Объект и объект в науке – Вопрос №3 Понятие объекта и предмета науки. Влияние предмета науки на ее методы (приемы, способы исследования объекта).

Объект и предмет исследования

Особо важными компонентами исследовательской работы можно считать объект и предмет исследования. Сегодня можно обнаружить большое количество самых различных аспектов для описания данных понятий.

Например, В. Даль в своем Толковом словаре объясняет понятие объекта и предмета следующим образом:

Несколько отличное определение указанных научных понятий предлагает С. И. Ожегов:

Н. Е. Яценко считает, что

Подводя итог, можно составить рабочие описание понятий «объект» и «предмет исследования».

Объекты изучения могут быть:

  • материальными,
  • нематериальными.

Их самостоятельность выражается не в том, что они предстают как обязательно вещественные или энергетические образования (они могут быть и изображением психической жизни, духовной культуры), а в том, что они абсолютно не зависят от того, знают ли о них люди. Необходимо разделять действующие (или реальные) и допустимые объекты исследования.

Реальными объектами исследования можно назвать все вещи, предметы, свойства и отношения, которые включены в человеческую деятельность, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, наоборот, события еще не включенные в культуру, познания о которых неопределенны и неточные, показывают не природу существующей реальности как таковой, но такие очертания её вероятного существования, вероятность которых предполагается уже скопленными знаниями и культурой. Вследствие этого, вместе с реальными объектами появляется мир виртуальных объектов. Ему принадлежат все те объекты, которые в итоге составляют духовную культуру человека.

Предмет исследования — это та часть вопроса, анализируя который, мы узнаем целостность объект, отделяя его основные, наиболее значимые особенности.

Это очень четко раскрывается при изучении существующих в той или иной сфере систематизации наук. Можно отметить, что некоторые научные дисциплины (а также отдельные учебные предметы среднего и высшего образования) занимаются исследованием отдельных «срезов» анализируемых объектов.

Предмет исследования должен всегда соответствовать определению темы или быть максимально приближенным к нему.

Объект и предмет исследования как научные категории можно сравнивать как нечто общее и частное.

Желательно обратить внимание, что объект и предмет исследования, так же как и его цели и задачи, находятся в зависимости от темы, но и от плана исследователя.

Различие между объектом и предметом исследования

Разграничение объекта и предмета — это гносеологическая проблема. Появляется эта проблема всегда там, где по каким-то причинам прекращает свою работу методологический запрос на использование строго достоверных понятий, и всегда там, где объект науки, к с которой связанна данная работа, еще не отделен и не доказан.

Отличия между объектом и предметом появилось в связи с изучениями в такой сфере как гносеология. Постигая объективный мир, те или иные его аспекты, человек разрабатывает объективные познания об окружающей действительности. Каждый следующий исследователь, перед тем, как начать анализировать некоторые практические объекта, должен проработать уже существующие в обществе совокупность познаний, изображающих этот объект. В таком случае совместность знаний является предметом исследования.

Определяя соответствие и несоответствие между отдельно взятыми объектами существующего мира, человек практически отделяет различные объекты, обозначает их как предметы, как вероятные предметы для своей работы, для анализа. В данном случае предметы также являются объективной действительностью, так как их наличие не связано с деятельность человека.

В зависимости от человека находится только само действие отделение объект. Но, обозначив объект, человек делает из него предмет исследования. Это – характерная черта человека изменять объект — в предмет своей работы. Выделенные из объективной действительности, отдельно взятые объекты преобразуются в предметы деятельности человека, и каждый из этих объектов при подходящих обстоятельствах может обратиться в предмет какой либо специфической науки.

Основным является объект исследования (более широкое понятие), второстепенным — предмет исследования, в котором выделяется отчетливое качество объекта исследования. Есть исследователи, которые не различают эти понятия и уравнивают предмет и объект исследования.

Случается, что объект и предмет исследования формируются почти тождественно, но такой подход является не вполне правильным.

Определившись с предметом и объектом исследования, ученому следует выдать им общую оценку и в течение всей научной работы постоянно обращаться к ним, вырабатывая цели, задачи, методы, а самое главное конечные выводы по итогам исследовательской работы.

spravochnick.ru

Технический объект и предмет технических наук. Е. В. Попов

Исследование технического объекта и предмета технических наук мы ограничим вопросами: генезис и социальная сущность технического объекта; основные закономерности развития технического объекта; предмет технических наук; возможна ли единая техническая наука. Эти вопросы имеют ключевое значение для нашей темы и находятся в центре дискуссии по методологическим проблемам техники и технических наук. Научно-техническая революция, социально-практическая значимость её последствий диктуют разработку методологических проблем техники и технических наук.

Генезис и социальная сущность технического объекта

Технический объект — это, несомненно, часть объективной реальности, но часть особая. Его возникновение и существование связаны с социальной формой движения материи, историей человека. Это определяет исторический характер технического объекта. В нём объективируются производственные функции общества, он выступает воплощением знаний людей. Таковы его наиболее коренные отличия от объектов природы.

По вопросу о генезисе технического объекта в буржуазной философии предложено более десятка концепций. Но только марксистская философия научно объяснила генезис техники. Возникновение техники — это естественно-исторический процесс, результат производственной деятельности человека. Её исходным моментом являются «органы человека». Усиление, дополнение и замещение рабочих органов — социальная необходимость, реализуемая путём использования природы и воплощения в преобразуемых природных телах трудовых функций.

Формирование техники протекает в процессе изготовления орудий, приспособления природных тел для достижения цели. И ручное рубило, и ствол дерева, выполняющий функцию моста, и деревянная колода в качестве лодки и прочее, — все это средства усиления индивида, повышения эффективности его деятельности. Природный предмет, выполняющий техническую функцию, — это уже в потенции технический объект. В нём зафиксирована целесообразность его устройства и полезность конструктивных улучшений за счёт подработки его частей 

1.

Практическое выделение конструкции как целостности свидетельствует об актуальном существовании технического объекта. Её наиболее важными свойствами являются функциональная полезность, необычное для природы сочетание материалов, подчинённость свойств материала отношению между компонентами системы. Техническая конструкция представляет собой соединение компонентов; этот порядок обеспечивает как можно более продолжительное и эффективное функционирование орудия, исключающее его саморазрушение. Компонентом конструкции выступает деталь как исходная и неделимая для неё единица. И, наконец, с помощью технической конструкции способ общественной деятельности достигает технологичности. Технология — это та сторона общественной практики, которая представлена взаимодействием технического средства и преобразуемого объекта, определяется законами материального мира и регулируется техникой. Своим следствием возникновение техники имеет техническую практику 

2.

Поскольку в общественной практике техника выступает и как средство, и как объект (с её помощью производят и её совершенствуют), необходимо различать материально-производственную и техническую деятельность 3. Материально-производственная деятельность — это производство материальных благ. Производство характеризуется своим объектом и формами организации. Его объектом считается предмет труда, его формой — производственное предприятие. В нём техника выступает средством получения разнообразных изделий. Техническая практика обнаруживает себя в отношении человека к технике как объекту, к её частям и их связям. В технической практике акцент делается не на изделии, а на технике и технологии его получения. Её содержание составляют эксплуатация, изготовление и конструирование техники 

4.

Эксплуатация, изготовление и конструирование тесно связаны друг с другом и представляют собой своеобразное развитие технической практики. В качестве объекта эксплуатации техника выступает как некоторая материальная и функциональная целостность, сохранение и регулирование которой — непременное условие её использования. Движущим противоречием эксплуатации является несоответствие между условиями функционирования техники и её функциональными особенностями. Функциональные особенности предполагают постоянство условий эксплуатации, а условия эксплуатации имеют тенденцию меняться. Преодоление этого противоречия достигается в технологии, в нахождении типовых технологических операций.

