Определение что такое административное правонарушение – Определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Ст. 28.1 КоАП РФ. Основные признаки административного правонарушения

Содержание

Что такое административное правонарушение? :: SYL.ru

В Российском сборнике законов достаточно много места отведено для трактовки различных нормативных понятий. Среди них и термин «административное правонарушение». Что это такое? Какие деяния подпадают под данную категорию? Чем это чревато? Об этом мы и поговорим в данной статье. Мы подробно разберем, что собой представляет административное правонарушение (примеры преступлений будут приведены в обязательном порядке) и какого наказания следует ожидать за содеянное.

Механизм регулирования

Для реализации юридических норм необходимо создать соответствующие отношения. Это неотъемлемый элемент механизма правого государственного регулирования. Кодекс об административных правонарушениях (РК) стал катализатором в проблеме административно-процессуальных взаимоотношений между разными субъектами в юридическом поле. В связи с этим произошли некоторые трансформации в определениях. Пересмотрено и такое понятие, как административное правонарушение. По сути, это акт целенаправленного поведения, которое представлено в двух формах: действии и бездействии. Органами от исполнительной власти должны реализовываться различного рода нормы, связанные с разными преступлениями. Такая деятельность больше носит государственно-управленческий характер. Все действия, связанные с Кодексом, необходимо рассматривать с процессуальных позиций.

Определение

Что такое административное правонарушение? Под этим определением понимают деяние, посягающее на общественный либо государственный порядок или права и свободы граждан, на имеющуюся структуру управления. Это противозаконное действие или бездействие. Административное правонарушение носит антиобщественный характер. В качестве возмездия законодательство предусматривает соответствующие санкции.

В каких случаях наступает ответственность?

Административное правонарушение должно быть доказано. При этом гражданин не обязан отстаивать свою правоту. В случае если его проступок признан противозаконным на основании свидетельств и доказательств, то это повлечет административную ответственность. Этот вид наказания не считается уголовным. Как правило, такого рода дела не предусматривают лишения свободы.

Виды преступлений

Административное правонарушение может совершаться в первый раз или являться рецидивом. В первом случае к гражданину могут проявить снисхождение. В качестве наказания при этом используют предупреждение. Если же человек привлекается не единожды, то наказание будет более строгим, в соответствии с законодательством. К административным правонарушениям следует отнести, например, распитие алкогольных напитков с несовершеннолетними, курение в общественном месте, нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Проступки могут носить различный, в том числе и комплексный характер, быть как дисциплинарными, так и административными одновременно. Еще одним примером является нарушение правил охраны природных ресурсов. Социальная значимость деяния является антиобщественной, если причиняет вред гражданам, обществу или государству.

Противоправность действия

Только Кодекс об административных правонарушениях (РК) определяет, какое деяние может расцениваться как антиобщественное. Следовательно, не все такие действия могут содержать признаки преступления. Противоправность может быть только в совершенном деянии, нарушающем нормы права. Они могут быть не только административными, но и взаимодействовать с некоторыми другими отраслями. Соблюдение данных норм охраняется мерами об ответственности административного характера.

Ответственность

Проступок не должен оставаться безнаказанным. Административная ответственность — это вид юридического наказания. Она наступает в том случае, если человек не выполнил каких-либо обязательств со своей стороны, которые были ему вменены. Виновность действия предполагает умышленность или неосторожность. Присутствие вины — обязательный признак состава административного правонарушения. При отсутствии какого-либо из компонентов вероятно исключение ответственности за злодеяние. Следует различать признаки административного правонарушения от юридического состава преступления. Этот вопрос имеет несомненное практическое значение. При всех признаках может и отсутствовать состав административного правонарушения.

В каких случаях наказание не предусмотрено

Например, лицо, не достигшее 16 лет, нарушило правила ПДД. Административное правонарушение было совершено – факт злодеяния есть. Однако человека нельзя привлечь к ответственности, так как в его действии отсутствует состав правонарушения административного характера. В соответствии с законодательством, к ответственности можно привлечь лицо, которое достигло 16 лет. Важно понимать, чем отличается состав административного правонарушения от смежных с ним преступлений. Разберемся с понятием. Составом административного правонарушения считается совокупность закрепленных нормативно-правовых актов. Если имеются таковые, то можно привлечь гражданина к ответственности, наложив на него соответствующее наказание.

Элементы состава преступления

Объект, субъект, объективная и субъективная сторона – вот основные компоненты. Рассмотрим их подробнее. Объект представляет собой общественные отношения. Они регулируются нормами права и охраняются мерами ответственности. В качестве объектов выступают нормы, требования закона и отдельные положения и акты. К примеру, хулиганство может выражаться в посягательстве на общественную безопасность. Законом не предусмотрено прямого запрета на совершение этого действия. Но наказанию преступник, тем не менее, подвергается. Это обеспечивается законодательно посредством административной ответственности.

Объективная сторона

Этот компонент содержит в себе действие или бездействие, запрещенное административным правом. Что это значит? Действие или бездействие не может «покушаться» на определенные общественные отношения. В законодательстве фиксируются элементы, содержащие объективную сторону административного правонарушения. Повторяемость одного действия либо бездействия служит главным условием для того, чтобы признать какое-либо деяние преступлением, имеющим место быть. Повторное совершение злодеяния в законодательстве — это отягчающий факт. За ним может последовать более жесткое наказание. Повторное действие следует отличать от неоднократного. Также в рамках административного законодательства следует разделить длящееся и прекратившееся деяния.

Субъекты

К этой категории следует отнести физических и юридических лиц. Все субъекты разделены на 3 категории: общую, особую и специальную. В первую группу входят вменяемые граждане, возраст которых – от 16 лет. В качестве специального субъекта может выступать должностное лицо, родитель (либо оба), иностранец, находящийся на территории РФ и не пользующийся дипломатическим иммунитетом, а также лицо, не имеющее гражданства. К особой группе следует отнести военнослужащих, находящихся на сборах граждан, представители начальствующего либо рядового состава внутренних органов. За свои проступки эти люди несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Но, к примеру, за такие действия, как нарушение пограничного режима, ПДД, таможенных положений и правил и прочих они понесут наказание в соответствии с общими нормами права.

www.syl.ru

Административное правонарушение — что это такое?

Сегодня ответственность за правонарушения, связанные с государственным управлением, предусматривает административное наказание. Суть административных правонарушений заключается в том, что вред наносится общественному или государственному порядку, правам и свободам граждан, собственности и так далее.

