Общая культура личности – Культура личности это что такое Культура личности: определение — Педагогика.НЭС

1. Общая культура — условие профессионализма педагога

Лекция
5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
КУЛЬТУРА
ЛИЧНОСТИ

1.
Общая
культура — условие профессионализма
педагога

2.
Научная
эрудиция, ценностные ориентации как
компонен­ты педагогической культуры

3. Этика
и эстетика педагогического труда

4.
Педагогическое
творчество и мастерство

Главной предпосылкой
успешного выполнения педагогом его
профессиональных функций — обучения,
образования и воспита­ния — является
личная (индивидуальная) педагогическая
культура.

Современные
исследователи (В.Л.Бенин, Е. В. Бондаревская,
К. М.Левитан, Н.В.Седова и др.) рассматривают
педагогиче­скую культуру человека
как интеграцию, синтез природных и
при­обретенных личностных свойств,
обеспечивающих высокий уро­вень
деятельности учителя, воспитателя,
работника досуговой сферы — вообще
педагога в широком смысле слова.

Заметим, что в
названии этой главы ключевое понятие
— «куль­тура». Его истолкование даст
нам возможность уяснить содержа­ние
и специфику одного из видов культуры,
который является предметом наших
размышлений. Среди множества определений
культуры наиболее удачными в данном
контексте представляют­ся те из них,
которые трактуют это системное социальное
явле­ние и как фонд ценностей, созданных
людьми, и как способ творческого освоения
мира, реализации сущностных сил инди­вида,
социальной группы. Таким образом,
культура выступает средоточием
духовности, энергии созидания, высшим
критери­ем достижении в различных
областях жизнедеятельности.

Следует различать
культуру социума (совокупный продукт
цивилизации) и культуру отдельного
человека, которая имеет пер сонифицированный
характер и является достоянием того
или иного конкретного члена общества.
Социологи полагают (и с этим нельзя не
согласиться), что культурный уровень
личности определяете прежде всего мерой
присвоения общечеловеческих ценностей
через призму собственной индивидуальности,
в процессе само развития и
самосовершенствования.

Общая культура
педагога служит точкой отсчета его
квалификации и профессионального роста.
Зададимся вопросом: «Можно ли доверить
столь тонкое, ответственное, значимое
дело, как обучение и воспитание, человеку
с ограниченным кругозором, бедностью
эмоционального опыта, догматическим
мышлением, вредными привычками?»
Отрицательный ответ очевиден. Ибо в
сфер’ педагогического общения именно
человеческие качества учите ля,
воспитателя выступают на первый план,
становятся источником духовного
становления или предметом подражания
дурном; примеру.

Поскольку носителем
культуры, в том числе и определенны
педагогических качеств, выступает
конкретная личность с особым
мировосприятием, складом характера,
творческим потенциалом, эти качества
приобретают индивидуальную окраску,
что само по себе может дать дополнительный
импульс для позитивного влияния на
воспитанников. Уместно также вспомнить
не однократно высказанную классиками
педагогики мысль о безус­ловном
приоритете учителя, воспитателя, его
личного примера в системе средств
педагогического воздействия. В. А.
Сухомлинский писал, что ничто так не
удивляет, не увлекает подростков, ничто
с такой силой не пробуждает желания
стать лучше, как умный, интеллектуально
богатый и щедрый человек. Ум воспитывается
умом, совесть ~ совестью, преданность
Родине — действенным служением Родине.

Что
же входит в содержание общей
культуры педагога*!
Это
пре: де всего его жизненные установки
(то, что А. С. Макаренко называл
перспективными линиями) и приоритеты
общечеловеческих ценностей — Истины,
Любви, Добра, Красоты, Свободы и т.
Культурным мы называем человека с
широким спектром духовных и физических
потребностей — в труде, познании,
искусств: спорте, общении с природой;
обладающего достаточным научным,
политическим, художественным кругозором;
соблюдающего общепринятые нормы
поведения в обществе, производствен
ной, бытовой обстановке.

Ядром
общей культуры личности являются
образованность воспитанность в их
гармоническом единстве. Если основу
образованности составляет накопленный
человеком фонд теоретических
и
конкретных знаний, дающих возможность
представить целост­ную картину мира,
то сущность воспитанности заключается
в гу­манном отношении к окружающим,
в культуре труда, поведения и быта. Вот
как писал об этом А. П. Чехов брату
Николаю, худож­нику по профессии:

«Воспитанные
люди… уважают человеческую личность,
а по-i
тому всегда снисходительны, мягки,
вежливы, уступчивы… Не лгут они даже в
пустяках. Ложь оскорбительна для
слушателя и опошляет его в глазах
говорящего… Они не могут уснуть в
одеж­де… дышать дрянным воздухом,
шагать по оплеванному полу… Чтобы
воспитаться… нужны беспрерывный дневной
и ночной труд, вечное чтение, штудировка,
воля… Тут дорог каждый час…».

