Общество и семья – CGI script error

Тема 1. Общество, семья, личность.

    1. Семья и брак

Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни. Лучше всего это выразил С. Л. Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии».

Семейные отношения — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.

Семья— социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Слово «Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи. Иногда для обозначения семьи или родословной используется латинское слово «фамилия», которое в русском языке в первую очередь обозначает «общее имя для членов семьи»

  • Семья как социальный институт, характеризующийся определенными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между супругами, между родителями и детьми.

  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.

  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.

  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

В российском праве семейными отношениями считаются личные неимущественные и имущественные отношения между гетеросексуальными супругами, а также между родителями и детьми.

Брак (производное от глагола брать), или бра́чный сою́з, — регулируемая обществом (в том числе государством) постоянная связь между мужчиной и женщиной (в некоторых странах — также между двумя мужчинами или двумя женщинами), как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, преследующая цель создания семьи.

Согласно Брокгаузу и Ефрону (словарь, изданный в 1890—1907 г), «брак (брачный союз) — постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода». Люди, состоящие в браке, называются

супругами или супружеской парой. Мужчина — муж или супруг, женщина — жена или супруга.

В браке упорядочивается и реализуется естественная потребность людей в продолжении рода, преобразованная социальными условиями и культурой. Именно этим объясняется запрет на близкородственные (характер этого запрета, однако, различен в разных обществах) браки, существующий практически во всём мире, — он связан с большой вероятностью получения детьми в таком браке наследственных болезней. Хотя, с другой стороны, браки, в которых детей не может быть ввиду бесплодия одного или обоих супругов, а также браки между глубоко престарелыми мужчинами и женщинами не запрещены, что указывает на более широкую функцию брака, далеко выходящую за рамки продолжения рода.

Как правило, брак подразумевает ведение супругами совместного хозяйства и наличие общего имущества, передаваемого по наследству, а также воспитание ими детей. Брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам, с соблюдением установленных в законах условий; влечет за собой известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.).

В то же время в различных странах мира, помимо брака как союза мужчины и женщины, на различных исторических промежутках времени, а в некоторых странах — и в настоящее время практикуется полигамный брак. Кроме того, в ряде стран Европы с недавних пор регистрируют однополые брачные союзы.

Бракосочетание — церемония регистрации брака. В России проводится в органах записи актов гражданского состояния, а по желанию и при условии, что хотя бы один из пары вступает в брак впервые, — во Дворцах Бракосочетания. Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, заключается в личном присутствии лиц, желающих заключить брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления (указанный срок может быть по ряду обстоятельств как увеличен, так и сокращен вплоть до регистрации в день подачи заявления).

Условием заключения брака являются:

  • добровольное согласие лиц, желающих заключить брак.

  • достижение лицами, желающими заключить брак, брачного возраста (по общему правилу — восемнадцать лет, но может быть снижен до шестнадцати, а по закону субъекта РФ — до четырнадцати лет).

В России не допускается заключение брака:

  • если одно из лиц уже состоит в зарегистрированном браке.

  • между близкими родственниками.

  • между усыновителями и усыновленными.

  • если одно из лиц признано недееспособным.

studfiles.net

Семья и общество или семейные ценности в обществе.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести,

 

стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

Фаина Раневская

Как часто мы слышим это слово – семья.  Семья и общество. Но какое значение мы придаем этим словам. Что значит семья для современного общества? Какие 

семейные ценности мы оберегаем? Изменились ли они?

Семья – это социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными чувствами. Это ячейка общества. Так нас учили. Это то, что мы знаем о семье. Нообщество постоянно менялось. Менялось и мнение и о семейных ценностях. Если в 17-19 веках такие понятия, как любовь, семья, дети были незыблемы, то в веке 20 случился легкий крен в сторону свободы отношений. А 21 век принес в отношения и вовсе  легкость и непринужденность.  Общество стало раскованнее и те ценности

, которые играли главенствующую роль, перестали таковыми быть. Вспомните слова наших дедушек и бабушек. С какой любовью, с каким трепетом, они говорят нам о своих семейных отношениях. Взаимовыручка, бескорыстие, верность, терпение, почитание старших – вот то, что укрепляло целыесемейные династии.  Вспомните, у наших прадедов и прабабок были огромные, по сорок, шестьдесят человек семьи.

Родные, двоюродные, троюродные и так далее, братья и сестры, тетки и дядьки, племянники и племянницы. А традиции! Какие славныетрадиции были у наших предков. Ужин в кругу родных. Чаепития на природе. Это много позже пошли шашлыки на природе. А были именно чаепития…

Семья появилась на заре формирования общества. Союз двух любящих людей скреплялся узами дальнейшей совместной жизни. Появлялись дети, и семья становилась чем-то большим, чем просто союз двух сердец. Это была уже духовная сфера общения, воспитания, обучения, взращивания, становления личностей и характеров. Вырабатывались семейные ценности, которые призывали любить, ценить, уважать друг друга. Опыт передавался из поколений в поколения. Именно поэтому семья так много значит для социума.

Начиная с монархии и заканчивая демократией, в разные эпохи государство всегда активно влияло на общественное мнение о семье. Туда же вмешивалась и церковь. Они пропагандировали прочность и долговечность 

семейных взаимоотношений. Ряд европейских стран, как, например Италия, Испания, Англия славятся своим семейным наследием. Узы родства почитаются там не меньше чем религиозные конфессии. Вот уж где общество и семья неотделимы!

Однако в последнее время все чаще звучат слова, что семья, увы! уже не выполняет своей социально-нравственной функции. Она призвана служить опорой, гарантом для развития общества и воспроизведения человечества. Но система семейных ценностей утратила эту опору под давлением индивидуалистических настроений населения развитых стран. Брак стал всего лишь союзом двух людей…

Мы просто обязаны стремиться к возрождению семейного духа. Важно понимать, что без этого тяжело полноценно жить, развиваться, совершенствоваться и просто быть счастливым. Семья – это прекрасно! Это то, что сближает людей, делает чище и разумнее общество, создает морально нравственных и устойчивых  людей. Это не закон, не убеждения, — это стремление к истинным ценностям! Любовь, сближающая людей, дающая энергию, рождающая новые поколения, объединяет их в формации, которые создают свой уникальный и неповторимый мир! Это и есть семья и общество.

www.belfamily.by

Глава 3 Взаимовлияние семьи и общества |  Читать онлайн, без регистрации

Глава 3 Взаимовлияние семьи и общества

Семья в социуме, социум в семье

Семья является частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в которой она существует, и со стороны людей, с которыми приходится иметь дело. Если мы хотим правильно понять, почему семьи ведут себя так, а не иначе, следует оценить подобные воздействия. Анализ причин социального и психологического благополучия/неблагополучия семьи требует изучения не только личностных качеств членов семьи, но и факторов социального окружения, правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на всю семейную систему.

