Обж зачем нужно – Зачем в школе изучают ОБЖ? К реальной жизни этот предмет не имеет никакого отношения » Нет реформе образования! Мы против Закона 83-ФЗ

Содержание

Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Программа ОБЖ в школе

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать опасные ситуации, оценивать их.

В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик — будущий мужчина, защитник отечества.

Преподавание ОБЖ в начальной школе

Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется эвристическая беседа. Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета – научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ – залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы безопасности жизнедеятельности способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.

fb.ru

Научно-образовательный центр «Карьера» • Интересное

Основы безопасности жизнедеятельности – это дисциплина, которую в РФ преподают во многих школах, а также в ряде ВУЗов. Этот предмет стал преподаваться в учебных заведениях с начала 1990-х. ОБЖ предназначено для повышения культуры безопасности обучаемого, формирования у людей безопасного образа повседневной жизни. В программу изучения входят такие важные разделы как оказание первой помощи, особенности обороны государства, основы воинской службы. К сожалению, подавляющая часть учащихся относятся к дисциплине очень несерьезно.

Дисциплина необходима для того, чтобы сделать жизнь любого человека безопаснее, а также подготовить его к чрезвычайным ситуациям. Ежегодно в стране случаются различные катастрофы и крупные аварии, поэтому и следует делать население страны более информированным. Предмет подскажет как вести себя в тяжелых ситуациях, какие меры предосторожности следует предпринять, чтобы спасти себя и помочь окружающим.

Множество трагедий происходит с людьми из-за незнания самой простой бытовой физики и химии. Кроме того, мало кто знает, как оказывать самую элементарную медицинскую помощь пострадавшему, только единицы знают, как потушить пожар огнетушителем. Большинство надеется исключительно на помощь со стороны спецслужб. Но ведь любой человек может оказаться в ситуации, когда эти службы не смогут помочь. А в некоторых несчастных случаях время не ждет, и любая секунда становится роковой.

Таким образом, сама дисциплина ОБЖ является чрезвычайно важной. По крайней мере, на теории. На практике же к этому предмету относятся весьма лояльно. Как правило, курс ОБЖ в школе читают пожилые люди, уделяя огромное количество времени ненужной теории (например, что изучает ОБЖ, на какие отрасли подразделяется и так далее). Что касается практики, то ей уделяют очень мало внимания. Обычно рассматриваются старые, покрытые пылью противогазы, которые давно отслужили свое. Конечно, такие занятия не принесут должного результата. Ведь это, по сути, лишняя трата времени.

Конечно, ОБЖ – очень важный и нужный предмет. Однако министерству образования определенно необходимо усовершенствовать методику его преподавания. Только в этом случае от изучения дисциплины будут достойные плоды. Сейчас же предмет ассоциируется у учащихся с «пятерками», полученными за просто так, и нудными лекциями, которые моментально забываются.

kariera34.ru

Что за предмет такой — ОБЖ? Кому он нужен?

Об одном из самых недооцененных предметов в школе — а так же об ошибках современных родителей, рассказывает автор учебника по ОБЖ Наталья Федоровна Виноградова.

Н.Ф.Виноградова (справа) даёт интервью корреспонденту сайта Милосердие.ру Светлане Кирилловой. Скриншот с youtube.com

 Наталья Федоровна Виноградова — доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, заведующая Центром начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, один из авторов учебно-методического комплекса по ОБЖ (издательство «Вентана-Граф»).

Кто лучше Натальи Федоровны сможет объяснить нам, почему  необходим предмет «Охрана безопасности жизнедеятельности», и будет ли он заменен на предмет «Здоровый образ жизни».

Беслан

Скриншот с youtube.com

— Для многих было неожиданностью то, что вы, педагог и методист, вдруг обратились к такому предмету как «Основы безопасности жизнедеятельности». Почему?

— Наверное, на то были глубоко личные причины. Это случилось после захвата заложников в школе Беслана. Вы помните, как в День знаний 1 сентября 2004 года террористы захватили 1100 человек, пришедших на школьную линейку, и удерживали их два дня? Тогда погибли 334 человека, из них 186 детей. И еще 800 были ранены…

Эта школа в Беслане, недалеко от Владикавказа, была нашей экспериментальной площадкой. Ее учителя первыми получали наши новые учебники, проверяли новые педагогические технологии.

Одним словом, великолепная школа, с уникальными учителями! Особенно поражали дети: они были такие открытые окружающему миру! Через некоторое время после трагедии мы поехали в Беслан. Ходили по спортивному залу этой школы, подбирали наши учебники и тетради, на которых была кровь школьников… Эти книги до сих пор хранятся у меня. Я никогда не смогу выбросить их.

Год спустя я проводила в школе Беслана (она к тому времени переехала в новое здание) экспериментальные уроки для учителей. Урок в четвертом классе по моему учебнику «Окружающий мир» был посвящен эмоциям. Я обнаружила, что дети, пережившие захват в заложники, не могли назвать ни одной положительной эмоции! Они забыли, что это такое. Я спрашивала их: «У вас есть желания?» Их сверстники обычно мечтают об игрушках, о сладостях, о путешествиях. Но эти десятилетние «маленькие взрослые» отвечали: «Чтобы никого больше не брали в заложники», «Чтобы больше никто не стал жертвой террористов». Прошел год, но пережитый ужас не отпускал их. Они помнили и продолжали переживать ситуацию, в которой погибли их сверстники и учителя.

Я предложила разыграть во время урока ситуацию: вот чей-то день рождения, праздник, веселое путешествие. Надо поздравить одноклассника, сделать для него сувенир, воспользоваться фотоаппаратом… Дети немного оттаяли. Но со мной осталось чувство вины: наверное, доля того, что учителя и дети не справляются со своими эмоциями, лежит на мне.

Ведь подготовкой новых учебников руководила я… Что мы не предусмотрели?… То, что я наблюдала на этом уроке, еще раз убедило меня в том, что наши дети не подготовлены к чрезвычайным ситуациям.