Показателем общего
развития педагога является уровень его
познавательных процессов: мышления,
внимания, восприятия, памяти, воображения.
Результативность профессиональной
пе­дагогической деятельности во
многом определяется также сте­пенью
развитости эмоционально-волевой сферы,
богатством и «дисциплиной» чувств, т.
е. умением сдерживать себя, не подда­ваться
настроению, прислушиваться к голосу
разума. Человеку, обладающему эмоциональной
культурой, присущи душевная чут­кость,
эмпатия, что часто бывает необходимо в
различных учеб­но-воспитательных
ситуациях. Специальные исследования и
прак­тика свидетельствуют о важном
значении особенностей характера
педагога. Такие качества, как энергичность,
общительность, са­мостоятельность,
оптимизм, чувство юмора, способствуют
успеш­ному решению дидактических и
воспитательных задач. Напротив, апатия,
замкнутость, склонность к негативному
восприятию жиз­ни — предпосылки
профнепригодности педагогического
работ­ника.

Одно из ведущих
мест в общем развитии личности педагога
занимает его моральный облик, определяющий
избирательность отношений человека с
окружающим миром на основе критериев
добра и зла. История культуры знает
немало попыток в лаконич­ной форме
определить «золотое правило» морали
(нравственно­сти). К. А. Гельвеции
соотносил его с любовью к людям и истине;
Л. Бетховен — с добротой; Л. Н. Толстой
— с желанием человека как можно больше
давать другим.

В «Маленьком
принце» А. Сент-Экзюпери в аллегорической
форме раскрыл нравственную силу
«приручения», духовной общ­ности
воспитателя и воспитанника и ответственности
за это «при­ручение».

Нетрудно заметить,
что во всех приведенных мнениях о
сущ­ности нравственности звучит мысль
о служении людям, гуман­ности, заботе
о благе ближнего. Такая позиция полностью
согласуется с целевой установкой
педагогической деятельности, на­правленной
на поддержку, развитие, совершенствование
чело­века.

Подлинно культурную
личность нельзя себе представить
«сред­нестатистической единицей»,
находящейся в состоянии покоя. Овладение
культурой предполагает поступательное
движение, мо­билизацию внутренних
духовных ресурсов и прежде всего —
об­щетворческих способностей и умений
— интеллектуальных, ху­дожественных,
технических, социальных (организаторских,
уп­равленческих) и других. Известно,
что нет учения без увлечения, как,
впрочем, и воспитания без субъектной
позиции воспитан­ника. Чтобы увлечь
детей и взрослых интересным полезным
де­лом, педагог должен обладать яркой
индивидуальностью, разви­вать свои
таланты и дарования в различных областях
жизнедея­тельности.

Примеры
целенаправленной реализации в
профессиональ­ной работе общенаучного
кругозора, широты духовных запро­сов,
творческих способностей дают известные
педагоги-масте­ра. Еще в молодые годы
А. С. Макаренко, будучи студентом
Полтавского учительского института, а
затем преподавателем, инспектором,
заведующим колонией несовершеннолетних
пра­вонарушителей, изучал труды из
различных областей естествен­ных и
гуманитарных наук, увлекался отечественной
и западно­европейской классической
литературой. Об этом, в частности,
свидетельствует его «Заявление в
Центральный институт орга­низаторов
народного просвещения» (1922 г.). Вот
некоторые вы­держки из этого документа,
в котором дается объективная само­оценка
автора:

«Прошу зачислить
меня студентом на основное отделение
ин­ститута. К сожалению, я не хочу
подвергать себя риску коллокви­ума.
Я не знаю, в чем он будет состоять. Для
того, чтобы комиссия имела представление
о моей подготовке, посылаю краткое
изло­жение «Вместо коллоквиума».
Математикой никогда особенно не
интересовался. Астрономию знаю хорошо.
Солидные знания имею по общей биологии.
Химию практически не знаю, но читал
Мен­делеева, Морозова, Рамзая.
Интересуюсь радиоактивностью. Гео­графию
знаю прекрасно. История — мой любимый
предмет. Почти на память знаю Ключевского
и Покровского, несколько раз про­читывал
Соловьева. Читал все, что имеется на
русском языке по психологии…

Люблю изящную
литературу. Более всего почитаю Шекспира,
Пушкина, Достоевского, Гамсуна. Чувствую
огромную силу Тол­стого, но не могу
терпеть Диккенса. Я думаю, что обладаю
спо­собностями (небольшими) литературного
критика» [2, с. 400— 401].

Впоследствии А.
С. Макаренко благодаря глубокому знанию
психологии, этики, эстетики, художественной
литературы разра­ботал
психолого-педагогические, этические и
эстетические осно­вы воспитания в
детском коллективе и семье.

В трудах В. А.
Сухомлинского мы находим многочисленные
эк­скурсы в разные сферы гуманитарного
и естественно-научного знания, истории
философии, культуры, искусства, что
позво­лило автору исследовать
педагогические проблемы в широком
контексте мировой общественной мысли.
Главным источником информации для него
были книги. В музее-квартире В. А.
Сухом­линского (село Павлыш, южная
Украина) хранится богатейшая библиотека,
включающая энциклопедические издания
по разным отраслям науки, труды по
философии, педагогике, психологии,
искусству.

