Нравственное воспитание эстетическое воспитание – Нравственное и эстетическое воспитание — Pro-Psixology.ru

Содержание

Нравственное и эстетическое воспитание — Pro-Psixology.ru

Нравственное и эстетическое воспитание — относительно самостоятельные направления воспитательной работы. Каждое из них решает свои специфические задачи, имеет собственные средства и методы. Однако оба вида коммунистического воспитания имеют много общего и по своему содержанию и по направленности. Их общие черты предопределены всем укладом нашей жизни, развитием общественных нравственных и эстетических отношений. Оба они объективно направлены на формирование всесторонне гармонически развитой личности строителя коммунизма. Достижению этой цели, несомненно, способствуют умелое сочетание факторов эстетического и нравственного воспитания, особенно широкое использование искусства.

В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии специально отмечалась роль социалистического искусства в нравственном воспитании, в формировании моральных качеств советского человека. «Стоит отметить еще одну тему,— подчеркивал Л. И. Брежнев,— которой наши литература и искусство отдали немало усилий. Это — тема морали, нравственных исканий. Были здесь и свои издержки, но все-таки больше достижений. Заслуга наших писателей, художников в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека — его принципиальность, честность, глубину чувства, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности»

Нравственное и эстетическое воспитание есть формирование нравственного и эстетического сознания, а также нравственной и эстетической деятельности социалистической личности. Чтобы выявить, как факторы эстетического сознания влияют на формирование и развитие нравственного сознания и поведения личности, важно иметь в виду такие узловые категории эстетического сознания, как «эстетическое восприятие — оценка», «эстетический вкус», «эстетический идеал».

Первичные отдельные эстетические восприятия — оценки являются отражением эстетической ценности предметов, явлений, человеческих поступков, характеров и т. д. Эстетическая оценка возникает в ходе материального производства, когда человек, овладевая мастерством, обретает определенную степень свободы трудовой деятельности и начинает наслаждаться самим процессом труда. В этом эмоциональном осознании своей свободы творчества в труде заложены основы эстетического переживания, Это сложное эмоциональное переживание переносится и на восприятие уже изготовленных предметов. Именно эти предметы служат первыми объектами эстетического восприятия-оценки. Объектом эстетической оценки становятся также поступки и действия людей, в которых проявляется высокая степень свободы их предметной и общественной деятельности. Именно здесь и пересекаются этическая и эстетическая оценка действий человека.

Эстетическое восприятие-оценка, далее, переносится с отдельного действия или поступка на облик и характер человека в целом. Причем здесь, по нашему мнению, дается целостная синтетическая эстетическая оценка, когда человек рассматривается с точки зрения проявления высокой степени свободы физической, предметно-трудовой и общественной деятельности.

При сравнении таких первичных элементов нравственного и эстетического сознания, как «нравственная оценка» и «эстетическое восприятие-оценка», явственно прослеживаются и их специфика, и общие взаимопересекающиеся черты.

То же самое можно сказать относительно таких общих категорий, как «нравственная норма» и «эстетический вкус». Эстетические вкусы сходны с нравственной нормой тем, что они имеют нормативный характер. Как и норма в моральном сознании, они являются уже определенным критерием оценки эстетической ценности новых явлений.

Сопоставление нравственных и эстетических идеалов имеет существенное значение для данных видов общественного сознания. Эстетический идеал, так же как и нравственный,— оценочная категория. Оба являются высшими категориями нравственной и эстетической оценки и имеют характер эталона или образца, в них отражается не только сущее, но и должное, а также объективные тенденции и закономерности развития. Будучи классовыми в классовом обществе, они непрерывно видоизменяются и развиваются с развитием самой общественно-исторической практики.

Несмотря на общие черты, нравственный и эстетический идеалы характеризуются рядом специфических различий. Во-первых, различие касается формы отражения. Нравственный идеал в некоторой мере абстрактен и существует в форме оценочных суждений. Эстетический идеал, несмотря на то что это высшая форма абстракции, всегда имеет конкретно-чувственный облик. Он интегрируется на основе накладывающихся друг на друга эстетических восприятий, вкусов и художественных образов и представляет собой сложный сплав эмоционального и рационального.

Во-вторых, различие касается широты самого объекта отражения. Нравственный идеал связан непосредственно с человеческой личностью. Это есть понятийное представление о совершенной в нравственном отношении личности, являющейся эталоном и нормативным образцом для подражания.

Эстетический же идеал — это конкретно-чувственный образ прекрасного человека. И в этом смысле он значительно шире по самому объекту своего отражения.

В-третьих, специфическое различие заключается в том, что эстетический идеал есть конкретно-чувственное целостное отражение высшей на данном историческом этапе степени свободы человеческой деятельности во всех ее многообразных проявлениях.

Таковы, на наш взгляд, основные общие черты и главные специфические различия нравственного и эстетического идеала.

Под нравственной деятельностью подразумевается специфический аспект, проявляющийся во всех видах человеческой деятельности, причем важную роль играет осознание индивидом в ходе общественно-исторической практики ценности своего поступка. Эстетическая деятельность также пронизывает все виды человеческой деятельности, которая в отличие от нравственной имеет и особый специфический вид своего проявления — художественную деятельность, искусство.

Следовательно, влияние эстетической деятельности на нравственное сознание и поведение может быть двояким. С одной стороны, это влияние эстетических аспектов трудовой и других видов деятельности, а с другой — непосредственное влияние специфически эстетического вида деятельности — произведений искусства. На формирование такого принципа коммунистической нравственности, как добросовестное отношение к труду на благо общества, помимо непосредственных факторов нравственного воспитания огромное влияние оказывает сам эстетический аспект трудовой деятельности и ее результатов.

