Общество это люди – Человек И Общество — это, определение слова, понятие. Что такое Человек И Общество, значение, словарь, энциклопедия

Содержание

Человек и общество

О человеке говорят и пишут многие: писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы… Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они — объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек — деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек — и субъект, и объект, и един, и неедин, и «я», и «мы», и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.

Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими «человековедами» они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.

Человек — субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.

Между тем и другим «человеком» существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность «человек— общество» (или: «личность—общество», «индивид—род», «я — мы» и т. п.). Слово «человек» чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово «общество».

Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек «светит» своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!

Наибольшая реальность — не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество — это человек, живущий в обществе; общество-человек — это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.

Итак, человек по сути — индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы…

psyera.ru

Человек и общество | ДЕРЖАВА СЕГОДНЯ

Продолжение цикла статей под общим названием «Ведическое Миропонимание».

Взаимоотношения человека и общества – одна из самых главных проблем любого сообщества людей. Правильный баланс этих взаимоотношений дает возможность нормально развиваться каждому индивиду, который является частью общества, а также обществу. При правильном балансе человек и общество эти направления не вступают в противоречие.

С самых древних времен известно, что жить в обществе и быть свободным от общества практически невозможно. Любой человек изначально состоит с другими людьми во множестве взаимосвязей и взаимных обязанностей.

С раннего детства – это взаимосвязи с родителями, от которых в полной мере зависит жизнь маленького человека. В дальнейшем это школа, возможно, институт, и тот коллектив, в котором человек осуществляет свою трудовую деятельность. Есть еще одна социальная схема или маленькое общество, куда включены практически все люди – это их семьи.

Все эти маленькие и большие «общества» накладывают на повседневную жизнь человека большой отпечаток и во многом, а довольно часто и во всем регламентируют его существование. В каждом сообществе, большом или малом, человек выстраивает свои индивидуальные отношения. Если мы внимательно понаблюдаем за каким-нибудь человеком, мы увидим, что его поведение может радикально меняться, в зависимости от того общества, в котором он находится в настоящий момент. То есть, у человека всегда есть определенный стереотип (маска), которому он следует, находясь в том или ином обществе, и только люди, имеющие очень большую степень внутренней свободы, чаще других могут позволить себе роскошь оставаться «сами собой».

Мы понимаем, что большую часть своего времени, а также осуществление своей деятельности человек проводит в каком-либо коллективе, крайне редко оставаясь при этом один. Как следствие этого, жизнь человека во многом определяется его отношением к обществу, и тем как общество воспринимает его.

Есть несколько распространенных схем взаимодействия человека и общества. Это определяется в основном теми ценностями, которые формируют поведение индивида, и теми ценностями, на которых основывается мораль общества.

Если индивидуальность каждого человека не является какой-либо ценностью в представлениях общества, значит общество, следуя своим установкам, будет противодействовать сколько-нибудь ярким проявлениям индивидуальности каждого человека, так как это было в советском и любом другом жестко структурированном обществе. Мерилом качества человека в таком обществе была только его функциональная полезность для достижения обществом тех целей, которые Общество провозглашает и старается реализовать.
Исходя из подобных утилитарных представлений о человеке, все проявления человеческой индивидуальности были полностью стандартизированы и все, что выходило за рамки общепринятых стандартов оказывалось в состоянии «вне закона».

Отличающаяся от предыдущей, современная схема взаимодействия человека и Общества проходит под лозунгом «большей свободы» или либерализма, что в принципе одно и тоже. Реализуется это в основном за счет того, что общество не требует от индивида никаких особых свойств и обязанностей.

Все претензии к индивиду ограничиваются в основном необходимостью соблюдения писаных законов и своевременной уплатой налогов. Общество при этом не несет почти никакой ответственности перед индивидом за качество его жизни. «Большая свобода» предполагает, что индивид, используя предоставленную свободу, сам позаботится о себе. В крайних проявлениях это можно свести к одной достаточно простой формуле: если у тебя есть силы для борьбы за место под солнцем — живи, если нет сил, ты имеешь полное право умереть.

При взаимодействии с обществом, человек всегда сталкивается с той реальностью, которую формирует общество. Как следствие этого, реальность, формируемая человеком, часто подвергается давлению со стороны более сильной реальности, проецируемой обществом.

Если реальность человека слабее, а возможно и противоречит реальности общества (или реальности другого человека, присутствующего в этой реальности), происходит следующее – более сильная реальность начинает доминировать над той, которая слабее, в определенной степени поглощая ее вместе с энергией человека, который проецирует свою реальность.

При взаимодействии внутри общества постоянно сосуществует огромное множество различных реальностей (реальностей отдельных людей, реальности различных групп, сосуществующих в обществе), которые, постоянно между собой конфликтуют.

Взаимодействуя с обществом, человеку необходимо сохранять свою реальность (в этом случае она выступает некоторым синонимом индивидуальности). При этом надо стараться, чтобы та реальность, которую проецирует индивидуум, опиралась на доступное понимание истины. Отказ от своей реальности (истины) разрушает индивидуальность человека, превращая его в безликую часть общества. Масса общества, таким образом, поглощает проявление индивидуальности и в большей степени прекращает ее развитие.

Подобное состояние дел и было основным противоречием между обществом и человеком, во все времена это было несоответствие между самоценностью индивидуальности и массой общества. Обуславливалось это в большинстве случаев тем, что недостаточно развитый индивид, исходя из своей, сугубо эгоистической природы, всегда ставит свои эгоистические устремления выше интересов общества, нанося, таким образом, ущерб интересам общества. В результате этого подобный индивид оказывался чуть раньше или чуть позже «врагом общества».

