Новая культура это – КУЛЬТУРА это что такое КУЛЬТУРА: определение — Философия.НЭС

Новая культура России

В конце XVII в. в развитии страны наметился новый поворот, связанный с реформами Петра I. Споры о смысле и методах петровских преобразований не утихают по сей день. Безусловно, Россия повернула в сторону Европы. Русская культура XVIII в. воспринимала все европейские веяния и к концу XIX в. сама приобрела мировое значение. Главное достижение петровского периода — расцвет личностного творчества, осуществление ломоносовской формулы, что «будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать». Но при всех видимых переменах оставались неизменными некоторые существенные глубинные механизмы функционирования культуры. Из-за уже упоминавшегося несоответствия шага времени и шага пространства петровские перемены не могли сразу охватить всех и вся, тем более что осуществлялись они неорганично. Разрыв между европеизировавшимися верхами общества и народом значительно углубил-

412

ся. Церковь оказалась полностью подчиненной государству и абсолютно потеряла возможность быть духовной воспитательницей народных масс. Рано или поздно социальные перемены могли вывести их из патриархального состояния, но не было предпосылок для выработки позитивной программы новой жизни.

Петровская эпоха ознаменована трансформацией государства. Петровская государственность превратилась в конечную истину, не имеющую выше себя никакой инстанции, не являющуюся ничьей представительницей и ничьим подобием. Человек вручал себя государству. Создавалась светская религия государственности. Государство заняло то место, которое в средневековом мировоззрении занимала церковь.

Сакрализация монарха при Петре I усиливается несмотря на проводимую им политику европеизации. Окончательно оформляется то отношение к монарху, которое было свойственно всему имперскому периоду русской истории. С упразднением патриаршества функции патриарха переносятся на царя. Царь воспринимается в качестве образа Божия. В «Воинском артикуле» 1715 г. статус царя определяется следующим образом: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответа давать не должен, но силу и власть имеет свои государство и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Здесь уже не говорится об ответственности царя перед Богом, хотя и упоминается о том, что царь -христианский. Самодержавие достигает своей высшей стадии — самовластия. Самые негативные, по нашему мнению, последствия петровского правления, не осознанные и по сей день, — пример самодурства власти, не знающей никакой меры, никаких пределов, никаких границ, создающей иллюзию того, что, используя рычаги такой власти, всегда можно достичь желаемых целей.

Реформы Петра I подготовили почву для распространения идей Просвещения в России. В его эпоху появилось много новшеств, в частности газеты, журналы, светская живопись и др. В страну начали проникать философские и общественно-политические идеи западноевропейских мыслителей. Но в целом движение Просвещения, получившее название «вольтерьянство», начало распространяться в России в 1740-1760-е гг.

413

Русское Просвещение являет собой неоднородную и многослойную картину. Его характерной чертой было то, что просветительские взгляды исповедовали и пытались проводить в жизнь идеологи «просвещенного абсолютизма». Просвещение не было подготовлено в России внутренним развитием страны, его идеи были позаимствованы в основном у французов небольшой прослойкой образованного дворянства.

В развитии русской культуры XIX в. отмечаются два направления. Первое — культурно-самобытное в широком смысле слова, связанное с выявлением глубинных механизмов нацио­нальной культуры, закреплением наиболее устойчивых, неизменных ценностей.

Второе -модернизация в широком смысле слова, т.е. изменение содержания национальной культуры, вклю-Культурология: Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В. Драча. — М.: Альфа-М, 2003. — 432 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru || http://yanko.lib.ru

чение ее в так или иначе понимаемый общемировой культурный процесс. Золотой век русской культуры характеризуется относительным равновесием этих двух линий, поэтому великие творе­ния его гениев гармоничны и общепризнаны как национальная классика. Ярчайший пример — творчество А.С. Пушкина.

Несмотря на все грандиозные достижения культуры Золотого века, культурный раскол не был преодолен. Хрупкое равновесие в культуре нарушилось. Возобладали радикальные модернистские разрушительные идеи. Золотой век русской культуры завершился. Хотя впереди был еще Серебряный век, культурный созидательный подъем уже не мог уравновесить и обуздать волну революционного нигилизма, не способного к творческому созиданию.

Начало XX в. — это Серебряный век русской культуры. Российская изящная словесность никогда не знала такого богатства и разнообразия: А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский, В. Хлебников, В. Брюсов, И. Северянин, Н. Гумилев, А. Ахматова, М. Цветаева — далеко не полный перечень талантов, заявивших о себе впервые в начале XX в. Окончательно сформировалось появившееся еще во второй половине XIX в. течение русского космизма, приверженцами которого были многие несхожие между собой писатели, ученые, философы (Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский и др.). Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества все более приобретает формы некой общепланетарной общности. Космос и человек, природа и человек неотделимы,

414

и надо изучать вместе будущее человека и будущее природы. Вершиной научного направления в космизме стало учение В.И. Вернадского о ноосфере. Согласно этому учению, человечество постепенно становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли. На каком-то этапе оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превратиться в ноосферу, т.е. сферу разума. В русском космизме Серебряного века складывались течения, альтернативные основным установкам западноевропейской науки и перспективные в настоящее время вследствие обострения глобальных проблем. Космизм альтернативен социоцентризму, отрывающему человека от природы, и восточному мировоззрению, обре­кающему человека на пассивность.

Русская культура находилась на грани крупных качественных перемен, которые не состоялись вследствие Октябрьской революции 1917 г. Возможно, сущностью качественных перемен стало бы славянское Возрождение, идея которого овладела некоторыми видными деятелями Серебряного века, а суть заключалась в религиозном усвоении античности. Культура Серебряного века подвергается некоторыми авторами небезосновательной критике за определенный отход от гуманистических ценностей, моральный релятивизм.

studfiles.net

Новая Эпоха — молодежный проект

 

Слово «культура» латинского происхождения. Этимологи дают нам совершенно размытую историю происхождения слова, предполагая, что уже в самом начале это важное для человека слово употреблялось в переносном значении. Однако, разумному человеку видится совершенно очевидной связь слова «культура» со словом «культ». «Культ» означает «поклонение».

«Культура» – это социальная система, построенная на служении единому общему целому – Богу. Культурный человек – человек, гармонично живущий в такой социальной системе. Он образован, он чист телом, умом и душою. Но, по всей видимости, уже в самом начале новой эры римляне подменили изначальный смысл слова «культура» на нечто образное и невнятное. Культуру стали ассоциировать с мирским образованием, поведением в обществе, мастерством вести дискуссии и выступать публично. Уже в те времена слово «культура» стало распространяться даже на селекционные породы пшеницы.

Этимология – невероятно полезная для развития разума наука, она помогает нам понять изначальный истинный смысл древних слов, которые в наши дни зачастую употребляются в противоположном смысле или вовсе вышли из обихода. Например, откроем словарь Владимира Ивановича Даля, смотрим слова, начинающиеся с корня «благо» – десятки слов, но почти все они в наши дни почти не употребляются. Так слово «благородие» – еще лет сто назад было массово употребительным, а люди имели адекватное представлении о «благом рождении». В годы советской власти целый социальный пласт, из числа людей благородного происхождения, был полностью истреблен, в результате само слово «благородие» или «благородство» теперь просто не к чему приложить.