Современный
педагог-новатор, учитель физики и
математи­ки В. Ф. Шаталов широко
использует на уроках культурологиче­ский
материал, показывая школьникам единство
научного и ху­дожественного познания.
В одной из его книг приводится такой
пример:

«Компактные,
необычные опорные сигналы, вызывая
живой интерес учащихся, побуждают их к
активному труду, к поиску… В одном из
разделов физики X
класса есть такой опорный сиг­нал:
гостиница «Донбасс». Он связан с
понятием «звуковой резо­нанс».
Во всех учебниках отмечается, что в
Колонном зале Дома Союзов — одном из
лучших акустических залов мира — время
затухания звука до неслышимого предела
— 4 секунды. В этой своей характеристике
он уступает только знаменитым «Гранд
Опера» и «Ла Скала». Но вот
оказывается, что в вестибюле гос­тиницы
«Донбасс» в г. Донецке время
реверберации — так назы­вают затухание
звука — более 7 секунд! Это, правда, не
зал, и архитекторы вовсе не задавались
целью создавать такое акусти­ческое
чудо, но сколько живого интереса вызывает
у учащихся сообщение о нем во время
урока. Такие сигналы, равно как и
интригующие фразы из книг, — это призывы
к действию, кото­рые порождают цепную
реакцию активности со стороны самих
учащихся» [3, с. 157, 158].

Глубокое знание
законов восприятия, ассоциативного
мышле­ния позволило автору разработать
и внедрить в практику препода­вания
новые технологии, связанные с «опорными
сигналами». Тем самым В. Ф. Шаталов
обогатил дидактические принципы
нагляд­ности и доступности обучения.

Таким образом,
педагогическая культура личности не
рожда­ется в вакууме, вне общего
развития субъекта деятельности, а
вырастает из общей культуры, являясь
ее своеобразным продол­жением и
надстройкой.

studfiles.net

Культура личности — это… Что такое Культура личности?



Культура личности
1) уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; 2) совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по поводу функционирования и развития демократических институтов; компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (понимание различий между представителями различных культур, языков и религий, уважительное отношение к чужим традициям, верованиям) и т. п. К. л. формируется в процессе воспитания и обучения, под влиянием соц. среды и личной потребности в постоянном развитии и совершенствовании.

Педагогический словарь. — М.: Академия.
Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров.
2005.

  • Культура личности информационная
  • Культура массовая

Смотреть что такое «Культура личности» в других словарях:

  • Культура личности — совокупность компетенций: политических и социальных, связанных со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в совместном принятии решений по… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ИНФОРМАЦИОННАЯ — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • Культура личности информационная — свод правил поведения человека в информационном обществе, способы и нормы общения с системами искусственного интеллекта, ведения диалога в человеко машинных системах «гибридного интеллекта», пользование средствами телематики, глобальными и… …   Педагогический словарь

  • Правовая культура личности — свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. Правовая культура …   Элементарные начала общей теории права

  • Базисная культура личности — (гр. – основание) – это фундаментальные свойства, качества личности, позволяющие индивиду развиваться гармонично и в согласии с той культурой, в которой он живет, не вступая с ней в противоречие, а внося посильный вклад в ее развитие. Базисная… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Правовая культура личности — знание законодательства (интеллектуальный срез), убежденность в его необходимости и социальной полезности (эмоционально психологический срез) и умение пользоваться правом (поведенческий срез). Правовая культура личности характеризует уровень ее… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • физическая культура личности — asmens kūno kultūra statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Sveikata, fizinis pajėgumas ir kūno gražumas, valdomi intelekto ir valios, įprasminami doriniais tikslais. atitikmenys: angl. personal physical culture vok. persönliche… …   Sporto terminų žodynas

  • НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него об ва. Под воздействием… …   Словарь по этике

  • ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ — совокупность духовно практических способностей, позволяющая ей выстраивать цивилизованные, отвечающие морально правовым критериям отношения с другими индивидами, структурами гражданского общества и государственными институтами. Правовая… …   Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ — совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают …   Словарь по этике

Книги

  • Речевая культура личности. Практикум, Гончарова Татьяна Васильевна, Плеханова Людмила Петровна. Практикум включает разделы: Нормы современного русского языка и культура языковой личности, Словари и культура языковой личности, Речевой этикет как неотъемлемая часть культуры языковой… Подробнее  Купить за 481 грн (только Украина)
  • Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Организационная культура личности, Кузьменко Галина Анатольевна, Эссеббар Кайс М`хаммедович. В программе представлен материал, позволяющий учащимся 7-х классов создать общее представление о психологии личности юного спортсмена в контексте требований спортивной деятельности. Курс… Подробнее  Купить за 439 руб
  • Физическая культура и оптимизация процесса спортивной подготовки. Организационная культура личности, Кузьменко Галина Анатольевна, Эссеббар Кайс М`хаммедович. В программе представлен материал, позволяющий учащимся 7-х классов создать общее представление о психологии личности юного спортсмена в контексте требований спортивной деятельности.… Подробнее  Купить за 392 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «Культура личности» >>

pedagogical.academic.ru

Общая и профессиональная культура личности.

Если общая культура личности отражает широту овладения ценностным содержанием духовной и материальной культуры, степень приобщения личности к созданию их ценностей, готовность и способность к их продуцированию, то профессиональная культура личности по существу отражает проявление общей культуры в специфических условиях профессиональной деятельности. Физическая культура выступает как составная часть общей и профессиональной культуры студента, как важнейшая качественная динамичная характеристика его личностного развития, как фундаментальная ценность, определяющая начало его социокультурного бытия, способ и меру реализации сущностных сил и способностей. Индивидуальная физическая культура является результатом личностного осмысления, выработки представлений, отношений, убеждений, «программ поведения». В ней интегри- руются структура самосознания, аспекты саморегуляции, самопознания, самоотношения. На этой основе формируется Я-концепция личности, обеспечивается ее устойчивое адаптивное культурной поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства, качества, ориентации личности, которые позволяют ей развиваться в гармонии с культурой общества, достигать гармонии знаний и творческого действия, чувств и общения, физического и духовного, разрешать противоречия между природой и производством, трудом и отдыхом, физическим и духовным. Достижение личностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт.