Не только к взятию в заложники – это исключительный, крайний случай – но ко всем тем опасностям, которые поджидают их в жизни. Так появилась идея создания новых учебников ОБЖ. Кроме того, после этого опыта мы стремились усилить психологическую составляющую учебников для начальной школы «Окружающий мир».

ОБЖ и вредные советы

Фото с сайта vrnschool85.ucoz.ru

— Еще до катастрофы в Беслане в школе преподавали ОБЖ. Но он был самым критикуемым предметом в программе. Ошибки замечали все, а пользы никто не видел. Почему?

— Я думаю, одна из причин в том, что на уроках ОБЖ детям предлагалось обсуждать ситуации, не соответствующие их возрасту. Это же просто глупость: советовать ребенку в начальной школе: «Ударь взрослого туда-то и туда-то, если он начал приставать к тебе в лифте». Маленький ребенок не сможет этого сделать. Совет для этого возраста один: не садись с чужим человеком в лифт, начни рыться в почтовом ящике, сделай вид, что ищешь в кармане ключи, жди другого лифта… Все! Зато в 7-9 классах о самообороне можно поговорить более серьезно: подростки в этом возрасте уже способны что-то предпринять в свою защиту.

Иногда эксперты нас критикуют: почему вы в своем учебнике ОБЖ для пятого класса не говорите о техногенных катастрофах? А неактуальны эти проблемы для пятого класса! Потому что маленький ребенок – простите за эти слова – в техногенной катастрофе сразу погибает. 

А вот старших подростков эта тема уже задевает. Они смотрят фильмы, пытаются понять, как они сами будут себя вести в такой ситуации. Надо обсуждать именно те проблемы, которые актуальны для школьников в том или ином возрасте. И – приводить те примеры, которые они могут понять. Мои соавторы по учебнику ОБЖ отлично знают, как и о чем говорить с детьми. Среди них — замечательный врач-педиатр Людмила Васильевна Сидоренко, Александр Таранин, который организует в России детские центры дорожного движения, с деловыми играми для детей, Дмитрий Смирнов, президент Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения… Все – специалисты высочайшего класса!

— Некоторые родители жалуются, что на уроках ОБЖ учитель начинает обсуждать ситуации, которые могут травмировать их детей…

— Большинство родителей сформировались частично в советское время, когда категорически запрещалось выносить в школьный учебник любой негатив. Даже Самуил Маршак и Сергей Михалков, авторы знаменитых детских стихов, не раз за это осуждались. Они любили рассказывать по этому поводу разные смешные истории. И это — классики! А уж «Вредные советы» Остера в советское время не только не читали, но и не опубликовали бы! Я думаю, что многие учителя и родители боятся: вдруг школьники прочтут, обсудят и заразятся желанием попробовать?

В моем учебнике для начальной школы «Окружающий мир», я рассказывала детям про ядовитые грибы. При этом пришлось описать симптомы отравления мухоморами. Вскоре пришло возмущенное письмо: чей-то внук, придя с урока, заявил деду: надо бы попробовать мухомор и побалдеть.

— А учебник при чем? Это же к деду вопрос – как он воспитывает внука…

— Но меня изводили долго! Я сказала: простите, нет в моем тексте никакой крамолы. Я не пропагандирую наркотики. Я рассказываю детям о том, как не отравиться грибами. И это — абсолютно нейтральный текст. В другом моем учебнике детям для обсуждения предлагалась выписка из летописи Нестора: «Руси есть веселие пити, не можем без того быти»… Какой-то ветеран труда написал на меня жалобу Президенту. Письмо переслали в министерство, министерство – издательству, издательство — мне…Я сказала: я это не сниму. Это подлинные слова из летописи, это подлинная наша история. Вы думаете, дети не видят пьянства? У нас маленькие дети сочиняют задачи: «Когда мы шли в школу, у пивного ларька лежали двое пьяных, а когда мы возвращались из школы – пять. Сколько пьяных прибавилось у ларька?…»

— Это кто такую задачу придумал?

— Ученик второго класса! Учительница задала им домашнее задание — сочинить жизненные задачки. Ей и в голову не могло прийти, что дети опишут такое! А по итогам социологических опросов, больше половины 7-8-классников не просто пробовали, а употребляли алкоголь… Пусть дети обсудят на уроке ту или иную ситуацию и решат: у нас такого порока не будет, про нас такое никто не скажет!.. Я считаю, что школьникам нужно помогать критически осмысливать самые разные жизненные проблемы. Особенно если в семье эти проблемы с ними обсудить не могут.

До 40 лет россияне не знают, что такое опасность

Фото с сайта 7school33.ucoz.ruvrnschool85.ucoz.ru

— Некоторые критики возражают: нельзя готовить детей к разным ужасам. Просто надо заботиться о том, чтобы ничего подобного в жизни ребенка не случилось…

— Люди, которые так говорят, отвергают даже мысль о том, что они сами попадут в экстремальную ситуацию. Знаете, почему? Они считают себя особенными: со всеми это может случиться, а со мной – нет. Давайте спросим: а почему не с тобой?..

В свое время я была поражена статистикой. Оказывается, после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний третье место по смертности россиян занимают различного рода травмы. Преимущественно, — бытовые!

Этим травмам подвержены люди от двух лет до… 41 года. Только после сорока лет до человека, наконец, доходит, что его действия могут привести к определенным последствиям.

— Может быть, это национальная традиция: притупленное чувство опасности?

— Я тоже над этим думаю. Ведь американцы совсем другие. Возможно, этому есть чисто педагогическое объяснение: в наших странах всегда были разные цели обучения. Практическая направленность – приоритет американской школы.

У нас в России детям даются теоретические знания. Специалисты по теории обучения говорят: у нас в школе ребенок все время отвечает на один вопрос: что? Что ты знаешь о том или об этом? А нужно, чтобы обучение отвечало на вопрос: как? Каков будет алгоритм твоих действий? Как ты будешь использовать это знание?

