Нормативные основы это – социально-экономические, научно-методические, правовые, программно-нормативные, организационные. — КиберПедия

Содержание

4.Нормативная основа политической системы общества

Нормативная основа политической системы общества выступает в качестве важнейшего средства регулирования политических отношений, обеспечивает определенный уровень организованности и стабильности как отдельных политических институтов, так и политической системы в целом.

Нормативную основу политической системы составляют социальные нормы и принципы, регулирующие отношения политического характера. Это касается как норм права, так и моральных, обычных и корпоративных норм.

Предметом регулирования этих норм являются политические отношения, возникающие в обществе в процессе осуществления политической власти либо по её поводу. Политический аспект содержания принципов и норм выступает в качестве основного критерия включения их в нормативную основу. В то же время существует целая группа принципов и норм, которые оказывают влияние на политическую систему опосредованно.

Таким образом, нормативная основа политической системы общества является весьма сложным образованием, состоящим из следующих компонентов:

— правовых принципов и норм, имеющих политическое содержание;

— корпоративных принципов и норм элементов политической системы общества;

— политических традиций;

— политических обычаев;

— принципов и норм морали.

В большей мере политические отношения опосредуются нормами права. Правовое закрепление различных сторон деятельности общественных организаций и других элементов политической системы их взаимоотношений с государством способствует их организационному укреплению, повышению эффективности деятельности, реализации программных целей.

В России правовую основу функционирования политической системы общества составляют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, регламентирующие отношения в политической сфере. Эти документы принимаются на референдуме либо представительными органами государственной власти.

В то же время, право не может регулировать все политические отношения, т. к. не все они находятся в сфере правового регулирования.

В силу этого, механизм социального регулирования политических отношений дополняется другими социальными нормами и принципами. Они оказывают регулирующее воздействие не только на те политические отношения, которые находятся вне сферы правового регулирования. Определенным образом социальные нормы не юридического характера оказывают дополнительное воздействие на отношения, регулируемые правом.

5.Основные направления учений о праве Основные направления учения о праве

Вопросы происхождения и сущности права издавна волновали философов, политиков, правоведов.

Вопрос о сущности права остается в центре внимания и современной правовой и политической мысли, а понятие права и сегодня — одна из основных категорий общей теории права. Ведь от понимания права, его сущности зависит подход к пониманию многих правовых и иных социальных явлений, решение очень важных как теоретических, так и практических вопросов жизни общества.

Современные учения о сущности права представляют собой не некую универсальную, единую правовую доктрину, а скорее набор, конгломерат отдельных концепций, направлений в теории права.

Теория естественного права имеет глубокие источники в политико-правовой мысли Древней Греции, Древнего Рима. Дальнейшее свое развитие она получила в эпоху средневековья, а наибольший расцвет и современное звучание в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Суть этого подхода к правопониманию заключается в оценке права с позиций справедливости, где подлинным «естественным» правом могут считаться только такие нормы законодателя, которые соответствуют «естественной природе» — природе человека, вещей, мироздания.

Основные положения естественного права:

1. Теоретическое и практическое различение права и закона. Наряду с позитивным (принятым законодателем) правом существует высшее, настоящее — «естественное» право, свойственное человеку от природы (право на жизнь, на свободу, на сопротивление угнетению, собственности и т.д.). Право — это социальный феномен упорядочения человеческой жизни, присущий человеческому бытию, обладающий в этом качестве большей ценностью, чем закон. Право есть необходимый регулятор межчеловеческих отношений, который отличается от производного, несовершенного, недостаточного, а иногда даже неприемлемого закона тем, что право всегда истинно, разумно, естественно, действительно, человечно и т.д.

2. Не всякий юридический закон, будучи даже безупречным по форме, содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия «естественным» человеческим, общественным, природным и т.д. нормам: все, что противоречит в позитивном праве «естественному» праву, не может считаться правом.

3. Право и мораль тесно взаимосвязаны: сам термин «правовое» означает содержательное соответствие юридических предписаний требованиям морали, где мораль выступает правотворческой и правоприменительной определяющей права.

4. Источник прав человека находится в самой человеческой природе. Юридические права человек приобретает от рождения, и эти права не могут как «дароваться» человеку государством, так и отчуждаться в пользу последнего.

Данная доктрина сыграла большую роль в критике феодализма как системы, не соответствующей «природе человека», послужив теоретической базой для буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже известных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях феодализма. Представители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно в ходе исторического процесса, независимо от субъективных воззрений законодательной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право.

Право, с точки зрения представителей исторической школы, есть продукт народного духа, народного правового убеждения Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных правил, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи.

Консерватизм и ограниченность данной школы проявляется в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицая возможность законодательным путем изменить реально существующее право.

Социологическая школа права. Для нее характерно, как и для естественно-правовой доктрины, разграничение права и закона. Однако суть этого разграничения иная. Право здесь — не идеалы, ценности, высший разум, божественная воля, как в праве естественном, а эмпирические факты поведения субъектов правоотношений — физических и юридических лиц. Нормы «живого права» должны как-то выделяться из конкретного поведения. Эту функцию — формулирование права — осуществляют согласно данному подходу, судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они отыскивают нормы «реального права» и на их основе выносят решение, не будучи жестко связаны государственными предписаниями. В этом случае судья выступает не только правоприменителем, но и субъектом правотворчества, делая фактическое — юридическим на основе конкретной целесообразности.

Нормативистское понимание права — самое пригодное для отражения его инструментальной роли. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет гражданам и другим исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и соответственно сознательно избирать вариант своего поведения.

В наибольшей степени нормативистская теория права разработана Г. Кельзеном. Право в названной теории представляет собой иерархическую (ступенчатую) систему норм, представляемую в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступенька обусловливает нижнюю, а нижняя ей подчиняется.

И если верхней ступенькой являются конституционные нормы, а далее, соответственно, идут нормы обыкновенного закона, нормы правительственного акта, нормы инструкций министерств и ведомств вплоть до индивидуальных актов, то принцип соответствия одной нормы другой как раз и означает утверждение строгого режима законности.

