Объекты социальной сферы – Объекты социальной сферы: перечень, классификация, характеристика, назначение

Содержание

Объекты социальной сферы: перечень, классификация, характеристика, назначение

Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, — это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента — возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.

Категории

Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

1. Функциональные признаки.

2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория — это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома — многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие спортивные сооружения, где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

Обслуживание населения

Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других — обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные охранные организации), четвёртых охраняют все — от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии — это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

Социальная работа

Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом — но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

Реалии

По сферам жизнедеятельности людей можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это производственная инфраструктура, обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

Инфраструктура

Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу жилищно-коммунального хозяйства, объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы… Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. Научно-техническая революция потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

Инфраструктура экономики

Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей — производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности — это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей — это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

Точечность и линейность

Социальная инфраструктура разделяется на «точечную» и «линейную», где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём — взаимодействующим.

Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

Перечень

То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), — словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, — говорит о невозможности составления цельной картины.

Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

Анализ

Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

Административное деление

Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению — республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

Потребности другого порядка — высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны — их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

fb.ru

Принципы размещения объектов социальной сферы

Одной из актуальных проблем развития социальной сферы в городах является разработка методологических и методических основ размещения учреждений социальной сферы. Оптимальное их размещение дает возможность населению целесообразно использовать денежные доходы, увеличивать бюджет свободного времени для развития и самореализации личности, участвовать в общественном производстве и в конечном счете полнее удовлетворять постоянно растущие потребности.

На размещение и эффективное функционирование объектов социальной сферы существенно влияют следующие факторы и условия:

  • динамика численности, демографическая структура и плотность постоянного населения города;
  • количество дневного населения в городе и в его районах; уровень развития транспорта (городского, пригородного и междугородного), мобильность населения;
  • направление и интенсивность основных потоков передвижения жителей;
  • структура жилого фонда, тип застройки; уровень экономического потенциала города, функциональное назначение его районов и частей;
  • наличие материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов;
  • местная инициатива.

Перечисленные факторы неодинаково воздействуют на размещение объектов социальной сферы. Их действие определяется внутренней логикой развития каждой отрасли, ее свойствами и спецификой. Например, на размещение предприятий торговли, бытового обслуживания населения и др., оказывающих платные услуги, наибольшее влияние оказывают такие факторы, как уровень денежных доходов населения, численность дневного населения, доступность объекта для потребителя, а на размещение учреждений, оказывающих так называемые «бесплатные» услуги (школы, учреждения здравоохранения), — численность, демографическая структура и плотность постоянного населения, уровень экономического потенциала города, наличие материальных, финансовых, трудовых ресурсов и т. д. Действие факторов и условий размещения поддается развитию и структурным сдвигам. Но среди этих факторов можно выделить наиболее важные, основные, характерные для размещения любого объекта социальной сферы на территории города.

При современном уровне развития общества в целом одним из самых существенных является транспортный фактор. Высокий уровень развития общественного и личного транспорта значительно повышает мобильность населения, оказывает влияние на процесс его расселения, что может привести к массовому строительству жилья (в том числе и индивидуального) на окраинах и в ближайшем пригороде. Поэтому при размещении объектов социальной сферы необходимо учитывать направление и интенсивность основных пассажиропотоков, уровень и перспективы развития частного и общественного транспорта.

Второй не менее важный фактор — размер денежных доходов населения. Зарубежный опыт показывает, что, имея право выбора, население с примерно равными доходами предпочитает компактное расселение. Размер денежных доходов определяет возможность пользования услугами, а в итоге — спрос на те или иные их виды. Люди с высокими доходами предъявляют более высокие требования и к качеству обслуживания, и к разнообразию товаров и услуг.

Таким образом, с одной стороны, уровень доходов населения той или иной части города определяет уровень развития соответствующей территории, а с другой — высокий уровень развития социальной сферы конкретного района или части города привлекает население с высоким уровнем доходов.

Фактором, обусловливающим локализацию объектов социальной сферы, также является и многофункциональность обслуживания, а именно: существует набор разнотипных предприятий социальной сферы, функционирование которых становится более эффективным при их совместном расположении, поскольку они дополняют друг друга. Подобные центры обслуживания являются наиболее привлекательными для населения, так как число оказываемых услуг в них наибольшее. Возможность получить разнообразные товары и услуги в одном месте может служить потребителям дополнительным стимулом для преодоления расстояний.

В ближайшее время фактором, оказывающим значительное влияние на размещение объектов социальной сферы, станет стоимость земельных участков. Естественно, цена на землю на всей территории города не может быть одинаковой, ибо она зависит от ряда условий, например престижности района, в котором расположен данный участок, его транспортной доступности, наличия (или отсутствия) промышленных предприятий, уровня инфраструктурного развития, экологической ситуации. Поэтому назрела необходимость разработки критериев оценки земельных участков в городе. Актуальность этой проблемы сегодня связана и с процессом приватизации предприятий социальной сферы. Использование этого фактора даст возможность местным властям регулировать размещение объектов социальной сферы (независимо от их формы собственности) в интересах всего населения.

Существенное влияние на эффективность функционирования объектов социальной сферы также оказывают и принципы их размещения, следование которым поможет реализовать главную цель функционирования социальной сферы — удовлетворение разнообразных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом.

