Образное мышление это в психологии – Виды мышления — психология

Содержание

Наглядно-образное мышление — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2016; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 ноября 2016; проверки требуют 6 правок.

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. Функции образного мышления связаны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений.

[1].

За наглядно-образное мышление отвечает правое полушарие мозга. Наглядно-образное мышление приводит к мгновенному получению результата.

Вид мышления, развивающийся у ребенка в 2-3 года и составляющий доминанту его поведения до 6-7 лет, где основной единицей является образ. Как и действие, образ у ребенка характеризуется синкретичностью, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов. В тесте Выготского — Сахарова, когда ребенку предлагают коллекцию разнообразных по цвету, размеру и форме фигурок и просят разделить ее на несколько более однородных групп, ребенок идет на поводу у самых броских поверхностных признаков, например собирает фигурки одного цвета или одной формы, что является ошибкой классификации. Жан Пиаже, долгие годы занимавшийся детским мышлением, обнаружил у детей одну специфическую особенность, которую даже назвали позже эффектом Пиаже. Если ребенку показать шарик, слепленный из пластилина, затем на глазах у него превратить этот шарик в лепешку и спросить, где больше пластилина, то ребенок укажет на лепешку, так как она занимает большее пространство. Это как раз демонстрация того, что у ребенка еще отсутствует способность к абстрагированию от первичных признаков и переход к более высокому обобщению. Наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления объединены в группу допонятийного мышления, так как оперирование понятиями здесь носит случайный неосознанный характер, и основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности. Это своего рода связующее звено между перцептивными процессами и абстрактными мыслительными, опосредованными знаками и символами. Наглядно-образное мышление доступно для психологического исследования по различным метода

ru.wikipedia.org

Виды мышления — формы, основные виды мышления в психологии

Мышление представляет собой психический познавательный процесс, который дает возможность активно познавать окружающую действительность. В повседневной жизни человек пользуется мышлением постоянно. Иногда мыслительные образы делаются настолько привычными, что мы попросту не замечаем происходящего внутреннего диалога. На самом деле процесс происходит постоянно. Основные формы и виды мышления представлены в данной статье.

Формы мышления

В психологии принято выделять некоторые формы мышления. Они знакомы каждому человеку, но на них все же необходимо обратить пристальное внимание.

Умозаключение

Умозаключение представляет собой форму мышления, при которой индивид приходит к логическому выводу путем долгих раздумий над каким-либо вопросом. Чтобы прийти к определенному мнению, нужно уметь сравнивать информацию, анализировать ее.

Нередко люди делают умозаключения, толком не разобравшись в проблеме, а основываясь на своих собственных субъективных ощущениях. Этого делать категорически не рекомендуется. Такой подход способен сбить с толку, повлечь за собой нежелательные последствия. Умозаключение заставляет человека думать, размышлять над происходящими событиями в своей жизни. Оно не дает ему расслабиться и опустить руки в сложных ситуациях. Не следует забывать, что из любой ситуации всегда найдется выход и нужно только хорошенько его поискать. Ведь не бывает такого, чтобы человек долгое время хотел найти решение, а его не существовало. Необходимо научиться мыслить с ясной головой, не вводя ни себя, ни других в заблуждение.

Суждение

Суждение в психологии представляет собой такую форму мышления, при которой субъект мысленно или вслух (в беседе с собеседником) размышляет об интересующих его явлениях или предмете. Суждение как форма мышления часто помогает приводить значимые аргументы в споре. Иногда доказать что-то своему оппоненту кажется практически невозможно. Однако стоит только начать оперировать весомыми суждениями, как основной спор оказывается решенным. Данная форма мышления ориентирована, прежде всего, на поиск существующих альтернатив и устранение непонимания между людьми. Иногда человек использует суждение как способ что-то осознать. Он может находиться наедине с самим собой и при этом рассуждать, мысленно обращаясь к невидимому собеседнику.

