Определение что такое социальная психология – Определение, Что такое социальная психология?*. Общественное животное. Введение в социальную психологию. Аронсон Э. Страница 5. Читать онлайн

Содержание

Социальная психология — это… Что такое Социальная психология?

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология — это раздел психологии, занимающийся изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп. (Определение Г. М. Андреевой).

Социальная психология — наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей. (Определение В. Г. Крысько).

Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу. (Определение Д. Майерса)

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

  • социальная психология групп;
  • социальная психология общения;
  • социальная психология личности.

Социальная психология, по мнению Б. Д. Парыгина, изучает:

  • социальную психологию личности;
  • социальную психологию общностей и общения;
  • социальные отношения;
  • формы духовной деятельности.

Определения

Внутриличностный конфликт — конфликт социальных ролей одного человека.

Взаимодействие двух людей — общение двух людей, выстраивание их отношений.

Коммуникация — смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями; основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Конфликт — столкновение противоположных тенденций, интересов, проявляющееся в настойчивых попытках сторон отстоять свои позиции.

Управление персоналом — комплекс или система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей работников.

История социальной психологии

История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально — психологического знания. При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические.

[1]

Основные результаты

  • В начале XXI в британский ученый Бенедикт Херманн описал социально-психологическое явление антисоциального наказания (англ. Antisocial punishment). Явление заключается в порицании или наказании обществом индивидов, проявляющих излишнюю, по мнению социума, активность, даже если такая активность объективно общественно-полезна. Исследование показало, что данное явление распространено в странах с недостаточно развитыми социальными связями, общественно-политическими институтами и традициями общественно-полезной деятельности
    [2]

Наиболее известные деятели социальной психологии

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июня 2012.

Литература

  • Парыгин Б. Д. Социальная психология. Истоки и перспективы. — СПб: СПбГУП, 2010. — 533 с. — ISBN 978-5-7621-0543-9
  • Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971. — 352 с.
  • Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. — Л.: ЛГУ, 1965. — 208 с.
  • Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — Аспект Пресс, 2008. — 363 с. — ISBN 978-5-7567-0274-3
  • Андреева Г. М. К истории становления социальной психологии в России. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.
  • Майерс Д. Социальная психология. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 794 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 978-5-88782-430-7
  • Социальная психология / Под ред. С. Московичи. — 7-е изд. — Спб.: Питер, 2007. — 592 с. — («Мастера психологии»). — ISBN 5-94723-126-3
  • Benedikt Herrmann, et all. Antisocial Punishment Across Societies // Science 7 : Research paper. — 2008. — Т. Vol. 319. — № no. 5868. — С. pp. 1362-1367. — DOI:10.1126/science.1153808

См. также

Ссылки и примечания

  1. Андреева Г. М. Социальная психология — М.:Аспект Пресс — 2001 — С.25-26.
  2. Herrmann, at all. 2008

dic.academic.ru

Социальная психология

Конспект лекций

Ст. преп. Гудзенко Лариса Геннадьевна

кафедра психологии и педагогики, 420.

Литература:

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Владос, 1996.

  2. Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании. Ч.1. – М., 1995.

  3. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Питер.

  4. Майерс, Дэвид. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.

  5. Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. – Мн.: Харвест. – М.: АСТ, 2001. – 688 с.

  6. Кутасова, Т.В. Хрестоматия по социальной психологии. – 1994.

Лекция 1. Предмет и методы социальной психологии

  1. Место социальной психологии в системе наук

  2. История формирования социально-психологических идей

  3. Методы социальной психологии

  4. Этика психологического исследования

1. Возникла она на стыке наук – психологии и социологии – и имеет свой особый статус. Элементы социальной психологии складывались внутри антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, а также в рамках различных философских учений.

Социальная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп

.

Классификация социально-психологических явлений.

1. По принадлежности к разным общностям и субъектам:

1) Социально-психологические явления, возникающие в организованных общностях:

а) в больших группах: нациях (этносах), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных институтах (организациях).

б) в малых группах: межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции.

2) Социально-психологические явления, возникающие в неорганизованных общностях (слабо организованных), под которыми принято понимать толпу и другие разновидности скопления людей. Явления, которые здесь возникают, называют массовидными, а поведение людей – стихийным. К ним относят психологию толпы, психологию паники и страхов, психологию слухов, психологию массовых коммуникативных процессов (психологию воздействия), психологию рекламы и т.д.

3) Социальная психология изучает личность, т.к. она в процессе взаимодействия и общения с другими личностями представляет собой совершенно иной феномен, нежели индивид, не включенный в различные общественные и межличностные отношения. Более того, под влиянием этих отношений личность часто трансформируется. Все это и принимает во внимание специальная отрасль – социальная психология личности.

2. По отнесенности к различным классам психологических феноменов

социально-психологические явления можно разделить на:

1) рационально осмысленные – социальные взгляды, представления, мнения, убеждения, интересы и ценностные ориентации, традиции людей и их групп;

2) эмоционально-упорядоченные – социальные чувства и настроения, психологический климат и атмосфера;

3) массовидные (стихийные).

3. По устойчивости социально-психологических явлений:

1) динамичные – например, различные виды общения;

2) динамико-статичные – например, мнения и настроения;

3) статичные – например, обычаи, традиции.

4. По степени осознанности:

1) осознанные;

2) неосознанные.

studfiles.net

1. Социальная психология как наука

1.1. Основные понятия социальной психологии

Социальная психология – наука, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп [3].

Структура социальной психологии, то есть система ее категорий, окончательно еще не установлена. Однако анализ литературы позволяет выделить следующие совокупности социально-психологических понятий [25]:

1. предмет и методы социальной психологии;

2. личность и общество, социализация личности;

3. общее понятие социальных общностей и социальных групп, классификация социальных групп;

4. структура и социально-психологическая организация социальной группы;

5. общение и межличностные отношения в социальной группе (социальная связь), психология коллектива как высшей формы социальной общности;

6. психология больших социальных групп; массовидные социальные явления – общественные и групповые потребности, чувства, воля, общественное и групповое сознание;

7. психология коммуникации и массовых средств коммуникации;

8. управление социально-психологическими процессами.

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, то есть отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится и социальная психология. Существует четыре точки зрения, лежащие в основе рассмотрения предмета социальной психологии различными авторами [3,8]:

1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, различные коллективы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, и др.).

2. Феномен взаимодействия между людьми, которое может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

3. Психические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, апатия, страхи и т. д.

Таким образом, объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии можно дать следующее его определение: предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности [24].

Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) или отдельные их представители (личности). В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (система отношений), взаимодействие в системе «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность-группа» (лидер-ведомые, руководитель-трудовой коллектив, командир-взвод и т.п.), взаимодействие в системе «группа-группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, социальный слой, территориальная группа и т. п.) [24].

Наиболее полно объекты социальной психологии, включая и те, которые еще недостаточно изучены, можно представить в виде следующей схемы (рис. 1)

Взаимодействие

studfiles.net

Определение, Что такое социальная психология?*. Общественное животное. Введение в социальную психологию. Аронсон Э. Страница 5. Читать онлайн

Насколько мы знаем, первым человеком, сформулировавшим основные принципы социального влияния и убеждения, был Аристотель. Однако, хотя он первым и заявил, что человек — это общественное животное, древнегреческий мыслитель, вполне вероятно, оказался далеко не первым, кто сделал подобное наблюдение. Более того, есть основания предполагать, что и до Аристотеля были люди, восхитившиеся правотой этого утверждения и одновременно озадаченные его банальностью и неосновательностью.

