Оперативные нормы права примеры – Классификация норм права. Правовые нормы в современном мире весьма многообразны

Основные виды правовых норм

Количество просмотров публикации Основные виды правовых норм — 6546

В юридической науке исходя из отрасли различаются нормы государственного, административного, трудового, колхозного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Особенно важно разграничение правовых норм по их роли в регулировании общественных отношений на регулятивные (правоустановительные), правоохранительные и специализированные.

Регулятивные нормы устанавливают юридические права и обязанности участников общественных отношений. Эти нормы рассчитаны на правомерное поведение людей и составляют большинство норм права (Ст. ст. 17; 29; 31; 33 … КЗоТа РФ).

К примеру: п.3 ст.261 ГК РФ: ʼʼСобственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению всœе, что находится над и под поверхностью этого участка, в случае если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лицʼʼ.

Регулятивные нормы, в свою очередь, по характеру правил поведения подразделяются на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность совершать определœенные активные действия. К ним можно было отнести ч. 4 ст. 100 КоБС РСФСР, в которой закреплялось, что ʼʼсогласие родителœей на усыновление должно быть выражено в письменной формеʼʼ.

К примеру: п.1 ст. 227 ГК РФ: ʼʼНашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицуʼʼ. В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность не совершать запрещенных действий. В отличие от обязывающих они требуют воздерживаться от совершения тех или иных действий. Такая норма содержится, к примеру, в ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ, запрещающей сверхурочные работы. Пункт 3 ст. 302 ГК РФ запрещает ʼʼистребовать от добросовестного предъявителяʼʼ деньги, а также ценные бумаги ….

Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественных отношений права на совершение определœенных положительных действий. Такой, к примеру, была норма ч. 5 ст. 100 КоБС РСФСР, устанавливавшая право родителœей отозвать данное ими согласие на усыновление, в случае если решение об усыновлении еще не вынесено. Другим примером должна быть ст. 301 ГК РФ, в которой

говорится, что ʼʼсобственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владенияʼʼ.

Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

А.С. Пиголкин1 считает неправильным делœение норм на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. ʼʼУчитывая то, что любая норма имеет представительно обязывающий характер, что она касается, по крайней мере, двух субъектов, крайне важно сделать вывод, что любая норма права управомочивает одно лицо и обязывает другое регулируемого отношения. Здесь, по сути дела, смешиваются две различные вещи — норма права и ее выражение в статьях, пунктах и параграфах нормативных актов. И под видом классификации норм права дается классификация статей нормативных актов. Это особенно видно на примере, когда одна и та же правовая норма должна быть выражена в разных статьях нормативных актов и в форме запрещения, и в форме обязыванияʼʼ. В подтверждение своей позиции автор приводит пример, где одна и та же норма права, обязывающая родителœей оказывать помощь детям, выражена в одних нормативных актах в форме предписания, а в других — в форме запрета.

Правоохранительные нормы предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Οʜᴎ рассчитаны на неправомерное поведение людей и всœегда содержат санкции. Взаимодействие регулятивных и правоохранительных норм состоит по сути в том, что первые регулируют положительные действия людей, а вторые выражают отрицательную реакцию государства на их неправомерное поведение. Οʜᴎ направлены на охрану регулятивных норм и несут в себе государственное принуждение. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав.

К примеру: ст. 306 ГК РФ: ʼʼВ случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причинœенные собственнику в результате принятия этого акта͵ в т.ч. стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судомʼʼ.

Специализированные нормы содержат предписания, обеспечивающие понимание и действие как регулятивных, так и правоохранительных норм.

Среди специализированных норм права можно выделить общезакрепительные (конститутивные), дефинитивные, декларативные (целœеустановительные), коллизионные и оперативные нормы. Οʜᴎ не

1 Пиголкин А.С. Нормы советского права и их структура. Сборник статей. Вопросы общей теории советского права, 1960 ᴦ.

бывают самостоятельной основой для возникновения правоотношений. По этой причине носят дополнительный характер.

Общезакрепительные нормы закрепляют, фиксируют в обобщенном виде определœенные состояния общественных отношений. К ним относятся, к примеру, нормы, закреплявшие принадлежность всœей власти в СССР народу (ст. 2 Конституции СССР).

Дефинитивные нормы закрепляют определœенные юридические понятия. Примером может служить норма ст. 14 УК РФ, в которой дается определœение понятия преступления.

Декларативные (целœеустановительные) нормы провозглашают задачи, принципы какой-либо правовой деятельности, правовых норм. Таковой является, к примеру, норма ст. 1 ГК РФ, закрепляющая задачи Гражданского кодекса. Пункт 2 статьи 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора и применения конкретных правовых норм из нескольких. Вместе с тем, коллизионные нормы призваны решать столкновение норм, разрешение конфликтных и предконфликтных ситуаций.