Современная либеральная модель западного общества уже не противостоит так жестко, как было ранее, проявлениям индивидуальности, в определенной степени поощряя их. Произошло это благодаря тому, что на данном этапе развития общества уже не ставится под сомнение самоценность яркой индивидуальности, которая способна давать новый импульс развитию общества. Интересы общества при «либеральной модели» существования достаточно сильно смещаются в сторону большей свободы индивида.

Насколько хороша эта модель общественного устройства по отношению к индивидууму, и насколько эта модель приближена в тому, чтобы соответствовать высшим смыслам наполняющим нашу реальность?

Как мы помним — одним из высших смыслов наполняющих нашу реальность, является развитие.

В соответствии с этим высшим смыслом, вся наша реальность и каждая ее часть движется по пути развития. Индивидуальная душа не является исключением из этого правила. Общество так же, следуя высшим смыслам идет в направлении своего развития.
Хорошо если понимание необходимости развития и его путей совпадают у общества и у индивида. В этом случае нет противоречия в возможностях реализации своего развития для каждого индивида и общества в целом.

Самоценность развития индивидуальной души и развитие общества — сопоставимые величины, поэтому общество, исходя из своих долгосрочных интересов, должно оказывать максимальную поддержку раскрытию и развитию индивидуального, а также коллективного творческого и духовного потенциала. Продолжение следует …

Сурияр

Просмотры: 1762

derzhava.today

Понятия общества. Элементы и их взаимоотношения

Предисловие:

В этой статье будет рассмотрено понятие об обществе и психологии взаимоотношения между его составляющими.

Что такое общество?

Общество – это одно большое целое, состоящее из людей, которые связанны между собой различной степенью отношений. Исторически обществу предшествовало «сообщество» развивавшееся в первобытной общине.

Такая общественная форма уходит далеко в глубь тысячелетий.

На сегодняшний день, термин «сообщество» используется применительно для человеческих объединений – групп с определенными принципами и формами. Часто в нашем сознании под этим термином мы подразумеваем объединение массы людей с определенными целями: общество художников, спортивное общество и т.д.

Так что же такое общество? Все выше перечисленные формы общества являются лишь составной частью общества, как множества, которое образует целое государство. В этой статье мы рассмотрим это понятие, а также реальность, которая отражается в виде современного государственного образования.

Человеческое общество — это высшая степень живой системы, в которой главными элементами являются люди, их труд и продукты, виды их совместной деятельности, многообразные формы собственности, государство и политика, сферы духа человеческого и т.п.

Общество— это организованная система поведения людей и их взаимоотношения друг с другом.

Человеческое общество:

Когда же речь идет о человеческом обществе в целом (мировое общество), тут мы подразумеваем большое объединение, включающее в себя всех людей на планете земля. Без этого, общество было бы наполнено отдельными, разрозненными лицами, порознь живущих на определенной территории, которых не связывали бы нити общности целей, интересов, трудовой активности, деяний, экономики, традиций, культуры и тому прочее.

Понятие общества – это не только все люди живущие на данный момент, но и все будущие и прошлые поколения, то есть все люди, которые когда либо жили на данной планете. Объединение людей в одну целостную систему происходит автономно, не зависимо хотят ли этого они или нет. В человеческое общество не принимают и никто не попадает туда по заявлению: с рождением человек неизбежно становится частью общества.

Человеческое общество – это целостная система, которая расчленена внутри себя на части. Система исторически возникшая развивается и по сей день, проходя последовательные стадии развития. Общая закономерность системы, формирует характер любого состоящего в нем элемента и направляет его в русло своего развития. Следовательно, каждый элемент этой системы неразделимо связан со всеми окружающими его элементами. Психология отношений в обществе подтверждает этот факт.

Современное общество —  это единая социальная группа, внутренняя организация которой представляется совокупностью характерных, определенных связей. Структура современного общества образованна психологическими отношениями: экономическими и социальными отношениями, производством; отношениями, которые включают в себя национальные, социально-групповые, семейные отношения; политическими отношениями, а также духовной сферой жизни общества – искусство, наука, религия, нравственность, философия и т.д.

Именно общество представляет собой условия нормального развития людей, ибо человек в одиночестве, который остается сам с собой наедине, бессилен против природы, ее стихий и хищных животных. Психология общества- предоставляет человеку личную свободу, но вместе с тем ограничивает ее определенными обычаями, нормами, обязанностями и правами. Но все эти ограничения вытекают из интересов самих членов общества.

Что такое гражданское общество?

Гражданское общество – это определенная группа лиц, которая проживает в системе правового государства, где используется принцип защиты прав человека. В гражданском обществе, человек – есть высшая ценность и самоцель.

Гегель писал: «Гражданское общество – это объединение, члены которого являются элементами общества на основе своих потребностей и при помощи правового устройства создают свою безопасную среду, которая способствуют реализации их общих интересов».

Психология общества диктует главный принцип гражданского общества – это обеспечение и создание условий для жизни, благополучия личности, как полноценного гражданина этого общества.

Интересы и цели одной личности, обуславливаются интересами целого и определяют всестороннюю систему зависимости одного человека от всего общества и наоборот.  Такая социальная система и есть современное общество.

В то время, когда гражданское общество получило свое первое развитие, люди отказались от некоторой части своей свободы и подчинились гражданскому кодексу данного общества. Взамен они получили ценное и верное преимущество, которое они могли получить только с появлением именно такого начала. Именно по такому обществу сформировались государства. Это ценное и верное преимущество, из-за которого произошло это объединение образуют охрану общества от возможного ущерба нанесенного другими людьми, сюда входит сопротивление к насилию при помощи ее большей силы, возможность правильно наказать за совершенные преступления.

