Обучающие развивающие воспитательные задачи – — —

Содержание

Рекомендации по постановке цели и задач урока

Цели

Умение чётко поставить цель урока — один из главных критериев методической подготовленности учителя.

Примерный перечень возможных целей урока

  • Формирование объективного понимания мира на основе усвоения необходимого объёма знаний.
  • Формирование речевых, интеллектуальных и практических умений школьников.
  • Формирование отдельных качеств характера или их совокупности.
  • Формирование интересов, мотивов, отношений, убеждений как регуляторов деятельности учеников.
  • Овладение практическими способами деятельности.

Цель показывает, на достижение каких результатов ориентируется на этом уроке учитель. При этом желаемый результат не всегда совпадает с реальным, а поставленная цель часто может быть и не достигнута. Впадать от этого в отчаяние не стоит.

К познавательным целям относятся:

  • Ознакомление учащихся с новыми фактами, явлениями.
  • Изучение новых понятий, законов, теорем и т. п.
  • Введение новых терминов и условных обозначений
  • Совершенствование известного знания, его расширение и развитие.
  • Знакомство с принципом действия прибора, механизма.
  • Обучение работе с таблицами, картами, учебными пособиями, каталогами и другими дидактическими средствами.
  • Обобщение и систематизация знаний.
  • Изучение нового способа действия, формирование умений и навыков.
  • Связь вновь изученного материала с ранее пройденным.

Цели по закреплению и углублению знаний:

  • научить давать определение термина и узнавать термин по его определению
  • научить составлять план или работать по заданному плану
  • научить иллюстрировать свои мысли и утверждения
  • научить аргументировать свою точку зрения или строить доказательство
  • научить устанавливать связи, различать причину и следствие
  • научить строить прогнозы, обобщать факты и делать выводы, формулировать суждения

Воспитательные цели на уроке

  • Формирование научного мировоззрения, убеждений.
  • Воспитание активной жизненной позиции, нравственно-этических принципов и привычек.
  • Воспитание эстетического отношения к окружающему миру, культуры мышления и речи.
  • Пробуждение познавательного интереса к учебному предмету.
  • Развитие способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.

Задачи

Задачи — это действия по достижению поставленной цели. В связи с этим, задачи планируются как глаголы.

Задачи должны быть: конкретными, ориентированными на результат, достижимыми за предвиденное время.

Образовательные задачи урока

Обеспечить в ходе урока усвоение, повторение, закрепление следующих основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов (учитель вписывает их наименование)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие специальные умения ипо данному предмету (приводится их перечень)

Сформировать и продолжать формирование, закрепить следующие общеучебные умения и навыки (навыки планирования работы с книгой; умение читать, писать, считать в быстром темпе; навыки самоконтроля.

Воспитательные задачи урока

Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззрений в зависимости от содержания урока (идейно-политическому, нравственному воспитанию, актуальности, патриотизму, коллективизма, интернационализма)

Содействовать трудовому воспитанию и профориентации школьников (ознакомить с трудовыми традициями; с определёнными профессиями)

Содействовать эстетическому воспитанию школьников (ознакомить с произведениями литературы и искусства; эстетикой труда; природой; наукой; бытом; традициями)

Содействовать физическому воспитанию школьников, заботиться о профилактики их утомляемости на уроках.

Развивающие задачи урока

Развивать у школьников умение выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Развивать у школьников самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, наблюдения в природе и окружающей действительности

Развивать эмоции учащихся, создавая на уроке эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности. Использовать яркие примеры, иллюстрации, демонстрации и т. п.

Развивать познавательный интерес учеников.

Примеры глаголов для формулировки задач

Знание вспомнить, определить, сформировать, изложить, регистрировать.

Понимание определить положение, объяснить, обозначить, сделать обозрение, дискутировать.

Применение продемонстрировать, описать, использовать, составить план, таблицу; сыграть.

Анализ отделить, увидеть разницу, характеризовать, сравнивать, установить связь, сопоставить, предвидеть, проверить, расчленить.

Оценка составить мнение, проверить, изменить, обособить, сделать вывод, критиковать, анализировать.

Литература:
Целеполагание и планирование деятельности учителя на уроке. Сборник. СК ИПК и ППК, 2007 г.

www.azbyka.kz

Развивающая и воспитательная цель урока

Проблему целенаправленности человеческой деятельности нельзя назвать новой. Каждая работа должна делаться для получения определенного результата. Цель – фактор, определяющий характер и способ осуществления деятельности, методы и средства ее достижения. В качестве основной формы педагогической деятельности выступает урок. Его результат – системообразующий элемент. На практике реализуются разные цели урока: образовательные, развивающие, воспитательные. Рассмотрим их.

Общая характеристика

Триединая цель занятия представляет собой результат, заранее запрограммированный педагогом. Она должна быть достигнута и им самим, и детьми. Ключевым словом здесь является «триединая». Несмотря на то что дидактически выделены 3 цели урока – развивающая, воспитательная, познавательная, они не достигаются по отдельности или поэтапно. При получении запланированного результата они проявляются одновременно. Задача педагога в том, чтобы корректно сформулировать общую цель и спроектировать средства для ее достижения.

Познавательный аспект

Все цели урока — образовательные, развивающие, воспитательные – реализуются в тесном единстве. Их достижение предполагает выполнение определенных правил. При реализации познавательного аспекта деятельности педагог должен:

  1. Учить ребенка самостоятельно добывать информацию (знания). Для этого педагог должен иметь достаточную методическую подготовку и умения формировать, развивать активность детей.
  2. Обеспечивать глубину, прочность, оперативность, гибкость, систематичность, осознанность и полноту знаний.
  3. Способствовать формированию навыков. У детей должны развиться точные, безошибочные действия, которые в силу многократного повторения доводятся до автоматизма.
  4. Способствовать формированию умений. Они представляют собой комплекс навыков и знаний, обеспечивающих эффективное осуществление деятельности.
  5. Способствовать формированию надпредметных, ключевых компетенций. Речь, в частности, о комплексе умений, знаний, смысловых ориентаций, опыта, навыков детей по отношению к конкретному кругу объектов действительности.

Нюансы

Цели урока (обучающие, развивающие, воспитательные) зачастую ставятся в самом общем виде. Допустим, «усвоить правило», «получить представление о законе» и так далее. Стоит сказать, что в таких формулировках выражается больше цель учителя. К концу занятия достаточно сложно добиться того, чтобы все дети подошли к достижению таких результатов. В этой связи целесообразно принять во внимание мнение педагога Паламарчук. Она считает, что при планировании познавательного аспекта деятельности следует конкретно указывать уровень умений, знаний, навыков, который предлагается достичь. Он может быть творческим, конструктивным, репродуктивным.

