Определение гипотезы – Что такое гипотеза? Гипотеза. Определение термина гипотеза. Значение слова гипотеза.

Что такое гипотеза? Определение и понятие

Об этом утверждении можно судить, истинно оно или ложно. Это утверждение требует доказательства. Именно оно является необходимым звеном в развитии науки.

В данной публикации мы дадим определение понятия «гипотеза», а также расскажем о некоторых шокирующих гипотезах современного мира.

Значение

Гипотеза (от греческого hypothesis, что значит «основание») — это предварительное предположение, объясняющее некое явление или группу явлений; может быть связано с существованием объекта или предмета, его свойствами, а также причинами его возникновения.

Сама по себе гипотеза не истинна и не ложна. Лишь получив подтверждение, данное высказывание превращается в истину и перестает существовать.

В словаре Ушакова есть и другое определение, что такое гипотеза. Это научное недоказанное предположение, обладающее определенной вероятностью и объясняющее явления, которые без этого предположения необъяснимы.

Владимир Даль в своем словаре также объясняет, что такое гипотеза. Определение гласит, что это догадка, умозрительное (не опирающееся на опыт, отвлеченное) положение. Данное толкование довольно просто и кратко.

Не менее известный словарь Брокгауза и Ефрона также разъясняет, что такое гипотеза. Определение, приводимое в нем, связано только с системой наук о природе. По их словам, это предположение, высказываемое нами для толкования явлений. К таким высказываниям человек приходит, когда не может установить причины явления.

Ступени развития

В процессе познания, который заключается в постановке предположения, выделяется 2 ступени.

Первая, которая состоит из нескольких этапов, — развитие собственно предположения. На первом этапе данной ступени происходит выдвижение положения. Чаще всего это догадка, даже частично необоснованная. На втором этапе с помощью этой догадки объясняются ранее известные факты и те, которые открылись уже после появления предположения.

Чтобы быть гипотезой, предположение должно соответствовать некоторым требованиям:

1. Оно не должно противоречить самому себе.

2. Выдвинутое положение должно быть проверяемым.

3. Оно не может противоречить тем фактам, которые не относятся к области гипотезы.

4. Оно должно соответствовать принципу простоты, т. е. в нем не должно быть фактов, которые оно не объясняет.

5. Оно должна содержать новый материал и обладать дополнительным содержанием.

На второй ступени происходит развитие знания, которое человек получает при помощи гипотезы. Проще говоря, это ее доказательство или опровержение.

Новые гипотезы

Говоря об определении, что такое гипотеза, следует уделить внимание и некоторым из них. Современный мир достиг огромных успехов в области познания мира и научных открытий. Многие ранее выдвинутые гипотезы были опровергнуты и заменены новыми. Ниже приведены некоторые из самых шокирующих гипотез:

1. Вселенная — это не бесконечное пространство, а материальная сущность, созданная по единому закону. Ученые считают, что Вселенная имеет некую ось, вокруг которой и вращается.

2. Все мы — клоны! По мнению канадских ученых, все мы являемся потомками клонированных существ, искусственно созданных гибридов, выращенных из одной клетки в пробирке.

3. Проблемы со здоровьем, с репродуктивной деятельностью, а также снижение сексуальной активности связаны с появлением синтетических веществ в пище.

Таким образом, гипотеза не является достоверным знанием. Это лишь предпосылка к его появлению.

fb.ru

Определение гипотезы: Что такое научная гипотеза?

Научная гипотеза является исходным строительным блоком в научном методе. Многие описывают это как «образованное предположение», основанное на предварительных знаниях и наблюдениях. Хотя это верно, определение можно расширить. Гипотеза также включает объяснение того, почему предположение может быть правильным.

Основы гипотез

Гипотеза — это предлагаемое решение для необъяснимого явления, которое не вписывается в современную принятую научную теорию. Основная идея гипотезы состоит в том, что нет заранее определенного результата. Для гипотезы, которую следует назвать научной гипотезой, она должна быть чем-то, что может быть подтверждено или опровергнуто с помощью тщательно продуманных экспериментов или наблюдений. Это называется фальсифицируемостью и проверяемостью. Идея, выдвинутая в середине 20-го века британским философом по имени Карл Поппер, согласно Британской энциклопедии.

Ключевая функция на этом этапе в научном методе — вывести прогнозы из гипотезы о результатах будущих экспериментов, а затем провести эти эксперименты, чтобы увидеть, поддерживают ли они прогнозы.

Гипотеза обычно записывается в форме утверждения. Это утверждение дает возможность (если) и объясняет, что может случиться из-за возможности (тогда). В заявлении также может содержаться «возможно».

Вот несколько примеров высказываний гипотез:

  • Если чеснок отталкивает блох, то у собаки, которая ест чеснок каждый день, не водятся блохи.
  • Бактериальный рост может зависеть от уровня влажности в воздухе.
  • Если сахар вызывает кариес, то люди, которые едят много конфет, могут быть более склонны к кариесу.
  • Если УФ-излучение может повредить глаза, возможно, ультрафиолетовый свет является причиной слепоты.