Подобным же образом, слово «культура» в изначальном его понимании также не к чему приложить, ибо в наши дни на нашей планете не существует ни одного примера богоцентричного социального общества. «Культ» – поклонение или служение, качество, которого напрочь лишен современный человек. Ни в коем случае здесь не идет речь о тоталитарных режимах, где граждане с самого рождения лишены права выбора. В культурном обществе служение Абсолюту и согражданам осуществляется на основе знания и свободного волеизъявления.

Культура – это отношения человека с Богом. Великие зодчие, музыканты, художники, писатели, театральные деятели, творившие во имя развития этих отношений – все они являются светочами культуры. Именно такого рода одухотворенное творчество сыграло наиважнейшую роль в истории человечества. Самые первые книги человечества – священные писания, самые первые спектакли человечества – постановки по сюжетам из священных писаний, самые первые песни человечества – песни о Боге, самые первый изобразительный жанр – иконопись, самые первые архитектурные шедевры – храмы. Именно это и есть культура. Даже искусство во имя нравственного развития уже можно называть культурой.

Искусство же ради самого искусства – никак нельзя считать культурой. Предназначение пищи – удовлетворить эмоциональные потребности языка и насытить тело. Современное искусство в большей степени похоже на жевательную резинку – есть вкус, но нет пользы. Есть увлекательные бульварные романы, но пользы от них никакой. Есть сотни популярных песен, но в них нет содержания. Есть экшн, фентези, секси и все, что угодно, но нет изначального режиссерского понимания – для чего живет человек, к чему его следует вести.

Очень рекомендую фильм Павла Лунгина «Остров». Фильм снят вне традиций современного кинематографа. Казалось бы, провал обеспечен. Однако проницательный образ святого старца, бесподобно раскрытый Петром Мамоновым, глубоко входит в сердца народа на все грядущие века. Вот это культура!

Человек – существо эмоциональное, он постоянно нуждается в эмоциональном удовлетворении. Изначальное предназначение искусства заключается в том, чтобы через эстетическое удовлетворение эмоциональных потребностей возвысить человека. Для выполнения столь высокой задачи деятелю культуры необходимо самому быть культурным или, другими словами, духовным человеком. Возвышать сознание масс получалось у Микеланджело и Леонардо да Винчи, их вечные произведения на вечные темы до сих пор тревожат умы и меняют сознание миллионов. Произведения Николая Гоголя, Льва Толстого – вот примеры одухотворенного культурного искусства.

В наши дни очень сложно стать культурным человеком и оставаться таковым. Не имея духовно-ценностной основы, мы не находим разницы между духовными и недуховными произведениями. Нас может поражать острота восприятия и мастерство выражения художника, но за его творчеством мы не видим какой-либо сути (как, собственно, и сам художник). Современное искусство – это недоумевающий взгляд мастера на хаотичный и жестокий мир, это скрежет внешнего лицемерия о внутренние сентиментальные ожидания. Современная «культура» не только не возвышает человека, она даже лишает его шансов развиваться нравственно.

Что же делать? Как бы ни было все запущено, мы всегда будем обладать право от Бога на духовно-нравственное развитие. Необходимо становиться культурным (в истинном смысле этого слова) самостоятельно, находить себе подобных и сплачиваться в сообщества для благоприятного общения. Благо, современные средства коммуникаций способствуют свободному общению в том числе и тех, кто решил все исправить. Необходимо искать все, что способно нас возвысить, внимательно изучать, подвергать анализу и принимать, а затем щедро делиться с другими. Необходимо культурно общаться!

novaya-epoha.ru

характерные черты. Периодизация Нового времени :: SYL.ru

Новым временем называется период развития европейских государств с 17-го по 18-й век. Иногда учёные относят сюда и эпоху Возрождения, кроме того, некоторые включают и 19-е столетие. Двадцатый век всегда рассматривается отдельно, и определяется как «современность».

Периодизация

Эпоха Нового времени базируется на буржуазии и духовных ориентирах, составляя из них единое целое. Так как к данному периоду относятся целых три века, каждый из них имеет своё историческое «лицо» и культурные особенности. Это:

  • XVII век — век эпохи зарождения и становления рационализма;
  • XVIII век – век Просвещения и «третьего сословия»;
  • XIX век – век классики, расцвета буржуазии и одновременно её кризиса.

Новое время охватывает два этапа. В 17-м веке прогрессировало господство Франции и Испании, нескончаемые революции буржуазии в Англии. Это — начало формирования современной картины мира и философии.

Завершилась стадия становления мануфактур, сформировалась свободная экономика и либеральная политическая система. Кроме того, люди стали стремиться к свободе и праву выбора идеологии. Всё это способствовало развитию идеологии Просвещения.

Характерные черты

Эпоха Нового времени – это период противоречий, так как людям было необходимо сменить старый уклад на более актуальный, переосмыслить ценности, принять технологический прогресс и стать его частью. Для него характерны следующие особенности:

  • Главную роль стала играть отдельная личность. Всё внимание было направлено на духовность человека, пробуждалось чувство обострённости собственного «я», что способствовало открытию самосознания как другой реальности.
  • Личность стала тянуться к элитарному гуманизму, который воспевал свободу творчества. Главной его особенностью была универсальность, то есть каждый человек получал право на свободу, жизнь, богатство и т. д.
  • Стало формироваться сознание людей, которое направлялось на развитие технического прогресса, на изменение повседневного уклада жизни и на становление экономического порядка.
  • Борьба церкви и государства стала более напряжённой, но завершилась тем, что власть не смогла подчинить религию.

С одной стороны, человек, благодаря постоянному давлению материального состояния, превращался в экономическое орудие. Но с другой — вступал в противоборство с тотальной техногенной и экономической зависимостью.

Периодизация Нового времени крайне интересна и своеобразна, нельзя это не отметить. Ведь в ней совмещаются и развиваются сразу две эпохи – Новая и Просвещения. Во второй главенствует равенство и справедливость конца 17-го — 18-го века.

В это время появилось больше стилистических жанров искусства, чем в любые другие. В конце 19-го века появился и стал развиваться кинематограф. А ещё в период 17-19-го столетий впервые построили метро и подземные туннели.

Социальный аспект

Если говорить про культуру Нового времени, то нельзя не отметить, что это был период, когда общество проснулось и решило сменить свою не слишком приятную среду обитания, дабы увидеть самих себя и окружающий мир свежим взглядом.

Учёные окрестили этот период истории «Новым» потому, что он действительно стал таковым. Тем более если сравнивать со Средневековьем. Впервые самой значимой фигурой стал отдельный человек и его личность, начало складываться правовое общежитие. Кроме того, исчезло давление в области культуры и науки.

Были созданы условия для обеспечения свободы и освобождения от рабства. В результате всего вышесказанного у человека развилось понятие и осознание собственного «я».

Благодаря этому произошла смена консервативных общественных отношений на быстрое и стремительное буржуазное общежитие, в котором устанавливались суровые рыночные отношения в условиях огромной конкуренции.

Пока буржуазия пыталась наладить экономику, сознание человека начало стремиться понять природу и духовность человека. В это время очень резко повысился интерес к философии, естествознанию.

Так как протестантство распространилось в северной и центральной частях Европы, резко повысился уровень образования. Этому способствовало знакомство с Библией. Но также её чтение повлияло на развитие религиозного фанатизма. Можно сказать, что произошло переосмысление и переоценка роли человека, люди пришли к пониманию, что длительное время были ограничены в образовании, то есть они лишались и культурного, творческого, научного просвещения. Эпоха стала предзнаменованием счастья, люди начали понимать, что можно делать, а что нет.

