Нормативно правовая база рф в области безопасности населения в чс – Презентация на тему «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях»

Содержание

Презентация на тему «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях»

В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с частью 4 настоящей статьи, могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации.»

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях» »

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях

  • 1. Положения Конституции РФ, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.
  • Конституция — основной закон государства,
     определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина 
  • Статья 2  Конституции РФ гласит: « Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства ».
  • Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6, п. 2).
  • Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции РФ. Все положения главы составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмотрим некоторые статьи этой главы.

2.Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»(принят в 1994г.)

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты лиц, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера.С целью совершенствования механизмов регулирования отношений в области защиты населения и территорий от ЧС в течение последних пяти лет в

указанный закон внесен ряд важных изменений.

Изменения коснулись следующих направлений правового регулирования.

Определено понятие «Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей» и закреплен порядок их использования. Задекларировано, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от ЧС основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права. Законодательно закреплено право органов местного самоуправления принимать правовые акты по вопросам защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Закон дополнен правовыми нормами в области обеспечения безопасности людей на водных объектах и подготовки населения к действиям в ЧС, организации разъяснительной и профилактической работы среди населения в целях предупреждения возникновения ЧС на водных объектах.

3.Федеральный закон Российский Федерации «О безопасности»(принят в 2010г.)

В законе закреплена правовая основа обеспечения безопасности личности, общества и государства. Определена система безопасности и ее функции, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности .

  • 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
  • Статья 59
  • 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации а случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
  • Статья 60
  • Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

4.Федеральный закон «О пожарной безопасности»(принят в 1994г)

  • В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ. Определен порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, а также между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
  • Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

5.Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»(принят в 2008г.)

Им устанавливаются требования во всех областях обеспечения пожарной безопасности –

от утилизации ядерных отходов до проектирования поселений, а также требования к продукции, зданиям и сооружениям, промышленным объектам и т.п.,

вводится единый подход к организации и обеспечению пожарной безопасности.

Можно подвести некоторые итоги реализации положений этого документа. Работа, проведенная подразделениями МЧС России совместно с заинтересованными ФОИВ и органами исполнительной власти субъектов РФ, позволила

более эффективно проводить государственную политику в области обеспечения

пожарной безопасности.

5.Федеральный закон «О гражданской обороне»(принят в 1998г.)

  • В законе определены задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно- правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.
  • Определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны {ст. 10): «Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ: проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне; оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны».

7.Федеральный закон «О противодействии терроризму»(принят в 2006г.)

  • В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и органами, формируемыми в соответствии с  частью 4 настоящей статьи , могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства. Порядок установления уровней террористической опасности и содержание дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства определяются Президентом Российской Федерации.»

kopilkaurokov.ru

1. Нормативно-правовая база защиты населения от чрезвычайных ситуаций различного характера

Важное место в государственной политике отводится нормативно–творческой деятельности в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. К настоящему времени по этим вопросам разработан ряд федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации и других нормативных документов.

В Конституции Российской Федерации,принятой в 1993 г., записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу. Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

В Федеральном законе РФ «О безопасности» (№390-ФЗ от 28.12.2010 г.) дано определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно–правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены в Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№68-ФЗ от 21.121994 г.). Этот закон установил основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также необходимость создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральным законом РФ «Об аварийно–спасательных службах и статусе спасателей» (№151-ФЗ от 22.08.1995 г.) впервые было введено понятие «профессиональный спасатель» и установлены общие организационно–правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно–спасательных служб и аварийно–спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно–спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФ «О гражданской обороне» (№28-ФЗ от 12.02.1998 г.) определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно–правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всего, следует отнести Федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О санитарно–эпидемическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении», «О военном положении».

Вопросы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктрине Российской Федерации, «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны» и других документах.

В целях практической реализации требований законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Нормативно-правовая база, лежащая в основе организации и ведения гражданской обороны РФ, а также аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС (в части касающейся), будет рассмотрена подробнее в соответствующих разделах лекции.

studfiles.net

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА

Количество просмотров публикации НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА — 4852

Важное место в государственной политике отводится нормативно-творческой деятельности в области защиты населœения от чрезвычайных ситуаций.

В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 ᴦ., записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится ʼʼосуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствийʼʼ. Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причинœенного здоровью или имуществу.

Эти конституционные положения нашли отражение и получили развитие в целом ряде федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти.