В принципе человек может выработать в себе добросовестное отношение к труду на благо общества и без вмешательства эстетических факторов. Здесь вступают в действие такие сложные нравственные категории, как «ответственность», «долг» перед коллективом и обществом. Он может и эмоционально пережить чувство глубокого морального удовлетворения от добросовестно исполненной работы. Но какими новыми яркими гранями засверкают все эти его нравственные оценки, суждения и переживания, когда в самом труде он обретет высокую степень мастерства и свободы, когда он почувствует наслаждение от самого процесса труда, т. е. когда в его предметно-трудовой деятельности появится эстетический аспект!

Сами произведения искусства, непосредственным предметом отражения в которых являются эстетические стороны действительности, также почти всегда затрагивают и нравственный аспект. Иногда (в плакате, басне, семейно-бытовой драме, довести или кинофильме) это выступает явно и сразу бросается в глаза. В других видах и жанрах искусства (пейзаж, натюрморт, лирическое стихотворение, музыкальное произведение) нравственные мотивы могут выступать очень косвенно, приглушенно и опосредствованно. В произведениях архитектуры и художественного ремесла нравственные мотивы по существу отсутствуют. Но независимо от степени и глубины отражения нравственных аспектов деятельности человека в произведениях искусства нравственные ценности никогда не являются прямым предметом отражения. Лишь преломленные в эстетической ценности, лишь как органическая составная часть прекрасного и безобразного, трагического и комического в самой жизни, могут они послужить объектом отражения в художественном образе.

Поэтому, когда говорят, что произведение посвящено моральным проблемам, это в сущности неточно. Произведение может быть посвящено моральным проблемам, только взятым в их эстетическом преломлении. Доброе всегда или почти всегда содержится в прекрасном, а злое — в безобразном. Но это не идентичные понятия. Поэтому произведения, которые ставят своей задачей «художественно проиллюстрировать» какие-либо моральные нормы или принципы, заранее обречены на неудачу. В них утеряно главное — специфика предмета отражения в искусстве.

Произведения подлинного искусства, сохраняя художественную специфику, как правило, оказывают значительное действие на моральное сознание людей. Воздействие это имеет ряд особенностей. Художественное произведение воспитывает не через абстрактное перечисление совокупности моральных норм и принципов, не через иллюстрированные образы, служащие воплощением тех или иных черт коммунистической нравственности, а через конкретно-чувственное воплощение живых человеческих характеров во всей их целостности и неповторимости. В подлинных произведениях искусства никогда не дается «чисто» нравственная оценка поступка или человеческого характера. Нравственная оценка всегда интегрируется в эстетической, дается при помощи сложнейшей совокупности изобразительно-выразительных средств того или иного вида или жанра искусства.

В отличие от нравственных норм и принципов искусство показывает нравственные аспекты человеческого характера в реальной действительности, эстетически оценивая не только поступки человека, но и обусловившую их среду. В искусстве, как и в самой жизни, ни один нравственный принцип или норма не выступают как нечто застывшее, неколебимое и безусловное. Эти нормы и принципы иногда сталкиваются между собой (например, в фильме «Берегись автомобиля» или в романе Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»).

Искусство обязательно показывает свободу нравственного аспекта деятельности человека как одну из неотъемлемых черт прекрасного, возвышенного и героического характера. В этом моменте нравственный и эстетический идеалы как бы пересекаются n совпадают. Эта особенность воспитательного влияния искусства имеет особое значение в формировании морального облика советского человека.

Раскрывая художественными средствами нравственное поведение личности в условиях развитого социализма, искусство выполняет специфическую, только ему присущую, но очень важную роль в нравственном воспитании советского народа.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pro-psixology.ru

Нравственное и эстетическое воспитание

скачать

Нравственное и эстетическое воспитание


Умственное воспитание: задачи, пути осуществления, формы организации.

Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Нравственное воспитание. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания. Содержание нравственного воспитания.

Воспитание гражданственности: гражданское сознание, основы правовой и политическойкультуры, формирование социальной активности.

Трудовое воспитание: формирование мотивации и позитивного отношения к труду, опыты общественно-полезной деятельности. Виды трудовой деятельности.

Эстетическое воспитание: формирование эстетического сознания, эстетического вкуса, формирование у детей художественно-эстетических потребностей.

Воспитание дисциплины и культуры поведения: различные подходы в разработке проблемы воспитания дисциплины; сущность сознательной дисциплины и культуры поведения.

Физическое воспитание: развитие интереса и эмоционально-ценностного отношения к здоровью, формирование системы знаний об особенностях организма, развитие волевых качеств.

Экологическое воспитание: развитие интереса и потребностей общения с природой, воспитание экологической культуры школьника, отношение к природе как к уникальной ценности.

Краткое содержание вопроса

Содержание как философская категория отображает внутреннюю основу существования предмета (явления), побудительную силу, являющуюся источником развития предмета (явления).

По отношению к процессу воспитания содержание воспитания — это внутренняя основа его функционирования и развития.

Из определения воспитания как процесса приобщения воспитанников к системе социальных идей, отражающих те или иные ценности, содержание воспитания можно определить как сконцентрированное выражение системы социальных идей о значимости (ценности) явлений и процессов окружающей действительности, овладение которыми позволяет воспитанникам включаться в освоение и преобразование мира человеческой культуры.

В свою очередь социальные идеи отражают различные виды общественного опыта, который базируется на:


  1. системе знаний о явлениях, процессах, объектах окружающей действительности;

  2. опыте эмоционально ценностной оценки явлений, процессов, объектов окружающей действительности;

  3. опыте осуществления известных способов практической и духовной деятельности;

  4. опыте творческого преобразования окружающей действительности.

Каждый элемент выполняет определенные функции. Так, система знаний позволяет получить представления об окружающей действительности и выступает как ориентир в деятельности и поведении. Опыт эмоционально-ценностной оценки предполагает оценивание личностью объектов, процессов, получаемых о них знаний с точки зрения их общественно и личностно значимой ценности. Кроме того, опыт эмоционально-ценностной оценки регулирует взаимоотношения личности с окружающим миром, направляет ее деятельность.

