Нормативные и законодательные акты – Законодательные и нормативные акты — Информационный портал о пищевом и кондитерском производстве

Содержание

Законодательные и нормативные акты РФ


























2014 год

Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2014 г. N 864-р «Об утверждении плана реализации государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» на 2014 год и на плановый период 2015 — 2016 годов»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 г. N 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»

Постановление Правительства РФ от 31.05.2014 г. N 498 «Внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»

Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 299 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»

2013 год

Федеральный закон от 14.03.2013 N 28-ФЗ «О возражении против оговорки Многонационального Государства Боливия к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года»

2012 год

Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 10.07.2013) «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Постановление Правительства РФ от 08.10.2012 N 1020 (ред. от 26.02.2013) «Об утверждении крупного и особо крупного размеров прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, для целей статей 228.3, 228.4 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.12.2012 N 298-ФЗ «О ратификации Соглашения о порядке передачи образцов наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

2011 год

Постановление Правительства РФ от 21.03.2011 N 181 (ред. от 01.03.2013) «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (вместе с «Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами — участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС», «Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»)

Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 N 1085 (ред. от 04.09.2012) «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»)

Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 599 (ред. от 04.09.2012) «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»

2010 год

Указ Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 28.09.2011) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года»

Федеральный закон от 28.12.2010 N 417-ФЗ (ред. от 01.03.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»

Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 640 (ред. от 13.12.2012) «Об утверждении Правил производства, переработки, хранения, реализации, приобретения, использования, перевозки и уничтожения прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»

Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 934(ред. от 01.10.2012) «Об утверждении перечня растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, крупного и особо крупного размеров культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для целей статьи 231 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросу оборота растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»

Постановление Правительства РФ от 22.12.2010 N 1087 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Положения об уничтожении растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»

2009 год

Постановление Правительства РФ от 22.06.2009 N 508 (ред. от 12.11.2012) «Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные вещества»

Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 (ред. от 16.02.2013) «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (вместе с «Правилами хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»)

2008 год

Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 (ред. от 16.02.2013) «О порядке перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов»

2007 год

Указ Президента РФ от 18.10.2007 N 1374 (ред. от 30.09.2012) «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» (вместе с «Положением о Государственном антинаркотическом комитете», «Положением об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации»)

2004 год

Указ Президента РФ от 28.07.2004 N 976 (ред. от 10.07.2014) «Вопросы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»)

2001 год

Постановление Правительства РФ от 22.03.2001 N 221 (ред. от 01.10.2012) «Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ»

1998 год

Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 01.03.2012) «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681(ред. от 26.02.2013) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»

1995 год

Федеральный закон от 23.11.1995 N 172-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года»

narkotikinet.smoladmin.ru

Нормативно-правовой акт понятие и виды

Нормативно-правовой акт: понятие и
виды

Нормативно-правовой
акт (НПА) — официальный документ
установленной формы, принятый (изданный)
в пределах компетенции уполномоченного
государственного органа (должностного
лица), иных социальных структур
(муниципальных органов, профсоюзов,
акционерных обществ, товариществ и
т.д.) или путём референдума с соблюдением
установленной законодательством
процедуры, содержащий общеобязательные
правила поведения, рассчитанные на
неопределённый круг лиц и неоднократное
применение.

Нормативный
правовой акт — это акт правотворчества,
который принимается в особом порядке
строго определёнными субъектами и
содержит норму права.

Нормативный
правовой акт в Российской Федерации —
России (а также во многих других странах,
относящихся к романо-германской правовой
системе) является основным, доминирующим
источником права. Нормативные правовые
акты (в отличие от других источников
права) принимаются только уполномоченными
государственными органами в пределах
их компетенции, имеют определённый вид
и облекаются в документальную форму
(кроме того, они составляются по правилам
юридической техники). Нормативные
правовые акты, действующие в стране,
образуют единую систему.

По
порядку принятия и юридической силе
нормативные правовые акты подразделяются
на законы и подзаконные акты.

