Определение человечество – ЧЕЛОВЕЧЕСТВО это что такое ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: определение — Философия.НЭС

Содержание

Человечество — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Человечество
Население Земли 7.5 млрд
Плотность населения 12,7 на км² по площади Земли
43,6 на км² по площади суши
Крупнейшие агломерации Пекин, Богота, Буэнос-Айрес, Каир, Дели, Дакка, Гуанчжоу, Стамбул, Джакарта, Карачи, Киншаса, Калькутта, Лагос, Лима, Лондон, Лос-Анджелес, Манила, Мехико, Москва, Бомбей, Нью-Йорк, Осака, Париж, Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло, Сеул, Шанхай, Шэньчжэнь, Тегеран, Тяньцзинь, Токио, Ухань
Наиболее распространённые языки[1] китайский (мандарин), английский, испанский, арабский, хинди, бенгальский, португальский, русский, японский, немецкий, персидский, яванский, панджаби, телугу, вьетнамский, французский, маратхи, турецкий, корейский, тамильский, итальянский, урду, индонезийский
Наиболее распространённые религии[2] христианство, ислам, буддизм, индуизм, сикхизм, иудаизм
ВВП (номинально) $71 620 000 миллионов долларов США
($8985 на душу населения)
ВВП (ППС) $82 747 000 миллионов долларов США
($11 714 на душу населения)

Челове́чество — совокупность всех людей, когда-либо населявших мир. Иногда под термином «человечество» подразумевают совокупность ныне живущих людей. Ввиду высокого уровня социального развития, антропологические различия между людьми дополняются культурными (в значительно большей степени, чем у других социальных животных). Человечество неразрывно связано с культурой, созданной на протяжении всего времени существования человечества.

Развитие представления о человечестве

Первобытный строй, с его изолированными, немногочисленными общественными организмами, с его ограниченными познаниями об окружающем мире, естественно, не мог выработать такого всеобъемлющего представления, как современное понятие о человечестве. Сам термин «человек» первоначально лишен был того внутреннего содержания, какое мы вкладываем в него теперь. «Человеком» у первобытных племён назывался только соплеменник. Только постепенно содержание понятия «человек», по мере размножения и распространения племени, по мере расширения общения с более отдаленными племенами, начало расширяться и углубляться, и, наконец, появились легенды об общем происхождении и единстве более или менее крупных групп племен. Но о людях вне этого замкнутого круга или вовсе не существовало представления, или при столкновении с ними они классифицировались в особый вид чертей, дьяволов и т.д.

Постепенный рост общения между людьми, особенно там, где этому благоприятствовали природные условия — например, удобства естественных путей сообщения (реки, моря), — содействуя сближению между людьми, уничтожали постепенно коренную причину, тормозившую сознание единства человечества, причину, заключавшуюся в простом незнакомстве с психикой людей другого физического облика, другой культуры, других верований. Еще более крупную роль играло образование огромных империй, объединивших общей властью одного центра, одних законов, силой господствующей культуры и языка конгломераты прежде разрозненных народов. Так, Римская империя стала общим отечеством, una cunctarum gentium in toto orbe patria (единое всех народов на всем земном шаре отечество) — идея совершенно новая для древнего мира и в высшей степени чреватая последствиями, но вместе с тем сложившаяся чисто эмпирически, благодаря уничтожению политической самостоятельности прежних изолированных государственных единиц и тесному свободному общению (торговому и интеллектуальному) отдельных частей империи между собой. Только на этой почве и могли зародиться и так ярко выразиться идеи космополитизма, ведущие свое начало от циников и стоиков. Начиная с конца XVIII века и, главным образом, со второй половины XIX века, с особенной силой и блеском расцвела идея всеобщего братства народов, единого человечества

[3]

История человечества

Древнейшая

После формирования человека, антропологически неотличимого от современного, начинается история человечества. Хотя для понимания многих аспектов жизни человека, его поведения (как физиологического, так и психо-эмоционального) необходимо знать и филогенетическую историю.

В наши дни

Человеку удалось создать разветвлённую, сложную цивилизацию, что достоверно не удалось сделать никакому другому виду. Благодаря научным открытиям человеку удалось выживать после столкновения с самыми агрессивными средами обитания, и даже освоить некоторые из них. Есть основания полагать, что этот список расширится, включив и космическую среду.

Человечество оказывает очень сильное влияние на взаимодействие других организмов, а также на планетарные процессы.

Гипотетическое будущее

На сегодняшний день считается, что в обозримом будущем человек не претерпит никаких существенных эволюционных изменений, хотя за счёт мутаций постепенное изменение человека неизбежно.

Многие науки, включая политологию и историю, изучают развитие общества. Одними из самых радикальных изменений человечества, которые могут возникнуть из-за политических причин, можно считать третью мировую войну, объединение всех государств в одно, установление однородной формы власти и способа производства, например, путём создания мирового тоталитарного государства или с приходом мирового коммунизма.

На сегодняшний день в первую очередь астрономия изучает будущее Земли, хотя смежными вопросами занимаются и другие науки. Одной из основных задач человечества является преодоление глобальных проблем и проведение политики, которая не смогла бы привести к концу света.

Различные религиозные концепции могут рассматривать альтернативные варианты развития мира.

Социальная стратификация

Генетический полиморфизм

Антропологические различия между людьми незначительны, на сегодняшний день люди представлены одним видом. Согласно недавним исследованиям, некоторые вымершие родственные виды, например, неандертальцев, можно считать подвидом биологического вида человек. В то же время большинство учёных считают оправданным условное разделение людей на расы.

Гендерные различия

Здоровый человек может принадлежать только к одному полу: женскому или мужскому.

На протяжении истории биологическое равенство способностей мужчины и женщины подвергалось сомнению, многократно обсуждалось и даже привело к появлению сторонников той или иной гипотезы. Вопрос усложняется проблемой социального равенства.

Разделение людей на мужчин и женщин обусловлено не только физиологическими, но и исторически сложившимися социальными ролями, что подразумевает нормы поведения, стиль жизни, обязанности и другие факторы. Стоит отметить, что многие исследователи отрицают существование подобного разделения, подчёркивая, что в современном мире различия между каждым отдельно взятым мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной могут быть более существенными, чем между среднестатистическими мужчиной и женщиной. Это мнение подтверждается также тем, что под давлением обстоятельств человек может принимать значительную часть качеств социальной роли противоположного пола.

Исторически патриархальные общества преобладали над матриархальными или эгалитарными, хотя с начала XX века количество последних стремительно возрастает, особенно в странах европейской культуры.

Язык

Способность человека к обмену информацией и идеями с помощью речи (и, впоследствии, письменности) не наблюдается у других видов. В отличие от закрытых систем символов других приматов, в которых звуки уникальны и обоюдно эксклюзивны, человеческий язык открыт: неограниченное количество значений может быть образовано используя ограниченное число звуков и слов. Язык как явление считается уникальной отличительной чертой человечества, являясь центральным элементом для коммуникации между людьми. Изобретение письменности как минимум 5 тыс. лет назад сделало возможным сохранение языка на объектах материального мира. Лингвистика изучает структуру и функцию языка, а также отношения между языками. В настоящее время используется около 6 тысяч языков, включая языки жестов.

Родство

Все человеческие сообщества организуют, реорганизуют и классифицируют типы социальных отношений, основанных на отношениях между родителями и детьми (кровное родство) и через брак (свойство). Такие типы отношений называются родственными. В большинстве обществ подобное родство возлагает обоюдные ответственность и ожидания, и те, кто признают друг друга как родственников, формируют системы, с помощью которых могут быть регламентированы другие социальные институты. Среди многих функций родства является способность формировать генеалогические группы — группы людей с общим происхождением, которые могут функционировать как политические единицы, например кланы. Родство также объединяет семьи через вступление в брак, формируя родственные союзы между свояками. Такие союзы также часто имеют важные политические и экономические последствия, и могут привести к формированию политической организации. Родственные отношения часто включают в себя правила, по которым человеку разрешается или не разрешается жениться. Все сообщества запрещают инцест, заключение брака между определёнными видами родственников. Однако в некоторых культурных группах также существуют правила приоритетного брака, например между двоюродными братьями и сёстрами. Правила и нормы для вступления в брак и социальное поведение родственников часто отражается в системах терминов родства различных языков мира. Во многих обществах родственные связи также могут быть сформированы через сожительство, усыновление или товарищество, также создающие прочные отношения.