К примеру: ч.2 п.2 ст. 7 ГК РФ определяет, что ʼʼВ случае если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договораʼʼ.

К числу коллизионных можно было отнести и норму ст. 4 Основ уголовного законодательства, устанавливающую, что ʼʼвсœе лица, совершившие преступление на территории СССР, подлежат ответственности по уголовным законам, действующим в месте совершения преступленияʼʼ.

Оперативные нормы. С их помощью из действий системы права изымаются устаревшие нормы и вводятся новые.

К примеру: ст.3 Федерального Закона о введении в действие части первой ГК РФ определила, что ʼʼС 1-го января 1995 ᴦ. на территории РФ не применяются: раздел 1 ʼʼОбщие положенияʼʼ, раздел 2 ʼʼПраво собственностиʼʼ и т.д.ʼʼ.

По характеру обязательности и степени категоричности нормы права бывают подразделœены на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы содержат категорические предписания. Οʜᴎ не бывают изменены участниками конкретных общественных отношений. К ним относится, к примеру, норма, запрещающая компенсацию сверхурочных работ отгулом (ч. 2 ст. 88 КЗоТ).

Диспозитивные нормы содержат такие правила поведения, которые действуют лишь постольку, поскольку участники общественных отношений не установили для себя в этих отношениях иного правила поведения. Οʜᴎ рассчитаны на отсутствие соглашения между сторонами по определœенным вопросам, и их диспозиция формулируется по схеме:

ʼʼДолжно быть то, в случае если иное не установлено законом или договоромʼʼ. Диспозитивной является, к примеру, норма, устанавливающая обязанность нанимателя производить за свой счёт текущий ремонт нанятого имущества, в случае если иное не предусмотрено законом или договором.

По сфере или объёму регулирующего действия нормы права подразделяются на общие, специальные и исключительные.

Общие нормы регулируют общественные отношения определœенного рода, а специальные соответствующий вид данных отношений. Иначе говоря, общие регулируют более широкий круг общественных отношений, применяя достаточно высокую меру их обобщения. Специальные нормы содержат более детализированные предписания по сравнению с общими нормами, ибо полнее учитывают особенности общественных отношений. Так, в случае если норма, требующая для усыновления согласие родителœей ребенка, не лишенных родительских прав, является общей, то норма, устанавливающая, что при отсутствии родителœей для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), крайне важно согласие на усыновление опекуна (попечителя), выраженное в письменной форме, является по отношению к первой норме специальной. Рассмотрим другой пример.

Размещено на реф.рф
В параграфе главы 30 ГК РФ содержатся общие положения договора поставки. А нормы 4 параграфа той же главы регламентируют поставку товаров для государственных нужд. Также нормы по объёму действия бывают разграничены по кругу лиц. Здесь тоже существуют общие и специальные нормы. Но их особенности связаны с определœенной категорией субъектов. Так, в трудовом праве общие нормы, распространяющиеся на всœех работников, сочетаются со специалистами, дифференцированными сначала отдельно в отношении рабочих и служащих, а затем еще и по особым категориям служащих.

Нормы по объёму их действия еще бывают разграничены на общие и местные. Так, общими будут нормы, распространяющиеся на лиц независимо от того, на какой территории лица находятся или в состав какой организации они входят. К примеру: п.1. ст. 17 Конституции РФ ʼʼв РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…ʼʼ. Местными нормами называются те нормы, которые действуют в отношении лиц только в том случае, в случае если лица находятся на определœенной территории. К примеру: п.1. ст. 98 Конституции РФ определяется, что ʼʼЧлены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всœего срока их полномочий…ʼʼ.

Исключительные нормы делают изъятия из общих и специальных норм. В отличие от специальных норм, регулирующих общественные отношения в соответствии с общими нормами, как бы в одном с ними русле и направлении, исключительные нормы

предусматривают предписания, противоположные общим и специальным нормам, ᴛ.ᴇ. представляют из себяисключения из правил. В случае если ч. 1 ст. 54 КЗоТ РФ закрепляет общее правило, не допускающее сверхурочные работы, то исключительной по отношению к ней является норма ст. 55 КЗоТ, допускающая сверхурочные работы ʼʼв исключительных случаяхʼʼ. К числу исключительных следует отнести норму, допускающую усыновление в виде исключения без согласия родителœей.