Административное правонарушение имеет следующие признаки:

  • всегда имеется посягательство на какие-либо приоритеты, а также ценности государства или общества. Административное правонарушение ущемляет чьи-либо интересы и права;
  • данное правонарушение отрицательно сказывается на жизнедеятельности государства и общества, ломает сложившийся общественный порядок;
  • административное правонарушение является противоправным.

Нормативно правовые акты, которые касаются административных правонарушений, рано или поздно кодифицируются. Отметим, что включить в кодекс – это означает систематизировать, упорядочить. Кодекс об административных правонарушениях РК, Украины, России и других стран имеют много общего. В принципе, система наказаний используется одна и та же.

Административное правонарушение – это противоправное действие, которое перечит нормам, указанным в законах. Может быть выражено не только действиями, но и бездействием. Поведению лица при всем этом должен быть присущ волевой характер. Речь о том, что человек должен осознавать то, что делает, понимать неизбежность наступления отрицательного результата.

Административные правила имеют цель – сохранение государственной дисциплины, а также общественного порядка. Административное правонарушение, примеры которого можно привести самые разные, может быть связано с нарушением ПДД, правил поведения в общественных местах, правил торговли, ловли рыбы, охоты, правил воинского учета и так далее.

Обязательные правила административного права всегда адресованы кругу лиц, который является широким. Имеется в виду то, что некоторые из них относятся только к юридическим лицам, некоторые к людям, работающим в хозяйственной отрасли, некоторые исключительно к должностным лицам и так далее.

Административное правонарушение может быть связано с действием либо же бездействием субъекта. Под действием понимается не что иное, как активная форма поведения лица, совершившего правонарушение, связанная с неисполнением определенных обязанностей, нарушением запретов, законных требований и так далее.

Под бездействием же понимается пассивная форма поведения. Связано оно с нарушением запретов, невыполнением законных требований, конкретных обязанностей.

Выделяют состав административного правонарушения, позволяющий отделить одно административное правонарушение от другого. Состав данного правонарушения – совокупность элементов правонарушения, которая установлена законом. При наличии всех необходимых признаков, деяние признается антиобщественным и за него может быть назначена санкция в соответствии с нормами административного права. Юридический состав – единственное основание административной ответственности.

Элементы (признаки), которые имеет административное правонарушение:

  • субъективная сторона;
  • субъект;
  • объективная сторона;
  • объект.

Под объектом понимаются те общественные отношения, которые пострадали по причине административного правонарушения, объективная сторона связана с противоправностью деяния. Субъект административного права – лицо, его совершающее, а субъективная сторона связана с конкретными обстоятельствами его совершения.

Административное правонарушение является основанием для административного наказания. Чаще всего оно производится во внесудебном порядке.

fb.ru

Признаки административного правонарушения

  • деяние (действие/бездействие)

  • противоправность — заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.

  • виновность — противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, то есть содеянное было совершено умышленно или по неосторожности.

  • наказуемость деяния — то есть за содеянное наступает административная ответственность.

Отличия от иных видов правонарушений

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Состав административного правонарушения

Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

  • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.

  • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.

  • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.

  • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Ответственность за административное правонарушение

Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры:предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

Административное расследование

В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т. п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии с КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев.По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

3) Алиментные обязанности членов семьи

Муж и жена являются членами одной семьи, и по закону, несут определенные обязательства (в том числе и материального характера) друг перед другом. Суть семейных отношений заключается во взаимной поддержке, доверии и заботе супругов друг о друге. Зачастую, в реальности взаимоотношения супругов складываются совершенно иначе. В этом случае, регулирование материальных вопросов между супругами осуществляется в судебном порядке. Так, в соответствии со ст.89 СК РФ один из супругов вправе требовать от другого супруга выплаты алиментов: -если супруг – заявитель является нетрудоспособным нуждающимся лицом -жена в период беременности

 и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка -нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы. Размер алиментов, выплачиваемых одним супругом другому, и порядок выплат, устанавливается решением суда, если сторонами не достигнуто соглашение по данным вопросам. Кроме того, в некоторых случаях, уже после расторжения брака, бывшие муж и жена, находятся в такой ситуации, когда даже полученноесвидетельство о разводе не прекращает сразу, установившиеся за время брака, связи супругов. Поэтому, при некоторых обстоятельствах, даже после окончания семейных отношений, 
бывшие супруги вправе требовать друг от друга выплаты алиментов
. Правом требовать выплаты алиментов от бывших супругов закон наделяет: -бывшую жену в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка -нуждающегося бывшего супруга, осуществляющего уход за общим ребенком-инвалидом до достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком — инвалидом с детства I группы -нетрудоспособного нуждающегося бывшего супруга, ставшего нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с моментарасторжения брака -нуждающегося супруга, достигшего пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время. При этом, хотя установление обязанности бывшего супруга выплачивать алименты может осуществляться в судебном порядке, сами бывшие супруги вправе договориться, путем составления соглашения, о порядке и размере выплаты алиментов. И только если подобного соглашения им не удастся достигнуть, вопросы о порядке выплат и размере алиментов будут решаться судом. Если вопрос о размере и порядке выплаты алиментов супругам (бывшим супругам) решается в судебном порядке, то размер алиментов устанавливается судом, исходя из материального и семейного положения супругов (бывших супругов), и других заслуживающих внимания интересов сторон. 
Алименты устанавливаются в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно
.Поскольку, как уже говорилось выше, семейные отношения мужа и жены могут складываться по-разному, зачастую можно столкнуться со злоупотреблениями со стороны одного из супругов, который пытается, не имея на то достаточных оснований, воспользоваться материальными благами второго супруга.  В связи с этим, Семейный кодекс предусматривает возможность освобождения второго супруга от уплаты алиментов другому нетрудоспособному нуждающемуся супругу, или ограничить эту обязанность определенным сроком, как в период брака, так и после его расторжения, в случае: -если нетрудоспособность нуждающегося в помощи супруга наступила в результате злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами или в результате совершения им умышленного преступления -в случае непродолжительности пребывания супругов в браке (определение срока, который супруги должны прожить в браке, чтобы он был признан непродолжительным, остается на усмотрение суда – обычно, непродолжительными считаются браки до 1 года) -в случае недостойного поведения в семье супруга, требующего выплаты алиментов (поведение, которое может быть признано недостойным, определяется судом, исходя из норм морали и нравственности, а иногда административных или уголовных норм). Таким образом, алиментные обязательства могут существовать так же и между супругами (бывшими супругами). Рассмотрим теперь алиментные обязательства иных родственников, по отношению друг к другу. 