Этнос

Люди часто образуют этнические группы — группы, как правило, большие, чем родственные, и организованные на основе общей идентичности, определившиеся с точки зрения общего происхождения и истории, общих культурных норм и языка, и общего биологического фенотипа. Этнической группе часто соответствует определённый уровень политической организации, такой как стадо, племя, город-государство или народ. Хотя этнические группы появляются и исчезают на протяжении истории, представители этнических групп часто осмысляют свои группы как имеющие далёкое прошлое. Такая идеология даёт этносу важную роль в определении социальной идентичности и в построении солидарности между членами этно-политической единицы. Это объединяющее свойство этноса тесно связано с ростом национальных государств в качестве доминирующей формы политической организации в XIX и XX веках.

Общество, государство и политика

Общество — система организаций и учреждений, являющихся результатом взаимодействия между людьми. Государство — организованное политическое сообщество, занимающее определенную территорию, имеющее организованное правительство и обладающее внутренним и внешним суверенитетом. Признание независимости некоторого государства другими позволяет ему вступить в международные соглашения, часто важные для учреждения его государственности. «Государство» может также быть определено с точки зрения внутренних условий, например, согласно определению, сформулированному Максом Вебером — «государство — человеческое сообщество, которое (успешно) требует монополии „законного“ использования физической силы в пределах данной территории».

Правительство может быть определено как политический институт, используемый для написания законов и следящий за их соблюдением, обыкновенно при создании бюрократической системы. Политика — управленческий процесс, решения которого связаны со взаимодействием между группами. Хотя термин чаще применяется к «поведению» правительств, политика также определяется во взаимодействиях различных групп: корпораций, образований и религиозных учреждений. Существует много различных политических систем и способов их интерпретации.

См. также

Напишите отзыв о статье «Человечество»

Примечания

Литература

  • Гринченко С. Н. История человечества с кибернетических позиций // [urss.ru/cgi-bin/db.pl?cp=&page=Book&id=37137&lang=Ru&blang=ru&list=38 История и Математика: Проблемы периодизации исторических макропроцессов]. М.: КомКнига, 2006. С. 38—52.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Человечество


Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. Кроме ma tante, около которой сидела только одна пожилая дама с исплаканным, худым лицом, несколько чужая в этом блестящем обществе, общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем Мортемар и Анна Павловна.
Виконт был миловидный, с мягкими чертами и приемами, молодой человек, очевидно считавший себя знаменитостью, но, по благовоспитанности, скромно предоставлявший пользоваться собой тому обществу, в котором он находился. Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. Как хороший метрд`отель подает как нечто сверхъестественно прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что то сверхъестественно утонченное. В кружке Мортемара заговорили тотчас об убиении герцога Энгиенского. Виконт сказал, что герцог Энгиенский погиб от своего великодушия, и что были особенные причины озлобления Бонапарта.
– Ah! voyons. Contez nous cela, vicomte, [Расскажите нам это, виконт,] – сказала Анна Павловна, с радостью чувствуя, как чем то a la Louis XV [в стиле Людовика XV] отзывалась эта фраза, – contez nous cela, vicomte.
Виконт поклонился в знак покорности и учтиво улыбнулся. Анна Павловна сделала круг около виконта и пригласила всех слушать его рассказ.
– Le vicomte a ete personnellement connu de monseigneur, [Виконт был лично знаком с герцогом,] – шепнула Анна Павловна одному. – Le vicomte est un parfait conteur [Bиконт удивительный мастер рассказывать], – проговорила она другому. – Comme on voit l’homme de la bonne compagnie [Как сейчас виден человек хорошего общества], – сказала она третьему; и виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью.
Виконт хотел уже начать свой рассказ и тонко улыбнулся.
– Переходите сюда, chere Helene, [милая Элен,] – сказала Анна Павловна красавице княжне, которая сидела поодаль, составляя центр другого кружка.
Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизною плеч, глянцем волос и брильянтов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты. Quelle belle personne! [Какая красавица!] – говорил каждый, кто ее видел.
Как будто пораженный чем то необычайным, виконт пожал плечами и о опустил глаза в то время, как она усаживалась перед ним и освещала и его всё тою же неизменною улыбкой.
– Madame, je crains pour mes moyens devant un pareil auditoire, [Я, право, опасаюсь за свои способности перед такой публикой,] сказал он, наклоняя с улыбкой голову.
Княжна облокотила свою открытую полную руку на столик и не нашла нужным что либо сказать. Она улыбаясь ждала. Во все время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку, которая от давления на стол изменила свою форму, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла брильянтовое ожерелье; поправляла несколько раз складки своего платья и, когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке. Вслед за Элен перешла и маленькая княгиня от чайного стола.
– Attendez moi, je vais prendre mon ouvrage, [Подождите, я возьму мою работу,] – проговорила она. – Voyons, a quoi pensez vous? – обратилась она к князю Ипполиту: – apportez moi mon ridicule. [О чем вы думаете? Принесите мой ридикюль.]
Княгиня, улыбаясь и говоря со всеми, вдруг произвела перестановку и, усевшись, весело оправилась.
– Теперь мне хорошо, – приговаривала она и, попросив начинать, принялась за работу.
Князь Ипполит перенес ей ридикюль, перешел за нею и, близко придвинув к ней кресло, сел подле нее.
Le charmant Hippolyte [Очаровательный Ипполит] поражал своим необыкновенным сходством с сестрою красавицей и еще более тем, что, несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот – все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение.
– Ce n’est pas une histoire de revenants? [Это не история о привидениях?] – сказал он, усевшись подле княгини и торопливо пристроив к глазам свой лорнет, как будто без этого инструмента он не мог начать говорить.
– Mais non, mon cher, [Вовсе нет,] – пожимая плечами, сказал удивленный рассказчик.
– C’est que je deteste les histoires de revenants, [Дело в том, что я терпеть не могу историй о привидениях,] – сказал он таким тоном, что видно было, – он сказал эти слова, а потом уже понял, что они значили.
Из за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень ли умно или очень глупо то, что он сказал. Он был в темнозеленом фраке, в панталонах цвета cuisse de nymphe effrayee, [бедра испуганной нимфы,] как он сам говорил, в чулках и башмаках.
Vicomte [Виконт] рассказал очень мило о том ходившем тогда анекдоте, что герцог Энгиенский тайно ездил в Париж для свидания с m lle George, [мадмуазель Жорж,] и что там он встретился с Бонапарте, пользовавшимся тоже милостями знаменитой актрисы, и что там, встретившись с герцогом, Наполеон случайно упал в тот обморок, которому он был подвержен, и находился во власти герцога, которой герцог не воспользовался, но что Бонапарте впоследствии за это то великодушие и отмстил смертью герцогу.
Рассказ был очень мил и интересен, особенно в том месте, где соперники вдруг узнают друг друга, и дамы, казалось, были в волнении.
– Charmant, [Очаровательно,] – сказала Анна Павловна, оглядываясь вопросительно на маленькую княгиню.
– Charmant, – прошептала маленькая княгиня, втыкая иголку в работу, как будто в знак того, что интерес и прелесть рассказа мешают ей продолжать работу.
Виконт оценил эту молчаливую похвалу и, благодарно улыбнувшись, стал продолжать; но в это время Анна Павловна, все поглядывавшая на страшного для нее молодого человека, заметила, что он что то слишком горячо и громко говорит с аббатом, и поспешила на помощь к опасному месту. Действительно, Пьеру удалось завязать с аббатом разговор о политическом равновесии, и аббат, видимо заинтересованный простодушной горячностью молодого человека, развивал перед ним свою любимую идею. Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это то не понравилось Анне Павловне.
– Средство – Европейское равновесие и droit des gens [международное право], – говорил аббат. – Стоит одному могущественному государству, как Россия, прославленному за варварство, стать бескорыстно во главе союза, имеющего целью равновесие Европы, – и она спасет мир!
– Как же вы найдете такое равновесие? – начал было Пьер; но в это время подошла Анна Павловна и, строго взглянув на Пьера, спросила итальянца о том, как он переносит здешний климат. Лицо итальянца вдруг изменилось и приняло оскорбительно притворно сладкое выражение, которое, видимо, было привычно ему в разговоре с женщинами.
– Я так очарован прелестями ума и образования общества, в особенности женского, в которое я имел счастье быть принят, что не успел еще подумать о климате, – сказал он.
Не выпуская уже аббата и Пьера, Анна Павловна для удобства наблюдения присоединила их к общему кружку.

