Общественные отношения термин – Общественные Отношения — это, определение слова, понятие. Что такое Общественные Отношения, значение, словарь, энциклопедия

Содержание

Общественные отношения — это… Что такое Общественные отношения?

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные формы социальных взаимозависимостей, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и ролями, выполняемыми ими в обществе.
Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и достаточно жесткие регламентации. Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов  — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями,»застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.

Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны,когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами — социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями,процессами).
Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения — это совокупность многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Проблемы определения

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:

  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

dic.academic.ru

2. Общественные отношения

Общественные отношения — это отношения, который возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. По сути, это вся совокупная деятельность людей, формы взаимодействия между ними. В более конкретном смысле можно сказать, что общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены или представители тех или иных социальных общностей или групп.

Структура общественных отношений может быть рассмотрена с разных точек зрения. В соответствии с марксистской концепцией, все общественные отношения делятся на материальные и духовные. Материальные отношения интерпретируются как базисные, возникающие без непосредственного участия сознания. Их характер определяется производительными силами общества. Духовные отношения понимаются как производные от материальных отношений. Они относятся к надстроечным, возникают и функционируют, проходя через сознание людей. К духовным отношениям относятся политические, правовые, нравственные и др. С точки зрения основных видов практики, структура общественных отношений будет представлена двумя типами отношений. Во-первых, — это отношения «люди — природа» (производственная практика, преобразование человеком природы). Во-вторых, — это отношения «человек — человек» (социально-историческая практика). Структура общественных отношений может рассматриваться и с точки зрения субъектов общественной жизни. В этом случае могут быть выделены отношения, возникающие между классами, социально-этническими общностями, конфессиями, социальными и возрастными группами, индивидами и т. д.

3. Нормы, регулирующие общественные отношения

В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, — социальные нормы. Социальные нормы — это образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение которых ожидается от члена общества или социальной группы и поддерживается с помощью санкций.

Выделяют многие разновидности социальных норм. Основные из них — это обычаи, традиции, правовые и моральные нормы.

Обычаи — это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции — это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы — это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные нормы — это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Различные авторы предлагают выделять в качестве самостоятельных и другие нормы, регулирующие общественные отношения: политические, религиозные, эстетические и др. Социальные нормы могут складываться стихийно или создаваться сознательно, закрепляться и выражаться в устной или письменной форме. Несмотря на большие различия между собой, социальные нормы имеют ряд общих черт: они являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

studfiles.net

Общественные отношения

 

 

Люди, находясь в обществе, постоянно взаимодействуют друг с другом. За счет этого процесса они решают различного рода задачи, определяют перспективы, добывают необходимые вещи, предметы, информацию. Общественные отношения – сложное явление, которое изучается различными науками.

Все основано на социальных связях. Под данным термином понимается взаимозависимость людей, которая обусловлена теми или иными положениями. На основании ее индивиды объединяются в общности. Общественные отношения – разновидность социальных связей.

Природа общества определяет специфику такого рода отношений, они же, в свою очередь, поддерживают общество, обеспечивают его стабильность, развитие и процветание.

Общественные отношения – это специфические взаимодействия, которые урегулированы всевозможными социальными нормами. Возникают они между двумя и более людьми, которые играют определенную социальную роль, имеют какую-либо социальную позицию. Возникают они также и между группами людей, между человеком и группой.

Социологи пришли к выводу, что именно такие отношения являются наиболее развитой формой изучаемых ими явлений. Социальное поведение, социальное действие и взаимодействие им значительно уступают.

Вообще же отметим, что разные ученые по-разному описывают сущность общественных отношений. Единого определения, которое устроило бы всех, не существует до сих пор.

Для одних общественные отношения – это те, которые сложились между людьми в конкретных исторических условиях, в конкретное время, в определенном месте. Для других они являются явлениями, которые возникают из сопоставления равенства и превосходства их субъектов. В данном случае большой акцент делается на социальной справедливости, распределении материальных и духовных ценностей, средств производства и так далее.

Виды общественных отношений различны. Они могут быть классовыми, этническими, групповыми, межличностными, национальными. Складываются они в различных сферах жизни.

Общественное взаимодействие может выражаться в различных формах. Одна из них – сотрудничество. Оно специфично тем, что обе стороны находятся во взаимовыгодных условиях. Ни одна из них не ущемляется в интересах. Совместные действия направлены на максимально быстрое достижение результата, который будет считаться общим. Подобного рода общественные отношения строятся на взаимной необходимости друг друга, координации действий и, как правило, на уважении друг друга.

Соперничество – это еще одна форма социального взаимодействия. Оно связано со стремлением сторон обойти друг друга, добиться большего результата, продвинуться вперед быстрее, чем кто-то другой. В данном случае общая цель отсутствует, но важно, чтобы все стороны преследовали аналогичные цели. Без данного условия о соперничестве не может идти и речи. В этом процессе стороны считают позиции конкурентов препятствиями на своем пути. Длительное соперничество может стать причиной зарождения в людях отрицательных эмоций, ненависти, скрытой или открытой агрессии.

Конкуренция – это групповая или индивидуальная борьба за какие-то определенные блага, которые относятся к дефицитным. Под конфликтом же понимается особое взаимодействие участников общественных отношений, при котором происходит столкновение взглядов, мнений, интересов и так далее. Конфликт может быстро испортить взаимоотношения.

