Общественное сознание в философии – Общественное сознание — Википедия

Общественное сознание | Философио.Ру


Носителем сознания является человек, индивид. Он обладает развитым головным мозгом, при посредстве которого происходит формирование и развитие сознания. Помимо мозга, другим обязательным условием сознания является общественная среда, в которую с рождения включен человек. Без общества, вне общества, человек (а значит и сознание) невозможен. Поэтому содержание индивидуального сознания всегда социально обусловлено. Это дает основание говорить о существовании общего для всех проживающих в том или ином социальном пространстве людей духовного поля, включающего в себя мировоззрение, науку, мораль, религию, эстетические предпочтения, обычаи и традиции. Эти формы духовности отражают общественное бытие людей и поэтому называются общественным сознанием.
Общественное сознание — это совокупность знаний, настроений, духовных ценностей, принципов и норм, в которых осуществляется самосознание и самопознание общества. Как и отдельный индивид, общество нуждается в знании самого себя для того, чтобы организовать свое бытие гармоничным и бесконфликтным способом. Эти знания вырабатывались, накапливались и передавались от поколения к поколению в форме мифов, преданий, обыденных представлений, философских и научных теорий. В зависимости от того, насколько глубоко и адекватно в общественном сознании воспроизводится общественное бытие, в нем различают два уровня — обыденный и теоретический.

Обыденный уровень общественного сознания — это представления, знания и оценки, которые формируются спонтанно, в процессе повседневной жизни людей и содержат лишь поверхностные обобщения, касающиеся общественной жизни. Одной из форм обыденных представлений об общественной жизни считаются пословицы и поговорки. Вот некоторые из них: «Одна пчела немного меду натаскает»; «В согласном стаде волк не страшен»; «Не надобен и клад, коли в семье лад»; «Не от царей угнетение, а от любимцев царских»; «Живи для людей, поживут люди для тебя».
Другая форма обыденного общественного сознания — мифы, в которых описываются те или иные стороны совместной жизни людей. Любой миф — это рассказ, а не объяснение. Войны, политические кризисы и хозяйственные неурядицы объясняются в мифе действием скрытых сил, проявлением судьбы.
Теоретический уровень общественного сознания представлен знаниями об обществе, которые явились результатом целенаправленной теоретической рефлексии. Первыми формами теоретического осмысления общественной жизни были религиозные и философские концепции. Только в 19 веке появились первые научные теории общества и сформировалась наука об обществе — социология. В настоящее время существует целая научная отрасль, — обществознание, — которая объединяет дисциплины, изучающие различные стороны общественной жизни — экономику, политику, право, культуру, религию. В них общественное бытие людей отражается максимально полно и объективно.
Одним из видов теоретического осознания общества выступает идеология. Специфика общественной идеологии заключается в том, что происходящие в обществе процессы и события рассматриваются и оцениваются сквозь призму определенных идей, ценностей и интересов. Это могут быть религиозные, классовые, партийные идеи и ценности. По этой причине идеологию называют искаженным общественным сознанием.
Общественное сознание не является суммой индивидуальных сознаний людей, живущих в одном общественном пространстве. Равно как и общество не является арифметической суммой индивидов. Люди добровольно объединяются в общественные союзы потому, что у них есть общие интересы. Людей могут объединять помимо их воли, насильно, но такие объединения не будут устойчивыми и долговременными. Содержанием общественного сознания всегда выступают те интересы, идеи, ценности, благодаря которым возникает, функционирует и развивается общество.
Близким по смыслу и содержанию к понятию общественное сознание считается понятие ментальности. Ментальность (от франц. мentalite -склад ума) — это глубинный уровень общественного сознания, представленный духовными структурами, благодаря которым социальная группа, — от общины до нации, — воспринимает мир, чувствует, мыслит, действует определенным образом. Ментальность — это особый дух народа, его тайная энергетика, рационально непостижимая, но признаваемая всеми друзьями и недругами.
Будучи отражением общественного бытия, общественное сознание воспроизводит это бытие в его дифференциации, учитывает неоднородность общественной жизни. В зависимости от того, какой аспект общественного бытия является объектом отражения, выделяют различные формы общественного сознания. Количество этих форм определяется сложностью и разнообразием общественных отношений.
На первых порах, в начале человеческой истории, единственной формой общественного сознания был миф — способ понимания окружающего мира, при котором объяснение подменяется повествованием, действительность очеловечиваются, природные и культурные объекты метафорически сопоставляются, а место причинности занимает судьба. Миф постулирует полнейшую неопределенность человеческого бытия, делает жизнь людей дискомфортной. Поэтому, со временем, смену мифологическому сознанию приходит религиозное сознание, сущность которого заключается в признании существования сверхъестественного объекта, являющегося смысловым и организующим центом бытия. Этот сверхъестественный объект (дух, божество, бог) вносит в мир порядок и гармонию, делает жизнь человека более безопасной, а течение событий — прогнозируемым. Главным недостатком религиозного сознания является то, что в нем задействованы механизмы эмоционально-чувственного, а не рационального постижения мира. Любая религия содержит явные и скрытые запреты (табу) на чрезмерную умственную и практическую активность человека в постижении и преобразовании природного и социального бытия. Это приводит к тому, что религиозное сознание, в качестве доминирующей формы общественного сознания, становится препятствием экономическому и социальному прогрессу и уступает место философскому, а затем — научному общественному сознанию.

