Общенаучные и частнонаучные методы исследования – Общая характеристика методологии как науки. Всеобщие принципы познания. Общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания.

1. Общенаучные и частные методы научного исследования

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы:

общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он

лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются

классификация и периодизация.

Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое

целое.

Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему

положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.

Дедукция — это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;

движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах

или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из

других мыслей.

Аналогия — это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что

они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в

некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический,

формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному,

исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод — способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод — способ исследования с помощью научной гипотезы, т. е.

предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого

явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования,

сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из

которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с

помощью дедукции;

4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Формализация — отображение явления или предмета в знаковой форме какого — либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления

или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного

формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки

естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не

может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Этот метод используется,

например, для создания компьютерных программ.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений

изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно

при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от

существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности. Примером абстрагирования может служить процесс образования понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении.

Обобщение — установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в

таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его

движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в

хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в

том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем,

прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким

путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение,

сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение — это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств

предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь

получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Описание — это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются,

например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда

исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2)

опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались

другими лицами.

Счет — это определение количественных соотношений объектов исследования или

параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в

статистике. Так, статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых

явлений и процессов, т. е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.

Измерение — это определение численного значения некоторой величины путем сравнения

её с эталоном.

Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам,

установление различия между ними или нахождение в них общего.

Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной

(экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме

изучаемого.

Эксперимент — это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных

условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:

Моделирование — это получение знаний об объекте исследования с помощью его

заменителей — аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или

материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого

объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

В теории моделирования различают:

1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей,

знаков, математической интерпретации;

2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи,

предметы-аналоги для опытов.

Метод моделирования применяется учеными в том случае, когда он в результате

исследования предлагает создать новую норму или изменить содержание уже существующей.

Помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования. Они называются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания.

Некоторые учёные не делают различий между частными и специальными методами теории, относя к ним конкретно-социологический методы и методы сравнительного анализа,

моделирования. Методы сравнения и моделирования — это общенаучные методы, которые

используются во всех науках. Поэтому, несмотря на специфику предмета исследования, их

нельзя отнести к частным методам.

Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной

социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические

исследования — это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.

studfiles.net

Общенаучные и частнонаучные методы исследований

Количество просмотров публикации Общенаучные и частнонаучные методы исследований — 642

Методологияучение о системе научных принципов, форм испособов исследовательской деятельности. Различают фундаментальные, общенаучные принципы, составляющие собственно методологию, частнонаучные принципы, лежащие в базе теории какой-либо дисциплины, научной отрасли, и специализированные принципы илисистему конкретных методов, используемых для решения специальных исследовательских задач.

Фундаментальные принципы имеют общенаучный характер, так как основаны на обобщающих, философских положениях, отражающих наиболее существенные свойства объективной действительности и сознания с учетом имеющегося опыта, добытого в процессе познавательной деятельности человека. Таковы, например, принципы диалектики, отражающей взаимообусловленное и противоречивое развитие явлений действительности, детерминизма — объективной, причинной обусловленности явлений, изоморфизма — отношений объектов, выражающих тождество их строения идр.
Размещено на реф.рф
Для методологии в равной степени важно понимание таких категорий, как субъективное и объективное, сущность и явление, материальное и идеальное и т.п. Вне всяких сомнений, содержательная интерпретация этих принципов варьируется в соответствии со спецификой исследуемого материала. От трактовки философских принципов и общенаучных понятий зависит обоснование методологического подхода к исследованию в какой-либо области.

Частнонаучные принципы определяются особенностями какой-либо научной области как в плане предмета исследования, так и степени ᴇᴦο теоретической разработанности. В свою очередь, эти принципы составляют основу методологической базы исследования, или, как говорят, теорию методов, которые группируются вокруг центрального метода, по названию часто совпадающего с основным методологическим принципом, например диалектический, функциональный, структурный и др.
Размещено на реф.рф
Несмотря на совпадение терминов, обозначающих методологический общенаучный принцип и частнонаучный метод, их следует различать. Диалектика как философский общенаучный принцип является отражением объектов в сознании человека и представляет собой методологическое учение о законах развития природного и духовного, материального и идеального. Диалектика как метод научного исследования представляет собой особый способ мышления в познавательной деятельности человека.

