О конт социологии – Социология и изучение общества. — О.Конт – основатель социологии.
Обратная связь ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса — ваш вокал Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком» Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | 1.Учение о позитивизме как основании науки в работах Конта. 2. Классификация наук и место в ней социологии. 3. Методы социологии. 4. Социальная статика и социальная динамика.
1. Французский философ Огюст Конт (1798-1857) был одним из создателей социологии: он дал ей имя и программу. Название науки взято из двух разных языков (из латинского «societas» — «общество» и греческого «λόγος» — «слово», «учение»). Свой социологический проект Конт изложил в 6-томном «Курсе позитивной философии» (1830-1842). Разработке так называемого субъективного метода посвящены «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества» (1851 – 1854), «Позитивистский катехизис» (1852) и «Субъективный синтез» (1856). Идейными истоками творчества Конта явились труды многих философов, экономистов, историков, естествоиспытателей. Со вкладом различных мыслителей в создание социологии можно ознакомиться в 47-й лекции «Курса позитивной философии». Конт отдает должное великому философу античности Аристотелю, предшественнику подлинной социальной науки; высоко оценивает вклад в научное мировоззрение философов нового времени Ф. Бэкона, Гоббса, Декарта, Юма, Кондильяка, а также ряда естествоиспытателей. Высоко Конт оценивает вклад французского философа Монтескье, который впервые распространил принцип детерминизма (причинной обусловленности) на область социальных явлений, показав их подчиненность действию естественных законов. От социалиста-утописта Сен-Симона Конт почерпнул идеи значения науки, в особенности социальной, в современную эпоху; представление о «социальной физике», или «социальной физиологии» (прототип социологии) как части общего научного знания, а потому основанной на наблюдении и других методах естественных наук; роли индустриализма и «индустриалов» в современном и будущем обществах. Даже сам жизненный и творческий путь Конта от проповедника новой науки к проповеднику новой религии напоминает путь Сен-Симона. В трудах Конта используется также идея прогресса Кондорсе, на которую он опирался при разработке «закона трех стадий». Конт относится негативно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания созидательный, позитивный дух. Категория «позитивное» становится наиболее общей и главной в его системе. У этого слова пять значений: 1. Реальное в противовес химерическому; 2. Полезное в противовес негодному; 3. Достоверное в противовес сомнительному; 4. Точное в противовес смутному; 5. Организующее в противовес разрушительному. Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в контексте его учения о знаменитом «законе трех стадий», или «трех состояний», который он считал своим главным открытием. Согласно этому закону, индивид, общество и все человечество в своем развитии с необходимостью проходят — теологическая, или фиктивная стадия. Ее характеризует стремление разума найти конечные причины явлений, разум «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Фетишизм связан с верой в фетиши – объекты, наделяемые мистическими и сверхъестественными свойствами. Политеизм – вера во множество богов, монотеизм – в единого бога. Теологическая стадия была необходимой для своего времени, ибо обеспечивала предварительное развитие социальности и рост умственных сил. — метафизическая — позитивная, она же реальная, или научная стадия отличается действием закона постоянного подчинения воображения наблюдению. Ум обращается к простому исследованию законов, т.е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». Именно на третьей стадии формируется истинная (позитивная) наука, цель которой – познание объективно существующих неизменных естественных законов. В этом он видел главное призвание науки (в том числе и социологии). 2. Конт провозглашает единство и иерархичность структуры всего бытия, включая человеческое. На этой основе он строит свою классификацию наук, сохраняющую известное значение и до настоящего времени. Система наук Конта представляет собой иерархию, выражающую в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к специфическому. Каждая из перечисленных Контом наук заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный метод, обусловленный спецификой изучаемого ею объекта. Все науки проходят теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле слова. На вершине иерархии находится научная социология. Социология, как и всякая наука, изучает, по Конту, неизменные естественные законы. Она является царицей наук, так как ее предмет – самый сложный. Социология должна использовать достижения других наук, изучающих более обширные, чем общество, сферы реальности. Конт одним из первых открыл собственно социальную реальность. Для ее обозначения он использует понятия «общество», «социальный организм», «социальная система», «социальные явления», «социальное существование» и др. Человек по природе своей социален; социальность – его естественное состояние. Но и эгоизм – тоже естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом в процессе воспитания. Будучи социальным реалистом, Конт постоянно подчеркивает примат общества над индивидом. Одним из первых в социологии Конт разработал подход к обществу как к системе, прообразом которой является биологический организм. Конт постоянно подчеркивает целостность, неделимость общества как системы, взаимозависимость всех его частей. Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени. Общество, по Конту, основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и преемственности. Особенностью Конта, как и многих основателей социологической науки, является неразличение общества и человечества. Общество для него – человечество в миниатюре, а человечество – расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и самая «реальная» социальная реальность. Конт верил в универсальный прогресс, в соответствии с которым все общества неизбежно проходят одни и те же фазы развития. По Конту, достаточно изучить наиболее «передовые» общества, чтобы понять путь, по которому в будущем пойдет все человечество. В каждой эпохе он рассматривает «элиту, или авангард человечества». Подобная позиция служила правильному пониманию реального единства человечества, но, с другой стороны, приводила к упрощенному взгляду на пути развития различных обществ и игнорированию их своеобразия. 