Некоторые говорят что загрязнение воздуха вызывают не машины а велосипеды – Мнение учёных: считающиеся экологически чистыми автомобили загрязняют воздух не меньше старых дизельных машин

Содержание

стоит ли рисковать? — Let’s bike it!

Страх за свою жизнь зачастую является основным фактором, мешающим жителям больших городов чаще использовать велосипед как транспорт. Так, в исследовании Министерства транспорта Великобритании в 2014 году 64% респондентов ответили, что считают передвижение на велосипеде опасным. Такое мнение часто основано на внутренних ощущениях или случаях из жизни: друг, обладающий опытом поездок на работу на велосипеде, может вдохновить последовать его примеру, в то время как наблюдение или слух о серьёзном дорожном происшествии с участием велосипедиста навсегда заставить забыть об этом виде транспорта.

Наблюдения важны. Но что говорят цифры? Financial Times попросили трёх своих журналистов исследовать риски и преимущества поездок на работу на велосипеде в больших городах (в той или иной степени каждый из них совершает такие поездки на регулярной основе).

Смерть и аварии

Роберт Райт, транспортный корреспондент Financial Times

В 2015 году в Лондоне погибли девять велосипедистов. Все они были сбиты на перекрёстках, что в очередной раз подчеркнуло повышенную опасность этих ключевых точек концентрации трафика. Проектировщики новых лондонских велохайвеев поставили безопасность на перекрёстках на первое место и избавили город от давно существовавшей опасности — светофоры были отрегулированы таким образом, чтобы велосипедисты не пересекали перекрёстки вместе с автомобилями.

«Транспорт для Лондона» (TfL), государственное агентство по вопросам организации транспортной системы столицы и разработчик концепции велохайвеев, также работает с перевозчиками, чтобы те использовали новые типы грузовиков с улучшенным обзором: именно большие грузовые автомобили служат причиной непропорционально высокого количества аварий с участием велосипедистов.

Данные шаги типичны для городов индустриального мира и необходимы для повышения безопасности поездок на велосипеде. Политики рассчитывают, что предоставление лучших условий для поездок на велосипеде приведёт к повышению популярности чистого, бюджетного вида транспорта, который предотвратит наступающий коллапс транспортных систем.

«Основное отличие велосипедистов от тех, кто не пользуется велосипедом как транспортом, заключается в постоянном страхе быть сбитым машиной или грузовиком», — говорит Бен Плоуден, старший директор по проектированию TfL.

Как бы то ни было, согласно данных Министерства транспорта пешеход в Великобритании более подвержен риску смерти, чем велосипедист. В среднем на каждый миллиард преодолённых километров в прошлом году погибло 19,3 велосипедистов. На таком же расстоянии во время прогулок пешком погибло 22,4 пешеходов. Оба способа передвижения значительно безопаснее, чем передвижение на мотоцикле: в среднем 76,3 мотоциклиста гибло на каждый миллиард километров преодоленного пути.

Большее беспокойство вызывает статистика по травмам. Общее количество смертей и травм, понесённых велосипедистами в Великобритании, более широкий показатель, учитывающий в том числе смертельные случаи, серьёзные ранения и небольшие травмы, составил в 2015 году около 3625 случаев на миллиард километров. Данный показатель практически совпадает с аналогичным для мотоциклистов, и почти в три раза выше, чем у пешеходов, чьё среднее число смертей и травм на каждый преодолённый миллиард километров составляет 1312,5. Вместе со снижением показателя смертности, «Транспорт для Лондона» рассчитывает и на снижение числа травм благодаря предлагаемой программе повышения безопасности.

Большинство городов, безопасных для передвижения на велосипеде, расположены в Северной Европе. В журнале City Cycling за 2012 год под редакцией Джона Пучера и Ральфа Бюхлера приведён расчет среднего числа ежегодных смертей велосипедистов за предыдущие пять лет на каждые 10 000 поездок на работу и обратно в крупных европейских и американских городах. Для Лондона показатель составил 1,1, что значительно лучше показателя Нью-Йорка — 3,8. Однако оба города далеко за собой оставили Копенгаген и Амстердам, где среднее ежегодное число смертей в пересчёте на каждые 10 000 поездок составило соответственно 0,3 и 0,4.

Симон Манк, участник кампании в поддержку развития инфраструктуры London Cycle Campaign, считает, что эта информация свидетельствует о более высоком уровне использования велотранспорта в городах с защищёнными велодорожками и правильно спроектированными перекрёстками. В то время как велосипедисты многих городов мира радуются редким участкам разделения потоков велосипедистов и автомобилей, их братья в Амстердаме и Копенгагене зачастую вообще не пересекаются с дорогами для автомобилей по пути на работу и обратно.

Нью-Йорк и многие другие города мира меняют дорожную инфраструктуру для повышения безопасности передвижения на велосипеде. Пол Стили Уайт, исполнительный директор Transportation Alternatives, сообщества в поддержку велодвижения, рассказывает, что его организация также работает с Департаментом транспорта Нью-Йорка для создания более безопасных перекрёстков. 78-летний Майкл Шэкман сбитый 24 августа стал уже шестнадцатым велосипедистом, который погиб в Нью-Йорке в этом году. «Такие трагедии, как правило, происходят на городской периферии, где нет велоинфраструктуры, а трафик более напряжённый и быстрый», — считает Уайт.

Некоторые люди никогда не выедут на дорогу, пока не будут созданы полностью отделённые от машин велодорожки, как это сделано в Нидерландах. За более чем 20 лет поездок на велосипеде по городу меня дважды сшиб автомобиль и один раз другой велосипедист. По счастливой случайности мне удалось избежать серьёзных травм. Но самое яркое описание этих столкновений — ничто по сравнению с целым комплексом рисков, которым я подвержен вообще: заболевания сердца, рак, инсульт и тенденция к набору веса. Всё это несёт много большие риски по отношению к продолжительности моей жизни, чем относительно небольшой риск быть сбитым насмерть.

Перемещение на любом виде транспорта подразумевает определённый риск. Однажды меня снёс ребенок, перебегающий дорогу. Я разбил машину моего отца во время первой учебной поездки. Я оказывался запертым в поезде метро во время пожара. Перемещение на велосипеде представляет собой, с учётом текущих не вполне оптимальных условий, хороший баланс между рисками и преимуществами. А вместе с созданием инфраструктуры, защищающей велосипедистов, преимущества передвижения на велосипеде становятся ещё более очевидными.

Грязный воздух

Федерика Кокко, журналист FT в области статистики

Во время недавней поездки по Лондону в районе Саусвак Бридж я удивилась, увидев велосипедиста, который был похож на героя постапокалиптического фильма «Бешеный Макс». Чуть позже я поняла, что велосипедист надел стилизованную маску для защиты от выхлопов.

Кто может винить его в желании чувствовать себя защищённым? Загрязнение воздуха Лондона, в котором существенную роль играют автомобили, особенно с дизельными двигателями, становится причиной 9500 преждевременных смертей каждый год (по данным исследования Королевского колледжа Лондона). В силу своего непосредственного нахождения рядом с источниками выхлопов, машинами, велосипедисты могут быть подвержены большим концентрациям угарного газа, диоксида азота и озона, чем пешеходы. Но дело не только в этом. Ввиду повышенной физической активности велосипедисты, в отличие от пешеходов, чаще и глубже дышат, что приводит к вдыханию большего числа взвесей.


Lenta.ru: Учёные выяснили, что закрытые окна и включенный кондиционер при нахождении в пробке максимально усиливает воздействие токсичных химических веществ на здоровье автомобилиста.

Исследователи Лондонской школы медицины изучили этот аспект в 2011 году. Результаты их исследования говорят о том, что велосипедисты вдыхают в 2 раза больше чёрных углеродных частиц, чем пешеход, прошедший то же расстояние. Единственный способ уменьшить этот эффект — избегать мест скопления транспорта, выбирая альтернативные маршруты везде, где это возможно.