Методологические принципы могут быть жесткими и гибкими. Первые позволяют исследовать объект только в данном направлении или аспекте, без учета других факторов, таковы например, структурный подход в лингвистике, ранний бихевиоризм и феноменализм в социологии. Вторые, отличаясь большим диапазоном, позволяют исследовать объект в разных аспектах; сюда относятся диалектический, функциональный, прагматический подходы в социологии, психологии, лингвистике и других науках. Возникает вопрос, можно ли заимствовать из смежных и даже отдаленных наук частные методы или пользоваться их результатами. Такая практика существует, чему способствуют два обстоятельства. Во-первых, в случае если в базе ʼʼсвоегоʼʼ и ʼʼчужогоʼʼ методов лежит единый методологический принцип, то они совместимы. Так, общенаучный принцип системности позволил языкознанию заимствовать метод классификации из естественных наук. Во вторую очередь, заимствование ʼʼчужогоʼʼ метода или ᴇᴦο результата должна быть плодотворным, так как позволяет обосновать гипотезу или сделать открытие.

referatwork.ru

Общенаучные методы научного исследования

Все общенаучные методы целесообразно распределить на три группы: общелогические, теоретические, эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукции, дедукция, аналогия.

Анализ– расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Данный метод является наиболее популярным для дипломных работ. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Так может использоваться: сравнительно-правовой анализ (например, сравниваются правовые системы России и Франции), статистический анализ (динамика рассматриваемого явления за определенный период) и т.д. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

Синтез– соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. Однако это не просто их соединение, но и познание нового – взаимодействия частей как целого. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

Дедукция– это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

Индукция– метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод сроится на основе частных посылок. Необходимо исследовать отдельные предметы, найти в них общие существенные признаки, которые послужат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

К методам теоретического уровняпричисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод– способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод – способ исследования с использованием научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Формализация– отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьютеризация знаний и процесса исследования.

Абстрагирование– мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений.

Обобщение– установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса.

Исторический метод– выявление исторических фактов и на это основе мысленное воссоздание исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Системный методзаключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих ее объектов. При анализе явлений и процессов в сложных системах рассматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второстепенное.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и моделирование.

Наблюдение– целенаправленное непосредственное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов при помощи органов чувств. В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблюдение. Первое заключается в наблюдении со стороны, где исследователь не является участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в группу и ее деятельность в качестве участника.

Описание – фиксация признаков исследуемого объекта, которое устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

  1. Непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта;

  2. опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами (например, характеристика НЛО).

Сравнение– это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам. Установление различия между ними или нахождение в них общего.

Эксперимент – апробирование, испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. В эксперименте стремятся выделить изучаемое явление в чистом виде, с тем, чтобы было как можно меньше препятствий в получении искомой информации.

Моделирование– изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта. Результаты исследования распространяют на оригинал.

studfiles.net

4.2. Всеобщие и общенаучные методы научного исследования

Среди всеобщих методов научного исследования наиболее известными являются диалектический и метафизический. Эти методы могут быть связаны с различными философскими сис­темами. Так, диалектический метод у К. Маркса был соединен с материализмом, а у Г. Гегеля — с идеализмом.

Российские ученые-экономисты для исследования изучае­мых явлений и процессов общественной жизни применяют ди­алектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение — присущи развитию природы, общества и мышле­ния. При изучении предметов и явлений диалектика рекомен­дует исходить из следующих принципов:

1. Рассматривать изучаемые объекты в свете диалектичес­ких законов:

а) единства и борьбы противоположностей;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) отрицания отрицания.

2. Описывать, объяснять и прогнозировать изучаемые яв­ления и процессы, опираясь на философские категории: обще­го, особенного и единичного; содержания и формы; сущности явления; возможности и действительности; необходимого и слу­чайного; причины и следствия.