3. В трактовке метода социологии Конт проявил непоследовательность. Конт-ученый вступил в противоречие с Контом-реформатором и моралистом. В период написания «Курса позитивной философии» Конт провозглашает беспристрастный и объективный подход к изучению социальных явлений, свободный от оценок, сформировавшихся вне науки. В этом контексте он рассматривает социологию как элемент общей системы научного знания. Но став пророком новой религии, Конт обращается к «субъективному методу», идущему, по словам автора, «от человека к миру». В «объективной социологии» Конт призывает опираться на общенаучные методы — индукцию и дедукцию. Социальные явления, по Конту, должны изучаться так же, как и астрономические, физические, химические и физиологические, т. е. как явления, подчиненные «неизменным естественным законам». Конт критикует методологию метафизической стадии развития общества, когда господствует воображение и попытка объяснения фактов абсолютными причинами. Социология должна опираться на три основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнительный метод. Любому наблюдению должна предшествовать выработка какой-то общей теории, так как изолированное, чисто эмпирическое наблюдение бесплодно и недостоверно. Ученый должен пользоваться теми наблюдениями, которые привязаны к какому-нибудь закону. Вторым «объективным» методом исследования является эксперимент. Правда, в социологии прямой эксперимент невозможен (как, например, в физике), зато в ней имеет место эксперимент «косвенный», суть которого — в изучении происходящих в обществе нарушений нормального хода развития, т.е. патологических явлений. Патологическими явлениями богаты революционные эпохи, поэтому косвенный эксперимент возможен преимущественно в эти периоды. Следующий «объективный» метод называется сравнительным. Он представлен несколькими способами сравнения: 1. Сравнение человеческих и животных обществ. Данный метод позволяет установить элементарные и универсальные законы социальной солидарности. 2. Сравнение различных существующих состояний человеческого общества в различных частях земного шара, причем желательно рассматривать народы, ничем не связанные друг с другом, чтобы доказать «постоянное тождество фундаментального развития человечества». 3. Историческое сравнение различных последовательных состояний человечества, или исторический метод. Этот метод – основа социальной науки; он отличает ее даже от наиболее близкой к ней биологии. Суть метода – в сопоставлении различных фаз эволюции человечества, составлении «социальных рядов» и последовательной оценке различных состояний человечества. Этот метод развивает социальное чувство и чувство исторической преемственности. Исторический метод важен также для научного предвидения. В отличие от объективного, субъективный метод является эмоционально-альтруистическим по своей сути. Этот метод «сердца», которому должен быть подчинен ум. Необходимо, как учит Конт, подчинять научные, моральные и политические идеи альтруистическим чувствам, направленным на семью, отечество и человечество. Этому соответствуют три формулы: жить для своих близких; жить для своих соотечественников; жить для всех. Все они резюмированы в девизе: «жить для других». 4.Социология Конта делится на две части: социальную статику и социальную динамику, что соответствует двум частям его главного лозунга «Порядок и прогресс». Социальная статика – это социальная анатомия, изучающая строение социального организма; социальная динамика – социальная физиология, изучающая его функционирование. Объект первой – общество «в состоянии покоя», объект второй — общество «в состоянии движения». Социальная статика выделяет «структуру коллективного существа» и изучает условия существования, присущие всем человеческим обществам, а также законы гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи, общества (человечества). Индивид, как было сказано раньше, естественным образом стремится жить в обществе, однако эгоистические устремления его также естественны. Поэтому «подлинный социологический элемент» — не индивид, а семья. Семья – это школа социальной жизни, где индивид учится жить в гармонии с другими. Семья развивает чувство социальной преемственности, связывая прошлое с будущим. Из семьи вырастает общество. Общество состоит из совокупности семей. Семья, племя, нация, государство – это фазы ассоциации в последовательном стремлении к человечеству. Однако семья – еще не ассоциация, так как строится на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Собственно социальные образования предполагают преимущественно кооперацию, основанную на разделении труда. Разделение труда, по Конту, не только экономический, но и значимый социальный факт, «самое главное условие нашей социальной жизни». Разделение труда лежит в основе социальной солидарности, а также увеличения размера и растущей сложности социального организма. Солидарность присуща всем живым объектам, однако в обществе она достигает наивысшей степени. Конт разрабатывает понятие социального консенсуса (согласия) для обозначения специфически социальной солидарности. Консенсус – «основная идея социальной статики». Разделение труда, по Конту, несет в себе изъяны и опасности для социального организма, так как разделяет общество на множество изолированных групп и делает человека умелым в чем-то одном и «чудовищно неспособным» во многих других отношениях. Частный интерес, выполнение частных задач уводят человека от общих социальных задач и интересов. Спасение от этого Конт видит в постоянной дисциплине и функции управления. Возникает материальная, интеллектуальная, моральная субординация. Она неразрывно связана с разделением труда и требует, помимо подчинения, веры либо в способности, либо в честность управляющих. «Нормальное» правительство максимально опирается на убеждение, согласие, общественное мнение и, в меньшей степени, на материальную силу. Конт был противником разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, однако он резко разграничивает власть духовную и мирскую. Это разделение благотворно только при условии бесспорного превосходства духовной власти. После Французской революции духовная власть была полностью поглощена властью мирской и перешла к политикам и юристам; в современную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к «индустриалам», а духовная – к «ученым» (в первую очереди – к социологам). Ученые становятся новыми «духовными владыками», новым «жречеством». В позитивном обществе эта своеобразная каста выполняет многообразные