Люди и в самом деле общественные животные, однако таковыми являются и многие другие создания — от муравьев и пчел до мартышек и крупных обезьян. Что же имеется в виду, когда говорят, что люди — это общественные животные? Давайте рассмотрим конкретные примеры.

Студент колледжа по имени Сэм и четверо его приятелей следят за выступлением кандидата в президенты по телевизору. На Сэма речь производит самое благоприятное впечатление: своей искренностью данный кандидат нравится ему больше, чем его оппонент. Когда выступление закончено, одна из студенток заявляет, что данный кандидат вызвал в ней отвращение и она считает его абсолютным жуликом и предпочтение отдает его оппоненту. Все остальные быстро соглашаются с нею, а Сэма эта ситуация изрядно озадачивает и даже слегка огорчает. В конце концов он бормочет сквозь зубы что-то вроде: «Да, действительно, он не производит впечатление искреннего человека. А я-то надеялся…»

Учительница спрашивает учеников второго класса: «Сколько будет 6+9 +4+11?» Мальчик, сидящий за третьей партой, несколько секунд соображает в уме, колеблется, затем нерешительно поднимает руку и, когда его вызывают, отвечает с оттенком неуверенности: «30?» Учительница кивает, улыбается и со словами: «Отлично, Тед!» — торжественно вручает ему золотую звезду*. Затем она задает классу новую задачку: «Сколько будет 7+4+8 +3+ 10?» Тут уже Тед не раздумывает, а мгновенно вскакивает с места и выкрикивает ответ: «32!»

Четырехлетней девочке подарили на день рождения игрушечный барабан. После нескольких минут игры на нем она отставляет новую игрушку в сторону и в течение последующих недель словно не замечает ее. В один прекрасный день к девочке в гости приходит приятель и, случайно наткнувшись на барабан, собирается поиграть на нем. И тут юная владелица барабана вырывает его из рук мальчика и сама начинает стучать по нему, да так, словно это ее любимейшая игрушка.

Десятилетняя девочка ежедневно уплетает по две больших упаковки «Уитиз» только потому, что этот сорт хлопьев рекламировала олимпийская чемпионка по гимнастике, подчеркивая при этом, что именно ему она обязана своими спортивными успехами.

Владелец магазина, проживший всю свою жизнь в штате Монтана и никогда не встречавший живого чернокожего, тем не менее «точно знает», что все они неповоротливы, ленивы и помешаны на сексе.

Ученик выпускного класса школы Чарли недавно переехал в новый город. Среди своих бывших приятелей он пользовался некоторой популярностью, но не больше того. А новые одноклассники хотя и ведут себя с ним вежливо, однако особого расположения не проявляют. Чарли чувствует себя одиноким, беззащитным и непривлекательным. В один прекрасный день во время ланча он оказывается за одним столом с двумя одноклассницами. Одна из них излучает тепло, она красива, жива и умна. Чарли она явно нравится, он грезил об этой девушке все последнее время и ждал только случая, чтобы заговорить. Другая — не так привлекательна. И тем не менее Чарли не обращает внимание на героиню своих снов и начинает горячо обсуждать что-то с ее неприметной подругой.

Вскоре после трагедии 1970 г. в Кентском университете (штат Огайо), в результате которой принимавшие участие в демонстрации против войны в Юго-Восточной Азии четверо студентов были застрелены национальными гвардейцами, учительница местной школы стала настаивать на том, что эти четверо заслуживали того, чтобы быть убитыми. Она утверждала это, отлично зная, что по крайней мере двое из них вовсе не участвовали в демонстрации, а просто мирно прогуливались по университетскому городку, когда началась стрельба. Тем не менее она упрямо твердила: «Все, кто позволяет себе появляться длинноволосыми, в грязной одежде или босыми на улицах такого города, как Кент, заслуживают пули» [1].

Когда преподобный Джим Джонс подал сигнал тревоги, более девяти сотен членов секты «Народный Храм» в Гайане собрались вокруг своего предводителя. Джонс знал, что некоторые члены комиссии Конгресса, прибывшие в Гайану с целью разобраться, что происходит в «Народном Храме», убиты, следовательно, очень скоро святости и уединенности Джонстауна придет конец. А потому Джонс провозгласил, что пришло время всем умереть. Баки с отравой были приготовлены заблаговременно, и. несмотря на редкие возгласы протеста и отдельные случаи неповиновения, матери и отцы сначала напоили смертельным питьем младенцев и детей, а затем приняли яд сами. Они легли рядом, держась за руки, и стали ждать смерти.

Мэри только что исполнилось девять лет. На день рождения она получила детский кухонный набор, включавший даже маленькую детскую духовку. Родители Мэри выбрали этот подарок, потому что дочь проявляла явный интерес к приготовлению пищи, она всегда помогала маме накрывать на стол, готовить еду и убирать в доме. «Ну разве не чудо!» — радовался отец Мэри. — «Ей всего девять лет. а она так интересуется домашним хозяйством! Должно быть, у всех маленьких девочек тяга к этому заложена в генах. А эти феминистки сами не знают, о чем болтают».

Друг моего детства Джордж Вудс — афро-американец. В 1940-е гг., когда мы вместе росли в Массачусетсе, он считал себя «цветным» и испытывал комплекс неполноценности по отношению к своим белым друзьям [2]. И у него было для этого множество причин. Непосредственное воздействие на него оказывало, конечно, то обстоятельство, что окружавшие его белые именно так и воспринимали Джорджа — как существо низшее. В те дни Джордж развлекался тем, что включал радио и слушал «Эймоса и Энди» — необычайно популярную передачу, в которой чернокожие взрослые изображались наивными детьми — глупыми, ленивыми и необразованными, однако достаточно хитрыми, короче, весьма напоминавшими верных и дружелюбных домашних животных. Естественно, роли чернокожих играли белые актеры. Что касается кино. то Джордж чаще всего видел на экране стереотипный образ «цветного», как правило, это был шофер или лакей. Стандартный сюжет обычно строился на том, что черный сопровождал героя-белого в какой-нибудь дом с призраками. В тот момент, когда раздавался пронзительный, зловещий крик, крупным планом показывалось искаженное от ужаса лицо «цветного», который с диким воплем: «Ноги, выручайте!» — начинал ломиться в дверь, забыв ее предварительно открыть. Можно догадаться, с какими чувствами Джордж смотрел подобные фильмы в компании с белыми сверстниками.

Времена меняются. Хотя дискриминация и несправедливость все еще составляют значительную часть жизни нашего общества, дети Джорджа Вудса, выросшие в 70-80-е гг. XX в., уже не сталкивались с ситуацией, хорошо знакомой их отцу. Средства массовой информации перестали изображать чернокожих исключительно в роли слуг; за эти годы и в их среде появилось чувство гордости за свою расу, вырос интерес к истории и культуре афроамериканцев. Общество влияет на детей Джорджа совсем по-иному, нежели влияло на него самого.

Хотя что-то действительно меняется в нашей жизни, однако не следует слепо верить в то, что все изменения протекают линейно и исключительно в гуманистическом направлении.

Во время гражданской войны в Испании всего один самолет 30 августа 1936 г. бомбил Мадрид. В результате были пострадавшие, но не было ни одного убитого. Тем не менее мир был шокирован самой идеей нападения на густонаселенный город с воздуха, а газетные передовицы выражали ужас и негодование граждан всех стран. Спустя всего девять лет американские самолеты сбросили ядерные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. На сей раз было убито более ста тысяч человек, не говоря уже о десятках тысяч людей, получивших тяжелые ранения. Проведенный сразу же после этого опрос общественного мнения показал, что только 4,5% населения США считали, что нам не следовало применять подобное оружие, а 22,7% опрошенных — что поразительно — высказались за необходимость более массированных бомбардировок, прежде чем Япония капитулировала [3]. Совершенно очевидно, что за эти девять лет произошло что-то существенное и основательно изменившее общественное мнение.