Принцип территориальной доступности объекта. Этот принцип был присущ всем системам обслуживания, но в настоящее время он приобрел новый смысл. Доступность предприятий и учреждений должна основываться не на определении радиуса обслуживания для каждого вида социальной сферы, а связываться с существующими пешеходными и транспортными потоками потенциальных потребителей, их направлением и интенсивностью, так как населению удобнее получать многие услуги «попутно». Реализация этого принципа зависит от уровня развития общественного и частного, в том числе личного, транспорта. Чем выше этот уровень, тем большая часть территории города может быть использована для эффективного размещения объектов социальной сферы.

Принцип привлекательности объекта. В связи с переходом к рыночной экономике данный принцип приобретает особую актуальность. Привлекательность предполагает целенаправленный поток людей к конкретному объекту для получения необходимых услуг. Поэтому каждое предприятие, учреждение должно обладать только ему присущими особенностями, на основании которых и строится его функционирование, формируется сервис. Это позволяет выдержать конкуренцию с подобными объектами, расположенными в других частях города.

Принцип многообразия форм собственности. Длительное время в нашей стране существовала практически одна форма собственности для предприятий социального назначения. В результате строительство и последующее содержание объектов социальной сферы осуществлялись по принципу «остаточного» финансирования, а их развитие всегда отставало от постоянно растущих потребностей населения. Использование данного принципа в социальной сфере открывает широкие перспективы улучшения состояния ее объектов: позволит, во-первых, уменьшить давление на муниципальные и региональные бюджеты, которые в силу ряда экономических и политических причин крайне неустойчивы и малы; во-вторых, за достаточно короткий срок улучшить материально-техническую базу и оснащенность предприятий и учреждений; в-третьих, повысить качество и разнообразие предоставляемых услуг за счет конкуренции, присущей рыночным условиям хозяйствования. Целесообразно использовать как можно больше форм собственности, причем в муниципальной, государственной собственности должно остаться минимальное количество объектов, составляющих так называемый «опорный каркас» социальной сферы города.

Принцип разнообразия типов объектов означает такой набор предприятий и учреждений каждой отрасли социальной сферы, который в совокупности смог бы удовлетворить запросы всего населения и каждого человека в отдельности, соответствовать разнообразным потребностям, интересам, вкусам и, что очень важно, возможностям (материальным, интеллектуальным, физическим, времени, состоянию здоровья и др.). В городе непременно должны иметь право на существование разные типы предприятий и учреждений, так как благодаря реализации этого принципы создаются условия для выбора каждым жителем своего образа жизни.

Принцип совместимости объектов и разных отраслей социальной сферы с объектами других сфер городского хозяйства. Как известно, совместимость достигается либо взаимодополнением функций, взаимодействием учреждений, либо взаимоисключением. Ряд разнотипных, а иногда и однотипных предприятий «выигрывают» от совместного расположения, ориентируясь на клиентов определенного уровня (экономического, культурного, социального). В то же время некоторые объекты ни в коем случае не могут быть расположены по соседству (например, детские учреждения не располагают рядом с рестораном, винным магазином, табачными киосками, различными увеселительными заведениями, транспортными предприятиями). Поэтому учет данного принципа при размещении объектов социальной сферы даст возможность для более полного эффективного функционирования конкретных предприятий и учреждений, обеспечивает привлечение потребителей, повышает качество обслуживания.

Принцип комплексного размещения объектов предполагает совместимость линейного, ядерного и рассеянного вида размещения объектов по всей территории города. Так, в городе могут быть крупные торговые, культурные, учебные, научные центры, спортивные комплексы, и в то же время в разных его частях расположены в «свободном режиме» средние и малые объекты местного (локального) значения. Применение этого принципа предоставит потребителю право выбора получать услуг и в наиболее удобном для него месте в наиболее удобное время.

Реализация вышеперечисленных принципов в сложившемся, застроенном городе осложнена, и для их использования потребуются изменения как «политики» дальнейшей застройки, так и реконструкции или переориентации уже имеющихся объектов. Естественно, в зависимости от задач, решаемых каждой группой объектов, а также от особенностей конкретного города принципы их территориальной организации могут быть дополнены и расширены.

До последнего времени социальная сфера развивалась без должного научного обоснования, некомплексно, что привело к нерациональному размещению предприятий и учреждений и, как следствие, к созданию неравноценных условий пользования ее услугами в различных частях города, снижению эффективности функционирования объектов. В определенной мере все это — результат ведомственного подхода к развитию социальной сферы, который определяет размещение социальных учреждений часто без взаимной увязки и учета перспектив развития экономики города в целом, без учета изменений численности и состава населения, без должного учета факторов, критериев и принципов развития и размещения социальной сферы.