Социальные отношения только тогда становятся общественными, когда появляется определенная стабильность. Со временем они меняются. По причине этого их исследование и изучение никогда не прекращается. Управление общественными отношениями без их понимания невозможно.

 

 

fb.ru

Общественное отношение — это… Что такое Общественное отношение?


Общественное отношение

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — различные взаимодействия, урегулированные социальными нормами, между двумя или более людьми, каждый из которых имеет социальную позицию, и осуществляет социальную роль. Социологи считают общественные отношения высшей формой социальных явлений по сравнению с поведением, действием, социальным поведением, социальным действием и социальным взаимодействием.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • между людьми как частью социальной группы;
  • между группами людей;
  • между отдельными людьми и группами людей.

Проблемы определения

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребимым, но ученые ещё не пришли к единому выводу о понятии социального отношения. Встречаются такие определения:

  • Общественные отношения
    (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности различают:

  • Классовые отношения
  • Национальные отношения
  • Этнические отношения
  • Групповые отношения
  • Личностные социальные отношения

Общественные отношения складываются во всех сферах общественной жизни.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Общественное владение
  • Общественное питание

Смотреть что такое «Общественное отношение» в других словарях:

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ —         состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. О. м. выступает в экспрессивной, контрольной, консультативной и директивной функциях… …   Философская энциклопедия

  • Общественное мнение —         отношение (явное или скрытое) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Действует практически во всех сферах жизни общества, однако в качестве объекта высказываний выступают лишь имеющие общественный интерес… …   Сексологическая энциклопедия

  • Общественное мнение — (public opinion) Этот термин был впервые использован в прямом смысле в политической мысли XVIII в. Специальное значение он приобрел (не утратив при этом общего) в 1930 е гг. с началом проведения научно разработанных опросов общественного мнения… …   Политология. Словарь.

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или… …   Современная энциклопедия

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Общественное мнение — ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • общественное мнение — выраженное в форме определенных суждений, идей и представлений, отношение социальных групп к явлениям или проблемам социальной жизни, затрагивающим общие интересы. О. м. возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ — достаточно динамичное состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или… …   Юридическая энциклопедия

  • Отношение к бездомным животным в мире — Содержание 1 Австралия и Океания 2 Азия 2.1 Индия …   Википедия

  • Общественное мнение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общественное мнение (значения). Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Общественное мнение …   Википедия


dic.academic.ru

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ это что такое ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ: определение — Философия.НЭС

Общественные отношения

отношения между людьми, живущими достаточно большими группами, складывающиеся в процессе развития общества. На различных этапах развития общества ведущую роль играют те или иные общественные отношения: религиозные, кастовые, производственные, информационные и т.п.

Оцените определение:

Источник: Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идиоматических выражений

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеологические. Производство материальных благ составляет основу существования и развития человеческого об-ва. Поэтому из всех О. о. важнейшими являются производственные, экономические. Производственные отношения, составляют базис всех др. О. о. — политических, правовых, нравственных, религиозных и т. д. Понимание взаимозависимости всех О. о., их связи с производственными впервые позволило на научной основе объяснить закономерности исторического развития об-ва.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ (СОЦИАЛЬНЫЕ) ОТНОШЕНИЯ

совокупность отношений между различными социальными субъектами (индивидами как членами общества, социальными группами, классами, государствами, нациями), По значимости, роли в организации, функционировании и развитии общества выделяются экономические отношения, обусловливающие материально-производственную жизнь всех людей и духовные, которые диалектически взаимосвязаны в своем повседневном и историческом бытии. С точки зрения содержания общественные отношения делят на следующие основные виды: технологические, экономические, социальные, политические (политико-правовые) и духовные (мировозренческие, эстетические, религиозные ,идеологические). Сегодня помимо указанных выделяют еще экологические отношения – отношения по поводу состояния окружающей природной среды, включенной человеком в сферу его деятельности.

Оцените определение:

Источник: «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

взаимосвязь между людьми, включенными в те или иные социальные общности и группы в рамках данной общественной системы и складывающиеся в процессе совместной деятельности. В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и др. Совокупность этих отношений определяют сущность той или иной экономической формации. Идеалистическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. Существуют философские взгляды на общество, признающие значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое. Современная философия обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют люди, вещи и идеи. В вещах закрепляется культурная традиция, люди являются движущей силой исторического процесса, а идеи выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в одно единое целое.

Оцените определение:

Источник: Тематический философский словарь

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

в широком смысле — вся система связей и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов в обществе. В более узком и специальном смысле — опосредованные связи между людьми, определяющие возможность взаимодействия между ними во времени и пространстве, вне их непосредственного контакта, а зачастую и вне прямого осознания «механики» подобных взаимодействий. Жизненная необходимость этих связей закрепляется, с одной стороны, предметными условиями, средствами и результатами деятельности людей, существующими в обществе как бы независимо от создающих их людей, с другой стороны, потребностями, интересами, желаниями, установками человеческих индивидов, «направляющими» людей на контакт с опредмеченными социальными качествами и человеческими силами.

В архаических обществах О. о. и непосредственные социальные зависимости людей почти не отделены друг от друга. Конечно, структура рода как целого, его традиции, мифы и ритуалы опосредуют жизнь индивидов, их отношения друг к другу и к родовой целостности, однако эти опосредования в основном подкрепляют личностную зависимость индивидов от их родичей и социальной организации.