Таким образом, феномен физической культуры личности студента позволяет представить ее как интегральное качество личности, как условие и предпосылку эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель личностного саморазвития и самосовершенствования.

При такой цели содержание образовательного процесса не может замыкаться на непосредственных образцах освоения природных сил студентов, а должно быть направлено на освоение, воспроизводство и приумноженное творческое распространение достижений и ценностей отечественной и мировой культуры физической. Гуманитарная направленность образования в области физической культуры подчеркивает огромную роль образованности личности, ее самоценность. Лишь при этом она может достигать такого состояния, при котором становятся возможными и необходимыми социальные и индивидуальные процессы с самоосновой и саморегуляцией, отражающие наиболее действенные и долговременные результаты образования, а не «сиюминутные».

В процессе формирования физической культуры личности представлены социокультурные, общепедагогические и личностные творческие противоречия, разрешение которых выступает источником ее самодвижения и развития. Социокультурные противоречия фиксируют несоответствие между состоянием культуры общества, условиями социокультурной среды и функционированием физической культуры. Разрешение общепедагогических и личностно-творческих противоречий объясняет природу и механизмы творческой самореализации личности студента, направленные на самоопределение в физической культуре, рефлексивные, личностные формы ее освоения, на развитие личностного культурного пространства.

students-library.com

4.5. Базовая культура личности и пути ее воспитания

Педагогика (а она по природе своей наука
философская) всегда стремилась к
моделированию идеального — мира,
человека, государства, семьи, школы,
учителя. Этому отдали дань Платон, Т.
Мор, Т Кампанелла, Я. А. Коменский, Ж.-Ж.
Рус­со, И. И. Бецкой, Н. Г. Чернышевский,
Л. Н.Толстой, В. А. Сухомлинский.

94

Современная педагогическая
мысль уже приняла как данность, что не
мо­жет быть общего для всех людей и
народов идеала воспитания. Но некоторая
определенность все-таки существует:
безусловно значимыми характеристика­ми
являются нравственные ценности, здоровье,
ум, умелость и успешность. Именно эти
характеристики складываются в процессе
освоения культуры, цен­ностей и норм
общества и определяются понятием базовая
культура личности.
Ее
можно представить как систему нескольких
значимых направлений:

□ нравственная культура,

□ физическая культура,

□ познавательная культура,

□ культура труда и экономическая
культура,

□ гражданская и правовая культура,

□ эстетическая культура,

□ политическая культура,

□ культура общения,

□ культура семейных отношений,

□ культура жизненного самоопределения.

Современное воспитание ориентируется
на все направления базовой куль­туры
личности. Такая «разносторонность»
воспитания определяется лично­стным
потенциалом воспитанников, интегральным
запасом их жизненной энергии, физических
возможностей, задатков, способностей,
определяющих активность в различных
областях.

Понимая человека как универсальное
существо, современная философия и
психология подчеркивают феномен
предназначенности конкретного человека,
разную степень проявления отдельных
характеристик его личностного потен­циала.
Поэтому воспитание должно не только
создать условия для развития фи­зического,
познавательного, нравственного,
коммуникативного, творческого потенциалов
личности ребенка, но и помочь ему
самоопределиться в жизни с учетом своих
индивидуальных возможностей, найти
смысл своей жизни.

Воспитание не может «внедрить» в сознание
и поведение человека опреде­ленный
смысл жизни. Смысл жизни обретается
взрослеющей и развивающей­ся личностью
в собственных усилиях поиска гармонии
между миром и самим собой. Воспитание
помогает организовать, пережить, осознать
и оценить эти усилия ребенка.

Известный психолог и психиатр
В. Франкл описал условную классифика­цию
ценностей, ориентируясь на которые
человек осуществляет поиск и обре­тение
смысла своей жизни43.
Воспитателю весьма полезно обратиться
к этой системе ценностей:

ценности
созидания,
которые
реализуются в продуктивных творческих
ак­тах: познания и труда, преобразования
собственного опыта, веществ при­роды
и материального мира;

ценности
переживания,
которые
реализуются в переживаниях красоты
природы, искусства, человеческой
деятельности;

————

41Франкл
В.
Человек
в поисках смысла. М., 1990.

95

ценности
общения
реализуются
в человеческих отношениях — сочувствия,
доброты, справедливости, дружбы, любви;

ценности
преодоления
жизненных
ситуаций и изменение своего отноше­ния
к ним; эти ценности связаны с усилиями
самого человека в поисках смысла жизни
и с ответственностью за свои действия.
Их содержание концентрируется, как
считал В. Франкл, в трех основных
отношениях: смирения, покаяния и
достоинства.

