Общество как система характеризуется – Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики.

определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.

Общество
– исторически развивающаяся целостная
система отношений и взаимодействий
между людьми и их общностями, складывающаяся
в процессе их совместной деятельности.

Основные
признаки: 1)имя, 2) культура, 3) язык, 4)
история, 5) способность к самопроизводству,
6)свойство быть самой крупной единицей
социальной реальности, 7) способность
к саморегуляции, 8) устойчивость, 9)
наличие территории (и государства), 10)
наличие внутренней дифференциации.

Подсистемы:
1) экономическая (производство, услуги,
зарплата и т.д.),

2)
социальная (профессия, демография,
территория и т.д.), 3) политическая (органы
управления, партии, режимы), 4) социокультурная
(наука, религия, СМИ, искусство и т.д.)

8. Основные методологические подходы к анализу общества (системный, функциональный, детерминистский, индивидуалистский).

Системный
подход — направление методологии
научного познания, в основе которого
лежит рассмотрение объекта как системы.

Основные
принципы системного подхода:

• Целостность,
позволяющая рассматривать одновременно
систему как единое целое и в то же время
как подсистему для вышестоящих уровней.

• Иерархичность
строения, то есть наличие множества (по
крайней мере, двух) элементов, расположенных
на основе подчинения элементов низшего
уровня элементам высшего уровня.
Реализация этого принципа хорошо видна
на примере любой конкретной организации.
Как известно, любая организация
представляет собой взаимодействие двух
подсистем: управляющей и управляемой.
Одна подчиняется другой.

• Структуризация,
позволяющая анализировать элементы
системы и их взаимосвязи в рамках
конкретной организационной структуры.
Как правило, процесс функционирования
системы обусловлен не столько свойствами
её отдельных элементов, сколько свойствами
самой структуры.

• Множественность,
позволяющая использовать множество
кибернетических, экономических и
математических моделей для описания
отдельных элементов и системы в целом.

• Системность,
свойство объекта обладать всеми
признаками системы.

Функциональный
(упор на динамические изменения)

Детерминистский
(общество определяет поведение индивида
по доминирующей сфере)

Индивидуалистический
(отдельные личности определяют «лицо»
общества)

9. Типология обществ. Характеристика современного белорусского общества.

В
современном обществознании существуют
несколько типологий обществ.

Тип
общества — это совокупность устойчивых
признаков, которые характеризуют
общество в конкретное время и у конкретных
народов.

Типология
позволяет проследить, как изменилось
общество, какие этапы оно проходило.
Типология общества определяется на
основе определенных признаков или
критериев.

1.В
соответствии с признаком наличия или
отсутствия письменности выделяют
общества :

Дописьменные

письменные.

2.По
критерию развитости социальной структуры
и степени дифференциации общества
выделяют

простые
общества, в которых нет руководителей
и подчиненных, бедных и богатых, где
общество однородно

сложные,
в которых есть расслоение по имущественному
положению, отношению к власти и т.д.

3.По
степени социальной мобильности

открытые
общества, где социальные группы не
являются замкнутыми и существует высокая
социальная мобильность населения

закрытые,
где данные признаки отсутствуют.

По
социально-экономическим критериям
выделяют два подхода к типологии обществ
формационный и цивилизационный.

Формационный
подход появился в XIX в., его авторами
являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой
формационного подхода является понятие
«общественно-экономическая формация».

Общественно-экономическая
формация — это стадия в развитии общества
с присущим ей способом производства
материальных благ. Выделяют пять
общественно-экономических формаций:

1)
первобытная;2) рабовладельческая;3)
феодальная;4) капиталистическая;5)
коммунистическая (1-я стадия — социализм).