Алиментные обязательства иных членов семьи

Глава 15 Семейного кодекса посвящена алиментным обязательствам членов семьи (за исключением родителей и детей) друг перед другом. Необходимо заметить, что перечисленные ниже алиментные обязательства устанавливаются: -в интересах несовершеннолетних нуждающихся детей, в случае, если они не могут получить содержание от своих родителей -в интересах совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся в помощи лиц, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей. Таким образом, данные алиментные обязательства возлагаются на родственников, с целью защиты прав и материальной поддержки детей и нуждающихся, совершеннолетних граждан. Поскольку, ближайшими родственниками, после родителей, являются 

братья и сестры, законодательство устанавливает алиментные обязательства для них. Так, в соответствии со ст. 93 СК РФ, трудоспособные совершеннолетние братья и сестры, имеющие необходимые средства, по решению суда могут быть признаны обязанными выплачивать алименты своим несовершеннолетним/совершеннолетним, нуждающимся в помощи братьям и сестрам, с учетом положений, указанных выше. Аналогичную обязанность закон возлагает и на бабушек (дедушек), имеющих материальную возможность поддерживать своих внуков (ст.94 СК РФ). Вместе с тем, по аналогии с взаимными алиментными обязанностями родителей-детей, закон устанавливает обязанность внуков содержать своих бабушек (дедушек), если последние не могут получать содержание от своих совершеннолетних, трудоспособных детей или от супруга (бывшего супруга). Поскольку, помимо родственников по крови, в воспитании детей могут принимать участие иные лица, фактически заменяющие ребенку родителей, данные лица так же наделяются правом, предоставленным биологическим родителям ребенка, на получение от него алиментов, после достижения последним совершеннолетия.   Так, нетрудоспособные нуждающиеся лица, осуществлявшие фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей, имеют право требовать через суд алименты от своих трудоспособных воспитанников, достигших совершеннолетия, если они не могут получить содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов). Данное правило не распространяется на лиц, находившихся под опекой(попечительством), или на воспитании в приемных семьях, поскольку в данных случаях на содержание детей выплачивалось денежное содержание государством. Аналогичное право на получение алиментов от своих пасынков и падчериц предоставлено инетрудоспособным, нуждающимся в помощи, отчиму и мачехе, воспитывавшим и содержавшим своих пасынков или падчериц, при условии невозможности получения ими содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей или от супругов (бывших супругов).  Для двух данных категорий граждан закон предусматривает ограничение, в праве требования алиментов. Так, суд вправе освободить совершеннолетних трудоспособных детей (бывших воспитанников, падчериц, пасынков) от обязанности содержать фактических воспитателей (мачеху, отчима), если последние содержали и воспитывали их менее пяти лет, а также, если они содержали и воспитывали их ненадлежащим образом. Как и в случае с алиментными обязательствами супругов (бывших супругов), размер и порядок выплаты алиментов всех вышеперечисленных категорий граждан могут быть установлены по соглашению сторон. В противном случае, данные вопросы разрешаются судом, исходя из материального положения сторон и с учетом иных, заслуживающих внимания, обстоятельств.  В завершении разговора об уплате алиментов иными лицами, необходимо указать на общие правила, в соответствии с которыми, уплата алиментов прекращается. Поскольку для большинства случаев, установление алиментов возможно по соглашению сторон, и только в случае, если стороны не достигли договоренности – через суд, прекращение уплаты алиментов возможно по двум направлениям: —если между сторонами было соглашение: уплата алиментов прекращается смертью одной из сторон, истечением срока действия этого соглашения или по основаниям, предусмотренным этим соглашением. —если алименты были установлены судом:  —по достижении ребенком совершеннолетия (приобретения дееспособности до совершеннолетия)   —при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты —при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов —при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга — получателя алиментов, в новый брак —смертью лица, получающего алименты, или лица, обязанного уплачивать алименты. Подводя итог всему сказанному, можно заметить, что семейные отношения многообразны и отличаются большим количеством связей, а, следовательно, прав и обязательств (в том числе, и алиментных), между разными членами семьи. 

studfiles.net

Административное правонарушение — это… Что такое Административное правонарушение?

Административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология и т. д.

Признаки административного правонарушения

  • противоправность — заключается в совершении деяния, нарушении нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового), охраняемых мерами административной ответственности.
  • виновность — противоправные деяния являются административным правонарушением только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было совершено умышлено или по неосторожности.
  • наказуемость деяния — т.е. за содеянное наступает административная ответственность.

Отличия от иных видов правонарушений

Административные правонарушения отличаются от преступлений тем, что их совершение не наносит существенного вреда обществу, они не обладают признаком общественной опасности в том смысле, который вкладывается в это понятие уголовным законодательством. Некоторые деяния (например, хищение или нарушение авторских прав) могут признаваться как правонарушением, так и преступлением в зависимости от степени причинённого вреда или других обстоятельств.

Состав административного правонарушения

Как и состав преступления, состав административного правонарушения образуют четыре элемента:

  • Объект правонарушения — те общественные отношения, которые оно нарушает.
  • Объективная сторона правонарушения — признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.
  • Субъект правонарушения — физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России — 16-летнего) возраста или юридическое лицо.
  • Субъективная сторона правонарушения — вина в форме умысла или неосторожности, цель.

Ответственность за административное правонарушение

Совершение административного правонарушения служит основанием для применения особых мер ответственности: административного наказания. Основной формой такого наказания является штраф, но могут предусматриваться и иные меры: предупреждение, лишение специального права (например, права управления транспортным средством), приостановление деятельности организации, административный арест и другие.

Административное расследование

В случаях когда после выявления административного правонарушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законодательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного движения и т.п.), являющееся самостоятельной стадией производства. Оно проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела. В исключительных случаях вышестоящими должностными лицами этот срок может быть продлен на срок не более одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — до шести месяцев.

См. также

Литература

  • Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. — М.: Статут, 2004.

dic.academic.ru

Административное правонарушение понятие юридический состав

Административное правонарушение: понятие, юридический состав

Административным правонарушениемпризнается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

1. Общественная опасность.В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

2. Противоправность. Указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

3. Виновность.Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

4. Наказуемость.За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

Состав административного правонарушения— совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

— объект административного правонарушения;

— объективная сторона административного правонарушения;

— субъект административного правонарушения;

— субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасностисостав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков составаон бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

Объектом административного правонарушенияявляются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Предмет административного правонарушения– элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Отличиепредмета от объекта административного правонарушения:

— объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

— предмет является факультативным элементом объекта;

— объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

Объективная сторонаадминистративного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Субъектомадминистративного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

Субъективная сторонаадминистративного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

studfiles.net

Что такое административное правонарушение.