Вдыхание выхлопных газов грузовика в пробке крайне неприятное занятие для велосипедиста, но всё не так печально, если посмотреть на проблему в перспективе. Недавнее исследование Кембриджского университета доказало, что в 99% городов польза для здоровья во время поездок на велосипеде, как и прогулок пешком, перевешивает риски для здоровья, связанные с необходимостью дышать загрязнённым воздухом.

После изучения различных уровней загрязнения в тысячах городов по всему миру, попадающих в мониторинг Всемирной организации здравоохранения, исследователи вычислили длительность времени, после которой поездка на велосипеде либо прогулка пешком перестают приносить пользу: переломный момент, когда вред от вдыхания загрязнённого воздуха начинает перевешивать положительный эффект от физической активности.


На сайте Financial Times можно составить такой график для любого города мира, для этого достаточно указать данные о содержании в воздухе вредных примесей (Можно взять из рейтинга ВОЗ. К сожалению, из городов России в нём указана только Москва).

В Москве ситуация не так плоха: чтобы вред от поездок начал превышать пользу, нужно проводить более 6 часов в день на велосипеде. UPD: На этом сайте можно смотреть актуальную информацию загрязнённости воздуха. Исходя из неё, ситуация ещё лучше.

«Даже в Дели — городе с самым грязным воздухом в мире, где уровень загрязнения в 10 раз выше, чем в Лондоне — жители могут проводить 5 часов в неделю на велосипеде до того, как риски ухудшения здоровья перевесят приносимую ему пользу», — объясняет доктор Марко Тайнио, который руководил исследованием. — «По Лондону вы можете ездить часами напролёт каждый день. Самый неудачный город в исследовании — Забол, в Иране — но большое количество взвесей здесь вызвано песчаными бурями, а не выхлопами».

Вышесказанное не означает, что загрязнённый воздух безопасен, безусловно, многое предстоит сделать, чтобы решить проблему коренным образом. Для людей, с астмой, болезнями сердца, или заболеваниями дыхательной системы, это серьёзный вопрос, требующий отдельного обсуждения. Велосипедисты могут вооружиться респираторными масками типа «Бешеный Макс», выбирать более спокойные маршруты и помнить о всех преимуществах поездок на велосипеде.

Польза для здоровья

Джон Бёрн-Мёрдок, журналист FT в области визуализации данных

Для велосипедистов риск получения серьёзной травмы в результате аварии выше по сравнению с автомобилистами и пешеходами. Означает ли это, что стоит вообще избегать поездок на велосипеде? Широкая доказательная база отвечает на этот вопрос отрицательно. Опасности, с которыми вы сталкиваетесь, нивелируются множеством преимуществ, которые связаны с активным передвижением, что для многих людей приводит к увеличению продолжительности жизни.

Я езжу на работу и в дождь, и в снег, и в град. Безусловно, решение использовать велосипед как транспорт — индивидуальное решение каждого. Какие аргументы в пользу велосипеда? Как говорится в одном афоризме, лучший режим диеты или физических упражнений не самый экстремальный, а тот, который тебе по силам. Существует немного столь же замечательных, простых способов гармонично вписать физическую активность в повседневный круг ваших обязанностей.

Поездки на работу на велосипеде — это не только практично, есть свидетельство того, что для некоторых они просто необходимы. Специалисты государственных органов здравоохранения рекомендуют около получаса умеренной физической активности на воздухе ежедневно для поддержания общего уровня здоровья, но многочисленные исследования показали, что даже эти полчаса не всегда спасают от набора лишнего веса.

Не принимая во внимание индивидуальные особенности состояния здоровья конкретного человека, выполнение более 2,5 рекомендованных часов физических упражнений на воздухе в течение недели, как было доказано, позволяет снизить риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний. Для многих людей более получаса физических упражнений в день означает, что просто не останется времени на отдых. Следовательно, дополнительная физическая активность должна каким-то образом вписываться в рабочий день.

По сравнению с другими формами физической активности, поездки на велосипеде имеют два существенных преимущества. Во-первых, удобство, а именно — скорость. Если принять 30 минут как лимит времени, который человек готов тратить, чтобы добраться до работы или с работы своим ходом, то в современном городе найдется мало счастливчиков, живущих в радиусе такой тридцатиминутной прогулки от рабочего места.

Максимальное расстояние, которое человек готов пройти пешком, составляет 2,3 километра, в то время как на велосипеде эта цифра возрастает до 10 километров, после преодоления такого расстояния не вспотеете, не потребуется облачаться в специальный обтягивающий костюм или принимать душ и менять одежду в офисе.

Умеренная пробежка до работы может быть интенсивнее умеренной поездки на велосипеде — человек весом 70 кг за девятиминутную пробежку (10,7 километров в час) сжигает 400 калорий в пересчете на час, велосипедист — 300 на скорости 19,2 километров в час. При этом ударная сила от соприкосновения стоп с тротуаром может иметь негативные последствия для ваших коленей, чего не произойдёт от более плавного поступательного движения при вращении педалей.

comments powered by HyperComments

letsbikeit.ru

Вред от загазованного воздуха для водителей больше, чем для велосипедистов

Согласно недавнему отчету о загрязнении воздуха в Великобритании BBC So I can breathе, в центре Лондона от загрязнения воздуха больше страдают водители автомобилей, чем велосипедисты, хотя казалось бы, должно быть наоборот.

В течение десяти дней водители такси и велосипедисты, участвующие в эксперименте, возили с собой датчики загрязнения воздуха. При этом выяснилось, что велосипедисты в основном сталкиваются с превышением в воздухе диоксида азота, тогда как водители автомобилей вдыхают мельчайшие фракции дизельного топлива, которые провоцируют легочные и сердечные заболевания.

А вот наблюдения одного человека, который при помощи датчика сравнил концентрацию токсичных веществ при езде на велосипеде и передвижении на электричке/дизеле/такси. Те же результаты — хуже всего в салоне автомобиля.

Это объясняется тем, что салон автомобиля не герметичен и выхлопные газы всё же попадают внутрь, при этом оставаясь там и накапливаясь, вдобавок, взвесь из не сгоревших фракций топлива висит на высоте около метра, как раз там, где у машин воздухозаборники.

Голова велосипедиста находится гораздо выше, воздух там чище, к тому же, он всегда дышит «текущим» воздухом, тогда как водитель вынужден вдыхать всё те же накопившиеся в салоне выхлопные газы, даже выехав из центра города. Этим обуславливается вывод, который сделали авторы отчета: участвовавшие в эксперименте водители такси получили превышение безопасной дозы токсических веществ, тогда как велосипедисты оказались гораздо ниже этой черты.

А что в реальности?

К сожалению, данный опыт не учитывает такой фактор, как учащенное дыхание при физической нагрузке. Велосипедный каталец чаще дышит, его легкие с большей интенсивностью поглощают кислород, и таким образом, токсичных веществ попадает в организм гораздо больше, чем при расслабленном сидении в автомобиле.

Я читал другое исследование, в котором говорилось, что при большом загрязнении воздуха, полезные свойства от езды на велосипеде нивелируются вредом от вдыхания не сгоревшего топлива, частиц резины и выхлопных газов.

Делался даже такой вывод, что у людей, которые используют велосипед в качестве средства передвижения в загазованном центре города, риск получить астму или сердечное заболевание выше, чем у тех, кто не занимается спортом и просиживает штаны в офисе.

Поэтому, автомобильный трафик там, где мы ездим на велосипедах — это зло в любом случае. Будущее за отдельными велосипедными магистралями и велодорожками, проложенными вдали от загазованных участков города.

Что же делать?

Будущее будущим, а пока что в наших реалиях нужно что-то делать, чтобы уменьшить негативный эффект от вдыхания выхлопных газов. Самый правильный способ, которым уже давно пользуются продвинутые городские катальцы — спортивный респиратор Respro, со сменными фильтрами Hepa. Маска, кстати, хороша и для катания в морозную погоду, чтобы не повредить легкие холодным воздухом.