3. Относиться к объекту исследования как к объективной реальности.

4. Рассматривать исследуемые предметы и явления:

а) всесторонне;

б) во всеобщей связи и взаимозависимости;

в) в непрерывном изменении, развитии;

г) конкретно-исторически.

5. Проверять полученные знания на практике.

Все общенаучные методы целесообразно распределить для анализа на три группы: общелогические, теоретические и эм­пирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, ин­дукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это расчленение, разложение объекта исследо­вания на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются клас­сификация и периодизация. Метод анализа используется как в реальной, так и в мыслительной деятельности.

Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объек­та исследования в единое целое. Однако это не просто их соеди­нение, но и познание нового — взаимодействия частей как це­лого. Результатом синтеза является совершенно новое образо­вание, свойства которого не есть только внешнее соединение свойств компонентов, но также и результат их внутренней вза­имосвязи и взаимозависимости.

Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозак­лючения «наводят» на мысль, на общее. При индуктивном мето­де исследования для получения общего знания о каком-либо классе предметов необходимо исследовать отдельные предме­ты, найти в них общие существенные признаки, которые послу­жат основой знания об общем признаке, присущем данному классу предметов.

Дедукция — это выведение единичного, частного из како­го-либо общего положения; движение мысли (познания) от об­щих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия — это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими, рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в не­которых признаках делается заключение об их сходстве и в дру­гих признаках. Степень вероятности (достоверности) умозаклю­чений по аналогии зависит от количества сходных признаков у сравниваемых явлений. Наиболее часто аналогию применяют в теории подобия.

К методам теоретического уровня причисляют аксиомати­ческий, гипотетический, формализацию, абстрагирование, обоб­щение, восхождение от абстрактного к конкретному, историчес­кий, метод системного анализа.

Аксиоматический метод — способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постула­ты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод — способ исследования с исполь­зованием научной гипотезы, т. е. предположения о причине, ко­торая вызывает данное следствие, или о существовании неко­торого явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в со­здании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и за­кономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, прав­доподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с использованием дедукции;

4) экспериментальная проверка следствий, выведенных из гипотезы.

Гипотетический метод используется при конструировании норм права. Например, при установлении налоговой ставки в размере 13% на доходы физических лиц вместо про­грессивной шкалы налогообложения предполагалось, что эта мера позволит вывести из тени объекты налогообложения и уве­личить поступления в бюджет. По сообщениям налоговых орга­нов, эта гипотеза полностью подтвердилась.

Формализация — отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления или пред­мета путем операций с соответствующими знаками. Использованиe искусственного формализованного языка в научном ис­следовании позволяет устранить такие недостатки естествен­ного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследо­вания оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые фор­мулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не может обойтись компьюте­ризация знания и процесса исследования.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение инте­ресующих исследователя свойств и отношений. Обычно при аб­страгировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т.е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установле­ние тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс, изолирование, т.е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рас­сматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности.

Обобщение — установление общих свойств и отношений предметов и явлений, определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выра­жаться в выделении несущественных, а любых признаков пред­мета или явления. Этот метод научного исследования опирает­ся на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении историчес­ких фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и разви­тия объектов исследования в хронологической последователь­ности.

Примерами использования этого метода являются: изуче­ние развития потребительской кооперации в течение длитель­ного времени с целью обнаружения ее тенденций; рассмотре­ние истории развития потребительской кооперации в дореволюционный период и в годы НЭПа (1921-1927).

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания заключается в том, что исследователь вна­чале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем прослеживает, как она видоизменяется в различных ус­ловиях, открывает новые связи и таким путем отображает во всей полноте его сущность. Использование этого метода, напри­мер, для изучения экономических явлений предполагает нали­чие у исследователя теоретических знаний об общих их свой­ствах и вскрывает характерные черты и присущие им законо­мерности развития.

Системный метод заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия при­водят к возникновению новых свойств системы, которые отсут­ствуют у составляющих ее объектов.

При анализе явлений и процессов в сложных системах рас­сматривают большое количество факторов (признаков), среди которых важно уметь выделить главное и исключить второсте­пенное.