В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел всё общество.
– Vous vous enrolez pour la guerre, mon prince? [Вы собираетесь на войну, князь?] – сказала Анна Павловна.
– Le general Koutouzoff, – сказал Болконский, ударяя на последнем слоге zoff , как француз, – a bien voulu de moi pour aide de camp… [Генералу Кутузову угодно меня к себе в адъютанты.]
– Et Lise, votre femme? [А Лиза, ваша жена?]
– Она поедет в деревню.
– Как вам не грех лишать нас вашей прелестной жены?
– Andre, [Андрей,] – сказала его жена, обращаясь к мужу тем же кокетливым тоном, каким она обращалась к посторонним, – какую историю нам рассказал виконт о m lle Жорж и Бонапарте!
Князь Андрей зажмурился и отвернулся. Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошел к нему и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, морщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно доброй и приятной улыбкой.
– Вот как!… И ты в большом свете! – сказал он Пьеру.
– Я знал, что вы будете, – отвечал Пьер. – Я приеду к вам ужинать, – прибавил он тихо, чтобы не мешать виконту, который продолжал свой рассказ. – Можно?
– Нет, нельзя, – сказал князь Андрей смеясь, пожатием руки давая знать Пьеру, что этого не нужно спрашивать.
Он что то хотел сказать еще, но в это время поднялся князь Василий с дочерью, и два молодых человека встали, чтобы дать им дорогу.
– Вы меня извините, мой милый виконт, – сказал князь Василий французу, ласково притягивая его за рукав вниз к стулу, чтоб он не вставал. – Этот несчастный праздник у посланника лишает меня удовольствия и прерывает вас. Очень мне грустно покидать ваш восхитительный вечер, – сказал он Анне Павловне.
Дочь его, княжна Элен, слегка придерживая складки платья, пошла между стульев, и улыбка сияла еще светлее на ее прекрасном лице. Пьер смотрел почти испуганными, восторженными глазами на эту красавицу, когда она проходила мимо него.
– Очень хороша, – сказал князь Андрей.
– Очень, – сказал Пьер.
Проходя мимо, князь Василий схватил Пьера за руку и обратился к Анне Павловне.
– Образуйте мне этого медведя, – сказал он. – Вот он месяц живет у меня, и в первый раз я его вижу в свете. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин.

Анна Павловна улыбнулась и обещалась заняться Пьером, который, она знала, приходился родня по отцу князю Василью. Пожилая дама, сидевшая прежде с ma tante, торопливо встала и догнала князя Василья в передней. С лица ее исчезла вся прежняя притворность интереса. Доброе, исплаканное лицо ее выражало только беспокойство и страх.
– Что же вы мне скажете, князь, о моем Борисе? – сказала она, догоняя его в передней. (Она выговаривала имя Борис с особенным ударением на о ). – Я не могу оставаться дольше в Петербурге. Скажите, какие известия я могу привезти моему бедному мальчику?
Несмотря на то, что князь Василий неохотно и почти неучтиво слушал пожилую даму и даже выказывал нетерпение, она ласково и трогательно улыбалась ему и, чтоб он не ушел, взяла его за руку.
– Что вам стоит сказать слово государю, и он прямо будет переведен в гвардию, – просила она.
– Поверьте, что я сделаю всё, что могу, княгиня, – отвечал князь Василий, – но мне трудно просить государя; я бы советовал вам обратиться к Румянцеву, через князя Голицына: это было бы умнее.
Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну. Только затем, чтоб увидеть князя Василия, она назвалась и приехала на вечер к Анне Павловне, только затем она слушала историю виконта. Она испугалась слов князя Василия; когда то красивое лицо ее выразило озлобление, но это продолжалось только минуту. Она опять улыбнулась и крепче схватила за руку князя Василия.
– Послушайте, князь, – сказала она, – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Soyez le bon enfant que vous аvez ete, [Будьте добрым малым, как вы были,] – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в ее глазах были слезы.
– Папа, мы опоздаем, – сказала, повернув свою красивую голову на античных плечах, княжна Элен, ожидавшая у двери.

wiki-org.ru

Человечество — это… Что такое Человечество?

Человечество
Население Земли7 млрд
Плотность населения12.7 на км² по площади Земли
43.6 на км² по площади суши
Крупнейшие агломерацииПекин, Богота, Буенос-Айрес, Каир, Дели, Дакка, Гуанчжоу, Стамбул, Джакарта, Карачи, Киншаса, Калькутта, Лагос, Лима, Лондон, Лос-Анджелес, Манила, Мехико, Москва, Бомбей, Нью-Йорк, Осака, Париж, Рио-де-Жанейро, Сан-Пауло, Сеул, Шанхай, Шэньчжэнь, Тегеран, Тяньцзинь, Токио, Ухань
Наиболее распространённые языки[1]Китайский (Мандарин), Английский, Испанский, Арабский, Хинди, Бенгальский, Португальский, Русский, Японский, Немецкий, Яванский, Панджаби, Телугу, Вьетнамский, Французский, Маратхи, Турецкий, Корейский, Тамильский, Итальянский, Урду, Индонезийский
Наиболее распространённые религии[2]Христианство, Ислам, Буддизм, Индуизм, Сикхизм, Иудаизм
ВВП (номинально)$36,356,240 миллионов долларов США
($5,797 на душу населения)
ВВП (ППС)$51,656,251 миллионов у.е.
($8,236 на душу населения)

Человечество — динамичная, постоянно развивающаяся система, совокупность всех людей, когда-либо населявших Земной шар (мир). Подразделяется на расы, народы (или этносы), социальные и культурные группы. Иногда словом «человечество» обозначают совокупность ныне живущих людей.

Состав человечества

Человечество расселено по континентам Земли, и это расселение явилось причиной большого разнообразия народов. Такое разнообразие характерно и для континентов, смотрите, например, население Евразии.

Человечество можно рассматривать как совокупность населения Земли и созданной им техносферы. Человечество можно рассматривать также как совокупность государств.

Человечество разделено на расы, которые разделены на народности, а те, в свою очередь, на субкультуры. Разделение не является абсолютным — различные группы могут смешиваться, вливаясь друг в друга или образуя новые группы.

В прошлом

  • раннее человечество
  • древнее человечество

В настоящем

  • Совокупность государств, проводящих политику защиты своих национальных интересов.
  • Из обычного вида тропических экосистем, человечество превратилось в геологическую силу планетарного масштаба, оказывающую влияние на все оболочки Земли и на околоземное пространство.

В будущем

  • Будущее зависит от решения стоящих перед человечеством проблем
  • Возможное объединение всех мировых государств
  • Человечество продолжит эволюционировать (если, конечно, не исчезнет)
  • Возможное обнаружение в обозримых областях Вселенной других разумных существ.

Общество и культура

Люди — биопсихосоциальные существа. По социальным качествам людей можно отнести к приматам. Но, как наивысшая форма живого существа, человек имеет большой опыт в использовании взаимодействия для самовыражения, обмена идеями и нормами, создании сложных социальных институтов, состоящих из множества сотрудничающих и конкурирующих социальных групп разного объёма: от семьи до нации. Постоянный процесс взаимодействия между людьми установил чрезвычайно большое разнообразие ценностей, социальных норм и ритуалов, которые вместе формируют фундамент человеческого общества.

Культура в данном случае рассматривается в качестве отпечатка сложного символьного поведения, то есть поведения, которое не является врожденным, но которое должно быть изучено через социальное взаимодействие с другими, например, язык, мораль, традиции, верования и технологию.

