Общество понятие и структура тгп – 1.Предмет общей ТГП, её место и роль в системе общественных и юридических наук — Вопросы и ответы — Теория государства и права
|
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
тгп общество
1. Понятие общества
Системный подход к анализу общества
Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.
На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.
Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:
1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
2) браки заключаются между представителями данной общности;
3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
4) оно имеет свою территорию;
5) у него есть самоназвание и своя история;
6) оно обладает своей системой управления;
7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.
Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).
Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.
Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.
Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:
1) люди;
2) социальные связи и взаимодействия;
3) социальные институты, социальные страты;
4) социальные нормы и ценности.
Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.
Координация – это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация – это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе.
Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.
На основе системного подхода к анализу общества был разработан функционализм. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса. В современной социологии он дополняется детерминизмом и индивидуалистическим подходом (интеракционизмом).
2. Основные подсистемы общества
Как и любая сложная система, общество состоит из взаимосвязанных подсистем. Подсистема – это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система. Выделение подсистем общества также является важным вопросом для социологической науки.\
Поэтому неудивительно, что в разных социальных теориях существуют различные подходы к выделению подсистем общества. Так, в рамках марксизма общество состоит из двух подсистем: базиса и надстройки. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества. В надстройку входят организации, идеи и учреждения. К надстроечным идеям относятся политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные, философские воззрения, которые называются авторами марксизма формами общественного сознания. С каждой формой общественного сознания связаны определенные организации и учреждения.
С политическими идеями связаны политические институты общества (партии, движения, органы власти), с правовыми идеями – институты права, с религиозными – церковь и церковные организации.
При этом согласно марксистскому учению именно базис определяет характер надстройки, между ними существует линия причинно-следственной зависимости. Таким образом, все надстроечные явления так или иначе отражают экономические отношения, составляющие базис: одни – непосредственно (политические, правовые явления), другие – опосредованно (искусство, философия). Первичность и определяющая роль базиса по отношению к надстройке – это всеобщий закон.
При этом идея детерминации надстроечных учреждений экономическим базисом неразрывно связана с идеей относительной самостоятельности и постоянной активности надстройки. Относительная самостоятельность учреждений надстройки вырастает из общественного разделения труда и связанных с ним процессов постепенной дифференциации и обособления разнородных социальных функций.
Вокруг указанных функций концентрируются автономизирующиеся области общественной жизни. Эти сферы отличаются по содержанию, типическим признакам, занимаемому в обществе месту, поскольку различна природа лежащих в их основе социальных функций.
Однако марксистский подход к выделению подсистем общества не является единственным. Если в советской социологической науке этот подход и считался определяющим, то сегодня он уступил свое место цивилизационному подходу. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность четырех областей или сфер.
Слова «область» и «сфера» употребляются здесь не в естественнонаучном или математическом смысле. Они позволяют выделить в целом обществе его части, каждая из которых включает в себя элементы и отношения, объединяемые по их месту и роли в жизни общества.
Экономическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда.
Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. В нее входят промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.
Политическая сфера – это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику.
Возникновение политической власти обуславливается четким осознанием политических интересов. Поэтому политическая власть всегда направлена прежде всего на их удовлетворение. В эту сферу общества входят государство, его институты, политические партии, право, а также связь между ними.
Социальная сфера – это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества.
Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества:
1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения;
2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения.
Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга.
Духовная сфера – деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.
Все четыре сферы взаимосвязаны друг на друга и оказывают взаимное влияние.
Несмотря на то что в отличие от марксизма в цивилизационном подходе признается равенство всех подсистем общества, можно представить их вертикальную структуру в зависимости от их собственной роли в общественной жизни. Так, экономическая сфера играет роль добывания средств существования, являясь фундаментом общества.
Политическая сфера осуществляет функцию управления и является верхушкой общества.
Социальная и духовная сфера носят сквозной универсальный характер, пронизывая все общество и объединяя его экономическую и политическую составляющую.
Подводя итог, необходимо сказать, что только взаимосвязь всех подсистем общества обеспечивает его нормальное существование.
3. Типологии обществ
В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.
На сегодняшний день классификация обществ на основе господствующих в них политических отношений не потеряла своей актуальности.
В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;
2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;
3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;
4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.
Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.
Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.
Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера и др. исследователей.