Самая большая концентрация токсичных веществ именно в «кильватере» идущей впереди машины, а буквально в паре метрах в стороне от проезжей части уровень содержания фракций топлива и частиц резины резко снижается.

Ехать на автомобиле за автомобилями в плотном городском потоке без респиратора — значит причинять себе максимальный вред от загрязненного воздуха. Лучше выбирать маршрут по дворам и второстепенным улицам, чтобы поменьше вдыхать вредных веществ.

А вас беспокоит проблема загрязненного воздуха в тех местах, где катаете на велосипеде?

kotovski.net

источники, последствия и профилактические меры

Одно из главных условий сохранности здоровья и долголетия человека – чистый воздух. К сожалению, в современных реалиях во многих уголках планеты добиться соблюдения этого ключевого требования кажется невыполнимой миссией. Но так ли невозможно сделать воздух, которым мы дышим, чище? И что именно загрязняет атмосферу больше всего?

Все источники, негативным образом влияющие на состояние воздушного бассейна, экологи разделяют на антропогенные и естественные. Наибольший урон окружающей среде наносит именно первая категория – факторы, связанные с деятельностью человека. Загрязнения атмосферного воздуха, происходящие по естественным причинам, не только незначительны по мировым масштабам, но и являются самоустраняющимися по своей природе.

Промышленность, которая убивает

Источником загрязнения воздуха «номер один» в развивающихся и некоторых развитых странах является промышленность. Львиная доля выбросов в атмосферу приходится на предприятия энергетики, цветной и чёрной металлургии. Менее вредными для воздушного бассейна, но всё-таки опасными считаются такие отрасли, как нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение. В местах концентрации промышленного производства в атмосфере в значительных количествах присутствуют фенолы, углеводороды, ртуть, свинец, смолы, оксид и диоксид серы.

В развитых странах загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами стало насущной проблемой ещё столетие назад. Именно поэтому процесс создания экологического законодательства там начался раньше, чем в других государствах. Так, первыми отслеживать выбросы предприятий начали Нидерланды, приняв соответствующие законы в 1875–1896 годах. В США за акт, контролирующий чистоту воздуха, проголосовали в 1955 году. В Японии закон о мониторинге и ограничении вредных выбросов появился в 1967, в Германии (ФРГ) – 1972.

Когда прелести цивилизации вредят?

Транспорт, будучи необходимым условием функционирования современного общества, одновременно является и главной угрозой здоровью человека. Все машины, использующие для работы разные виды топлива, в той или иной степени загрязняют атмосферу. Например, автомобиль активно поглощает кислород из воздуха. Взамен же он выделяет углекислый газ, водяной пар и токсичные вещества (окись углерода, углеводороды, окислы азота, альдегиды, сажу, бензапирен, двуокись серы). Тот вклад, который вносят в загрязнение воздуха отдельные виды транспорта, выглядит следующим образом:

  • 85% вредных выхлопов приходится на легковые и грузовые автомобили;
  • 5,3% – на речные и морские суда;
  • 3,7% и 3,5% на воздушные и железнодорожные транспортные средства соответственно:
  • меньше всех (2,5%) атмосферу загрязняют сельскохозяйственные машины (сеялки, сажалки, комбайны, трактора, пахотная техника).

Каждая страна по-своему решает проблему, связанную с загрязнением атмосферного воздуха. Показательным в этом плане является опыт Дании. После Второй Мировой войны жители маленькой скандинавской страны, улицы которой наводнили автомобили, стали возмущаться загазованностью. Когда же грянул нефтяной кризис 70-х годов, датским властям ничего не оставалось, как пойти на поводу у общественности. В стране была создана развитая велосипедная инфраструктура, на покупку и пользование автомобилем введён огромный налог. Идея пришлась местным жителям по душе: массовыми стали акции «Копенгаген без машин» и «Воскресенья без авто». Сейчас Дания – самая велосипедная страна мира, входящая в тройку наиболее чистых и благополучных для человека государств.

Ветер, солнце и вода – наши лучшие друзья?

Масштабное загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами вызвано работой теплоэнергетических предприятий. Функционирование энергоустановок на угле, дизеле, мазуте, керосине и бензине сопровождается выбросом опасных соединений тяжёлых металлов, угарного газа, углерода, азота. За городом, как правило, скапливаются отвалы золы, оставшейся при сжигании угля.

Уменьшить золообразование позволяет использование жидкого топлива, но на количестве выбросов азота и оксида серы подобная замена никак не сказывается. На атомных электростанциях происходит загрязнение воздуха аэрозолями, радиоактивными газами и йодом. Все виды традиционного топлива, безусловно, вредные. Пожалуй, условно безобидным является газ.

Как избежать экологической катастрофы? Сделать воздух чище позволяют альтернативные энергоисточники. В пользу использования энергии приливов-отливов, ветра и солнца говорит и другой аргумент – ограниченность запасов газа и нефти. Передовым опытом в области энергетики могут похвастаться Китай, Индия, США, Япония, ЕС. На альтернативные источники в этих странах приходится до 20% всего объёма выработки энергии. В прибрежных регионах строят приливные электростанции, в южных странах – солнечные. ГеоТЭС, вырабатывающие энергию из природного тепла планеты, размещают у термальных источников.

Будущее за экофермами

Сельскохозяйственное производство наносит больший урон водоёмам, земле и деревьям, чем воздуху, но всё-таки считается одним из основных источников загрязнения атмосферы. В результате использования в животноводческих фирмах навоза происходит выброс аммиака. Опасность для человека, животных и растений представляют также применяемые в сельском хозяйстве ядохимикаты. Решением проблемы могли бы стать агрокомплексы нового типа, работающие без использования гербицидов и пестицидов. Внедрение концепции экологически чистых ферм полным ходом идёт в европейских странах, Канаде, США. Успешные хозяйства по производству здоровой продукции действуют в России.

Загрязнение пыльными бурями

Среди естественных источников наибольший вклад в загрязнение воздуха вносит явление выветривания почвы. Сильная запылённость характерна для территорий с низкой степенью увлажнённости земли и слабо развитой растительностью. Глобальное загрязнение воздуха пылью происходит в пустыне Такла-Макан, Гоби, Сахара, локальное – в монгольском и среднеазиатском регионе. В Европе пылевые облака, меняющие состав и качество пограничного слоя атмосферы, доминируют в юго-восточной и восточной части. Скорость и ареал распространения загрязнения зависит от размера частиц. Мелкая пыль удерживается в воздухе 1,5–3 недели, разносится по всему полушарию. Крупные частицы распространяются на сотни километров, оседают в течение нескольких часов или дней.

Как выветривание почвы влияет на здоровье человека? Если крупные частицы наш организм способен отфильтровывать, то мелкая пыль без труда проникает через верхние дыхательные пути и оседает в лёгких. Согласно исследованиям ВОЗ, повышение в воздухе содержания взвешенных частиц на 10 мкг/м3 приводит к росту смертности на 0,5–1 %.

Пыльные бури вредят не только человеку. Они опасны для всей планеты. Скопление сотен тысяч пылевых частиц мешает нормальному оттоку избыточного тепла от Земли. Как решают проблему ветровой эрозии почв? Для предотвращения пыльных бурь создают систему ветрозащитных кулис и лесополос, проводят сельскохозяйственные мероприятия с целью повышения сцепления частиц почвы.

Вулканизм и лесные пожары

Извержение вулкана – редкое явление, сопровождающееся катастрофическими последствиями. Ежегодно в ходе стихийного бедствия атмосфера пополняется 40 млн т веществ. Среди газов, выделяемых вулканами, большая часть приходится на водяной пар. Извержения являются одной из причин повышения концентрации двуокиси углерода в атмосфере. Загрязнённый воздух опасен и тем, что выделяемый вулканом оксид серы, вступая в реакцию с водой, превращается в серную кислоту.

В жаркий период остро стоит проблема лесных пожаров. Причиной возгорания может быть как солнечная активность, так и несоблюдение правил безопасности человеком. В ходе стихийного бедствия происходит загрязнение атмосферного воздуха аэрозолями, парами, токсичными газами. Лесные пожары – второй после океана источник выброса хлористого метила. Происходит и опосредованное загрязнение воздуха: из-за уничтожения растительного покрова уменьшается продуцирование кислорода.