Язык

Способность человека к обмену информацией и идеями с помощью речи (и, впоследствии, письменности) не наблюдается у других видов. В отличие от закрытых систем символов других приматов, в которых звуки уникальны и обоюдно эксклюзивны, человеческий язык открыт: неограниченное количество значений может быть образовано используя ограниченное число звуков и слов. Язык как явление считается уникальной отличительной чертой человечества, являясь центральным элементом для коммуникации между людьми. Изобретение письменности как минимум 5 тыс. лет назад позволило сохранение языка на объектах материального мира. Лингвистика изучает структуру и функцию языка, а также отношения между языками. В настоящее время используется около 6 тысяч языков, включая языки жестов.

Гендерная роль

Половое разделение людей на мужчин и женщин обусловлено не только физиологическими, но и сложившимимся исторически различиями в социальных ролях, нормах поведения, стиле жизни, правах, обязанностях, привилегиях, статусах и в положении в обществе. Культурное разделение по половому признаку, как ранее ошибочно[источник не указан 125 дней] полагали, возникло из естественного разделения рабочей силы; биологический факт, что женщины рожают, привел к их дальнейшей ответственности за заботу о потомстве и работе по дому. В целом, патриархальные общества (то есть общества, в которых мужчины являются центром экономической и политической жизни) преобладали над матриархальными или эгалитарными.

Родство

Люди часто обитают в социальных группах, основанных на родстве.

Все человеческие сообщества организуют, реорганизуют и классифицируют типы социальных отношений, основанных на отношениях между родителями и детьми (кровное родство), и через брак (свойство). Такие типы отношений называются родственными. В большинстве обществ подобное родство возлагает обоюдные ответственность и ожидания, и те, кто признают друг друга как родственников формирует системы, с помощью которых могут быть регламентированы другие социальные институты. Среди многих функций родства является способность формировать генеалогические группы — группы людей с общим происхождением, которые могут функционировать как политические единицы, например кланы. Родство также объединяет семьи через вступление в брак, формируя родственные союзы между свояками. Такие союзы также часто имеют важные политические и экономические последствия, и могут привести к формированию политической организации. Родственные отношения часто включают в себя правила, по которым человеку разрешается или не разрешается жениться. Все сообщества запрещают инцест, заключение брака между определенными видами родственников. Однако в некоторых культурных группах также существуют правила приоритетного брака, например между двоюродными братьями и сёстрами. Правила и нормы для вступления в брак и социальное поведение родственников часто отражается в системах терминов родства различных языков мира. Во многих обществах родственные связи также могут быть сформированы через сожительство, усыновление, или товарищество, также создающие прочные отношения.

Этнос

Хань — крупнейший этнос мира, насчитывающий более 1 миллиарда человек.

Люди часто образуют этнические группы — группы, как правило, большие, чем родственные и организованные на основе общей идентичности, определившиеся с точки зрения общего происхождения и истории, общих культурных норм и языка, и общего биологического фенотипа. Этнической группе часто соответствует определенный уровень политической организации, такие как стадо, племя, город-государство или народ. Хотя этнические группы появляются и исчезают на протяжении истории, представители этнических групп часто осмысляют свои группы как имеющие далёкое прошлое. Такая идеология даёт этносу важную роль в определении социальной идентичности и в построении солидарности между членами этно-политической единицы. Это объединяющее свойство этноса тесно связано с ростом национальных государств в качестве доминирующей формы политической организации в XIX и XX веках.

Общество, государство и политика

Общество — система организаций и учреждений, являющихся результатом взаимодействия между людьми. Государство — организованное политическое сообщество, занимающее определенную территорию, имеющее организованное правительство, и обладающее внутренним и внешним суверенитетом. Признание независимости некоторого государства другими позволяет ему вступить в международные соглашения, часто важные для учреждения его государственности. «Государство» может также быть определено с точки зрения внутренних условий, например, согласно определения, сформулированного Максом Вебером — «государство — человеческое сообщество, которое (успешно) требует монополии „законного“ использования физической силы в пределах данной территории.»

Правительство может быть определено как политический институт, используемый для написания законов и следящий за их соблюдением, обыкновенно при создании бюрократической системы. Политика — управленческий процесс, решения которого связаны со взаимодействием между группами. Хотя термин чаще применяется к «поведению» правительств, политика также определяется во взаимодействиях различных групп: корпораций, образований и религиозных учреждений. Существует много различных политических систем и способов их интерпретаций.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

http://www.un.org/ Организация Объединенных Наций

dic.academic.ru

Человечество — это… Подробный разбор

В статье рассказывается о том, что такое человечество в целом, в чем проявляются его отличительные черты, и какое возможное будущее нас ждет.

Древние времена

Жизнь на нашей планете существует более 3 млрд лет. Срок этот осознать чрезвычайно сложно, но стоит отметить, что именно человек разумный главенствует на Земле по примерным подсчетам около 100 тысяч лет.

Так что такое человечество? Это общая совокупность всех когда-либо существовавших людей. Но часто под таким термином понимают только современных жителей Земли и их относительно близких предков. Одна из самых ярких и отличительный черт людей как биологического вида, это многосторонняя и сложная цивилизация с богатой культурой и особенностями. Человечество – это, в первую очередь, многообразие, при котором у людей, хоть и с трудом, но все же получается мирно сосуществовать. Хотя, как и у всех иных животных, у людей порой появляются попытки уничтожения себе подобных по расовым или иным отличиям. Но обо всем по порядку.

Численность

Сейчас на нашей планете насчитывается около 7,3 млрд людей. И, что интересно, самый сильный прирост населения за всю историю произошел в середине XX века, когда учеными были созданы гербициды и пестициды, что дало возможность существенность увеличить урожайность культурных растений в природно-неблагополучных регионах, к примеру, Африке. Естественно, дальнейший рост приведет к постепенному перенаселению. Человечество это понимает, но, увы, контролировать рождаемость можно в отдельно взятом государстве, как в Китае, но не на всей планете.

Генетические и социальные отличия

Все люди принадлежат к одному биологическому виду, но, несмотря на это, они отличаются. Первое и самое важное, это расовое отличие. Их три, — европеоидный тип, негроидный и монголоидный.

Второе, это гендерное. Люди могут быть только двух полов, женского или мужского. Естественно, если речь идет о здоровом человеке, но из-за некоторых генетических мутаций появляются отклонения. Подобное разделение обуславливается не только биологическими различиями, но и культурными. И лишь в наше время в большинстве стран женщины получили те же социальные права, что и мужчины. Но некоторые регионы до сих пор отличаются своим жестким, если не сказать жестоким к ним отношением. Прогрессивное человечество это не одобряет, но мирно решить подобную ситуацию крайне сложно.

Третье отличие, это язык. Разделение на языковые группы произошло еще в незапамятные времена, и большая их часть давно получила статус «мертвых».

Четвертое, это узы родства. Опять-таки, еще в доисторические времена наши предки понимали – поддерживать связи или жить со своими родственниками очень выгодно. Сохранилось это и в наше время, — все этнические и прочие группы придают большое значение родственным связям.

Пятое отличие, — этническое. Оно образуется в зависимости от общей истории, региона обитания, традиции, общего языка или культуры. Большинство людей также придает этому немалое значение.

Шестое и последнее, — политическое. Любое общество, даже самое мелкое, испытывает потребность в руководстве, начиная от мелких споров на уровне дикарей африканских племен, заканчивая развитыми и большими государствами. По этой причине почти всю историю возникали войны и революции, так как не всем по вкусу тот или иной политический строй. Увы, даже будущее человечества, наверное, этого не лишится. Хотя, по мнению некоторых футурологов, на Земле должен восторжествовать один превалирующий строй. И предпосылки этому есть, та же демократия на большей части Евразии.

Что ожидает человечество?

Увы, заглянуть в грядущее никому не дано. Но, если рассуждать с точки зрения социологии, то уже начавшееся перенаселение доставит массу проблем. Также угрозу представляет загрязнение экологии из-за выхлопных газов, — содержащаяся в них углекислота серьезно увеличивает парниковый эффект.

Но в целом все не так страшно, если проследить мировой ход истории, то можно заметить пусть и неторопливое, но улучшение качества жизни людей. К примеру, отсутствие массового голода, эпидемий, и мировых войн. Так что будущее человечества должно быть не столь ужасно, как его некоторые представляют.

Если обратиться к мнению фантастов, которые часто предугадывают ход истории, как тот же Жюль Верн со своими факсами, телефонами, электрическим стулом и прочим, то вариантов развития у человечества несколько.