Кельзен ранее подвергался безоговорочной критике, которая была в большей степени обусловлена идеологическими факторами. Он, например, не задавался вопросом о классовой сущности права, отвергал изучение права в аспекте экономики и политики, не задумывался, откуда берется исходная норма права, так называемая основная норма, стоящая над конституцией и нормами международного права.

В провозглашении идеи законности, в признании нормативного характера права заключается положительное значение нормативистского учения. Вместе с тем определенная слабость этого учения проявляется в отказе его сторонников исследовать сущность, содержание права, в искусственном отрыве права от других явлений действительности и прежде всего — от экономических условий жизни общества. Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущностных проблем права.

В психологической теории (Л. Петражиций, А. Росс и др.) право трактуется, главным образом, как совокупность элементов субъективной человеческой психики. Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. При этом все же различается официальное и неофициальное право. Официальное — установленное государством и поддерживаемое им, неофициальное — лишенное этого, но все же действующее в качестве права. Таким образом, в психологической теории наряду с реально существующей системой правовых норм (предписаний), установленных государством, правом признаются также психические переживания людей. Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства, в результате определенных эмоций и переживаний человека по поводу права. Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

Однако, правильно выделяя определенные психологические аспекты права, это учение по существу растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию, игнорируя тем самым реальную объективную природу права как сложного явления социальной жизни, недооценивая право как объективно складывающуюся систему норм, искажая его связь с экономикой и государством.

Материалистическая теория права представлена в работах основоположников марксизма-ленинизма и их последователей. Для марксистского типа права характерны следующие положения.

1. Сущность и развитие права обусловлено, в конечном счете, материальными условиями жизни общества, прежде всего — типом производственных отношений, определяемым, в свою очередь, господствующими формами собственности на средства производства.

2. Право, как и государство, по своей социальной природе явление классовое. Это означает, что оно возможно только в классовом обществе; появляется с делением общества на классы; выражает, в конечном счете, интересы экономически и политически господствующего класса (например: в капиталистическом обществе — буржуазии, в социалистическом обществе — рабочего класса и всех трудящихся).

3. Право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, обладает, однако, относительной самостоятельностью как феномен общественного сознания и национальной культуры, оказывая активное обратное воздействие на все сферы общества, в том числе экономическую.

4. Со сменой типа производственных отношений, наступающей, как правило, в ходе социальной революции, меняется и классовая сущность права, т.е. оно начинает отражать интересы прежде всего того класса, который получает политическую и экономическую власть.

5. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации право утратит свой политический характер и постепенно отомрет вместе с государством. Человеческие отношения будут регулироваться неполитическими социальными нормами, отражающими гармоничные и неантогонистические интересы членов общества.

studfiles.net

Нормативная основа политической системы общества

Количество просмотров публикации Нормативная основа политической системы общества — 28

 

Политическая система общества имеет свою экономическую, политическую, социальную, идеологическую и нормативную основы. Последние представляют из себясоответствующий — экономический, политический и инои̌ базис, на котором, собственно, возникает и развивается политическая система.

Что собой представляет нормативная основа? Из чего она состоит и какова её роль?

Прежде всего нужно отметить, что нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом.

Следует подчеркнуть, что в отечественной и зарубежной научной литературе нет единого мнения ни о месте и роли нормативной основы в политической системе, ни о её содержании.

С учетом многообразия социальных норм по содержанию и видам одни авторы говорят, например, о таких слагаемых нормативной основы, как право, нормы общественных организаций (прежде всего уставные), различные нормы «государственной и общественно-политической жизни». Другие авторы к числу элементов нормативной основы относят нормы права, нормы, вырабатываемые общественными организациями, партийные решения, политические традиции и обычаи, нормы морали, этика политической жизни. Наконец, третья группа авторов к нормативной базе причисляет политические принципы и нормы, правовые нормы, политические традиции, «эталоны политического поведения» или «типичные реакции на политические события».

Как видно из сказанного выше, несмотря на разнобой во мнениях по поводу содержания нормативной основы, все авторы, тем не менее, сходятся в одном, а именно — что непременным атрибутом нормативной основы являются социальные нормы. От них, собственно, происходит и само название этой основы.

Однако далеко не все социальные принципы и нормы следует рассматривать в качестве слагаемых нормативной основы. Наряду с высказываниями, например, о необходимости отнесения к нормативной базе всех без исключения правовых норм в некоторых работах проводится мысль о том, что в качестве одного из слагаемых нормативной основы может выступать только часть правовых норм, а именно — нормы, регулирующие отношения, связанные с осуществлением власти. Бесспорно, есть все основания для такой постановки и решения вопроса.

Предметом регулирования слагаемых нормативной основы являются политические отношения, возникающие в политической системе либо в процессе прямого осуществления политической власти, либо по поводу ее. Политический аспект содержания принципов и норм должен выступать в качестве одного из важнейших критериев «включения» их в нормативную основу*(385).

Читайте также


  • — Нормативная основа политической системы общества

      Политическая система общества имеет свою экономическую, политическую, социальную, идеологическую и нормативную основы. Последние представляют собой соответствующий — экономический, политический и иной базис, на котором, собственно, возникает и развивается… [читать подробнее].


  • — Нормативная основа политической системы общества

      Политическая система общества имеет свою экономическую, политическую, социальную, идеологическую и нормативную основы. Последние представляют собой соответствующий — экономический, политический и иной базис, на котором, собственно, возникает и развивается… [читать подробнее].


  • — Нормативная основа политической системы общества

      Политическая система общества имеет свою экономическую, политическую, социальную, идеологическую и нормативную основы. Последние представляют собой соответствующий — экономический, политический и иной базис, на котором, собственно, возникает и развивается… [читать подробнее].


  • — Нормативная основа политической системы общества

      Политическая система общества имеет свою экономическую, политическую, социальную, идеологическую и нормативную основы. Последние представляют собой соответствующий — экономический, политический и иной базис, на котором, собственно, возникает и развивается… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Нормативная база — основа деятельности организации

    Нормативная база — это законодательное обоснование деятельности любой организации (общественной или государственной), учреждений, предприятий и пр. Работа любой организации или учреждения опирается на законодательство страны и нормативные акты, регулирующие деятельность в определенной области.