В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:
1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;
2) механизация и автоматизация производства и управления;
3) массовое производство товаров на широкий рынок;
4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
5) рост урбанизации и социальной мобильности;
6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;
7) формирование гражданского общества.
В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.
Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:
1) глобальный характер информации, которая прорывает государственные границы и организационные барьеры;
2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;
3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;
4) расширение демократии, децентрализация общества.
В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
Однако существуют и определенные опасения, связанные с наступлением эры информационного общества. Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней в силу различных причин.
Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.
В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.
Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.
4. Гражданское общество, его признаки и основания
Термин «гражданское общество» восходит к идее полиса Аристотеля. У него гражданское общество равнозначно понятию политического общества и противопоставляется понятию «семья», с одной стороны, и понятию «этнос» – с другой. Таким образом, изначально значение термина «гражданское общество» можно определить словами Гегеля как «дифференциацию, которая выступает между семьей и государством». Сегодня понятие «гражданское общество» приобрело более конкретное значение, получило научную определенность, и его можно охарактеризовать как совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от государства и способных на него воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов.
Автономия гражданского общества от государства не отменяет их взаимосвязи, а наоборот, способствует взаимоконтролю и взаимоограничению государственных и негосударственных структур. В результате этого стимулируется движение к правовому государству, согласующему свою деятельность с законом, и ответственному обществу, учитывающему объективные потребности государства.
Одна из важнейших задач гражданского общества – добиться, чтобы государство не вторгалось в частную жизнь, а наоборот, охраняло ее.
Степень воплощения этого императива в реалиях публичной жизни – важный показатель существования гражданского общества. Гражданское общество имеет признаки, отличающие его от других негосударственных образований: церкви, общественных объединений, традиционной общины. Среди этих признаков можно выделить следующие:
1) комплексность, переплетенность хозяйственно-экономических, организационно-политических, социально-демографических и культурно-национальных отношений;
2) децентрализованный характер, т. е. невозможность создания гражданского общества централизованными органами государственной власти;
3) динамизм, подвижность различных ассоциаций при свободе их возникновения, ликвидации, деления, перегруппировки, переориентации;
4) демократизм, который определяется самостоятельностью и самодеятельным характером гражданских ассоциаций;
5) зависимость от образа жизни людей, генетическая и функциональная связь с материальной жизнью общества.
Помимо отличительных признаков, гражданское общество имеет и свою четкую структуру. Его элементы существуют во всех сферах общества, что характеризует его как сложную социальную систему. В экономической сфере элементами гражданского общества являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, потребительские общества, индивидуальные предприниматели и др.
В социальной сфере гражданское общество представлено сельскими общинами, жилищными кооперативами, товариществами собственников жилья, органами местного самоуправления, объединениями по интересам.
В общественно-политической сфере это различные общественные объединения и движения, лоббистские образования, профессиональные союзы, избиратели. В духовной сфере проявления гражданского общества – негосударственные средства массовой информации, религиозные объединения, творческие союзы, культурно-национальные общества и автономии.
Итак, нетрудно увидеть, что гражданское общество является сложным образованием, которое охватывает различные сферы общества. Во многом это обуславливается многогранностью функциональных задач, которые оно выполняет. Среди них:
1) воспроизведение ценностей, обычаев, норм, позволяющих осуществлять комфортное общежитие;
2) формирование и поддержка среды, в которой формируется активный социальный тип гражданина;
3) поддержание моральных устоев общества: порядочности, честности, гуманности, достоинства человека;
4) обеспечение формирования разнообразных форм собственности, многоукладной рыночной экономики;
5) регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, организаций, разрешение конфликтов;
6) осуществление самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни;
7) сочетание социальных симметрий и асимметрий в структурах гражданского общества, что позволяет поддерживать социальную справедливость;
8) создание форм демократического оппонирования и демократической конструктивной оппозиции.
Так как гражданское общество имеет выходы во все сферы и активно включается в политическую жизнь, то именно оно способствует формированию интересов и потребностей людей. Интересы и потребности людей нередко осознаются как включенные в социальный статус человека и гражданина. Другими словами они осознаются как сочетание интереса человека с его достоинством. Это сочетание воспроизводится в форме прав и свобод человека и гражданина. Эти права классифицируются в зависимости от включенности человека в те или иные ассоциации на три группы:
1) естественно-антропологические, реализуемые в рамках семьи, местной общины, личного состояния;
2) духовно-культурные, выражающие достоинство человека как мыслящего существа, включенного в сферу мировой культуры, духовных традиций этноса;
3) агентно-профессиональные, реализующиеся как способность человека производить материальные и нематериальные ценности, выступающие как товары и услуги и потребляемые другими людьми.