Проверка гипотезы

Обратите внимание, что все вышеприведенные утверждения проверяются. Первичная черта гипотезы состоит в том, что что-то можно протестировать и что эти тесты могут быть воспроизведены.

Примером непроверенного утверждения является: «Все люди влюбляются хотя бы один раз». Определение любви субъективно. Кроме того, невозможно было бы опросить каждого человека о его любовной жизни. Неопровержимое утверждение может быть изменено, чтобы сделать его проверяемым. Например, предыдущее заявление могло быть изменено на: «Если любовь — важная эмоция, некоторые могут полагать, что каждый должен влюбиться хотя бы один раз». С этим заявлением исследователь может опросить группу людей, чтобы увидеть, как многие считают, что люди должны влюбиться хотя бы один раз.

Гипотеза часто исследуется несколькими учеными для обеспечения целостности и достоверности эксперимента. Этот процесс может занять годы, и во многих случаях гипотезы не идут дальше в научном методе, поскольку трудно собрать достаточные подтверждающие доказательства.

Нулевая, альтернативная, двухсторонняя гипотезы

Нулевая гипотеза — это имя, данное гипотезе, которая может быть ложной или не имеет никакого эффекта. Часто, во время теста, ученый изучит еще одну ветвь идеи, которая может работать, что называется альтернативной гипотезой, по данным Калифорнийского университета в Беркли.

Во время теста ученый может попытаться доказать или опровергнуть только нулевую гипотезу или проверить как нулевую, так и альтернативную гипотезу. Если гипотеза определяет определенное направление, это называется односторонней гипотезой. Это означает, что ученый полагает, что результат будет либо с эффектом, либо без эффекта. Когда гипотеза создается без предсказания результата, она называется двухсторонней гипотезой, поскольку возможны два возможных результата. Результат может быть эффективным или без эффекта, но пока тестирование не будет завершено, нет способа узнать, какой результат он будет.

Во время тестирования ученый может столкнуться с двумя типами ошибок. Ошибка типа I — это когда нулевая гипотеза отклоняется, когда она истинна. По словам Университета Калифорнии, Беркли, ошибка типа II возникает, когда нулевая гипотеза не отвергается, когда она ложна.

При анализе результатов гипотеза может быть отклонена или изменена, но она никогда не может быть доказана в 100% случаев. Например, относительность была проверена много раз, поэтому она обычно принимается

tagweb.ru

Что такое научная гипотеза? | Определение гипотезы

Научная гипотеза — это исходный строительный блок в научном методе. Многие описывают это как «образованное предположение», основанное на предварительных знаниях и наблюдениях. Хотя это верно, определение можно расширить. Гипотеза также включает объяснение того, почему предположение может быть правильным.

Основы гипотез

Гипотеза является предлагаемым решением для необъяснимого явления, которое не вписывается в современную принятую научную теорию. Основная идея гипотезы состоит в том, что не существует заранее определенного результата. Чтобы гипотеза была названа научной гипотезой, она должна быть чем-то, что может быть подтверждено или опровергнуто с помощью тщательно продуманных экспериментов или наблюдений. Это называется фальсифицируемостью и проверяемостью, идея, выдвинутая в середине 20-го века британским философом по имени Карл Поппер, согласно Британской энциклопедии.

Ключевой функцией на этом этапе научного метода является получение прогнозов из гипотез о результатах будущих экспериментов, а затем проведение этих экспериментов, чтобы выяснить, поддерживают ли они прогнозы.

Гипотеза обычно записывается в форме утверждения если/тогда (if / then). Это утверждение дает возможность (если) и объясняет, что может случиться из-за возможности (тогда). Может быть также добавлено «может».

Вот несколько примеров операторов гипотез:

  • Если чеснок отталкивает блох, то собака, которая ест чеснок каждый день, не подхватит блох.
  • На рост бактерий могут влиять уровни влажности в воздухе.
  • Если сахар вызывает кариес, то люди, которые едят много конфет, могут быть более склонны к кариесу.
  • Если УФ-свет может повредить глаза, возможно, ультрафиолетовый свет является причиной слепоты.

Проверка гипотезы

Обратите внимание, что все вышеприведенные утверждения проверяются. Основной признак гипотезы состоит в том, что что-то можно протестировать и что эти тесты могут быть воспроизведены.

Примером непроверенного утверждения является: «Все люди влюбляются хотя бы один раз». Определение любви субъективно. Кроме того, было бы невозможно опросить каждого человека о своей любовной жизни. Непростое утверждение может быть изменено, чтобы сделать его проверяемым. Например, предыдущее заявление могло быть изменено на: «Если любовь — важная эмоция, некоторые могут полагать, что каждый должен влюбиться хотя бы один раз». С этим заявлением исследователь может опросить группу людей, чтобы увидеть, как многие считают, что люди должны влюбиться хотя бы один раз.