Семья и общество – это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе, и в семье есть много общего: руководитель играет свою роль и обращен при этом к подчиненным, молодой – к старому, мужчина – к женщине, и каждый участвует в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям.

Отношения между семьей и обществом представляют «динамичный процесс напряжения и отталкивания, в котором трудно найти точку равновесия»[50].

Жизненный план одного конкретного человека является частичкой громадной психологии всего человечества, которая с эпохи пещерного человека и периода раннего земледелия и скотоводчества до эпохи великих тоталитарных государств и вплоть до сегодняшнего дня очевидно мало изменилась. Несмотря на многообразие форм организации семьи и брака, изменение семейных функций и домашнего обустройства, не так уж и много существует психологических различий в семейных событиях и их участниках. Д. Кэмпбелл в книге «Человек с тысячью лиц» резюмирует это следующим образом: «Современная роль Эдипа, бесконечный роман Красавицы и Чудовища разыгрываются сегодня вечером на углу Сорок Второй улицы и Пятой Авеню в промежутке между сменой красного сигнала светофора на зеленый». Он показал, что и в нынешнее время конкретные люди просто стремятся выжить. Очевидно, все дети с рождения человечества должны бороться с теми же житейскими проблемами, имея в своем распоряжении те же средства.

Для этого в каждой семье детей учат, как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Познание мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть.

Для существования общества требуется, чтобы новые поколения включались в процесс социализации, и это делает семью необходимой для него. Однако современное общество стало настолько сложным, что семья в одиночку уже не может научить детей всему необходимому. К этому процессу подключаются другие организации и государственные учреждения, «внесемейные» лица. Социальные проблемы локализуются не в отдельной личности и не в отдельной ячейке общества, каковой является семья, а в системе социального взаимодействия, в его особенностях, которые определяют социальную ситуацию личности или семьи. Причем в это взаимодействие вовлечены не только отдельные индивиды или семьи и их группы, но и локальная администрация, образовательные, медицинские, социальные и т. п. службы, правоохранительные органы, органы опеки, охраны материнства и детства, экономические субъекты, политические партии, группы интересов и пр.

И в конце концов в семейную систему возвращается то, что вложили в детей школа, церковь, государство. Эти общественные организации, созданные людьми как необходимые институты воспитания, в конечном счете подрывают единство и целостность семьи. Школы отдаляют детей от родителей, работа на предприятиях отрывает женщин и мужчин от дома, а государство отправляет молодых людей воевать на чужбине. Сложность ситуации заключается в том, что члены семьи просто не способны воздействовать на эту широкую социальную среду со своего микроуровня.

Проблема разрешается путем договорной регламентации взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе эксплицируются и формулируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними.

С одной стороны, общество должно нести ответственность за то, чтобы семья в полном объеме и качественно выполняла свои функции воспроизводства и социализации новых поколений. При этом общество в лице государства и других социальных институтов свободно в принятии и поддержке тех типов семей и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.

С другой стороны, семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не может функционировать. В принципе, семья также независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль внутрисемейной жизни (лишь бы он не был криминальным). Это означает, что и любые типы взаимосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.

Однако социологи[51] бьют тревогу: спонтанное развитие семьи связано с периодом, когда быстрое снижение смертности сделало ненужной высокую рождаемость. В наше время нормативным массовым стало одно-двухдетное родительство. Вся свобода выбора свелась к выбору между однодетностью и двухдетностью, которые и с демографической, и с социально-психологической, и с любой иной точки зрения совершенно неразличимы. Многообразие семейных структур сведено к малодетности, к обезличенной стандартности этого единственного типа семьи и репродуктивного поведения. Это резко снижает семейную стабильность, ухудшает положение семьи как социального института, который предполагает плюрализм семейных структур, включая многопоколенные семьи с тесными родственными связями или по крайней мере нуклеарные семьи с несколькими детьми.

Семейная политика должна быть ориентирована на совершенствование всего строя современной цивилизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невосприимчивой к ее проблемам и болезням.

Социальная среда предоставляет широкий выбор агрессивных и противоправных моделей поведения, социальные пороки становятся общедоступными. Дух цивилизации сегодня настолько силен, полон соблазнов и греховности, что способен проникать в человеческие души через все мыслимые и немыслимые ограды. Посему важно помочь людям научиться встречать этот дух достойно: и отсекательно, и преобразовательно. Мы постепенно начинаем осознавать, что перемены должны начинаться с каждого конкретного человека, с каждой семьи.

Известны исследования Р. Бенедикт жизни американских индейцев. На их основе она выдвинула и разработала концепцию синергии[52]. Весь сравнительный материал позволяет сделать вывод о том, что общества, где не обнаруживается агрессивности, обладают социальным порядком, при котором индивид одним и тем же действием и в одно и то же время достигает выгоды и для себя, и для группы… Отсутствие агрессивности имеет место (в этих обществах) не потому, что люди бескорыстны и ставят социальный долг выше личных желаний, а потому, что социальные установления обеспечивают тождественность того и другого. Общества с высокой социальной синергией – это те, институты которых обеспечивают взаимную выгоду от предпринимаемых действий, общества с низкой социальной синергией – это те, где выгода одного индивида оборачивается победой над другими и побежденное большинство вынуждено изворачиваться на свой страх и риск. Но откуда у американских индейцев общества с высокой синергией?

Существует точка зрения, что изначально «сообщество людское состояло из счастливых семей… Энергия любви формировала семью».

Человек – существо общественное, которому, для того чтобы выжить, необходим целый ряд социальных связей. Постоянное взаимодействие с другими людьми, с социальной средой, в которой он живет, формирует его личность во всех аспектах, какие только можно себе представить.

В социально-психологической литературе было опубликовано немало дискуссий по поводу роли той социальной среды, в которой живут семьи. Знание факторов, которые не способствуют благополучию семей в том или ином районе и их участию в общественной деятельности, в целом очень ограничено. Вместе с тем эмпирически выделенные факторы составили четыре основные группы: а) разногласия между родителями и отсутствие четких дисциплинарных требований в семье; б) психические нарушения и криминальное поведение родителей; в) низкий социальный статус семьи и плохие жилищные условия; г) неблагоприятные особенности школьной среды.

Еще одной причиной может быть отвержение и деморализация семей. Это происходит из-за того, что на семьи навешиваются ярлыки неблагополучных.

М. Раттер указывает еще на низкий социальный статус района. В основе этого явления лежит целый комплекс причин. Одна из них заключается в том, что в районах с низким социальным статусом сосредотачиваются «трудные семьи», поскольку это единственные районы, в которых они могут найти жилье[53].