В современных условиях важнейшими особенностями социально-экономического развития города, которые нуждаются в строгой взаимоувязке с развитием его социальной сферы, в обеспечении ее функционирования, являются:

  • демографическая ситуация;
  • необходимость изыскания всех возможных резервов для развития комплекса социальной сферы и повышения уровня жизни населения города;
  • наличие собственных сырьевых, финансовых и иных ресурсов для развития традиционных и создания принципиально новых производств, обеспечивающих повышение эффективности функционирования городского хозяйства.

investobserver.info

Объекты социальной сферы

RSS
  • УПРАВА РАЙОНА
    • Руководство
    • ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УПРАВЕ
    • Сведения о госслужбе
    • Структура
  • О РАЙОНЕ
    • СИМВОЛИКА РАЙОНА
    • ИСТОРИЯ РАЙОНА
    • Карта района
    • Справочник
  • Депутат МГД Ломакина Татьяна Евгеньевна
  • Депутат ГД Панина Елена Владимировна
  • Выборы
    • Территориальная избирательная комиссия (ТИК)
    • Состав ТИК
    • Список избирательных участков
    • Карта с изображением границ избирательных участков
    • Схема одномандатных избирательных округов
    • Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов московской городской думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 32
    • Найди свой избирательный участок
  • ГБУ «Жилищник района Нагатино-Садовники»
    • О ГБУ «Жилищник»
    • Диспетчерские службы
    • Новости
    • Перечень платных услуг
  • Общественные советники
    • Общественный советник в твоем доме
    • Как стать общественным советником
    • Институт общественных советников
  • Документы
    • Нормативно-правовые акты г. Москвы
    • Проекты документов
    • Отчеты
  • Пресс-центр
    • Новости
    • Медиа
    • Официально
    • Активный гражданин
    • Почта России, ПФР, ИФНС
    • Капитальный ремонт
  • Социальная сфера
    • Объекты социальной сферы нашего района
    • Местная районная организация МГО ВОИ
    • Новости
  • Безопасность и правопорядок
    • 2 региональный отдел надзорной деятельности информирует
    • Прокуратура информирует
    • Общественные пункты охраны порядка
    • Народная дружина
    • Участковые пункты полиции
    • Антитеррор
    • Правила безопасного поведения на железнодорожной инфраструктуре
    • Информация от МВД, ГИБДД
    • Призывная кампания
      • Призывная кампания 2018
      • Карточка учета организации
    • Объединенный военный комиссариат ЮАО
  • Противодействие терроризму
    • Новости
    • Памятка для населения
    • Информация о деятельности антитеррористических комиссий
    • Телефоны доверия специальных служб
  • Потребительский рынок и сфера услуг
    • Дислокация аптек
    • Нормативно-правовые акты
    • Патентная система налогообложения
    • Постановление Правительства Москвы от 4 апреля 2013 года № 211-ПП «О мерах по обеспечению технологического присоединения нестационарных торговых объектов к электрическим сетям и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы»
    • Постановление Правительства Москвы 25 декабря 2013 года № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве»
    • Новости
    • Бытовое обслуживание населения
    • Протоколы окружной комиссии по пресечению самовольного строительства ЮАО г.Москвы
  • Строительство и транспорт
  • Капитальный ремонт
    • Нормативно-правовые акты
    • Краткосрочные планы
    • Информационные материалы
    • Новости
    • Контакты
  • Жилищно-коммунальное хозяйство и благоустройство
    • Информация о завершенных объектах благоустройства
    • Информация о БРТС
    • Новости
    • Программа реновации
  • КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
    • О КОМИССИИ
    • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
    • Мероприятия
    • ЗАКОНЫ
    • Экспресс-консультации
  • Социально-воспитательная и досуговая работа с населением
    • Спортивные площадки района
    • Новости спорта и досуга
    • Досуговые клубы
    • План спортивных и досуговых мероприятий
    • Сводный районный календарный план
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих города Москвы и урегулированию конфликта интересов
    • Планы, доклады, отчеты, обзоры, статическая информация по вопросам противодействия коррупции
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Перечень должностей государственной гражданской службы города Москвы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие управы района Нагатино-Садовники города Москвы
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • Охрана труда
  • Конкурсы и тендеры
  • Электронная приемная
  • Контакты
    • Контакты
    • Справочно-информационная служба Правительства Москвы
  • Публичные слушания, Общественные обсуждения
    • Оповещения
    • Материалы публичных слушаний и общественных обсуждений
    • Протокол публичных слушаний
    • Заключения по результатам публичных слушаний
  • Городские парковки
    • Платные городские парковки на улице
      • Парковки в округе/районе
      • Способы оплаты
      • Льготы
      • Установка шлагбаума
      • Документы
        • Постановления
        • Шаблоны заявлений
        • Приказы
      • Часто задаваемые вопросы
      • Новости
      • Обратная связь
    • Платные городские парковки со шлагбаумом
      • Как пользоваться парковками
      • Где расположены парковки
    • Перехватывающие парковки
      • Где расположены парковки
      • Как пользоваться парковками
      • Тарифы на услуги парковок
  • Благоустройство на средства от платных парковок
    • 2017
      • Запланировано
      • Выполнено
    • 2018
      • ЗАПЛАНИРОВАНО
      • ВЫПОЛНЕНО
  • «ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ «МОИ ДОКУМЕНТЫ»
  • СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Государственная ветеринарная служба
  • Вакансии
  • Сведения о доходах руководителей подведомственных учреждений
    • ГКУ «ИС района Нагатино-Садовники»
    • ГБУ Центр Досуга Садовники
    • ГБУ «Жилищник района Нагатино-Садовники»
библиотека выставка дети досуг искусство медицина москва Москва нагатино-садовники образование праздник сергей собянин Сергей Собянин спорт строительство творчество транспорт школа юао ЮАО Социальная сфера//Объекты социальной сферы нашего района// Объекты досуга Объекты здравоохранения Объекты культуры Объекты социальной защиты Образовательные комплексы Совет ветеранов

nagatino-sadovniki.mos.ru

Объекты социально-культурной сферы — это… Что такое Объекты социально-культурной сферы?

