Общество как система социология – —

3.3. Общество как система. Социология [Краткий курс]

3.3. Общество как система

Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент — природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент — культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.

Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.

Социальное взаимодействие — это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.

Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.

Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем следуют групповые, далее — организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, – цивилизационные.

Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей. Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду следующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии следует добавить еще цивилизацию.

Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.

Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.

Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).

Общество — динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).

Дифференциация общества определяется следующими процессами:

разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;

удовлетворение новых потребностей людей;

расширение представление людей о природе и обществе;

появление новых ценностей и норм. Например, такая новая для России ценность, как плюрализм, привела к новой норме — многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.

Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.

Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс — интеграция (лат. integratia — восстановление целого, объединение частей).

Интеграция — это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.

Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.

Интеграции общества способствуют:

единая культура общества как система материальных и идеальных объектов;

единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру;

система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.

При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезинтеграционные процессы.

Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектростанции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.

Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:

наличие отдельных частей;

наличие связей между частями;

наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;

взаимодействие с окружающей средой — природой.

Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики и физической химии к исследованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исследованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т. Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы (табл. 2).

Т. Парсонс рассуждал следующим образом: если общество — открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели — целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.

Первые две функции являются внешними (инструментальными), направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Интегративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, т. е. скрытая, функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.

Структура общества носит сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т. д.

Система Т. Парсонса из 4 функций получила в социологии название «Система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).

Социальная структура у Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества.

Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.

Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокультурную систему позволили вывести социологические исследования на новый уровень.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Общество как система — Социология

Рассмотрение общества как системы характерно для многих видных социологов. Однако сопоставление их исследований может поставить в недоумение неискушенного слушателя, слишком они разноречивы и разноплановы. Главная причина этой разноголосицы — в неоднозначности методологических позиций авторов.

Как известно, система — это такое целое, которое не сводимо к сумме своих элементов. Уникальность целого обеспечивается особым способом, порядком взаимосвязи и взаимозависимости его частей. Исследование системы может быть начато с изучения ее основных структурных компонентов, механизмов их функционирования и взаимодействия. В этом случае многое определяется набором основного системообразующего элемента, того первокирпичика, который лежит в основе теоретической конструкции.

Для Э.Дюркгейма главным смыслообразующим элементов общества, целостность которого обеспечивается коллективным сознанием, является «социальный факт», под которым он понимает «всякий способ действия, устоявшийся или нет, способный оказать на индивида внешнее принуждение» (Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. — М.: 1991. С.421). «Социальные факты», по мнению Э.Дюркгейма, являются той реальностью, которую можно наблюдать, а следовательно, изучать. «Социальные факты» многообразны и включают все социальные образования, которые вынуждают людей принимать обычаи страны, законы, подчиняться денежной системе, нормам, правилам и т.д. Рассматривая общество как систему «социальных фактов», можно, считал Э.Дюркгейм, понять механизм его функционирования, определить рычаги его воздействия на индивидов.

У К.Маркса системообразующим элементом является социальное отношение как непосредственное выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности: общество, по его мнению, не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Характер социальных отношений определяет специфику как самого общества, так и сущностных качеств самих людей.

М.Вебер рассматривает общество как сложную систему социального взаимодействия. Он выделяет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное, которые, по его мнению, составляют основу социальной жизни. В обществе, как правило, доминируют определенные виды социального действия, которые определяют складывающиеся отношения господства-подчинения, а также характер самого общества. Оно может быть традиционным, если в нем преобладают традиционный и аффективный виды ориентации действий; индустриальным, если доминирующими становятся целерациональное и ценностно-рациональное поведение.

Наличие разных подходов к структурированию общества объясняется сложностью самого феномена. Перечислю только основные виды организации социальной жизни, совокупность которых собственно и составляет общество: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли. Каждый из этих компонентов привносит в социальную жизнь организующее начало и, следовательно, может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях исследователя.

Следующим шагом в рассмотрении общества как системы становится определение способа организации его элементов. Проблема непростая, потому что речь идет о поиске зависимостей между элементами, подчас не соприкасающимися друг с другом. Действительно, ну что может связывать религию и органы государственного управления, особенно в стране, где церковь отделена от государства? Что объединяет производственные и семейные отношения в современном обществе, где семья за редким исключением уже не является производственной структурой? Как найти взаимосвязь между социально-профессиональными статусами (ролями) инженера и фермера? Наконец, что общего у завода, производящего автомобили, и у театра? Ответы на все эти вопросы лежат в области функционального анализа. Каждый из перечисленных элементов выполняет в обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные единицы не путем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

Функциональная зависимость — это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. И вот Т.Парсонс попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система как таковая существовать не может.

Общество как система, считал он, может функционировать только при выполнении следующих требований (функций): 1) она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовать и распределять внутренние ресурсы; 2) она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения; 3) она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваеваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе; 4) она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

Определив основные функции системы, Т.Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Вначале он выделяет четыре подсистемы (экономика, политика, культура и родство), ответственные за выполнение каждой из этих функций. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья и др.). И, наконец, дает совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм, вытекающих из фундаментальных ценностей и в конечном итоге соответствующих основным функциональным императивным системам.

Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система. И, напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает внутреннюю напряженность системы, ведет к росту социальной энтропии. Понятие энтропии в социологии противоположно понятию социального порядка. Под последним понимается такой уровень упорядоченности и организации социальных связей и взаимодействий, который позволяет говорить о взаимной согласованности и предсказуемости действий людей. Любая социальная система, и прежде всего общество, должны обладать достаточным уровнем внутренней упорядоченности, которая, по мнению Т.Парсонса, достигается главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов и социальных институтов.

К выделению функциональных подсистем социологи склонялись задолго до Т.Парсонса. Разногласия заключались только в определении их количества и функционального предназначения. Так, в нашей отечественной науке принято выделять экономическую подсистему, обеспечивающую производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов; духовно-культурную, позволяющую человеку реализовать свои духовные потребности и способствующие нормативному регулированию общества в целом; социальную, регламентирующую потребление и распределение всех благ, и политическую, осуществляющую общее руководство и управление обществом.

Выделение функциональных подсистем поставило вопрос о том, какая же из них определяет облик общества в целом. Поиск основания, придающего всему зданию неповторимый облик, растянулся в социологии на многие десятилетия и не завершился принятием единого решения.

К.Маркс отдавал предпочтение экономической системе. Согласно его взглядам именно способ производства материальной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы жизни общества вообще. Однако Великая Октябрьская социалистическая революция в России, осуществленная большевиками под флагом верности марксизму, нарушила все постулаты экономического детерминизма: политический переворот стал не итогом, а началом изменению экономического базиса. Воздействие политики на социальную жизнь было настолько сильным, что вскоре все сферы общества оказались под ее тоталитарным контролем.

Идея первенства политики имеет более древние корни. Еще у Платона и Аристотеля отмечалась склонность к отождествлению политического и социального, к подчеркиванию крайне важного значения государственного устройства для развития общества. Современные исследования такого явления как тоталитаризм также подтверждают огромную роль способа организации политической жизни в обществе. Политика, государство при определенных условиях могут стать решающим фактором, полностью контролирующим все социальные сферы.

Проблема экономического и политического детерминизма в большей степени волновала пост-марксистов и их критиков, потому что затрагивала не только основы социальной теории Маркса, но и реальную практику «строительства социализма». В странах же Запада, где политика и экономика нашли свои функциональные ниши и не мешали друг другу, полемика разворачивалась между сторонниками технологического и культурного детерминизма.

Сторонники технологического детерминизма склонны видеть определяющий фактор общественной жизни в материальном производстве. Характер труда, техника, технология, по их мнению, определяют не только количество и качество производственных материальных благ, уровень потребления, но и культурные запросы людей. Сравнивая примитивные в техническом отношении общества с высокоразвитыми, они отмечают принципиально иные потребности, устремления, ценности людей, иную культуру поведения, межличностного общения, иные формы самовыражения. Сторонники культурного детерминизма считают, что остов общества составляют общепринятые ценности и нормы, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость самого общества. Различия культур предопределяют различия в поступках и действиях людей, в организации ими материального производства, в выборе форм политической организации.

По мнению многих социологов, очевидным пока является лишь то, что общество может нормально функционировать при последовательном выполнении каждой подсистемой своего функционального предназначения. Умаление или возвышение любой из них чревато негативными последствиями. Так, гипертрофированное разбухание политики в условиях тоталитаризма пагубно сказалось, например, на судьбе всего тогдашнего советского общества. Недооценка роли материального производства ведет к снижению уровня потребления и нарастания кризисных явлений; размывание норм и ценностей, регулирующих поведение индивидов, — к социальной энтропии и т.д. Попытки вернуться к проблеме детерминирующего фактора при исследовании причин развития общества пока выглядят малоубедительными. Доказать, что повлияло на тот или иной процесс в обществе — изменение технологии, появление новых потребностей, реорганизация государственного аппарата или переориентация массового сознания, практически невозможно, слишком взаимосвязаны все эти явления. А главное — все они переплетены в жизнедеятельности конкретного человека, поступки которого далеко не всегда поддаются рациональному измерению.

Выделение функциональных подсистем или функциональных императивов, как у Парсонса, позволяло выявить уровни организации социальной жизни, их особенности, лучше понять механизм функционирования общества. Функциональный подход позволял систематизировать знания об обществе, но одновременно нес в себе и серьезные ограничения. Критики справедливо ставили вопросы о количестве основных функций, их содержании, институциональном обеспечении и многом другом. Действительно, в рамках такого подхода, требующего признания за каждым институтом, каждым социальным образованием выполнения полезной для общества функции, трудно было объяснить причины кризисов, конфликтов, распада систем. Р.Мертон предложил говорить не только о явных, позитивных функциях, но также и о скрытых, латентных функциях и дисфункциях, создающих угрозу стабильности, порождающих различные отклонения от общепринятых норм, правил, являющихся своеобразным источником напряженности.