Давно уже было подмечено, что в общество по своему положению делится на стремления и интересы на социальных групп. Именно такие группы составляют полную социальную структуру общества.

Что такое социальная структура?

Социальная структура – это историческая, упорядоченная, устойчивая система отношений и связей между элементами общества.

Родившись на свет, проходя через сложную систему воспитания и обучения, члены общества становятся далеко не одинаковыми по своим моральным, интеллектуальным и иным данным, и что очень значимо, по своим интересам, наклонности, характеру, бытовым и жизненным возможностям. И каждый молодой гражданин заведомо или случайно попадает в свойственную социальную группу. А.Сен-Симон: «От каждого по способностям, каждому по его делам». Но к полному сожалению, это принцип может быть реализован только в идеальном обществе.

В разумном, современном обществе равенство может быть только перед законом, а в основном в обществе все существует в неравенстве: люди еще по рождению не равны, не равны по своему характеру и уму. Одни способны заниматься одним видом деятельности, другие – совершенно непохожим. Поэтому, границы между общественными классами, социальными группами всегда подвижны, относительны. Это означает, что представители определенных социальных групп способны мигрировать и выбирать любую другую социальную группу.

Итак, в этой статье мы рассмотрели почти все виды общества и углубленно разобрали его элементы. Нами были схвачены все социальные категории современного общества, человечества. Современное общество — это наша повседневная жизнь. Мы считаем, что опубликованный материал несет в себе богатую информацию, которая поможет вам разобраться в истории возникновения общества и его аспектах.

Также, вы всегда сможете купить весеннюю куртку женскую у наших партнеров, чтобы всегда выглядеть стильно и привлекательно.

Использованная литература:

  1. Статьи Миание М.Ю (академик шести академий, основатель системы развития человека).
  1. Персонс Т «Понятия об обществе. Компоненты и их взамосвязь».

 

cariful.ru

Понятие общества | LAMPA — онлайн-учебник, который каждый может улучшить

Что такое общество? Существует множество определений.

Общество – это:

1. совокупность людей на основе общих интересов, цели или происхождения.

Футбольные болельщики, общество защиты животных, дворянское общество

2. отдельная страна, государство или регион.

Западноевропейское общество, российское общество

3. исторический этап в развитии человечества.

Первобытное общество, индустриальное общество

4. человечество в целом

Все жители планеты Земля

Все эти определения несут узкий смысл понятия «общество», потому что характеризуют общность людей только по одному какому-то критерию: территории, интересам, времени и т.д.

А если все эти определения обобщить, то тогда получится широкое значение понятия «общество». Вот как звучит словарное определение:

Общество в широком смысле – это исторически сложившаяся, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя формы объединения и способы взаимодействия людей.

Давайте разберем это определение и посмотрим, что же стоит за каждым словом.

Итак, во-первых, «обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира». Весь материальный мир состоит из двух частей – общества и природы. Природа – это естественная среда обитания человека, которая возникла без участия человека. А общество – это уже результат совокупной деятельности множества людей, то есть это искусственное творение человека. Оно возникло в результате необходимости объединять усилия людей для выживания в природе. Само слово «общество» происходит от латинского глагола socio, что означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Человек возник сначала как живое существо в природе, и только потом люди стали объединяться в разные общности для выживания. Поэтому общество как искусственное творение человека отгородилось от природы, но осталось с ней связано в силу двойственной натуры человека. Всё необходимое для своей жизнедеятельности в обществе человек по сей день черпает из природы.

Во-вторых, «включающая в себя формы объединения людей». Если вспомнить историю, то общество начинается в первобытную эпоху с человеческого стада, которое со временем превращается в родовую, а затем соседскую общину. В соседской общине уже существовали имущественное и социальное неравенство, упорядоченное централизованное управление.

Общество является внебиологическим способом связи людей. Все люди имеют разные интересы, взгляды, происхождение, время жизни, поэтому и формы объединения людей могут быть самыми разными.

В-третьих, «способы взаимодействия людей». Между людьми каждый день складываются разнообразные общественные взаимоотношения – это и есть способы взаимодействия людей. Они возникают как внутри объединений людей, так и между этими объединениями.

Именно в отношениях, возникающих между людьми, а не просто в существовании людей заключается сущность общества. Таким образом, общество – это совокупность общественных отношений.

Общественными отношениями называют различные устойчивые формы взаимодействия людей и социальных групп.

Они могут быть материальными и духовными. Материальные отношения возникают в результате практической деятельности человека, а духовные развиваются на основе духовных ценностей.

Пример материальных отношений: производственные отношения.

Примеры духовных отношений: правовые, политические, моральные отношения.

Функции общества:

  1. Производство материальных благ, их распределение и обмен результатами производства
  2. Духовное воспроизводство
  3. Воспроизводство людей
  4. Регламентация поведения и деятельности людей

В науке общество рассматривается как сложная саморазвивающаяся динамическая система. О системном строении общества читайте в следующей статье.

lampa.io

ОБЩЕСТВО это что такое ОБЩЕСТВО: определение — Социология.НЭС

Общество

функционирующая система (О.Конт)

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

люди, вступающие во взаимодействие на определенной территории и имеющие общую культуру.

Оцените определение:

Источник: Словарь справочник по социальной работе

Общество

в смысле социологическом означает, прежде всего, совокупность людей, находящихся в процессе общения.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

это целостная социальная система, основными элементами которой являются люди, их связи, взаимодействия и отношения.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь по социологии

Общество

результат распада общинных образований. В отличие от общины принципиально делимо на атомарных членов (индивидуумов).