Гипотеза часто исследуется несколькими учеными для обеспечения целостности и достоверности эксперимента. Этот процесс может занять годы, и во многих случаях гипотезы не идут дальше в научном методе, поскольку трудно собрать достаточные подтверждающие доказательства.

«Как полевому биологу, моя любимая часть научного метода находится в области сбора данных», — сказал в прямом эфире Хайме Таннер, профессор биологии в колледже Marlboro. «Но что действительно делает это интересным, так попытка ответить на вопрос, поэтому первый шаг в определении вопросов и создании возможных ответов (гипотез) также очень важен и является творческим процессом. Затем, как только вы соберете данные, проанализируйте, чтобы узнать, поддерживается ли ваша гипотеза или нет».

Нулевая гипотеза — это гипотеза, которая может быть ложной или не имеет никакого эффекта. Часто, во время теста, ученый изучит еще одну ветвь идеи, которая может работать, что называется альтернативной гипотезой.

Во время теста ученый может попытаться доказать или опровергнуть только нулевую гипотезу или проверить как нулевую, так и альтернативную гипотезу. Если гипотеза указывает на определенное направление, это называется односторонней гипотезой. Это означает по мнению ученого, что результат будет либо с эффектом, либо без эффекта. Когда гипотеза создается без предсказания результата, она называется двухсторонней гипотезой, потому что возможны два возможных результата. Результат может быть с эффектом или без эффекта, но пока тестирование не будет завершено, нет способа узнать, какой будет результат.

Во время тестирования ученый может столкнуться с двумя типами ошибок. Ошибка типа I — нулевая гипотеза отклоняется, когда она истинна. Ошибка типа II возникает, когда нулевая гипотеза не отвергается, когда она ложна.

При анализе результатов гипотеза может быть отвергнута или изменена, но она никогда не может быть доказана в 100% случаев. Например, относительность была проверена много раз, поэтому она обычно принимается как истина, но может быть случай, который не встречался, где это неверно. Например, ученый может сформировать гипотезу о том, что определенный тип томатов является красным. Во время исследования ученый обнаруживает, что каждый помидор этого типа является красным. Хотя его результаты подтверждают его гипотезу, где-то в мире может быть помидор, который не является красным. Таким образом, его гипотеза верна, но не в 100% случаев.

Эволюция гипотезы

Большинство формальных гипотез состоят из понятий, которые могут быть связаны и проверены их отношения. Группа гипотез объединяется, чтобы сформировать концептуальную основу. Поскольку для подтверждения гипотезы собраны достаточные данные и доказательства, она становится рабочей гипотезой, которая является важной вехой на пути к становлению теории. Хотя гипотезы и теории часто путают, теории являются результатом проверенной гипотезы. Хотя гипотезы — это идеи, теории объясняют результаты тестирования этих идей.

«Теории — это то, как мы понимаем, что мы наблюдаем в естественном мире. Теории — это структуры идей, которые объясняют и интерпретируют факты», — сказал Таннер.

medictionary.ru

Гипотеза это что такое Гипотеза: определение — Педагогика.НЭС

Гипотеза

научное предположение, выдвигаемое для   ^ объяснения каких-либо явлений.

Оцените определение:

Источник: Исследовательская деятельность

Гипотеза

от греческого- основание, предположение)-предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений.

Оцените определение:

Источник: Терминологический словарь современного педагога

ГИПОТЕЗА

компонент научного исследования или опытно-экспериментальной работы, заключающий в себе предположение о возможном результате и условиях его достижения [5, c. 24; 19, c. 80; 66, c. 71; 91, c. 115].

Оцените определение:

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ГИПОТЕЗА

основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Формулировка гипотезы в пед. исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных пед. процессов и явлений.

Оцените определение:

Источник: Педагогический словарь

ГИПОТЕЗА

от греч. hypothesis — основание, предположение) — научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией; она верифицируется (проверяется) соответствующими фактами опыта, в особенности экспериментом, получая характер истины.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

ГИПОТЕЗА

научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки. Г. проверяется практикой. Обоснованная и подтвержденная опытом Г. превращается в достоверное знание, в теорию. Использование Г. в школьном обучении способствует развитию у учащихся логического мышления, воображения, овладению элементами творческой деятельности. Наибольшие возможности для применения Г. открывает проблемное обучение. См. также Рассуждение

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Гипотеза

основание, предположение) — научное предположение в виде высказывания, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически). В психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения(экстраполяции)субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. Гипотезы могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Гипотезы относительно принципа («идеи») решения. Использование Гипотезы в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Гипотезы. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация (проверка на истинность) Гипотезы являются единственной формой решения. Отличие психологического понимания Гипотезы от логического состоит в том, что в логике Гипотезы рассматриваются с точки зрения их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с точки зрения результата мышления и способов его получения (способов доказательства и опровержения), а в психологии Гипотезы исследуются как механизм этого процесса, как само движение мысли.