В Новое время произошло становление буржуазии и индустриального общества. Но также оно принесло и множество революций: Нидерландскую (1566-1609), Английскую (1640-1688), Великую Французскую (1789-1794). В перечисленные события были вовлечены широкие массы населения, всё это усугублялось культурой и открытиями.

Научный прогресс

Из-за развития производства возникла острая необходимость в исследованиях. Лидером стала механика и её открытия в сфере движения тел. Научная культура Нового времени развивалась стремительно. Огромную роль сыграли математические достижения. Вселенную стали рассматривать уже не как живое существо, а как безликий феномен, управляющий естественными законами, которые можно изучить и понять. А религия начала рассматриваться, как второстепенный или даже несуществующий фактор.

Основные черты культуры

Возвращаясь к периодизации Нового времени, нужно отметить, что доминация науки началась с научной революции, которая связывается с гелиоцентрической теорией Коперника. Она вызвала протест в религиозной среде. Фанатики связали её с теорией Джордано Бруно, который был осуждён инквизицией. Только в 20-м веке католики признали их правоту. А Кеплер доказал, что движение планет происходит по непрерывному эллипсу.

Галилео Галилей изобрёл телескоп и с его помощью смог доказать, что планеты однородны. После этих открытий в науке сформировалось разделение естественных и гуманитарных наук.

В новое время Бог стал восприниматься как архитектор и математик, который однажды запустил механизм движения планеты, но в её существование не вмешивается. Это значимый момент в истории культуры Нового времени, ведь именно так произошло формирование философии – деизм. Рационализм стал основным инструментом для изучения Вселенной.

Философия практически всегда опережает науку в развитии, и иногда превращается в механизм её движения. Проблема становления науки заключалась в том, что общество разделилось на два противоположных лагеря. Одни были за рациональность, другие – сенсуалисты. Вторые утверждали, что чувственный и эмпирический путь познания самый достоверный. Первые же считали, что у человека недостаточно чувств для познания. Единственное, чем можно понять окружающий мир — это разум.

Во времена формирования культуры Нового времени возрос интерес к половым различиям, появился и развился культ тела женщины. А в 19-м веке дамы стали бороться за свободу слова и социальное освобождение. Буржуазия начала считать дом крепостью. А любовь стала первостепенной причиной заключения брака. Возраст в его вступление для мужчин составил 30 лет, а для девушек — 25. Дети стали воспитываться с учётом их поведения и стремлений. Образование распространилось на всё общество, а мальчиков и девочек стали учить раздельно.

Искусство

Это неотделимая часть культуры Нового времени. В искусстве одним из основных стилей стал барокко, характеризующийся динамикой и экспрессией. Он возник в Италии, и в эту эпоху стал называться «новым искусством». Если перевести название стиля на русский, то оно примет значение «причудливый».

Барокко стал проявляться во всех сферах жизни, как в одежде, так и в архитектуре. Женские платья в этом стиле вытеснили все зауженные кружевные французские одежды. Архитектура пыталась уравновесить формы, то есть лёгкие и воздушные сочетать с массивными элементами. Больше всего заметно влияние этого стиля в убранстве французских строений. В Англии стиль стал более консервативным и приобрёл черты классицизма.

Но позже барокко во Франции стал сменять классицизм. Его главной особенностью является преобладание античных форм. В нем сочетается строгость и лаконичность. Стиль основан на рационализме, он несёт в себе символику личностных интересов, центральной власти и объединение под ней.

Музыка в классицизме проявилась в творчестве Моцарта, Бетховена, Глюка, Сальери.

В Новую эпоху сформировался ещё один стиль – рокко. Некоторые принимают его за разновидность барокко, и его возникновение обычно связывают со стремлением человека уйти из привычного мира и окунуться в мир иллюзий и фантазий. Стиль рокко ориентирован то, чтобы создать что-то новое, изящное и воздушное. В нем можно увидеть этнические элементы Востока, особенно в художественной культуре. В литературе появилось направление «сентиментализм».

Великие деятели

Их тоже следует отметить вниманием, рассказывая про особенности культуры Нового времени. В эту эпоху наука развивалась очень активно. Именно в данный период были заложены основные принципы естествознания. Все сведения, которые были приобретены врачами, целителями, алхимиками, приобрели структурированную форму. Благодаря этому образовались новые нормы и идеалы строения науки. Они связывались с математикой и экспериментальной проверкой не только естественных процессов, но и религиозных догматов.

На вершину вознёсся авторитет образования и вообще знания в целом. Его теперь стали рассматривать как двигатель прогресса. Вырос престиж философии из-за работ Беркли, Руссо, Вольтера.

Главным отличием Новой эпохи стало резкое падение авторитета церкви и возвышение науки. Галилей начал изучать методологию науки, а Ньютон осваивал механику и её принципы. Благодаря стараниям Бэкона, Гоббса, Спинозы философия была освобождена от схоластики. И её основой стала не вера, а разум. Общество все больше приобретало независимость от религии.

Это век рождения людей с новыми поступками и мыслями. Наука формировалась не от знания одной определённой личности, а основываясь на фактах и проверке.

Открытия

Эпоха Нового времени символизируется не только большими переменами в искусстве и науке, но и географическими открытиями. Нельзя не отметить прогресс в области математики, медицины, философии, астрономии.

Это период реформации, когда полностью поменялось отношение к религии и вере как таковой. В ней произошёл просто огромный переворот в культуре.

Новое время было основано на принципе гуманизма и человеческого творчества и развития. Образ человека, который создал себя сам, стал идеалом эпохи.

В конце 16-го — начале 17-го века были сделаны большие географические открытия, и совершены путешествия, которые раньше были невозможны. Деятели культуры Нового времени дали толчок невероятному прогрессу. В большей мере это произошло из-за нужды капиталистов в расширении своего благосостояния. И они решили, что пора найти мифическую страну – Индию. Две самые могущественные на тот момент морские державы (Испания и Португалия) отправились на поиски.

В 1492 г. испанский мореплаватель Х. Колумб отчалил от родных берегов, и по истечении ровно 33 дней он уткнулся в Колумбийские берега, приняв их за Индию. Он погиб, так и не узнав, что была открыта Америка. Но позднее А. Веспуччи было доказано открытие новой стороны света.

Путь в Индию был открыт в 1498 г. другим мореплавателем – Васко да Гамой. Это открытие предоставляло новые торговые возможности со странами побережья Индийского океана.

Магелланом было совершено первое кругосветное путешествие, длившееся 1081 день. Но, к сожалению, из всей команды выжило только 18 человек, поэтому люди долго не решались повторить его подвиг.

Культура и наука Нового времени развивались очень стремительно, были переосмыслены все взгляды на эти сферы в принципе. Коперник изучал не только астрономию и математику, но и большое внимание уделял медицине и правовому образованию.

Революционером стал Д. Бруно, но ему пришлось проститься с жизнью, доказывая, что в мире существует множество планет. А ещё что Солнце – это звезда, и, кроме неё, их ещё миллионы. Но Г. Галилей, сделав телескоп, доказал теорию Бруно и Коперника.

