Оценка географического положения россии – Географическое положение России: особенности, карта, положительные и отрицательные черты

Положение россии по отношению к другим странам – географическое расположение

Географическое положение России

 

  1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).
  2. Геополитическое положение России.
  3. Транспортно-географическое положение России.
  4. Оценка РФ на макро уровне.
  5. Геополитические приоритеты на современном этапе.

1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).

РФ – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн км2 (1-ое место – Канада – 9,98; затем Китай – 9,6; 4-ое место – США – 9,4 и 5-ое место – Бразилия – 8,5 млн км2).

РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км2 и 10 млн человек (см рис 2, стр 15, учебник Рома).

Северная материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.

Крайняя южная точкаматерика – на гребне главного Кавказского хребта – 41012 северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана.

Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.

Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка – остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).

Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.

Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.

Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.

Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).

Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.

На юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.

Россия – мировая морская держава. Ее территория омывается водами трех океанов.

2. Геополитическое положение России.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

  • Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.
  • В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).
  • В Латвии – Пыталовский район (—).
  • В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

3. Транспортно-географическое положение России.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол “Сибиряков” прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный).

Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома].

На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.

Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

4. Оценка РФ на макроуровне.

Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.

Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.

ЭГП позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

ЭГП определяется транспортно-географическим положением.

В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы):

  • “Макро уровень” — должен оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики.
  • “Мезо уровень” — оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР).
  • “Микро уровень” — положение России по отношению к соседним, приграничным государствам.

5. Геополитические приоритеты на современном этапе

Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США — НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

  • Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.
  • Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.
  • Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия).
  • Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).
  • Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).

В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.

Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).

laservirta.ru

Географическое положение России

Физико-географическое положение России (то есть положение по отношению к основным природным объектам Земли — материкам и океанам, полюсам, экватору, начальному меридиану) характеризуется понятием «северность».

Россия- самое большое государство мира. Его площадь — 17.1 млн. км2. Население — 145.2 млн. человек. Протяжённость границ — 60932 км, в том числе морских — 38807 км. Россия расположена на самом большом материке Земли — Евразии, занимая значительные территории в двух частях света Европе и Азии. Наша страна находится в Северном полушарии, в основном она лежит севернее пятидесятой параллели и Северный полярный круг не кажется нам жителям России столь уж отдалённым, т.к. за ним лежат и Кольскиий полуостров и низовья рек Печоры и Оби, и огромные просторы средней Сибири, а также крайние северо восточные районы, включая часть Чукотского полуострова.

Россия расположена в северной части материка Евразия, занимает около 40 % площади Европы и 30 % площади Азии. Расстояние между крайней северной материковой точкой (мыс Челюскин) и крайней южной (граница с Азербайджаном у г. Базардюзю) — около 4 тыс. км, между крайней западной точкой (Гданьский залив в Калининградской области) и крайней восточной (мыс Дежнева) — около 9 тыс. км.

Россия — самое северное государство мира. Почти 2/3 ее территории относится к зоне Севера.

Специфическое физико-географическое положение влияет на возможности экономического развития. В первую очередь это относится к сельскому хозяйству: в России зона рискованного земледелия охватывает около 95 % территории.

«Северность» России накладывает существенные ограничения на освоение территории. Громадные издержки страна несет из-за необходимости обогрева зданий, увеличения объемов конструкционных материалов, производства теплой одежды и обуви, строительства и поддержания дорожно-транспортной сети, укрепления инженерных сооружений и т.д.

Математико-географическое позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к полюсам Земли, к крайним географическим точкам.

Экономико-географическое положение не только категория пространства, но еще в большей мере общественно-историческое и экономическое понятие, так как по содержанию и характеру проявления (удобное или нет и т.п.) полностью зависит от условий общественного и хозяйственного развития той или иной территории.

В самом деле, любой из элементов физико-географического положения (положение по отношению к начальному меридиану, экватору, морю, высота над уровнем моря, положение в составе климатических, почвенно-растительных и других зон и т.д.) практически навсегда остается неизменным, а потому их роль в возможном изменении физико-географического положения какой-либо местности абсолютно пассивна. Быстрое изменение физико-географического положения может быть обусловлено только природными катаклизмами (землетрясения, извержения вулканов, внезапное наступление моря, глобальное изменение климата на Земле и т.п.) или деятельностью самого человека.

Напротив, все элементы экономико-географического положения (положение по отношению к путям сообщения, местам сбыта, источникам снабжения и т.п.) относятся к числу тех, которые существенно изменяются во времени (как и в пространстве), так как зависят от способа производства, уровня развития и характера экономики, науки, техники, технологии разных мест, а потому и сказываются на экономико-географическом положении этих мест.

Наиболее быстро изменяющимся фактором экономико-географического положения является транспортно-географическое положение, то есть расположение местности по отношению к путям сообщения.

Транспортно-географическое положение определяет возможность осуществления внешних экономических связей. Оно влияет на пограничные районы, определяет географию развивающихся в стране экспортных отраслей. Транспортно-географическое положение страны, то есть положение относительно важнейших международных транспортных путей, в Российской империи и СССР характеризовалось тем, что имелось четыре достаточно обширных выхода в Мировой океан: Балтийский, сформировавшийся в основном в XVII в., Черноморский (со второй половины XVIII в.), Северный (в европейской части в XVI в., в азиатской—в XVIII — XX вв.), Тихоокеанский ( XVIII — XX вв.). После распада СССР транспортно-географическое положение России, как и ее экономико-географическое положение в целом, существенно ухудшились. Был резко ограничен выход в океан со стороны Балтийского и Черного морей, европейская часть страны на 250— 1250 км отдалилась на восток от развитых стран. Россия фактически вернулась к границам XVII — начала XVIII в.

Для транспортно-географического положения России важно Большое водное кольцо Европы протяженностью 4,5 тыс. км. Оно позволяет судам типа «река — море» осуществлять доставку грузов и пассажиров между портами России и многих европейских государств.

На западе транспортно-географическое положение России определяется большим числом железных дорог, проходящих в Европу через Украину и Белоруссию, а также системой трубопроводов (нефте- и газопроводов).