Первый и негативный — это взаимное истребление по причине перенаселения, голода или атомных войн.

Второй — это всеобщее благоденствие и процветание в мире без конфликтов, голода и нужды. Оба они имеют право на жизнь, но, если современное человечество до сих пор не истребило друг друга на расцвете технологий, то будем надеяться, что обойдется без этого и в будущем.

Роль отдельной личности

Несмотря на тенденцию к самоизолированию и выпадению из общественной жизни, роль отдельного человека в жизни любого современного строя носит важную роль. Многие считают, что их действия, даже самые благие, ничего не меняют, но это не так. Как сказал Станислав Лец: «Ни одна снежинка в лавине не считает себя виноватой». Конечно, в наше время это сложнее, но порой рождаются личности, меняющие ход истории.

Человек и человечество – неделимы. Также растет феномен того, что иногда люди стремятся выйти из социума.

Культура

Еще наши далекие предки понимали важность ее значения. Первые из найденных примитивных музыкальных инструментов, игрушек или фигурок животных датируются сотнями тысяч лет до нашей эры.

Эпоха Ренессанса показала, — нормальное развитие общества без искусства или культуры невозможно.

Культура человечества невероятно многообразна, и большинство народов всячески стремится сохранить свою былую, и укрепить новую.

fb.ru

ЧЕЛОВЕК — это… Что такое ЧЕЛОВЕК?

        высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-историч. деятельности и культуры. Ч.—предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, физиологии, педагогики, медицины и др. Перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определ. истолкование и осмысление.         Вопрос о природе (сущности) Ч., его происхождении и назначении, месте Ч. в мире — одна из осн. проблем в истории филос. мысли. В древней кит., инд., греч. философии Ч. мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного «порядка» и «строя» бытия (природы), как «малый мир», микрокосм (Демокрит)— отображение и символ Вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемого антропоморфно — как живой одухотворённый организм; см. Микрокосмос и макрокосмос). Ч. содержит в себе все осн. элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). В учении о переселении душ, развитом инд. философией, граница между живыми существами (растениями, животными, Ч., богами) оказывается подвижной; однако только Ч. присуще стремление к «освобождению» от пут эмпирич. существования с его законом кармы — сансары. Согласно веданте, специфич. начало Ч. составляет атман (душа, дух, «самость», субъект), тождественный по своей внутр. сущности со всеобщим духовным началом — брахманом. В философии Аристотеля нашло выражение определяющее для антич. философии понимание Ч. как живого существа, наделённого духом, разумом («разумной душой», в отличие от сенситивной и вегетативной души) и способностью к обществ. жизни.         В христианстве библейское представление о Ч. как «образе и подобии бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочетается с учением о соединении божественной и человеч. природы в личности Христа и возможности, в силу этого, внутр. приобщения каждого человека к божеств. «благодати» христ. традиции кристаллизуется термин «сверхчеловек» — лат. super-humanus). В ср.-век. философии намечается понимание личности как отличной от психофизич. индивидуальности и несводимой к к.-л. всеобщей «природе», или субстанции (телесной, душевной, духовной), как неповторимого отношения (Ришар Сен-Викторский, 12 в.).         Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии Ч., его безграничных творч. возможностей (Пико делла Мирандола идр.). Специфичность человеч. сферы бытия остро переживается, напр., Николаем Кузанским («О предположениях» II 14). Представление Декарта о мышлении как единственно достоверном свидетельстве человеч. существования («мыслю, следовательно, существую») легло в основу новоевроп. рационализма, который именно в разуме, мышлении усматривает специфич. особенность Ч., его сущность. Картезианский дуализм души и тела надолго определил постановку ант-ропологич. проблематики (см. также Психофизическая проблема). При этом тело рассматривалось как автомат, машина, общая у человека с животными (ср. программное соч. Ламетри «Человек-машина»), а душа отождествлялась с сознанием. Франклин определяет Ч. как «животное, производящее орудия».         У Канта вопрос «что такое человек?» формулируется как осн. вопрос философии. Исходя из дуалистич. понимания Ч. как существа, принадлежащего двум различным мирам — природной необходимости и нравств. свободы, Кант разграничивает антропологию в «физиологич.» и «прагматич.» отношении: первая исследует то, «…что делает из человека природа…», вторая — то, «…что о н, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам» (Соч., т. 6, М., 1966, с. 351).         В отталкивании как от картезианского рационализма, так и от сенсуалистич. эмпиризма 17—18 вв., в нем. философии кон. 18 — нач. 19 вв. происходит возвращение к пониманию Ч. как живой целостности, характерному для эпохи Возрождения (Гердер, Гёте, натурфилософия романтизма). Гердер называет Ч. «первым вольноотпущенником природы»: его органы чувств и телесная организация, в отличие от животных, не специализированы, более неопределённы, что составляет источник его специфич. преимущества: он сам должен формировать себя, создавая культуру. Гердер, романтики, Гегель развивают идеи историчности человеч. существования (Новалис называет историю «прикладной антропологией»). Для нем. классич. философии определяющим является представление о Ч. как о субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры, как о носителе общезначимого сознания, всеобщего идеального начала — духа, разума. Критикуя эти идеи нем. идеализма, Фейербах осуществляет антропологич. переориентацию философии, ставя в центр её Ч., понимаемого прежде всего как чувственно-телесное существо, как живую встречу «Я» и «Ты» в их конкретности. В России антропологич. принцип в философии развивал Чернышевский.         В иррационалистич. концепциях Ч. 19—20 вв. доминирующими становятся внемыслит. способности и силы (чувство, воля и т. д.). Согласно Ницше, Ч. определяется игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием и разумом. Кьеркегор выдвигает на первый план волевой акт, в котором Ч. «рождает себя», выбор, благодаря которому индивид, непосредств., природное существо, становится личностью, т. е. бытием духовным, самоопределяемым. Проблема личности — центральная для концепции Ч. в персонализме и экзистенциализме, согласно которой Ч. не может быть сведён к к.-л. «сущности» (биологической, психологической, социальной, духовной). Отрицая обществ. природу личности, экзистенциализм и персонализм разграничивают и противопоставляют понятия индивидуальности — как части природного и социального Целого и личности — как неповторимого духовного самоопределения («экзистенции»). Идеи философии жизни (Дильтей) и феноменология Гуссерля послужили исходной основой для возникновения философской антропологии мак особого течения в нем. философий 20 в. (Шелер, Плеснер, Гелен, «куль-турантропология» Э. Ротхаккера и др.), Натуралистич. подход к Ч. характерен Как для представителей традиц. фрейдизма, так и для мн. естествоиспытателей 20 в. на Западе. Ю. Н. Попов.         Отвергнув идеалистич. и натуралистич. концепции Ч., марксизм подошёл К объяснению природного и социального в Ч. на основе принципа диалектико-материали-стич. монизма. Исходным пунктом марксистского понимания Ч. является трактовка его как производного от общества, как продукта и субъекта обществ.-трудовой деятельности. К. Маркс писал, что «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 3).         Марксистско-ленинский анализ проблемы Ч. предполагает выявление социальной сущности, конкретно-историч. детерминации его сознания и деятельности, различных историч. форм бытия человека и его образа жизни, раскрытие соотношения социального и биологического в Ч. и Др.         Обществ. истории Ч. предшествовала его естеств. предыстория: зачатки трудоподобной деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигат. средств сигнализаций. Определяющим условием реализации этих предпосылок становления Ч. марксизм считает труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны и человека (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 489—90). Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет образ их жизни.Ч. же не просто приспосабливается к данным условиям, а, объединяясь в совместном труде, преобразует их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создаёт мир материальной и духовной культуры. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам Ч. формируется культурой.         Ч. есть живай система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретённого. Как живой организм Ч. включён в природную связь явлений и подчиняется биологич. (биофизич., биохимич., физиологич.) закономерностям, на уровне сознат. пси-хики и личности Ч. обращён К социальному бытию с его специфич. Закономерностями. Физич., морфологич. организация Ч. является высшим уровнем организаций материй в известной нам части мироздания. Ч. кристаллизует в себе всё, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение К культурной традиции, и через механизм биологич. наследственности. Ребёнок наследует запас генетич. информации через специфически человеч. строение тела, Структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные (анатомо-физиологич.) задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребёнка со взрослыми. Марксизм отвергает метафизич. представления о существовании врождённых идей и способностей у Ч. Проявление биологич. закономерностей жизни Ч. носит социально обусловленный характер. Жизнь Ч. детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологич., так и социальные элементы. При этом биологич. составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия Ч., образ его мыслей и чувств зависят от объективных йсторич. условий, в которых он живёт, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни Ч. и законы сто жизни наследственно не запрограммированы. Но этого никак нельзя сказать о некоторых потенциальных способностях к творч. деятельности, об индивидуальных особенностях дарования, крые формируются обществом, но на основе наследств. задатков. Наследств. моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей Ч.         Перед каждым вступающим в жизнь Ч. простирается мир вещей и социальных образований, в которых воплощена, опредмечена деятельность предшествующих поколений. Именно этот очеловеченный мир, в котором каждый предмет и процесс как бы заряжен человеч. смыслом, социальной функцией, целью, и окружает Ч. При этом достижения человеч. культуры не даны Ч. в готовом виде в воплощающих их объективных условиях, а лишь заданы в них. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности — гл. условие и решающий механизм индивидуального становления Ч; Чтобы сделать эти формы своими личными спо-собностями и частью своей индивидуальности, Ч. с раннего детства вводится в такое общение со взрослыми, крое выражается в виде подражания, учения и обучения. В результате этого индивидуально развивающийся Ч. овладевает способностями разумно действовать с орудиями труда, с различного рода символами, словами, с представлениями и понятиями, со всей совокупностью социальных норм. Осваивая очеловеченную природу, ребёнок приобщается к бытию культуры разнообразными способами, В этом приобщении участвует каждое из «…человеческих отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление, созерцание, ощущение, желание, деятельность, любовь, словом, все органы его индивидуальности…» (М а рк с К., там же, т. 42, с. 120).         В процессе приобщения к культуре у Ч, вырабатываются механизмы его самоконтроля, выражающиеся в способности волевыми усилиями регулировать широкий диапазон влечений, инстинктов и т. п. Этот самоконтроль по существу является социальным контролем. Он подавляет неприемлемые для данной социальной группы импульсы и составляет необходимое условие жизни общества. Чем более интенсивно развивается человечество, тем всё более сложными оказываются проблемы образования и воспитания, формирования Ч. как личности.         Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетич. вкусы и т. д. формируют поведение и разум Ч., делают из отд. Ч. представителя определ. образа жизни, культуры и психологии: Ч, «,..только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 146). Критикуя представления о Ч. как изолированной монаде, Маркс подчёркивал, что Ч. всесторонне включён в контакт, общение с обществом, даже когда остаётся наедине с собой. Осознание Ч. себя как такового всегда опосредствовано его отношениями к др. людям. Каждый отд. Ч. представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несёт в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления себя как субъекта йсторич. процесса. Становление личности связано с процессом обществ. дифференциации, выделением отд. индивида из коллектива по мере развития личных прав и обязанностей. Марксистское понимание Ч. исходит из того, что Ч. может быть свободным лишь в свободном обществе, где он не только является средством осуществления обществ. целей, но выступает прежде всего как самоцель. Идеал такого общества марксизм видит в коммунистич. обществе, т. к. только в нём Ч. получит средства, дающие ему возможность полностью выявить свою индивидуальность.         Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Проблема Ч. в совр. философии. [Сб. ст.], M., 1969; Гpигоpьян В. Т., Философия о сущности Ч., М., 1973; Соотношение биологич. и социального в Ч.. М., 1975; Дубинин Н. П., Шевченко Ю. Г., Некоторые вопросы био-социальной природы Ч., М., 1976; Смирнов Г. Л., Сов. Ч., M., 19803; Корнеев П. В., Критика совр. бурж. и ревизионистских концепций Ч., М., 1981 (лит.).