В Федеральном законе РФ ʼʼО безопасностиʼʼот 28 декабря 2010 ᴦ. № 390-ФЗ дано определœение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних угроз. Этим законом определœены субъекты безопасности и пути ее достижения.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории нашей страны, земельного, водного и воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определœены в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 ᴦ. № 68-ФЗʼʼО защите населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характераʼʼ.Этот закон установил основные принципы защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населœения и территорий, а также и разграничение этих полномочий, вопросы государственного управления в области защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан Российской Федерации в этой области, порядок подготовки населœения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также крайне важно сть создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

На основании этого закона разработаны соответствующие законы в субъектах Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций и функционирования РСЧС.

Федеральным законом РФ от 22 августа 1995 ᴦ. № 151-ФЗʼʼОб аварийно-спасательных службах и статусе спасателœейʼʼвпервые было введено понятие ʼʼпрофессиональный спасательʼʼ и установлены общие организационно-правовые и экономические основы создания и функционирования аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, а также определœены отношения между различными органами, организациями и иными юридическими лицами, связанные с деятельностью аварийно-спасательных служб, права, обязанности и ответственность спасателœей и основы государственной политики в области их правовой и социальной защиты.

Федеральный закон РФот 12 февраля 1998 ᴦ.№ 28-ФЗʼʼО гражданской оборонеʼʼ определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их выполнения, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Ряд принципиальных положений, определяющих порядок и организацию защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, содержится в других законах. К этим законам, прежде всœего, следует отнести Федеральные законы РФ: ʼʼОб основах охраны здоровья граждан в Российской Федерацииʼʼ, ʼʼО пожарной безопасностиʼʼ, ʼʼОб оборонеʼʼ, ʼʼО радиационной безопасности населœенияʼʼ, ʼʼО промышленной безопасности опасных производственных объектовʼʼ, ʼʼО безопасности гидротехнических сооруженийʼʼ, ʼʼО социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭСʼʼ, ʼʼО санитарно-эпидемическом благополучии населœенияʼʼ, ʼʼО чрезвычайном положенииʼʼ, ʼʼО военном положенииʼʼ.

Вопросы защиты населœения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, нашли отражение также в Трудовом кодексе Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации, Военной доктринœе Российской Федерации, ʼʼОсновах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороныʼʼ и других документах.

В целях практической реализации требований федеральных законов разработано, принято и действует большое количество нормативных правовых документов. На сегодня только органы исполнительной власти субъектов РФ приняли свыше 1000 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этой сфере.

Нормативно-правовая база, лежащая в базе организации и ведения гражданской обороны РФ, а также аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС, будет рассмотрена подробнее в соответствующих разделах лекции.

referatwork.ru

Урок «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях»

Урок 11

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Предмет: ОБЖ.

Класс: 10.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Глава 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Урок №11. Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Дата проведения: «___» _____________ 20__ г.

Цель: ознакомиться с нормативно-правовой базой Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Ход уроков

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация знаний.

  1. Какое оружие является важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения?

  2. Как подразделяются современные войны по масштабам их проведения?

  3. Какие основные цели определяют готовность Российской Федерации к ведению войн и участию в вооружённых конфликтах?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

Работа над новым материалом.

  1. Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (см. раздел «Дополнительные материалы»).

  1. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г.).

Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В главе IV Федерального закона определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

В главе V определён порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 2010 г.).

В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности.

  1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).

В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Определён порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

  1. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят в 2008 г.).

Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

  1. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.).

В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны (ст. 10).

  1. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.).

В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Также указано, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

  1. Выводы.

  1. Конституция Российской Федерации – основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан.

  2. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в Федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне».

  3. В 2006 г. утверждён новый Федеральный закон «О противодействии терроризму», который определил, что для пресечения международной террористической деятельности могут использоваться Вооружённые Силы Российской Федерации.

  4. Вооружённые Силы Российской Федерации могут использоваться также для пресечения международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации.

  1. Вопросы.

  1. Как Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» определяет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства?

  2. Какие права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности определены Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?

  3. Какие права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности определены Федеральными законами «Об обороне» и «О гражданской обороне»?

  4. В каких случаях военная служба в рядах Вооружённых Сил может быть заменена на альтернативную гражданскую службу? Приведите известные вам примеры из жизни.

  1. Задания.