Оцените определение:

Источник: Социологический глоссарий к книге Народы мира в зеркале геополитики

Общество

совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

исторически развивающаяся система отношений и взаимодействий между людьми и их общностями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

система взаимоотношений между людьми, сложившихся форм их совместной деятельности. Общество выступает как историческое воплощение конкретных типов социальных систем.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий по социологии

Общество

в широком смысле: совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком: исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений

Оцените определение:

Источник: Социология: в 3-ех томах: словарь по книге

Общество

объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) ее членов.

Оцените определение:

Источник: Социология: Учебник для вузов: глоссарий к книге

Общество

объединение людей, имеющее закрепленную совместную территорию, общие культурные ценности и социальные нормы, характеризуемое осознанной социокультурной идентичностью (самопричислением) его членов.

Оцените определение:

Источник: Социология права словарь специальных терминов

Общество

структурно или генетически определенный тип (род, вид, подвид и т.п.) общения, предстающий как исторически определенная целостность или относительно самостоятельный элемент (аспект, момент и т.п.) устойчивой целостности.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Общество

это сгусток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми, в процессе практически-хозяйственной деятельности, в процессе социальной жизни. Объем понятия — это множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

ОБЩЕСТВО (СОЦИУМ)

Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности, существующая, функционирующая и развивающаяся в процессе социального взаимодействия между его членами, которое невозможно без языкового взаимодейтсвия.

Оцените определение:

Источник: Термины и понятия лингвистики. Общее языкознание. Социолингвистика. Словарь-справочник

Общество

совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь по социологии

Общество

группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними [6. – С. 668]. – социальный организм, метасистема, включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, стабильностью, динамизмом, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным бытием [9. – С. 584].  

Оцените определение:

Источник: Социология. Словарь.

Общество (society)

Это понятие — одно из самых важных в социологии. Общество — это группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними. Некоторые общества, например, охотников и собирателей, очень малы по размеру и насчитывают не более нескольких десятков человек. Другие очень велики и состоят из многих миллионов: например, современное китайское общество насчитывает более 1 миллиарда человек.

Оцените определение:

Источник: Социология. Глоссарий: основные понятия и важнейшие термины

Общество

в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений .

Общество — 1. совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности; 2. круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов; 3. добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-нибудь цели; 4. та или иная среда людей, компания.

Оцените определение:

Источник: Термины и определения (социология и не только)

Общество

В соответствии с обозначавшим уже в XIX веке добровольные объединения немецким словом Gesellschaft в эстонском языке появилось слово «общество». Среди объединений, называемых обществами, известны, например, Ученое эстонское общество (создано в 1838 году) и общество «Эстония» (создано в 1865 году). Общество – это традиционная и до сегодняшнего дня обычная часть наименования договорного общества (простого товарищества) или некоммерческого объединения; зонтичная организация может также называться центральным обществом. Эст.: selts.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь гражданского общества

ОБЩЕСТВО

англ. society; нем. Gesellschaft. 1. Сложившаяся в процессе истор. развития относительно устойчивая система соц. связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворение потребностей; О. поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т. д. 2. По Ф. Теннису -в отличие от общины (Gemeinschaft), тип организации соц. жизни с механической связью частей, составляющих соц. целое; характеризуется противоборствующими устремлениями его участников, рациональным обменом, расчетом, сознанием полезности и ценности. 3. В культ, антропологии — группа индивидов, отличающихся особой культурой (система ценностей, традиция) и существующая независимо от других групп, т. е. не являющаяся их подгруппой. 4. Совокупность людей, объединяющихся для удовлетворения определенных потребностей и интересов (напр., акционерное О., О. книголюбов и т. д.). См. АССОЦИАЦИЯ.

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

ОБЩЕСТВО

SOCIETY) Это понятие является категорией повседневного знания, согласно которому «общество» эквивалентно тому, что находится внутри границ наций-государств. Хотя на практике социологи часто оперируют этой повседневной терминологией, она не вполне адекватна, так как общества не всегда соответствуют политическим границам (как в случае с «палестинским обществом»). Ограниченность традиционных теорий, уравнивавших общество и нацию-государство, стала особенно очевидной вследствие глобализации. Некоторые марксисты во избежание данного затруднения заменяли понятие «общество» понятием «общественная формация», однако на практике эти два термина тождественны. Более полезным является утверждение, что социология представляет собой анализ «социального», которое может рассматриваться на любом уровне (например, на уровне взаимодействия между двумя индивидами, на уровне социальных групп, крупных организаций или целых обществ).

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь

Общество

society), совокупность людей, находящихся во взаимной зависимости. Термин О. обычно применителен к достаточно значит, сооб-ву — напр., к гражданам национального государства. Довольно часто он используется в противоположность термину индивид, указывая на коллектив, частью к-рого индивид является, но рамки этого коллектива шире круга непосредственного общения индивида (члены семьи или товарищи по работе). Отношение индивида к О. является предметом постоянных дискуссий. Философы, напр. Платон, размышляли об обязанностях граждан в О. Психологи, напр. Пиаже, изучали проблемы межличностных отношений и их адаптации к О. детей. Полит, теоретики, такие, как Гоббс, обсуждали способы поддержания порядка в об-ве — силой или согласием. Социолог Дюркгейм, Малиновский и др. социальные антропологи исследовали критерии квалификации поведения как приемлемого или неприемлемого. Быть человеком — значит оказывать влияние на др. людей и испытывать их влияние, оказывать воздействие на О. и испытывать его воздействие на себе.

