Общая характеристика методов исследования групповых феноменов – Социальная психология. Шпаргалка. Содержание — 12 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ

Общая характеристика методов социально-психологического исследования

 

 

Рассмотрим методы исследования, которые в свою очередь различаются методы сбора информации и методы ее обработки.

Су­ществует и много других классификаций методов социально-пси­хологического исследования. Например, различают три группы ме­тодов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы модели­рования, 3) управленческо-воспитательные методы. При этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет речь и в настоящей главе. Что же касается второй и третьей групп методов, обозначенных в приведенной классификации, то они не обладают какой-либо особой спецификой именно в соци­альной психологии (что признают, по крайней мере, относительно моделирования, и сами авторы классификации).

 

Методы обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, по­скольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют не­которые общенаучные приемы.

Рассмотрим методы сбора информации.

Наблюдениенаиболее распро­страненный метод, с помощью ко­торого изучают социально-психоло­гические явления и процессы в раз­личных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает жи­тейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничи­вается регистрацией фактов, носит слу­чайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является орга­низованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследовате­ля в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Экспериментметод, предпо­лагающий активное вмешательство исследователя в деятельность ис­пытуемых с целью создания наилуч­ших условий для изучения конкрет­ных социально-психологических яв­лений и процессов.

Эксперимент может быть лабора­торным, когда он протекает в специ­ально организованных условиях, а дей­ствия испытуемых определяются ин­струкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естествен­ных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод обобщения независимых характеристикпредполагает выяв­ление и анализ мнений о тех или иных социально-психологических яв­лениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельно­стиметод опосредованного изу­чения социально-психологических явлений по практическим результа­там и предметам совместной дея­тельности, в которых воплощают­ся творческие силы и способности людей.

Опросметод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкети­рование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ста­вятся устно, и в форме интервью, во время которого устанавливается лич­ный контакт с испытуемыми.

Тестированиеметод, во вре­мя применения которого испытуе­мые выполняют определенные дей­ствия по заданию исследователя.

Социометрия— метод социаль­ной психологии, используемый для диагностики взаимных симпатий и ан­типатий между членами группы и по­зволяющий выявлять: социально-пси­хологическую структуру взаимоотно­шений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и не­формальных лидеров и «отвергнутых» членов группы; наличие микрогрупп и связей между ними.

Социометрия предполагает прове­дение опроса всех членов группы с последующей математической и ста­тистической обработкой его результа­тов и построением социограммы (схе­мы взаимоотношений в группе).

Метод анализа документов является разновидностью обще-психологического метода анализа продуктов человеческой деятель­ности. Методы анализа документов различаются на качествен­ные (или неформализованные) и количественные (формализован in.ie). Количественные методы анализа документов получила широкое распространение в 30—40-х гг. XX в., в связи с разработ­кой специальной процедуры — контент-анализа.

Контент-анализ — это особый, достаточно формальнный метод анализа документа, когда в тексте выделяют специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл применять тольков тех случаях, когда исследователь имеет дело с боль­шим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. При использовании методики контент-анализа возникает ряд трудностей. Например, сам процесс выделения единиц текста во многом зависит от теоретической позиции исследователя, от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей.

В современных социально-психологических исследованиях широко применяется общенаучный метод моделирования, которыйвыражается в знаковой имитации психических явлений или в организацииразличных видов человеческой деятельности в искусственносконструированной среде. Метод моделирования применяется,когда использование других методов затруднено.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими,кибернетическими и т. д.

В математическом моделировании используют математическоевыражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению.

Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области инфор­матики и кибернетики.

Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

. Развитие компьютеров и программного обеспечения дало тол­чок к моделированию социально-психических явлений на основе законов работы ЭВМ.

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах: в условиях культуры ев­ропейского типа и восточной культуры, культуры современного тех­нологического общества и так называемого традиционного общества и т.д. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу, свой­ственно воспринимать некоторые модели развития как некую есте­ственную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает воз­можность по-новому посмотреть на очень привычные вещи.

Биографический метод исследования состоит в выявлении ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Анализируются также текущие события в жизни индивида, про­гнозируются возможные события в будущем, составляются гра­фики жизни, производится каузометрия.

Каузометрия (от лат. causa -~ причина и греч. metre — изме­рение) — причинный анализ межсобытийных отношений, анализ психологического времени личности, обозначаются сферы прило­жения событий, локализуется личный временной центр, выявля­ются стартовые события отдельных периодов развития личности или ее деградации.

Помимо указанных методов существуют и другие методы изу­чения социально-психических явлений. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение социально-психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Для исследования влияния социальной группы на позиции личности применяется метод подставной группы.

Для диагностики социально значимых качеств личности ис­пользуется метод экспертных оценок и метод групповой оценки личности (ГОЛ).

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) — это способ по­лучения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представле­ний о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения.

 

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2. Парыгин Б.Я. Основы социально-психологической теории. – М.,1971.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. – Самара, 1995.

4. Словарь-справочник по социальной психологии / В. Крысько. – СПб., 2003.

Дополнительная литература:

1. Пэнто Р. Методы социальных наук. – М., 1972.

2. Московиси С. Общество и теория в социальной психологии. – М., 1984.

3. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2000.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.

5. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. Теория и методы. – М., 2002.

megaobuchalka.ru

2.Общая характеристика методов социально-психологического исследования

Весь
набор методов можно подразделить на
две большие группы: методы исследования
и методы воздействия. Существует и много
других классификаций методов
социально-психологического исследования.
Например, различают три группы методов:
1) методы эмпирического исследования,
2) методы моделирования, 3)
управленческо-воспитательные методы.
Методы обработки данных часто просто
не выделяются в специальный блок,
поскольку большинство из них также не
являются специфичными для
социально-психологического исследования,
а используют некоторые общенаучные
приемы.

Среди
методов сбора информации нужно назвать:
наблюдение, изучение документов (в
частности, контент-анализ), разного рода
опросы (анкеты, интервью), различного
рода тесты (в том числе наиболее
распространенный социометрический
тест), наконец, эксперимент (как
лабораторный, так и естественный). В
большинстве случаев эти методы идентичны
тем, что применяются в социологии.