Несмотря на относительность, разграничение общих, специальных и исключительных норм имеет не только познавательное, но и непосредственно практическое значение: при разрешении каждого конкретного дела наряду с общими установлениями требуется руководствоваться специальными и исключительными нормами.

По методу правового регулирования нормы права подразделяются на поощрительные и рекомендательные.

Поощрительные нормы —это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определœенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения).

Вюридической литературе принято выделять рекомендательные нормы, под которыми принято понимать содержащиеся в государственно-правовых актах рекомендации, наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений, обращенные к тем или иным общественным организациям. В качестве примера таких норм можно привести рекомендации колхозам по организации сельскохозяйственного производства и оплате труда колхозникам.

В законодательстве, юридической практике и литературе принято различать нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержательную сторону реальных общественных отношений, служат мерой юридических прав и обязанностей их участников.

Нормы процессуального права регулируют процедуру (порядок) деятельности компетентных органов государства по осуществлению и защите норм материального права, прав и законных интересов участников общественных отношений. Так, наряду с известными отраслями материального права существуют гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право и арбитражно-процессуальное право.

Рассмотренные классификации не исчерпывают всœех возможных разграничений правовых норм, которые бывают подразделœены и по другим основаниям. К примеру, по времени действия они бывают: общие устанавливаются на неопределœенный срок действия; временные устанавливаются на определœенный срок (военное или чрезвычайное положение).

referatwork.ru

Вопрос 2. Классификация норм права — Мегаобучалка

В любом государстве существует и появляется огромное ко­личество норм права. Эти нормы можно классифицировать (раз­делить) на виды в соответствии с определенным критерием (при­знаком).

1. Нормы права по предмету правового регулирования (или по отраслям права):

нормы конституционного;

— административно­го;

— уголовного;

— гражданского;

— трудового;

— экологического пра­ва и др.

2. По функциям норм права в механизме правового регулирования выделяют: исходные (специализированные) правовые нормы, нормы — правила поведения.

Исходные (специализированными)-называются нормы, определяющие основные начала в правовом регулировании. Они отличаются высоким уровнем абстракции и наиболее общим характером. Эти нормы, как правило, тесно связаны с другими нормами права и взаимодействуют, получая развитие и конкретизацию именно в них. Но данные нормы самостоятельно не действуют.

Различают следующие исходные нормы:

-учредительные нормы, или нормы-принципы;

— прогностические нормы, или нормы-цели;

— дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции;

— оперативные нормы, или нормы-инструменты;

— коллизионные нормы, или нормы-арбитры;

Учредительные нормы, или нормы-принципы — нормы, в ко­торых сформулированы непререкаемые требования общего ха­рактера, относящиеся ко всем или большинству институтов или норм отрасли права. Так, нор­мой-принципом является ст.2 Конституции РФ, которая гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью».

Прогностические нормы,или нормы-цели —нормы, в кото­рых содержатся прогнозы развития государственного или обще­ственно-политического строя. Нормы-цели можно считать раз­новидностью учредительных норм. Вместе они служат норма­ми-эталонами, которые позволяют установить соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным за­кономерностям общественного развития. Например, ст. 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация- Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».



Дефинитивные нормы, или нормы-дефиниции(определения) — нормы, которые содержат определения правовых категорий и понятий. Например, понятие юридического лица, преступле­ния, сделки и др.

Оперативные нормы, или нормы-инструменты— нормы, роль которых выражается в установлении даты вступления (измене­ния, прекращения) нормативно-правового акта в силу, в его распространении на новый круг общественных отношений, на новый срок. Они называются «оперативными», потому что обес­печивают регулирование общественных отношений оператив­ным путем: не через издание новых регулятивных норм, а через принятие нормативно-правовых актов, их изменение, дополне­ние, отмену, распространение сферы и сроков действия, т.е. регулируют их движение.

Коллизионные нормы, или нормы-арбитры— нормы, кото­рые при наличии противоречия между отдельными норматив­ными актами по одному и тому же предмету регулирования, должны быть применены в данном случае, т.е. это нормы, регу­лирующие выбор нормы.

Они призваны решать коллизии(столкновения норм, свя­занные с особенностями регулирования одних и тех же общест­венных отношений разными правовыми актами).

Нормы правила поведения призваны непосредственно регулировать общественные отношения при помощи определения прав и обязанностей участников этих отношений и условий их реализации, а также воздействие государства на нарушение установленных правил поведения. Именно в этих нормах детализируются и конкретизируются исходные нормы.

Эти нормы являются предметом дальнейшей классификации.

Нормы права по функциональной направленности (по функциям права):

— регулятивные (правила поведения) устанавливают права и обя­занности субъектов (например, норма, которая закрепляет пра­вомочия собственника: владе­ние, пользование, распоряже­ние, или норма, которая опре­деляет порядок брака).