Виды мышления

В психологии принято выделять несколько основных видов мышления. Они рассматриваются с точки зрения развития личности и ее  умения познавать окружающий мир. Чем выше уровень развития человека, тем более сложными видами мышления он пользуется в своей повседневной жизни.

Наглядно-действенное мышление

Этот вид мышления больше свойствен маленьким детям, которые еще не умеют говорить или только учатся это делать. Они внимательно наблюдают за действиями взрослых и пытаются повторять за ними.

Наглядно-действенное мышление позволяет обучаться новым навыкам, просто копируя увиденное и не внося никаких существенных изменений в свое поведение. Принцип этого типа заключается в том, чтобы просто следовать примеру старшего и опытного человека. Чаще всего родитель обучает своего ребенка.

Предметно-действенное мышление

Данный тип предполагает, что человек не просто повторяет действия, которые ему показывают со стороны, а сам манипулирует определенным предметом. В качестве объекта действия могут выступать игрушки, какие-то бытовые предметы или иные принадлежности. В большинстве случаев предметно-действенное мышление относится к детскому восприятию действительности. В психологии часто используется понятие – совершать действие с объектом, манипулируя им по своему усмотрению.

Образное мышление

Образное мышление помогает лучше воспринимать объекты окружающей действительности. Произнося конкретные слова, каждый человек вкладывает в них определенный смысл. Это происходит благодаря сложившему образу в его голове. Данный вид мышления базируется на субъективном восприятии. Здесь очень важно и то, чтобы люди, вступившие в диалог, правильно понимали друг друга. В противном случае каждый из них будет представлять что-то свое, слушая собеседника. Нередко на этой почве возникают реальные конфликты, а причина проста: люди просто вкладывают в произнесенные слова разный смысл и значение. Образный тип заставляет человека думать, развивать воображение, постоянно учиться чему-то новому, особенно активно используется взрослыми людьми. Вкладывая в то или иное понятие определенный образ, стоит учитывать то обстоятельство, что собеседник может вас неправильно понять. Вот почему необходимо стараться разъяснять некоторые моменты, особенно те, которые могут трактоваться двусмысленно. В психологии есть и другие формы и виды мышления, которые заслуживают внимательного изучения.

Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление способствует созданию чувства общности с другими людьми.  Взаимодействуя друг с другом, люди, прежде всего, опираются на логику и здравый смысл. От взрослого человека ожидаются последовательность изложения своих мыслей, аргументированность ответа и ясность в процессе разговора. В беседе мы обычно произносим конкретные слова и надеемся быть понятыми собеседником. Мы делаем выводы, основываясь на каких-то суждениях, строим собственные предположения. И все это позволяет понять, к чему ведет непосредственно сам разговор. Данный вид помогает исследователям приходить к логическим выводам в работе, поскольку они оперируют реальными фактами, а не вымышленными образами. Этот вид мышления, прежде всего, базируется на умении следовать логике и принимать ответственные решения. Словесно-логическое мышление используется в повседневной жизни постоянно. Чтобы совершить какое-то действие, нужно порой прибегнуть к целому ряду рассуждений. Только в этом случае можно надеяться на то, что вы будете правильно поняты собеседником.

Творческое мышление

Этот вид мышления характерен для людей неординарных и талантливых. На самом деле далеко не каждый способен думать над всем, что его окружает, созерцать реальность, глубоко осмысливать происходящие с ним изменения. Творческие профессии требуют от человека максимальной сосредоточенности на выполняемой задаче. Здесь недопустимо отвлекаться, необходимо полное погружение. Также важно уметь мыслить не просто конструктивно, а быть гибким, с готовностью принимать новые идеи, которые приходят в голову. Интересность проектов, которыми занимается творческая личность, – обязательное условие для достижения успеха. Эта деятельность предполагает наложение на человека большой ответственности. Творческий человек отвечает, прежде всего, перед самим собой. Необходимо научиться чувствовать материал, с которым работаешь, постоянно открывать в себе новые грани и возможности. Как известно, ресурсы человека далеко не бесконечны.