Оцените определение:

Источник: Словарь по педагогической психологии

Гипотеза

это высказывание, предполагаемое или явное, содержание которого имеет информационную и интонационно-интенционную составляющие. Информация в гипотезе выражает представление о чем-либо, соответствующем некоторому вопросу, ставшему источником поиска и нахождения ответа автором гипотезы. Интонационно-интенциональное проявление автора гипотезы состоит в придании ответу предположительности, модальности возможности и необходимости проверочной процедуры, в которой либо эта модальность заменяется модальностью долженствования или действительности, либо гипотеза лишается смысла и не рассматривается в дальнейшем, либо откладывается для повторных проверок. Как правило, гипотезы порождаются в инновационной практике и, в особенности, в научных исследованиях. В силу новизны ситуаций, дополнительных сведений, мнений прежние представления, гипотетичность которых уже была преодолена раньше, перестают быть достаточными и появляется потребность в ведении представлений, требующих проверки на «истинность», соответствие реальности. В научных исследованиях поддерживается культура слежения за границей между представлениями, прошедшими разнообразную и прежде всего модельно-экспериментальную проверку на «истинность», и теми, которые обеспечивают рост научного знания. Последние выступают сначала в статусе гипотез, а затем, по мере осуществления подтверждающих процедур, переходят в статус научных знаний. Гипотетические утверждения организуются системой вопросов, выдвижение которых составляет особую составляющую культуры мышления при поиске возможностей расширения объема и качества знания. Она базируется на процедуре проблематизации. Таким образом, Г.утверждение, предполагающее проверку правомерности отнесения его содержания к какому-нибудь явлению или объекту. .

Оцените определение:

Источник: Методологический словарь для стратегов

ГИПОТЕЗА

от греч. hypothesis — основание, предположение), научно обоснованное допущение или предположение, истинное значение к-рого неопределенно; форма развития науки. Г. — один из методов науч. исследования, познания действительности. После изучения характерных черт явлений, обстоятельств, условий и т. д. можно высказать предположение о сущности данного явления (или классов явлений), начать построение Г. Ход мысли в этом случае облекается в форму своеобразного умозаключения. При построении Г. умозаключение идет от наличия следствия (того или иного факта или явления) к наличию основания (причины) или от сходства следствий или признаков к сходству оснований. Дальнейший шаг науч. исследования заключается в проверке Г. практикой. Обоснованная и подтвержденная опытом Г. превращается в достоверное знание, в теорию. Напр., выдвинутая Д. И. Менделеевым и подтвержденная затем многочисл. фактами Г. о том, что свойства хим. элементов зависят от их атомных весов, указала причину различия свойств элементов, привела эти элементы в стройную систему и дала могучий толчок развитию химии.

В процессе шк. обучения следует разъяснять учащимся значение Г., условия ее правильного построения и применения: Г. должна быть достаточно обоснованной, внутренне непротиворечивой; нельзя допускать противоречия между гипотетич. и установленными положениями. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы наряду с др. формами суждений учащимися использовались и Г.; наиб. возможности для применения Г. открывает проблемное обучение. С помощью системы вопросов, к-рые задает учитель, уч-ся учатся выдвигать Г., обосновывать ее (если нужно) экспериментально или с помощью системы рассуждений, формулировать полученный в результате вывод. Г. применяются в основном в обучении предметам естеств. цикла, когда при объяснении темы вводятся целостные проблемные задания или перед учащимися ставятся отд. вопросы проблемного характера. Использование Г. способствует развитию у учащихся логич. мышления, воображения, овладению элементами творческой познават. деятельности, делает обучение более активным и интересным. Лит.: Копни и П. В., Гносеология, и логич. основы науки, М., 1974; Формальная логика, Л., 1977; Карпович В. Н., Проблема, гипотеза, закон, Новосиб., 1980, с. 57 —120; Дидактика ср. школы, под ред. М. Н. Скаткина, М., 1982, с. 197—207; X а-лилов У. М., Некрые вопросы развития продуктивного мышления школьников при решении уч. матем. проблем, в кн.: Пути формирования творч. мышления школьников, Уфа, 1983, с. 74—77. А. Н. Ждан.

 

Оцените определение:

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

Гипотеза

предположение, опирающееся на конкретные эмпирические данные. Построение Г. происходит на основе анализа исходных данных, их сопоставления, выявления существенных связей и синтеза. При использовании Г. в публичных выступлениях следует иметь в виду проблематичность выраженного в них знания. Поэтому при сопоставлении конкурирующих Г. речь может идти не о достоверности, а лишь о большей или меньшей степени вероятности той или иной Г. Выдвинуть Г. – значит сформулировать предположение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений или предсказать наиболее вероятный ход и результаты эксперимента. Нужно, в первую очередь, проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, что следствием. Всякая Г. находится в определенной связи с имеющимися знаниями (известными вам теорией, законом, правилом, решенной ранее задачей и т.д.). Логический путь выдвижения Г. может быть различным: а) индуктивный путь: от наблюдения единичных фактов – к выдвижению Г. – к последующим индуктивным обобщениям; б) дедуктивный путь: от применения известной теории, законов, правил для объяснения наблюдаемых явлений, фактов – к выдвижению Г. – к экспериментальной проверке Г.; —                при индуктивном пути выдвижения Г. там, где возможно, используйте умозаключения по аналогии; —                при дедуктивном пути выдвижения Г. соотнесите ваши прежние знания (теорий, законов, правил и т.д.) с вновь наблюдаемыми фактами, явлениями; —                иногда бывает полезно вначале выдвинуть все возможные Г., а затем на основе критического анализа отобрать наиболее правдоподобные; —                не бойтесь думать раскованно, избегайте шаблонов в своих рассуждениях; —                в случае затруднения при выдвижении Г. освободите вашу задачу от всех излишних представлений, сведите ее к простейшему вопросу; —                иногда полезно ставить перед собой и ответить на следующие вопросы: что известно? Какие условия являются необходимыми и достаточными, чтобы наблюдать новые для вас явления? Нельзя ли из рассмотрения исключить ряд условий, часть того, что дано? —                проверить Г. – это значит установить, что следствия, которые должны из нее вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, с результатами эксперимента; —                проверяя Г., необходимо выяснить, не противоречит ли она ранее установленным законам, правилам? Внесли бы вы какие-либо изменения в данное предписание? Если да, то почему? На формирование каких умений нацелено это предписание?  

Оцените определение:

Источник: Творчество. Краткий педагогический словарь

didacts.ru

Гипотеза | Гуманитарная энциклопедия

Гипотеза — это форма вероятностного знания, истинностное значение которого неопределённо. В научном познании (см. Наука) гипотеза рассматривается как метод развития научного знания (см.  Методы научного познания), включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку [частично обоснованных] допущений или предположений, и как структурный элемент научной теории (см. Теория). В обыденном сознании гипотеза чаще всего понимается как предположительное решение какой-либо проблемы или правдоподобное объяснение какого-либо явления. В целом, гипотетическое знание широко используется в любой сфере осмысленной человеческой деятельности.

Метод гипотез получил наибольшее развитие в науке как форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию, выводящая за рамки наличного (имеющегося) знания и способствующая (в отдельных случаях) реализации новой идеи. С точки зрения требований современной методологии науки (см. Методология науки), то или иное предположение может получить статус научной гипотезы, если оно удовлетворяет следующим требованиям:

  1. Предположение должно быть логически непротиворечивым.
  2. Предположение не должно противоречить фундаментальным положениям науки, в рамках которой выдвигается гипотеза (положение этого требования не является абсолютным, так как в некоторых случаях полезно подвергнуть сомнению сами эти положения; если же фундаментальные положения науки, которым противоречит выдвигаемое предположение, не поддаются опровержению, под сомнение берётся предположение).
  3. Предположение должно быть принципиально проверяемым. Если предположение в принципе нельзя проверить (обосновать или опровергнуть), оно не признаётся в качестве гипотезы.
  4. Предположение не должно противоречить ранее установленным фактам, для объяснения которых оно не предназначено (не относящимся к предметной области выдвигаемой гипотезы).
  5. Предположение должно быть приложимым к возможно более широкому кругу явлений. Это требование позволяет из нескольких гипотез, объясняющих один и тот же круг явлений, выбрать наиболее простую — поэтому его часто называют
    принципом простоты
    .
  6. Предположение должно быть эффективным в познавательном или практическом отношении (в частности, позволяющим разработать или конкретизировать программу дальнейших исследований).

Функционально гипотеза оформляется как предварительное объяснение некоторого явления или группы явлений. Гипотеза строится, исходя из предположения об имплицитном существовании некоторого отношения порядка, реализуемого как последовательность чередования явлений, позволяющих (при соблюдении норм и правил процедуры) делать заключения (выводы, предположения) о структуре объектов, характере и существенности фиксируемых связей объектов, признаков, параметров и так далее, детерминированности одних явлений другими.

По функциям в познавательном процессе различают гипотезы описательные и объяснительные:

  1. Описательная гипотеза — это предположение о присущих исследуемому объекту или явлению свойствах. Такие гипотезы обычно отвечают на вопрос: «Что представляет собой данный предмет или явление?» или «Какими свойствами обладает данный предмет или явление?» Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта или явления, которые называют экзистенциальными гипотезами.
  2. Объяснительная гипотеза
     — это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно отвечают на вопрос: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета или явления?».

История науки показывает, что в процессе развития знаний вначале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт существования конкретных объектов или явлений. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов или явлений. Последняя ступень — построение объяснительных гипотез, раскрывающих механизм и причины возникновения исследуемых объектов или явлений.