Оцените определение:

Источник: Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия

Общество –

понятие, которое часто рассматривается как совокупность граждан страны. К. Маркс сформулировал принципиально новый взгляд на О, который позволил рассматривать О. как особый социальный организм, форму движения материи, подчиненную своим законам функционирования и развития. Специфика О. как социальной реальности выражает сумму всех связей и отношений, в которых находятся люди. В современной социологической науке О. понимается как определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных (поддерживаемых силой обычаев, традиции, закона, социальных институтов и т.д.) связей, отношений между большими и малыми группами людей, основанная на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Социальное государство является политической формой организации жизни О. Такое государство активно вмешивается в экономическую, социальную, политическую жизнь О. в целях максимального удовлетворения социальных потребностей граждан.

Оцените определение:

Источник: Социальное Государство. Краткий словарь-справочник

Общество (Социум)

Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Общество существует, функционирует и развивается лишь при условии социального взаимодействия между его членами, которое невозможно без языкового взаимодействия. Языковое взаимодействие может осуществляться с помощью одного или нескольких языков. Разные сферы социального взаимодействия обслуживаются разными, специально отработанными стилями одного и того же языка либо разными языками. Кроме того, всегда или почти всегда социальное взаимодействие осуществляется не только внутри данного социального коллектива (социума), но и между несколькими социумами, входящими в более крупное социальное образование. Объем социума (число людей, объединенных в коллектив) в принципе определяется лишь общностью задач и реальностью социального взаимодействия (от отдельной семьи до мегасоциума). Речевое взаимодействие на одном и том же языке создает особое целостное образование — языковой коллектив, или социалему. Это любая общность людей, говорящих на одном языке. Социолингвистическая суть языковых контактов заключается в том, что контактируют не языки сами по себе, а социалемы, коллективы носителей данных языков в процессе социального и речевого взаимодействия. Общий процесс усиления социального взаимодействия постоянно расширяющегося социума до глобальных пределов усиливает процессы как языкового взаимодействия внутри микро- и макросоциума (внутри своего предприятия, своей нации и государства), так и межъязыкового внутри мегасоциума (разного рода международных и межнациональных, межгосударственных ассоциаций).

См. также: Народ, Народность, Нация

Оцените определение:

Источник: Словарь социолингвистических терминов (ИЯРАН)

ОБЩЕСТВО

ОБЩЕСТВО, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем. В узком смысле под О. понимается исторически конкретный тип социальной системы (капиталистич. О.), определенный социальный организм, принадлежащий к такому типу (´япон. феодализм´), или определенная форма социальных отношений. О. представляет собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, их связей и отношений, основа к-рых заключена в способе, каким люди производят необходимые им жизненные средства, т. е. в обществ. произ-ве. Именно обществ. произ-во определяет переход от наиболее абстрактной характеристики О. как материального образования и системы обществ. отношений к конкретно-историч. рассмотрению его на том или ином этапе развития человечества. При этом понятие О. совпадает с понятием общественно-экон. формации. Всесторонний анализ О. имеет первостепенное значение для изучения народонаселения, к-рое является основой и субъектом обществ. произ-ва и вместе с тем важнейшим компонентом О. как материального образования, носителем обществ. связей и отношений. Будучи, т. о., непременным условием жизнедеятельности О., народонас. само неотделимо от О., возникновение и развитие к-рого определило не только превращение биологич. популяции предков людей в народонас., но и все его историч. типы (народонас. феод. О., народонас. капиталистич. О., народонас. франц. О., народонас. сов. О. и др.). Изучение народонас., в т. ч. и его воспроиз-ва, на основе марксистско-ленинской теории неразрывно связано как с обобщенным, так и с более конкретным пониманием О. См. также Законы народонаселения, Политика народонаселения, Теория народонаселения.

Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову от 28 декабря 1846 г., там же, т. 27; его же, К критике политической экономии. Предисловие, там же, т. 13; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Что такое ´друзья народа´ и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; П летников Ю. К., О природе социальной формы движения, [М.], 1971; Лармин О. В., Методологические проблемы изучения народонаселения, М. 1974; Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М., 1974; Ковалев А. М., Общество и законы его развития, М., 1975; Система знаний о народонаселении, М., 1976.

Оцените определение:

Источник: Демографический энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВО

society) — 1. Вся сумма человеческих отношений. 2. Самоувековечивающееся объединение людей, занимающее относительно ограниченную территорию, обладающее собственной более или менее отличительной культурой и институтами (например, народ нуэр), либо давно или хорошо известное национальное государство (вроде Великобритании или США).

Несмотря на то, что это — одно из важнейших понятий в социологии, его использование сопряжено с рядом трудностей и споров, особенно во втором значении, которое легко применяется к известным национальным государствам с собственными семейными, экономическими и политическими институтами и четкими границами. Намного сложнее идентифицировать границы обществ древних империй, которые, как правило, состояли из относительно свободных различных народов, крестьянских общин и т.д., не обладавших статусом государственности (см. также Национализм). Как указывал Рансимен (1989), масштаб фактического «общественного членства» может быть весьма переменным: «член племенной группы, обитающей на границе между зонами наследования по мужской и женской линиям; или отдельной этнической и религиозной общины страны, управляемой колониальной властью; или сепаратистской коммуны, основанной в рамках государства». Где та точка, в которой исторически изменяющееся общество должно или не должно считаться тем же самым? Наконец, способность членов взаимодействовать друг с другом и на каком уровне, а также историческая степень культурной институциональной целостности также являются «тестом» на приемлемость понятия «единое общество». Даже в наиболее четких случаях определения будут иметься связи с другими обществами. Ввиду возрастающей глобализации современных социальных отношений некоторые теоретики (в частности, Гидденс) предупреждали о постоянном риске чрезмерного акцента на понятии унитарных обществ в социологии, что умаляет значение межобщественных связей, многонациональных организаций и т.д. Для Дюркгейма и некоторых функционалистов, «общество» существует и в третьем смысле. Дюркгейм развивал социологию как «науку об обществе» и видел в нем особый объект, действующий согласно «sui generis». Как предмет изучения это что-то большее, чем сумма индивидуальных составляющих частей, и обладает «нравственной силой», сдерживающей человеческих индивидуумов (см. Социальные факты как вещи). Такое толкование термина стало одним из наиболее спорных. В отличие от «классической» социологической теории, можно сказать, что современная наука все более неохотно интерпретирует теории общества подобным образом (см. Холизм; Методологический индивидуализм; Структура и воля). См. также Социальная система; Функциональные предпосылки.