функции: освящает, советует, регулирует, распределяет по классам, судит и, будучи священством нового культа, следит за мыслями, поступками, чтением и даже за воспроизводством потомства. Среди множества социальных институтов и сфер социальной жизни Конт наибольшее значение придает религии и морали. Эти сферы пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и др. Движущая сила деятельности – не интеллект, а чувство. Чувство же, в свою очередь, приводится в движение моралью и религией. В «Системе позитивной политики» социология растворяется в этих сферах. С помощью «субъективного» метода разработка морали сливается с построением социологии; все науки — подготовительная ступенька для морали, которая трактуется как своего рода седьмая наука, поднятая на вершину иерархии наук. Религиозно-нравственное начало пронизывает у Конта даже институт собственности. Будучи сторонником частной собственности и права наследования имущества, Конт в то же время постоянно подчеркивал «социальную природу собственности» и ответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается. Структура общества, по Конту, в принципе не меняется. Она подвергается потрясениям в «критические» периоды, однако вновь восстанавливается благодаря прогрессу, который есть «развитие порядка». Помимо структуры общества, Конт описывает его динамический аспект, именуемый прогрессом. Последний присущ только человеческим обществам, что и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс в социальной сфере возможен потому, что, в отличие от животных, в обществе происходит передача, наследование от предыдущих поколений материальных и духовных богатств. Понятие прогресса у Конта носит «антропологический» оттенок, т.е. напрямую связано с человеком, его инстинктивным стремлением «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования», развивать « в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь…». Социальная динамика Конта лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. «Органические» периоды чередуются с «критическими», при которых нарушается преемственность в историческом развитии. Однако в целом социальное развитие предполагает совершенствование, улучшение. Непрерывность, преемственность – основная характеристика прогресса. Это – солидарность во времени, в то время как социальная статика – солидарность в пространстве. В «Позитивистском катехизисе» Конт утверждает: «Живые всегда…управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядка». Главный закон социального прогресса – описанный нами выше закон трех стадий. Общество проходит теологическую, метафизическую и позитивную стадии. Позитивная стадия, по Конту, должна была наступить после Великой Французской революции. Однако революция осуществила только разрушительную задачу и уклонилась от нормального пути. Духовно эту стадию обрамляет «Курс позитивной философии». Точная дата ее наступления: 1860-1865 гг. (дата называется в «Системе позитивной политики»). Конт провозглашает реформы для достижения Земли Обетованной (позитивного состояния): создание твердых и общепринятых мнений (теоретические реформы) и реформы практические, политические. Они восстановят прекрасную, с его точки зрения, социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую «ученым», вторую – «индустриалам», заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет – всеобщим централизованным управлением компетентных людей. Позитивный этап Контом предсказывается как неизбежный, но описывается весьма смутно. Социальная динамика завершается пророчествами и утопическими проектами.
|
megapredmet.ru
Социология Огюста Конта. Основы социологии
Огюст Конт (1798-1857)
Огюст Конт (1798-1857) разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Стоит сказать, для реализации такого перехода обществу крайне важно новое знание о самом себе — не критически философское, а позитивно-научное. Стоит заметить, что он назвал такую науку «социологией» — аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть ϲʙᴏбодной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука.
В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Отметим, что каждая более сложная наука строится на более общих науках, пол ому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет ϲʙᴏй специфический метод или способ рассмотрения. Стоит сказать, для социологии ϶ᴛᴏ «исторический метод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на ϶ᴛᴏй основе законов развития.
Социология как наука о человеческом обществе — самая молодая наука в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, ɥᴛᴏбы она служила прогрессу человека и общества. Вместе с тем социология — самая сложная в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее сформировавшиеся позитивные науки. Из них главной и основополагающей Конту кажется математика, исторически самой ранней — астрономия. За астрономией следуют физика, химия и биология. Стоит сказать, для того ɥᴛᴏбы заниматься социологией, нужно уϲʙᴏить данные науки.
Конт с помощью социологии пытается найти путь к преодолению социальных катаклизмов ϲʙᴏего времени и соединить порядок и прогресс, кᴏᴛᴏᴩые он воспринимает прежде всего как два вида общественных закономерностей, фиксирующих две части социологии — социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика имеет дело с общественным порядком, кᴏᴛᴏᴩый понимается как гармония элементов, основывающаяся на отношениях общности, и акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой — анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус — основная идея социальной статики Конта.
Социальная динамика изучает общество в развитии. Конт вновь считает социальное развитие трехстадийным — в виде трех форм социально-политической организации общества:
- теологическая стадия — военное господство;
- метафизическая стадия — феодальное господство;
- позитивная стадия — промышленная цивилизация.
Данные стадии закономерно следуют одна за другой, по϶ᴛᴏму неравенство между социальными группами связано с уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми.
Стоит отметить, что основной закон социальной динамики («закон прогресса») состоит по сути в том, что каждый подъем духа вызывает в силу всеобщей гармонии ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий резонанс во всех без исключения общественных областях — искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной эволюции.
Труды Конта оказали огромное влияние на других выдающихся социологов, особенно на Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.