Наблюдение
является «старым» методом социальной
психологии и иногда противопоставляется
эксперименту как несовершенный метод.
Вместе с тем далеко не все возможности
метода наблюдения сегодня исчерпаны в
социальной психологии: в случае получения
данных об открытом поведении, о действиях
индивидов метод наблюдения играет
весьма важную роль. Главная проблема,
которая встает при применении метода
наблюдения, заключается в том, как
обеспечить фиксацию каких-то определенных
классов характеристик, чтобы «прочтение»
протокола наблюдения было понятно и
другому исследователю, могло быть
интерпретировано в терминах гипотезы.

Существует
много различных предложений для
организации так называемого структурирования
данных наблюдения, т.е. выделения заранее
некоторых классов, например, взаимодействий
личностей в группе с последующей
фиксацией количества, частоты проявления
этих взаимодействий и т.д. Вопрос о
выделении классов наблюдаемых явлений
есть по существу вопрос о единицах
наблюдения, как известно, остро стоящий
и в других разделах психологии. В
социально-психологическом исследовании
он может быть решен только отдельно для
каждого конкретного случая при условии
учета предмета исследования. Другой
принципиальный вопрос – это временной
интервал, который можно считать
достаточным для фиксации каких-либо
единиц наблюдения. Хотя и существует
много различных процедур для того, чтобы
обеспечить фиксацию этих единиц в
определенные промежутки времени и их
кодирование, вопрос нельзя считать до
конца решенным. Как видно, метод наблюдения
не так примитивен, как кажется на первый
взгляд, и, несомненно, может с успехом
быть применен в ряде социально-психологических
исследований.

Изучение
документов

имеет большое значение, поскольку при
помощи этого метода возможен анализ
продуктов человеческой деятельности.
Иногда необоснованно противопоставляют
метод изучения документов, например,
методу опросов как метод «объективный»
методу «субъективному». Мера
«субъективности» документа различна
в зависимости от того, изучается ли
официальный или сугубо личный документ,
но она всегда присутствует. Особая
проблема возникает здесь и в связи с
тем, что интерпретирует документ –
исследователь, т.е. тоже человек со
своими собственными, присущими ему
индивидуальными психологическими
особенностями. Важнейшую роль при
изучении документа играет, например,
способность к пониманию текста. Проблема
понимания – это особая проблема
психологии, но здесь она включается в
процесс применения методики, следовательно,
не может не приниматься во внимание.

Для
преодоления этого нового вида
«субъективности» (интерпретации
документа исследователем) вводится
особый прием, получивший название
«контент-анализ»
(буквально: «анализ содержания»).
Это особый, более или менее формализованный
метод анализа документа, когда в тексте
выделяются специальные «единицы»,
а затем подсчитывается частота их
употребления. Метод контент-анализа
есть смысл применять только в тех
случаях, когда исследователь имеет дело
с большим массивом информации, так что
приходится анализировать многочисленные
тексты. Практически этот метод применяется
в социальной психологии при исследованиях
в области массовых коммуникаций. Ряд
трудностей не снимается, конечно, и
применением методики контент-анализа;
например, сам процесс выделения единиц
текста, естественно, во многом зависит
и от теоретической позиции исследователя,
и от его личной компетентности, уровня
его творческих возможностей. Как и при
использовании многих других методов в
социальной психологии, здесь причины
успеха или неуспеха зависят от искусства
исследователя.

Опросы
– весьма распространенный прием в
социально-психологических исследованиях,
вызывающий, пожалуй, наибольшее число
нареканий. Обычно критические замечания
выражаются в недоумении по поводу того,
как же можно доверять информации,
полученной из непосредственных ответов
испытуемых, по существу из их самоотчетов.
Среди многочисленных видов опросов
наибольшее распространение получают
в социальной психологии интервью и
анкеты (особенно при исследованиях
больших групп). Опросы бывают устными,
письменными, групповыми (фокус-группы,
групповые дискуссии), индивидуальными
(глубинные интервью, индивидуальные
интервью)

Главные
методологические проблемы, которые
возникают при применении этих методов,
заключаются в конструировании вопросника.
Первое требование здесь – логика
построения его, предусмотрение того,
чтобы вопросник доставлял именно ту
информацию, которая требуется по
гипотезе, и того, чтобы информация эта
была максимально надежной. Существуют
многочисленные правила построения
каждого вопроса, расположения их в
определенном порядке, группировки в
отдельные блоки и т.д. Все это служит
тому, чтобы вопросник не требовал ответов
«в лоб», чтобы содержание его было
понятно автору лишь при условии проведения
определенного замысла, который изложен
не в вопроснике, а в программе исследования,
в гипотезе, построенной исследователем.
Конструирование вопросника – труднейшая
работа, она не может выполняться поспешно,
ибо всякий плохой опросник служит лишь
компрометации метода.

Отдельная
большая проблема – применение интервью,
поскольку здесь имеет место взаимодействие
интервьюера и респондента (т.е. человека,
отвечающего на вопросы), которое само
по себе есть некоторое социально-психологическое
явление. В ходе интервью проявляются
все описываемые в социальной психологии
способы воздействии одного человека
на другого, действуют все законы
восприятия людьми друг друга, нормы их
общения. Каждая из этих характеристик
может влиять на качество информации.
Но нужно иметь в виду, что все эти проблемы
не являются новыми для социальной
психологии, по поводу каждой из них
разработаны определенные «противоядия».

Тесты
не являются специфическим
социально-психологическим методом, они
широко применяются в различных областях
психологии. Когда говорят о применении
тестов в социальной психологии, имеют
в виду чаще всего личностные тесты, реже
– групповые тесты. Но и эта разновидность
тестов, как известно, применяется и в
общепсихологических исследованиях
личности, никакой особой специфики
применения этого метода в
социально-психологическом исследовании
нет.

Как
известно, тест – это особого рода
испытание, в ходе которого испытуемый
выполняет или специально разработанное
задание, или отвечает на вопросы,
отличающиеся от вопросов анкет или
интервью. Вопросы в тестах носят косвенный
характер. Смысл последующей обработки
состоит в том, чтобы при помощи «ключа»
соотнести полученные ответы с определенными
параметрами, например, характеристиками
личности, если речь идет о личностных
тестах.

Самый
главный вопрос, который встает здесь,
– это вопрос о том, насколько значимы
для личности предлагаемые ей задания
и вопросы; в социально-психологическом
исследовании – насколько можно соотнести
с тестовыми измерениями различных
характеристик личности ее деятельность
в группе и т.д. Наиболее распространенной
ошибкой является иллюзия о том, что
стоит провести массовое тестирование
личностей в какой-то группе, как все
проблемы этой группы и личностей, ее
составляющих, станут ясными. В социальной
психологии тесты могут применяться как
подсобное средство исследования. Данные
их обязательно должны сопоставляться
с данными, полученными при помощи других
методов. К тому же применение тестов
носит локальный характер еще и потому,
что они преимущественно касаются лишь
одного раздела социальной психологии
– проблемы личности. Тестов же, имеющих
значение для диагностики группы, не так
много. В качестве примера можно назвать
получивший широкое распространение
социометрический тест.