Для по­ни­ма­ния то­го, ка­ки­ми дол­ж­ны быть пра­ви­ла по­ве­де­ния в си­ту­ации, ког­да вас прив­лек­ли к ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти, под­вер­г­ли дос­тав­ле­нию в от­де­ле­ние ми­ли­ции или за­дер­жа­ли, не­об­хо­ди­мо знать, что та­кое ад­ми­нис­т­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние и ка­кие ви­ды от­вет­с­т­вен­нос­ти за не­го су­щес­т­ву­ют.

    Каждому граж­да­ни­ну из­вес­тен та­кой рос­сий­с­кий за­кон, как Уго­лов­ный ко­декс Рос­сий­с­кой Фе­де­ра­ции (УК), ко­то­рый в со­во­куп­нос­ти с Уго­лов­но-про­цес­су­аль­ным ко­дек­сом Рос­сий­с­кой Фе­де­ра­ции (УПК) ре­гу­ли­ру­ет от­но­ше­ния, воз­ни­ка­ющие в свя­зи с со­вер­ше­ни­ем на­ибо­лее об­щес­т­вен­но опас­ных пра­во­на­ру­ше­ний, на­зы­ва­емых прес­туп­ле­ни­ями, а так­же от­но­ше­ния, свя­зан­ные с при­ме­не­ни­ем к ли­цам, со­вер­шив­шим прес­туп­ле­ния, мер уго­лов­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти. От­но­ше­ния в сфе­ре ад­ми­нис­т­ра­тив­но­го про­из­вод­с­т­ва ре­гу­ли­ру­ют­ся Ко­дек­сом Рос­сий­с­кой Фе­де­ра­ции об ад­ми­нис­т­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (Ко­АП), всту­пив­шим в дей­с­т­вие с 1 июля 2002 г.

    КоАП объ­еди­ня­ет пра­во­вые нор­мы, ко­то­рые ре­гу­ли­ру­ют об­щес­т­вен­ные от­но­ше­ния, скла­ды­ва­ющи­еся в раз­лич­ных об­лас­тях на­шей жиз­ни в свя­зи с со­вер­ше­ни­ем осо­бо­го ви­да пра­во­на­ру­ше­ний — ад­ми­нис­т­ра­тивньгх и по по­во­ду при­ме­не­ния осо­бо­го ви­да юри­ди­чес­кой от­вет­с­т­вен­нос­ти — ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти. Ад­ми­нис­т­ра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния го­раз­до ме­нее опас­ны для об­щес­т­ва, не­же­ли уго­лов­ные прес­туп­ле­ния, со­от­вет­с­т­вен­но и ви­ды на­ка­за­ний за их со­вер­ше­ние дру­гие. Ад­ми­нис­т­ра­тив­ная от­вет­с­т­вен­ность, как и уго­лов­ная, — это фор­ма го­су­дар­с­т­вен­но­го при­нуж­де­ния к дол­ж­но­му, от­ве­ча­юще­му ин­те­ре­сам об­щес­т­ва и го­су­дар­с­т­ва по­ве­де­нию. Од­на­ко ес­ли в об­щеп­ри­ня­том по­ни­ма­нии ос­нов­ным ме­то­дом го­су­дар­с­т­вен­но­го при­нуж­де­ния яв­ля­ет­ся су­деб­ная власть, то юри­ди­чес­кий под­ход к ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти нес­коль­ко иной. В со­от­вет­с­т­вии с дей­с­т­ву­ющим в Рос­сий­с­кой Фе­де­ра­ции за­ко­но­да­тель­с­т­вом ме­ры ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти при­ме­ня­ют­ся пре­иму­щес­т­вен­но во вне­су­деб­ном по­ряд­ке, т. е. в про­цес­се пов­сед­нев­ной де­ятель­нос­ти го­су­дар­с­т­вен­ных ор­га­нов и дол­ж­нос­т­ных лиц, ко­то­рых обоб­щен­но мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как ад­ми­нис­т­ра­ция.

    Административные от­но­ше­ния — это всег­да от­но­ше­ния влас­ти. т. е. в них всег­да при­сут­с­т­ву­ет субъ­ект, пред­с­тав­ля­ющий ин­те­ре­сы го­су­дар­с­т­ва. Со­от­вет­с­т­вен­но дру­гая сто­ро­на в этих пра­во­от­но­ше­ни­ях юри­ди­чес­ки за­ви­си­ма от во­ли та­ко­го обя­за­тель­но­го субъ­ек­та, роль ко­то­ро­го сог­лас­но дей­с­т­ву­юще­му за­ко­но­да­тель­с­т­ву воз­ло­же­на на ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной влас­ти и дей­с­т­ву­ющих от их име­ни дол­ж­нос­т­ных лиц. Меж­ду субъ­ек­та­ми ад­ми­нис­т­ра­тив­ных от­но­ше­ний нет и не мо­жет быть юри­ди­чес­ко­го ра­вен­с­т­ва, од­на­ко это не оз­на­ча­ет, что граж­да­нин, нап­ри­мер, под­чи­нен то­му или ино­му ор­га­ну го­су­дар­с­т­вен­ной влас­ти или дол­ж­нос­т­но­му ли­цу — но он от них юри­ди­чес­ки за­ви­сим по нес­коль­ким при­чи­нам:

    • пред­с­та­ви­тель ис­пол­ни­тель­ной влас­ти об­ла­да­ет пол­но­мо­чи­ями по ис­поль­зо­ва­нию в ад­рес как граж­да­ни­на, так и пред­п­ри­ятия, ор­га­ни­за­ции, ком­мер­чес­кой струк­ту­ры и т. п. юри­ди­чес­ки-влас­т­ных пред­пи­са­ний;

    • толь­ко на­де­лен­ный пол­но­мо­чи­ями ис­пол­ни­тель­ный ор­ган или дол­ж­нос­т­ное ли­цо в сос­то­янии офи­ци­аль­но ре­шить тот или иной воп­рос, воз­ни­ка­ющий по ини­ци­ати­ве граж­да­ни­на, в од­нос­то­рон­нем по­ряд­ке;

    • имен­но ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной влас­ти осу­щес­т­в­ля­ют за­щи­ту ре­гу­ли­ру­емых об­щес­т­вен­ных от­но­ше­ний, а так­же прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов их учас­т­ни­ков;

    • имен­но ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной влас­ти осу­щес­т­в­ля­ют кон­т­роль и над­зор за соб­лю­де­ни­ем в сво­ей сфе­ре дол­ж­но­го пра­во­по­ряд­ка;

    • эти ор­га­ны об­ла­да­ют пол­но­мо­чи­ями по при­ну­ди­тель­но­му пре­дуп­реж­де­нию и пре­се­че­нию пра­во­на­ру­ше­ний в сфе­ре го­су­дар­с­т­вен­но­го уп­рав­ле­ния, а так­же по при­ме­не­нию к на­ру­ши­те­лям мер юри­ди­чес­кой от­вет­с­т­вен­нос­ти.