www.filosofio.ru

Общественное сознание

Общественное сознание — главный элемент духовной сферы

Введение

Самые первые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности его познания. Первоначальные философские взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным.

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии сознательная человеческая деятельность рассматривается как “отблеск” всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством сотворенности человека. Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое время оказал Декарт, который главное внимание акцентировал на высшей форме сознательной деятельности — самосознании.

Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис) обосновывали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, благодаря которой он способен приобретать знания о природе и себе самом. Немецкий классический идеализм составил особый этап в развитии представлений о сознательной деятельности. Основополагающим принципом развития сознания являлся по Гегелю исторический процесс становления Мирового духа. Развивая идеи своих предшественников Канта, Фихте, Шеллинга, Гегель рассматривал такие проблемы, как различные формы и уровни сознания, историзм, учение о диалектике, деятельностная природа сознания и другие.

В XIX веке возникают различные теории, ограничивающие сознательную деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума, проповедующие иррационалистические подходы к оценке человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше, фрейдизм, бихевиоризм и другие).

К.Маркс и Ф.Энгельс продолжили материалистические традиции в философии, сформулировали идею вторичности сознания, его обусловленностью внешними факторами и прежде всего экономическими. Марксизм активно использовал различные взгляды и особенно диалектические идеи немецкой классической философии.

1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия

 

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.

Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Индивидуальное сознание — это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании.

Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.

Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни.

Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.

Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:

1. Начальный (первичный) — «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом.

Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитателная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.

2. Вторичный — «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие инителлекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление — ядро и системообразующий элемент.

Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества.

В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие.

Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни.

Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и гос. строй, правовые и политические отношения и т. п.

В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия.

Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас.

Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра.

Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.

2. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции

Структура общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй — идеологию.

Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.

Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:

 политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;

 правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;

 мораль — система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;

— искусство — особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;

— религия и философия — наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.

В гносеологическом аспекте структурные компоненты общественного сознания различаются главным образом по уровням, формам и способам отражения общественного бытия. Такими компонентами являются обыденное сознание и теоретическое сознание, представляющие два уровня отражения действительности — познание явлений и познание сущности. Обыденное сознание возникает как осознание повседневных нужд и потребностей людей и ограничено непосредственными практическими условиями жизни людей различных общностей. Оно охватывает и обобщает по преимуществу внешние связи и отношения общественной жизни, но, как правило, не раскрывает ее существенных сторон и не способно предвидеть отдаленные последствия человеческой деятельности. Этот уровень сознания, не систематизированный в целом, включает опыт народных масс и разнообразные эмпирические знания, выработанные в процессе исторического развития (народные знания в области производства, быта, медицины, фольклор и другие виды народного творчества, представления о явлениях природы, в том числе предрассудки, суеверия и т. п.). Вместе с тем обыденное сознание создает в общественно-историческом плане предпосылку и условия возникновения теоретического сознания, а также его дополнение. Наиболее глубокие обобщения и понятия повседневного сознания переходят на высший уровень познания и становятся достоянием теории и науки. Теоретическое сознание выступает как более высокий уровень познания, для которого характерно открытие сути природных и общественных явлений, их закономерных связей и отношений. Этот компонент общественного сознания существует в форме систем идей, понятий, законов и т. п. Теория, как систематизированное сознание, представлена наукой и идеологией, а идеологические системы в свою очередь могут различаться как научные и ненаучные. Кроме того, теоретическое сознание дифференцировано и имеет градации, определяемые глубиной проникновения в сущности различного порядка.