Эксперимент
выступает в качестве одного из основных
методов исследования в социальной
психологии. Полемика вокруг возможностей
и ограниченностей экспериментального
метода в этой области является одной
из самых острых полемик по методологическим
проблемам в настоящее время. В социальной
психологии различают два основных вида
эксперимента: лабораторный и естественный.
Для обоих видов существуют некоторые
общие правила, выражающие суть метода,
а именно: произвольное введение
экспериментатором независимых переменных
и контроль за ними, а также за изменениями
зависимых переменных. Общим является
также требование выделения контрольной
и экспериментальной групп, чтобы
результаты измерений могли быть сравнимы
с некоторым эталоном. Однако наряду с
этими общими требованиями лабораторный
и естественный эксперименты обладают
своими собственными правилами. Особенно
дискуссионным для социальной психологии
является вопрос о лабораторном
эксперименте.

Описанные
выше методы относятся к методам сбора
данных, к методам анализа данных относятся
так называемые качественные и
количественные методы. Качественными
методами являются методы математической
статистики. Контент – анлиз же, который
мы описали выше, является пограничным
методом и может относится одновременно
как к методу сбора данных так и к методам
качественного анализа данных, аналогичное
положение среди методов занимает и
дискурс-анлиз.

В социальной
психологии выделяются так же методы
воздействия: к ним относятся различного
вида тренинги (поведенческие, коммуникации,
личностного роста; методы работы с
большими группами, а так же моделирование
или проектирование.

studfiles.net

5. Методология социально–психологических исследований.

В современном научном
знании термином «методология» обозначаются
три различных уровня научного подхода.

1. Общая методология
— некоторый общий философский подход,
общий способ познания, принимаемый
исследователем. Общая методология
формулирует некоторые наиболее общие
принципы, которые — осознанно или
неосознанно — применяются в
исследованиях.

2. Частная (или
специальная) методология — совокупность
методологических принципов, применяемых
в данной области знания. Частная
методология есть реализация философских
принципов применительно к специфическому
объекту исследования. Это тоже определенный
способ познания, но способ, адаптированный
для более узкой сферы знания. В социальной
психологии в связи с ее двойственным
происхождением специальная методология
формируется при условии адаптации
методологических принципов как
психологии, так и социологии.

3. Методология — как
совокупность конкретных методических
приемов исследования, что чаще в русском
языке обозначается термином «методика».
Однако в ряде других языков, например
в английском, нет этого термина, и под
методологией сплошь и рядом понимается
методика, а иногда только она.

Суть внедрения
предложенной «иерархии» различных
методологических уровней заключается
именно в том, чтобы не допускать в
социальной психологии сведения всех
методологических проблем только к
третьему значению этого понятия. Главная
мысль заключается в том, что, какие бы
эмпирические или экспериментальные
методики ни применялись, они не могут
рассматриваться изолированно от общей
и специальной методологии. Это значит,
что любой методический прием — анкета,
тест, социометрия — всегда применяется
в определенном «методологическом
ключе», т.е. при условии решения ряда
более принципиальных вопросов
исследования.

Теперь необходимо
уточнить, что же понимается в современной
логике и методологии науки под выражением
«научное исследование». Обычно называют
следующие черты научного исследования:
оно имеет дело с конкретными объектами,
иными словами, с обозримым объемом
эмпирических данных, которые можно
собрать средствами, имеющимися в
распоряжении науки; в нем дифференцированно
решаются эмпирические (выделение фактов,
разработка методов измерения), логические
(выведение одних положений из других,
установление связи между ними) и
теоретические (поиск причин, выявление
принципов, формулирование гипотез или
законов) познавательные задачи; для
него характерно четкое разграничение
между установленными фактами и
гипотетическими предположениями,
поскольку отработаны процедуры проверки
гипотез; его цель — не только объяснение
фактов и процессов, но и предсказание
их. Если кратко суммировать эти
отличительные черты, их можно свести к
трем: получение тщательно собранных
данных, объединение их в принципы,
проверка и использование этих принципов
в предсказаниях.

6. Общая характеристика методов социальной психологии.

Весь набор методов
можно подразделить на две большие
группы: методы исследования и методы
воздействия.

Существует и много
других классификаций методов
социально-психологического исследования.
Например, различают три группы методов:
1) методы эмпирического исследования,
2) методы моделирования, 3)
управленческо-воспитательные методы.

Среди методов сбора
информации нужно назвать: наблюдение,
изучение документов (в частности,
контент-анализ), разного рода опросы
(анкеты, интервью), различного рода тесты
(в том числе наиболее распространенный
социометрический тест), наконец,
эксперимент (как лабораторный, так и
естественный).

Наблюдение
является «старым» методом социальной
психологии и иногда противопоставляется
эксперименту как несовершенный метод.
Главная проблема, которая встает при
применении метода наблюдения, заключается
в том, как обеспечить фиксацию каких-
то определенных классов характеристик,
чтобы «прочтение» протокола наблюдения
было понятно и другому исследователю,
могло быть интерпретировано в терминах
гипотезы. На обыкновенном языке этот
вопрос может быть сформулирован так:
что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?

Изучение документов
имеет большое значение, поскольку при
помощи этого метода возможен анализ
продуктов человеческой деятельности.
Иногда необоснованно противопоставляют
метод изучения документов, например,
методу опросов как метод «объективный»
методу «субъективному». Вряд ли это
противопоставление уместно: ведь и в
документах источником информации
выступает человек, следовательно, все
проблемы, встающие при этом, остаются
в силе. Конечно, мера «субъективности»
документа различна в зависимости от
того, изучается ли официальный или
сугубо личный документ, но она всегда
присутствует. Особая проблема возникает
здесь и в связи с тем, что интерпретирует
документ — исследователь, т.е. тоже
человек со своими собственными, присущими
ему индивидуальными психологическими
особенностями. Важнейшую роль при
изучении документа играет, например,
способность к пониманию текста. Проблема
понимания — это особая проблема
психологии, но здесь она включается в
процесс применения методики, следовательно,
не может не приниматься во внимание.