        А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

Человек: определение

Человек, определение которому мы попробуем дать в данной статье, по праву признан венцом природы. Однако кем же он является на самом деле? Некоторые считают его божьим творением, а другие твердо убеждены, что он возник в результате эволюции и мало чем отличается от других живых существ. Человек, определение которому сложно дать, принимая во внимание различные факторы, должен рассматриваться не только как непосредственный представитель биологического вида, но и как существо общественное, социальное. Да, в принципе, мы все являемся животными, но животными отнюдь не обычными и даже уникальными.

Человек: определение

Если говорить о биологической классификации, то стоит упомянуть о том, что люди относятся к классу хордовых, их подтип – позвоночные, принадлежат они к классу млекопитающих, входят в отряд приматов. Семейство человека – гоменид. По большей части люди состоят из белковых молекул. В их структуру входят различные аминокислоты. Человеческие клетки содержат определенный генетический материал. Он представлен в виде молекул ДНК – в них содержится определенная информация, которая копилась веками.

На основании ДНК можно определить то, когда человек появился на этом свете. Когда же это произошло? Примерно двести тысяч лет назад. Его родина – Африка. Также установлено, что эволюционные линии людей и обезьян разошлись порядка десяти миллионов лет назад.

Человек, определение которого мы рассматриваем, является продуктом эволюционного развития, однако, люди религиозные отказываются в это верить, напрочь отвергая все доводы ученых. Они утверждают, что сходство людей и животных обусловлено тем, что у творца был единый замысел, им использовались одни и те же способы для создания всех живых существ.

Отметим, что эволюцию подтверждают даже образцы, найденные при археологических раскопках.

Конечно же, человек не сразу стал таким, какой он сейчас. Даже разговаривать он начал не так уж давно. Но все-таки, что же сделало нас такими, какие мы есть сейчас? В первую очередь нам помогло развиться и усовершенствоваться именно социальное взаимодействие.

Многие биологические виды живут определенными группами. Между их представителями тоже имеется определенное взаимодействие. У человека, в отличие от других животных, в процессе эволюции появились незаурядные способности к труду, интеллектуальной деятельности и так далее. Все это привело к тому, что он стал не просто индивидуумом, а личностью. Отметим, что под личностью понимается социальная сторона человека, которая может сформироваться и развиться исключительно в обществе. Вне общества об этом не может идти и речи.

Человек устроен так, что способен впитывать не только опыт предыдущих поколений, но и принимать ценности и достижения предков как свои собственные. Мы все, так или иначе, приобщены к мировой культуре, нравственные позиции общества – это наши позиции и так далее.

Ни одно другое живое существо не может изучать себя и окружающий мир так, как это делает человек. Также стоит отметить, что другие биологические виды не способны к столь глобальному его изменению.

Что же такое человек? Определение философия дает следующее: человек – единство духовного и материального. В принципе, просто и вполне логично. Также важно то, что такое определение нельзя дать ни одному другому существу на нашей планете. Конечно же, это подчеркивает уникальность человека.

Стоит упомянуть и еще одно определение слова «человек». Так, он является существом, сумевшим воплотить высочайшую степень развития жизни, способным к членораздельной речи, восприятию культурных ценностей, эмоциям, саморазвитию и самосовершенствованию, обучению, труду и так далее.

fb.ru

5.3 Определение человека.

 

5.3           Определение человека.

Начнем анализировать характеристические  признаки человека. Очевидно, что корректное сравнение можно получить только тогда, когда сопоставляются спектры свойств (см. раздел 2.6).

Человек это одно из живых существ населяющих Землю. Является ли это существо уникальным? Или это разновидность животного? Когда и как человек появился на нашей планете? Эти вопросы всегда волновали человечество. В сознании людей широко распространена теория божественного сотворения человека. Это одно из наиболее древних учений. Но развитие науки, естествознания накопило столько фактического материала, что даже Папа Пий XII в 1950 г. вынужден был признать правомочность эволюционного взгляда на возникновение человеческого тела [144].