Беларусь
не имеет технологическую базу и
экономическую структуру постиндустриального
общества, а социальная структура, близкая
к структуре постиндустриального
общества. Экономика в Белоруссии строится
на принципах социально-ориентированной,
рыночной модели

Беларусь
имеет уникальную модель экономики. Она
опережает Литву, Латвию и Эстонию. ВВП
в 5 раз выше, чем в Литве. Беларусь — страна
кранов. В ней дается много бесплатного
жилья нуждающимся (муниципальная
собственность). В Вузы поступают много
желающих. После окончания гарантируется
работа. Зарплата у работающих составляет
600-650 долларов, выше чем в Литве. В стране
имеется большой социальный пакет:
пионерские лагеря, санатории, и почти
бесплатные столовые. Государство
регулирует цены на социально значимые
группы товаров. Жители могут свободно
уезжать из страны, но не делают этого.
В Беларуси плохо жить тем, кто хочет
быстро сделать деньги. В Беларуси пьют
меньше, чем в соседних странах. В армии
высокая дисциплина. Промышленность
страны постоянно производит модернизацию
устаревающих вооружений своими силами.

studfiles.net

Общество как Система в Социологии

Общество как система в социологии начинает рассматриваться с самых ранних этапов развития научной мысли. Понятие «социальной системы» научно было разработано в современном понимании относительно недавно, в связи с появлением системного подхода в науке.

Определений «системы» существует более 50 в различных сферах наук об обществе. Обобщенное определение можно сформулировать следующим образом. Система – совокупность различных элементов, находящихся во взаимосвязи и образующих единое целое.  При этом общество как система в социологии при образовании новых форм становится новым элементом по отношению к уже существующим. Так, система представляет собой нечто самостоятельное, а с другой стороны она зависит от всех  входящих в него элементов.

Системные связи, которые существуют между элементами общества, характеризуются многоуровневостью. Они существуют между отдельными элементами одной системы и между системой как одним целым и каждым из ее элементов в отдельности. Поскольку системы могут включать в себя еще и подсистемы, то это удваивает возможное количество связей в них.

Отдельные подсистемы находятся в определенной соподчиненностью между собой, поэтому исследование подсистем позволяет раскрывать закономерности развития всей системы полностью.

Общество как система в социологии характеризуется целостностью, только  при которой возможно ее существование. Она характеризуется определенной структурой (взаимосвязью элементов), выражающей ее качественную определенность.

Структурные связи в системе общества зависят от места определенного элемента, поэтому развитие структуры общества выражается во взаимодействии ее основных элементов со второстепенными (пример: лидер и коллектив). Развитие элементов ведет к увеличению количества системных связей. Это значит, что все перемены в структуре изменяют и саму систему. Она же в свою очередь также влияет на структуру через элементы, способствуя или тормозя их развитие.

Таким образом,  общество как система в социологии обладает закономерностями развития. Общество является основополагающей категорией в социологической науке. В науке под ним понимают широкую общность людей, а также форму социальной связи, объединяющей индивидов и группы в определенную целостность на базе совместной деятельности и общей культуры. Все исследователи признают общество как сложное целостное образование и социальный организм. Нет расхождений во мнении о том, что изучение и анализ общества требуют системного подхода.

Итак, общество представляет собой весьма сложную систему, характеризующуюся внутренней структурой. К примеру, структура трудового коллектива, территориальной общности (город, деревня), этнической общности, социального класса и т.д.

 

Общество как система в социологии характеризуется человеческой сущностью и природой. Оно является одновременно и сферой деятельности человека и ее продуктом. Исходным элементом системы является личность. Люди взаимодействуют друг с другом, что превращает их из отдельных индивидов в социальную систему.

 

Выделяют понятия открытого и закрытого общества. Эти понятия были введены К. Поппером, чтобы описать культурно-исторические и политические системы, которые были характерны для различных обществ на определенных этапах развития.

Закрытое общество в социологии – это такой тип общества, который можно охарактеризовать статичной социальной структурой, низкой мобильностью, редкими внедрениями инноваций, традиционализмом устройства и идеологии. В таком обществе большинство его членов охотно признают ценности, которые им предназначены. Как правило, это тоталитарные или авторитарные общества.

Открытое общество в социологии – это тип общества, который характеризуется динамичной структурой, высокой мобильностью, критицизмом, стремлением к инновациям, индивидуализмом и плюралистической идеологией. В таком обществе человек может сам выбирать нравственные и мировоззренческие ценности. В нем нет единой государственной идеологии, а конституция гарантирует свободу личности. Это демократические общества.

fb.ru

Общество как система

Понятие «общество» рассматривается в двух основных аспектах. Первый предполагает его философское объяснение. В этом аспекте общество называют обособившейся от природы частью материального мира, которая представляет форму исторического развития и жизнедеятельности людей.