Нуроках физики можно выучить все об электричестве. Но мало ли было случаев, когда люди с высшим техническим образованием погибали от короткого замыкания!

Наверное, цивилизация притупила в нас первобытные инстинкты, связанные с чувством опасности. К тому же, в советской, а потом и в российской школе не было предмета, который учил бы подростка оценивать неожиданную ситуацию, правильно вести себя в ней. Поэтому просто необходимо сформировать у детей предчувствие опасности и осознание последствий своих поступков.

Мы говорим детям: может быть, непредвиденная ситуация не случится никогда. Но вдруг?… Как ты поступишь? Твой первый шаг? Твой второй шаг?

Ребенок должен за доли секунды осознать: что будет, если я перебегу улицу на красный свет? Что будет, если я толкну Петю, и он упадет спиной на батарею? Когда возникает опасность, алгоритм действий всплывает в памяти ребенка мгновенно. Шагнул на красный свет – и тут же сделал шаг обратно. Поднял руку на Петю, но — не толкнул его.

Не запрещайте подходить к плите, лучше объясните, как снять крышку с кастрюли

Фото с сайта maam.ru

Некоторые родители возражают, что это просто глупо – тратить школьное время на курс ОБЖ, на то, чтобы объяснять ребенку, как пользоваться электроприборами или как переходить улицу. Разве такие вещи нельзя объяснить в семье?

— Иногда – да, но чаще всего – нет! Вспомните сцену, которую вы наверняка не раз видели: родители пытаются перебежать перекресток на красный свет, а ребенок удерживает их на тротуаре. Для ребенка это – часть его культуры, для его родителей – часть их культуры. Многие семьи предпочитают воспитывать детей по Жан Жаку Руссо: пусть ребенок обожжется, зато сам поймет, как это больно. Эти родители и понятия не имеют, кто такой Руссо: такое воспитание – часть их семейной традиции. Хочешь сунуть руку в огонь — суй. Хочешь залезть в воду, не умея плавать – лезь. И родителям удобно: ничего самим не надо делать!

В 18 веке один русский дворянин предъявлял претензии лично Жан Жаку Руссо за то, что воспитывал сына точно в соответствии с его знаменитой теорией, и что ничего хорошего не вышло. На что удивленный Руссо возразил: «Я не предполагал, что кто-то последует моим советам!»

— Во всем должна быть мера, норма. Между опытом (часто печальным) и полным неведением должна быть середина: обучение предвидению последствий своих поступков. А для этого у детей надо сформировать понимание того, что опасность — это не про кого-то, а про тебя самого и про тех, кто рядом с тобой.

К сожалению, педагогическая культура семей сегодня часто близка к нулю. В 70-е-80-е годы в СССР работали очень нужные для родителей учебные заведения — университеты педагогических знаний. Я в те годы участвовала в работе такого университета в Москве. В субботу-воскресенье мы собирались и обсуждали вместе с родителями самые актуальные проблемы семейного воспитания, в том числе нравственного.  А сейчас в семьях более распространен подход к делу противоположный «эффекту Руссо».

Сегодня многие родители, не зная, как рассказать ребенку о той или иной жизненной проблеме, предпочитают самый простой выход — все запрещать. Первокласснику – не смей подходить к электрической плите. Пятикласснику – не смей выворачивать лампочку из патрона, подожди взрослых. Девятикласснику – не смей носиться на скейтборде.

А у ребенка уже с трех лет начинает бурно развиваться тяга к самостоятельности: я сам! Почему мне нельзя выкручивать лампочку? Почему надо закрывать кран? Почему надо надевать шапку в холодную погоду? И ребенок начинает бунтовать. Этот бунт может быть ситуативным, когда дети скандалят и капризничают. Этот бунт может быть тихим, загнанным внутрь, но тем сильнее он проявится впоследствии. И проявится он обязательно!

— Неужели из-за того, что родители запрещали ему самому выкручивать лампочку?

— Да! Причины могут быть самыми пустяковыми…на взгляд взрослых, конечно. Но при политике семейных запретов бунт обязательно будет. Будет «назло маме отморожу уши», «назло бабушке открою кран и так оставлю». Поэтому за родительским «нельзя» должно обязательно следовать объяснение, ПОЧЕМУ нельзя это делать. Главное звено между знанием и проявлением этого знания в поведении – личностный смысл. Психологи говорят: прежде всего надо сформировать мотив, личностный смысл, то есть убеждение ребенка в том, что ему это необходимо. Запретом этого не сделать. Нужно обязательно посоветовать, что ему делать, дать разные варианты его возможных действий. Решение проблемы должно быть положительным (сделай так, веди себя так…), тогда все другие варианты останутся в области того, что делать не следует.

Вот поэтому и приходится учителям на уроке ОБЖ проводить практические занятия: детей ведут в комнату технологий, учат зажигать газ, включать электроплиту, объясняют, казалось бы, разные мелочи: как крышку с кастрюли поднять, как овощи и фрукты вымыть, как оказать себе первую помощь при ожоге, отравлении и т.д.

Элементарные приемы, скажете вы, но современные школьники их не знают!

— Они не знают, как снять крышку с кастрюли?

— Родители все чаще оставляют им обед в термосе. Это просто и удобно! Но ведь это не решение проблемы. Очевидно, что, получая обед в термосе, ребенок не научится обращаться с электроприборами… Кстати, вы знаете, что опаснее всего для человека при затоплении квартиры?

Смертерльно опасные качели

Фото с сайта severpost.ru

Вы же не хотите сказать, что есть риск утонуть?

— Нет, главная угроза при затоплении помещения — короткое замыкание со смертельным ударом током. Поэтому детям и взрослым важно знать, как правильно вести себя в этой ситуации. Нельзя, конечно, на собственном опыте испытать все опасности, которыми наполнена наша жизнь. Но риски можно предупреждать. Мы объясняем детям, что опасности есть, и они есть везде: дома, в школе, на улице, в лесу, на озере…

Это не значит, что все вокруг опасно. Это значит, что ситуация опасности может случится, и может случится именно с тобой.