Дальний Восток имеет уникальное транспортно-географическое положение. Тихоокеанское побережье России в десятки раз превышает Атлантическое. Это определяет возможность морских связей со всеми странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Подписано соглашение между Россией, Ираном и Индией по развитию транспортного коридора «Север — Юг» для транзита грузов через территорию России с юга (из Индии, Ирана, стран Персидского залива, Казахстана, Туркмении) и с севера (из стран Европы). Это направление пересекает проходящий по территории России коридор «Запад — Восток», соединяющий Японию через Владивосток, Москву и Брест со странами Европы. 

Poссийскиe  тpaнспopтныe пути — вaжнейший peсурс  Poссии.  Тpaнспopтирoвкa  чepeз  тepритopию  Poссии  имeeт  pяд пpeимущeств:  нe  тpeбyeтся  сoздaния  новыx путeй,  a лишь peконструкция  имeющихся,  нeт  нeoбxoдимости  в  пpeoдoлeнии бoльшогo  числa  тaмoжeнных гpaниц.

Геополитическое положение России — оценка места страны на политической карте мира — также существенно изменилось. Хотя Россия продолжает оставаться крупным геостратегическим объектом мировой политики, нельзя не отметить ряд отрицательных моментов. В связи с этим определенный интерес представляет взгляд на геополитическое положение России с Запада. 3. Бжезинский (бывший советник по национальной безопасности президента США) отмечал, что крах Советского Союза вызвал колоссальное геополитическое замешательство. Россияне обнаружили, что они более не являются хозяевами трансконтинентальной империи, а границы других республик с Россией стали такими, какими они были с Кавказом в начале Х I Х в., со Средней Азией — в середине XIX в. и с Западом — приблизительно в 1600 г. На западе границы России существенно изменились в неблагоприятную сторону, а сфера ее геополитического влияния заметно уменьшилась.

В геополитическом положении России в 90-е годы XX в. произошли следующие изменения:

·  По периметру России образовались новые суверенные государства, в том числе непосредственно на границе пять государств—членов СНГ и три государства Балтии.

·  По отношению к России возникло ближнее и дальнее зарубежье.

·  Образовались частично «прозрачные» границы с ближним зарубежьем, к 18 субъектам Федерации, бывшим пограничными в рамках СССР, прибавилось еще 25.

·  Было ликвидировано военное присутствие России в ряде стран Европы.

·  Блок НАТО расширился на восток, к границам России.

·  Образовался анклав — Калининградская область.

Появление на границах России восьми новых государств потребовало разработки многих новых вопросов во внешней политике России. В частности, очень важны для страны отношения с Украиной, ставшей одним из крупнейших государств Европы. Экономический и геополитический потенциал Украины вызывает повышенное внимание к ней со стороны США и Западной Европы. Важное значение в геополитическом плане приобретает Азербайджан, являющийся, по выражению 3. Бжезинского, пробкой в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии.

Положение России в зоне Каспийского бассейна существенно изменилось. Каспийское море, бывшее раньше фактически внутренним озером СССР, становится ареной взаимоотношений пяти независимых государств — России, Азербайджана, Ирана, Туркменистана и Казахстана. Каждое из них имеет свои притязания на минеральные и биологические ресурсы Каспия.

Серьезный вопрос — взаимоотношения с мусульманскими государствами на южных рубежах России, а также со странами Юго-Восточной Азии.

В результате распада СССР протяженность границ России сейчас составляет 60 933 км. Таким образом, почти 2/3 границ России — морские. Наиболее протяженную сухопутную границу наша страна имеет с Казахстаном (41 % всей сухопутной границы России), Монголией (около 20 %’) и Украиной (10 % сухопутной границы России).

Оценивая географическое положение страны, нельзя обойти такое понятие, как «обширность». Российская территория громадна. Есть страны, которые можно пройти пешком за несколько часов (Лихтенштейн, Монако). За день можно проехать на автомобиле Францию, Испанию, Великобританию. Пересечь Россию с запада на восток за день можно только на самолете.

К сожалению, наш век больших скоростей изменил прежнее восприятие пространства и расстояния. В XIX в. французская писательница Жермена де Сталь писала о пространствах России: «Россия — это преддверие иной, неведомой земли Востока. В России такой простор, что все в ней теряется, даже дворцы, даже само население. Все тонет в необъятном пространстве, над всем царит оно и захватывает воображение».

Территорию России трудно представить еще и потому, что в мире нет стран, схожих с ней по размерам. Например, площадь США (9,4 млн км 2) составляет 55 % площади России, а площадь всех государств зарубежной Европы — 35 % площади нашей страны.

1 % территории России (например, республики Карелия, Тува) — это площадь таких стран, как Тунис или Уругвай; 2 % (например, Республика Бурятия, Амурская область) — это Финляндия или Вьетнам; 3 % (Ханты-Мансийский автономный округ) — Испания или Таиланд.

Небольшое по российским меркам расстояние в 1000 км (Москва — Волгоград или Екатеринбург — Омск) равно путешествию через всю Францию (Гавр — Париж — Лион — Марсель), а в 2000 км (Москва — Челябинск) — поездке от Балтийского до Черного моря (Гданьск — Львов — Бухарест — Бургас).

Большая территория дает значительную свободу для маневра производительных сил, обеспечивает Россию природными ресурсами, играет существенную роль в обороноспособности страны. Вместе с тем громадные пространства затрудняют управление и требуют огромных инвестиций в развитие коммуникаций.

Эколого-географическое положение характеризует фон экологической безопасности местоположения объекта к местам, имеющим экологические проблемы (например, к пунктам выброса загрязняющих веществ, к районам радиоактивного загрязнения (Чернобыль), а также к потенциально опасным объектам, создающим экологическую угрозу).

Особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий России.

Большая протяженность России с запада на восток и с севера на юг, особенности рельефа предопределяют разнообразие природных ландшафтов (арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни).

Тундра. Суровые, холодные климатические условия (низкие среднегодовые температуры воздуха), продолжительная зима – снежный покров держится 7—9 месяцев, короткий летний период (2 месяца) и соответственно короткий вегетационный период. Наличие многолетней мерзлоты, избыточное увлажнение – высокая заболоченность территории, неплодородные тундрово-глеевые почвы. Большие открытые пространства с сильными ветрами. Существующие природно-климатические условия неблагоприятны для человека. В результате районы характеризуются низкой плотностью населения, относительным преобладанием городского населения. Сложился особый тип хозяйства, главная специализация которого – эксплуатация природных ресурсов Крайнего Севера (добыча газа, меди, никеля и т. д.) и оленеводство.