Воспитательные и развивающие цели урока

Эти аспекты считаются наиболее трудными для педагога. При их планировании преподаватель практически всегда сталкивается со сложностями. Обуславливается это несколькими причинами. В первую очередь зачастую педагог стремится запланировать новую развивающую цель на каждом уроке, забывая, что обучение и воспитание происходят гораздо быстрее. Самостоятельность формирования личности весьма относительна. Она реализуется преимущественно как результат правильной организации воспитания и обучения. Из этого следует вывод. Развивающая цель может формулироваться к нескольким урокам, занятиям целой темы или раздела. Вторая причина возникновения сложностей состоит в недостаточном знании преподавателем педагогических и психологических сфер, непосредственно связанных со структурой личности и тех ее аспектов, которые необходимо совершенствовать. Развитие должно осуществляться в комплексе и касаться:

  1. Речи.
  2. Мышления.
  3. Сенсорной сферы.
  4. Двигательной активности.

Речь

Ее развитие предполагает выполнение работы по усложнению и обогащению запаса слов, смысловой функции языка, усилению коммуникативных характеристик. Дети должны владеть выразительными средствами и художественными образами. Педагогу необходимо постоянно помнить о том, что сформированность речи является показателем общего и интеллектуального развития ребенка.

Мышление

В рамках достижения развивающей цели педагог в ходе деятельности формирует и способствует совершенствованию логических умений:

  1. Анализировать.
  2. Определять главное.
  3. Сопоставлять.
  4. Выстраивать аналогии.
  5. Обобщать, систематизировать.
  6. Опровергать и доказывать.
  7. Определять и разъяснять понятия.
  8. Ставить проблему и решать ее.

Каждое из указанных умений обладает определенной структурой, приемами и операциями. К примеру, педагог задает развивающую цель сформировать умение сравнивать. В течение 3-4 занятий должны создаваться такие операции мышления, при которых дети определяют объекты для сравнения, выделяют ключевые признаки и показатели сопоставления, устанавливают различие и сходство. Отработка умений в итоге обеспечит развитие способности сравнивать. Как отмечал известный психолог Костюк, в педагогической деятельности необходимо определять ближайшую цель. Она предполагает получение детьми конкретных знаний, навыков и умений. Немаловажно видеть и отдаленный результат. Он, собственно, заключается в развитии школьников.

Дополнительно

Формирование сенсорной сферы связано с развитием ориентировки на местности и во времени, глазомера, тонкости и точности различения цветов, теней, света. У детей также совершенствуются способности дифференцировать оттенки речи, звуки, формы. Что касается двигательной сферы, то ее развитие связано регулированием мускульной работы. Результат в этом случае заключается в формировании способности управлять своими перемещениями.

Воспитательные цели, задачи урока

Прежде чем говорить о них, необходимо обратить внимание на важный факт. Действительно развивающее обучение всегда является воспитывающим. Здесь вполне уместно высказывание о том, что воспитывать и учить – это как «молния» на куртке. Две стороны затягиваются одновременно и крепко движением замка – творческой мыслью. Именно она является главным на занятии. Если в ходе обучения педагог постоянно привлекает детей к активному познанию, предоставляет им возможность самостоятельно решать проблемы, формирует навыки групповой работы, то имеет место не только развитие, но и воспитание. Занятие позволяет влиять на становление самых разных личных качеств с помощью различных методов, средств, форм. Воспитательная цель урока предполагает формирование правильного отношения к общепринятым ценностям, нравственных, экологических, трудовых, эстетических качеств индивида.

Специфика

В ходе занятия формируется определенная линия воздействия на поведение детей. Это обеспечивается созданием системы отношений между взрослым и ребенком. Щуркова говорит о том, что воспитательная цель урока предполагает формирование запланированных реакций детей на явления окружающей жизни. Круг отношений довольно широкий. Это обуславливает масштабность воспитательной цели. Между тем отношения довольно подвижны. От занятия к занятию педагогом ставится одна, вторая, третья и т. д. воспитательная цель урока. Становление отношений — не одномоментное явление. Для этого требуется определенный период. Соответственно, внимание преподавателя к воспитательным задачам и целям должно быть постоянным.

Объекты

На уроке ученик вступает во взаимодействие:

  1. С другими людьми. Все качества, посредством которых отражается отношение к окружающим, должны формироваться и совершенствоваться педагогом вне зависимости от предметной принадлежности. Реакция на «других людей» выражается через вежливость, доброту, дружбу, честность. Гуманность выступает интегральным понятием относительно всех качеств. Первостепенной задачей педагога считается формирование гуманных взаимодействий.
  2. С собой. Отношение к себе выражается такими качествами, как гордость, скромность, ответственность, требовательность, дисциплинированность и аккуратность. Они выступают как внешнее проявление нравственных отношений, сложившихся внутри человека.
  3. С обществом и коллективом. Отношение ребенка к ним выражается в чувстве долга, трудолюбии, ответственности, толерантности, способности сопереживать. В этих качествах больше проявляется реакция на одноклассников. Через бережное отношение к школьному имуществу, работоспособность, правосознание выражается осознание себя как члена общества.
  4. С рабочим процессом. Отношение ребенка к труду выражается через такие качества, как ответственность при выполнении заданий, собранность, дисциплинированность.
  5. С Отечеством. Отношение к Родине проявляется через сопричастность к ее проблемам, личную ответственность и добросовестность.

Рекомендации

Приступая к определению целей урока, педагог:

  1. Изучает требования к системе умений и знаний, программные показатели.
  2. Определяет методы работы, которыми необходимо овладеть ученику.
  3. Устанавливает ценностные ориентиры, способствующие обеспечению личной заинтересованности ребенка в результате.

Общие правила

Формулирование цели позволяет организовать работу детей в итоговом виде. Оно также обеспечивает руководство их деятельностью. Цель должна быть четкой. Благодаря этому педагог может определять ход предстоящей деятельности и уровень усвоения знаний. Существует несколько стадий:

  1. Представление.
  2. Знание.
  3. Умения и навыки.
  4. Творчество.

Педагог должен ставить такие цели, в достижении которых он уверен. Соответственно, следует провести диагностику результатов. При необходимости цели в группах со слабыми учениками должны быть откорректированы.