Согласно биологической классификации человек принадлежит к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоменид  [144]. Белковые молекулы – главный химический материал, из которого сложен человек. Эти белки состоят всего из 20 аминокислот, как и у всех других живых существ на Земле. Клетки человека и всех без исключения других живых существ содержат генетический материал в виде макромолекул ДНК с одинаковым генетическим кодом. Различие состоит в том, что в ходе эволюции за счет накопления информации ДНК удлинялась. Чем древнее существо, тем короче у него ДНК, тем меньше в ней накоплено информации. Многие гены амебы и человека очень схожи [165]. Память о биологических корнях человека проявляется в рудиментах (остатки хвоста, аппендикс, шевеление ушами, шерсть). Способность регенерировать утраченные органы (особенность свойственная низшим организмам) у человека также еще полностью не утеряна. Есть возможность “разбудить” эту способность у детей до 5 лет [231].

 Генетический анализ в настоящее время позволяет устанавливать родство между людьми. Например, по анализу ДНК идентифицировали останки царской семьи Романовых. По генетическим признакам можно отслеживать пути миграции людей. Таким образом, установили, что люди пришли на остров Пасхи из Америки, а не из Африки, как считал путешественник Тур Хейердал. Генетический анализ широко применяется в этногенезе. Было установлено, что русские по генотипу являются близкими родственниками поляков, немцев и финнов. Значительно дальше по родству стоят монголы и китайцы [135].

По аналогии можно также сравнивать ДНК человека и разных животных. Было показано, что ДНК шимпанзе отличается от ДНК человека лишь на 2-3 %. ДНК мыши отличается уже на 20 % от ДНК человека, следовательно, мышь это более дальний наш родственник [93]. Внутренние органы свиньи по белковому составу ближе к человеческим, чем органы человекообразных обезьян, поэтому их можно пересаживать человеку. В геноме человека есть информация о прошлых эпохах биосферного существования. Работающий участок занимает 3,5 % от всей длины ДНК. Остальная ДНК как-то отражает эволюцию (полностью еще не расшифрована) [156]. Считается, что в ДНК человека есть память и о динозаврах, и о  рыбах. Есть даже фантастический проект воссоздания динозавра методами генной инженерии, например, из ДНК мыши [163].

“Эхо” прошлых эпох также отражается в процессе эмбрионального развития человека. Известно, что человеческий эмбрион за 9 месяцев своего развития последовательно проходит стадии рыбы, амфибии, млекопитающего, примата, т.е. ускоренную эволюцию. Это означает, что в каждой клетке человека (в виде генетических программ в ДНК) зафиксировано свидетельство его биосферного происхождения.

Успехи генной инженерии убедительно доказывают, что генетический код всей биосферы идентичен. Можно конструировать новые организмы, «вырезая и сшивая» фрагменты ДНК разных живых организмов. По данным на 1994 г. по специальному разрешению было сконструировано 112 растений, 40 бактерий и 19 вирусов [284]. Генная терапия человека родилась 14 сентября 1990 г., когда африканской девочке ввели белые кровяные тельца с новым встроенным геном. Это позволило восстановить ее иммунную систему [284].

Методы исследования генного аппарата человека позволили установить возраст современного человечества. С помощью ЭВМ по ДНК, находящихся в митохондриях клетки, определили, что современные люди появились в Африке 200 тыс. лет назад [184] а эволюционные линии шимпанзе и человека разошлись 6-10 млн. лет назад.

Приведенные аргументы в пользу биосферного, земного происхождения человека опровергаются оппонентами приблизительно следующими аргументами. Сходство человека и животных может определяться тем, что творец работал по единому замыслу, используя единообразные технологии творения. Точно так, как стиль художника всегда узнаваем даже в произведениях написанных в разное время. Это утверждение было бы очень весомым, если бы не факт эволюции, протекавшей на Земле около 4 млрд. лет, а творение это акт создающий в относительно короткий интервал времени косные (завершенные) формы материи. Совмещение эволюционного учения с  творением возможно в том случае, если допустить творение растянутым на миллиарды лет, наличие тупиковых вариантов развития признать ошибками «экспериментатора», а эволюцию —  управляемым процессом «конструирования». Поскольку идея всемогущества Творца противоречит   наблюдаемому стохастизму процесса творения, то более обоснованной можно считать идею самоорганизации жизни, разума, ноосферы.

В пользу эволюционного происхождения человека свидетельствуют также археологические исследования. На рис.5.3.1  приведена эволюция  приматов – предшественников человечества.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

паукообразные

 
                            

 

             40                  30               20            10           0  млн. лет

                                        Эволюционное время

                       Рис. 5.3.1. Эволюция до уровня человека.

Этот процесс протекал на отрезке времени в несколько десятков миллионов лет. Как видно ближе всего к человеку стоят, орангутанг, горилла,  шимпанзе. Именно в таком порядке растет их интеллект. Интеллект взрослого шимпанзе соизмерим с интеллектом трехлетнего ребенка. Эволюционные линии человека и шимпанзе разошлись 6-10 млн. лет назад. Каков их дальнейший путь развития предсказать трудно, но к человеку они не приблизятся. По-видимому, человек находится вне конкуренции. Другим ветвям разума на Земле (обезьяны, дельфины, киты и др.) не суждено развиться.

На рис.5.3.2 приведена схема эволюции семейства гоменид, охватывающая интервал времени около 4 млн. лет [88, 12].

Наиболее древним человекоподобным существом был австралопитек. Это были  существа, появившиеся около 4 млн. лет назад, но эта тупиковая ветвь выродилась около 2 млн. лет назад. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          3                      2                    1                    0      млн. лет                  

                                                 Эволюционное время

 

                                         Рис.5.3.2. Эволюция гоминид.

Австралопитеки жили рядом с другим видом  семейства гоминид, который назвали «человеком умелым». «Умелый»   появился около 2,5 млн. лет и вымер 1,5 млн. лет тому назад. Его назвали умелым за то, что он был способен раскалывать гальку и использовать эти осколки для обработки пищи. Это было слабое существо малого роста с длинными руками. Когда “умелый” еще продолжал расщеплять гальку, появился человек прямостоящий. Вместе они сосуществовали около 200 тыс. лет. Этот факт указывает на то, что умелый не был предком «прямостоящего». Умелый уже имел асимметричный мозг (левое и правое полушария, как у попугаев и канареек). Прямостоящий расселился в Азии, Китае, Яве (синантроп). Человек разумный (около 200 тыс. лет) появился, когда прямостоящий еще не вымер. Например, в Израиле найдены останки человека прямостоящего и человека разумного, относящиеся к одному историческому времени. Разновидность прямостоящего – неандерталец известен по раскопкам в Туркмении и Средиземноморье. Наши предки сосуществовали с человеком прямостоящим в течение 120 тыс. лет. Неандертальцы вымерли 25 тыс. лет назад. К этому времени люди освоили охоту на крупных животных (30 тыс. лет), искусство (30 тыс. лет), религию (60 тыс. лет) и уже хоронили умерших [88]. 90 тыс. лет назад люди отличались от нас незначительно, но на современные расы они еще похожи не были. На всем пути от австралопитека до человека умелого наблюдалось увеличение головного мозга

Спорным является вопрос, где поставить точку перехода животное – человек. “Умелый” человек способен был раскалывать гальку и использовать ее как орудие труда. В течение 1,5 млн. лет ничего другого он делать не научился. Можно ли считать его разум похожим на человеческий?. Многие животные умеют делать даже более сложные изделия, действуя по программам, полученным от предков. Например, паутина, соты, сшивание гнезд (ткачики), строительство плотин, каналов (бобры), дробление яиц камнем (стервятник), уплотнение земли (осы) и т.п. Почему мы этих животных не считаем разумными, умелыми? Человеческий ребенок без научения может использовать палку для удара, но разве это разум? Поведение животных является следствием накопленных в генетической памяти технологий выживания, сформировавшихся в течение смены многих поколений и закрепленных как инстинкты, а человеческий разум творческий.

Итак, отсутствие принципиальных различий  в морфологии человека и животных доказывает, что за 4 млрд. лет законы развития не претерпели резких изменений.

 

Следующий раздел

 

holism.narod.ru

Определение человек

Определение человек

Темперамент – это одна из важнейших врождённых характеристик индивида. Он определяет уровень общей способности человека к активности, энергию, ритм жизни и эмоциональность. Существует несколько различных тестов на тип темперамента. Ниже будут представлены два самых распространённых из них. Отличие, в основном, заключается в способе определения результата, а единство, прежде всего, – в отнесении к одному из четырёх типов темперамента: меланхолик, сангвиник, флегматик или холерик.

