Недемократические страны – Характеристики демократического государства |  Признаки демократических государств  |  Глава 2. Демократические и недемократические государства  | Часть I. Теоретические и исторические перспективы  |  Читать онлайн, без регистрации

Содержание

Недемократические страны мира | Твоя Параллель

В честь Международного дня демократии «Твоя Параллель» рискнула составить список самых недемократических государств нашей планеты.

В рамках нашего недемократического хит-парада переносимся в самую жаркую часть Земли. В далекой Африке есть небольшое государство Нигерия. Права человека в этой стране, мягко говоря, не уважают. Начнем с того, что в Нигерии практикуются произвольные аресты. А если вы, не дай бог, угодили в нигерийскую тюрьму, то вам придется столкнуться с жестоким и унизительным обращением надзирателей и опасными для жизни условиями, царящими в тюрьме. Помимо прочего, в стране частенько встречаются случаи внесудебных убийств и судебная коррупция.

На улицах нигерийских городов торгуют взрослыми и детьми (!) с целью проституции, используют детей как рабочую силу.

Права в этой африканской стране исходят из предписанных обычаев и традиций (одним из ужаснейших проявлений таких неписанных законов является женское обрезание), а вовсе не из Конституции, которая, кстати говоря, на практике не имеет никакой высшей силы.

После вышепрочитанного ваши глаза оказались на лбу?  Не торопитесь возвращать их на место, потому что сейчас мы телепортируемся в исламские страны.

Главным камнем преткновения является положение женщины в исламе. Согласно Корану, мужчина, по сравнению с женщиной, занимает более высокое положение. Например, в Саудовской Аравии женщина не имеет права появляться на публике, управлять автомобилем, голосовать без присутствия мужчины, также женщины не имеют права работать и противоречить словам мужа.

Женщинам во многих исламских государствах не разрешено появляться на улице без хиджаба. Жена должна полностью подчиняться мужу, причем в брак она может вступить только с мусульманином. Часто, в обход исламских законов, в семьях мусульман практикуется насилие. За то, что женщина осмеливается первой заговорить с мужчиной, ее может ожидать суровая расправа: ее могут избить, изувечить, облить кислотой или убить.

А сейчас речь пойдет о… Уверена, вы уже догадались, что следующая в нашем ТОПе — КНДР. Это закрытое государство является соседом Южной Кореи. Граждане КНДР не могут выезжать за границы государства без специального разрешения. Представьте: никаких поездок на юг, никаких путешествий к морю. Нарушите закон, и вы труп. Жители Северной Кореи и не знают, что такое интернет. Вместо этого имеется внутренняя сеть Кванмён, но она подвергается строгой цензуре.

Помимо запрета на интернет есть запрет на просмотр телевидения, на прослушивание иностранной музыки, употребление алкоголя и распространение иностранной литературы.
О какой демократии может идти речь, если гражданам КНДР запрещено иметь своё мнение и критиковать существующий политический режим.

Кстати, в КНДР даже существует утвержденный перечень причесок. Этакая парикмахерская тирания.

Александра Кравчук

tvoyaparallel.ru

Демократические страны. Полная демократия. Рейтинг стран мира по уровню демократии

В истории становления любого государства есть примеры людей, которые боролись за свободу народа, равенство перед законом и культуру правления. Демократические порядки устанавливались в разных странах по-своему. Над определением демократии раздумывало множество ученых и исследователей.

Они смотрели на этот термин и с политической точки зрения, и с философской. И смогли дать эмпирическое описание разнообразных практик. Тем не менее теория не всегда давала свои плоды. Чаще всего на формирование понятие влияла практика государств. Благодаря ей можно было установить и создать нормативные модели демократического устройства. Сегодня в политологии трудно найти одно-единственное определение того или иного понятия. Поэтому прежде чем мы узнаем, какие демократические страны остались на карте мира, разберемся с общими терминами.

Власть народу

Демократия – это древнегреческий термин, который дословно трактуется как «власть народа». В политической науке это понятие обозначает режим, фундаментом для которого служит принятие коллективного решения. При этом воздействие на каждого члена должно быть равным.

В принципе, такой метод применим к разнообразным организациям и структурам. Но наиболее важным его приложением по сей день является держава. Это связано с тем, что государство имеет большую власть, а поэтому организовать ее и справляться с ней трудно.

Итак, демократические страны в этом аспекте должны характеризоваться по следующим признакам:

  • Осуществление людьми честных и обязательных выборов своего лидера.
  • Легитимный источник власти – народ.
  • Самоуправление обществом происходит ради удовлетворения интересов и установления общего блага в стране.

Каждый член общества имеет свои права, которые необходимы для обеспечения народного правления. К демократии часто относят целый спектр ценностей, который является «лакмусовой бумажкой» в политических опытах:

  • Равенство, как политическое, так и социальное.
  • Свобода.
  • Законность;
  • Права человека.
  • Право на самоопределение и др.

Неточности

Вот отсюда-то и начинаются неточности. Идеала народовластия трудно достичь, поэтому толкование «демократии» разнится. Уже с 18 века появились типы, точнее, модели этого режима. Наиболее известным считается прямая демократия. Эта модель предполагает принятие решения гражданами за счет консенсуса либо путем подчинения меньшинства большинству.

Рядом можно указать и представительную демократию. Этот тип предполагает принятие решения народом через избранных им депутатов либо других лиц, имеющих определенные должности. В этом случае эти персоны делают выбор, опираясь на мнение тех, кто им доверился, а после отвечают за результат перед ними.

За что боролись?

Нужно понимать, что такой политический режим, как демократия, работает на то, чтобы ограничить произвол и злоупотребление властью. Этого всегда было сложно достичь, особенно в тех странах, где гражданские свободы и другие ценности не были признанными правительством и оставались беззащитными в политической системе.

Сейчас понятие «демократия» имеет две стороны медали. Народовластие нынче стали отождествлять с либеральным управлением. Благодаря этому типу демократии наряду с честными и открытыми периодическими выборами существует верховенство права, раздел и ограничение власти, установленное конституцией.

С другой стороны, многие экономисты и политологи считают, что реализовать право принятия решений, связанных с политикой, а также влияние народа на систему государства, невозможно без становления социальных прав, низкого уровня неравенства в социально-экономическом аспекте, а также равноправия возможностей.

Угрозы

Демократические страны всегда стоят перед угрозой авторитарного режима. Главной проблемой для такой системы правления всегда остается сепаратизм, терроризм, рост социального неравенства или миграция. Несмотря на то что в мире существует множество организаций, которые защищают свободу и права граждан, история не лишена случаев, когда были спровоцированы спорные политические конфликты.