По объекту исследования различают гипотезы общие и частные:

  1. Общая гипотеза — это обоснованное предположение о закономерных связях и эмпирических регулярностях. Общие гипотезы выполняют роль основы в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.
  2. Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Наряду с терминами «общая» и «частная» гипотеза в науке используется термин «рабочая гипотеза», под которым понимается выдвигаемое на первых этапах исследования обоснованное предположение. Специфика рабочей гипотезы — в условном и, тем самым, временном её принятии. Она служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Из рабочей гипотеза может превратиться в устойчивую и плодотворную. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена её несовместимость с новыми фактами.

gtmarket.ru

§ 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

Гипотеза — это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

характерные черты гипотезы:

(1) Гипотеза — это всеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результате анализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1) описательные и (2) объяснительные.

(1) Описательная гипотеза это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава или структуры объекта, раскрытия механизма или проце­дурных особенностей его деятельности, определения функциональ­ных характеристик объекта.

(2) Объяснительная гипотеза — это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.

(1) Oбщей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.

(2) Частная гипотеза — это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин «рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза — это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

§ 4. Способы доказательства гипотез

Основными являются три способа: дедуктивное обоснование выражен­ного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипо­тезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.

(1) Непосредственное обнаружение искомых предметов. Наиболее убедительным способом превращения предполо­жения в достоверное знание является непосредственное обнаруже­ние в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.

(2) Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие суще­ственные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования.

Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обо­снования может протекать в форме косвенного или прямого доказывания.

Косвенное доказывание протекает путем опровержения и ис­ключения всех ложных версии, на основании чего утверждают до­стоверность единственного оставшегося предположения.

Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения.

Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

В – 26 и 27

Фигуры и модусы категорического силлогизма

В посылках простого категорического силлогизма средний тер­мин может занимать место субъекта или предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидности силлогизма, которые на­зывают фигурами (рис. 52).

М

М

Рис.52

В первой фигуресредний термин занимает место субъекта в боль­шей и место предиката в меньшей посылках.

Во второй фигуре — место предиката в обеих посылках. В третьей фигуре — место субъекта в обеих посылках. В четвертой фигуре — место предиката в большей и место субъ­екта в меньшей посылке.

Эти фигуры исчерпывают все возможные комбинации терминов. Фигуры силлогизма — это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.

Посылками силлогизма могут быть суждения, различные по каче­ству и количеству: общеутвердительные (А), общеотрицательные (Е), частноутвердительные (I) и частноотрицательные (О).

Разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок, называются моду­сами простого категорического силлогизма.

Например, ббльшая и меньшая посылки — общеутвердительные суждения (АА), ббльшая посылка — общеутвердительное, меньшая — обшеотрицательное суждение (АЕ) и т.д. Так как каждая посылка может быть любым из четырех суждений, число возможных комбинаций посылок в каждой фигуре равно 24, т.е. 16:

АА ЕА IA ОА АЕ (ЕЕ) IE(ОЕ)AIEI(II) (01) АО (ЕО) (10) (00) Очевидно, в четырех фигурах число комбинаций равно 64. Однако не все модусы согласуются с общими правилами силлогизма. Например, модусы, заключенные в скобках, противоречат 1-му и 3-му правилам посылок,

модус IA не проходит по первой и второй фигурам, так как противоречит 2-му прави­лу терминов, и т.д. Поэтому, отобрав только те модусы, которые согласуются с общи­ми правилами силлогизма, получим 19 модусов, которые называются правильными . Их принято записывать вместе с заключением:

1-я фигура: ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ

2-я фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО

3-я фигура: AAI, IAI, All, EAO, ОАО, ЕЮ

4-я фигура: AAI, АЕЕ, IAI, EAO, ЕЮ

Особые правила и познавательное значение фигур силлогизма

Каждая фигура имеет свои особые правила, которые выводятся из общих.

Правила 1-й фигуры:

1. Большая посылка — общее суждение.

2. Меньшая посылка — утвердительное суждение.

Докажем сначала 2-е правило. Если меньшая посылка будет отрицательным суж­дением, то согласно 2-му правилу посылок заключение также будет отрицательным, в котором Р распределен. Но тогда он будет распределен и в большей посылке, которая также должна быть отрицательным суждением (в утвердительном суждении Р не распределен), а это противоречит 1-му правилу посылок. Если же ббльшая посылка будет утвердительным суждением, то Р будет не распределен. Но тогда он не будет распределен и в заключении (согласно 3-му правилу терминов). Заключение с нераспределенным Р может быть только утвердительным суждением, так как в отри­цательном суждении Р распределен. А это значит, что и меньшая посылка — утвер­дительное суждение, так как в противном случае заключение будет отрицательным.

Теперь докажем 1-е правило. Так как средний термин в этой фигуре занимает место субъекта в ббльшей и место предиката в меньшей посылке, то, согласно 2-му правилу терминов, он должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Но меньшая посылка — утвердительное суждение. Значит, средний термин в ней не распределен. Но в таком случае он должен быть распределен в большей посылке, а для этого она должна быть общим суждением (в частной посылке субъект не распре­делен).