Воспитание своими педагогическими
способами эту смыслообразующую систему
ценностей личности делает реальностью:

□ организуется разнообразная, активная
деятельность, общение детей и взрослых;

□ создается насыщенная образцами
достойного поведения социальная
микросреда (ближайшее социальное
окружение), в которой живет и дей­ствует
ребенок;

□ обеспечивается выражение воспитанниками
своих эмоционально-ценно­стных
отношений к различным явлениям, событиям,
поступкам людей;

□ моделируются ситуации, рождающие у
воспитанников опыт поиска смысла жизни.

Так воспитание обеспечивает
действие механизма интериоризации
ценнос­тей.
Механизм
интериоризации ценностей обоснован в
психологии Л. С. Вы­готским и А. Н.
Леонтьевым. Его действие состоит в том,
что личностные
особенности формируются у ребенка извне
вовнутрь
в определенной
последова­тельности:

1) наблюдение образцов поведения;

2) попытки их заимствовать и воспроизвести
в собственной деятельности и общении;

3) последующее систематическое и привычное
их использование по отно­шению к
другим людям;

4) преобразование исходных наблюдаемых
и принятых образцов во внут­ренние
личностные особенности.

При несомненной важности всех компонентов
базовой культуры личности, они не
равнозначны: нравственная культура
доминирует.

Воспитание нравственной культуры
направлено на воспитание у ребенка
от­ношения к жизни и к человеку как к
безусловным ценностям. Содержание этой

Рис. Б. Базовая культура личности 96

96

ценности включает, с одной стороны,
принятие единства человека и мира
при­роды, а с другой стороны, постижение
ценностей духовной жизни человека.

Передать ребенку такую
сложную ценностную интерпретацию в
готовом виде невозможно. Она будет
присвоена им как составляющая его
личностной культуры лишь в результате
педагогически организованного
«проживания» воспитательных (и реальных
жизненных) ситуаций, где проявление
этих цен­ностей будет иметь для него
личностный смысл. В. А. Сухомлинский
писал: «Искусство воспитания заключается
в том, чтобы человек, которого мы
вос­питываем, очеловечивал мир вещей,
окружающих его, через отношения к ве­щам
учился правильно, по-человечески
относиться к людям. Ребенок должен
„одухотворять” вещи, которые входят
в его жизнь, должен чувствовать в них
человеческое — разум, мудрость, любовь
к людям»44.

Воспитание нравственной культуры
ребенка строится с учетом двух «векто­ров»
нравственного потенциала его личности:
потребности в персонализации и потребности
в самореализации.

Для удовлетворения потребности
в персонализации
и
ее культурного «осна­щения» воспитание
должно организовать нравственный опыт
общения с ро­весниками, старшими и
младшими (культура общения, культура
поведения, культура семейных отношений).

Потребность в самореализации с
помощью воспитания должна приобрести
черты реальной работы над собой.
Воспитание дает ребенку опыт
контролиро­вания своей жизни по
принципу «стремись быть лучше, но не
лучше других». В такой позиции заложен
серьезный нравственный выбор. Принять
его сразу, без осмысления различных
жизненных позиций людей, долга перед
людьми и своих индивидуальных форм
поведения, ребенок не может. Воспитание
при­звано обеспечить доступные ему
нравственные поиски.

Воспитание физической культуры
личности обязательно предполагает
при­нятие ею здоровья как жизненной
ценности. На этой основе складывается
куль­тура здорового образа жизни,
культура тела, культура сексуальных
отношений, где доминируют нравственные
регуляторы отношений.

Воспитание культуры труда, центрированное
на нравственных ценностях, будет
культивировать не ценность веши,
продукта, денег, а ценности творче­ства,
преодоления жизненных трудностей,
служения свои трудом людям. Тру­довая
деятельность, организуемая воспитателем
как ценность нравственной культуры,
становится не только содержательной,
интересной, требующей на­пряжения
сил, воли, способностей, но и вызывает
активность, побуждает к самоорганизации,
строится на условиях выбора и
ответственности.

Воспитание познавательной культуры
предполагает не только развитие
по­знавательных возможностей личности
и приобретение определенного объема
необходимой информации, но и освоение
способов проблемного мышления. Именно
проблемное мышление позволяет человеку
осознавать пользу и зна­чение
нравственных ценностей, оценивать их
и осуществлять поиск смысла жизни.

——————

44Сухомлинский
В. А.
Разговор
с молодым директором школы // Избранные
педагогические со­чинения. В З т. Т.
3. М., 1981. С. 133.

97

Воспитание
гражданской культуры
невозможно
осуществить без приорите­та
патриотического воспитания, воспитания
ценностного отношения к своей Родине,
ее культуре, языку, традициям, осознания
своей ответственности за ее судьбу.

Воспитание
эстетической культуры
личности
обеспечивает возможности удовлетворения
ее художественных и эстетических
потребностей. Но сама мера прекрасного,
границы прекрасного и безобразного
осознаются человеком в зависимости от
его нравственной культуры.

Таким образом,
ценности базовой культуры личности
воспитываются не обособленно друг от
друга, а всегда интегрированно.
Нравственное начало — основа любой
деятельности ребенка и его общения.

Доминантные
направления базовой культуры личности
специально долж­ны выделяться и
осмысляться лишь как модель педагогического
проектирова­ния воспитателя. Реальная
воспитательная ситуация всегда обращена
ко всем сторонам базовой культуры
личности ребенка, он всегда одновременно
позна­ет мир, взаимодействует с ним,
оценивает его.