Степь – основной земледельческий район России в силу благоприятных для сельского хозяйства природно-климатических условий (плодородная почва – черноземы, длительный вегетационный период). Это зона наиболее развитого животноводства (крупный рогатый скот, свиноводство, овцеводство, птицеводство). Развита пищевая промышленность. Преобладает сельское население. Значительно высокая плотность населения.

Этнокультурное географическое положение связано с историческим развитием народов России и окружающего ее мира. В России в результате многовековой истории образовалась огромная область, которую иногда называют Евразийской цивилизацией (или Российским миром). Многочисленные народы, проживающие на территории России, объединились, сохранив при этом особенности культуры, быта, обычаев, религиозных взглядов.

Окружают Россию цивилизации, отличающиеся от нее историей, этническими особенностями, своеобразием культуры, языка и господствующих религий. К западу от России находится Европейская цивилизация (Европейский мир). Она охватывает большое число стран и народов с преобладанием католической и протестантской ветвей христианства. К югу от России расположена Исламская цивилизация (Мусульманский мир), охватывающая территорию Западной и Центральной Азии, а также Северной Африки. С востока к России примыкают Китайская я Восточно-Азиатская цивилизации.

biofile.ru

Географическое положение России, ее границы и размеры | Учеба-Легко.РФ

Россия — самая большая по площади страна на земном шаре. Ее площадь — 17,1 миллион квадратных километров. Россия находится на материке Евразия, занимает восточную и западную части континента. 70% России Федерации находится в Азии, а 30% — в Европе. Имеет большую протяженность с запада на восток. Из-за этого большая разница во времени.

Морские границы России

Границы Российской Федерации достигают 60 тысяч километров, 40 из них — морские границы.Экономическая зона России находится в 370 километрах от побережья. Здесь могут присутствовать суды разных государств, для добычи природных ресурсов. Морские границы нашей страны проходят по бассейнам трех океанов.

На севере — границы расположены по морям, которые принадлежат Северному Ледовитому океану. Движение судов в этом районе затруднено, это происходит из-за льдов, которые присутствуют здесь весь год. В восточной части — по водам Тихого океана.

На западе — в водах Балтийского моря. Через это море Россия связана с странами — Швеция, Польша, Германия.Юго-западная граница расположена в водах Азовского, Каспийского и Черного морей. Благодаря Черному морю, Россия имеет выход в Средиземное море.

 

Япония расположена очень близко к Дальневосточной границе России (Японию и Россию отделяет пролив Лаперуза). Стоя на берегу в России в ясную погоду можно увидеть смутные очертания Японии.

США и Россию отделяет Беренгов пролив, длина границы примерно 49 километров

Крайние точки страны

На севере — мыс Челюскин, который находится на полуострове Таймыр. Крайней островной точкой является мыс Флигели, который находится на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа. Южная точка расположена на гребне Кавказского хребта.Западная — конечность Песчаной косы (Балтийское море). Восточная — мыс Дежнева, он находится на Чукотском полуострове.

Сухопутные границы

Российская Федерация имеет сухопутную границу с 14ю государствами. Это такие ,как Литва, Польша , Украина , Китай, Северная Корея, Корейская Народная Демократическая Республика (КНДР), Норвегия, Финлянфия и т.п.

Границу Норвегии и Финляндии можно пересечь, если предъявить специальный документ. Границы со странами СНГ в большей или меньшей степени условны. В настоящее время нет специальных документов , где были бы оговорены эти границы.

Оценка географического положения России

Россия расположена в умеренных широтах , но северная часть страны — в суровый арктических. На территории России много разнообразных природных ресурсов. Наша страна занимает первое место в мире по размерам земельных ресурсов. Площадь лесов в России достигает 700 млн.га.

Обширность территории нашей страны имеет важное экономическое и оборонное значение. На территории РФ наиболее большие равнины планеты.Это Русская (4140 тыс.км^2) и Западно-Сибирская равнины (2900 тыс. км^2). Северные пространства страны открыты для воздействия воздушных масс Северного Ледовитого океана.

Страна обладает богатыми минералами. В России 40% мировых запасов железных руд. Месторождение и богатые запасы медных руд — Уральский район. Средний Урал является месторождением ювелирных камней — аметист, изумруд, рубин. Наша территория распологается во всех географических зонах северного полушария, кроме тропической.

uclg.ru

Шпаргалка — Географическое положение России

1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).

2. Геополитическое положение России.

3. Транспортно-географическое положение России.

4. Оценка РФ на макро уровне.

5. Геополитические приоритеты на современном этапе.

1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).

РФ – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн км2 (1-ое место – Канада – 9,98; затем Китай – 9,6; 4-ое место – США – 9,4 и 5-ое место – Бразилия – 8,5 млн км2 ).

РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км2 и 10 млн человек (см рис 2, стр 15, учебник Рома).

Северная материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.

Крайняя южная точка материка – на гребне главного Кавказского хребта – 41012’ северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана.

Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.

Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка – остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).

Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.

Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.

Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.

Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).

Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.

На юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.

Россия – мировая морская держава. Ее территория омывается водами трех океанов.

2. Геополитическое положение России.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

· Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.

· В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).

· В Латвии – Пыталовский район (—).

· В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

3. Транспортно-географическое положение России.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол “Сибиряков” прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный).

Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома].

На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.

Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

4. Оценка РФ на макроуровне.

Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.

Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.

ЭГП позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

ЭГП определяется транспортно-географическим положением.

В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы):

· “Макро уровень” — должен оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики.

· “Мезо уровень” — оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР).

· “Микро уровень” — положение России по отношению к соседним, приграничным государствам.

5. Геополитические приоритеты на современном этапе

Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США — НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

· Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.

· Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.

· Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия ).

· Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).

· Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).

В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.

Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).

www.ronl.ru

Географическое положение России


 

 

Географическое положение любой страны состоит из физико-географического и экономико-географического положения. Важно также внутреннее административно-территориальное деление страны.