— охранительные (стражи порядка)— устанавливают способы юри­дической ответственности за нарушение прав и невыполне­ние обязанностей, закреплен­ных в регулятивных нормах (например, норма Уголовного кодекса об ответственности за убийство).

По характеру содержащихся в них предписаний:

— Дозволяющие (управомочивающие) —нормы, указыва­ющие на возмож­ность совершать оп­ределенные дей­ствия, наделяющие субъектов определен­ными правами(напр., подавать иск в суд, получать пенсию, распоряжаться иму­ществом или: право родителей требовать возврата детей от любого лица, удер­живающего детей у себя не на основа­нии закона или су­дебного решения). Эти нормы содержат в своем тексте сло­ва: «вправе», «имеет право», «может».

— обязывающие — нормы, указыва­ющие на необходи­мость совершать оп­ределенные дей­ствия, наделяющие субъектов определен­ными обязанностями (напр., представлять таможне необходи­мые для таможенно­го контроля доку­менты; заполнять и своевременно пода­вать в налоговую инспекцию деклара­цию о доходах). Эти нормы содержат слова «обязан», «дол­жен».

— запрещающие— нормы, указыва­ющие на необходи­мость воздержи­ваться от соверше­ния действий опре­деленного рода, ус­танавливающие зап­реты (напр., не со­общать посторон­ним лицам о факте усыновления ребен­ка; лицам, не дос­тигшим 18 лет, зап­рещается быть опе­кунами и попечите­лями). Эти нормы сопровождаются словами «запреща­ется», «не вправе», «не может».

3. Нормы права по методу правового регулирования (или по форме закрепления желаемого поведения субъектов права)

— императивные;

— диспозитивные;

— поощрительные;

-рекомендательные.

Императивные — нормы, выражающие в категорических пред­писаниях государства, четко обозначенные действия, не допуска­ющие никаких отклонений от исчерпывающего перечисления прав и обязанностей субъектов. Иначе: императивные нормы прямо пред­писывают правила поведения.

Диспозитивные — нормы, предписывающие государством ва­риант поведения, но дающие возможность сторонам регулируе­мого отношения самим определять права и обязанности в от­дельных случаях. Их называют «восполнительными», поскольку они восполняют отсутствующее соглашение и действуют толь­ко тогда, когда стороны регулируемого отношения не установили для себя другого правила, не договорились по данному вопросу (распознаются по формулировкам: «при отсутствии иного со­глашения», «если иное не установлено в договоре» и др.). Иначе: диспозитивные нормы предоставляют свободу выбора поведения.

Поощрительные — нормы, устанавливающие меры поощре­ния за одобряемый государством и обществом вариант поведе­ния субъектов, заключающийся в добросовестном и продуктив­ном труде (напр., правила выплаты премий).

Рекомендательные — нормы, устанавливающие варианты же­лательного с точки зрения государства поведения субъектов.

4. Нормы права по субординации в правовом регулировании

— материальные

— процессуальные

Норма материального права — норма, являющаяся первичным регулятором общественных отношений: содержит правило (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно реше­ние дела по существу. Например, нельзя совершать убийство.

Норма процессуального права — норма, устанавливающая оптимальный порядок применения норм материального права: содержит правило, на основании которого возможно решение дела по существу. Например, порядок расследования преступ­ления, порядок вызова свидетелей в суд и т.п.

5. Нормы права по субъектам правотворчества:

— нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум;

-нормы орга­нов представительной власти;

-нормы главы государ­ства;

-нормы органов ис­полнитель­ной власти

-нормы общественных объединений, коммерчес­ких организаций, трудовых коллективов предприятий.

6. Нормы права по действию во времени:

— постоянные

— временные

7. Нормы права по действию по кругу лиц:

-общие — распространяются на всё население;

-специальные — распространяются на определённый круг лиц;

ВЫВОД: Таким образом, правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям, отражающим наиболее важные черты права и его применения. Это и классификация по отраслям права, по пределам действия норм права в пространстве и времени, и деление по кругу лиц, на которых распространяются действия нормы и т.д. Также наиболее важным основанием действий норм права является классификация по назначению норм права и по характеру устанавливаемых правил поведения. В первом случае выделяют регулятивные и правоохранительные нормы, что отражает основное назначение норм права — регулировать общественные отношения и охранять установленные ими права.