И. Гутенберг изобрёл книгопечатанье, что поспособствовало росту образованности. А эталоном стал считаться интеллектуально развитый человек, ставший в дальнейшем образцом культуры Нового времени.

Однако это не всё. Если говорить про литературно-художественную культуру, то поэт Ф. Петрарка читаем почти семь сотен лет, а итальянец Д. Боккаччо написал сборник, в котором говорилось, что человек имеет право на радость. М. де Сервантесом был написан известный роман «Дон Кихот», им были высказаны идеи, которые актуальны и на сегодняшний день. Вершиной литературы стала драматургия У. Шекспира.

Особенности

Ещё немного стоит поговорить про черты культуры Нового времени. Вот чем она отличается:

  • идеалами гуманности и равенством людей перед законом, независимо от сословия и рода;
  • развитием рационального мышления и отказом от метафизики;
  • развитием естествознания, используемого для развития и прогресса.

Эта идеология стала основой преобразования, которые произошли в процессе революций.

Становление русской культуры

Об этом напоследок. 17-й век стал переломным не только в Европе, но и в России. Петербург становится столицей, и в результате реформ начинается формирование бюрократического государства. Происходит расширение территории, страна получает выход к Балтийскому и Чёрному морям, это способствует налаживанию связей с Европой.

Пётр I активно взялся за развитие и становление государства и отход от средневековья. Как следствие стало происходить становление русской национальной культуры Нового времени.

Экономика и социальная жизнь начали динамично развиваться. Это сказывается и на культуре. Религия вновь оказывается под политической властью, а при попытке дать оценку действием Петра быстро искореняется.

Интенсивно возводятся новые города с довольно развитой инфраструктурой, а образование выносится на первый план.

В середине 18-го века монархия расцветает, в это время растёт общественное мышление и самосознание. Его центром становится свобода, которая способствует образованию нового слоя общества — интеллигенции.

Вторая половина века самая значимая в развитии искусства. Происходит освоение всех возможных жанров и видов, а процесс творчества ничем не ограничивается. Вперёд выходит красота и благородство, а также патриотизм.

www.syl.ru

Современная культура

92

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

В самой общей форме культура может быть определена как особый, присущий только человеку, способ жизненной организации. Известный австрийский ученый, исследователь культуры Конрад Лоренц справедливо писал: «Мы, люди, — об этом всегда следует помнить — по своей природе культурные существа…Развитие человечества и его культур единый процесс»1. Каковыми бы ни были особенности той или иной культуры, как бы ни различались они по типам, формам и конкретным проявлениям, главной целью культурной деятельности остается определенная пространственно-временная организация действительности, а ее конкретным результатом — формирование определенного типа человеческой личности с присущим только ему особым видением действительности, способом общения и образом жизни. На этом основании возникает то, что принято называть ментальностью, —тот особый душевный склад, который определяет « лицо» той или иной культурной, придет ей особый индивидуальный характер.

В настоящее время общепринятой точкой зрения является характеристика современной культуры как — нетрадиционной, принципиально отличной от предшествующих типов культуры, которые носили традиционный или традиционно – рефлекторный характер. Местом возникновения этой культуры стала Европа В настоящее время этот тип культуры приобрела общемировое и интернациональное значение Ее значимость ощутима, сегодня, даже в тех регионах мира, где еще сохраняются достаточно мощное влияние традиционные культурные формы..

На протяжении тринадцати веков своей истории с V по XVIII вв. европейская культура следовала традиции, уходящей корнями в античную эпоху ,когда была создана парадигма( образец ) культуры, « которая отрешась от греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от обязательной связи с греческим языком- в Риме, оставалась значимой и для Средневековья и для Ренессанса, и далее вплоть до эпохи индустриальной революции Значимой- не то же, что неизменной. Однако, пока парадигма не была отменена как принцип все изменения исходили из нее ,соотносились, соразмерялись с ней»2 Именно эта постоянная связь с традицией, характер и содержание которой находились в процессе постоянных изменений определила историческую динамику европейской культуры в ходе которой трижды менялись ее состояния. В античный период состояние европейской культуры изменялось дважды. В период архаики и ранней классики она носила дорефлекторно-традиционалистский характер, который был преодолен греками в V- IVвв. до н. э. и сменился рефлекторно- традиционолистским состоянием, которое сохранялось в Европейской культуре до конца XVIII века.

«Различие между этими состояниями- явление иного порядка, чем различие между сколь угодно контрастирующими эпохами, как между античностью и средневековьем или средневековьем и Ренессансом. Перед лицом глубины этого различия те контрасты необходимо выявляют известное родство в рамках «аристотелевского цикла»3. Доминирующую роль в культуре традиционно-рефлекторного типа играет литературная культура. В античном мире, в конце классического периода и в эпоху эллинизма «лицо культуры начинает двоится»,в этот период пайдейя начинает существовать не только под знаком философии, но и риторики». Позднее, в эпоху Средневековья и Ренессанса доминирующую роль начинает играть осмысление античной культурной традиции под «знаком риторики»Характеризуя те факторы, которые являются общими в рамках «аристотелевского цикла для столь контрастирующих культурных эпох как Античность, Средневековье, Ренессанс С.С.Аверинцев отмечает: 1.Особую роль риторики. как важнейшего инструмента абстрагирования систематизации, делающего ««обозримой пестроту явлений действительности для рассудка.2.Неоспоримость идеала, передаваемого из поколения к поколению.3.Господство рассудочности-«ограниченного рационализма».4. Приоритетность дедуктического, силологического «схоластического» мышления4

Устойчивость этих факторов на протяжении столь длительного периода в условия[ сменяющих друг друга различных культурных эпох была связана с двумя обстоятелствами. Во первых, сохранением, вплоть до конца XVIII века аграрной в своей основе, цивилизационной структурой, которая подверглась модернизации только на рубеже XVIII-XIX столетий. Во вторых ,с тем, что за сменой таких культурных эпох как Средневековье, Ренессанс и Новое время, стоял процесс культурного самоопределении(самосознания индивида),формами которого свое стали и «культуры обязанностей», «культуры призвания» и «культуры разума» в ,которых, общекультурный потенциал античной парадигмы культуры, нашел свое индивидуальное воплощение. Создание этих культурных форм открыло путь свободной самореализации индивида и осознанию им себя в качестве не только объекта, но и субъекта культурного процесса

С этого момента утрачивается космологическая ориентация культурного процесса, которая находила законченное выражение в образце,а культура представлялась, как система воспитания человека в соответствии с этим образцом и с идеалом, сформировавшимся в греческом полисе ,который представлялся предметным воплощением этого образца

В процессе культурного самоопределения индивида, вектор культурного процесса кардинально изменяется и приобретает антропологический характер Культурный потенциал классического образца используется в той степени и постольку поскольку он способствует самореализации индивида. Т.к. этот процесс одновременно (хотя и различной степенью интенсивности) осуществляется на трех различных технологическом, интеллектуальном ,творческом на индивида одновременно воздействуют и в нем «… пересекаются ряд культурных линий, движение которых относительно друг друга и есть культура»5 (выделено мной Г.П.)

