Нк рф оглавление – Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 3 сентября 2018 года)

Часть 2 НК РФ — Налоговый кодекс с Комментариями

Часть 2 НК РФ — Налоговый кодекс с Комментариями — краткое оглавление

Актуально на:

11 ноября 2018 г.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2 в действующей редакции с комментариями по статьям НК РФ и судебной практикой

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Принят
Государственной Думой
19 июля 2000 года

Одобрен
Советом Федерации
26 июля 2000 года

Все изменения в НК РФ

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Изменения документа

Составить подборку

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

<a href=»»></a>

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

[url=][/url]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Анализ текста

Идет загрузка…

www.zakonrf.info

Новая редакция Налогового Кодекса РФ с изменениями на 2018 год

Налоговый кодекс РФ регулирует взаимоотношения экономических резидентов страны с государством. Цель этого регулирования состоит в обеспечении постоянных поступлений денежных средств в государственный и муниципальный бюджет без существенного вреда для налогоплательщиков.

Понятие и содержание налоговых отношений

ФЗ №146 (НК РФ) представляет собой базовый документ законодательства о налогах и сборах РФ. Он определяет характер и специфику налоговых правоотношений.

Объектами таких взаимоотношений являются сами налоги и сборы, обязательные к уплате в соответствии с нормами действующего законодательства. Субъектами данной категории права являются лица, обязанные производить оплату, а так же государство, представляемое специально уполномоченными органами и людьми, занимающими определённые должности (ст. 9 НК). В последнем случае к субъектам относятся:

  • территориальные подразделения налоговой инспекции;
  • таможенные органы;
  • соответствующие структуры исполнительной государственной и муниципальной власти.

Субъекты налогового законодательства производят перевод на государственный счёт денег для осуществления регулярных и разовых платежей (ст. 8). Регулярными платежами являются налоги, соответствующие доходу от собственности и экономической деятельности и обязательные страховые сборы. Платежи не регулярного характера взимаются с разовых продаж, а так же действий. К последней категории относятся пошлины. Кроме того, НК РФ регулирует и акцизные платежи.

Платить налоги обязаны все физические и юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Кроме того, производить платежи в казну государства должны и структурные подразделения российских юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность за пределами страны.

Регулируемые положения НК РФ

Налоговый кодекс относится к тем документам, которые состоят из двух частей. Первая, общая, предназначена для того, чтобы создать правовую базу для обеспечения законности взимания налогов и других платежей с физических и юридических лиц. Эта база состоит из описания:

  • категорий налогов, взносов и сборов;
  • особенностей налогообложения в разных ситуациях;
  • прав и обязанностей плательщиков;
  • прав и обязанностей госорганов, осуществляющих взимание платежей и контроль исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • перечня объектов налогообложения;
  • порядка проведения контроля и мониторинга;
  • методов определения доходов;
  • правонарушений, связанных с обязательными платежами в государственный или муниципальный бюджет.

Основываясь на этих нормативах, физические и юридические лица обязаны осуществлять регулярные или разовые платежи по категориям, описанным во второй части. Кроме регламентации порядка осуществления платежей по различным видам налогам, акцизам и сборам, вторая часть НК России содержит описание специальных режимов, представляющих собой особые системы налогообложения. К таковым относятся системы:

  • упрощённая;
  • сельскохозяйственная;
  • патентная;
  • при разделе продукции;
  • единого налога на вменённый доход.

Таким образом, НК РФ призван сочетать в себе две функции. Он обеспечивает регулярные поступления денег в бюджеты государственных и муниципальных образований разного уровня. Одновременно он создаёт правовую базу, позволяющую налогоплательщикам

обеспечивать себе защиту от произвольных действий субъектов, обязанных взимать платежи и контролировать их соответствие действительности.

Оглавление

nkodeksrf.ru

Налоговый кодекс краткое содержание | juridicheskii.ru

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2018 последняя редакция

Российский Налоговый Кодекс (НК РФ) – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц. Статьи Налогового Кодекса РФ охватывают все направления налогообложения, точно определяя необходимые термины, стороны и процессы.