Творческое мышление как вид деятельности способствует всестороннему развитию личности. У человека, который имеет отношение к искусству, почти всегда заинтересованный взгляд и горящие глаза. Он находится во власти собственных чувств и умеет внимательно прислушиваться к собственным ощущениям.

Конструктивное и деструктивное мышление

В повседневной реальности очень важно умение мыслить конструктивно. Это значит, что личность сумеет найти правильный выход из самого затруднительного положения. Для этого требуется доверие к себе и окружающим людям, умение сосредоточиваться на настоящем моменте. Конструктивный вид мышления предполагает, что личность обладает умением тщательно анализировать происходящие с ней изменения и всегда ищет наиболее достойный для себя вариант исхода ситуации. Конструктивное мышление базируется на принятии ответственности на себя, желании разбираться в том, что происходит, полный отказ от критики и обвинений. Деструктивное, напротив, можно назвать очень ограниченным. Оно ограничивает человека в принятии решений, заставляет испытывать сомнение, тревогу, неконтролируемый страх. Люди, у которых сформировалась привычка мыслить деструктивно, не понимают, что в действительности с ними происходит, не хотят вдаваться в подробности и не видят элементарных причинно-следственных связей.

Таким образом, в психологии существует несколько типов мышления. Все они необходимы человеку в повседневной жизни. Переход от более простого типа к сложному осуществляется соответственно настоящей ситуации. Виды мышления тесно связаны с его формами и объединены с ними неразрывной логической цепочкой. Трудно представить одно без другого. Основные типы и формы мышления представляют собой единую целостность. Задача человека заключается в том, чтобы стремиться развиваться, строить далеко идущие планы и реализовывать имеющиеся возможности.

Сохранить статью

psyh.info

МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ это что такое МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ: определение — Психология.НЭС

процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение М. о. связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений окружающего мира обусловлено формами их познания и отражения. Эта зависимость раскрывается теорией познания, определением роли содержательно (предметно) функционирующих форм мышления и роли предметной логики генезиса знания. Из этих общих определений следует, что М. о. представляет собой единую систему форм отражения — наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления, — с переходами от означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними конститутивных связей, обобщению и построению образно-концептуальной модели и затем на ее основе к выявлению категориальной структуры сущностной функции отражаемого. В данном типе мышления используются г. о. средства выделения, формирования, преобразования и обобщения содержания отражения образной формы. Эта форма присуща материально-чувственной основе отражения, организации мыслительных действий, а также их результату (см. Мышление наглядно-действенное, Мышление наглядно-образное, Мышление визуальное).

Когда речь идет о роли зрительных образов в отражении действительности, то чаще они рассматриваются только как чувственная основа, как результат созерцания отдельного индивида. Вплоть до XIX в. существовало представление о том, что в образной форме могут отражаться лишь единичные объекты, и не ставился вопрос о том, каким образом формируются понятия более высокого уровня отражения. Лишь иногда они сводились, напр, по Локку, к сумме образов, соединенных со словом на конвенциональной основе. Но позднее внимание привлекли образы взаимосвязей объектов и устойчивых между ними отношений, образы движений и действий, а затем кроме чувственных образов стали выделяться мыслительные, понятийные, приобретающие форму динамической модели, гносеологические. Теперь в свете системно-структурного подхода раскрываются состав и строение содержания образов и всего процесса М. о. в категориях элементов, связей, структуры. Основная задача такого подхода состоит в определении соответствия сформированного образа и выполняемых на его основе действий отражаемому объекту. Самое же широкое использование системного подхода потребовалось для определения взаимодействия с современными сложными системами (техническими, организационными, технологическими, информационными, а также природными, физическими, экологическими и др.). Системным строением отличаются объекты производства, организации и управления, научных исследований и проектных решений, сферы образования, различных областей искусства и культуры. Контакты с такими объектами превращаются в не менее сложные виды деятельности. Для их осуществления недостаточно знать лишь внешние признаки компонентов систем, здесь требуются более глубокие знания: определение состава, структуры и организации систем, внутренних интегральных свойств, генезиса системного строения, способов его развития. Особое значение имеет знание функциональных параметров системы и характеристик ее основных функций, которые должны проявляться при взаимодействии с ней. Знание функций служит главным ориентиром в деятельности, и поэтому его получение превращается в первоочередную задачу М. о.