  • Объекты социально-культурной сферы — (применительно к положениям о налогообложении налогом на прибыль организаций) к объектам социально культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы… …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Объекты социально — культурной сферы — К объектам социально культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы,… …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ — учреждения здравоохранения, объекты культуры, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Объекты жилищно-коммунального хозяйства — жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо , тепло и электроснабжения населения …   Википедия

  • Объекты жилищно — коммунального хозяйства — жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо , тепло и электроснабжения населения …   Википедия

  • Объекты жилищно-коммунального хозяйства — к ним относятся: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, объекты газо , тепло и электроснабжения… …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Объекты жилищно-коммунального хозяйства — К объектам жилищно коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а… …   Официальная терминология

  • ОБЪЕКТЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА — жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, объекты газо, тепло и электроснабжения населения, участки …   Энциклопедия российского и международного налогообложения

  • Объекты жилищно — коммунального хозяйства — К объектам жилищно коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а… …   Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • Нововодолажский район — Нововодолазький район Герб …   Википедия

  • official.academic.ru

    Объекты социальной сферы: перечень, классификация, характеристика, назначение

    Помещения, сооружения, здания, где временно или постоянно находятся люди в значительном количестве, — это объекты социальной сферы. Их можно подразделить на классы и виды по способу использования. Объекты социальной сферы в наши неспокойные времена должны обеспечивать безопасность находящихся там людей, в том числе и от террористической угрозы. Здесь необходимо учитывать особенности контингента — возрастные, физического состояния и тому подобные, а также и его количество. Категорируются (классифицируются) такие объекты социальной сферы именно потому, что каждый класс и вид, то есть каждая категория, требует создания соответствующего уровня защиты, а это определяется спецификой и объёмом охранных, организационных, режимных и прочих мер для полной защиты их от угроз, в том числе и террористических.


    Категории

    Критериями классифицирования служат следующие параметры, выделенные практическим путём с точки зрения целесообразности:

    1. Функциональные признаки.

    2. Прогнозируемые последствия при совершении на объекте террористического акта.

    3. Степень защищённости, которую имеют объекты социальной сферы.

    4. Значимость и концентрация культовых, культурных, исторических, художественных, материальных ценностей, размещённых на данном объекте, и прогнозируемые последствия от преступных посягательств на эти ценности.

    5. Количество персонала и граждан (посетителей), находящихся на объекте единовременно.

    Однако главенствует при классификации функциональный признак: поликлиника это или детский театр, дом престарелых или стадион. Первая категория — это объекты временного, в том числе и круглосуточного, или постоянного проживания людей. Классификация объектов социальной сферы начинается с имеющих спальные помещения вне зависимости от возраста пребывающих там людей: школы-интернаты и детские учреждения, больницы, дома для престарелых и инвалидов (не квартирного типа), дошкольные детские учреждения. Далее идут пансионаты, мотели, кемпинги, дома отдыха и санатории, общежития, гостиницы. Здесь тоже очень важна охрана объектов социальной сферы. Сюда же относятся и жилые дома — многоквартирные. Вторым пунктом данной классификации являются учреждения культурно-просветительные и зрелищные, основные помещения которых характеризует массовое пребывание посетителей в те или иные периоды времени. Это может быть кинотеатр, концертный зал, клуб, цирк, детский театр и обычный, стадион и другие спортивные сооружения, где есть расчётное число посадочных зрительских мест. К этому классу относятся как закрытого типа помещения, так и открытые трибуны. Например, конно-спортивный комплекс, где проводятся бега, а потому обустроены места для зрителей. Все музеи, танцевальные залы, выставки и тому подобные учреждения относятся тоже к этому классу.

    Обслуживание населения

    Учреждения, где посетителей больше, чем работников, их обслуживающих, относятся к третьему типу. Это объекты социальной сферы, перечень которых не так длинен. Это амбулатории и поликлиники, физкультурные оздоровительные учреждения. Сюда же относятся их помещения бытового плана, спортивно-тренировочные учреждения (без трибун). К четвёртому разделу данной классификации относят проектные и научные организации, учебные заведения, управленческие учреждения. Помещения эти используются лишь определённое время в течение суток, и находится там контингент постоянный, который привык к этим условиям. Обычно это люди определённого физического состояния и возраста. Например, школы и внешкольные, средние специальные, профессионально-технические учебные заведения, вузы, учреждения для повышения квалификации. Сюда же относят организации проектно-конструкторские, редакционно-издательские, информационные, научно-исследовательские, офисы, конторы, банки, управленческие учреждения.