В технологическом процессе эксплуатируемая техника служит средством достижения цели и вследствие этого подчинена технологии. В технологии объект предстает как взаимодействие рабочего орудия с обрабатываемым материалом, как последовательность технологических операций. Например, в производстве золота методом цианирования объектом технической практики выступают следующие процессы: взаимодействие золотосодержащей породы с раствором цианидов натрия и калия, в котором золото растворяется; воздействие на растворенное золото металлическим цинком, с помощью которого благородный металл осаждается; и, наконец, электролиз, в процессе которого продукт аффинируется. Изготовление является своеобразным отрицанием эксплуатации техники, в нём эксплуатируемая техника низводится до роли простого средства, поставленного на службу цели.

Внутренним противоречием технологии является несоответствие между используемыми природными процессами и потребностями в повышении её надёжности и эффективности. Преодоление данного противоречия достигается в конструировании более совершенной техники, с помощью которой можно использовать более фундаментальные закономерности природы. Техника не пассивна по отношению к технологии, средство влияет на цель. Новая техника изменяет технологию, технология сама становится средством реализации внутренних достоинств сконструированной техники. Следовательно, конструирование составляет сущность изготовления, а объект конструирования обнаруживает более существенные свойства, чем технология.

В эксплуатации и изготовлении выявляются связи между конструктивными особенностями орудия и его технической эффективностью, между рабочим процессом и конструкцией технического средства, между рабочим процессом и законами природы. Исследование этих связей показывает, что изготовлению и эксплуатации техники должен предшествовать научный анализ закономерностей природы, а также самой технической системы с её компонентами и функциями, структурой и элементами. Такой анализ возможен лишь на основе естественнонаучных и научно-технических теорий. В научно-технической теории достигается переход от описания технических систем и её компонентов к выделению её конструктивных структур и их элементов, которые мы понимаем как некоторую идеализацию физических компонентов реальной конструкции. Научный анализ конструктивных структур и их элементов позволил разработать структурно-функциональные методы проектирования техники. Вместе с тем специалисты по проектированию отмечают, что «до сих пор нет общепринятого определения рода деятельности, который называется столь привычным и часто встречающимся термином

проектирование» 5.

По нашему мнению, проектирование выступает как научная подготовка опытно-конструкторских разработок. Такая подготовка включает в себя анализ научных теорий и вывод о необходимости и возможности решения проблемы, а также принятие решения о виде конструируемой системы. Наличие достаточной научной информации превращает проектирование в относительно стереотипную научно-инженерную деятельность. Поэтому нередкими являются факты, свидетельствующие о том, что проекты не получают авторских свидетельств. Однако подлинное значение проектирования состоит не в репродукции техники, а в применении научных знаний для её изобретения. Разработка новых технических средств не ограничивается переработкой информации и не может быть выражена в алгоритме информационных преобразований. Проектирование предполагает использование научных теорий, поиск и разработку общих схем механизмов и машин. В проекте общественные функции, существующие в деятельности человека как потребность, приобретают с помощью схем реальные очертания. В таких схемах содержится ответ на вопрос, что надо сделать, чтобы реализовать в технике производственную функцию общества. Например, проектирование радиосистем включает «определение принципа действия системы, обоснование и выбор вида сигнала, методов их формирования и обработки, конструирование отдельных составляющих системы (устройств, блоков, и так далее), разработку технологии производства, методов контроля, испытаний, и так далее». 6

Характер проектирования (отработка схемы, выбор конструктивных решений, соображения технологии и экономики, и так далее) «очень затрудняет, если не вовсе делает невозможным, решение задач проектирования чисто логическими способами» 7.

В проектировании с наибольшей полнотой обнаруживается социальная сущность технического объекта. В нём синтезируется конструктивная структура в соответствии с заданной обществом производственной функцией. Техника образует условие развития общества, опосредствует его отношение к природе, является средством разрешения противоречий между человеком и природой. Такая связь технического объекта с человеком детерминирует интенсификацию социальных отношений (производственно-технических, транспортных, коммуникационных, территориальных, и так далее), а также их упорядочивание, достижение социально-политических целей. Технический объект — носитель производственных, технологических функций человека. Без технического прогресса невозможно достижение социальной однородности общества и всестороннего развития каждого индивида.

Таким образом, понятие «технический объект» носит методологический характер и выполняет важную функцию в теоретическом анализе техники и технических наук. В этом понятии фиксируются не только наиболее важные стороны технических устройств, технических материалов или технологических методов. Теоретическая необходимость выделения объекта технической практики, инженерной деятельности, определения предмета технических наук способствовала в немалой степени формированию данного понятия. Понятие «технический объект» позволяет выделить сферу объективной реальности, противостоящую субъекту в его технической практике и научно-техническом познании. Технический объект — это то, на что направлена техническая практика, что противостоит познавательной и преобразовательной деятельности субъекта, выраженной в эксплуатации, изготовлении и конструировании техники, что вовлечено в инженерную деятельность и подвержено реальному изменению. Техническим объектом является преобразованная природа, используемая в качестве технического средства, материала или технологического метода.

Основные закономерности развития технического объекта

Технический объект — это не только объект технической практики, но и материальное средство целесообразной общественной деятельности. Он функционирует в обществе и совершенствуется в качестве технического базиса общественного производства. В процессе совершенствования технический объект усложняется и качественно меняется. Такое изменение объекта происходит в результате, во-первых, всё большей концентрации в каждом последующем реализованном проекте материальных ресурсов и научно-технической мысли; во-вторых, — в результате увеличивающегося использования природных ресурсов с помощью объединения машин в огромные системы; в-третьих, — в результате «самоорганизации» технического объекта.

Положение о «самоорганизации» технического объекта нуждается в пояснении. Разумеется, ни о какой «самоорганизации» вне общества и помимо целесообразной деятельности человека не может быть и речи. И одновременно во взаимодействии с техническим объектом общество вынуждено следовать внутренней закономерности совершенствования техники. У технического объекта можно выделить три стороны: компоненты, из которых он состоит; процессы, которые совершаются во взаимодействии компонентов; функциональная полезность, обеспечивающая достижение цели. Оптимальное сочетание отмеченных сторон технического объекта выражает его внутреннее совершенство. Такое сочетание достигается за счёт перераспределения функций, выполняемых компонентами конструкции, введения в конструкцию дополнительных компонентов и изменения её субстрата. В качестве субстрата конструкции выступают её компоненты, имеющие механическую, электрофизическую, химическую и даже биологическую природу. На смену случайному сочетанию компонентов идёт необходимое и закономерное, обеспечивающее конструктивную устойчивость технического объекта и препятствующее его саморазрушению. В техническом средстве достигается единство компонентов и процессов, в котором компоненты и процессы взаимно обусловливают друг друга. Отмеченное единство лежит в основе целостности технического объекта. Несоблюдение единства ведёт к разрушению машины (например, коловратные паровые машины).

Единство компонентов и процессов даёт физическое бытие техническому объекту. Для социального бытия технического объекта нужна также его функциональная полезность. В технических средствах опредмечиваются общественные потребности, они служат средством достижения определённых социально-политических и экономических целей.

Наряду с внутренним совершенствованием технического объекта происходит и внешнее его усложнение и развитие. В отличие от рабочих органов человека рабочие орудия социальны в своей сущности и в потенции отделены от тела человека. Производство диктует их актуальное отделение от индивида и передачу механизмам, которые точно, однообразно и монотонно могут ими действовать. Поэтому от машины требуется такое движение частей, которое не зависит от причин, лежащих вне её, а определяется её собственным устройством, се собственными структурами. Машина должна иметь основание в самой себе, во взаимодействии собственных компонентов. Приобретение техническим объектом основания в самом себе, во взаимодействии собственных частей — это важное выражение «самоорганизации». Это «самоорганизация» по вертикали. Но «самоорганизация» распространяется и по горизонтали. Выделение существенных, необходимых частей технического устройства ведёт к тому, что одни машины начинают закономерно дополнять другие. Таким образом «самоорганизация» технического объекта в вертикальном и горизонтальном направлениях приводит к появлению больших технических систем.