Социология О. Конта
Огюст Конт (1798-1857) — французский философ, один из создателей позитивистской философии и социологии. В 1817-1822 гг. он был секретарем Сен-Симона, редактировал некᴏᴛᴏᴩые его работы. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что Конт стал в какой-то мере продолжателем философских и социологических взглядов Сен-Симона в позитивистском направлении. Известность ему принес «Курс позитивной философии» (1830-1842).
Стоит отметить, что основные положения контовской позитивистской социологии (теории, метода, оценки) выражаются в следующем.
В первую очередь, социальные явления (события) качественно похожи на природные явления (события). Значит, природные и социальные законы будут однотипными по ϲʙᴏей сущности и форме.
Во-вторых, методы социального познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и синтез, аналогия и гипотеза и т. п.) однотипны с методами естественнонаучного познания, по϶ᴛᴏму можно перенести последние на анализ социальных явлений: социального повеления, социальных связей и отношений, организаций и институтов и т. п.
В-третьих, задача социологии заключается в выработке системы теоретических положений, кᴏᴛᴏᴩые эмпирически обоснованы. Эти социологические положения должны стать основой объяснения социальных явлений и прогнозирования их развития. Социология как наука должна строиться по образцу естественных и технических наук. Ни философия, ни наука не могут ставить вопрос о причине явлений — ϶ᴛᴏ им не под силу. Их задача заключается в описании происходящего в природе, обществе, человеке, а не в выявлении сущности происходящего. К примеру, упало яблоко, но закон всемирного тяготения как сущность падения всех тел на Земле познать нельзя.
Конт развил идею Сен-Симона о стадиях развития человеческих обществ в виде трех стадий интеллектуальной эволюции человечества и индивида. Первая стадия — теологическая, на кᴏᴛᴏᴩой все явления окружающего человека мира объясняются религиозными представлениями (например: «Все создано Богом»). Вторая стадия — метафизическая, когда все окружающие человека явления мира объясняются сущностными причинами (абсолютной идеей, законами и т. п.). Третья стадия — позитивная (научная), на ней те же явления объясняются эмпирическими и рациональными основаниями. Здесь возникает уже наука об обществе — социология, понятие о кᴏᴛᴏᴩой, как упоминалось, впервые использовал именно Конт.
Новую науку социологию Конт разделил на две части. Первая часть — социальная статика, изучающую естественные, устойчивые условия, социальную структуру общества и т. п. Сюда он относит географическую среду, семью (ячейку общества), общественное разделение и интеграцию (и солидарность) труда, образующие структуру общества, и другие феномены. Говоря о человеке с социологической точки зрения, Конт выделяет в нем соотношение умственных (интеллектуальных) и эмоциональных качеств. В обществе существует социальная иерархия и субординация, основанные на разделении труда. Правительство играет ведущую роль, находясь на вершине социальной пирамиды и руководствуясь научной социологией.
Схема 1. Пирамида наук О. Конта
Схема 2. Позитивистская социология О. Конта
Вторая часть — социальная динамика, изучающая естественные причины и законы общественного развития. Здесь Конт выступает представителем эволюционного направления в социологии. Социальная динамика изображает историю человечества как последовательную смену состояний человеческого ума (интеллекта). Развитие идет от военного к индустриальному типу общества, кᴏᴛᴏᴩое базируется на (1) промышленности, (2) проникновении позитивной науки во все сферы экономики и (3) урбанизации населения. Цель общественного прогресса заключается в преодолении эгоистических интересов и ориентации на альтруистические интересы.
В другом сочинении — «Система позитивной политики» (1851 — 1854) — Конт рассматривает социологию в качестве «социальной физики». В таком качестве она должна быть основой «научной политики», примирять принципы «порядка» и «прогресса» общества, а также революционные и реставраторские тенденции в его развитии. Стоит сказать, для Конта общество представляет собой ϲʙᴏеобразный организм, кᴏᴛᴏᴩый состоит из частей, находящихся в равновесии между собой. Эволюция ϶ᴛᴏго организма заключается в функциональной специализации структур и их подгонке друг к другу. Тогда социология становится «позитивной моралью», ϲʙᴏдом правил проведения людей, и ему должны следовать политические лидеры.
Конт полагал, что применил эмпирический (как в естествознании) метод в социологии, делая ϲʙᴏи выводы на социальных фактах (статистике, наблюдениях, экспериментах). Этот метод предполагал внешнего наблюдателя — собирающего факты ученого, исследователя, якобы не влияющего на объект. Но возникает логическое противоречие: нельзя быть наблюдателем того, что само будет результатом сознательных действий множества людей и в чем ты сам принимаешь участие ϲʙᴏим сознанием. Объект социологического исследования — общество — представляет множество социальных взаимодействий, созданных тысячелетиями эволюции. Невозможно представить себе наблюдателя-ученого, способного познать ϶ᴛᴏ сознательное взаимодействие. Предмет обществознания отличен от предмета естествознания (науки).