Этот свод положений и правил является основным Законом о налогообложении, который впитал в себя положительные исторические и экономические традиции нашего государства и мирового налогового права.

Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов). г.) Законодатель установил в Налоговом кодексе РФ императивное правило, согласно.

3 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе самостоятельно.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

Часть первая НК РФ вступила в силу с 1 января 1999 г. Эта часть кодекса устанавливает систему налогов и сборов, а так же общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе: виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов федерации и местных налогов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Часть вторая НК РФ вступила в силу с 1 января 2001 г.

Налоговый кодекс РФ: общая характеристика

Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов). Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года.

Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Налоговый кодекс краткое содержание

Налогообложение прибыли предприятий, использующих инновации и неточности формулировок главы 25 налогового кодекса РФ THE TAXATION OF PROFIT OF THE ENTERPRISES USING INNOVATIONS AND REBUSES OF CHAPTER 25 OF THE TAX CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION Текст научной статьи по специальности — Государство и право In the article legal grounds of charge of a profit tax of the organizations in connection with a turn of innovative products and features of legal regulation of this type of the taxation standards of the Tax code of the Russian Federation are analyzed.

Структура НК. Действующий НК состоит из двух частей.

В части первой определены общие принципы налогообложения в Российской Федерации. Часть вторая посвящена правовому регулированию уплаты отдельных налогов и сборов и специальным налоговым режимам. В первоначальном проекте, внесенном 30 апреля 1997 г.

Правительством РФ в Государственную Думу РФ, предполагалось, что НК будет состоять из четырех частей: первая – общая, вторая – федеральные налоги, третья и четвертая – соответственно региональные и местные налоги.

Российским букмекерам не дают покоя нововведения в законодательстве. Государство усилило контроль и наводит «порядок» в данной отрасли, меняя законы, расставляя акценты.

Что же нового на сегодня приготовили чиновники?

Так, 6 апреля Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 1037957-6 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации ». Документ, подготовленный Министерством финансов РФ, ранее был рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.

Законопроект передбачає чимало кардинальних змін, які торкнуться гаманців громадян.

Наприклад, вводиться податок на будь-яке житло, купівлю валюти, потужні автомобілі, продовжується дія військового податку. Також оподатковуватимуться пенсії, які перевищують три мінімальні зарплати (1218 гривень).

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) — кодифицированный законодательный акт, являющийся основой российского налогового законодательства.

Устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в т. ч. (согласно ст. 2 НК): Несмотря на то что кодекс является обычным федеральным законом, он имеет преимущество перед другими законами о налогах и сборах, т.

juridicheskii.ru

Налоговый кодекс Российской Федерации: структура и общее оглавление

Раздел I. Общие положения
Глава 1
ст. 1 — 11.1
Законодательство о налогах и сборах и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах
Глава 2
ст. 12 — 18
Система налогов и сборов в Российской Федерации
Раздел II. Налогоплательщики и плательщики сборов. налоговые агенты. представительство в налоговых правоотношениях
Глава 3
ст. 19 — 25
Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты
Глава 3.1
ст. 25.1 — 25.6
Консолидированная группа налогоплательщиков
Глава 3.2
ст. 25.7 — 25.12
Оператор нового морского месторождения углеводородного сырья
Глава 4
ст. 26 — 29
Представительство в отношениях, регулируемых законодательством налогах и сборах
Раздел III. Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Следственные органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, следственных органов, их должностных лиц
Глава 5
ст. 30 — 35
Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, их должностных лиц
Глава 6
ст. 36 -37
Органы внутренних дел. Следственные органы
Раздел IV. Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Глава 7
ст. 38 — 43
Объекты налогообложения
Глава 8
ст. 44- 60
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов
Глава 9
ст. 61 — 68
Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа
Глава 10
ст. 69 — 71
Требование об уплате налогов и сборов
Глава 11
ст. 72 — 77
Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Глава 12
ст. 78 — 79
Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм
Раздел V. Налоговая декларация и налоговый контроль
Глава 13
ст. 80 — 81
Налоговая декларация
Глава 14
ст. 82 — 105
Налоговый контроль
Раздел V.1. Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании
Глава 14.1
ст. 105.1 — 105.2
Взаимозависимые лица. Порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации
Глава 14.2
ст. 105.3 — 105.6
Общие положения о ценах и налогообложении. Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
Глава 14.3
ст. 105.7 — 105.13
Методы, используемые при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
Глава 14.4
ст. 105.14 — 105.16
Контролируемые сделки. Подготовка и представление документации в целях налогового контроля. Уведомление о контролируемых сделках
Глава 14.5
ст. 105.17 — 105.18
Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
Глава 14.6
ст. 105.19 — 105.25
Соглашение о ценообразовании для целей налогообложения
Раздел VI. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Глава 15
ст. 106 — 115
Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений
Глава 16
ст. 116 — 129.4
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
Глава 17
ст. 130 — 131
Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
Глава 18
ст. 132 — 136
Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
Раздел VII. Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
Глава 19
ст.137 — 139
Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
Глава 20
ст. 140 — 142
Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней

www.ib.ru

Налоговый кодекс рф: роль, значение, структура.

Роль:

НК РФ Является основным законодательным актом о налогах и сборах в РФ. НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе (Ст. 1 НК РФ):

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Значение:

НК РФ выстраивает жесткую иерархию в совокупности источников налогового права. НК является средством совершенствования и упорядочения законодательства.

НК РФ содержит положение о его приоритете по отношению к иным нормативным правовым актам о налогах и сборах. В статье 6 НК РФ определены признаки, по которым тот или иной нормативный правовой акт может быть признан ему несоответствующим.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

Тем самым подчеркивается особое значение НК в системе отраслевого законодательства.

Структура:

НК РФ состоит из двух частей: часть первая, которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая, которой установлены элементы налогов, действующих в РФ, кроме НИФЛ.

Первая часть Кодекса вступила в силу с 1 января 1999 года.

Вторая часть вступила в силу с 1 января 2001 года.

В первой части 8 разделов, во второй 4.

В первой части 29 глав, во второй 17 действующих глав. Главы 24 и 27 утратили силу, всего в НК РФ 586 действующих статей.

  1. Налоговая система России. Принципы ее построения.

Налоговая система РФ включает понятия:

  1. система налогов и сборов;

  2. налоговые органы;

  3. налоговое законодательство;

  4. налоговые представители;

  5. формы и методы налогового контроля.

В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в РФ. Система налогов и сборов в России представлена тремя уровнями, т.е. в основе её налоговый федерализм (распределение налоговых полномочий между федерацией, субъектами и муниципальными образованиями):

  1. Федеральные налоги и сборы;

  2. Региональные налоги и сборы;

  3. Местные налоги и сборы.

Российская налоговая система строится на следующих принципах:

  1. Принцип равенства:

    1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

    2. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

    3. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

    4. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер…

  1. Принцип определенности:

    1. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

    2. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

  2. Принцип экономичности – (затраты на администрирование налогов должны быть меньше налоговых поступлений):

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

  1. Принцип единства – (единая налоговая система на всей территории страны):

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.

  1. Принцип справедливости:

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

  1. Принцип однократности налогообложения:

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).

studfiles.net

Статья 3 НК РФ. Основные начала законодательства о налогах и сборах

Новая редакция Ст. 3 НК РФ

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Абзац третий утратил силу.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Абзацы первый — второй утратили силу.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Комментарий к Статье 3 НК РФ

Настоящая статья закрепляет основные принципы налоговой политики в РФ и основы налогового законодательства РФ. Налоговая политика основана на принципах:

— конституционный принцип всеобщности налогообложения, в соответствии с которым каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством налогов участвовать в финансировании общегосударственных расходов и уплачивать законно установленные налоги и сборы;

— принцип равного налогообложения, провозглашающий общеобязательность уплаты налогов и равенство всех плательщиков перед налоговым законом;

— принцип соразмерности налогов, устанавливающий прежде всего справедливость и реальную возможность налогоплательщика уплатить налог.