Взаимодействие частей внутри технического средства и взаимосвязь самих технических средств регулируются собственными особенностями. На этом принципе и были изобретены первые регулирующие устройства (потрясок у мельниц, регулятор Уатта, и так далее). Выделение особенностей взаимосвязи между частями технической целостности и их фиксация достигаются с помощью органов управления. Органы управления превращаются в наиболее важное условие образования и совершенствования больших технических систем.

Большие системы получили достаточно чёткое описание в научной литературе. Понятие большой технической системы выражает не количественные, а качественные изменения, связанные с увеличением числа компонентов в рамках системы, что приводит к появлению нового качества — автоматизированной техники. Без контрольно-измерительных приборов и ЭВМ техника не может теперь нормально функционировать.

Возникновение больших технических систем придало исключительную актуальность такому свойству технического объекта, как экологичность. Одновременно всё большее значение приобретают проблемы биологического повреждения технических систем 8.

Появление больших технических систем имело своим следствием усиление воздействия техники на социальные отношения. Упорядочивание социальных отношений и их интенсификация с помощью техники достигают такого характера и масштабов, что возникают социально-технические системы, в частности системы связи, управления народным хозяйством, железнодорожными и воздушными перевозками, в области энергетики, обороны и прочие. Выход из строя отдельных компонентов таких систем может привести к катастрофическим последствиям, к полной дезорганизации социально-технической системы и нарушению нормального функционирования общества. Создание больших технических систем и их эксплуатация невозможны без планирования промышленности и земледелия, транспорта и энергетики, распределения и потребления, без учёта воздействия технических систем друг на друга и их взаимодействия с природой, без анализа социальных последствий применения новой техники и без учёта возможности выхода из строя отдельных компонентов системы.

Под влиянием больших технических систем в общественной практике происходят важные изменения. Техническая практика поднимается на более высокий уровень социальной организации. В проектно-конструкторской работе всё большее значение приобретает учёт социальных и экономических последствий внедрения техники в производство. Вместе с тем эксплуатация, изготовление и конструирование связываются в единую проблему управления техническим прогрессом. Управление большими техническими системами становится особым видом технической практики, требующим оперативных теорий и таких понятий, как информация, алгоритм, обратная связь, сигнал, и так далее. Эксплуатация, изготовление и конструирование поднимаются на уровень сознательного и планомерного использования закономерностей объективного мира, подчиняются научно осознанным общественным потребностям и перспективным планам развития народного хозяйства.

Таким образом, технический объект не является чем-то застывшим и аморфным. Находясь в непрерывном взаимодействии с субъектом и подвергаясь преобразованию в ходе своего функционирования в общественной системе, технический объект закономерно развивается. Можно отметить следующие закономерности его развития:

  1. Изменение технического объекта как особой части природы — превращение технического средства из модифицированного предмета природы в используемый в производстве природный процесс.
  2. Увеличение концентрации материально-технических ресурсов и научно-инженерной мысли в сооружаемом объекте.
  3. Становление больших технических и социально-технических систем.
  4. Включение в технический объект новых природных процессов и использование в нём более глубоких и фундаментальных закономерностей.
  5. Возрастание целесообразности и рациональности строения технического объекта.
  6. Интенсификация взаимодействия техники и природы.
  7. Углубление социальных последствий технического прогресса.
  8. Приближение внутреннего совершенства технического объекта к природе, которая в плане естественности остаётся для него идеалом.

Приобретая большую естественность, технический объект, однако, остаётся целесообразным средством деятельности человека и не может вследствие этого стать тождественным природе.

В своей сущности вся природа способна быть техническим объектом. Фактически же превращение природы в технический объект обусловлено развитием самого субъекта и имеет границы в самом субъекте. Его развитие налагает исторические ограничения на технологическую мощь, показывая, что природа — нечто большее, чем средство в деятельности человека. Она одновременно и среда его обитания, и объект эстетического и этического отношения.

Предмет технических наук

Взаимодействие субъекта и объекта всегда целесообразно и выделяет ту предметную область, которая полезна для достижения цели. Предметную область объекта мы понимаем как совокупность его свойств. Носителями свойств являются компоненты технической системы, которая может выступать и как техническое средство, и как технический материал, и как технологический метод. Компоненты машины считаются носителями её конструктивных свойств. Отношения между технологическими операциями определяют свойства технологии. Качество технического материала детерминируется совокупностью ингредиентов и их отношениями.

Свойства технического объекта выявляются в технической практике и фиксируются в знании приёмов эксплуатации, изготовления и совершенствования техники. Эмпирически найденные пропорции между частями технического средства и описание материала и особенностей различных конструкций ещё не образуют технической науки, но ведут к формированию «технических предметов», относительно устойчивых сведений о технических устройствах, об их существенных компонентах и свойствах. В виде таких предметов сформировались, например, описания подъёмно-транспортных механизмов, мельниц, часов, наиболее важных ремесел и материалов.

Переход к машинной технике, передача рабочих орудий механизмам вызвали к жизни конструирование технических устройств, что потребовало теоретической разработки понятия «машина» и получения различных её идеализации (кинематической пары, динамики сил, конструкции) 9.

На формирование понятий технической науки оказывают влияние закономерности, раскрытые в ходе изучения естественных наук, в частности теоретической механики. Вместе с тем следует признать, что понятие технической конструкции получает своё выражение внутри технического знания. Исторически оно формируется как система положений о машине, механической совокупности частей и их закономерном отношении, обеспечивающем получение нужного эффекта. Наука о машине выступает как совокупность знаний о двигателях, передаточных устройствах и рабочих орудиях. Относительная самостоятельность перечисленных разделов науки о машине послужила основанием для образования ряда технических дисциплин: учения о паровой машине, паровой турбине и двигателе внутреннего сгорания; учения о передаточных механизмах, кулачковых, кривошипно-шатунных и других передачах, зубчатых зацеплениях, маховиках, регуляторах, и так далее; учения о рабочих орудиях и соответствующих им технологических процессах.

Формирование технических дисциплин происходило различными путями. Технические дисциплины о двигателях основываются на результатах естествознания, на знании законов природы и применении законов физики к технике. Прикладной характер носят техническая кинематика, динамика машин и учение о деталях машин. Эти дисциплины сформировались на базе теоретической механики и начертательной геометрии, что выразилось в создании специального языка.

Решающее значение для создания кинематики механизмов имело получение идеализации «кинематическая пара» и дополнение геометрического образа механизма временной характеристикой. Учёт массы, силы, работы при расчете машины создаёт второй уровень идеализации технического средства. Конструктивный подход к машине образует третий уровень идеализации. Он позволяет определить форму деталей машины и отношения между ними, обусловленные формой тел и их взаимным расположением. При этом отношения между деталями машины раскрываются как технические закономерности. Конструктивный подход имеет целью обеспечить физическую совместимость деталей машин, исключить их саморазрушаемость и обеспечить устойчивость их функционирования.

Технические науки формировались не только путём приложения естествознания к технике, но и путём использования многовекового опыта техники, его осмысления и придания ему логически чёткого вида. Таким путём формировались науки о различных типах машин (сельскохозяйственные, транспортные, и так далее), материаловедение, кораблестроение и прочие. Проверенные на практике эмпирические данные этих технических дисциплин сохранялись и включались в общую науку о машинах. И до сих пор многие приёмы изготовления и эксплуатации техники не получили должного теоретического обоснования.

Формирование технической науки положило конец ремесленному отношению к технике, когда те или иные механизмы совершенствовались по частям в течение многих десятилетий и даже столетий. Понимание того, что машина представляет собой преобразование движения в форму, нужную производству и в своей сущности состоящую из кинематических пар, легло в основу научного конструирования разнообразных технических устройств в XIX веке.

