Нормативно правовой договор как источник права – Характерные черты нормативно-правового договора как источника права — Вопросы на госэкзамен по ТГП

Нормативный договор как источник права

Нормативный договор как источник права

Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель — достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда — официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

studfiles.net

Нормативный договор как источник права.

Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель — достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда — официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

Прецедент — это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.

Нормативно-правовой акт как источник права.

Нормативно-правовой акт (НПА) занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего, он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.

Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

1. Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

2. Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.

3. Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему «писаного права».

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция — основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.

На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников. Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права. Это означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться только в том случае, если:

— данное отношение не урегулировано законом;

— иные источники права не противоречат закону;

— ссылка на любые другие источники права в данном случае допускается законом. При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках. Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.

Происхождение государства.

Человечество с давних пор интересовалось проблемами, касающимися государства и права. В результате сегодня мы имеем множество теорий происхождения и государства, и права. Эти теории разрабатывались в различные исторические периоды и изменялись в процессе развития общественных отношений и экономики.

Основными теориями происхождения государства принято считать следующие.

1. Теологическую теорию. Это теория о божественном начале в происхождении государства. Согласно данной концепции государство было создано и существует в современном мире по воле Бога, при этом право считается божественной волей. Таким образом, считалось, что власть церкви имеет более высокое положение, находится над светской властью, монарх при вступлении на престол освящался церковью, почитался представителем Бога на земле. Сторонники теологической теории: Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве и др.

2. Патриархальную теорию. Согласно данной теории государство произошло в результате исторического развития семьи. Разросшаяся семья превратилась в государство. Поэтому монарх приходится отцом (патриархом) всем своим подданным, которые обязаны его слушаться и относиться к нему с большим почтением. Обязанность же монарха – забота о своих подданных и справедливое управление ими. Сторонниками патриархальной теории являются: Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский и др.

3. Договорную теорию. По этой теории государство является продуктом человеческого разума, но не проявлением воли Бога. В результате государство возникло вследствие заключения людьми общественного договора между собой, для того чтобы обеспечить общую пользу и интересы. Если же будут нарушены или не выполнены условия общественного договора, то народ вправе расторгнуть его, причем даже через революцию. Сторонники договорной теории: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

4. Материалистическую теорию. В соответствии с этой теорией образование государства стало результатом трансформации общества под действием социально-экономических причин. Сторонники материалистической теории: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов.

5. Психологическую теорию. Данная теория состоит в том, что возникновение государства связывается с особенными свойствами человеческой психики, а именно с тягой к власти одних над другими и потребностью одних подчиняться другим. Сторонники психологической теории: Л.И. Петражицкий, Д. Фрезер, 3. Фрейд и др.

6. Теорию насилия. Сторонники теории насилия считают, что государство возникло как результат насилия, через завоевания более слабых и беззащитных народов более сильными и организованными племенами. Представители теории насилия: Е. Дюринг, К. Каутский и др.

7. Патримониальную теорию. Согласно патримониальной теории государство образовалось от права собственности на землю и права владения ей теми лицами, которые проживают на этой земле. Сторонник патримониальной теории – А. Галлер.

8. Органическую теорию. Сторонники органической теории считали, что государство появилось и развивалось дальше как биологический организм. Представители органической теории: Г. Спенсер, А.Э. Вормс и др.




infopedia.su

44. Нормативный договор как источник права

Нормативный договор — это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель — достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда — официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

45. Правотворчество: понятие, виды, стадии

Правотворчество— это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.

Виды правотворчества

В зависимости от субъектов данной деятельности различают виды правотворчества.

Непосредственное правотворчество народа— yчастие граждан в референдумах и плебисцитах, позволяет напрямую осуществлять суверенитет народа.

Законотворчество— oпосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта федерации). Парламенты и законодательные собрания представляют законодательную ветвь власти (в странах, признающих разделение властей): осуществляют законодательство и другие формы правотворчества.