    Нормативная база начинается с Конституции РФ, которая является основой для создания законов и подзаконных актов. Далее по рангу идут федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения в стране и деятельность различных структур. Обычно к федеральным законам, как приложение, идут различные нормативные документы, такое своеобразное методическое приложение или руководство к действию. Например, ГОСТы, где уже конкретно прописываются определенные требования и определения. ГОСТов огромное множество, в каждой области деятельности свои, это касается и организации производственного процесса, и работы бюджетных учреждений. На основании вышеперечисленных документов федеральные министерства создают свои приказы, которые рассылают уже в регионы.

    Нормативная база имеет еще одну часть, она касается регионального и местного законотворчества. Поскольку работа организаций регулируется не только общероссийским законодательством, но и региональным (областным или краевым). По определению, законы, создаваемые Областными Думами, не могут противоречить федеральным законам. И уже исполнительные структуры регионального правительства выпускают свои приказы и инструкции, которые по большому счету и есть основное руководство к действию для конкретной организации и учреждения.

    Нормативная база сертификации начинается, как и в других случаях, со свода законов, регулирующих деятельность сертификационных центров. Вот именно для этих центров руководством к действию и служат многочисленные технические ГОСТы, на них они опираются при организации экспертной работы. В технических ГОСТах прописаны основные параметры, которым должна соответствовать выпускаемая продукция. Это относится к продуктам питания, бытовой химии, средствам ухода и т.д. Согласно законодательству, производители должны в добровольном порядке проходить экспертизу и получить сертификат соответствия ГОСТу. Только такая продукция будет считаться безопасной для здоровья и окружающей среды.

    Нормативная база помогает регулировать отношения между государством и предпринимателями в случае налогообложения. Правда, в нашей стране эти отношения можно иллюстрировать словами из песни: «Нас не догонишь». Государство придумывает способы, как заставить бизнес платить налоги. Предприниматели проявляют чудеса изворотливости, чтобы их не платить. Так и играют в догонялки.

    Итак, нормативная база организации или учреждений должна состоять из федеральных и региональных законов, приказов федеральных министерств, нормативных актов и ГОСТов, приказов региональных министерств. На основе этого руководство учреждений создает внутренние приказы, координирующую и его работу.

    fb.ru

    Нормативные основы местного самоуправления — реферат, курсовая работа, диплом, 2017

    11

    НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    План:

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….3

    1.Источники муниципального права……………………………4

    2. Специфика муниципально-правовых норм………………….9

    Заключение………………………………………………………..12

    Список источников……………………………………………….13

    ВВЕДЕНИЕ

    Местное самоуправление — один из важнейших институтов демократического общества. Местное самоуправление имеет большое значение для формирования российской государственности.

    Местное самоуправление занимает центральную позицию между государством и обществом. Именно в данной позиции этот общественно-политический институт играет ключевую роль в сохранении и укреплении государственности. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и призваны решать вопросы местного значения, создавать условия для обеспечения повседневных потребностей населения- это и есть реализация одного из ключевых прав человека и гражданина, гарантируемых демократическими государствами,- право на достойную жизнь.

    Таким образом, местное самоуправление не только оппонент, но и соратник государственной власти, а развитое местное самоуправление освобождает органы государственной власти от решения текущих, незначительных в общегосударственном масштабе вопросов и позволяет сконцентрироваться на решении государственных проблем, способствует оптимизации государственного управления.

    С деятельностью местных органов власти неизбежно сталкивается каждый гражданин и, разумеется, каждый специалист в области экономики и управления. Специалисту необходимо хорошо знать и умело разбираться в нормативных основах местного самоуправления. В данной работе будут рассмотрены источники муниципального права, которыми руководствуется в своей работе местное самоуправление.

    1. ИСТОЧНИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

    Источники муниципального права, исходя из федеративной формы государственного устройства России, можно разделить на три уровня:

    1. Федеральные — нормативные правовые акты РФ.

    2. Региональные — нормативные правовые акты субъектов РФ.

    3. Местные — нормативные правовые акты муниципальных образований.

    Основным источником муниципального права является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ от 12 декабря 1993г.

    Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.

    Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, на самостоятельное решение вопросов местного значения, на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Положения Конституции о самостоятельности местного самоуправления и то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, означает не утрату самоуправления властной природы, а невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к местному самоуправлению.

    Нормативные правовые акты Российской Федерации

    Вторым базовым источником являлся Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г., который утратил силу с 1 января 2006 года. ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 12 августа 1995// СЗ РФ. 1995. №35 Ст.3506

    Третьим источником выступает Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003г.// СЗ РФ.2003. №40. Ст. 3822

    К специальным законам в области муниципального права можно отнести также Федеральный закон « О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» ФЗ « О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сент. 1997. ( с изм. и доп. от 9 июля 1999г., 27 дек. 2000г., 30 дек. 2001г., 29 июня 2004г.)// СЗ РФ. 1997. №39.Ст. 4464, Федеральный закон « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» ФЗ РФ « Об основах муниципальной службы в РФ» от 8 января 1998г. ( с изм. от 13 апреля 1999г., 19 апреля, 25 июля 2002г.)// СЗ РФ. 1998. №2.Ст. 224, Федеральный закон « Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». ФЗ РФ « Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996г. ( с изм. и доп. от 22 июня 1998г.)// СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5497

    Источниками муниципального права являются также федеральные законы « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФЗ Рф « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002г. ( с изм. от 27 сент, 24 дек. 2002г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003г., 7 июня, 12 августа 2004г.)// СЗ РФ. 2002. №24. Ст. 2253, « Об образовании» ФЗ РФ « Об образовании» в ред. 1996г. ( с изм. на 23 дек. 2003г.)//СЗ РФ. 1996. №3.Ст.150, «О недрах» ФЗ РФ « О недрах» ред. от 3 марта 1995г. ( с изм. от 6 июня 2003г.) // СЗ РФ.1995. №10. Ст.823, « Об участии в международном информационном обмене», « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» Закон Рф « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 №1735-1 ( вред. ФЗ от 31.07.95 №118-ФЗ)

    и многие другие.