О. о. — в собственном смысле — выделяются тогда, когда возникновение средств межэтнического, межкультурного, а затем и торгово-экономического общения между различными общественными образованиями создает целую систему социальных опосредований, «вклинивающуюся» в непосредственные связи людей, групп, социальных слоев и других человеческих сообществ. Развитие индустриального общества формирует машинное производство, экономику, оперирующую абстрактными социальными качествами, особую логику вещей для измерения человеческих потенций и действий. Появляется возможность изучать людей по воплощениям и опосредованиям их деятельности. Возникающая общественная наука начинает исследовать бытие людей по их отношениям, сводит последние к вещественным и квазивещественным формам.

В. Е. Кемеров

Оцените определение:

Источник: Современный философский словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. О.О. — важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень этих отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и, тем самым, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. 0.0. можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации. Так, на уровне социальных общностей различают классовые, национальные, групповые, семейные общественные отношения; на уровне занятия той или иной деятельностью групп — производственные, учебные, театральные; на уровне взаимодействия между людьми в группе — межличностные; можно выделять и внутриличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или эффектные отношения к кому-либо). Все вышеназванные виды представляют в совокупности систему О.О. Специфика их заключается в том, что здесь не просто «встречаются» индивид с индивидом и «относятся» друг к другу, но индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни, — политических партий). Функционируя как форма деятельности людей, О.О. имеют надличностный, надиндивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что 0.0. носят безличные характер: их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему О.О. объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порожденные деятельностью реальных людей, О.О. существуют лишь как формы, алгоритмы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность.

И.Н. Андреева

Оцените определение:

Источник: Новейший философский словарь

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ,

многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономич., социальной, политич., культурной жизни и деятельности. Отд. люди вступают в О. о. именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп.

В философии О. о. рассматриваются с материалистич. или идеалистич. позиций. Материалистическое, т. е. научное, понимание О. о. впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные О. о. делятся на первичные — материальные, базисные, и вторичные — идеологические, надстроечные (см. Базис и надстройка). Из всех О. о. главными, ведущими, определяющими являются материальные — экономические, производственные отношения. Характер материальных О. о. определяется производит. силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеология. О. о.- политические, правовые, нравственные и др — возникают на базе материальных О. о. и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей (см. Идеология, Политика, Право, Мораль, Религия). Общество представляет собой не механич. соединение, а единую систему О. о.

Деление О. о. на материальные и идеологические позволяет не только различать в О. о. определяющие и производные, но и анализировать конкретные совокупности О. о., в к-рых сочетаются и материальные, и идеологич. элементы (напр., отношения между классами, национальные и междунар. отношения). В связи с усложнением и дифференциацией обществ. жизни возникают комплексы О. о., связанные с различными, более специфич. видами деятельности людей — управленч., науч., художеств., технич., спортивной, просветительской и т. д.

Для каждой обществ.-экономич. формации О. о. исторически конкретны и специфичны. Среди ее О. о. можно выделить устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамичные отношения, отражающие изменения, к-рые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т. д. Пока изменение О. о. в пределах определ. обществ.-экономич. формации не затрагивает ее основ — господствующей формы собственности, оно носит лишь эволюционный характер. Изменение же основных, устойчивых О. о., связанное с ломкой всего обществ. уклада, с переходом от одной обществ.-экономич. формации к другой, носит революц. характер.

Рассматривая О. о., следует учитывать, являются ли они антагонистическими или неантагонистическими по своей природе, т. е. являются ли они отношениями враждебных социальных групп или отношениями дружеств. социальных групп, имеющих общие коренные цели и интересы. Антагонистич. характер О. о. принимают в рабовладельч., феод.и капиталистич. обществ. формациях. В условиях антагонистич. общества люди не постигают подлинной сущности своих материальных О. о., их осознание имеет преим. иллюзорный характер. Реальные отношения между людьми в условиях капитализма принимают форму отношений между вещами. К. Маркс разоблачил тайну капиталистам, произ-ва и за отношениями товаров, вещей вскрыл О. о. людей. Антагонистич. характер материальных О. о. между классами рабовладельч., феод.и капиталистич. формаций определяет наличие антагонизмов в социально-политич. и идеологич. сферах обществ. жизни и влияет на все многообразие О. о. Отношения, типичные для данной формации, своеобразно переплетаются с отношениями, сохранившимися от прежних формаций, или зарождающимися предпосылками отношений новой формации.

Антагонистич. О. о. ликвидируются в ходе социалистич. революции. Коммунистич. обществ. формация утверждает качественно новые О. о., к-рые развиваются через разрешение неантагонистич. противоречий. О. о. коммунистич. формации развиваются сознательно, планомерно, в соответствии с науч. пониманием сущности и законов социального прогресса. В условиях социалистич. общества, на основе создания материаль-нотехнич. базы коммунизма, происходит совершенствование социалистич. О. о., постепенное преодоление существ. различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, формируются новые отношения в труде, в сфере распределения и др. сферах обществ.жизни, стираются грани между классами, социальными группами, что ведет к ликвидации различий между ними, утверждению полной социальной однородности общества.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

ОТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫЕ

отношения, включающие в качестве своих элементов: 1) субъектов с их статусами и ролями, ценностями и нормами, потребностями и интересами, стимулами и мотивами; 2) содержание деятельности субъектов и их взаимодействий, характер этих взаимодействий — эквивалентность или неэквивалентность социальных обменов, степень самостоятельности или контролируемости действий; 3) оценку отношений, осуществляемую субъектами путем сравнения элементов своих отношений с элементами отношений др. субъектов, участвующих в подобных отношениях; 4) структуры и нормы, обеспечивающие устойчивость отношений, институционализацию их воспроизводства в повседневной жизни.