В истории, культурологии и социологии обычно рассматривается общество как система, конкретный социальный организм (американское, английское, итальянское и т.д.) или определённый этап истории человечества (родовое, капиталистическое и т.д.).

Возникновение общества разными философами и учеными исторически трактовалось по-разному. Сегодня признается, что социум детерминируется и на уровне социальных общностей, и на уровне индивидов. Именно это и делает возможным говорить о понятии «общество как система», со своими подсистемами и составными, структурными элементами.

Основной элемент любого общества – личность (социально развитый человек). Подсистемы его жизни – это общественная, экономическая, политическая, социальная и духовная сферы, которые тесно переплетены между собой и находятся во взаимодействии. Общество как система может существовать как раз благодаря этому взаимодействию.

Помимо крупных подсистем в социуме выделяются и более мелкие звенья, например, различные общности. К ним можно отнести классы, этнические общности, семьи, социальные группы, различные коллективы и т.д., взаимодействие которых принято называть общественными отношениями.

Социально значимые группы с устойчивыми отношениями между ними складываются в общественную структуру. У их членов есть общие признаки. Это могут быть родственные отношения, общее происхождение, этнические признаки, общие мировоззренческие (религиозные) установки, социальный статус и другие. Социальная группа диктует человеку нормы поведения, прививает ценностные ориентации, воспитывает уровень соответствующих притязаний.

Система общества поддерживается с помощью социальных институтов — устойчивых способов удовлетворения социальных потребностей людей. Главный из них – государство, являющееся для человека гарантом законности, безопасности, порядка и защиты. В свою очередь человек для государства – один из участников общественного производства и налогоплательщик.

В ходе исторического развития общества происходят изменения в его структуре, принципах, на которых оно основано. Одни типы групп теряют значение, другие появляются. В результате поддерживается постоянная социальная целостность.

Современные представления о обществе основаны на системном подходе. Люди связаны между собой общей деятельностью, которая направлена на достижение общих целей. Важнейшая характеристика социума – его целостность, существующая несмотря на сложные иерархически выстроенные отношения.

Общество — это система, которая успешно воспроизводит себя с течением времени и сменой поколений. Механизм воспроизводства основан на существующих устойчивых отношениях, которые являются практически самостоятельными по отношению к его отдельным элементам и структурным звеньям.

Социум также характеризуется открытостью, что означает его способность обмена с окружающей природной средой, энергией, веществом и информацией. При этом общество, безусловно, обладает гораздо более высокой степенью организации по сравнению с окружающей его средой. Оно нацелено на постоянное удовлетворение собственных потребностей, что свидетельствует об эффективности его функционирования.

Общество как система обладает единством, целостностью и стабильностью, которые обеспечивают адекватное функционирование в различных сферах, всех системах и подсистемах.

fb.ru

4. Общество как система

Анализ
социального развития выявляет целостный
характер общества, его системность.
Возникает вопрос о том, что же составляет
элементы этой системы. В качестве
последних, неразложимых «атомов»,
«клеточек» общества в истории философии
рассматривались: индивид, семья, родовая
община и т.д. Нетрудно заметить, что
перечисленные социальные образования
сами располагают сложной системной
структурой и поэтому поиски в этом
направлении приводили к тупиковой
ситуации.

Плодотворным
оказалось рассмотрение общества как
системы взаимодействий между людьми,
складывающихся в процессе их
жизнедеятельности. Производя вещи,
ценности, идеи люди одновременно создают
и саму общественную связь. По мере
развития общества связи складываются
в систему общественных отношений.
Историческое развитие можно представить
как процесс усложнения связей между
людьми, объединяющих отдельных индивидов
в обществе.

Наиболее
последовательно эти идеи были развиты
в учениях, достаточно различающихся по
времени и концептуальным позициям –
К.Маркса и П.Сорокина (выдающегося
русского социолога, депортированного
из России в 1922 году). Эти авторы в качестве
первичного элемента общественной
системы рассматривали общественные
отношения.