    Все пе­ре­чис­лен­ные ха­рак­те­рис­ти­ки ад­ми­нис­т­ра­тив­ной де­ятель­нос­ти на­хо­дят зак­реп­ле­ние в нор­мах ад­ми­нис­т­ра­тив­но­го пра­ва, ос­нов­ное наз­на­че­ние ко­то­ро­го — ре­гу­ли­ро­ва­ние де­ятель­нос­ти в сфе­ре от­но­ше­ний уп­рав­ле­ния с по­мощью та­ких пра­во­вых ме­то­дов, как пред­пи­са­ние, зап­рет, доз­во­ле­ние.

    Понятие ад­ми­нис­т­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния, бе­зус­лов­но, ас­со­ци­иру­ет­ся с по­ня­ти­ем зап­ре­та. Зап­ре­ты оп­ре­де­ля­ют ус­ло­вия, при нас­туп­ле­нии ко­то­рых ли­цо обя­за­но воз­дер­жать­ся от со­вер­ше­ния тех или иных дей­с­т­вий под уг­ро­зой нас­туп­ле­ния неб­ла­гоп­ри­ят­ных пос­лед­с­т­вий (преж­де все­го юри­ди­чес­кой от­вет­с­т­вен­нос­ти). По­это­му Осо­бен­ная часть[2] Ко­АП со­дер­жит со­от­вет­с­т­ву­ющие пра­во­вые зап­ре­ты. Сам факт фик­са­ции в оп­ре­де­лен­ной статье Осо­бен­ной час­ти то­го или ино­го дей­с­т­вия или без­дей­с­т­вия, за со­вер­ше­ние ко­то­ро­го нас­ту­па­ет от­вет­с­т­вен­ность, убе­ди­тель­но сви­де­тель­с­т­ву­ет о том, что та­кое дей­с­т­вие или без­дей­с­т­вие зап­ре­ще­но за­ко­ном.

    Итак, что же та­кое ад­ми­нис­т­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние? Статья 2.1 Ко­АП да­ет сле­ду­ющее оп­ре­де­ле­ние: «Адми­нис­т­ра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем приз­на­ет­ся про­ти­воп­рав­ное ви­нов­ное дей­с­т­вие (без­дей­с­т­вие) фи­зи­чес­ко­го или юри­ди­чес­ко­го ли­ца, за ко­то­рое нас­то­ящим Ко­дек­сом или за­ко­на­ми субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции об ад­ми­нис­т­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях ус­та­нов­ле­на ад­ми­нис­т­ра­тив­ная от­вет­с­т­вен­ность».

    Административное пра­во­на­ру­ше­ние — это преж­де все­го дей­с­т­вие (актив­ное по­ве­де­ние) или без­дей­с­т­вие (пас­сив­ное по­ве­де­ние). Нап­ри­мер, пов­реж­де­ние до­рог, же­лез­но­до­рож­ных пе­ре­ез­дов и дру­гих до­рож­ных со­ору­же­ний (ст. 12.33 Ко­АП) — дей­с­т­вие, а не­вы­пол­не­ние тре­бо­ва­ния о про­хож­де­нии ме­ди­цин­с­ко­го ос­ви­де­тель­с­т­во­ва­ния на сос­то­яние опь­яне­ния (ст. 12.26 Ко­АП) — без­дей­с­т­вие.

    Один из важ­ней­ших приз­на­ков ад­ми­нис­т­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния — про­ти­воп­рав­ность. Она оз­на­ча­ет, что та­ки­ми дей­с­т­ви­ями или без­дей­с­т­ви­ем на­ру­ша­ют­ся ус­та­нов­лен­ные пра­во­вы­ми нор­ма­ми спе­ци­аль­ные пра­ви­ла, нор­мы, стан­дар­ты, за­щи­ща­емые нор­ма­ми ад­ми­нис­т­ра­тив­но­го пра­ва. Речь в дан­ном слу­чае идет не толь­ко о фе­де­раль­ных за­ко­нах, но и о дру­гих нор­ма­тив­ных пра­во­вых ак­тах РФ.

    Закон зап­ре­ща­ет прив­ле­че­ние ли­ца к ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти без уче­та на­ли­чия ви­ны. Толь­ко ви­нов­ное — умыш­лен­ное или не­ос­то­рож­ное на­ру­ше­ние субъ­ек­том ус­та­нов­лен­ных пра­вил вле­чет ад­ми­нис­т­ра­тив­ную от­вет­с­т­вен­ность. Пра­во­на­ру­ше­ние приз­на­ет­ся со­вер­шен­ным умыш­лен­но, ес­ли ли­цо, осоз­на­вая об­щес­т­вен­ную опас­ность сво­их дей­с­т­вий (без­дей­с­т­вия), пред­ви­дя воз­мож­ность или не­из­беж­ность нас­туп­ле­ния вред­ных пос­лед­с­т­вий, же­ла­ло их нас­туп­ле­ния ли­бо от­но­си­лось к ним без­раз­лич­но. Пра­во­на­ру­ше­ние, со­вер­шен­ное по не­ос­то­рож­нос­ти, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что ли­цо, его со­вер­шив­шее, пред­ви­де­ло воз­мож­ность нас­туп­ле­ния вред­ных пос­лед­с­т­вий сво­его дей­с­т­вия (без­дей­с­т­вия), но без дос­та­точ­ных к то­му ос­но­ва­ний са­мо­на­де­ян­но рас­счи­ты­ва­ло на пре­дот­в­ра­ще­ние та­ких пос­лед­с­т­вий ли­бо не пред­ви­де­ло воз­мож­нос­ти нас­туп­ле­ния та­ких пос­лед­с­т­вий, хо­тя дол­ж­но бы­ло и мог­ло их пред­ви­деть (ст. 2.3 Ко­АП).