Опросы
— весьма распространенный прием в
социально-психологических исследованиях,
вызывающий, пожалуй, наибольшее число
нареканий. Обычно критические замечания
выражаются в недоумении по поводу того,
как же можно доверять информации,
полученной из непосредственных ответов
испытуемых, по существу из их самоотчетов.
Обвинения такого рода основаны или на
недоразумении, или на абсолютной
некомпетентности в области проведения
опросов. Среди многочисленных видов
опросов наибольшее распространение
получают в социальной психологии
интервью и анкеты (особенно при
исследованиях больших групп).

Главные методологические
проблемы, которые возникают при применении
этих методов, заключаются в конструировании
вопросника. Первое требование здесь —
логика построения его, предусмотрение
того, чтобы вопросник доставлял именно
ту информацию, которая требуется по
гипотезе, и того, чтобы информация эта
была максимально надежной. Существуют
многочисленные правила построения
каждого вопроса, расположения их в
определенном порядке, группировки в
отдельные блоки и т.д. Все это служит
тому, чтобы вопросник не требовал ответов
«в лоб», чтобы содержание его было
понятно автору лишь при условии проведения
определенного замысла, который изложен
не в вопроснике, а в программе исследования,
в гипотезе, построенной исследователем.
Конструирование вопросника — труднейшая
работа, она не может выполняться поспешно,
ибо всякий плохой опросник служит лишь
компрометации метода.

Отдельная большая
проблема — применение интервью, поскольку
здесь имеет место взаимодействие
интервьюера и респондента, которое само
по себе есть некоторое социально-психологическое
явление. В ходе интервью проявляются
все описываемые в социальной психологии
способы воздействии одного человека
на другого, действуют все законы
восприятия людьми друг друга, нормы их
общения. Каждая из этих характеристик
может влиять на качество информации,
может привносить еще одну разновидность
«субъективности», о которой речь шла
выше. Но нужно иметь в виду, что все эти
проблемы не являются новыми для социальной
психологии, по поводу каждой из них
разработаны определенные «противоядия»,
и задача заключается лишь в том, чтобы
с должной серьезностью относиться к
овладению этими методами. В противовес
распространенному непрофессиональному
взгляду, что опросы — самый «легкий»
для применения метод, можно смело
утверждать, что хороший опрос — это
самый «трудный» метод социально-психологического
исследования.

Тесты
не являются специфическим
социально-психологическим методом, они
широко применяются в различных областях
психологии. Когда говорят о применении
тестов в социальной психологии, имеют
в виду чаще всего личностные тесты, реже
— групповые тесты.

Тест — это особого
рода испытание, в ходе которого испытуемый
выполняет или специально разработанное
задание, или отвечает на вопросы,
отличающиеся от вопросов анкет или
интервью. Вопросы в тестах носят косвенный
характер. Смысл последующей обработки
состоит в том, чтобы при помощи «ключа»
соотнести полученные ответы с определенными
параметрами, например, характеристиками
личности, если речь идет о личностных
тестах.

Самый главный вопрос,
который встает здесь, — это вопрос о
том, насколько значимы для личности
предлагаемые ей задания и вопросы; в
социально-психологическом исследовании
— насколько можно соотнести с тестовыми
измерениями различных характеристик
личности ее деятельность в группе и
т.д. Наиболее распространенной ошибкой
является иллюзия о том, что стоит провести
массовое тестирование личностей в
какой-то группе, как все проблемы этой
группы и личностей, ее составляющих,
станут ясными. В социальной психологии
тесты могут применяться как подсобное
средство исследования. Данные их
обязательно должны сопоставляться с
данными, полученными при помощи других
методов. К тому же применение тестов
носит локальный характер еще и потому,
что они преимущественно касаются лишь
одного раздела социальной психологии
— проблемы личности. Тестов же, имеющих
значение для диагностики группы, не так
много.

Эксперимент
выступает в качестве одного из основных
методов исследования в социальной
психологии. В социальной психологии
различают два основных вида эксперимента:
лабораторный и естественный. Для обоих
видов существуют некоторые общие
правила, выражающие суть метода:
произвольное введение экспериментатором
независимых переменных и контроль за
ними, а также за изменениями зависимых
переменных. Общим является также
требование выделения контрольной и
экспериментальной групп, чтобы результаты
измерений могли быть сравнимы с некоторым
эталоном. Однако лабораторный и
естественный эксперименты обладают
своими собственными правилами. Особенно
дискуссионным для социальной психологии
является вопрос о лабораторном
эксперименте.

studfiles.net

3. Специфика социально — психологического исследования. Общая характеристика методов социальной психологии

Социальная
психология

— это отрасль науки, изучающая закономерности
поведения и деятельности людей,
обусловленные фактом их включения в
социальные группы, а также психологические
характеристики самих психологии:

1. Личность в
обществе: ее положение в коллективе,
межличностные отношения, особенности
общения, изучение личности, ее черты.2.
Социальные группы в обществе:
психологические характеристики групп,
проблемы внутригрупповой динамики,
внутригрупповые отношения, межгрупповые
отношения и т.д3. Социальная психика
(массовидные явления психики): психология
классов, социальных слоев, массовых
настроений; общественное мнение и
психологический климат, массовые
действия и групповые эмоциональные
состояния.

Социально
— психологическое исследование

— вид научного исследования, проводимого
с целью установления в поведении и
деятельности людей психологических
закономерностей, обусловленных фактом
включения в социальные группы, а так же
психологических характеристик самих
этих групп.

Специфика с-п
исследований

1) оно имеет дело с
конкретными объектами, иными словами,
с обозримым объемом эмпирических данных,
которые можно собрать средствами,
имеющимися в распоряжении науки;

2) в нем дифференцированно
решаются эмпирические (выделение фактов,
разработка методов измерения), логические
(выведение одних положений из других,
установление связи между ними) и
теоретические (поиск причин, выявление
принципов, формулирование гипотез или
законов) познавательные задачи;

3) для него характерно
четкое разграничение между установленными
фактами и гипотетическими предположениями,
поскольку отработаны процедуры проверки
гипотез;

4) его цель — не
только объяснение фактов и процессов,
но и предсказание их. Если кратко
суммировать эти отличительные черты,
их можно свести к трем: получение
тщательно собранных данных, объединение
их в принципы, проверка и использование
этих принципов в предсказаниях.