Эти знания складываются постепенно на 3 уровнях обобщения, которые осуществляются средствами 3 видов М. о. В процессе наглядно-действенного мышления происходит выделение и отбор единиц предметного содержания отражения, определения в них существенных свойств и связей. Наглядно-образное мышление направляется на абстрагирование отражения и на построение из них образно-концептуальной модели. Средствами визуального мышления производится дальнейшее абстрагирование из концептуальной модели обобщенных отношений элементов и определение сущностных свойств функциональной структуры объектов отражения. (В. М. Гордон.)

vocabulary.ru

МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ — это… Что такое МЫШЛЕНИЕ ОБРАЗНОЕ?

процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение М. о. связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений окружающего мира обусловлено формами их познания и отражения. Эта зависимость раскрывается теорией познания, определением роли содержательно (предметно) функционирующих форм мышления и роли предметной логики генезиса знания. Из этих общих определений следует, что М. о. представляет собой единую систему форм отражения — наглядно-действенного, наглядно-образного и визуального мышления, — с переходами от означивания отдельных единиц предметного содержания отражения к установлению между ними конститутивных связей, обобщению и построению образно-концептуальной модели и затем на ее основе к выявлению категориальной структуры сущностной функции отражаемого. В данном типе мышления используются г. о. средства выделения, формирования, преобразования и обобщения содержания отражения образной формы. Эта форма присуща материально-чувственной основе отражения, организации мыслительных действий, а также их результату (см. Мышление наглядно-действенное, Мышление наглядно-образное, Мышление визуальное).

Когда речь идет о роли зрительных образов в отражении действительности, то чаще они рассматриваются только как чувственная основа, как результат созерцания отдельного индивида. Вплоть до XIX в. существовало представление о том, что в образной форме могут отражаться лишь единичные объекты, и не ставился вопрос о том, каким образом формируются понятия более высокого уровня отражения. Лишь иногда они сводились, напр. по Локку, к сумме образов, соединенных со словом на конвенциональной основе. Но позднее внимание привлекли образы взаимосвязей объектов и устойчивых между ними отношений, образы движений и действий, а затем кроме чувственных образов стали выделяться мыслительные, понятийные, приобретающие форму динамической модели, гносеологические. Теперь в свете системно-структурного подхода раскрываются состав и строение содержания образов и всего процесса М. о. в категориях элементов, связей, структуры. Основная задача такого подхода состоит в определении соответствия сформированного образа и выполняемых на его основе действий отражаемому объекту. Самое же широкое использование системного подхода потребовалось для определения взаимодействия с современными сложными системами (техническими, организационными, технологическими, информационными, а также природными, физическими, экологическими и др.). Системным строением отличаются объекты производства, организации и управления, научных исследований и проектных решений, сферы образования, различных областей искусства и культуры. Контакты с такими объектами превращаются в не менее сложные виды деятельности. Для их осуществления недостаточно знать лишь внешние признаки компонентов систем, здесь требуются более глубокие знания: определение состава, структуры и организации систем, внутренних интегральных свойств, генезиса системного строения, способов его развития. Особое значение имеет знание функциональных параметров системы и характеристик ее основных функций, которые должны проявляться при взаимодействии с ней. Знание функций служит главным ориентиром в деятельности, и поэтому его получение превращается в первоочередную задачу М. о.