Из сказанного видно, что техническая наука исследует свой объект, хотя она способна объяснить функционирование и ремесленных, ручных орудий труда, которые создавались без научного обоснования. Объект технической науки формируется в процессе выделения существенных и необходимых свойств техники, конструирования машины. Машина, её компоненты, отношения между ними, их композиция, природная основа компонентов и технологический процесс — все это объект технической науки.

Объект технической науки является источником научно-технического познания. Его исследование дает, в частности, конструктивные структуры и их элементы. В структуре фиксируется устойчивость, повторяемость, необходимость, закономерность композиции компонентов машины. По отношению к структуре компонент машины выступает в виде элемента. Мысленное получение элемента структуры связано с отвлечением от физической размерности и природной основы компонента. В конечном счёте все научно-технические понятия являются отображением технического объекта.

Понятия «технический объект» и «объект технической науки» выполняют различную методологическую функцию в философском анализе техники и научно-технического познания. В понятии «технический объект» фиксируется реально изменяемая в практике сторона объективного мира. Технический объект отображается в философских, общественных, естественных и технических науках, и каждый раз наука вычленяет свойственную ей предметную область. В понятии «объект технической науки» фиксируется предмет технических наук, их отношение к объективной реальности.

Главным объектом технических наук является машина, так как с её помощью организуется технологический процесс и ей он регулируется. Машина облегчает и заменяет труд человека, служит средством достижения цели. В машине выделяются предметные области: физические компоненты, силы и связи. В соответствии с этим в рамках общей науки о машинах формируются учения о её субстрате, который может выступать как совокупность компонентов различной природы, в частности как совокупность механических деталей, о силах, действующих в машине, о кинематике механизмов. Взаимодействие рабочего орудия с объектом преобразования составляет особую предметную область технической науки — технологию. Важную предметную область образует и сопротивление материалов, из которых изготавливаются детали машин и которые подвергаются в машине напряжениям, деформации, и так далее.

В технической науке прежде всего выделяются исследования элементов, их отношений и технических структур. Для формирования предмета технической науки важно выделить, описать и объяснить технические элементы, их отношения и возможные структуры, в которых материализуются полезные для общества производственные функции. Но на этом техническая наука не кончается. Она включает в себя правила синтеза новых технических структур, расчётные методы и нормы проектирования. Мысленно сконструированные технические структуры подвергаются анализу. Они исследуются с точки зрения законов динамики, конструирования, технологии и эксплуатации. Только после этого возможны теоретические выводы о важности и полезности полученных результатов.

Своим исследовательским характером техническая наука отличается от технического творчества, для которого важен практически целеустремлённый синтез технического устройства, когда создаётся схема механизма для наперёд заданных производственных функций. Часто такой синтез осуществляется без соответствующего теоретического обоснования.

Правила и нормы проектирования, графические и аналитические методы расчёта сближают техническую науку с техническим творчеством, проектно-конструкторскими работами. Предмет технических наук формируется в непосредственной зависимости от творчества техники. В этом — специфика технических наук, которые представляют собой средство совершенствования техники, переосмысления естественнонаучных данных, открытия технологических методов и изобретения технических конструкций.

В качестве наиболее важного фактора технического творчества выступают правила, предусматривающие достижение прочности и надёжности технического средства, износостойкости и теплостойкости его деталей и прочее. Эти правила образуют рамки конструирования, исключая из него то, что не соответствует выработанным технической наукой критериям функционирования машин. Творчество техники находится в зависимости от норм, называемых стандартами, которые общество устанавливает, исходя из своих внутренних потребностей. Такие нормы предусматривают конструктивные формы, размеры деталей, их технические характеристики и прочее. На базе правил и норм инженерной деятельности разрабатываются методы решения задач. К общим методам конструирования относятся: инверсирование, комбинирование, секционирование, изменение линейных размеров, агрегатирование, компаундирование, модифицирование и другие. Принципы выступают как предпосылки деятельности, как её организующее и направляющее начало. Их научность и ценность состоят в рабочей значимости и эффективности. К принципам проектирования относятся эксплуатируемость техники, её технологичность, конструктивность, экономичность, функциональная полезность, экологичность, эстетичность и эргономичность. Таким образом, в предмет технических наук входят не только закономерности технического объекта, но и закономерности технического проектирования, методы, правила, нормы и принципы проектирования техники.

Возможна ли единая техническая наука?

Становление и проектирование больших технических систем под влиянием достижений кибернетики, системного анализа и моделирования вносят новые моменты в предмет технических наук. В частности, проектирование техники позволяет выделить некоторые общие закономерности, характерные для технических наук. Выделение общих закономерностей проектирования достигается с помощью превращения проекта из средства инженерной практики в предмет теоретического исследования. В проекте как предмете исследования снимается содержательное различие отдельных технических наук. С точки зрения Г. Н. Поварова, «разработка малых систем опиралась прежде всего на детальный анализ, на растущую специализацию задач и методов. Разработка больших систем, напротив, предполагает интеграцию, синтез, рассмотрение различных сторон явлений» 10. На основании этого Г. Н. Поваров приходит к выводу, что «по-видимому, существует достаточно определённая потребность в создании общей технической науки о системах большого масштаба».

Попытки создания единой технической науки имеют свою историю. Ещё в период формирования технических наук И. Бекман опубликовал «Проект всеобщей технологии», которую X. Вольф определял как науку о том, что «создают люди с помощью своих органов тела, и прежде всего рук». Следуя этому определению, Бекман пытался найти общие принципы производственной, ремесленной активности. Общим моментом технологического знания того времени были трудовые навыки индивидов, осознание функций рабочих органов.

Фактическое отделение орудий труда от органов тела и передача их машинам изменили технологию производства и предопределили падение «всеобщей технологии», которая была результатом теоретической бедности предметного содержания технического знания. На смену ограниченным представлениям о технике пришло обилие технических дисциплин, курсов и руководств по эксплуатации машин. На время техническая наука утратила черты единства отрасли знания. В ней сформулировались многочисленные дисциплины, эмпирическое содержание которых подчёркивало их различия.

В настоящее время сложились объективные условия для сближения технических дисциплин. Формирование машинного базиса общества, больших технических систем требует синтеза технического знания. Современное проектирование привело к разработке системотехники, технической кибернетики, теории автоматического регулирования и управления и так далее. Исследование принципов синтеза технического знания получает широкое распространение как в нашей стране, так и за рубежом 11.

В зарубежной научно-технической литературе широкое распространение получило мнение, что единой технической наукой является системотехника, которая обеспечивает максимальный контакт между фундаментальными научными исследованиями и проектно-конструкторскими разработками. Системотехника рассматривается как приложение общей теории систем к технике, как своеобразная философия техники. Общая теория систем разрабатывается как абстрактная, в значительной степени математическая дисциплина, и предполагается, что для техники она даёт ряд общих понятий и общее знание природы и видов систем 12.

В зарубежной философской литературе получил известность проект Г. Рополя. В «Пролегоменах к новому проекту всеобщей технологии» он отмечает необходимость и возможность «всеобщей науки о технике». В такой науке, как он полагает, должен осуществиться синтез технических и социальных знаний. В центре этой науки будет находиться социально-техническая система, функциональные законы которой описываются на языке теории информации. Такая система выступает как материальная (вещественная), энергетическая и информационная. «Всеобщая наука о технике» претендует на классификацию «всех мыслимых технических искусственных изделий».

Г. Рополь полагает, что построение «всеобщей науки о технике» детерминируется двумя тенденциями в научном знании. Во-первых, её требует философия, понятийный подход к технике, для которого существенное значение представляет не то или иное проявление технической практики, а совокупность общих принципов техники. Во-вторых, её требует разнообразие технических наук, которые испытывают потребность в синтезе, объединении вокруг общих принципов техники. Синтез философии и технических наук даёт «техническую философию».