Однако на уровне обыденного сознания невозможно глубоко проникнуть в сущность вещей, явлений, подняться до глубоких теоретических обобщений. В первый период жизни людей обыденное сознание являлось единственным и главным. по мере развития общества возникает необходимость в более глубоких обобщениях, а обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей. Тогда возникает теоретическое сознание. Возникая на основе обыденного сознания, оно направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к более глубокому их анализу. Через обыденное сознание теоретическое сознание связано с общественным бытием. Теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной, способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает закономерную связь и сущность материальных и духовных процессов. Обыденное сознание складывается из обыденного знания и общественной психологии.

Теоретическое сознание несет в себе научные знания о природе и обществе. Обыденное знание — это знание элементарных условий бытия людей, позволяющее человеку ориентироваться в его непосредственном окружении.

Это знание об использовании простых орудий труда, простых природных явлениях, нормах отношений друг с другом.

Формы общественного сознания принято различать между собой по следующим критериям:

роли в обществе;

способу отражения;

социальному источнику.

3. Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе?

Общественная психология — частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.

Идеология — частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.

Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.

Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытно-общинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.

Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.

Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону ценностного аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.

Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.

Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.

Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.

В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировало и идеологизировано.

На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Заключение

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как “предстоящее” субъекту. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.

Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.

Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

В конечном итоге общественное сознание трансформируется в индивидуальное мировоззрение.

studfiles.net

16Общественное сознание

4

Духовная жизнь общества

Общественное сознание и его структура

Общественное сознание — это целостное духовное явление, представляющее собой совокупность взглядов, идей и настроений людей, в которых отражается общественная жизнь. Общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний, движимых эгоистическими интересами, но функционирует на основе общезначимых, жизненно важных интересов общества в целом.

В структуре общественного сознания выделяют два уровня: общественную психологию и идеологию.

1. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, характерных для данного общества в целом и для каждой из его больших социальных групп. Общественная психология формируется стихийно, под непосредственным воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых пребывает общество. Поскольку условия жизни различных социальных групп неизбежно различаются между собой, то в социально-психологических комплексах этих групп также обнаруживаются существенные отличия, связанные с особыми ценностями, традициями, культурой, т.е. менталитетом этих групп. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, испанском темпераменте, русской душе и т.д.

Менталитет определяется как духовно-психологический облик общества. Менталитет народа, нации представляет собой исторически сложившиеся правила мышления и деятельности, которые каждый индивид впитывает в процессе своего воспитания, и которые выражаются в свойственных для данного общества традициях, обычаях и нравах. Менталитет представляет собой наиболее глубокий пласт человеческого бытия, в котором кристаллизуется социокультурный и исторический опыт конкретной общности людей.

2. Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая интересы господствующих социальных групп и формирующая стратегию духовной жизни общества. Если общественная психология является эмоциональным, чувственным уровнем общественного сознания, то идеология выступает его рациональным, теоретическим уровнем, на котором кристаллизуются соответствующие взгляды и ценности. Идеология проясняет сущность социальных явлений и всегда базируется на некой всеобщей, принимаемой и поддерживаемой всем обществом, идее. Теоретическое развитие этой идеи и есть идеология. Примерами идеологии могут служить христианство, коммунизм, либерализм, консерватизм, демократия.

Взаимодействие общественной психологии и идеологии в границах целостного общества влияет на формирование т.н. обыденного (массового) сознания. Обыденное сознание — это сложное противоречивое явление, которое складывается под влиянием относительно постоянных, привычных условий жизни людей. Значительная часть повседневного опыта приобретается людьми незаметно, так сказать, сама собой. Это вызвано тем, что люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что именно запечатлелось в их сознании.