В ходе своей
деятельности человек с необходимостью
вступает в самые разнообразные отношения
с субъектом исторического процесса
(другими людьми, различными социальными
общностями, государственными и социальными
институтами и т.д.). Эти многочисленные
и разнообразные отношения (существенные
и несущественные, материальные и
духовные, личностные и опосредствованные,
длинные и короткие) порождены деятельностью
и являются ее формой. Если содержательная
сторона деятельности, проявляющаяся
как совпадение ее результатов и целей,
осмысливается человеком, является
основой для коррекции своих устремлений,
то изменения общественных отношений с
точки зрения их формы являются
объективными, т.е. независимыми от
целенаправленной деятельности людей.

Общественные
отношения –
это объективная реальность, независимая
от воли и сознания людей, производящих
и воспроизводящих их в процессе своей
деятельности.

Многообразие
различных социальных связей и
взаимодействий в течение длительного
времени затрудняло адекватное описание
общественного функционирования и
развития. Материалистическое понимание
истории (о чем говорилось в начале темы)
дало возможность создать стройную
систему общественных отношений.

Основными сферами
жизни общества являются: экономическая,
социальная, политическая, духовная.
Каждая из них соответственно изучается
такими науками, как экономика (общая и
социальная), социология, политология,
философские дисциплины. Постараемся
кратко рассмотреть основное содержание
этих сфер.

Экономическая
сфера охватывает
процессы хозяйственной жизни общества,
взаимодействие различных отраслей
экономики, а также международное
экономическое сотрудничество. Базовым
пространством экономического пространства
является воспроизводство
– повторяющаяся последовательность
процессов производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ,
обеспечивающих существование человеческой
общности.
В этой сфере реализуются экономические
потребности, интересы людей из
экономического сознания в целом,
осуществляется управление экономическими
процессами со стороны общества. По
степени значимости для жизни общества
эта сфера является основополагающей.

Социальная
сфера заключает
взаимодействие различных социальных
групп и классов, а также национальных
общностей, по поводу социальных условий
их жизни и деятельности. Под социальными
условиями понимается создание нормальных
условий производства и быта, решение
проблем здравоохранения, народного
образования и социального обеспечения,
соблюдение социальной справедливости
при реализации каждым человеком своих
конституционных прав на труд, распределение
и потребление материальных и духовных
благ, создаваемых в обществе. Социальная
политика государства ориентируется на
уровень благосостояния людей и
эффективность деятельности социальной
сферы.

Политическая
сфера
характеризуется политической деятельностью
классов, партий, движений, социальных
групп, национальных общностей, государств.
Главная цель субъектов политики –
овладение властью, расширение и реализация
своих политических прав и свобод. Каждый
участник политических отношений
стремится умножить свою деятельность
по упрочнению или устранению той или
иной властной структуры. В результате
образуется поле политической борьбы,
где происходит сопряжение многочисленных
интересов, целей, подходов, соглашений
и компромиссов. Большое значение
принадлежит межгосударственным
отношениям – составной части политической
деятельности, которые определяются
правящей элитой в интересах определенных
политических целей.

Политические
процессы тесно связаны с развитием
политического сознания, ростом активности
людей, усилением роли политической
сферы в общественной жизни.

Духовная
сфера связана
с отношениями людей по поводу создания,
распространения и усвоения духовных
ценностей. Это самый высокий уровень
жизнедеятельности общества и человека.
Здесь создается и воплощается в жизнь
то, что отличает человека от других
существ – духовность, ценностно-смысловое
отношение к миру. Духовная жизнь общества
завершила длительный процесс выделения
человека из природы, придала социуму
окончательную, завершенную форму.

В духовной сфере
осуществляется удовлетворение духовных
потребностей людей в нравственном
совершенствовании, удовлетворении
чувства прекрасного, постижении истины.
В этих целях возникает уникальная
отрасль духовного производства, важнейшей
функцией которого является совершенствование,
развитие всех остальных сфер общественной
жизни (экономической, социальной,
политической). Распространение духовных
ценностей осуществляется системой
образования, культурно-просветительными
учреждениями, средствами массовой
информации.