Поиском ответа на вопрос о причинах кризисов, внутреннем противостоянии и борьбы в обществе занялись сторонники теории социального конфликта. Исходный пункт их рассуждений — несовпадение, противоположность интересов различных социальных групп. Различаясь по своему положению в обществе, социальные слои, классы неизбежно в стремлении удовлетворить соответствующие потребности и реализовать собственные интересы, будут противостоять, сталкиваться с другими группами. Облик общества, его основные социально-экономические и политические институты становятся продуктом, итогом очередного социального конфликта, в ходе которого происходит либо установление полного господства какого-то класса, либо достигается компромисс между противоборствующими силами. Частичные изменения в обществе происходят в результате столкновений по частным вопросам. Таким образом, социальный интерес рассматривается в качестве главной пружины, приводящий в действие механизм функционирования общества.

Итак, когда мы ставим проблему функционирования общества, нужно четко определиться с вопросом, на который хотим получить ответ. Если для нас главное — выяснение факторов устойчивости, стабильности общества как системы, то целесообразно обратиться к элементам структурно-функционального анализа. Через понимание общества как целостности мы можем выйти на выявление конкретных функций, которые выполняют его структурные компоненты, обеспечивающие единство всего социального организма. В этом случае механизм функционирования — это механизм сохранения и воспроизводства социальной жизни. Если нам необходимо вскрыть причины изменений в обществе, то следует обратиться к теориям социального конфликта. Но тогда механизм функционирования общества станет механизмом его изменения, развития.

socialworkstud.ru

Общество как социальная система. — Ответы к экзамену по Социологии.

Общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Признаки общества – это устойчивые черты, характеристики, которые позволяют отличать общество  как целостное социальное образование от всех других. 1 признак – территория, на которой происходит консолидация социальных связей; 2 признак – универсальность, т.е. его всеобъемлющий, разносторонний характер, т.к. общество включает в себя всё многообразие социальных связей, отношений, все социальные институты и общности, сложившиеся в рамках определённого территориального пространства; 3 признак – автономность, способность существовать самостоятельно, что достигается за счёт высокого уровня внутренней саморегуляции; 4 признак – интегративность, которая проявляется с одной стороны, в том, что ему удаётся подчинять себе каждое новое поколение, включать индивидов в единый контекст социальной жизни, побуждать их воспроизводить в своих действиях  его сложнейшую структуру. Т.о. общество – это особый, необычайно сложный вид организации социальной жизни, включающее в себя всё многообразие устойчивых социальных взаимодействий, все институты и общности, локализованные в рамках конкретных государственно-территориальных границ, обладающее такими механизмами саморегуляции, которые позволяют ему поддерживать свою целостность, упорядоченность отношений между соц. институтами и общностями, интегрировать соц. новообразования и подчинять своей логике поведение остальной массы населения, побуждая людей, живущих на соответствующей территории, воспроизводить в своих действиях единую ткань многообразных социальных взаимодействий.  Общество как и любой другой объект действительности представляет собой сложную систему, испытывающую  внешние (со стороны природы и соц. объектов) и внутренние (особенность собственной структуры организмов) воздействия. Целостная система – совокупность компонентов, образующих целое, взаимодействие которых порождает новое качество, причём это новое качество не присуще одному её элементу. Структура цел. сист.:  элементы, связи, взаимосвязи, целостность, упорядоченность, ранжированность, саморегуляция. Отличие социальных систем от несоциальных заключается в том, что в соц. сист. имеются процессы регуляции, делящиеся на научные и ненаучные. Отличие природных и социальных явлений – изменение природных объектов не ведёт за собой изменение законов физического бытия – вечный х-р законов.

students-library.com

Общество как социальная система

Если рассматривать общество как социальную систему, то вначале надо коснуться его структуры. Общество как социальная система включает в себя различные элементы системы и связи между ними. Элементами общества являются социальные группы (малые и большие), социальные институты и индивиды, а также связи между индивидами, группами, между индивидом и группой и т.д. Место или позиция, которое занимает социальный элемент, будь то индивид или группа, называется социальным статусом. Функцию, которую выполняет социальный элемент, в социологии называют социальной ролью.

Социальные общественные отношения играют роль социальных связей между элементами общественной системы. Социальная связь – это совокупность фактов, обусловливающих интерактивную деятельность индивидов в определённых общностях для достижения каких-либо целей. Общество как социальная система определяет во многом и связи, складывающиеся в социуме, которые отражают политическую, экономическую, культурную специфику конкретного общества.

Устойчивые социальные отношения возникают тогда, когда социальные взаимодействия постоянно воспроизводятся, при этом интенсивность их может сильно различаться. Например, после того, как молодой человек (юноша или девушка) покидает дом своих родителей, социальные связи и отношения между ними не прекращаются, хотя непосредственных контактов может и не быть. Однако остаются родственные отношения, память, наличие их образов в сознании молодого человека, что позволяет нам говорить о том, что социальные связи и отношения между ними продолжаются.

Единых, раз и навсегда заданных законов социального взаимодействия, конечно же, не существует. Общество как социальная система во многом определяет характер такого рода взаимодействий, зависящий от множества факторов, которые можно рассматривать как две группы: к первой мы отнесем объективные, например, социально-культурную специфику конкретного общества, а ко второй – субъективные, в которые включаются личностные особенности индивидов (мировоззрение, ценности, установки, направленность личности и т.п.).