Определение

Что такое социальная психология Существует почти столько же определений социальной психологии, сколько социальных психологов. Однако, вместо того чтобы перечислять некоторые из них, целесообразно было бы дать возможность самому предмету обсуждения определить суть социальной психологии.

Примеры, с которыми вы познакомились на предыдущих страницах, являются иллюстрациями различных социально-психологических ситуаций. Несмотря на имеющиеся различия, все они содержат общее — социальное влияние.

Мнения приятелей Сэма относительно качеств кандидата в президенты повлияли на суждение Сэма (или, как минимум, на его публичное высказывание по поводу собственного суждения). Поощрение учителя повлияло на быстроту ответов и уверенность Теда в себе. Четырехлетней девочке ее игрушечный барабан показался более привлекательным, потому что на нее повлиял нечаянный интерес, проявленный к этой игрушке ее приятелем. В то же время влияние олимпийской чемпионки на нашу юную любительницу хлопьев трудно назвать непреднамеренным: наоборот, оно было сознательно оказано таким образом, чтобы девочка убедила родителей купить ей именно рекламируемый сорт и никакой иной. Конечно, владелец магазина в Монтане не был рожден с предубеждениями против чернокожих — кто-то каким-то образом вложил их в его голову. И то, что Чарли проигнорировал девушку своей мечты, почти наверняка продиктовано страхом юноши перед возможным отказом, связано с его отношением к самому себе, а также с его неосознанным предчувствием того, какая именно девушка из тех, с кем он общался, его отвергнет.

Вопрос о том, каким образом школьная учительница из Кента пришла к своему убеждению, что невинные люди заслуживают смерти, — и интригующий и одновременно пугающий. Давайте пока просто скажем, что на это убеждение, вероятнее всего, повлияло ее собственное косвенное соучастие в трагических событиях, имевших место в университетском городке. И еще более тревожащий вопрос возникает в связи с событиями в Джонстауне: какие силы могли заставить родителей способствовать убийству собственных детей? Это сложные вопросы, и на них я надеюсь дать частичные ответы в ходе дальнейшего изложения.

Обратимся теперь к случаю с маленькой Мэри, которой был подарен кухонный набор. Вполне допустимо, что тяга девочки к домашнему хозяйству обусловлена генетически. Однако куда более вероятно, что с раннего детства Мэри поощряли и поддерживали всякий раз, как только она проявляла интерес к таким традиционным элементам женского бытия, как кухня, швейная машинка и куклы. Сомневаюсь, что ее так же поощряли бы, если бы она заинтересовалась футболом, боксом или химией. Здравый смысл подсказывает, что если бы маленький братишка Мэри выказал интерес к домашнему хозяйству, то ему вряд ли подарили бы на день рождения дорогой детский кухонный набор.

Также как и в случае с молодым Джорджем Вудсом, испытывавшим комплекс неполноценности по отношению к приятелям, Я-образ маленькой Мэри мог быть сформирован средствами массовой информации с их тенденцией изображать женщин в ролях, которые им навязывает наша культура: домашней хозяйки, секретарши, медсестры, школьной учительницы. Средства массовой информации редко показывают женщин — биохимиков, университетских профессоров или руководителей бизнеса. Если мы сравним молодого Джорджа Вудса с его детьми, то увидим, что Я-образы представителей групп национальных меньшинств могут меняться, и это изменение взаимосвязано с изменениями, происходящими в средствах массовой информации и аттитьюдах* населения. Эти же процессы нашли отражение и в результатах проведенного в 1945 г. опроса американцев по проблеме ядерного оружия.

Ключевым словосочетанием в предыдущих абзацах является «социальное влияние». Оно и станет нашим рабочим определением социальной психологии влияние, которое люди оказывают на убеждения или поведение других людей. Используя его, мы и попробуем разобраться во многих явлениях, описанных в только что приведенных примерах.

Как люди подвергаются влиянию? Почему они поддаются ему? Что им до него? Каковы те переменные, которые увеличивают или уменьшают эффективность социального влияния? Обладает ли такое влияние свойством постоянства, или оно проходит со временем? А какие переменные способствуют увеличению или уменьшению времени действия социального влияния? Могут ли те же самые принципы быть в равной степени приложимы и к аттитьюдам учительницы из Кента, и к выбору игрушек маленькими детьми? Каким образом один человек начинает испытывать симпатию к другому? Одинаковые ли процессы лежат в основе наших предпочтений — неважно, это новая спортивная машина или особый сорт хлопьев? Как у человека рождаются предрассудки против этнических или расовых групп? Похоже ли это на появление симпатии, или же за этим стоят совершенно иные психологические процессы?

Многих людей всерьез занимают подобные вопросы, в этом смысле можно говорить о том, что большинство из нас — социальные психологи.

Благодаря тому что мы проводим значительную часть жизни во взаимодействии с другими людьми — подвергаемся с их стороны влиянию и в свою очередь влияем на них, испытываем радость, удивление или злость, вызванную ими, большинство из нас, что совершенно естественно, вырабатывает некие предположения относительно социального поведения. Хотя многие подобные социальные психологи-любители и проверяют для собственного удовлетворения свои гипотезы, эти «проверки» лишены строгости и беспристрастности тщательного научного исследования. Тем не менее часто результаты подобного исследования идентичны тем суждениям, которые большинство людей и без того считают истинными. Это неудивительно: обыденная мудрость обычно основана на наблюдениях, выдержавших испытание временем.

Таким образом, когда вы будете читать эту книгу и знакомиться с описаниями экспериментов, вас не раз посетит неожиданная мысль: «Но это же очевидно! Зачем было тратить столько времени и денег на доказательство очевидного?» Так вот, существует множество причин, по которым мы проводим эксперименты, даже когда кажется, что результаты мало кого способны удивить.

Прежде всего, мы все подвержены так называемому эффекту «заднего ума», связанному с нашей склонностью преувеличивать собственные возможности предвидения после того, как результат конкретного события уже известен. Например, исследование показало, что на следующий день после выборов, когда людей спрашивали, какие кандидаты казались им более вероятными победителями, респонденты почти всегда были убеждены, что это были именно те, которые реально победили. Хотя за день до выборов их прогнозы не были столь безошибочными [4]. Точно так же результаты эксперимента почти всегда кажутся более предсказуемыми, если они уже имеются у нас на руках; результаты представляются менее предсказуемыми, если нас попросят сделать прогноз, не имея всех преимуществ «заднего ума».

Добавлю к этому, что есть еще одна причина, по которой очень важно проводить исследование, даже если его результаты представляются очевидными: многое из того, о чем мы «знаем» как об истинном, в результате тщательно проведенных исследований оказывается, напротив, ложным.

Вот один пример. Вполне разумно предположить, что люди, испуганные перспективой жестокого наказания за определенные действия, могут в конце концов научиться их избегать. Однако оказывается, что результаты научного исследования данного явления приводят к прямо противоположному выводу: люди, которым угрожает нестрогое наказание, действительно, вырабатывают в себе неприятие «запрещенного» поведения, а люди, которым грозит суровое наказание, если что и испытывают, так это тягу к тому, за что их наказали.