Эти знания складываются постепенно на 3 уровнях обобщения, которые осуществляются средствами 3 видов М. о. В процессе наглядно-действенного мышления происходит выделение и отбор единиц предметного содержания отражения, определения в них существенных свойств и связей. Наглядно-образное мышление направляется на абстрагирование отражения и на построение из них образно-концептуальной модели. Средствами визуального мышления производится дальнейшее абстрагирование из концептуальной модели обобщенных отношений элементов и определение сущностных свойств функциональной структуры объектов отражения. (В. М. Гордон.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

psychology.academic.ru

Наглядно образное мышление это в психологии

Posted On 07.11.2017

наглядно-образное и словесно-логическое мышление

1. Наглядно-действенное мышление– это особый вид мышления, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации.

В этом виде мышления внутренние, умственные действия практически минимальны или полностью отсутствуют.

А задача решается за счет практических манипуляций с предметами.

Это простейший вид мышления, свойственный многим животным, и доминирующий у первобытных людей.

Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с 6-8 месяца жизни.

Пример:

— доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним

— если ребенок хочет взять игрушку, но не может достать ее рукой, то он может воспользоваться палкой

— если предмет находится высоко мы берем стул

2. Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов.

Осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.

Например:

когда мы хотим переставить мебель в комнате, мы не будем ее двигать, что бы увидеть конечный результат, а мысленно представим конечную картину

Когда мы мыслимнаглядно-образно, мы привязаны кдействительности, а необходимые образы представлены вкратковременной и оперативной памяти.

Данная форма мышления проявляется у детей в возрасте 3-4 года и является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Словесно-логическое мышление – это высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни не только у отдельного человека, но и всего человечества.

Данный вид мышления характеризуется:

1.Мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами и явлениями и их образами.

2.Этот вид мышления протекает полностью вовнутреннем, умственном плане.

3.Для него не является обязательной опора нанаглядно воспринимаемую ситуацию, а наоборот человек должен отвлечься от восприятия реальной ситуации.

4.Такое мышление осуществляется по определенным законам, строгое соблюдение которых приводит к правильным решениям. (в качестве таких законов выступают правила логики мышления)

Длительное время словесно-логическое мышление было единственным видом мышления, существование которого признавалось у человека.

И только после изучения интеллекта животных и маленьких детей, стали выделять другие, менее развитые виды мышления: наглядно-действенное и наглядно-образное.

Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 7437; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте также:

Виды мышления и их характеристика

В психологии различают несколько видов мышления, которые возникают в определенных ситуациях и их характеристика различна. Они зависят от разнообразия механизмов и способов мыслительных задач.

Виды мышления и их характеристика

  1. Наглядно-действенное. Применяется для решения задач благодаря использованию реалистичного преобразования ситуаций и выполнения конкретных действий. Люди с таким мышлением уже с детства обладают возможностью полноценно анализировать события.
  2. Наглядно-образное. Это мышление основывается на возможности превращать определенные ситуации в разнообразные образы. В основном, таким видом мышления пользуются люди, которые занимаются искусством.
  3. Абстрактное или словесно-логическое. Осуществляется за счет акцента на конкретных понятиях, без участия эмпирических данных.
  4. Теоретическое. Основано на понимании законов и правил. Характеристика этого вида мышления отражается в связи между объектами на уровне закономерностей и тенденций.
  5. Практическое. Основан этот вид на физическом переходе реальности. Данное мышление проявляется в момент экстремальных ситуаций, и нет возможности и условий для его проверки.
  6. Аналитическое.

    Наглядно- действенное,

    Мышление, которое развернуто во времени.