Индивид действует в непрерывном взаимодействии с другими людьми. Однако общество как социальная система оказывает огромное влияние на взаимодействующих индивидов, регламентируя их деятельность, поощряя или наказывая их. Кроме этого, сами люди оказывают перманентное влияние друг на друга. Индивид также может в существенной мере воздействовать на свое ближайшее, и не очень, социальное окружение, например, когда подает пример конкретных действий. Если учитывать такие многоплановые, разновекторные и непрерывные воздействия, которые присутствуют повсюду в социальной среде, то можно говорить о системе, которая обладает такими качествами, которыми не характеризуется ни один из её элементов в отдельности.

Общество как целостная социальная система имеет свои специфические законы. Например, устойчивость, динамизм и открытость, эмерджентность и синергичность, способность к самосохранению и саморазвитию.

При всем многообразии теоретических подходов к рассмотрению общества как социальной системы, можно выделить три теоретические модели общества.

Первая модель рассматривает общество как совокупность действующих людей, как результат их совместной деятельности (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс). Вторая модель основывается на том, что в обществе приоритетными являются не индивиды, а их объединения, союзы (К. Маркс, Р. Дарендорф). И, наконец, третья модель связана с неким метафизическим пониманием того, что есть социальное с применением метода сепарации при рассмотрении социальных процессов и явлений (А. Щюц, Дж. Мид, Н. Луман, П. Бурдье).

fb.ru

Общество как система — История социологии Библиотека русских учебников

Рассмотрим основные концепции. В. Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки, теорий нелогических действия и элиты. Начнем с анализа взглядов социолога на обществ во, поскольку именно его интерпретация во многом определил все остальные взгляды, теории и сужденийия.

Для итальянского мыслителя общество — это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия»Общественный порядок, — писал он, никогда не бывает совсем неподвижным: он находится в н непрерывном движении. Но превращения могут происходить с разной скоростью»[Трансформация 1996. С 157С. 157].

Применяя понятие системы к обществу,. Парето рассматривает последнее скорее как механизм, чем организм. Основными факторами, влияющими на состояние системы общества в тот или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные условия, внешние социальные (точнее, неприродные) условия, внутрисистемные социальные условия.

Все элементы социальной системы в итальянского социолога взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе. Эта идея была заимс ствована. Парето из экономической теории. Л. Вальраса, а также из химии и механики, которыми социолог много. Занимался в молодом возрасте. При этом нужно учитывать, что. Парето имел в виду, прежде всего мех аническое равновесие и механическую взаимосвязь элементов, что не позволяло ему в полной мере объяснить особенности функционирования общества как определенной целостности на основе выделения доминантному ых социальных факторов его изменения и эволюцции.

Равновесие, о котором пишет социолог, — не статической, а динамическое, поскольку общество постоянно эволюционирует. Кроме того, динамизм равновесия определялся,. Согласно его позиции, тем, что изменени ия, происходящие в одной части системы, передаются немедленно другой ее части. Однако,. Признавая эволюцию общества,. Парето»отказывает»ему в прогрессе. Он. Считает, что эволюция и равновесие,. Связанные между собой,. Имеют маятниковый и циклических характер. Это значит, что общество,. Испытывая на себе влияние конкретных ритмических колебаний, каждый раз возвращается к определенному равновесном состоян ию циклических характер развития общества итальянский ученый связывает в. Значительной мере с циклами развития элиты, описанным им в широко. Известной социологического сообществу концепции, ей посвящен ноенной.

Идеи. Парето в системном подходе к обществу находились в русле тех социологических традиций, в соответствие с которымы главной задачей социального организма было обеспечение стабильности социальной системы стемы и порядка в ней. При этом требовался учет целого ряда переменных, функционально взаимодействующих между собой. На них исследователь обращали особое внимание.

Наиболее подробно и детально итальянский социолог проанализировал такую ??подсистему общества, как экономика. Это и понятно: ведь. Парето. Был профессиональным экономистом, прошедшим серьезную школу италья янской политэкономии (М. Панталеони,. Л. Вальрас) и оставив свой. Заметный след в. Этой области знания, причем именно в теории равновесия экономической жизни. По мнениям. Парето, экономическая подсистема в бщество включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические цели и действующих на основании экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат опреде ленные чувства людиюдей.

Именно здесь мы сталкиваемся с то логикой рассуждений и доказательств итальянского ученого, которая привела его от экономической науки к социологии, к системному подходу, анализу действии и взаимодей йства людей, базирующихся на их психических склонностей и предрасположенности (диспозициях), имеющих врожденный характер и толкающих индивида на не поддающиеся здравому логическому смыслу поступки.

Общество для. Парето — это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части (структуры). Это, прежде всего система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие е, наблюдаемое извне. Объективной основой этого действия социолог. Считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально, независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений и тд. Более того,. Выступая определяющим объективным фактором действий людей, их психические состояния тем. Самым детерминируют многие социальные процессы. Под субъективной основой действия исследователь п онимал то суждения и аргументы,. Которые выдвигает действующий индивиндивид.