Конт считал, что исходит в социологическом анализе из социальных фактов (как в естествознании). Но что такое факты социальной жизни? Это единство природного и сознательного. Люди общаются, понимают друг друга потому, что их ум устроен одинаково. Именно ϶ᴛᴏ создает единство человеческого сообщества и создает историю как нечто поддающееся толкованию (пониманию). Хайек замечает, что попытка создать обществоведение не обращаясь к индивидуальному сознанию человеческого поведения подобна попытке вытащить ϲʙᴏй ум за волосы на уровень «надчеловеческого» ума. Что может увидеть такой ум в человеческом обществе, если одни и те же действия могут означать совсем разнос по ϲʙᴏему смыслу? Поцелуй советских вождей, поцелуи любовников — ϶ᴛᴏ разные типы поведения, кᴏᴛᴏᴩые можно разгадать только человеческим сознанием данного общества.
Хайек полагает, что социология Конта положила начало сциентистскому и историцистскому подходу к изучению общества. Сциентизм — ϶ᴛᴏ естественнонаучное изучение общества, подобное изучению природы. Стоит заметить, что он заключается в разложении природных объектов на составные части (анализ), а затем их соединении (синтез). Историцизм содержит в себе эмпирическое исследование общества, на базе такого исследования выбудет некая закономерность. К примеру, такой закономерностью в марксистской социологии был закон об определяющей роли материального производства в развитии общества. Главной целью всякой социологической теории должно быть создание универсальной истории человеческого рода, понимаемой как схема неуклонного его развития в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с познаваемыми законами.
Согласно сциентистско-историцисткому мышлению общество представляет собой подобие живого организма, в кᴏᴛᴏᴩом целое — организм — всецело зависит не от мнений отдельных клеток, а задается неким естественным законом. Отсюда происходит и определение исторических фаз как стадий развития живого организма. Что будет причиной смены данных исторических фаз? У Конта ϶ᴛᴏ естественный закон, у Гегеля — Мировой Дух, у Маркса — материальное производство, и т. д. Историцизм, по мнению Хайска, Поппсра и других субъективистов — ϶ᴛᴏ одно из величайших заблуждений человеческого ума в XX веке. В марксистской социологии была создана теория пяти общественно-экономических формаций, кᴏᴛᴏᴩая отрицала устремления людей: хочешь — не хочешь, но пролетарско-социалистическая революция, а за ней и коммунизм наступят обязательно.
Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что у О. Конта перед нами типично сциентистское отношение к социологии, согласно кᴏᴛᴏᴩому наука — главный фактор общественного прогресса, социология должна уподобиться естественным наукам, утверждается недоверие к ϲʙᴏбоде индивида, стремление преодолеть спонтанное развитие общества силой планомерной, научно организованной деятельности государства. Миль, находившийся под влиянием системы
О. Конта, наповествовал о ней как о «самой совершенной системе духовного и светского деспотизма из всех, произведенных человеческим мозгом…».
xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai
Шпаргалка — Социология О. Конта
Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)
Введение
Французский ученый и философ, позитивист, энциклопедически образованный мыслитель Огюст Конт (1798 – 1857) стал основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Именно он ввел в оборот само понятие «социология», обозначающее учение об обществе, которое он нередко называл еще социальной философией. Конт также пользовался понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс. Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли автономно по отношению друг к другу. Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических и иных качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Значит, чтобы развивать общество, надо прежде всего развивать отдельных людей. Следовательно, общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические и другие институты.
Закон трех стадий интеллектуального развития человечества (по Конту)
Конт поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречались в его работах.
Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им, как сам он писал «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах «Курса позитивной философии», а также в других своих работах.
Таким образом, исследуя ход развития человеческого ум в различных областях, Конт вывел закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных теоретических состояний:
· теологического;
· метафизического;
· позитивного.
Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактно теоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно является и законом развития всего человечества.
Предшествующее состояние умственного развития является необходимым условием развития последующего. Последовательность достижения различными отраслями знаний позитивного состояния соответствует разнообразной природе явлений и определяется степенью их «общности, простоты и взаимной зависимости». Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающий в логической форме исторический процесс развития знания от простого — к сложному, от низшего — к высшему, от общего к специфическому. Каждая ступень в развитии знания — наука более высокого порядка — подразумевает предыдущую как свою необходимую предпосылку, которая однако, недостаточна для объяснения специфического содержания науки более высокой ступени. Поэтому как наука сначала рождается математика, затем астрономия, физика, химия, а после нее биология. Огюст Конт считал, что для завершения системы наук наблюдения человеческому разуму остается основать «Социальную физику» (так он вначале называл социологию).
В контовской классификации наук социология следует за биологией. Она также изучает деятельное существа (индивиды и общество). Из общей схемы следует, что социология основывается на основах биологии и без них невозможна, но имеет «сверх того нечто своеобразное, видоизменяющее влияние этих законов и вытекающее из взаимодействия индивидов друг на друга. Это взаимодействие особенно осложняется в человеческом роде вследствие воздействия каждого поколения на последующее». Это положение взято из «Курса позитивной философии». Поэтому, социолог, наблюдающий за общественной жизнью как бы со стороны, должен стараться быть бесстрастным наблюдателем, хотя такого состояния полностью достичь ему никогда не удастся, так как мыслящий человек не может «раздвоиться» на рассуждающего и наблюдающего за рассуждениями. Социолог должен прежде всего наблюдать за состоянием общественных идей и мнений как социальных явлений.
Социология, по Конту, есть наука о мыслительной деятельности. Человек познает разум только при условии наблюдения за его деятельностью и его творениями на протяжении истории и в обществе. Разум человека не может быть познан ни путем интроспекции, как у психологов, ни методом рефлективного анализа, как у Канта.