Законы
и подзаконные акты

Закон
— обладающий высшей юридической силой
нормативный акт, принятый в особом
порядке высшим представительным органом
государственной власти или непосредственно
народом и регулирующий наиболее важные
общественные отношения. Особый порядок
— законотворчество. По юридической
силе и предназначению законы делятся
на конституционные (закрепляют основы
общественного и государственного строя
и определяют основные правовые начала
всего действующего законодательства)
и обыкновенные (принимаются на основе
конституционных законов и регулируют
различные стороны жизни общества). Среди
последних выделяются кодифицированные
и текущие. По характеру действия законы
подразделяются на постоянные, временные
и чрезвычайные. В Российской Федерации,
как в любом федеративном государстве,
действуют федеральные законы и законы
субъектов. Действующие законы образуют
систему законодательства. Высшая
юридическая сила предполагает, что
никакой иной правовой акт не должен
противоречить закону, не может его ни
отменить, ни изменить; но закон может
отменить или изменить любой другой
правовой акт. Содержание закона образует
первичные нормы, которые в отдельных
случаях получают дальнейшую конкретизацию
и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный
правовой акт (нормативный) принимается
органами государственной власти в
пределах их компетенции и, как правило,
на основании закона. Подзаконные акты
должны соответствовать законам. К
подзаконным актам России относятся
нормативные акты (то есть указы, содержащие
нормы права) Президента России, нормативные
постановления палат Федерального
Собрания (принимаемые по вопросам их
ведения), нормативные постановления
Правительства России, различные
нормативные акты (приказы, инструкции,
положения и т. п.) федеральных министерств
и ведомств, других федеральных органов
исполнительной власти, других федеральных
государственных органов. Следует
выделить также нормативные правовые
акты органов местного самоуправления
(именно поэтому подзаконный акт
принимается не только государственными
органами), издающиеся в соответствии с
вышестоящими законами и подзаконными
актами и воздействующие на общественные
отношения строго на территории данного
муниципального образования.

Нормативные
договоры

Источником
права в России, а также и в большинстве
стран мира, является нормативный договор.
Самым распространённым видом нормативных
договоров и соглашений являются
коллективные договоры и соглашения,
заключаемые сторонами социального
партнёрства в трудовом праве.

Нормативные
правовые акты в Российской Федерации

Поскольку
Российская Федерация — Россия является
федеративным государством, нормативные
правовые акты могут быть федеральными
(Российской Федерации) и субъектов
Российской Федерации, также в пределах
полномочий решения выборного органа
муниципального образования.

В
России установлена следующая иерархическая
система
нормативных правовых актов
(в зависимости от их юридической силы):


Международные договоры и соглашения
России, а также общепризнанные принципы
и нормы международного права, составляют
особую группу, которая является составной
частью правовой системы России.
Международные договоры и соглашения
России имеют бо́льшую юридическую силу,
чем нормативные правовые акты Российской
Федерации.


Конституция России.

1.
Законы:

Российской
Федерации


Федеральные конституционные законы.


Федеральные законы (в том числе Кодексы).

Субъекта
федерации

— Закон
субъекта федерации

2.
Указы Президента России,

3.
Подзаконные правовые акты:


Постановления Правительства России.

— Акты
федеральных органов исполнительной
власти (министерств, федеральных служб
и агентств).

4.
Локальные нормативно-правовые акты.

— На
уровне муниципального образования —
решения муниципального образования.

studfiles.net

Нормативные акты — это… Что такое Нормативные акты?

Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.[1]

Нормативный правовой акт в России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Признаки нормативных правовых актов

Законы и подзаконные акты

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.

Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России,а так же и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные трудовые соглашения.

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

  • в зависимости от юридической силы:
  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
  • Локальные нормативно-правовые акты
  • Особую группу составляют международные договоры РФ.

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т.д.

Действие нормативно-правовых актов

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

Примечания

  1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З.

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 9Следующая ⇒

Система законодательства государства складывается в результате издания пра­вовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структурный элемент системы законодательства — НПА.

НПА — официальный документ, принятый (изданный) компетентным госу­дарственным органом и содержащий общеобязательные юридические нормы. Нормативность подразумевает, что юридический документ содержит нормы права (общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государ­ством).

НПА — официальный документ постоянного или временного характера, направ­ленный на установление, изменение содержания или отмену правовых норм. НПА общеобязателен и рассчитан на многократное применение.

НПА принимается (издается) в определенных Конституцией РФ и ФЗ порядке и форме органом государственной власти или местного самоуправления, наделен­ным правом принятия (издания) НПА (далее — правотворческий орган), по пред­метам своего ведения, либо на референдуме.

НПА может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами и одним из них по согласованию с другими.

