Определение что такое политическая сфера общества – 37. Политическая сфера жизни общества.
Дайте определение что такое политическая сфера
«Сфера политическая»(от греч. sphaira — шар) — одна из основных подсистем общества, охватывающая политико-властные отношения государства и общества. Содержание политической сферы можно выразить через интеграцию интересов политических субъектов в форме общегосударственных, общенациональных интересов, направление их деятельности на улучшение жизни народа, наведение порядка и стабильности путем осуществления политико-властных действий.
В политике следует выявлять социально-политические слои, группы, имеющие конкретные интересы, согласовывать их и реализовать в направлении целостности. Политическая сфера как бы вбирает в себя совокупность воль многообразных субъектов, но не посягает на их относительную самостоятельность, автономность. Она приоритетна в смысле концентрации интересов субъектов на общей программе, цели человеческой деятельности, в которой интегрируются интересы, потребности и цели неполитических сфер общественной жизни, их носителей. Субъекты этих сфер нацеливают свою деятельность на реализацию общеполитической программы и свой собственной, в том числе в борьбе за политическую власть, влияние на нее.
Выявление содержания, механизмов развития политической сферы во многом определяется существующим политическим режимом. От способов властвования зависит: имеет ли политическая сфера строго ограниченное пространство своей деятельности или же распространяется на все общество, точнее, включает его в область политического, партийно-государственного и т. п. Поскольку в обществе зависит многое от политики, и она стремится расширить свою сферу, то следует жестко держать ее под контролем масс, не допуская попыток расширения.
Сферное деление общественной жизни относительно. Но оно позволяет обнаружить <собственное> поле существования субъектов, специфику их политической и иной представительности, выраженности. Естественно, все основные сферы взаимодействуют через субъектов, которые часто оказываются общими для них. Отсюда проистекает сложность выделения собственно сферного поля деятельности субъектов, особенно в не устоявшихся, нестабильных общественно-политических образованиях, структурированных неполным образом.
otvet.mail.ru
Политическая сфера жизни общества.
Политическая сфера жизни общества связана с деятельностью по управлению делами общества в условиях несовпадения интересов и целей различных социальных групп, классов и ограниченности ресурсов общества. Ограниченность ресурсов порождает проблему их распределения, а несовпадение интересов — необходимость использования властных полномочий. Власть — это способность и возможность осуществлять свою волю, воздействуя на поведение людей. Политическая власть — это способность определенных классов, групп осуществлять свою волю, опираясь на легитимное насилие. Для этого политическая власть должна быть институционально организована и опираться на соответствующие правовые основания.
Политическая организация общества — совокупность государственных и негосударственных институтов, призванных регулировать отношения между различными группами, слоями, классами. В политическую организацию общества входят государство (важнейший элемент), политические партии, общественные организации, участвующие в управлении делами общества.
Государство — это институт , обладающий властными полномочиями, распространяющимися на все общество. Система государственной власти включает ряд структурных компонентов. Во — первых, особый разветвленный и многоуровневый аппарат политического управления. Во — вторых, аппарат принуждения. В-третьих, систему финансово — экономического обеспечения государственной власти. И, наконец, в-четвертых, систему правового обеспечения деятельности государства. Государство издает общеобязательные законы, регулирующие разнообразные стороны жизни общества.
Формы государственного устройства характеризуют административно — территориальную структуру государства. Унитарная форма государственного устройства предполагает единые центральные органы власти и единое законодательство (Франция, Италия, Беларусь). Федеративная форма государственного устройства предполагает наряду с федеральными органами власти относительно самостоятельные субъекты государственной власти (Россия, США, ФРГ). Постоянный союз государств, с наличием некоторых общих органов власти, называет конфедерацией.
Формы правления различаются тем, кому принадлежит верховная власть — одному лицу (монархия) или группе лиц (республика).
Политический режим характеризует методы осуществления политической власти по отношению к обществу. Тоталитарный режим предполагает тотальный контроль государственной власти за всеми сферами жизни общества (запрещено все, что не разрешено властью). Для тоталитарного режима характерно наличие единой идеологии, харизматического лидера, отчуждение народа от власти, подавление прав и свобод граждан. Авторитарный режим характеризуется жесткой регламентацией политической сферы (разрешено то, что не имеет отношения к политике), ограничением прав и свобод граждан, за исключением экономической свободы.