Парето критиковал. Своих предшественников, в первую очередь. О. Конта и. Г. Спенсера, за то, что они совершенно не учитывалы психическое состояние индивидов как объективную базу их деятельности, а тем самы ым и функционирования общества в целом. Социолог,. Считает. Паре-то, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необходимые характер связей между социальными фактами, поскольку это ему не дан в в тех методах,. Которые он. Используяует.

Будучи сторонниками позитивизма, итальянский ученый критиковал априорные суждения и понятия в социологии, которыми увлекались многие его предшественники и современники. Социология, считал он, должна дал вать эмпирически обоснованное знание. Главное в. Этой науке — описание социальных фактов, поскольку именно оно и дает знание об обществе. Что касается законов социологии, то их задача — устанавливать фун кциональные зависимости между фактами. По мнениям. Парето,. Подлинное социологическое (он характеризовал его как логико-экспериментальное) исследование должно быть связано с выявление и изучение психиче ских установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Но эта детерминации, указывает социолог, оказывается. НЕ прямой, а опосредованной, через чу вств человековека.

Итак, психический склад индивида обусловливает его чувства, определяющие характер действий. Последние. Были названы. Парето»нелогических»(подробнее о них будет сказано ниже, в связи с разработанной уч ченым специальной концепцией), и именно они и составляют предмет социологического исследования. Поскольку общество представляет собой, с точки зрения. Парето, систему взаимодействия индивидов, а для пос. Ледном. Типичными и. Характерными являются нелогические действия, постольку социология выступает наукой прежде всего об. ЭТИХ действиях. Само же социальное действие трактуется социологом преимущественно н а психологическом уровне и уровне чувстств.

Подчеркивая динамичны характер общества как социальной и исторической системы,. Парето полагал, что в основе этого динамизма находятся чувства и эмоции, но отнюдь не социально-экономические факторы. Имя менно чувства являются. Движущей силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения. Социолог писал:»Выражения чувств и интересов могут быть различны, как различаются их логические последст вия. Эти выражения и последствия обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории то,. Которые занимаются происхождения государственных и общественных структур, очень в ысоко ценятся»И далее:»история в действительности никогда не повторяется бесконечное число сочетаний может рождаться из составляющих их человеческих поступков, а история ведет только хронику. ЭТИХ со чэтана»[Трансформация 1996. С 156-1576.. С. 156—157].

Таким образом, любое конкретное общество, взятое в историческом развитии, рассматривается как динамичная социальная система, вне зависимости от ее социально-экономической»начинки»Это выглядит внешне е странным,. Учитывая, что многие годы, даже десятилетия жизни. Парето ни были посвящены занятиям экономической наукой, где он заметно преуспел. Приоритет, отданный чувствам и иррациональной психической жиз ни перед социальными факторами общественной и индивидуальной деятельности, — такова. Одна из основных особенностей социологии. Парето не случайно именно в этом подходе итальянского социолога к трактовке социальной системы и источников ее движения многие его исследователи и критики усматривалы психологический и даже биологический редукционизмуизм.

uchebnikirus.com

Общество как объект социологии и социокультурная система. Понятие .социальное

ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ

 

Как уже отмечалось ранее, перевод термина “социология” буквально означает “наука об обществе”, “общество-знание”, таким образом, объектом социологии является общество. Но для уяснения предмета социологии выделение данного понятия недостаточно, так как общество может выступать объектом всех гуманитарных наук. Так, история изучает общество в своем ракурсе — генезис, последовательность процессов и событий, судьбы государств, организаций и людей. Для права основными являются юридические формы существования государственно-нормативных отношений. Экономика исследует формы производства, обмена, потребления и т.д. Специфика общества как объекта изучения социологии, как отмечает Ж.Т.Тощенко, заключается в том, что в данном случае изучается “гражданское общество, которое функционирует наряду с государством и которое становится самостоятельной сущностью лишь на определенном этапе развития человеческой цивилизации” [273. С.62]. Необходимо подчеркнуть, что возникновение гражданского общества как самостоятельного явления стало возможным только в тот конкретно-исторический период, когда у человека появились принципиально новые черты своего сознания и поведения, произошло изменение его образа жизни.

Отличие социологического подхода к изучению фактов реальной жизни общества рассмотрим на примере одного простого

Подобный подход используется для изучения бюрократических организаций, неформальных групп и т.п. как “вещей в себе”. Социологи, применяя его, имеют возможность проанализировать деятельность политических партий, конфликты между социальными группами и их интересами. Подобный подход лежит в основании изучения коллективного поведения (это может быть толпа), осмыслении существующих общественных движений, изменений в общественном мнении и т.п.

Социолог описывает общественную жизнь не через конкретных людей, а через специфику их взаимоотношений, что обусловлено их ролями. Роль — это поведение, которое ожидается от человека в соответствии с занимаемой им определенной позицией в группе и статусом в обществе (жена, дочь, продавец, контролер, милиционер, преподаватель и т.д.). После определения роли человека внутри группы социолог имеет возможность выявить уже и отношения между членами интересующей его группы, а потом и ее структуру и особенности.

