Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека – Регламентация и управление деятельностью и поведением -воспроизводство и социализация человека

ТЕСТ № 2. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Типы общественного развития.

ТЕСТ № 2. 9 КЛАСС. Блок Человек и общество. Типы общественного развития.

1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 26

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

  1. реформа, 2) революция 3) социальная динамика, 4) эволюция, 5) общественный регресс.

Ответ: 46

3. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.

2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.

3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация к уже отжившим социальным структурам и отношениям.

4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой-либо стороны общественной жизни.

5) Общество представляет собой сложную статическую систему.

Ответ: 12

4. Какие из перечисленных социальных фактов иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите все цифры, под которыми они указаны.

1) получение новых материалов в результате развития нанотехнологий

2) повышение производительности труда в результате рационализации организационной структуры производства

3) психическая зависимость масс людей от доступа к интернету в результате появления онлайн-игр и социальных сетей

4) возможность быстрого тиражирования информации в результате развития компьютерных технологий

5) возникновение органически не перерабатываемых отходов в процессе высокотехнологичного производства

6) появление «городов-призраков» в результате миграции населения в крупные мегаполисы

Ответ: 356

5. В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Основными социальными ячейками являются племя и большая семья

  2. Происходит рост численности городского населения

  3. Устная информация преобладает над письменной

  4. Интенсивно развивается инфраструктура

  5. Широко распространяются научные знания

  6. Господствует натуральное хозяйство

Ответ: 136

6. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) натуральный характер хозяйства

Б) ведущая роль информации в жизни общества

В) появление массовой культуры

Г) сословная структура общества

Д) выдвижение на первый план сферы услуг

1) индустриальное

2) постиндустриальное

3) традиционное (аграрное)

Ответ: 32132

7. В стране Z городское население растет быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Государство гарантировало личную свободу граждан и создает условия для самореализации личности.

2) Происходит становление сословной структуры.

3) Религиозные организации играют ключевую роль в общественной жизни.

4) Преобладает натуральный обмен (бартер).

5) Произошла механизация производства.

6) Производство концентрируется на крупных предприятиях, в промышленных районах.

Ответ: 156.

8. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) возрастание численности людей, занятых в сфере услуг

Б) информатизация экономики

В) возникновение крупного машинного производства

Г) господство транснациональных корпораций

Д) начало и развитие процесса интенсивной урбанизации

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

3) постиндустриальное

Ответ: 22121

9. Найдите в приведенном списке черты, присущие постиндустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Развитие сферы услуг

  2. Рост численности рабочего класса

  3. Отсутствие социальной стратификации

  4. Использование информационных технологий

  5. Новые интеллектуальные возможности

Ответ: 145

10. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) развитие высоких технологий

Б) механизация промышленного производства

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) натуральный характер хозяйства

Д) общинный уклад, коллективизм

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

3) постиндустриальное

Ответ: 32311

11. Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества

  2. Глобальными проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира

  3. Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровнях экономического развития стран мира

  4. Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов

  5. Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации

Ответ: 134

12. Установите соответствие между процессами глобализации и ее последствиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОСЛЕДСТВИЯ

ПРОЦЕСС ГЛОБАЛИЗАЦИИ

А) распространение международного терроризма в планетарном масштабе

Б) Усиление конкуренции и борьбы за сохранение и расширение геополитического влияния

В) препятствие развитию национальных производств

Г) возможность воспользоваться техническими достижениями развитых стран

Д) замыкание инвестиционных потоков частного капитала на развитых странах

1) экономическая глобализация

2) политическая глобализация

Ответ: 21121

13.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

1) движение; 2) изменение; 3) техническая революция; 4) совершенствование; 5) упадок; 6) деградация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 34

14. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и выделите цифру, под которой оно указано.

1) интеграция; 2) рост; 3) дифференциация; 4) социальная динамика; 5) инновация; 6) деградация; 7) эволюция.

Ответ: 4

15. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Общество — целостная самоорганизующаяся система взаимоотношений между людьми.

2) В структуре общества выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную подсистемы.

3) Социальные институты организуют удовлетворение определенных потребностей общества и человека.