Субъектами общественных отношений выступают индивиды, малые и большие группы, территориальные общности, этносы, организации, социальные институты, сами большие общества как целостности. Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые и международные. Наблюдаются также многообразные субъектно-смешанные отношения, когда индивид взаимодействует с организацией, организация оказывается в конфликте с этносом и т. д.

По предметному содержанию общественные отношения дифференцируются соответственно основным сферам жизнедеятельности общества на: экономические, социальные, политические, моральные, идеологические и др. Каждый из этих типов общественных отношений имеет свои основания, отличающие его от др.: экономические отношения складываются на основе производства, обмена и распределения товаров и услуг; социальные — на основе статусов различных субъектов в социальной структуре и в обществе в целом; политические — на основе публичной власти и т. п. Конкретное содержание каждого типа общественных отношений исторически изменяется вместе с изменением всего общества. Возникнув, новые элементы общественных отношений постепенно утверждаются в повседневной жизни людей, приобретают характер институтов социальных, устойчиво воспроизводящих себя и свои взаимоотношения со средой.

Весьма разнообразны общественные отношения по их характеру, внутреннему своему содержанию. Различают непосредственные и опосредствованные, прямые и косвенные, формализованные и неформализованные отношения. Важнейшее значение для субъектов общественных отношений имеет паритетность или диспаритетность их взаимоотношений: равенства и неравенства, кооперации и конкуренции, господства и подчинения, антагонизма и сотрудничества. Не менее существенна тенденция, при которой общественные отношения становятся силой, господствующей над субъектами, превращаются в отчуждение их взаимодействий.

В философском аспекте ключевым является вопрос о характере взаимосвязей между различными типами общественных отношений: имеют ли их взаимосвязи плюральный, многофакторный характер, или же более обоснованно монистическое разделение всех типов общественных отношений на две группы — детерминирующие (первичные, материальные) и детерминируемые (вторичные, идеологические).

Созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории исходит из монистического деления, позволяющего с единых позиций объяснить всю историю человечества, принципиальную структуру, функционирование и развитие каждого общества. Марксизм выделяет экономические, производственные отношения как материальные, характер которых детерминируется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Они служат базисом, на котором формируются в виде надстройки соответствующие ему (детерминируемые им) политические, правовые, нравственные и иные идеологические отношения (см. Базис ч надстройка). По мере развития производительных сил они вступают в противоречие с производственными отношениями, что приводит к революционному изменению базиса и надстройки, всей системы общественных отношений. Одна формация общественная сменяется др. Причинно-следственная зависимость идеологических отношений от материальных не однозначна и включает обратное воздействие надстроечных отношений на базисные; напр., социалистическая революция начинается со слома прежней политической надстройки и создания новой, которая активно строит базис социалистического общества и сама изменяется под его воздействием.

В общественной науке 20 в. распространены и иные подходы. Так, M Вебер обосновал значительную роль духа протестантизма (его ценностей и норм) в становлении буржуазных экономических отношений в Западной Европе и Северной Америке. Этот исторический пример интерпретируется как одно из доказательств определяющего влияния культуры на экономику. П. А. Сорокин на основе исследования истории культуры многих стран мира за 2 тысячи лет предложил социокультурный подход, в котором культурные и социальные отношения (включая экономические) соотносятся как равновлиятельные, а не односторонне детерминирующие функционирование и эволюцию общества.

Наиболее общей и влиятельной концепцией плюральных взаимосвязей общественных отношений как целостной системы является структурный функционализм (Т. Пирсоне, Р. Мертон). За исходный пункт здесь принимается структура социалыюго действия, включающая четыре функции (адаптацию, целедостижение, интеграцию, латентность) и соответствующие подсистемы (поведенческую, личностную, социальную, культурную), каждая из которых объединяет совокупность факторов и отношений. Взаимосвязь между этими подсистемами имеет двойственный характер: потоки детерминирующей энергии движутся от поведенческой подсистемы через личностную и социальную к культурной; но иерархия информационного контроля имеет противоположную направленность: содержащиеся в культуре информационные обобщения высшего порядка контролируют соответствующие обобщения социальной, затем личностной и, наконец, поведенческой подсистем. Реальная взаимосвязь четырех подсистем отношений, образующих целостную систему, оказывается сложной результирующей двух противоположно направленных потоков воздействий.

Новейшие подходы к пониманию природы и взаимосвязей общественных отношений акцентируют внимание на человеке как субъекте деятельности и отношений (Маргарет Арчер, У. Бакли, Э. Гидденс, М. Крозье, А. Турен, П. Штомпка, А. Этциони). В дополнение к структурно-функциональной модели предлагаются концепции морфогенеза, взаимозависимости деятелей и систем, социальной реальности как некоторого коэффициента деятельности. Вновь в поле зрения оказывается гуманистический подход раннего Маркса, его диалектическая концепция деятельности, проблема преодоления отчуждения человека.