Современное положение вещей

Прежде чем мы рассмотрим самые демократические страны мира, следует посмотреть на общую картину современного положения. Несмотря на разнообразия режимов народовластия, нынче число стран-демократов наибольшее за всю историю. Больше половины всего населения земного шара может участвовать в выборах. При этом даже такой режим, как диктатура, с легкостью может существовать от имени народа.

Известно, что те страны, которые функционируют под демократическим режимом, наделили правом голоса почти всё совершеннолетнее население. Но позже столкнулись с такой проблемой, что интерес к политической жизни начал резко падать. К примеру, в США участие в выборах принимает 30-40% населения.

Этому есть несколько причин. Чтобы полностью разобраться с политикой своей страны, необходимо запастись не просто терпением, но и вагоном времени. Некоторые граждане считают, что политики больше уделяют времени политической гонке и собственным интересам. Другие и вовсе не видят различий между противоборствующими партиями. Так или иначе, современное положение вещей ведет к тому, что снова возрождается интерес к прямой форме демократии.

Аналитика

Многие политологи работали над тем, чтобы каждое государство мира получило свое определение. Британский исследовательский центр рассчитал методику, которая могла бы определить рейтинг стран мира по уровню демократии. Теперь можно классифицировать 167 стран. Каждая из них имеет свой индекс демократии.

Ныне сложно сказать, насколько объективным можно считать отбор государств по этому принципу. Всего существует 5 категорий по 12 показателей. Впервые индекс применили в 2006 году. За это время было несколько поправок, связанных с изменениями в политической картине мира. И даже спустя 10 лет не известно, кто же входит в комиссию: возможно, это сотрудники исследовательского центра, а может, независимые ученые.

Принцип

Итак, чтобы ранжировать государство на четыре категории, необходимо измерить уровень демократии внутри страны. Также нужно исследовать экспертные оценки и результаты опросов общественного мнения. Каждую страну характеризуют по 60 показателям, которые группируют в несколько категорий:

  1. Процесс выборов и плюрализм.
  2. Работа правительства.
  3. Участие граждан в политике своего государства.
  4. Политическая культура.
  5. Гражданские свободы.

Категории

По этому принципу страны можно разделить на несколько категорий. Первая – полная демократия. Многие и по сей день считают, что данный режим является недостижимым теоретическим идеалом. И тем не менее на данный момент в эту категорию входит 26 стран – это 12% всего населения. Есть мнение, что почти половину всех стран можно отнести к этому типу, но экспертное мнение немного разнится. 51 государство они относят в категорию «недостаточная демократия».

Третьей категорией считается гибридный режим, который является симбиозом народовластия и авторитаризма. В мире существует 39 держав с таким типом. Оставшиеся 52 страны все еще сохраняют авторитарный режим. Кстати, к четвертой категории можно отнести треть населения планеты – более 2.5 миллиарда человек.

Первый из первых

Последняя известная индексация была осуществлена в 2014 году. Всего к полноценной демократии можно отнести 25 стран. В первую десятку входит Исландия, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Нидерланды, Швейцария и Австралия.

Лидером уже несколько лет подряд считается Норвегия. Эта конституционная монархия получила индекс 9.93. Это государство в Северной Европе занимает часть Скандинавского полуострова. Ныне королем Норвегии является Харальд V. Унитарное государство основывается на принципе парламентской демократии.

Родина Пеппи Длинныйчулок

Второе место занимает Швеция (9.73). Это государство находится по соседству с Норвегией. Расположено также на Скандинавском полуострове. Державой управляет Карл XVI Густав. Форма правления построена также на принципе парламентской демократии в симбиозе с конституционной монархией.

Маленькое государство

Третье место с индексом 9.58 занимает Исландия. На карте эту страну можно найти рядом с Европой. Это островное государство. Президентом является Гвюдни Йоуханнессон, который в июне этого года занял пост. Он является независимым кандидатом. Также знаменит тем, что имеет научную степень – профессор исторических наук. Несмотря на то что Исландия на карте еле заметна, эта страна находится не только в тройке лидеров демократических стран, но и знаменита благодаря другим своим рекордам. Например, как самый большой остров вулканического происхождения.

В надежных руках

Новая Зеландия заняла четвертую строчку (9.26). Это государство находится в Полинезии, в юго-западной части Тихого океана. Как и в Норвегии, здесь главенствует конституционная монархия и парламентская демократия. Этой страной правит знаменитая королева Елизавета II. Кстати, помимо того, что она является главой Британского Содружества наций и непосредственно Британии, она также королева 15-ти независимых государств, в том числе Канады, Белиза, Барбадоса, Гренады и др. Непосредственно в самой Новой Зеландии есть генерал-губернатор Джерри Матепараи.

Женская опека

Дания также попала в демократические страны и заняла в рейтинге пятое место (9.11). Еще одно государство, которое находится в Северной Европе. Этой державой также правит женщина – Маргрете II. Поэтому Дания – это конституционная монархия. Королеве помогает однопалатный парламент, который называется фолькетинг.

Сложное политическое устройство

Швейцария занимает шестую строчку (9.09). Это федеративная республика, конфедерация, которая работает с двухпалатным парламентом и по принципу полупрямой демократии. Швейцария имеет непростое политическое устройство. Президент Йоханн Шнайдер-Амманн является председателем Федеративного совета, но по факту он не является главой государства. Эта роль отведена всем членам совета. Хотя в случае сложных политических решений, его голос будет решающим.

Президент считается первым среди равных и у него нет полномочий руководить членами Федеративного совета. Избирается лишь на год. Причем делает это не народ, а члены совета. Их всего семь человек. Помимо того, что они коллективно управляют государством, каждый из них имеет свой департамент. Например, нынешний президент отвечает за Федеральный департамент по экономическим вопросам, образованию и исследованиям.

Многонациональная страна

Седьмое место заняла Канада (9.08). Это государство находится в Северной Америке. Как уже говорилось ранее, главой государства является королева Великобритании. Но внутри страны правит генерал-губернатор Дэвид Джонстон. Канада – это федерация с парламентарной монархией и парламентской демократией.

Государство состоит из 10-ти провинций. Наиболее популярной считается Квебек. Именно тут проживает большая часть франкоговорящего населения. Остальные провинции в большей степени являются «английскими».

Стабильность

С индексом 9.03 восьмое место заняла Финляндия. Характеристика страны главным образом базируется на оценке державы, как самой стабильной. В 2010 году государство стало лучшим в мире. Находится оно на севере Европы. Это парламентско-президентская республика, основанная на парламентской демократии. С 2012 года главой государства является Саули Нийнистё.

Президент избран всенародным голосованием сроком на шесть лет. Высшая исполнительная власть принадлежит ему. Часть законодательной власти также находится в руках главы страны, но вторую половину контролирует парламент – Эдускунте.