Остальные источники загрязнения

Незначительно на степень загрязнённости воздуха в мире влияют океаны и моря. В процессе испарения в атмосферу из воды попадают кристаллы морских солей (бромистый калий, хлористые кальций, магний, натрий). Доля веществ, обогащающих воздушные массы, заметно возрастает во время шторма. Само по себе испарение морских солей не опасно, однако вместе с ними в воде могут быть и другие, токсичные, соединения. Таким образом, загрязнение воздуха неразрывно связано с экологическим состоянием океана.

Помимо веществ, имеющих земное происхождение, в атмосфере присутствует и космическая пыль. Учёные подсчитали, что каждый год на нашей планете оседает 40 тысяч тонн таких частиц. Это значит, что пыль из космоса – мизерный источник загрязнения воздуха, не вызывающий серьёзных проблем. Впрочем, если её количество возрастёт, она сможет существенно влиять на климатические условия Земли.

Наконец, как бы банально это ни звучало, воздух ежедневно загрязняется под воздействием курящих людей. В состав сигарет входит порядка 400 веществ, среди которых аммиак, нитробензол, формальдегид, толуол и многие другие токсичные соединения. Все они неизбежно попадают в воздух вместе с табачным дымом и не растворяются, а оседают, к примеру, на почве. Можно провести аналогию с пассивным курением и заключить, что от него страдает наша планета, и выход тут единственный – бросать курить уже зависимым людям и не допустить вовлечения в этот процесс подрастающих поколений.

Итак, основные источники загрязнения атмосферного воздуха связаны с деятельностью человека. К антропогенным факторам, ухудшающим состояние воздушного бассейна, относится промышленное производство, транспорт, теплоэнергетика. Степень влияния каждой из этих причин в разных регионах в мире заметно отличается. Среди природных источников экологическому состоянию атмосферы больше всего грозит выветривание почвы.

legkopolezno.ru

Автомобили и загрязнение воздуха

Автомобиль — верный помощник, без которого немыслим привычный образ жизни. Но мало кто осознаёт, какой вред наносит атмосфере даже одна малолитражка. С первым поворотом ключа в замке зажигания автомобиль начинает загрязнять окружающую среду.

И после, с каждым километром выбрасывает в воздух всё больше токсичных веществ. А ведь воздействие на экологию начинается ещё в процессе производства железного коня и продолжается вплоть до его утилизации.

С первым поворотом ключа автомобиль начинает загрязнять окружающую среду, фото WEB

Побочными продуктами переработки топлива в процессе работы двигателя являются вредные выбросы. Их принято делить на первичные и вторичные. Первичные представляют собой вещества, попадающие непосредственно в атмосферу. Вторичные же являются результатом взаимодействия первичных выбросов друг с другом и с прочими летучими соединениями. Наибольший процент присутствующих в воздухе вредных частиц приходится на вторичные загрязнители.

Твёрдые частицы (сажа, смог, металлы) имеют небольшие размеры — менее десятой доли диаметра волоса. Но именно потому они представляют наибольшую угрозу для человека. При вдохе они беспрепятственно проникают в лёгкие, вызывая впоследствии бронхиты и другие заболевания. Главным источником такого загрязнения выступают выхлопы дизельных двигателей. Основными компонентами их состава являются оксиды углеводородов, а также простого углерода и азота. Вместе с ними в атмосферу выбрасываются канцерогенные (провоцирующие рак) вещества, альдегиды, сажа, бензол и прочие компоненты.

Состав выхлопных газов автомобиля, фото WEB

Углеводороды под действием света реагируют с оксидами азота. В результате реакции образуются вещества, которые в большой концентрации создают смог. В самой атмосфере их уровень в норме, но эти газы скапливаются в приземном слое. Попадая в организм, они раздражают бронхи, провоцируя кашель, а нередко даже удушье. При длительном воздействии снижается ёмкость лёгких, ухудшается кровоснабжение органов.

Оксиды азота и сами по себе вызывают раздражение органов дыхания, ослабляют иммунную защиту организма. Кроме того, они задерживают в нижнем слое атмосферы твёрдые частицы.

Побочными продуктами переработки топлива являются вредные выбросы, фото WEB

Окись углерода образуется при сгорании ископаемых видов топлива и бензина. Этот ядовитый газ, не имеющий запаха, блокирует поступление кислорода в головной мозг, сердце и остальные органы. Беременные женщины, дети и люди с хроническими заболеваниями особенно чувствительны к воздействию этого вещества.

Электростанции и автомобили выбрасывают в воздух диоксид серы при сжигании серосодержащих видов топлива. Это вещество также находится в атмосфере в виде мелкодисперсных частиц, представляющих большую опасность для здоровья.

Беременные женщины и дети особенно чувствительны к воздействию выхлопных газов, фото WEB

Органы по охране окружающей среды сделали оценку экологической ситуации и её влияния на человеческий организм. По результатам исследований, вынесено предположение, что большинство раковых заболеваний провоцируют токсичные вещества, содержащиеся в воздухе. Они же вызывают врождённые дефекты и приобретённые хронические заболевания.

Как бы ни было, очевидно, что ухудшение состояния экологии несёт большую угрозу здоровью человека. Изобретение улучшенных топливных систем, переход автотранспорта на экологичные виды топлива — первый шаг на пути к оздоровлению экологии. Но и каждый житель планеты способен сам внести свой вклад, преодолев лишний километр пешком или на велосипеде. Или просто доехав на работу в метро.

Виктория Романова, Россия, Москва

Здесь может быть Ваша реклама!

vlv-mag.com

Загрязнения от автомобильных выхлопов распространяются в 3 раза дал…

Загрязнение воздуха — это серьезно. Он убивает больше людей, чем СПИД и малярия вместе взятые, это негативно сказывается на легких наших растущих детей. С увеличением количества автомобилей наш воздух загрязняется настолько, что 7 из 8 человек каждый день дышит некачественным воздухом.


Читайте также:
Как яркие огни ночного города увеличивают загрязнение воздуха
5 причин, почему люди отказываются от автомобилей. Конец автоэпохи
Пешеходные зоны позволяют сохранить функциональность наших мозгов

Чем больше мы узнаем о загрязнении воздуха, тем больше проблем мы находим. Например, недавнее исследование показало, что выхлопы старых дизельных автомобилей могут вызывать рак, потенциально это 6% случаев рака легких в США и Великобритании. А сколько старых автомобилей ездит по нашим дорогам?

Исследователи из Университета Торонто недавно обнаружили еще один тревожный факт. Согласно их исследованию, опубликованному в журнале Atmospheric Pollution Research, загрязнение воздуха может распространятся в три раза дальше, чем считалось ранее. Это может изменить в целом всю картину последствий, связанных с нашей городской инфраструктурой.

Прошлые исследования по загрязнению воздуха выхлопными трубами от транспортных средств показали плохое качество воздуха в любом месте от 100 до 250 метров от основных дорог. Исследователи университета Торонто обнаружили концентрацию загрязняющих веществ от транспорта на расстоянии 280 метров, а с подветренной стороны от шоссе до 400 м.

«Мы привыкли думать, что основной обьем загрязнений находится в городе вблизи от главных дорог», говорит автор исследования. Но на самом деле если вы живете в пригороде недалеко от трассы вы не будете подвергаться тому количеству загрязнений, как те люди которые проживают в центре города на тихой улице недалеко от многих крупных дорог.»

В том же исследовании, Эванс показал, что те, кто проживает вблизи нескольких дорог могут получают до десяти раз больше загрязняющих веществ, чем если бы они не жили вблизи крупных дорог.

«Раньше считалось, что мы измеряли качество воздуха на региональном или городском масштабе. Но теперь мы начинаем понимать, что мы должны измерять качество воздуха на микроуровне, особенно вокруг крупных дорог», говорит инженер-химик Грег Эванс.