С этого момента культура, покидает «территорию» своего прежнего пребывания в качестве которой выступал древнегреческий полис и его идеальная модель- культурная парадигма (образец. Отныне культура сут приобретает не парадигмический , не рефлекторный ,а личностной характер и существует главным образом, как феномен духовной жизни человека. Вместе с тем это не значит ,что прерывается связь с культурной традицией и обесценивается опыт накопленный в процессе ее рефлексии. Просто все эти достижения и весь этот опыт используется для развития самого человека. его реализации., как свободной личности. Более того, этот опыт становится все более востребованным по мере интенсификациии процессов связанных с модеренизации экономической и социальной жизни

Процесс модернизации продолжался с нарастающей интенсивностью и быстротой в XIX-XX веках. За первой – индустриальной – волной, последовала вторая — постиндустриальная, затем третья – информационная. Одновременно в Европе формировался новый тип личности – человек, принципиально отличающийся по своему видению действительности, способу социального и индивидуального общения и образу жизни от своего «классического» предшественника. В XX веке этот процесс приобрел мировой характер.

Все это способствовало изменению отношения человека к культурной традиции, составлявшей фундамент классических форм культуры.

Утверждение о нетрадиционности современной культуры не должно быть истолковано как полное разрушение ею каких бы то ни было связей с традиционными культурными ценностями. Здесь речь идет о другом — о постоянном имманентном изменении отношения к этим ценностям на всем протяжении истории современной культуры. Сложное отношение к традиции может создать впечатление перманентного кризиса культуры в современную эпоху, кризиса на грани полного краха. На наш взгляд, это впечатление ложно, а периодически появляющиеся в философии, начиная с известного сочинения О. Шпенглера «Закат Европы», пророчества о скорой и неизбежной гибели культуры не имеют достаточной научной обоснованности, так как неизбежным следствием этого стала бы не только деградация личности, но и гибель человеческого рода вообще. Ведь традиция – основа культурного диалога между историческими эпохами, народами, государствами, индивидами, диалога, который ведется постоянно, всегда и везде; и прекращение этого диалога – конец истории и утрата человеком социального качества, а вместе с ним и собственного «Я».

Термин «современность»имеет в русском языке несколько различных значений. В первом своем значении он характеризует явление как относящееся к единому времени, к одной эпохе. Во втором – как относящееся к настоящему времени. В третьем – как стоящее на уровне своего века, не отсталое. При характеристике современной культуры мы будем иметь в виду эти три значения термина и с их помощью попытаемся определить ее временные границы, основные периоды развития.

Итак, современная культура— это новая типологическая форма, которая приходит на смену классической европейской культуреV-XVIIIвв. Можно выделить три основных периода ее развития.

Первый относится к рубежуXVIII-XIXвв. Это этап решительного пересмотра традиционных представлений о культуре и создания предпосылок для формирования ее новой типологической формы. Тогда определились основные ориентиры современной культуры, задавшие всему культурному процессу принципиально новое направление.

Второй период — это время становления. Он относится в основном к XIX – началу XX вв.

Третийпериод связан с развитием и самоопределением современной культуры.

Поворот

Как только жизнь возвысилась над чисто животным состоянием до некоторой духовности, а дух в свою очередь поднялся до состояния культуры, в ней обнаружился внутренний конфликт, нарастание и разрешение которого есть путь обновления всей культуры.

Г. Зиммель

В Новое время (XVII-XVIIIвв.) понятие «культура» неразрывно связывалось с понятием «разум». Завершалась история культуры классической Европы, основой которой был процесс культурного самосознания индивида. Была создана «культурыразума», человек осознал себя в качестве субъекта познания. Данное обстоятельство придало культурному процессу новую –антропологическую – направленность.

Этот поворот нашел наиболее законченное выражение в XVIIIвеке во взглядах на культуру представителей французского и немецкого Просвещения Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Гердера и И. Канта.

Учение об автономности природы, которое стало следствием открытий новоевропейской науки, показавшей, что природа развивается по своим собственным законам, а не в соответствии с нормами «мирового» или «божественного» Разума, способствовало утверждению в сознании европейцев идей развития и историзма. Коренным образом меняются представления философов о природе и социальной жизни; теперь они воспринимаются не только как органически взаимосвязанные, но и как отличающиеся по своему содержанию феномены. Различие связывается прежде всего с той ролью, которую играет в жизни людей культура.

Культура становиласьпредметом размышления, что в конце концов привело к кардинальному переосмыслению традиционных представлений о ней и выработке нового, научно-обоснованного понятия культуры. Первый шаг в этом направлении был предпринят представителями культуры Просвещения, прежде всего Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Гердером и И. Кантом. Каждый из них подверг решительной критике устоявшиеся представления о культуре и попытался определить ориентиры ее будущего развития.

В 1750 году Ж.-Ж. Руссов своем знаменитом «Рассуждении на тему: способствовало ли развитие наук и искусств очищению нравов» решительно заявляет, что развитие этих двух важнейших институтов новоевропейской культуры не только не способствовало улучшению человеческой природы, а, напротив, привело к распространению заблуждений и пороков. Характеризуя происхождение наук, Руссо пишет: «Астрономия родилась из суеверий, красноречие из честолюбия, ненависти, лжи и лести; геометрия из скупости; физика из праздного любопытства; и все они, а с ними и сама мораль, из человеческой гордыни. Значит, науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам. Мы меньше сомневались бы в их преимуществах, если б они родились из наших добродетелей.

Порочное их происхождение слишком часто напоминает нам о себе. К чему были бы искусства без роскоши, которая их питает?… По мере того, как умножаются жизненные удобства, как совершенствуется искусство и распространяется роскошь, истинная храбрость теряет силу, воинские доблести тускнеют; тому виной также науки и искусства, которым предаются в тиши уединенных покоев»6. Подлинной нравственностью, по мнению Руссо, обладает лишь тот человек, жизнь которого отмечена близостью к природе и еще не «испорчена» влиянием наук и искусств: «Размышляя о нравственности, нельзя не отдыхать душой, вызывая в памяти картины первоначальной простоты. Взор беспрестанно обращается к прекрасному побережью, украшенному лишь рукою природы, и отрывается от него с сожалением»7.

Человек должен сбросить с себя железные цепи цивилизации, которые украсили цветами науки, литературы и искусства, и вернуться к здравому смыслу. Только в этом случае он сможет обратить взор к самому себе, познать свою природу, обязанности и цель жизни. Только тогда он «поднимется над самим собой»: «Величественно и прекрасно зрелище человека, когда он ценою собственных усилий является из небытия; когда светом своего разума рассеивает он мрак, которым окружила его природа, когда он поднимается над самим собой, устремляясь помыслами к небесным сферам, когда подобно солнцу, гигантскими шагами проходит он обширные пространства вселенной и когда – а это еще величественнее и сложнее – он обращает взоры к самому себе, чтобы увидеть человека, познать его природу, его обязанности, его цель. Все эти чудесные превращения повторились в истории недавних поколений»8.

Суть этого высказывания Руссо состоит в том, что кончилось то время, когда человек, размышляя о смысле и высших целях своей жизни, искал ответы на эти вопросы в решении «метафизических», т.е. абстрактных по отношению к реальным проблемам жизни, вопросов. Наступило время осознать себя не только в качестве объекта, но и субъекта культуры. Призыв Руссо к человеку «подняться над самим собой» означал не что иное, как призыв к новому поколению людей реализовывать свою индивидуальность как личность. В рассуждениях Руссо о природе человека и «улучшении состояния человеческого рода», как он сам утверждает, речь идет об улучшении нравственного состояния не «ничтожнейшего меньшинства», а прежде всего народа, так как, по его мнению, «именно народ составляет род человеческий». Французский мыслитель решительно выступает против противопоставления «ученой» и «народной» культур и отстаивает идею создания единого национального языка, противопоставляя ее традиционному разграничению «языка культуры» и «бытовой устной речи».