Опыт существования известных способов духовной и практической деятельности обеспечивает приобретение личностью умений и навыков выполнения познавательной, общественной, трудовой, художественной, спортивной и других видов деятельности, а также умений и навыков поведения по отношению к другим людям и самому себе. Опыт творческого преобразования окружающей действительности обеспечивает проявление воспитанником инициативы, самостоятельности, возможность нестандартного решения возникшей задачи, сложившейся ситуации, создание новых способов деятельности, выработке собственных нравственных эталонов поведения.

Все указанные элементы содержания воспитания взаимообусловлены и взаимодополняют друг друга. Именно они определяют специфику воспитательных задач, которые ставит учитель в реальных ситуациях педагогического взаимодействия с воспитанниками (познакомить…; убедить в необходимости…; показать значимость-ценность; создать условия для проявления чувства гордости, радости, огорчения, негодования и др.; создать условия для возможности оценить значимость, важность, ценность…; показать возможные пути выполнения…; помочь организовать…; создать условия для проявления инициативы, самостоятельности; создать условия для действенного проявления сочувствия, для оказания помощи, поддержки).

Вопрос о внутреннем наполнении элементов содержания воспитания связан с постановкой частных и конкретных целей воспитания, т.е. формирование гражданской (патриотической, общественной, политической, правовой, интернациональной), нравственной, деловой, эстетической позиций личности и определяет направления воспитательной работы: гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.

Рассмотрим содержание воспитательной работы по каждому из выделенных направлений.

Сущность гражданской позиции личности заключает, как уже рассматривалось ранее, в ценностном отношении школьника к явлениям общественно-политической жизни, к идеалам общества, в котором он живет.

В Словаре современного русского языка под редакцией С.И.Ожегова гражданин определяется, во-первых, как лицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами этого государства, и исполняющее все обязанности, установленные законами этого государства, во-вторых, как человек, служащий Родине, народу, заботящийся об общественном благе. Анализ данных определений позволяет выделить явления социальной действительности, которые в процессе воспитания воспринимаются (или не воспринимаются) школьниками как ценности, т.е. происходит становление системы ценностных отношений.

Необходимо сказать, что значимость гражданского воспитания для развития личности растущего человека трудно переоценить. Недаром прогрессивные мыслители как прошлого, так и настоящего связывают личное достоинство человека с его гражданским достоинством. Вот как писал об этом Н.М.Карамзин: «Самая лучшая философия есть та, которая основывает должности человека на его счастии. Она скажет нам, что мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею неразрывна наша собственная; что его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; что его тишина и добродетель служат щитом семейственных наслаждений; что слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного отечества. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма…».

Тем не менее история развития нашего общества и школы показывает, что не всегда проблеме формирования гражданского самосознания уделялось и уделяется должное внимание. Нельзя не согласиться с замечательным деятелем просвещения, писателем-педагогом второй половины XIX века А.А.Мусиным-Пушкиным, который с горечью отмечал: «Наше русское юношество не воспитывается в русских национальных идеалах, в духе веры, преданности… Отечеству, в уважении родной истории, родной старины, в любви к историческому прошлому, выстраданному родным народом и составляющему потому его драгоценную культурную собственность; отсюда естественное и неизбежное последствие — образование целых поколений, совершенно не проникнутых родными, национальными идеями».

Нравственная позиция личности определяется как система ценностных отношений школьника к моральным нормам, принципам, идеалам, принятым в обществе, и на их основе отношений к другим людям и самому себе. Нравственная позиция конкретизируется такими качествами, как дисциплинированность, принципиальность, справедливость, честность, добросердечность, отзывчивость, и проявляется в саморегуляции человеком своего поведения, помощи другим людям, скромном поведении, отстаивании правоты, нетерпимости к несправедливости, стяжательству, грубости, наглости.

Содержание работы по нравственному воспитанию определяется также задачами, основанными на выделенных элементах содержания воспитания.

Необходимо отметить, что одним из направлений по нравственному воспитанию является семейное воспитание, в основе которого — формирование у школьников ценностного восприятия представителей противоположного пола и семьи как основной сферы жизнедеятельности человека.

Сущность деловой позиции личности заключается в принятии школьником человеческого труда, его видов и его продуктов как ценности. Содержанием деловой позиции можно считать, во-первых, потребности в интеллектуальной и трудовой деятельности, во-вторых, интеллектуальные и трудовые умения и навыки, в-третьих, осознанность в выборе профессиональной деятельности.

Деловая позиция проявляется через такие качества личности, как деловитость, собранность, аккуратность, целеустремленность, настойчивость, организованность, вдумчивость, предприимчивость и др.

Эстетическая позиция личности проявляется через систему ценностного отношения школьника к природе, достижениям искусства, здоровью, внешнему облику человека, быту. Содержанием этих отношений является возможность и способность школьника оценивать выделенные явления с позиции прекрасного, что предполагает наличие эстетического вкуса. В свою очередь, можно предположить, что оценка явлений и предметов окружающей действительности как «прекрасное — безобразное» осуществляется через восприятие гармонического в них, ведь гармония определяется как «соразмерность и упорядоченность частного и целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания объекта» (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 108).

Направления по эстетическому воспитанию определяются компонентами системы отношений (экологическое, художественное, физическое). Содержание же эстетического воспитания определяется задачами, вытекающими из четырех элементов содержания воспитания.

Необходимо сказать, что все направления воспитательной работы образуют сложную нелинейную систему.

Так, позиция интернационалиста, патриота, гражданина своей страны — это конкретизация не только гражданской, но и нравственной позиции; сущность воспитания правовой культуры школьников является не только принятие воспитанником закона как социальной ценности, но и формирование его дисциплинированности, его гражданской позиции, т.е. реализация целей, конкретизирующих гражданскую и нравственную позицию воспитанника. Цель природо-охранительного воспитания включает, наряду с формированием бережного отношения к природе как общенародной ценности, воспитание эстетического отношения к ней. Очевидно, что отношения к деятельности людей и своей собственной — выражение нравственной и деловой позиций воспитанника, а его стремление к эстетическому идеалу отражает не только эстетическую, но и нравственную, гражданскую позицию.