Посмотрите в окно: видите качели на детской площадке? Опаснейший предмет, причина множества смертей! Ребенок должен твердо усвоить: прежде чем сесть на качели, надо обязательно оценить обстановку. К примеру, посмотреть, нет ли рядом малыша, которого качели могут задеть. Ледянки, велосипед, сноуборды – отдельная тема в 5-6 классах. 7-9 классы – это опасности на природе: дикие животные, водоемы, насекомые и змеи. Наконец, собаки… Да-да, собаки! В нашем учебнике ОБЖ для 5 класса мы давали ряд иллюстраций с портретами собак. Дети должны проанализировать позу каждой собаки, определить ее эмоции по разным признакам. Только оценив ее состояние, ребенок сможет понять, как с нею общаться, агрессивна ли она или просто хочет с ним поиграть.

На мой взгляд, знания, которые дает ОБЖ как учебный предмет, значительно шире, чем простые советы на все случаи жизни. Его содержание позволяет обсудить многие проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром – природой, обществом, другими людьми… Ведь отношения с другими людьми – это главное.

В курсе ОБЖ мы объясняем школьникам, что существуют три вида чрезвычайных ситуаций: природные (извержения вулканов, землетрясения, наводнения и др.), техногенные и социальные. Причем, во всех трех случаях, (за исключением некоторых природных ситуаций – извержений вулканов, к примеру) человеческий фактор – главная причина.

Когда родители становятся врагами

Фото с сайта wtalks.com

— Давайте представим, что родители попросили дать им совет: какая общая опасность угрожает их детям? Что бы вы ответили?

— Это – школьные перегрузки! А самое опасное то, что родители сами требуют для своих детей ненормальной, просто чудовищной, школьной нагрузки. В психологической науке давно уже закрепилось понятие «школьный стресс». Это — одна из причин заболеваний детей. Общение детей друг с другом, с одноклассниками, учителями и родителями происходит в условиях школьного стресса. А родители, требуя увеличения учебной нагрузки для ребенка, усиливают этот стресс.

В Москве многие школы работают по системе Эльконина-Давыдова. Первые несколько недель в первом классе у них нет уроков: в это время дети знакомятся друг с другом. Учителя проводят для них игры, дети много рисуют, лепят… Они приходят домой с горящими глазами и говорят: хочу завтра в школу, в школу, в школу!

Так вот, за эти две-три недели школьной свободы возмущенные родители не жалуются разве что в администрацию Президента России. Что за безобразие, говорят они, почему дети в школе ничего не делают? Почему они играют? Почему им не задают домашних заданий?

Это ж надо так не любить своих детей, чтобы требовать для них удесятеренной нагрузки! Иногда мне кажется, что для таких семей школьная нагрузка их ребенка выступает компенсацией за собственные жизненные неудачи. «Я не смог, я не сумела, а вот ребенка мы заставим, мы нагрузим как можно больше, чтобы он «прорвался» в жизни, чтобы стал не таким, как мы…»

Дорогие родители, это не поможет! Вы не сумеете предугадать, чем захотят заниматься ваши дети и где они найдут свое призвание. Поменяйте свою точку зрения и постарайтесь не быть врагами своему ребенку.

ОБЖ или ЗОЖ?

Фото с сайта pro-camp.ru

— Говорят, что в школе отменяют предмет ОБЖ. Вместо него дети будут изучать предмет «Здоровый образ жизни». Это правда?

— Сегодня в школах преподается большая предметная область «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности». Ее частью и является предмет ОБЖ («Основы безопасности жизнедеятельности»). На него отводится совсем немного школьного времени: один час в неделю, или 34 часа в год.

Раньше, как требовала Примерная основная образовательная программа, школьники изучали ОБЖ с пятого класса. Сейчас его будут проходить в 8-9 классах. Я считаю это правильным.

В это время человек входит в пору юношества: приходят «распирающая» его самостоятельность, активность, желание стать взрослым. И отсюда — вредные привычки. Для нашего авторского коллектива, создавшего учебники ОБЖ для 5-6 и 7-9 классов, всегда был важен раздел, посвященный здоровому образу жизни школьника: режим дня, правильное питание, диетология, физические упражнения, работа за компьютером и многое другое… Конечно, мы никого не поучаем. Через весь учебник проходят отрывки из летописей, приводятся исторические факты, которых подростки не знают. Например, во времена Петра Великого существовала медаль, которой «награждали» пьяниц в полицейском участке. Она имела форму восьмиконечной звезды, отливалась из чугуна, была величиной с тарелку и весила почти семь килограммов. На медали была выбита надпись «За пьянство». Ее крепили на шее с помощью ошейника. Снять самому ее было невозможно, а носили ее, по некоторым данным, неделю. За это время провинившийся должен был почувствовать тяжесть пьянства…

Через курс ОБЖ проводится мысль о том, что все религии негативно относились к алкоголизму, курению, наркомании. Кстати, в курсе «Основы религиозных культур и светской этики», который читается в 4 классе, мы уже рассказывали школьникам об отношении разных религий к вредным привычкам.

В моем понимании ОБЖ – это разговор, прежде всего, о нравственных проблемах. Мы должны воспитывать в детях умение предвидеть последствия своих поступков. Это надо делать не только ради их собственной безопасности, но и ради других людей.

Недаром в экстремальных ситуациях нужно сначала обезопасить себя, чтобы иметь возможность спасти других. В самолете при угрозе разгерметизации кабины пассажиров просят надеть кислородную маску сначала на себя, а потом – на своего ребенка. Кстати, при пожаре надо сначала обезопасить себя и других, а только потом вызывать пожарных.

Еще материалы по теме:

Один в городе: главное, научиться кричать

www.miloserdie.ru

Поурочное планирование на тему «Введение. Для чего нужно изучать ОБЖ?»

Урок 1

ВВЕДЕНИЕ. ДЛЯ ЧЕГО НАДО ИЗУЧАТЬ ОБЖ?

Предмет: ОБЖ.