    Источниками муниципального права являются Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и постановления Конституционного Суда.

    Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

    1.Источниками муниципального права на уровне субъектов Российской Федерации являются конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов.

    2. Закон и местном самоуправлении, о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие.

    Нормы муниципального права могут быть закреплены в нормативно-правовых актах государственных органов субъектов Российской Федерации: постановлениях законодательных органов, глав администраций, президентов республик.

    Нормативные правовые акты местного самоуправления.

    К ним относятся:

    1) решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, сходе граждан;

    2) решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления;

    3) решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления.

    К важнейшим источникам муниципального права на уровне местного самоуправления относится устав муниципального образования.

    Устав муниципального образования является основным правовым актом муниципального образования, своеобразной местной конституцией. В нем, согласно Федеральному закону 2003г., отражаются следующие положения:

    -наименование муниципального образования;

    — перечень вопросов местного значения;

    -формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

    — структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

    — наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

    — виды, порядок принятия официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

    — срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

    — виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления;

    -порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением;

    — порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие.- СПб.: Питер, 2005.- С. 42

    Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

    Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции РФ являются составной частью российской правовой системы. Поэтому Европейскую Хартию местного самоуправления от 15 октября 1985г. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г.// Российская юстиция. 1996. №9.-С.2-5, ратифицированную федеральным законом от 11 апреля 1998г., необходимо рассматривать в качестве важнейшего источника муниципального права.

    К источникам муниципального права также следует отнести и договора, заключенные между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

    2. СПЕЦИФИКА МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫХ НОРМ

    Муниципально-правовые нормы — это нормы права, которые закреплены и регулируют общественные отношения, возникающие на местном уровне, т.е. в процессе организации и функционирования местного самоуправления. Елагин Р.И, Муниципальное право России: Курс лекций/ Под ред. д.ю.н. доцента Гончарова И.В.- М.: Российский гос. ин-т интеллектуальной собственности (РГИИС), Книжный мир, 2006. С. 14

    Наряду с общими чертами, присущими всем правовым нормам, муниципально- правовые нормы имеют ряд своих особенностей.

    Во-первых, они складываются, с одной стороны, из норм, установленных государственными органами в результате их правотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях, а с другой- из общеобязательных правил поведения, установленных самими органами местного самоуправления, которые не входят в систему государственных органов, в результате их нормотворческой деятельности на местном (негосударственном) уровне.

    Во-вторых, специфика муниципально- правовых норм заключается в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права- комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли- конституционному, административному, финансовому и т.д. праву.

    Муниципально-правовые нормы принято классифицировать по различным основаниям (критериям).

    По объекту правового регулирования, т.е. по тем общественным отношениям, которые регулируются этими нормами, они делятся на нормы, закрепляющие местное самоуправление как важнейшую форму народовластия; основы местного самоуправления; формы его организации и осуществления; предметы ведения и полномочия местного самоуправления; гарантии местного самоуправления; ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

    По характеру содержащихся в них предписаний— на управомочивающие; обязывающие; запрещающие; отсылочные.

    По степени определенности и содержащихся в них предписаний- на императивные и диспозитивные.

    По действию во времени и пространстве— на нормы, действующие постоянно, и нормы, действующие определенное время; на нормы, действующие на всей территории России или на территории ее субъектов, либо в пределах территории муниципального образования.

    По юридической силе— на нормы, содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, других нормативных правовых актах, и нормы уставов муниципальных образований, нормативных актов органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Нормы муниципального права подразделяются также: на нормы общего регулирования (общерегулятивные) и нормы конкретного, подробного регулирования; на материально-правовые и процессуальные и т.д.

    Совокупность норм родственных по объекту и характеру правового регулирования образует муниципально- правовой институт. К числу институтов муниципального права относятся:

    1) местное самоуправление как самостоятельный институт и форма народовластия;

    2) основы местного самоуправления;

    3) формы местного самоуправления;

    4) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

    5) гарантии местного самоуправления;

    6) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления и др.

    Все эти муниципально-правовые институты являются одновременно структурными элементами российского муниципального права.

    Регулируемые муниципально-правовыми нормами общественные отношения, возникающие на местном уровне в процессе организации и функционирования местного самоуправления, образуют муниципально-правовые отношения.

    Субъекты таких отношений разнообразные. К ним относятся:

    1) муниципальные образования;

    2) население муниципальных образований;

    3)органы местного самоуправления, депутаты, члены выборных органов местного самоуправления должностные лица местного самоуправления, муниципальные служащие;

    4) территориальное общественное самоуправление;

    5) собрания, конференции и сходы граждан; федеральные и региональные государственные органы;

    6) суды;

    7) общественные объединения, предприятия, учреждения, организации.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение данной работы можно сделать следующие краткие выводы:

    1. Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы, в которую входит система законодательных и иных нормативных актов.

    2. Правовая база местного самоуправления включает в себя Конституцию РФ, федеральные и региональные законы, указы Президента РФ, постановления правительства и т.п., уставы и другие правовые акты муниципальных образований.

    3. Конституционные нормы обладают высшей юридической силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня.

    4. Существует три уровня нормативных правовых актов:

    1. Федеральные- нормативные правовые акты РФ.

    2. Региональные- нормативные правовые акты субъектов РФ.

    3. Местные- нормативные правовые акты муниципальных образований.

    5.Специфика муниципально-правовых норм заключается в том, что многие из них относятся одновременно к двум отраслям права- комплексной отрасли муниципального права и основной отрасли- конституционному, административному, финансовому и т.д. праву.

    6. Муниципально-правовые нормы принято классифицировать по различным критериям (основаниям):

    — по объекту правового регулирования;

    — по характеру содержащихся в них предписаний;

    — по действию во времени и пространстве;

    — по юридической силе.

    7. Нормы муниципального права подразделяются также: на нормы общего регулирования (общерегулятивные) и нормы конкретного, подробного регулирования; на материально- правовые и процессуальные и т.д.