НПА всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования им может иметь преамбулу, деление на разделы, главы, статьи, пара­графы, пункты, части, абзацы и т.д. Такое строение — результат длительного раз­вития теории и практики нормотворчества.

Конституция РФ, законы и иные НПА федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство.

Федеральные законы могут принимать форму кодексов РФ, основ законода­тельства РФ и федеральных законов.

Кодекс РФ — федеральный закон, принимаемый по предметам ведения РФ, предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, содержащий в систематизи­рованном виде всю или основную часть правовых норм, регулирующих определен­ную сферу общественных отношений.

Основы законодательства РФ — федеральный закон, принимаемый по пред­метам совместного ведения РФ и субъектов РФ, обеспечивающий единообразное правовое регулирование определенных общественных отношений. На протяже­нии почти 20 лет в России ключевой закон, регулирующий отношения в охране здоровья граждан, — «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993). Многие его положения не соответствовали современным реалиям разви­тия здравоохранения, и в 2011 г. принята новая редакция — «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».


Одна из тенденций развития законодательства РФ в последние десятилетия — интеграция в законодательство общепризнанных принципов и норм международ­ного права и международных договоров РФ, которые занимают отдельное поло­жение в системе НПА РФ, будучи составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяют правила международного договора (статья 15 Конституции РФ).

В соответствии с Конституцией (1993) субъекты РФ имеют свой устав и законо­дательство. Координация вопросов здравоохранения (статья 72) относится к пред­метам совместного ведения РФ и ее субъектов, законом определяются полномочия РФ и субъектов в сфере здравоохранения. Все это предусматривает два уровня формирования законодательств в РФ — федеральный и уровень субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ, решая задачи, которые встают перед ними в соответствии со своей компетенцией, принимают решения, облекая их в правовую форму. Действие издаваемых ими нормативных актов распростра­няется лишь на территории соответствующего региона.

Законодательные акты, несмотря на широкое нормативное содержание, не могут в полной мере определять правовое регулирование всех вопросов охраны здоровья. Кроме того, законы далеко не всегда указывают конкретные механизмы реализации заложенных в них норм. Все это обусловливает роль правовых актов органов исполнительной власти, которые обеспечивают выполнение законода­тельных норм исходя из реальной правовой ситуации.



Подзаконные правовые акты федеральных органов исполнительной вла­сти — указы и распоряжения Президента РФ. постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, распоряжения и приказы различных феде­ральных министерств и ведомств.

Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ — важнейшие источники права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений, определяющих правила поведения в сфере государственного управления.

Важнейший из подзаконных НПА — ПГГ оказания бесплатной медицинской помощи, впервые принятая в 1998 г. и ежегодно корректируемая Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1096, эта Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно.


Рис. 3.2. Иерархия нормативно-правовых актов на территории на федеральном уровне

Все НПА имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия и распространяются на определенный круг лиц. По общему правилу НПА применяют к отношениям, существовавшим в период от введения их в действие до утраты ими силы.

НПА Президента РФ вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней со дня их официального опубликования, а акты Правительства РФ — со дня их подписания.

Акты федеральных органов исполнительной власти (например, приказы Министерства здравоохранения) вступают в силу с момента опубликования и под­лежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Порядок вступления в силу НПА субъектов РФ, нормативных актов муници­пальных органов определяется ими самостоятельно.

Действие НПА, составляющих законодательство РФ, распространяется на граж­дан РФ, находящихся на территории РФ, иностранных граждан и лиц без граж­данства, если иное не предусмотрено федеральными законами и международными договорами РФ.

 



Читайте также:

lektsia.com

Виды нормативных актов. Нормативные акты РФ. Нормативные акты

Правовая система большинства современных государств функционирует на основе нормативных актов. Подобного типа источники права в российской юридической системе представлены в самом широком спектре разновидностей. Какие органы власти отвечают за принятие нормативных актов в РФ? Какова специфика субординации соответствующих источников права в аспекте сопоставления юридической силы?

Нормативные акты в системе источников права

Нормативные акты — это один из наиболее распространенных в современных государствах видов источников права. В зависимости от конкретной страны, они будут являться ведущими или же сочетаться с иными категориями, такими как, например, правовой обычай или судебные прецеденты. Основной признак, который характеризует нормативные акты — издаются они при непосредственном участии политических институтов (законодательных, исполнительных органов). Это значит, что во всех случаях они будут иметь официальный, общеобязательный характер. Рассмотрим прочие признаки, характеризующие нормативные акты.