4) Динамичность социальных институтов проявляется в их обособленности от природной среды.

5) Социальным регрессом называют направление развития от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным.

Ответ: 123

multiurok.ru

Функции и цели социализации личности

Сущность социализации

Социализация является сложным и многогранным процессом взаимодействия человека с внешней средой. Следует выделять социализацию в широком и узком смысле.

В широком смысле социализация понимается как процесс становления человека как биопсихосоциального существа.

В узком смысле социализация характеризуется как взаимный двусторонний процесс, который включает в себя с одной стороны усвоение социальных норм и правил индивидом, а с другой стороны функционирование человека как активного субъекта в системе социальных отношений с помощью деятельности и общения.

Стадии социализации и их основные цели

Социализация проходит в несколько последовательных этапов:

  • детство. Период детства характеризуется самоопределением и формированием собственного Я. Основной целью этого этапа является становление самостоятельной личности человека.
  • юность. Данный этап ставит перед молодым человеком множество ситуаций, требующих выбора. В этот период человек определяется в профессиональном плане и выбирает спутника жизни.
  • зрелость. Данный этап – этап самореализации. Основная цель данного этапа заключается в становлении человека в профессиональном плане и в роли супруга и родителя
  • старость. Этап самосознания. На данном этапе основной целью является осознание результатов прожитой жизни, принятие себя.

Цели социализации

Замечание 1

Социализация является сложным процессом, независимо от этого можно выделить основную цель социализации – усвоить социальные нормы и ценности, необходимые для успешного взаимодействия с обществом.

В рамках основной цели социализации, можно сказать о том, что человек должен усвоить дисциплину, цели, собственное Я и роли.

В рамках социализации человек усваивает те или иные нормы поведения, принятые в обществе, тем самым формируется дисциплина. Также можно говорить о том, что общество закладывает в нас те или иные цели, достижение которых возможно в результате успешной социализации. Обретя цели в обществе, человек осознает себя через одобрение или осуждение общества.

В процессе социализации человек также учится исполнять определенные социальные роли в определенных социальных статусах.

Функции социализации

Функции социализации как двустороннего процесса:

  1. Усвоение социальных норм, знаний, ценностей, социальной информации, необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных отношений
  2. Освоение различных форм и видов деятельности для усвоения и накопления социального опыта
  3. Понимание себя как субъекта социальной действительности с помощью усвоенных социального опыта и социальной информации.
  4. Самоидентификация, самоопределение личности посредством поиска собственного Я, что позволяет осознать выполняемые социальные функции и роли
  5. Воспроизведение социального опыта посредством преобразующей деятельности

Принято выделять две группы функциональности социализации:

  • Личностная заключается во всеохватывающем последовательном развитии человека в обществе. В обществе и при помощи его механизмов человек получает способность к пониманию себя и других, формирует особенности своего поведения и характера, вступает в межличностные отношения.
  • Общественная характеризуется формированием и развитием культуры посредством самовоспроизводства общества.

Исходя из этих групп функциональности, выделим основные функции социализации. Так, нормативно-регулятивная функция означает, что посредством социальных норм человек формирует свое поведение в обществе, и социальной группы в целом.

Личностно-преобразовательная. В рамках межличностного взаимодействия человек проявляет свою индивидуальность, тем самым, отделяя себя от остальных. Социальные отношения строятся им на основе его собственных целей, мотивов, желаний, идеалов и ценностей.

Ценностно-ориентационная. Данная функция заключается в том, что человек функционирует в обществе, придерживаясь ценностей, принятых в этом обществе. Ценности определяют отношение человека к его семье, родителям, друзьям, общению и материальным благам и т.д.

Информационно-коммуникативная. Процесс социализации строится посредством общения человека с обществом, социальными группами, людьми, в рамках которого происходит обмен информацией.

Прокреативная. Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.

Творческая. Процесс социализации сопровождается стремлением человека к созиданию, творчеству и улучшению, в случае, если мы говорим об успешной социализации.

Компенсаторная. Данная функция характеризуется воспроизводством недостаточных психофизиологических особенностей человека, активизируя эти силы для борьбы с заболеванием. Эта функция направлена на формирование способности к противостоянию общественному мнению, приспосабливая человека с особенностями к жизни с ней в обществе.