Плохое качество воздуха от загрязнения движения связано с рядом проблем со здоровьем, такими как астма у детей и других заболеваниях дыхательных путей, сердечно-сосудистых заболеваний, рака и повышению уровня преждевременной смерти у взрослых.

С загрязнением воздуха от городского транспорта также связывают задержки когнитивного развития у детей.

Очевидно, что-то должно быть сделано, чтобы очистить наш воздух. Например, можно поставить запрет на вьезд в город старых автомобилей, заменить старые авто на электромобили, высаживать побольше деревьев или просто почаще вывозить детей в деревню, где меньше транспорта.

rodovid.me

Интегрированный урок-конференция «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения»

Разделы: Физика, Химия


Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей.
Л.Дж.Баттан

Тема урока: “Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения..”.

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о принципах действия двигателей внутреннего сгорания (ДВС, карбюраторных и дизельных), о видах топлива и физико-химических процессах в природе.
Способствовать развитию самостоятельности, целеустремленности, аналитического мышления учащихся.
Воспитывать бережное и разумное отношение к окружающей среде. Прививать интерес к химии и физике.

Тип урока: интегрированный урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Вид урока: пресс-конференция.

Оборудование: модель ДВС, рисунки и таблицы, коллекция “Виды топлива”, “Нефть”; буклет (Приложение 1), бейджики (Приложение 2)

Формы работы: в процессе подготовки – изучения научной литературы, в ходе урока – взаимоинформация учащихся, ведение тезисных записей.

План.

I. Обоснование значения темы и цели урока. (Слово преподавателей химии и физики, план пресс – конференции.)

Вступительное слово учителя физики:

Звучит музыкальный фрагмент песни “Автомобили”. Ребята рассаживаются по местам. “В эфире – радио России! Большой вред причиняют транспортные средства окружающей среде. Доля автотранспорта во вредных выбросах в атмосферу доходит до 80%. Всего по России на долю автомобильного парка приходится свыше 24млн т выбросов в год. Выхлопные газы ДВС вызывают 70% детских болезней. Считают, что болезни человечества на 68% вызваны вдыханием отравленного воздуха. Так, вероятность заболевания раком на 57–80% зависит от состояния окружающей среды”.

Вступительное слово учителя химии:

В России выбросы вредных веществ в атмосферу автотранспортом год от года возрастают. Это сотни тысяч тонн. Причём эти тонны выбрасываются не в верхние слои через высоченную трубу ТЭЦ, а в зону дыхания. На сегодняшнем уроке обсудим проблему загрязнения окружающей среды выхлопными газами. Расширим ваши знания о карбюраторных и дизельных двигателях, видах топлива и физико-химических процессах происходящих в природе в результате выбросов в окружающую среду различных газов при сжигании топлива.

Откройте тетрадь запишите тему сегодняшнего урока: Загрязнение окружающей среды выхлопными газами.

Учитель физики:

Сегодняшний урок мы проведем в виде пресс-конференции. Тема пресс-конференции: “Автомобиль – не роскошь, а средство передвижения..”. у нас присутствуют специалисты которые будут отвечать на вопросы собравшихся здесь представителей прессы. План нашей пресс-конференции вы видите на доске (зачитать).

План пресс-конференции.

  1. Двигатели внутреннего сгорания – карбюраторный, дизельный; их устройство и принцип работы.
  2. Топливо, его виды.
  3. 3агрязнение атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта и их влияние на здоровье человека.
  4. Средства и меры борьбы с подобным загрязнением: а) нейтрализаторьг б) газодизельные двигатели; в) альтернативные виды топлива: г) управление городским автотранспортом.

В конце конференции каждый из журналистов выскажет свое мнение по решению проблемы:

“Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей.”

II. Изучение темы урока на основе имеющихся знаний.

Учитель химии:

начинаем нашу пресс-конференцию, журналисты могут задавать вопросы специалистам по интересующим вас проблемам придерживаясь плана пресс-конференции.

Итак, пожалуйста, первый вопрос.

Журналист:

Я представляю газету “Восточное Оренбуржье”., у меня вопрос к инженеру конструктору. Мы знаем, что в автомобильном транспорте используются карбюраторные или дизельные двигатели. Читатели нашей газеты спрашивают: “Каковы преимущества дизельного двигателя перед карбюраторным?” Спасибо.

Инженер-конструктор (Купцов).

Первый ДВС изобрел в 1878 г. немецкий механик-самоучка Николай Отто. Этот двигатель работал на газе. Позже, в 1885г, его коллега инженер Даймлер построил карбюраторный двигатель, работавший на бензине. Его сердцем является карбюратор – устройство, в котором смешивается бензин и воздух, образуя горючую смесь. Напомним принцип работы четырехтактного карбюраторного двигателя (следует рассказ, сопровождаемый рассмотрением р, V-диаграммы на рис.1 и модели ДВС):


Рис. 1

I такт: всасывание горючей смеси (1–2), объем увеличения при р=const.

II такт: сжатие горючей смеси (2–3). В точке 3 горючая смесь поджигается электрической искрой, происходит взрыв, и давление скачком повышается (3–4).

III такт: рабочий ход (4–5), в конце которого (точка 5) открывается выпускающий клапан, давление резко падает (5–6).

IV такт: поскольку давление остается больше атмосферного, отработанные газы выталкиваются в окружающую среду (6–7), происходит выхлоп.

Цикл завершен, закрывается выпускной клапан, открывается впускной, начинается новый цикл. Полезная работа ДВС равна площади заштрихованной фигуры.

Малая масса, компактность, сравнительно высокий КПД (20–30%) обуславливает широкое применение карбюраторных двигателей. Они приводят в движение автомобили, мотоциклы, моторные лодки. бензопилы

Но у этих двигателей есть и недостатки: дорогое высококачественное топливо, довольно сложная конструкция, большая скорость вращения вала двигателя, выхлопные газы, загрязняющие атмосферу. Более экономичен четырехтактный дизельный ДВС. В 1892г немецкий инженер Рудольф Дизель получил патент на двигатель, в цилиндре которого сжимался воздух, а не горючая смесь. Дизельный двигатель работает без карбюратора и свечи, на дешевых сортах топлива, причем расходует его меньше.

Рассмотрим принцип его работы (рис. 2).


Рис. 2

I такт: при ходе поршня вниз через впускной клапан в цилиндр засасывается атмосферный воздух (изобара 1–2).

II такт: при ходе поршня вверх воздух адиабатно сжимается до давления примерно 1,2·106Па, что ведет к повышению его температуры в конце такта (2–3) до 500–700°С. В сжатый раскаленный воздух впрыскивается с помощью топливного насоса и форсунки дизельное топливо, оно воспламеняется (причем горит дольше бензина).

III такт: образующиеся при горении газы давят на поршень и производят полезную работу во время движения поршня вниз, давление расширяющегося газа поддерживается приблизительно постоянным (изобара 3–4). По окончании горения впрыснутой порции топлива происходит адиабатное расширение газа (4-5), открывается выпускной клапан, давление падает (изохора 5–6).

IV такт: поршень движется вверх и выталкивает продукты сгорания в атмосферу (изобара 6–7). Цикл завершен. Полезная работа равна площади заштрихованной фигуры. Она больше полезной работы карбюраторного двигателя, поэтому больше КПД (35–40%). Дизельные двигатели устанавливают на тракторах и автомобилях, на речных и морских теплоходах, на дизель – электроходах, тепловозах, электростанциях небольшой мощности.


Рис.3

Журналист:

У меня вопрос к химику-технологу. Что вы можете сказать о топливе для дизельного и карбюраторного двигателей? Спасибо.

Химик-технолог(Барыкин).