С такой позицией не соглашается Х. Ленк, который считает, что в настоящее время отсутствует возможность создания «единой теории техники», «всеобщей технологии». Ленк обращает внимание на сходство современной ситуации с ситуацией 30-х годов XX века, когда неопозитивисты пытались разработать «единую науку». Не дал положительных результатов и проект Г. Румпфа — с помощью «протокольных предложений» создать единую техническую науку, который он представил в книге «Мысли о научной теории технических наук».

Полемизируя с Рополем по вопросу о единой технической науке, Ленк соглашается, что именно философия обеспечивает единство технической науки. Синтез философского знания и технических наук приведёт к «технической философии», которая обеспечит технический прогресс ясностью перспективы и цели.

Появление больших технических систем и выделение структурно-функциональных методов их проектирования усиливает интеграцию технического знания. Эта тенденция выражается в становлении системотехники как отрасли знания, в разработке методов проектирования, в частности морфологического анализа, в появлении технической прогностики и информатики, технической кибернетики и так далее. Интеграционные процессы в техническом знании находят своё выражение и в формировании комплексных научных дисциплин, например космонавтики, призванных решить кардинальные научно-хозяйственные проблемы.

Но становление системотехники как нового интегративного подхода к техническим задачам не может заменить отдельные дисциплины. Идея «общей технической науки», «всеобщей науки о технике», является методологической идеей научно-технического познания и проектирования. Технико-знание в такой же степени не является общей технической наукой, в какой естествознание не образует единую науку о природе. Но разработка методологии научно-технического познания и проектирования, этой своеобразной «диалектики техники», — актуальная задача философской науки, ибо, как справедливо выразился Х. Ленк, «метапроблемы техники слишком важны, чтобы их оставлять одним учёным, занимающимся техникой. Это — социальные и философские проблемы большой ценности» 13.

Таким образом, технические науки изучают содержание объекта, делающее его полезным в качестве технического материала, способа или конструкции. Их цель — выявить закономерности эксплуатации, изготовления и конструирования, превратить эксплуатацию техники, её изготовление и конструирование в науку. С их помощью повышается техническая полезность природных материалов и адекватность технической формы содержанию естественного процесса, оптимизируются технические конструкции с целью улучшения их эффективности, надёжности, экономичности, а также модифицируются технические средства и расширяется сфера их применения в жизни человека. Технические науки связывают естествознание с проектированием техники, занимаются разработкой методов, правил, норм и принципов проектирования технических систем. Комплексный подход к социально-техническим проблемам по освоению новых источников энергии, космоса, решение экологической проблемы, проектирование технических систем, охватывающих различные сферы общественной жизни, развитие социально-технических систем, и так далее — все это детерминирует интеграционные процессы в техническом знании. Единая техническая наука невозможна, но единство технического знания, обеспечиваемое эффективной разработкой методологических и мировоззренческих основ научно-технического познания и проектирования техники, является потребностью современного состояния инженерной деятельности и научно-технического прогресса.

gtmarket.ru

Объект и предмет научного юридического познания — Мегаобучалка

Всякое познание, в том числе и научное, есть взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом.Но если в философии «вопрос о субъекте – трудная философская проблема»[155], то в юридической науке проблемы субъекта познания практически не существует, ибо субъектом познания здесь может быть либо отдельный ученый, либо определенный научный коллектив. Единственное, что здесь необходимо иметь в виду, так это то, что научная познавательная деятельность независимо от того, кем она осуществляется – отдельным ученым или научным коллективом – носит надындивидуальный, интерсубъективный характер, поскольку зависит от коллективного субъекта, от культуры в целом, от взглядов научного сообщества[156].

Ничего подобного нельзя сказать об объекте и предмете научного юридического познания. Вопрос о них не имеет в юридической литературе единообразного истолкования и поэтому заслуживает отдельного внимания. Однако прежде чем говорить об объекте и предмете юридического познания, выясним, что понимается под объектом и предметом научного познания в философской и науковедческой литературе.

С точки зрения философии объект познания – это то, что познается, это тот фрагмент бытия, с которым реально взаимодействует субъект в своей познавательной деятельности[157]. Объектом научного познания является определенный фрагмент бытия, существующие вне и независимо от нашего сознания явления материального мира, с которыми взаимодействует наука в процессе познавательной деятельности. Объект (от лат. objektum – предмет) – это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Объект выступает как такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом (исследователем). При этом выделение объекта познания осуществляется при помощи форм практической и познавательной деятельности.

Предмет обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческого познания. Это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах[158]. Предмет познания детализирует и конкретизирует область исследования, являясь как бы срезом объекта познания.



Таким образом, исследование предмета познания осуществляется, с одной стороны, как единого целого, а с другой – как части более крупной системы (объекта), в которой анализируемый (изучаемый) находится с остальными предметами познания в определенных отношениях. Поэтому в каждом научном исследовании выделяется объект и предмет исследования. Объектом научного исследования является материальная, или идеальная, природная, или искусственная, система. Предмет научного исследования – это структура системы, закономерности взаимодействия как внутри, так и вне ее, закономерности развития, различные ее свойства, качества и т. д.[159].

Что же является объектом юридической науки? Как представляется, таким объектом являются государственно-правовые явления, выступающие в качестве определенного фрагмента социального бытия. Следует, однако, иметь в виду, что государственно-правовые явления как фрагменты социального бытия познаются не только юридической наукой (точнее сказать не только юридическими науками), но и рядом других социальных наук – философией, социологией, политологией, экономической теорией и т. д. При этом каждая из этих наук, включая и юридические науки, познает в государственно-правовых явлениях только определенные аспекты не вторгаясь, как правило, в область других наук. В этой связи наряду с вопросом об объекте возникает также вопрос и о предмете юридической науки.

Но что понимается под предметом юридической науки и как он соотносится с ее объектом? Однозначного ответа на этот вопрос современная юридическая наука не дает. Как отмечает Н. Н. Тарасов, «анализ наиболее распространенных в юридической литературе точек зрения на данный вопрос показывает, что внимание исследователей, в части объекта и предмета правоведения, привлечено в основном к основаниям их различения и определению понятий»[160]. На этот счет в современной юридической литературе высказываются различные точки зрения, которые, по мнению Н. Н. Тарасова, можно свести к двум основным. Суть первой из них состоит в том, что предмет науки права рассматривается в «объектном отношении», т. е. как «объективная реальность», существующая вне научного знания и не зависящая от оснований и методов научного исследования. Для противоположной точки зрения требование различать объект как познаваемую реальность и предмет науки как создаваемую определенными исследовательскими средствами теоретическую модель этой реальности является принципиальной. С данной точки зрения предмет – это реальность, созданная самой наукой[161].

Иными словами, в современной юридической науке проблема соотношения объекта и предмета науки рассматривается с двух позиций. Согласно одной из них, можно сказать традиционной, предмет науки – это часть или некоторая сторона объекта науки[162]. Так, Д. А. Керимов, говоря о предметах общественных наук, отмечает: «Общественная наука, будучи по своей внутренней сущности единой, распадается на множество отраслей знания, различающихся своим специфическим предметом познания. Каждая отрасль общественной науки изучает определенную группу общественных явлений, их необходимые и существенные связи и отношения»[163]. Этой точки зрения придерживаются и многие современные исследователи. В частности, если обратиться к работам по теории государства и права, в которых затрагивается вопрос о соотношении объекта и предмета данной науки, то большинство их авторов склоняется к традиционной трактовке этого вопроса, т. е. предмет науки теории государства и права, рассматривается ими как элемент, как составная часть ее объекта. Отсюда и предмет юридической науки в целом будет составлять определенную часть объекта юридической науки. Проще говоря, предмет юридической науки – это определенная часть, определенный компонент объекта юридической науки, который выделяется юридической наукой в процессе исследования ею соответствующего объекта.

Иной позиции в этом вопросе придерживаются отдельные российские исследователи, мнение которых не совпадает с общепринятой точкой зрения. Для наглядности приведем высказывания некоторых из них.