Формирование гражданского общества в России началось только в начале XX в., когда бурно происходило формирование легальных политических партий, складывался парламентаризм. Однако этот процесс был прерван большевизацией государственной власти.
Следующий этап становления гражданского общества начался лишь в 90-е гг. XX в. Однако этот этап был осложнен значительным ослаблением государства и разрывом между ним и обществом.
Поэтому вместо общественных объединений и организаций силу набирали организованные преступные группировки, коррумпированные чиновники, криминальные финансовые группы.
В итоге посредниками между гражданским обществом и государством стали мощные лоббисты и олигархические элементы. В результате не сложилась нормальная партийная система, ослабли профсоюзные объединения, возрос абсентеизм избирателей, атомизация гражданского общества. Все это указывает на невозможность говорить сегодня об окончательном формировании в России гражданского общества.
Политическая система общества — целостная, упорядоченная
совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических,
социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим
традициям и установкам политического режима конкретного общества.
Политическая система включает организацию политической власти, отношения между
обществом и государством, характеризует протекание политических процессов,
включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности,
уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, не
институциональных политических отношений.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем
совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее
подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой,
культурной образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы
наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими,
пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим оружием.
Центральное положение политической системы в этой структуре ее внешнего и
внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-
контрольной ролью самой политики .
Политическая система конкретного общества определяется его классовой
природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского
и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического
режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-
политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остроконфликтных
либо консенсунсных и т.п.), политико-правового статуса государства
(конституционного, развитыми или не развитыми правовыми структурами),
характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе
(сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности
(нейтралистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.),
исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически
активным или пассивным населением, с кровнородственными связями или без них,
с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).
studfiles.net
1. Понятие и структура общества
Первые человекоподобные существа появились 2-3млн лет назад. Современные виды появились значительно позже, примерно 40 т.л. назад. Само же человеческое общество появилось еще позднее.
Причины постепенной трансформации человечества в общество:
1)Запрет инцеста, т.е. запрет брака между близкими родственниками, т.к. инцест вызывал вырождение. Данное мнение более распространено среди восточных ученых.
2)Переход к систематическому занятию трудовой деятельностью (человек не только присваивает, но сам производит, следовательно, привило к появлению социума — социального объединения). Распространенное мнения среди отечественных ученых.
В это период происходит становление сознания, появляется язык, потребность в общении, языка, передаче накопленных знаний из поколения в поколение, совершенствование орудий труда. Это свидетельствует о качественном изменение человека — приближение к современному.
Согласно диалектико-материалиастической теории, понятие и структура общества возникли в результате естественного развития, они не навязаны извне. ГП являются атрибутами человеческого общества, их правовая трактовка невозможна без понятия и структуры общества.
Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой форму жизнедеятельности индивидов, обладающих сознанием, объединенных общностью потребностей и интересов, и находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом.
Человеческое общество состоит из индивидов (каждый человек является индивидом), но это не единственные его члены. Общественные потребности ведут к обособлению еще и отдельных групп индивидов, например семьи, классы, народности, нации, профессиональные группировки и т.д. Эти элементы общества постоянно взаимодействуют, т.е. в обществе образуется определенная структура с определенными закономерностями взаимодействия.
С философской точки зрения, структура – закономерные связи между элементами некой системы.
В качестве крупных элементов человеческого общества, определяющую его структуру, выделяют относительно обособившиеся друг от друга сферы человеческой деятельности:
Экономическая. Охватывает отношения по производству или получению, обмену и распределению материальных благ (вещи, продукты).
Социальная. Охватывает отношения по воспроизводству социальных качеств человека (важная роль социализации через общение, без него человек не совершит перехода из биологического существа в социальное).
Общение происходит в рамках различных социальных групп (каждый из нас является членом многих одновременно). Причины возникновения социальных групп могут носить естественный, материальный или духовный характер. Примерами могут служить кровные родственники (семья, род), единая территория также может служить причиной объединения (территория общины-государства, страны), единый язык, традиции, мышление, обычаи (народности, нации).