Демократический режим характеризуется подконтрольностью государственной власти, избираемой в результате свободных выборов, соблюдением прав и свобод граждан (разрешено все, что не запрещено законом). Демократический режим опирается на приоритет закона. В демократическом правовом государстве право не является инструментом власти, но власть подчиняется праву. Разделение ветвей власти (исполнительной, законодательной, судебной) вместе с принципом верховенства закона обеспечивает соблюдение и защиту прав и свобод граждан.
filosofedu.ru
Политическая сфера общества
Философия Политическая сфера общества
Количество просмотров публикации Политическая сфера общества — 1087
Наименование параметра | |
Тема статьи: | Политическая сфера общества |
Рубрика (тематическая категория) | Философия |
Политической сфере принадлежит весьма важная роль в жизни общества. Если рассматривать её в сопоставлении с материально-производственной и социальной сферами, то она раскрывает новые, важные грани общества. Концентрируя в себе экономику общества, интересы различных общностей, политическая сфера предстает как сфера управления обществом. На какой бы стадии ни оказалось общество, ᴇᴦο жизнь, развитие не осуществляются без определенного сознательно управляющего начала. Обществу присущи всегда и везде определенные формы управления. Сами эти формы в различные периоды общественной истории имеют разную степень развитости. На определенном этапе эти формы управления образуют систему общественных институтов управления, включающую в себя самые различные органы. Совокупность этих институтов общественного управления отражается в категории политической сферы общества.
Политическая сфера общества – это целостная система институтов общественного управления и самоуправления, подчиняющаяся своим специфическим законам. Социальная философия изучает законы складывания форм, видов, типов и т.д. политического управления, связь их друг с другом, образование целостной системы политического управления, законы её развития, функционирования, место политического управления в обществе и некоторые другие вопросы.
Поскольку в обществе самой важной является материально-производственная деятельность, то именно она впервые потребовала развития определенных начал управления, координации совместных усилий. Кроме того, в обществе на определенном этапе складываются различные общности, формируются многообразные отношения между ними. Причем, у этих общностей свои потребности, интересы, которые они стремятся проводить в жизнь, и зачастую эти интересы противоположные и даже антагонистические. Перед обществом встает задача управлять не только трудовыми процессами, но и отношениями между группами людей. Возникла потребность в организациях, которые бы координировали, направляли всю сложнейшую систему общественных отношений. И эти организации (институты), которые явились специфическими формами управления людьми, появились и послужили основой формирования политической сферы общества.
Итак, производственная, трудовая деятельность общества – и соответственно необходимость управлять общественными процессами производства, и социальная жизнь общества – и соответственно необходимость управлять людьми, их отношениями – вот два фактора, которые объясняют происхождение и сущность политических институтов в обществе.
Политическая сфера общества — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Политическая сфера общества» 2015, 2017-2018.
Читайте также
Политика как специфическая форма деятельности возникла вместе с появлением общественных классов и государства, когда необходимо было регулировать классовые, кастовые, сословные, межличностные и иные отношения в обществе, связанные с укреплением и устройством… [читать подробнее].
Политическая сфера общества — деятельность индивидов и социальных групп в связи с их отношением к государственной власти, политическим организациям и политическому режиму. Общество нуждается в управлении, управление требует власти. Власть означает способность… [читать подробнее].
referatwork.ru
Дайте определение что такое политическая сфера
«Сфера политическая» (от греч. sphaira — шар) — одна из основных подсистем общества, охватывающая политико-властные отношения государства и общества. Содержание политической сферы можно выразить через интеграцию интересов политических субъектов в форме общегосударственных, общенациональных интересов, направление их деятельности на улучшение жизни народа, наведение порядка и стабильности путем осуществления политико-властных действий. В политике следует выявлять социально-политические слои, группы, имеющие конкретные интересы, согласовывать их и реализовать в направлении целостности. Политическая сфера как бы вбирает в себя совокупность воль многообразных субъектов, но не посягает на их относительную самостоятельность, автономность. Она приоритетна в смысле концентрации интересов субъектов на общей программе, цели человеческой деятельности, в которой интегрируются интересы, потребности и цели неполитических сфер общественной жизни, их носителей. Субъекты этих сфер нацеливают свою деятельность на реализацию общеполитической программы и свой собственной, в том числе в борьбе за политическую власть, влияние на нее. Выявление содержания, механизмов развития политической сферы во многом определяется существующим политическим режимом. От способов властвования зависит: имеет ли политическая сфера строго ограниченное пространство своей деятельности или же распространяется на все общество, точнее, включает его в область политического, партийно-государственного и т. п. Поскольку в обществе зависит многое от политики, и она стремится расширить свою сферу, то следует жестко держать ее под контролем масс, не допуская попыток расширения. Сферное деление общественной жизни относительно. Но оно позволяет обнаружить <собственное> поле существования субъектов, специфику их политической и иной представительности, выраженности. Естественно, все основные сферы взаимодействуют через субъектов, которые часто оказываются общими для них. Отсюда проистекает сложность выделения собственно сферного поля деятельности субъектов, особенно в не устоявшихся, нестабильных общественно-политических образованиях, структурированных неполным образом.