Класс: 10.

Дата: 03.09.11.

Учитель: Ахмадишин А.А.

Цель: познакомить учащихся с особенностями и целями курса ОБЖ, основной и дополнительной литературой.

Учебно-наглядный комплекс: учебник по ОБЖ, дополнительная литература.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Введение в курс ОБЖ для 10 класса.

  1. Вводная беседа «Для чего нужно изучать ОБЖ?».

Учитель. Скажите, что изучает предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Как расшифровывается аббревиатура «ОБЖ»? (О – основы, то есть самое важное, основное, не особенно вдаваясь в детали, тонкости. Б – безопасность, то есть жизнь без опасностей, возможное избежание риска для себя и окружающих. Ж – жизнедеятельность, то есть повседневная жизнь во всех её проявлениях: быт, работа, транспорт, отдых и т. д.)

Обеспечение личной безопасности и сохранение своего здоровья – пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времён до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях его развития это были, в основном, естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавлялись многочисленные опасности техногенного и социального характера. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть «остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели». Как вы думаете, почему, с чем это связано? (Учащиеся высказывают свои мнения, своё видение этой проблемы.)

Так, в Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных опасностей ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч становятся инвалидами, миллионы теряют здоровье, подвергаются насилию. Страна несёт огромный моральный и экономический ущерб, соизмеримый с национальным доходом.

В этих условиях главная задача нашего курса видится в том, чтобы обеспечить вас специальными знаниями, сформировать умения и навыки выживания в различных жизненных ситуациях, в том числе и самых неблагоприятных, умелых действий в случае природных и техногенных катастроф, адекватного поведения в условиях острых социальных, социально-политических и военных конфликтов, внутренней готовности к деятельности в экстремальных условиях, в том числе с оружием в руках защищать своё Отечество.

Изучение этого курса в 10 классе предусмотрено базисным учебным планом из расчёта 2 ч в неделю. Содержание курса ОБЖ (обязательный минимум) в 10-11 классах определено Министерством образования РФ и в учебнике по ОБЖ А. Т. Смирнова раскрывается в следующих темах: «Опасные и чрезвычайные ситуации», «Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны», «Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний», «Основы здорового образа жизни», «Вооружённые силы РФ – защитники нашего Отечества», «Боевые традиции Вооружённых Сил России», «Символы воинской части».

  1. Знакомство с основными разделами учебника; прочтение вступительной статьи авторов учебника.

  2. Обзор дополнительной литературы по курсу ОБЖ.

Учитель. Кроме учебника при изучении курса можно пользоваться дополнительной литературой. Предлагаю вашему вниманию минимум из большого количества литературы по ОБЖ, который ориентирован, в первую очередь, на тех, кто изучает курс ОБЖ в школах, техникумах, вузах, и призван помочь в его освоении. (Учитель показывает книги и кратко рассказывает об их содержании. Учащиеся записывают в тетрадь библиографические сведения о предлагаемых пособиях.)

Учитель. Необходимо также использовать опыт, наколенный поколениями, народные приметы и советы, сообщения и предупреждения средств массовой информации.

  1. Определение основных целей курса ОБЖ.

  1. Конспектирование в тетради.

Учитель определяет основные цели курса, а ученики записывают их в тетрадь:

  1. Выработать привычки ЗОЖ (здорового образа жизни).

  2. Выявлять признаки потенциальной опасности и, по возможности, устранять их.

  3. Более полно представлять характер грозящей опасности, предвидеть возможные пути её развития.

  4. Принимать верные меры по самоспасению и оказанию помощи другим.

  5. Действовать уверенно в любых сложных ситуациях.

  1. Рассуждения учащихся.

Учитель предлагает учащимся порассуждать на тему автономного выживания в условиях природной среды, о минимуме жизненно необходимых вещей, способных помочь в подобных ситуациях. (В условиях автономного пребывания человек часто сталкивается с факторами возникновения стрессового состояния, а именно:

Одним из первых психологических ощущений, которое испытывает человек, оказавшийся один на один с природой, является чувство страха – естественная реакция человека на опасность. Человек должен уметь оказать самопомощь, построить убежище, спасти необходимое снаряжение и имущество, оборудовать временное укрытие, добыть воду и пищу и т. п.

  1. Итог урока.

    • Изложите, каков обязательный минимум содержания по ОБЖ.

    • Почему важно изучение предмета ОБЖ? Подтвердите своё мнение убедительными примерами.

    • Сформулируйте лично для себя ту позицию, которая значима для вас по обеспечению собственной жизнедеятельности. Проанализируйте, все ли знания и умения есть у вас для того, чтобы реализовать эту позицию.

Домашнее задание: составить список из 5 предметов, которые должен иметь человек для выживания в условиях автономного пребывания в природе, и обосновать их наличие в списке.

infourok.ru

Зачем в школе изучают ОБЖ? К реальной жизни этот предмет не имеет никакого отношения

Прошлой зимой на улице, где я живу, сгорели трое детей.

Наша улица старая, состоит из частных деревянных домов. Дети жили в одном из них. Мальчик семи лет в том году пошел в первый класс. Он был черноглазым и любознательным. У него было мало развлечений в жизни. Весной, когда таял снег, он, не стесняясь прохожих, ложился на живот возле решетки уличного люка и всё пытался разглядеть, куда течет талая вода. Его трехлетняя сестра и грудной малыш обыкновенно были на попечении у бабушки. Пожилая женщина в теплое время года целый день сидела на стуле возле дома и присматривала за детьми. Папа троих детей работал на подсобных работах в области, приезжал домой не каждый день. Мама проводила дни в пьяном веселье.

Пожар в частном деревянном доме начался ночью. В семь часов утра нас разбудил запах дыма в воздухе и громкий треск бревен, горящих открытым пламенем в воздухе. Все соседи выбежали на улицу. Мужчины порывались войти в дом. Но там уже вовсю работали пожарные.

Задолго до наступления утра в дыму, не просыпаясь, задохнулись дети и престарелая бабушка. Мама детей была в эту ночь «в гостях» и пришла домой только через день.