Лит.: Вебер М. О некоторых категориях понимания социологии.— Он же. Избранные произведения. М-, 1990; Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.— Маркс К., Эчгельсф. Соч., т. 13; Пирсоне Т. Понятие общества.— «Tesis», 1993, т. l, № 2; Сорокин П. Родовая структура социокультурных явлений,— В кн.: Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996; Archer M. Culture and Agency Cambr., 1988; CivwrM., Freiberg E. Actors and Systems. Chi.—L., 1980; EtyoniA. The Active Society. N. Y, 1968; GiddensA. The Constitution of society Cambr., 1984; LuhmannN. Sociale Systeme. Fr./M., 1993; Merlon R. Social Theory and Social Structure. Glencoe, 1968; Pamons T. The Social System. N. Y, 1964; TouraineA. The Self-production of Society. L„ 1977.

H. И. Лапин

Оцените определение:

Источник: Новая философская энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

многообразные связи, складывающиеся между людьми в процессе их деятельности в различных сферах обществ. жизни и определяемые способом произ-ва их материальной жизни; возникают с появлением обществ. произ-ва. О. о. – это отношения между различными человеч. коллективами, социальными группами, классами и внутри них. Материальные и идеологи-ческие отношения. В домарксистской социологии исследовались политические, правовые, нравственные, экономич. О. о.; однако они рассматривались с идеалистич. позиций, а их диалектика не вскрывалась. Марксизм впервые в истории выработал диалектико-материалистич. метод анализа О. о., выделив из всех О. о. отношения материальные, от сознания и воли людей не зависящие и складывающиеся с объективной необходимостью как результат деятельности людей, направленной на произ-во материальных благ. Характер материальных О. о. определяется производит. силами общества. Идеологич. О. о. возникают на базе материальных О. о. как основных и определяющих и складываются, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой не механич. соединение различных О. о., а единую систему О. о. Из всех материальных отношений главными, ведущими, определяющими являются производственные отношения. В последовательном осуществлении этой идеи проявляется материалистич. монизм марксистско-ленинской теории общественного развития. Идеологич. отношения, прежде всего политические, правовые и нравственные, являются надстройкой над материальными О. о. (см. Идеология, Политика, Право, Мораль, Религия). Деление О. о. на материальные и идеологические позволяет не только различать в О. о. определяющие и производные, но и открывает путь для анализа совокупности О. о., в которых сочетаются и материальные, и идеологич. элементы (напр., отношения между классами, национальные, межгосударственные и международные отношения). В связи с усложнением и дифференциацией обществ. жизни в обществе возникают многообразные О. о., связанные с различными видами деятельности людей – научной, художеств., технич., спортивной, просветительской и т.д. О. о. существуют как между различными социальными группами, общностями, орг-циями, коллективами, так и внутри них. Отношения внутри различных социальных групп определяются, во-первых, их местом в исторически определенной системе производств. отношений и, во-вторых, характером конкретных взаимоотношений с др. социальными группами и прежде всего их отношением к осн. классам данного общества. В классовом антагонистич. обществе различные социальные группы занимают разное место в конкретной системе О. о. Так, рабовладелец и раб, капиталист и рабочий находятся на разных полюсах О. о. своей эпохи. Одни и те же О. о. воспринимаются различными классами с разных сторон и оцениваются по-разному со своих классовых позиций. Поэтому сознание человека классового общества является односторонним и классово ограниченным. Революц. борьба рабочего класса впервые открывает путь для преодоления этой односторонности. О. о. данной эпохи выступают по отношению к той или иной социальной группе и тем более по отношению к отд. индивиду как объективная социальная среда, к-рая существует независимо от их сознания. Отсюда видно, что деление О. о. на материальные и идеологические, абсолютное в пределах осн. гносеологич. вопроса, за его пределами носит относит. характер. О. о. находятся в диалектич. взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов. В этом взаимодействии О. о. определяют существ. стороны личных отношений, даже таких, как любовь и дружба. Большое место личные отношения занимают в быту, но и здесь они также неразрывно связаны с О. о., т.к. быт разных эпох и классов различен. Личные отношения не могут изменять существа О. о. и тенденций их развития. Теоретически несостоятельно и практически вредно смешение личных и О. о. при анализе историч. процесса, а также перенесение категорий, характеризующих личные взаимоотношения, на анализ О. о. Такое смешение является, в частности, гносеологич. основой бурж. теории «человеческих отношений». Энгельс, говоря о взаимоотношении рабочих и капиталистов, указывал, что «отношение фабриканта к рабочему – не человеческое, а чисто экономическое» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 497). Идеологи совр. капитализма пытаются затушевать существующие между рабочими и капиталистами «чисто экономические» отношения господства и подчинения, изображая их как личные отношения конкретных индивидов. Для каждой обществ.-экономич. формации О. о. исторически конкретны и специфичны. Среди О. о. каждой формации можно выделить устойчивые, сравнительно длительно существующие отношения, выражающие коренные особенности данной формы собственности, и подвижные, динамич. отношения, чутко отражающие изменения, к-рые происходят в обществе, во взаимоотношении классов, в соотношении борющихся социальных сил и т.д. Пока развитие О. о. в пределах определ. обществ.-экономич. формации не затрагивает ее основ – господствующей формы собственности, оно носит лишь эволюционный характер. Изменение же осн., устойчивых О. о. связано с ломкой всего обществ. уклада, переходом от одной обществ.-экономич. формации к другой и носит революц. характер. Рассматривая О. о., следует учитывать, являются ли они антагонистическими или неантагонистическими по своей природе, т.е. являются ли они отношениями враждебных социальных групп или отношениями дружеств. социальных групп, имеющих общие коренные цели и интересы. Антагонистич. характер О. о. носили в рабовладельч., феод. и капиталистич. обществ. формациях. В условиях антагонистич. общества материальные О. о. складываются стихийно и господствуют над людьми как слепые силы природы. Люди не осознают подлинной сущности своих материальных О. о., осознание этих отношений носит у них иллюзорный характер. Капитализм выступает как наиболее развитое общество частных собственников. Реальные отношения между людьми выступают здесь как отношения между вещами. Маркс разоблачил тайну капиталистич. произ-ва и за отношениями товаров вскрыл О. о. людей. Антагонистич. характер материальных О. о. между классами рабовладельч., феод. и капиталистич. формаций определяет наличие антагонизмов в социально-политич. и идеологич. сферах обществ. жизни и влияет на все многообразие О. о. В каждой обществ. формации имеются остатки прежнего и зародыши (более или менее развитые) будущего. Поэтому нет «чистых» формаций и соответственно «чистых» О. о., а отношения, типичные для данной формации, своеобразно переплетаются с отношениями, доставшимися в наследство от прежних формаций, или зарождающимися предпосылками отношений новой формации. Антагонистич. О. о. ликвидируются в ходе социалистич. революции вместе с уничтожением частной и установлением обществ. собственности на средства произ-ва. Коммунистич. обществ. формация утверждает качественно новые, неантагонистич. О. о., развитие к-рых осуществляется через разрешение неантагонистич. противоречий. Материальные О. о. коммунистич. формации развиваются планомерно, в соответствии с науч. пониманием сущности и законов изменения этих отношений, а все идеологич. отношения формируются на основе материальных и также в соответствии с науч. теорией историч. процесса. Вместе с тем в О. о. социалистич. общества еще не преодолено окончательно наследие прежних формаций. В Программе КПСС (1961) научно разработан вопрос о путях формирования коммунистич. О. о. На основе создания материально-технич. базы коммунизма будет происходить постепенное преодоление существ. различий между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, будут стираться грани между классами и социальными группами, формироваться коммунистич. отношения в труде, коммунистич. формы распределения, коммунистич. отношения во всех сферах обществ. жизни. Лит. см. при ст. Исторический материализм, Личность, Общество, Производственные отношения. В. Келле, М. Ковальзон. Москва.