Абзац 1 п. 2 настоящей статьи устанавливает еще один принцип, на котором основывается налоговая политика РФ — конституционный принцип, который не допускает нарушение конституционных прав граждан и принципа равенства налогоплательщиков, то есть дискриминацию.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

И настоящий Кодекс провозглашает принцип, затрагивающий социально-политические аспекты налогообложения, не допускающий дискриминацию налогоплательщиков по политическим, идеологическим, этническим, религиозным и другим признакам.

Абзац 2 п. 2 настоящей статьи состоит из нормы, затрагивающей экономические аспекты законодательства и провозглашающий принцип, не допускающий установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица и места происхождения капитала. В связи с этим, к примеру, введение повышенных ставок налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с российскими недопустимо.

Налоговая политика преследует фискальные и нефискальные цели.

К фискальным целям относится увеличение налоговых поступлений.

К нефискальным целям можно отнести способы государственного управления через механизм налогообложения: дифференцированные ставки налогообложения по субъектам, увеличение состава затрат, относимых на себестоимость, увеличение амортизационных отчислений, введение налоговых льгот, расширение или уменьшение базы налоговых расчетов, альтернативные налоговые обязательства и др.

При этом абз. 1 п. 2 настоящей статьи носит открытый характер, а абз. 2 п. 2 настоящей статьи, напротив, содержит закрытый (ограниченный) перечень. Таким образом, установление дифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимости от других критериев (кроме указанных в настоящем абзаце — формы собственности, гражданства физических лиц и места происхождения капитала) вполне допустимо. Так, различные ставки налогов могут устанавливаться законодателем в зависимости от родства лиц (налог на дарение), размеров полученных доходов (подоходный налог), вида реализуемых товаров (НДС), цены иска (государственная пошлина), категорий земель (земельный налог) и т.д. Различные льготы предусматриваются в связи с различием в имущественном положении граждан (подоходный налог), направлений расходования денежных средств (налог на прибыль) и т.д.

Пункт 3 настоящей статьи устанавливает один из принципов налоговой политики Российской Федерации: принцип экономической обоснованности налогообложения конкретным видом налога или принцип экономической обоснованности установления налогов.

Экономическая обоснованность установления налога прежде всего должна быть выражена в эффективности, самоокупаемости налогов, то есть суммы, взимаемые государством по каждому отдельному налогу, должны превышать затраты на его сбор, обслуживание и контроль.

Установление налога не может быть произвольным.

Также при установлении налога должны учитываться последствия как для экономики страны, так и для налогоплательщика.

Пункт 4 настоящей статьи закрепляет принцип единства экономического пространства Российской Федерации, который не допускает как введение региональных налогов, которое может ограничивать свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств или законную деятельность налогоплательщика в пределах единого экономического пространства, так и введение региональных налогов, которое позволяет формировать бюджеты одних территорий за счет налоговых доходов других территорий либо переносить уплату налогов на налогоплательщиков других регионов.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности».

Таким образом, установление налогов, нарушающих единство экономического пространства России, не допускается. В частности, не допускаются налоги, ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивающие или создающие препятствия законной деятельности хозяйствующих субъектов. Недопустимо установление дополнительных пошлин, сборов или повышенных ставок на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимые в другие регионы.

В любом случае, когда в результате установления налога или сбора налогоплательщику экономически невыгодно осуществлять свою деятельность в пределах нескольких регионов, такой налог должен признаваться незаконным.

Пункт 4 настоящей статьи НК РФ соответствует ст. 34 Конституции РФ, согласно которой «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ закрепляет принцип налоговой политики РФ — принцип законного установления налогов и сборов, который означает, что если такие платежи и взносы не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или введены с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Кодексом, то такие платежи и взносы не отвечают вышеуказанному принципу и не могут считаться законными. Следовательно, никто не обязан уплачивать незаконные платежи или взносы.

Однако, факт несоответствия закону платежа или взноса, являющегося, по сути, налогом или сбором, должен быть установлен в судебном порядке, и только после этого возможно неисполнение требований нормативного акта, устанавливающего такие налоги или сборы.