Методы
социальной психологии:

1) наблюдение- это
метод изучения психики человека,
состоящий в описании факта и объяснения
его внутренней сущности. (Характерно —
целенаправленность, четкая схема, четкая
заданность единиц наблюдения, четкая
фиксация результатов восприятия).

Преимущества:
применим как в лабораторных условиях,
так и в естественных.

Недостаток:
присутствие исследователя, который так
или иначе влияет на поведение изучаемых;

2) Эксперимент — активное вмешательство
экспериментатора в деятельность
испытуемого с целью создания условий
в которых выявляется психологический
факт.

— лабораторный
эксперимент протекает в специальных
условиях при использовании специальных
аппаратов. Действие испытуемого
определяется инструкцией.

— естественный
эксперимент протекает в обычных условиях,
испытуемый не догадывается, что над ним
проводят эксперимент.

— формирующий
предполагает целенаправленное воздействие
на испытуемого в целях формирования
каких — либо качеств.

— констатирующий
выявляет факты, закономерности сложившиеся
в ходе развития человека.
3) Тестирование-
стандартизированное, обычно ограниченное
во времени испытание, с помощью которого
измеряется уровень развития или степень
выраженности некоторых психических
свойств личности, групп или общностей.

4) Социометрия — это
метод социальной психологии разработанный
ДЖ. Морено, для количественного выражения
структуры межличностных отношений в
группе исходя из числа и характера
взаимных выборов ее членов по определенному
социометрическому критерию.

5) Опрос — метод
целенаправленного получения информации
о социально- психологических явления
путем заочного или очного общения
практического психолога с опрашиваемым.

А) интервью или
беседа — вербальный непосредственный
опрос, в котором психолог стремится
получить информацию от опрашиваемого
или группы лиц.

Б) анкета — метод,
с помощью которого психолог получает
информацию от респондентов опосредованно
с помощью анкеты, составленной определенным
образом в соответствии с целями
исследования.
Достоинства: они дают
информацию которую невозможно получить
иным образом.
Недостатки: субъективность
полученных данных, которые во многом
основаны на самонаблюдении опрашиваемых.

6) Анализ документов- обработка
информации, представленной в каких —
либо документах.

Достоинства:
отсутствие влияния исследователя на
изучаемый объект, надежность полученных
данных, Недостатки: необходимость
высокого уровня квалификации аналитиков.

Отрасли
соц. Психологии:

этническая психол.- психол. Классов,-
психология религии,- политическая
психол.,- психол. Общения,- психол. семейных
отношений,- конфликтологи,- социальная
психол. Личности,- психол. Управления,-
психол. социального воздействия.

Задачи:

1. Выработка
практических рекомендаций полученных
в ходе прикладных исследований;2. Достраивание
своего собственного здания, как целостной
системы научного знания;

3. Задача
корректных отношений к зарубежной
социальной психологии, ее теоретическим
концепциям, методам и результатам;4. Тщательная
проработка проблемы прикладного
исследования.

studfiles.net

3. Методы исследования, их характеристика

В отечественной психологии выделяют 4
группы методов:

  1. Организационные методы:

  1. Сравнительный
    метод
    –Он
    заключается
    в рассмотрении отдельных механизмов
    поведения и психологических актов в
    процессе развития и в сравнении со
    сходными явлениями у других организмов.
    Наибольшее распространение этот метод,
    называемый «сравнительно-генетический»,
    получил в зоопсихологии и в детской
    психологии. (сопоставление различных
    групп по возрастам, деятельности и
    т.п.)

  2. Лонгитюдный метод– это многократные
    обследования одних и тех же лиц на
    протяжении длительного времени. Цель
    лонгитюдных ис­следований —
    регистрировать соматическое и психическое
    развитие личности

  3. Комплексный метод– в исследовании
    участвуют представители других наук,
    при этом один объект изучают разными
    средствами. Это
    позволяет устанавливать связи и
    зависимости между явлениями разного
    рода, например,
    физиологическим, психическим и социальным
    развитием личности,

  1. Метод
    поперечных срезов

    (или срезовых исследовании) психического
    раз­вития — сопоставление
    различных групп
    людей по возрасту, образованию,
    деятельности и общению. Он состоит
    в том, что заключения об особенностях
    развития делают на основании исследований
    одних и тех же характеристик в
    сравнивае­мых группах людей различного
    возраста, разных уровней развития, с
    различными свойствами личности.

  1. Эмипирические методы:

1.
Наблюдение —

метод,
состоящий в преднамеренном, систематическом,
целенаправленном
и фиксируемом восприятии внешних
проявлений психики.

Виды наблюдения:

— срез (кратковременное
наблюдение),

— лонгитюдинальное
(длинное, иногда в течение ряда лёт),

— выборочное и

— сплошное

— и особый вид ~
включенное
наблюдение (когда наблюдатель становится
членом исследуемой груп­пы).

Общая
процедура наблюдения складывается из
процессов:

1)
определение задачи и цели;

2)
выбор объекта, предмета и ситуации;

3)
выбор способа наблюдения, наименее
влияющего на исследуе­мый объект и
наиболее обеспечивающего сбор необходимой
информа­ции;

4)
выбор способа регистрации наблюдаемого
(как вести записи):

5)
обработка и интерпретация полученной
информации. Наблюдение используется,
в первую очередь, когда требуется
ми­нимальное вмешательство в
естественное поведение, взаимоотноше­ния
людей, когда стремятся получить целостную
картину происходяще­го

Самонаблюдение
(интроспекция)

— наблюдение человеке за собственными
пси­хическими
явлениями. Два вида: непосредственное
либо отсроченное (в воспомина­ниях,
дневниках человек анализирует, что он
думал).

На­учное
наблюдение хотя и соприкасается с
житейским, но отличается от него четкой
целевой установкой. Основное требование
— наличие четкой целевой установки. В
соответствии с целью должен быть
определен план наблюдения, зафиксированный
в схеме. Плановость и система­тичность
наблюдения составляют самую существенную
черту его как научного метода. Всякое
наблюдение носит избирательный, частичный
характер. Основное преимущество метода
объективного наблюдения заклю­чается
в том, что оно позволяет изучать
психические процессы в есте­ственных
условиях. Однако объективное наблюдение,
сохраняя свое значение, по большей части
должно дополняться другими методами
ис­следования. К процедуре наблюдения
предъявляются следующие тре­бования:

2.
Эксперимент (лабораторный, естественный,
формирующий
)

Эксперимент
(главный метод) отличается от наблюдения
активным вмешатель­ством
в ситуацию со стороны исследователя,
осуществляющего планомерное
мани­пулирование некоторыми факторами
и регистрацию соответствующих изменений
в состоянии
и поведении изучаемого.