Замечание 2

Таким образом, можно говорить о всеохватывающем масштабе социализации. В случае сложностей в выполнении той или иной функции встает вопрос о десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация и ресоциализация

Определение 1

Десоциализация – это процесс утраты человеком приобретенного социального опыта, распада социальных норм и ценностей.

Десоциализация бывает различной по степени выражения, от легкой дезориентированности в общественных отношений до полной утраты связей с обществом.

Чаще всего десоциализация обусловлена экстремальными условиями, в которых оказывается человек. Например, попадает в тюрьму или в психиатрическую больницу.

Определение 2

Ресоциализация – это усвоение новых социальных норм и ценностей на место прежних, ранее разрушенных.

Смысл ресоциализации заключается в том, что при столкновении человека с новой информацией, которая не отвечает его прежним ценностям и нормам, происходит их переосмысливание – ресоциализация.

Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопутствующими нормальным жизненным циклам человека.

spravochnick.ru

Что такое социализация и его функции

Социализация – наука, изучающая человека внутри общества, с присущими ему ценностными нормами, накопленным культурным опытом.

Функциональность социализации подразделяется на две разнонаправленные группы:

  1. Личностная — всестороннее поэтапное развитие индивида внутри социума. С помощью общества он учится лучше понимать себя, формирует поведенческие особенности, взаимодействуя в общении с окружающими, интерпретирует действия людей с жизненного опыта.
  2. Общественная. Является фактором воспроизведения человечества в нормальных условиях. Жизнь циклична, люди умирают, им на смену приходит новое поколение. Данная наука помогает не разорвать этот круг, а поддерживать его длительное время, общество умеет воспроизводить само себя, что важно для становления и сохранения развития культуры.

Функции социализации

1. Нормативно-регулятивную.

Определенные нормы, заложенные в истоках социальности, формируют в человеке дальнейшее поведение внутри этого общества и задают движение самой группы. Все, что происходит рядом с индивидом, оказывает на его психику огромное значение.

Социальный институт состоит из:

  • семьи;
  • политики;
  • брака;
  • государственной территории проживания;
  • религии;
  • образованности;
  • экономики.

Также сюда входят и другие сферы, с которыми соприкасается человек.

2. Личностно-преобразовательную.

Человек, общаясь с другими людьми, проявляет индивидуальные черты, интерпретирует себя отдельно от «стадности». Его социальные взаимоотношения строятся на собственных идеалах, желаниях, нацеленности, мотивационной установки.

3. Ценностно-ориентационную.

Она неразрывно связанна с нормативной регулятивной функцией. Каждый человек придерживается тех ценностей, по которым живет его ближайшее окружение. Например, мужчине из неблагополучной семьи, где отец унижал и оскорблял мать на глазах ребенка, будет трудно в будущем построить семью, основанную на доверии и любви. Эти ценности влияют на его отношение:

  • к семье;
  • друзьям;
  • здоровью;
  • общению;
  • материальному благополучию;
  • статусу и положению в социуме;
  • свободе;
  • развлечениям, хобби;
  • работе;
  • получению удовлетворения от деятельности;
  • творчеству;
  • духовным ценностям;
  • самореализации;
  • обучению;
  • стабильности.

Иногда индивид задает себе слишком высокую планку жизненных целей. Он стремится к славе, здоровью, богатству, тем самым загоняя себя в ловушку собственных представлений и желаний.

4. Информационно-коммуникативную.

Личность взаимодействует в общении с социумом, с сложившейся системой или группой.

В процессе разговора происходит получение информации, с последующим формированием индивидуального образа жизни.

5. Прокреативную.

В личности зарождается готовность к действию по отработанной схеме.

Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.

6. Творческую.

При конструктивном подходе социума человек всегда нацелен на стремление творить, усовершенствовать и улучшать окружающий его мир. Он целеустремлен и выход всегда найдет из любой ситуации, сложившейся нестандартно. Ориентируется в возникающих проблемах на свои знания, навыки, а также опыт предыдущих поколений.

7. Компенсаторную.

