности. Их существование возможно лишь в теле политического сообщества, а не в отрыве от него… Поэтому никакой политический институт не является вещью в себе, он всегда имеет то или иное значение в рамках ментального образа. С другой — будучи однажды установлены, институты приобретают известную самостоятельность по отношению к политическим ментальным конструкциям, начинают жить собственной жизнью. В качестве институтов власти они оказываются под контролем определенных политических сил, которые активно используют их для политической работы — воздействия на процесс формирования и воспроизводства смыслов, значений, идентичностей. Эти силы навязывают собственный «образ политического сообщества», стремясь вытеснить альтернативные значения и смыслы. По сути дела, речь идет о легитимации, которая, объясняя и оправдывая существующий порядок, производит образ целостного политического сообщества, что придает ему относительную устойчивость».

    История политических институтов берет свое начало со времени формирования первых государств (Ассирия, Вавилон, Древний Китай, Древний Египет и др.), когда появляется система назначения на властные должности и знаковая форма регулирования отношений между людьми. Собственно история социальных институтов начинается несколько раньше в период господства патриархальных, «общинно-родовых» отношений. Это периоды человеческой истории, во время которых организационные структуры «связываются» осознанием совместной жизни на основе традиционалистских отношений в социуме.

    Понятие «традиционализм» означает установку на повседневно привычное и веру в него как непререкаемую норму, а традиционалистский авторитет это господство, основанное на том, что действительно, мнимо или предположительно существовало всегда. С появлением у господина личного «штаба управления» (в том числе и военного) традиционное господство тяготеет к патримониализму (М. Вебер), т. е. к формированию государственности и системы политических институтов.

    Теория политических институтов формировалась в русле теории социальных образований. Социальный институт является исходным методологическим понятием в изучении политических институтов. Речь идет о тех составляющих социальных институтов, которые анализировали основоположники данной концепции (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.), их исследования используются при изучении общего и особенного политических образований разных стран.

    Г. Спенсер, например, определял социальный институт как устойчивую структуру социального действия индивидов и социальных групп, упорядочивающую и организующую на нормативной основе удовлетворение их базисных потребностей. По мнению классиков социологии, основными признаками социальных институтов являются:

    1. Прочность социальных связей, основанная на долговременном и устойчивом взаимодействии людей.

    2. Четкое и зафиксированное разделение функций между людьми, их детальная регламентация и регулирование формальными и неформальными нормами живого, социального и позитивного права.

    3. Конкретные и четко определенные образцы поведения, идеалы, ценности и установки, на основе которых протекают взаимоотношения людей при удовлетворении их многообразных потребностей, которые во многих случаях фиксируются в неписаных и писаных кодексах поведения, обычаях, традициях, ритуалах, моральных заповедях и других нормативных и обычно-правовых установлениях.

    4. Социокультурные символы и церемониалы, закрепленные в гербах, знаменах, гимнах, обручальных кольцах, церемониях присяги и многом другом.

    5. Обеспеченные специально подготовленными кадрами особые органы управления и самоуправления институтами, связанные с самоорганизацией и саморегулированием.

    Сложный характер социальных институтов соответствующим образом обусловливает их структурную организацию. Структурные компоненты социальных институтов таковы:

    ? цели и задачи их жизнедеятельности, связанные с удовлетворением при помощи конкретного института совершенно определенной базисной потребности людей;

    ? нормативно оформленные и организованные отношения в рамках конкретного института;

    ? общие и специфические функции, социальные роли и статусы индивидов и социальных групп, вовлеченных в функции социального института;

    ? принципы, методы, средства, ресурсы, то есть технологии функциональной деятельности института по реализации своих целей и задач и удовлетворения базисных потребностей людей. С учетом перечисленных структурных компонентов институциональных систем значение имеют функции социальных институтов, которые подразделяются на универсальные функции для всех установлений и на специализированные, т. е. присущие каждому из них по отдельности и отличающие их друг от друга.

    Среди общих функций следует выделить следующие:

    ? функцию установления легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения конкретных, непреходящих и особо значимых (базисных) для людей потребностей;

    ? социально-регулятивную функцию, связанную с координацией деятельности членов общества и контролем над их поведением посредством обычаев, традиций, принуждения на основе норм живого, социального и позитивного права и других средств;

    ? социально-интегративную функцию, связанную с социальной консолидацией индивидов и социальных групп, вовлеченных в деятельность институтов, в сплоченные социальные сообщества;

    ? статустно-ролевую функцию, обеспечивающую устойчивость социального статуса и ролей индивидов и социальных групп в обществе.