Негативное правотворчество— oтмена норм или целых нормативно-правовых актов, в случае признания их противоречащими Конституции (например, Конституционным судом). Принятие нелегитимного нормативно-правового акта.

Чрезвычайное правотворчество— принятие законов и иных нормативно-правовых актов для урегулирования общественных отношений в каких-либо экстренных ситуациях.

Подзаконное правотворчество— правотворчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц: президента, министра и т. д.

Локальное правотворчество— правотворчество органов местного самоуправления: муниципалитетов, администраций городов и районов. Иногда локальным правотворчеством именуют правотворчество общественных организаций.

Договорное правотворчество— деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров.

Стадии правотворчества:

Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

— подготовки проекта нормативного акта;

— его официального принятия.

Первый этапосуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

— принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

— формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

— подготовка его текста;

— предварительное обсуждение проекта;

— согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

— предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

— внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

— обсуждение проекта;

— принятие и подписание нормативного акта;

— официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.

studfiles.net

44. Договор как источник права.

Правовой договор— это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы.

Нормативные договоры обязательны для многочисленного и формально-неопределенного круга лиц, рассчитаны на многократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные ими конкретные правоотношения.

Признаки нормативного договора:

Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство.

В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора.

Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель — достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают.

Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие.

Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора.

Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение.

Существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются. Нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

В отличие от индивидуальных договоров, содержание которых составляет коммерческую тайну, нормативный договор характеризует публичность, общедоступность договорных условий, иногда — официальное опубликование. В силу общеобязательности договорных условий оговорка о конфиденциальности здесь неприменима.

Нормативные договоры служат правовой базой для издания административных актов, заключения индивидуальных договоров, совершения иных юридически значимых действий. Это отличает их от договоров индивидуального характера, устанавливающих (изменяющих, прекращающих) конкретные правоотношения.

Примеры нормативных договоров: международные договоры; договоры между Российской Федерацией и субъектами РФ по разграничению полномочий и предметов ведения; некоторые межведомственные договоры; коллективные договоры.

45. Общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России.

Характерная черта современного международного права состоит в том, что осуществление им своих функций возможно лишь при все более тесном взаимодействии с внутренним правом государств. С другой стороны, нормальное функционирование национальных правовых систем зависит от взаимодействия с международным правом. Углубление взаимодействия международного ивнутригосударственного права носит характер объективной закономерности, которая отражает более общую закономерность — углубление взаимодействия национального общества с мировым сообществом. «Сегодня оно создает права и обязательства не только для государств, но и непосредственно для физических и юридических лиц, имеет прямое действие во внутригосударственной сфере».

Во имя обеспечения единства международного сообщества государства должны подчиняться установленному ими порядку, который является социально и политически необходимым. Это касается деятельности не только международной, но и внутригосударственной в той мере, в которой она затрагивает международные отношения.

«…Международное право представляет собой главную цитадель правопорядка… Международный правопорядок… оказывает непосредственное влияние на государственно-правовое регулирование».

Под влиянием международного права происходят важные изменения во внутреннем праве. Наиболее показательны в этом плане нормы о правах человека, образующие сердцевину конституций. Принимаются законы, призванные обеспечить реализацию международных норм. В качестве примера можно назвать российские законы о международных договорах, о международных и внешнеэкономических связях субъектов Федерации, о континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне.

Рост влияния международного права на право государств породил тенденцию к конституционализации международного права. Все большее число конституций содержат положения, посвященные международному праву и призванные обеспечить его реализацию. Более того, многие из них устанавливают приоритет международно-правовых норм.

Об углублении взаимодействия двух систем права, его характерных чертах и тенденциях развития свидетельствует, прежде всего, конституционное право, представляющее основу правовой системы государства.

В преамбуле Конституции РФ провозглашено, что многонациональный народ Российской Федерации сознает себя частью мирового сообщества. Одним из объективных факторов, характеризующих это сообщество, является взаимодействие в его рамках суверенных государств.

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Международные договоры Российской Федерации регулируют отношения России с зарубежными государствами и международными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами.