Саму социологию Конт подразделял на две основные части — социальную статику и социальную динамику. Первая — призвана изучать условия существования и законы функционирования социологических систем; вторая — законы их развития и изменения.
Социальная статика, по Конту, — это, по сути дела, анатомия общества, теория общественного порядка, наилучшей организации общества, достижения социальной гармонии (консенсуса). Общество он сравнивает с живым организмом, имеющим различные органы, которые выполняют свои специфические функции. Но точно также, как нельзя рассматривать функционирование любого отдельного органа в отрыве от целостного живого организма, так и в обществе как социальной системе нельзя правильно понять отдельные его структурные элементы вне его целостности. То есть нельзя изучать политику и государство вне рамок всего общества, взятого в данный момент. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для Конта служит первое, а не второе: не индивиды создают общество, а общество определяет социальную природу личности.
Анатомически препарируя общество на отдельные социальные структурные элементы, институты, О.Конт особо выделяет семью, государство и религию как то, что играет важнейшую роль в обеспечении органического единства общества, всего человечества. Он считает, что именно семья, а не индивид, составляет ту простейшую единицу, из которых складывается общество.
Человек, по его мнению, изначально преимущественно эгоистичен, хотя в его природе наряду с «эгоистически-личностным» имеется и неэгоистическое, «социальное» начало. И вся история человечества у О.Конта представляет собой постепенное преодоление эгоистических наклонностей человека: на ранних этапах развития человечества явно преобладали эгоистические инстинкты людей, которые затем все больше преодолеваются по мере индустриального развития общества, что, в свою очередь, приведет к распространению и утверждению альтруистических начал в обществе. Одной из важнейших функций семьи как раз и является воспитание молодого человека в духе альтруизма, преодоления врожденного эгоизма, индивидуализма.
Социальная динамика О.Конта — это позитивная теория общественного развития — имеет более историко-философский, нежели социологический характер. Основную идею социальной динамики он видел в постепенном развитии, эволюции человечества. Не отрицая определенную роль в этом и других факторов, которые Конт именовал вторичными (например, раса, климат, прирост населения, разделение труда), безусловный приоритет он отдавал первичным — духовным, умственным. Поэтому характер общества на каждом историческом этапе и направление его развития определяются у Конта «состоянием человеческих умов». Он отмечал, «история человеческого ума выступает естественную и постоянную руководительницею всего исторического изучения человечества». Таким образом, закон трех стадий умственного развития (миросозерцания) становится у Конта главным, самым общим и основным законом всей эволюции человечества.
Значение социологии О.Конта определяется прежде всего тем, что он сумел довольно полно синтезировать основные социально-философские идеи и практические потребности своего времени. Он впервые:
· обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития;
· определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение;
· поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке;
· обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.
Критикуя умозрительный, чисто абстрактный подход к изучению общественной жизни, апеллируя к положительному, опытному знанию к историко-сравнительному методу исследования, признавая эволюционный характер социальных процессов и их закономерность, он оказал сильное влияние на формирование социологии как самостоятельной сферы научного знания.
Список использованной литературы
1. Бабосов Е.М. Общая социология: учебное пособие для студ. вузов /Е.М. Бабосов. – Мн.: «Тетрасистемс», 2006. – 640 с.
2. Волков Ю.Г. Социология/Ю.Г.Волков, Ростов –н/Д.: Феникс, -2000, — 571с.
3. Общая социология: Учебное пособие/ Под ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА – М. – 2006, — 654 с.
4. Социология. Основы общей теории учебник. /Г.В.Осипов. – М. Норма, 2008. – 912 с.
5. Социология: учебник для вузов. /В.И.Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 2008, — 448 с.
www.ronl.ru
3. Позитивистская социология о. Конта.
Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания предложил новую науку об обществе — социологию. Конт предложил создать такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое название — социология (соци — общество, лог — знание, наука). Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество — наблюдение, сравнение и эксперимент.
Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в логической форме исторический процесс развития знания от простого к сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к социологии требование — изучать законы явлений, а не искать трансцендентных причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не на философской интерпретации. У Конта социальный закон — это закон трех стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную).
Конт делил социологию на две части: социальную статику и социальную динамику.
Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы в состоянии целостности и равновесия всех элементов, в этом разделе рассматриваются основные общественные институты (семья, государство, религия и т.д.) и их функции и роли в установлении согласия в обществе. При этом основным законом Конт считал закон социальной гармонии.
Социальная динамика рассматривала общество в движении, развитие —это теория общественного прогресса, решающим фактором которого выступает духовное развитие человечества. Здесь основным законом Конт считал — закон смены социальных состояний. Конт создал методологическую базу социологии.
Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов, эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных групп, наций и т.д.).
4. Эволюционистская социология г. Спенсера.
Герберт Спенсер (1820-1903) — английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из популярнейших теорий в 19 в.
Социологическая система Спенсера базируется на трех основных элементах:
эволюционной теории,
органицизме, (рассмотрение общества как определенного рода организма),
учении о социальной организации — структурных механизмах и институтах.