Оцените определение:

Источник: Большой толковый социологический словарь

ОБЩЕСТВО

исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органич. и неорганич. Существуют различн. подходы к сущности О. В истории философии и социологии О. часто понималось как совокупность человеческих индивидов. В основу этого понимания О. клались самые различ. мифологические, теологические, телеологические, идеалистические представления, общим для к-рых было то, что О. — это результат деятельности Бога или субъективного проявления воли человека. В середине XIX в. стали складываться представления об О. как объективной реальности sin generis, развизающейся по своим имманентным законам. Впервые этот подход к О. был сформулирован К. Марксом. Он рассматривал его как особый соц. организм, как особую соц. форму движения материи, подчиненную своим особым законам функционирования и развития. Сам факт бытия человека не может раскрыть сущности О. О. — это не механическое скопление взаимодействующих индивидов. Его специфика как соц. реальности состоит в том, что оно выражает сумму тех связей и отношений, в к-рых эти индивиды находятся друг к другу. Распространив филос. материализм на О., К. Маркс обратил внимание на ту материальную основу в О., к-рую отражает сознание и к-рая, следовательно, является фактором, определяющим характер и содержание соц. деятельности людей. Решение этого вопроса и означало открытие материалистич. понимания истории. В основу понимания О. как соц. реальности был положен принцип материалистич. детерминизма. Исходя из основных принципов материалистич. детерминизма, К. Маркс обосновал последовательную причинную зависимость основных структур об-ва. Развитие О. он понимал как последовательную смену обществ. формаций. Более глубокое обоснование О. как объективной соц. реальности сформулировал Э. Дюркгейм. Он считал объективными фактами-видами не только материальные, но и духовные элементы О. В отечеств, науке О. понимается как определившаяся в процессе историч. развития человечества относительно устойчивая система соц. связей и ношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, соц. ин-тов и т. д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребление материальных и духовных благ. Каждая конкретная форма О. связана с определенной территорией и политической властью. Люди, вкюченные в данную территориально-политич. гос. систему, содержание, формы и направленность соц. действий не только самодетерминируются, и детерминируются этой системой. В свою очередь, данная форма организации О. создается людьми или, вернее, властными структурами неважно, каким путем (демократическим или антидемократическим) они пришли к власти. Отсюда следует вывод: каково О. (тоталитарное, автократическое, демократическое и т. д.), таковы соответственно и люди, и их соц. действия, какова властная структура, таково и О. Лит.: Осипов Г.В. Природа и общество//Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.) М 1996; Пушкарева В.Г. Общество//Основы социологии (под ред. Эфендиева А.Г.). Ч. II. М., 1994. Г.В. Осипов, А.Д. Налетова.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Общество

способ бытия человечества, исторически развивающаяся совокупность форм совместной жизнедеятельности людей. Появившись в XVIII в., понятие «О.» приобретало различные интерпретации в зависимости от характера философской или социологической системы взглядов. Его определяли и как предельно широкую общность людей, форму наиболее общей социальной связи; и как систему отношений, связывающих индивидов, группы, общности в некоторую целостность на базе общей деятельности и культуры; и как совокупность социальных институтов, обеспечивающих организованное удовлетворение потребностей, сохранение и развитие культуры; и как рационально организованную форму совместной деятельности, которая, в отличие от естественноисторической общности, зиждется на конвенции или близости интересов; и как общественность, т. е. социальные группы, институты, инициативы, отличные и независимые от официальной власти, от государства. В рамках этих определений и в соответствии с контекстом объем термина «О.» варьирует от самого широкого (социальная форма движения материи, человечество в своем историческом развитии) через различные промежуточные значения (буржуазное, античное, светскoe и т. п.) до самого узкого-разновидность организации, объединения (Философское О.). Социологические концепции О. различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования, объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности, Э. Дюркгейм в культурных артефактах, называемых им «коллективными представлениями». М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные, т. е. социальные, действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности. Созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории впервые позволило понять развитие О. как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, в основании которых лежит определенный способ производственной деятельности людей. Его специфику определяют не зависимые от сознания людей производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню производительных сил. На базисе этих объективных, материальных отношений надстраиваются системы соответствующих социальных и политических институтов, идеологических отношений, форм сознания. Благодаря такому пониманию каждая общественно-экономическая формация предстает как целостный конкретно-исторический социальный организм, характеризующийся своей экономической и социальной структурой, ценностно-нормативной системой социальной регуляции, особенностями духовной жизни. Для современного этапа развития О. характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование О., пути его дальнейшего развития. Социология как наука о законах и формах социальной жизни людей изучает О. на всех уровнях его организации: социетальном, формационном, национально-государственном, общинно-групповом, вплоть до малых социальных групп.