это
исследовательская деятель­ность в
целях изучения причинно-следственных
связей, которая пред­полагает следующее:


исследователь сам вызывает изучаемое
им явление и активно воздействует на
него;


экспериментатор может варьировать,
изменять условия, при ко­торых протекает
явление;


в эксперименте имеется возможность
неоднократного воспроиз­ведения
результатов:


в результате эксперимент устанавливает
допускающие матема­тическую формулировку
количественные закономерности.

Основная
задача психологического эксперимента
заключается в том, чтобы сделать
допустимыми для объективного внешнего
наблюде­ния существенные особенности
внутреннего психологического процес­са

Лабораторный
эксперимент осуществляется в искусственных
условиях, как пра­вило,
с применением специальной аппаратуры,
со строгим контролем всех влияю­щих
факторов. Испытуемый знает, что проводится
эксперимент, хотя до конца ис­тинного
смысла эксперимента может не знать.
Эксперимент многократно проводится с
большим количеством испытуемых, что
позволяет устанавливать общие
математи-ко-статистические
достоверные закономерности развития
психических явлений

Естественный
эксперимент — психологический эксперимент,
включенный в дея­тельность или общение
незаметно для испытуемого,

Формирующий
(обучающий) эксперимент — метод исследования
и формирова­ния психического процесса,
состояния или качества личности.
Его своеобразие заключается в том, что
он одновременно слу­жит и средством
исследования, и средством формирования
изучаемого явления. Для формирующего
эксперимента характерно активное
вме­шательство исследователя в
изучаемые им психические процессы.

3.
Психодиагностические методы
(тест
и опрос).

Цель
современной психологи­ческой
диагностики заключается в том, чтобы
фиксировать и описывать психологические
различия как между людьми, так и между
группами лю­дей, объединенных по
каким-либо признакам.

В
число диагностируемых признаков в
зависимости от задач иссле­дования
могут входить психологические различия
по возрасту, полу, об­разованию и
культуре, по психическим состоянием,
психофизическим особенностям и т.п.

1) Одним из видов
психодиагностического метода являются
психоло­гические
тесты
.
Английское слово «тест» означает
«проба» или «испыта­ние».
Teст
кратковременное,
одинаковое для всех испытуемых задание,
по результатам
которого определяются наличие и уровень
развития определенных психических
качеств
человека.

Это
краткое, стандартизированное испытание,
не требую­щее, как правило, сложных
технических приспособлений, поддающееся
стандартизации и математической
обработке данных. С помощью тес­тов
стремятся выявить определенный
способности, навыки, умения (или их
отсутствие), наиболее точно охарактеризовать
некоторые качества личности.

Тесты
достижений — одна из методик психодиагностики,
позволяющая выявить уровень
владения испытуемым конкретными
знаниями, умениями, навыками.

Тесты
интеллекта — методика психодиагностики
для выявления умственного потенциала
индивида.

Тесты
креативности — совокупность методик
изучения и оценки творческих особенностей.

Тесты
личностные — методика психодиагностики
для измерения различных сторон
личности индивида.

Тесты
прожективные (проективные) — совокупность
методик для целостного изучения
личности, основанного на психологической
интерпретации, т.е. осознанном или
неосознанном перенесении субъектом
собственных свойств на внешние объекты

2)
К числу наиболее распространенных
средств познания явлений психологии
относятся всевозможные опросы.

Цель
опроса состоит в по­лучении информации
об объективных и субъективных фактах
со слов опрашиваемых.

Виды
опроса: 1) очный опрос – беседа , интервью,
анамнез; 2) заочный опрос – анкеты.

Анамнез
(лат.
по
памяти) — сведения о прошлом изучаемого,
получаемые от него самого
или — при объективном анамнезе — от
хорошо знающих его лиц.

Метод
беседы

— метод,
предусматривающий прямое или косвенное
получение психологической
информации путем речевого общения.
Он является вспомогательным средством
для допол­нительного освещения
изучаемой проблемы. Беседа должна быть
все­гда планово организована в
соответствии с задачами исследования,
но не должна носить шаблонно-стандартный
характер.

Интервью
— метод социальной психологии, заключающийся
в оборе информации, лученной
в виде ответов на поставленные, как
правило, заранее сформулированные,
вопросы. В
стандартизированном интервью формулировки
вопросов и их по­следовательность
определены заранее, они одинаковы для
всех опрашиваемых. Методика
нестандартизированного интервью,
наоборот, ха­рактеризуется полной
гибкостью и варьируется в широких
предела. Ис­следователь, который
руководствуется лишь общим планом
интер­вью, имеет право сам в соответствии
с конкретной ситуацией формули­ровать
вопросы и изменять порядок пунктов
плана.

В
том случае, когда вопросы и ответы
представляются в письменной форме,
имеет место анкетирование.

Анкета
— методическое средство для получения
первичной социально- психологической
информации на основе вербальной
(словесной) коммуникации, представляющее
опросный лист для получения ответов на
заранее составленную систему
вопросов. Анкетирование
(заочный опрос) имеет также свою специфику.
Считается, что к заочному опросу
целесообразнее прибегать в случаях,
когда необходимо выяснить отношение
людей к острым дискуссионным или интимным
вопросам, либо опросить большое число
людей в срав­нительно небольшой срок.

Обычно
рекомендуется сочетание анкетирования
и интервью. так как эта методика, наряду
с охватом большого числа опрашиваемых
в сравнительно короткий срок, позволяет
получить материал для глубоко­го
анализа.

Метод
изучения продуктов деятельности

широко использует­ся в исторической
психологии, в детской психологии.

Разновидностью
методов изучения продуктов деятельности
являет­ся биографический
метод.

Материалом здесь служат письма, дневники,
биографии, продукты творчества, почерки
и т.д.

Во многих случаях в психологических
исследованиях используется не один, а
несколько методов, каждый из которых
дополняет другие, раскрывая новые
стороны психической деятельности.

III
. Методы обработки данных:

количественный
и качественный методы


это анализ материала — включают в себя»
количественный (применение математической
статистики, обра­ботка данных на ЭВМ)
и качественный (дифференциация материала
по группам, анализ) методы.

IV.
Методы коррекции:

аутотренинг,
групповой тренинг, психотерапевтическое
воздействие, обучение.