touch.otvet.mail.ru
Политическая сфера общественной жизни
Общество нуждается в управлении. Совокупность институтов управления, взятая вместе с их функционированием, и составляет то, что принято называть политической сферой общества. Политика – это область социальной реальности, связанная с организацией, регулированием и контролем общественной жизни.
Исследуя вопрос о сущности политической сферы, В. С. Барулин и Г. Г. Филиппов пришли к выводу, что главным признаком этой сферы является организация людей. «Именно организация общественных процессов, институтов и деятельности формирует ту реальную социальную силу, которая становится собственной, подлинной основой политической власти», – пишет Г. Г. Филиппов[1]. В. С. Барулин определяет организацию как «сознательно и целенаправленно создаваемый людьми институт для координирования, направления, руководства и т. д. какими-то общими делами, общими интересами»[2].
Политика неразрывно связана с властными отношениями, властью над людьми. Такая связь вполне объяснима: даже для того, чтобы организовать жизнь небольшого коллектива, руководитель должен обладать возможностью воздействовать на людей, которыми ему поручено руководить. Когда граждане определенного государства не хотят, чтобы ими руководили таким образом, политические отношения в нем могут приобрести антагонистический характер. Такие периоды в обществе называют социальными революциями. К наиболее острым проявлениям политики относится война, которая возникает из-за вопроса о распределении власти между отдельными классами, этносами, государствами. Если же власть в государстве захватывается отдельным человеком или отдельной небольшой группой людей, то такое явление называют политическим переворотом.
Таким образом, наличие в чьих-то действиях стремления к власти делает эти действия политическими. Например, действия какой-то социальной группы, направленные на проведение досрочных выборов президента страны, являются явно политическими в отличие, скажем, от демонстрации в защиту домашних животных, организованной той же группой. Однако политика и власть не идентичны. Политика шире власти, политические отношения не сводятся только к властным отношениям. Например, нынешние отношения между Россией и Бразилией можно называть политическими, хотя эти отношения не характеризуются через понятия «господство» и «подчинение».
Политическая жизнь общества – сложный феномен, включающий в себя множество составляющих. Из них, если исходить из их важности для понимания особенностей этой сферы жизни, можно выделить пять: субъект политики, политическая структура, объекты политики, орудия политики, политическое сознание. Рассмотрим их более подробно.
Субъекты политики – это носители политической деятельности. Можно выделить два взаимосвязанных субъекта политики: политические институты и политические деятели. К политическим институтам относятся организации и учреждения, связанные с регулированием общественной жизни. Важнейшим среди них является государство – главный носитель политической власти. Известный исследователь общества М. Вебер связал функционирование этого института с наличием отношения господства людей над людьми, опирающегося на легитимное (узаконенное) насилие как средство управления[3].
Другим важным политическим институтом является политическая партия. По своему происхождению это наиболее активная и организованная часть класса либо другой социальной общности, выражающая и защищающая его интересы. Однако в 1980-х годах стали появляться партии, не имеющие ясно очерченной классовой основы. Они стали возникать на базе каких-либо социальных движений и по своей структуре отличаются от партий классического типа. Например, партия «зеленых» в ФРГ возникла на базе экологического движения. Она не имеет постоянного партийного лидера, общей программы, нет в ней и оформленного постоянного членства. С учетом существования подобных объединений политическая партия может быть определена как «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении»[4]. Правящая политическая партия играет значительную роль в разработке экономического и политического курса страны, в формировании правительства, законодательных, исполнительных и судебных органов.
Наряду с государством и политическими партиями существуют и такие политические институты, для которых вопросы, связанные с завоеванием или укреплением власти, не являются первостепенными. Эти вопросы они решают обычно лишь в контексте тех проблем, которые объявляются приоритетными в их программах и уставах. К таким институтам относятся профсоюзы, пацифистские движения, экономические союзы и т. п. Задачи, решаемые ими, прямо или косвенно затрагивают интересы государства, политических партий или отдельных руководителей, но не связаны явно с намерением захватить власть или укрепить ее. Например, действия профсоюзов, направленные на увеличение заработной платы и пенсий, в условиях экономического кризиса могут привести к отставке правительства.