Содержание воспитания — это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращения в индивидуальный мир личности. В настоящее время существуют несколько подходов к определению содержания воспитания. Традиционный подход- содержание воспитания определялось целью воспитания и конкретизировалось в ряде задач: идейно-политическое, нравственное, трудовое, физической, эстетическое (до 90-х годов ХХ столетия). В настоящее время считается, что воспитание направлено на формирование базовой культуры личности (система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведение). В таком описании подчеркивается ориентация на личность в процессе воспитания. Ценностные отношения как содержание воспитания развивает Н.Е. Щуркова. Смысл этого подхода состоит в том, что содержанием воспитания являются ценностные отношения, которые автор называет отношением личности к наиболее важным, жизненно значимым явлениям. Содержания воспитания определяется на основе целей, задач воспитания, социальных ценностей и идеалов

Основные задачи воспитания и пути их совершенствования рассмотрим в схематическом плане.

Умственное воспитание

Задачи


  1. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребностей в самообразовании.

  2. Формирование опыта познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, развитие мышления

  3. Развитие эрудиции, помощь в овладении системы научных знаний, формирование мировоззрения.

  4. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, к себе, к другим.

Пути осуществления

  1. Учебный процесс.

  2. В процессе самообразования.

  3. В процессе совместной деятельности и общения с другими людьми.

  4. Средства массовой информации.

Воспитание гражданственности

Задачи


  1. Формирование гражданского сознания: основ правовой, политической культуры, знания истории Отечества; философско-мировоззренческая подготовка

  2. Формирование гражданских чувств и качеств: патриотизма, чувства гражданского долга, готовность защищать Отечество

  3. Формирование опыта и культуры гражданского поведения, социальной активности, умений и навыков организаторской и исполнительской деятельности

Пути осуществления

  1. Учебный процесс.

  2. Правовое и политическое просвещение.

  3. Самообразование.

  4. Участие в общественной жизни школы.

  5. Участие в деятельности общественных детских организаций.

  6. Семейное воспитание

  7. Выполнение общественных поручений.

Нравственное воспитание

Задачи


  1. Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, нравственные и этические ценности, нормы, этическая оценка, мотивация.

  2. Развитие нравственных чувств и качеств: гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, товарищество, доброта, стыд, коллективизм, милосердие, принципиальность.

  3. Формирование опыта поведения, соответствующего принятым нормам; выработка нравственных привычек.

Пути осуществления

  1. Потенциал учебных предметов.

  2. Нравственное просвещение во внеклассной работе.

  3. Семейное воспитание.

  4. Средства массовой информации.

Эстетическое воспитание

Задачи


  1. Формирование эстетического сознания: знание основ эстетики, мировой и отечественной культуры, участие в народно-художественном творчестве.

  2. Формирование эстетического вкуса и чувств. Корректировка псевдокультуры, развитие интереса к творчеству.

  3. Формирование способов художественно-творческой деятельности, поддержка Одаренных детей, выработка опыта организации среды обитания с учетом эстетических норм.

Пути осуществления

  1. Эстетическое воспитание через предметы художественно-эстетического цикла.

  2. Приобщение к художественно-творческой деятельности через систему дополнительного образования.

  3. Семейное воспитание.

скачать

nenuda.ru

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — КиберПедия

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.

 

ЗАДАЧИ:

Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений.

Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям,

а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

 

Задачи эстетического воспитания:

ñ формирование эстетических знаний и идеала;

ñ воспитание эстетической культуры;

ñ развитие эстетических чувств;

ñ приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;

ñ формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

ñ формирование эстетического отношения к действительности;

 

Эстетическое отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться по отношению к природе и произведению искусства.

Благодаря способности к восприятию прекрасного, человек становится способен привносить эстетическое в личную жизнь и жизнь окружающих, в быт, в профессиональную деятельность и социальный ландшафт.

 

Красота природы

красота человека

красота произведения искусства

красота быта

красота труда

красота учебы

красота отношений

 

 

ПОДРОБНЕЕ

Эстетическое воспитание

процесс формирования способности восприятия, понимания и создания прекрасного в жизни и искусстве.

 

Задачи

1 формирование способности выделять в жизни, искусстве, своем собственном внутреннем мире эстетические свойства, образы.

 

2 воспитание способности испытывать эстетические чувства, эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к проявлениям прекрасного в действительности и искусстве.

 

3 сформировать потребность, нужду в эстетических переживаниях, в общении с художественными ценностями, а в идеале — и потребность в художественном творчестве.

 

4 формирование устойчивого эстетического вкусаспособности оценивать произведения искусства, а также проявления прекрасного в быту, труде, во взаимоотношениях людей, а также в своих собственных мыслях и делах.

 

МЕТОДЫ

Реализация этих задач требует использования системы методов эстетического воспитания, которые подразделяются на две основные группы.



 

Методы, нацеленные на выявление эстетических компонентов, содержащихся в самой окружающей нас действительности. Эти методы реализуются в процессе тесного общения с природой, произведениями искусства, тесно связаны с методами умственного, нравственного и трудового воспитания.

Особую роль в их реализации имеет изучение гуманитарных дисциплин, особенно литературы, музыки, живописи;

 

Другая группа методов связана с созданием оптимальных условий для свободного художественного развития людей, проявления заложенных в них эстетических способностей, умений выражать свое мироощущение, в том числе и с помощью беспредметных образов, абстрактных художественных построений, не связанных с непосредственным отражением реальной действительности.

Достоинства этих методов обосновываются с помощью установок о том, что главным источником наших эстетических представлений являются наши внутренние структуры и потенции.

Этот комплекс методов эстетического воспитания особенно активно используется на Западе.

 

СРЕДСТВА

В процессе эстетического воспитания используют

художественные и литера­турные произведения музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор.

Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве,

организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художни­ками и музыкантами,

Посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.