Опыт подсказывает, что стоит нам только услышать, как кто-то за спиной говорит о нас что-то хорошее, мы тут же начинаем проникаться к говорящему симпатией (при прочих равных условиях, конечно). Это похоже на правду, не так ли? Но говорящий может понравиться нам еще больше, если некоторые его высказывания будут нам не совсем приятны. К этим феноменам я еще вернусь в последующих главах.

В своих попытках понять социальное поведение людей профессиональные социальные психологи имеют большое преимущество перед «любителями». Хотя, подобно «любителям», ученые-профессионалы обычно начинают с внимательного наблюдения того или иного явления, постепенно они продвигаются дальше. Им нет необходимости выжидать, пока произойдут какие-то события, чтобы понаблюдать за реакцией на них других людей; профессиональные исследователи сами вызывают развитие этих событий. Иными словами, они проводят эксперимент, в рамках которого множество людей оказываются в различных условиях, подвергаясь тем или иным воздействиям — это могут быть, к примеру, угрозы сурового или, наоборот, мягкого наказания, это могут быть приятные вещи, сказанные за спиной, или же комбинация приятных и неприятных. Более того, исследователи могут поддерживать неизменными все условия, меняя лишь те, которые изучаются.

Благодаря всему этому профессиональные социальные психологи имеют возможность прийти к выводам, которые основаны на гораздо более точных и обширных данных, недоступных в такой же мере «любителям», ведь выводы последних зависят от наблюдений за событиями, происходящими случайно или в результате сложного сплетения различных обстоятельств.

Почти все данные в этой книге основаны на экспериментальных доказательствах. По этой причине важно, чтобы читатель понял, в чем состоит сущность эксперимента в социальной психологии, и одновременно осознал, какие выгоды, невыгоды, этические проблемы, а также восторги, головные и сердечные боли с этим связаны.

Однако, хотя понимание экспериментального метода исключительно важно, оно ни в коей мере не является решающим для понимания основного материала книги. Именно поэтому глава под названием «Социальная психология как наука» является завершающей. Если вы предпочитаете сначала понять технические детали, прежде чем обращаться к существу дела, то вы можете внимательно изучить эту главу еще до начала чтения всей книги или же ознакомиться с ней в любой точке вашего путешествия по книге — как только у вас возникнет к этому интерес.

Люди, творящие безумства, вовсе не обязательно безумны

Социальные психологи изучают социальные ситуации, воздействующие на поведение людей. В ряде случаев эти естественные ситуации начинают «давить» на людей, да так основательно, что их поведение легко классифицировать как патологическое. Когда я говорю «люди», я имею в виду значительное их большинство. И с моей точки зрения, наше понимание человеческого поведения совершенно не улучшится от того, что этих людей мы причислим к тем, кто страдает теми или иными психозами. Гораздо более полезным было бы попытаться понять суть ситуаций, а также природу процессов, управляющих возникновением подобных форм поведения. Это приводит нас к Первому закону Аронсона:

«Люди, творящие безумства, вовсе не обязательно безумны».

Возьмем, к примеру, учительницу из Огайо, которая утверждала, что четверо студентов Кентского университета заслуживали смерти. Не думаю, что она была одинока в своем убеждении, и хотя все, кто разделял его, могли страдать психозами, я серьезно сомневаюсь в этом, как и в том, что подобная классификация существенно улучшит наше понимание данного феномена.

Последствием кентской бойни было широкое распространение слухов о том, что убитые девушки были ко всему прочему еще и беременны и, таким образом, их смерть как бы была для них спасением. Кроме того, говорилось о том, что все четверо студентов были грязны и настолько завшивели, что работники похоронной службы испытали приступ тошноты, когда тела убитых поступили к ним. Разумеется, подобные сведения были абсолютно лживыми, однако, если верить Джеймсу Миченеру [5], они распространялись со скоростью лесного пожара.

Были ли безумны все те люди, которые верили в эти слухи и передавали их другим? Далее в этой книге мы внимательно изучим процесс, вызывающий такой тип поведения, процесс, которому подвержено большинство из нас при наличии определенных социально-психологических условий.

Эллен Бершейд [6] заметила, что люди стремятся объяснить неприятное поведение с помощью навешивания на провинившегося ярлычков «псих», «садист» и тому подобных, отделяя таким способом данного человека от нас — «хороших» людей. Следуя этой логике, мы можем игнорировать дурное поведение других, поскольку нас — «умненьких-благоразумненьких» — оно не касается. Согласно Бершейд, опасность подобного хода мыслей состоит в том, что мы становимся слишком уверенными в собственной невосприимчивости к ситуационным давлениям, вызывающим дурное поведение. А это в свою очередь приводит к достаточно упрощенному решению социальных проблем.

Если конкретизировать сказанное, то таким упрощенным решением проблемы может стать построение набора диагностических тестов, с помощью которых будут определять: кто — лжец, кто — садист, кто — коррупци-онер, кто — маньяк. Последующие социальные мероприятия будут, очевидно, состоять в идентификации этих людей и передаче их в компетенцию соответствующего социального института.

Конечно, это вовсе не означает, что на свете не существует психозов, а людей, которые им подвержены, не следует содержать в соответствующих заведениях. Я также не утверждаю, что все люди похожи и реагируют одинаково «безумно» на одно и то же интенсивное социальное давление. Повторюсь: все, что я хочу сказать, — это то, что некоторые ситуативные переменные могут вынудить многих из нас — «нормальных» взрослых людей — вести себя самым неаппетитным образом. Поэтому крайне важны все наши попытки понять эти переменные, а также процессы, вызывающие малопривлекательное поведение.

Сказанное может быть пояснено на следующем примере. Представьте себе тюрьму. И тюремных охранников. На кого они похожи? Скорее всего, большинство вообразит себе тюремных охранников как жестких, огрубевших, бесчувственных людей, а кое-кто к этой характеристике добавит еще и жестокость, склонность к тирании и садизму. Люди, принявшие этот тип диспозиционного взгляда на мир, могут предполагать, что те, кто становится охранниками, делают это потому, что хотят реализовать свою склонность к жестокости в условиях относительной безнаказанности. А теперь нарисуем портрет заключенных. На кого похожи они? На бунтарей или на послушных овечек? Независимо от того, какие конкретные образы рождаются в наших головах, важно, что они там уже существуют, и большинство людей убеждены, что заключенные и охранники достаточно отличаются от нас по своим характерам и личностным свойствам.

Психология bookap

Может быть, это и так, однако не следует быть слишком уверенными в этом. Филип Зимбардо и его студенты провели эксперимент, взбудораживший всех. В подвале факультета психологии Стэнфордского университета они соорудили «тюрьму», в которую заключили группу нормальных, психологически уравновешенных и интеллектуально развитых молодых людей. Простым бросанием монетки Зимбардо разделил их на «заключенных» и «охранников», роли которых они должны играть в течение нескольких дней. Что же случилось далее? Предоставим слово самому Зимбардо:

«По прошествии всего лишь шести дней мы вынуждены были закрыть «тюрьму», ибо то, что мы увидели, оказалось весьма пугающим. И для нас самих, и для большинства испытуемых перестало быть очевидным, где кончаются они сами и где начинается исполнение ими ролей. Большинство молодых людей на самом деле превратились в «заключенных» или в «охранников», и обе группы уже были не в состоянии ясно отличать ролевую игру от собственного Я. Драматические изменения наблюдались почти во всех аспектах их поведения, образе мыслей и чувствах. Менее чем за неделю опыт заключения зачеркнул (на время) все то, чему они научились за целую жизнь; человеческие ценности оказались «замороженными», Я-концепции каждого из них был брошен вызов, а на поверхность вышла самая гадкая, самая низменная, патологическая сторона человеческой природы. Нас обуревал ужас, когда мы видели, что некоторые парни («охранники») относились к другим парням («заключенным»), как к бессловесным животным, получая удовольствие от проявления жестокости; в то время как другие парни («заключенные») становились подобострастными, дегуманизированными роботами, которых занимали лишь мысль о побеге, проблема личного выживания да растущая ненависть к «охранникам» [7].

bookap.info

социальная психология — это… Что такое социальная психология?

— наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально-психологические идеи разрабатывались в рамках различных философских учений. Элементы С. п. складывались и внутри конкретных наук — в антропологии, этнографии, криминологии, языкознании, но прежде всего — в психологии и социологии. Последние считаются «родительскими» дисциплинами для С. п., и до сих пор идет дискуссия о том, каков статус С. п. — как части психологии или части социологии, или как самостоятельной пограничной дисциплины. Высказывается также идея о существовании «двух» или даже «трех» С. п. Началом существования С. п. как особой дисциплины считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Мак-Дугалла и американского социолога Э. Росса,.в названиях которых содержался термин «социальная психология». После первой мировой войны в США началась активная разработка С. п. как экспериментальной дисциплины, а также осуществление прикладных исследований в производстве, армии, пропаганде и т. п. Поскольку экспериментальные исследования осуществлялись в методологических традициях позитивистской философии, основным приемом стал лабораторный эксперимент и был сделан акцент на количественные методы, а фокусом в предметной области стала малая группа. Это породило особый, «американский» стандарт социально-психологического исследования, который позже подвергся критике со стороны европейских коллег, главным образом за игнорирование «социального контекста» (Г. Тэджфел, С. Московиси) и недооценку теоретических и мировоззренческих принципов науки. В этом же ключе критический анализ традиционной С. п. предложен в отечественной С. п. Ее развитие в России сопряжено с рядом специфических обстоятельств. Первые упоминания о дисциплине имели место преимущественно в социологических работах (Л. И. Петражицкий,.Л. Н. Войтоловский, М. М. Ковалевский). Исключение составляют лишь работы В. М. Бехтерева, в к-рых были обозначены психологические проблемы С. п. После революции в связи с общей дискуссией о судьбах психологической науки и ее переори ентации на принципы марксист ской философии возникла полемика и о С. п.: ее праве на существование, ее предмете, границах и т. п. Была выдвинута идея (Г. И. Челпанов) о необходимости подведения марксистского философского фундамента именно под С. п., в то время как остальная часть психологической науки должна сохранить свой статус исключительно эмпирической дисциплины, т. е. не ориентированной вообще на какую бы то ни было философскую концепцию. Поскольку эта идея встретила сопротивление многих психологов, готовых воспринять марксизм как общую платформу всей психологии, участь С. п. была решена так, что ей вообще нет места в социалистическом обществе. Позже, в эпоху строгого идеологического диктата, С. п. была объявлена «буржуазной» наукой. Таким образом после дискуссии 20-х гг. наступил «перерыв» в развитии отечественной С. п. К концу 50-х — началу 60-х гг. под влиянием требований практики, a также в условиях начинающейся политической «оттепели» состоялся второй этап дискуссии о С. п., в результате которого она была «узаконена» при условии ориентации ее на марксистскую философию, которая была представлена преимущественно через общепсихологическую теорию деятельности. Некоторым следствием марксистской ориентации С. п. является ее нормативный характер, т. е. предписанность многих характеристик личности, групп и пр. В сегодняшних условиях С. п. в России существует как достаточно развитая дисциплина с фундаментальными исследованиями и многообразной палитрой практических приложений. Ее основные разделы и области: общение и взаимодействие людей; психология групп; психология личности. Отдельный большой блок — практические приложения С. п. в производстве, образовании, управлении, сфере массовой информации, семейных отношениях, науке, политике, религии и др.

psychology.academic.ru

Словарь по социальной психологии

СЛОВАРЬ

по социальной психологии

( учебник Андреевой Г.М.)

Социальная психология — наука, изучающая закономерности поведения и деятельности лю­дей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

Предмет социальной психологии — факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальную общность.

Коллективная рефлексология (В.М. Бехтерев) — наука, изучающая поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, осо­бенности их деятельности, взаимоотношения их членов.

Психология масс — социально-психологическая теория о взаимоотношениях личности и об­щества с «индивидуалистических» позиций. В основе — идея подражания (Г. Тард). Создате­ли теории — С. Сигеле, Г. Лебон (XIX в.).

Теория инстинктов социального поведения (В. Макдугалл) — теория, объясняющая социаль­ное поведение врожденными инстинктами.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, при­нимаемый исследователем.

Частная (специальная) методология — совокупность методологических принципов, приме­няемых в данной области знания.

Репрезентативность — необходимость учитывать и создавать однородность выборки по раз­личным признакам.

Обоснованность (валидность) инструмента — его способность измерять именно те характери­стики объекта, которые и нужно измерить

Устойчивость информации — ее качество быть однозначной, т.е. при получении ее в разных ситуациях она должна быть идентичной.

Точность информации — степень приближения результатов измерения к истинному значению измеряемой величины.

Наблюдение — метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систе­матическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их спе­цифических изменений в определенных условиях.

Изучение документов — совокупность методических приемов, применяемых для извлечения документальных источников социально-психологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяют два основных метода анализа документов: не­формализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).

Опрос — метод сбора информации, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание ко­торых представляет изучаемую проблему; во-вторых, регистрацию и статистическую обра­ботку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Тест — стандартизированная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (зада­ний), обладающих максимальной информативностью.

Эксперимент — основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых неза­висимых переменных, влияющих на зависимую переменную.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя процесс обмена информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, воспри­ятие и понимание другого человека.

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объ­ективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характери­зующих субъективное отношение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Общественные отношения — совокупность всех видов отношений данного общества или дан­ной формации общества.

Социальная роль — фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной ин­дивид в системе общественных отношений.

Конъюнктивные чувства — сближающие и объединяющие людей чувства. Дизъюнктивные чувства — разъединяющие людей чувства.

Социометрия — приема стандартизированных испытаний для измерения межличностных от­ношений в малой группе. Осуществляется путем постановки косвенных вопросов, отвечая на которые испытуемый производит последовательный выбор членов группы, предпочитаемых другим в некоторых ситуациях.

(коммуникативная сторона общения)

Коммуникация — обмен информацией между общающимися индивидами.

Информация — сообщения, сведения, передаваемые людьми друг другу в устной, письменной или другой материальной форме.

Коммуникатор — человек, передающий информацию. Реципиент — человек, принимающий информацию.

Аксиальный коммуникативный процесс — процесс, при котором сигналы направлены еди­ничным приемниками информации, т.е. отдельным людям.

Ретиальный коммуникативный процесс — процесс, при котором сигналы направлены множе­ству вероятных адресатов.

Фасцинация — эффект, вызываемый специально организованным вербальным воздействием, предназначенным для уменьшения потерь семантически значимой информации.

Вербальная коммуникация — коммуникация, в которой в качестве знаковой системы исполь­зуется речь.

Невербальная коммуникация — коммуникация в которой используются различные неречевые знаковые системы.

Оптико-кинестетическая система знаков — более или менее отчетливо воспринимаемое свой­ство общей моторики различных частей тела (жесты, мимика, пантомимика).

Паралингвистическая система знаков — система вокализации (диапазон голоса, тональность и т.д.).