Государство-материк

Австралия занимает 9-е место в рейтинге демократических стран мира (9.01). Эта держава находится по соседству с Новой Зеландией и занимает одноименный материк. Главой страны считается королева Британского Содружества наций. Генерал-губернатор – Питер Косгроув. Австралия – это парламентарная монархия, которая существует как и все доминионы Великобритании. Деятельность правительства на прямую связана с Елизаветой II и Тайным советом.

Австралия признана одной из самых развитых стран мира. У неё стабильная экономика, высокий показатель ВВП на душу население. Она занимает второе место по индексу развития человеческого потенциала и с легкостью могла бы стать первой в рейтинге демократических стран.

Топ-10

Завершают первую десятку стран с полноценной демократией Нидерланды (8.92). Это государство является конституционной монархией. В данный момент глава королевства Виллем-Александр. В Нидерландах функционирует двухпалатный парламент, который основывается на парламентскую демократию. Столицей государства принято считать Амстердам. Именно тут монарх приносит присягу на верность королевству. Но существует и фактическая столица Гаага, где разместилась резиденция правительства.

Другие лидеры

В 26 государств с полноценной демократией также входит Великобритания, Испания, Ирландия, США, Япония, Южная Корея, Уругвая, Германия и др. Но стоит, пожалуй, упомянуть о последних местах рейтинга, о тех странах, которые подвластны авторитарному режиму. На 167-м месте расположилась Северная Корея с индексом 1.08. Немного выше её в рейтинге находятся Центрально-Африканская республика, ЧАД, Экваториальная Гвинея, Сирия, Иран, Туркменистан и Конго.

Россия занимает 117 строчку с рейтингом 3.92. Перед ней находится Камерун, после — Ангола. Белоруссия находится еще ниже России, на 139 месте (3.16). Обе страны относятся к категории «авторитарный режим». Украина находится на 79 месте в категории переходной режим и с индексом 5.94.

Нет развития

За несколько последних лет демократические страны Европы утратили свои позиции. Особенно это относится к восточной территории. Вместе с Россией упали в рейтинге и остальные страны СНГ. Некоторые сдали свои позиции незначительно, некоторые — на 5-7 ступеней.

С 2013 года глобальное народовластие остановилось. У этого режима нет регресса, но и прогресс не наблюдается. Такая ситуация относится к общей картине мира. В отдельных примерах все же заметен регресс. Многие государства теряют свои демократические процессы. Особенно на это влияет экономический кризис.

Авторитарные режимы, наоборот, стали еще более мощными. Так, демократия, которая наращивалась в мире начиная с 1974 года, ныне имеет рецессивный характер. Помимо того, что начинается снижение доверия к политическим институтам, особенно это касается Европы. Также и сам процесс народовластия не приносит населению желаемого результата.

