Обучение с отрывом от производства это – Составляем приказ о направлении на обучение сотрудника для повышении квалификации: образец и нюансы

Содержание

Обучение без отрыва от производства: оформление :: BusinessMan.ru

При необходимости обучения работников новым задачам работодателю следует исходить из наличия имеющихся потребностей. Они могут касаться знаний, умений и навыков, а также отношения персонала к клиентам или к собственным обязанностям. Например, продавцу в магазине одежды требуется обладать высокими показателями по всем трем параметрам. Он должен уметь демонстрировать определенное отношение к клиенту, обладать навыками и умениями в сфере продаж и обслуживания, а также работы в торговом зале и знанием процедуры продажи как таковой.

Как лучше вести обучение

Разновидностей его всего две — обучение в стороннем учебном заведении либо обучение без отрыва от производства (непосредственно на рабочем месте). Выбор определяется тем, какой из методов при этом будет использоваться. Данная статья посвящена второму варианту, но для сравнения попробуем рассмотреть оба способа и выявить плюсы и минусы каждого, а также некоторые тонкости оформления документов.

Вариант с обучением сотрудника без отрыва от производства практикуется в условиях обычной рабочей обстановки. Тот, кого обучают, пользуется реальными рабочими инструментами и оборудованием, а также имеющимся материалом и документацией. Он одновременно сочетает роли ученика и работника.

Обучение с отрывом от производства проводится за пределами рабочего места. Чаще всего при этом используется упрощённая модель оборудования и учебных инструментов. На период обучения работник не относится к числу производительных единиц. Работа его в данный период заключается в выполнении учебных заданий.

Такой вид обучения главным образом осуществляется в отдельных специализированных центрах, посещают которые работники сразу нескольких различных компаний, а также в колледжах или на курсах.

Обучение без отрыва от производства — главные преимущества

Плюсы данного варианта на первый взгляд очевидны:

1. Такое мероприятие — менее дорогостоящее по сравнению с обучением с отрывом от работы, так как осуществляется в реальной рабочей обстановке на действующем оборудовании.

2. Эффективность обучения без отрыва от производства высока в связи с тем, что в дальнейшем работник будет использовать те же самые материалы, инструменты и механизмы.

3. В процессе обучаемый погружается в условия рабочей атмосферы. Ему не придется впоследствии адаптироваться к незнакомому коллективу и резко менять «среду обитания».

А теперь о минусах

Но обучение работника без отрыва от производства обладает и рядом недостатков:

1. В качестве наставника часто назначают ближайшего соседа по рабочему месту. Тот может не обладать должными навыками преподавания или нужным количеством времени, чтобы уделить подопечному много внимания.

2. В случае сдельной оплаты при обучении без отрыва от производства в проигрыше остаются и инструктор, и ученик. Нормальной продуктивной учебы при этом, скорее всего, не получится.

3. В такой неформальной обстановке велик риск обучить новичка неправильным методам работы, по каким-либо причинам принятым в данном коллективе.

4. Результатом действий неопытного сотрудника может стать большое количество бракованной продукции и испорченного сырья.

5. Существует риск вывода из строя необходимого для работы оборудования.

6. Производственные условия подразумевают определенный стресс. Чаще всего рабочая обстановка с ее шумом и суетой не способствует спокойному и вдумчивому постижению премудростей профессии. Ученик может стесняться своей неопытности и бояться насмешек коллег. В подобных условиях о хороших результатах обучения без отрыва от производства говорить не приходится.

Постижение определённых навыков возможно исключительно в условиях рабочего процесса. Они требуют плотного взаимодействия с наставником. Часто это относится к таким разновидностям работ, которые требуются в производственном процессе не каждый день. Специально обучать им с отрывом от производства особой необходимости нет.

В то же время говорить о качественной теоретической подготовке в рабочих условиях не приходится. Для этого ученику потребуется посещать колледж.

Документальное оформление процедуры

Вопросами обучения новичков на предприятии ведает отдел кадров. Как правило, никаких проблем с оформлением данной процедуры не возникает. Но порой стоимость обучения требуется исключить из налогооблагаемой базы. В этом случае в дело предстоит вмешаться бухгалтерии в целях правильного оформления процесса.

Когда речь идет об обучении с отрывом от производства, всё несколько сложнее по сравнению с приобретением навыков непосредственно на месте. Полезно будет составить при этом ежегодный план по обучению сотрудников. В нём потребуется указать число человек, направляемых в учебные заведения в текущем году, с обоснованием цели и причин данного шага.