Вторя классикам[54], можно констатировать поразительную вещь – любовь и воля, которые в былые времена всегда помогали справиться с жизненными невзгодами, в наши дни сами стали проблемой. С этим обстоятельством тесно связана другая особенность, характерная для современной культуры, которая основана на стимулировании потребности покупать, на идее взаимовыгодного обмена[55]. Счастье современного человека выражается в восторге, с которым он разглядывает витрины, и в возможности купить все, что он может себе позволить – за наличные или в кредит. Точно так же он (она) смотрит и на людей. Привлекательная девушка для мужчины или привлекательный мужчина для женщины – это призы, которые они стараются заполучить. Привлекательность обычно означает набор популярных качеств, пользующихся спросом на рынке личностей. Что именно делает человека привлекательным, зависит от моды.

Неудивительно, что в культуре, где преобладает ориентация на рынок, а материальный успех имеет исключительную ценность, любовные взаимоотношения следуют той же схеме обмена, которая главенствует на рынке товаров и рабочей силы.

Прошло время, когда человеком двигали немногие стимулы, на которых сосредотачивались все силы его души и которые превращались от этого в страсть, в мощный пучок энергии, направленный в одну точку. Мы живем в эпоху многих стимулов, и духовная жизнь человека резко переменилась, в нее вошли экономика, политика, рабочие обязанности, материальные и бытовые запросы, культурные и творческие тяготения, тяга к развлечениям и увлечениям. Любовь отошла назад, потеснилась, уступила им часть своего места. А вместе с этими громадными переменами любви мешают и стрессовые нагрузки, нервная усталость, социальные тяготы и нехватки. Вся жизнь людей перестраивается в своих основах, и любовь занимает в этой перестраивающейся жизни новое, тоже меняющееся место. Она приходит в новые соотношения с потребностями, пропитывается новыми переживаниями, по-новому сплавляется с другими чувствами. Она что-то теряет и что-то приобретает, делается в чем-то слабее, в чем-то сильнее. Это процесс подчас драматических, болезненных переломов.

Люди, живущие в нынешнее время, должны защищаться от ужасного сверхстимулирования, от хлещущего из телеприемников потока слов и шумов, от конвейерных потребностей промышленности и гигантских фабрик индустрии развлечений. В среднестатистической семье телевизор работает до семи часов в день: на каждого члена семьи приходится по четыре часа. Телевидение часто разрушает созданную безоблачную картину жизни. Очень трудно оставаться в блаженном неведении, когда видишь передачи, рассказывающие о событиях, происходящих в мире. Две из каждых трех вечерних программ содержат сюжеты насилия и наркоупотребления. К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100 000 других действий с применением насилия и употребления наркотиков[56].

Имеет ли это значение? Подталкивает ли телепоказ криминальных сюжетов в прайм-тайм к воспроизведению тех моделей поведения, которые в них изображаются? Или зритель, замещенно участвуя в агрессивных действиях, освобождается от агрессивной энергии?

Последняя идея, являясь вариацией гипотезы катарсиса, утверждает, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто ссылаются на эту теорию и напоминают, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что наблюдение образцов насилия по ТВ: 1) ведет к усилению агрессивности; 2) повышает порог чувствительности зрителей к насилию; 3) формирует взгляды на социальную реальность.

Жизнедеятельность семьи реализуется одновременно с миром природы и в специфической для человеческого общества информационной среде, имеющей свои механизмы развития и функционирования. Характерной особенностью нынешней ситуации является то, что всей человеческой цивилизации присуще постоянное и стремительное расширение, осуществляемое самим же человеком (отдельными личностями, группами людей, организациями, определенными социальными институтами и т. п.). Особенно бурно расширение информационной среды общества происходит в последнее время, и темпы его растут. К сожалению, в последние годы важнейшая часть информационной среды стала более агрессивной и примитивной.

Кровавая теле– и интернетдиета дает обильную пищу для наркотизации, сексуальных деформаций, предлагает модель для «прожигания жизни». Вмешательство родителей в данном случае не является конструктивным. Родители могут запретить, но не могут «выключить» влияние ТВ.

Все исключительно сложные и взаимозависимые процессы, происходящие в природе и обществе, относятся к информационному взаимодействию. Мудрая природа уже изначально способна к полноценному воспроизводству и имеет многократный запас прочности устойчиво противостоять негативным внешним и внутренним воздействиям. Однако человек (в своем неуемном стремлении победить природу, жажде к так называемому научно-техническому прогрессу и ненасытном стремлении к материальному благополучию) каждодневно ведет неутомимую саморазрушительную деятельность. В результате – нарушение иммунного статуса, адаптационных и генетических свойств организма, развитие всевозможных тяжелых и неизлечимых заболеваний, нарушение эколого-информационной среды обитания и био-энерго-информационного равновесия. Самое печальное – это духовно-нравственное обнищание общества и разрушение полноценной личности человека и ее колыбели – семьи[57].

Таким образом, в наше время со всей очевидностью встала проблема защиты здоровья и реабилитации как человека, так и самой среды обитания. Особенно актуальна проблема экологической информационной чистоты для семейной системы.

Пока же в мире, в котором вещи и деньги превращаются в средство идентификации, грозя, подобно лаве, испепелить и удушить все живое на своем пути; в мире, в котором секс стал настолько доступен[58], что сохранить хоть какой-то внутренний центр можно только одним способом – научиться безучастно совершать половой акт, – в этом мире, который молодые люди ощущают более непосредственно, поскольку у них не было времени возвести линию обороны, нет ничего удивительного в том факте, что кризис современной семьи увеличивается.

Весь мир пронизан беспокойством, люди цепляются друг за друга и пытаются убедить себя, что испытываемое ими чувство – любовь, они не принимают волевых решений, потому что боятся, выбрав нечто одно, потерять другое, и чувствуют себя слишком неуверенно. В результате разрушается фундамент положительного социального воздействия общества на личность и семью. Конечно, общественные и государственные организации могли бы больше и лучше заботиться о благополучии семьи. И это наверняка возможно. В нашем урбанизированном и индустриальном мире социальные институты должны быть экономичными, практичными, эффективными, однако по большей части они бесчеловечны. Ведь не новость, что в этих организациях сегодня процветает культ силы и вещей (Д. И. Фельдштейн). И современные семьи вполне приспособились к этому.

Проблема заключается в противоречии между возможностями положительного воздействия общества на семью и реальными мерами со стороны правоохранительных органов, учебных заведений, государственных структур и пр. В современных условиях «перекачка» основного массива внутренней энергетики ценностного и эмоционального порядка с профессиональных, общественных и других отношений на отношения «самые вечные» и «самые чистые», какими являются личные отношения, как ни печально это звучит, начинает деформировать и разрушать именно эти самые значимые отношения. В результате растет оцепенение от чувства собственного бессилия (Д. И. Фельдштейн).