Физико-географическое положение. Россия занимает 17 098 тыс. км2, или 1/8 часть суши. Наша страна является крупнейшим по площади государством мира. Протяженность территории России с запада на восток (от Калининграда до Чукотки) составляет почти 10 тыс. км, а с севера на юг — от 2,5 до 4 тыс. км. По территории страны проходит 11 часовых поясов. Когда в Калининградской области 9 часов вечера, в Чукотском автономном округе уже 7 часов утра следующего дня. Обширность территории предопределяет богатство природными ресурсами и разнообразие природных условий. Крайняя западная точка России находится на Балтийской косе около Калининграда (19°38¢ восточной долготы), крайняя восточная точка — на острове Ратманова в Беринговом проливе (169°02¢ западной долготы). Крайняя северная точка России — это мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Земля Франца-Иосифа (81°51¢ северной широты), а на материке — мыс Челюскин на полуострове Таймыр (77°43¢ северной широты). Крайняя южная точка находится около горы Базардюзю Кавказского хребта (41°11¢ северной широты). Таким образом, Россия занимает высокоширотное положение на Евразийском континенте, большая часть территории расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом.

В результате Россия является одним из наиболее северных государств мира. Около 2/3территории страны относится к планетарной зоне Севера. Именно здесь сосредоточено большинство природных ресурсов страны (более 3/4 энергетических ресурсов, почти 70% лесных ресурсов, свыше 80% ресурсов пресной воды и др.). Но это фактически неосвоенные и незаселенные территории (плотность населения — менее 1 человека на 1 км2), природные условия которых затрудняют развитие практически всех видов хозяйственной деятельности (транспортной, промышленной, сельскохозяйственной, строительной и др.). Неблагоприятное влияние физико-географического положения особенно сильно проявляется в низком агроклиматическом и природно-рекреационном потенциале большей части территории России. Это определяет низкую конкурентоспособность России на международных рынках сельского и рекреационного хозяйства, зависимость от импорта многих видов сельскохозяйственных продуктов и туристических услуг.

В конечном итоге негативное влияние физико-географического положения России проявляется в высоких затратах на производство всех видов продукции и услуг по сравнению с другими странами. При этом отрицательно сказываются не только суровые природные условия (повышаются затраты на отопление, освещение, выращивание растений и т. д.), но и сами огромные размеры страны (резко возрастают транспортные издержки). По своему физико-географическому положению Россия сравнима из независимых государств только с Канадой. Но там практически вся социально-экономическая деятельность сосредоточена в самых южных частях страны, аналогичных по природным условиям российским Северному Кавказу, Нижнему Поволжью и югу Дальнего Востока. В России подобной территориальной концентрации препятствуют и исторические особенности развития страны, и большинство современных социально-экономических факторов, определяющих территориальную организацию населения и хозяйства.

Основная часть территории России находится в материковой части Евразии, а меньшая приходится на островную часть, что осложняет осуществление социально-экономических связей. Самые большие острова России: архипелаг Новая Земля (82,6 тыс. км2), остров Сахалин (76,4 тыс. км2), Новосибирский архипелаг (38 тыс. км2). Но всю обширную зону Севера местные жители считают островом, оторванным от остальной территории (материка) отсутствием надежных транспортных коммуникаций и суровыми природными условиями. Большая часть северных и восточных границ России — морские. Территория страны омывается морями Северного Ледовитого океана (Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское), Тихого (Берингово, Охотское, Японское) и Атлантического океана (Балтийское, Черное, Азовское). Но большинство этих морей холодные, их акватории значительную часть года покрыты льдами. Поэтому приморское положение страны слабо реализуется в удобство связей с другими странами. Наиболее выгодны для экономики России морские выходы к незамерзающим участкам Баренцева, Балтийского, Черного и Японского морей.

Общая протяженность границ России составляет 58,6 тыс. км, из них протяженность морских границ составляет более 38 тыс. км (65%). Морские границы Россия имеет с 12 странами: США, Японией, Норвегией, Финляндией, Эстонией, Литвой, Польшей, Украиной, Грузией, КНДР (Северной Кореей) и в Каспийском море — с Азербайджаном и Казахстаном. Протяженность сухопутных границ России составляет 20,1 тыс. км (35%). Россия имеет сухопутную границу с 14 странами: с Казахстаном (около 7200 км), Китаем (4300 км), Монголией (3005 км), Финляндией (1269 км), Украиной (1270 км), Беларусью (990 км), Эстонией (438 км), Азербайджаном (367 км), Литвой (304 км), Латвией (250 км), Грузией (750 км), Польшей (244 км), Норвегией (196 км), КНДР (17 км). Подавляющая часть сухопутной границы России приходится на страны СНГ.

Сухопутные границы России на западе проходят по территории Восточно-Европейской равнины, а на юге — частично по равнинным, частично — по горным территориям. Следовательно, серьезных природных проблем для строительства коммуникаций и развития контактов с большинством соседних стран нет. Но почти вся граница с Грузией и Азербайджаном проходит по Кавказским горам. Горы, имеющие барьерную функцию, расположены также на значительной части границ России с Монголией и Китаем.

Экономико-географическое положение (ЭГП) — это отношение объекта к вне его лежащим данностям, имеющим экономическое значение. Изучение ЭГП страны помогает выяснить, как окружение страны влияет или может влиять на ее экономическое развитие. Поэтому анализ ЭГП страны заключается его оценкой: выгодно ЭГП или невыгодно, т. е. благоприятно или нет для развития хозяйства страны.

По территориальному охвату различаются три уровня ЭГП: макро-, мезо- и микроположение. Макроположение страны — положение страны на карте мира: отношение к материкам, океанам, мировым торговым путям, главным политическим и экономическим центрам. Мезоположение — положение на материке или внутри части света. Микроположение страны — это ее положение по отношению к ближайшему окружению: соседним государствам, физико-географическим объектам на границе, пересекающим ее транспортным путям и др. При этом оценки макро-, мезо- и микроположений могут значительно отличаться друг от друга (от выгодного до крайне неблагоприятного) и меняться с течением времени.

ЭГП всех уровней — интегральные понятия, складывающиеся из частных (покомпонентных) ЭГП, самыми важными из которых являются:

1) транспортно-географическое положение — положение по отношению к путям сообщения;

2) промышленно-географическое положение — относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и др.;

3) агро-географическое положение — относительно продовольственных баз и центров производства сельскохозяйственного сырья;

4) рыночно-географическое положение — относительно рынков сбыта важнейших товаров и услуг, производимых в стране;

5) демо-географическое положение — относительно районов концентрации трудовых ресурсов и научно-технических кадров;

6) рекреационно-географическое положение — относительно районов рекреации;

7) природно-географическое положение — относительно районов с богатыми природными ресурсами и благоприятными природными условиями;

8) политико-географическое (геополитическое) положение — относительно политических и военных центров, районов потенциальных военных конфликтов и т. п.