Оцените определение:

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

terme.ru

Общественные отношения (Кузнецов) | Понятия и категории

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ — связи между индивидами, система которых делает совокупность данных индивидов обществом, а самих их — общественными существами. В основе общества лежит производство материальных благ. Без него невозможно существование человека ни как биологического индивида, ни как социального существа. Производство всегда включает в себя: а) собственно производство, т.е. процесс созидания материальных благ; б) процесс их распределения; в) чаще всего также процесс обмена их; г) и, наконец, процесс потребления созданного продукта. Собственно производство и потребление суть отношения людей к вещам, распределение и обмен — отношения между людьми. Отношения распределения и обмена принято называть экономическими (социально-экономическими) или производственными отношениями. Система этих отношений образуют общественную форму, в которой идет процесс производства. Существует несколько разных типов социально- экономических отношений, разных общественных форм, в которых идет производство, и, соответственно, разных общественных типов производства, именуемых способами производства. Специфика социально-экономических отношений состоит в их объективности, первичности по отношению к человеческому сознанию, т.е. в материальности. Они не просто существуют независимо от сознания и воли людей, а определяют их сознание и волю, т.е. являются материальными отношениями.

Хотя социально-экономические отношения существовали всегда, впервые они были открыты как объективные, материальные отношения лишь с возникновением капитализма. Особенность капиталистических социально-экономических отношений, отличающая их от всех прочих производственных отношений, заключается в том, что, выступая как отношения капиталистического рынка, они прямо, непосредственно диктуют людям, как им нужно действовать прежде всего в сфере экономики, но не только в ней. Общепризнанно, что при капитализме не существует внеэкономического принуждения. А это может означать лишь одно: система экономических отношений выступает как явление, существующее независимо от сознания и воли людей, живущих в этой системе, и прямо, непосредственно заставляющее, принуждающее этих людей действовать именно так, а не иначе, т.е. определяющее их сознание и их волю. И люди, живущие под диктатом экономических отношений, рано или поздно с неизбежностью должны были осознать вначале практически, а затем и теоретически и существование этих отношений, и их объективность, т.е. их независимость от человеческого сознания и человеческой юли. Понимание объективности социально-экономических отношений присутствует у представителей классической политической экономии от У. Петги до А. Смита и Д. Рикардо. Но реального истока этой объективности они раскрыть не смогли. Они пытались найти ее корень в природе человека, что привело их к выводу, что иных социально-экономических отношений, кроме капиталистических, быть не может. Этой точки зрения и сейчас придерживаются многие современные западные и российские экономисты.