fb.ru

Самые демократичные страны мира

1 Норвегия9.93Абсолютная демократия109.64101010
2 Исландия9.5Абсолютная демократия108.938.89109.71
3 Швеция9.39Абсолютная демократия9.589.648.33109.41
4 Новая Зеландия9.26Абсолютная демократия109.298.898.1310
5 Дания9.2Абсолютная демократия9.589.298.339.389.41
6 Канада9.15Абсолютная демократия9.589.647.788.7510
7 Ирландия9.15Абсолютная демократия9.587.868.331010
8 Швейцария9.09Абсолютная демократия9.589.297.789.389.41
9 Финляндия9.03Абсолютная демократия108.937.788.759.71
10 Австралия9.01Абсолютная демократия9.588.937.788.7510
11 Люксембург8.81Абсолютная демократия108.936.678.759.71
12 Нидерланды8.8Абсолютная демократия9.588.578.338.139.41
13 Германия8.63Абсолютная демократия9.588.577.787.59.71
14 Австрия8.41Абсолютная демократия9.587.868.336.889.41
15 Мальта8.39Абсолютная демократия9.178.216.118.759.71
16 Великобритания8.36Абсолютная демократия9.587.147.228.759.12
17 Испания8.3Абсолютная демократия9.587.147.228.139.41
18 Маврикий8.28Абсолютная демократия9.178.215.568.759.71
19 Уругвай8.17Абсолютная демократия108.934.447.510
20 Япония7.99Ограниченная демократия8.758.216.677.58.82
21 Соединенные Штаты7.98Ограниченная демократия9.177.147.228.138.24
22 Италия7.98Ограниченная демократия9.586.437.228.138.53
23 Кабо-Верде7.94Ограниченная демократия9.177.866.676.889.12
24 Франция7.92Ограниченная демократия9.587.147.786.258.82
25 Южная Корея7.92Ограниченная демократия9.177.57.727.58.24
26 Коста-Рика7.88Ограниченная демократия9.587.146.116.889.71
27 Ботсвана7.87Ограниченная демократия9.177.146.117.59.41
28 Португалия7.86Ограниченная демократия9.586.796.676.889.41
29 Израиль7.85Ограниченная демократия9.177.58.897.56.18
30 Эстония7.85Ограниченная демократия9.587.866.116.888.82
31 Чешская Республика7.82Ограниченная демократия9.587.146.676.888.82
32 Индия7.81Ограниченная демократия9.587.57.225.639.12
33 Тайвань7.79Ограниченная демократия9.588.216.115.639.41
34 Чили7.78Ограниченная демократия9.588.574.446.889.41
35 Бельгия7.77Ограниченная демократия9.588.5756.888.82
36 Кипр7.65Ограниченная демократия9.176.436.676.889.12
37 Словения7.51Ограниченная демократия9.587.146.675.638.53
38 Литва7.47Ограниченная демократия9.585.716.116.259.71
39 Южная Африка7.41Ограниченная демократия7.927.868.3357.94
40 Ямайка7.39Ограниченная демократия9.176.7956.889.12
41 Латвия7.31Ограниченная демократия9.585.715.566.888.82
42 Словакия7.29Ограниченная демократия9.587.145.565.638.53
43 Восточный Тимор7.24Ограниченная демократия8.677.145.566.887.94
44 Греция7.23Ограниченная демократия9.585.366.116.258.82
45 Панама7.13Ограниченная демократия9.586.436.1158.82
46 Тринидад и Тобаго7.1Ограниченная демократия9.587.145.5658.24
47 Болгария7.01Ограниченная демократия9.176.077.224.388.24
48 Индонезия6.97Ограниченная демократия7.757.146.676.257.06
49 Аргентина6.96Ограниченная демократия9.1756.116.887.65
50 Филиппины6.94Ограниченная демократия9.175.717.224.388.24
51 Бразилия6.9Ограниченная демократия9.586.795.563.758.82
52 Польша6.83Ограниченная демократия9.175.716.674.388.24
53 Суринам6.77Ограниченная демократия9.176.43558.24
54 Хорватия6.75Ограниченная демократия9.176.075.5657.94
54 Гана6.75Ограниченная демократия8.335.716.116.257.35
56 Венгрия6.72Ограниченная демократия9.176.074.446.887.06
57 Доминиканская Республика6.67Ограниченная демократия8.755.7156.257.65
58 Колумбия6.67Ограниченная демократия9.177.144.444.388.24
59 Перу6.65Ограниченная демократия9.175.366.114.388.24
60 Сальвадор6.64Ограниченная демократия9.176.074.4458.53
61 Румыния6.62Ограниченная демократия9.175.71558.24
62 Монголия6.62Ограниченная демократия9.175.71558.24
63 Лесото6.59Ограниченная демократия8.255.366.675.637.06
64 Сербия6.57Ограниченная демократия8.755.366.6757.06
65 Малайзия6.54Ограниченная демократия6.927.866.116.255.59
66 Шри-Ланка6.48Ограниченная демократия7.836.7956.885.88
67 Мексика6.47Ограниченная демократия7.926.077.224.386.76
68 Гонконг6.42Ограниченная демократия3.925.715.567.59.41
69 Тунис6.4Ограниченная демократия66.077.786.255.58
70 Сингапур6.38Ограниченная демократия4.337.866.116.257.35
71 Намибия6.31Ограниченная демократия5.675.366.675.638.24
72 Парагвай6.27Ограниченная демократия8.335.7154.387.94
73 Гайана6.25Ограниченная демократия8.335.366.114.387.06
74 Сенегал6.21Ограниченная демократия7.925.364.446.257.06
75 Папуа — Новая Гвинея6.03Ограниченная демократия6.926.073.895.637.65
76 Молдова6.01Ограниченная демократия7.924.296.114.387.35
77 Замбия5.99Смешанный режим7.085.363.896.886.76
78 Грузия5.93Смешанный режим8.674.296.1155.59
79 Гондурас5.92Смешанный режим9.175.713.894.386.47
79 Гватемала5.92Смешанный режим7.926.073.894.387.35
81 Албания5.91Смешанный режим74.365.5657.65
82 Эквадор5.81Смешанный режим8.254.6454.386.76
83 Танзания5.76Смешанный режим755.566.255
84 Бангладеш5.73Смешанный режим7.425.0754.386.76
85 Черногория5.72Смешанный режим7.085.3654.386.76
86 Украина5.7Смешанный режим5.833.936.6757.06
86 Мали5.7Смешанный режим7.423.934.446.256.47
88 Бенин5.67Смешанный режим6.55.3655.635.88
89 Фиджи5.64Смешанный режим4.585.716.675.635.59
90 Боливия5.63Смешанный режим75.3653.757.06
91 Малави5.55Смешанный режим6.584.294.446.256.18
92 Кения5.33Смешанный режим4.3356.675.635
93 Либерия5.31Смешанный режим7.832.575.5655.59
94 Уганда5.26Смешанный режим5.253.574.446.886.18
95 Македония5.23Смешанный режим6.923.216.113.756.18
96 Мадагаскар5.07Смешанный режим5.923.575.565.634.71
97 Турция5.04Смешанный режим5.836.0755.632.65
98 Киргизия4.93Смешанный режим7.422.935.563.755
98 Бутан4.93Смешанный режим8.335.362.784.383.82
100 Таиланд4.92Смешанный режим4.53.93556.18
101 Босния и Герцеговина4.87Смешанный режим6.52.9353.756.18
102 Ливан4.86Смешанный режим4.422.147.784.385.59
102 Непал4.86Смешанный режим4.334.294.445.635.59
104 Никарагуа4.81Смешанный режим4.53.293.895.636.76
105 Марокко4.77Смешанный режим4.754.644.445.634.41
106 Буркина-Фасо4.7Смешанный режим4.424.294.445.634.71
107 Венесуэла4.68Смешанный режим5.672.55.564.385.29
108 Сьерра-Леоне4.55Смешанный режим6.581.862.786.255.29
109 Нигерия4.5Смешанный режим6.084.293.334.384.41
110 Палестина4.49Смешанный режим4.332.147.784.383.82
111 Пакистан4.33Смешанный режим65.362.782.55
112 Камбоджа4.27Смешанный режим3.175.713.3354.12
113 Мьянма4.2Смешанный режим3.173.574.446.882.94
114 Ирак4.08Смешанный режим4.330.077.224.384.41
115 Мозамбик4.02Смешанный режим4.422.14553.53
115 Гаити4.02Смешанный режим5.172.212.223.756.76
117 Мавритания3.96Авторитаризм34.2953.134.41
117 Иордания3.96Авторитаризм44.293.894.383.24
117 Нигер3.96Авторитаризм4.752.212.223.756.76
120 Армения3.88Авторитаризм4.332.864.441.885.88
121 Кувейт3.85Авторитаризм3.174.293.894.383.53
122 Кот-д’Ивуар3.81Авторитаризм3.422.863.335.633.82
123 Габон3.74Авторитаризм2.582.214.445.633.82
124 Коморские острова3.71Авторитаризм4.332.214.443.753.82
125 Эфиопия3.6Авторитаризм03.575.565.633.24
126 Алжир3.56Авторитаризм2.582.213.8954.12
127 Беларусь3.54Авторитаризм1.333.573.896.252.65
128 Камерун3.46Авторитаризм23.213.894.383.82
128 Куба3.46Авторитаризм1.754.643.894.382.65
130 Ангола3.4Авторитаризм0.923.215.564.382.94
131 Вьетнам3.38Авторитаризм03.213.896.882.94
132 Идти3.32Авторитаризм3.581.142.7854.12
133 Египет3.31Авторитаризм2.583.933.333.752.94
134 Россия3.24Авторитаризм2.672.552.53.53
135 Катар3.18Авторитаризм03.932.225.634.12
136 Китай3.14Авторитаризм04.643.336.251.47
136 Гвинея3.14Авторитаризм3.50.434.444.382.94
138 Руанда3.07Авторитаризм0.8352.224.382.94
139 Казахстан3.06Авторитаризм0.52.144.444.383.82
140 Зимбабве3.05Авторитаризм0.523.895.633.24
141 Оман3.04Авторитаризм03.932.784.384.12
142 Свазиленд3.03Авторитаризм0.922.862.225.633.53
143 Республика Конго2.91Авторитаризм1.672.863.333.752.94
143 Гамбия2.91Авторитаризм1.753.212.2252.35
145 Джибути2.83Авторитаризм0.422.143.335.632.65
146 Бахрейн2.79Авторитаризм1.253.212.784.382.35
147 Объединенные Арабские Эмираты2.75Авторитаризм03.572.2252.94
148 Азербайджан2.65Авторитаризм0.52.143.333.753.53
149 Афганистан2.55Авторитаризм2.51.142.782.53.82
150 Бурунди2.4Авторитаризм0.330.793.8952.65
151 Судан2.37Авторитаризм01.793.8951.18
152 Эритрея2.37Авторитаризм02.141.676.881.18
153 Лаос2.37Авторитаризм0.832.861.6751.47
154 Иран2.34Авторитаризм03.213.893.131.47
155 Ливия2.25Авторитаризм101.675.632.94
156 Йемен2.06Авторитаризм004.4450.88
157 Гвинея-Бисау1.98Авторитаризм1.6702.783.132.35
158 Узбекистан1.95Авторитаризм0.081.862.2250.59
159 Демократическая Республика Конго1.93Авторитаризм0.920.712.784.380.88
159 Саудовская Аравия1.93Авторитаризм02.862.223.131.47
161 Таджикистан1.89Авторитаризм0.580.071.676.250.88
162 Туркменистан1.83Авторитаризм00.792.7850.59
163 Экваториальная Гвинея1.7Авторитаризм00.432.224.381.47
164 Центрально-Африканская Республика1.61Авторитаризм1.750.361.112.52.35
165 Чад1.5Авторитаризм001.113.752.65
166 Сирия1.43Авторитаризм002.784.380
167 Северная Корея1.08Авторитаризм02.51.671.250