Требования

Цели должны быть:

  1. Четко сформулированными.
  2. Понятными.
  3. Достижимыми.
  4. Проверяемыми.
  5. Конкретными.

Грамотно выраженный результат занятия является только одним, но крайне важным элементом педагогического мастерства. Он закладывает базы для эффективного проведения занятия. Если цели не сформулированы, либо они нечеткие, весь сценарий урока выстроен без логического итога. Неправильными формами выражения результата являются следующие:

  1. Изучить тему «…».
  2. Расширить кругозор детей.
  3. Углубить знания по теме «…».

Указанные цели неконкретны и непроверяемы. Отсутствуют критерии по их достижению. На занятиях педагог реализует триединую цель – обучает, воспитывает, развивает ребенка. Соответственно, формулируя итоговый результат, он осуществляет методическую деятельность.

Дидактические показатели

В ФГОСах определены уровни усвоения детьми знаний. Часть материала педагог должен преподносить как ознакомительный. Это обеспечит формирование представления детей о событиях, фактах. Этот уровень усвоения считается первым. Дидактические цели могут формулироваться следующим образом:

  1. Обеспечить ознакомление детей с методами определения ….
  2. Способствовать усвоению понятия «…».
  3. Обеспечить формирование у детей представления о ….
  4. Способствовать созданию умений ….

Второй уровень – стадия пересказа, знаний. Цели могут состоять в обеспечении:

  1. Узнавания при внешней опоре… .
  2. Воспроизведения по образцу/предложенному алгоритму… .

При формулировании результатов на втором уровне могут использоваться такие глаголы, как «зарисовать», «написать», «закрепить», «сообщить», «подготовить» и пр. Следующая стадия – создание навыков и умений. Действия ученики выполняют, как правило, в рамках практической работы. В качестве целей могут выступать:

  1. Способствование овладению техникой ….
  2. Стремление к выработке навыков работы с ….
  3. Обеспечение систематизации и обобщения материала по теме «…».

На этом уровне могут использоваться глаголы «выделить», «сделать», «применить знания».

Обеспечение навыков использования полученных сведений

Для этого ставятся развивающие цели. Дети должны уметь анализировать, оценивать, сравнивать, определять основное, совершенствовать память и пр. Целями может стать создание условий для:

  1. Развития мышления. Педагог способствует формированию навыков анализа, систематизации, обобщения, постановки и решения проблем и пр.
  2. Развития элементов творчества. Создаются такие условия, при которых совершенствуется пространственное воображение, интуиция, смекалка.
  3. Развития мировоззрения.
  4. Формирования и совершенствования навыков письменной и устной речи.
  5. Развития памяти.
  6. Совершенствования критического мышления, умения вступать в диалог.
  7. Развития художественного вкуса и эстетических представлений.
  8. Совершенствования логического мышления. Это достигается на базе усвоения причинно-следственной связи, сравнительного анализа.
  9. Развития исследовательской культуры. Совершенствуются умения пользоваться научными методами (экспериментом, наблюдением, гипотезами).
  10. Развития способности формулировать проблемы и предлагать варианты их решения.

Нравственные результаты

Воспитательная цель урока предполагает формирование лучших качеств в ребенке. Соответственно, перед каждым занятием должны планироваться конкретные результаты. Примеры воспитательных целей урока, как выше было сказано, не должны зависеть от предмета. Однако при осуществлении конкретной деятельности по определенной теме способствует совершенствованию каких-либо качеств в большей или меньшей степени. Цели могут быть такими:

  1. Формирование умения слушать других.
  2. Воспитание любознательности, нравственно-эстетического отношения к реальности. Этот результат можно получить, в частности, во время экскурсий, семинаров и пр.
  3. Формирование способности сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей.
  4. Воспитание уверенности в собственных силах, потребности раскрыть потенциал.
  5. Формирование умения управлять своим поведением.

Воспитательные цели урока истории могут состоять в формировании уважения к Отечеству. В рамках предмета педагог знакомит детей с событиями, происходившими в стране, выделяя те или иные качества народа. Показательным в этом смысле является период ВОВ. Воспитательные цели урока русского языка также могут состоять в привитии уважения к Родине. Однако в рамках этого предмета упор больше делается на необходимость выработки надлежащего отношения к речи. Воспитательные цели урока русского языка связаны и с формированием умений вести диалог, прислушиваться к собеседнику. Дети должны стремиться проявлять сдержанность в высказываниях.

Аналогичными можно назвать воспитательные цели урока литературы. В рамках этого предмета упор делается на сравнительный анализ поведения тех или иных героев, формулирование собственной оценки их действий. Воспитательные цели урока математики предполагают формирование таких качеств, как сосредоточенность, усидчивость, ответственность за результат. В групповой работе дети совершенствуют навыки взаимодействия друг с другом. В частности, это проявляется при использовании игровых форм занятия. Воспитательная цель урока информатики предполагает привитие детям понимания разницы между виртуальным и реальным миром. Они должны осознавать, что фактическое отсутствие ответственности в сети не означает, что можно не соблюдать моральные и этические нормы, принятые в обществе.

Воспитательные цели урока английского языка ориентированы на привитие уважения к другой культуре. При изучении особенностей общения в другой стране у детей формируется представление о менталитете, моральных ценностях, этических нормах, принятых в ней. Это пригодится в будущем.

fb.ru

Цели урока Каждый урок решает три основных задач

Цели урока

Каждый урок решает три основных задач:

обучающую, развивающую и воспитательную.

Обучающая цель урока это то, чему мы будем учить учащихся.

Развивающая цель урока предусматривает развитие умений и навыков.

Воспитательная цель урока отражает решение воспитательных задач в ходе урока.

Приведем примеры развивающих целей урока.

  1. Формирование умения составлять план и конспект материала урока.

  2. Формирование умений составлять схемы, таблицы.

  3. Формирование умений анализировать изучаемые плакаты.

  4. Формирование умений переносить знания, полученные на уроке о в новую тему.

  5. Формирование умений обобщать полученные знания и грамотно выражать свои мысли.

  6. Развивать навыки самостоятельной работы, интерес к предмету, абстрактное мышление, логическое рассуждение.

  7. Развивать умение планировать, контролировать себя

( самоконтроль).

  1. Развивать у учащихся логическое мышление и сообразительность.

  2. Формировать умение обобщать, делать выводы.

  3. Развитие наблюдательности, познавательного интереса, самостоятельности.

  4. Развивать навыки самостоятельности работы с текстом, с книгой.