Идеи французского мыслителя сыграли определяющую роль в утверждении культурной идеологии Просвещения и оказали влияние на Гердера и Канта.

Немецкий просветитель И.Г. Гердерстал основателем европейской философии истории и культуры. В своем труде «Идеи к философии истории человечества» (1784-1792) он впервые попытался рассмотреть историю людей исходя из нее самой, а не из законов человеческого разума, что выдвинуло в центр его внимания проблемы культуры. Гердер подверг решительной критике традиционное понимание культуры как достаточно неопределенное и пустое: «Нет ничего менее определенного, чем это слово «культура», и нет ничего более обманчивого, как прилагать его к целым векам и народам. Как мало культурных людей в культурном народе! И в каких чертах следует усматривать культурность? И способствует ли культура счастью людей? Счастью отдельных людей — вот что хочу я сказать, ибо может ли быть счастливо целое государство, понятие абстрактное, в то время, как члены его бедствуют? Это противоречие, или лучше сказать мнимость, которая незамедлительно разоблачает себя»9.

Новый взгляд на определение культуры получил всесторонне обоснование в работах Канта. Подводя итог предшествующему этапу развития культуры, он писал в главном своем сочинении «Критика чистого разума» (1781): «…метафизика природы и нравов и, в особенности, (пропедевтическая) критика разума, отважившегося летать на собственных крыльях, составляет все, что можно назвать философией в подлинном смысле. Она все ставит в связи с мудростью, но на пути науки, единственном пути, который, раз он продолжен, никогда не зарастает и не допускает заблуждений. Именно поэтому метафизика есть также и завершение всей культуры человеческого разума»10. В работе Канта «Критика способности суждения», завершающей цикл из трех главных сочинений философа, дается новое, отличное от традиционного, определение культуры: «Приобретение разумным существом способности ставить любые цели вообще (значит в их свободе) — это культура». Такое понимание феномена культуры требует коренным образом пересмотреть традиционные представления о месте человека в системе природы: «Мы имеем достаточное основание рассматривать человека не только как цель природы подобно всем организмам, но здесь, на земле, также и как последнюю цель природы, по отношению к которой все остальные вещи в природе составляют систему целей»11. Философ утверждает, что «все успехи в культуре, которые служат школой для человека, должны быть применены к организации его жизни».

В статье «Ответ на вопрос, что такое просвещение» Кант связывает этот новый взгляд на культуру с необходимостью формирования нового типа человека, способного «публично пользоваться собственным умом». Это право человека пользоваться собственным разумом свободно ничем не должно быть ограничено и должно быть закреплено в законе. Кант, тем самым, видит в культуре не только средство индивидуального самосознания индивида, но путь самореализации индивида в качестве духовно- и социально-самоценной,свободной личности.

В конце XVIII- началеXIXвв. получил совершенно исключительное распространение термин «Bildung», появление которого исследователи связывают с переходом от культуры разума к современной личностной культуре. Этот термин обозначал формирование нового типа человека. Первым из представителей и создателей современной культуры стал великий немецкий поэт, мыслитель и ученыйГёте, поэтому переходный период часто называют «веком Гёте».

Суть нового термина состояла в том, что культура отныне определялась не просто как «вторая природа» — совокупность всего созданного человечеством, но прежде всего как процесс «возвышения человека до человеческого в рамках человечества»12. Такое смысловое наполнение термина культура, позволяет утверждать, что современная культура зарождалась как новая форма гуманизма. Введение в научный обиход терминаBildung, который начинают использовать не только сторонники культурных новаций, но и такие выдающиеся представители классической философии, как Гегель, знаменовало окончательное утверждение новой,антропологической,направленности культурогенеза. Поворот был завершен, наступало время творения новых культурных форм – время становления современной культуры.

studfiles.net

Культура | Наука | FANDOM powered by Wikia

Культу́ра (от лат. cultūra) —

  1. набор правил (часто неформальных), стереотипов и норм поведения
  2. результатов творчества, свойственных некоторому обществу; совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей
  3. человеческая способность эти ценности производить и использовать; является важнейшей характеристикой человеческой жизнедеятельности.

    Определение культуры Править

    Культура как цивилизация Править

    Во многом, современное понятие «культуры» как цивилизации сформировалось в XVIII — начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем, это понятие, с одной стороны, стало включать отличия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны — различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антипода понятию «природы». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё что не попадает в это определение — хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» (Арнольд, 1882).

    На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области моды, искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители панк-рока из рабочих кварталов или аборигены Австралии.

    Люди, поддерживающие такую точку зрения, зачастую отвергают множественное понимание культуры. Они не верят в существование различных культур, каждой со своей логикой и своими ценностями. Фактически, для них существует только один стандарт, который необходимо применять ко всем без исключения. Таким образом, согласно этому мировоззрению, люди, не укладывающиеся в общие рамки, сразу причисляются к «некультурным», у них отбирается право на наличие «своей», не менее развитой, культуры.

    Однако, в рамках такого мировоззрения, существует своё течение — где менее «культурные» люди рассматриваются, во многом, как более «естественные», а «высокой» культуре приписывается подавление «человеческой природы». Такая точка зрения встречается в работах многих авторов уже начиная с XVIII-го века. Они, например, подчёркивают, что народная музыка (как созданная простыми людьми) честнее выражает естественный образ жизни, в то время как классическая музыка выглядит поверхностной и декадентской. Следуя такому мнению, люди за пределами «западной цивилизации» — «благородные дикари», не испорченные сильно расслоённым капитализмом Запада.

    Сегодня большинство исследователей отвергают обе крайности. Они не принимают и понятие «единственно правильной» культуры, так и полное противопоставление её природе. В данном случае признаётся, что «неэлитарное» может обладать столь же высокой культурой, что и «элитарное», а «незападные» жители могут быть столь же культурными, просто культура которых выражается другими способами. Однако в данной концепции проводится различие между «высокой» культурой, как культурой элит, и «массовой» культурой, подразумевающей товары и произведения, направленные на потребности простых людей. Следует также отметить, что в некоторых работах оба вида культуры, «высокая» и «низкая», относятся просто к различным субкультурам.

    Культура как мировоззрение Править

    Во времена эры Романтизма, учёные в Германии, особенно интересующиеся национальными движениями, направленными на объединение страны из отдельных княжеств, а также движениями национальных меньшинств против Австро-Венгерской империи, сформировали понятие культуры как «мировоззрения». В такой системе взглядов, различные и несопоставимые друг с другом мировоззрения являются основными отличиями этнических групп. Несмотря на прогрессивность по сравнению с более ранними взглядами, такой подход всё ещё сохранял различия между «цивилизованной» культурой и культурой «примитивной», или «племенной».