К методам эмпирического уровня относятся наблюдение, описание, счет, измерение, сравнение, эксперимент и модели­рование.

Наблюдение — это способ познания, основанный на непос­редственном восприятии свойств предметов и явлений при по­мощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения, различают простое и включенное наблю­дение. Первое заключается в наблюдении со стороны, когда исследователь — постороннее по отношению к объекту лицо, не являющееся участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогни­то включается в группу и ее деятельность в качестве участни­ка. Например, в первом случае он со стороны наблюдает за со­блюдением пешеходами правил дорожного движения при пе­реходе улицы, а во втором случае сам включается в число учас­тников движения, провоцируя их на нарушения.

Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно бу­дет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кино­пленках и другими способами.

Описание — это фиксация признаков исследуемого объек­та, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает:

1) непосредственным, когда исследователь непосредствен­но воспринимает и указывает признаки объекта;

2) опосредованным, когда исследователь отмечает призна­ки объекта, которые воспринимались другими лицами (напри­мер, характеристики НЛО).

Счет — это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства. Метод широко применяется в статистике для опре­деления степени и типа изменчивости явления, процесса, дос­товерности полученных средних величин и теоретических вы­водов. Так, экономическая статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых явлений и процессов, т.е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и про­странстве.

Измерение — это определение численного значения неко­торой величины путем сравнения ее с эталоном. Измерение есть процедура определения численного значения некоторой вели­чины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественные определенные сведения об окружающей действительности.

Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия иссле­дователя, главным образом от имеющихся измерительных при­боров.

Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как органами чувств, так и с помощью специальных устройств.

Эксперимент — это искусственное воспроизведение явле­ния, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяет­ся выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различ­ным основаниям:

— по отраслям научных исследований — физические, био­логические, химические, социальные и т.д.;

— по характеру взаимодействия средства исследования с объектом — обычные (экспериментальные средства непосред­ственно взаимодействуют с исследуемым объектом) и модель­ные (модель замещает объект исследования). Последние делятся на мысленные (умственные, воображаемые) и материальные (реальные).

Экспериментальное изучение объектов по сравнению с на­блюдением имеет ряд преимуществ:

1) в процессе эксперимента становится возможным изуче­ние того или иного явления в «чистом виде»;

2) эксперимент позволяет исследовать свойства объектов действительности в экстремальных условиях.

Моделирование — метод научного познания, сущность ко­торого заключается в замене изучаемого предмета или явления специальной аналогичной моделью (объектом), содержащей су­щественные черты оригинала. Таким образом, вместо оригина­ла (интересующего нас объекта) эксперимент проводят на мо­дели (другом объекте), а результаты исследования распростра­няют на оригинал.

Модели бывают физические и математические. В соответ­ствии с этим различают физическое и математическое модели­рование. Если модель и оригинал одинаковой физической при­роды, то применяют физическое моделирование.

Математическая модель — это математическая абстрак­ция, характеризующая физический, биологический, экономи­ческий или какой-либо другой процесс. Математические моде­ли при различной физической природе основаны на идентично­сти математического описания процессов, происходящих в них и в оригинале.

Математическое моделирование — метод исследования сложных процессов на основе широкой физической аналогии, когда модель и ее оригинал описываются тождественными урав­нениями. Так, благодаря сходству математических уравнений электрического и магнитного полей можно изучать электричес­кие явления с помощью магнитных, и наоборот. Характерная особенность и достоинство данного метода — возможность при­менять его к отдельным участкам сложной системы, а также количественно исследовать явления, трудно поддающиеся изу­чению на физических моделях.

Моделирование — это один из главных методов научного исследования, с помощью которого можно ускорить существу­ющие технологические процессы, сократить сроки освоения но­вых. Этот метод применяют при изучении различных техноло­гий, режимов работы аппаратов, машин, агрегатов, промышлен­ных комплексов и хозяйств, а также в управлении предприяти­ями, распределении материальных ресурсов и т.д.