Приказ об обучении с указанием причин направления на него подписывается директором. Правильное оформление подобного документа предполагает указание конкретных задач, которых требуется достичь. При этом, например, речь может идти об обновлении теоретических и практических знаний и навыков, касающихся определённых специальностей, усвоении сотрудниками современных методов решения производственных вопросов и т. п.

Как оформить сотрудника на учебу

Организацией (именно ею, а не сотрудником) должен быть подписан договор с образовательным учреждением. В подобном договоре указывается вид образовательной услуги. В данном случае речь идет о профподготовке, повышении квалификации либо переподготовке. Также проставляется срок обучения и его стоимость. К договору обычно прилагают копии учебной программы и лицензии образовательного заведения.

Оформление учебы сотрудника ведут путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору. В нём проставляется наименование специальности либо уровень квалификации, получаемые работником по результатам учебы, перечисляются планируемые к освоению профессиональные навыки, указывается порядок, в котором будет оплачиваться рабочее время, если проведение занятий предполагается по будням.

Что нести в налоговую

В качестве подтверждения того, что обучаемый является штатным сотрудником, потребуется снять копию с его трудовой книжки. В качестве учетных документов по окончании обучения послужат полученные от сотрудника программа с отражением пройденных вопросов, акт по оказанным услугам и (в случае коммерческого образовательного учреждения) счет-фактура.

В случае когда предполагается учеба в другом населенном пункте, нелишним будет к пакету документов приложить проездные документы и счёт из гостиницы.

Документ, полученный работником по завершении учебы (свидетельство, аттестат, сертификат и т. п.), следует скопировать. Ссылка на него должна быть в приказе, изданном по данному поводу. Основным содержанием такого приказа будет указание на новую должность работника либо возросший уровень его квалификации.

Семинары и консультации

Если речь идёт о консультационных семинарах, с обучающей компанией обязательно следует подписать договор. Формулировка должна подчеркивать обязательства организаторов семинара оказывать услуги консультационного характера в той сфере, которая относится к деятельности фирмы.

Точно так же по окончании процесса учёбы следует запастись первичными документами — актом оказанных консультационных услуг, «отчётом» организатора семинара, где тематика и состав рассмотренных вопросов будут подробно расписаны, счетом-фактурой и проездными документами в случае «заочной» учебы.

Обучение без отрыва от производства: оформление

Но вернемся к главной теме нашей статьи — обучению на рабочем месте. В данном случае в деле документального оформления проблем возникает на порядок меньше.

Аналогичным образом должен составляться ежегодный план по числу и составу обучаемых с причинами и целями такой учебы. На каждого направляемого готовится приказ на обучение без отрыва от производства с указанием причин необходимости переподготовки. Если в качестве преподавателя будет выступать приглашенный специалист или представитель учебного заведения, с ним следует обязательно подписать контракт.

Когда же наставником выступает кто-то из сотрудников компании с отдельной оплатой преподавательской деятельности, с ним необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору.

При направлении на обучение без отрыва от производства с сотрудниками оформляются ученические договоры. В данном случае такой шаг необходим. В договоре прописывается специальность или квалификация, приобретаемая работником, и четко формулируются обязанности каждой из сторон (администрацией предоставляется возможность обучения, сотрудник обязуется пройти все его этапы и после того отработать в компании определенный срок).

Дата начала учебы должна быть зафиксирована. В случае назначения сотруднику на этот период стипендии размер ее должен быть также прописан в договоре.

Когда речь идёт о высшем или среднем специальном образовании

Начинать точно так же надо с составления ежегодного плана. На каждого из сотрудников издается отдельный приказ руководства с указанием формы обучения (вечернее, заочное и так далее). Договор с учебным заведением должен быть заключён от имени фирмы. Необходимо запросить в учебном заведении его программу и копию лицензии для приложения к договору.

С работником заключается доп. соглашение аналогично предыдущему случаю с указанием приобретаемой квалификации, присвоенной по результатам учебы специальности и порядка оплаты отработанного времени. Полученный диплом необходимо точно так же скопировать и потребовать у сотрудника аналогичные первичные документы, состоящие из пройденных согласно учебной программе вопросов, акта оказания услуг учебным заведением либо счёта-фактуры в случае, если оно — коммерческого характера.

businessman.ru

Обучение без отрыва от производства – что это?