Осуждая социальные пороки, мы до такой степени приписываем криминальное поведение личностным диспозициям, что не принимаем в расчет ситуативные факторы. Причиной того невнимания и отсутствия помощи, с которыми сталкиваются дети, подростки, молодые супруги, является не только поведение родителей, но и почти все аспекты нашей сегодняшней действительности. «Нормальность» обозначает сегодня умение не волноваться. Родители сами являются беспомощными и невежественными детьми нынешнего времени. Это единый образ жизни, и он все более активно осваивается. Но вероятность этого будет меньшей, если мы откровенно признаем неблагополучие нынешней ситуации, проанализируем его и попытаемся объединить потенциал всех заинтересованных сил. Полученные в эмпирических исследованиях результаты указывают на необходимость учета различных аспектов семейной жизни, социальных условий и особенностей школьной среды для предупреждения девиантного поведения и нарушений психического развития у детей.

И наконец, все мы должны понять, что жизнь делают люди и то, какие отношения складываются между ними, определяет все, что вообще происходит с человечеством и миром, в котором оно живет. «Любовь и семья – пересечение всех мировых сил, которые правят жизнью, зеркало всех перемен, которые идут в человечестве. И чтобы по-настоящему понять, что происходит в любви и в семье, надо, наверное, понять, что делается в устоях цивилизации, в глубинах социальной жизни; личные судьбы можно по-настоящему постичь только через планетарные призмы»[59].

История человеческих отношений может быть найдена в древних памятниках, в залах суда и моргах, в игорных домах и письмах к редакторам журналов, на парламентских заседаниях, когда кто-нибудь пытается направить на путь истинный целые народы, доказывая, что сказанное его родителями ему в младенчестве подойдет и для всего мира. Все, что люди знают, во что они верят, как они разрешают возникающие конфликты, начинается в семье. Но в то же время в деятельности государственных институтов отражаются семейные традиции. Мир – это семья, в которой живут разные нации, состоящие из таких же людей, как мы с вами. Как и в любой семье, ими управляют люди. Именно они, становясь руководителями государства, сталкиваются с теми же задачами и проблемами, имеют такие же возможности, как и члены каждой отдельно взятой семьи. Создание мира на земле очень похоже на создание дружной семьи (В. Сатир).

В настоящее время раскрытие интегративных особенностей отношений семьи с социальной средой путем создания профилактической программы на основе взаимодействия всех общественных сил, преобразования объективных и субъективных условий взаимодействия семьи с окружающим миром в целостный единый процесс – важные направления практической психологии. В современных условиях полностью теряет смысл представление о государстве как единственном субъекте целеполагания, формирования и реализации семейной политики[60]. В настоящее время цели семейной политики и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни: семьи как малой группы, разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных, и государства в лице его специализированных органов (федеральных, региональных и локальных).

Семьям надо искать единомышленников в общественных организациях и образовывать с ними единый союз. Семья должна стать объединяющим звеном в обществе, это один из его немногочисленных союзов, у которого занимаемое пространство и число членов настолько малы, что все знают друг о друге почти все и даже могут уместиться в одной комнате.

Современная превентивная проблематика требует новых ценностных акцентов. Именно философское осмысление социально-психологических проблем – стремление к достижению гармонии отношений семьи с обществом, другими людьми, очищение разума и души человека от всех видов социального зла, защита и развитие подлинных достижений культуры, укрепление семьи как социального института, предотвращение ее деградации – сегодня выходит на первый план.

Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей. Для того чтобы эту цель выразить более конкретно, необходимо, по мнению социологов[61], учитывать тот факт, что сегодня не только в нашей стране, но и практически во всех развитых странах мира преобладают неполные, осколочные и вырожденные формы и разновидности семьи, квазисемейные и внесемейные формы существования, причем степень общественного принятия и одобрения всех этих форм нарастает.

velib.com

» Семья и общество».

Внеклассное мероприятие по обществознания в 9 -10 классах.

Семья и общество

Цель:1 состоит в определении основной характеристики семьи и семейных отношений.

Текст для чтения

Виды семей

Семья – это первичная ячейка, строительный кирпичик любого общества. Она создается как постоянное образование и включает людей, связанных друг с другом браком, кровно родственными отношениями или усыновлением/удочерением. Однако семьи широко различаются по своей организации и у одного народа, и у разных народов. Например , общество по разному организует семейное проживание: люди могут разрозненно проживать в отдельных домах, а могут жить всем родом под одной крышей.

Наиболее распространенной в понимании концепции семьи является нуклеарная семья, состоящая из родителей и их детей. Однако не все супружеские пары имеют детей, и формируются семьи по разному. Во многих странах значительную часть представляют семьи с одним родителем, не смотря на то что в некоторых обществах на них оказывается экономическое и социальное давление, чтобы они объединялись в более широкие семейные группы. Вместе с тем во многих обществах считается, что семьи с одним родителем заслуживают моральной и экономической поддержки и что у них есть право жить отдельно, если для этого имеются средства.

В таких странах как Арабские Эмираты, мужчине по закону разрешается брак более чем с одной женщиной — полигамия. Значительно более редкими являются общества в которых женщине позволено иметь более одного мужа (полиандрия), как это было в некоторых частях Южной Индии и Тибета. Однако во всех этих случаях в кодексах религиозных веровании требуется, чтобы права всех жен и мужей были защищены.

Кроме нуклеарной семьи, существуют расширенные семьи включающие родственников.

Отношение между мужчинами и женщинами в различных обществах.

Хотя в некоторых странах средний возраст для вступления в брак – 17 лет, в других, особенно в развитых странах Запада, люди обычно не женятся ранее 25 лет, а то и позже.

У отдельных народов (например в Индии) браки устанавливаются по договоренности. У других народов особенно там, где дети длительное время живут отдельно от родителей, выбор делают сами мужчины и женщины, которые вступают брак.

Практически у все народов существуют строгие правила в отношение инцеста. Например, в большинстве стран сегодня не разрешаются браки между людьми, состоящими в более близком, чем троюродном, родстве друг с другом.

Собственность и семья.

Собственность может передаваться наследникам в виде дара, пока родитель еще живы, или же через определенный порядок наследования, который вступает в силу обычно после смерти родителя.

У некоторых народов собственность может распределятся поровну между всеми детьми, а у отдельных европейских народов по традиции собственность делилась только между сыновьями (патрилинейность). В других странах, как, например в средневековой Британии, наследство передавалось только старшему сыну (майорат). В немногих обществах, таких как на островах Тихого океана, земля передается по наследству по женской линии. Передача наследства младшему сыну называется миноратом.

Сейчас во многих демократических странах передача наследства является чисто юридическим процессом, при котором владелец имущества составляет документ (завещание), где указывается как следует разделить всю собственность или отдельные её части после его смерти.