Функционирование этих объединений, взаимодействие с отдельными индивидами влекут социальную социализацию.
Кратологическая. Отношения, связанные с управлением отдельными людьми, их группами и обществом в целом.
Взаимодействие отношений требует определенного согласования, упорядоченности, опирающейся на власть, а если ее нет, то не возможен процесс социализации (наступит хаос и пойдет процесс возвращения к первобытному обществу).
Любое общество нуждается во власти, примиряющей, улаживающей разногласия в обществе.
Эту сферу называют, как правило, политической, но это ошибка, т.к. рассматривается структура общества любого времени, а когда говорят о политике, имеют в виду общество, знакомое с Г и П.
Духовная. Охватывает отношения по производству, воспроизводству и распространению человеческого сознания.
Одно из качественных отличий человека как социального существа — сознание.
Самое маленькое общество не может существовать без порядка. Любой порядок – стабильность, повторяемость отношений человечества. Этого можно добиться только при опоре на социальные нормы (продукт духовной сферы). Поэтому интерес юридических наук направлен на духовную сферу, как источник порядка.
Все сферы жизни общества постоянно взаимодействуют друг с другом. Связи, возникающие у них, имеют определенный характер.
Перечисленные сферы не равнозначны. Согласно материалистическому подходу, выделяют основополагающую сферу и подчиненные ей сферы. В любом обществе базисом является экономическая сфера (индивид не может жить без обеспечения своего существования, это осуществляется с помощью производства). Производственные отношения, входят в экономическую сферу – экономический базис (определение дали Маркс и Энгельс). Отношения в обществе носят материально-объективный характер, их системы не зависят от воли и желания отдельных индивидов, но люди стремятся к определенным достижениям задач, и они определяются уровнем развития производственных сил.
Но на эти отношения могут повлиять люди в определенной степени, т.к. люди преследуют, вступая в них, определенные цели (воля), следовательно, воздействуя на человеческое сознание, можно влиять на эти отношения.
Экономический базис определяет характер всех иных отношений в обществе.
Те отношения, которые включены в остальные сферы, объединены термином – общественная настройка (надстроечные отношения). Суда относятся социальная, духовная и кратосферы.
Особенности надстройки:
Они идеологичны (перед тем, как сложиться, проходит через сознание людей). Именно на идеологические отношения можно воздействовать в большей степени, поддаются управлению и регулированию.
Содержание, в конечном счете, определяются экономическим базисом (не могут быть более развитыми, чем экономический базис). Оно не может быть больше базиса.
Обладают относительной самостоятельностью по сравнению с экономическим базисом (с их помощью можно оказывать на него влияние, следовательно, существует обратная связь).
Структуру человеческого общества можно рассмотреть и под другими углами: в качестве самостоятельной системы можно взять социальную, духовную, кратосферу.
studfiles.net
1.Понятие и предмет теории государства и права.
[Введите текст]
Теория государства и права — это фундаментальная юридическая наука, изучающая общие и специфические закономерности возникновения, развития и трансформации государства и права как единых и целостных систем.
Объектом изучения науки теории государства и права выступает государство и право. Предмет теории государства и права – это общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Особенности предмета выражаются в том, что ТГП изучает государство и право в целом, обобщает опыт государственного и правового развития. Содержание предмета ТГП составляют основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.
Предмет ТГП составляют государство и право в их единстве, т.е. они являются органически взаимосвязанными и изолированно друг от друга существовать не могут.
Таким образом, теория государства и права:
— является общественной наукой – т.к. изучает такие общественные явления как государство и право;
— изучает только государственную и правовую стороны общественной жизни;
— выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.
2.Функции теории государства и права.
Функции теории государства и права – это главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль ТГП как науки в юридической практике и общественной жизни.
Можно выделить следующие функции теории государства и права:
1) Онтологическая – изучает государственно-правовые явления, анализирует их;
2) Прогностическая – прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляет закономерности развития и проблемы, которые могут возникнуть в процессе;
3) Гносеологическая – обеспечивает познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений.