При подготовке кадров непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях теоретические занятия и производственное обучение проводятся в пределах рабочего времени, установленного законодательством для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.

Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме (то есть без отрыва от производства), выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации (п. 8 ст. 50 Федерального закона «Об образовании» в редакции Закона от 5 января 1996г.2).

Указанные льготы более подробно закреплены в гл. XIII КЗоТ и в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» .

Следует иметь в виду, что в п. 4 ст. 11-1 федерального закона «Об образовании» от 5 января 1996 г. дается несколько иная по сравнению с большинством статей КЗоТ классификация образовательных учреждений. К ним, в частности, относятся: 1 Юридический вестник. 1995. № 11 — 12. Аналогичные приказы издавались в 1993 и в 1994гг.

2 См. : Российская газета. 1996. 23 янв.

3 См. : Российская газета. 1996. 29 авг. — общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) ; — учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

Поэтому если в КЗоТ говорится о льготах для обучающихся без отрыва от производства в профессионально-технических училищах, то это относится и к иным образовательным учреждениям начального профессионального образования.

Работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, предусмотренные законодательством льготы предоставляются при условии, если эти учреждения имеют государственную аккредитацию.

Работников, обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах, а также в профессионально-технических учебных заведениях, в дни занятий запрещается привлекать к сверхурочным работам.

Для работников, успешно обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах рабочей молодежи в период учебного года, рабочая неделя (как нормальная, так и сокращенная) уменьшается на один рабочий день или на соответствующее количество рабочих часов, а для обучающихся в школах сельской молодежи — на два рабочих дня или соответствующее количество часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). За время освобождения от работы учащимся выплачивается 50 процентов средней заработной платы по основному месту работы, но не ниже установленного законом минимума. Кроме того, администрация предприятия, учреждения, организации имеет право предоставлять им по их желанию без ущерба для производственной деятельности в период учебного года дополнительно еще один или два свободных от работы дня без сохранения заработной платы.

Для обучающихся в V, VI, VII, VIII, ? и XI классах на время сдачи ими переводных экзаменов устанавливаются от 4 до 6 свободных дней с сохранением среднего заработка по основному месту работы за счет соответствующего (на 8—12) уменьшения общего количества указанных выше частично (на 50 процентов) оплачиваемых свободных дней. Обучающимся в XII классе общеобразовательной школы предоставляется на период сдачи выпускных экзаменов отпуск продолжительностью 20 рабочих дней, а в IX классе — 8 рабочих дней с сохранением средней заработной платы по основному месту работы (ст. 191 КЗоТ).

При предоставлении обучающимся без отрыва от производства в общеобразовательных школах ежегодных отпусков администрация предприятия, учреждения, организации обязана, по желанию учащихся, приурочивать эти отпуска ко времени экзаменов в школах (ст. 192 КЗоТ). Ежегодные отпуска могут предоставляться им по их желанию до начала учебных занятий в школах.

Успешно обучающиеся без отрыва от производства в средних профессионально-технических училищах освобождаются от работы для подготовки и сдачи экзаменов на 30 рабочих дней в течение года, с сохранением за ними средней заработной платы по основному месту работы.

Работникам, допущенным к вступительным экзаменам в высшие и средние специальные учебные заведения, предоставляется отпуск без сохранения заработной платы соответственно на 15 и 10 календарных дней, не считая времени проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно (ст. 195 КЗоТ).

Работникам, обучающимся без отрыва от производства на подготовительных отделениях при высших учебных заведениях, для сдачи выпускных экзаменов предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью 15 календарных дней, не считая времени на проезд. Им предоставляется также по их желанию в период учебного года один свободный от работы день в неделю без сохранения заработной платы.

Работникам, обучающимся без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов предоставляются свободные от работы дни в течение рабочей недели, причем часть из них оплачивается в размере 50 процентов получаемой заработной платы, но не ниже установленного минимума.

Администрация предприятий, учреждений, организаций вправе предоставлять в течение указанных 10 учебных месяцев дополнительно, по желанию студентов и учащихся, еще один-два свободных от работы дня в неделю без сохранения заработной платы (ст. 197 КЗоТ).

Работникам, успешно обучающимся без отрыва от производства в средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью от 10 до 40 календарных дней в зависимости от формы (вечернее, заочное) и года обучения (I и II, III и исследующие). Для сдачи государственных экзаменов предоставляется отпуск 30 календарных дней, а на период подготовки и защиты дипломного проекта (работы) — 2 месяца.