Исключим сочетания посылок IA, ОА, IE, которые противоречат 1-му правилу фигуры, и сочетания АЕ и АО, противоречащие 2-му правилу. Остаются четыре модуса ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ, которые являются правильными. Эти модусы показыва­ют, что 1-я фигура дает любые заключения: общеутвердительные, общеотрицатель­ные, частноутвердительные и частноотрицательные, что и определяет ее познаватель­ное значение и широкое применение в рассуждениях.

1-я фигура — наиболее типичная форма дедуктивного умозаклю­чения. Из общего положения, выражающего нередко закон науки, правовую норму, делается вывод об отдельном факте, единичном случае, конкретном лице. Широко применяется эта фигура в судеб­ной практике. Юридическая оценка (квалификация) правовых явле­ний, применение нормы права к отдельному случаю, назначение наказания за преступление, совершенное конкретным лицом, и дру­гие судебные решения принимают логическую форму 1-й фигуры силлогизма.

Например:

Все лица, лишенные свободы (М), имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р) H.(S) лишен свободы (М)

H.(S) имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р)

Правила 2-й фигуры:

1. Ббльшая посылка — общее суждение.

2. Одна из посылок — отрицательное суждение.

Второе правило фигуры выводится из 2-го правила терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок). Но так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, то одна из них должна быть отрицатель­ным суждением, т.е. суждением с распределенным предикатом.

Если одна из посылок — отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным (суждение с распределенным предикатом). Но в этом случае преди­кат заключения (больший термин) должен быть распределен и в большей посылке, где он занимает место субъекта суждения. Такой посылкой должно быть общее суждение, в котором субъект распределен. Значит, ббльшая посылка должна быть общим суждением.

Правила 2-й фигуры исключают сочетания посылок АА, IA, ОА, IE, AI, оставляя модусы ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО, которые показывают, что эта фигура дает только отрицательные заключения.

2-я фигура применяется, когда необходимо показать, что отдель­ный случай (конкретное лицо, факт, явление) не может быть подве­ден под общее положение. Этот случай исключается из числа пред­метов, о которых сказано в большей посылке. В судебной практике 2-я фигура используется для заключений об отсутствии состава пре­ступления в данном конкретном случае, для опровержения положе­ний, противоречащих тому, о чем говорится в посылке, выражающей общее положение.

Например:

Подстрекателем (Р) признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления (М) H.(S) не признается лицом, склонившим другое лицо к совершению преступления (М)

H.(S) не является подстрекателем (Р)

Правила 3-й фигуры:

1. Меньшая посылка — утвердительное суждение.

2. Заключение — частное суждение.

1-е правило доказывается так же, как 2-е правило 1-й фигуры. Но если меньшая посылка — утвердительное суждение, то его предикат (меньший термин силлогизма) не распределен. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. Значит, заключение должно быть частным суждением.

Давая только частные заключения, 3-я фигура применяется чаще всего для установления частичной совместимости признаков, отно­сящихся к одному предмету. Например:

Осмотр места происшествия (М) имеет одной из своих задач

обнаружение следов преступления (Р)

Осмотр места происшествия (М) — следственное действие (S)

Некоторые следственные действия (S) имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления (Р)

В практике рассуждения 3-я фигура применяется сравнительно редко.

4-я фигурасиллогизма также имеет свои правила и модусы. Од­нако выведение заключения из посылок по этой фигуре не характер­но для естественного процесса рассуждения. Например:

Захват заложника (Р) — преступление против общественной безопасности (М)

Преступление против общественной безопасности (М) — общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса (S)

Некоторые общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (S), являются захватом заложника (Р)

Такой ход рассуждения представляется в известной мере искус­ственным, на практике выводы в подобных случаях делаются обыч­но по 1-й фигуре:

138

Преступления против общественной безопасности (М) — общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

Захват заложника (S) — преступление против общественной безопасности (М) _____

Захват заложника (S) — общественно опасное деяние, предусмотрен­ное Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

Так как ход рассуждения по 4-й фигуре не типичен для процесса мышления, а познавательная ценность заключения невелика, прави­ла и модусы этой фигуры нами не рассматриваются.

Категорический силлогизм с выделяющими суждениями

Правила силлогизма сформулированы для силлогистических умозаключений, не включающих в качестве посылок выделяющие суждения. Если же такие посылки есть, то такие силлогизмы не подчиняются некоторым общим правилам, а также особым прави­лам фигур.

Рассмотрим наиболее распространенные случаи.

studfiles.net

Гипотеза что это такое (виды)

Гипотеза – это довод о тех или иных явлениях действительности, основанный на субъективном взгляде на мир, который направляет действия индивида в определённую сторону. Если результат деятельности человеку неизвестен, то в первую очередь создаётся довольно обобщённое предположение, проверка которого позволяет скорректировать направление работы. Таково значение слова «гипотеза».