Одним из первых, кто высказал иное понимание предмета юридической науки, в частности предмета теории государства и права, был, пожалуй, В. А. Козлов, который считал, что «каждый сложный объект имеет сущности разного порядка, характеризующие его со всех сторон, многообразные связи и отношения, и каждая наука исследует свою собственную сущность, что и делает ее относительно самостоятельной. Поэтому один и тот же объект изучается различными науками, каждая из которых фиксирует в своей системе знаний специфический предмет. Однако объективная ориентация, трактовка предмета как системы объективных законов приводит к отвлечению от деятельности познающего субъекта и отождествлению законов науки и законов реальной действительности»[164].

Переведя это на простой язык, можно сказать, что каждый сложный объект имеет сущности разного порядка и каждая наука исследует в этом объекте свою собственную сущность. При этом каждая из наук, изучающих данный объект, фиксирует в своей системе знаний свой специфический предмет.

Обратимся к другим высказываниям, касающимся иного, нетрадиционного понимания предмета юридической науки.

Более четкое изложение данной позиции мы находим у В. Н. Княгинина и А. В. Полякова. В. Н. Княгинин, исходя из того, что для каждой науки характерны собственный объект исследования, цель, предмет, методология и социальное значение, под объектом науки понимает изучаемую наукой часть окружающего мира, а под предметом науки то, с чем наука непосредственно работает, что она созидает и трансформирует, т. е. знания. Применительно к теории государства и права объектом данной науки является, по мнению В. Н. Княгинина, все общество, рассматриваемое преимущественно в аспекте его государственно-правовой организации, а ее предметом – теоретическая модель всей государственно-правовой организации общества в целом, с которой, как считает автор, теория государства и права работает, которую она создает, перестраивает, уточняет и развивает[165].

Аналогичной позиции в этом вопросе придерживается и А. В. Поляков. Говоря о различении объекта и предмета науки, он пишет: «Объект науки – то, на что направлена познавательная деятельность. Предмет науки – совокупность знаний об объекте, заданных специфическим ракурсом его рассмотрения»[166]. Отсюда предмет общей теории права А. В. Поляков определяет как «совокупность наиболее общих знаний об исследуемом объекте – праве»[167].

Взгляды В. Н. Княгинина и А. В. Полякова созвучны с высказываниями В. С. Нерсесянца по поводу объекта и предмета науки вообще и юридической науки в частности. «Объект научного изучения, – пишет В. С. Нерсесянц, – отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своих особых предмета и метода.

Объект – это то, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки. В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, т. е. системой понятий об основных сущностных свойствах, признаках и характеристиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функционирования и развития. Научное (теоретическое) познание тем самым представляет собой творческий процесс глубинного постижения изучаемого объекта в мышлении, в созидании его мысленного образа (модели) в виде определенной системы понятий о сущностных свойствах данного объекта.

Эти искомые сущностные свойства объекта (в их понятийном выражении) и являются предметом соответствующей науки.

В весьма упрощенном виде можно сказать, что объект науки – это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет – то, что мы знаем после научного познания»[168].

И далее: «Приведенные положения об объекте и предмете науки в целом относятся и к юридической науке. Поэтому в общем виде можно сказать, что объектами юридической науки являются право и государство, а ее предметом – основные сущностные свойства права и государства. Иначе говоря, предметом юридической науки являются понятие права и понятие государства, поскольку сущностные свойства объекта в соответствии с требованиями научного (теоретического) познания можно адекватно выразить лишь в такой высшей познавательной форме, как понятие. Это означает, что надлежащее … раскрытие теоретического содержания понятия права и понятия государства, а вместе с тем и адекватное научное их обоснование представлены в юридической науке в целом и составляют ее предмет»[169].

Отталкиваясь от предложенного понимания объекта и предмета юридической науки, В. С. Нерсесянц выдвинул идею дуализма объектов и единства предмета юриспруденции, которая нашла поддержку со стороны отдельных исследователей[170]. Суть идеи заключается в том, что юридическая наука, хотя и изучает два объекта (право и государство), имеет и вообще может иметь лишь один предмет. Таким единым предметом юридической науки в целом и отдельных юридических дисциплин является, по мнению В. С. Нерсесянца, единое, общее понятие права и государства. «Данное общее понятие выступает как то исходное всеобщее юридико-понятийное начало (принцип и критерий юридичности), которое подлежит соответствующей конкретизации применительно ко всем сферам и направлениям юридического познания и которое, следовательно, должно учитываться и присутствовать во всех более частных и детальных определениях и характеристиках права и государства, во всей системе понятий юридической науки в целом и отдельных юридических наук», – пишет В. С. Нерсесянц[171]. Этим единым понятием, снимающим и преодолевающим дуализм объектов, является, по мнению автора, либертарно-юридическое понятие права (и соответственно государства) как формального равенства свободных индивидов, т. е. как всеобщая и необходимая форма свободы людей[172].

Таким образом, проблема соотношения объекта и предмета юридической науки сводится к тому, что одни исследователи предмет юридической науки рассматривают в качестве определенной части, стороны ее объекта, коим являются государство и право (государственно-правовые явления), другие же предмет юридической науки видят в совокупности знаний о ее объекте.

На наш взгляд, трактовка предмета юридической науки, как теоретической модели всей государственно-правовой организации общества в целом, как совокупности наиболее общих знаний о государстве и праве ведет по сути дела к отождествлению познанного с познаваемым. Так, в одном из философских словарей под предметом познания (а предмет науки – это и есть предмет познания) понимаются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объектов, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах[173].

Подобным образом соотношение объекта и предмета науки, как было показано выше, обычно трактуется также в философской и науковедческой литературе.

Все это говорит о том, что наиболее устоявшимся является понимание предмета науки как определенных сторон, свойств, отношений тех или иных объектов реальной действительности. Вместе с тем сторонники иного понимания предмета науки обвиняют своих оппонентов в отождествлении предмета и объекта науки, вследствие чего, дескать, и проистекает неправильная трактовка предмета науки.

Действительно, понимание предмета науки как определенных сторон, свойств, отношений познаваемых объектов на первый взгляд ведет к отождествлению предмета и объекта науки, так как познание с точки зрения гносеологии есть взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом. Исходя из этого, вроде бы нет необходимости наряду с термином «объект познания» использовать термин «предмет познания». Однако в теории познания термин «предмет познания», тем не менее, используется и трактуется он в качестве определенных сторон, граней, аспектов познаваемого объекта. Это свидетельствует о том, что предмет и объект познания различаются лишь потому, что познавательная деятельность обычно направлена не на весь объект, а только на какую-то его сторону, которая вычленяется познающим субъектом и исследуется с определенной целью[174]. Если этот момент не принимать в расчет, то различие предмета и объекта познания теряет свой смысл.

Подобный подход имеет, как представляется, важное методологическое значение для любой науки, в том числе и юридической. Юридическая наука, как известно, не единственная наука, изучающая государственно-правовые явления. Кроме нее данные явления изучаются, как отмечалось, и другими социальными науками. Поэтому для всех социальных наук, изучающих государственно-правовые явления, последние выступают в качестве объекта познания. Но коль скоро каждая наука имеет в соответствующем объекте свой предмет, то определенные стороны, грани, аспекты государственно-правовой действительности, составляют предмет каждой науки, изучающей государство и право. В то же время необходимо иметь в виду, что поскольку юридическая наука – это система наук, то предмет юридической науки, коим являются закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, а также их основные связи с другими социальными явлениями и личностью, для всех юридических наук выступает в качестве объекта познания, в составе которого каждая юридическая наука имеет свой предмет[175].

Что же касается трактовки предмета науки, в том числе предмета юридической науки, как совокупности знаний, добытых наукой, то едва ли она может быть принята, поскольку при таком подходе предмет науки сливается с ее содержанием, с теми знаниями, которые она добывает. Между тем знания – это не предмет науки, а результат ее познавательной деятельности[176].