 

Воспитательное значение имеет эстетическая организация труда, привлекательное оформление классных комнат, аудиторий и образовательных учреждений, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды учеников, студентов и преподавателей.

Это относится и к социальному ландшафту повседневной жизни.

ФОРМЫ.

 

Внешкольные:

Посещение музеев, концертов… /восприятие/



Посещение кружков, студий (театральных, хореографических, цирковых…), школ (художественных…) /творчество/

 

Внутришкольные:

Уроки литературы, музыки, живописи, истории… /восприятие/

Уроки технологии (декоративно-прикладное искусство), физкультуры; кружки (театральный и др.) /творчество/

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

 

Нравственность— это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, регулирующие индивидуальное поведение человека.

 

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы.

Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации.

Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

 

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями.

В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

 

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

 

Нравственное воспитание– процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Нравственное воспитание— это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практической деятельности.

 

Результатомнравственного воспитания является нравственная воспитанность.

Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

 

Специфика процесса нравственного воспитания:

ñ обусловлена его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника;

ñ своеобразие его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики;

ñ включенность в процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.

 

Нравственное воспитаниеличности ребёнка – одна из самых важных задач школы.

И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора.

Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности…

 

Задача нравственного воспитаниясостоит в том, чтобы

социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка,

такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

 

 

cyberpedia.su

Эстетическое и этическое воспитание

        Эстетическое воспитание – формирование эстетического восприятия явлений действительности, которое выражается в виде переживаний и чувств, вызываемых чем-либо прекрасным и возвышенным.

         Восприятие красоты природы должно быть связано с её научным познанием, развитием интереса к природе, науке, труду, окружающей жизни. Поэтому чрезвычайно важно пробудить в детях эстетические чувства, способность увидеть прекрасное даже в простых природных объектах. В процессе изучения живых объектов школьники могут научиться восприятию красоты «некрасивых» животных или растений, например обыкновенной жабы, гадюки, пауков. Это объясняется тем, что на уроках учитель развивает у учащихся умение видеть скрытую красоту и гармонию – пропорциональность и изящество форм тела, приспособленность к среде обитания, сложность взаимодействия с другими объектами.

         В процессе эстетического воспитания некоторые учителя обращаются к художественным картинам, литературе, видеозаписям, фотографиям, музыке, фольклору, используя их для демонстрации объектов природы и анализа научных вопросов. При использовании художественных образов очень важно обращать внимание на точность научного отображения природных явлений в произведениях литературы и искусства.

         Перед эстетическим воспитанием стоят задачи научить детей видеть и познавать, создавать и охранять красивое в природе, труде, быту и общении.

         Этическое воспитание является теоретической основой нравственного воспитания. Основываясь на идеях и принципах этики, этическое воспитание в процессе обучения ставит целью формирование у школьников моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами.

         У школьников в процессе обучения биологии воспитывается нравственное отношение к труду, природе, ко всему живому, окружающим людям. На уроках, во время экскурсий, в кабинете биологии, на школьном участке или в уголке живой природы есть все условия для реализации этического воспитания подрастающего поколения.

         В процессе этического воспитания широко используются методы убеждения и приучения к нравственным поступкам. Большое значение имеют моральное поощрение, одобрение положительных и осуждение отрицательных поступков, этические беседы, личный пример и наглядный показ образцов нравственного поведения.

students-library.com

Программа Нравственное и эстетическое воспитание

Пояснительная записка.

Воспитание человека – это воспитание целостной личности, а главным стержнем, определяющим целостность, является нравственность.

Развитие детей требует особого внимания в вопросе определения нравственного отношения к миру. Детство – именно тот период, когда складывается направленность личности, её интересы, склонности.

Цель нравственного и эстетического воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы развития личности каждого ребѐнка и воспитывать такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, формировать первоначальные эстетические представления.

Задачи нравственного и эстетического развития и воспитания:

В области формирования нравственной культуры:

Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к близким взрослым и сверстникам; развивать умение общаться с людьми

Создавать условия для формирования нравственной основы чувства патриотизма как общечеловеческой ценности – любви к своей семье, детскому дому, родному краю, стране, людям населяющим ее.

Формирование основ нравственного самосознания личности ( совести)- способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам

Воспитывать интерес к труду и стремление ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата, включаться в совместные трудовые действия.

Формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; воспитывать дружеские отношения между детьми.

Обогащать представления детей о людях и их эмоциональных состояниях, деловых и личностных качествах

рефлексия эмоций

Поиск путей выражения эмоций в социально приемлемой форме

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культyры:

воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультyрный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

воспитание ценностного отношения к своему национальномy языку и культуре;

формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.

В области формирования семейной культyры:

Формирование ценностного отношения к семье как основе российского общества; здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших.

Программа нравственного и эстетического воспитания умственно отсталых детей является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определѐнную систему содержания, форм, методов и приѐмов педагогических действий. Решение проблем нравственного и эстетического воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, познавательные ролевые и развивающие игры и упражнения. Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная творческая деятельность. Еѐ направленность выступает тем каналом, по которому воспитанник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление.Коллективное сотворчество, на которое ориентирует программа, ставит воспитанника перед необходимостью прислушиваться к мнению товарищей, понимать и чувствовать их настроение, вырабатывает умение терпимо относиться к ошибкам других, выражать своѐ понимание.

Программа «Внутреннее самовыражение» является составной частью программы «Нравственное и эстетическое воспитание» которая направлена на коммуникативных умений и навыков, формирование образа «Я», навыков самопознания, развитие эмоционально – волевой сферы, самоконтроля и ответственности.

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Ожидаемые результаты:

Формирование навыков и привычек нравственного поведения.

Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения путём организации их практической деятельности.

Формирование у детей ответственности за своѐ здоровье.

Вооружение воспитанников знаниями о морали, формирование моральных норм.

Тематическое планирование

Тема занятия

Дата.

Человек и общество. Россия Родина моя.

1

Человек. Внутренний мир человека.

2

Путешествие в страну самопознания.