Нынешней зимой в России произошло несколько страшных пожаров с участием детей, о которых писали СМИ. 2 февраля загорелся деревянный жилой дом в городе Окуловке Новгородской области. Пожарные спасли из огня 33-летнюю женщину и троих ребятишек. Четвертый, 10-летний мальчик, погиб. 15 января в городе Енисейске Красноярского края в частном доме заживо сгорели четверо детей в возрасте от двух до15 лет. Пьяные родители спаслись, выскочив из горящего дома через окно. В Курской области в деревянном доме заживо сгорели двое детей, оставленные без присмотра. Их мать ушла на дискотеку. Чтобы малыши не боялись, она уложила их спать при свечах. От упавшей свечки загорелась скатерть, затем вещи, мебель, потом заполыхал весь дом.

Никто не подсчитывал, сколько в России деревянных домов. Но ясно, что их очень много не только в деревнях, но и в каждом не особенно крупном городе. Эти дома зимой, да и в другие сезоны, отапливают печками. И каждую зиму, чуть грянет мороз посильней, в таких домах массово включаются электронагреватели. Это две самых распространенных причины «зимних» пожаров. Перегрузка стареньких электросетей и неправильная эксплуатация печки.

Я как человек, последние 10 лет живущий в частном доме, могу сказать, что только в кино огонь в костре или печке разжигается с помощью бумажки и спички. На самом деле, чтобы затопить печь, нужно предпринять ряд долгих последовательных действий. Среди них два относятся к строгой технике безопасности. Первое – необходимо следить, чтобы из печки на деревянный пол ненароком не выскочил уголек. Второе – чтобы комнату не наполнил угарный газ, нельзя закрывать заслонку печки, пока в ней не прогорят все дрова. Даже если очень хочется спать. Для этого нужно обязательно разбить все угли, даже самые мелкие, кочергой. Причем если в печке скопилось много старого пепла, мелкие угольки могут в этот пепел «спрятаться». И загореться там, пока вы спите, наполнив комнату смертельным дымом. Поэтому пепел из печки нужно периодически выгребать, не лениться.

Дети об этом не знают. Они надеются на взрослых, которые должны все сделать правильно и их защитить. Но на некоторых взрослых надеяться нельзя.

Цивилизация принесла нам всем ощущение безопасности жизни. Мы почти забыли страх, которым были ежесекундно полны наши первобытные предки. На нас не прыгнет из-за угла дикий зверь, наши жилища от молний защищают громоотводы, и нам не угрожает всякий день нападение соседнего племени, которое спалит наши дома. И мир, особенно для детей, кажется таким светлым и безопасным. Но он таким совсем не является.

В юности у меня был знакомый, 17-летний паренек, который однажды серьезно задумался о том, где и как безопаснее всего стоять в автобусе, какой рукой и каким способом держаться за поручни. Мы над ним смеялись, считали странным. А он нас пытался убедить, что это важно. Через 5-7 лет после этого в Великом Новгороде случилась авария, в которой пострадали все пассажиры, стоявшие в автобусе в переходе-«гармошке» между двумя салонами. А сколько людей, прекрасно зная о таких случаях, все равно падают и калечатся при резком торможении автобуса потому, что они просто ни за что не держатся!

Где безопасно стоять на автобусной остановке? Об этом наверняка не задумывались пятеро воспитанников московского интерната, погибших в ноябре 2012 года, когда их протаранила вместе с жестяной стенкой остановки шальная автомашина. А вы когда-нибудь думали об этом?

Мы учим детей переходить улицу на зеленый свет, идти по «зебре». Но разве все машины ездят по правилам? В Омске 22 октября 2012 года на пешеходном переходе погиб двухлетний Артем, переходивший дорогу вместе с мамой. Такие случаи нередки в каждом регионе. К сожалению, мир живет не по правилам. Он жесток не меньше, чем столетия назад. Готовы ли к этому наши дети?

Мне попался в Интернете урок по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в младших классах. Может быть, именно такой урок был в школе у погибшего на моей улице черноглазого первоклассника. По поводу пожара в доме в сценарии этого урока только одна строчка – что-то про уголек, упавший на пол. «И зальем мы уголек чем, дети?» — спрашивает учительница. «Водой!» — хором отвечают малыши. И все! Понятие о пожарах исчерпано.

Что же теперь, детей пугать кошмарами, спросит кто-нибудь. Но настоящий кошмар видел семилетний друг черноглазого мальчика, тоже живущий на нашей улице и учившийся с погибшим в одном классе. Он, выбежавший в утро пожара на улицу, видел горящий дом и знал, что там, внутри, лежит мальчуган, с которым он каждое утро ходил вместе в школу и возвращался после уроков домой. А если о страшных случаях реальной жизни расскажут детям на уроках ОБЖ в классе – может быть, это предотвратит чью-то смерть?! Еще раз перечитайте: «15 января в городе Енисейск Красноярского края в частном доме заживо сгорели четверо детей в возрасте от2 до15 лет». Пятнадцатилетний человек ничего не знал о реальности пожара в доме?! Почему? Кто в этом виноват?

Не секрет, что к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» ученики относятся как к неглавному. Администраторы легко могут заменить его в расписании другим. Кто ведет этот предмет — вообще отдельная тема. Но самое важное, что меня тревожит, — содержание ОБЖ. Я считаю, что этот предмет излишне теоретизирован.

В средних классах по программе ОБЖ дети записывают в тетрадках классификацию пожаров. Зачем? Таблица в тетрадке спасет их от реального пожара? Не действеннее ли показать им кадры пепелища новгородского дома, где погибли трое малышей, кадры лесного пожара. По пунктам разъяснить, что делать в случае, если нужно разжечь костер в лесу, чем может быть опасна такая прикольная и экзотическая печка на деревянной даче. Это нужно учить наизусть, а не классификацию пожаров!