Ценности
базовой культуры личности переживаются
ребенком
как ценно­стные отношения и проявляются
только тогда, когда воспитанием обеспечены
их когнитивная
составляющая
(знания, представления) и поведенческая
(опыт
действий, умения, поведенческие навыки).
Свидетельством овладения лично­стью
базовыми ценностями культуры в любом
из направлений будет способ­ность
осознан но строить свое поведение в
контексте трех нравственных импе­ративов;
«можно», «нельзя», «надо».

studfiles.net

Понятие культуры личности — Отрасли психологии


Культура личности — это важен аспект понимания культуры. Это уровень воспитанности и образованности человека, овладения избранной сферой знаний или деятельности. Понятие «культура» фиксирует качеству человека, способ ее поведения, отношения ЕЕ к другим людям. Культура личности как целостное образование определяется глубиной, широтой и мерой усвоения ею общечеловеческого достояния материальной и духовной культуры. Личность является и творением культуры, и ее творцом в то же время. Через освоение культуры формируется духовный мир личности и ее основные духовные ценности: воля, чувство, ум, вера. Все ценности мира чего-то достойны для человека, если улучшают ее жизнь, развивают ее индивидуальность, способную не только потреблять достояние предыдущих поколений, но и творить новые материальные и духовные ценности. Создавая ценности, человек творит себя, «окультуривает» свои сущностные силы, развивает индивидуальность, а следовательно и формируется как личность. Культуру личности можно мыслить как диалектическая связь нескольких понять: индивид, индивидуальность, лицо, личность.


Индивид — это биологическое существо, которое родилось. Индивид выступает как единство биологического и социального, как продукт биосоциогенезу, как целостная система. В обществе человек становится общественным индивидом, а ее жизнедеятельность — социальной жизнедеятельностью. Процесс реализации ее жизни осуществляется в обществе, индивидуальная деятельность индивида появляется как общественная, потому что индивид удерживает в себе определенные общие черты, свойственные другим индивидам, обществу в целом.


Индивидуальность характеризуется неповторимыми физиологичными и психологическими качествами, которые отличают одного человека от другой. Это уникальное воплощение общего в человеке, в ее телесных и духовных особенностях, характере и деятельности. Индивидуальность формируется и самореализуется во взаимоотношениях с другими людьми, потому что миром ее бытия и становления как личности являются обществом.


Лицо как понятие используется для обозначения человека, участника общественных отношений и сознательной деятельности. Оно тотожне сроку «личность». Личность — это система социально значимых свойств, качеств и черт, которые характеризуют индивида как продукт общественного развития. Человек в процессе своей жизни усваивает богатство социального опыта и включается в общественную жизнь, исходя из возможностей, что их предоставляет ей общество, а также из собственных возможностей и активности. Общественное в человеке всегда оказывается через индивидуальное. Чем лучше человек познает окружающий мир, тем более яркие ее индивидуальные качества.


Культура личности — это ценностное достояние человека, созданное в процессе ее социализации. Личность формируется в процессе социализации (начиная от культуры общения в симт, в коллективе, культуры профессиональной деятельности, политической культуры, национальной культуры) и является продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия. Понятием культуры фиксируются качества человека, способ ее поведения, отношения к другим людям, к деятельности. Например, в производственной сфере — «ответственный, подготовленный, организований специалист»; в быту — «хороший семьянин и хозяин»; в искусстве — «талантливый художник». Человек живет в культуре, создает ее и пользуется ею, сама является культурным существом.


Нередко случается, что личность своими практическими действиями разрушает культурные ценности, пренебрегает общепринятыми нормами культуры общения, забывает о морали, чести, человеческом достоинстве. О таком человеке говорят как об анти-культурном существе.


soulsick.ru

25 Культура и личность

Культура
и личность взаимосвязаны друг сдругом.
С одной стороны, культура формирует тот
или иной тип личности, с другой — личность
воссоздает, изменяет, открывает новое
в культуре.

Личность 
это движ. сила и создатель культуры, а
также главная цель ее становления.

При
рассмотрении вопроса о соотношении
культуры и человека следует различать
понятия «человек», «индивид»,
«личность».

Понятие
«человек» 
обозначает
общие свойства чел. рода, а «личность»
– един. представителя этого рода,
индивида. Но при этом понятие «личность»
не является синонимом понятия «индивид».
Не всякий индивид является личностью:
индивидом человек рождается, личностью
становится (или не становится) в силу
опр. объект. и субъект. условий.

Понятие
«индивид» 
характеризует
отл. черты каждого конкр. человека,
понятие «личность» обозначает дух.
облик индивида, сформ. культурой в конкр.
соц. среде его жизни (во взаимодействии
с его врожд. анатомо-физиол. и психол.
качествами).

Поэтому
при рассмотрении проблемы взаимодействия
культуры и личности особый интерес
представляет не только процесс выявления
роли человека как творца культуры и
роли культуры как творца человека, но
и исследование качеств личности, кот.
формирует в ней культура, — интеллекта,
духовности, свободы, творч. потенциала.