3

Я — особенный человек

4

Мое имя.

5

Самоуважение.

6

Я и мои сверстники.

7

Я и мой воспитатель.

8

Я счастливый человек!

9

О юношах и девушках.

10

Человек и общество.

11

Семья – ячейка общества.

12

Государство, его символика.

13-14

Моя Россия

15

Конституция РФ.

16

Конвенция о правах ребенка

17

Москва – столица России.

18

Великий Новгород – областной центр.

19

Шимск – районный центр.

20

Экскурсия в краеведческий музей.

21

Защитники Отечества.

22

Учимся беречь природу.

23-25

Закрепление и обобщение знаний

Радость общения.

1

Учимся общению.

2-3

Волшебные средства понимания.

4

Эмоции положительные и отрицательные

5-6

Я учусь понимать других.

7-8

Мы и мир злости и гнева.

9

Радостные эмоции.

10

Доброе сердце.

11

Ласковые слова.

12

Согласие в семье.

13

Настоящий верный друг!

14

С детства дружбой дорожить.

15

Как зовут тебя друзья?

16

Вина и стыд.

17-18

Закрепление и обобщение знаний

Азбука нравственности. Культура поведения.

1

Культурный человек. Правила вежливости

2

Урок этикета. Мы зрители.

3

Урок этикета. Мы пассажиры.

4

Урок этикета. Правила поведения за столом.

5

Урок этикета. Разговор по телефону.

6

Учимся любить.

7

Отзывчивость.

8

Умение заботиться.

9

Миру мир.

10

Что такое милосердие?

11

Быть трудолюбивым.

12

Учимся помогать друзьям.

13-14

Закрепление и обобщение знаний

Православный календарь.

1

← Программа Основы изобразительного искусства и рисунка 1 2 3 классы Программа Изобразительное искусство и художественный труд дополнительного образования д →

aplik.ru

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников

Эстетическое воспитание начинает прокладывать дорогу к нравственному еще в детстве.

И здесь многое зависит от нашего понимания сущности эстетического воспитания, от понимания внутреннего механизма взаимовлияния эстетического и нравственного. Прежде всего важно уяснить, что под эстетическим часто понимают исключительно художественное воспитание.

Хотя грани между этими понятиями проведены, все же в реальном процессе жизни семьи, школы, трудового коллектива ориентируют только на художественное воспитание детей. Речь идет о том, что эстетическое воспитание на всех ступенях социализации личности до сих пор в сущности ограничивается заботой о подготовке детей к умению правильно воспринимать и ценить произведения литературы и искусства. Но ведь задача и семьи, и школы, и кружков состоит не в подготовке ценителей искусства, знатоков музыки, живописи, вообще художественного творчества, а в том, чтобы выработать у человека эстетическую восприимчивость к миру в широком смысле слова.

Эстетическое, нравственно-эстетическое воспитание вообще не может быть сведено только к правильному пониманию прекрасного, возвышенного в природе, общественной жизни, искусстве, хотя такое понимание само по себе чрезвычайно важно.

Как ни горько, приходится признать, что недостаточное внимание к включению детей в активное эстетическое освоение мира, освоение, которое обеспечивается прежде всего деятельностью, и есть одна из причин бездуховности в юношеском и даже в зрелом возрасте.

Как воспитывать малыша-дошкольника в освоение природы? Ведь это первая ступенька в формировании их эстетических чувств и вкусов. И здесь многое зависит от семьи. Родители должны научиться выкраивать время для того, чтобы вместе с детьми побывать на природе, вместе с ними почитать им захватывающую книгу. Ведь именно в процессе такого общения все впечатления и знания ребят о внешнем мире преломляются через предметы и явления природы, через феерию чудесных красок лугов, лесов, через симфонию звуков, букеты запахов, через осязание бодрящей прохлады утра, освежающей радости соприкосновения тела с кристально чистой водой.

Соединение «чувствования» и «думанья» на природе развивает в ребенке пытливого исследователя, открывателя. Чудесный мир в красках, ярких и трепетных звуках, в игре, в воодушевляющей сердце красоте природы вызывает в детях стремление делать людям добро.

Человек, который по-настоящему чувствует красоту природы, красоту человеческих чувств и мыслей, не способен на дурные поступки.

В достижении детьми увиденного, ничем не заменимого мира природы наиважнейшая роль принадлежит кружкам экологического профиля, успехи которых в экологическом образовании бесспорны. Только в кружках дети учатся охранять муравейники, строить искусственные гнездовья для птиц, дети вместе с тем приобретают навыки активных наблюдателей природы, постигают жизнь леса, у них появляется желание внести личный вклад в сохранения и преумножение богатств природы.

Эта работа, и тоже с самой активной помощью родителей, может органически сочетаться с соответствующей деятельностью детей в окрестностях школы, дома. Ведь каждая школа имеет возможность создать свои «уголки красоты», «сады дружбы». Надо только вдохновлять ребят идеей, превратив какую-нибудь неприглядную, обычно заросшую сорной травой поляну в уютный зеленый уголок.

Влияние природы на формирование эстетических чувств детей огромно.

Начало детских эстетических эмоций образуется путем соединения впечатлений о самой природе с впечатлениями о предметах, явлениях, его пространственной среде, созданных умом и руками человека.

Эстетическое в природе, в социальной среде и у взрослых, и у детей вызывает побудительные мотивы к деятельности, причем к деятельности, направленной на создание красивых рисунков, изделий, вызывающих радость, и наслаждение трудом в работе с соломкой, тканью, бумагой, природным материалом в кружках ИЗО и декоративно-прикладного творчества. Пусть у детей не все получается так, как им хотелось бы, пусть даже они изведают чувство огорчения, когда что-то не выходит (это неизбежно), зато они шаг за шагом движутся вперед в своем постижении прекрасного.

Природа, благотворная, внутрисемейная атмосфера — это что-то вроде необходимых подготовительных ступеней к художественно-образному освоению детьми мира. Еще раз подчеркнем: речь идет не об открытии и развитии способностей писателей, художников, музыкантов, а о проблеме более будничной — о художественном просвещении вступающих в жизнь.