Функции семьи

Семья выполняет личные и экономические функции. Личная функция состоит в том, чтобы узаконить и установить интимные отношения между мужчиной и женщиной.

Главная функция семьи, которую частично можно рассматривать как экономическую, состоит в создании крова, убежища для её членов – место, где они чувствуют себя в безопасности физически и психологически. Детей требуется не только кормить и одевать в течении многих лет, но, сто еще важнее – давать им всестороннее образование. У одних народов принято поощрять независимость у детей, а других этого не наблюдается.

Важнейшей функцией семьи является социализация ребенка. Это требует от семьи значительных усилий. Стержневой частью социализации является обучение сотрудничеству с другими людьми. Обычно оно усваивается ребенком в раннем возрасте через взаимоотношения в семье, где каждый ее член должен принимать во внимание права, потребности и интересы других. В этом смысле семья выполняет гражданскую, цивилизационную функцию. Демократия – одна из форм сотрудничества, и за частую именно ей следует учиться детям.

Наследование

Нравственные ценности

Виды семьи

  • Нуклеарная

  • Полигамия

  • Полиандрия

  • Моногамия

  • Расширенная

Семья

Функции семьи

Инцест/кровосмешение

Взаимоотношения между семьей и государством.

В большинстве государств действуют законы, которые регулируют брак развод семейную жизнь и предусматривают выделение бюджетных средств на защиту детей на их образование.

Семейное право обычно основано на идеи равноправия мужчины и женщины пред законом.

Один из самых важных законов государства, призванный стоять на защите семьи – закон о юридической регистрации и, соответственно признании брака. После того, как брак зарегистрирован, государство может использовать свою силу, чтобы следить за выполнением брачных обязательств. Это предполагает равную ответственность супругов за защиту и материальную поддержку все детей или других иждивенцев даже в том случае, если брак распадается. Кроме того, если брак не был зарегистрирован, то при разводе мужа и жены трудно будет оспорить любой раздел имущества семьи. Часто государство вмешивается в дела семьи, чтобы защитить интересы детей в случаях. Когда брак оказался неблагополучным или когда родители не способны обеспечить надлежащий уход за детьми. Тогда государство может отдать детей приемным родителям или их могут поместить специальные учреждения.

Приложение к мероприятию:

Задание 1. Незарегистрированный брак.

Преимущества

Недостатки

Возможные ответы:

Преимущества незарегистрированного брака:

1.Быстро создается.

2.Легко разойтись.

3.Могут вступить несовершеннолетние.

4.У человека не возникает никаких правовых обязательств перед своим супругом/супругой или детьми.

Преимущества зарегистрированного брака:

1.У женщины есть равные права с мужчиной на совместное имущество.

2.Связь людей закреплена как публично, так и юридически.

3.У обоих родителей имеются равные права по отношению к детям.

4.Семье легче получить свидетельство о рождении детей .

5.Признается законом.

Недостатки незарегистрированного брака:

1.Один из партеров становится в денежном отношении более зависимым от другого.

2.Один из партеров не может прибегнут к закону для получения финансовой поддержки для детей от другого партнера, если они разошлись.

3.В случае смерти одного из партнеров законные права на наследование его/её имущества утрачиваются.

4.Интересы семьи и её детей не защищены законом.

Недостатки зарегистрированного брака:

1.На церемонию брака нужно потратить значительную сумму.

2.Такой брак сложнее разорвать. Работая в группах по три четыре человека перечислите и запишите функции семьи.

(!) Примечание:

ЦРУч: Учащиеся смогут перечислить главные функции семьи.

1. Личностная функция семьи — установить и узаконить посредствам заключения брака интимные отношения в паре.

2. Создать семейное убежище и кров.

3. Воспроизводства является одной из главных функций семьи в любом обществе. Оно включает регулирования половой жизни и деторождения (функция воспроизводства человека включает рождение и воспитание ребенка).

4. Экономическая функция. Возможно, главной экономической функцией семьи является создание убежища для её членов, обеспечение их пищей, а так же оплата их образования и здравоохранения.

5. Воспитание гражданина. Именно в семье ребенок усваивает базовые умения общения и сотрудничества с другими людьми. В этом смысле семья выполняет гражданскую функцию.

6. Создание атмосферы психологического комфорта и защищенности.

Сопоставление слов и определений

Работая в паре дайте соответствующее определение терминам:

Понятие

Определение

1. Наследство

а) Сексуальные отношения между лицами, которые являются настолько близкими родственниками, что их брак запрещается обычаями или законом.

2. Инцест

б) Имущество, переходящее к человеку по закону после смерти его собственника.

3. Иерархия

в) Семья, состоящая только из родителей и их детей.

4. Расширенная семья

г) Вертикальное разделение группы людей по их способностям или статусу.

5. Нуклеарная семья

д) Семья, которая может включать родителей, их детей и других родственников.

Семья

Наличие отца и матери

Сколько детей

Кто еще проживает с ними

Тип семьи

1

Отец, мать

3

Дедушка и бабушка

Расширенная

2

Мать

1

Никто

Неполная

3

Отец, мать

4

Дедушка, сестра отца

4

Отец, мать

3

Никто

5

Отец, мать

2

Бабушка, брат матери

6

Мать

3

Бабушка

7

Отец

1

Бабушка

8

Отец, мать

7

Никто

Нуклеарная

9

Отец, мать

6

Дедушка, брат отца

10

Отец, мать

Нет

Никто

infourok.ru

Семья: ее место в обществе

Семьей в социологииназывают социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию.

Определение, как видим, достаточно простое, и тем не менее правильное понимание его трудно встретить даже у высокообразованных людей. Можно иногда прочитать: «Ма-ма+папа+Я=семья». Но так ли это? Давайте подумаем. Отец, мать, ребенок — это лишь составляющие общего целого, которое представляет собой некую совершенно новую реальность по сравнению просто с суммой его частей, т. е. членов семьи. Она обладает своими, только ей присущими свойствами, особенностями, закономерностями, не характерными ни для одной из составляющих ее величин по отдельности. И эти новые особенности, возникающие при создании семьи, заранее предсказать чаще всего невозможно, во всяком случае очень сложно, даже если знаешь свойства будущих членов семьи.

Иными словами, семья — это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут таинственным образом исчезнуть, подобно тому, как группа атомов может «исчезнуть» и превратиться в совершенно новую реальность, называемую полупроводником или плазмой, своеобразие которых нельзя извлечь из особенностей составляющих их атомов. Семья — это прежде всего и главным образом именно отношения между составляющими ее лицами.