Современная психология различными
путями оказывает воздейст­вие на
практическую деятельность людей.
Психологическая помощь чаще всего и
эффективнее всего оказывается в ситуации
не только су­ществующего объективно,
но и субъективно переживаемого
неблагопо­лучия. Это переживание
может быть острым и выражаться в глубоком
недовольстве собой, окружающими, жизнью
в целом, а иногда и в стра­дании. В
таких случаях требуется оказание не
только консультативной, но и
психотерапевтической помощи. И здесь
необходимо говорить о коррекционных
методах работы психолога. В настоящее
время психо-коррекционные методы — это
довольно обширный набор приемов,
про­грамм и методов воздействия на
поведение людей, включая аутотренинги,
групповой тренинг.

Зарождение
и внедрение метода аутогенных
тренировок

связы­вают с именем немецкого
психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря
его работам во всех странах аутогенная
тренировка получила широкое рас­пространение
прежде всего как метод лечения и
профилактики различ­ного рода неврозов
и функциональных нарушений в организме.
В даль­нейшем практический опыт
показал, что аутогенная тренировка —
дейст­венное средство психогигиены
и психопрофилактики, а также управле­ния
состоянием человека в экстремальных
условиях. В аутогенных тре­нировках
используются три основные пути воздействия
на состояние нервной системы:

1)
выработка умения полностью расслаблять
мышцы тела;

2)
использование активной роли представлений,
чувственных обра­зов;

3)
регулирующая и программирующая роль
слова, произносимого не только вслух,
но и мысленно.

Комплекс
упражнений, составляющий суть аутогенных
тренировок, и является тем средством,
которое не только способствует росту
ре­зервных способностей человека, но
и постоянно совершенствует дея­тельность
программирующих механизмов мозга.

Под
групповым тренингом

обычно понимают своеобразные формы
обучения знаниям и отдельным умениям
в сфере общения, а также формы
соответствующей их коррекции. Что
касается методов со­циально-
психологического тренинга, то здесь
существует множество классификаций,
но, по сути, все они выделяют две большие,
частично пересекающиеся области —
групповые дискуссии и игры. Метод
группо­вой дискуссии используется в
основном в форме анализа конкретных
ситуаций и в форме группового самоанализа.
Среди игровых методов социально-психологического
тренинга наиболее широкое значение
по­лучил метод ролевых игр.

В настоящее время практика группового
тренинга представляет со­бой бурно
развивающуюся отрасль прикладной
психологии. Социально-психологический
тренинг в нашей стране используется
для подготовки специалистов различного
профиля: руководителей, учителей, врачей,
психологов и т.п. Он применяется для
коррекции динамики супружеских
конфликтов, улучшения отношений между
родителями и детьми и т.п.

Понятие «метод психологического
исследования» может быть употреблено
и в значении специальной методики
решения конкретной психологической
проблемы
.

В этих конкретных методиках реализуются
методологические принципы, общие не
только для данной проблемы, но и для
многих других способов познания. Однако
специфика конкретных методик определяется
прежде всего характером той или иной
задачи, кото­рая решается с их помощью.
Арсенал конкретных психологических
ме­тодик, используемых современной
психологией, чрезвычайно важен.

Формы, которые они принимают, также
весьма разнообразны и опре­деляются
своеобразием определенной области
психологии.

Вместе с тем можно выделить некоторые
общие черты, свойственные большинству
конкретных психологических методик.

Исследование, как правило, распадается
на четыре этапа:

Первый — подготовительный.В ходе
его собираются и изучаются предварительные
сведения об объекте исследования.
Наблюдение ис­пользуется во время
учебных занятий и трудовой деятельности,
в бы­ту, в ходе преднамеренно
организованных бесед. Может применяться
анкетирование, анамнез, т.е. описание
условий, предшествующих возникновению
исследуемого факта.

Второй этап — собственно эксперимент.Реализует конкретную ме­тодику
исследования и, в свою очередь, распадается
на ряд после­довательных экспериментальных
серий.

Третий — количественная обработка
данных исследования.
Он пред­полагает
использование различных статистических
приемов и при­менение основных
положений теории вероятности, которые
дают возможность судить о достоверности
получаемых выводов, подтвер­ждающих
первоначально выдвинутую гипотезу.

Четвертый этап исследования —интерпретация полученных резуль­татов,
их истолкование на основе психологической
теории, оконча­тельное выяснение
правильности или ошибочности гипотезы.

Таким образом, использование конкретных
методик включает в себя многие характерные
черты объективного психологического
исследова­ния. Наблюдение, анализ
продуктов деятельности, беседы, выяснение
анамнестических данных, эксперимент,
математическая обработка его результатов,
выводы и их интерпретация — все это
органически включается в ход исследования.

Научное решение психологических проблем
предполагает умение исследователя в
случае необходимости применять конкретные
ме­тодики.

studfiles.net

2.2. Общая характеристика методов социально-психологического исследования

С точки зрения
Г. Андреевой, весь набор методов,
применяемых в социальной психологии,
можно разделить на две большие группы.

Во-первых,
это
методы сбора социально-психологической
информации.

Во-вторых,
это методы обработки социально-психологической
информации.

Один из
создателей отечественной социальной
психологии Е. Кузьмин придерживался
несколько иной классификации. В его
подходе выделялись три
группы методов
.

Во-первых,
это
методы эмпирического исследования.

Во-вторых,
это методы моделирования.

В-третьих,
это управленческо-воспитательные
методы.

Андреева
возражает Кузьмину, считая, что две
последние группы методов в его подходе
не несут в себе специфики социальной
психологии. В свою очередь, ее взгляды
критикуются А.Свенцицким, считающим,
что большинство методов обработки
информации в социально-психологическом
исследовании, на самом деле вовсе не
содержат никакой социально-психологической
специфики и являются общенаучными.

Мы не будем подробно
рассматривать применяемые в нашей науке
методы. Студенты ознакомятся с ними в
рамках других учебных дисциплин. Например
таких как «Психодиагностика» и
«Экспериментальная психология». Сейчас
мы дадим лишь самую общую характеристику
метода и обозначим те моменты, в применении
которых встречаются определенные
затруднения.

2.2.1. Наблюдение

Данный метод
является одним из самых древних в науке.
Его использовал уже зачинатель социальной
психологии Платон. Однако это не означает,
что возможности данного метода в
социальной психологии полностью
исчерпаны. Особенно если вы работаете
в рамках бихевиорального подхода, когды
вы наблюдаете разные формы открытого
поведения. Вместе с тем, метод несет в
себе ряд крупных недостатков.