Кроме того, по отношению к ареалам (например, континентам) можно выделить несколько видов интегрального или покомпонентных ЭГП страны: центральное (континентальное), периферийное (окраинное), глубинное (внутреннее), пограничное (соседское).

Макроположение России как интегральное, так и по большинству отдельных компонентов является невыгодным для хозяйственного развития. Наша страна, занимая северное приполярное положение, находится вдали от главных экономических центров мира и важнейших транспортных путей. Это значительно удорожает производство большинства видов продукции, что усугубляется суровыми природными условиями. В итоге уже из-за одного географического макроположения многие российские товары оказываются неконкурентоспособными на мировом рынке.

Мезоположение России на евразийском континенте также не очень выгодно, так как страна занимает его северо-восточную периферию — наименее освоенную и заселенную, с наиболее суровыми природными условиями. Но одновременно именно на этом континенте концентрируется большинство населения современного мира, расположено несколько важнейших экономических центров. Наличие большого числа стран-соседей позволяет развивать разнообразные взаимовыгодные экономические связи. Особенно благоприятна при этом возможность тесного сотрудничества и с высокоразвитыми западноевропейскими странами, и с государствами Восточной Азии, обладающими огромным и быстро увеличивающимся социально-экономическим потенциалом.

Именно благодаря мезоположению с ранних этапов своего развития Русское государство имело «двойственный» социокультурный характер, при котором черты европейской цивилизации сочетались с «азиатчиной». Такое сочетание не всегда способствовало экономическому развитию страны. Но позволило сформироваться богатой духовной культуре, которая имеет хорошие перспективы для своего сохранения и дальнейшего развития в современном, быстро меняющемся и глобализирующемся мире.

Микроположение России наиболее многозначно и динамично. Так, явно выгодным является политико-географическое микроположение страны. Со всеми соседними государствами Российская Федерация поддерживает добрососедские отношения. Непосредственные страны-соседи (первого порядка), как правило, не препятствуют и развитию связей России с государствами — соседями второго порядка. Всего государств — соседей первого и второго порядков у России почти 40. Среди них и высокоразвитые, представляющие главные экономические центры современного мира (США, Япония, Германия и др.), и имеющие многочисленные трудовые ресурсы (Китай, Узбекистан др.), и обладающие богатыми природными ресурсами (Казахстан, Иран и др.), и имеющие благоприятные природные условия и хорошие рекреационные районы (Украина, Турция и др.), и выделяющиеся крупным производством промышленной или сельскохозяйственной продукции (практически все перечисленные выше). Именно в государствах-соседях сбывается большая часть товаров главных российских отраслей специализации (топливной промышленности, металлургии и др.), что позволяет сократить транспортные расходы и увеличить доходы отечественных производителей.

При этом сегодня Россия недостаточно использует выгоды своего микроположения, что в значительной степени связано с транспортно-географической компонентой. Даже существующие транзитные сухопутные магистрали между Западной Европой и Восточной Азией, проходящие по территории страны, используются не в полной мере, так как не отвечают современным техническим требованиям, не позволяя обеспечить транспортировку грузов точно в срок. Так и не удалось освоить Северный морской путь — кратчайшую морскую трассу между Европой и Японией.

Распад СССР резко ухудшил транспортно-географическое положение России, чего по другим компонентам ЭГП в основном не произошло. Россия потеряла возможность использовать в полной мере около 90% существовавших железнодорожных и портовых пунктов международного контакта на западе: порты Вентспилс, Таллинн, Клайпеда, Одесса и др., железнодорожные морские паромы в Германию и Болгарию, нефте- и газопроводы через Белоруссию и Украину.

К тому же распад СССР вызвал разрушение единого ранее транспортного пространства. Часть общих транспортных коммуникаций оказалась на территории новых независимых государств. Так, у России нарушилось территориально-транспортное единство с анклавной Калининградской областью. В Казахстане оказались части важных Южно-Сибирской и Средне-Сибирской железнодорожных магистралей, связывающих западные и восточные районы России. Основная железнодорожная магистраль Москва — Ростов-на-Дону частично проходит по территории Украины.

Чтобы решить проблему осложнения транспортно-географического положения, Россия в настоящее время строит обходные железные дороги, новые трубопроводы (в том числе по дну Черного моря, а в перспективе — и по дну Балтики), новые морские порты на Балтийском море (Усть-Луга, Приморск и др.), а в перспективе — в Черноморско-Азовском бассейне, организует новые паромные сообщения (Санкт-Петербург — Калининград и др.). Но все эти проекты, как и сооружение любой современной транспортной инфраструктуры, являются очень дорогостоящими и долговременными. Эффект от их осуществления проявится еще нескоро.

При этом даже полное использование преимуществ микроположения позволит России выделиться в экономическом отношении только среди соседних стран, в основном бывших республик СССР, т. е. укрепиться в качестве регионального экономического лидера. Выход на уровень главных экономических центров мира возможен после улучшения мезо- и макроположения страны, что является далекой и лишь вероятной перспективой.

Государственное устройство и административно-территориальное деление страны.Государственное устройство России последовательно менялось в ходе ее исторического развития. До начала XX в. это была абсолютная (самодержавная) монархия. После революции 1905 г. появились черты конституционной монархии (была избрана Государственная Дума — орган представительской власти, хотя и с очень ограниченными полномочиями, и др.). После Февральской революции 1917 г. Россия стала демократической республикой. При этом после Октябрьской революции 1917 г. было провозглашено образование автономий внутри государства (впоследствии — союзных республик), но фактически образовалась унитарная социалистическая республика. Реальным федеративным государством Россия стала после распада СССР в 1991 г. В настоящее время, согласно Конституции, Россия (Российская Федерация) — это федеративная демократическая республика. Главой исполнительной власти в стране является Президент, по представлению которого утверждается Глава Правительства. Орган представительской власти — Федеральное Собрание, состоящее из верхней палаты (Совета Федерации) и нижней палаты (Государственной Думы). Высшим органом судебной власти в стране является Конституционный Суд.