Культура
в этих сферах ярче всего раскрывает
содержание личности. Регуляторами личн.
устремлений и поступков личности
являются культ. ценности. Следование
цен. образцам свидетельствует об опр.
культ. устойчивости общества. Человек,
обращаясь к культ. ценностям, обогащает
дух. мир своей личности.

Система
ценностей, оказ. влияние на формирование
личности, регулирует желания и стремления
человека, его поступки и действия,
определяет принципы его соц. выбора.
Таким образом, личность находится в
центре культуры, на пересечении механизмов
воспроизводства, хранения и обновления
культ. мира.

Сама
личность как ценность по сути и
обеспечивает общее дух. начало культуры.
Являясь продуктом личности, культура
всвою очередь гуманизирует соц. жизнь,
сглаживает жив. инстинкты у людей.

Культура
позволяет человеку становиться интел.
— духовной, нрав., творч. личностью.
Культура формирует внутр. мир человека,
раскрывает содержание его личности.
Разрушение культуры нег. воздействует
на личность человека, ведет его к
деградации.

26 Социализация и инкультурация

Влияние
культуры на личность происходит в
процессах инкультурации и социализации,
с помощью кот. человек овладевает
знаниями и навыками, необх. для жизни в
обществе и в той или иной конкр. культуре.

Под социализацией понимают
процесс усвоения индивидом соц. ролей
и норм. При этом человек формируется
как личность, соц. и культ. адекв. обществу.
В ходе социализации происходят вхождение
индивида в соц. и культ. среду, усвоение
им ценностей общества, позв. ему успешно
функционировать в качестве члена
общества.

В
отличие от социализации
понятие инкультурации подразумевает
под собой обучение человека традициям
и нормам поведения в конкр. культуре.
Это происходит в процессе взаимообмена
между человеком и его культурой, при
кот, с одной стороны, культура определяет
осн. черты личности, с другой — человек
сам влияет на свою культуру.

Инкультурация
включает в себя формирование основопол.
чел. навыков (типы общения с др. людьми,
формы контроля общ. поведения и эмоций,
способы удовлетворения потребностей,
оцен. отношение к разл. явлениям окр.
мира и т. д.).

Результатом
инкультурации является сходство человека
с др. членами данной культуры и его
отличие от представителей других
культур. По своему характеру процесс
инкультурации является более сложным,
чем процесс социализации. Содержание
процесса инкультурации составляют
личн. развитие, соц. коммуникация,
приобретение осн. навыков своего
жизнеобеспечения.

Осн.
механизмами инкультурации являются
имитация (повторение людьми прив. навыков
поведения, набл. в поведении других
людей) и идентификация (в ходе кот. детьми
усваивается поведение родителей). Помимо
данных поз. механизмов инкультурации,
есть и нег. механизмы — стыд и вина.

Осн.
агентами социализации и ин-культурации 
являются
семья, группа сверстников, уч. заведения,
СМИ, разл. пол. и общ. организации. На
разных этапах жизни эти факторы действуют
по-разному. В раннем детстве вед. роль
в становлении человека играет семья. В
последующем действуют и др. факторы.

Процессы
социализации и инкультурации
долговременные, действуют на протяжении
всей жизни человека. В результате
социализации и инкультурации человек
обретает способность к сам. освоению
социокульт. реальности, накапливает
собств. жизн. опыт, начинает играть разл.
соц. роли.

studfiles.net

13.3. Человек и культура. Культура и формирование личности

Центральной
фигурой культуры является человек, ибо
культура – мир человека. Культура –
это развитие духовно-практических
способностей и потенций человека и их
воплощение в индивидуальном развитии
людей. Через включение человека в мир
культуры, содержанием которой является
сам человек во всем богатстве его
способностей, потребностей и форм
существования, реализуется как
самоопределение личности, так и ее
развитие. Каковы же основные пункты
этого культивирования? Вопрос сложный,
так как эти опорные пункты по своему
конкретному содержанию своеобразны в
зависимости от исторических условий.

Важнейший момент в этом процессе –
формирование развитого самосознания,
т.е. способности к адекватной оценке не
только своего места в обществе, но и
своих интересов и целей, способности к
планированию своего жизненного пути,
к реалистической оценке различных
жизненных ситуаций, готовности к
реализации рационального выбора линии
поведения и ответственности за этот
выбор, наконец, способности к трезвой
оценке своего поведения и своих действий.

Задача формирования развитого самосознания
чрезвычайно сложна, особенно если
учесть, что надежным ядром самосознания
может и должно быть мировоззрение как
своеобразное общее ориентирующее
начало, помогающее не только разбираться
в различных конкретных ситуациях, но и
планировать, моделировать свое будущее.

Конструирование содержательной и гибкой
перспективы, представляющей собой набор
важнейших ценностных ориентаций,
занимает особое место в самосознании
личности, в ее самоопределении, а наряду
с этим характеризует и уровень культуры
личности. Неумение конструировать,
вырабатывать такую перспективу чаще
всего обусловлено размытостью самосознания
личности, отсутствием в нем надежного
мировоззренческого стержня.

Подобное неумение зачастую влечет за
собой кризисные явления в развитии
человека, находящие свое выражение в
преступном поведении, в настроениях
крайней безысходности, в различных
формах дезадаптации.

Разрешение собственно человеческих
проблем бытия на путях культурного
развития и самосовершенствования
требует выработки четких мировоззренческих
установок. Это тем более важно, если
учесть, что человек не только действующее,
но и самоизменяющееся существо,
одновременно и субъект, и результат
своей деятельности.