Важен еще один аспект метода моделирования. Если для обычного эксперимента характерно непосредственное взаимо­действие с объектом исследования, то в моделировании такого взаимодействия нет, так как изучают не сам объект, а его заменитель. Примером может служить аналоговая вычислительная машина, действие которой основано на аналогии дифференци­альных уравнений, описывающих свойства как исследуемого объекта, так и электронной модели.

studfiles.net

Общенаучные и частнонаучные методы теории права и государства — Мегаобучалка

Под методом науки понимается совокупность принципов, правил, приемов (способов) научной деятельности, применяемых для получения истинных, объективно отражающих действительность знаний.

Признаками методов теории государства и права являются:

– способствование углублению знаний о государстве и праве,

– соответствование понятиям права,

– осуществление юридического познания окружающей действительности.

Все методы теории государства и права можно расположить в следующей последовательности:

– всеобщие методы;

– общенаучные методы;

– частнонаучные методы.

1. Всеобщие методы: диалектика и метафизика являются по своей сути философскими, мировоззренческими подходами.

2. Общенаучные методы – это приемы научного познания, используемые во всех или ряде областей научного знания. Они не охватывают всего общенаучного познания, а применяются лишь на отдельных этапах, стадиях, в отличие от всеобщих методов. К числу основных общенаучных методов относятся: анализ, синтез, системный и функциональный подходы и т.д.

1) Анализ – метод научного исследования, состоящий в разложении целого на составные части. В теории государства и права используется весьма широко.

2) Синтез, в отличие от предыдущего, заключается в познании явления как единого целого. В единстве и взаимосвязи его частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

3) Системный подход – в основе лежит использование объекта как систем (ориентирует исследование на раскрытие условности объекта и обеспечивающего его механизмов, на выявление многообразных типов связей самого объекта и сведения их в единую теоретическую картину).

4) Функциональный подход – выявление функций одних социальных явлений по отношению к другим в рамках данного общества. Так, детально анализируя функции права и государства, правосознания, юридической ответственности и т.п. по отношению к личности, обществу в целом, выявляются функциональные зависимости между различными элементами государства и права.



3. Частнонаучными методамиявляются методы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права, научных достижений, технических, естественных и смежных общественных наук.

Среди частнонаучных методов можно выделить: конкретно-социологический; статистический; социально-правовой эксперимент; математический; кибернетический метод моделирования; формально-логический; сравнительно-правовой, или метод сравнительно-правового анализа.

1) Конкретно-социологический метод рассматривает вопросы права и государства в связи с другими фактами общественной жизни (экономическими, политическими, идеологическими, психологическими). В правоохранительной деятельности конкретно-социологические исследования проводятся, например, при определении причин нарушений правопорядка (в форме опроса, анкетирования задержанного правонарушителя). Анкетирование предполагает тщательную подготовку: формулировка проблемы, выработка гипотез, подготовка вопросника, выбор соответствующего круга анкетируемых, определение способов обработки получаемых ответов и т.д.

(варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения.

2) Статистический метод позволяет получить количественные показатели того или иного явления. Он необходим для изучения государственно-правовых явлений, отличающихся массовостью и повторяемостью.

3) Социально-правовой эксперимент используется в основном как способ проверки научных гипотез. Это – проверка того или иного проекта решения (варианта правового регулирования). Его назначение состоит в предотвращении ущерба, возможного в результате принятия ошибочного решения. Специфика данного метода обусловливает ограниченную сферу его применения в области уголовного и уголовно-процессуального права. Завершающей стадией социально-правового эксперимента является создание опытной (экспериментальной) нормы. Она может рассматриваться как прообраз будущей нормы права.

4) Математические методы предполагают оперирование количественными характеристиками. Математика применяется в криминалистике, судебной экспертизе, при квалификации преступлений, правотворчестве и других сферах правовой деятельности.

5) Формально-логический, или формально-юридический. Чтобы уяснить природу правовой нормы нужно определить логическую структуру – гипотезу, диспозицию, санкцию. Для правильной квалификации правонарушения важно установить его состав: объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.