    Наряду с универсальными задачами социальные институты исполняют также многочисленные специализированные функции, благодаря которым они в функциональном отношении отличаются друг от друга. Это относится и к президентской, парламентской, судебной, бюрократической, партийной и др. властям (включенным в государство, политическую систему, политическую жизнь общества и одновременно являющимися элементами общества), которые и составляют политическое содержание общества в социальном измерении.

    Специфика политических институтов проистекает из самой сути политики, которая соотносится со сферой публичных действий и распределительных мер. Она проявляется в виде стремления «к участию во власти или оказанию влияния на власть».

    Политика обнаруживается в форме отношений по принятию решений, распределению благ, выдвижению целей, соисканию власти и т. п., политика — это та сфера общественной жизни, в рамках которой взаимодействуют интересы людей. Одновременно она представляет собой вид профессиональной деятельности (не совпадающей с обществом), через которую осуществляется регулирование общественными отношениями, что находит свое выражение и воплощение в политической власти. Власть — это общественное отношение, которое характеризуется преобладанием одних людей над другими. В жизни общества имеют место различные виды власти: экономическая власть, власть в семье, власть «улицы» и др.

    Политическая власть в лице государства характеризуется рядом отличительных признаков:

    ? публичностью — всеобщностью и «безличностью». Всеобщность и безличность предполагают то, что политическая власть в отличие от приватной (личной, частной, групповой) с помощью «права» и «закона» обращается от имени общества ко всем гражданам, проживающим на определенной территории;

    ? верховенством, обязательностью решений публичной власти для других властей. Политическая власть может ограничить влияние таких учреждений как СМИ, бизнес-сообщества и иные виды социальных образований;

    ? легальностью в использовании силы в пределах данного государства и общества;

    ? моноцентричностью, то есть наличием единого центра принятия решений и контроля за исполнением решений. Социальная (в узком смысле этого понятия), экономическая и другие власти более полицентричны;

    ? многообразием ресурсов. Официальные институты власти способны использовать мифы, страх, насилие, традиции, принуждение, «право» и т. д.

    В структуре власти политологи выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. В качестве субъектов власти выступает государство и его институты, политические элиты, политические партии и лидеры. Объектами власти становятся индивиды, социальные группы, классы, массы людей — население страны. Власть — это двухстороннее, ассиметричное взаимодействие, с доминированием воли властителя. Она не возможна без взаимодействия с объектом в виде подчинения, господства, руководства, регуляции, контроля, координации, мобилизации, организации и управления (функции власти).

    Источниками власти могут выступать авторитет, харизма, сила, престиж, закон, знание, интерес, тайна и др. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Понятия «ресурсы власти» и «основания власти» близки по своему смыслу, но не совпадают полностью. Термин «основания власти» предполагает фундамент, на котором базируются источники власти. Таковым фундаментом могут быть социальные группы, бюрократия, образование, СМИ, конституция и т. д. Ресурсы власти — это все те конкретные средства, использование которых обеспечивает влияние на объект в соответствии с целями субъекта. К ресурсам власти относят — убеждение, поощрение, принуждение, насилие, право, традиции, страх, мифы. Можно выделить также и экономические, социальные, культурно-информационные, демографические ресурсы и др.

    Политическая власть, обеспечивая согласование многообразных интересов различных групп общества (наряду с согласованием интересов она решает и другие задачи), воплощается в политической жизни и политической системе общества, а в концентрированном своем проявлении в государстве как определенном состоянии общества (Н. Макиавелли). Иначе говоря, социальные институты, которые имеют прямое или косвенное отношение к государственной власти (государственная власть является разновидностью политической власти), способствуют выработке стратегии и тактики внутренней и внешней политики, заполнению вакансий в структурах государства, выдвижению политических лидеров и т. д. Такие структурные установления и представляют собой политические институты. Они являются либо составными частями государственного механизма или оказывают влияние на этот механизм.