После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.

В Федеральном законе «О международных договорах Российской Федерации», дано определение подобных договоров. Так, «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Россией и иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом.

«Взаимодействие международной и внутренних правовых систем осуществляется на всех уровнях, включая правосознание и организационно-правовые механизмы». Международное право оказывает существенное влияние на функционирование внутреннего права, на процесс принятия решений при создании и при применении права. Принимая решение, государственные органы учитывают его международные последствия. Нормы международного права нередко служат образцом для правового регулирования внутри страны и т.д.

Между тем современное общее, обычное право содержит все больше норм, имеющих прямое отношение к внутреннему праву. Достаточно напомнить об общепризнанных принципах и нормах о правах человека, которые обязательны для всех государств независимо от их участия в договорах о правах человека.

Общепризнанные принципы представляют собой разновидность норм международного права. Это его универсальные нормы. Они, как и иные общепризнанные нормы, имеют наиболее общую форму выражения и признаны всеми или абсолютным большинством государств в качестве обязательных. Более узкая группа общепризнанных принципов (норм) — основные принципы международного права. Это — нормы, отражающие коренные, фундаментальные интересы государств и народов. Они представляют собой нормативную основу всей системы международного права, служат его фундаментом. Одним из свойств основных принципов является также их взаимообусловленность, т.е. содержание каждого из них должно рассматриваться в контексте содержания других.

Высказывается мнение, будто преимущественной силой в правовой системе России обладают лишь договоры, а к общепризнанным принципам и нормам, существующим в форме обычая, это не относится.

С подобным мнением трудно согласиться. Правильнее иное понимание Конституции, что подтверждается и Конституционным Судом РФ.

«Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России имеют преимущественную силу перед национальными законами…».

Высокий статус придан международным нормам о правах человека и Конституцией России. Права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1 ст. 17).

В случае расхождения закона и иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или с общепризнанными нормами международного права применяются правила, установленные этими нормами или договором. Согласно статье 46 Конституции каждый вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод граждан, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Международные договоры являются существенным элементом стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами.

Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Осуществление международно-правовых обязательств принято связывать с термином «имплементация», которая может иметь место как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях. Применительно к внутригосударственным отношениям, определенные вопросы которых относятся к предмету данной статьи, имплементация отражает обязанность государства посредством уполномоченных им органов предпринять все необходимые меры и действия по выполнению его международных обязательств. В то же время санкционирование внутригосударственным актом — Конституцией РФ — введения норм международного права во внутригосударственные отношения не ликвидирует значения этих норм как международно-правовых установлений, воплощенных, в частности, в международных договорах Российской Федерации.

«Войдя благодаря инкорпорации в систему российского национального права, они не теряют международно-правового качества, то есть остаются частью международно-правовой системы»[6]. В связи с этим на них распространяются положения права международных договоров относительно действия договоров во времени, в пространстве, применительно к наступлению определенных обстоятельств (разрыв дипломатических отношений, начало военных действий, ситуация, связанная с оговоркой о неизменных обстоятельствах, и т.д.). На инкорпорированный международный договор продолжают распространяться и те правила толкования, которые обычно применяются при толковании норм международного права.

Таким образом, международно-правовые нормы, введенные во внутригосударственную правовую систему, не меняют своего качества и продолжают также оставаться частью системы норм международного права. Однако процесс осуществления этих норм, порядок их имплементации регулируются в данном случае нормами внутригосударственного права, если иное не определено международным договором государства.

В то же время международное обязательство, согласованное с требованиями Конституции, создает благоприятные правовые условия для принятия решений, способствующих его имплементации. Важным фактором в этом процессе является опора правоприменителя на общепризнанные принципы и нормы международного права, которые, как уже отмечалось, наряду с международными договорами России являются составной частью ее правовой системы.