В становлении личности важное место
занимает образование, однако, понятия
образованности и культурности полностью
не совпадают. Образованность чаще всего
означает владение значительным запасом
знаний, эрудицию человека. В то же время
она не включает целый ряд таких важнейших
характеристик личности, как нравственная,
эстетическая, экологическая культура,
культура общения и т.д. А без нравственных
основ сама по себе образованность может
оказаться просто опасной, а развитый
образованием ум, не подкрепленный
культурой чувств и волевой сферой, либо
бесплодным, либо односторонним и даже
ущербным в своих ориентациях.

Вот почему так важны слитность образования
и воспитания, сочетание в образовании
развитого интеллекта и нравственных
начал, усиление гуманитарной подготовки
в системе всех учебных заведений от
школы до академии.

Следующие ориентиры в становлении
культуры личности – духовность и
интеллигентность. Понятие духовности
в нашей философии до недавнего времени
рассматривалось как нечто уместное
лишь в пределах идеализма и религии.
Сейчас становится ясной однобокость и
ущербность подобной трактовки понятия
духовности и ее роли в жизни каждого
человека. Что же такое духовность?
Основной смысл духовности – быть
человеком, т.е. быть человечным по
отношению к остальным людям. Правда и
совесть, справедливость и свобода,
нравственность и гуманизм – вот ядро
духовности. Антиподом духовности
человека являются цинизм, характеризующийся
презрительным отношением к культуре
общества, к его духовным нравственным
ценностям. Поскольку человек явление
довольно сложное, в рамках интересующей
нас проблемы можно выделить внутреннюю
и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю,
человек обычно подает себя окружающим.
Однако именно это впечатление может
оказаться обманчивым. Иногда за внешне
утонченными манерами может скрываться
циник, презирающий нормы человеческой
морали. В то же время не кичащийся своим
культурным поведением человек может
обладать богатым духовным миром и
глубокой внутренней культурой.

Экономические трудности, переживаемые
нашим обществом, не могли не наложить
отпечатка и на духовный мир человека.
Конформизм, презрение к законам и
нравственным ценностям, равнодушие и
жестокость — все это плоды безразличия
к нравственному фундаменту общества,
приведшего к широкому распространению
бездуховности.

Условия преодоления этих нравственных
духовных деформаций – в здоровой
экономике, в демократической политической
системе. Не меньшее значение в данном
процессе имеет и широкое приобщение к
мировой культуре, осмысление новых
пластов отечественной художественной
культуры, в том числе и русского зарубежья,
понимание культуры как единого
многоаспектного процесса духовной
жизни общества.

Обратимся теперь к понятию «интеллигентность»,
которое тесно связано с понятием
духовности, хотя и не совпадает с ним.
Сразу же оговоримся, что интеллигентность
и интеллигенция – это разноплановые
понятия. Первое включает в себя
определенные социокультурные качества
человека. Второе говорит о его социальном
положении, полученном специальном
образовании. На наш взгляд, интеллигентность
предполагает высокий уровень
общекультурного развития, нравственную
надежность и культурность, честность
и правдивость, бескорыстие, развитое
чувство долга и ответственности, верность
своему слову, высокоразвитое чувство
такта и, наконец, тот сложный сплав
свойств личности, который называют
порядочностью. Этот набор характеристик,
конечно же, не полон, но главные из них
перечислены.

В становлении культуры личности большое
место отводится культуре общения.
Общение – одна из важнейших сфер
жизнедеятельности человека. Это важнейший
канал трансляции культуры новому
поколению. Дефицит общения ребенка со
взрослыми сказывается на его развитии.
Быстрый темп современной жизни, развитие
средств связи, структура поселения
жителей больших мегаполисов зачастую
приводят к вынужденной изоляции человека.
Телефоны доверия, клубы по интересам,
спортивные секции – все эти организации
и институты играют очень важную
положительную роль в деле консолидации
людей, создания сферы неформального
общения, которая так важна для творческой
и репродуктивной деятельности человека,
сохранения устойчивой психической
структуры личности.

Ценность и эффективность общения во
всех его видах – служебного, неформального,
общения в семье и т.д. – в решающей
степени зависят от соблюдения элементарных
требований культуры общения. Прежде
всего это уважительное отношение к
тому, с кем общаешься, отсутствие
стремления возвыситься над ним, а тем
более давить на него своим авторитетом,
демонстрировать свое превосходство.
Это умение слушать, не прерывая рассуждения
своего оппонента. Искусству ведения
диалога надо учиться, особенно это важно
сегодня в условиях многопартийности и
плюрализма мнений. В такой обстановке
особую ценность приобретает умение
доказывать и обосновывать свою позицию
в строгом соответствии с жесткими
требованиями логики и столь же логически
обоснованно, без грубых выпадов
опровергать своих оппонентов.

Движение к гуманному демократическому
общественному строю просто немыслимо
без решительных сдвигов во всем здании
культуры, ибо прогресс культуры – одна
из сущностных характеристик общественного
прогресса вообще. Это тем более важно,
если учесть, что углубление НТР означает
и возрастание требований к уровню
культуры каждого человека, и в то же
время создание для этого необходимых
условий.

studfiles.net