    Иначе классифицируются по видам охраны те же самые объекты социальной сферы. Определение их по классам происходит следующим образом. Есть объекты, которые подлежат государственной охране, для других — обязательна охрана ОВО (подразделения вневедомственной охраны), третьи охраняются ЧОО (частные охранные организации), четвёртых охраняют все — от МВД РФ до ЧОО, ОВО и тому подобных организаций, а пятые охраны не имеют никакой. Такое распределение производится с прогнозом возможных последствий, если будет совершён террористический акт, и основные критерии — это количество пострадавших, размеры материального ущерба, а также зона ЧС. Всё, что относится к объектам социальной сферы, классифицировано по этим двум признакам: функциональному и по видам охраны.

    Социальная работа

    Жизнедеятельность всех групп и слоёв населения зависит прежде всего от условий, которые предопределяет уровень развития общества, состояние социальной заботы, социальная политика и её содержание, а также и возможность реализации её. Характеристика объектов социальной сферы напрямую зависит от всего вышеперечисленного, поскольку социальные службы необходимы всем людям без исключения, вне зависимости от возраста, здоровья, рода занятий и так далее.

    Население естественно структурировано, и основания у каждой структуры самые различные. Одним необходим театр, а другим конно-спортивный комплекс. Третьи же вообще оказались в настолько сложной жизненной ситуации, что без определённого объекта социальной сферы не могут разрешить возникшие проблемы. Такому контингенту необходима социальная помощь, поддержка, защита. Причинами могут послужить девиантное поведение, неблагополучие в семье, здоровье, сиротство, бездомность и тому подобное. Эти люди сами становятся объектом — но социальной работы определённых учреждений: судов, больниц, административных учреждений и других организаций.

    Реалии

    По сферам жизнедеятельности людей можно определить другую важнейшую группу, требующую работы определённых объектов социальной сферы. Прежде всего это производственная инфраструктура, обстановка, среда, и так далее. Форма расселения тоже имеет исключительно важное значение, поскольку концентрация людей крайне неравномерна: в мегаполисе, например, даже государственный цирк имеется, а в селе и кинотеатр не выжил.

    Бывают и промежуточные формы расселения, где тоже насыщенность объектами бытового и культурного назначения оставляет желать лучшего. Многим людям и сельская библиотека недоступна, поскольку в целом по стране они закрываются ничуть не реже, чем больницы, школы и детские сады. Транспорт и благоустройство, находящиеся в ведомстве местных административных объектов социальной сферы, практически повсеместно находятся в стагнации. Зато развиваются средства связи, почти всюду есть Интернет, а потому и сельская библиотека оказывается недостаточно востребованной.

    Инфраструктура

    Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения. Сюда можно отнести жильё и его строительство, сферу жилищно-коммунального хозяйства, объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания. Никак не обойтись без организаций и предприятий, связанных с досугом и отдыхом. Сюда же относятся: общественное питание, розничная торговля, сфера услуг, пассажирский транспорт, спортивные оздоровительные учреждения, связи по обслуживанию населения, юридические и нотариальные конторы, банки и сберегательные кассы… Перечень объектов социальной сферы значительно более длинен.

    Процесс развития инфраструктуры значительно ускорился во всех без исключения странах с высоким уровнем экономических показателей начиная со второй половины двадцатого века. Научно-техническая революция потребовала не только резкого повышения интеллекта и качества рабочей силы, но и укрепления здоровья. Изменились все трудовые мотивации, что послужило стимулом для развития самых разных областей социальной сферы. Создание качественно новой в технологическом отношении материальной базы в отраслях инфраструктуры обеспечило высокоэффективное её функционирование. Все отрасли материального производства претерпели научно-техническую революцию, что значительно сократило численность занятых там людей, и как следствие появилась возможность существенно перераспределить рабочую силу из производства в сферу услуг, поэтому разнообразие объектов инфраструктуры стало значительнее, и число их выросло во много раз. Повысились качество и уровень жизни населения в основной его массе.

    Инфраструктура экономики

    Классификация экономических объектов социальной сферы состоит из двух областей — производственной и непроизводственной, то есть социальной, которая, в свою очередь, делится на отрасли и подотрасли, связанные с производственным процессом. Так обеспечиваются условия общественной и трудовой деятельности людей, их существование обогащается услугами быта, культуры, межличностным и социальным общением. Таким образом вся социальная инфраструктура может быть поделена на социально-экономическую, обеспечивающую всестороннее развитие человеческой личности — это культура, здравоохранение, образование, и на бытовую, которая создаёт нужные условия для жизнедеятельности людей — это жилой фонд, коммунальное хозяйство, розничная торговля и так далее.

    Статистические исследования, которые проводятся собственными силами внутри страны, а также международными организациями, в оценках на первое место ставят уровень социальной инфраструктуры. Например, такие показатели, как число коек в больницах, численность врачей, учителей в начальных и средних школах. Такие объекты характеризуют не только уровень социальной инфраструктуры, но и полностью существующую реальность. С помощью подобных исследований можно обозначить устойчивую совокупность всех вещественных элементов, которые обеспечивают условия рациональной и эффективной деятельности человека во всех сторонах личной и общественной жизни. Этот подход к классификации объектов социальной сферы является несколько общим, но по сравнению с другими имеет серьёзное значение в практическом применении.