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

    1.Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985г.//Российская юстиция.1996. №9. С. 2-5

    2. Конституция Российской Федерации 1993г.-М.: 1997.

    3. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 12 августа 1995г.// СЗ РФ. 1995. №35. Ст.3506

    4. Федеральный закон « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г.// СЗ РФ. 2003. №40. Ст.3822

    5.Федеральный закон « Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996г. ( с изм. и доп. от 22 июня 1998г.)// СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5497

    6. Федеральный закон РФ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002г.( с изм. от 12 августа 2004г.)// СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253

    7. Федеральный закон РФ « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998г. ( с изм. от 25 июля 2002г.)// СЗ РФ. 1998. №2.Ст.224

    8. Федеральный закон « О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997г. ( с изм. от 29 июня 2004г.)// СЗ РФ. 1997. №39. Ст. 4464

    9.Закон РФ « О недрах» ред. от 3 марта 1995г. ( с изм. от 10 июня 2003г.)// СЗ РФ. 1995. №10. Ст.823

    10.Федеральный закон « Об образовании» в ред. 1996г. ( с изм. от 23 декабря 2003г.)// СЗ РФ. 1996. №3. Ст.150

    11.Федеральный закон « Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996 №85-ФЗ ( ред. от 29.06.2004)

    12. Федеральный закон « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.91 №1735-1 ( в ред. от 31.07.95 №118-ФЗ)

    13.Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2005.

    14.Елагин Р.И. Муниципальное право России: Курс лекций.-М.: Рос. гос. ин-т интеллектуальной собственности ( РГИИС), Книжный мир, 2006.

    referatwork.ru

    Правовые основы — это… Определение, понятие и структура

    У каждой сферы общественных правоотношений есть своя правовая база. Ни одно деяние, совершаемое сегодня человеком, обществом или государством, не обходится без юридического регулирования. Что представляют собой правовые основы деятельности? Как выстроена базовая юридическая система в Российской Федерации? Ответы на эти вопросы будут представлены в нашей статье.

    Роль права

    Правом называют юридически закрепленные правила поведения. Право есть в любом государстве мира. При этом государством называют особый политический институт, целью которого является контролирующая, организующая и направляющая деятельность в отношении общества.

    Государственно-правовые основы играют важную роль в жизни общества. Специалисты в области права выделяют здесь следующие направления деятельности:

    • регулирование экономики;
    • предотвращение и устранение опасных социальных конфликтов;
    • защита действующего государственного строя;
    • поддержание в обществе порядка и стабильности;
    • государственная оборона;
    • защита интересов страны на межгосударственном поле и т. д.

    Правовые основы — это юридически закрепленные правила поведения. Выражаются они в виде законов и подзаконных актов. О роли законов будет рассказано далее.

    Норма права

    Правовая норма формируется, устанавливается и охраняется государством. Она предоставляет участникам правоотношений нормативные обязанности и субъективные полномочия. Из этого можно сделать вывод, что нормой права называется общеобязательное правило поведения.

    Все нормы права выстроены на основе морали. Они носят конкретно-определяющий характер. Совокупности норм по тому или иному вопросу представлены в нормативно-правовых актах.

    Вопрос о том, что именно может называться нормативным актом, зависит от типа правовой системы, действующей в том или ином государстве. Например, в романо-германской системе правовые источники делятся на публичные и частные. К публичным относятся законы, подзаконные акты, доктрины и иногда обычаи. Российское право функционирует по романскому варианту. Есть также англо-саксонская система, где особую роль играет судебный прецедент. Некоторые ученые выделяют и третью правовую отрасль — мусульманскую. Здесь правовая основа — это Коран.

    Правовые основы РФ

    Российская Федерация является правовым государством. Что это значит? Какие признаки характерны для нашей страны? В основном государственном законе, Конституции, закрепляется следующее:

    • всеобщее равенство людей перед судом и законом;
    • обеспечение свобод и прав человека и гражданина;
    • реализация принципа разделения властей;
    • разрешение конфликтов через независимый и справедливый суд.

    В правовом государстве власть ограничивает саму себя. Достигается подобный эффект путем реализации принципа разделения властей. В России, согласно закону, развито гражданское общество. Именно оно следит за качеством полномочий, реализуемых государством. В экономической сфере Россия признает свободу рыночных отношений.

    Таким образом, большинство принципов, установленных в российской Конституции, указывает на нашу страну как на правовое государство. Каждый из представленных принципов будет чуть подробнее рассмотрен далее.

    Конституция

    Для начала следует разобраться с тем, что же представляет собой основной государственный закон — Конституция. Это правовая основа государства, которая содержит в себе множество различных норм и принципов.

    Конституцию изучает отдельная правовая дисциплина — конституционное право. Эта научная отрасль изучает организацию государственной власти, основные формы ее существования, взаимоотношения между обществом и человеком.

    Конституция обладает высшей юридической силой в стране. Ни один принимаемый нормативный акт не может противоречить ее положениям. В основном законе страны прописаны права, свободы и обязанности человека и общества.

    Человек, личность, гражданин

    Нормативно-правовые основы регулируют жизнь людей. Каждый человек является членом общества, но не каждое лицо в обществе может быть гражданином. Чем отличается человек от гражданина, а гражданин — от личности? Как соотносятся в праве эти три категории? Следует чуть подробнее изучить субъекты права.

    Человек — понятие не правовое, а, скорее, биологическое. Каждый человек с рождения обладает личными правами: на жизнь, здоровье, свободу, развитие и т. д. Если человек обладает гражданством какой-либо страны, то он становится гражданином. Однако подобным статусом он обладает только у себя на родине. Здесь же следует выделить один важный принцип: не каждый человек является гражданином, но каждый гражданин — это человек.

    Понятие личности не часто используется в праве, поскольку относится, скорее, к социологии. Однако основы правового регулирования затрагивают и личностей. Во многом это связано с понятиями правоспособности и дееспособности. Чем больше у человека прав, тем выше у него шансы стать полноценной личностью.