    Процесс политической институционализации означает превращение социального явления или движения в организованное образование, упорядоченный и формализованный процесс с определенной структурой, властной иерархией и другими признаками организации: дисциплиной, нормами и т. п. Начальные (простые) формы институционализации возникают на уровне общественного самоуправления и самоорганизующихся процессов: групповых или массовых движений, волнений и т. п. В этих образованиях появляются относительно формальные, упорядоченные, направленные действия, лидеры, способные их организовать и возглавить. Как следствие они превращаются в постоянные группы, а само явление или процесс, становится управляемым. Современные, более развитые формы институционализации представлены сложившейся политической системой общества со сформированными политическими институтами и институциональной структурой власти, установлений, учреждений, организаций, политических ассоциаций и т. п.

    Политические институты — это «орудия, через которые и посредством которых осуществляются политические процессы, реализуется власть в обществе, организованном в государство. Деятельность государства наиболее наглядно проявляется в подчинении своих граждан правительственной власти».

    В качестве следствия произошедших и происходящих общественных изменений и теоретического осмысления проблем этих процессов в современном значении институты обозначают два класса социальных и политических явлений. Первое — это политические образования, учреждения с организационной структурой, централизованной властью, исполнительным аппаратом (бюрократией, чиновниками, управляющими, исполнительными служащими). То есть, в виде институтов политической власти — власть представительная, глава государства, правительство, исполнительная власть, судебная власть, региональные структуры власти и др. Второе — формы и виды политических функций, отношений, типов политики и управления. Например, имеют место те ли иные процедуры избрания и назначения доверенных лиц, избрания представительных органов власти различных уровней — парламента и пр., «представляющих» в этих институтах интересы и волю народа, формирование и отставка правительства и т. д.

    Политические институты, учитывая их особенности, следует подразделить на институты власти и институты участия. Критерием для такого деления является степень близости, сопричастности различных элементов общества, его социальных групп к «реальным» политико-управленческим функциям. В своем единстве эти составляющие общества образуют политическую систему в качестве «общественного механизма распределения и осуществления власти». Политическая система состоит из государственных органов и институтов участия, т. е. «официальных институтов» и институтов гражданского общества. К первым относятся институты, которые являются непосредственно частями государственного механизма. Вторые, это те образования, которые способны оказывать или оказывают влияние на государственную власть в обществе.

    Понятие гражданского сообщества предполагает активное вовлечение граждан в общественную жизнь. «Заинтересованность в общественных проблемах и преданность общему делу являются ключевыми признаками гражданской добродетели. При этом очевидно, что далеко не всякая политическая деятельность заслуживает наименования добродетельной или же умножает благосостояние общества. Четкое осознание или достижение общественного блага за счет чисто индивидуальных или сугубо частных целей — вот, по-видимому, формулировка, наиболее точно передающая смысл гражданской добродетели, лежащей в основании гражданского сообщества».

    Гражданские ассоциации могут способствовать эффективности и стабильности политической власти, поскольку внутренне они действуют на формирование политического сознания своих членов, созидая из них граждан гражданского общества, во-первых, а во-вторых, их деятельность влияет на политику государства, вынужденного с ними считаться

      Вперед >
    Содержание

    geum.ru

    ИНСТИТУТ это что такое ИНСТИТУТ: определение — Социология.НЭС

    Институт

    социальный — приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

    Оцените определение:

    Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

    Институт

    от лат. institutum — установление, учреждение) — в узком смысле специализированное научное или учебное заведение, в широком — совокупность норм права в определенном кругу общественных отношений [98].

    Оцените определение:

    Источник: Социальный менеджмент. Словарь-справочник учеб. пособие

    ИНСТИТУТ

    от лат. institution — учреждение, установление) — 1. Учреждение, установление. 2. Совокупность норм права, регулирующих определенную группу обществ. отношений одного порядка и обычно составляющих часть соответствующей отрасли права.

    Оцените определение:

    Источник: Российская социологическая энциклопедия

    ИНСТИТУТ

    самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь терминов по социальной статистике

    ИНСТИТУТ

    самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры и осуществляющее научные исследования.

    Оцените определение:

    Источник: Словарь терминов по социальной статистике. Учебное пособие

    ИНСТИТУТ

    от лат. institutum — учреждение, установление) — англ. institution/»institut; нем. Institution. нем. Institution, soziale. Истор. сложившиеся формы организации и регулирования обществ, жизни (напр., семья, религия, образование и т. д.), обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций, включающие совокупность норм, ролей, предписаний, образцов поведения, специальных учреждений, систему контроля.