  5. Развивать у учащихся техническое мышление.

  6. Развивать профессиональную наблюдательность, внимание, память, широту кругозора.

  7. Развивать профессиональное мышление.

Воспитательные цели урока

  1. Формирование интерес к своей профессии.

  2. Формирование умений осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.

  3. Воспитание культуры пространственного мышления.

  4. Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету, показ важности изучаемой темы для овладения будущей профессией.

  5. Воспитание культуры профессионального мышления на примере…

  6. Воспитание культуры речи, построение плана ответа…

  7. Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения, формирование умений осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь во время проведения самостоятельной работы.

  8. Формирование положительного интереса к изучаемой теме.

  9. Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения учащихся во время проведения контрольной работы. Воспитание умения эстетично оформить контрольную работу.

  10. Воспитание любви к своей профессии.

  11. Воспитание культуры речи.

  12. Воспитать целеустремлённость, принципиальность, тактичность, чуткость, умение владеть собой, доводить дело до конца.

  13. Формировать лучших гражданских качеств: мужества, воли, твердость, убежденности.

  14. Воспитание организованности, дисциплинированности, культуры поведения.

  15. Эстетическое воспитание.

  16. Воспитание любви к своему родному краю.

  17. Экологическое воспитание.

  18. Научить видеть экономический эффект своей будущей деятельности.

  19. Воспитывать внимание, наблюдательность, умение слушать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения.

Типы урока

1. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК. Это наиболее

распространенный в практике тип урока. Число элементов урока

может быть различным. Комплексное взаимодействие между структурными элементами урока делает его многоцелевым.

2. УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Формы

изучения нового материала могут быть самыми разнообразными: лекция учителя, объяснения с активным привлечением учащихся, эвристическая поисковая беседа, самостоятельная работа с учебником, постановка и проведение эксперимента.

При этом следует помнить, что в ходе изучения нового материала идет работа по упорядочиванию и закреплению ранее усвоенного.

3. УРОКИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ, ИХ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. Урок целесообразно организовать так, чтобы ученик одновременно учились применять знания в несколько измененной ситуации.

4. УРОК КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ. Это может быть урок самостоятельно или контрольной работы, фронтальная лабораторная работа или практикум, зачетный урок и т. д.

СТРУКТУРА, ТИПЫ И ФОРМЫ

ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА ЦЕЛИ УРОКА

Структура урока имеет принципиальное значение, поскольку в значительной мере определяет эффективность учебной работы детей.

Любой урок структурно состоит из объективно существующих элементов. Из всех элементов урока выделим наиболее часто встречающиеся в практике.

1.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Каковы бы ни были организованные формы урока, методы и приемы, этот элемент всегда будет на уроке.

2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

При правильном взаимодействии с другими элементами закрепление может выполнять функции обучения, развития и контроля.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Без контроля и оценки знаний нельзя организовать целенаправленный процесс обучения. Контроль знаний может быть обучающим, выполнять функции воспитания и развития.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Это необходимый и не содержащийся в других элемент урока.

Домашнее задании е- естественное продолжение данного урока начало последующего.

  1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Этому элементу отводится всё более значительное место на уроке.

Вопрос о числе элементов на конкретном уроке, их взаимосвязи и взаимодействии непосредственно связан с типологией и дидактической структурой урока.

Классный час

«Вирус сквернословия»

 Цель:

Задачи

  • Расширить знания детей о вредных привычках.

  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

  • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Речь — это показатель ума. 
Сенека
 

Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек, если не особенно вслушиваться в произносимые ими слова.
Логан Пирсолл Смит 

Что такое сквернословие? 

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». 
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. 
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них. 
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь». 

История возникновения сквернословия 

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. 
Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь. 
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. 
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. 

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. 

В наше время мат используется: 
1) для повышения эмоциональности речи, 
2) эмоциональной разрядки, 
3) оскорбления, унижения адресата речи, 
4) демонстрации агрессии, 
5) демонстрации отсутствия страха, 
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 
7) демонстрации принадлежности к «своим». 

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева). 

Сквернословие и здоровье 

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм. 

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. 

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. (Продемонстрировать детям фотографии кристаллов воды.) 

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! 

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. 
Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. 
О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! 
К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. 
Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни. 
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. 
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! 

Анкета «Сквернословие в моей жизни» 


Класс_______ «___» 
Пол м / ж 
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ________________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ________________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова? _____________________________________________________ 
4. В каких ситуациях это происходит? _______________________________________________________ 
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ______________________________________________________ 
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _______________________________________ 
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? __________________________________________________________________________ 
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? ___________________________________ 
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _________________________________________ 
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ________________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ____________________________________ 

12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ________________________________________________________________________________________

…………………………….

элементами тренинга и интерактивной викториной «Сила слова или яд сквернословия»

Свистунова Яна Николаевна, педагог-психолог

Статья отнесена к разделу: Школьная психологическая служба

Цель:

Задачи

  • Расширить знания детей о вредных привычках.

  • Воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества.

  • Побуждать к нравственному самосовершенствованию.

Подготовительная работа

  • Провести анкетирование среди участников: “Сквернословие в моей жизни”.

  • Подготовить плакат “Дерево доброты”.

  • Оформить кабинет наглядными материалами Приложение 1 (стихи, пословицы, поговорки).

  • Распечатать “Памятки доброты” по количеству детей, участвующих в занятии.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, игрушечный микрофон, фломастеры, поролон, пропитанный гуашью разных цветов (листва “Дерева доброты”).

Перед проведением  занятия, необходимо раздать воспитанникам анкеты “Сквернословие в моей жизни” Приложение 2.

Содержание

  1. Организационный момент. Игра “Необычные приветствия”.

  2. Представление результатов анкетирования, темы занятия.

  3. Информационный материал.

  4. Игра “Волшебный микрофон”.

  5. Упражнение “Дерево доброты”.

  6. Викторина.

  7. Заключительное слово, обратная связь, раздача памяток.

Ход занятия

Все занятие сопровождается слайдами презентации Приложение 3

1. Игра «Необычные приветствия»

Спросите ребят, как люди обычно приветствуют друг друга. Какие движения они при этом делают? Спектр достаточно широк: от кивков до поцелуев. Остановимся на среднем варианте — рукопожатии. Почему люди жмут друг другу именно руку? Просто это традиция. А значит, все могло бы быть совсем иначе. Например, эскимосы трутся носами вместо поцелуев. Так что и мы сейчас будем приветствовать друг друга новыми, необычными способами.