    Органы власти

    Принцип разделения властей — это правовая основа Российского государства. В России власть разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Каждая ветвь обладает значительной долей зависимости друг от друга. Законодательные органы принимают нормативные акты, исполнительная власть следит за их исполнением, а судебные инстанции наказывают за несоблюдение законов. Это целостная и гармоничная система, свидетельствующая о правовой направленности государства.

    Какое место в системе органов власти занимает глава государства? Президент находится над всеми органами. Он контролирует их деятельность, а также наделяет полномочиями некоторых должностных лиц.

    Местное самоуправление

    Важное место в структуре организационно-правовых основ занимает система местного самоуправления (МС). Это организация самостоятельной деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление следит за муниципальной собственностью, охраняет права и свободы жителей отдельной территории, а также ведет диалог с государственной властью.

    Основным юридическим источником системы местного самоуправления является Федеральный закон «Об общих принципах МС в России». На основе этого закона выстраиваются акты локального значения на тех или иных территориях.

    Отрасли права

    Система российского права состоит из норм, институтов и отраслей. Как мы уже выяснили, нормой права именуется правило поведения. Каждая норма объединяется в институт — составляющий элемент юридической отрасли. Сама отрасль регулирует отношения в той или иной общественной области.

    Основными правовыми отраслями в Российской Федерации считаются:

    • конституционная;
    • гражданская;
    • уголовная;
    • трудовая;
    • административная;
    • семейная;
    • гражданская и уголовная процессуальная;
    • налоговая и т. д.

    Для каждой сферы характерны определенные права и обязанности. Реализуются они за счет понятий правоспособности и дееспособности. Способность осуществлять свои права характерна для всех граждан. Однако есть группа прав, реализация которых возможна только с наступлением совершеннолетия. Здесь речь идет о категории дееспособности. Наконец, существует деликтоспособность — возможность нести ответственности за свои поступки.

    Право влияет на человека при помощи юридических фактов. Сами факты делятся на события — не зависящие от воли человека, и действия — зависящие от человека факты.

    fb.ru

    нормативные основы — определение — русский

    Пример предложения с «нормативные основы», памяти переводов

    MultiUnВспомогательный орган по научным, техническим и технологическим консультациям, действующий в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, на своем двенадцатом совещании рассматривал вопрос о таком подходе применительно ко всем экосистемам, в том числе морским. При этом он заявил, что экосистемный подход остается полезной нормативной основой для объединения социальных, экономических, культурных и экологических ценностей и что задача заключается в воплощении этой нормативной основы в методы его дальнейшего применения, в которых были бы учтены потребности конкретных пользователейUN-2Соответствующая нормативная основа должна быть принята заблаговременно и устанавливать как минимум следующие условия: наличие прямого согласия соответствующего лица; наличие общественно значимой цели сбора данных, каковой в данном случае является борьба с расовой дискриминацией; положения этой нормативной основы должны иметь обязательную юридическую силу;UN-2Они отметили, что развитие национальной нормативно-правовой основы является целью осуществляемого МСЭ тихоокеанского проекта в области управления, который позволит обеспечить предоставление услуг экспертов для разработки национальной секторальной политики и нормативной основы, что, таким образом, позволит удовлетворить потребность в обзоре и пересмотре имеющихся нормативных рамок.MultiUnОни отметили, что развитие национальной нормативно-правовой основы является целью осуществляемого МСЭ тихоокеанского проекта в области управления, который позволит обеспечить предоставление услуг экспертов для разработки национальной секторальной политики и нормативной основы, что, таким образом, позволит удовлетворить потребность в обзоре и пересмотре имеющихся нормативных рамокUN-2обзоры нормативно-правовой основы: комплексный обзор соответствующей нормативно-правовой основы, относящийся к строительству доступного по цене жилья и благоустройству и предупреждению образования трущоб, например, основы, регулирующей вопросы наличия земельных участков и землепользования, категорий прав владения и пользования землей и жильем, регуляризации трущоб, производства строительных материалов и комплектующих, выдачи разрешений на строительство, разрешений на деятельность малых и средних предприятий, строительных норм и их осуществления;UN-2С целью рассмотрения взаимосвязей, существующих между происходящими в технологиях изменениями, новыми ожиданиями в отношении политики и имеющейся нормативной основой, ЕЭК ООН проведет форум по вопросам экологически чистого производства электроэнергии, который будет посвящен последствиям финансового кризиса, технологическим изменениям, инвестиционным потребностям и нормативным рамкам, призванным стимулировать инвестиции в экологически чистое производство электроэнергии на основе угля и других видов ископаемого топлива.MultiUnС целью рассмотрения взаимосвязей, существующих между происходящими в технологиях изменениями, новыми ожиданиями в отношении политики и имеющейся нормативной основой, ЕЭК ООН проведет форум по вопросам экологически чистого производства электроэнергии, который будет посвящен последствиям финансового кризиса, технологическим изменениям, инвестиционным потребностям и нормативным рамкам, призванным стимулировать инвестиции в экологически чистое производство электроэнергии на основе угля и других видов ископаемого топливаUN-2Приведение национальной нормативно-правовой основы в соответствие с выбранной международной нормативно-правовой основой и передовой практикойUN-2осуществление реформы законодательства и нормативно-правовой основы для обеспечения соответствия международным стандартам и нормативно-правовым основам;UN-2Ведется разработка нормативной основы для охраны окружающей среды, а также других нормативных положений, касающихся охраны окружающей среды, включая положения об удалении отходов.MultiUnВедется разработка нормативной основы для охраны окружающей среды, а также других нормативных положений, касающихся охраны окружающей среды, включая положения об удалении отходовUN-2Осуществление этого проекта началось в 2007 году в сотрудничестве с Институтом исследований в области безопасности, и он включает оценку нормативной основы и потенциала участвующих стран в осуществлении Конвенции, реализацию нормативных мер в соответствии с ее положениями и разработку конкретного плана действий.MultiUnОсуществление этого проекта началось в # году в сотрудничестве с Институтом исследований в области безопасности, и он включает оценку нормативной основы и потенциала участвующих стран в осуществлении Конвенции, реализацию нормативных мер в соответствии с ее положениями и разработку конкретного плана действийUN-2Участники подчеркнули, что нынешнее мероприятие ЕЭК ООН по разработке нормативной основы для электронного бизнеса, нацеленное на осмысление текущих проблем, связанных с нормативными положениями об электронном пространстве, является не только уникальным по своему характеру, но и своевременным для осознания целесообразности, подходов и направленности этих положений.MultiUnУчастники подчеркнули, что нынешнее мероприятие ЕЭК ООН по разработке нормативной основы для электронного бизнеса, нацеленное на осмысление текущих проблем, связанных с нормативными положениями об электронном пространстве, является не только уникальным по своему характеру, но и своевременным для осознания целесообразности, подходов и направленности этих положенийMultiUnЭта предлагаемая формулировка позволит всем странам- независимо от их национальной нормативной основы- проводить работу по достижению целей СПМРХВ в соответствии со своими нормативными рамкамиUN-2Эта предлагаемая формулировка позволит всем странам — независимо от их национальной нормативной основы — проводить работу по достижению целей СПМРХВ в соответствии со своими нормативными рамками.UN-2Не теряет своей актуальности необходимость дальнейшей разработки нормативной основы путем систематического включения предусмотренных Конвенцией и Протоколом обязательств во все соответствующие законы и подзаконные нормативные акты.MultiUnНеадекватная нормативно-правовая основа: Большинство не имеющих выхода к морю развивающихся стран и развивающихся стран транзита не располагают надлежащей нормативно-правовой основой, регулирующей международные торговые и транспортные операции, включая таможенную деятельностьMultiUnНормативной основой для борьбы с загрязнением воздуха является Закон о чистом воздухе # года и связанные с ним нормативные положенияUN-2Неадекватная нормативно-правовая основа: Большинство не имеющих выхода к морю развивающихся стран и развивающихся стран транзита не располагают надлежащей нормативно-правовой основой, регулирующей международные торговые и транспортные операции, включая таможенную деятельность.UN-2Нормативной основой для борьбы с загрязнением воздуха является Закон о чистом воздухе 1966 года и связанные с ним нормативные положения.MultiUnОписание: Эта часть программы работы осуществляется Рабочей группой по международной юридической и коммерческой практике (РГ # ), которая подготавливает руководства и пособия по вопросам усовершенствования нормативной основы для инвестиций и предоставляет консультации правительствам отдельных стран с переходной экономикой по вопросам создания благоприятных правовых, нормативных и