Но ограничиться только этим едва ли можно, потому что, если вдуматься, все, что мы видим,— это отношение, соотношение. Именно оно придает прочность, форму, красоту или безобразие предметам действительности. Именно на него мы обращаем свое внимание Прежде всего, рассматривая тот или иной объект, потому что до того, из чего он состоит, нам дела нет, если мы не специалисты. Нас восхищает киевская София или московский Василий Блаженный, и мы не задумываемся над тем, что это просто сумма камней или кирпичей и связывающего их вещества. Мы видим их форму, то есть закономерность связи различных строительных материалов и элементов. Мы игнорируем то, что одни из них образуют фундамент, другие — стены, третьи — своды, четвертые — башни, звонницы и т.д. Нам важно, что храм, собор — велик, одухотворен, устремлен, что он зовет ввысь, утешает, радует глаз и т. п.

В семье же, особенно своей, мы чаще всего, наоборот, не замечаем, что мы части целого, что наша «функция» — быть в своде или быть в фундаменте. Что наша индивидуальность в данном случае выступает лишь в качестве строительного материала этого нового храма — семьи. Иными словами, мы зачастую не понимаем, что создать семью — это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт. Создать семью — это значит построить отношения любви, взаимопонимания, поддержки.

Вопрос о том, что первично — брак или семья, пока еще дискутируется. Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой, ядром семьи, но окончательного вывода нет ни в теории, ни в обыденной жизни. Каждая перепись населения в нашей стране, например, показывает, что число женщин, состоящих в браке, превышает число женатых мужчин. И это не означает, что у нас существует многоженство. Просто, по-видимому, одно и то же явление, фактический брак, люди расценивают по-разному: женщины его объявляют «настоящим», равным юридическому браку, мужчины же полагают безбрачием, временным сожительством.

Из приведенного выше определения семьи следует, что основными являются три ее признака: 1. Брачные или кровнородственные связи между всеми ее членами. 2. Совместное проживание в одном помещении. 3. Общий семейный бюджет. Как видим, юридическая сторона, юридическое оформление тут не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж четки: сколько времени надо проживать совместно — одну неделю или несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает в себя весь семейный бюджет и т. д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее объективны, фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе отношений, которая превращает семью в особое духовное образование; как их измерить?

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет тот самый стержень семьи, без которого семья не семья. Можно отметить еще одно отличие семьи от брака. Если брак фиксируется прежде всего государством, обществом, то семью создаем только мы сами (с помощью государства, общества, естественно). И разрушаем тоже.

Семья, как отмечалось в предыдущем параграфе, начала развиваться вместе с развитием брачных отношений в обществе. При этом менялись ее функции, общественные роли. Вместе с увеличением числа общностей, в которые входил тот или иной человек (молодежные группы, производственные объединения, клубы по интересам и т. д), семья постепенно уступала часть своих функций другим группам. И в то же время с самого своего возникновения и до наших дней среди всех этих групп она играет особую роль.

Ныне становится все более ясным, что семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Это не значит, конечно, что все произошло из семьи, как считали некоторые мыслители (Руссо, Кондорсе, Гердер и др.), что общество с его социальными институтами — это всего лишь разросшаяся семья, что и политика, и государство и т. д. получили свое начало в семье. Конечно же, у развития общества свои законы. Но тем не менее, находясь в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергаясь влиянию со стороны его экономической, политической, правовой систем, семья оказывает свое — и довольно заметное — воздействие на общество. Прежде всего своей воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение, воспитание и выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она является и своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений для молодого человека.

Например, в семье существуют отношения материальные, складывающиеся независимо от воли и желания людей. Это и отношения между полами (отношения детопроизводства), и экономические отношения между членами семьи в процессе непосредственного производства необходимых им материальных благ (особенно в семьях крестьян и ремесленников). На протяжении многих веков семья осуществляла накопление и передачу по наследству определенной собственности. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда (в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании семьи).

Кроме того, в семье между ее членами существуют и идеологические, в частности правовые, отношения, а также нравственные или религиозные. Формирование трудовых ресурсов, их распределение и перераспределение, квалификационный рост и производительность труда, а также миграция населения — все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И именно в семье обычно принимаются решения о том, куда молодому человеку пойти учиться, куда уезжать на учебу либо работу или никуда не уезжать. Но все эти отношения преломляются в семье через особый психологический механизм: они основываются на чувствах любви, привязанности, родства, долга, ответственности между членами семьи.

Или взять такую важную социальную проблему, как проблема заболеваемости и состояния здоровья населения. Ведь именно в семье закладываются генетические, биологические основы здоровья, а также привычки, навыки, установки по отношению к своему здоровью. Занимается человек физкультурой или не занимается, любит быть в свободное время в лесу, на природе или не любит подвижный образ жизни ведет или малоподвижный и т. д. — все это обычно начинается именно с семьи.

Потребление людьми материальных благ и духовных ценностей также во многом определяется семьей. Именно она воспитывает вкусы, потребности, наклонности у представителей младшего поколения. Именно от семьи в первую очередь зависит, насколько молодой человек умеет оставаться самим собой, противостоять неумной и разорительной моде и т. д.

Каково качество специалиста и, следовательно, какова эффективность его функционирования — это также во многом зависит от семьи. Потому что именно здесь на личном примере добросовестного труда родителей у молодого человека воспитывается высокосознательное отношение к своему делу, преданность ему, профессиональная, трудовая честь, а также формируются общий культурный уровень, широта эрудиции. Уже качество учебы в школе у детей во многом определяется культурным, образовательным уровнем их родителей. Собственно говоря, сам интеллектуальный и нравственный климат, духовная атмосфера в семье является важнейшим фактором успешности учебы ребенка в школе.

Наконец, условия жизни «отходящих» поколений, пенсионеров, престарелых людей были и остаются одной из важнейших проблем общества, показателем его нравственной зрелости, гуманности. Но именно в семье закладываются привычки, традиции, нравственные основы отношения к старшему поколению: милосердие или бездушие, теплая доброта или холодная корысть…

Все это относится к социальной значимости семьи. Но она обладает и, так сказать, чисто персональной значимостью. Семейное положение человека и качество его семейной жизни оказывают значительное влияние также на его физическое и психическое состояние и самочувствие. По-видимому, для большинства людей семья — это нормальная, то есть необходимая среда обитания, существования. По данным зарубежных исследований, например, смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность у людей семейных. Причем это касается практически всех причин смертности: и в результате самоубийств, и в результате злоупотребления алкоголем, никотином или наркотиками, и смертность от болезней, требующих длительного лечения. Особенно это относится к мужчинам. Например, в возрасте от 25 до 64 лет разведенные мужчины в два раза чаще прибегают к самоубийствам/чем семейные. Они же в 3,3 раза чаще умирают от цирроза печени и от рака, в 5,4 раза чаще — от диабета и туберкулеза.

Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание котброй, как правило, требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами. Внимание к семье со стороны государства, науки, публицистики, общественного мнения особенно возросло в последние десятилетия.

Похожие статьи

medn.ru

Общество и семья

Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий.

Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общество — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в исторической процессе, переходя из поколения в поколение.

Системный подход к обществу дополняется в социологии детерминистским и функционалистским.

Однако, как отмечалось выше, для марксизма более характерен детерминистский подход к объяснению общественной жизни. Идем функционализма в большей мере присущи англоамериканской социологии. Основные положения функционализма были сформулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 — 1903) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты английским этнографом А. Радклифф-Брауном и американскими социологами Р. Мертоном, Т. Парсонсом.

Рассмотрим вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода по Г. Спенсеру:

1) Так же, как сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как целостный, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.

2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.

5) Спенсер придавал большое значение социальному контролю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность главным образом потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые социальные институты — организованные объединения людей, которые выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами.

Классическим примером простого социального института является институт семьи. А. Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

Семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

В социологии семьи приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья предусматривает существование брачной пары — мужа и жены, полигамная — или муж, или жена имеет право иметь несколько жен или мужей. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье состоят в браке, то образуется расширенная, или сложная, семья, включающая в себя два или более поколений.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г. Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций:

а) воспитательная — социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

б) хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

в) экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

г) сфера первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

д) духовного общения — развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

е) социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

ж) досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

з) эмоциональная — получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группой подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или, в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как: 1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи; 2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли; 3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

mirznanii.com

Семья в социальной структуре общества

Семья как социальный институт. Семья – группа людей, связанных отношениями родства или брака, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие значимые потребности.
Семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
В большинстве примитивных обществ (племена Центральной Африки, многие народы Севера) семья – единственно реально функционирующий общественный институт. Там нет правителей, формальных законов, специализированных профессий. Семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов, других ценностей решаются в рамках отдельных семей или на советах нескольких семей.
Семья является одной из главных социальных институтов в обществе. С увеличением размеров племен появляется необходимость в формальной политической организации. Появляются новые институты, которые берут на себя часть семейных функций.
Как все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления важных для общества функций.
Социально-демографическая структура общества. В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи – это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди двоих детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья — это семья, состоящая из двух пар — супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первично отношения образуются, начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической). Чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью или четверть двухдетных семей, а треть — трехдетных, 20 % — четырехдетных и 7 %   пятидетных и более, и 14 % – бездетных и однодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей — границы простого воспроизводства населения — и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., соответствует в среднем 1,59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1 — до 16 лет — таковых в РФ примерно 90 %. Многодетных семей с 5 и более детьми, где детей намного больше для замещения поколений, меньше 1 %. Среднедетных семей с 3—4 детьми, где детей достаточно для слегка расширенного воспроизводства, около 9 %. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с лишним раз меньше, чем следует, среднедетных — в 5 раз, тогда как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции (вырождения нации), складывающийся из начавшегося в 60-е годы в России распространения малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х годов.

Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом изменения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения семьи в ходе жизни привело к понятию семейного цикла жизни или жизненного цикла семьи. Возможно, слово цикл здесь неточно, так как только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социально-психологической целостности. Но в отличие от динамики взаимоотношений членов семьи, быстрых изменений состояний семейной атмосферы, термин цикл семейной жизни применим для характеристики повторяемости процессов, происходящих при последовательной смене стадий функционирования семьи.
Разработка схем семейного цикла представляет самостоятельную задачу социологии семьи (на основе статистических данных о распространенности тех или иных этапов цикла в семейной структуре населения.) Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака. Семейный цикл может формироваться по разным основаниям: Ян Щепаньский выделяет при условии отсутствия развода три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепенного распада супружества, другие ученые увеличивают число фаз и их содержание.
Семейные функции в большинстве обществ мало чем обличаются друг от друга.
1. Функция сексуального регулирования. С помощью семьи общество упорядочивает и регулирует естественные сексуальные потребности людей. Часто после заведения семьи хаотичная интимная жизнь превращается в стабильные супружеские отношения.
2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровы.
3. Функция социализации. Семья занимает центральное место в процессе социализации. Семья для ребенка является первичной группой, с нее начинается развитие личности. У человека навсегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения.
4.Функция эмоционального удовлетворения. К многочисленным потребностям человека относится общение с близкими людьми. Врачи считают, что важной причиной трудностей в общении и даже болезней является отсутствие любви и тепла в семье. Преступления чаще совершают те, кто был лишен заботы в семье.
5. Статусная функция. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследства статусы, близкие статусам членов его семьи. Это принадлежность к определенному социальному слою, национальность и пр. Семья осуществляет ролевую подготовку ребенка к статусам, прививая ему соответствующие интересы, ценности, образ жизни.
6. Защитная функция. Семья осуществляет физическую, экономическую, психологическую защиту своих членов (хотя в разных обществах с разной интенсивностью). Мы привыкли к тому, что, задевая интересы человека, мы задеваем интересы его семьи.
7. Экономическая функция. Члены семьи ведут общее хозяйство. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.
Семья как малая группа. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, а с другой – малая группа. Семья имеет все признаки малой группы. Она имеет ограниченное, вполне определенное число членов, стабильность состава, чувство принадлежности каждого члена семьи к данной группе, полноценность общения внутри фуппы, неформальный уровень восприятия человека человеком внутри семьи, в семье также присутствует внутренняя структура.