    Некоторые статьи Осо­бен­ной час­ти Ко­АП пря­мо ука­зы­ва­ют на ви­ну в фор­ме умыс­ла. Нап­ри­мер, в ст. 7.17 го­во­рит­ся об умыш­лен­ном унич­то­же­нии или пов­реж­де­нии чу­жо­го иму­щес­т­ва, в ст. 17.7 — об умыш­лен­ном не­вы­пол­не­нии тре­бо­ва­ний про­ку­ро­ра, вы­те­ка­ющих из его пол­но­мо­чий. Иные сос­та­вы ад­ми­нис­т­ра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний, нап­ри­мер мел­кое хи­ще­ние (ст. 7.27), про­па­ган­да и пуб­лич­ное де­мон­с­т­ри­ро­ва­ние на­цис­т­с­кой ат­ри­бу­ти­ки или сим­во­ли­ки (ст. 20.3), ха­рак­те­ри­зу­ют­ся тем, что ука­зан­ные в них пра­во­на­ру­ше­ния не мо­гут быть в прин­ци­пе со­вер­ше­ны по не­ос­то­рож­нос­ти.

    Большинство сос­та­вов пра­во­на­ру­ше­ний, со­дер­жа­щих­ся в Ко­АП, но­сят так на­зы­ва­емый фор­маль­ный ха­рак­тер, т. е. для приз­на­ния ви­ны в фор­ме умыс­ла дос­та­точ­но со­вер­ше­ния ука­зан­но­го в статье дей­с­т­вия или без­дей­с­т­вия, не­за­ви­си­мо от то­го, ка­кие нас­ту­пи­ли пос­лед­с­т­вия. Фор­маль­ный сос­тав, нап­ри­мер, но­сит нор­ма, зак­реп­лен­ная в ст. 12.8, — уп­рав­ле­ние тран­с­пор­т­ным сред­с­т­вом во­ди­те­лем, на­хо­дя­щим­ся в сос­то­янии опь­яне­ния, ли­бо в ст. 19.15 — про­жи­ва­ние граж­да­ни­на Рос­сий­с­кой Фе­де­ра­ции без удос­то­ве­ре­ния лич­нос­ти граж­да­ни­на (пас­пор­та) или без ре­гис­т­ра­ции.

    КоАП со­дер­жит так­же статьи, в ко­то­рых ви­на свя­за­на не толь­ко с осоз­на­ни­ем ли­цом про­ти­воп­рав­нос­ти со­вер­ша­емо­го дей­с­т­вия (без­дей­с­т­вия), но и с от­но­ше­ни­ем пра­во­на­ру­ши­те­ля к нас­ту­пив­шим пос­лед­с­т­ви­ям. Нап­ри­мер, ч. 4 ст. 12.19 Ко­АП зак­реп­ля­ет та­кой сос­тав пра­во­на­ру­ше­ния, как на­ру­ше­ние пра­вил ос­та­нов­ки или сто­ян­ки тран­с­пор­т­ных средств на про­ез­жей час­ти, пов­лек­шее соз­да­ние пре­пят­с­т­вий для дви­же­ния дру­гих тран­с­пор­т­ных средств, а рав­но ос­та­нов­ка или сто­ян­ка тран­с­пор­т­но­го сред­с­т­ва в тон­не­ле.

    Любое ад­ми­нис­т­ра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся та­ким приз­на­ком, как на­ка­зу­емость. Это оз­на­ча­ет, что ад­ми­нис­т­ра­тив­ным мо­жет быть приз­на­но толь­ко кон­к­рет­ное пра­во­на­ру­ше­ние, за ко­то­рое Ко­АП или за­ко­на­ми субъ­ек­тов РФ ус­та­нов­ле­на ад­ми­нис­т­ра­тив­ная от­вет­с­т­вен­ность. Ад­ми­нис­т­ра­тив­ная от­вет­с­т­вен­ность — это на­ка­за­ние, при­ме­ня­емое к на­ру­ши­те­лю в рам­ках той или иной статьи Ко­АП. Нап­ри­мер, ст. 12.18, ус­та­нав­ли­ва­ющая от­вет­с­т­вен­ность за неп­ре­дос­тав­ле­ние пре­иму­щес­т­ва в дви­же­нии пе­ше­хо­дам или иным учас­т­ни­кам до­рож­но­го дви­же­ния, пре­дус­мат­ри­ва­ет на­ка­за­ние в ви­де пре­дуп­реж­де­ния или на­ло­же­ния ад­ми­нис­т­ра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре од­но­го МРОТ. Иное на­ка­за­ние за та­кое пра­во­на­ру­ше­ние бу­дет про­ти­во­за­кон­ным.

    К ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти мо­жет быть прив­ле­че­но ли­цо, дос­тиг­шее к мо­мен­ту со­вер­ше­ния ад­ми­нис­т­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния воз­рас­та 16 лет. Для срав­не­ния: воз­раст, пре­дус­мот­рен­ный для уго­лов­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти, то­же оп­ре­де­лен в 16 лет, но за не­ко­то­рые ви­ды прес­туп­ле­ний (убий­с­т­во, по­хи­ще­ние че­ло­ве­ка, кра­жа, раз­бой, из­на­си­ло­ва­ние и ряд дру­гих) к от­вет­с­т­вен­нос­ти прив­ле­ка­ют­ся ли­ца, дос­тиг­шие к мо­мен­ту со­вер­ше­ния прес­туп­ле­ния че­тыр­над­ца­ти­лет­не­го воз­рас­та (ст. 20 УК).