    Точечность и линейность

    Социальная инфраструктура разделяется на «точечную» и «линейную», где последнюю нужно понимать как сети автомобильных и железных дорог, электропередачи и связи, и тому подобное. Определением точечности инфраструктуры являются сами объекты, как, например, театры, библиотеки, школы, поликлиники и всё остальное. Применять этот тип классификации можно практически на всех уровнях организации социальной сферы. Производственная организация имеет некоторые элементы линейной инфраструктуры, но в целом она точечная, а если брать во внимание уровень экономического региона, то разделение будет почти равным, причём — взаимодействующим.

    Таким способом классификации ясно определяется форма организации инфраструктуры, без детализации её содержательной стороны. Изучая проблемы экономики региона, обычно употребляют понятия общерайонной инфраструктуры, элементов межрайонного значения объектов инфраструктуры и тому подобные. Если во главе угла не стоит специфическая определённость, которая всегда присуща социальной инфраструктуре, такое деление не только право на существование имеет, но и достаточно удобно для мониторинга крупных территорий.

    Перечень

    То, что объекты социальной инфраструктуры состоят из комплекса разнообразных учреждений образования, культуры и здравоохранения, предприятий общественного питания и торговли, пассажирского транспорта, водообеспечения и канализации, финансовых, почтовых и телеграфных учреждений, сооружений спортивных и оздоровительных (сюда входят не только дворцы спорта, стадионы и плавательные бассейны, но и дома отдыха, и парки с развлекательными и спортивными программами), — словом, невероятное количество абсолютно не похожих друг на друга образований, различающихся по своим функциям, целям и задачам, — говорит о невозможности составления цельной картины.

    Поэлементная характеристика инфраструктуры похожа на обычный перечислительный ряд, где каждый институт, учреждение, организация практически никак не связаны друг с другом, а другие виды деятельности населения учитываются достаточно слабо. Удобнее и гораздо более правомерно классифицировать объекты социальной культуры относительно уровней организации рассматриваемого общества. Поскольку как таковой универсальный способ классификации отсутствует, деление происходит согласно поставленных перед аналитиками задач.

    Анализ

    Чаще всего начинают они с анализа инфраструктуры общества в целом. Практикой управления используются довольно широко и общие, и расчётные показатели, которые характеризуют уровень состояния, обеспеченности и тенденций к развитию каждого из элементов инфраструктуры. Сама разработка показателей предоставляет возможность изучить взаимосвязи и взаимовлияния содержательных процессов развития общества и существующей материальной базы.

    На уровне большого экономического района социальную инфраструктуру исследуют в рамках её достаточно замкнутой системы экономики, при этом можно сравнивать показатели развития разных экономических единиц, что даёт основу для получения богатой информации относительно достижения, опережения или отставания того или иного объекта от других и для выработки решения по принятию действенных мер. Уже на этом уровне необходимо вводить определённые поправки к коэффициенту развития, учитывая природно-климатические, национальные и другие особенности данного региона.

    Административное деление

    Социальную инфраструктуру классифицируют и применительно к административному делению — республики, края, области, районы, города, поскольку это тоже необходимый элемент конкретизации всеобщих проблем. На любом из этих уровней могут отсутствовать какие-то из фрагментов социальной инфраструктуры. Если социальная организация не на высоте, набор объектов социальной сферы будет, естественно, ограничен. Главный критерий здесь количественный, чётко определяющий, насколько удовлетворены потребности населения в его повседневности. Есть необходимый набор элементов инфраструктуры, то есть определённый перечень объектов социальной сферы, который не заменить ничем. Ни одна, даже самая хорошая дополнительная столовая не заменит отсутствующую поликлинику, и даже если в районе есть клуб в каждом населённом пункте, а кое-где и шикарные дворцы культуры, это никак не оправдает закрытые детские сады.

    Потребности другого порядка — высшее образование, определённые виды спорта, художественное творчество и тому подобное должны тоже удовлетворяться в полной мере. Такие элементы инфраструктуры должны быть распределены на территории соответственно количеству проживающего населения. Государственные театры, например, не открывают в городах, где менее двухсот пятидесяти тысяч жителей, однако обделёнными люди себя чувствовать не должны — их обязательно обслуживают: либо организуют поездки, либо ближайший театр гастролирует, а также обязательно создаются творческие самодеятельные объединения.

    autogear.ru

    Ресурсы социально-культурной сферы

    Ресурсная база социально-культурной деятельности

    Социально-культурную деятельность можно представить в виде организации ресурсов для выполнения целей и задач, достижения конкретных результатов.

    Определение 1

    Ресурсная база – это совокупность компонентов, необходимых для создания культурных благ и услуг, производства продукта.

    Социально-культурные институты классифицируют по самодостаточности ресурсного обеспечения.