Она отвечает за восполнение недостающих психических, физиологических, интеллектуальных особенностей индивида. Она активизирует силы человека для борьбы со своим недугом. Помогает противостоять окружающему мнению, которое может подавлять индивида как личность, воздействуя на него эмоционально. Адаптируют к последующей жизни со своей особенностью за счет компенсации другими качествами.

Часто компенсаторная функция превращается в консолятивную, характеризующаяся утешением.

По функциям социализации можно проследить становление общества как отдельно взятой субкультуры, и развитие личностных характеристик индивида в нем. Каждая особенность, несомненно, важна для продолжения рода и культурного обогащения населения, передающееся потомкам.

psychologyc.ru

Основы Обществознания

Основы Обществознания

 

Наш интернет ресурс посвящен основам обществознания. Общество – очень сложное понятие, поэтому предмет обществознания – это целый комплекс дисциплин, включающий в себя основы общественных наук, таких как социология, философия, экономика, правоведение, политология и др.

 

Сайт состоит из двух больших разделов: “Основы философских, экономических и социологических знаний” и “Основы политико-правовых знаний”. Первая глава РАЗДЕЛА I, посвящена общей методологии знаний (философии). Рассмотрена характеристика общества, его видов и путей эволюции; человека как продукта биологической, социальной и культурной эволюции; формы и виды знания; духовная культура общества.

Следующая глава посвящена экономике как науке и хозяйству. Экономические отношения являются базовыми общественными отношениями, которые детерминируют социально-политическую и правовую сферу общества.

Третья глава — “Социология” — акцентирует внимание на особенностях социальных отношений, социальных общностей и институтов социальной стратификации.

Первый раздел дает понимание культурной и нравственной ценности общего знания о человеке и обществе, основных положений, понятий и категорий, которыми оперируют философия, экономика, социология.

 

Вторая часть сайта (РАЗДЕЛ II) начинается главой “Политология”, освещающей проблемы власти и властных отношений, политической системы и ее институтов, политической культуры общества.

Наиболее широко в данном разделе представлены вопросы, изучаемые правоведением. В этой части содержатся общие положения теории и истории государства и права, выявляется их историческое развитие; рассматриваются вопросы, посвященные конституционному праву России, основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, федеративному устройству, органам государственной власти.

Раздел завершается характеристикой и раскрытием содержания основных положений современных отраслей права: конституционного, административного, муниципального, гражданского, потребительского, семейного, трудового, уголовного и экологического.

 

Данный ресурс поможет абитуриентам ВУЗов в освоении курса обществознания. Полагаем также, что наш сайт окажется полезным учителям при преподавании, а школьникам при изучении курса обществознания.

social-sciences.ru

статья 29. Социальный институт образования, его функции в обществе

Образование как социальный институтс одной стороны, является совокупностью определенных учреждений, лиц, которые обеспечены определенными материальными средствами и выполняют соответствующие социальные функции, а с другой — это система идей, правил, норм, стандартов поведения участников образовательной деятельности. Образование — это один из древнейших и важнейших институтов общества.

Социальный институт образования предоставляет постоянства и определенности общественным отношениям в отношении накопления и передачи знаний, социального опыта, воспроизводства и развития культуры, целенаправленного формирования личности, интеллектуального потенциала общества.

В социологической науке существует несколько концептуальных подходов к определению содержания и функционального значения деятельности институтов образования. Представители функционального подхода (Кларк, Херн) особое значение придают положительной функции образования. Еще Е. Дюркгейм подчеркивал, что главной функцией образования является передача ценностей доминирующей культуры. Однако культурная направленность и культурные ценности существенно различаются в разных обществах, даже в разных социальных группах того самого общества, что обусловливает существенные различия в содержании различных систем образования. Привлекая молодежь к общественных культурных ценностей и идеалов, образование способствует поддерживанию социального порядка, а обеспечивая воплощение в жизнь новых технологий, научного переосмысления существующего знания — способствует социальным изменениям, развития общества.

Следовательно, в соответствии с этой теорией институт образования возникает прежде всего как средство социального контроля, как механизм регулирования социальных отношений для создания равных возможностей социальной мобильности.