    Оцените определение:

    Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

    ИНСТИТУТ

    institute) — установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Термин используется разными способами и, следовательно, часто бывает двусмысленным. Социальный институт относится к образованиям, охватывающим большие массы людей, чье поведение управляется нормами и ролями. В функционалистской теории (см. Функционализм) понятие связано с условиями функциональных предпосылок или функциональных императивов. Малиновский перечисляет семь социальных институтов, в которых соединяются биологические и социально-психологические потребности. Гофман применяет термин тотальное учреждение для обозначения бюрократически организованных институтов (см. Бюрократия), члены которых имеют мало возможностей избегать норм и ролей административной структуры. Институционализация касается процесса, посредством которого разрабатываются и реализуются предназначенные для различных социальных установок нормы и роли. Хотя она часто включает сверхсоциализированную концепцию человека, исследователи, испытывающие влияние феноменологической социологии, подчеркивают творческие и адаптивные аспекты социальной жизни.

    Оцените определение:

    Источник: Большой толковый социологический словарь

    ИНСТИТУТ

    INSTITUTION) Этот термин широко используется для описания регулярно повторяющихся в течение длительного времени социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества. Так же, как и понятие роли, понятие института обозначает установленные образцы поведения, однако институт рассматривается как единица более высокого порядка, более общая, включающая множество ролей. Так, школа как социальный институт охватывает роли учащихся, учительские роли (обычно включающие различные роли для «младших», «старших» и «ведущих» учителей), а также, в зависимости от степени автономии школы по отношению к внешним структурам, роли родителей и роли менеджеров/инспекторов, связанные с соответствующими властями в сфере образования. Институт школы в целом охватывает все эти роли во всех школах, образующих школьную систему образования в данном обществе. Обычно выделяют пять основных комплексов институтов: (1) экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; (2) политические институты, регулирующие осуществление власти и доступ к ней; (3) институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; (4) институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи; (5) институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Институционализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными для того, чтобы их можно было описывать как институты. Это понятие играет важную роль в противодействии взгляду, согласно которому институты представляют собой данные и неизменные реальности, указывая на то, что изменения в социальной практике ведут как к модификации существующих институтов, так и к возникновению новых институциональных форм. Понятие институционализации связано с тем положением теории ролей, в соответствии с которым люди обладают определенной свободой «выработки ролей» в своем взаимодействии с другими людьми, а не просто следуют предписанным образцам поведения. Понятие института широко используется в социологии, хотя часто и без уточнения его значения. Различные социологические школы трактуют его различным образом. Функционалисты, например, могут считать, что институты удовлетворяют «потребности» индивидов или обществ, тогда как феноменологи интересуются тем, каким образом люди создают или адаптируют институты, а не просто реагируют на их существование. См. также: Норма; Социальная структура; Сравнительный метод; Потребность; Экономическая социология. Лит.: Eisenstadt (1968b; 1968c)

    Оцените определение:

    Источник: Социологический словарь

    voluntary.ru

    Понятие института государственности

    Институционализм и институт государственности. В обыденном словоупотреблении термин «институт» используется по-разному. В науке этому термину придается свое содержание. В политологии, характеризуя политическую систему, говорят о ее институциональной стороне (государство, партии и др.). В теории права есть понятие правового института, в гражданском праве говорится об институте собственности, в административном — об институте государственной службы, в трудовом — об институте коллективного договора и т.д. Однако в праве речь идет об определенной совокупности норм, регулирующих группу однородных общественных отношений, тогда как для государствоведения главное значение имеют фактические отношения, структуры государственности, хотя, конечно, при их изучении не исключается анализ правовых норм. Как говорилось, государство — это особый политический институт в стратифилированном, асимметричном обществе. В свою очередь государство для разделения управленческого труда, профессионализации создает различные институты, причем не только организационного, но и функционального характера (например институты главы государства, референдума, чрезвычайного положения). Этот подход принят и в субъектах федерации. Поэтому в обобщенном виде такие институты называют институтами государственности.

    В исследованиях по вопросам государствоведения понятие института стало утверждаться сначала в конституционном праве, которое при своем возникновении, да и в дальнейшем, было тесно связано с государствоведением: одним из двух основных разделов конституционного права длительное время было изучение государственной власти (вторым — основные права человека и гражданина). Обоснование понятия института связано с работами французского юриста М. Ориу (1856—1929), основателя школы институционализма. Наиболее широкое распространение это понятие получило в работах французских и итальянских авторов, в англосаксонской доктрине оно фактически не используется.