Древнерусское государство административно делилось на уделы (княжества), которые вначале фактически, а затем лишь формально подчинялись Великому князю, который возглавлял (находился на престоле) княжество с главным городом государства. Некоторые части страны управлялись не князьями, а собраниями граждан (вечем) своего главного города (Новгородская, Псковская, Вятская земли), имея характер вечевых республик. По мере присоединения княжеств и земель к Московскому государству для управления ими назначались воеводы. А Великий князь Московский (позднее — царь всея Руси) получал титул князя присоединенной территории. Такие присоединенные территории, как правило, назывались городами (Пермские города, Рязанские города и т. д.) и делились на уезды, которые в свою очередь делились на волости. Как правило, волость включала в себя село (крупный населенный пункт с церковью) и окружающие деревни.

Современное административно-территориальное деление страны берет начало в учреждении Петром I в 1708 г. восьми губерний, число которых позднее постепенно увеличивалось. Губернии были введены для улучшения и унификации государственного управления на всей территории страны. Первоначально при выделении губерний стремились к их примерному равенству по численности населения, но затем местные особенности все более нарушали этот принцип. Ко времени Октябрьской революции число губерний на территории современной России приблизилось к 80 (включая области, образованные на окраинах государства). В дореволюционной России имелась также практика объединения нескольких губерний и областей в генерал-губернаторства, например Туркестанское, Кавказское и др., что диктовалось необходимостью контроля за окраинными территориями, как правило, национальными. Низовыми по отношению к губерниям административными единицами являлись уезды, в свою очередь делившиеся на волости.

После революций 1917 г. наряду с губерниями (которые позже были преобразованы в края и области) стали образовываться национальные автономии — автономные республики, области и округа. Таким образом, до 1991 г. Российская Федерация (РСФСР) в качестве крупнейшей республики СССР была поделена на автономные республики, края, области, а также автономные области и автономные (национальные) округа в составе краев и областей. Конфигурация и структура такого деления неоднократно менялись в зависимости от политических или экономических обстоятельств, например депортации народов в 1941-1944 гг., сопровождавшейся ликвидацией их национальных автономий, впоследствии восстановленных, за исключением Республики немцев Поволжья. В 30-е годы существовали края, границы которых увязывались с экономическим районированием страны.

Современная Россия имеет в своем составе 86 субъектов Федерации (регионов), включая 21 республику, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения — Москву и Санкт-Петербург, а также 1 автономную область и 7 автономных округов. Они весьма различаются по размерам, численности населения, экономическому потенциалу. На незавершенность процесса административного устройства России указывает также наличие внутри некоторых краев и областей равноправных с ними по Конституции РФ автономных округов (кроме не входящего в другие субъекты Чукотского автономного округа). В Федеральном Собрании неоднократно высказывалась мысль о целесообразности укрупнения регионов и уменьшения их числа в 1,5-2 раза. Учреждение в мае 2000 г. семи федеральных округов хотя и не затрагивает сложившегося административно-территориального деления России, объективно направлено на выработку модели административного управления не регионами-субъектами, а макрорегионами, являющейся удобной формой укрепления государственной власти в стране.

Между тем все большую поддержку находит и идея объединения регионов — субъектов Российской Федерации в первую очередь там, где одни субъекты (малонаселенные и со слабым экономическим потенциалом автономные округа) исторически входят в состав других (крупные края или области). В конце 2003 г. на референдуме за подобное объединение в 2005 г. высказались жители Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, вместо которых был образован Пермский край.

Микроуровень административного деления России по состоянию на начало 2006 г. — это 1868 низовых административных районов, 1095 городов (в том числе 650 — республиканского, краевого или областного подчинения), внутри наиболее крупных из которых имеется 329 внутригородских района или округа, а также 1359 поселков городского типа и около 23,5 тыс. сельских администраций. Единицы самого низкого уровня — внутригородские районы или округа, небольшие города (районного подчинения), поселки городского типа и сельские администрации по Конституции Российской Федерации уже не входят в систему государственной власти, а являются основой для формирования местного самоуправления. Но на практике полноценное самоуправление еще не сложилось.



biofile.ru

Географическое положение России

Географическое положение России

  1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).

  2. Геополитическое положение России.

  3. Транспортно-географическое положение России.

  4. Оценка РФ на макро уровне.

  5. Геополитические приоритеты на современном этапе.

1. Экономико-географическое положение и границы России (ЭГП РФ и его отличия от ЭГП СССР; уровни и масштабы оценок особенностей положения страны).

РФ – самое крупное по площади государство мира – 17,1 млн км2 (1-ое место – Канада – 9,98; затем Китай – 9,6; 4-ое место – США – 9,4 и 5-ое место – Бразилия – 8,5 млн км2).

РФ занимает северную и северо-восточную части материка Евразия (1/3 России – в Европе, 2/3 – в Азии). На долю северной России приходится 11 млн км2 и 10 млн человек (см рис 2, стр 15, учебник Рома).

Северная материковая точка – мыс Челюскин на полуострове Таймыр. Северная островная точка – мыс Флигели на острове Рудольфа в архипелаге Франца-Иосифа.

Крайняя южная точка материка – на гребне главного Кавказского хребта – 41012 северной широты – на границе Дагестана и Азербайджана.

Крайняя западная точка – конечность на Песчаной косе в Балтийском море близ Калининграда.

Крайняя восточная материковая точка – мыс Дежнева – на Чукотке. Самая восточная островная точка – остров Ротманова в Беринговом море вблизи с границей с США (на острове Крузенштерна).

Почти вся территория России расположена в Восточном полушарии. Из-за большой протяженности по долготе велика разница во времени – она составляет 10 часов (соответственно страна делится на 10 часовых поясов). В малонаселенных районах и на морях граница часовых поясов проходит по меридианам. В густонаселенных районах их проходят по административным границам субъектов федерации.

Общая протяженность границ РФ – 60000 км, из них 40000 км – морские границы. Морские границы проходят в 12 морских милях (22,7 км) от берега. В 200 морских милях (370 км) от берегов островов и материка расположены границы морской экономической зоны России. В пределах этой зоны допускается судоходство любых стран, но разработка и добыча всех видов природных ресурсов, находящихся в водах, на дне и в недрах, осуществляется только Россией.