При всем том и семья — особенно если она имеет прочные связи со школой сможет сделать немало хорошего в художественном развитии детей, даже в том случае, если родители не имеют специальной художественной подготовки. Каким образом?

Да обыкновенным родительским участием. Отец и мать, конечно, не против того, чтобы их сын или дочь посещали, скажем, театр юного зрителя. Но часто они сами находят возможность бывать там с детьми? И тут на помощь приходят кружки театральные при центрах внешкольной работы, ибо в действительности детям младшего школьного возраста очень нравится, очень хочется путешествовать вместе с родителями в таком необыкновенном и загадочной мире искусств.

Посещение выставок детских рисунков, картинных галерей, художников, живопись и театр дополняют друг друга и делают встречу с прекрасным еще более насыщенной и впечатляющей.

Телевизионные передачи порой смотрят всей семьей — дети вместе со старшими. От родителей во многом зависит, что смотрят юные зрители, какой след оставляют в их душе те или иные передачи. Важно помогать детям и подросткам правильно сориентироваться в том, что приносит в каждый дом телеэкран, экран компьютера, обсуждать в семейном кругу передачи, взволновавшие юных, умело использовать их в воспитании подрастающего поколения.

Следует тактично регулировать, направлять в нужное русло досуг своих детей, следить, чтобы экран не отвлекал их от других занятий, был не соперником, а помощником в учебе, спорте, общественной работе ребят, содействовал развитию их способностей, увлечений.

Каждый человек способен учиться музыке, способен научиться петь, играть на музыкальном инструменте, овладеть нотной грамотой. Это вовсе не значит, что надо сделать каждого ребенка музыкантом-профессионалом. Цель заключается в том, чтобы воспитать квалифицированного любителя, для которого музыка была бы органической составной частью его жизненного уклада, подлинной эстетической потребностью. Ведь кружки, студии, ансамбли — именно массовая музыкальная самодеятельность является мощным средством выявления талантов.

Следует поэтому всемерно развивать работу музыкальных кружков. Когда ребенок прикасается к музыкальному инструменту, «держит музыку в руках», то это большой качественный скачок в овладении музыкальным искусством. Дальнейшему развитию народного творчества, его массовости, разнообразию форм, росту исполнительского мастерства, способствует регулярное проведение праздников песни и танца, творческих конкурсов.

Поддерживая и воспитывая эмоционально окрашенные традиции семейного и национального характера, открывая ему дорогу к восприятию искусства, мы это делаем не в узколичных интересах ребенка; будем надеяться, что эстетическо-нравственное воспитание найдет отражение в его собственном творчестве, которое обогатит народ, а может быть, и все человечество.

vscolu.ru

Нравственное и эстетическое воспитание молодёжи



Основные понятия теории нравственной культуры. Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы Пользуемся понятием морали.

 

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и …
принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

 

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

 

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

 

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т.е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

 

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

 

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе. Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений.

 

Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.

 

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества.

 

Воспитание гуманности. Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде, строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении как раз и находят свое выражение многообразные отношения к человеку, к обществу, к духовным ценностям, к деятельности, составляющие содержание гуманистической сущности личности.

 

В психологическом словаре понятие «гуманность» определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи» [1]. Однако если исходить из связи гуманизма и гуманности, то содержание понятия «гуманность» должно раскрываться прежде всего через признание ценности человека, которая понимается как единство двух сторон — естественной жизни каждого индивида и социальной, куда входят все функции, выполняемые человеком в обществе, в том числе и уровень развития его личностных качеств.

 

1 Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г.Ярошевского. — М., 1990. — С. 21.

 

 

Обе стороны личности непосредственно связаны с гуманностью. Эта связь заложена в гуманистической сущности морали, которая выступает изначальной формой отношения к человеку как ценности. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

 

Как качество личности гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми, установления межличностных отношений. Это качество личности раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; рефлексии — умении понять другого человека, поставить себя на его место, в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности — терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению.

 

Воспитание гуманности осуществляется в многообразных видах деятельности, в различных вариантах межличностных отношений. Ребенок должен быть включен в сопереживание, соучастие. Признаки равнодушия, черствости не могут быть не замечены и не проанализированы учителем. Гуманитарная профессиональная культура учителя состоит не только в личном следовании принципам гуманизма, но и в том, как сам учитель помогает, поддерживает ученика в трудных ситуациях. Пример гуманного отношения учителя к ученикам обладает особой воспитательной силой, он может заменить длительные рассуждения, беседы и рассказы о гуманности других людей. Это, однако, не отрицает возможности и необходимости проведения морально-этического просвещения.

 

Важным условием воспитания гуманности является организация коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.

 

Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность. Анализ в ходе уроков проблем добра и зла, гуманизма подлинного и абстрактного, социальной справедливости и несправедливости вводит учащихся в сложный мир человеческих взаимоотношений, учит понимать и ценить идеи гуманизма, их общечеловеческий характер.

 

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

 

Школьная дисциплина — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно поэтому А. С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

 

Соблюдение школьной дисциплины предполагает подчинение требованиям коллектива, большинства. Работа школы, учителя по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения должна быть направлена на разъяснение школьникам необходимости соблюдения дисциплины в интересах самой личности, коллектива и общества. Но дисциплина личности не может рассматриваться только как подчинение, она должна рассматриваться в контексте ее свободы, как субъективная способность личности к самоорганизации, достижению собственных целей исторически выработанным способом. Способность личности выбирать свою линию поведения в различных обстоятельствах (самоопределение) является нравственной предпосылкой ответственности за свои поступки (О. С. Газман). Обладая самодисциплиной, школьник защищает себя от случайных внешних обстоятельств, увеличивая тем самым степень собственной свободы.