С представлениями обыденного сознания мы сталкиваемся повсеместно. Это различные пословицы и поговорки, а также банальные истины — например, “вода кипит при ста градусах”, “золото не ржавеет” и т.д. Обыденное сознание функционирует на основе здравого смысла, но не тождественно ему. Оно изобилует также различными суевериями и предрассудками.

Отличительной особенностью обыденного сознания является его некритичность. Обыденное сознание никогда не проявляет самостоятельности в оценке явлений, а всегда пользуется уже сложившимися шаблонами и стереотипами.

Среди форм общественного сознания выделяют мораль, право, религию, философию, искусство, науку, политику.

Мораль и ее роль в жизни общества

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание. Оно также древне, как и само общество, ибо ни один коллектив не может существовать, если его членами не соблюдаются определенные нормы поведения.

Мораль основывается на нравах, обычаях, традициях, благодаря которым человеческая общность существует как целостность. В силу этой особенности мораль выполняет регулятивную функцию общественной жизни. Она силой общественного мнения поощряет одни и запрещает другие формы поведения индивидов. Мораль функционирует за счет нравственных санкций (одобрения или осуждения) и носит идеально-духовный характер. Моральные санкции взывают к внутреннему миру человека, его совести, и как следствие, он сам добровольно корректирует свое поведение в соответствии с общепринятыми стандартами поведения.

Основным понятием морали выступает долг — обязанность человека перед другими людьми поступать определенным образом, держать данное слово, уважать другого человека как личность, ставить общественные интересы выше частных и т.д. Эти принципы составляют общечеловеческое содержание морали и воспитывают у человека чувство собственного достоинства. Мораль существует в сфере должного и выступает некоторым идеальным образцом, к которому должно приближаться человеческое поведение. Мораль предписывает человеку, как должно быть. И в этом ее отличие от нравственности.

Нравственность — это реальное воплощение морали, то есть реальные нравы и отношения людей, существующие в обществе. Если мораль представляет собой общепринятые правила и нормы поведения людей, их обязанности по отношению друг к другу, то нравственность выступает как реальным воплощением морали в жизнь, когда эти нормы и правила поведения становятся личными убеждениями и ценностями людей. Подчиняясь моральным требованиям, человек выражает свое добровольное желание стать членом общества. Моральные нормы распространяется на все межчеловеческие отношения и регулирует такие формы совместной жизни как дружба, товарищество, любовь.

Мораль основывается на понятиях добра и зла, справедливости и несправедливости. Как регулятор человеческой жизни она побуждает каждого индивида стремиться к овладению добродетелями, культивировать в себе доброе начало и искоренять пороки. И.Кант определял мораль как закон умопостигаемого духовного мира, следуя которому в своей жизни, человек присоединяется к вечности.

Право, государство и гражданское общество

Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Право возникло как дополнение к моральным нормам. Оно сформировалось внутри морали и затем отделилось от нее в виде системы писаных законов, направленных на предупреждение произвола и беспорядков, несущих в себе угрозу для зарождающейся государственности. Мораль была единственным регулятором поведения людей в доклассовом обществе. Но с появлением частной собственности и социальной дифференциацией общества возникла необходимость во всеобщей организации общества и управлении общественной жизнью. Государство — это всеобщая организация и управление жизнью общества, основанное на принципах иерархии и соподчинения. Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и порядок его функционирования.

Поддержание государственного порядка обеспечивается законом, т.е. юридически оформленными и обязательными для всех членов общества нормами поведения. Сам термин закон имеет как минимум два значения. Эта двусмысленность берет свое начало еще от Римского права с его делением между lex (писаный закон) и jus (закон в общем смысле, близкий по значению к справедливости). Как правило, в современном обществе юридические законы редко используются в форме императивного предписания людям правил их поведения (запрещения одних форм поведения и разрешения других) . Закон имеет более общий характер и очерчивает границы различных сфер социальной жизни, нарушение которых может повлечь за собой соответствующие правовые санкции.

Такое понятие закона связано со сложной социальной организацией современного общества. Дело в том, что государство со своим институтом политической власти воспроизводит как бы “вертикальную” структуру общественной жизни и предстает в форме сложной иерархической системы, поддерживающей стабильность общества и направленной на обеспечение его безопасности и развития. Но государство не может охватить всю полноту общественной жизни, оно призвано защищать и реализовывать только всеобщие, государственные интересы общества. Сфера частных интересов фактически выпадает из поля зрения государства и существует по своим собственным законам, образующим такой социальный феномен как гражданское общество.