Я спросила у девочки-семиклассницы, что они изучают по программе ОБЖ? «Смерчи, лавины, землетрясения», — без запинки ответила школьница. Часто ли на ваш город, уважаемые читатели, обрушивались смерчи? Лавины? Землетрясения? Или все-таки дети чаще гибнут от шальных автомашин, пожаров, в результате прогулок по темным паркам, в полынье на хрупком весеннем льду, их выносит на дорогу при катании с «ватрушек»… Входят ли эти случаи в программу ОБЖ? Если да, проходят ли они через сердце ребенка? Или их записывают в виде таблицы в тетрадку? Почему дети продолжают гибнуть и зачем нужен предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», если он не спасает жизни детей?!

Я посмотрела программу старших классов по ОБЖ. Ее составители как будто напрочь забыли о третьем – главном! — слове в названии предмета. Безопасной должна стать жизнедеятельность. Личная жизнь конкретного ребенка! Это – наша задача. А программа талдычит нам о государстве. Возьмем тему «Терроризм». Разделы: «Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России», «Система социальной профилактики правонарушений и борьбы с организованной преступностью и терроризмом». И так далее в том же духе. Дети, оказавшиеся на мюзикле «Норд-Ост», наверное, тоже учили в школе про безопасность государства. Но никто их не научил, что делать, если в лицо направлено дуло пистолета террориста…

Сексуальная безопасность формально тоже входит в программу ОБЖ. Что же изучается в этом разделе? «Правовые основы взаимоотношения полов. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности супругов. Федеральное законодательство РФ об уголовной ответственности за сексуальное домогательство и насилие, за заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией». Удивительно, почему эти ценные сведения не помогли двум 11-летним девчушкам, которых в ноябре 2012 года затащил в лес насильник в Кузбассе?! Другим искалеченным, убитым детям?

В программе ОБЖ — снова забота о государстве. «Правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера». Может, здесь я узнаю, что надо было делать на прошедших выходных, когда все население России ждало обещанного СМИ падения очередного метеорита?! Нет, составители программ ОБЖ лучше нам обрисуют «Общие правила поведения населения по снижению возможного ущерба от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». То есть при наводнении в Крымске в июле 2012 года подростки, программой ОБЖ наученные, оказывается, должны были думать о том, как… ущерб государства снизить? А зачем, скажите, детям изучать на ОБЖ такую тему: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее структура и задачи, история ее создания, предназначение. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций. Нормативно-правовая база» (!).

Юриспруденция поглотила программу ОБЖ! Например, вы встретите здесь детальное изучение Конституции РФ. Как будто нельзя изучить всю эту теорию на других школьных предметах!

Еще составителей программы серьезно беспокоят рост человеческой цивилизации на планете и переход мирового сообщества к устойчивому развитию. Демографические процессы в России и их влияние на национальную безопасность страны. Основные угрозы национальной безопасности РФ.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Виды угроз информационной безопасности РФ. Чуть только вы заподозрите авторов в приближении к реальной жизни детей и подростков в разделе «Здоровье» — не тут-то было! Нас ждет «Определение здоровья, данное в уставе Всемирной организации здравоохранения, раскрытие его смысла» или, например, «Репродуктивное здоровье и социально-демографические процессы в России».

Апогей программы ОБЖ для старших классов — изучение основ военной службы. Здесь есть все: военная доктрина Российской Федерации, военная организация государства, история создания Вооруженных сил, организационная структура Вооруженных сил, их функции и основные задачи. Здесь изучаются состав и предназначение всех видов войск, здесь вам объяснят организацию медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет. Детям нужно знать федеральные законы «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», общевоинские уставы Вооруженных сил РФ. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Поощрения, применяемые к солдатам, матросам, сержантам и старшинам. Это я еще примерно пятую часть «военных» тем перечислила…

Опасность, которая угрожает ребенку в жизни, разнообразна. От ошпаривания паром из открытой кастрюли с супом до отравления неизвестной таблеткой из маминой аптечки. Несомненно, уменьшать эти опасности должны в первую очередь родители, предупреждая о них ребенка в быту. Еще необходимо хорошо работать ГИБДД, чтобы машины не ездили на красный; пожарным нужно проверять состояние деревянных домов… Все это понятно. Но хочется к мерам безопасности детей добавить одну, очень важную. Предмет ОБЖ сделать реальным, приближенным к настоящей жизни. Ведь дети, оканчивающие школу, сами становятся родителями и несут в жизнь то, что узнали во время учебы. В Великом Новгороде лет 10 назад был ужасный случай, я до сих пор не могу его забыть, настолько он был нелеп. Молодые родители, умные, интеллигентные, потеряли единственного ребенка, полуторагодовалого малыша. Мальчик открыл дверцу холодильника и выпил уксус из бутылки, приняв его за минералку. Безопасность быта, создание безопасных условий для маленьких детей — этому нужно учить будущих родителей, пока они учатся в школе…

www.ug.ru

Роль ОБЖ в школе. Быть или не быть?

Все знакомы с данным предметом – ОБЖ, с расшифровкой: Особенности безопасности жизнедеятельности. Кто-то считает этот предмет скучным, кому-то он нравится, но в итоге учить приходится всем. И все-таки, какой роль играет этот предмет в нашей жизни? Обладает ли он каким-то практическим применением или же нет? И стоит ли его вообще включать в школьную программу?

Существует мнение, что ОБЖ это что-то вроде военной подготовке в школе. И в таком плане оно может понадобиться мальчикам, а не девочкам. Также есть много противников этого предмета, которые утверждают, что он не может принести ничего полезного, и его учение это пустая трата времени. И все же, какие плюсы и какие минусы этого предмета и нужно ли его преподавать в школе?

Хорошо, что сейчас можно узнать о безопасности больше, так как появилось много источников с качественной информацией в сети. Необходимо учить детей, чтобы они сами могли заботиться о своей безопасности, так как взрослые не всегда рядом.