Социологи придерживаются мнения, что поведение людей во многом зависит от их роли в обществе, от существующих в обществе правил и норм (например, Уголовный кодекс), от одобряемых в обществе социальных ценностей, а также индивидуальных и групповых интересов.



Каждая наука отличается от другой своим предметом, ведь даже на одном объекте они исследуют специфические законы и закономерности, которые влияют на развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества подчинено требованиям социальных, политических, экономических, психологических и других законов и закономерностей, которые выступают в качестве предмета соответствующей науки. При этом, как уже было показано выше, необходимо отметить, что некоторые части указанной объективной реальности могут быть объектом исследования для разных наук.

 

ОБЩЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА

 

Понятие общества как социокультурной системы появилось у нас в последние годы. Исходным тезисом в обосновании этого положения явилось то, что социальное взаимодействие рассматривается как фундамент общественной жизни.

Элементами социальной системы являются люди и их деятельность, которую они осуществляют не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные социальные общности в условиях данной социальной среды. Индивид не может не подчиняться законам той социальной среды, в которую он включен. Он в той или иной степени принимает ее нормы и ценности, социализируется.

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифицирует: социальные группы, социальные институты, социальные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т.е. через культуру.

Общество отсюда рассматривается как социокультурная система, в которой вычленяются две основные подсистемы – социальная, представляющая собой совокупность социальных отношений и связей между людьми, и культурная, включающая в себя фундаментальные общественные ценности, идеи, символы, знания, верования и помогающая регулировать поведение людей.



Эти две подсистемы тесно связаны между собой. Так, о культуре можно говорить как о сложном динамическом образовании, имеющем социальную природу и выражающем социальные отношения, направленные на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Социологи обычно фиксируют внимание на культуре как ценностно-нормативной системе, направляющей и регулирующей поведение людей.

Вся повседневная жизнь (и деятельность) протекает в определенных институтализированных рамках и в соответствии с некоторыми нормативами. И те, и другие существуют в виде устойчивых, разделяемых людьми представлений, обычаев, нравов, этикета. Представления – эти слабо расчлененные образования, сочетающие в себе элементы образа, знания, отношения,

оценки. Социокультурные образы – это «продукты опыта людей, вырабатывающиеся в процессе их совместной деятельности, относящиеся к способам организации типичных социокультурных ситуаций или решений жизненных проблем». Социально они более обязательны, чем представления. Они множественны, и каждый человек имеет возможность выбрать для себя подходящий к своей индивидуальной жизненной проблеме или групповой ситуации.

Ценности складываются в ходе установления межличностных групповых предпочтений по отношению к определенным предметам и социокультурным образцам. Культурные ценности еще более социально обязательны. Они фиксируют индивидуальные или групповые предпочтения, эталонные образцы, в соответствии с которыми люди оценивают значимость собственного опыта, а также деятельности и поведения других.

Социокультурные нормы – относительно устойчивые образования, фиксирующие в каждой сфере культуры или значимой ситуации взаимодействия границы допустимого. Они уже носят обязательный характер. Их нарушение либо даже «пограничное» поведение с обязательностью вызывает социальные, в том числе, правовые санкции. Однако внутри нормативных пределов люди проявляют множественность вариантов поведения.

cyberpedia.su

Общество как система

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.
  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Социология » 3.3. Общество как система