Поэтому можно сказать, что проведение детальной классификации помогает определить место конкретной нормы в системе права, характеризует значение и функции определённых видов правовых норм и т.д. То есть, эта операция имеет большое значение для теории права и для процесса правотворчества и правоприменения.

megaobuchalka.ru

Нормы права 3 — страница 2

б) Запрещающие нормы права — это правило поведения, при котором обязанность субъекта не совершать определенных действий. Этому соответствуют глаголы «запрещается», «не допускается» и т.д. Пример: ст.17 СК РФ » Муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка».
в) Управомочивающие нормы права – это правило поведения, которое предоставляет право на совершение определенных действий. » Имеет право», «может», «вправе», эти глаголы употребляют в изложении. Пример: ч.2 ст.405 ГК РФ «Если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков».
1.2. Правоохранительные нормы права расчитаны на неправомерное поведение и содержат указание на меры принуждения государства. Пример: ст.329 УК РФ «Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации – наказывается ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года».
Подведем итог, регулятивные нормы это положительные правила поведения, а правоохранительные, это действие за нарушение этих правил. Большинство правовых норм имеют регулятивный характер, потому что право рассчитано, прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения.
2. Нетипичные (специализированные) нормы права, это такие нормы права которые не являются правилами поведения в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действия типичных норм. Именно сочетание типичных и нетипичных норм создает эффективность в современном правовом регулировании. Из специализированных норм права обычно выделяют: общезакрепительные, декларативные (целеустановительные) и дефинитивные нормы.
2.1. Декларативные (целеустановительные) нормы права – провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правового строя, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями, в разных сферах деятельности.
2.2. Общезакрепительные нормы права — закрепляют определенные состояния общественных отношений, основы социального, экономического, политического строя.
2.3. Дефинитивные нормы права закрепляют законодательно определенные юридические понятия. Пример: ч.1 ст.14 УК РФ » Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».
К специализированным правовым нормам часто относят также коллизионные и оперативные нормы.
Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной нормы из нескольких правовых норм.
Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу нормативного акта, отменяют действие нормативного акта, продлевает действие нормативного акта на новый срок. Пример: ст.1 Федерального закона РФ «Ввести в действие часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации … с 1 марта 1996 года».
Коллизионные и оперативные являются в сеже правилом поведения, хотя и специфическим, говорят это нормы о нормах.
Классифицирую нормы права в зависимости регулируемых общественных отношений или проще сказать от принадлежности к той или иной отрасли права: нормы гражданского, уголовного и др. отраслей права.
По объему регулирования общественных отношений выделяют: общие и специальные нормы права. Специальные нормы отменяют в части своего
действия общую норму — это правило. Пример ч.1 ст.158 УК РФ «Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, — наказывается…» — является общей нормой, а специальной нормой, содержащиеся в чч.2, 3ст.158 УК РФ.
Иногда в качестве самостоятельной нормы указывают исключительную (чрезвычайную) норму. Их способ выражения это » в исключительных случаях», » в виде исключения» и т.п. Исключительные нормы права  ориентированны на момент создания исключительности, чрезвычайности ситуации, в которой оказывается субъект права.
Также классифицируют по характеру обязательности. Эти правила поведения могут быть: императивные, диспозитивные, рекомендательные.
1 Императивные (категорические) нормы права, они выступают в качестве запрета, как обязывания и дозволения, они не могут быть изменены.
2 Диспозитивные нормы права, они выражаются следующим образом: должно быть то, «если иное не установлено законом или договором «.
3 Рекомендательные нормы права, это правила, исполнение которых желательно для государства, но не обязательно.
По юридической силе различают нормы права, содержащиеся в законах и подзаконных нормативных актов.
По сфере действия, различают нормы права внутреннего и внешнего действия.
1 Внутренние нормы права действуют данного органа, ведомства, предприятия.
2 Нормы внешнего действия распространяются на всю территорию государства или на определенную ее часть.
Выделяют нормы права по кругу лиц: на всех лиц или на определенную группу лиц (пенсионеры, депутаты врачи и т.д.), находящихся в пределах данного государства.
По времени действия, существуют нормы права постоянного и временного действия (ограниченные сроком действия).
В зависимости от способа выражения и закрепления: нормы, выработанные юридической наукой, нормы, закрепленные в религиозных догмах, нормы, издаваемые государственными органами и др.
Классифицируют в зависимости от механизма правореализации, они бывают непрерывного, постоянного, дискретного действия.
По степени активизации социально-полезной деятельности, поощрительные правовые нормы.
В зависимости от специфики объекта регулируемых общественных отношений, выделяют социально — технические нормы.