Духовное производство
оказывает решающее воздействие на
формирование общественного мнения,
которое зачастую выступает как
побудительный момент практической
деятельности людей, оказывающих
предпочтение определенной политической
партии, философской системе, мировосприятию.

Совокупным
продуктом духовного производства
является общественное сознание. Структура
и содержание этого социального феномена
были рассмотрены ранее.

Перечисленные
общественные сферы составляют социальную
систему – самоуправляемую целостность
разнообразных общественных отношений,
субъектом которых является индивид,
различные социальные общности (группы,
классы, нации, государства и другие).
С.Э.Крапивенский выделяет следующие
черты социальной системы /Социальная
философия. Волгоград: Комитет по печати,
1996. С.66-68/: сложный иерархический
характер, который определяется
многоуровневостью взаимодействий и
взаимоотношений, их значимостью в
процессе жизнедеятельности всей системы
в целом; интегративный
характер, т.е. качество, объединяющее
множество социальных проявлений в
целостность; универсальным компонентом
социальной системы является человек,
ибо в его деятельности проявляется все
многообразие социального мира; социальная
система, относясь к разряду
высокоорганизованных, обладает качеством
самоуправления,
т.е. имеет механизм регулирования своей
жизнедеятельности. Процесс саморегулирования
носит объективный характер в любой
высокоорганизованной системе (органическая
и неорганическая природа, общество,
искусственно созданные технические
системы и т.д.), но в человеческом обществе,
где действуют люди, наделенные волей и
сознанием, чрезвычайно важно более или
менее полное совпадение социальных
устремлений людей с нуждами и потребностями
системы в целом. «Рассогласование» этих
сторон социальной действительности
может привести к тяжелым, непредсказуемым
последствиям. Так, к насущным интересам
всего человеческого сообщества можно
отнести сохранение природы как
естественного лона его жизнедеятельности.
Поэтому экологический подход к развитию
всех сторон своей жизнедеятельности
должен заменить традиционный экономический.
Но реальное осуществление этого
объективного требования еще далеко.

studfiles.net

Понятие системы. Общество как система: сущность, основные характеристики.




 

Социальная систе́ма — это совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой и образуют некоторый социальный объект.

 

Основные признаки общества как сложноорганизованной системы:

 

— совокупность социальных действий, связей, взаимодействий и отношений;

— наличие социальной структуры;

— наличие социальных институтов;

— наличие социальных ценностей и норм.

 

 

Характеристики системы общества

 

1. Общество не является механической суммой индивидов, а представляет собой сложную систему, в которой формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые (род, племя, классы, нации, семьи).

2. Общество обладает интегративным качеством, присущим ему в целом и не свойственным отдельным образующим его компонентам.

3. Самодостаточность общества — то есть, способность общества своей активной совместной деятельностью воспроизводить необходимые условия своего собственного существования.

4. Общество отличается исключительной динамичностью незавершенностью и альтернативностью развития.

5. Наличие большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей создает предпосылку для реализации различных вариантов и моделей будущего развития.

 

 

Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система.

 

Основными подсистемами общества являются сферы общественной жизни. Выделяют четыре важнейших социальных сферы:

 

1) экономическая сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения обмена и потребления товаров и материальных благ;

 

2) политическая сфера распространяется на отношения к власти и по поводу власти между партиями, организациями и государством;

 

3) социальная сфера складывается из отношений между слоями и социальными группами, общественными организациями и социальными институтами;

 

4) духовная сфера отхватывает отношения в обществе, связанные с духовными процессами, религией, моралью. искусством.



 

 

По мнению К. Маркса, основу всякого общественного строя составляют способ производства и обмен продуктами производства. К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что развитие исторического процесса обусловлено способом производства материальных благ и прежде всего производительными , с изменением производительных сил меняется способ производства материальных благ.

 

4. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения.

Социальная структура общества — это устойчивая связь субъектов социальной жизни, которые различаются между собой степенью обладания собственности, получаемого дохода, власти, престижа, образования.