4) Методологическая – изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
5) Прикладная – состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области;
6) Политическая – направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, создает условия для обеспечения научности государственного управления;
7) Эвристическая – функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
8) Воспитательная – функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
9) Идеологическая – характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
10) Практически-организаторская – проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;
11) Теоретико-познавательная – состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;
12) Учебная – призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.
studfiles.net
2. Структура теории государства и права
Теория государства и права
Сокращения
НПА—нормативно-правовой акт (акты)
ВС—Верховный суд РФ,
ВАС—Высший арбитражный суд,
КС—Конституционный суд,
1. Объект и предмет теории государства и права.
Наука — это система обобщённых знаний. ТГП — это система обобщённых знаний о государстве и праве. Наука: а) сумма, обобщение б) знание достоверные, дающие рекомендации к применению на практике.
Значение:1) Расширение общественно-политического кругозора (ориентирование в политике). 2) Повышает общую правовую профессиональную культуру. 3) Обоснование рекомендаций в области государственно-правового строительства. 4) Даёт знания в области правотворчества.
Особенности:1) ТГП является общественной — гуманитарной наукой. 2) Эта наука юридическое явление, а следовательно — властная. 3) Общетеоритическая наука (изучает общие закономерности присущие всем юридическим наукам. Для государства и права. Носит теоретический характер). 4) ТГП — абстрактная наука. 5) ТГП — философская наука, опирается на философские догмы и конкретизирует их.
Предмет науки ТГП — государственно-правовая надстройка.
Значение предмета: 1) позволяет определить содержание науки. 2) позволяет выявить отличие от других наук. 3) Позволяет сформулировать задачи и направления исследования. 4) Позволяет концентрировать научные силы на важных участках.
Структура предмета:
1. Явления— рассматривает государство и право как отдельные явления и одновременно зависимые друг от друга.
2. Государственно-правовые закономерности или законы развития— изучает общие закономерности. (возникновение, функционирование и развитие «=» переход).
3. Г-П понятия— создаёт терминологию и раскрывает сущность явления. Образует инструмент приобретения новых знаний. Через понятия создаётся наука.
4. Государственно-властные отношения и правовые отношения.
5. Правосознание — политическое сознание.
В зависимости от объекта выделяют 3 вида наук: технические, гуманитарные, биологические.
Объект науки— те явления, которые она изучает.Предмет— то, что интересует данную науку в конкретном объекте. Объект ТГП— государство и право, государственно-правовые явления. Предмет ТГП — наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства.
Различают общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, присущие государству и праву как общественным явлениям и изучаемые философией, социологией, общественными науками. ТГП опирается на эти данные. Поскольку государство и право специфические общественные явления, то у них есть своиспецифическиезакономерности (присущи лишь государству и праву) их и изучает ТГП. Предмет ТГП это и вопросы, характеризующие государство с точки зрения их формы, функций, механизма проявления; основные понятия; правосознание, явления, отношения, закономерности. Предмет ТГП это динамичные категория, и в связи с этим, некоторые учёные предлагают разделить ТГП (выделить из ТГП), отдельные науки типа: теория государства, теория права, социология права, философия государства и права, и т.д.
Нет однозначности мнения по этому вопросу в правовых кругах.
ТГП состоит из 3-х взаимодействующих частей:
1. Философия права— состоит из методологических проблем правоведения.
2. Социология права— вопросы эффективного действия законодательства, условия и причины правонарушений, социальная структура и уровни правового сознания населения.
3. Специально-юридическая теория— включает в себя: проблемы источников права, классификацию юридических норм, юридических фактов, коллизии норм, приёмов, толкования, применения юридических норм. Алексеев С.С.: «Данная структура носит условный характер, это общие направления в рамках единой науки, а не отдельные части».
В любом учебники можно найти следующую структуру ТГП:
1. Теория государства— вопросы касающиеся такого явления как государство: понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.
2. Теория права— вопросы затрагивающие такое явление как право: понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.
Также возможно выявление структуры ТГП по следующим основаниям: 1) В зависимости от метода и 2) объекта изучения.
3. Основные черты теории государства и права как науки.
4. Функции теории государства и права
Функции — основные направления исследовательской деятельности.
1. Онтологическая — (онтология — учение о бытие), нахождение и исследование материала о государственно-правовых явлениях, его систематизация, исследование и анализ.
2. Гносеологическая — (гносеология — учение о познание), связана с познанием ТГП, сущности, содержания и форм государственно-правовых явлений.