Итак, как только вы включите любую танцевальную музыку, дети должны начать ходить по комнате (можно также прыгать и танцевать). Когда музыка затихнет, то вы произнесете слова: «Раз, два, три, друга найди!» В это время каждый ребенок срочно должен найти себе пару и встать с ней рядом. Тогда вы скомандуете — «Поздоровайтесь …» — и затем назовете любую часть тела. Так в процессе игры дети узнают, что можно поздороваться ушками, мизинцами, пятками, коленками, ресничками, локтями и т. п.

Не забудьте поставить важное условие: каждый раз во время музыкальной паузы ребенок должен встать рядом с тем игроком, с кем он еще никак не здоровался. Таким образом, игру можно завершать, когда каждый ребенок поздоровался со всеми присутствующими.

2. Анализируя ваши анкеты, я поняла, что у вас случаются ситуации, при которых вы бываете, несдержанны по отношению к родителям, товарищам. Итак, на вопрос (представляется анализ ответов на вопросы из анкеты “Сквернословие в моей жизни” на усмотрение ведущего).

Сегодня у нас очень важная, трудная и в тоже время интересная тема. Наше занятие называется “Сила слова или яд сквернословия”.

3. Что же такое сквернословие? Итак, сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Но мало кто из вас догадывается, что сквернословие, как и хамство — оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань- это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.   Слово – не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: “Каков человек, такова его и речь”.

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки. Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.

Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

К еще более поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ — столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришли к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген

В целях эксперимента поливали зерна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговоренной молитвами, прорастали в 96 случаях. Если над стаканом воды прочитать молитву или выругаться, а потом выпить, то эффект от этой воды будет прямо пропорционален позитивной или соответственно негативной энергии. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные.

В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все “обруганные” матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи “обласкали” самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена. Результат превзошел все ожидания: в “благословленных” семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Вот такие, неопровержимые факты.

Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни.

Вывод: единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека- это изменение отношения человека к самому себе.

Как же избавиться от сквернословия?

Первое — не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть белой вороной. Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Скажите себе: “Все пусть говорят, а я не буду!” Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить. Ах, ты не пьешь? До сих пор не куришь? Не ругаешься? Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек, презрения.

Второе. Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Даже в самой ужасной среде есть люди, к которым грязь не пристает. Вот советы, которые помогут вам сделать свою речь лучше, богаче, чище.
Не копируйте других, не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”

Третье. Тренируйте себя просто говорить вежливо и красиво. Важно научиться думать и говорить о хорошем, помня, что наши слова материализуются, а помыслы реализуются. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно как можно больше комплиментов другим людям, например, “Ты сегодня очень хорошо выглядишь”, “Рад тебя видеть”, “Ты потрясающе здорово отвечал на уроке” и т.д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая вам очень нравится.

4. Игра “Волшебный микрофон”. Я хочу, чтобы каждый, кто держит “волшебный микрофон” в руках, подарил комплимент своему соседу слева.

Четвертое. Сквернословие — не есть способ расслабления. Может показаться, что расслабляться — это пить пиво, вино и сквернословить. Других развлечений нет. Но есть спорт, музыка, рисование, коллекционирование и многое другое. Да, вообще, чаще занимайтесь каким-нибудь позитивным, креативным трудом, например, лепкой, или посадите цветы или дерево.

5. Упражнение “Дерево доброты”. Ведущий предлагает посадить “Дерево доброты”. Для того чтобы оно росло крепким и здоровым участники должны удобрить почву добрыми словами (дети маркером вписывают слова), затем каждый участник прикладывает ладонь к поролону, пропитанному гуашью, выбирает место на ветке дерева и оставляет отпечаток своей ладони (листва дерева).

Рис.1

А сейчас, предлагаю вам принять участие в викторине. Для этого вам будет необходимо разделиться на две команды.

(дети делятся на 2 команды, избирается жюри)

Членам жюри ведущий раздает бланки Приложение 4

6. Викторина Приложение 5

7. Итак, у того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Я приготовила вам памятки добрых дел, но прежде чем вы их получите, позвольте мне прочитать стихотворение одной Московской школьницы:

Как богат и свободен наш Великий язык.
Как красив и чудесен его благостный лик…
Ведь же всё говорят: “Век живи – век учись”.
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим
И мой мир без него не богат, а убогий.
И для каждого он частица себя
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас
современным казаться?
Одеваться по моде и вслепую влюбляться?
Или взрослым хамить и детей обижать?
Или мат полюбить, или пьяницей стать? 
Нет и нет!

Это только лишь казаться
Современным быть —
Это уметь говорить,
Это красиво уметь выражаться

Я от всей души желаю вам стать по-настоящему прекрасными людьми. Пусть все в вас будет прекрасно: и мысли, и слова, и поступки!

Под музыку всем участникам занятия раздаются памятки Приложение 6

Информационные 

refdb.ru

Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие. Образовательные

Урок музыки

1 класс

Автор

Максименко Ирина Михайловна

учитель музыки,

МОУ «Гимназия №6»

г. Перми

Из всех выразительных средств музыки лишь звуковысотность и ритм находят непосредственное отражение в записи. Все знания, связанные с нотной записью, объединяются названием «нотная грамота».

Сама нотная запись является обобщением звуковысотных и ритмических представлений, приобретаемых на основе слухового восприятия. Запись помогает уточнить представления о мелодии как о совокупности высоты звуков, ритма, размера. Пение по нотам содействует более быстрому и прочному усвоению, а также запоминанию мелодии песни, помогает вспомнить уже забытую мелодию.

Нотная грамота является лишь частью, хотя и очень существенной музыкальной грамоты в целом.

Цель урока:

— знакомство с нотной грамотой.

Задачи урока включают в себя образовательные, воспитательные, развивающие.

Образовательные:

— дать понятия о нотной грамоте;

— научить писать, запоминать и называть ноты;

— развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

умения выполнять коллективные действия;

— развить инициативу учащихся;

— пробудить интерес к музыкальной грамоте.

Развивающие:

развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;

— целостность восприятия.

Учителю необходимо объяснить детям, что песни, так же как и стихи или рассказы, можно записывать и читать. Только записываются песни не буквами, а нотами. Ноты пишутся на пяти линейках, которые вместе образуют нотный стан. Надо подчеркнуть, что линейки в нотном стане отсчитываются снизу. Ноты нужно писать на линейках, между линейками и на добавочных линейках. Нужно объяснить различие между звуком и нотой: звук – это то, что мы слышим, поем; нота – то, что пишем, читаем по записи.