  1. Подготовьте сообщение на тему «Конституция Российской Федерации – основной закон государства».

  2. Подготовьте сообщение на тему «Федеральный закон «О противодействии терроризму» — реальный вклад Российской Федерации в борьбу мирового сообщества с международными террористическими организациями».

  1. Дополнительные материалы к §11.

Конституция Российской Федерации

(Извлечения)

<…> Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Статья 17

  1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

  2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

  3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. <…>

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. <…>

Статья 59

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

  2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.

  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Статья 60

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. <…>

(По материалам журнала «Российское военное обозрение»)

  1. Окончание урока.

  1. Домашнее задание. Подготовить к пересказу §11 «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях»; выполнить письменно задания 1 – 2 (с. 58, раздел «Задания»).

  2. Выставление и комментирование оценок.

infourok.ru

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях

Урок-Презентация по ОБЖ 10 класс Нормативно-правовая база РФ в области обеспечения безопасности населения в ЧС

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

План

  • Конституция РФ
  • Закон РФ «О безопасности» (1992 г.)
  • ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (1994 г.)
  • ФЗ «О пожарной безопасности» (1994 г.)
  • ФЗ «Об обороне» (1996 г.)
  • ФЗ «О гражданской обороне» (1998 г.)

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Конституция РФ – основной закон государства. Она представляет право человеку на обеспечение своей личной безопасности, безопасности семьи и имущества. Государство обязано принимать все необходимые меры для обеспечения этого права.

Однако, с гарантией безопасности Конституция возлагает на граждан РФ и определенные обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан. К ним относится и долг по защите Отечества и несению военной службы.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

Закон РФ «О безопасности» закрепляет правовую основу обеспечения безопасности личности, общества и государства. В нем определены система безопасности и ее функции , разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средства обеспечения безопасности, определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и задачи, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, порядок надзора и контроля за законностью их деятельности.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства от ЧС,

и нормы социальной защиты пострадавших от ЧС.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ.

Законом предусмотрено обязательное обучение населения, в том числе и школьников, мерам пожарной безопасности.

В законе определены права, обязанности и ответственность граждан РФ в области пожарной безопасности.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

ФЗ «Об обороне» определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия органов власти субъектов, организаций и должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны, силы и средства, ответственность.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

ФЗ «Об обороне» отмечает, что граждане РФ:

  • исполняют воинскую обязанность в соответствии с ФЗ;
  • принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
  • могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;
  • предоставляют в военное время для нужд обороны здания, сооружения, транспорт и имущество.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

ФЗ «О гражданской обороне» определяет задачи в области гражданской обороны (ГО) и правовые основы их осуществления.

Законы и другие нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности

videouroki.net

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

1. Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6, п. 2).

Все положения главы 2 составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (см. раздел «Дополнительные материалы»),

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г.).

Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В главе IV Федерального закона определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

В главе V определён порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 2010 г.).

В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности.

4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).

В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Определён порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

5. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят в 2008 г.)

Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.). В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны (ст. 10).

7. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.).

В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Также указано, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Выводы

  1. Конституция Российской Федерации — основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан.
  2. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в Федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне».
  3. В 2006 г. утверждён новый Федеральный закон «О противодействии терроризму», который определил, что для пресечения международной террористической деятельности могут использоваться Вооружённые Силы Российской Федерации.
  4. Вооружённые Силы Российской Федерации могут использоваться также для пресечения международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации.

multiurok.ru

Безопасность жизнедеятельности — Тема 3.1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от ЧС.

Тема 3.1. Основные принципы и нормативно-правовая база защиты населения от ЧС.

 

Изучаемые вопросы:
1. Основные принципы, на которых строится политика государства в области безопасности:
2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
3. Законодательство Российской Федерации в области ГО.

 

1. Основные принципы, на которых строится политика государства в области безопасности:
•защита от ЧС подлежит все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;
•подготовка и реализация мероприятий по защите от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
•при возникновении ЧС обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранения здоровья людей;
•мероприятия по защите населения и территорий от ЧС планируются и осуществляются в строгом соответствии с международными договорами и соглашениями РФ, Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
•основной объем мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводится заблаговременно
•планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;
•объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
•ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС. При недостаточности сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, а при необходимости силы и средства других субъектов РФ.