3. Эвристическая — ТГП не только познаёт бытие, но и открывает новые закономерности в государственно-правовых явлениях.
4. Прогностическая (предсказательная) — на основе полученных данных ТГП прогнозирует развитие государства и права в будущем, их проблемы.
5. Методологическая — разрабатывает методологию познания государственно-правовых явлений. Понятия и концепция ТГП заимствуется отраслевыми и специальными юридическими науками.
6. Прикладная (политическая) — консультация «политики», разработка практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности.
7. Учебная — обеспечивает общетеоретическую подготовку студентов.
В настоящий момент идёт переосмысление функций, появление новых, затухание старых, к примеру, не так давно прогностическая функция не играла существенной роли, так как считалось, что прогнозировать нечего (коммунизм => отмирание государства и права), теперь так уже никто не думает, и роль этой функции резко возросла.
5. Общая характеристика методологии тгп.
Методология-это учение о методах, принципах познания чего-либо.
Различают общий метод, присущий всем наукам, т. к. в его основе лежат наиболее общие законы развития природы, общества, и частные. Общий метод- это метод материалистической диалектики. Частные характерны для отдельных наук. Метод материалистической диалектики является наиболее эффективным способом изучения природных, социальных и мыслительных процессов.
Материалистическая диалектика предполагает использование различных законов:
1. Закон Единства и борьбы противоположностей — показывает на источник развития государственно-правовых явлений.
2. Закон Перехода количества в качество — как происходит развитие государства и права.
3. Закон отрицание отрицания. В соответствии с ним: всегда существует преемственность, т. к. на новом этапе государство и право сохраняет в себе все лучшее от прежнего этапа.
При изучении права метод материалистической диалектики проявляется в том, что государство и право рассматриваются как явления, которые, во-первых, определяются природой человека, различными условиями жизни общества. Во-вторых, они тесным образом связаны с другими социальными явлениями. В-третьих, государство и право постоянно развиваются. Метод материалистической диалектики применяется в юридических науках в совокупности с частными (специальными) методами.
К основным специальным методам ТГП относятся:
1. Сравнительный. Он предполагает сопоставление государственно-правовых понятий, явлений и процессов и выяснение между ними сходства или различий.
2. Социологический — исследование государства и права на основе фактических данных государствоведения и правоведения.
3. Формально-юридический. Его обычно связывают только с изучением права. Применение этого метода ведет к формированию в правоведении и государствоведении направления, которые называются догмой государства и права. Это составная часть ТГП.
4. Логический. Включает средства и способы логического изучения и объяснения права. Основан на формах мышления и законах формальной логики. Кроме этих методов в ТГП используются и другие специальные методы изучения права: моделирования, кибернетический метод и другие.
studfiles.net
13)Общество: понятие, признаки, структура.
Общество – это часть материального мира, относительно обособленная и отделённая от природы.
Признаки общества:
— первоэлементом общества является Homo sapience — человек разумный.
— Наличие у людей объективно обусловленных природой человека потребностей и интересов, носящих устойчивый характер. Например, объективными являются потребности в сохранении и воспроизводстве человеческого рода, в пище, в творческом самовыражении и т.д. Все потребности и интересы человека делятся на индивидуальные, коллективные, общие (в том числе общезначимые).
— Люди вступают в общение и взаимосвязи с себе подобными для удовлетворения вышеуказанных потребностей и интересов. Только вступая в отношения с другими людьми человек может реализовать себя как представитель человеческого рода, как личность. Социальные взаимосвязи и отношения составляют самое главное в обществе. Например, в обществе есть экономические, политические, социальные, духовные, культурные взаимосвязи. Однако, реализуя многообразные потребности и интересы, вступая во взаимосвязи, люди неизбежно вступают в конфликты.
— Для согласования интересов (индивидуальных, коллективных, общих), упорядочения взаимосвязей и разрешения конфликтов в обществе необходимо организующее воздействие на них, т.е. социальное регулирование. Социальное регулирование возможно осуществлять посредством персональных регулирующих воздействий (приказов, директив, указаний, рассчитанных на конкретную ситуацию и на конкретных исполнителей), а также посредством социальных норм (т.е. правил поведения общего характера, рассчитанных на персонально неопределенный круг лиц, на неограниченное количество аналогичных ситуаций и действующих как угодно долго во времени). Социальные нормы – это традиции, обычаи, моральные, религиозные, правовые, корпоративные нормы и другие.