За время указанных отпусков за работниками сохраняется средняя заработная плата.

Проезд к месту нахождения учебного заведения и обратно оплачивается предприятием, учреждением, организацией один раз в год в размере 50 процентов стоимости проезда. Кроме того, в таком же размере оплачивается проезд для подготовки и защиты дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов.

Лицам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам, по месту их работы предоставляются дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, начисляемой в порядке, установленном для ежегодных отпусков (с возможностью присоединения дополнительных учебных отпусков к ежегодным отпускам) для: сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах соответственно — по 40 календарных дней, на последующих курсах соответственно — по 50 календарных дней; подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов — 4 месяца; сдачи государственных экзаменов — 1 месяц (п. 1 ст. 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 29 августа 1996 г.

При этом студентам, обучающимся по заочной форме в указанных высших учебных заведениях, один раз в учебном году организацияработодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно.

Студентам высших учебных заведений очной формы обучения, совмещающим работу с учебой, предоставляются дополнительные отпуска без сохранения заработной платы: для сдачи зачетов и экзаменов — 15 календарных дней в учебном году; для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов — 4 месяца; для сдачи государственных экзаменов — 1 месяц (п. 2 ст. 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 29 августа 1996 г.).

Обучающимся без отрыва от производства на последних курсах высших и средних специальных учебных заведений по рекомендации последних может быть предоставлен дополнительный отпуск без сохранения заработной платы для ознакомления непосредственно на производстве с работой по избранной специальности и подготовки материалов к дипломному проекту с зачислением на стипендию на общих основаниях.

Работникам, обучающимся без отрыва от производства в учебных заведениях профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, ежегодно оплачиваемые отпуска по их желанию предоставляются в любое время года. Эти отпуска, в частности, могут

1 См.: Российская газета. 1996. 29авг. быть приурочены ко времени проведения установочных занятий, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов.

Для работников предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, совмещающих учебу в высших учебных заведениях с работой, коллективным договором или трудовым договором (контрактом) могут предусматриваться увеличение продолжительности дополнительных отпусков, предоставление отпуска с сохранением заработной платы и иные льготы (п. 5 ст. 17 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 29 августа 1996 г.).

В соответствии со ст. 5 КЗоТ такие же льготы могут устанавливаться в коллективных договорах и для работников, обучающихся без отрыва от производства в других учебных заведениях.

advokatnasimov.ru

Оплата обучения с отрывом от производства | Статьи

Многие организации периодически направляют персонал в образовательные учреждения с целью повышения его квалификации, то есть на профессиональное обучение с отрывом от производства. При этом у работодателя могут возникать вопросы по поводу правильного оформления документов и осуществления оплаты обучения. В этой статье мы перечислим, какие гарантии, компенсации и оплаты положены работникам, проходящим обучение.

А также читайте в статье:

  • как оформить обучение с отрывом от производства.
  • как производится оплата обучения с отрывом от производства.
  • особенности расчета оплаты обучения с отрывом от производства.

Оформление обучения с отрывом от производства

Направляя своих сотрудников на обучение, работодатель заключает договор с учреждением образования, которое будет заниматься обучением. Типовые формы договоров на оказание образовательных услуг можно найти в приказах Минобразования России №2994 от 10.07.2003 и №3177 от 28.07.2003.

В законодательстве не определен перечень документов, которыми можно подтвердить оказание образовательных услуг, однако для целей бухгалтерского учета факт оказания услуг необходимо подтвердить первичным учетным документом. Это можно сделать, например, двусторонним актом, подписанным по окончании обучения сотрудника образовательным учреждением и организацией, направившей сотрудника на обучение.

Направление работника организации на обучение должно осуществляться путем заключения с ним ученического договора, который является дополнительным к трудовому договору (статьи 197-199 ТК РФ). Ученический договор должен содержать:

  • наименование сторон;
  • наименование квалификации, приобретаемой учеником;
  • обязанность нанимателя обеспечить работнику возможность обучения;
  • обязанность сотрудника пройти обучение;
  • обязанность сотрудника проработать по трудовому договору у данного работодателя в течение установленного срока после завершения учебы;
  • срок обучения;
  • размер оплаты в период учебы.