Статья 17 настоящего Кодекса закрепляет общие условия установления налогов и сборов. При этом налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

— объект налогообложения;

— налоговая база;

— налоговый период;

— налоговая ставка;

— порядок исчисления налога;

— порядок и сроки уплаты налога.

Пункт 6 настоящей статьи закрепляет принцип удобного налогообложения или ясности норм налогового законодательства, устанавливающий правило, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика, а акты о налогах для него должны быть понятны.

Хотя в п. 6 ст. 3 настоящего Кодекса принцип определенности направлен в первую очередь на акты законодательства о налогах и сборах, он должен непосредственно применяться и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах. Ведь в соответствии со ст. 4 НК РФ эти акты должны соответствовать законодательству о налогах и сборах.

Во взаимосвязи с п. 6 настоящей статьи следует рассматривать п. 7 настоящей статьи. В случае нарушения принципа определенности, ясности норм законодательства о налогах и сборах все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора).

Это имеет непосредственное практическое значение при рассмотрении налоговых споров в судебном порядке.

В соответствии с п. 3 ст. 5 настоящего Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Следовательно, п. 7 настоящей статьи имеет обратную силу.

Налогоплательщики могут применять п. 7 настоящей статьи для своей защиты в административном или судебном порядке.

Однако одного лишь внутреннего убеждения налогоплательщика о наличии противоречий и неясностей недостаточно, необходимо официальное подтверждение (судебным или иным государственным органом, рассматривающим дело) данного факта как основания для применения п. 7 ст. 3 настоящего Кодекса. Но мнение государственных органов также само по себе не является основанием для применения п. 7 ст. 3 настоящего Кодекса.

Окончательные ответы на данные вопросы могут быть выработаны в ходе судебной практики применения Налогового кодекса.

Другой комментарий к Ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы закреплена ст. 57 Конституции РФ, что и воспроизведено в п. 1 ст. 3 Кодекса.

В пункте 1 ст. 3 Кодекса закреплен принцип всеобщности и равенства налогообложения, основанный на конституционном принципе равенства, — ч. 1 ст. 19 Конституции РФ закреплено, что все равны перед законом и судом.

Положения, развивающие принцип всеобщности и равенства налогообложения, закреплены в п. 2 комментируемой статьи.

2. Как установлено ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Соответственно, в п. 2 ст. 3 Кодекса в развитие принципа всеобщности и равенства налогообложения предусмотрено следующее:

налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

КС России в Определении от 14 декабря 2004 г. N 451-О <*> указал, что согласно взаимосвязанным положениям ст. 8 (ч. 2), 19 (ч. 1 и 2) и 57 Конституции РФ регулирование налоговых отношений должно отвечать требованиям конституционного принципа равенства, в том числе независимо от организационно-правовой формы осуществления предпринимательской деятельности. Это предполагает закрепление в законе правовых гарантий возложения на равных субъектов налогообложения равного налогового бремени. Из данных требований исходит и Кодекс, предусматривающий, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев, а также запрещающий установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

Вместе с тем, также указал КС России, как следует из правовой позиции КС России, выраженной в ряде его решений, в том числе в Постановлении от 27 апреля 2001 г. N 7-П <*>, принцип равенства не исключает возможность установления различных правовых условий для различных категорий субъектов права, однако такие различия не могут быть произвольными, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов. Данная правовая позиция, имеющая общее значение для всех отраслей законодательного регулирования, применительно к сфере налоговых отношений означает, что конституционный принцип равенства не препятствует законодателю использовать дифференцированный подход к установлению различных систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей и организаций в том случае, если такая дифференциация обусловлена объективными факторами, включая экономические характеристики объекта налогообложения и налогооблагаемой базы.

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2409.