Экстралингвистическая система знаков — включение в речь пауз, плач, смех, кашель, темп речи.

Проксемика — специальная область науки, занимающаяся нормами пространственной и вре­менной организации общения.

Интерактивная сторона общения — условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной ор­ганизацией их совместной деятельности.

Взаимодействие межличностное — организация совместных действий, позволяющих партне­рам реализовать некоторую общую для них деятельность.

Кооперация — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, харак­теризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одно­временном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Конкуренция — одна из основных форм организации социального и межличностного взаимо­действия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интере­сов в условиях противоборства с добивающимися этих целей и интересов другими индиви­дами или группами.

Конфликт — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взгля­дов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

— процесс развития и разрешения противоречивости целей, отношений и действий людей, де­терминируемый объективными и субъективными причинами и протекающий в двух диалек­тически взаимосвязанных формах — противоречивых психологических состояний; открытых противоречивых действий сторон на индивидуальном и групповом уровнях.

Конфликт продуктивный — конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и ре­зультативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусо­вершенствования и саморазвития личности.

(перцептивная сторона общения)

Социальная перцепция — восприятие, понимание и оценка социальных объектов (других лю­дей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

Идентификация — способ познания другого человека через попытку поставить себя на его место.

Эмпатия- постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в пережи­вания другого человека.

Аттракция — форма познания другого человека, основанная на устойчивом позитивном от­ношений к нему.

Дружба — вид устойчивых индивидуально-избирательных межличностных отношений, ха­рактеризующихся взаимной привязанностью участников.

Симпатия — устойчивее одобрительное эмоциональное отношение к другим людям.

Любовь — высокая степень эмоционально положительных отношений, выделение объекта любви и помещение его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних актов и состояний.

— осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мо­тивов поведения других людей.

Личностная атрибуция — приписывание причин случившегося другому человеку.

Обстоятельственная атрибуция — приписывание причин случившегося обстоятельствам.

Объектная атрибуция — приписывание причин случившегося тому объекту, на который на­правлено действие.

Эффект ореола (галоэффект) — распространение в условиях дефицита информации о челове­ке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных ка­честв.

Эффект новизны — феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при воспри­ятии человека человеком по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и напоми­нающейся оказывается последняя, новая информация о ней, тогда как к незнакомой персоне наиболее значима впервые появившаяся информация, создающая первое впечатление о чело­веке.

Социальный стереотип — стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ, представление о социальном объекте. В основе социального стереотипа находится реальный психологический феномен генерализации, обобщения, схе­матизации данных своего и чужого опыта.

Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера, выполняемой деятельности, социальной при­надлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Статус социальный — объективное место индивида или группы в социальной системе в соот­ветствии с их характеристиками.

Позиция социальная — место, положение индивида или группы в системе отношение в обще­стве, определяемое по роду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения (= статус).

Роль социальная — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам спо­соб поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе меж­личностных отношений.

Групповые ожидания (экспектации) — система ожиданий, требований относительно норм ис­полнения индивидом социальных ролей. Представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе.

Групповые санкции — механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм.

Группа большая — количественно не ограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пола, возраста, национальности и т.п.). — реальная значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлечен­ных в ту или иную общественную деятельность.

Коллективные представления — компоненты системы знаний, мнений, норм поведения, сло­жившиеся в социальном опыте (Э. Дюркгейм)

Социальные представления — обыденное представления какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях (способ интерпретации и осмысления повседневной реальности).

Менталитет — интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено свое­образие видения и понимания мира ее представителями, типичных «ответов» на картину ми­ра.

Социальные классы — большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам произ­водства, по их роли в общественной организации труда. Наряду с классами существуют большие «классоподобные» социальные группы (интеллигенция, служащие и др.).

Этнопсихология — междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции нацио­нального самосознания, этнических стереотипов и т.д.

Этнические стереотипы — относительно устойчивые представления о моральных, умствен­ных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.

Этноцентризм — склонность воспринимать все жизненные явления с позиции «своей» этниче­ской группы, рассмотренной как эталон.

Стихийные группы — кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенно­му поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия.

Толпа — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей и организации, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим центром внимания.

Масса — разнородное скопление людей, обладающих определенной общностью целей, такти­ки поведения, но существование которой может быть неустойчивым в силу столкновения различных интересов.

Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем (стадион, большой зрительный зал). В более замкнутых помещениях — < аудитория.

Общественное мнение — выраженное в форме определенных суждений, идей и представле­ний отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затраги­вающим общие интересы.

Заражение — бессознательная невольная подверженность индивида определенным психиче­ским состояниям.

— способ влияния, основывающийся на общем переживании большой массы людей одних и тех же эмоций.

Паника — один из видов поведения толпы, характеризующийся состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, перерастающего в процессе взаимного зара­жения и блокирующего способность рациональной оценки обстановки, мобилизацию воле­вых ресурсов и организацию совместного противодействия.

Внушение — целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на пси­хическую сферу другого или группу.

Подражание — воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Социальное движение — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действи­тельности.

Малая группа — немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей со­циальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процес­сов.

Группа формальная — реальная или условная социальная общность, имеющая фиксирован­ный статус, члены которой объединены социально заданной деятельностью, имеют заданные роли, предписанные групповыми нормами.

Группа неформальная — реальная социальная общность, не имеющая фиксированного стату­са, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической пользы.

Группа референтная — реальная или условная социальная общность, с которой индивид соот­носит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Группа членства — группа, членом которой индивид является.

Фасилитация социальная — повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие акутализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), вы­ступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Ингибиция социальная — ухудшение результатов деятельности индивида при реальном или воображаемом присутствии других людей, не вмешивающихся в его действия.

Групповая динамика — совокупность внутригрупповых социально-психологических процес­сов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.

Образование группы — превращение в процессе совместной деятельности реальной и перво­начально диффузной человеческой общности в объединение взаимодействующих и взаимо­зависимых лиц, представляющее собой группу определенного уровня развития.

Конформность — податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. — тенденция человека изменять свое поведения под влиянием других людей.

Негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало перечить мнению боль­шинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем.

Групповая сплоченность — процесс групповой динамики, характеризующий степень привер­женности к группе ее членов (уровень взаимной симпатии в межличностных отношениях, степень привлекательности (полезности) группы для ее членов.

Лидерство — отношения доминирования и подчинения, влияние и следования в системе меж­личностных отношений в группе.

Стиль лидерства (руководства) — типичная для лидера (руководителя) система приемов воз­действия на ведомых (подчиненных).

Процесс принятия группового решения — осуществляемый группой выбор из ряда альтерна­тив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи.

Групповая дискуссия — способ организации совместной деятельности группы, имеющий це­лью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.

Эффективность деятельности группы — отношение достигнутого результата (по тому или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату.

Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Межгрупповые отношения — совокупность социально-психологических явлений, характери­зующих субъективное отношение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.

Межгрупповая дискриминация — установление различий между собственной и другими группами.

Восприятие межгрупповое — процессы социальной перцепции, в которых как субъектом, так и объектом восприятия выступают социальные группы.

Личность — определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом со­циального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Дотрудовая стадия социализации — стадия социализации, охватывающая весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Включает в себя периоды ранней социализации (от рождения ребенка до поступления в школу) и стадии обучения (период юности).

Трудовая стадия социализации — стадия социализации, охватывающая период зрелости чело­века.

Послетрудовая стадия социализации — стадия социализации, охватывающая период жизни после окончания трудовой деятельности.

Институты социализации — конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразным транслятором социального опыта.