Признаки нормативных актов

Прежде всего отметим, что источники права, о которых идет речь, носят правотворческий характер. Нормы посредством них устанавливаются, корректируются или отменяются. Другой важнейший признак нормативных актов — они издаются в пределах компетенции конкретного органа власти (например, парламента). Соответствующие источники права имеют письменную форму, а также обладают различными реквизитами (если говорить о российской юридической традиции, то в числе таковых — вид, принявший орган, дата и место утверждения акта, его номер).

Нормативные акты не должны противоречить тем источникам права, у которых юридическая сила выше. Также они должны быть публичными. Нормативные акты — это источники права, направленные, главным образом, на регулирование отношений в социуме в целом или в рамках некоторой социальной группы. Если тот или иной акт не будет этому критерию соответствовать, то нормативным его считать не корректно.

Соотношение законов и нормативных актов

Закон и нормативный акт — это одно и то же? Все зависит от интерпретации данных терминов, вариантов которой может быть много. Закон в общеправовом смысле — это любой источник права, в том числе и тот, что основан, например, на правовых обычаях. В этом смысле рассматриваемые термины могут выступать синонимами, так как любой нормативный акт так или иначе будет законом. Однако возможны и иные трактовки исследуемых понятий.

Закон в узком смысле — это правовой акт, принимаемый представительным органом власти — Парламентом. При этом в юридической системе государства могут существовать те или иные виды нормативных актов, в разработке и утверждении которых Парламент участия не принимает. Если говорить о российской модели, это могут быть Указы Президента РФ или же Постановления Правительства.

Указ главы государства — это нормативный акт, но не «закон» в узком смысле этого слова. И потому отождествлять в данном контексте рассматриваемые термины некорректно. В свою очередь, Госдума и Совет Федерации разрабатывают и утверждают правовые акты, классифицируемые как «законы», но в более узком значении. Поскольку они считаются нормативными актами, то в этом контексте отождествлять изучаемые нами термины можно.

Критерии юридической силы нормативного акта

В чем выражается юридическая сила источников права, о которых идет речь? Если говорить о юридической модели, сформировавшейся в РФ, можно отметить, что нормативные акты Российской Федерации в любом случае соответствуют принципам, определенным на уровне Конституции страны, а также той классификации, что излагается в основном законе государства. Соблюдается принцип соподчиненности источников права.

Классификация актов: Конституция

Рассмотрим, какие бывают виды нормативных актов в российской правовой модели. Ключевой закон России — это Конституция. Особенность данного нормативного акта — в том, что он призван обеспечивать баланс интересов различных групп социума, а также формулировать базовые положения, отражающие принципы общественного контракта между гражданами и государством.

Российская Конституция — это нормативный акт, характеризующийся высшей юридической силой. Он учреждает ключевые принципы управления государством, которые должны быть раскрыты в нормативных актах с более низкой юридической силой. Специфика Конституции РФ в том, что она утверждается в ходе прямого голосования гражданами РФ. Остальные органы государственного управления формируются в соответствии с конституционными нормами.

Классификация актов: законы

Ступенью ниже относительно юридической силы Конституции в правовой системе РФ располагаются законы. Они представляют собой государственные нормативные акты, принятые законодательным органом власти. В российском варианте он может быть федеральным или региональным. Законы характеризуются рядом особых признаков. Рассмотрим их.

Во-первых, предполагается, что в законах отражена воля граждан страны, которая делегирована посредством представительных органов власти. Во-вторых, законы характеризуются наибольшей длительностью действия в сравнении с иными нормативными актами с меньшей юридической силой. В-третьих, данного типа нормативные акты РФ принимаются в особом процессуальном порядке.

Законы в РФ представлены на двух уровнях — федеральном и региональном. Какие относятся к первым? На верхней ступени — Федеральные конституционные законы. Далее равную юридическую силу имеют два типа актов. Во-первых, это Федеральные законы — источники права, принятые по факту утверждения Конституции РФ в 1993 году. Во-вторых, это законы (называемые иногда «обычными») — источники права, принятые до того, как был утвержден основной закон страны. Кодексы — Гражданский, Семейный, Налоговый и другие относятся к ФЗ.