После того, как учитель объяснит детям нотную запись, они на каждом уроке систематически должны упражняться в пении по нотам (2 – 3 минуты).

Музыка вызывает положительные эмоции, оказывает благотворное влияние на умственное развитие детей. Известно, что положительные эмоции стимулируют деятельность человека. Я считаю, что именно применение презентации на уроках музыки помогает детям воспринимать информацию более доступно, более эмоционально и понятно.

Музыка пробуждает в человеке творческие силы, воображение и фантазию.

ТЕМА:

МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Урок № 9.

«Музыкальная азбука»

Тип урока:

Закрепление.

Цель урока:

Знакомство с нотной грамотой.

Задачи урока:

Образовательные

— дать понятие о нотной грамоте

— научить писать, запоминать и называть ноты

— развивать музыкальный слух.

Воспитательные:

умения выполнять коллективные действия;

— развить инициативу учащихся;

— пробудить интерес к музыкальной грамоте.

Развивающие:

развивать творческое воображение, внимание, наблюдательность;

— целостность восприятия.

Оборудование к уроку:

Доска, магниты, фортепиано, музыкальный центр, мини-дека, CD — диски, мини – диски.

Музыкальный материал:

Г.Струве, В.Семернина «Музыкальный корабль»,

О. Юдахина, В. Ключникова «Домисолька»,

В.Герчик, Н. Френкель «Нотный хоровод»,

В.Дроцевича, В.Сергеева «Семь подружек».

ПЛАН УРОКА

Этап урока

Приемы и методы

Время (мин)

1.

Организационный момент

сообщение

3 мин.

2.

Работа с учебником

постановка задания

5 мин.

3.

Углубление темы

информационно-сообщающий, объяснительный, беседа, объяснение, рассказ

12 мин.

4.

Разучивание песни

показательного изложения,

практический

9 мин.

5.

Слушание

побуждающий

4 мин.

6.

Игра «Живой звукоряд»

частично-поисковый

4 мин.

7.

Заключительный

сообщение

3 мин.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Приветствие детей.

Ответное приветствие.

2.

Дети вывешивают свои рисунки, рассказывающие о жизни музыки в школе (домашнее задание предыдущего урока).

3.

Вопрос учителя: «Какую «гавань» нам осталось посетить на школьном корабле?».

Звучит песня Г. Струве «Музыкальный корабль» в исполнении учителя.

— Вы заметили, что сегодня мы сменили наш корабль. Дальше в наше плавание по музыкальной стране мы отправимся на музыкальном корабле.

— Я думаю эта «гавань» для музыки -самая важная. Может быть, именно здесь и есть родной дом музыки. Муза нам подсказывает, что ключ к разгадке скрыт в самом названии «гавани» — «Музыкальная азбука».

Дети должны точно услышать пульсацию в музыке и показать покачивание корабля.

4.

— Что такое Азбука?

-Может быть, и у музыки есть такие буквы, которые можно записать? Возможно, они помогут нам увидеть, как музыка живет. А помогать нам будет как всегда наша Муза.

Слайд.

Давным-давно музыку записывали так (пошел слайд).

— Азбука складывается из букв, затем буквы, соединяясь друг с другом, образуют слова (ответ детей предположительно).

5.

И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.

Слайд.

Эти ноты все подряд

Образуют звукоряд.

Сколько же ноток получилось?

Семь.

6.

Ноты записываются на нотном стане, или нотоносце.

Открывает нотоносец скрипичный ключ.

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали «нотный стан».

И на нем все ноты-точки

Разместили по местам.

7.

Откроем учебник на странице 22.

Как назвали итальянцы музыкальные буквы?

Сколько нот в музыкальной азбуке?

Где записываются ноты?

А как попасть на нотный стан?

Ноты.

Семь.

На нотном стане.

Нужен скрипичный ключ.

8.

Слайд.

Фундамент дома – нота ДО,

Она живет в пристройке,

Квартира первая её –

Начало всей постройки.

Слайд.

Нота РЕ, ах, нота РЕ,

Подняться не решилась

А рядом с нотой ДО

Тихонько поселилась.

Слайд.

На первом этаже, смотри,

Из всей большой семьи

В квартире теплой номер три

Живет там только МИ.

Слайд.

Нота ФА, скажи на милость,

С нотой МИ там поселилась.

Слайд.

Ну а ЛЯ все посмотрите

Вдруг повисла словно в лифте

После ноты соль она.

Слайд.
Нота СИ, взяв свой багаж,

Третий выбрала этаж.

А теперь проверим вместе:

Все ли ноты здесь на месте?

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

— Кто отсутствует? – спроси.

Все на месте до одной

По порядку всех их пой.

9.

А теперь давайте познакомимся с голосами наших нот.

Исполняют звукоряд, называя ноты.

10.

А вы знаете, ребята, что у нашей Музы есть песенка про ноты.

Слайд.

«Семь подружек» В.Дроцевича, В.Сергеева – разучивание.

Показ учителем.

Работа над четкой дикцией и артикуляцией в быстром темпе, с интонационно и ритмически точным пропеванием затактовых шестнадцатых длительностей, над выполнением четких ритмов и коротких пауз..

Дети разучивают с учителем песню.

Далее предлагается исполнить песню вместе с учителем.

11.

Г.Струве, В.Семернина «Музыка всегда с тобой». Детям предлагается слушание. (Прослушивание на музыкальном центре).

О чем говорится в этой песне?

Похожа ли она на предыдущую песню?

Слушание.

Предполагаемые ответы учащихся.

12.

Игра «Живой звукоряд».

Учитель- «дирижер» раздает таблички с названием нот учащимся, выстраивает их по порядку и «играет» на них, словно нажимая определенные ноты на клавиатуре.

Дети вместе с учителем поют свои звуки.

Затем выбирается ученик – «дирижер».

13.

Слайд.

— Наше пребывание в «гавани» «Музыкальная азбука», к сожалению, заканчивается. Школьный корабль нас ждет, наше первое путешествие закончилось.

14.

Песню, которая вам больше всего понравилась, из нашего путешествия исполните дома родителям.

Домашнее задание записано.

15.

Урок окончен, пожелания успехов.

До свидания.

refdb.ru

10. Учебно-воспитательные задачи обучения биологии.