Оцените определение:

Источник: Социологический справочник

ОБЩЕСТВО

понятие, фиксирующее предмет социальной философии : в качестве базисной категориальной структуры фундирует собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) детерминантах, практически не употребляется. В социальном реализме определяется — в широком смысле — как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляется в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимается исторически конкретный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный организм (например, японское О.).

О. — основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоретический анализ О. возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса можно, лишь освободив ее от конкретно-исторической формы, представив процесс в «чистом виде», в логической форме ( Идеальный тип, Идеальных типов метод). Теоретический анализ О. предполагает рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные методологические установки для частных социальных наук.

В истории социальной философии и социологии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации О.: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 — начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение О. с организмом проводилось многими мыслителями (Платон, Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О. и организмом, в котором роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга — правительство и т.п. В 20 в. концепция органической школы утратила популярность; 2) концепция О. как продукта произвольного соглашения индивидов; 3) антропологический принцип рассмотрения О. и человека как части природы (Б. Спиноза, Д. Дидро, П. Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь О., соответствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано М. Шелером , где категория «человек» конституируется в качестве антитезы «О.» и «природе»; 4) теория социального действия, возникшая в 1920-е (М. Вебер — , Знанецкий — и др.), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление «смысла» (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми — осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) функционалистский подход к О. (Т. Парсонс — , Р. Мертон — и др.; Структурно-функциональный анализ). О. рассматривается в философской традиции в контексте его взаимодействия как с природой ( Техника, Экология), так и с индивидом как личностью. При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция О. может быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагает сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование ( История, Культура, Норма, Традиция, Цивилизация).

В.Г. Изох

Оцените определение:

Источник: Социология: энциклопедия

voluntary.ru

Что такое общество? Определение и значение слова

Исторически сложилось так, что членом общества любой человек становится автоматически. Причем для этого не требуются какие-либо дополнительные связи, знания и возможности. Что такое общество? Определение данного понятия достаточно многогранно. Это целая система человеческого общения, взаимодействия, разделения на различные группы по интересам и роду деятельности.

История

Современное общество не произошло само собой. Его предшественником является первобытная община, объединяющая людей согласно их взаимосвязям, образу жизни. Община помогала предкам более организованно действовать, чтобы выжить в тяжелых природных условиях.

Согласно историческим данным, общины некоторых видов предков современного человека противостояли другим социологическим организациям такого рода — отсюда образовывались первые конфликты. Поводом для подобных противодействий могли послужить: межрасовая ненависть, непринятие одним видом другого (межвидовое скрещивание и прочее), раздел продуктов питания и территории проживания.

Группы людей, объединяемые одной целью, а также население отдельного государства и даже всей планеты — все это общество. Данное понятие расшифровывается как организованные человеческие взаимодействия, будь то кружок по интересам или политическая партия. Социальное, человеческое общество объединяет в себе большое количество людей, хоть и обладающих разным мировоззрением, но имеющих одно общее желание — жить и сосуществовать.

Слово «общество» имеет один корень со словом «общаться». Это объясняет тот момент, что без самой коммуникации ни одно общество не может образоваться, так как оба понятия тесно взаимосвязаны. Общежитие, общность, община, общественность — данные слова являются однокоренными с «обществом» и, по сути, представляют собой определенные группы лиц, находящихся в постоянном взаимодействии.

Общество может трактоваться как компания или фирма (ОАО, ООО, ЗАО и другие), а также как различные организации, имеющие в своем составе ограниченный круг людей, объединенных интересами.

В словаре Н. Е. Яценко указано краткое значение слова «общество». В широком смысле термин трактуется как отдельная часть мира, являющая собой объединение всех существующих способов взаимодействия и влияния людей друг на друга, а также форм их организаций.

Определение и значение слова «общество» по В. И. Далю

Самого понятия как такового в словаре великого русского лексикографа нет, однако в нем имеется однокоренное с ним выражение «общать», что, согласно трактовке автора, и обозначает «общество». Значение слова в словаре Даля дословно представляет собой объединение, присоединение, смешивание чего-либо (кого-либо). К примеру, «смотри на дела порознь, не общай одного с другим».

«Общать» — это не только общество, объединение и прочее, данное слово имеет и другое объяснение. Общать — значит общаться, разговаривать, вступать в диалог с собеседником, доносить информацию, рассказывать, делиться новостями.

Структура

Социум, социальные связи, постоянное взаимодействие — все это помогает разобрать подробно, что такое общество. Определение данного понятия не представляется возможным без структурирования социума как целостного организма.

Развитие социальной системы подвержено воздействиям извне. Функционирование общества происходит по определенной закономерности, где каждый индивидуум может кардинально менять взгляды на жизнь других людей, их моральные принципы, а также историю.

Структура общества включает следующие категории:

  1. Социальные группы.
  2. Слои общества.
  3. Общности.
  4. Институты.

Данные составляющие общества объединяются социальными отношениями. Их роль в развитии любого сообщества, общины достаточно высока. Социальные отношения подразделяются на связи и взаимодействия.

Социальные связи образуются по обоюдному согласию членов социума согласно поставленной цели, которой необходимо достичь. То есть становление связей такого рода имеет место быть только в определенных социальных условиях проживания каждого отдельного индивидуума.

Социальные взаимодействия представляют собой ряд процессов, оказывающих влияние на людей, способствующих изменению установленных понятий и принципов. Различные воздействия индивидуумов друг на друга провоцируют развитие новых отношений. Они являются укоренившимися и крепкими связями между отдельными личностями и группами людей.