Северные морские границы России проходят по водам морей Северного Ледовитого океана (Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море). Кроме части Баренцева моря все они покрыты круглый год дрейфующими льдами, поэтому плавание по морям затруднено. В пределах Северного Ледовитого океана от берегов России до Северного полюса находится наш сектор Арктики. Все острова этого сектора, кроме нескольких островов архипелага Шпицберген принадлежат нашей стране.

Восточные границы проходят по водам Тихого океана и его морей (Берингово море, Охотское море, Японское море). Ближайшими морскими соседями являются Япония и США. Пролив Лаперуза отделяет остров Сахалин от острова Хоккайдо в Японском море (оно не замерзает, что благоприятствует морским связям России с соседями).

Морские границы на западе. Воды Балтийского моря соединяют Россию со Швецией, Польшей, Германией и странами Прибалтики. Северная часть Балтийского моря у некоторых берегов России замерзает, а у берегов Калининграда – нет. По Балтийскому морю осуществляется связь со многими государствами Западной Европы.

На юго-западе РФ морские границы проходят по водам Азовского и Черного морей, которые соединяют Россию с Украиной, Грузией, Болгарией, Турцией, Румынией. По Черному морю идут пути в Средиземное море. Небольшие по протяженности морские границы проходят по Каспийскому морю.

Россия – мировая морская держава. Ее территория омывается водами трех океанов.

2. Геополитическое положение России.

Велика протяженность сухопутных границ России, причем геополитическое положение России стало несколько иным, чем то, которое она имела, будучи в составе СССР. После распада СССР у Росси формально не изменилось – число соседей. Их четырнадцать (и еще с двумя соседними государствами РФ имеет только морские границы – с Японией и США). Реальные границы с пограничными заставами и таможнями растягиваются на 1605 км (990 км со странами Балтии, 615 км с Азербайджаном и Грузией). Граница со странами Балтии демаркирована. Не изменилась граница с Норвегией, Финляндией, Монголией и КНДР (17 км). Резко сократилась граница с Польшей (которая теперь граничит только с Калининградской областью) и более чем на половину с Китаем.

Территория России не имеет четко определенных границ, которые были проведены условно в 20-е и 30е годы. В настоящее время ставить вопрос об изменении границ, сложившихся исторически, по крайней мере, неразумно. Об этом свидетельствует мировой опыт: попытки изменить границы заканчиваются трагическими последствиями (например, Югославия).

Часть границ, закрепленных международными соглашениями, охраняются пограничными войсками, действующими заставами, таможнями (с Норвегией, Финляндией). Границы с государствами СНГ достаточно условны. Они изменялись произвольно и не закреплены соответствующими договорами. По договоренности со странами СНГ Россия обеспечивает своими пограничными войсками многие участки границ бывшего СССР.

В последнее время поднимаются на официальном и неофициальном уровнях претензии к России:

  • Японии хочет заполучить южные острова Курильской дуги (острова Кунашир, Шикотан, Хабошан, Итуруп). Они для Японии являются северными.

  • В Эстонии – Печорский район (на территории России – Псковская область).

  • В Латвии – Пыталовский район (—).

  • В Финляндии – на земле Карелии – Корельский перешеек и некоторые острова в Финском заливе.

Представляется очевидным ухудшение политико- и ЭГП России за последние годы. Государства Балтии, Белоруссии, Украины как бы отгородили Россию от стран Европы. Между тем, из России в страны Западной и Восточной Европы протянута сеть газо- и нефтепроводов. Туда же ведут международная магистраль Москва – Минск – Варшава – Берлин – Париж и железная дорога Прага – Будапешт – Вена и другие европейские столицы.

Нынешняя ситуация порождает множество проблем. “Географическое отдаление России” сократило ее участие в европейских делах”. Прежние международные организации СЭП и Варшавского договора распались, а новые не созданы. Страны Балтии, Польша, Венгрия, Чехия на пороге вступления в НАТО.

3. Транспортно-географическое положение России.

Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.

На Балтике у РФ остался только один крупный порт – Санкт-Петербургский, а Выборгский и Калининградский – небольшие по мощности порты (см стр 21 и доп материал в учебнике Рома). Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.

В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.

В связи с этим вопрос о большой эффективности использования портов внутренних морей: Азовского, Черного, Каспийского (порты Таганрог, Астрахань, Новороссийск).

Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Однако, надо увеличить пропускную способность портов на севере.

Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия. В 1932 году ледокол “Сибиряков” прошел путь без зимовки от Мурманска до Берингова пролива, а в 1935 до Владивостока. С 1937 года началось регулярное мореплавание по Северному морскому пути. Суда преодолевали это расстояние менее, чем за месяц. От Санкт-Петербурга по Сев морскому пути – 14280 км, а через Суэцкий канал – 23200 км. Плавание по Сев морскому мути осуществляется в течение 4 месяцев. Он соединяет дальневосточные и европейские порты, а также устья судоходных рек Сибири. Почти при полном отсутствии других транспортных магистралей на северной Сибири для использования богатых природных ресурсов этих районов и их хозяйственного развития роль Сев м пути неизменно будет возрастать. На Дальнем Востоке Россия не только унаследовала проблемы от СССР, но и приобрела новые. Очень слабо реализуется преимущество географического положения Дальнего Востока – его широкие выходы к морям Тихого океана. В АТР свыше 40 государств, поэтому необходимо использовать порт Владивосток (стал открытым порт Восточный).

Но и здесь создаются трудные проблемы – проблемы, так называемых, северных территорий, то есть, территориальный спор России с Японией. Поэтому необходимо создавать новые порты на Балтике: Приморский (45 млн; сырая нефть), бухта Батарейная (нефтяные грузы) и Лужский порт (35 млн) [см стр 20 уч Рома].

На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.

Экономико-географические и геополитические проблемы России связаны с эксплуатацией не только морских портов, но и железнодорожного транспорта на западе и пропускной способности железных дорог на востоке. Разрабатываются интересные проекты транзитных связей через США и Японию в Западную Европу с помощью железных дорог, авиации и даже морских путей.

На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.

Пока современные транспортные возможности портов и железных дорог ограничены.

Около 70% внешней торговли приходится на страны Европы и 50% на страны ЕС. К ним ведут морские пути через Балтийское море и сухопутные чрез границы к югу и северу от Балтии.

При всех сложностях Россия, активно используя выгоды географического положения, проводит новую политику. Она вошла в десятку Балтийских государств, подписав соглашение об экономическом и культурном сотрудничестве. Аналогичное соглашение подписано с черноморскими государствами. В последнее время возрастает возможность отношений с Западной Европой, США, Канадой, Кореей.