 

Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Оно включает в себя различные стороны нравственного поведения личности; в ней органически слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культура. Воспитание культуры общения у детей требует формирования доверия, доброты к людям, когда нормами общения становятся вежливость, внимательность. Важно научить детей поведению с родными, друзьями, соседями, посторонними людьми, в транспорте, в общественных местах. В семье и школе необходимо позаботиться о знакомстве детей с ритуалами поздравлений, вручения подарков, высказывания соболезнования, с правилами ведения деловых, телефонных разговоров и др.

 

Культура внешности складывается из умения элегантно, со вкусом одеваться, выбирать свой стиль; из соблюдения правил личной гигиены, из особенностей жестикуляции, мимики, походки, движений. Культура речи — это умение школьника вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка. Одно из направлений работы по формированию культуры поведения составляет воспитание эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни — рациональной организации своего жилища, аккуратности в ведении домашнего хозяйства, поведения за столом во время приема пищи и т.п. Культура поведения детей в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, старших школьников, традиций, общественного мнения, сложившихся в школе и семье.

 

Экологическая культура учащихся. Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.

 

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.

 

Формирование экологической культуры школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. В педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суровегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К числу таких принципов относятся: междисциплинарный подход в формировании экологической культуры; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности учащихся по изучению и улучшению окружающей природной среды; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого уровней в раскрытии экологических проблем в учебном процессе.

 

5. Формирование эстетической культуры учащихся

 

Понятие об эстетической культуре личности. Формирование эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

 

Эстетика детской жизни. Человек по натуре своей — художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту. Эта мысль М. Горького представляется нам чрезвычайно важной. Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создает произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в деятельности человека, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое отношение человека к действительности обязано своим происхождением его трудовой деятельности. Осознание и переживание труда как игры физических и духовных сил, как явления возвышенного, облагораживающего, прекрасного составляют фундамент эстетического развития личности.

 

Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.

 

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятельность учения. В математике, например, нередко говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гармония.

 

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаимоотношениях между учащимися и учителями, между воспитанниками, между старшими и младшими школьниками. Примитивные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педагогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад детской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

 

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетического оформления ближайшего окружения и быта.

 

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.

 

Эстетическое восприятие природы. Природа — ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. «А воля, а простор, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?» — писал К.Д.Ушинский. «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…» [1].

 

1 Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. — М., 1952. — Т. 2. — С. 52-53.

 

 

Эстетическое отношение к природе формирует нравственное отношение к ней. Природа, не являясь носителем общественной морали, в то же время учит ребенка нравственному поведению благодаря гармонии, красоте, вечному обновлению, строгой закономерности, пропорциям, разнообразию форм, линий, красок, звуков. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, в том числе — красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в ее загрязнении.

 

В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление. Большой интерес у школьников вызывают экскурсии на такие темы, как «В багрец и золото одетые леса», «Весны желанные приметы», «Природа и фантазия», «Цветы наших полей», «Осенний букет», «Памятники культуры нашего края» и др. Во время экскурсий ученики выполняют различные задания: делают наброски и зарисовки с натуры, фотографируют любимый уголок, собирают материалы для коллекции, находят отмершие ветки, корни, сучки, наплывы на деревьях, используя их для поделок и миниатюрной скульптуры.

 

Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?

 

Воспитанию эстетического отношения к природе активно способствуют беседы и конференции по произведениям художественной литературы («Белый Бим — Черное ухо» Г. Троепольского, «Не стреляйте в белых лебедей» Б. Васильева, «Белый пароход», «Плаха» Ч.Айтматова, «Царь-рыба» В.Астафьева, «Русский лес» Л.Леонова, «Прощание с Матерой» В.А.Распутина, повести и рассказы В.Белова, Ю.Казакова, В.Солоухина).

 

Формирование эстетической культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.

 

Учебный план общеобразовательной школы включает дисциплины художественного цикла — литературу, музыку, изобразительное искусство.

 

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Это не значит, что он должен стать художником-профессионалом или специалистом-искусствоведом. Помимо знания ряда художественных произведений, человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.

 

Одно из сильных средств воспитания литературного вкуса и эстетической отзывчивости — развитие культуры чтения. На уроках родного языка учащиеся учатся воспринимать литературу как искусство слова, воспроизводить образы художественного произведения в своем воображении, тонко подмечать свойства и характеристики действующих лиц, анализировать и мотивировать их поступки. Овладевая культурой чтения, ученик начинает задумываться над тем, к чему зовет прочитанная книга, чему учит, при помощи каких художественных средств писателю удается вызвать у читателя глубокие и яркие впечатления.

 

Развитие художественного вкуса поощряет школьников к эстетической деятельности, которая характеризуется определенными результатами и предполагает, что во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом. И как бы ни был мал и ограничен этот опыт, он все же придает исполнению учащегося свежесть и неповторимое своеобразие.

 

Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.

 

Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности. Это, в свою очередь, требует научить детей основам изобразительной грамоты, сформировать у них умение пользоваться выразительными средствами рисунка, живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства. Основами реалистического изображения ученики овладевают благодаря обучению их таким средствам художественной выразительности, как фактура материала, цвет-линия-объем, светотональность, ритм, форма и пропорция, пространство, композиция.

 

Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства. С целью формирования у учащихся представлений о жизненности искусства с ними проводят занятия: «Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя», «Искусство вокруг нас», «Ты и искусство», «Каждый народ — художник», «Изобразительное искусство и мир интересов человека», «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека».

 

Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.

 

Большое распространение получили беседы, лекции, встречи за круглым столом, университеты культуры, клубы друзей искусства. Утвердилась такая форма эстетического воспитания, как музыкальная фонотека, в которую включаются записи лучших исполнителей — солистов, хоровых и оркестровых коллективов. Школьники знакомятся с языком и жанрами музыки, изучают музыкальные инструменты, голоса, узнают о жизни и творчестве композиторов. Особенно эмоционально дети отзываются на песни, в которых воспеты мужественные, беззаветно преданные своему делу люди, раскрывается романтика борьбы и подвигов.

 

Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.

 

Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.

 

Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.

 


refac.ru