  7. Интуитивное. Этот вид мышления представлен в сознании.
  8. Реалистическое. Основывается этот вид на окружающий мир и регулируется конкретными законами логики.
  9. Аутистическое. Позволяет реализовывать свои желания и намерения.
  10. Эгоцентрическое. Его основным признаком является отсутствие возможности сравнивать себя с другими.
  11. Продуктивное. Мышление, которое дает возможность узнать новую информацию и получать знания.
  12. Репродуктивное. Дает возможность решать задачи, уже известными и популярными способами.
  13. Творческое. Соединяет в себе особенности психики, которые обеспечиваются продуктивными преобразованиями. Такой вид мышления есть при рождении у каждого человека и его характеристика очень разнообразна.

Главная страница / Инструкция по работе / Высшие познавательные функции / Словесно-логическое мышление

Словесно-логическое мышление

Мышление является высшей ступенью человеческого познания, процессом отражения внешнего мира. Оно основано на двух различных психофизиологических механизмах: образования и пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключении.

Наглядно-действенное мышление – первый вид мыслительной деятельности человека

Мышление дает знание об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира.

Человеческое мышление — это речевое мышление. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом.

Формирование человеческого мышления в процессе развития возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

В зависимости от того, какие средства используются для решения задач, принято выделять наглядное и словесно-логическое (вербальное мышление). Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другим — оперировать словами, т.е. отвлеченными знаковыми структурами.

Словесно-логическое (вербальное) мышление – одно  из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления.  В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Словесно-логическое мышление действует на базе языковых средств и представляет собой наиболее высокий этап развития мышления. Благодаря вербальному мышлению человек может устанавливать наиболее общие закономерности, обобщать различный наглядный материал.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ — это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез — это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны, не могут существовать друг без друга: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Сравнение — это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении пред­метов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение — это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация – это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-то отношении, классификация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

Необходимость развития мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Недоразвитие словесно-логического мышления приводит  к трудностям анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивать предметы, ситуации, явления. Нарушение данного вида мышления  препятствует формированию у детей общей способности к усвоению знаний, приводит к неумению правильно и точно выразить свою мысль, полно и последовательно раскрыть ее содержание, мешает становлению полноценных коммуникативных связей с окружающими, полноценному развитию ребенка.

МЫШЛЕНИЕ — направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению новых ментальных репрезентаций.

Рассмотрим основные виды мышления.

Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей.

Виды мышления.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

Необходимо также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.

По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия.

Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека – умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

  • определить, какое именно правило привлечь для решения;
  • применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

Вопрос

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о» раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения – объективная реальность.

Воображение – это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобщего и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане воображения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и детализированной картины созерцаемого.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе Целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отреферированной поисковой доминанты, второе – в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 242 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников

В психологии существует несколько классификаций видов мышления. Наиболее распространенной является выделение видов мышления по различным основаниям.

1. По форме – предметно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое (отвлеченное, логическое, судящее по Майеру).

2. По характеру решаемых задач – теоретическое (теоретическое понятийное, теоретическое образное) и практическое.

3. По степени развернутости – дискурсивное, интуитивное.

4. По степени новизны и оригинальности – репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

1. Эти виды мышления можно рассматривать как (предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое) – три этапа развития мышления в онтогенезе. А также в зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются еще и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Предметно-действенное – мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. Именно с этого вида начиналось развитие мышления у человека в процессе зарождения его трудовой деятельности, когда умственная деятельность не выделилась еще из предметно-практической деятельности. С этого вида начинается развитие мышления и в онтогенезе. Первоначально ребенок решает задачи, непосредственно действуя с предметом. Однако ошибочно думать, что этот вид мышления является примитивной формой мышления. Возникнув на заре человечества и появляясь у каждого человека в первые годы его жизни, оно сохраняется и развивается на протяжении всей истории человечества, на всех возрастных ступенях каждого человека. Этот вид мышления незаменим, когда целесообразным оказывается решение мыслительной задачи непосредственно в процессе практической деятельности.

Наглядно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Этот вид мышления проявляется тогда, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление характеризуется тем, что задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, которые не имеют образного выражения: цена, стоимость и т.д.