3. В пункте 3 ст. 3 Кодекса установлен принцип экономической обоснованности налогов и сборов: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

В связи с этим представляет интерес позиция ВС России, выраженная в Определении Верховного Суда РФ от 17 ноября 2004 г. по делу N 9-Г04-24 <*>: в соответствии с п. 3 ст. 3 Кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а не обоснование; Кодексом не предусмотрено обязательного включения в тексты законодательных актов о налогах экономического обоснования.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

4. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

На основании приведенного конституционного положения в п. 4 ст. 3 Кодекса установлен запрет на установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство Российской Федерации, и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо на иное ограничение или создание препятствий не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Согласно правовой позиции, изложенной КС России в Постановлении от 21 марта 1997 г. N 5-П <*>, федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией РФ, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств; установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог (поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог), а также конкретизацию им общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные и т.д.).

———————————
<*> СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.

Данная правовая позиция, как указал КС России, имеет общее значение и касается всех налогов, в том числе местных; в частности, положение о том, что определение смысла понятия «установление налогов и сборов» возможно только с учетом основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции РФ, а также конституционного принципа единства экономического пространства, распространяется и на установление налогов и сборов органами местного самоуправления; иное понимание смысла содержащегося в ст. 132 (ч. 1) Конституции РФ понятия «установление местных налогов и сборов» противоречило бы действительному содержанию указанной статьи Конституции РФ (Определение КС России от 5 февраля 1998 г. N 22-О <*>).

———————————
<*> Вестник КС РФ. 1998. N 3.

5. Как установлено п. 5 ст. 3 Кодекса, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

КС России в Определении от 8 июня 2004 г. N 224-О <*>, исходя из приведенного положения п. 5 комментируемой статьи, указал, что при оценке любого платежа по существу — независимо от того, какое название он носит, — необходимо учитывать приведенные в законе характеристики налогов и сборов. При определении основных параметров обязательных платежей, взносов, пошлин и сборов, их отдельных видов и особых разновидностей (включая платежи, которые могут взиматься вне зависимости от результата корреспондирующего их уплате встречного действия со стороны публичной власти) федеральный законодатель исходит из необходимости обеспечения постепенного перехода от одной налоговой системы к другой в установленной Конституцией РФ процедуре.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

6. В пункте 6 ст. 3 Кодекса закреплен принцип определенности норм законодательства о налогах и сборах.

В соответствии с п. 6 комментируемой статьи при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Элементы налогообложения, которые должны быть определены при установлении налога, указаны в ст. 17 Кодекса (см. комментарий к ст. 17 Кодекса).

Пунктом 6 комментируемой статьи также установлено, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Как указал КС России в Определении от 18 января 2001 г. N 6-О <*>, критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован КС России в Постановлении от 25 апреля 1995 г. N 3-П <**> и конкретизирован в ряде последующих его решений. В частности, в Постановлении от 8 октября 1997 г. N 13-П <***> КС России указал, что законы о налогах должны быть конкретными и понятными и что неопределенность налоговых норм может привести к не согласующемуся с принципом правового государства произволу государственных органов и должностных лиц в их отношениях с налогоплательщиками и к нарушению равенства прав граждан перед законом.

———————————
<*> СЗ РФ. 2001. N 10. Ст. 995.

<**> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

<***> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4901.

7. В пункте 7 ст. 3 Кодекса установлена презумпция невиновности налогоплательщика: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

КС России в Определении от 16 октября 2003 г. N 329-О <*> указал, что по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие «добросовестные налогоплательщики» как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством. Изложенные правовые позиции нашли отражение в сохраняющих свою силу решениях Конституционного Суда Российской Федерации (Определения от 25 июля 2001 г. N 138-О <**> и от 4 декабря 2000 г. N 243-О <***>). Разрешение же вопроса о добросовестности либо недобросовестности налогоплательщика при исполнении им налоговых обязанностей, как связанное с установлением и исследованием фактических обстоятельств конкретного дела, относится к компетенции арбитражных судов или судов общей юрисдикции.

———————————
<*> Справочные правовые системы.

<**> СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3410.

<***> Справочные правовые системы.

В отношении применения нормы п. 7 ст. 3 Кодекса Пленум ВАС России в п. 4 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, оценивать определенность соответствующей нормы.

nkodeksrf.ru