basetop.ru

понятие, виды, признаки :: SYL.ru

Спарта. Имущественное равенство, внешний вид по строгим нормам, как жилище и нравственность. Дети воспитывались в агелах-стадах, если власть позволила им жить. Антидемократический режим так же древен, как и демократический, точнее, стремление к последнему. Потому что демократия – идеал, к которому общество всего лишь на пути, или утопия, которой никогда не достичь. И справедливым кажется мнение, что всякая демократия имеет свои пределы.

Антидемократический режим тоже без «иммунитета» и не раз был свергнут. Иногда распускался самопроизвольно. Древний Египет, католическая Испания в Средневековье, Пруссия – истоки тоталитаризма как основного контррежима демократии.

Разбирая антидемократические режимы (понятие и виды), будем опираться на мнения политологов и историков. Именно работы этих специалистов являются наиболее авторитетными источниками.

Антидемократический режим: понятие

Чем отличает такой режим от демократии? Проще всего такое определение: антидемократический режим – антипод демократии. При таком состоянии государственной и политической жизни в обществе не работает принцип разделения властей, граждане не влияют ни на какие процессы в государстве, никак не участвуют в управлении страной.

Монополия на власть есть только у элитарной группы или одного правителя, а народ лишен ресурсов контролировать её.

Признаки антидемократического режима

Правитель государства не учитывает мнение граждан, да и не спрашивает вовсе. Методы управления – сугубо диктаторские. Сравнивая демократический и антидемократический режимы, обычно отмечают особенности последнего:

  1. Давление над личностью.
  2. Реальные права и свободы человека не реализованы в полной мере или вовсе речь о них не идет.
  3. Диктатура власти.

Есть, конечно, и множество других, мелких отличий, но это основные.

Виды антидемократических режимов

В этом вопросе мнения теоретиков государства и права разнятся. Одни делят антидемократический режим на два вида: тоталитаризм и авторитаризм. Противоположное мнение основывается на положении, что авторитаризм – это часть тоталитаризма, его разновидность. При тоталитаризме происходит монополизация власти, при авторитаризме — тоже, но здесь значение приобретает фактор политического господства одной личности. Поэтому в противовес демократическому режиму стоит тоталитаризм, выраженный разными формами, но с единой задачей.

Тоталитаризм, несмотря на многовековое свое существование, как понятие оформился в двадцатом веке. Противоположная демократии категория включает виды:

  • авторитарный;
  • деспотический;
  • расистский;
  • фашистский;
  • клирекально-фундаменталистский;
  • военно-полицейский;
  • теократический.

Почему так много? Все просто: эти виды сложились под влиянием узурпаторов власти. На что хватило их фантазии и концепций, то и стало содержанием режима.

Деспотический режим

Его еще называют абсолютистским. Формировался такой режим власти с древности и берет начало от монархической формы правления. Правитель управляет, устрашая народ. Проявление недовольства жестоко подавляется, и меры наказания не аргументированы и неоспоримы.

Этот режим проявился на первых этапах становления государственности на Ближнем Востоке и в Южной Америке.

Тиранический режим

Если власть к правителю-деспоту переходит по наследованию, то тиранический режим достигается через захват власти, переворот и смещение законного правителя. Самый яркий пример – режим Пола Пота в Кампучии. Жертвами его правления стали больше трех миллионов человек.

Власть тирана строится на устрашении и превентивном принуждении. Казни, террор, геноцид – очевидные характеристики режима.

Фашистский режим

Власть в руках партийной элиты, которой управляет диктатор. Большинство борется с меньшинством, к которым могут относиться представители какой-либо расы.

В фашистском государстве граждане объединяются вокруг цели – обретение мирового господства. Для её достижения диктатор требует от народа жертвовать и повиноваться. Пример: попытка построить Третий рейх, предпринятая Германией во главе с Адольфом Гитлером.

Реформы в социальной сфере, направленные на улучшение состояния рынка труда или повышение уровня благосостояния, отвлекают людей от прихода новой морали или религии. В той же Германии нацизм «сплели» с христианством и язычеством.

Фашистский режим в современной истории считается самым жестоким и преступным.

Расистский режим

В некоторых чертах сохранялся в США до второй половины двадцатого века. Люди белой расы провозглашались государством и единой властью, главенствующей над чернокожими. Темнокожих считали второсортными. Вешали таблички «Черным вход запрещен» и судили чернокожих пассажиров автобуса, не уступивших место белому человеку. И все это в то время, когда Юрий Гагарин полетел в космос.

Военно-политический режим

Власть, исповедующая такой режим, приходит через военный переворот. В дальнейшем тоже опирается на армию и полицию. Пример: переворот в Того и Пакистане.

Идейным вдохновителем и исполнителем переворота является военачальник. К нему и переходит после власть. Армия становится не частью власти, а самой властью. Правда, обращается к созданию государственных органов. Но они слишком переплетаются, чтобы стать различимыми. Например, в Индонезии созданные госструктуры в основном состояли из военных.

Самый иллюстрированный военный режим создал генерал Пиночет в Чили. Военная хунта с ним во главе правила больше двадцати лет, сделав своими жертвами тысячи чилийцев.

Власть опирается на насилие, загоняя народ в «казарму».

Теократический режим

Этот режим основывается на «божественном» правлении. Властитель отвечает только перед Богом. Религиозный лидер имеет статус пророка или потомка божества. Например, Микадо в древней Японии считался внуком богини. Аятолла Хомейни и король Иордании Адбалла II – потомки пророков.

Религия проникает и влияет на политику, например, в американских штатах Коннектикут и Массачусетс законы содержали тезисы теократии, а в современных демократиях Италии, Испании и Польше политической силой обладает католицизм.