Авторы теории человеческого капитала (Андерсон, Хэлси, Флауд) считают, что образование — это капиталовложение в будущее человека, которое впоследствии сможет дать выгоду. По их мнению, потраченные в прошлом усилия обязательно будут вознаграждены в будущем. Итак, статус взрослого человека обусловливается количеством и качеством капиталовложений в процесс ее образования.

Согласно теорией конфликта (Гінтіс, Боулз, Колинз) образование является отражением различных групповых конфликтов, она способствует эксплуатации и угнетению социальных групп, которые находятся в менее благоприятных условиях. Сам процесс распространения образования представители этой теории связывают как с потребностью в квалифицированных кадрах, так и с борьбой статусных групп за права, привилегии, власть, богатство. Конфликты по поводу требований к уровню образования возникают между группами, имеющими все это, и теми, которые стремятся иметь. Первые настаивают на соответствия образования определенным «стандартам», другие — на свободном доступе к ней. Следовательно, эта теория утверждает, что образование способствует сохранению структуры социального неравенства в обществе.

Исследуя образование как социальный институт, социология изучает его (института) роль в государственной жизни общества исходя из проблем социализации личности, определение места образования в системе культурных ценностей, социальных ориентаций. Ведущей является проблема поведения человека в образовательном пространстве, ее отношение к института образования, мотивации образования и т.д. В изучении самого процесса образования предметом социологического анализа является взаимодействие его субъектов и механизмы этого взаимодействия. Такими субъектами являются социальные группы учащихся, преподавателей, научных работников, учебно-вспомогательных звеньев, управленцев среднего и высшего звена. Они различаются по своим интересам и отношением к учебного процесса.

Характерным является то, что образовательные функции не только способствуют воспроизводству общества, его социальной стабильности и интеграции, но вместе с этим обеспечивают его социальные изменения и развитие. Поэтому социальный институт образования рассматривается социологами во взаимосвязи с другими институтами — экономики, семьи, политики, религии — в связи со стратификацией общества.

Функционирование социального института образования связано в первую очередь с удовольствием таких потребностей общества, как воспроизведение различных категорий рабочих, культуры производства, привлечение молодого поколения к труду, подготовка его к выполнению различных видов профессиональной деятельности, ролей, занятие определенных должностей, обладание определенных позиций в современном обществе. Как уже отмечалось, эту функцию выполняет семья, но только частично. Это очень сложный процесс, требующий больших материальных затрат, времени, профессиональных возможностей. Семья не в состоянии обеспечить полным объемом знаний, навыков, умений, которых требует настоящего. Только система образования, представленная различными учебными заведениями, способна эффективно выполнить эту функцию, которая определяет характер взаимосвязи образования с развитием производительных сил общества, воспроизводит его социально-ролевую структуру и называется в социологии профессионально-экономической функцией образования.

Одной из наиболее важных функций института образования является трансляция і распространение ценностей культуры в обществе. Речь идет о ценностях культуры в широком их понимании — научные знания, профессиональные навыки и опыт, достижения в искусстве, моральные нормы и правила, стандарты и традиции социального поведения и т.п. В то же время институт образования выполняет функцию обеспечения исторической преемственности, использования исторического опыта и духовного наследия поколений.

Выполняя эту функцию, институт образования воспроизводит характер отношений личности с обществом, отражает их разнообразие.

Важной функцией института образования является социализация личности, адаптация молодежи к социальных отношений, общественной жизни, привлечение к социально-культурных ценностей, формирования установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, которые присущи именно этому обществу.

Образование не только знакомит с культурными ценностями, нормами, социальными ролями, но и способствует их интернализации, воспроизводству определенного образа жизни, то есть выполняет интегрирующую функцию. Благодаря образовании происходит интеграция личности и отдельных групп населения в социальную систему. Они становятся субъектами совместных действий. Уже сами учебные заведения (школы, институты) объединяют учебным процессом разных по физическим здоровьем, материальным обеспечением, семейным положением, культурным уровнем индивидов из разных этнически-классовых образований.

Благодаря образовании происходит переход людей из одних социальных групп к другим.