Глава 3. Структура типичной нормы права

Структура нормы права — это внутренние, совокупность ее взаимосвязанных частей. Структура нормы права важна как для правотворческих органов — она помогает в формировании точных юридических предписаний, так и для правоприменительных органов, т.е. правильным образом их исполнять.
В основном говорят о структуре типичной правовой норме (правило поведения), нетипичные нормы структуры не имеют (не являются правилами поведения).
Типичные нормы права имеют схемы «если…то…». «Если…» — это описание условий, при которых действует данная правая норма, ее, называют гипотеза. «То…» — это правило поведения называется диспозицией или санкцией.
1 Гипотеза (от греч. Hypothesis — основание, предположение) — Это часть правовой нормы, в которой содержится описание условия данной правовой нормы, т.е. она указывает на обстоятельства при которых совершаются определенные действия. Гипотеза обозначает ту часть нормы права, где указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает возможность осуществлять правило поведения — исполнять, соблюдать, использовать, применять это правило. Начинается со слов «если…», «в случае…» и др. выражения, но так же может иметь место и отсутствие гипотезы.
2 Диспозиция (от лат. disposition — расположение в определенном порядке друг по отношению к другу) — это само правило поведения, которое наступает при определенных обстоятельствах (гипотеза), и им следует руководствоваться. Диспозиция это конкретные права и обязанности любых членов общества. Пример гипотез и диспозиций: ч.1 ст.42 ГК РФ » Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим (диспозиция), если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания (гипотеза)».
3 Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление) бывает в место диспозиции только в правоохранительной норме права. Санкция — указания на меры принуждения государства, в случае не правомерного поведения субъекта права. Пример: ч.1 ст.232 УК РФ » Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (гипотеза) — наказываются лишением свободы на срок до четырех лет (санкция)». Гипотеза здесь выступает в качестве несоблюдения правил, изложенных в диспозиции регулятивных норм, либо посягательств на общественные отношения, закрепленные нетипичными нормами права, нарушением их принципов.
Также существует и логические нормы права, но они имеют другую структуру. Она выражается следующим образом: «если… то…иначе…», имеет три уже известных элемента, которые находятся вместе: это гипотеза (описание действий нормы права, «если…»), диспозиция (само правило  поведения, » то…»), и санкция (ответственность за не соблюдение правил, изложенного в диспозиции » иначе…»). Редки случаи нахождения гипотезы, диспозиции и санкции рядом, в одних нормативных актах.
Представленная научная позиция, в соответствии с которой норма права состоит их трех элементов, содержится в большинстве учебников по теории государства и права («Учебник по теории государства и права » В.В. Лазарев).
Поддерживая двухэлементное строение правовых норм, ученые говорили о том, что в одних случаях это гипотеза и диспозиция, а других это диспозиция и санкция.
Есть и другие точки зрения на этот вопрос, так Б.И. Пугинский утверждает, что к норме права неприменимы попытки установления структуры, т.е. совокупности однородных связей частей нормы.
Выработанная в теории концепция структуры, правовой нормы не соответствует правовой реальности, не находит своего выражения на практике. Правовая норма — цельное правовое установленное, сформулированное в виде, не допускающем его самостоятельное применение для регулирования тех или иных типических ситуаций.