Черты теократического режима проявляются в политике Бутана, Таиланда – на основе буддизма, в Непале – основой теократии там является иудаизм.

Конечно, Израиль наших дней – не теократическое государство, но раввин обладает исключительным авторитетом и политическим весом.

Однако больше других к теократическому режиму склонны исламские государства. Например, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Оман. Мусульманами управляют правители, восходящие по родовой линии к пророку Мухаммеду и его соратникам. Священнослужители участвуют в принятии политических решений, создаются фетвы – документы, определяющие правило поведения со ссылками на Коран и Сунну.

Теократический режим страхует экономика, укрепленная нефтедобывающей отраслью.

Фундаменталистский режим

Разновидность теократии. Пример: Иран под правительством Аятоллы Хомейни.

Государство и граждане должны вернуться к истокам ислама и мусульманским ценностям. Режим жесток в выполнении цели и бескомпромиссен в борьбе с безбожниками. Писателя Рушди казнили за «Сатанинские стихи».

Насилие правительства над обществом легитимно, власть имеет индульгенцию на жестокость при попрании «предписаний». В таком режиме Запад – абсолютное зло, считается, что будущее только за мусульманским фундаментализмом.

Клерикально-фундаменталистский режим

Тоже разновидность теократической политической системы. Правители не претендуют на родственную связь с Богом или пророками, но, используя веру, становятся у власти государств. Пример, сначала Египет, позже Сирия, Ирак и Ливия.

Авторитарный режим

Антидемократический политический режим с целью укрепить государство, сохранить его целостность, не допустить сепаратизма и создать эффективную экономику, при сосредоточении всей власти в руках одного человека.

Режим характеризуется централизованным управлением и санкционированным государственным насилием по отношению к гражданам. Он не может существовать без всецелой поддержки полиции или армии. Оппозиция власти недопустима.

Интересы государства важнее интересов личности, нарушение прав человека становится нормой. Однако такой режим зачастую пользуется доверием народа.

Антидемократические режимы в Европе

Когда говорят о примерах недемократического режима, то чаще всего в качестве примера приводят только Советский Союз. Но несправедливо не упоминать диктатуры в Европе. Становление антидемократических режимов в Европе в разные годы было характерно для таких стран:

  1. 30-е годы – Австрия, Испания, Португалия.
  2. В 1926 г. в Польше генерал Пилсудский пришел к власти после переворота. Почти через десять лет в стране отменят парламентскую систему и введут авторитарную военную диктатуру.
  3. Югославия, Румыния и Болгария провозгласили «королевскую диктатуру».
  4. Литва, 1927 г. Анастас Сметона стал «вождем нации», используя поддержку армии и терроризм. Разогнал парламент.
  5. Премьер-министр Латвии добился единоличной власти после госпереворота и провозгласил себя «вождем и отцом нации».
  6. Эстония в середине тридцатых годов отдала власть диктатору Константину Пятсу.

Примечательно, что авторитарные государства сразу же начинают активное экономическое сотрудничество с Германией, пропагандируя милитаризм. Прямо не узнать миролюбивых европейцев, которые решили, что только в войне могут проявить свои лучшие качества: боевой дух и преданность вождю.

Вообще, в то время в демократию искренне не верили и совершенно не стеснялись заявлять о своих сомнениях во всеуслышание.

Уинстон Черчилль говорил, что желание строить демократическое общество отпадет после нескольких минут беседы со средним избирателем. Свежо и высказывание Альбера Камю, считавшего, что демократия охраняет только лишь меньшинство. Известна цитата Иосифа Сталина о монополизации Соединенными Штатами Америки самого понятия «демократия», которое трактуется как власть американского народа. И только его.