Другим субъектом политики являютсяполитические деятели. Среди них следует выделить политических лидеров. В политологии принято говорить о трех типах лидеров, различающихся по характеру и масштабам деятельности: а) лидеров малых групп; б) лидеров общественных движений (организаций, партий и т. п.), не занимающих ключевых позиций в государстве; в) лидеров государственного уровня власти (короли, президенты, спикеры и т. п.). Следует оговориться, что одно и то же лицо может выполнять роль и лидера малой группы, и лидера государственного уровня. Например, президент страны может быть членом небольшой группы единомышленников, с которыми он в неформальной обстановке обсуждает важнейшие проблемы, влияющие на судьбу страны. К особому типу лидеров относятся вожди. Свойственный патриархально-родовым и раннефеодальным обществам, этот тип лидерства находит место и в современном мире. Как правило, он возникает в авторитарных обществах и государствах с тоталитарным режимом.
К политическим деятелям, видимо, следует относить и ведущих политических обозревателей, руководителей идеологических служб, крупных политологических и социологических центров, играющих заметную роль в формировании общественного мнения и распространении политических идей.
Политические институты и политические деятели являются основными элементами политической системы общества. Термин «политическая система» в литературе употребляется в разных смыслах. В отечественных источниках обычно в содержание этого понятия включают лишь политические институты – государство, политические партии и такие «полуполитические» организации, как профсоюзы, комсомол и т. п. Любой человек, знакомый с понятием «система», скажет, что это однобокое понимание этого термина. Действительно, система есть единство элементов и структуры. Элементы сами по себе еще не есть система. Тридцать солдат не являются взводом, если отсутствует соответствующая взводу их организация в единое войсковое подразделение. Для того, чтобы создать из элементов систему, нужна структура. Под структурой в теории систем принято понимать способ организации элементов. Таким образом, под политической структурой следует понимать способ организации субъектов политики в определенную целостность, функционирующую по заданным правилам («правилам политической игры», представляющим нормы политической жизни). Иногда крупные изменения в политической жизни связаны только структурными перестановками. Например, в политической жизни России произошли бы сейчас заметные изменения, если бы президент страны подчинялся парламенту (например, избирался бы парламентом).
Субъект политики предполагает наличие объекта политики. Объектами политики являются те фрагменты реальности, на которые направлена деятельность субъектов политики. Чаще всего в качестве объекта политики выступают те или иные элементы социальной реальности (этносы, религиозные объединения, социальные группы, рынки сбыта, отдельные личности и т. п.). Но объектом политики могут быть и природные феномены – нефть, земля, участки водной поверхности, охотничьи угодья и т. п.
Для повышения эффекта воздействия на объект субъект политики нередко использует орудия политики. К ним относятся средства, используемые для реализации политического решения. Чаще всего в качестве орудий политики выступают армия, специальные службы, дипломатический корпус, средства массовой информации, религиозные и этнические организации, политические партии и движения, отдельные личности.
Наконец, анализ политической жизни общества был бы неполным, если бы мы не рассмотрели такой важный ее компонент, как политическое сознание. Оно включает в себя знания и чувства граждан, имеющие отношение к деятельности тех институтов и людей, которые ответственны за организацию жизни в обществе. Для определения уровня развития политического сознания, его качественного своеобразия применяют термин «политическая культура». Степень развития политической культуры является важнейшим фактором политической стабильности. Характер большинства конфликтов с большими человеческими жертвами в некоторых районах планеты во многом определяется низким уровнем политической культуры организаторов и участников политических акций. Разность политической культуры прибалтийских и среднеазиатских народов очень сильно повлияла на ход событий в Прибалтике и государствах Средней Азии после распада СССР.
Политическая жизнь общества тесно связана с его материально-производственной сферой. Характер политической структуры, тип государства, отношения между классами и другими социальными общностями во многом определяются экономикой. Политика в основном детерминирована экономическими интересами ее субъектов. Экономика выступает по отношению к политике ее материальной основой. Бедное государство вынуждено принимать иные политические решения, чем богатое. Партии, обладающие большими материальными возможностями, имеют больше шансов победить на выборах, чем те, кто не имеет денег даже на рекламу.
[1] Филиппов Г. Г. Социальная организация и политическая власть. М., 1985. С. 54.
[2] Барулин В. С. Социальная философия. М., 1993. С. 133.
[3] Вебер М. Избранные произведения. М., 1991. С. 646.
[4] Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 245.
magref.ru