Топливо для ДВС получают из нефти (рис.3). Карбюраторные двигатели работают на её легкой фракции – бензине, смеси углеводородов состава С5–С12,. Смесь некоторых углеводородов бензина с воздухом воспламеняется от сотрясения, так что удар взрывной волны о поршень происходит преждевременно. Такое явление называется детонацией, оно приводит к перегреву и преждевременному износу двигателя. Детонационную стойкость бензина определяют октановым числом: чем оно больше, тем выше стойкость к детонации. Это число и определяет разные марки бензина – А-72, А-76, А-96, АИ-93 и т.д. . Октановое число, равное 96, означает, что допускается такое же сжатие паров бензина в цилиндре без детонации, как и при использовании смеси из 96% изооктана СН3–СН(СН3)–СН2–С(СН3)2–СН3 и 4% гептана Н3С–(СН2)5–СН3.

Бензин прямой перегонки нефти представляет собой смесь углеводородов (в основном) нормального строения, поэтому октановое число у него невысокое (50–65). Такой бензин непригоден для непосредственного использования. Его детонационную стойкость повышают, подвергая изомеризации, риформингу или добавляя антидетонатор, например тетраэтилсвинец Pb(С2Н5)4, и получая так называемый этилированный бензин.

При горение этилированного бензина образуются частицы свинца и оксида свинца (II), которые замедляют процесс и поэтому препятствуют детонации. Но такой бензин очень ядовит, действует на нервную систему, вызывает тяжелые хронические заболевания. В последнее время стали применять новый, не обладающий токсичным действием антидетонатор – марганецорганическое соединение С5Н55Mn(СО)3.

Дизельное топливо – более тяжелая, чем бензин, фракция нефти (газойль), называемая в технике соляровым маслом, в быту – соляркой. Важнейшим его показателем, определяющим склонность к воспламенению, является цетановое число. Оно характеризует такое же воспламенение, как при использование смеси н-цетана (С16Р34 и а-метилнафталина С11Н10). Воспламенение первого принято за 100, второго за 0. Для равномерного сгорания топлива, высокой эффективности рабочего цикла, малого расхода горючего, легкого запуска двигателя необходимо, чтобы цетановое число было равно 40–55.

Журналист:

У меня вопрос к экологу. Машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, мы, к сожалению, стали понимать совсем недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее горожанам мириться с их гудящим и чадящим потоком. Хотелось бы услышать, насколько вредны выбросы автотранспорта. Спасибо.

Эколог.(Ковалев)

Да, вещества, содержащиеся в выхлопных газах (СО, СО2, СXНY, SO2, NOX и др.) наносят большом вред окружающей среде. Считается, что один автомобиль выделяет 1000–1200 вредных компонентов, многие из которых очень токсичны (табл. 1).

Таблица 1.

Состав отработанных газов карбюраторных ДВС.

Компоненты Максимальная концентрация, об. % Токсичность Предельно допустимая концентрация, мг% м3
N2 74-77 Нет
H2O 3,0-5,5 Нет
O2 0,2-5,0 Нет
СО2 0,5-12,0 Нет
СО 0,2-5,0 Да 20
Х 0-0,8 Да 5
S02 0,02-0,1 Да 10
Парафины 0-1,2 Да 3·10-4
Ароматические соединения 0-0,4 Да
Сажа 0-0,4 г/м3 Да 10-6
Бензопирен до 20 г/м3 Канцерогенный 10·10-5 мг/кг
Свинец Токсичным

Коварным газом является оксид углерода (II) СО, или угарный газ. В легких он соединяется с гемоглобином крови в 200–300 раз быстрее, чем кислород. При сильном отравлении человек может погибнуть от кислородного голодания. Зарегистрированы случаи, когда, попадая в районы интенсивного автомобильного движения, люда теряли сознание. Угарный газ угнетает также активность ферментов клеток печени, сердца, мозга, повышает уровень сахара в крови.

Большие количества выбрасываемого углекислого газа СО, ведут к возникновению парникового эффекта, который заключается в поглощении атмосферой теплового (инфракрасного) излучения Земли. Это может привести к такому повышению температуры земной поверхности, что вызовет таяние льдов и соответственно поднятие уровня Мирового океана до 50 м.

Выбросы сернистого газа SО2 и оксидов азота вызывают заболевания дыхательных путей. Кроме того, соединения азота неблагоприятно действуют на кровь и кровеносные сосуды. Считается, что оксиды азота в десять раз опаснее, чем оксид углерода (II). Они являются причиной возникновения в воздухе нитрозоаминов – сильных канцерогенов.

Корреспондент “Ясненского вестника”:

У меня вопрос также к экологу. Свыше 100 лет назад английский химик А.Слит ввел понятие кислотные дожди, но говорить о них стали только в последнее время. Как они образуются? Какое влияние оказывают на природу? Спасибо.

Эколог (Ковалев).

Содержащиеся в выбросах автомобилей газы, такие, как сернистый, оксиды азота, растворяясь в дождевой воде, образуют кислоты азотная , серная, сернистая.

Кислотные осадки (дождь, туман, снег), оседая на почву и вступая с ней во взаимодействие, способствуют образованию ионов алюминия и других токсичных металлов, что приводит к загрязнению как поверхностных, так и грунтовых вод. Алюминий, например, способен вызвать болезнь Альцгеймера, заключающеюся в преждевременном старении и развитии умственной неполноценности.

Кислотные дожди вызывают коррозию металлов, разрушают строительные материалы; дожди, содержащие карбонат кальция, приводят к образованию так называемого каменного рака памятников архитектуры.

Корреспондент:

Вопрос экологу. Какое влияние оказывают вещества, имс содержащиеся в отработанных газах автомобилей на организм человека?

Эколог (Ковалев).

Хочу добавить, что содержащиеся в отработанных газах автомобилей алканы, алкены и арены вызывают депрессию центральной нервной системы. При взаимодействие с оксидами азота они под действием солнечного излучения образуют фотохимический смог, содержащий соединения, значительно превышающего по своей токсичности исходные (появляется неприятный запах, резко ухудшается видимость, воспаляются глаза, слизистые оболочки носа, горла, обостряются легочные заболевания).

При сгорании топлива происходят выбросы и твердой фазы (сажа). В саже содержится сильное канцерогенное вещество – бензопирен. Высокая заболеваемость злокачественными опухолями у людей, длительное время дышавших воздухом с бензопиреном, установлена статистически. Особенно много бензопирена выделяется на холостом ходу, во время разгона, торможения, а также при езде по плохим дорогам.

Еще одним чрезвычайно вредным компонентом автомобильных выхлопов является свинец. По международной классификации – это один из наиболее токсичных элементов. Вследствие применения этилированного бензина в атмосферу выбрасывается ежегодно около 200 тыс. т свинца. Он вызывает заболевания крови, нарушение функции почек, нервные расстройства, отрицательно влияет на синтез белка и наследственность. В США применение этилированного бензина запрещено с 1988 г.

Журналист.

У меня вопрос врачу. Читатели спрашивают, является ли причиной акселерации повышенное содержание углекислого газа в атмосфере? Спасибо.

Врач (Канатов):

Согласно гипотезе инженера К.Арсеньева причиной акселерации является увеличение содержания углекислого газа в атмосфере. Так, солдаты XVIIIв (по антропологическим исследованиями скелетов участников Полтавской битвы) оказались по росту на 20 см ниже современных призывников. Результаты исследования показали что акселерация больше свойственна детям в городах, чем на селе. Усиленное дыхание из-за нехватки кислорода в атмосфере способствует быстрому росту грудной клетки и ускорению развития всего организма в целом, то есть акселерации. В то же время повышенное содержание углекислого газа приводит к более быстрому прекращению роста человека за счет образования карбоната кальция. Так, если в 1900г этот процесс заканчивался к 26 годам, то сейчас – к 18–19. Поскольку в крупных городах основным поставщиком СО2, является автотранспорт, то не исключено, что на акселерацию влияет и рост автомобильного парка.

Журналист.

Вопрос конструктору. Мне известно, что страны Западной Европы ввели вслед за США и Японией с 1993г настолько жесткие экологические нормы, что использование автомобиля без систем очистки выхлопа становится невозможным. Поясните, что это за системы? Спасибо.