Гарантии и компенсации при обучении с отрывом от производства

Работодатель обязан предоставить обучаемому сотруднику определенные гарантии и компенсации, зависящие от вида обучения. При обучении с отрывом от производства за сотрудником сохраняется основное место работы, а также средний заработок. В том случае, если обучение проводится в другой местности, организация должна оплатить обучаемому сотруднику командировочные расходы. Кроме того, работникам предоставляются дополнительные учебные отпуска, а также обеспечиваются иные гарантии, перечисленные в статьях 173-175 ТК РФ.

Читайте по теме в электронном журнале

Как производится оплата обучения с отрывом от производства

Работникам, проходящим свое обучение с отрывом от производства, полагаются следующие виды выплат:

  1. Стипендия (статья 204 ТК РФ). Размер стипендии определяется ученическим договором, при этом стипендия не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Выплата стипендии производится раз в месяц.
  2. Оплата работы, выполненной на практических занятиях (статья 204 ТК РФ). Размер оплаты также определяется ученическим договором.
  3. Средняя заработная плата за дни отсутствия на работе в связи с учебой (статья 187 ТК РФ).
  4. Командировочные расходы работникам, направляемым на обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность (статья 187 ТК РФ).
  5. Дополнительные отпуска (статьи 173-175 ТК РФ).
  6. Проезд к месту обучения (статьи 173-174 ТК РФ).

Расчет оплаты обучения с отрывом от производства

Как уже было сказано выше, на время обучения с отрывом от производства за работником сохраняется средний заработок. Для расчета его величины за дни обучения следует руководствоваться статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ №922 от 24.12.2007.

Пункт 9 указанного Положения определяет порядок расчета среднего заработка для оплаты обучения, выполняемого с отрывом от производства. Для расчета среднего заработка сумма начислений работнику за 12 календарных месяцев перед учебой делится на количество фактически отработанных дней в расчетном периоде (т.е. за эти 12 месяцев), а затем умножается на количество рабочих дней, подлежащих оплате. В отличие от использования среднего заработка для оплаты отпусков, при оплате обучения с отрывом от производства оплачиваются только рабочие (а не календарные) дни, которые приходятся на период учебы.

Командировочные расходы сотрудникам, направляемым на учебу в другую местность, оплачиваются в таком же порядке и в таких же размерах, которые предусмотрены для работников, направляемых в служебные командировки.

Рекомендуем материалы по теме:

  1. Какие сотрудники проходят обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства;
  2. Нужно ли предоставлять сотруднику учебный отпуск, если он направлен на переобучение с отрывом от производства на два месяца;
  3. Входит ли время учебы сотрудника с отрывом от работы в стаж для назначения льготной пенсии;
  4. Какие нюансы нужно учесть, оформляя обучение работников?
  5. Ученический договор;
  6. Обучение и развитие персонала.

www.kdelo.ru

Обучение без отрыва от производства

В данной статье подробно рассказывается про обучение без отрыва от производства, и все что об этом надо знать. Случаются ситуации, когда работнику необходимо получить образование, но отойти от работы на это время он никак не может. В таких ситуациях опытные руководители стараются взвесить все против и за и для начала решить есть ли на самом деле необходимость в получении образования. После того как решение будет принято работодателю необходимо будет найти методы обучить своего сотрудника без отрыва от производства.

Виды обучения

Существует два вида обучения:

  1. Производится в стороннем заведении;
  2. Обучение на рабочем месте, то есть, не отрывая работника от производства.

Обучение без отрыва от производства происходит в том случае, когда работник пользуется инструментами и оборудованием. Получается, что происходит сочетания учебы и работы одновременно.

Плюсы такого обучения

Вид обучения имеет множество существенных преимуществ по сравнению с другой формой обучения. К ним можно отнести:

  1. Низкую цену, так как обучение не требует отъезды куда-либо, все происходит прямо на рабочем месте;
  2. Высокая эффективность и результативность. Это связано с тем, что работа человека будет подразумевать выполнение тех же операций, что и во время учебы, что позволяет набраться опыта и с большей эффективностью выполнять работу;
  3. Не требует последующей адаптации. Во время обучения работник привыкает к коллективу и в последующем пропадает необходимость на дополнительное время для привыкания к атмосфере и новой обстановке.