Способность предугадывать, делать прогнозы результатов будущей работы является важнейшим условием любого научного открытия. Она позволяет все рассчитать и снизить вероятность ошибок и промахов. Гипотеза исследования, если она родилась непосредственно во время написания работы, может быть доказана и частично. Если же точно известен итог, то предположение не имеет смысла.

Теперь, когда стало понятно, что такое гипотеза, можно говорить о том, как она строится. Рождение довода в голове человека – непростой процесс. Исследователь должен не только уметь создавать и обновлять знания, но и обладать следующими качествами:

  • Проблемное видение – способность представлять пути развития науки, определять её основные тенденции, связывать единичные задачи с общими. Оно складывается из имеющихся знаний и навыков, внутреннего чутья, исследовательских способностей.
  • Альтернативный характер – способность делать неожиданные выводы, находить новое в известном.
  • Интуиция. Данный термин означает бессознательный процесс, в отличие от сознательного он не основан на логических размышлениях.

Виды предположений и требования к ним

Понятие гипотезы включает два вида: первичную и научную. Первая устанавливает задачи и условия исследования. Прежде всего она используется, когда область мало изучена. Такой довод помогает лишь отобрать и систематизировать информацию, а сделанные на её основе выводы формируют условия для дальнейшего изучения и способствуют созданию реальной гипотезы.

Рекомендуем: Понятие апперцепции

Научная гипотеза основана на теории и отличается большей конкретностью от гипотезы первичной. Это довод о реальной связи между явлениями и их обоснованиями, о наличии того или иного феномена, качества или следствия. Однако разница между первичной и научной гипотезами условна – во время изучения одна переходит в другую.

Выделяют и другие виды гипотез. В зависимости от содержания предположение бывает описательным, объяснительным и теоретическим. Для экспериментальных исследований характерно первое. Описательное суждение – это лишь соображение о практической связи между воздействием и его последствиями, изложение причин и предполагаемых выводов. Оно приводит к догадке, что один метод будет результативнее другого, но не разъясняет его действия.

Объяснительная гипотеза отличается тем, что раскрывает причины реалии и включает их предполагаемые выводы, а также описывает критерии, при которых данные выводы неизбежны. Теоретическое суждение – это предположение закономерного характера утверждения, которое доказывается в процессе исследования. Она нуждается в ряде действий, свидетельствующих, что взаимодействие между причинами имеет закономерный характер.

Рекомендуем: Антиципация — это

Гипотеза как научное предположение обязана отвечать некоторым требованиям:

  • Она не может содержать несколько тезисов.
  • Довод не должен включать понятия и суждения, имеющие двусмысленное значение и не разъяснённые исследователем.
  • Излагая предположение, нельзя использовать ценностные суждения. Гипотеза должна подтверждаться фактами, проверяться и применяться к широкому кругу реалий.
  • Суждение должно быть безукоризненно стилистически оформлено, понятно, логично.
  • Оно должно отвечать теме, задачам и предмету исследования. Часто любопытные предположения бывают неестественно привязаны к теме.

  • Довод не должен уводить от темы. Если в процессе изучения выявилось много новых фактов, предпочтительнее развить предположение, нежели заранее включать в него положения, доказательство которых потребует много времени, и в итоге они не подтвердятся.
  • Суждение должно отвечать неоспоримым фактам, растолковывать их, выявлять новые. Преимущество – у того предположения, которое одинаково убедительно разъясняет больше всего фактов.
  • Гипотеза не может противоречить доказанным теориям. Если предположение всё же расходится с какими-то из них, но распространяется на более широкий круг явлений, то старые теории делаются его частным случаем.
  • Суждение должно включать способ решения проблемы, чтобы стать частью исследования.

Этапы построения и функции предположений

Довод строится в несколько этапов. Сначала производится накопление и анализ информации, научно-практических открытий и других данных, связанных с предметом исследования, а также выдвижение предположения – нужно сформулировать гипотезу. Затем, исходя из данного суждения, делаются выводы и проверяется его соответствие условиям научного утверждения. После этого следует умозаключение об аргументированности и состоятельности предположения.

Рекомендуем: Понятие инициативы в психологии

Следующий этап – это проверка гипотезы исследования. Доказательство предположения является основной задачей будущей практической работы. Суждения, которые были обоснованы, становятся теорией и применяются для введения в практику. Если предположение не доказано, значит, оно отбрасывается или используется как основа для новых доводов и путей изучения.

Научные исследования невозможны без гипотез.

  • Они нужны для синтеза знаний, обобщения и развития практических сведений.
  • Могут быть любым предположением, рабочим или упрощающим.
  • Суждения помогают направить ход исследования в нужное русло.
  • Предположения применяются для толкования экспериментальных сведений или других гипотез.
  • Их используют для сохранения одних гипотез при появлении новых эмпирических показателей или обнаружении несоответствия предыдущему опыту.

Итак, гипотеза – важнейшее звено исследовательской деятельности. Без неё ни одна наука не может двигаться вперёд, и она является формой развития знания. Автор: Александра Пушкова

Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 30-150 тысяч:

www.grc-eka.ru