По аналогии с биологическим организмом Спенсер рассматривал общество как сложный организм, исходным элементом, которого выступает индивид. Правда соотношение части и целого он трактовал особым образом. Индивид, хотя и выступает частью целого (общества), тем не менее это не обычная часть органического целого, а такая, которая характеризуется многими признаками целого, но обладает относительной свободой в рамках целостной структуры общественной организации. Спенсер выделял черты сходства биологического и социального организмов:
рост, увеличение в объеме,
усложнение структуры,
дифференциация функций,
рост взаимодействия структуры и функций,
возможность временного существования частей при расстройстве
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и дифференциацию:
интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи.
дифференциация заключается в движении от однородного к разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер сформулировал основные принципы функционального подхода, которые затем развил Парсонс. Эти принципы состояли в следующем:
Общество рассматривается как целостная структура, единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т.д.
Каждая часть может существовать только в рамках целостной системы, где она выполняет определенные функции.
Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все вместе функции направлены на поддержание устойчивости общества и его воспроизводство.
Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, в случае нарушения деятельности частей, выполняющих определенные функции, чем больше эти функции отличаются, тем труднее другим частям восполнить нарушенные функции.
studfiles.net
О. Конт и создание социологической науки
Новые рефераты:
- Повышение пенсионного возраста.
- Безработица и её социально-экономические последствия.
- Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
- Колебательные реакции.
- Предмет формальной логики.
- Роль и значение времени в управлении.
- Античная философия.
- Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
- Рыночные структуры.
- Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
- Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
Главная » Социология. Курс лекций 2 » О. Конт и создание социологической науки
О. Конт и создание социологической науки
Появление социологии как науки связывают, прежде всего, с именем Огюста Конта (1798-1857) — философа-позитивиста, ученика и в свое время секретаря мыслителя-утописта Анри Сен-Симона. Если существуют законы развития природы, то наверняка существуют законы развития общества. И если эти законы открыть, то этим обществом можно управлять, совершенствуя его. Так рассуждал «отец» социологии О. Конт. Главной задачей социологии он считал создание системы научного, или «позитивного» знания об обществе, открытие основных социальных законов, столь же непреложных, как законы естествознания. Поэтому не случайно, что первоначально вместо термина «социология» О. Конт оперировал термином «социальная физика». В своем труде «Курс позитивной философии» и в других работах он обосновал тезис о том, что только та наука может дать объективное знание, которая основана и развивается по принципам естественнонаучного знания. По его мнению, истинная наука характеризуется тем, что решительно отказывается от «неразрешимых» вопросов. К ним он относил те, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений.
О. Конт полагал, что каждая «сложная наука» строится на «общих науках» и потому должна пользоваться их методами. Но при этом она добавляет свои специфические методы. В случае социологии это исторический метод, заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведении на этой основе законов развития. О. Конт говорил о необходимости широкого использования в социологии методов из сферы естествознания. Наукой, получившей самое раннее развитие, он определял астрономию, вслед за ней поставил физику, химию и биологию. Отсюда следовал вывод: чтобы заниматься социологией, нужно освоить все эти науки.
В структуре социологии О. Конт выделил два основных направления: социальная статика и социальная динамика.
Социальная статика — общественный порядок, который понимается как гармония элементов, основывающихся на отношениях общности. Изучая социальную статику, социолог акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Эти условия касаются конкретного индивида, отдельно взятой семьи и общества в целом. Семейные отношения и разделение труда есть основные отношения порядка в обществе. Социальный консенсус, достижение согласия между индивидами в обществе — основная идея социальной статики О. Конта.
Рис. Огюст Конт — родоначальник социологии
Социальная динамика — проявление закономерностей общественного развития. Она аналогична эволюции живой природы. Социальная динамика рассматривается как смена последовательных исторических этапов. О. Конт выделяет три формы политической и социальной организации, соответствующих этим этапам:
• теологическая (фантазийная) — военное господство; доминирует религиозная мифология; явления природы и поступки людей объясняются влиянием сверхъестественных сил;
• метафизическая (абстрактная) — феодальное господство; место религиозного воображения занимает опытное знание о явлениях внешнего мира и жизни людей;
• позитивная — становление промышленной, индустриальной цивилизации с характерными для нее формами социально-политической организации; человеческое сознание в своих суждениях и выводах исходит преимущественно из научных наблюдений. Впоследствии О. Конт написал целый ряд трудов, которые не получили признания. Пропагандируя свои взгляды, философ предпринял попытку создать собственную партию, но потерпел неудачу. Более того, ученый не провел даже одного социологического опроса. Однако это не мешает нам выразить чувства благодарности О. Конту — мыслителю, благодаря которому мир открыл интереснейшую для нас науку.