    Существуют разные виды ресурсов, характеризующих ресурсную базу:

    • нормативный ресурс – совокупность организационно-технологических и нормативных документов, инструктивной информации, предопределяющая порядок подготовки и осуществления социокультурной деятельности;
    • кадровый, или интеллектуальный ресурс – номенклатура специалистов, технического и вспомогательного персонала, созданная по интеллектуальному и профессиональному уровню, соответствующих функциям организации и гарантирующих производство качественных культурных услуг и благ;
    • материально-технический ресурс – содержит имущество, специальное оборудование, инвентарь для производства, использования культурного продукта, создания необходимой среды для предоставления досуговой, культурной, просветительской деятельности; недвижимость, обеспечивающую деятельность объектов культурного назначения;
    • финансовый ресурс – включает бюджетное и внебюджетное финансирование;
    • социально-демографический ресурс – совокупность физических лиц, которые проживают на конкретной территории (поселок, город, микрорайон), отличающиеся по этническим, социальным, возрастным, профессиональным и другим признакам;
    • информационно-методический ресурс – включает все средства и способы информационно-методического, организационно-методического обеспечения, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере социально-культурной деятельности;
    • морально-этический ресурс – способствует реализации норм, требований, принципов, определяющих согласованность норм общения, профессионально-нравственных позиций, поведения участников деятельности в социокультурной сфере, базирующихся на доброй воле и совпадении интересов.

    Типология объектов социально-культурной сферы

    В современном мире широко применяется матрица, сопоставляющая социально-экономическое положение объектов культуры и механизмы развертывания профильной и коммерческой деятельности. Матрица позволяет создать типологию объектов социокультурной сферы, зависящих от их экономического статуса:

    1. Объекты сферы социально-культурной деятельности федерального и государственного назначения (музеи, театры, творческие коллективы, заповедники и др.), представляющие общенациональное культурное достояние. Пользуются финансовой поддержкой как государственных, так и негосударственных организаций, могут предоставлять услуги высокой стоимости.
    2. Объекты сферы социально-культурной деятельности регионального назначения, находящиеся на бюджетном финансировании (полном или частичном). Характерны: неустойчивое экономическое и хозяйственное положение, слабая материально-техническая база, формально существующий (или отсутствующий) расчетный счет в банке, нестабильное положение, текучесть кадров.
    3. Учреждения и организации, нуждающиеся в больших инвестициях со стороны ресурсодержателей (муниципальных органов, доноров, спонсоров и меценатов) в свои программы и проекты. Характерны: использование различных форм собственности, свобода выбора финансирования, видов культурной деятельности.
    4. Отраслевые учреждения и организации, пребывающие на полной или частичной самоокупаемости. Характерны: активная хозяйственная позиция, самостоятельность в выборе видов культурной деятельности и досугового обслуживания, инвестирование своего развития, внешних программ и проектов.

    Замечание 1

    Социально-экономический статус объекта культуры, искусства, образования, досуга, спорта является результатом взаимопроникновения и пересечения ряда характерных параметров, расширяющих представление об объекте как о специфическом социальном институте культуры современного региона.

    Классификация социально-культурных институтов, основанная на особенностях их ресурсной базы

    В зависимости от характера использования и назначения ресурсной базы социально-культурные институты делят на:

    • однопрофильные, предоставляющие разнообразие культурной деятельности на основе одного вида, жанра, направления, формы культуры, искусства, досуга, спорта и т.д.;
    • многопрофильные, предусматривающие развитие разных направлений деятельности одновременно – социокультурной, досуговой, просветительской;
    • прокатные, или посреднические, обеспечивающие проведение на своей базе мероприятий общественно-политического и культурного назначения.

    Согласно программно-целевому принципу материально-технического и финансового обеспечения предусмотрено целевое использование ресурсной базы институтов социокультурной сферы.

    spravochnick.ru

    Элементы социальной сферы:

    Функциональная роль социальной сферы в жизни общества заключается в том, что в ее рамках проходят воспроизводство и изменения социальных связей между людьми, условий и образа их жизнедеятельности, условий формирования и удовлетворения их жизненных потребностей.

    Содержанием социальной сферы являются: социальные отношения между социальными группами, индивидами по поводу их положения, места и роли в обществе, образа и уклада жизни»

    важнейшим элементом социальной сферы является социальная структура общества как сложная, динамично развивающаяся, доста­точно противоречивая совокупность различающихся по социальным признакам людей и человеческих общностей с бесконечным разнооб­разием взаимоотношений между ними.

    — другим элементом социальной сферы выступают условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, создающие дли них те или иные объективные возможности индивидуального и коллек­тивного поведения на предмет удовлетворения своих жизненных потребностей.

    Социальная сфера

    это сложная система связей и отношений между различными элементами социума по поводу их соци­ального статуса, равенства или неравенства в обществе.

    Социальная сфера вбирает в себя все, непосредст­венно касающееся человека в процессе его совместной с другими людьми жизнедеятельности.

    Суть социальной сферы состоит в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, совершенствовать социальные связи и отношения между ними.

    Социальная сфера охватывает: все пространство жизни человека — от условий его руда и быта, здоровья и досуга до социальных классовых и национальных отношений.

    Социальными именуются те качества человека, которые формируют­ся в ходе его общения и взаимодействия с другими людьми и необхо­димы для жизни именно в обществе.

    Сущностным признаком социальной сферы выступает то, что она выражает совместный, коллективистский характер жизнедеятель­ности людей.

    К основным условиям нормальной жизнедеятельности людей относятся обеспеченность работой, жильем, другими средст­вами к жизни, медицинской помощью, санаторно-курортным лечением, а также наличием фактических возможностей получения образо­вания и использования культурных благ.