    К концу 19-ого столетия антропологи расширили понятие культуры так, чтобы оно могло включать большее разнообразие обществ. Учитывая теорию эволюции, они предполагали, что люди должны развиваться одинаково, и факт, что люди имеют культуру, следует из самого определения процесса человеческого развития. Но при этом, они показывали нежелание учитывать биологическую эволюцию для иллюстрации различий между определёнными культурами — подход, позже вылившийся в различные формы расизма. Они верили, что биологическая эволюция наиболее полно отражает само понятие культуры, понятие, которое антропологи могли бы применить и к обществам без письменности и имеющим её, кочевым и осёдлым народам. Они аргументировали это тем, что в ходе своей эволюции человек выработал единую систему получения и применения знаний, а также способность передавать их другим людям в виде абстрактных символов. Как только человеческие индивидуумы узнали и изучили такие символические системы, эти системы начали развиваться независимо от биологической эволюции (другими словами, один человек может получить знания другого человека, даже если они оба никак не связаны биологически). Такая способность оперировать символами и получать социальные навыки смешивает старые аргументы в споре «человеческой природы» и «воспитания». Таким образом, Клиффорд Гиртз и другие утверждали, что человеческая физиология и мышление развивались как результат первых культурных действий, и Миддлтон, заключил, что человеческие «инстинкты были сформированы культурой».

    Группы людей, живущие отдельно друг от друга, создают различные культуры, между которыми, однако, может происходить частичный обмен. Культура постоянно изменяется, и люди могут (должны?) изучать её, делая этот процесс самой простой формой адаптации к изменяющимся внешним условиям. Сегодня антропологи рассматривают культуру не просто как продукт биологической эволюции, а как её неотъемлемый элемент, главный механизм адаптации к внешнему миру.

    Согласно этим взглядам, культура представляется как система символов с функцией адаптации, которая может меняться от одного места к другому, позволяя антропологам изучать различия, выражающиеся в конкретных формах мифов и ритуалов, инструментах, формах жилищ и принципах устройства деревень. Таким образом, антропологи проводят различие между «материальной культурой» и «символической культурой», не только потому что эти понятия отражают различные сферы деятельности человека, но и потому что они содержат различные исходные данные, требующие различных подходов при анализе.

    Такой взгляд на культуру, ставший доминирующим в промежутке между двумя мировыми войнами, говорит о том, что каждая культура имеет свои границы и должна рассматриваться как единое целое с использованием собственных положений. В результате этого появилось понятие «культурного релятивизма», мнения, согласно которому один человек может принять действия другого человека, используя понятия его культуры, а элементы его культуры (обряды и т. д.) — через понимание системы символов, частью которых они являются.

    Таким образом, мнение, что культура содержит символические коды и способы их передачи от одного человека другому означает, что культура, хотя и ограниченно, постоянно меняется. Культурные изменения могут быть как результатом создания новых вещей, так и происходить в момент контакта с другой культурой. Оставаясь в мирных рамках, контакт между культурами приводит к заимствованию (через изучение) различных элементов, то есть взаимопроникновению культур. В условиях противостояния или политического неравенства, люди одной культуры, конечно же, могут захватывать культурные ценности другого сообщества или навязывать свои ценности («окультуривание»).

    За время существования цивилизации, все сообщества принимали участия в процессах распространения, взаимопроникновения и навязывания своей культуры, поэтому сегодня немногие антропологи рассматривают каждую культуру только внутри собственных рамок. Современные учёные считают, что элемент культуры нельзя рассматривать только в её собственных рамках, это можно делать только в широком разрезе взаимоотношений между различными культурами.

    Помимо указанных процессов, на элементы культуры оказывает сильное влияние миграция людей, начавшаяся уже во времена Колумба. Такой феномен, как колониальная экспансия, а также массовая миграция, в том числе в виде рабства, стали тогда значимым фактором, влияющим на разные культуры. В результате некоторые сообщества приобрели значительную неоднородность. Некоторые антропологи утверждают, что такие группы объединяются общей культурой, преимуществом которой является возможность изучения разнородных элементов в качестве субкультур. Другие же утверждают, что единой культуры существовать не может, а разнородные элементы формируют мультикультурное сообщество. Распространение доктрины мультикультурности совпало со всплеском движений по самоидентификации, требующей признания культурной уникальности социальных подгрупп.

    Социобиологи также утверждают, что культуру можно рассматривать с точки зрения элементарных элементов, с помощью которых происходит культурный обмен. Такие элементы, или ‘ ‘ meme ‘ ‘, как они были названы Ричардом Докинсом в своей книге ‘ ‘ The Selfish Gene’ ‘, опубликованной в 1976, аналогичны понятию генов в биологии. Несмотря на то, что такая точка зрения приобретает всё большую популярность, большинство академических учёных её полностью отвергают.

    Культура как нормы поведения Править

    Следующее распространённое понимание понятия культуры не слагается из трёх составляющих:

    1. Жизненные ценности;
    2. Нормы поведения;
    3. Артефакты (материальные произведения).
    • Жизненные ценности обозначают самые важные в жизни понятия. Они не являются основой культуры.
    • Нормы поведения отражаются в понятиях Мораль и Нравственность. Они показывают, как люди могут повести себя в различных ситуациях. В каждой культуре нет набора правил, описывающих эти нормы. Жёсткость таких правил зависит от важности каждой нормы поведения.

    Правила, формально закреплённые в государстве, называются Законами.

    • Артефакты, или произведения материальной культуры, обычно являются производными от первых двух составляющих.

    Стало правилом, что археологи работают с элементами материальной культуры, а социальные антропологи сосредотачиваются на символической культуре, хотя в конечном итоге обе группы учёных, конечно, обмениваются информацией друг с другом. Кроме того, антропологи понимают «культуру» не только как набор объектов или товаров, но и как процессы, создающие эти товары и делающие их ценными, а также как социальные отношения, в которых эти объекты используются.

    Культура как форма вещей и способов действия Править

    Обобщенное определение культуры Править

    Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).

    Позитивный опыт и знания — это опыт и знания которые несут выгоду для их носителя и в следствии этого им используются.

    Под ассимиляцией понимается процесс преобразования сущности, при котором сущность становиться активной частью другой сферы жизни. Ассимиляция связана с изменением формы сущности.

    Активная часть сферы жизни — это та часть, которая оказывает влияние на человека.

    Примеры.

    Таким образом, культура (оцениваемое как опыт и знания) при ассимиляции в сферу архитектуры становиться элементом материальной культуры — строением. Строение, как объект материального мира, влияет на человека через его органы чувств.

    При ассимиляции опыта и знания народа одним человеком (изучение математики, истории, политики и т. п.) мы получаем человека имеющего математическую культуру, политическую культуру и т. д.

    Понятие субкультуры

    Субкультура имеет следующее объяснение. Так как распределение знания и опыта в обществе не равномерно (у людей разные умственные способности), а опыт актуальный для одного социального слоя не будет актуальным для другого (богатому нет нужды экономить на продуктах, выбирая что по дешевле), в связи с этим культура будет иметь дробление.

    Изменения в культуре Править

    Изучение культуры Править

    История понятия «культура»

    1. Слово культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание. Культура — это то, что связано с человеческой деятельностью.
    2. Цицерон вводит новый смысл понятия «культура». Культура — возделывание души человека. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». Это стремление занять определенную должность, знание к поэзии, образованность.
    3. Корень слова «культура» — «культ» переводится как верование, почитание богов. Это слово носит религиозный смысл.
    4. Культура — то, что противостоит хаосу, то есть «беспределу».
    5. Культура — то, что связано с человеком а не с природой. Культура — вторая природа

    Понятие культуры

    Весь окружающий нас мир — это мир культуры. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово «культура» есть почти во всех языках мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимые человеком в процессе целесообразной деятельности.