    Несмотря на то что Ко­АП не со­дер­жит спе­ци­аль­ной статьи об ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти не­со­вер­шен­но­лет­них, т. е. лиц в воз­рас­те от 16 до 18 лет, но, учи­ты­вая кон­к­рет­ные об­с­то­ятель­с­т­ва де­ла и дан­ные о пра­во­на­ру­ши­те­ле, ко­мис­сия по де­лам не­со­вер­шен­но­лет­них и за­щи­те их прав мо­жет ос­во­бо­дить его от ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти и при­ме­нить к не­му ме­ры воз­дей­с­т­вия, пре­дус­мот­рен­ные фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­с­т­вом о за­щи­те прав не­со­вер­шен­но­лет­них. В нас­то­ящее вре­мя наз­ван­ные ко­мис­сии дей­с­т­ву­ют на ос­но­ве Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об ос­но­вах сис­те­мы про­фи­лак­ти­ки без­над­зор­нос­ти и пра­во­на­ру­ше­ний не­со­вер­шен­но­лет­них» (в ред. от 29.12.2004). Ад­ми­нис­т­ра­тив­ные на­ка­за­ния, ко­то­рые наз­на­ча­ют­ся не­со­вер­шен­но­лет­не­му ко­мис­си­ей, но­сят ско­рее вос­пи­та­тель­ный и про­фи­лак­ти­чес­кий ха­рак­тер. Так, к не­со­вер­шен­но­лет­не­му пра­во­на­ру­ши­те­лю мо­гут быть при­ме­не­ны сле­ду­ющие ме­ры:

    • воз­ло­же­ние обя­зан­нос­ти при­нес­ти пуб­лич­ное или в иной фор­ме из­ви­не­ние;

    • пре­дуп­реж­де­ние;

    • вы­го­вор или стро­гий вы­го­вор;

    • воз­ло­же­ние обя­зан­нос­ти воз­мес­тить при­чи­нен­ный ма­те­ри­аль­ный ущерб, ес­ли не­со­вер­шен­но­лет­ний име­ет са­мос­то­ятель­ный за­ра­бо­ток и сум­ма ущер­ба не пре­вы­ша­ет 1 /2 МРОТ, или сво­им тру­дом ус­т­ра­нить при­чи­нен­ный ма­те­ри­аль­ный ущерб, не пре­вы­ша­ющий 1 /2 МРОТ;

    • на­ло­же­ние на не­со­вер­шен­но­лет­не­го, име­юще­го са­мос­то­ятель­ный за­ра­бо­ток, штра­фа;

    • пе­ре­да­ча не­со­вер­шен­но­лет­не­го под над­зор ро­ди­те­лей или лиц, их за­ме­ня­ющих, или об­щес­т­вен­ных вос­пи­та­те­лей, а так­же под наб­лю­де­ние тру­до­во­го кол­лек­ти­ва или об­щес­т­вен­ной ор­га­ни­за­ции с их сог­ла­сия;

    • пе­ре­да­ча не­со­вер­шен­но­лет­не­го на по­ру­ки тру­до­во­му кол­лек­ти­ву, об­щес­т­вен­ной ор­га­ни­за­ции по их хо­да­тай­с­т­вам;

    • нап­рав­ле­ние не­со­вер­шен­но­лет­не­го в спе­ци­аль­ное ле­чеб­но-вос­пи­та­тель­ное уч­реж­де­ние, кро­ме ле­чеб­но-вос­пи­та­тель­но­го про­фи­лак­то­рия для боль­ных нар­ко­ма­ни­ей;

    • по­ме­ще­ние не­со­вер­шен­но­лет­не­го в слу­чае со­вер­ше­ния им об­щес­т­вен­но опас­ных дей­с­т­вий или злос­т­но­го и сис­те­ма­ти­чес­ко­го на­ру­ше­ния им пра­вил об­щес­т­вен­но­го по­ве­де­ния в спе­ци­аль­ное учеб­но-вос­пи­та­тель­ное уч­реж­де­ние (про­фес­си­ональ­но-тех­ни­чес­кое учи­ли­ще). Эта ме­ра на­ка­за­ния мо­жет быть наз­на­че­на ус­лов­но с ис­пы­та­тель­ным сро­ком в один год.

    Административной от­вет­с­т­вен­нос­ти не под­ле­жит фи­зи­чес­кое ли­цо, ко­то­рое во вре­мя со­вер­ше­ния про­ти­воп­рав­ных дей­с­т­вий (без­дей­с­т­вия) на­хо­ди­лось в сос­то­янии нев­ме­ня­емос­ти, т. е. не мог­ло осоз­на­вать фак­ти­чес­кий ха­рак­тер и про­ти­воп­рав­ность сво­их дей­с­т­вий (без­дей­с­т­вия) ли­бо ру­ко­во­дить ими вслед­с­т­вие хро­ни­чес­ко­го пси­хи­чес­ко­го рас­строй­с­т­ва, вре­мен­но­го пси­хи­чес­ко­го рас­строй­с­т­ва, сла­бо­умия или ино­го бо­лез­нен­но­го сос­то­яния пси­хи­ки (ст. 2.8 Ко­АП).

    От ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти ос­во­бож­да­ют­ся ли­ца, со­вер­шив­шие пра­во­на­ру­ше­ния в сос­то­янии край­ней не­об­хо­ди­мос­ти (ст. 2.7 Ко­АП), т. е. для ус­т­ра­не­ния опас­нос­ти, не­пос­ред­с­т­вен­но уг­ро­жа­ющей лич­нос­ти и пра­вам дан­но­го ли­ца или дру­гих лиц, а так­же ох­ра­ня­емым за­кон­ным ин­те­ре­сам об­щес­т­ва или го­су­дар­с­т­ва, ес­ли эта опас­ность не мог­ла быть ус­т­ра­не­на ины­ми сред­с­т­ва­ми и ес­ли при­чи­нен­ный вред ме­нее зна­чи­те­лен, чем пре­дот­в­ра­щен­ный. Про­ти­воп­рав­ное де­яние приз­на­ет­ся со­вер­шен­ным в край­ней не­об­хо­ди­мос­ти и не счи­та­ет­ся ад­ми­нис­т­ра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем при соб­лю­де­нии сле­ду­ющих ус­ло­вий:

    • при­чи­не­ние вре­да ох­ра­ня­емым за­ко­ном ин­те­ре­сам для ус­т­ра­не­ния не­пос­ред­с­т­вен­но уг­ро­жа­ющей опас­нос­ти. Опас­ность дол­ж­на быть ре­аль­ной и су­щес­т­во­вать в нас­то­ящий мо­мент. По это­му приз­на­ку край­няя не­об­хо­ди­мость близ­ка к не­об­хо­ди­мой обо­ро­не.[3] Од­на­ко Ко­АП в от­ли­чие от УК та­ко­го по­ня­тия не со­дер­жит;