4. Оценка РФ на макроуровне.

Для определения положения России по отношению к другим странам (не только пограничным) оценивается ее положение относительно центров экономики, культуры, основных транспортных путей. Эти оценивают политику и ЭГП страны.

Геополитическое положение – оценка места страны на политической карте мира, ее отношение к разным государствам.

ЭГП позволяет оценить положение страны на экономической карте мира по отношению к основным районам и центрам экономики.

ЭГП определяется транспортно-географическим положением.

В географии для понимания особенностей положения стран, районов и городов используют разные уровни (масштабы):

  • “Макро уровень” — должен оценивать на глобальном, т. е., на мировом уровне положение страны по отношению к материкам, мировому океану, мировым транспортным путям, главным центрам мировой политики и экономики.

  • “Мезо уровень” — оценка положения страны относительно групп стран, образующих исторические регионы (Южная Азия, АТР).

  • “Микро уровень” — положение России по отношению к соседним, приграничным государствам.

5. Геополитические приоритеты на современном этапе

Если раньше СССР существовал в биополярном мире (США — НАТО, СССР – организация Варшавского договора), то распад СССР изменил геополитическое положение России. Мир постепенно стал многополярным. Россия в своей геополитике должна ориентироваться ни на одну группировку стран. Сегодня для нас важны экономические связи не только со странами СНГ, но и со всеми странами, на чьих рынках можно выгодно продать продукцию и закупить нужные для нашей страны товары. Россия вынуждена ориентироваться на те страны, которые позволяют получить наибольший эффект от внешнеэкономических связей. Разные приоритеты были связаны с политическими симпатиями, потенциальными союзниками поставок военной техники и лишь отчасти с экономической выгодой. Изменилось геополитическое положение и приоритеты:

  • Страны Западной и Южной Европы, то есть, ЕС. Лидер нового геополитического полюса – Германия, с которой установились прочные связи. Доля ЕС во внешней торговле России – 50 %.

  • Страны Восточной Европы, с которой Россия должна обновить и улучшить связи. Их доля во внешней торговле России упала до 20%.

  • Страны АТР (Япония, Китай, ЮЗА, Индия).

  • Особая роль отведена укреплению и развитию многосторонних связей России с США (взаимодействие в сферах: космос, научно-технические связи, разоружение, развитие экономических связей).

  • Большое значение приобретает связь России со странами севера (Канадой, США (Аляска), странами Северной Европы).

В России 64% территории относится к зоне Севера, что составляет 50% площади планетарного Севера. Опыт в освоении этих территорий очень важен для нашей страны.

Изменение геополитического положения привело к ряду негативных последствий. Внешние экономические связи со странами в западном и южном полушарии приходится осуществлять через территорию государств СНГ (Белоруссия, Украина). Это усложняет торгово-транспортные операции и функционирование топливно-энергетических факторы международного характера (нефте-, газопроводы, ЛЭП).

globuss24.ru

Оценка географического положения России для жизни и хозяйственной деятельности населения. (пожалуйста срочно нужно)))

Россия по географическому положению — одна из самых северных. На большей части страны климат суровый, с продолжительными зимами. Суровости климата способствует также и открытость территории к Северному Ледовитому океану. Северные окраины нашей страны находятся в субарктическом, а острова Северного Ледовитого океана даже в арктическом климатическом поясе. Основная территория России находится в умеренном климатическом поясе, здесь же проживает более 95% населения страны. Только узкая полоса побережья Черного моря находится в субтропическом климате. Природные зоны: Арктика (самая северная зона в нашей стране и располагается в высоких широтах Арктики) , Тундра (огромная по площади природная зона, занимающая пятую часть территории нашей страны) , Лесотундра (переходная зона от тундры к тайге. Расположена южнее тундры неширокой полосой 20-200 км вдоль Северного полярного круга) , Тайга европейской части (самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона России. Таежные ландшафты начали формироваться еще до наступления ледников в неогеновом периоде) , Смешанный лес Дальнего Востока ( по другому ученые называют муссонным аналогом зоны широколиственно-хвойных лесов Восточно-Европейской равнины. По названию протекающей там реки Уссури эти леса называют еще уссурийской тайгой ), Смешанный лес европейской части, Лесостепь ( более теплый и сухой климат, по сравнению с тайгой и широколиственно-хвойными лесами) , Степь (к степям относятся растительные сообщества, образованные засухо- и морозоустойчивыми многолетними растениями, преимущественно дерновинными злаками) Пустыня (занимает лишь северное побережье Каспийского моря от устья Терека до государственной границы с Казахстаном. Отличаются изобилием тепла и солнечного света) Субтропики (занимают узкую полосу приморских террас Черноморского побережья от Анапы до Сочи. Отличаются мягкой, влажной зимой) У России большая протяженность на только с севера на юг, но и с запада на восток Рассмотрим влияние ГП на природу, население, и хозяйство на примере европейского Севера. Положение района в высоких широтах (в районе Северного полярного круга) определяет суровость его климата, существование полярных дня и ночи, распространение вечной мерзлоты и заболоченность. Наличие теплого Северо-Атлантического течения несколько смягчает климат и вызывает его изменение с северо-запада на юго-восток района. На большей части территории растут темнохвойные таежные и сосновые леса. Ввиду положения района в северной, сложной по природным условиям части европейской территории страны население его немногочисленно — это небольшой по числу жителей район страны. Коренными жителями района являются карелы, коми, коми-пермяки, ненцы, саамы. Их язык, обычаи, трудовые навыки имеют некоторые общие черты с народами Скандинавского полуострова (финнами, норвежцами, шведами) , что является следствием проживания на пограничных территориях, в сходных природных условиях. Выгодность географического положения послужила одной из причин ранней колонизации этого района русскими (еще с XII века русские переселенцы осваивали побережья Белого и Баренцева морей) . Развитию европейского Севера способствовало его чрезвычайно выгодное ЭГП по отношению к районам Центральной России и внешнеторговым партнерам (граница с Финляндией и Норвегией, выход к морям) и богатство природными ресурсами (нефть, газ, уголь, сланцы, цветные металлы, апатиты, лесные и водные ресурсы) .

touch.otvet.mail.ru