Глава 4. Изложение элементов нормы права в нормативных актах

По строению структурные элементы нормы права могут быть: простыми, сложными, альтернативными или сложно-альтернативными.
1. Простая гипотеза — это одно обстоятельство при наличии, которого начинает действовать определенная, конкретная норма, т.е. в одно правило поведения в простой диспозиции или санкции. Пример с простой гипотезой и диспозицией: ч.1 ст.186 ГК РФ «Срок действия доверенности не может превышать трех лет».
2. Сложная гипотеза — это наличие нескольких обстоятельств, в сочетании которых наступает действие данной правовой нормы. Пример со сложной гипотезой: ч.1 ст.87СК РФ » Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них». Правовая норма со сложной санкцией: ч.3 ст.161 УК РФ «Грабеж, совершенный: а) организованной группой; б) в крупном размере; в) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, — наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет с конфискацией имущества».
3. Альтернативная гипотеза — это наличие нескольких условий, при наличии одного из данных условий правовая норма начинает действовать. Пример правовой нормой с альтернативной гипотезой и диспозицией: ч.3 ст.484 ГК РФ «В случаях, когда покупатель в нарушение закона, иных правовых актов или договора купли-продажи не принимает товар или отказывается его принять, продавец вправе потребовать от покупателя принять товар или отказаться от исполнения договора». Правовая норма с альтернативной санкцией: ч.1 ст.158 УК РФ » Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, — наказывается штрафом в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет».
4. Сложно-альтернативными гипотезами бывают в том случае, если нормы права имеют и сложность и альтернативность. Пример: ч.2 ст.159 УК РФ «Мошенничество, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) лицом с пользованием своего служебного положения; г) с причинением значительного ущерба гражданину, — наказывается штрафом… либо лишением свободы… со штрафом… либо без такового».
Структурные элементы нормы права формируются по-разному. Различают: прямой, ссылочный, бланкетный способ изложения.
1. Прямой способ заключается в полном изложении содержания в статье нормативного акта того или иного элемента нормы права. Это один из наиболее распространенных выражений нормативного акта. В прямом способе различают простой и развернутый способ изложения.
1.1. Простой способ изложения — это способ, при котором в силу очевидности, изложение того или иного элемента нормы права не раскрываются или указывают на его самые общие признаки.
1.2. Развернутый (описанный) способ изложения предполагает указание на главные признаки содержания того или иного элемента нормы права. Пример: ч.1 ст.163УК РФ «Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества или права на имущество или совершения других действий имущественного характера под угрозой применения насилия либо уничтожения сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких/, — наказывается…»
1.3. Ссылочный способ изложения — это когда для уяснения и понятия содержания нормы права нужно обратиться к другим нормам права, которые находятся в этом же нормативном акте. Пример гипотезы правовых норм: чч.1 и 2 ст.166УК РФ, Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) — наказывается…» (ч.1). «То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением насилия, — наказывается…» (ч.2). Ссылочный способ помогает устранить лишний нормативный материал, официальный документ делается удобным для пользования.1. которые находяться в _____________.
1.4. Бланкетный способ изложения — это такой способ, при котором для понятия содержания гипотезы, диспозиции или санкции, нужно обратиться к нормам, изложенным в других нормативных актах. Пример ч.1 ст.12.21 КоАП РФ: » Нарушение правил перевозки грузов, а равно правил буксировки — влечет…». Такой способ особенно удобен для правоохранительных норм.
Прямой способ изложения удобнее всего, ведь там все четко сформулировано и понятно, но для избежания повторений следует использовать ссылочный и бланкетный способы.
Классифицируют так же по уровню определенности, они могут быть определенными (абсолютно — определенными) и относительно определенными.
1 Определенные нормы права — это когда в гипотезе перечислены конкретные обстоятельства, а в диспозиции или санкции четко выражены требования конкретного поведения.
2 Относительно-определенные нормы права — это когда диспозиция указывает приделы, в которых поведение может быть правомерным, а в санкции установлены пределы (верхний и нижний) наказания. Пример: ст.105 УК РФ » Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, — наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет».
Так же различают способы изложения в зависимости от степени обобщения фактических обстоятельств и предписываемых ими действий.
Они бывают казуальный и абстрактный способ изложения гипотез и диспозиций.
1. Казуальное изложение — это простое перечисление регулируемых нормой фактических обстоятельств или предписываемых ею действий.
Казуальное изложение свидетельствует о низком уровне юридической техники. Такие изложенные элементы были характерны для ранних юридических наук. Но все же такой способ облегчает использование и понимание правовых норм.
2. Абстрактное изложение — это изложение путем обобщения фактических обстоятельств или приписываемых нормой действий с использованием и родовых признаков, юридических терминов (» вина » и др.).
Абстрактное изложение гипотез и диспозиций правовых норм свидетельствует о высоком уровне развитии юридической науки, позволяет четко и кратко формулировать нормы права. Однако при использовании понятий и выражений высокой степени общности, их содержание в законодательстве во многих случаях не раскрывается. По этому будут трудности, связанные с правильным уяснением их содержания.