К. Маркс с самого начала исходил из факта существования нескольких отличных типов социально-экономических отношений и тем самым способов производства, которые в процессе исторического развития последовательно сменяли друг друга (рабовладельческий, феодальный, капиталистический и др.). Это и позволило ему найти разгадку объективности социально-экономических отношений. Каждая система экономических отношений была общественной формой, в которой шел процесс создания общественного продукта. Общественный продукт создавался определенной силой, которую составляли работники, вооруженные средствами труда. Эти люди вместе со средствами труда, которые они приводили в движение, составляли производительные силы общества. И бросалось в глаза, что в разные эпохи разными были не только системы экономических отношений, но и производительные силы общества. Одной производительной силой были люди, вооруженные деревянными копьями, иной — люди, создававшие нужные им вещи с помощью бронзовых орудий, и совсем другой — люди, использовавшие в своей производственной деятельности машины, приводимые в действие паром. Разные стадии производства отличались друг от друга не только типами экономических отношений, но и уровнем развития производительных сил.

И отсюда был сделан вывод о зависимости типа существующих в обществе экономических отношений от уровня развития его производительных сил. Уровень производительных сил общества определяет существующую в нем систему экономических (производственных) отношений. Изменение производительных сил общества рано или поздно ведет к тому, что одна система экономических отношений сменяется качественно иной их системой.

Зависимость типа существующих социально-экономических отношений от уровня развития производительных сил особенно наглядно видна на примере первобытного общества.

В классовом обществе, где с необходимостью существует государство, экономические отношения собственности закрепляются в праве, в котором выражается воля государства. Волевые отношения собственности в этом обществе принимают форму не моральных, как в раннепервобытном обществе, а правовых, юридических. И во всех докапиталистических классовых обществах экономические отношения определяли поведение людей не прямо, непосредственно, как при капитализме, а через посредство права и других такого же рода общественных явлений. Для этих обществ было характерно внеэкономическое принуждение. Крестьянин, например, работал на феодала потому, что законом был прикреплен к земле, и потому, что феодал по закону имел права на его личность и тем самым его рабочую силу. И здесь экономические отношения были прикрыты волевыми. На поверхности выступали только правовые отношения.

В любом обществе отношения собственности существовали в двух видах. Один вид — экономические отношения собственности, существующие в форме отношений распределения и обмена. Другой вид — волевые отношения собственности, выступающие в форме либо моральных, либо правовых отношений. Социально-экономические отношения, или экономические отношения собственности, — единственные материальные О.о. Но волевые отношения собственности — далеко не единственные волевые О.о. Кроме них су-ществует множество форм волевых О.о.

Таким образом, О.о. в целом прежде всего подразделяются на два основных рода: а) материальные, к которым относятся одни лишь социально-экономические, и б) волевые, которые охватывают все прочие социальные связи. Материальные О.о. определяют общественное сознание в узком смысле, общественные действия людей, а тем самым и все их волевые отношения. Система материальных отношений выступает по отношению к собственно общественному сознанию и производным от него волевым отношениям как их фундамент, а тем самым как базис, основа общества в целом. Собственно общественное сознание вместе с системой волевых отношений, узлами которой являются всевозможные социальные институты, образуют надстройку общества.

Важнейшую роль среди волевых О.о. играют отношения власти, организация власти в обществе. В систему властных отношений входит мораль, которая даже в раннепервобытном обществе регулирует не только распределение, но и действия людей то всех сферах общества. С появлением государства возникает государственная власть, а вместе с ней право и политика, сложная система правовых и политических отношений.

Именно система О.о. делает совокупность индивидов обществом, а самих индивидов социальными существами, качественно отличными от животных. Бесспорно, что каждый человек — это также и биологический организм. Несомненно, что у людей существуют все основные биологические инстинкты, прежде всего пищевой и половой, и без удовлетворения этих инстинктов существование людей абсолютно невозможно. Но кроме этих биологических стимулов у людей существуют качественно иные, более мощные, чем первые. Поведение людей уже в раннепервобытной общине определяется, помимо биологических инстинктов, нормами, которые не просто сосуществуют с этими инстинктами, а регулируют и контролируют их проявление, ограничивают их действие — иными словами, господствуют над ними. Под строжайшим контролем данных норм находится не только пищевой, но и половой инстинкты. На стадии раннепервобытного общества существовал, например, абсолютный запрет половых отношений внутри рода, обычно именуемый экзогамным табу. Эти новые факторы поведения в отличие от старых имеют свои корни вовсе не в биологических структурах. У них совершенно иная материальная основа — система социально- экономических отношений. Последняя представляет собой особый вид материи — социальную материю, которая невещественна, нетелесна, не имеет физического бытия, но, тем не менее, существует и определяет сознание и волю людей. Система этих материальных отношений, образуя основу объединения людей, превращает такое объединение в особый организм, качественно отличный от биологического и развивающийся по особым своим законам — иным, чем те, что действуют в животном мире. Вместе с возникновением социальной материи возникает и новая форма движения материи, включающая в себя в качестве своего момента биологическую (а тем самым химическую, физическую и т.п.), но не сводимую к ней социальную форму материального движения.