На современном этапе развития общества большое значение приобретает инновационная функция — обеспечение социальных и культурных изменений. Эта функция реализуется проведением научно-исследовательской работы в стенах самих вузов, а также выполнением заказов фирм, промышленных предприятий, различных учреждений на проведение исследований, в результате которых разрабатываются мероприятия для совершенствования и развития социальных и культурных процессов.
С этой функцией связана еще одна — сочетание образования с наукой и производством, что способствует ускорению научно-технического прогресса, совершенствования самой системы образования, потому что новые научные идеи и открытия включаются в учебных программ, обеспечивая высокое качество подготовки специалистов.

За перехода от тоталитарного режима к демократическому чрезвычайно важной становится воспитательная функция образования. Именно образование, обеспечивая процесс гармонизации и совершенствования человеческих качеств, должна сформировать новый тип личности, нового гражданина, который не был бы отягощенным коммунистической идеологией и стал бы активным участником социально-экономических и политических преобразований. Образование должно стимулировать саморефлексию — глубокое осознание человеком своей сущности и личных потенций.

Обучение языку, истории, литературы, принципов морали является предпосылкой формирования общепризнанной системы ценностей, благодаря чему человек учится понимать других людей и самого себя, становится сознательным гражданином страны.

В рамках этой функции социология исследует проблемы обучения в контексте становления и развития личности. Обучение в социологическом смысле — это не столько приспособления, умение взаимодействовать с социальным окружением, сколько освоение культуры этого взаимодействия.

Эта функция особое значение приобретает в настоящее время в связи с изменением глобальной цели образования, с ее гуманизацией. К сожалению, гуманизация образования даже в государственных программах «Образование», «Дети Украины» и т.д трактуется очень узко — как увеличение количества гуманитарных дисциплин без оглядки на глубину изучения их содержания. Между тем благородство, что соответствует самому высокому уровню социальности, понимания и уважения интересов и мнений других зависит не столько от объема знаний о человеке, общечеловеческие ценности, высокую мораль, сколько от умений и навыков гуманной взаимодействия.

Немаловажное значение имеет функция социальной селекции, для выполнения которой структура образования должна быть построена таким образом, чтобы уже с самого начала обучения автоматически обеспечить отбор наиболее одаренных и способных к обучению личностей. После обязательной восьмилетней образования (в зависимости от успеваемости и личных интересов) одни из учащихся продолжают обучение в двенадцатилетней школе, а затем некоторые из них идут в вуз; другие после окончания восьми классов будут учиться в профессиональных училищах, техникумах. В высших учебных заведениях тоже введена многоступенчатая образование, которое дает возможность выявлять лучших для продолжения обучения в магистратуре и аспирантуре. Непосредственно этой цели служит система специализированных и элитарных школ и совокупность определенных процедур отбора молодежи для обучения: тестируемый отбор по интеллектуальным развитием, за уровнем знаний по отдельным предметам и т.д.

Выполнение функции социальной селекции обеспечивает рациональное воспроизводства и обновления социальной структуры общества, а следовательно, и его нормальное функционирование. Это является прямым проявлением взаимодействия института образования и социальной структуры общества. Выполняя селекционную функцию, институт образования способствует социальной мобильности, созданию возможностей продвижения вверх на более высокую социальную ступень. Диплом вуза должно гарантировать возможность получить престижную и высокооплачиваемую работу, чем объясняется ценность высшего образования. Но на практике процесс социальной селекции еще очень далек от идеала, особенно в Украине, где усиливается расслоение общества на бедных и богатых, а следовательно, происходит нежелательный обратный влияние стратификации на образование. Досадно, но в нашем обществе доступ к престижной образования и следующие социальные перемещения в целом больше связаны не с качествами самой личности, ее знаниями и навыками, а с общественным статусом родителей, материальным благосостоянием, «полезными связями» и др.

В контексте совершенствования функциональной деятельности института образования чрезвычайное значение имеет актуализация такой его функции, как стимулирование самообразования, самоподготовки, постоянного стремления к знаниям. Самообразование, самостоятельное приобретение знаний и навыков не исчерпывают цели увеличения часов на самостоятельную работу учащихся и студентов в программах учебных заведений. Они должны дать человеку основательные навыки самостоятельной работы с книгами, документами или другими источниками подготовки.

banauka.ru