    М. Ориу считал, что многие правовые институты являются не только результатом юридической техники (конструкцией на основе норм), но и элементом организации общества. Он утверждал, что всякая общественная группа становится институтом (точнее, институцией, он употреблял именно последнее слово), как только у этой группы будет признано наличие особой воли, отличной от воли составляющих ее членов или иных слагаемых. М. Ориу относил, в частности, к числу институций профсоюзы, банки, церковь, само государство.

    После Второй мировой войны концепция М. Ориу была уточнена его последователями (особенно итальянскими государствоведами). Они заявляли, что государство представляет собой не только своеобразное юридическое лицо, но определенный (в том числе правовой) порядок в обществе, а главным элементом такого порядка служит не норма права, а институт как действующая организация общественной группы. Ни М. Ориу, ни его последователи не отождествляли общественную группу с ее институтом. Первая была своего рода материальной основой института, сам же институт представлял собой некое организационно-правовое выражение группы, мыслился в значительной степени как абстракция. К тому же, институционалисты занимались главным образом не институтами государственности, а институтами общества в целом, о чем свидетельствуют и указанные выше вычленения институтов. Тем не менее концепция института считается одним из важнейших вкладов французских конституционалистов в развитие некоторых гуманитарных наук в мире.

    Идеи институционалистов были восприняты современными конституциями франкоязычных развивающихся стран (например конституция Мадагаскара 1975 г.), которые употребляют словосочетание «институт государства». К таким институтам они относят важнейшие органы государства, составляющие основу государственной структуры — президента, парламент, правительство, высший орган конституционного контроля, а иногда — Военный комитет развития (этот орган занимался, главным образом, организацией использования вооруженных сил на стройках, в сельском хозяйстве и т.д.).

    Современное определение института государственности. Опираясь на сложившиеся в литературе и некоторых конституциях подходы, можно выделить некоторые признаки института государственности в его современном толковании и попытаться дать определение.

    Во-первых, как говорилось, институт государственности — это не система норм (как в праве) и не определенная часть, компонент в политической системе (как в политологии), а элемент государственности, основная единица для ее анализа в той или иной стране. Во-вторых, хотя роль и место любого института государственности могут быть объяснены только с учетом взаимосвязей с другими институтами (а при более широком подходе — с другими общественными явлениями), такой институт — это всегда относительно обособленная часть государственной структуры, обладающая определенной автономией. Свои сферы деятельности и процедуры присущи институту правительства, специфические задачи выполняет институт чрезвычайного положения, своя роль у института административного контроля за законностью деятельности местного самоуправления (например во Франции). В-третьих, будучи частью более широкой структуры — государства, институт государственности обладает регулятивным характером. Каждый из них регулирует /определенную сферу общественных отношений (свою — институт автономии, свою — институт уполномоченного парламента по правам человека и т.д.). В-четвертых, институт государственности всегда является способом организации определенных связей и отношений как целостной структуры (например институт выборов регулирует роль граждан в определении характера государственной власти).

    В-пятых, любой институт государственности всегда имеет не только свою организацию (она может быть различной), но и свое функциональное назначение. Такие институты создаются государственной властью именно для того, чтобы выполнять задачи по регулированию определенной сферы общественных отношений.

    Резюмируя сказанное, можно констатировать: институт государственности — это относительно обособленная организационно-функциональная структура, выполняющая частичную функцию в целостной системе государственного регулирования общественных отношений.

    psyera.ru

    определение понятия, виды и функции

    Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле — это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

    Социальные институты (insitutum — учреждение) — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

    Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями — связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

    В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые — появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

    Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

    К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.

    Семья — важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.

    Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).

    Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

    Церковь — религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.

    ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

    Деятельность социального института определяется:

    1.  во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

    2.  во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;

    3.  в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

    Важнейшими социальными институтами являются:

    1.  государство и семья;

    2.  экономика и политика;

    3.  производство;

    4.  культура и наука;

    5.  воспитание;

    6.  СМИ и общественное мнение;

    7.  право и образование.

    Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для обществасоциальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.

    Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:

    1.  реляционные;

    2.  регулятивные.

    Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).

    Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

    В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.

    Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.

    Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

    ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

    Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.

    Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные(физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.

    В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.

    Общие функции:

    1.  Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.

    2.  Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.

    3.  Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

    4.  Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.

    5. Отдельные функции:

    6.  Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).

    7.  Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).

    8.  Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.

    9.  Политические институты, ведающие организацией политической жизни.

    10.  Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.

    11.  Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.

    12.  Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.

    Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.

    studfiles.net