    • опас­ность, ко­то­рая уг­ро­жа­ла ох­ра­ня­емым ин­те­ре­сам, не мог­ла быть ус­т­ра­не­на дру­ги­ми сред­с­т­ва­ми, т. е. не бы­ло воз­мож­нос­ти из­б­рать иные ме­ры для за­щи­ты, не при­чи­ня­ющие вре­да. Для ре­ше­ния воп­ро­са о при­ме­не­нии этой статьи ор­ган или дол­ж­нос­т­ное ли­цо, рас­смат­ри­ва­ющие де­ло об ад­ми­нис­т­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии, дол­ж­ны оп­ре­де­лить, бы­ло ли со­вер­ше­ние про­ти­воп­рав­но­го де­яния един­с­т­вен­ной воз­мож­нос­тью для пре­дот­в­ра­ще­ния вре­да;

    • при­чи­нен­ный вред дол­жен быть ме­нее зна­чи­тель­ным, чем пре­дот­в­ра­щен­ный. При оцен­ке при­чи­нен­но­го и пре­дот­в­ра­щен­но­го вре­да сле­ду­ет учи­ты­вать зна­чи­мость ин­те­ре­сов, ко­то­рые за­щи­ща­лись и бы­ли на­ру­ше­ны. Бе­зус­лов­но, ин­те­ре­сы, свя­зан­ные с жиз­нью и здо­ровь­ем че­ло­ве­ка, бо­лее зна­чи­мы, не­же­ли ин­те­ре­сы иму­щес­т­вен­ные. Ес­ли речь идет об иму­щес­т­вен­ных ин­те­ре­сах, то в дан­ной си­ту­ации под­ле­жит оцен­ке сто­имость при­чи­нен­но­го и пре­дот­в­ра­щен­но­го вре­да.

    Статья 2.9 Ко­АП пре­дус­мат­ри­ва­ет воз­мож­ность ос­во­бож­де­ния от ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти при ма­лоз­на­чи­тель­нос­ти ад­ми­нис­т­ра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния. К со­жа­ле­нию, Ко­АП не рас­к­ры­ва­ет наз­ван­ное по­ня­тие, и это да­ет ос­но­ва­ние по­ла­гать, что ма­лоз­на­чи­тель­ность в дан­ном слу­чае — по­ня­тие оце­ноч­ное. Ма­лоз­на­чи­тель­ность, ви­ди­мо, сле­ду­ет оп­ре­де­лять ис­хо­дя их пос­лед­с­т­вий пра­во­на­ру­ше­ний — нез­на­чи­тель­но­го ущер­ба или вре­да. По ана­ло­гии мож­но при­вес­ти ст. 14 УК, ко­то­рая зак­реп­ля­ет по­ло­же­ние о том, что «не яв­ля­ет­ся прес­туп­ле­ни­ем дей­с­т­вие (без­дей­с­т­вие), хо­тя фор­маль­но и со­дер­жа­щее приз­на­ки ка­ко­го-ли­бо де­яния, пре­дус­мот­рен­но­го нас­то­ящим Ко­дек­сом, но в си­лу ма­лоз­на­чи­тель­нос­ти не пред­с­тав­ля­ющее об­щес­т­вен­ной опас­нос­ти». Вы­ше­ука­зан­ная статья Ко­АП пре­дус­мат­ри­ва­ет воз­мож­ность судьи, ор­га­на, дол­ж­нос­т­но­го ли­ца, упол­но­мо­чен­но­го ре­шать де­ло об ад­ми­нис­т­ра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии, ос­во­бо­дить ли­цо от ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти при ма­лоз­на­чи­тель­нос­ти пра­во­на­ру­ше­ния. Это оз­на­ча­ет, что ре­ше­ние бу­дет при­ня­то по ус­мот­ре­нию это­го ли­ца или ор­га­на с уче­том всех об­с­то­ятельств де­ла, лич­нос­ти пра­во­на­ру­ши­те­ля, об­с­то­ятельств, смяг­ча­ющих и отяг­ча­ющих от­вет­с­т­вен­ность, ве­ли­чи­ны ущер­ба.

    Освобождение от ад­ми­нис­т­ра­тив­ной от­вет­с­т­вен­нос­ти в свя­зи с ма­лоз­на­чи­тель­нос­тью ст. 2.9 Ко­АП свя­зы­ва­ет с ус­т­ным за­ме­ча­ни­ем, ко­то­рое упол­но­мо­чен­ный ор­ган или дол­ж­нос­т­ное ли­цо объ­яв­ля­ют пра­во­на­ру­ши­те­лю. Оно не вле­чет для на­ру­ши­те­ля ни­ка­ких юри­ди­чес­ких пос­лед­с­т­вий, од­на­ко сви­де­тель­с­т­ву­ет о ре­аги­ро­ва­нии упол­но­мо­чен­ных ор­га­нов на про­ти­воп­рав­ное по­ве­де­ние. Эта ме­ра но­сит ско­рее про­фи­лак­ти­чес­кий ха­рак­тер и нап­рав­ле­на на то, что­бы ли­цо осоз­на­ло про­ти­воп­рав­ность сво­их дей­с­т­вий и в даль­ней­шем их не со­вер­ша­ло.

www.buroadvokat.ru

Понятие, признаки и виды административного правонарушения

Административное правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Признаки административных правонарушений

  • Общественная опасность (общественная вредность) – результате административного правонарушения причиняется ущерб правам и законным интересам граждан, организаций и государства. Данный признак не вытекает из определения административного правонарушения, но ряд деятелей выделяют его в качестве обязательного.
  • Противоправность – означает, что в результате совершения правонарушения нарушаются правовые запреты, которые установлены нормами административного законодательства.
  • Виновность – деяние признается административным правонарушением только в том случае, если оно совершено виновно. Лицо не может быть привлечено к административной ответственности за невиновное причинение вреда.
  • Наказуемость – означает, что за совершение административного правонарушения законодательством установлены меры административной ответственности.

Виды административных правонарушений

I. По составу

  • Материальные – правонарушение, в результате которого наступают общественно-опасные последствия
  • Формальные – преступления, в результате которых не наступают общественно-опасные последствия

II. Обычные, длящиеся и повторные

  • Обычные – преступления, которые оканчиваются после прекращения какого-либо противоправного действия
  • Длящиеся – правонарушения, которые длятся в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением обязанностей, возложенных на нарушителя
  • Продолжаемые – несколько однородных действий, направленных на совершение одного правонарушения

III. По родовому объекту (указаны в главах особенной части КоАП)

  • Правонарушения, посягающие на права граждан;
  • Правонарушения в области охраны собственности;
  • Правонарушения в области охраны окружающей среды
    и другие.

IV. В зависимости от формы деяния

  • Умышленные правонарушения
  • Неосторожные правонарушения

okrainaruneta.ru