 

Причины возникновения структуры общества:

1) половозрастные характеристики;

2) этнонациональные характеристики;

3) вероисповедание;

4) уровень доходов и др.

 

Социальная стратификация — это деление общества на специальные слои путём объединения разнообразных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нём представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям .

 

Основные причины стратификации:

1. гендерное разделение;

2. биологические факторы, как различия в способностях;

3. классовое деление, т.е. неравный доступ к ресурсам;

4. доступ или лишение экономических привилегий, политических прав и социальных льгот;

5. существование системы ценностей в соответствии с которой определяется важность видов деятельности.

 











infopedia.su

Общество как система: сущность и характеристики.



Поиск Лекций




Категория «общество» начала широко использоваться лишь с XIX века. Основоположник С. О. Конт считал общество функциональной системой элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой. К. Маркс рассматривал общ-во как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности; в основе общественной жизни лежит экономический базис. По М. Веберу общ-во есть взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных (т.е. ориентированных на других людей) действий. В социологии XX – начала XXI века ведущим является системный подход к обществу, в нем общ-во трактуется как сложная соц. система, состоящая из 4 подсистем: экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни. В отечественной социологии выделяют следующие признаки:

1. социальность (от латинского socialls – совместный, общественный), выражающая общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий.

2. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия между людьми, которые действуют относительно друг друга.

3. территория, на которой развиваются социальные взаимодействия.

4. существование, функционирование и развитие в соц. пространстве и соц. времени.

5. высокий уровень самоутверждения и саморегуляции.

6. наличие спец. органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов.

7. любые изменения и события, происходящие в общ-ве, в отличие от природных процессов, не осуществляются без сознания, воли и деятельности людей.

8. наличие социальной структуры, которая, являясь относительно стабильной и устойчивой, тем не менее подвержена различным изменениям, находится в процессе динамичного развития.

Все названные признаки общества, взаимодействуя друг с другом и оказывая влияние друг на друга, обеспечивают целостность и устойчивость его развития как единой и сложно структурированной системы.

В социологии принято выделять несколько типов общества: дописьменные и письменные; простые и сложные; первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое (в основе формационный подход) и др.

Современная социология использует синтетическую модель, автором которой считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную, которым соответствует аналогичный тип общества.



Типология обществ.

Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и Аристотель. Согласно их воззрениям все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.

В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные, демократические и авторитарные общества. В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;

3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;

6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений. Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.

Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.). В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:




1) развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2) механизация и автоматизация производства и управления;

3) массовое производство товаров на широкий рынок;

4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гг. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального общества. Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой.
9.Важнейшие подсистемы общества.

Основные подсистемы общества: экономическая, политическая подсистемы

Общество — целостная, саморазвивающаяся система способов взаимодействия и форм объединения людей. Оно может быть представлено как определенная система взаимодействующих подсистем и элементов.

Основными подсистемами общества являются сферы общественной жизни. Выделяют четыре важнейших социальных сферы:

1) экономическая сфера охватывает отношения, возникающие в процессе производства, распределения обмена и потребления товаров и материальных благ;

2) политическая сфера распространяется на отношения к власти и по поводу власти между партиями, организациями и государством;

3) социальная сфера складывается из отношений между слоями и социальными группами, общественными организациями и социальными институтами;

4) духовная сфера охватывает отношения в обществе, связанные с духовными процессами, религией, моралью. искусством.

Все эти подсистемы имеют свои подсистемы и элементы. В экономической, к примеру, выделяют производственные учреждения (предприятия), учреждения сферы услуг, транспорта, подсистему с/х, а также фондовые, товарные биржи, банковскую систему и т.д. В политической сфере – государство, правоохранительная система, законодательные органы, институт прокуратуры, система политической партий и организаций. В реальном историческом процессе они находятся во взаимосвязи и

взаимодействующем влиянии друг на друга. Изменения в полит. сфере обусловлены экономическими проблемами, которые, в свою очередь, вызывают изменения в соц. сфере, а зачастую и в духовной. Духовное развитие общ-ва оказывает влияние на экономику, на политику, на общ. жизнь.








poisk-ru.ru

2.1. Понятие общества.