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний и овладение учебными умениями — необходимое условие формирования их мировоззрения, атеистических взглядов, гигиенического, полового, экологического, трудового и нравственного воспитания. В воспитании учащихся огромное значение имеет личность учителя биологии. Это должен быть биологически образованный человек и постоянно совершенствующий свои знания. Учитель биологии прежде всего пропагандист биологических знаний и воспитатель, под руководством которого формируется личность человека во всём многообразии его качеств: любви к Родине, природе, труду, пониманию ценности жизни во всех её проявлениях, стремлении к постоянному самообразованию и самовоспитанию. Успех в работе учителя, в решении стоящих перед ним образовательных и воспитательных задач зависит прежде всего от его понимания содержания педагогической деятельности, основных его функций, выполнение которых обеспечивает эффект образования и воспитания подрастающего поколения. Наряду и одновременно с вооружением учеников знаниями и развитием их мыслительных способностей, т. е. с решением образовательных задач, осуществляется и воспитание учащихся. Оно связано с выработкой научно правильных отношений к природе, обществу, труду, здоровью. Когда вырабатываются отношения и формируются мотивы, дети воспитываются. В этом заключается суть воспитания. К воспитательным задачам учителя биологии относится: возбуждение интереса к изучению биологии, формирование умений и навыков осуществлять профессиональную ориентацию школьников с учётом их склонностей и возможностей, вырабатывать правильное отношение к природе, осуществлять эстетическое и нравственное воспитание учащихся, переводить знания в убеждения и оказывать, воздействие не только на разум, но и на чувства. Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели — всестороннее развитие личности учащихся. Для достижения этой цели при обучении биологии решаются следующие воспитательные задачи:1 формирование научно — материалистического мировоззрения,2 нравственное воспитание,3 эстетическое воспитание,4 трудовое воспитание,5 экологическое воспитание,6 гигиеническое и половое воспитание,7 воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Все учебно — воспитательные задачи взаимосвязаны и обращены к личности школьника. Их группировка необходима для осознаний и комплексной постановки учителем учебно — воспитательных задач при подготовке и проведении уроков биологии. Учебно — воспитательные задачи определяются спецификой учебного материала, наличием в нём мировоззренческих и практических аспектов и должны быть конкретными и решаемыми в рамках урока. Поэтому важно конкретизировать учебно — воспитательные задачи, связанные с отдельными направлениями воспитания. Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду. Биология занимает одно из ведущих мест в трудовом воспитании школьников. При этом осуществляется ряд учебно — воспитательных задач:

1) политехническое образование на базе усвоения элементарных научных основ биологической промышленности, биотехнологии, сельского хозяйства, здравоохранения;

2) усвоение элементарных знаний о физиологии и гигиене труда;

3) овладение трудовыми умениями и навыками по выращиванию растений и уходу за животными, практическими действиями по охране природы;

4) воспитание любви к сельскохозяйственному труду, потребности в активной трудовой деятельности. Методологическую основу трудового воспитания школьников в процессе обучения биологии составляет учение о роли труда в возникновении и развитии человеческого общества, о роли трудовой деятельности в нравственном воспитании человека как обязательным социальным условием всестороннего развития личности. Воспитание нравственности — одна из важнейших задач школы. Нравственное воспитание проходит через все виды воспитания школьников в процессе обучения.

Охрана природы — одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления. Необходимо воспитывать экологическую культуру у учащихся, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Под экологическим воспитанием школьников в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание. Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.— научно — исследовательская: подготовка докладов, сообщений, написание рефератов с освещением экологических проблем глобального , регионального и локального характера.

Формирование экологических компетенций школьников. Компетентностный подход в экологическом образовании — новое направление исследований в теории и практике педагогики, отражающее основные идеи Концепции модернизации российского образования. Отличие экологически компетентного учащегося от экологически образованного заключается в том, что первый не только достиг определённого уровня экологических знаний, умений, навыков, но и способен реализовать их в повседневной жизнедеятельности. Основой формирования экологической компетентности школьника являются экологические компетенции. В самом общем виде под экологическими компетенциями подразумеваются способности учащегося понимать окружающую социоприродную среду и рационально взаимодействовать с ней.

Формировать у школьников экологические компетенции можно через подготовку его к самостоятельному ответственному действию по решению экологических проблем, осуществляемому на основе экологически ценностного самоопределения, и через активное взаимодействие с окружающим социоприродным миром, в ходе которого он учится понимать, изменять себя и окружающий мир.Образовательный процесс, нацеленный на формирование экологических компетенций школьников, должен быть ориентирован на создание ситуаций и поддержку действий, которые для учащихся имеют практический смысл и могут опираться на жизненный опыт. При этом огромное внимание уделяется организации всевозможных практикумов, разработке и реализации ученических проектов, проведении мероприятий, поддерживающих и развивающих способности общения у учеников.Форма их проведения рекомендуется максимально неформальная, способствуюшая развитию творческих способностей школьников.Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей и связывается с необходимостью усиления гигиенического контроля и внедрения дифференцированного подхода в обучении. Это должно облегчить учащимся адаптацию к современным условиям социальной среды, к системе образования, к пониманию сущности здорового образа жизни и готовности управлять своим здоровьем.

Основной целью является формирование общей человеческой культуры населения. Одну из основных ролей играет биология, т.к. в этой науки заложены объективные закономерности развития биологии без знаний, которых не может обойтись человек.

Основные цели:

1.Получение школьников знаний о природе, овладение доступными методами ее изучения, общими школьными умениями.

2.Формирование, единой научной картины мира.

3.Гигиеническое воспитание, формирование здорового образа жизни, способствующего сохранения физического здорового образа жизни.

4.Формирование экологической грамотности, понимающих значение связей природы для сохранения и целостности биологического разнообразия.

5.Установления гармоничного состояния со всем живым сообществом, самим собой.

6.Предпрофельная подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии.

studfiles.net

Задачи урока обучающие развивающие воспитательные Подготовка к написанию мини-сочинения на заданную тему. Развитие образного мышления и языкового чутья

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Предмет, класс

Русский язык. 9 класс.

Тема урока,

№ урока по теме

Лингвистический комментарий к стихотворению К.Д.Бальмонта « Я мечтою ловил уходящие тени…».

Актуальность использования средств ИКТ

Возможность представления мультимедийной презентации, использования Интернет ресурсов.

Цель урока

Приобретение навыков лингвистического анализа поэтического текста.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Подготовка к написанию мини-сочинения на заданную тему.

Развитие образного мышления и языкового чутья.

Воспитание внимания к поэтическому слову, чувства любви к русской поэзии.