www.syl.ru

Рейтинг стран по уровню демократии

1Норвегия9.93Полная демократия
2Швеция9.73Полная демократия
3Исландия9.65Полная демократия
4Дания9.52Полная демократия
5Новая Зеландия9.26Полная демократия
6Австралия9.22Полная демократия
7Швейцария9.09Полная демократия
8Канада9.08Полная демократия
9Финляндия9.06Полная демократия
10Нидерланды8.99Полная демократия
11Люксембург8.88Полная демократия
12Австрия8.62Полная демократия
13Ирландия8.56Полная демократия
14Германия8.34Полная демократия
15Мальта8.28Полная демократия
16Великобритания8.21Полная демократия
17Чехия8.19Полная демократия
18Уругвай8.17Полная демократия
18Маврикий8.17Полная демократия
20Южная Корея8.13Полная демократия
21Соединенные Штаты Америки8.11Полная демократия
22Коста Рика8.10Полная демократия
23Япония8.08Полная демократия
24Бельгия8.05Полная демократия
25Испания8.02Полная демократия
26Кабо-Верде7.92Недостаточная демократия
26Португалия7.92Недостаточная демократия
28Франция7.88Недостаточная демократия
28Словения7.88Недостаточная демократия
30Ботсвана7.85Недостаточная демократия
31Южная Африка7.79Недостаточная демократия
32Италия7.74Недостаточная демократия
33Греция7.65Недостаточная демократия
34Эстония7.61Недостаточная демократия
35Тайвань7.57Недостаточная демократия
36Чили7.54Недостаточная демократия
37Израиль7.53Недостаточная демократия
38Индия7.52Недостаточная демократия
39Ямайка7.39Недостаточная демократия
40Словакия7.35Недостаточная демократия
41Кипр7.29Недостаточная демократия
42Латвия7.24Недостаточная демократия
43Тимор-Лешти7.16Недостаточная демократия
44Польша7.12Недостаточная демократия
44Бразилия7.12Недостаточная демократия
46Панама7.08Недостаточная демократия
47Литва7.05Недостаточная демократия
48Тринидад и Тобаго6.99Недостаточная демократия
49Венгрия6.96Недостаточная демократия
50Хорватия6.93Недостаточная демократия
51Мексика6.90Недостаточная демократия
52Аргентина6.84Недостаточная демократия
53Индонезия6.76Недостаточная демократия
54Болгария6.72Недостаточная демократия
55Лесото6.66Недостаточная демократия
56Суринам6.65Недостаточная демократия
57Колумбия6.63Недостаточная демократия
58Таиланд6.55Недостаточная демократия
59Румыния6.54Недостаточная демократия
60Доминикана6.49Недостаточная демократия
61Сальвадор6.47Недостаточная демократия
61Перу6.47Недостаточная демократия
63Гонконг6.42Недостаточная демократия
64Малайзия6.41Недостаточная демократия
65Монголия6.35Недостаточная демократия
66Сербия6.33Недостаточная демократия
67Молдова6.32Недостаточная демократия
67Папуа — Новая Гвинея6.32Недостаточная демократия
69Филиппины6.30Недостаточная демократия
70Замбия6.26Недостаточная демократия
70Парагвай6.26Недостаточная демократия
72Намибия6.24Недостаточная демократия
73Македония6.16Недостаточная демократия
74Сенегал6.09Недостаточная демократия
75Малави6.08Недостаточная демократия
76Черногория6.05Недостаточная демократия
76Гайана6.05Недостаточная демократия
78Гана6.02Недостаточная демократия
79Бенин6.00Недостаточная демократия
80Украина5.91Гибридный режим
81Гватемала5.88Гибридный режим
81Сингапур5.88Гибридный режим
81Танзания5.88Гибридный режим
84Бангладеш5.86Гибридный режим
85Боливия5.84Гибридный режим
85Гондурас5.84Гибридный режим
87Эквадор5.78Гибридный режим
88Турция5.76Гибридный режим
89Шри-Ланка5.75Гибридный режим
90Тунис5.67Гибридный режим
90Албания5.67Гибридный режим
92Никарагуа5.56Гибридный режим
93Грузия5.53Гибридный режим
94Уганда5.16Гибридный режим
95Ливия5.15Гибридный режим
95Венесуэла5.15Гибридный режим
97Мали5.12Гибридный режим
98Босния и Герцеговина5.11Гибридный режим
99Ливан5.05Гибридный режим
100Камбоджа4.96Гибридный режим
101Либерия4.95Гибридный режим
102Мозамбик4.88Гибридный режим
103Палестина4.80Гибридный режим
104Кения4.71Гибридный режим
104Сьерра-Леоне4.71Гибридный режим
106Кыргызстан4.69Гибридный режим
107Бутан4.65Гибридный режим
108Пакистан4.57Гибридный режим
109Египет4.56Гибридный режим
110Мавритания4.17Гибридный режим
111Непал4.16Гибридный режим
111Нигер4.16Гибридный режим
113Ирак4.10Гибридный режим
114Армения4.09Гибридный режим
115Марокко4.07Гибридный режим
116Гаити3.96Гибридный режим
117Мадагаскар3.93Авторитарный режим
118Алжир3.83Авторитарный режим
119Кувейт3.78Авторитарный режим
120Нигерия3.77Авторитарный режим
121Иордания3.76Авторитарный режим
122Россия3.74Авторитарный режим
123Эфиопия3.72Авторитарный режим
124Фиджи3.67Авторитарный режим
125Бурунди3.60Авторитарный режим
126Габон3.56Авторитарный режим
127Буркина Фасо3.52Авторитарный режим
127Куба3.52Авторитарный режим
127Коморские Острова3.52Авторитарный режим
130Того3.45Авторитарный режим
131Камерун3.44Авторитарный режим
132Руанда3.36Авторитарный режим
133Ангола3.35Авторитарный режим
134Гамбия3.31Авторитарный режим
135Оман3.26Авторитарный режим
136Кот-д’Ивуар3.25Авторитарный режим
137Свазиленд3.20Авторитарный режим
138Катар3.18Авторитарный режим
139Азербайджан3.15Авторитарный режим
140Йемен3.12Авторитарный режим
141Беларусь3.04Авторитарный режим
142Китай3.00Авторитарный режим
143Казахстан2.95Авторитарный режим
144Вьетнам2.89Авторитарный режим
144Конго2.89Авторитарный режим
146Гвинея2.79Авторитарный режим
147Джибути2.74Авторитарный режим
148Зимбабве2.67Авторитарный режим
149Объединенные Арабские Эмираты2.58Авторитарный режим
150Бахрейн2.53Авторитарный режим
151Таджикистан2.51Авторитарный режим
152Афганистан2.48Авторитарный режим
153Эритрея2.40Авторитарный режим
154Судан2.38Авторитарный режим
155Мьянма2.35Авторитарный режим
156Лаос2.32Авторитарный режим
157Центрально-Африканская Республика1.99Авторитарный режим
158Иран1.98Авторитарный режим
159Демократическая Республика Конго1.92Авторитарный режим
160Экваториальная Гвинея1.83Авторитарный режим
161Узбекистан1.72Авторитарный режим
161Туркменистан1.72Авторитарный режим
163Саудовская Аравия1.71Авторитарный режим
164Сирия1.63Авторитарный режим
165Чад1.62Авторитарный режим
166Гвинея-Бисау1.43Авторитарный режим
167Северная Корея1.08Авторитарный режим

nonews.co

Рейтинг стран мира по уровню демократии


Индекс демократии стран мира (The Democracy Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю уровня демократии. Рассчитан по методике британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist), основанной на комбинации экспертных оценок и результатов опросов общественного мнения из соответствующих стран. Исследование проводится с 2006 года и публикуется раз в два года.

Индекс демократии измеряет уровень демократии внутри государства и основан на методологии экспертных оценок и результатах опросов общественного мнения из соответствующих стран, характеризующих состояние 60 ключевых показателей, сгруппированных в пять основных категорий:

Индекс составлен из 60 ключевых показателей, сгруппированных в пять основных категорий, которые характеризуют состояние демократии внутри государства:

  1. Избирательный процесс и плюрализм.
  2. Деятельность правительства.
  3. Политическое участие.
  4. Политическая культура.
  5. Гражданские свободы.

В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе Индекса демократии и классифицируются по типу режима власти четырьмя категориями:

  1. Полная демократия.
  2. Недостаточная демократия.
  3. Гибридный режим.
  4. Авторитарный режим.

Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в докладе, который публикуется по результатам очередного сравнительного исследования. Следует отметить, что организация не указывает ни самих экспертов, ни их количество, являются ли эти специалисты сотрудниками Economist Intelligence Unit или независимыми учёными. Очевидно, по ряду этих причин доклады серии «Democracy Index» никогда не были представлены в каком-либо академическом контексте и практически не используются в качестве источников данных для научных исследований.

gtmarket.ru

Недемократические политические режимы: происхождение, сущность, основные признаки.




Поиск Лекций




 

Начнем с тоталитарного политического режима. Термин «тоталитаризм» (от латинского – целостность) появился в 20-е гг. ХХ в. в Италии, в политическом словаре социалистов. Затем его широко использовал лидер итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики своего режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила это понятие, определяя режим, сложившийся в Советском Союзе к тому времени. А после Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в гитлеровской Германии, СССР, а также странах «победившего социализма». Тогда же появились первые серьезные теоретические работы, в которых предпринимались попытки объяснить сущность данного явления. Среди этих трудов особое место занимают такие как «Дорога к рабству» Ф. Хайека, «Происхождение тоталитаризма» Х. Арендт, «Тоталитарная диктатура и автократия» К. Фридриха и З. Бжезинского.