— Чтобы гарантировать действенность, эффективность социального регулирования, необходима организованная сила – власть. Она организует, упорядочивает социальные взаимосвязи, т.е. осуществляет управление; в конечном итоге обеспечивает внутренний порядок и внешнюю безопасность общества.
— Общество стремится к самосохранению, самовоспроизводству и развитию.
Последователи марксистской доктрины считают, что основой объединения людей в общество является собственность на основные средства производства.
Структура общества – внутренне строение общества, отражающее многообразие его элементов (частей), обеспечивающее его целостность и динамизм.
Структура общества: социальные группы, социальные институты и организации, социальные ценности и нормы.
Социальные субъекты: индивиды, их группы и общество в целом являются носителями потребностей и интересов. Среди социальных общностей большее значение имеют социальные группы. Социальная группа – это устойчивая, однородная, сплоченная совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют. Самые ранние в истории человечества социальные Группы – это группы охотников, рыболовов, собирателей, родовые общины, племена. Виды социальных групп многочисленны: половозрастные (младенцы, дети, подростки, молодежь, взрослые, старики), национальные (немцы, англичане, французы), профессиональные (преподаватели, инженеры, слесари), политические (либералы, консерваторы, либералы), религиозные (мусульмане, христиане, буддисты), территориальные (селяне, горожане) и другие. Особенно важное значение имеет разделение общества на большие социальные группы (в т.ч. классы): аристократия, олигархия, класс собственников средств производства, класс наемных работников, рабов, высший класс, средний класс и т.д.
Социальный институт – это форма организации общественной жизни, обеспечивающей устойчивость отношений в рамках общества.
Семья – это социальный институт для воспроизводства новых членов общества.
Государство – политическая организация общества на определенной территории, обладающая суверенитетом, служащая для сохранения и развития общества в целом, а также решения классовых задач.
Различают организационные институты, их базой является организационная структура, и нормативные институты, их базой является система социальных норм. К первым относятся: государство, политические партии, СМИ, церковь, профсоюзы и т.п., ко вторым относятся: обычаи, мораль, религия, право и т.п.
Право как социальный институт есть система правил поведения, содержащаяся в формальных юридических источниках, регулирующих взаимоотношения людей в соответствии с признанными в данном обществе ценностями и идеалами и обеспеченных в своем действии государством, в т.ч. его принудительной силой.
Социальные институты представлены социальными организациями.
Социальная организация – этоэлемент институциональной структуры общества..
Признаки социальной организации :
1. Наличие цели. 2. Иерархическое строение, влекущее единство цели, устойчивость, эффективность. 3. Разделение труда по горизонтальному (специализация) и вертикальному признакам (наличие управляющей и управляемой подсистем). 4. Наличие внутриорганизационных норм, которые создаются управляющей подсистемой, их реализация контролируется, применяются санкции. 5. Все вышеперечисленное влечет целостность и порядок.
Виды организаций многочисленны. Различают формальные (возникают в результате политического, административного решения; в основе разделение труда, глубокая специализация, целесообразность, рациональность, юридические нормы, безличность, т.е. рассчитана на абстрактных индивидов, образцы поведения нормированы) и неформальные (спонтанно слоившиеся, действуют на основе межличностного общения, самоорганизации и саморегуляции). К первым относятся университеты, больницы, профсоюзы, муниципальные органы, государство.
Другая классификация организаций: добровольные, принудительные, утилитарные. В добровольных организациях члены обладают правом свободного входа и выхода, не получают платы за членство, нет структуры, лидеры работают бесплатно. Это клубы шахматистов, любителей туризма, собаководства, религиозные группы и т.д. В принудительных организациях становятся членами против воли. Это армия, морские суда, клиники для душевнобольных, тюрьмы и т.д. В утилитарные организации члены вступают с практическими целями. Это университеты, профсоюзы, корпорации. Они представляют собой среднее между добровольными и принудительными организациями.
В структуре общества также традиционно различают экономическую, социальную, политическую, духовно-культурную и информационную системы .
Виды обществ:
Догосударственные общества: группы охотников и собирателей, первобытные общины, племена, союзы племен, вождества и государственно организованные общества.
По способу производства и присвоения материальных благ различают общества с присваивающей и общества с производящей экономикой.