Можно отметить, что Закон РФ о поправках к Конституции играет особую роль в правовой системе РФ. Данный акт характеризуется существенными ограничениями в аспекте круга лиц, которые имеют право вносить его на обсуждение в Парламент. Также одобрять его должны субъекты РФ.

Рассмотрим подробнее специфику различных видов российских Законов, а также иных источников права, которые могут иметь признаки правовых норм. Начнем с Федеральных конституционных законов — вторых по юридической силе актов после Конституции России.

Федеральные конституционные законы

Данные нормативные акты — это инструмент регулирования государством ключевых общественных отношений, о которых идет речь в Конституции России. Значительная часть ФКЗ направлена на юридическое оформление статуса ключевых политических институтов. В частности, к таковым актам можно отнести ФКЗ о Правительстве РФ или, например, о Конституционном Суде России. Иные ФКЗ регулируют различные правовые состояния. К таковым можно отнести закон, определяющий условия и порядок введения в государстве чрезвычайных положений. Федеральные конституционные законы — главный источник права в рамках прецедентов, отражающих изменения в территориальном составе РФ — например, при принятии в Россию новых субъектов. Для того чтобы ФКЗ был принят, за него должны проголосовать не менее чем две трети депутатов Госдумы, а также три четверти сенаторов Совета Федерации.

Федеральные законы

Данные федеральные нормативные акты — в числе самых многочисленных. При этом ФЗ на практике могут быть представлены в достаточно широком спектре разновидностей. Так, например, разновидностью ФЗ являются различные Кодексы, которые представляют собой систематизированные источники, призванные регулировать ту или иную сферу общественных коммуникаций.

Многие Кодексы считаются основополагающими актами в тех или иных сферах социального взаимодействия. Например, ГК РФ — нормативный акт, обладающий высшей юридической силой в среде гражданско-правовых актов. Схожую роль играют Бюджетный, Семейный, Налоговый Кодексы.

Законы о ратификации

Можно отметить, что в российской правовой системе есть особый вид нормативных актов — федеральные законы, ратифицирующие (или, наоборот, денонсирующие) различные международные соглашения России. Работают данные источники права в соответствии с положениями 15-й, а также 106-й статей Конституции России.

Главная особенность данных нормативных актов — они имеют юридическую силу выше, чем законы, принимаемые внутри государства.

Подзаконные нормативные акты федерального уровня

Есть в российской системе также подзаконные нормативные акты. Это могут быть указы главы государства, постановления Правительства и иные источники права, призванные дополнять федеральные и иные законы. Их юридическая сила ниже, чем у ФЗ и ФКЗ, но и процедура их принятия гораздо проще: Президенту РФ, например, не требуется согласовывать свои действия с Парламентом. Однако издать прямо противоречащий положению ФЗ и ФКЗ Указ глава российского государства не может.

Указы Президента

Основная роль Указов — придание статуса нормативных актов компетенциям Президента РФ, которые зафиксированы в 4-й главе Конституции России. Указы главы государства обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они, как мы уже отметили выше, не должны противоречить ФЗ, ФКЗ, а также, разумеется, Конституции. Можно отметить, что некоторые Указы Президента относятся к категории ненормативных. В самом начале статьи мы определили один из критериев отнесения того или иного источника права к нормативным актам — публичность. Соответственно, те Указы главы государства, положения в которых не предполагают этого критерия (то есть направленные на узкий круг лиц), относятся к ненормативным. Подобные акты могут быть связаны, например, с отставками или назначениями в Администрации Президента и иных органах власти.

Постановления Правительства

Постановление Правительства РФ — это также нормативный юридический акт, относящийся к категории подзаконных. Издаются они на основе положений конституции РФ, различных ФЗ или же Указов главы государства. Они также обязательны для соблюдения во всех регионах страны. При этом Президент РФ вправе отменять Постановления высшего исполнительного органа власти, если они противоречат основному закону страны (Конституции), ФЗ или же Указам главы государства. Исполняются Постановления в пределах предметов ведения, которые могут относиться к РФ или же в совместном порядке к РФ и субъектам. Таким образом, исполнительные органы на федеральном и региональном уровне функционируют в рамках единой системы.