Гражданское общество — это сфера реализации особенных, частных интересов граждан. Гражданское общество обеспечивает максимальную на данном этапе исторического развития степень свободы личности и в противоположность государству представляет собой систему горизонтальных, координационных связей между индивидами, социальными группами, социальными институтами и прочими структурными единицами социальной организации. Гражданское общество есть ценность цивилизационного порядка, поскольку оно дополнительно социализирует индивидов и способствует более прочной интеграции общества, дополняя государственную организацию. Гармоничное сосуществование государства и гражданского общества носит название правового государства. При этом право является особой формой, в которой узаконивают себя (легитимизируют) экономические, политические, семейные и др. общественные отношения.

Таким образом, право, с одной стороны, является государственным средством регулирования социальных отношений и состоит на службе у государства; а с другой стороны, право испытывает на себе влияние культуры и цивилизации и отражает достигнутый обществом уровень свободы личности.

Политика и политическое сознание

Политика охватывает сферу общественных отношений, связанных с государством и публичной властью. Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Само понятие государства всегда имеет политический характер. Еще у Аристотеля мы находим подтверждение того, что человек в глубинной своей сущности есть существо общественное, политическое. Для Аристотеля понятия государства и политики совпадают. Согласно ему, “всякое государство представляет собой своего рода общение…, все общения стремятся… к тому или иному благу… Общение, которое стремится к высшему из всех благ, является наиболее важным и объемлет собой все остальные общения есть государство или общение политическое”. (Аристотель. Политика. Кн.1 I,1). Таким образом, политика — это общение в рамках государства, которое олицетворяет собой всеобщий интерес. Исходя из этого, можно определить политическое сознание.

Политическое сознание есть совокупность чувств, традиций, идей и цельных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества. На развитие и функционирование политического сознания серьезное влияние оказывают настроения масс, традиции и привычки прошлого политического опыта, а также интересы и ценности больших социальных групп общества.

Политическое сознание отличается от других форм общественного сознания своим объектом — оно отражает политическое бытие общества, т.е. ту сферу общественной жизни, которая непосредственно связана с государственной властью. Вторым важным отличием политического сознания является особый категориальный аппарат, отражающий общецивилиационные ценности (демократия, разделение властей, дефицит и профицит бюджета, лоббирование и пр.). Если в массах события вокруг государственной власти отражаются в основном на психологическом уровне в соответствующих настроениях и чувствах, то идеологи политики разрабатывают цельные политические системы, стоящие на страже интересов могущественной социальной группировки.

На разработку идеологических принципов накладывает заметный отпечаток социальная среда. Политическая идеология формируется на основе имеющейся политической практики, которая подвергается анализу как со стороны объективных условий ее проведения, так и со стороны господствующих в ней идеологических принципов. Социально-экономическая действительность всегда диктует политическим деятелям те вопросы, которые должны быть решены в первую очередь. Соответственно, их предвыборные выступления и программы, как правило, переполнены обещаниями решить проблемы экономики и социальной сферы. На деле же всегда существует пропасть между этими обещаниями и реальными условиями политической активности. Следуя Аристотелю, необходимо сказать, что политическая идеология должна стоять на страже государственных интересов, т.е. общества в целом и народа как производительной силы общества. Только верное отражение народных интересов может быть положено в основу той или иной политической идеологии. Интересы же народа определяются преобладающим в данном обществе типом потребностей. Политическое сознание существует за счет внедрения в массы политических идей.

Контрольные вопросы

  1. Что такое общественное сознание?

  2. Что такое менталитет?

  3. Что такое обыденное сознание?

  4. Чем мораль отличается от права?

  5. В чем состоит сущность гражданского общества?

studfiles.net

Общественное сознание — это… Что такое Общественное сознание?


Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания.