    Показаны страницы 1. Найдено 6691 предложения с фразой нормативные основы.Найдено за 26 мс.Накопители переводов создаются человеком, но выравниваются с помощью компьютера, что может вызвать ошибки. Они приходят из многих источников и не проверяются. Будьте осторожны.

    ru.glosbe.com

    1. Правовые и нормативно-организационные основы » СтудИзба

    1. Правовые и нормативно-организационные основы

     

    Управление БЖД ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законода­тельную) нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются: обеспечение охраны труда, охраны окружающей среды, прогнозирова­ние, предупреждение и ликвидация последствий ЧС.

     

    1.1.      Правовые и нормативно-организационные основы

    по охране труда

     

    Основными нормативными документами являются: Конституция РФ,  Трудовой кодекс РФ,  Закон «Об охране труда в РФ», ГОСТы ССБТ (ССБТ -система стандартов безопасности труда), нормы, правила, гигиенические нормативы, руководства и др. В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса (ТК) Российской Федерации трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними, регулируются: ТК, федеральными законами (ФЗ), Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов, законами субъектов РФ, нормативными актами субъектов РФ, локальными нормативными актами организаций и др.

    Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация», которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации. Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    Это постановление было подтверждено постановлением от 23 мая в 2000 г. № 399. Несмотря на принятый в 2003 г. закон о техническом регулировании все перечисленные ниже и принятые до 2004 г.  нормативные документы действуют и в настоящее время.

    В настоящее время на территории России действуют следующие  нормативные документы, которые выпускают разные государственные структуры: государственные стандарты (ГОСТ Р ССБТ), Межотраслевые правила по охране труда (МОТ), Правила по охране труда (ПОТ), санитарные нормы (СН), санитарные правила и нормы (СанПиН), гигиенические нормативы (ГН), строительные нормы и правила (СНиП), нормы и правила других ведомств, ОСТы, рабочие документы (РД), руководства (Р), типовые инструкции (ТОИ), локальные нормативные акты, разработанные на основе перечисленных выше норм и стандартов.

    Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

    1.            Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) — утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

    2.            Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.

    3.            Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) — утверждает Госкомсанэпиднадзор России (Роспотребнадзор).

    4.            Строительные нормы и правила (СНиП) — утверждает Минстрой России.

    5.            Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) — утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

    6.            Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) — утверждает Минтруд России (теперь – департамент в Росздраве).

    7.            Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) — утверждают Минтруд России (теперь – департамент в Росздраве) и федеральные органы надзора.

    8.            Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.

    9.            Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) — утверждают федеральные органы исполнительной власти.

    10.        Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) — утверждают федеральные органы исполнительной власти. Это локальные нормативные акты.

    Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

    Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

    ССБТ — одна из систем государственной системы стандарти­зации (ГСС). Шифр (номер) этой системы в ГСС-12. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической до­кументации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

    ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязан­ных стандартов, направленную на обеспечение безопасности тру­да. ССБТ является нормативно-технической основой перехода от техники безопасности к малоопасной технике.

    Эта система позво­лила стандартизировать требования безопасности путем введения раздела «Требования безопасности» во все виды проектной доку­ментации (ГОСТы, ОСТы, ТУ) на серийно выпускаемую продук­цию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию на ее изготовление. ССБТ включает в себя несколь­ко подсистем.

    Система обозначений в Гостах системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ и ГОСТ Р ССБТ) следующая:

     (12)

    ГОСТ                  XX . X . XXX – XX

      
     

                     класс   подкласс   порядковый   год утверждения

                                                        номер

    12 – класс Гостов ССБТ

    Подкласс:

    0 – организационно-методические стандарты;

    1 – стандарты по видам опасных и вредных факторов;

    2 – стандарты безопасности к производственному оборудованию;

    3 – стандарты безопасности к технологическим процессам;

    4 – требования стандартов к индивидуальным средствам защиты;

    5 – стандарты безопасности к зданиям и сооружениям.