ОБЩЕСТВО КАК
СИСТЕМА

Характеристики
общества как

системы

Одной из актуальных
проблем современного обществоведе­ния
остается определение понятия общества,
несмотря на то, что оп­ределений
общества в современной литературе
имеется очень много. В них выделяются
различные стороны общества, и это
неудивитель­но, поскольку общество
— исключительно сложный объект. Учитывая
его многоуровневость, неоднозначность,
абстрактность и другие ха­рактеристики,
некоторые ученые пришли к выводу, что
единое, уни­версальное определение
общества дать вообще невозможно, и все
имеющиеся в литературе определения так
или иначе сводят общест­во к какому-нибудь
одному признаку. С этой точки зрения
определе­ния общества могут быть
разделены на три группы:

субъектное
когда
общество рассматривается как особый
самодеятельный коллектив людей. Так,
С.Г. Спасибенко определяет общество как
«совокупность всех способов и форм
взаимодействия и объединения людей»;

деятельное

когда общество рассматривается как
процесс коллективного бытия людей.
Например, К.Х. Момджян определяет общество
как организационную форму совместной
деятельности лю­дей;

организационное

когда общество рассматривается как,.социт
альный институт, т.е. система устойчивых
связей между взаимодей­ствующими
людьми и социальными группами. Г.В.
Пушкарева от­мечает, что общество
представляет собой универсальный способ
со­циальной организации, социального
взаимодействия и социальных связей,
обеспечивающий удовлетворение всех
основных потребно^ стей людей, —
самодостаточный, саморегулирующийся
и самовос­производящийся

Во всех этих
определениях есть рационально? зерно,
так как общество действительно состоит
из активно действующих субъектов,
связанных между собой достаточно
устойчивыми отношениями. Какое из этих
определений предпочесть — должно
определяться, ско­рее всего, конкретной
задачей исследования.

Продолжим
выявление сущностных характеристик
общества. В отличие от философии XVII
— XVIII
вв., для которой был характе­рен
социальный атомизм (т.е. общество
рассматривалось как меха­ническая
сумма индивидов), современная философия
рассматривает человеческое общество
как совокупность множества различных
час­тей и элементов. Причем эти части
и элементы не изолированы друг от друга,
не обособлены, а напротив, тесно связаны
между собой, постоянно взаимодействуют,
вследствие чего общество и существует
как единый целостный организм, как
единая
система
(система
опре­деляется как совокупность
элементов, находящихся в закономерных
отношениях и связях друг с другом,
которая образует определенную целостность,
единство). Поэтому для описания общества
ныне широ­ко используются общепринятые
в теории системы понятия: «эле­мент»,
«система», «структура», «организация»,
«отношение». Досто­инства системного
подхода очевидны, важнейшее из них
состоит в том, что, выстраивая субординацию
структурных элементов общест­ва, он
позволяет рассматривать ее в динамике,
помогая избежать тем самым однозначных,
догматичных выводов, которые ограничивают
ценность любой теории.

Анализ общества
как системы предполагает:

• выявление
структуры социальной системы — ее
элементов, а также характера их
взаимодействия;

• определение
целостности системы, системообразующего
фактора;

• изучение
степени детерминированности системы,
вариа­тивности такого развития;

• анализ
социальных изменений, основных форм
таких изме­нений

Разумеется, при
анализе общества как системы следует
учи­тывать его специфику. Социальная
система отличается от систем, существующих
в природе, рядом признаков:

множественностью
составляющих
общество элементов, подсистем, их
функций, связей и взаимоотношений;

• разнородностью,
разнокачественностью
социальных
эле­ментов, среди которых, наряду с
материальными, имеются и явления
идеальные, духовные.

Особую специфику
социальной системе придает уникаль­ность
ее основного элемента — человека,;
обладающего возможно­стью свободного
выбора форм и способов своей деятельности,
типа поведения, что придает развитию
общества большую степень неоп­ределенности,
а следовательно, и непредсказуемости.

studfiles.net