6) Сравнительно-правовой метод основан на сопоставлении различных политических и правовых явлений в условиях выявления их общих и особенных свойств. В правовой науке этот метод используется, прежде всего, при сопоставлении законодательства двух и более государств.

 

 

megaobuchalka.ru

7)Общенаучные, специальные и частнонаучные методы познания государства и права.

Методология теории государства и права – это совокупность определенных теоретических подходов, принципов, приемов исследования государственно-правовых явлений.

1. Общенаучные методы приемы, не охватывающие всего научного знания, но применяемые на отдельных его этапах: анализ, синтез, системный подход, структурный подход, функциональный подход, метод социального эксперимента.

Анализ предполагает мысленное расчленение единого государственно-правового явления на части и их изучение. Так, государство и право анализируются по их отдельным признакам.

Синтез – условное объединение составных частей государственно-правового явления.

Системный метод позволяет рассматривать государственно-правовые явления как цельные, но системные образования, имеющие объективно многообразные связи внутри и входящие в качестве элемента в более сложную систему.

Структурный метод. Посредством его выявляются и анализируются структурные элементы явления (системы).

Функциональный метод ориентирует на выявление воздействия одних государственно-правовых явлений на другие. Так анализируются функции государства и права, функции политической системы общества и т.п.

Метод социального эксперимента – предполагает проверку проекта решения проблемы с целью предотвратить ущерб от ошибок в правовом регулировании и совершенствовать модель. Так, вначале в порядке социального эксперимента в Российской Федерации был введен суд присяжных.

2. Специальные методы являются следствием усвоения теорией государства и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук. Это математический, кибернетический, статистический, социологический и другие методы.

Математический метод есть оперирование количественными характеристиками государственно-правовых явлений, широко применяемое в криминологии, криминалистике, в правотворчестве, при квалификации преступлений и т.п.

Кибернетический метод предполагает применение понятий, законов и технических средств кибернетики: информация, управление, компьютерная техника, оптимальность и многих других.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели массовых повторяющихся государственно-правовых явлений.

4. Частнонаучные методы познания позволяют достигнуть конкретного, детального знания о государстве и праве с помощью методологической функции специальных юридических понятий.К ним относятся формально-юридический, сравнительно-правовой (метод компаративистики), юридическая герменевтика, метод государственно- правового моделирования.

Формально-юидический метод позволяет определить юридические понятия, их признаки, классификацию, путем толкования действующего законодательства.

Сравнительно-правовой позволяет сопоставить различные правовые или государственные системы зарубежных стран или их отдельные элементы (отрасли, институты, органы)с целью выявления общих и особенных свойств.

Юридическая герменевтика – анализ реального содержания текстов правовых актов, исходя из социального контекста, потому что текст нормы есть результат особого мировоззрения.

Метод правового моделирования – идеальное воспроизведение исследуемых государственно-правовых явлений применительно к определенной ситуации. Используется для поиска оптимальной модели организации государственного аппарата, административно-правового деления, построения системы законодательства и др.

studfiles.net

1. Общенаучные и частные методы научного исследования

Все общенаучные методы для анализа целесообразно распределить на три группы:

общелогические, теоретические и эмпирические.

Общелогическими методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

Анализ — это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он

лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются

классификация и периодизация.

Синтез — это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое

целое.

Индукция — это движение мысли (познания) от фактов, отдельных случаев к общему

положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.

Дедукция — это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения;

движение мысли (познания) от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах

или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из

других мыслей.

Аналогия — это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что

они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в

некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический,

формализацию, абстрагирование, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному,

исторический, метод системного анализа.

Аксиоматический метод — способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод — способ исследования с помощью научной гипотезы, т. е.

предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого

явления или предмета.

Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования,

сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из

которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит:

1) выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов;

2) отбор из множества догадок наиболее вероятной, правдоподобной;

3) выведение из отобранного предположения (посылки) следствия (заключения) с

помощью дедукции;

4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Формализация — отображение явления или предмета в знаковой форме какого — либо искусственного языка (например, логики, математики, химии) и изучение этого явления

или предмета путем операций с соответствующими знаками. Использование искусственного

формализованного языка в научном исследовании позволяет устранить такие недостатки

естественного языка, как многозначность, неточность, неопределенность. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Формализация является основой для алгоритмизации и программирования, без которых не

может обойтись компьютеризация знания и процесса исследования. Этот метод используется,

например, для создания компьютерных программ.