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Ресурсы сети Интернет.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Мультимедийный компьютер, проектор.

|Microsoft Powerpoint|

Образовательные ресурсы Интернет

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный

Цель

Проверка готовности учащихся к уроку.

Длительность этапа

2 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная.

Функции преподавателя на данном этапе

Организаторская.

Основные виды деятельности преподавателя

Проверить готовность учащихся к уроку.

Промежуточный контроль

ЭТАП 2

Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.

Цель

Длительность этапа

6 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайдов презентации, содержащих фотографии, картины, связанные с жизнью и творчеством поэта. Выразительное чтение стихотворения.

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная: слушают выступление учащегося по новой теме,обмениваются впечатлениями по прослушанному стихотворению.

Функции преподавателя на данном этапе

Информационная.

Основные виды деятельности преподавателя

Направляет беседу, вносит поправки.

ЭТАП 3

Лингвистический анализ текста при медленном чтении, вдумываясь в каждое слово.

Цель

Найти скрытый, символический смысл содержания текста.

Длительность этапа

20 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная.

Функции преподавателя на данном этапе

Аналитическая.

Основные виды деятельности преподавателя

Ведёт беседу по заданным вопросам. Чтение стихотворения учащимися.

Промежуточный контроль

Этап 4

Закрепление.

Цель

Написание мини – сочинении на заданные темы.

Длительность этапа

10 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуально-обособленная.

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирующая.

Основные виды деятельности преподавателя

Отвечает на индивидуальные вопросы.

Промежуточный контроль

Этап 5

Объяснение домашнего задания. Выучить стихотворение.

Цель

Инструктаж.

Длительность этапа

5 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Коллективная.

Функции преподавателя на данном этапе

Информационная.

Основные виды деятельности преподавателя

Отвечает на индивидуальные вопросы.

Промежуточный контроль

refdb.ru

Рекомендации по формулировке целей занятий

Цели занятия — это глубоко продуманный путь организации и руководства деятельностью студентов в конечном виде. Ставить цель, — значит, предопределять, планировать, решать, что и как будет сделано на уроке. И при этом очень чётко представлять себе весь ход предстоящей на уроке работы и тот уровень, на котором материал должен быть усвоен: а) уровень представления: б) уровень знаний; в) уровень умений и навыков: г) уровень творчества.

Диагностика целей. Преподаватель должен ставить лишь ту цель, в выполнении которой он уверен. Ведь четкая постановка целей и их достижение создает ситуацию успеха и радости на уроке, без чего общение может превратиться в тяжелый, нудный труд. И следует отметить, что одной из черт современных педагогических технологий является, прежде всего, диагностика целей. т.е. каждый педагог, ставя цель должен быть, уверен, что она будет выполнена. Если уверенности нет, то цель должна быть на ступеньку снижена (в группах с более слабым контингентом). Преподаватель должен брать не количеством затраченного времени, а четко поставленной целью и ее достижением.

Требования к формулированию целей

Цель должна быть а) четко сформулированной: б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой: д) конкретной.

Чётко, грамотно сформулированная цель занятия — это лишь одно, но очень важное из слагаемых педагогического мастерства. Это один из кирпичиков здания, которое называется — урок. Если цели не сформулированы, или сформулированы не четко, это равносильно тому кирпичику, который уложен набекрень. Значит и весь сценарий урока преподавателем построен второпях и без логического завершения: Примеры неправильной постановки цели:

1.  Изучить тему: «Диэлектрические материалы»:

2.  Углубить знания студентов по теме «Проводники»;

3. Расширить кругозор студентов;

Все эти цели не конкретны, не проверяемы, нет критериев их достижения. Нa занятиях преподаватель должен решать постоянно триединую задачу: учить, развивать, воспитывать студента; поэтому и ставить учебную (дидактическую), развивающую и воспитательную цели урока, а лично перед собой еще и методическую. Например, совершенствовать пошаговую систему контроля знании студентов,. используя нетрадиционную форму урока «урок-метро».

Формулирование учебных (дидактических) целей

Государственный образовательный стандарт четко определил уровни усвоения знаний студентами.

Часть материала на уроке преподаватель преподносит для ознакомления, чтобы студенты имели представления о каких-то фактах, событиях. Это 1 уровень усвоения. Каковы могут быть формулировки и дидактических целей урока 1 уровня материала?

1 Познакомить студентов с методами определения твердости металлов.

2 Дать  понятие «Поляризации диэлектриков». Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.

2 уровень — это уровень знаний, пересказа. Пример постановки целей данного уровня:

1  Изучить материал научно-практической конференции по магнетизму:

2  Повторить классификацию припоев и флюсов;

При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.

3 уровень  — уровень умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях. Например:

1  Способствовать овладению техникой замера ёмкости конденсаторов:

2  Стремиться к выработке навыка работы с осциллографом:

3 Способствовать отработке навыка определения удельных сопротивлений диэлектриков:

4 Систематизировать знания студентов по теме «Контактные материалы»

Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».

Развивающие цели урока

«Студент не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь». Эти слова должен помнить каждый преподаватель, ведь задача педагога не просто передать студенту сумму знаний по теме, а научить эти знания применять в жизни. Преподаватель должен научить студента оперировать я ими знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное. Развивать у студента память, логическое мышление. Чтобы занятие было не просто учебным, а развивающим, необходимо четко формулировать развивающие цели.

Примеры формулировки развивающих целей занятия:

  1. Способствовать развитию логического мышления;
  2. Развивать память:
  3. Развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;
  4. Развивать умение выделить главные свойства электрорадиоматериалов;
  5. Развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать.
  6. Paзвивать умение составлять план и пользоваться им;
  7. Развивать умение составлять факты и события;
  8. Развивать наблюдательность
  9. Paзвивать внимание.

Воспитательные цели урока

Без участия в воспитании вся педагогическая культура, все знания педагога являются мертвым багажом. На каждом уроке педагог должен стремиться воспитать лучшие качества в своем студенте, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. Так как на одном занятии невозможно сразу же воспитать студента, то в формулировке воспитательных целей лучше использовать слова: «стремиться воспитать»;

«способствовать воспитанию».

Примеры формулировок воспитательных целей:

  1. Стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта. отзывчивости, отрицательного отношения к алкоголизму. наркомании, стремление к физическому здоровью;
  2. Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности за сохранение тайны;
  3. Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, бережного отношения к психике больного, умению управлять эмоциями.
В педагогической работе нет мелочей. И умение формулировать цели является одним из критериев мастерства педагога.

student39.ru