Признаки

Что такое общество? Определение слова не было бы возможным без социальной структуры общества, признаков организации людей:

  • В каждой определенной группе людей присутствует обилие самых разнообразных социальных подсистем, структур. Это не просто определенное количество индивидуумов, объединяемых чем-либо, — это целая сложная система, в которой бесконечно развиваются и создаются различные социальные группы: семьи, племена.
  • Общество самодостаточно. То есть оно само в силах создать определенные условия для нормального функционирования. Ни одна из частей социума не может существовать обособленно, не соприкасаясь и не взаимодействуя с другой.
  • Главное отличие общества — его динамичность и нелинейность, нахождение в постоянном движении, росте. Главное действующее лицо здесь — человек, так как без его участия невозможно дальнейшее развитие общества.

Отношения и связи

Что такое общество? Определение и значение слова заключаются во взаимодействии людей между собой, а именно — в социальной структуре. Данное понятие представляет собой исторически сложившуюся, устойчивую систему связей и отношений между каждым индивидуумом и общественными элементами (группами и другими).

После появления на свет и получения базовых знаний, периода взросления человек, осознанно или неосознанно, попадает в общество, члены которого близки ему по каким-либо интересам, характеру, цели. Современное общество далеко от идеала, так как в нем не существует четкого, определенного разграничения людей на подгруппы, и индивидуумы зачастую могут оказаться не на своем месте.

Общение и постоянное взаимодействие в группах происходит согласно сложившимся в них традициям и моральным устоям. Несмотря на равенство перед законом, в группах наблюдается постоянное неравенство, без него бы попросту не образовалось само общество. Значение и толкование общного неравенства заключается как в социальной разности слоев населения, так и в отличительных особенностях индивидуумов. К примеру, у каждого человека имеется дар к какому-либо роду деятельности, но отсутствует к другому. Еще один пример: у состоятельных, богатых лиц уровень жизни достаточно выше, чем у людей с более низким доходом.

Основные типы

Общество, как и любая другая слаженная социальная система, разграничивается на несколько основных типов:

  • Традиционное.
  • Индустриальное.
  • Постиндустриальное.

Традиционное общество

Имеет отличительную черту в виде особо развитого сельского хозяйства. В данном типе отношения между элементами общества основываются на сложившихся за всю его историю традициях. Согласно социологии, традиционное общество слабо, ввиду того что оно практически не способно развиваться, так как использует устаревшие понятия о мире и жизни.

Индустриальное общество

Главные характеристики типа: высокий рост производства, потребительское отношение к природным ресурсам, решение проблем любого плана при помощи научных знаний и технологий. Члены общества главным образом преследуют только одну цель — удовлетворить собственные социальные потребности, невзирая на экологические проблемы.

Постиндустриальное общество

Современный мир по сути своей представляет данный тип общества. Прерогативой здесь являются проблемы окружающей природы, развитие промышленности, получение информации и знаний, технологический прогресс. В постиндустриальном обществе отмечается более заметный рост сферы обслуживания, нежели промышленной отрасли.

fb.ru

Что такое общество? Человек и общество

Понятие общества одно из самых неоднозначных понятий не только в обществознании, но и во всем комплексе гуманитарных дисциплин (философии, социологии, политологии, психологии). На протяжении всей человеческой истории его трактовка неоднократно менялось.


Первая трактовка общества зародилась в античности (Платон, Аристотель). Античные философы смотрели на общество как на живой организм. Однако если древние греки понимали это скорее в образном плане, то представители органической школы в социологии (А. Эспинас, Р. Вормс, П.Ф. Лилиенфельд) буквально: головной мозг это правительство, кровообращение это торговля и т.д. Зародившись в конце 19 века эта школа уже в начале 20 века стала неактуальной.


Вторая трактовка общества связана с теорией «общественного договора». Согласно ей, общество есть результат добровольного соглашения («договора») между всеми людьми. В целях предотвращения анархии люди отказываются от ряда своих прав и делегируют их структурам власти. Такая трактовка общества характерна для английского философа Дж. Локка и философов эпохи Просвещения.


Третья трактовка связана с противопоставлениями в триаде «человек-общество-природа». Подлинным обществом признается только общество, которое максимально противостоит изменчивой природе и не ограничивает неизменную природу человека. Такая трактовка характерна для работ Б. Спинозы и некоторых философов эпохи Просвещения. В 20 веке эту концепцию отстаивал М. Шелер.


Четвертая трактовка связана с «теорией социального действия». В ее основе понимание общества через понимание отдельных действий каждого ее члена. Правильно понятое действие способствует развитию общества. Такая трактовка характерна для работ М. Вебера и Ф. Знанецкого. После 1920-х годов теряет свою популярность.

И, наконец, пятая трактовка связана с различными связями в системах «общество-природа» и «индивид-личность». Это позволяет рассмотреть общество в процессе его развития. В такую трактовку прекрасно укладывается даже сменяемость поколений людей. Такая трактовка характерна для Т. Парсонса, Р. Мертона, Э. Гидденса.


В настоящее время, употребляя термин «общество» обычно имеют в виду одно из двух его содержаний – либо в качестве процесса, либо в качестве результата деятельности его носителей. Критерием в обоих случаях является деятельностное взаимодействие людей.

  • общество есть разнообразная по численности группа людей, объединенная вокруг общего дела. Причем последнее должно носить общественно приемлемый характер. Здесь за термином «общество» скрывается понятие общественного процесса
  • общество есть совокупность индивидов (личностей), вступающих между собой в различные взаимоотношения.Употребляя в данном смысле термин «общество» подчеркивается его основная составляющая – живые люди

Поделиться ссылкой

sitekid.ru