Абстрагирование — мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений

изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно

при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от

существенных свойств и связей.

Виды абстрагирования: отождествление, т. е. выделение общих свойств и отношений изучаемых предметов, установление тождественного в них, абстрагирование от различий между ними, объединение предметов в особый класс; изолирование, т. е. выделение некоторых свойств и отношений, которые рассматриваются как самостоятельные предметы исследования. В теории выделяют и другие виды абстракции: потенциальной осуществимости, актуальной бесконечности. Примером абстрагирования может служить процесс образования понятий. Эти понятия являются содержательными научными абстракциями. Они не отражают всех существенных свойств явлений и содержат только те признаки, которые существенны в определенном отношении.

Обобщение — установление общих свойств и отношений предметов и явлений; определение общего понятия, в котором отражены существенные, основные признаки предметов или явлений данного класса. Вместе с тем обобщение может выражаться в выделении не существенных, а любых признаков предмета или явления. Этот метод научного исследования опирается на философские категории общего, особенного и единичного.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в

таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его

движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в

хронологической последовательности.

Восхождение от абстрактного к конкретному как метод научного познания состоит в

том, что исследователь вначале находит главную связь изучаемого предмета (явления), затем,

прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи и таким

путем отображает во всей полноте его сущность.

Системный метод заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.

К методам эмпирического уровня относятся: наблюдение, описание, счет, измерение,

сравнение, эксперимент, моделирование.

Наблюдение — это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств

предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь

получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.

Описание — это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются,

например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда

исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2)

опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались

другими лицами.

Счет — это определение количественных соотношений объектов исследования или

параметров, характеризующих их свойства. Количественный метод широко применяется в

статистике. Так, статистика изучает количественную сторону массовых и других значимых

явлений и процессов, т. е. их величину, степень распространенности, соотношение отдельных составных частей, изменение во времени и пространстве.

Измерение — это определение численного значения некоторой величины путем сравнения

её с эталоном.

Сравнение — это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам,

установление различия между ними или нахождение в них общего.

Метод контрольной группы основан на сравнении результатов изучения основной

(экспериментальной) и контрольной групп, которые уравнены по всем признакам, кроме

изучаемого.

Эксперимент — это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных

условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Эксперименты могут быть классифицированы по различным основаниям:

Моделирование — это получение знаний об объекте исследования с помощью его

заменителей — аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или

материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого

объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

В теории моделирования различают:

1) идеальные (мысленные, символические) модели, например, в виде рисунков, записей,

знаков, математической интерпретации;

2) материальные (натурные, вещественные) модели, например, макеты, муляжи,

предметы-аналоги для опытов.

Метод моделирования применяется учеными в том случае, когда он в результате

исследования предлагает создать новую норму или изменить содержание уже существующей.

Помимо общенаучных методов применяются частные методы исследования. Они называются частными потому, что используются в родственных науках, обладают специфическими особенностями, зависящими от объекта и условий познания.

Некоторые учёные не делают различий между частными и специальными методами теории, относя к ним конкретно-социологический методы и методы сравнительного анализа,

моделирования. Методы сравнения и моделирования — это общенаучные методы, которые

используются во всех науках. Поэтому, несмотря на специфику предмета исследования, их

нельзя отнести к частным методам.

Специальные методы исследования используются только в одной отрасли научного знания либо их применение ограничивается несколькими узкими областями знания.

Конкретно-социологические методы основаны на применении методов конкретной

социологии для изучения государственно-правовых явлений. Конкретно-социологические

исследования — это научное изучение, анализ и систематизация социальных фактов, явлений и процессов, относящихся к различным сферам жизни общества.

К методам конкретно-социологического исследования, относятся: изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью, метод экспертных оценок и другие.

studfiles.net