Плюсы изучения ОБЖ в школе:

  • Подготавливает людей к опасностям жизни;
  • Учит элементарным нормам безопасности;
  • Учит жить в этом мире и быть готовым ко всему;
  • Учит выживать в экстренных случаях;
  • Учит оказывать помощь себе и другим;
  • Развивает силу и выносливость;
  • Способствует здоровью. Речь о практической части с тренировками и т.д.

Минусы изучения ОБЖ в школе:

  • Много внимания оказывается некоторым темам, которые не очень важные;
  • В школе отсутствует все необходимое для проведения качественного обучения;
  • Преподаватели недостаточно интересно предоставляют материал ученикам;
  • Мало практических занятий;
  • Программа для мальчиков и девочек одинаковая.

На самом деле рассуждать на тему пользы ОБЖ  и ее отсутствии, можно много, но главное это объяснить, как это все может пригодиться на практике. Именно тогда появляется желание учить. Дети много чего пропускают из того, что считают, что им не пригодится, потому что на самом деле никто не объясняет практическую значимость проходимого материала. Безопасность это то, что мы должны научиться обеспечивать себе и окружающим, и начинать это надо в школе.



Если материал был полезен, вы можете отправить донат или поделиться данным материалом в социальных сетях:

reshit.ru

ОБЖ — Основы безопасности жизнедеятельности.

Здравствуйте, друзья! Сегодняшняя статья – первая в рубрике «Основы безопасности жизнедеятельности». В ней мы разберемся, что же за наука ОБЖ, что входит в понятие основы безопасности жизнедеятельности, какова роль ОБЖ в наше время в обществе и в жизни отдельного человека.

Думаю, большинство из нас изучали этот предмет еще в школе. Не знаю, многое ли запомнилось из школьных уроков ОБЖ. Но возвращаясь сейчас к этой теме, понимаешь насколько важен и значим этот предмет, особенно сегодня, в столь неспокойное для всех нас время.

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) как предмет школьной программы – это целая система знаний и умений, система по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизни человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях. Так же этот предмет изучает оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет ОБЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали.

Предмет ОБЖ занимает особое положение в школьной программе. Так как основы безопасности жизнедеятельности неразрывно связаны с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает школьников в стенах образовательного учреждения и за его стенами на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.

Курс Основы Безопасности Жизнедеятельности включает в себя основы знаний многих предметов, формирует и образовывает личность, воспитывает в учащихся такие качества характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова.

Ни в одном из предметов школьной программы, как в уроках основ безопасности жизнедеятельности, так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому, что, не знание предмета ОБЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера.

Поэтому такой прозаичный предмет как «Основы безопасности жизнедеятельности» можно охарактеризовать философскими высказываниями великих людей: «Знание – броня от всех бед» сказал Абуль Хасан Рудаки, персидско-таджикский писатель; «Знание и могущество – одно и то же» — это высказывание английского философа Фрэнсиса Бэкона. И вот еще одно высказывание римского писателя Анея Люция Сенеки «Незнание – плохое средство от всех бед».

То есть понятно, что даже в древности знание считалось очень сильным оружием и защитой для людей. К тому же знание должно быть именно то, которое действительно полезно для практического применения, которое способно предотвратить беду или защитить в чрезвычайной ситуации. «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны»— считал древнегреческий драматург Эсхил.

Целью уроков по основам безопасности жизнедеятельности является заложить в школьников умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться и при необходимости оказать посильную помощь пострадавшим. То есть задача учителя вложить в ученика знания и умения, чтобы в последующем ученик смог применить эти знания на практике уже без помощи учителя.

Вот интересное высказывание Л.Н. Толстого: «Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоит всех этих знаний, все другие знания будут во вред ему».

Преподаватели, анализировавшие это высказывание, склоняются к тому, что здесь говорится о воспитание ребенка и человека. Ведь если не заложены в человеке основные воспитательные моменты, высокие принципы морали, будь он сто пядей во лбу, толку от этого бывает мало, а то и вовсе только один вред.

И сама жизнь в подтверждение этого правила приводит наглядные примеры: очень часто мы сталкиваемся в быту с учеными хамами и эгоистичными образованными циниками. Думаю всем понятно, как такие люди поведут себя в случае опасности. Про таких говорят: что в разведку бы с ним не пошел. Вот потому то и уделяется большое внимание воспитанию школьников на уроках ОБЖ.

Какие задачи, должен решать курс ОБЖ? По мнению главного специалиста по основам безопасности жизнедеятельности при московском департаменте образования В.А. Синельникова главными задачами курса «Основы безопасности жизнедеятельности» являются:

— формирование высокодуховного культурного человека, с патриотическим и гуманистическим настроем, с духовно-нравственным мировоззрением, с жизнеутверждающей философией, стремящимся к гармоничным взаимоотношениям с обществом и с окружающей средой;

— привитие здорового образа жизни, укрепление, коррекция, улучшение физического состояния учащихся;

— обучение всем навыкам и приемам по сохранению своей жизни и здоровья учащегося в экстремальных ситуациях и в быту.

Три основных блока знаний, которые включает в себя основы безопасности жизнедеятельности.

1. Обеспечение безопасности и защиты детей и взрослых в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. Основы медицины и здоровья.

3. Основы по обороне государства. Воинская обязанность российских граждан.

Но тематические знания, не могут существовать отдельно от психологической подготовки в условиях чрезвычайных ситуаций. Так как именно психологическая подготовка влияет на успешное преодоление любых непредвиденных ситуаций. И поэтому предмет ОБЖ обязательно должен включать в себя серьезную психологическую подготовку.

Исходя из вышеизложенного понятно, что ОБЖ – это многогранный интересный предмет, который необходимо знать каждому гражданину, независимо от возраста и уровня жизни. Только знание основ безопасности жизнедеятельности сможет по-настоящему сделать вашу жизнь безопасной, спокойной и уверенной в завтрашнем дне. На сегодня все. Продолжу тему ОБЖ в последующих статьях. Всем благополучия и спокойствия.

С Уважением, Алексей Грин.

 На главную страницу

В каталог статей.

bezopasnostplus.com