Зная организм человека, мы практически ничего не знаем о нем как о действующем субъекте. Конечно, люди всегда нуждаются в пище и стремятся ее получить. Но все дело в том, что в обществах с разной социально- экономической структурой люди, чтобы получить пищу, должны действовать совсем по-разному. Если человек живет в раннепервобытном обществе (см. Первобытное общество), он автоматически имеет право на долю добычи любого другого члена общины. А при капитализме он может приобрести пищу лишь на рынке за деньги. Потому важнейшая задача заключается в приобретении денег. Разными членами общества она решается различным образом в зависимости от места, которое эти люди занимают в системе социально-экономических отношений. Чтобы знать, что представляет собой человек, к чему он стремится, чего он хочет и т.п., необходимо исследовать не его биологический организм, а тот социоисторический организм, в состав которого он входит, и место, занимаемое человеком в структуре этого организма, прежде всего социально-экономического. Социальная материя в нормальных условиях определяет, каков человек. Человек — в том числе и биологический организм. Но не в этом заключается его сущность. Вот почему неверно утверждение, что человек есть общественное животное. Он — вообще не животное, он — общественное существо. В этом и только в этом — его сущность. Как писал К. Маркс: «…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 382-384.

ponjatija.ru

Общественные отношения Википедия

Обще́ственные отноше́ния (социа́льные отноше́ния) — это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Определения

Данное словосочетание имеет различные определения, некоторые представлены ниже:

  • Общественные отношения представляют собой совокупность социально значимых связей между членами общества.
  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, состоят в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.
  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.
  • Общественные отношения — это те отношения, которые устанавливаются между большими группами людей. За сферой проявления общественные отношения можно разделить на: экономические, политические, духовные, социальные.

История

Социальные отношения проявляются лишь в определенных видах взаимодействий между людьми, а именно — социальных, в процессе которых эти люди воплощают свои социальные статусы и роли в жизнь, а сами статусы и роли имеют достаточно четкие границы и весьма жесткие регламентации. Общественные отношения придают взаимную определенность социальным позициям и статусам. Например, отношения в торговле между основными факторами — это взаимная определенность продавца и покупателя в процессе осуществления сделки (купли-продажи).

Таким образом, социальные отношения тесно связаны с социальными взаимодействиями, хотя это не тождественные понятия, обозначающие одно и то же. С одной стороны, социальные отношения реализуются в социальных практиках (взаимодействиях) людей, с другой стороны, социальное отношение представляет собой предпосылку социальных практик — устойчивую, нормативно закрепленную социальную форму, через которую становится возможной реализация социальных взаимодействий. Социальные отношения определяющим образом воздействуют на индивидов — направляют и оформляют, подавляют или стимулируют практики и ожидания людей. В то же время социальные отношения являются «вчерашними» социальными взаимодействиями, «застывшей» социальной формой живой человеческой жизнедеятельности.


Особенностью социальных отношений является то, что по своему характеру они и не объект-объектны, подобно отношениям между объектами в природе, и не субъект-субъектны, подобно межличностным отношениям — когда человек взаимодействует с другим целостным человеком, а субъект-объектны, когда взаимодействие происходит лишь с социально отчужденной формой его субъективности (социальное Я) и сам он в них представлен частичным и нецелостным социально действующим субъектом (социальным агентом). Общественные отношения в «чистом виде» не существуют. Они воплощаются в социальных практиках и всегда опосредованы объектами — социальными формами (вещами, идеями, социальными явлениями, процессами).
Общественные отношения могут возникать между людьми, которые непосредственно не контактируют и даже могут не знать о существовании друг друга, а взаимодействия между ними будут осуществляться через систему институтов и организаций, но не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения.
Социальные отношения — это система многообразных устойчивых взаимозависимостей, возникающих между отдельными индивидами, их группами, организациями и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т. п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и социальных ролей.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

  • как отношения человека с обществом, общества с человеком;
  • между индивидами как представителями общества;
  • между элементами, компонентами, подсистемами внутри общества;
  • между различными обществами;
  • между индивидами как представителями различных социальных групп, социальных общностей и социальных организаций, а также между индивидами с каждой и внутри каждой из них.

Проблемы определения

Несмотря на то, что термин «социальные отношения» является широко употребляемым, ученые не пришли к общему выводу относительно их определения. Встречаются определения социальных отношений через конкретизацию того, между кем и по поводу чего они возникают:

  • Общественные отношения (социальные отношения) — отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени.

Однако в любом случае под ними понимают устойчивые формы организации социальной жизни. Для характеристики социальной жизни нередко используется термин «социетальный», который характеризует общество в целом, всю систему общественных отношений.

Общественные отношения — это совокупность нормативно регулируемых нравами, обычаями и законами индивидуальных субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений, складывающихся под влиянием а) взаимной борьбы индивидов за объекты собственности, б) совместной жизнедеятельности на общей территории, в) генетической программы воспроизводства жизни, г) сотрудничества друг с другом на условиях общественного разделения труда в производстве, распределении, обмене и потреблении совокупного общественного продукта. См.: Бобров В. В., Черненко А. К. Правовая технология. — Новосибирск: ИЗд-во СО рАН, 2014. — с. 157.

Классификация

Существуют несколько классификаций общественных отношений. В частности, различают:

Социальные отношения складываются во всех сферах общественной жизни, функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

wikiredia.ru