    Примеры.

    ГОСТ Р 1.0 — «Государственная система стандартов РФ. Основные положения».

    ГОСТ Р 1.2. — «Порядок разработки государственных стандартов».

    ГОСТ Р 1.5 — Общие требования к построению, изложению и содержанию стандартов».

    ГОСТ 12.0.001-74 — «ССБТ. Основные положения»

    Организация обучения работающих безопасности труда производится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90*. Одним из элементов обеспечения безопасности является проведение следующих инструктажей работающих: вводный; первичный; повторный; внеплановый; целевой.

    Законодательство о труде и охране труда является основой управ­ления охраной труда. Оно заключает в себя целый ряд законов, главными из которых являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» и Трудовой кодекс РФ (Кодекс).

    В Основах зафиксированы права каждого гражданина Российской Федерации по охране труда, в частности:

    —  на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или травмоопасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или сниже­ние работоспособности;

    —  на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессио­нальным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанны­ ми с исполнением им трудовых обязанностей;

    —  на получение достоверной информации от работодателя, госу­дарственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске поврежденияздоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных травмоопасных производственных факторов;

    —  на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опас­ности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;

    —  на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных актов об охране труда за счетсредств работодателя.

    В Кодексе вопросы охраны труда нашли отражение в целом ряде разделов, таких как «Общие положения», «Социальное партнерство в сфере труда», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Трудовой распорядок. Дисциплина труда», «Охрана труда», «Особен­ности регулирования труда отдельных категорий работников», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответствен­ность за нарушение трудового законодательства».

    В первом из этих разделов констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на отдых; на обязательное социальное страхование; на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; на судебную защиту своих трудовых прав и ряд других.

    В главе «Коллективный договор» раздела 2 говорится об обязанности включения в договор взаимных обязательств работодателя и работни­ков, касающихся улучшения условий и охраны труда работников, в том числе женщин и подростков. В этом же разделе отмечается право работников на участие в разработке и принятии коллективного дого­вора (гл. «Участие работников в управлении организацией»).

    В разделе «Трудовой договор работодателя» зафиксирована обязан­ность работодателя обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором, соглашениями и иными нормативными актами.

    В разделе «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» отмечается, что само понятие последней включает в себя выполнение работниками требований Кодекса (в том числе по охране труда), а их нарушение влечет за собой наложение на виновных дисциплинарной ответствен­ности от замечания и выговоров вплоть до увольнения с работы.

    В разделе «Охрана труда» отмечается, что обеспечение безопасных условий и охраны труда возложено на работодателя. В ней подробно рассмотрены соответствующие обязанности последних.

    В главе «Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18лет» рассмотрены льготы и ограничения, связанные с охраной труда, которые для них предусмотрены.

    Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спирт­ными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токси­ческими препаратами). Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам и работам в выходные дни.

    Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после предва­рительного обязательного медицинского осмотра и кроме того подле­жат ежегодному обязательному медицинскому осмотру. Законода­тельством Российской Федерации может быть установлен более высо­кий возраст для прохождения ежегодных обязательных медицинских осмотров. Медицинские осмотры лиц моложе 21 года осуществляются за счет средств работодателя.

    Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск уста­навливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

    Запрещен прием на работу лиц до 15 лет. Исключение составляют обучающиеся в общеобразовательных школах и учреждениях началь­ного и среднего профессионального образования, привлекаемых для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не

    нарушающего процесса обучения в свободное от него время. Они могут быть взяты на работу по достижении ими 14 лет, но только с согласия родителей (гл. «Заключение трудового договора»).

    В условиях рыночных отношений большую роль для обеспечения охраны труда играет принятый в 1998 г. закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в соответствии с которым страховые тарифы могут корректироваться страховщиком. Величина страховых тарифов согласно Федеральному закону «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний на 2001 год» обусловлена классом профессионального риска отраслей экономики и может роз­ниться более чем в 40 раз.

     

    1.2. Правовые и нормативно-технические основы

    по чрезвычайным ситуациям

     

    Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 № 68-ФЗ определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты от ЧС граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного и водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части; промышленных, гражданских, оборонных объектов и  окружающей среды. Этот Закон является юридической базой для обеспечения функционирования РСЧС.

    За последние годы в РФ принято значительное количество различных нормативных правовых актов, имеющих непосредственное отношение к проблеме гражданской обороны, обеспечение безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Среди них более 50 федеральных законов, свыше 20 указов Президента РФ, около 200 постановлений Правительства РФ или утвержденных им иных нормативных документов, и свыше 150 приказов, инструкций, положений и т.п. МЧС России и некоторых других министерств и ведомств, входящих в РСЧС. Тем самым создана определенная юридическая база для регулирования отношений и дальнейшего развития законодательства в этой сфере.

    Структура данной базы представлена на рис. 1.

     

    Общие принципы организации ГО и деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС закреплены в федеральных законах от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Определение общих для РФ организационно-правовых норм в области защиты граждан Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части, объектов хозяйственного и иного назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера дано в законе «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Этот закон является и юридической базой для функционирования РСЧС, поскольку в ней дано определение единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, изложены основные задачи этой системы.

    В целом можно считать, что основная работа по созданию законодательной и нормативно-правовой основы, регламентирующей организацию и осуществление обучения всех групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, была завершена после того, как было принято постановление Правительства Российской Федерации от 02. 11. 2000 № 841  “Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны”

    На основании этого постановления и других нормативных актов, система подготовки в области защиты в чрезвычайных ситуациях включает в себя:

    · обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты в ЧС, приёмам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

              · обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управления к действиям по защите населения в ЧС.

    ·      выработку у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС.

    ·      практическое усвоение работниками в составе единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.

    Важной особенностью нормативной базы является то, что в ней закреплено требование по обязательному и комплексному обучению населения вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в рамках единой государственной системы подготовки населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, установлена периодичность повышения квалификации должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также определены функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по обучению населения.

     

     

    studizba.com