В структуре Правительства РФ работают различные министерства и ведомства. Они также могут издавать нормативные акты. Это могут быть инструкции, письма, приказы, положения и т. д. Их юридической силы достаточно с точки зрения обязательности исполнения гражданами и организациями, участвующим в сфере правоотношений, которая регулируется соответствующим актом. Источники права, которые издают федеральные органы, должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции России, а также впоследствии опубликованы.

Региональные законы

Россия — федеративное государство. Данная модель политического устройства предполагает достаточно выраженную автономию административно-территориальных субъектов — республик, краев, областей. В каждом из регионов РФ действует собственная система нормативных актов.

Субъекты РФ в статусе краев и областей имеют Уставы, те, что являются республиками, — Конституции. Их роль, в целом, схожа с той, что выполняет основной закон России. То есть, данные правовые акты фиксируют формирование политических институтов, регламентируют ключевые общественные отношения. Конституциям и Уставам должны соответствовать все правовые акты, утверждаемые на территории субъекта. В свою очередь, ни один из актов, принимаемых в регионе, не должен противоречить какому-либо федеральному закону или Конституции государства.

Региональные законы утверждаются представительными органами власти, в формировании которых участвуют граждане, проживающие в субъекте федерации. В ряде случаев данные правовые акты могут разрабатываться, исходя из критериев совместного ведения. Например, если на федеральном уровне выработан тот или иной закон, то его специфика может предполагать издание актов, обеспечивающих его реализацию, парламентами регионов. По аналогии с Указами Президента и Постановлениями Правительства, собственные нормативные акты могут издавать главы регионов, а также исполнительные органы в субъектах.

Муниципальные законы

В Конституции РФ определено, что система местного самоуправления в России должна быть отделена от государственного. Муниципалитеты могут создавать в пределах своей компетенции собственные нормативные акты. Это могут быть различные решения, приказы или, например, распоряжения. Наибольшая юридическая сила характерна для Уставов муниципалитетов. Те акты, которые издаются органами местного самоуправления, обязательны к исполнению для жителей муниципалитетов.

Корпоративная специфика

Термин «нормативный акт» может применяться не только в аспекте деятельности государства, но также и в сфере гражданских правоотношений. Так, например, существуют нормативные акты организации, предприятия — коммерческого или же не имеющего отношения к бизнесу. Однако предмет их ведения предельно локализован. Более того, издавать собственные источники права предприятие может, основываясь на положениях ограниченной группы государственных нормативных актов.

Так, например, 8-я статья ТК РФ дает организациям подобное право — издавать свои источники права локально. Нормативные акты организаций могут быть направлены на реализацию тех или иных норм трудового права в структуре отдельной компании. Например, они могут устанавливать те или иные правила внутреннего распорядка в организации, предопределять технологические аспекты взаимодействия сотрудников. Во многих случаях их принятие требует согласования с профсоюзом. Разумеется, принятые локально нормативные акты не должны противоречить иным источникам права, действующим в стране.

businessman.ru

Нормативный правовой акт — это… Что такое Нормативный правовой акт?

Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].

Признаки нормативных правовых актов

Законы и подзаконные акты

Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация — Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

1. Законы:

2. Подзаконные правовые акты:

3. Локальные нормативно-правовые акты.

Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т. д.
  • комплексные

При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.[5]

Примечания

dic.academic.ru

Нормативный законодательный акт — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Нормативный законодательный акт

Cтраница 1

Предлагаемый перечень нормативных и законодательных актов по налогообложению представляет собой хронологическую последовательность выпущенных документов начиная с 1991 г. по основным налогам и платежам в Российской Федерации. Практически действующие в настоящее время законодательные и нормативные акты выделены жирным шрифтом. Документы, фактически не действующие, утратившие силу вследствие внесенных изменений и дополнений или официально отмененные, представлены светлым шрифтом. При создании указателя были использованы нормативные источники налоговой службы Москвы, а также наиболее известные, хорошо и профессионально зарекомендовавшие себя Информационно-поисковые правовые справочные системы: Гарант, Дело и право, Кодекс, ЮСИС и др. Особую благодарность приносим системам Консультант Плюс. Актуальность указателя соответствует пополнению Консультант проф.
 [1]

В науке, зачастую, они сводятся к принятию нормативных и законодательных актов о приватизации, создании рынка НИС, финансировании, регламентации творческой деятельности. На деле это гораздо сложнее, т.к. затрагивает моральные, этические, другие духовные и культурные аспекты.
 [2]