Ответьте на 57 вопросов либо «да», либо «нет».

Из 80 пунктов отметьте галочками только те, которые Вам свойственны. Постарайтесь быть более объективны.

Если процентное содержание какого-либо типа темперамента составляет от 40% и более, то он считается преобладающим в человеке. Если доля типа 30-39%, то его качества выражены в человеке достаточно ярко. 20-29% – качества выражены заметно, и их надо учитывать. 10-19% – выражены слабо, а менее 10% вообще не в счёт.

Ну а теперь, когда Вы прошли тесты и знаете тип своего темперамента, можно ознакомиться с его описанием.

Также можно скачать архив.zip с документом MsWord2000, содержащим сразу всё, и оба теста, и их расшифровку, и описание типов темперамента – для проведения тестирования в аудитории без использования компьютеров.

Источник:
Определение человек
Тест для определения одного из 4 типов темпераментов (меланхолик, сангвиник, флегматик, холерик), точнее, их соотношения в человеке.
http://stanislaw.ru/rus/research/psytests/temper/

Человек: определение

Человек, определение которому мы попробуем дать в данной статье, по праву признан венцом природы. Однако кем же он является на самом деле? Некоторые считают его божьим творением, а другие твердо убеждены, что он возник в результате эволюции и мало чем отличается от других живых существ. Человек, определение которому сложно дать, принимая во внимание различные факторы, должен рассматриваться не только как непосредственный представитель биологического вида, но и как существо общественное, социальное. Да, в принципе, мы все являемся животными, но животными отнюдь не обычными и даже уникальными.

Если говорить о биологической классификации, то стоит упомянуть о том, что люди относятся к классу хордовых, их подтип – позвоночные, принадлежат они к классу млекопитающих, входят в отряд приматов. Семейство человека – гоменид. По большей части люди состоят из белковых молекул. В их структуру входят различные аминокислоты. Человеческие клетки содержат определенный генетический материал. Он представлен в виде молекул ДНК – в них содержится определенная информация, которая копилась веками.

На основании ДНК можно определить то, когда человек появился на этом свете. Когда же это произошло? Примерно двести тысяч лет назад. Его родина – Африка. Также установлено, что эволюционные линии людей и обезьян разошлись порядка десяти миллионов лет назад.

Человек, определение которого мы рассматриваем, является продуктом эволюционного развития, однако, люди религиозные отказываются в это верить, напрочь отвергая все доводы ученых. Они утверждают, что сходство людей и животных обусловлено тем, что у творца был единый замысел, им использовались одни и те же способы для создания всех живых существ.

Отметим, что эволюцию подтверждают даже образцы, найденные при археологических раскопках.

Конечно же, человек не сразу стал таким, какой он сейчас. Даже разговаривать он начал не так уж давно. Но все-таки, что же сделало нас такими, какие мы есть сейчас? В первую очередь нам помогло развиться и усовершенствоваться именно социальное взаимодействие.

Многие биологические виды живут определенными группами. Между их представителями тоже имеется определенное взаимодействие. У человека, в отличие от других животных, в процессе эволюции появились незаурядные способности к труду, интеллектуальной деятельности и так далее. Все это привело к тому, что он стал не просто индивидуумом, а личностью. Отметим, что под личностью понимается социальная сторона человека, которая может сформироваться и развиться исключительно в обществе. Вне общества об этом не может идти и речи.

Человек устроен так, что способен впитывать не только опыт предыдущих поколений, но и принимать ценности и достижения предков как свои собственные. Мы все, так или иначе, приобщены к мировой культуре, нравственные позиции общества – это наши позиции и так далее.

Ни одно другое живое существо не может изучать себя и окружающий мир так, как это делает человек. Также стоит отметить, что другие биологические виды не способны к столь глобальному его изменению.

Что же такое человек? Определение философия дает следующее: человек – единство духовного и материального. В принципе, просто и вполне логично. Также важно то, что такое определение нельзя дать ни одному другому существу на нашей планете. Конечно же, это подчеркивает уникальность человека.

Стоит упомянуть и еще одно определение слова «человек». Так, он является существом, сумевшим воплотить высочайшую степень развития жизни, способным к членораздельной речи, восприятию культурных ценностей, эмоциям, саморазвитию и самосовершенствованию, обучению, труду и так далее.

Источник:
Человек: определение
Человек — существо, устроенное очень сложно. Дело в том, что он не просто представитель биологического вида, но еще и личность.
http://fb.ru/article/42838/chelovek-opredelenie

Что такое человек

Человек — это ты. Значит это целый индивидуальный мир. И таких людей 6 млрд. Значит жизнь на земле — это около 6 млрд миров. Это мы называем жизнью. Значит человек — это жизнь, это прототип всего, что является нематериальным. Человек — это жизнь, это мгновение, за которое каждый успевает и построить и разрушить. Это ты 🙂

Человек — это всего лишь глупый эксперимент высшего разума.

Человек — это то создание, которое создано природой для ее же перестроения или даже для ее разрушения.

Человек лишь звено в пищевой цепочке, считающий себя на ее вершине. Он проводит свою жизнь в бессмысленном поиске бессмысленной нужды и в этом весь человек.

Человек — это разумное существо, которое послано Богом для того, чтобы он продолжал жизнь на Земле.

Человек предстаёт в современной культуре как объект, как нечто обладающее заранее определённым списком качеств, повадок, потребностей и т. п.

Если подумать и сказать что такое человек . То можно долго размышлять, я не говорю, что человек — это зло, но и не добро. Я хочу сказать, что человек — это всего лишь животное, которое умеет размышлять и думать.

Человек — некий индивид общества, который может либо разрушать это самое общество, либо способствовать его процветанию.

Человек — биопсихосоциальное существо, которое проявляет свой характер в общественной деятельности.

Человек — живое существо. Но если размышлять психологически, то это не просто существо! Человек это ещё и частичка большого мира! Человек чувствует, учится, и в конце-концов живет!

Ты знаешь, что такое человек?

Если твое определение окажется полезным — твой рейтинг возрастет.

Человек — это самое опасное существо на планете Земля.

человек..хм..это никчемное существо,которое считает,что все подвластно ему.

Человек — это не что, а кто. Ну а если что, тогда человек — это слово.

человек — это животное, которому даётся шанс стать Человеком. Также у человека есть выбор становиться Человеком или нет.

Человек творение Божие, а не результата эволюции.

Человек производное двух свойств чело- вместилище сознания и «век»- вечный в итоге человек означает вечный ученик,то есть стремящийся познавать бытие, стремящийся к совершенству,постоянно прогрессирующий, но к сожаленью эти свойства современными людьми позабыты и их устремления чисто потребительские и обывательские на уровне инстинкта и поэтому их назвать человеком можно с натяжкой. Вообще человека с большой буквой можно назвать только того, кто имеет моральные нормы,руководствуется ими,отвечает за свои поступки и берет ответственность за них.

Человек — это Я, а если подумать, то человеки — это МЫ, но далеко не каждого можно назвать человеком.

Человек — это духовно рожденная сущность, познавшая свою душу или себя, живущая платонической любовью.

Человек это то, что ты сам туда вложишь, оставишь и будешь за это драться, чтобы сохранить.

Человек, как видно из самого этого двусоставного слова — есть лицо вечности. Многие полагают, что чело — это просто лоб, но базовое её значение — переднее место чего либо. У человека это лицо. Таким образом, можно добавить, что человек — это созерцатель вечности, осознающий вечные понятия и сущностный духовный мир. Животные (вороны) способны создавать орудия труда, у учёных горилл интеллект на уровне учеников младших классов, но «меньшие братья» не имеют одного — понятийного сознания (мышления). В этом смысле человеческий ум подобен Высшему, т.е. Богу. Ослабление понятийного мышления у человека проявляется в животной беспринципности.

Источник:
Что такое человек
Человек — это ты. Значит это целый индивидуальный мир. И таких людей 6 млрд. Значит жизнь на земле — это около 6 млрд миров. Это мы называем жизнью. Значит человек — это жизнь, это прототип всего,
http://webotvet.ru/articles/opredelenie-chelovek.html

(Visited 1 times, 1 visits today)

fxevolution.ru