Социальная установка (аттитюд) — субъективные ориентации индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, приписывающие индивидам определенные соци­ально принятые способы поведения.

Диспозиция личности — состояние готовности личности к определенному способу действий. — предрасположенность к определенному восприятию условий деятельности и к определен­ному поведению в этих условиях.

Перцептивная защита — разновидность психологической защиты, выступающая одним из проявлений взаимодействия субъекта с окружением и являющаяся способом оградить лич­ность от травмирующих переживаний, защитить от восприятия угрожающего стимула.

Эффект «ожиданий» — реализация обыденных представлений, существующих у каждого че­ловека, относительно связей между теми или иными качествами личности, относительно ее структуры, а иногда и мотивов поведения.

Когнитивная сложность — психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека, отражающая степень категориальной дифференцированности сознания че­ловека, которая способствует избирательной сортировке впечатлений о действительности, опосредующей его деятельность.

Теоретическая социальная психология — отрасль социальной психологии, исследующая за­коны, закономерности, принципы взаимодействия людей в совместной групповой деятельно­сти независимо от сферы жизнедеятельности.

Прикладная социальная психология — отрасль социальной психологии, ориентированная на исследование и оптимизацию социально-психологических условий повышения эффективно­сти трудовой деятельности людей в конкретной сфере деятельности.

Эксперт — специалист, приглашаемый клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию и дать оценку тех или иных нововведений, того или иного способа по­ведения в конкретной ситуации.

Консультант — специалист, приглашаемый не для одноразовой экспертизы, а для более или менее систематического «курирования» какой-либо деятельности клиента или решения им своих внутренних проблем.

Обучающий — как правило, человек, осуществляющий один из видов социально-психологического тренинга.

Социально-психологический тренинг — область социальной психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития ком­петентности в общении; совокупность методов организации внугригруппового взаимодейст­вия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.

Социально-психологические и психологические критерии описания субъекта общения

Социально-пси­хологические и психологические

Тип субъекта общения

критерии описа­ния субъекта общения

Субъект затрудненного общения

Субъект незатруднен­ного общения

1

2

3

1. Направлен­ность, установ­ки, ценностные ориентации, от­ношения

Обесценивание себя, недоверие к себе, к лю­дям, к миру, поверх­ностные, недифферен­цированные, непроч­ные, малоосознавае­мые, противоречивые, разобщенные, направ­ленные против людей отношения, монологи­ческая, объектная, авто­ритарная, эгоцентриче­ская, манипулятивная направленность.

Признание ценности се­бя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференци­рованные, прочные, осознаваемые, позитив­ные, развивающие, про­дуктивные направлен­ные на людей отноше­ния, диалогическая, личностная направ­ленность

2. Мотивацион-но-потребностная сфера

Внешняя мотивация одобрения, достиже­ния, эмоционального обладания, фрустрированность собственной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении соци­альных потребностей другого

Внутренняя мотивация поддержания уникаль­ности, ценности друго­го, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содейст­вие в реализации социальных потребно­стей другого

3. Эмоциональ­но-волевые ха­рактеристики

Эмоциональная неста­бильность, частая смена настроений, холод­ность, вспыльчивость, раздражительность, эго­центрическая направ­ленность эмоциональ­ного резонанса, свер­нутость сочувствия, не­выразительность, от­чужденность, апатия, преобладание негативно окрашенных эмоций, несбалансированность саморегуляции, низкий самоконтроль

Эмоциональная ста­бильность, включен­ность, эмоциональная близость, личностная направленность эмо­ционального резонанса, выразительность, преоб­ладание позитивно ок­рашенных эмоций, сба­лансированность само­регуляции, высокий са­моконтроль

4. Социальные способности

Низкий уровень разви­тия способностей к по­ниманию другого чело­века, эмпатии, иден­тификации, психологи­ческой проницатель­ности, сензитивности и чувствительности, наб­людательности, исполь­зованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмо­циональной значимости и прогнозированию событий

Высокоразвитые способ­ности к пониманию дру­гого человека, эмпатии, идентификации, психо­логической проница­тельности, сензитивно­сти и чувствительности, наблюдательности, ис­пользованию глубоких семантических значений языковых структур, оценке эмоциональной значимости и прогно­зированию событий

5. Социально-психологические свойства лич­ности

Робость, замкнутость, неуверенность, необщи­тельность, слабость «Я», безынициативность, беззастенчивость, не­воспитанность, эгоцент-ричность, предубежден­ность, стереотипность, ригидность, манипулятивность, подозритель­ность, завистливость, тщеславие, себялюбие, ревность, гипертребова­тельность, нетерпимость

Смелость, уверенность, общительность, сила <Я», инициативность, воспитанность, децентэация, открытость, за­ботливость, теплота, терпимость, гибкость, раскрепощенность, до­верчивость

6. Способы, уме­ния, навыки об­щения и стра­тегии взаимо­действия

Отсутствие умения аргу­ментировать свои замеча­ния, поддерживать кон­такт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стрем­ление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, делать длительные паузы в речи, застывшая поза, несоот­ветствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персо­нальной дистанции, си­муляция, угрозы, шан­таж, запугивание, ложь, покорение, сокрытие, защитно-избегающая, аг­рессивно-обесцениваю­щая, определяюще-контролирующая, формаль­но-вежливая дистантная стратегии

Умение аргументировать свои замечания, поддер­живать контакт и выхо­дить из него, выбирать адекватную форму сооб­щений, давать обратную связь, соответствие экс­прессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистан­ций, уговоры, разъяс­нения, диалог, сотруд­ничающая, помогаю­щая, альтруистическая, поддерживающая стра­тегии

7. Роль, статус

Нарушение ролевых ожиданий, отвергае­мый, находится на периферии группы

Следование ролевым ожиданиям, выбирае­мый, находится ближе к «центру» группы

8.Социокультур-ные нормы

Дефицит, незрелость нравственных эталонов, игнорирование, нару­шение моральных и нравственно-этических норм

Следование моральным и нравственно-этическим нормам

9. Преобразова-ельная актив-ость:

а) направлен­ность б) интенсив­ность в) качество

г) субъективные последствия

л) объективные последствия

Против себя и других Различная

Обезличивание, дезадап-ация, деградация, раз­рушение, уничтожение Фрустрация социальных потребностей, разрыв эмоционально значимых связей, создание внут-риличностного когни­тивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и дру­гого, отказ от рефлексии по поводу своей пред­ставленное™ в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направ­лении обесценивания себя и другого, демон­страция неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии

Трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата, нарушение | развития личности

На себя и на других

Различная

Персонификация, адаптация, развитие, сози­дание, сотворение Удовлетворение соци­альных потребностей, установление эмоцио­нально значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального напря­жения, достижение взаи­мопонимания, рефлексия по поводу своей представ­ленное™ в других, сме­щение отношений, уста­новок, ценностных ориентации в направле­нии личностного, цен­ностного, субъектного отношения к себе и к другому, демонстрация эмоциональной сензитивности, высокого уровня эмпатии. Согласие, кооперация, coтрудничество, сопро­вождающиеся достиже­нием целей и получением желаемого результата обоими партнерами, развитие личности

studfiles.net

Социальная психология — Психология человека

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.
Владимир Ильич Ленин

Социальная психология – это раздел психологии, который посвящен изучению поведения человека в группе, восприятию человеком других людей, его общению с другими людьми и умению влиять на них. Можно еще сказать, что социальная психология пытается понять и объяснить, как поведение человека, а также его мысли и чувства зависят от реального, предполагаемого или воображаемого присутствия других людей. Так что, как видите, это достаточно интересный раздел психологии и весьма практичный, ведь мы все окружены людьми и в определенной степени зависим от них. Поэтому нам полезно знать о том, как другие люди влияют на нас и как мы влияем на них, и как мы можем влиять на них, преследуя те или иные цели. В этой статье я расскажу вам, дорогие читатели, о социальной психологии, с точки зрения ее практичности. Это поможет вам понять, чем социальная психология может быть вам полезна в повседневной жизни.