2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нор­мы в области защиты населения, а также всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, окружающей природной среды от ЧС определяет Федераль­ный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа­ций природного и техногенного характера».
Действие настоящего Федерального закона распространяется на от­ношения, возникающие в процессе деятельности органов государствен­ной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и органи­заций независимо от формы их собственности и населения в области защиты от ЧС.
Структура Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
В первой главе представлены цели закона, задачи РСЧС, грани­цы зон ЧС, порядок гласности и информирования населения, а также основные принципы его защиты.
Важным фактором в обеспечении защиты населения и территорий является гласность и информирование о ЧС.
Информацию составляют сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, их последствиях, о состоянии защиты населения и территорий, принятых мерах по обеспечению их безопасности, приемах и способах защиты населения от них, а также данные о радиационной, химичес­кой, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безо­пасности на соответствующих территориях.
Федеральные органы государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население по указан­ным вопросам через средства массовой информации и по иным каналам.
Вторая глава определяет полномочия Президента Российской Фе­дерации, Федерального собрания России, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в об­ласти защиты населения и территорий от ЧС.
В третьей главе закреплены обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций по защите населения и территорий от ЧС, участие общественных объединений в их ликвидации, а также по­рядок привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для ликви­дации ЧС и сил и средств органов внутренних дел при ликвидации ЧС.
В четвертой главе приведены права и обязанности граждан по за­щите от ЧС.
Граждане России имеют право (ст. 18):
•на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС в любом регионе, любом населенном пункте;

  1. при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной за­щиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей в ЧС;

• получать информацию о надвигающейся опасности и риске, которому может
подвергнуться население той или иной территории, правилах поведения и мерах безопасности с учетом складывающейся обстановки;
• обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы мест­ного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защи­ты населения и территорий от ЧС;
участвовать (в установленном порядке) в работах по предупреждению и ликви­дации ЧС;

  1. на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ава­рий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;
  2. на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
  3. на государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе работ по лик­видации ЧС;
  4. па пенсионное обеспечение в случае лагери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  5. на пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или умерше­го от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

Без четкого выполнения своих обязанностей гражданами трудно говорить об устойчивом эффективном функционировании всей систе­мы РСЧС. Поэтому каждый россиянин обязан (ст. 19):

  1. активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
  2. соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области зашиты насе­ления и территорий от ЧС;
  3. выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к ЧС;
  4. изучать основные способы зашиты населения и территорий от ЧС, приемы ока­зания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллектив­ными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершен­ствовать свои знания и практические навыки для действий в любых складывающихся условиях;
  5. знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
  6. четко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;

• при первой возможности оказывать содействие в проведении аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ.


Пятая глава определяет порядок подготовки населения и пропа­ганду знаний в области защиты населения от ЧС. Такая подготовка ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреж­дениях, а также по месту жительства.
В шестой главе отражены вопросы финансирования органов уп­равления и мероприятий по ликвидации ЧС, а также создания и ис­пользования резервов финансовых и материальных ресурсов для лик­видации чрезвычайных ситуаций.
Седьмая глава посвящена порядку организации и проведения государственной экспертизы, надзора и контроля защиты населения и территорий от ЧС, а также ответственности за нарушение настоящего законодательства.
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении зако­нодательства Российской Федерации по защите населения и территорий от ЧС, создании условий и предпосылок к их возникновению, неприня­тии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федера­ции несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации — административную и граж­данско-правовую ответственность в соответствии с законодательства­ми Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Восьмая глава определяет правила применения международных договоров Российской Федерации в области защиты населения и терри­торий от ЧС.
В главе девять говорится о вступлении Федерального закона в силу.


3. Законодательство Российской Федерации в области ГО
Задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осу­ществления, полномочия органов государственной власти РФ, испол­нительной власти ее субъектов, местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственно­сти, а также силы и средства ГО определяет Федеральный закон «О гражданской обороне».
Структура Федерального закона «О гражданской обороне»:
В первой главе определены задачи, правовое регулирование, принципы и ведение ГО на территории РФ.
Во второй — полномочия Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в области ГО.
В третьей — полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан в области ГО.
В четвертой — порядок управления и организации служб ГО, а также структура её системы. Определен и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный решать задачи ГО.
В пятой — состав сил ГО, основы деятельности её войск, а также порядок создания и деятельности нештатных аварийно-спасательных формирований.
В шестой — порядок финансирования мероприятий ГО и ответственность за нарушение законодательства РФ в этой области.
Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
— проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;
— принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;

— оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

bjd-ugkr.ru