Примером использования Конституционным Судом международно-правовых актов, касающихся обеспечения права собственности, явилось дело о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998г. «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации». «Правовые основания нахождения указанных культурных ценностей на территории России определены международно-правовыми актами, принятыми в период и после окончания Второй мировой войны и сохраняющими свое действие для возникших в силу этих актов имущественных отношений в настоящее время.

Конституционный Суд опирался и на один из основных и общепризнанных принципов международного права — принцип международно-правовой ответственности государства — агрессора за развязывание и ведение агрессивной войны, позволивший возложить после окончания войны на бывшие неприятельские государства обязательства по обычной и компенсаторной реституции культурных ценностей».

В деле о проверке конституционности положения п. 2 ст. 1070 ГК РФ, согласно которому вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу, Конституционный Суд оценил смысл положения рассматриваемого акта «исходя из его места в системе правовых актов, в том числе международных договоров Российской Федерации, которые согласно статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации».

Использование Конституционным Судом в своих решениях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации способствует как их имплементации, так и совершенствованию действующего законодательства.

Международные отношения не сводятся только к отношениям между государствами как основными субъектами международного права. Политические партии, профсоюзные и иные общественные организации различных государств также активно сотрудничают между собой и принимают важные международные документы, оказывающие очевидное воздействие на внутригосударственную жизнь. Такие отношения условно принято называть международными политическими отношениями. Принимаемые в их рамках нормы, даже если они формально не трансформируются в нормы национального избирательного права, все-таки влияют на политические установки и документы, а, в конечном счете — на законодательные и подзаконные акты в области избирательного процесса.

studfiles.net

Нормативно-правовой договор как источник права

Нормативно-правовой договор (договор нормативного содержания) – это двусторон­нее или многостороннее соглашение между субъектами права, содержащее правовые нормы. К таким договорам следует отнести договоры между субъектами Российской Федерации, а также между фе­деральными органами государственной власти и орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации. На это об­ращает внимание ст. 11 Конституции РФ, которая уста­навливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, фе­деративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Договоры нормативного содержания играют значи­тельную роль в трудовом праве. Так, ст. 40 Трудового ко­декса РФ посвящена коллективному договору, опреде­ляя его как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый ра­ботниками и работодателями в лице их представите­лей. В ст. 41 Трудового кодекса РФ устанавливается со­держание и структура коллективного договора, которая в конечном счете определяется сторонами.

Широкое распространение договор нормативного содержания получил в гражданском и предпринима­тельском праве. Например, ст. 11 Федерального закона № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограни­ченной ответственностью» предусматривает заключе­ние учредительного договора между учредителями об­щества. Учредительным договором определяются со­став учредителей (участников) общества, размер устав­ного капитала общества и размер доли каждого из учредителей общества,  размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участ­ников) общества за нарушение обязанности по внесе­нию вкладов и т.д.

Основным источником права в международных от­ношениях выступает международный договор – это международное соглашение, заключенное между госу­дарствами в письменной форме и регулируемое между­народным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или не­скольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В соот­ветствии с пунктом 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнан­ные принципы и нормы международного права и меж­дународные договоры Российской Федерации являют­ся составной частью ее правовой системы. Если между­народным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

magref.ru

Нормативный договор как источник права

Нормативный договор используется для документирования соглашениях двух или нескольких сторон. В результате этого соглашения может установиться, измениться или отмениться конкретный вид законодательной нормы. Поскольку это понятие представляет собой важнейшее соглашение, стоит изучить его особенности, и узнать, какие бывают виды этой договоренности.

Виды нормативных договоров

Сегодня нормативный договор как документ представляет собой разные виды. Как правило, его форма зависит от того, какие общественные отношения он регулирует, и какая норма устанавливается ним. Каждый из видов имеет свои отдельные признаки, поэтому тема «договор нормативного содержания понятие и виды» считается актуальной. Стоит рассмотреть, какие правовые аспекты могут определять разные содержания этого документа, и что именно он представляет собой как источник права.