По словосочетанию “социальная психология” можно догадаться, что данный раздел психологии находится как бы посередине между психологией и социологией. Но при этом психологи чаще изучают социальные ситуации и внутриличностные аспекты, тогда как социологи уделяют больше внимания внеличностным аспектам и социальным процессам, которые определяют поведение человека и микроуровень социальных взаимодействий. В любом случае, и психология, и социология дают нам много полезных знаний о людях и обществе, поэтому сочетая их, можно многому научиться. Социальная психология имеет несколько разделов – это политическая психология, психология рекламы, организационная психология, историческая психология, этнопсихология и гендерная психология. Направления, как видите, весьма практичные, застрагивающие важные аспекты нашей жизни. Углубившись в некоторые из них можно добиться в жизни больших успехов.

Давайте сосредоточим свое внимание на самом интересном в социальной психологии, а именно, на том, как наше поведение зависит от других людей и как мы сами можем влиять, как на отдельно взятого человека, так и на общество в целом. Не стану рассказывать вам об известных экспериментах социальной психологии, а лучше сразу перейду к тем выводам, которые мною и не только мною были сделаны на их основании. Так вот, было выяснено, что если человек занимается творческой и интеллектуальной работой, то он справляется с ней намного лучше если нет свидетелей, то есть, “зрителей”, которые на него смотрят. А вот если речь идет о механической работе, которая требует от человека больше энергии и сил, нежели интеллекта, то она выполняется им намного лучше в присутствии “зрителей”, то есть людей, которые за ним наблюдают. Что это значит? Это значит, что мы придаем значение вниманию к нам со стороны других людей и действуем в их присутствии иначе, чем без них, то есть, когда мы остаемся наедине с собой. Почему так происходит? Потому что мы в определенной степени от других людей зависим, пусть даже в некоторых случаях это в большей степени воображаемая или даже можно сказать, инстинктивная зависимость, не имеющая отношения к реальной жизни, а находящаяся только в нашей голове. И тем не менее, мы ведем себя так, как надо, чтобы казаться в глазах других людей такими, какими мы хотим казаться. Отчасти мы ждем одобрения своих действий другими людьми, порой совершенно этого не осознавая, а отчасти имеем четкие, ясные цели, и стараемся произвести на людей нужное нам впечатление для достижения определенного результата. Ну, к примеру, политики ведут себя так, как им надо себя вести, чтобы заручиться поддержкой избирателей, а не так, как они привыкли себя вести в повседневной жизни. В целом, мы все хотим определенным образом преподнести себя обществу, чтобы оно нас приняло, по достоинству оценило, оказало нам определенную поддержку и так далее. Так что от общества мы зависим. Мы не можем, живя в обществе, быть свободными от него. Помните да, кому принадлежат эти слова? Я считаю, к ним нужно прислушаться.

Из вышесказанного я делаю вывод, что нам всегда, независимо от того, в каком обществе мы живем, необходимо учитывать мнение этого общества о нас. А говоря еще более точно – нам нужно это мнение грамотно формировать. А для этого нам необходимо уметь правильно влиять на общество, чтобы оно видело в нас такую личность, которую большинство членов этого общества будет ценить и уважать. Это позволит нам занять в обществе определенное, наиболее выгодное для нас место. И чем лучше мы себя обществу покажем, с точки зрения нашей полезности для него, тем более почетное место оно нам определит, или во всяком случае не будет против того, что мы то или иное место займем. Помните, общество тоже в определённой степени зависит от нас, и мы можем оказывать сильное влияние, как на отдельных его представителей, так и на все общество в целом. Мы можем быть успешными и уважаемыми людьми, а можем иметь статус слабака и неудачника или статус антисоциальной личности, которую люди ненавидят. Поэтому важно не только следить за своей репутацией, но и придерживаться того поведения, которое тем или иным обществом признается, как правильное, справедливое, адекватное, нужное обществу поведение, за которое одни люди уважают и ценят друг друга. Конечно, одно дело следить за своей репутацией в небольшом обществе, живя, скажем, в маленькой деревне, где все хорошо друг друга знают и где любой твой поступок сразу всем становится известен и соответствующим образом оценивается большинством людей, имеющим возможность повлиять на тебя. Живя в таком обществе волей-неволей нужно следить за своим поведением, чтобы не быть наказанным обществом за, к примеру, антисоциальность и аморальность. И совсем другое дело, жить в большом городе, где много людей и далеко не со всеми из них твоя жизнь может тем или иным образом пересекаться, и когда многие твои поступки остаются неизвестными большинству людей, которые к тому же, не всегда имеет возможность на тебя повлиять. Поведение человека в таком обществе будет совсем другим. Поэтому разное общество, как с точки зрения его количества, так и с точки зрения качества – по-разному влияет на человека.

Вместе с тем в большом городе у человека возникает другая потребность – потребность во внимании к себе, потребность в том, чтобы выделиться из толпы, потребность в известности, в признании. А обратить на себя внимание можно разными способами, в том числе и с помощью плохих поступков, антисоциальных поступков, чем кстати, некоторые люди и промышляют – привлекая к себе внимание не самыми лучшими способами. С одной стороны, они добиваются своей цели – привлекают к себе внимание, а с другой – настраивают общество против себя. Но это их не смущает, ибо внимание общества важнее для таких людей, чем его мнение о них. Так что, как видите, в разном обществе поведение человека может быть разным. В небольшой общине – оно может быть одним, а в большом городе другим. Хотя от человека тут тоже, конечно, многое зависит. Не всем хочется иметь дурную славу в обществе, лишь бы ее иметь, не все готовы ради внимания других людей настраивать их против себя. Но для нас важно другое – для нас важно понимать желание человека повлиять на общество с помощью плохих поступков из-за своей зависимости от него. Вы только подумайте – человек может причинять вред другим людям только для того, чтобы они обратили на него внимание. Что здесь первично, а что вторично? Кто на кого влияет первым и в какой степени? Думаю, вы понимаете, что от того, как устроено общество, по каким правилам и законам оно живет, каких ценностей придерживается и какие цели преследует, зависит то, из каких индивидов оно будет состоять. А цели и ценности общества, а также те правила и законы, по которым оно будет жить – зависят от отдельных его представителей – от сильных, умных и волевых личностей, которые способны влиять на это общество. Так что активное и сильное меньшинство влияет на большинство, именно от такого меньшинства зависит жизнь в обществе, а не от большинства. А большинство в свою очередь оказывает влияние на тех, из кого оно состоит, на так называемых, среднестатистических граждан, в том числе и на тех, кто пытается привлечь к себе внимание не самым лучшим образом. Вот, социальная психология позволяет выявить и понять все эти многочисленные взаимосвязи. А понимая их – мы можем на них влиять.

Очень интересным выглядит зависимость мнения человека от мнения других людей, а точнее, от мнения большинства. Не знаю, знакомы ли вы с теми экспериментами в социальной психологии, в которых было показано, как человек идет на поводу у мнения большинства и сам склоняется к абсолютно абсурдной позиции, лишь бы быть соли

psichel.ru