    Важной проблемой при реализации социальной политики в рамках создания условий для нормальной жизнедеятельности явля­ется проблема равенства людей, человеческих общностей.

    Если говорить о юридической стороне проблемы, то лишь в конце XVIII века в отдельных государст­венных нормативных актах стали появляться положения, деклари­рующие равенство людей.

    Обе французские Декларации прав человека и гражданина начинаются с заявления — «Люди рождаются и остаются сво­бодными и равноправными. Общественные различия могут иметь место лишь в случае их полезности для всех»; «Все люди равны но природе и перед законом».

    Так в знаменитой Декларации независи­мости, 4 июля 1776 г. принятой единогласно всеми тринадцатью Со­единенными Штатами Америки, провозглашалось: «Мы считаем са­моочевидными истинами, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью).

    В Конституции Российской Федерации (п. 1 статьи 19) говорится — «Все равны перед законом и судом».

    Во-вторых, частичное разгосударствление социальной сферы и освобождение государства от функций непосредственного предоставления гражданину социальных услуг.

    Во-первых, это отказ от патернализма, т.е. от жесткого детерминирования поведения человека в социальной сфере, определения набора услуг, который может или даже должен получать гражданин.

    На современном этапе развития российское государство предпринимает меры по переходу к рыночной модели по следующим направлениям.

    Во-вторых, повысить эффективность производства социальных услуг, его самоокупаемость, улучшить качество этих услуг в результате конкуренции, более рационально и экономно использовать имеющиеся материальные и человеческие ресурсы.

    Во-первых, уменьшить хотя бы в какой-то мере давление на государственный и региональный бюджеты расходов, связанных с содержанием отраслей социальной инфраструктуры,

    Это позволит решить две задачи:

    В-третьих, постепенно набирает силу еще один фактор – появление нового субъекта в социальной политике – гражданина, который раньше был только ее объектом.

    Во-первых, структура социальной сферы региона должна полностью повторять структуру социальной сферы общества.

    Во-вторых, дальнейшей разработки в науке и практике требует понятие «социальная сфера», ее структура, возможности управления и анализа.

    Таким образом, можно сделать следующие выводы

    В-третьих, социальная сфера региона и обществ в целом сегодня воспринимается только как социальную защиту населения

    К объекту социальной сферы следует отнести сферы жизнедеятельности человека, группы, слоя, общности.

    Сфера есть область, пределы распространения чего-нибудь, среда, общественное окружение, обстановка.

    Единый объект социальной работысоциальную сферу можно конкретизировать, выделяя его составные части. Это важно для понимания того, как, какими образом можно на них воздействовать, т. е. применять различные технологии. Эти части, составные компоненты социальной сферы как объекты весьма разнообразны.

    Сюда относят:

    -сфера производства, производственной и социальной инфраструктуры;

    — городские и сельские, а также промежуточные формы расселения;

    — сфера здравоохранения;

    — сфера образования;

    — сфера науки;

    — сфера культуры;

    — культурно-досуговая сфера;

    — социально-этническая среда;

    -сфера бытового обслуживания.

    В каждой из этих сфер как объектов социальной работы с учетом их специфики решаются вопросы по созданию нормальных условий труда и отдыха, оказанию медицинской и другой помощи, поддержки, социальной защиты работающих в этих сферах людей и всех групп, слоев населения, связанных прямо или косвенно с этими сферами.

    Такими образом социальная сфера является тем пространством, в котором осуществляется социальная работа во всех ее аспектах и направлениях.

    Содержание сфер включает в себя определенный вид деятельности (социальную, политическую, экономическую, духовную), а ее плоды (продукты), в том числе взаимоотношения между людьми — общественные отношения в этой области.

    Естественно, что все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны между собой, пронизывают, проникают в друг друга.

    Социальную деятельность можно определить как ориентированную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности. Частным проявлением ее выступает социальная работа, направленная на оказание помощи, социальной поддержки, социальную защиту людей, создание нормальных условий для их жизнедеятельности.

    Социальная инфраструктура как компонент социальной сферы представляет собой материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности человека в обществе — в производственной, политической и духовной областях, в семье, в быту. Это совокупность таких отраслей, как наука, образование, здравоохранение, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, связь и т. д.

    В структуру социальной сферы включается несколько компонентов:

    а) социальная деятельность;

    б) социальная структура;

    в ) социальная инфраструктура;

    г) социальные отношения в собственном и ли узком смысле (условия труда человека, его быта, досуга, возможности решения проблем защиты населения)

    Социальная структура общества как компонент социальной сферы представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между объективно существующими общественными классами, социальными и другими группами, слоями и общностями людей. В связи с определением сущности социальной работы важно вычленение тех групп и слоев населения, которые занимают особое положение в социальной структуре в силу той ситуации (инвалидности, пожилого возраста, болезни, малообеспеченности и т. д.), которая требует применения

    Социальные отношения в собственном смысле как компонент социальной сферы означает складывающиеся объективно отношения между людьми по поводу общественного положения, образа жизни людей, их групп и слоев, их социального равенства и неравенства в обществе, реализации принципов социальной справедливости, степени удовлетворения материальных, духовных и других потребностей людей, условий существования и развития личности, группы, класса.

    studfiles.net