Заключение

Право — это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства.
Нормы права являются одной из разновидностей социальных норм. Правовые нормы могут сочетать в себе черты других видов социальных норм (например, таких как, нормы обычаи, нормы морали и т д). Проанализировав существующие определения норм права, предложенные различными правоведами, можно отметить, что они едины во мнениях, что правовые нормы являются регулятором общественных отношений, создают и предлагают определенную модель поведения, устанавливаются и охраняются государством, обращены к неопределенному кругу лиц и применяются многократно.
Вокруг вопроса о структуре норм права в юридической литературе развернулась дискуссия. Существует множество мнений по данному вопросу, но большинство правоведов считают, что необходимо рассматривать логическую структуру норм — правил поведения, как основную, состоящую из трех элементов. В этом случае говорят о наличии гипотезы, диспозиции и санкции.
Практически каждую норму права можно подвести к определенному виду классификации. Поэтому можно говорить о значимости классификации для теории права. Она позволяет определить положение определенного вида норм, в системе права, раскрыть значение определенных видов правовых норм в правовом регулировании, определить пределы и сферы этого регулирования для соответствующих норм и правоприменения.
Несомненно, что право формируется при непременном участии государства. Государство непосредственно устанавливает общие нормы, является фактором, формирующим право. Здесь, правда, нужна оговорка. Государство не является основным и определяющим фактором в этом процессе. Точнее было бы сказать, что оно не формирует право, а завершает правообразующий процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или административный прецедент и др.). В этом смысле государство не является его (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право на институциональном уровне.
Причины же возникновения права коренятся в материальном способе производства, характере экономического развития общества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценка этого принципиально
важного положения ведет к тому, что единственным и определяющим источником права признается государственная деятельность. Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма. Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось, что оно творит право.
Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридической теории взглядами, согласно которым образование права рассматривается в полном отрыве (изолированно) от государства.
Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, методов правового регулирования, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государство управляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновление соответственно духу времени.
Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Назначение государства как раз и проявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создавать фактические, организационные, юридические предпосылки для использования гражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целях удовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активность государства — необходимое условие утверждения правовых начал в общественной жизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно не соответствует своему предназначению, вследствие чего государственная власть утрачивает легитимный характер.
Государство обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоят сила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принуждения охраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режим наибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальных субъектов.
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Несомненно, объективно существуют пределы воздействия государства на право. И, прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самого права, возможностями государства, его структур обеспечить действие права в данных социально-экономических и политических условиях.
Возможности государства в этом плане не следует переоценивать, ибо это всегда ведет к идеализации правовых средств, и, в конечном счете, снижает социальную ценность права. Государство не может также использовать право
в противоречии с его истинным назначением. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство как организация
нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.
Принципиальное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти.
Таким образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения.
С помощью права определяются место, роль, функции частей государственного механизма, их взаимодействие с другими органами и населением. Для федеративного государства четкое разграничение компетенции федерации, ее субъектов, федеральных органов и органов членов федерации является необходимым условием существования федерации как единого целостного государства. Правовая неупорядоченность внутриструктурных связей федеративного государства чревата серьезными последствиями. И, напротив, четкое юридическое оформление организации государства способно поставить прочный заслон, с одной стороны, произволу федеральных властей, а с другой — распространению сепаратизма в любых его проявлениях.
Итак, право выступает существенным свойством государственной организации общества. Упорядочивая внутриорганизационные связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические
предпосылки для эффективной работы всех звеньев государственной машины.
Нормы права имеют огромное практическое значение. Определяют и регулируют поведение граждан, они «несут» право в реальную жизнь, донося его до участников общественных отношений. Ввиду такого большого практического значения норм права, нужно заметить, что рассмотрение и детальное изучение теоретических основ этого вопроса, является одним из важнейших аспектов теории права, определение признаков, структуры и видов правовых норм, так же имеет правовое значение.

Список литературы

1.                Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 25.07. 2003) // РГ от 25.12. 1993, № 237, СЗ РФ от 28.07. 2003, № 30, ст.3051.
2.                Гражданский процессуальный Кодекс РФ от 14.11. 2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12. 2004) // СЗ РФ от 18.11. 2002, № 46, ст.4532. РГ от 31.12. 2004, № 292.
3.                Гражданский Кодекс РФ (часть первая) от 30.11. 1996 № 51-ФЗ (ред. от 30.12. 2004) // СЗ РФ от 05.12. 1994, № 32, ст.3301, РГ от 31.12. 2004, № 292.
4.                Гражданский Кодекс РФ (часть вторая) от 26.01. 1996. № 14-ФЗ (ред. от 29.12. 2004) // СЗ РФ от 29.01. 1996,№ 5, ст.410, РГ от 12.01. 2005, №1
5.                Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06. 1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12. 2004) // СЗ РФ от 17.06. 1996, № 25, ст.2954, РГ от 30.12. 2004, № 290.
6.                Трудовой Кодекс РФ от 30.12 2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12. 2004) // СЗ РФ от 07.01. 2002, № 1 (ч.1), ст.3, РГ от 31.12. 2004, № 292.
7.                Семейный кодекс РФ от 29.12. 1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.12. 2004) // СЗ РФ от 01.01. 1996, № 1, ст.16, РГ от 31.12. 2004, № 292.
8.                Большой юридический словарь, под ред. д-ра юрид. наук, проф.А.Я. Сухарева. — М.: ИНФРА-М, 2006.
9.                Головастикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.
10.           КудрявцевЮ.В. Нормы права как социальная информация.М., 1981.
11.           Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов, испр. и доп. — М.: Спартак, 2004.
12.           Пугинский Б.И. О норме права // Вестник московского университета. Сер.11. Право. 1999. №5.

coolreferat.com