По способам получения средств к существованию различают общества эпохи дикости – время собирательства, охоты и рыболовства; эпохи варварства — земледельческо-скотоводческое производящее хозяйство, эпохи цивилизации – появление письменности, классов и государства.
По способу производства средств к жизни можно различить общества собирателей, аграрные, промышленные, информационные общества.
По уровню структурированности и развития социально-политических и экономических институтов, наличию стабильности, социальных гарантий и уровню жизни населения различают развитые и неразвитые общества.
К видам обществ можно отнести цивилизации: западную, китайскую, египетскую, античную, православную и другие.
Согласно формационному подходу (общественно экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени развития производительных сил) различают первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, коммунистическое общества.
Целостным социальным организмом, т.е. обществом являются люди и взаимосвязи между ними, находящиеся на территориях отдельных государств: французское общество, российское общество, американское общество и т.д.
Карл Поппер выделял общества открытые(обладает высокой степенью социальной мобильности, широкое взаимодействие с иными общественными системами) и общества закрытые(низкая социальная мобильность, ограничено взаимодействие с иными общественными системами).
studfiles.net
Понятие, предмет и функции тгп
ТГП – это сис-ма знаний о наиболее общ. Зак-номерностях гос-ва и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии гос-но-правовых явлений. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым помается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предмет ТГП составляют закономерности возникновения и развития государства и права, их сущность и назначение.
1) Наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Основные государственно-правовые закономерности: возникновение государства и права; смена их исторических типов; развитие их сущности; эволюция форм государства и права; построение системы органов государства и системы права; осуществление функций государства и права; пределы регулирующего воздействия государства и права на общественные отношения; расширение и обогащение прав личности и усиление их защиты; укрепление принципов демократии, законности и правопорядка; развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества; соблюдение, исполнение, использование и применение норм права; развитие самой юридической науки.
Исследование предмета теории государства и права предполагает характеристику государства и права как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с, другими социальными явлениями.
Т.е. данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества, где бы оно ни находилось. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик.
2) Система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки. Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что теория государства и права разрабатывает систему понятий не только для «себя», но и для всей юриспруденции, выступая своего рода ее азбукой, фундаментом. К таким понятиям можно отнести: право, источники права, правовые акты, норму права, институт, подотрасль и отрасль права, систему права и систему законодательства, правовые отношения, субъект и. объект права, правоспособность и дееспособность, юридический факт, правотворчество и законотворчество, применение и толкование права юридические коллизии и пробелы, юридическую практику и правонарушение, законность и правопорядок, правовые средства, субъективные права и юридические обязанности, дозволения и запреты, юридическую ответственность и наказание, правовые льготы и поощрения, правовые привилегии и иммунитеты, правовые стимулы и ограничения, механизм правового регулирования и механизм правового воздействия, правовые состояния и правовые режимы, правовую политику и правовую жизнь и т.д.
Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.
Функции теории государства и права представляют собой основные направления действия данной науки, необходимые для решения стоящих перед ней задач. Функции характеризуют ее теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни. Обычно выделяют:
С помощью онтологическойфункции (онтология — учение о бытии) теория государства и права познает существо государственно-правовых явлений, отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют и т.п.
Гносеологическая(гносеология — теория познания) функция теории государства и права состоит в выработке научных концепций, доктрин, правовых понятий, категорий, а также приемов и способов, помогающих научному познанию государства и права.
С помощью эвристическойфункции (эвристика — искусство нахождения истины) теория государства и права открывает новые закономерности в развитии государственно-правовых институтов, в частности в условиях современных рыночных реформ.
Прогностическаяфункция теории государства и права проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности, в определении тенденций развития государственно-правовой жизни, в выдвижении гипотез об их будущем.
Будучи фундаментальной наукой, ТГП выполняет и методологическуюфункцию, т.е. создает систему понятий и категорий, применяющуюся во всех иных юридических науках, имеющую основополагающее значение для юриспруденции в целом.
Осуществляя идеологическуюфункцию, теория государства и права приводит в систему идеи о государстве и праве, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.
Организационно-прикладнаяфункция теории государства и права проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства, в обеспечении научности государственного управления и правового регулирования.
Все названные функции теории государства и права взаимосвязаны и могут дать позитивный результат лишь будучи взятыми в определенном сочетании, комплексе.
studfiles.net