Конструктор (Вечканов):

Да, пример такого строжайшего экологического контроля мы найдем в американском штате Калифорния. Там с 1975г введены нормы, требующие “чистого” выхлопа. Для их соблюдения приходится обязательное применять нейтрализаторы для автомобильных двигателей.

Нейтрализаторы (обычно каталитические) выполняются в виде двух камерного реактора. В одной из камер (правой на рисунке) осуществляется окисление угарного газа и углеводородов:

2СО + O2 → 2СО2;

СnНm + О2 → nСO2 + Н2O,

во второй камере – восстановление оксидов азота:

2СО + 2NО → N2 + 2СО2.

(Схема двухкамерного каталитического нейтрализатора.)

Эти нейтрализаторы применяются на автомобилях и с карбюраторным, и с дизельным двигателями. Отечественные катализаторы – из оксида алюминия – тоже снижают в отработанных газах уровень оксида углерода (II) на 80%, углеводородов – на 70%, оксидов азота – на 50% (в целом – в 10 раз). Конечно, самым лучшим катализатором является платина, но это дорогой и дефицитный металл.

По мере эксплуатации обнаружились и неблагоприятные факторы. При работе ДВС на этилированном бензине поверхность катализатора быстро обволакивается свинцом, при работе на дизельном топливе на ней осаждается сажа и сера. Все это достаточно быстро выводит катализатор из строя.

Журналист:

Вопрос сотруднику научно – исследовательского института. Сегодня мы выслушали сообщение инженера-конструктора о работе бензинового и дизельного двигателей. Как я понял, автотранспорт переходит на дизельные двигатели потому, что они работают на более дешевом топливе, проще по конструкции, имеют более высокий КПД по сравнению с карбюраторным. А экологически дизельные двигатели чище карбюраторных? Спасибо.

Сотрудник ЦНИИАТ.(Кисметов Бауржан):

Возрастающий интерес к дизельному двигателю связал не только с проблемой удешевления эксплуатацией автомобилей, но и с уменьшением загрязнения окружающей среды. В дизельном топливе нет свинцовых присадок, в выбросах в 2–3 раза меньше токсичных веществ, а таких, как оксиды углерода и углеводороды, меньше на 50–90% (табл. 2).

Таблица 2.

Состав отработанных газов ДВС, %

Газ Формула Тип ДВС
карбюраторный Дизельный
Оксид углерода (II) СО 6 0,2
Оксиды азота NOx 0,46 0,35
Углеводороды СхНу 0,4 0,04
Диоксид серы SO2 0,007 0,04
Сажа С 0,05 мг/л 0,3 мг/л

Специалисты нашего Центрального научно-исследовательского института автомобильного транспорта разработали двигатель, работающий на особом виде горючего – смеси дизельного топлива и природного газа. В некоторых городах появились “Икарусы” с двумя внушительными баллонами на крыше.

У этих автобусов нет дымового шлейфа, который тянется за тяжело груженной машиной, они экологически чистые. Отработанных газов у них по сравнению с обычными автобусами в 4 раза меньше, при этом вдвое ниже расход топлива, на 10–12% выше мощность двигателя, а время работы между ремонтами больше в 1,5 раза. Кроме того, природный газ дешевле бензина, лучше смешивается с воздухом (поэтому полнее сгорает, а значат, и вредных веществ в выхлопах меньше), не разрушает масляную плёнку между трущимися деталями, так что снижается износ деталей.

Журналист:

У меня вопрос химику -технологу. Какие в настоящее время используются или разрабатываются экологически чистые виды топлива?

Химик-технолог (Барыкин):

В последнее время в качестве топлива предложили использовать этиленовый спирт, или этанол, который при сгорании образует только углекислый газ и воду

С2Н5ОН + 3О2 → 2СО2 + 3Н2О

Получают этанол из растений. Машины, работающие на спирте, биогазе, уже имеются, больше всего их в Бразилии.

Наиболее экологически чистым видом топлива является водород – для его получения можно использовать обыкновенную воду: 2Н2О → 2Н22.

На это указал еще Жюль Верн в своём романе “Таинственный остров”. Водород не ядовит, при сгорании образует только воду – экологически чистое вещество. При сгорании одного моля водорода выделяется тепла в три раза больше, а при сгорании атомарного водорода – в восемь раз больше, чем при сгорании такого же количества бензина. Трудность состоит в промышленной технологии разложения воды. Водород – топливо будущего.

Везде пути открыты водороду,
Горючим стать имеет все права,
Не гибла бы от дыма вся природа,
Прекрасная зеленая трава.

Журналист.

Вопрос конструктору. Сейчас говорят о новом виде транспорта электромобиле. Скажите, скоро ли электромобили появятся на наших дорогах? Спасибо.

Конструктор (Вечканов):

Преимущества электромобиля несомненны. Во-первых, он экологически чист, во-вторых, исключается использование нефти, а сжигать нефть, как заметил еще Дмитрий Иванович Менделеев, все равно, что топить печь ассигнациями. Источник его энергии – аккумулятор. Натрийсерные, никелькадмиевые и другие типы аккумуляторов позволяют преодолевать расстояния до 700 км и развивать скорость свыше 100 км/ч. Поддоны с аккумуляторными батареями легко меняются за 10–15 мин.

Представим себе, что в следующем году все мы пересядем на электромобили. Выполнимо ли это? Нет! Где мы их возьмем? Ведь надо создать целую отрасль промышленности! Кроме того, если все автомобили перевести на электротягу, на всей планете не хватит электричества для зарядки аккумуляторов. Значит, надо строить новые электростанции. Ведь сегодня большую часть энергии, до 80%, вырабатывают ТЭС, сжигающие уголь, мазут и выбрасывающие в атмосферу немало вредных веществ, так что “экологически чистый” автомобиль будет отнюдь не таким чистым. Я надеюсь, что в скором будущем при правильном решении этих проблем электромобиль станет главным видом городского транспорта

Появились первые машины, энергию для движения которых дают фотоэлементы, преобразующие энергию Солнца, а чтобы эта энергия расходовалась более рационально, система управления оснащают компьютерами.

Журналисты.

Все хорошо: перевод автомобиля на дизельные двигатели, газ вместо бензина, электромобили, но все это в будущем, а сейчас? Что делать сейчас, чтобы воздух был чище?

Сотрудник ГИБДД (Базайкин):

Выбросы от личного автотранспорта составляет, 36% от всех транспортных выбросов. Их снижению способствуют следующие меры:
  1. Обеспечение равномерного движения машин на улицах, предотвращение заторов, задержек на перекрестках, когда автомобили простаивают, вхолостую расходуя горючее и загрязняют воздух отработанными газами.
  2. Соблюдение предельной скорости движения 60 км/ч, т.к. именно этой скорости соответствует минимум вредных выбросов; при ее увеличении и уменьшении выброс может возрасти более чем вдвое.
  3. Вынос за городскую черту грузовых транспортных потоков. Это в нашей области выполняется.
  4. Организация пешеходных зон, куда въезд автотранспорта предельно ограничен.
  5. Экологическое просвещение населения: каждый водитель должен знать, что причины дымления автомобиля – неисправность двигателя, неотлаженностъ систем питания или зажигания. Только за счет правильной регулировки автодвигателей выброс вредных веществ в атмосферу можно уменьшить в 3–5 раз. Плохо накачанные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит, сжигается больше горючего. Неправильным выбор скорости движения резкие разгоны и торможения, превышения установленной скорости, увеличение частоты вращения двигателя на холостом ходу – все это приводит к загрязнению атмосферы.
  6. Создание сети диагностических станций для контроля за техническим состоянием автомобилей.

Есть ли еще вопросы?

III. Отчет журналистов о проделанной работе. (Выводы.)

Так как вопросов нет, подведем итог нашей конференции и попросим журналистов высказать свое мнение по проблеме: “ Или люди сделают так, чтобы в воздухе стало меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей”.

Кто-то хочет еще высказаться.