Минусы такого обучения

Безусловно, у такого обучения будут и небольшие недостатки. Среди них выделяют:

  • Риск не получить должное качество обучения. Этот пункт возможен в том случае, если наставник сам не обладает всеми необходимыми качествами или не может уделить столько времени, сколько необходимо для должного обучения;
  • Маленькая заработная плата. Этот пункт будет присутствовать в случае сдельной оплаты. Поскольку норму выработать во время учебы не сможет ни ученик, ни его наставник;
  • Если выбор наставника был сделан неграмотно, то есть риск, что работника обучат неправильным методам, которые пользуется только наставник;
  • Наличие брака и перерасход сырья. Происходит в том случае, когда новый работник только учится производить продукцию и может ошибаться очень часто;
  • Поломка оборудования. В случае ненадлежащего объяснения работнику инструкции как им пользоваться;
  • Неудобство в атмосфере производства. Ученик, не привыкший к постоянному шуму или суете, будет испытывать неловкость в первые дни работы, что может сказать на возникновении стресса.

Однако стоит отметить, что некоторым навыкам возможно обучить только в среде производства. Это связано с большим значением в такой работе практики. Теоретические знания тоже важны, однако все познается исключительно на практике.

Документы для обучения и его оформление

Все, что связано с новым персоналом относится к отделу кадров. Обычно проблем эта процедура за собой не несет. Однако в случае если необходимо убрать цену за обучение из налоговой базы стоит немедленно обращаться в бухгалтерию. Бухгалтера помогут правильно организовать этот процесс.

Чтобы оформить данный вид обучения необходимо предоставить план, где будет указано количество и состав учеников, а также прописаны причины для их обучения.

После чего необходимо составить приказ, в котором будет отражено, что обучение будет происходить без отрыва от производства, и снова прописать причины для такой подготовки кадров.

В случае, когда наставником выступает не работник предприятия, а специалист из другого учреждения, то с ним необходимо заключить контракт на предоставление образовательных услуг.

Если в качестве наставника выберут одного из человек, который числится сотрудником в этой организации, то для него составляется дополнительное соглашение. Его прикрепляют к трудовому договору и прописывают в нем оплату обучения сотрудников.

Также необходимо составить ученические договоры, которые позволят осуществлять обучение, не отрываясь от производства. Такой договор содержит информацию, о том какая специальность или квалификационный разряд будут получены сотрудником, а также определяются обязанности обеих сторон. Среди обязательств, которые определяются договором, могу выступать следующие:

  1. Руководство обязуется предоставить работнику все необходимые условия для получения обучения;
  2. Работник обязуется пройти обучение полностью, со сдачей экзаменом, если обучение того требует;
  3. Также некоторые предприятия требует отработку установленного срока после прохождения обучения.

Также необходимо определиться с тем, с какого числа начнется учеба, и записать её в тот же договор. При необходимости выплачивать сотруднику зарплату или стипендию, она также указывается в договоре.

 В этой статье вы узнали, про обучение без отрыва от производства. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

www.cherlock.ru

Обучение без отрыва от производства

Автор: О. Волкова  |   Источник: Федеральное агентство финансовой информации

Не каждый руководитель решается направить своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги и курсы. Ведь если служащий будет проводить там значительное время, кто станет делать его работу? Неудивительно, что в последнее время все более популярным становится электронный способ получения знаний.

Новый взгляд на образование

Электронное, или дистанционное образование, или e-learning – обучение, осуществляемое с помощью электронных носителей – CD-ROM, видеоконференции, доступ к материалам через сети разного уровня и т. д. Такой метод получения знаний предполагает обязательный элемент интерактивности. Например: построение курса в зависимости от уровня подготовки слушателя, оценка приобретенных знаний после прохождения тренинга, возможность задавать вопросы при онлайн-сессии и т. д.

Определяющими критериями при выборе оптимального варианта дистанционного образования являются задачи и возможности компании. Предположим, фирма имеет разветвленную сеть удаленных офисов, желает одновременно или планово проводить обучение сотрудников, централизованно собирать статистические данные в ходе образовательного процесса и иметь возможность гибко управлять процессом обучения. В сложившейся ситуации без специализированной системы фирме не обойтись. Данный способ повышения уровня знаний сотрудников предусматривает затраты на приобретение и установку соответствующего IT-решения и требует подготовки администраторов в компании для работы с этой системой.

Фирма с меньшим числом сотрудников, осуществляющая эпизодическое, «точечное» обучение, может выбрать более простое решение. Например, купить диски с необходимым курсом и установить программу на персональный компьютер каждому сотруднику. Или другой вариант – предоставить возможность служащим получать образование через Интернет с серверов компаний, предлагающих электронное обучение. В этом случае руководство предприятия зачастую не может непосредственно контролировать ход обучения и управлять процессом, но сам контент будет донесен до слушателя.