    3.3. Общество как система

     
    Не только культура, но и все человеческое общество состоит из элементов. Первый элемент – природная среда, которой люди пользуются для своего существования, это плодородные почвы, реки, деревья, полезные ископаемые и т. д. Вторым элементом, образующим общество, являются люди, которые составляют самые различные социальные группы. Третий необходимый элемент – культура. Но все эти элементы, взятые в отдельности, еще не есть общество. Необходимы связи межу ними, которые дадут им возможность существовать в неразрывном единстве.
    Социальные связи возникают в обществе на основе так называемого социального взаимодействия индивидов и групп. Целью социального взаимодействия является удовлетворение каких-либо потребностей людей.
    ► Социальное взаимодействие – это такое поведение индивида или группы, которое имеет целью удовлетворение определенной социальной потребности и направлено на другого индивида или группу и имеет для него значение.
    Социальные взаимодействия или связи дифференцируются по сферам общества: экономические, политические, культурные, но от этого не теряют своей социальной (общественной) направленности.
    Кроме того, социальные связи делятся по уровням взаимодействия. Первичный уровень взаимодействия образуют личные связи, затем ϲӆедуют групповые, далее – организационные (между организациями), институциональные, социетальные (т. е. связи на уровне отдельного общества, страны) и, наконец, – цивилизационные.
    Социальная структура объединяет социальные объекты, соответствующие этим видам связей. Если социологи говорят о социальной структуре общества, то они имеют в виду ϲӆедующую иерархию: организация, социальный институт и общество. Если говорить о цивилизационной социальной структуре, то к этой иерархии ϲӆедует добавить еще цивилизацию.
    ► Под социальной организацией в социологии понимают определенным образом организованные группы людей, объединенные общей целью (производственной, политической, культурной), имеющие определенную иерархию.
    ► Социальным институтом в социологии называются как определенным образом организованная группа (например, институт образования, религии, власти), так и совокупность ценностей, норм, образцов поведения.
    Общество функционирует одновременно как на микроуровне (взаимодействия индивидов, малых групп), так и на макроуровне (большие организации, институты, слои, классы).
    Общество – динамическая система. Для развивающегося общества характерны постоянные изменения, усложнение его структуры, дифференциация (разделение, расслоение).
    Дифференциация общества определяется ϲӆедующими процессами:
    разделение общественного труда. Развитие производства, его усложнение требуют разделения труда, его специализации. Возникают все новые специальности, дифференцирующие людей по социальным группам;
    удовлетворение новых потребностей людей;
    расширение представление людей о природе и обществе;
    появление новых ценностей и норм. Например, такая новая для России ценность, как плюрализм, привела к новой норме – многопартийности, которая ведет к дальнейшей дифференциации общества.
    Итак, в процессе развития общество усложняется качественно и количественно, разрастается социальная структура, появляются новые специальности, новые отрасли, организации, группы, институты. Общество все более дифференцируется.
    Но наряду с дифференциацией, которая ведет к появлению новых социальных связей, развитию горизонтальных и социальных структур общества и вместе с тем к ослаблению его единства и сплоченности (солидарности), происходит и обратный процесс – интеграция (лат. integratia – восстановление целого, объединение частей).
    ► Интеграция – это социальный процесс объединения общества, укрепления социальных связей, солидарности между членами общества, взаимного приспособления различных частей его социальной структуры.
    Если дифференциация ослабляет его социальные связи, как бы отталкивает отдельные части общества, то интеграция скрепляет индивидов, группы в единое целое.
    Интеграции общества способствуют:
    единая культура общества как система материальных и идеальных объектов;
    единая система социализации, позволяющая молодому поколению воспроизводить единую культуру;
    система социального контроля, определяющая культуру подавляющего большинства членов общества.
    При несоблюдении этих условий в обществе развиваются дезин-теграционные процессы.
    Общество как единое целое, состоящее в то же время из частей, связанных социальными отношениями, приобретает новые собственные свойства, не сводимые к свойствам составляющих его элементов. Например, общество как совокупность организаций, институтов и групп может перекрывать великие реки, строить гидрорэлектро-станции, запускать космические корабли, создавать сверхмощное оружие, что непосильно даже для большого количества разобщенных индивидов.
    Таким образом, мы видим у человеческого общества все признаки системы:
    наличие отдельных частей;
    наличие связей между частями;
    наличие свойств, не сводимых к свойствам частей;
    взаимодействие с окружающей средой – природᴏй. || Опублиоковано на http://referatwork.ru 2012.
    Одним из основоположников современной теории систем, первым применившим формальные законы термодинамики и физической химии к исϲӆедованию живых организмов, был австрийско-американский биолог Людвиг фон Берталанфи. Его выводы и подходы использовал в своих исϲӆедованиях человеческого общества американский социолог Толкотт Парсонс. Рассматривая общество как открытую динамическую систему, взаимодействующую с окружающей природой (средой), Т. Парсонс определяет его структуру и функции. Его выводы можно представить в виде таблицы (табл. 2).

     
    Т. Парсонс рассуждал ϲӆедующим образом: если общество – открытая система, то оно должно, чтобы выжить, приспособиться к природе (адаптивная функция). Этой функции в обществе должна соответствовать определенная структура (подсистема экономики), которая поставляет и распределяет необходимые материальные продукты. Приспосабливаясь к природе, общество достигает поставленной цели – целенаправленная функция, которой соответствует подсистема политики, дающая законы и побуждающая людей работать и достигать не личных, а общественных целей.
    Первые две функции являются внешними (инструментальными), направленными на преобразование природы, третья и четвертая функции направлены вовнутрь общества. Внутренними (экспрессивными) функциями является интегративная и латентная. Инте-гративной соответствует подсистема контроля, которая поддерживает общую культуру общества (набор ценностей и норм). Латентная, т. е. скрытая, функция обеспечивает сохранение и воспроизводство существующего порядка, поддержание устойчивости путем усвоения новыми поколениями общей культуры общества. Ей соответствует подсистема социализации, которая обеспечивает образование, воспитание, информирование молодого поколения.
    Структура общества носит сложный характер. Любую подсистему можно представить как систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Например, политическая система может состоять из государственных институтов, политических партий, законов, норм и т. д.
    Система Т. Парсонса из 4 функций получила в социологии название «Система AGIL» (по первым буквам английского написания функций).
    Социальная структура у Парсонса взаимодействует с культурной структурой, образуя динамическую «сверхсистему». Ведущая роль в этой социокультурной системе принадлежит культуре. Именно представления о ценностях, нормах, образцах поведения, изменяясь, вызывая определенные социальные действия людей, преобразуют социальную структуру общества.
    Личность всегда стремится играть ту социальную роль, которая наиболее соответствует ее потребностям и представлениям. Если общество способно обеспечить такую возможность большинству членов общества, тогда общественные функции развиваются поступательно и устойчивость системы максимальна. Социальная дифференциация, даже самая интенсивная, уравновешивается интеграционными процессами. Если культурные ценности и нормы разделяются подавляющим большинством членов общества, социальный порядок, социальную сплоченность невозможно разрушить. Очень важно, как именно образуется система культурных ценностей. Если ценности и нормы добровольно принимаются большинством населения, то общество и статически, и динамически устойчиво. Если культура в обществе насаждается с помощью репрессивных средств, то такое общество динамически неустойчиво и любое изменение его равновесия влечет за собой социальные конфликты.
    Системный подход к анализу общества, взгляд на него как на социокультурную систему позволили вывести социологические исϲӆедования на новый уровень.
     