    В культуре сочетаются традиции и новаторство, устойчивость и изменчивость. Образующие непрерывный процесс исторической преемственности, сохранение культурного наследия и творческого обновления. В культуре действуют творческие союзы и ассоциации, многочисленные социальные институты, музеи и библиотеки, учреждения культуры и организации досуга, способствующие развитию культуры.

    С Середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
    Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.

    По словам Д. С. Лихачева 21 век — это век гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое поколение. В конечном счете всякая культура гуманитарная, ибо она идет от человека и служит человеку. Культура человека любой профессии определяется гуманитарной культурой: ее пониманием музыки, поэзии, живописи, архитектуры и т. д. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества.

    Реализующее в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как «систему вне биологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» Вывод: Культура — это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях

    Культуру составляют Править



    • Страница 0 — краткая статья
    • Страница 1 — энциклопедическая статья
    • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Культура 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    Культура — это… Что такое Культура?

  1. КУЛЬТУРА — (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… …   Философская энциклопедия

  2. КУЛЬТУРА —         (от лат. возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание)         совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, заученных форм человеч. поведения и деятельности, обретенных знаний,… …   Энциклопедия культурологии

  3. КУЛЬТУРА — это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны. Лорд Раглан Культура это то, что остается, когда все остальное забыто. Эдуар Эррио Культура есть орудие университетских профессоров для производства университетских профессоров.… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  4. КУЛЬТУРА — (лат. cultura, от colere заботиться, обрабатывать). 1) обработка почвы, возделывание, уход за растениями. 2) образование, просвещение, развитие, совершенствование духовной и материальной жизни народа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  5. культура — ы, ж. culture f. <, лат. cultura. 1. Разведение, выращивание (растений). Сл. 18. Реченный садовник .. деревам и цветам, которыя к украшению садов принадлежат, имена знает, и в культуре их .. искусство имеет. 1747. МАН 8 575. Здесь <на… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  6. КУЛЬТУРА — КУЛЬТУРА, культуры, жен. (лат. cultura) (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры. Развитие культуры происходит скачками. 2. То или иное… …   Толковый словарь Ушакова

  7. КУЛЬТУРА — (от латинского cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в… …   Современная энциклопедия

  8. Культура — (от латинского cultura возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  9. КУЛЬТУРА — (от лат. cultura возделывание воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их… …   Большой Энциклопедический словарь

  10. Культура — исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.… …   Исторический словарь

  11. культура — 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… …   Большая психологическая энциклопедия

  12. spiritual_culture.academic.ru

    культура — это… Что такое культура?

    (англ. culture) — ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества. Понятие «К.» (так же, как и понятие «общество») чрезвычайно широко употребляется в человекознании: социологии, психологии человека и др. гуманитарных науках (особенно в культурной антропологии, этнографии). К. — одно из наиболее характерных свойств, присущее любому устойчивому объединению людей (Э. Гидденс). Син. (неполные) культурный опыт, общественно-исторический опыт, социальная наследственность. Существуют сотни определений К. Лучшим из них остается классическое, квази-формальное определение Э. Тайлора: К. слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых др. способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. К. все превращает в знак, посредством которого транслируется опыт К. Более полное представление о К. дают приводимые ниже живые метафоры: К. — это плодотворное существование (Б. Пастернак). Рост мира есть К. (А. Блок). Слово есть архетип К.; К. — культ разумения; слова — воплощение разума (Г. Шпет). К. — это язык, объединяющий человечество; К. — это среда, растящая и питающая личность (П. Флоренский). К. — это связь людей; цивилизация — это сила вещей (М. Пришвин). К. — это усилие человека быть (М. Мамардашвили). Человек в качестве человека не может существовать без К. К. — это то, что дает человеку возможность разговаривать с самим собой, а потому даже для отшельника такой проблемы не существует (С. Аверинцев). Вся человеческая К. до сих пор остается протестом против смерти и разрушения… (Вяч. В. Иванов). Эстетическая К. есть К. границ и потому предполагает тонкую атмосферу глубокого доверия, обымающую жизнь (М. Бахтин). Современные дикари — не остатки примитивного человека, а дегенераты когда-то бывших К. (А. Белый). К. — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Ф. Ницше). К. — это заклятие хаоса (А. Белый). След. определение выражает существо дела, схватывает и задает способ построения К., характеризует культурный акт как таковой: собственно культурным актом является созидательное действие, посредством которого мы извлекаем logos некоего объекта, до этого момента являвшегося необозначенным (Х. Ортега-и-Гассет).

    Приведенные метафоры, хотя и не приближают к научному определению К., зато дают почувствовать, что самая верная их защитница — это К., а самый опасный враг — это бескультурье. К сожалению, это значительно лучше известно людям, крайне далеким от К., которые умеют все обернуть себе на пользу, даже К. К. непосредственна, искренна и скромна, а бескультурье расчетливо, притворно и нагло. К. бесстрашна и неподкупна, а бескультурье трусливо и продажно. К. совестлива, а бескультурье хитро, оно стремится рядиться в ее тогу. Причина этого в том, что К. первична, непреходяща, вечна, а бескультурье подражательно, преходяще, временно, но ему, при всем своем беспамятстве, больше, чем К., хочется в вечность. К. непрактична, избыточно щедра и на своих плечах тащит в вечность Неронов и Пилатов, что, впрочем, не оказывает на их последователей отрезвляющего влияния. К. ненавязчива, самолюбива и иронична, а бескультурье дидактично, себялюбиво и кровожадно: «Невежда начинает с поучения, а кончает кровью» (Пастернак).

    Сила К. в преемственности, непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях. Творчество в любой сфере деятельности должно быть замешано на дрожжах К., пользоваться ее памятью. Только преемственность и форма могут обеспечить обновление и откровение. К. находится «на границе» прошлого и настоящего, настоящего и будущего. История К. — это «летопись не прошедшего, а бессмертного настоящего» (О. Фрейденберг). К. обеспечивает движение исторического времени, создает его семантику, мерой которой являются мысли и действия. Без К. время застывает и наступает безвременье или времена временщиков. Но поскольку движение истории продолжается, значит, защитный механизм К. даже во время остановок этого движения (которым Аверинцев дал удачное наименование «хронологической провинции») права голоса не утрачивает, хотя и становится едва слышим.

    Приписывание К., идеальной форме, социальной среде функций источника или движущей силы развития вынуждает К., помимо ее воли, быть агрессивной, оставляет неясной роль в развитии самого развивающегося индивида. А он не только не пассивен, но сам становится источником и движущей силой развития К., порождения новых идеальных форм, переосмысления старых. К несчастью, он иногда слишком энергично вносит вклад в изменение окружающей среды, в т. ч. и К. Отношения организма и среды, человека и К. следует признать взаимно активными, коммуникативными, диалогическими. Диалог м. б. дружественным, напряженным, конфликтным, он может переходить и в агрессию.

    Человек может принять вызов со стороны К. или остаться равнодушным. К. также может пригласить, а может оттолкнуть или не заметить. Между К. и индивидом существует разность потенциалов, что и порождает движущие силы развития. Эти силы находятся не в К. и не в индивиде, а между ними, в их взаимоотношениях. (В. П. Зинченко.)


    Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

    psychology.academic.ru