Очевидна целесообразность следующего вывода: необходимо обеспечение такой технологии создания нормативных и законодательных актов, которая бы не толкала предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном конкретном случае лучше нарушить. Если говорить о способах ведения бухгалтерского учета — либо новых, либо о введении вариантности по отношению к традиционным, либо отмене старых, то они должны утверждаться и публиковаться со значительным опережением для того, чтобы организации имели техническую возможность что-либо изменить и время на обдумывание нововведений. В идеале такие изменения должны вводиться с начала очередного финансового года.
 [3]

Таким образом, главной целью лоббирования является закрепление в принимаемых нормативных, законодательных актах интересов различных групп, организаций.
 [4]

Вывод, очевидность которого неизбежна: необходимо обеспечение такой технологии создания нормативных и законодательных актов, которая бы не толкала предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном конкретном случае лучше нарушить. Если говорить о способах ведения бухгалтерского учета — либо новых, либо о введении вариантности по отношению к традиционным, либо отмене старых, то они должны утверждаться и публиковаться со значительным опережением для того, чтобы организации имели техническую возможность что-либо изменить и время на обдумывание нововведений. В идеале такие изменения должны вводиться с начала очередного финансового года.
 [5]

Единственный вывод, очевидность которого неизбежна: необходимо обеспечение такой технологии создания нормативных и законодательных актов, которая бы не толкала предприятия на поиски ответов на вопросы, какое же законодательство в данном конкретном случае лучше нарушить. Если говорить о способах ведения бухгалтерского учета — либо о новых, либо о введении вариантности по отношению к традиционным, либо об отмене старых, — то они должны утверждаться и публиковаться со значительным опережением, с тем чтобы организации имели техническую возможность что-либо изменить и время на обдумывание нововведений. В идеале такие изменения должны вводиться действительно с начала очередного финансового года, тогда не будет противоречий между юридическим и экономическим смыслом.
 [6]

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе деятельности определенного банка в целях определения ее соответствия аудиторским стандартам, нормативным и законодательным актам. Результаты аудита обычно сообщаются органу, установившему критерии проверки.
 [7]

При составлении годового отчета предприятия должны руководствоваться Законом О бухгалтерском учете и отчетности планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкцией по его применению, инструкцией О составе и порядке заполнения форм годового бухгалтерского отчета предприятий и организаций, а также другими нормативными и законодательными актами.
 [8]

Нормативные и законодательные акты, регулирующие контроль и надзор в строительстве, в том числе охрану природы в процессе строительства, систематизированы в сб. В настоящем справочнике приводится лишь перечень важнейших нормативных и законодательных актов по этим вопросам.
 [9]

Под экспертизой в широком смысле понимается: анализ, исследование, проводимое привлеченными специалистами ( экспертами), экспертной комиссией, завершаемые выпуском акта, заключения, в отдельных случаях — сертификата качества, соответствия; : проверка качества товаров, работ, услуг. Экспертиза ( проверка, оценка) является обязательным этапом практически любой деятельности, поскольку призвана оценить соответствие результата деятельности запланированным показателям. Экспертиза, как правило, осуществляется на основе определенных правил, зафиксированных документально в виде ведомственных, нормативных, законодательных актов.
 [10]

Экспертиза проектов занимает существенное место в управлении проектами. Практически любая стадия управления проектом должна пройти экспетризу на соответствие замыслу, запланированным показателям, нормативным и законодательным документам, требованиям качества ( качество решений, продукции, ресурсов, результатов проекта, сертификация качества и пр. Результатом экспертизы должна стать документально оформленная уверенность в соответствии проекта требованиям и правилам, зафиксированным документально в виде ведомственных, нормативных, законодательных актов.
 [11]

Просто в тот период было не до них. Шла расчистка, и прежде всего правовая, будущего поля деятельности, на котором рискологические проблемы вновь должны были занять соответствующее место. В конце 90 — х годов рискологическая проблематика стала даже суперприоритетной — именно на этой волне происходила смена руководства страны; более слабого соблюдения буквы и параграфа имеющихся нормативных и законодательных актов. Такой режим, как правило, свойственен при ослаблении влияния тех или иных институтов и перемещения центра тяжести на другие проблематики.
 [12]

Страницы:  

   1




www.ngpedia.ru