 

megaobuchalka.ru

Объект и предмет науки — Энциклопедия по экономике

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ НАУКИ  [c.7]

Содержание объекта и предмета науки Организация, планирование и управление промышленным предприятием непосредственно связано с содержанием составляющих ее частей — организации и управления, тесно взаимодействующих друг с другом в процессе производства материальных благ. Это взаимодействие обусловлено единством н соотносительностью организации и управления как общественных категорий.  [c.8]


В данной теме будут рассмотрены вопросы, которые являются основополагающими для курса Прогнозирование национальной экономики . При изучении темы необходимо вспомнить законы философии, приобрести навык подтверждения справедливости этих законов практическими примерами из экономической науки и жизненного опыта, ознакомиться с основными закономерностями экономических явлений, объектом и предметом экономического прогнозирования, формами научного предвидения и способами проверки достоверности прогнозов. Приобретенные знания рекомендуется закрепить при помощи структурных построений пройденного материала.  [c.5]

Формулировка предмета любой науки, в том числе статистики финансов, в значительной степени определяет направления ее дальнейшего плодотворного развития. Вместе с тем, с нашей точки зрения, процесс дискуссий по этой проблеме значительно важнее, чем их результат, поскольку содержание объекта и предмета постоянно уточняется. Если в одной аудитории сегодня окажутся два статистика-профессионала, то с высокой степенью вероятности можно ожидать, что будут предложены различные по форме и содержанию определения объекта и предмета статистики как науки вообще и статистики финансов в частности. Однако, если внимательно и беспристрастно проанализировать доводы сторон, предложенные определения объекта и предмета статистической науки будут скорее дополнять, чем опровергать друг друга.  [c.16]

Социально-экономическая статистика как общественная наука. Объект и предмет изучения социально-экономической статистики. Связь социально-экономической статистики с другими общественными науками.  [c.442]

Нередко путают объект и предмет исследования, здесь эти понятия трактуются в соответствии с общепринятой методологией науки [21].  [c.12]

Криминалистика, как и любая наука, характеризуется спецификой изучаемых объектов и предмета научного познания. Для их исследования в криминалистической науке используют совокупность методов, образующих ее методологию. Мы придерживаемся мнения Р.С.Белкина, обосновавшего трехуровневую систему методов криминалистической науки » Базовое звено системы — всеобщий метод познания (диалектический метод), «нижний раздел» которого составляют категории и процедуры формальной логики. Второе звено системы составляют общие (или общенаучные) методы криминалистики, включающие в себя как эмпирические, так и теоретические методы, за исключением тех, которые относятся ко всеобщему методу науки. Третье звено классификации — специальные методы различного уровня обобщения, все без исключения характеризующиеся ограниченной сферой применения»1.  [c.86]

Многообразие восприятия и употребления термина организация вызывает необходимость серьезных научных исследований форм и содержания его выделения, понимания и применения, что неоднократно подчеркивалось одним из основоположников всеобщей организационной науки А. А. Богдановым [6, 7]. Его особая заслуга заключается в том, что в своем фундаментальном научном труде Тектология он впервые выделил, обосновал и подчеркнул значение исследования такой определяющей характеристики организации, как всеобщность . Именно в ней А. А. Богданов и его многочисленные последователи обнаруживают основополагающие условия и огромный потенциал формирования, становления и развития всеобщей системы организационных наук, определяющих и представляющих единые, общие для всех объектов и предметов исследования аспекты организации процессов и систем.  [c.23]

Как уже было изложено выше, методологической и теоретической основой теории организации служат комплексный, исторический и ретроспективный подходы, диалектический и системный методы, теоретико-методологические труды и разработки отечественных и зарубежных ученых. Этот аппарат традиционно и уверенно применяется в исследованиях большинства областей знаний, в которых помимо него используются и другие инструменты познания. Их разработка и применение обусловлены спецификой объектов и предметов исследований и обеспечивают наиболее полное и контрастное представление содержания каждой отдельной науки.  [c.50]

С другой стороны, во всех областях знаний или видах деятельности человека любой объект исследования или воздействия, будь то процесс или система, рассматривается, представляется и совершенствуется прежде всего как организация. Естественно, все это накладывает существенный отпечаток на представленные в предыдущей главе учебника построение и применение единой системы методологии, подходов, методов, конкретных методик, инструментария исследований объектов и предмета теории организации, постановки и разрешения проблем ее совершенствования и развития. Этим еще раз подчеркивается универсально формируемая и применяемая мировоззренческая роль теории организации в современной науке и практике.  [c.69]

Приведенное выше определение ставит понятие парадигмы в основу формирования и представления тезауруса теории организации. В этой науке значение тезауруса имеет особый смысл, поскольку формируемое с его помощью комплексное представление о построении интеллектуальной организации как системы научных взглядов ложится в основу структурно-логического строения любой области знаний или сферы деятельности. В них тезаурус организации становится языком разработки и построения концепции исследования конкретного объекта и предмета, выступает в роли структурообразующего инструмента процесса познания. Этим определяется организационно-методический характер его воздействия на организацию процесса и системы научных исследований.  [c.78]

Экономическая наука и экономическая теория объект и предмет исследования.  [c.41]

Как соотносятся экономическая наука и экономическая теория В чем состоит их объект и предмет  [c.61]

Наука фера деятельности, ориентированная на выработку знаний о мире, их систематизацию, построение образа мира и определение способов взаимодействия с миром. Науки различаются по предмету и объекту исследования. Предмет науки это сторона, которой объект представлен в науке. Объект исследования — это сторона реальности, на изучение которой направлена данная наука. Каждой науке присущи свои понятия, средства и методы.  [c.12]

Хозяйственная деятельность и те процессы, что в ней проистекают, являются объектом исследования многих наук экономической теории, макро- и микроэкономики, управления, организации и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и т.д. Экономика изучает воздействие общих, частных и специфических законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности.  [c.16]

Экономический анализ — важная часть экономических и финансовых наук, составляющих теоретическую основу экономической работы в организации. Он имеет свой предмет, объекты и методы (приемы) исследования экономических показателей и взаимосвязи между ними.  [c.52]

Выявление той или иной наукой какой-либо специфической и существенной стороны в объектах и процессах исследования позволяет выделить ее в качестве самостоятельной отрасли знания и установить ее предмет. Определение предмета науки — одна из сложных методологических проблем.  [c.6]

Предмет науки вообще. Предметы экономических наук. Предмет и объекты АХД. Определение предмета АХД в специальной литературе.  [c.20]

В этих определениях наблюдается идентификация предмета АХД с его объектами и не найден водораздел АХД с другими науками, изучающими хозяйственную деятельность предприятия или хозяйственные явления и процессы, проистекающие в ней. Данные определения не содержат то специфическое, что позволяет отличить АХД от других наук. В целях ограничения объекта исследования в некоторых определениях предмета указывается цель АХД оценка достигнутых результатов и выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.  [c.22]

Метод любой науки зависит от ее предмета и задач, которые она решает. Нельзя и лопату, и нож использовать для одной цели. Лопатой роют землю, а ножом режут хлеб. Однако вместо лопаты можно использовать экскаватор. Последнее замечание указывает, что методы, применяемые в науке, развиваются и могут совершенствоваться. Более того, наука прежде всего изучает методы, но отбор их осуществляется на основе того, как эти методы позволяют решать поставленные перед наукой задачи и насколько эффективно с их помощью можно описать и организовать в целях изучения и управления предмет науки, ее объекты. Таким образом, предмет и метод науки образуют неразрывное единство.  [c.161]

Общественное производство изучается естественными, техническими и социально-экономическими науками. Естественные и технические науки изучают производство как процесс, совершающийся между природой и человеком. Объектом их изучения являются вещественные отношения. Эти науки исследуют свойства предметов труда, их химические и физические изменения в процессе производства и т. д.  [c.5]