Вывод: Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.

2. Практическое мышление – постановка целей, выработка плана, осуществляемая при дефиците времени. Главное отличие между теоретическим и практическим мышлением – они по-разному связаны с практикой.

Наглядно-действенное мышление: родом из детства

Работа практического мышления на разрешение частных, конкретных задач, работа теоретического мышления направлена на нахождение общих закономерностей. Практическое мышление вплетено непосредственно в практику, подвергается постоянной проверкой практикой, а теоретическое подвергается проверкой практикой в конечном результате.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсужда­ет и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое поня­тийное мышление характерно для научных теоретических иссле­дований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или твор­чески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы чело­век в результате манипулирования ими смог непосредственно усмот­реть решение интересующей его задачи.

3. Дискурсивное – поэтапное развертывание мыслительного процесса. Интуитивное – минимальная осознанность, быстрота протекания мыслительного процесса, непоэтапное развертывание.

4. Репродуктивное – применение уже готовых знания, умений. Творческое – направленно на создание новых идей или усовершенствование какой-либо старой задачи.

Вывод: все виды мышления взаимообусловлены, переходят друг в друга, зависят друг от друга, в одном виде мышления могут встречаться элементы других видов мышления.

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 718 | Нарушение авторских прав

Похожая информация:

Поиск на сайте:

owenural.ru

Образное мышление — Психологос

9591 статей 1117 избранных
  • Дистанция
  • Магазин
  • Консультации
  • Тесты
  • Книги
  • Помочь проекту

Содержание:

  • Работа над собой
  • Воспитание детей
  • Любовь, муж-жена
  • Жизнь, деятельность
  • Психика и здоровье
  • Общение и влияние
  • Личность, общество
  • Семья и отношения
  • Психология для профи
  • Дистанция
  • Магазин
  • Консультации
  • Тесты
  • Книги
  • Помочь проекту
Вход и регистрация

Содержание:

  • Работа над собой
  • Воспитание детей
  • Любовь, муж-жена
  • Жизнь, деятельность
  • Психика и здоровье
  • Общение и влияние
  • Личность, общество
  • Семья и отношения
  • Психология для профи

ХИТЫ НЕДЕЛИ

  • Модели воспитания: запреты и предписания
  • Магия: волшебные ритуалы, уничтожающие разум
  • Воспитание девочки: как проторить дорогу к женскому счастью
вконтакте Facebook

НОВЫЕ СТАТЬИ

  • Женщина должна вдохновлять мужчину на заработки?
  • Женские

www.psychologos.ru

ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ — это… Что такое ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ?


ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

  • ОБРАБОТКА ПО ПРИНЦИПУ СНИЗУ-ВВЕРХ И СВЕРХУ-ВНИЗ
  • ОБРАТИМЫЕ ФИГУРЫ

Смотреть что такое «ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ» в других словарях:

  • Образное мышление — Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… …   Википедия

  • образное мышление — <…> мышление, совершающееся в форме связи и сочетания образов. Образное мышление – конкретное мышление, свойственное ребенку раннего возраста и вообще на примитивных ступенях развития, образное мышление является главной формой мышления.… …   Словарь Л.С. Выготского

  • Образное мышление — процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. О.м. представляет собой единую систему форм отражения наглядно действенного,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Образное мышление — вид мыслительного процесса, в котором используются образы …   Психология человека: словарь терминов

  • Наглядно-образное мышление — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно… …   Википедия

  • наглядно-образное мышление — Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно действенного мышления, данный вид …   Большая психологическая энциклопедия

  • БЕЗ-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ — см. Мышление без образное. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Наглядно–Образное Мышление — Наглядно образное мышление мышление , в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений . Выступая следующим этапом развития интеллекта …   Психологический словарь

  • Наглядно-образное мышление — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета …   Словарь-справочник по педагогической психологии

  • Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения


psychology.academic.ru