Лекция, реферат. О. Конт и создание социологической науки — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
Об авторе
« назад Оглавление вперед »
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
О. Конт и создание социологической науки
Социология Г. Спенсера | «Социальная биология»
Эмиль Дюркгейм — создатель французской социологической школы
Понимающая социология М. Вебера
Формальная социология Г. Зиммеля
Социологическая теория марксизма
Основные направления и школы американской социологии
Современные социологические теории
4. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ. ИСТОРИЯ ЕЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
5. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
6. СТРУКТУРА, ТИПОЛОГИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЛИЧНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
7. ГЕНДЕР И МЕНЕДЖМЕНТ
8. ПРИМЕРЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ РОЛЬ В ПРОЦЕССАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
9. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
10. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС
11. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ
12. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
13. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
— ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
17. ПОНЯТИЕ МОБИЛЬНОСТИ И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
18. ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
19. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СТЕПЕНЬ ЕГО ТЯЖЕСТИ
20. ТЕОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
21. ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ
22. ТИПЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
23. АЛКОГОЛИЗМ
25. НАРКОМАНИЯ как социальная проблема
26. СУИЦИД как социальная проблема
27. ПРОСТИТУЦИЯ
28. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ
29. ГЕНИАЛЬНОСТЬ И ТАЛАНТ
30. ГЕРОИ И ГЕРОИЗМ К ВИД ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
31. ДРУГИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
32. СЕМЬЯ И БРАК
33. ПРОБЛЕМА СТАБИЛЬНОСТИ СЕМЬИ: РАЗВОДЫ
34. ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
35. РАБОТА И ТРУД
36. БУДУЩЕЕ РАБОТЫ
37. ПОНЯТИЕ, РЕСУРСЫ, СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИИ, ЕЕ ЭТИКА
38. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИИ
39. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
41. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
42. СОЦИОЛОГИЯ ПОЛИТИКИ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
42. ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
43. ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
44. ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ И ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА, НАУЧНЫЕ ТЕОРИИ ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
45. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ И МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВ
46. ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
47. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ СТРАТИФИКАЦИИ
48. СТРАТИФИКАЦИЯ В РОССИИ
49. БОГАТСТВО
50. СРЕДНИЙ КЛАСС
51. БЕДНОСТЬ
52. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ
53. ТЕОРИИ КОНФЛИКТОВ
54. КЛАССИФИКАЦИИ КОНФЛИКТОВ
СЛОВАРЬ по социологии
3. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД « | » Социология Г. Спенсера | «Социальная биология»
referatwork.ru
О. Конт – родоначальник социологии
Впервые слово “социология”, обозначающее область научного знания было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом (1798 – 1857) в 1842 г. в его главном произведении «Курс позитивной философии». Как и многие другие философы того времени, Огюст Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Высшим видом систем он полагал общество, человечество.
Первоначально Конт называл социологию «социальной физикой». Он считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности для общественного блага. Этот организм, по его мнению, действовал в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию О. Конт разделял на социальную статику (описывающую взаимоотношения между социальными институтами) и социальную динамику (раскрывающую законы изменения общества) и допускал применение законов механики к изучению общества и его основных элементов. Общество, согласно Конту – органическое целое, каждый член которого не мыслим вне связи с целым.
О. Конт считал, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Социология должна использовать, по Конту, следующие методы:
наблюдение за ходом проистекания общественных процессов;
эксперимент, т.е. наблюдение за изменениями, вызванными специально;
сопоставление жизни человечества с животным миром;
сравнение жизни разных стран и народов по определенным показателям;
исторического анализа, сопоставления разных состояний человечества или отдельных народов в разные исторические времена.
Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Позитивизм, согласно Конту – знание полезное и точное. Говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, прежде всего, необходимость изучения отдельных социальных фактов, их сопоставления и проверки, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии.
Историческая и научная роль Огюста Конта состоит, прежде всего, в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией. К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что социальная жизнь в значительной степени отличается от тех закономерностей, с которыми имеют дело естественные науки.
Две идеи, берущие начало в работах Конта, четко просматриваются в ходе развития социологии: 1) применение научных методов для изучения общества; 2) практическое использование науки для осуществления социальных реформ.
Главные произведения О. Конта: «Курс позитивной философии» (1842) и «Система позитивной политики» (1850 – 1854).
studfiles.net
О.Конт и его роль в создании науки социологии
Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798 — 1857 гг.). Именно он начал употреблять название «социология» (лат. societas — общество и греч. logos — учение). Однако его вклад в науку не был ограничен введением термина социология. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или социологический трактат об основах религии человечества». Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии.
Согласно контовскому закону классификации наук каждая предшествующая наука становится предпосылкой появления последующей, более сложной. Наиболее близкой социологии наукой является биология. Их объединяет сложность предмета исследования, каковым выступает целостная система.
В социальной системе Конт определял две основные части: социальную статику и социальную динамику. Первая представляет собой структуру и строй общества и законы человеческого существования, а вторая означает изменение как таковое и его законы. Для выяснения и понимания деталей социальной статики и динамики применяется метод наблюдения, опыта и сравнения. Место позитивного мышления в системе Конта можно понять в связи с его «Законом трёх стадий». Согласно этому закону в развитии человечества Конт различал три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную.
На первой стадии человек понимает природные явления как результат действия сверхъестественных сил. На второй стадии все явления объясняются как результат действия абстрактных причин, идей, сил. На третьей стадии человек занимается наблюдением природных явлений и поисками закономерностей между ними. На этой стадии происходит соединение теории и практики: знание законов, определяющих события, делает возможным управление событиями.
Трём указанным выше ступеням умственного развития человечества соответствуют три стадии исторического прогресса. Первая — теологическая (древность и до XIII в.). Вторая — метафизическая — охватывает XIV – XVIII вв. На третьей, высшей — позитивной стадии, начавшейся в XIX в. наступает расцвет промышленности, науки. На место старой традиционной религии приходит позитивизм как «религия человечества».
Таким образом, О. Конт впервые: обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; поставил вопрос о проведении эмпирических исследований; обосновал закономерный характер развития истории.
socupr.blogspot.com