История термина

Истоки представления об общественном сознании восходят к Гегелю[1], который, однако, вместо данного термина использовал понятие Абсолютный Дух. В философии марксизма в абсолют возводится общество[источник не указан 218 дней], а дух переименовывается в сознание. У самого Карла Маркса есть только намек на общественное сознание[нет в источнике], когда он изрекает свою знаменитую фразу «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (К критике политической экономии, 1859) [2]. Собственно термин общественное сознание введен Богдановым не позже 1906 года и закреплен Лениным[нет в источнике][3]. Схожий, но не тождественный термин (фр. Conscience collective — массовое сознание), который иногда переводится на русский язык как общественное сознание встречается у Эмиля Дюркгейма[4].

В современной российской философии формы общественного сознания нередко заменяются на духовные сферы[5]

Формы общественного сознания

Обычно называют шесть форм общественного сознания[6]:

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. — соответствуют специфические формы знания[13].

Субъект общественного сознания

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем, субъектом общественного сознания. Является ли общество или какая-либо его часть таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определённую эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определённом смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей (класс, национальность, государство, человечество). Но при этом следует помнить, что идеальное как мыслительный процесс не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое является исключительным свойством личного бытия. В то же время многочисленные примеры детей-Маугли, воспитанных животными, доказывают[нейтральность?] , что сознание не возникает у человека само по себе. Оно является общественным продуктом. Общество, через родителей и ближайшее окружение ребёнка, создает и далее развивает его сознание, в котором, таким образом, собственное бытие всегда связано с бытием некоторой более общей группы. В каждой культуре создается символика, так или иначе заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу её успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но попросту невозможна. Хотя сама личность силой мышления способна модифицировать собственное сознание, но известные в истории философских идей попытки построить своё бытие как совершенно независимое от общества всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей могут выглядеть как субъекты, способные принимать решения. Например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы её осуществления. Хотя решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми, но в развитой общественной структуре они связаны достаточно жёсткими регламентирующими их действия правилами — конституцией государства, законами, положениями и нормами, а также моралью. В то же время, на данном этапе развития общества, на общественное сознание оказывают большое влияние средства массовой информации, посредством которых можно существенно модифицировать общественное сознание. Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность, имеющим право говорить от её имени. ‘

Уровни общественного сознания

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни — обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно-теоретическом уровне — как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология — это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер.

Примечания

См. также

Ссылки

  • общественное бытие и общественное сознание
  • Введение в философию. — М.: Политиздат, 1989. Ч.2. — 3. Структура общественного сознания — С.445-455
  • Демичёв В.А. Общественное бытие и общественное сознание. — Кишинёв, 1970.
  • Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания — М., 1959
  • Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М. : Наука, 1990. — 222 с.
  • Уледов А.К. Структуры общественного сознания. — М., 1968.
  • Челышев П.В. Обыденное сознание или не хлебом единым жив человек. М.: Московский государственный горный университет, 2007. — 359 с.

dic.academic.ru

Философия — Общественное сознание

Общественное сознание


Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй — идеологию.Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира.Общественное сознание выступает в различных формах: общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия.Дифференциация общественного сознания в современном виде — результат длительного развития. Первобытному обществу соответствовало примитивное, недифферинциированное сознание. Умственный труд не был отделен от физического и умственный труд был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.Рассмотрим отдельные формы общественного сознания:
— политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями;
— правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры. Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества;
— мораль — система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений;
— искусство — особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы;
— религия и философия — наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания. Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах.
—Наука-это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке. Функции выражаются через формы.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер.
Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно.
Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.
Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определенной эпохи.

cribs.me

36.Индивидуальное и общественное сознание. Система общественного сознания.

Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся соци­альными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Исторически выработанная обществом культура духовно питает личность, превращаясь в органическую часть индивидуального сознания. Каждый индивид — представитель своего народа, этноса, места проживания, и его сознание неразрывно связано с обществом. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индиви­дуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.

Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня — обыденное и теоретическое сознание.

Обыденное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфере быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др.

Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности, консервативно, замкнуто, догматично. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты.

Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и групп, несет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология суть те элементы, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания.

37. Проблема познаваемости мира. Знание и вера. Развитие концепций познания в истории философии.

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину действительности?

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. — недоступный познанию, непознаваемый).