Нормативный договор оформляется в следующих видах:

  • Федеративный – представляет собой источник права федеративных отношений;
  • Международный – соглашение, которое регулирует соглашение между государствами, и действует по принципам издаваемых международных актов;
  • Акт соглашения между муниципальным органом и федерацией;
  • Источник права, который регулирует отношения между субъектами федерации;
  • Соглашение как источник права между муниципальными структурами;
  • Коллективный трудовой акт по ТК РФ.

Нормативный договор как источник права что представляет собой?

Нормативно правовой договор представляет собой юридический документ, по которому каждая сторона регламентирует обязанности и полномочия. Эта договоренность имеет такие признаки, как источник права, поскольку помимо других документов, она регулирует отношения субъектов, устанавливает новые нормы и может использоваться как первоначальная основа для формирования других актов. В отличие от простых сделок, эта договоренность будет содержать другие признаки – она регулирует не только обязанности, но и устанавливает правовые нормы и свой обычай, которому стороны подчиняться.

Как источник права этот документ регулирует не только непосредственных субъектов договоренности, но и иной круг лиц. Например, внутринациональная договоренность регулирует отношения, которые имеет государство и его образования, субъекты федерации, правительство, гражданский орган власти и прочие субъекты. Если рассматривается не государственный, а международный уровень, этот документ регулирует правовые отношения государств. В данном случае он часто имеет признаки деклараций, соглашений или конвенций.

Нормативный договор как источник права ТГП

Различный вид этого документа рассматривается теорией государства. Стоит отметить, что в нем один или иной субъект представляют свое волеизъявление. После того как сделку будет принято, в действие вступает его правовая система, что обязывает подчиняться ей. Этот документ будет являться актуальным для всех других правовых систем. В теории ТГП известны разные виды соглашения, что определяет, к каким субъектам они относятся, каким будет рассматриваемый прецедент и норма.

Нормативные договоры как источники конституционного права

В зависимости от состава этого акта и сторон, которые его принимают, возможен конституционный и международный порядок заключения договоренности. Они имеют аналогичные признаки, но на конституционном уровне новые юридические правила устанавливаются внутри государства. Документы, которые принимаются на конституционном уровне, имеют признаки первоисточника для создания иных правовых актов. Поэтому данные виды договоренности актуальны на конституционном уровне.

Нормативный договор и нормативно правовой акт сходства и различия

Стоит понимать, что существуют важные отличия данной сделки от обычного индивидуального акта. Например, сделка купли и продажи по гражданскому кодексу имеет похожие признаки, но она устанавливает отношения между конкретные субъектами, не затрагивая других лиц. Поэтому важное отличие состоит в масштабе затрагиваемого субъекта – на конституционном или международном уровне данное соглашение актуально для множества лиц.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): Загрузка… Следующая статья
26.08.2016 — 10:51 Предыдущая статья
25.08.2016 — 15:13

ogic.ru

45. Нормативно-правовой договор и юридическая доктрина как источники права.

4). Нормативный договорсоглашение между сторонаминаправленное на установление официальных юридических правил. Например,международныйдоговор,коллективныйдоговормежду предпринимателем и наемными работникамив лице их профсоюза.

Договоры нормативного содержания — это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать.

Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Такие договоры получили распространениев трудовом правепри заключении контрактов между работодателем и работником, вмеждународномправе.

В последние годы указанные договоры стали применяться и в конституционномправе России. Например, в 1992 г. был заключенФедеративный договор между Российской Федерацией и ее субъектами о разграничении между ними предметов ведения и полномочий. В 1994 г. был заключен Договор между Российской Федерацией и Татарстаном, где были определены предметывзаимного делегирования полномочий. В дальнейшем такие договоры были заключены и с другими субъектами Федерации.

5). Правовая доктрина— это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина — это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина). В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.

____________

6).Принцип праваосновополагающая идея права(справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных делв случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслейсформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах.Поэтому применение принципов права к конкретному делу основываетсяне только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.

7). Деловое обыкновение— этоправило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями.

В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, этопризнаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте.

Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону.

Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478ГК РФ. Согласно данной норме, «в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

studfiles.net