Социальная политика — это деятельность органов государственной власти и государственных учреждений в области социальных отношений. Объектом социальной политики становится население в целом, отдельные составляющие его социальные общности, слои и группы, семьи. В дореформенный период к социальной сфере относили искусство, культуру, спорт, науку, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, т.е. те отрасли, где не создавались материальные блага. Социальную сферу именовали бюджетной, непроизводственной. В настоящее время так принято называть сферу жизнедеятельности людей, охватывающую широкий перечень объектов или предметов ведения социальной политики. Для выполнения главных функций государства и решения профильных проблем создается социальная инфраструктура.  [c.248]

Микроэкономика, как и любая другая наука, характеризуется, во-первых, своим объектом изучения, во-вторых, выделяемым ею в таком объекте содержанием, представляющим собственный ее интерес и составляющим ее предмет, и в-третьих, методом, определяющим специфику ее подхода к объекту и выделения в нем ее предмета. Микроэкономическая теория изучает экономическую деятельность людей, устанавливая ее существенные общие закономерности. Последние десятилетия развития современной микроэкономики, в том числе исследования лауреата Нобелевской премии по экономике Гэри Беккера, показали, насколько широка Область ее применения и как порой она далеко уходит от «традиционных» экономических проблем, выявляя экономические аспекты в казалось бы совсем неэкономических сферах человеческой жизни.  [c.11]

Однако, хотя тенденция подмечена верно, она, по-видимому, реализуется еще не скоро. ЭММ в действительности имеют общий объект исследования с другими экономическими дисциплинами — экономику (или шире социально-экономическую систему), но разный предмет науки т.е. они изучают разные стороны этого объекта, подходят к нему с разных позиций. И главное, при этом используются особые методы исследования, развитые настолько, что сами они становятся отдельными научными дисциплинами особого методологического характера. В отличие от дисциплин, в которых преобладают онтологические аспекты, а методы исследования высту-  [c.409]

Науки различаются и по предметам исследования. Предмет науки — это сторона, которой объект представлен в науке. Предмет не фиксирует всех сторон объекта.  [c.13]

Объекты и явления окружающего мира являются для нас предметами познания. Познавательная деятельность ведется по линии многих наук, но, как было показано В.И. Лениным на примере физики, никакая наука не может двигаться вперед, отступая oi материалистического понимания познания как отражения объективной природы, реально существующего материального мира.  [c.16]

Таким образом, объектом природопользования как науки служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием. Предметом природопользования является оптимизация  [c.6]

Бухгалтерский учет — это не только одно из действенных средств контроля за выполнением государственных планов экономического и социального развития, но и один из важнейших инструментов управления народным хозяйством. Итак, этот вид учета, являясь самостоятельной наукой, имеет объект и специфические способы его изучения, свою историю развития, предмет и метод его категории приведены в систему и завершены созданием теории. Следовательно, бухгалтерский учет является наукой, в кото-  [c.14]

Подготовку к теме Личность в организации рекомендуется начать также с усвоения основных категорий и понятий. При этом необходимо учитывать, что личность является объектом изучения многих наук философии, истории, психологии, педагогики, медицины и др. Личностью интересуются художники, писатели и поэты, объектом пристального внимания личность человека является для юристов. Личность является также предметом изучения, экспериментов и спекуляций религиозных сект, экстрасенсов, просто шарлатанов и дельцов от науки и религии.  [c.22]

Собственно традиционное представление состава и содержания тезауруса обычно начинается с базового эшелона основных, наиболее часто применяемых понятий, определяющих сущность и ориентацию рассматриваемой области знаний. Здесь последовательно выделяются, формулируются и структурируются дефиниции, термины и их взаимосвязи, выделяющие объект, раскрывающие предмет исследования данной науки, причем особое внимание уделяется его природе как источнику и процессу возникновения, становления и развития.  [c.79]

Объект, предмет, методология и структура педагогической науки системный, личностный, деятельный подходы категории педагогики функции педагогического процесса информатизация, развитие, социализация личности объект и субъект воспитания и обучения целостность педагогического процесса закономерности, противоречия, принципы целостного педагогического процесса воспитание в структуре целостного педагогического процесса характерные особенности, движущие силы воспитание как система сущность системного подхода в воспитании структурные элементы процесса воспитания и их взаимосвязь  [c.107]

Предмет науки тесно связан с ее методом. Их можно и нужно различать, рассматривать отдельно, но не забывать, что они тесно связаны друг с другом и можно сказать что предмет экономики — это ее метод, а метод — это предмет, но представлены они по-разному. Метод представляет из себя как бы свернутый предмет. Метод науки должен соответствовать своему предмету. Экономическая наука имеет дела с живыми, внутренне противоречивыми, сложными, динамичными, постоянно изменяющимися объектами.  [c.3]

Предмет — это та сторона объекта, на которой концентрируется данная научная дисциплина. Так, человек является объектом целого комплекса наук, каждая из которых изучает одну из его сторон. Физиология изучает человека как природный механизм, медицина изучает лечение этого механизма, психология изучает психическую организацию человека, психиатрия — лечение психических заболеваний, социология — поведение человека в социальных системах и т.д. Имеется целый комплекс так называемых поведенческих дисциплин , изучающих те или иные механизмы поведения человека. Поведение потребителей — одна из многих. Ее предметом является не весь человек, а лишь его поведение, но не во всех его проявлениях, а только на рынке и только в качестве потребителя. В социологической традиции предметом является поведение различных социальных общностей в процессе потребления.  [c.70]

Дайте определение предмета системологии организации. Покажите принципиальное различие между объектом и предметом науки.  [c.174]

Демичев В.А. Объект и предмет науки // Филос. науки. -1983. -№5.-С. 128-131.  [c.173]

Системология организации как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет системологии организации. Категории системологии организации и их классификация. Функции теории организации.  [c.28]

Гипотеза о влиянии ценностей на стратегии поведения научных работников проверена на материалах эмпирического исследования. Речь идет об упомянутом уже опросе сотрудников научных и научно-производственных учреждений Москвы, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, проведенном осенью 1998 г. Глубинное личное интервью было посвящено актуальной жизненной ситуации исследуемой группы — трудовая биография, проблемные зоны работы, семьи, самореализации, планы на будущее, характеристика макросреды и пр. Таким образом, представленный в настоящем тексте анализ основан на нестандартизированных данных, предоставляющих возможности включения в объект и предмет изучения, расстановки акцентов в понимании социального феномена, которому посвящено исследование. В дальнейшем анализ группы предполагается дополнить стандартизированными данными — результатами анкетного опроса, проведенного весной 1999 г. в Москве, Краснодаре, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Респондентами являлись работающие в двух отраслях -наука и оборонная промышленность.  [c.33]

Принцип научной обоснованности является важнейшим в построении плана счетов и вытекает из самого понятия бухгалтерского учета как отрасли экономической науки. Каждый счет в плане должен решать строго определенные задачи в общей системе управления — получать и контролировать информацию об определенном объекте управления. Синтезирование объектов возможно лишь по однородным признакам, смешение разнородных объектов на одном счете делает управление ими неэффективным. Нельзя, например, на одном счете отражать движение материальных ценностей и расчетов, денежных средств и уставного фонда, средств труда и предметов труда. Такое объединение без учета экономического содержания объектов отрицательно влияет на качество учетной информации, ее познавательное значение.  [c.19]

При этом, как справедливо замечает В.Н.Дружинин, понятие объект психологического исследования по своим качествам будет тождественно понятию субъект исследования , поскольку и в том и в другом случае познает и действует человек, а когда человек познает человека, то всегда возможна смена позиций (в любых других науках, кроме психологии, такое немыслимо например, образец горной породы никогда не сможет наблюдать исследующего его минеролога) (см. Дружинин В.Н., 1994, с. 66). Рассмотрение предмета психологического исследования приводит к выделению двух основных противоречий психологического эксперимента противоречия между задачей экспериментатора исследовать испытуемого как объект и невозможностью решить эту задачу без включения испытуемого в качестве субъекта эксперимен-  [c.327]

economy-ru.info