Что касается содержания курсов, то они могут содержать аудио — и видеофрагменты, предварительные и финальные тестирования, элементы симуляции (например, фрагменты бизнес-игр). Подтверждением высокого качества курса обучения является официальное одобрение его известными компаниями (например, для IT это Microsoft, Oracle, IBM).

Аргументы «за»

Самое главное преимущество дистанционного обучения – слушатель может получать знания тогда, когда ему нужно, в том темпе, который ему больше подходит, и в том месте, где ему удобно. Это позволяет компании сэкономить на транспортировке учащихся и сократить временные издержки на их образование. При этом работник может получать знания маленькими порциями, когда у него есть для этого время и настроение. Таким образом, сотрудник обучается практически без отрыва от производства.

Другое преимущество дистанционного образования – его цена. Стоимость очных курсов чрезвычайно высокая. Не каждое предприятие имеет возможность направлять своих сотрудников для повышения квалификации на различные тренинги. Электронное обучение помогает решить данную проблему, поскольку оно всегда дешевле, чем услуги инструктора. Подсчитано, что компании, численность обучаемых в которых превышает 2 000 сотрудников, экономят на e-learning до 75 процентов стоимости курсов по сравнению с традиционным обучением.

Можно выделить еще один положительный момент дистанционного образования. Хороший электронный курс поможет «разжевать» материал через повторы и ссылки. А системы тестирования, встроенные в электронные курсы, интегрированные системы проверки усвоенного материала позволяют обрабатывать ответы учащихся в десятки, сотни раз быстрее, чем в случае с «классическими» контрольными работами, выполняемыми «на бумаге». Следовательно, обучающиеся получают «обратную связь» практически мгновенно после выполнения проверочного задания, а это лишь повышает эффективность усвоения новых знаний. 

Кстати, на Западе отношение к дистанционному образованию самое положительное – считается, что именно таковым станет вся система образования в будущем. И «дистанционный» диплом котируется наравне с полученным очно или заочно.

Аргументы «против»

Самая весомая проблема заключается в том, что большинство россиян не имеют доступа к Интернету… У тех же, кто не испытывает подобных затруднений, есть другая сложность – повальное незавершение слушателями начатых ими дистанционных курсов. Как выяснили эксперты журнала «Консультант», больше половины сотрудников не заканчивают начатую программу. И подобные провалы происходят в различных условиях: с хорошей и плохой инфраструктурой, с высококачественным и низкосортным контентом, с большим и малым количеством слушателей, с большим и малым привлечением финансовых ресурсов. Возможно, причина в том, что работники изначально негативно относятся к дистанционному обучению. Они не привыкли воспринимать информацию с экрана монитора.

Известно, что определенные группы людей без проблем используют электронную форму получения знаний, например программисты. Есть также люди, которые предпочитают получать подробное изложение материала в устной форме и иметь возможность личного контакта с преподавателем. Именно они, как правило, выступают против образования посредством решений e-learning. Чтобы изменить подобное отношение к e-learning, «бунтовщикам» бывает достаточно пройти один-два высококачественных электронных курса, чтобы самим убедиться в том, что у дистанционного образования  больше возможностей для «экстренного» восполнения дефицита знаний.

Факторы успеха

Можно выделить основные условия, определяющие успех e-learning проекта в целом.

Цель проекта должна быть очень хорошо определена и ориентироваться на бизнес-результаты. Например, вы хотите повысить продажи или увеличить экспорт, или для ведения международных контактов вам необходимо улучшить английский и т. д.

Далее, необходима постоянная оценка эффективности полученных знаний. Нужно отследить разницу результатов «до обучения» и «после обучения». Оцениваться должны результаты, непосредственно связанные с поставленными целями.

Несмотря на технологическую возможность самостоятельного обучения, необходимо широкое вовлечение людей, которые будут помогать в обучении механизмам интерактивного взаимодействия.

Если организация собирается внедрять у себя e-learning, то такое важнейшее направление должно быть поручено прежде всего профессионалам в области образования, обучения, дидактики, которые владеют информационными технологиями на уровне, позволяющем им в корне по-новому осуществлять процесс подготовки сотрудников.

Помимо правильной организации процесса обучения, нужно позаботиться и о мотивации. Обучающийся должен сам захотеть добиться результата. В этом случае «фальшстартеров» – людей, начинающих, но не заканчивающих электронный курс, будет значительно меньше. Остается добавить, что каждая фирма выбирает свой способ стимулирования к усвоению новых знаний.