Вывод:

(преподаватель химии) Наша конференция показала, что развитие автотранспорта тесно связано и с физикой, и с химией, что для устранения вредных последствий этого развития необходимо провести мероприятия по снижению токсичности выхлопов автотранспорта на региональном, государственном и международном уровнях. В частности, и для выполнения стандартов Единой экологической комиссии ООН по экологии автотранспорта, которые наша страна обязалась выполнять по Женевскому соглашению 1985г.

В заключении отметим, что каждый из нас в ответе за чистоту на нашей земли.

Учитель физики:

Пока шла пресс – конференция, в свет вышел экстренный выпуск газеты “Ясненский вестник” отражающий рассмотренные на ней вопросы.

IV. Подведение итогов. Вручение памятных буклетов.

Спасибо журналистам за вопросы, спасибо специалистам за ответы.

Благодарю всех за работу и за внимание.

7.07.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

8 мифов о велосипедистах, про которые автолюбителям стоит забыть

Взаимоотношения между велосипедистами и автолюбителями всегда вызывают жаркие дискуссии. Часто можно видеть, как в статьях, посвященных безопасности участников дорожного движения, водители в комментариях из раза в раз пишут про велосипедистов одно и то же, обвиняя их во всех грехах. Поэтому мы решили развенчать 8 мифов, которых придерживаются автомобилисты в отношении велосипедистов

1. Велосипедисты постоянно нарушают ПДД

Пожалуй, это самый распространённый стереотип. Часто можно услышать, что велосипедисты постоянно игнорируют дорожные знаки и не понимают правил дорожного движения. Что греха таить, велосипедисты, конечно, не ангелы. Но насколько часто они нарушают, в том числе по сравнению с водителями? 

В одном британском опросе 6 из 10 велосипедистов признались в том, что проезжают на красный свет. А в прошлом году журнал New York послал своего стажера проверить, как соблюдают правила велосипедисты на трёх перекрестках города. Количество остановившихся на красный свет составило 14%, 22% и 36,6% соответственно! 

А что насчёт машин? Согласно данным американской Ассоциации инженеров автомобилестроения водители в США включают поворотники только в половине случаев при перестроении на другую полосу и только в 25% случаев при запрещенном повороте. Это становится причиной примерно 2 миллионов аварий ежегодно. В Нью-Йорке водители за один только день коллективно допускают 1,23 миллиона проездов на красный свет. 

Велосипедисты любят проехать под «кирпич» и игнорируют красный свет, если нет встречного потока. Грешат они также отсутствием фонарей. Водители же часто «забывают» о том, что незаконными являются: превышение скорости, проезд без остановки в правый поворот, езда в нетрезвом виде, использование мобильного телефона во время движения, выкидывание мусора (включая окурки) в окно. 

Мы каждый день видим, как водители нарушают ПДД, но далеко не каждый готов сказать, что он не уважает водителей. Аналогично и пересев в седло велосипеда, человек не превращается автоматически в монстра, плюющего на все дорожные правила. Велосипедисты нарушают правила не потому, что они (велосипедисты) плохие, а потому что они тоже люди. 

2. Дороги предназначены для автомобилей, а не для велосипедов 

Вообще-то, автомобили доминируют на дорогах только лет семьдесят. А до того, в течение тысячелетий, по ним ходили пешком, ездили на лошадях, на телегах, в каретах, а позднее, практически параллельно, появились велосипеды, автомобили, автобусы, трамваи. 

Дороги нас не контролируют, это мы контролируем их. При проектировании мы можем решать, какие виды транспорта мы считаем наиболее удобными и безопасными. Однако в наши дни большинство транспортных департаментов при оценке дорог ориентируется на определённый показатель, который обозначается как уровень пропускной способности. По сути, он измеряет только одну вещь: сколько машин может проехать через перекресток в данный период времени. Этот показатель ничего не говорит о том, насколько улица безопасна для пешеходов или насколько она удобна для автобусов. В том случае, если специалисты приходят к выводу, что пропускная способность дороги недостаточна для того, чтобы автомобили проезжали без образования заторов, они начинают расширять полосы, сокращая при этом тротуарную часть, удаляя пешеходные переходы и т.д.

Проблема состоит и в том, что когда езда на автомобиле становится более удобной, это поощряет людей водить как можно больше. Такой феномен называется индуцированный спрос. Хуже всего, что само наше мышление настроено на то, что дороги должны быть отданы автомобилям, и нам сложно представить, что всё может обстоять по-другому. 

3. Велосипедисты опасны

Согласно оценкам Министерства здравоохранения и социальных услуг США, в стране только 1% поездок совершается на велосипеде. При этом на дорогах ежегодно погибает около 700 велосипедистов. Периодически, конечно, и велосипедисты наносят травмы пешеходам. Однако под колесами автомобилей в США ежегодно гибнет около 34 000 человек. Это эквивалентно тому, что каждую неделю там разбивался бы заполненный пассажирами боинг! Если бы такое происходило в реальности, вряд ли кто-нибудь считал бы безопасным летать на самолетах. 

Автомобиль — гораздо более мощное, чем велосипед, средство передвижения. В 2013 году Американская Ассоциация Автолюбителей провела исследование, в котором было выяснено, что если человека сбивает машина на скорости 40 км/ч, вероятность его гибели составит 10%. При 64 км/ч вероятность фатального исхода доходит уже до 50%.

4. Защищенные велосипедные полосы приводят к пробкам 

Многим кажется, что снижение количества полос для автомобилей неминуемо должно привести к пробкам. Однако проектирование дорог бывает порой делом парадоксальным. Исследования показали, что когда защищенные велосипедные полосы выполнены на должном уровне и размещены в правильных местах, они повышают безопасность велосипедистов, помогают уличным торговым точкам повысить свой доход и даже способствуют общему увеличению скорости транспортного потока за счёт того, что всё большее количество людей в этом районе пересаживается с четырех на два колеса. 

5. Велосипедисты хотят, чтобы люди вообще перестали ездить на машинах

Машины, безусловно, удобный и быстрый вид транспорта. Но они также создают шум, загрязняют воздух и создают больше опасностей. При этом, по разным оценкам специалистов, от 40% до 70% поездок на автомобиле составляют менее 4 километров. На самом деле большинство велосипедистов предлагает именно такие расстояния преодолевать на велосипеде или на общественном транспорте. 

6. Водители платят за дороги, поэтому у них должен быть приоритет

Транспортные налоги ни в одной стране не покрывают стоимость строительства и обслуживания дорог и хайвеев. С 1947 сумма затрат на содержание дорог в США превысила средства, собранные в виде налога на бензин, на 600 миллионов долларов. Откуда же пришли остальные средства? С налога на недвижимость, от выпуска ценных бумаг и из нецелевого фонда. Так что, даже если вы не водите машину, вы всё равно участвуете в финансировании дорог. Особенно в России, где строительство дорог осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

7. Против автомобилей ведется война

Достаточно просто выйти на улицу, чтобы увидеть, что машины повсюду. Если бы против них велась война, наверное, ситуация бы выглядела по-другому. Наши дороги сегодня просто «заточены» под автомобилистов, но им ненавистна сама мысль о том, чтобы лишиться даже части удобств в пользу других видов транспорта. Реконструкция улиц – это не война против машин, а просто признание того факта, что они не должны быть единственным движущимся объектом на дороге. 

8. Люди всё равно не смогут обойтись без автомобилей

Если не будет автомобилей, как люди будут делать покупки, перевозить инструменты или, к примеру, как человек повезёт свою бабушку к доктору? Ну, кое-какие вещи из такого списка вполне под силу велосипеду. Использование грузовых, электробайков и велосипедов с прицепами позволяет путешествовать с детьми, делать покупки в гастрономе и даже перевозить мебель.

Современные тенденции таковы, что в менее плотно заселенных городах и пригородных зонах автомобиль, скорее всего, будет оставаться доминирующим средством передвижения, хотя и здесь в скором времени станут доминировать идеи использования электрокаров и гибридных моделей. В более крупных и плотно заселенных мегаполисах есть смысл более активно пользоваться альтернативными видами транспорта.

velomesto.com