Исторические типы и формы семейных отношений:
1. Семьи, в зависимости от представленности в них различных поколений, бывают нуклеарными (наличие в семье только двух поколений: родители и дети) и расширенными (супружеская пара, дети, родители супругов, другие родственники). Процессы   урбанизации     в современном мире привели к преобладанию нуклеарной семьи.,
2. По типу лидерства и распределения семейных обязанностей выделяются 3 типа семьи:
1) традиционная, или патриархальная семья. Под одной крышей живут как минимум три поколения, роль лидера отводится старшему мужчине. Для традиционной семьи характерны: экономическая зависимость женщины от супруга; признание безусловного авторитета мужчины в вопросах семейного главенства; закрепление женских и мужских обязанностей: муж – кормилец, жена – хозяйка;
2) неотрадиционная семья. В ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение обязанностей, но, в отличие от семей первого типа, без достаточных объективных оснований. Такой тип семьи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом зарабатывать деньги, женщина получает “исключительное право” на домашний труд;
3) эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа характерны справедливое разделение домашних обязанностей, совместное принятие важных для семьи решений (в западноевропейских странах частыми являются случаи^ когда мужчина берет отпуск по уходу за ребенком).
3. По критерию значимости власти:
1) патриархальные – верхнее положение во властной структуре занимает отец;
2) матриархальные – верхнее положение занимает мать;
4. По социальному положению супругов до вступления в брак:
1) гомогенные – супруги из близких или одинаковых социальных слоев;
2) гетерогенные – супруги из разных социальных слоев. 5. По принципу наследования:
1) патрилинеальные. Наследственные права передаются по отцовской линии;
2) матрилинеальные. Наследственные права передаются по материнской линии. 6. По количеству детей:
1) многодетные;
2) малодетные;
3) бездетные.
Тенденции изменения и развития семьи в современном обществе. Сёмья – достаточно изменчивый социальный институт. Изменения семейных отношений на протяжении длительного времени очень заметны. Существует различная классификация этих изменений. Например, российский социолог А.Г. Эфендиев использует следующую классификацию.
Во-первых, семья движется по направлению от традиционной к современной. При традиционализме прежде всего бросается а глаза родственно-семейный принцип организации общественной жизни, перевес ценностей родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью. Модернизм, напротив, отделяет родство от социально-экономической и политической жизни, подменяет интересы родства экономическим целям индивида.
Во-вторых, аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Модернистская модель связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на крупных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях. Важно подчеркнуть, что семейное производство не исчезает вообще (хотя такая тенденция наблюдается), а перестает быть ведущим, главным элементом экономики, причем в урбанизированных регионах распространяется потребительский тип семьи, где общесемейная деятельность, помимо генетических” и физиологических процессов, дополняется потреблением услуг внесемейных учреждений за счет зарплаты, добываемой членами семьи за порогом дома. Однако в силу социокультурного разделения семейных обязанностей, женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство. В феминистских теориях подобная двойная занятость женщины интерпретируется как итог господства мужчин, поэтому часто желательное равноправное распределение семейных функций между мужем и женой объявляется идеалом демократизации семьи, и в угоду этому идеалу даже сочиняются оптимальные модели семейного равенства. Однако методология исследования, разработанная для общесоциального уровня, как абсолютная схема, переносится на уровень первичной группы, что приводит к излишней политизации семейной проблематики, поскольку сама установка ученых на демократизацию семьи не согласуется с законами функционирования малых фупп.
В-третьих, незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной, этническими и другими социальными общностями при традиционализме контрастируют с резким размежеванием дома, и внесемейного мира, семейной близости и стандартности, обезличенности отношений слоев и каст, напряженной конкурёнтности и опасности внешнего окружения в условиях модернизма.
В-четвертых, социальная и геофафическая мобильность при традиционализме (как правило, сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца) отличается от высокой мобильности, присущей а условиях модернизма, тем, что проявляет индивидуальную активность.
В-пятых, система ценностей фамилизма, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей. Доминирование родительского авторитета и мужского влияния по мере модернизации становятся менее престижными; уступая место ценностям индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижении, самоактуализации и т.п., что вызывается сменой основного типа семьи — расширенную семью меняет нуклеарная семья.
В-шестых, переход от централизованной, расширенной семейнородственной системы, состоящей из трех поколений с доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родительских, причем в самом супружестве интересы пары подчинены интересам индивида, что относится также к родительским и родственным связям (депривация личности от семьи, изоляционизм).
В-седьмых, от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
В-врсьмых, от “закрытой” к “открытой” системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и траднций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом)
В-девятых, переход от традииионной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т.е. к предупреждению и прерыванию беременности.
В-десятых, исходя из предыдущих признаков, переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. Реапьные изменения семейных структур в XX веке на всех континентах позволяют говорить о переходе к эпохе постоянного уменьшения детности семьи (вплоть до массовой однодетности и, возможно, бездетности, поскольку нет никаких биологических защитных механизмов, останавливающих это падение на какомто безопасном для общества уровне).

Брак. С институтом семьи связан другой общественный институт – институт брака. Брак – санкционированная обществом, социально целесообразная устойчивая форма половых отношений. Основу семьи, как правило, составляет брачная пара. (Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей растет, особенно в развитых етранах. Кроме того, есть и неполные семьи, где нет одного из родителей или где дети – по каким-то причинам – живут с бабушками и дедушками.)
Главными чертами, характеризующими брак по современному законодательству, являются:
– брак – это союз мужчины и женщины;
– союз добровольный и равноправный;
– не временный, а, как правило, пожизненный;
– направленный на создание семьи и рождение детей;
– заключенный по определенным, установленным государством правилам и порождающий вследствие этого супружеские права и обязанности.
Брак пользуется защитой и поддержкой государства. Юридически существующим признается только брак, официально зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. Венчание и аналогичные церемонии не порождают каких-либо правовых последствий.
Права ребенка. Россия является участницей Конвенции ООН 1989 г. о правах ребенка. Таким образом, Россия приняла на себя обязательства по обеспечению прав ребенка, который рассматривается как самостоятельная личность, наделенная правами и способная в той или иной степени к их самостоятельному осуществлению и защите. Ребенком считается лицо, не достигшее 18 лет. Права ребенка в семье:
1. Одним из важнейших прав ребенка является право жить и воспитываться в семье. Дети, оставшиеся без попечения семьи, передаются “йа усыновление. Только в случаях, когда устройство в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения.
2. Дети имеют право знать своих родителей (на тайну усыновления это положение не распространяется).
3. Право на совместное проживание со своими родителями.
4. Право ребенка назаботу со стороны родителей.
5. Право ребенка на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие. Родители также обязаны обеспечить право ребенка на получение образования.
6. Право на уважение человеческого достоинства ребенка в семье. Семейная политика российского государства. Основными принципами семейной политики являются:
1. Принцип суверенности (независимости семьи от государства). Любое ограничение принципа суверенности семьи (например, регулирование производства абортов, установление процедуры регистрации брака, введение воинской повинности и т.п.) должно вводиться и регулироваться законодательно. При этом все неоговариваемые юридически случаи прямого вмешательства государства в жизнь семьи должны считаться нарушением принципа суверенности. Однако поддержка (в том числе и экономическая) и пропаганда каких-либо типов семьи не считается нарушением.
2. Принцип общественного договора. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого “продукта семейного производства” общество не может функционировать, т.е. общество испытывает потребность в нормальной жизни семьи. Взамен обще
3. Принцип единства целей федеральной и региональной политики. Цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от особенностей региона. Регион может лишь конкретизировать цели и применять специфические средства
достижения.
4. Вовлеченность граждан и их объединений в процессы создания, принятия и реализации политических решений в сфере семейной политики. Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение семьи. Каковы функции семьи как социального института?
2. Какие права в семье имеет ребенок?
3. Каковы основные принципы семейной политики РФ?
4. Перечислите главные черты, характеризующие брак по современному законодательству РФ.
5. Чем отличается патриархальная семья от нуклеарной?

socipolit.ru