Важно отметить, что понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержались в релятивизме ( от греч. — относительный – методологический принцип, состоящий в признании относительности и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов. Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одной и той же столько, сколько людей ее воспринимает: как кому кажется так оно и есть на самом деле; любое суждение об одной и той вещи равнозначно любому другому.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (от греч. — рассматривающий, исследующий — философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Если логическое познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики.

Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Скептицизм — необходимый элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.

Однако крайний скептицизм как философская концепции смыкается с агностицизмом.

В наиболее последовательной форме агностицизм проявился и скептицизме Юма. Если древние скептики не сомневались в существованли объективного мира, ставя под вопрос истинное и. знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувственные восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти. Поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности.

В отличие от Юма Кант признавал существование объективного мира (вещей в себе), но считал их непознаваемыми. Юм и Кант также не отрицали полностью возможность познания, ограничивая его чувственными восприятиями.

Во второй половине XIX и в XX в. позиция агностицизма характерна для ряда течений философии, а также для некоторых естественно-научных теорий: «физиологического идеализма» «теории иероглифов» и др.

Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно прежде всего рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самою познавательного процесса.

Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом.

В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой — схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления.

studfiles.net

структура, формы и историческое значение

Общественное сознание — очень важная характеристика общества, которая выражает в первую очередь его духовную жизнь. Такое сознание отображает настроение, идеи, теории и взгляды общественного существования и рассматривается как самостоятельная система.

Общественное сознание и его значение в развитии нации

Какой бы сильной или интегрированной ни была нация (или часть населения) для нее в той или иной мере характерно общественное сознание. Субъектом здесь является не отдельный человек, а социум. Общественное сознание формируется в течение веков и в некой мере зависит от исторического развития событий. Ментальность народа можно назвать демонстрацией такого массового сознания.

Безусловно, такая форма сознания имеет огромное влияние на развитие общества. Структура общественного сознания выглядит следующим образом:

  • Общественная психология выражает побуждения, настроение и чувства социума и во многом зависит от каких-то характерных обычаев и традиций. Эта часть сознания является чувственным и эмоциональным способом познавать и реагировать на жизнь.
  • Идеология — это теоретического отражение мира, которое демонстрирует степень познания и понимания мира обществом или какой-либо его частью.

Безусловно, общественное сознание возможно только при взаимодействии идеологии и общественной психологии.

Общественное сознание и его формы

По мере роста и развития человечества люди все больше совершенствовали свои познавательные способности, расширяли понимание и восприятие мира. Именно таким образом и возникли следующие формы общественного сознания:

  • Мораль — одна из важнейших характеристик коллективного сознания. Ведь именно она демонстрирует взгляды и представления общества, их систему норм и оценивания действий как отдельной личности, так и группы людей или социума.
  • Политическое сознание — демонстрирует совокупность настроений, идей, традиций и взглядов разных групп населения. При этом политическое сознание полностью отражает требования и интересы разных социальных слоев, а также их отношения друг с другом.
  • Право — еще одна форма сознания, которая характеризируется наличием системы норм социума. Именно таким образом общество оценивает права, создает правовую идеологию, которая затем и охраняется государством. Стоит понимать, что создать какую-то идею может один человек, но частью общественного сознания она становится только после того, как общество ею прониклось.
  • Религия — одна из самых старых форм общественного сознания, которая возникла за много веков до нашей эры. Она включает в себя веру, представления о божественном и сверхъестественном, а также религиозные чувства и действия социума.
  • Эстетическое сознание — характеризирует восприятие обществом чувственных, художественных образов.
  • Научное сознание — еще одна часть жизни и восприятия социума, которая стремится систематизировать мир на категории. Здесь во внимание берутся лишь те факты, которые нашли фактические, материальные подтверждения. Эта часть сознания отражает только рациональные факты.
  • Философское сознание — это теоретическое восприятие мира, которое изучает какие-то общие законы и характеристики как отдельного социума, так и всего населения планеты. Эта часть позволяет создавать новые методы познания мира. Кстати, для каждой исторической эпохи характерна какая-то собственная, уникальная система философского сознания.

Общественное сознание имеет огромное значение для развития нации и ее культуры. Ведь именно культура считается самым ярким отражателем коллективного сознания, которая демонстрирует некие традиции, идеалы, моральные ценности, образ жизни и мышления не только общества в целом, но и каждого отдельного его члена.

fb.ru