Как показывает практика, основная причина разочарования в электронном методе обучения – ошибочное восприятие его как инструмента, способного решить все проблемы, тогда как это всего лишь дополнение к оффлайн-обучению. «Дистанционку» следует воспринимать как одну из «шестеренок» в сложном механизме корпоративного обучения, которое должно быть смешанным. Например, если обратиться к финансовому сектору, то знакомиться с банковскими продуктами эффективней посредством электронного образования, а отрабатывать навыки продаж, наоборот, лучше с тренером.

hr-portal.ru

Обучение с отрывом от производства

При обучении работников организации с отрывом от производства (до начала эксплуатации объекта) средний заработок, начисленный им за период обучения, подлежит учету в составе расходов на оплату труда на основании п. 19 ст. 255 НК РФ.
Данный вывод сделан в письме Минфина РФ от 07.12.2011 N 03-03-06/1/810.

В соответствии со ст. 255 гл. 25 »Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с положениями п. 19 ст. 255 НК РФ в расходах налогоплательщика на оплату труда в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учитываются начисления по основному месту работы рабочим, руководителям или специалистам налогоплательщика во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации или переподготовки кадров.

Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Если профессиональная переподготовка с отрывом от работы проводится в другой местности, в связи с чем обучающийся работник направляется в командировку, то сумма среднего заработка включается в состав расходов на оплату труда на основании п. 6 ст. 255 НК РФ.

Сумма среднего заработка, выплачиваемого за время профессиональной переподготовки, на время которой работнику предоставляется учебный отпуск (при наличии справки-вызова из образовательного учреждения), относится к расходам на оплату труда в соответствии с п. 13 ст. 255 НК РФ.

В целях бухгалтерского учета сообщаем, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, если иное не установлено законодательством, не предусмотрено рассмотрение обращений организаций по практике применения нормативных правовых актов Министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

lawedication.com

Повышение квалификации без отрыва от производства

В соответствии с частью 4 статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации
работников, если это является условием выполнения работниками
определенных видов деятельности.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости — в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на
условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором,
соглашениями, трудовым договором (часть 2 статьи 196 ТК РФ).
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть 5 статьи 196 ТК РФ).
Обязанность работодателя проводить повышение квалификации медицинских работников установлена Порядком совершенствования их профессиональных знаний, утвержденным приказом Минздрава РФ от 03.08.2012 № 66н, в соответствии с пунктами 3 и 4 которого:
-совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков
осуществляется путем их обучения в образовательных и научных
организациях по дополнительным профессиональным образовательным
программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной
переподготовки, стажировки.
— повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.
— повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Кроме того, в соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ время
ежедневного (междусменного) отдыха, выходные и нерабочие праздничные дни
являются видами времени отдыха, а время отдыха – это время, в течение
которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое
он может использовать по своему усмотрению (статья 106 ТК РФ).
Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами
установленной для работника продолжительности рабочего времени является
сверхурочной (статья 99 ТК РФ).
Таким образом:
1) Повышение квалификации является Вашей трудовой (т.е.выполняемой в рабочее время) обязанностью и должно быть включено в условия заключенного с Вами трудового договора;
2) Условия и в порядок повышения квалификации (с
какой конкретно периодичностью, в каких случаях, для работников каких
специализаций повышение квалификации проводится в той или иной форме,
вопросы оплаты труда, условия частичного отрыва от работы и т.д.) должны быть установлены локальным актом лечебного учреждения (коллективным договором) но не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим федеральным законодательством.
3) Проведение повышения квалификации в нерабочее время (время отдыха) является грубым нарушением трудового законодательства, работника нельзя обязать посещать занятия во время отдыха, а учебный процесс работодатель должен организовать в рабочее время. Во время профессионального обучения работник полностью или частично освобождается от работы.
4) Работодателю следует заключить с Вами дополнительное соглашение об изменении режима труда с переносом рабочего времени на время занятий, о направлении на повышение квалификации с отрывом от работы и сохранением среднего заработка в порядке ст. 187 ТК РФ на время обучения. Остаток времени (вы работаете более чем на 1 ставку, как я предполагаю) можете
предусмотреть в почасовой отработке с соответствующей оплатой.
5) Привлечение Вас к повышению квалификации в нерабочее время является привлечением к сверхурочной работе, со всеми вытекающими последствиями.

Желаю удачи!

pravoved.ru