Во-первых, нам не
всегда понятно что именно следует
наблюдать. Особенно, если мы впервые
сталкиваемся с данным социальным
объектом.

Во-вторых,
существуют субъективные подходы в
интерпретации наблюдаемого поведения.
Нам, например, в рамках студенческой
педагогической практики, доводилось
работать методом наблюдения в
подготовительной группе одного из
детских садов в городе Ростов-на-Дону.
Это было непростое занятие. Как
интерпретировать наблюдаемое прикосновение
одного малыша к другому? Это сильный
толчек? Или это удар? А, может быть, малыш
просто споткнулся и оперся на близко
пробегавшего партнера?

В-третьих, не всегда
понятно – как заполнить протокол
наблюдения таким образом, чтобы он стал
понятен любому стороннему исследователю.

В-четвертых,
как избавиться от бессознательного
влияния существующих у исследователя
теоретических представлений? Ведь, если
наблюдатель придерживается бихевиоральной
ориентации, он не будет замечать фактов
инсайта, законов транспозиции и
антропоморфизма. Подобные затруднения
преодолеваются с помощью специальных
структурированных методов. Наиболее
широко известен из них подход Р. Бейлса.
Этот исследователь предлагает наблюдателю
заранее приготовить бланк определенной
формы, а затем просто проставлять
оговоренные заранее условные знаки в
соответствующие графы. Бланк Бейлза
выглядит следующим образом.

Выделяемые
области

Поведенческие
проявления

Область позитивных
эмоций

а) солидарность

б) снятие напряжение

в) согласие

Область решения
проблем

г) предложения,
указания

д) мнение

е) ориентация
других

Область постановки
проблем

ж) просьба об
информации

з) просьба
выссказать мнение

и) просьба об
указании

Область негативных
эмоций

к) несогласие

л) создание
напряженности

м) демонстрация
антагонизма

В любых иных
структурированных подходах, предлагаемых
иными авторами, соблюдается все тот же
методологический принцип. Самой главной
проблемой остается проблема выделения
именно той единицы, которую и следует
наблюдать. Иногда приходится выделять
такую единицу для каждого конкретного
случая.Вторая, не менее важная проблема
связана со временем. Как долго должно
длиться действие, чтобы стать единицей
нашего наблюдения? Фактически ответ
находится в субъективных границах
восприятия времени самого наблюдателя.
Известно, что есть люди, субъективное
течение времени которых ускорено, но
есть и такие индивиды, у которых оно
замедленно.

Сегодня
известны попытки преодоления указанных
недостатков наблюдения с помощью
привлечения технических средств:
диктофон, видеокамера. Мы сначала все
фиксируем, а затем передаем полученный
материал независимым экспертам. Но
тогда мы получаем проблему оператора,
поскольку поле зрения камеры много
меньше поля зрения человека. А успеть
все заснять оператор часто просто не
успевает. Кроме того, существует
эмоциональная аура наблюдаемого события,
а передать ее техническими средствами
не всегда возможно.

Вариантом наблюдения
является встроенное наблюдение.
Осуществляется оно следующим образом.
Социальный психолог, вариант – социолог,
становится членом наблюдаемой группы
и фиксирует происходящие в ней события.
Пик популярности этого метода в
отечественной психологии приходится
на 1920-ые и 1960-ые годы. Метод обладает и
плюсами и минусами. Порою трудно понять,
чего из них больше. С одной стороны, нам
становятся доподлинные мотивы, цели,
намерения группы. Но ведь мгновенная
фиксация наблюдаемого практически
невозможна!! Если психолог в разгар
события достает бланк и начинает в нем
что-то фиксировать, то он сразу начинает
выпадать из группы. Да и остальные
индивиды тоже начинают иначе вести
себя. Кроме того, в ряде случаев, в
российских группах, наблюдателя могут
посчитать элементарным доносчиком и
применить к нему свои «народные методы
воздействия». Поэтому большинство
проведенных встроенных наблюдений
осуществлялось с отсроченной фиксацией
наблюдаемого, когда исследователь
заполнял свои бланки и дневник спустя
несколько часов после совершившегося
события. Понятно, что искажения в этом
случае неизбежны.

Вместе с тем, именно
методом встроенного наблюдения советские
социальные психологи зафиксировали
феномен слияния индивида со своей
социальной функцией. Особенно это
характерно, увы, для лиц гуманитарных
профессий: учителей, врачей, а также –
менеджеров и милиционеров. Например, в
одном из встроенных наблюдений ученый
работал кондуктором в трамвае. Перемещаясь
в салоне он проверял у пассажиров наличие
билетов и вдруг услышал от одной из
пассажирок: «А я сегодня еду без билета!».
Психолог-кондуктор возмутился: «А
почему?». И только потом понял, что перед
ним его собственная жена. Функция
«обилечивания» подавила у ученого самые
близкие межличностные связи.

studfiles.net

Общая характеристика методов психологического исследования — Мегаобучалка

Психология как наука имеет определённые предмет и методы изучения психических явлений. Знание методов и умения с их помощью изучать возрастные и индивидуальные особенности психического развития личности — путь к более глубокому познанию психологических особенностей личности и использования этих знаний в практической деятельности.

Метод— способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае — способ познания психических явлений. Метод есть способ, орудие, которое способствует разъяснению теоретических и практических проблем. Этот термин используется и для обозначения приема или системы приемов, применяемых в определенной деятельности.

Методами психологических исследований называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей. В психологии выделяют четыре группы методов:

1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Устный опрос. Письменный опрос. Свободный опрос. Стандартизированный опрос. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы.В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы. Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.

— Подготовительный этап – на этом этапе собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.

— Собственно исследование – на втором этапе с использованием конкретных методик получают данные, которые зависят от поставленной задачи. Для сбора психологических фактов применяется, как правило, несколько методов в их сочетании.

— Обработка полученных данных – на этом этапе проводится количественный и качественный анализ полученных данных, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности. Обработка материала включает следующие стадии: – первичный анализ – анализ каждого отдельно зафиксированного факта; – первичный синтез – установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой; – сравнительный (вторичный) анализ – выделение фактов, которые устойчиво повторяются; – вторичный синтез – объединение фактов, сопоставление их с гипотезой и установление существенных закономерностей. Интерпретация результатов. На этом этапе дается объяснение полученных данных на основе той или иной психологической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.

 

megaobuchalka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о