    Вопросы для самоконтроля
     
    Что понимается под культурой в социологии?
    Каковы структурные элементы культуры?
    Что такое культурные универсалии?
    Каковы функции культуры в обществе?
    Что такое социальная группа?
    Чем отличаются формальные и неформальные, первичные и вторичные, аут– и ингруппы?
    Каковы свойства толпы как квазигруппы?
    Как противодействовать толпе?
    Что понимается под социальной общностью в социологии?
    Какую роль в современном обществе играют социальные движения?
    Почему люди, элементы природы и культура являются необходимыми составляющими общества?
    Перечислите основные процессы, протекающие в обществе.
    Почему общество можно рассматривать как социокультурную систему?
    Что представляет собой система AGIL T. Парсонса?
     
    Литература
     
    Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М., 1996. Гл. 1.
    Исаев Б. А. Курс социологии. СПб., 1998. Лекция 2.
    Исаев Б. А. Социокультурный анализ общества. СПб., 1997. Гл. 1.
    Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.
    Маркович Д. Ж. Общая социология. Ростов-на-Дону, 1993. Гл. 1, 5.
    Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. М., 1995. Лекция 16.
    Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. 2, 3.
    Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии. М., 1994.
    Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
    Социология / Сост. И. П. Яковлев. СПб., 1993.
    Социология: Учебник для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1998.
    Социология: Учебное пособие / Под ред. Э. В. Тадевосяна. М., 1995.
    Фролов С. С. Социология. М., 1998. Разделы 2, 4.
    Человек и общество. Основы современной цивилизации: Хрестоматия. М., 1992.
     
     
    Лекция, реферат. 3.3. Общество как система — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть


     

    Похожие работы:

    Российское общество как сложный социальный институт

    28.11.2007/реферат

    Социальный институт. Современная социальная структура российского общества. Группы факторов изменения в российском социальном пространнстве. Проблемы социальной интеграции и дезинтеграции, согласия и конфликта. Трансформация российского общества.

    Российское общество как социетальная система

    26.05.2010/реферат

    Рассмотрение критериев социальной стратификации и их изменений, характеристика социальных слоев российского общества. Анализ и исследование социально-демографического потенциала и социально-экономического статуса социальных слоев, их статусных различий.

    Концепции постидустриального общества

    25.07.2010/реферат

    Индустриальное общество как тип организации социальной жизни. Концепции постиндустриального общества Дэниела Белла и Алена Турена и их основные компоненты. Постиндустриальная теория и ее подтверждение на практике. Значение интенсификации производства.

    Общественная благотворительность в России

    6.02.2008/контрольная работа

    Развитие благотворительности в России во второй половине XIX – начало ХХ века. Императорское Человеколюбивое Общество. Ведомство Учреждение императрицы Марии Федоровны. Российское общество Красного Креста. Развитие общественной благотворительности.

    Общество как социальная система

    7.08.2010/контрольная работа

    Сущность и структура общества как системы. Общество как социальная система. Теории индустриального и информационного общества. Индустриализация как социальный процесс. Теория конвергенции и ее две концепции. Социология и проблема типизации общества.

    Объект и предмет социологии

    24.07.2009/реферат

    Социологическая теория и социологические исследования. Социология и идеология: общее и особенное. Гражданское общество как совокупность форм совместной жизнедеятельности. Социальный аспект общества и личность. Программа социологического исследования.

    Основные понятия и термины социологии

    28.04.2009/шпаргалка

    Законы и категории социологии, ее функции и методы. Общество как социальная система. Глобализация и глобальные проблемы современного общества. Социальные процессы, движения, группы, общности и организации. Понятие и виды статуса. Формы культуры.

    Социальная реальность

    13.03.2010/реферат

    Общество как часть природы. Специфика и состав социальной реальности. Проблема соотношения материального и духовного в обществе. Природные явления, вовлеченные в сферу социальной деятельности. Общество как социальный организм: синергетическая трактовка.

    Социологическая теория марксизма

    1.02.2010/реферат

    Идеалистическое и материалистическое понимание исторического процесса, влияние на поведение и деятельность людей материальных потребностей и интересов. Определяющая роль способа производства в жизни общества, общество как целостный социальный организм.

    Социологическая теория марксизма

    5.06.2009/контрольная работа

    Марксистская социология как материалистическое понимание К. Марксом и Ф. Энгельсом исторического процесса. Общество как целостный социальный организм. Марксистская теория социальных систем. Теория классов и классовой борьбы. Анализ слов К. Маркса.


     

referatwork.ru