Сегодня под тоталитаризмом понимается политический режим, при котором государство стремится к полному, всеохватывающему контролю за всеми сторонами жизни каждого человека и общества в целом.

Отдельные элементы тоталитарного режима исторически обнаруживаются во многих типах диктатур, но в целостном виде все то, что органично присуще этому порядку появилось лишь в ХХ в. В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие признаки, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность. Это:

1. Монополизация власти единственной массовой партией, построенной по олигархическому принципу. Эта партия, как правило, возглавляется одним челове­ком, диктатором или вождем, стоит над государственными органами или тесно с ни­ми переплетается.

2. Права и свободы граждан носят формальный декларативный характер, хотя государство и выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание.

3. Наличие государственной идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества. Главное ее назначение– сплотить граждан для построения нового общества, в основе же этой идеологии лежит серия мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.), которые отражают силу магических символов.

4. Постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики.

5. Жесткий контроль со стороны государства за экономикой, ликвидация почти всех форм негосударственной собственности.

6. Монополия государства на средства массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность – прославление существующего строя, его достижений. С помощью СМИ решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим. В обществе полностью отсутствует плюрализм.



7. Монополия на средства во­оруженной борьбы, устране­ние возможности организованного сопротивления оппо­зиции и даже самого факта ее существования.

Вместе с тем есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тотали­таризма. Различают две основные: правый и левый тоталитаризм. К первому типу относятся итальянский фашизм и германский национал-социализм, ко второму — сталинизм и маосизм.

Правый тоталитарный режим характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Левый тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидируется, а, следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества.

Тоталитаризм отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля, он функционирует в соответствии с принципом – «запрещено все, кроме того, что приказано властью». При этом режиме по существу стирается грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным.

Тоталитаризм зарождается, как правило, в условиях глубокого кризиса общественно-политической системы. Он может появиться и развиваться в любой стране, какими бы ни были её социально-экономические и идейно-политические особенности. Как показывает исторический опыт, такой режим может быть весьма устойчив и способен мобилизовать для достижения своих целей огромные силы. Выделяют следующие причины возникновения тоталитаризма: революция, военное положение, резкое обострение внутренних противоречий, кризис политической власти, навязывание извне.




Вместе с тем, общественная практика показывает, что сплотить общество, все его сферы и человеческие ресурсы на основе утопического идеала удаётся лишь на определённом историческом отрезке. С размыванием веры основных слоёв населения в идеалы, ценности и цели тоталитарной идеологии, режим начинает терять свои специфические формы. Такое положение, по сути дела, означает конец тоталитаризма в его «чистом виде», поскольку нарушается один из основополагающих его принципов — тотальность, тотальное единство массы и вождя. Тоталитаризм классических форм превращается в своеобразный авторитаризм с тоталитарным пластом на официальном уровне при одновременном отчуждении от режима не только узких группировок, но и широких слоёв населения. В конечном итоге постепенно, но неумолимо вызревает проблема смены режима. Таким образом, необходимы условия для формирования тоталитаризма. Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных режимов главную роль, как показывает история, играют:

1. глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика, да и вся общественная жизнь государства. Тоталитаризм — это «реак­ция» общества на кризисы.

2. индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию современной системы массовых коммуникаций, усложнила организацию общества, усилив всеобъемлющий контроль за личностью. В этот период появились первые монополии, наладившие тесное взаимодействие с государством. Функции государства расширились, и создавалась иллюзия, что стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная государственная власть.

3. маргинализация различных социальных групп, т.е. в обществе появились промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре общества, утратившие социально-культурную и социально-этническую идентификацию. А именно маргинальные группы и явились основными сторонниками тоталитаризма.

4. коллективистское мировоззрение, представляющее окружающий мир хорошо организованной машиной, состоящей из центра управления, узлов и винтиков, подчиняющуюся единой команде, выражающей общие цели. В условиях, когда разрушаются традиционные структуры, и у человека рож­дается чувство потерянности и оди­ночества, требующее объединения на новой основе, идеология, основанная на превосходстве коллективистского над индивидуальным, приобретает особую привлекательность.

Итак, тоталитаризм представляет собой весьма устой­чивый политический режим, однако, его стабильность постепенно раз­рушается из-за низкой степени адаптации к новым требованиям, неразвитости процессов артикуля­ции и агрегирования интересов.

Другим типом недемократических политических режимов является авторитаризм.

Причем немало учёных, как в прошлом, так и в настоящем, весьма позитивно оценивали и оцени­вают данный тип организации власти. Так, еще в XVIII в. француз­ские мыслители Ж. де Местор и Л. де Бональд, рассматривая авторитет как стержень государственного порядка, видели в нем альтерна­тиву хаосу, способ установления равновесия между борющимися в обществе группами. Испанец Д. Кортес видел в авторитарном полити­ческом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие спло­ченности нации, государства и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторита­ризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходи­мую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей диктатуры») в качестве наиболее оптимальной фор­мы политического обеспечения перехода отсталых стран к современ­ной демократии.

Авторитарный режим был известен на протяжении многих веков. К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, диктатуры древнеримской империи, феодальные государства средневековой Европы, абсолютизм нового времени, политические режимы части европейских стран между 1 и 2 мировыми войнами, а в наши дни – это Индонезия, КНР, Мексика, Сингапур, Турция и другие страны Азии, Африки, Востока. Это связано с тем, что авторитаризм вообще присущ власти и политике. Само значение понятия «власть» появилось как перенос понятий уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или органа власти. Центральным становится господство определённой личности (старейшины, вождя, монарха,диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты), осуществляющих чрезмерную централизацию в управлении жизнью общества. При этом политическая власть в большей степени основывается на силе авторитета, чем на насилии.

Авторитаризм – это политический режим, установленный и навязанный такой формой политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других (прежде всего представительных) ее институтов; не допускается политическая оппозиция, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах.

Среди ученых до сих пор продолжаются споры по вопросу о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Некоторые рассматривают тоталитаризм как одну из разновидностей авторитарных режимов, другие считают эти режимы самостоятельными типами.

Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. И тот и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограничены. Представительные органы власти управляемы, либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается или вообще запрещена. Объединяет их диктатура, но тоталитаризм — это диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей. Авторитарные режимы не уничтожают все аль­тернативные базы власти в обществе. Сохранение «рас­сеянной» экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможностью их трансформации (Примеры тому — Бра­зилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов 20 века).

Исследуя причины существования авторитаризма, политологи отмечают наличие как разумных, оправданных конкретной ситуацией оснований для его возникновения, так и иррациональных, вызванных к жизни лишь качествами лидера (властолюбие, подозрительность, нетерпимость к чужому мнению и т.д.).

Исторический опыт свидетельствует, что авторитарные политические режимы оправдывают себя только как краткосрочное средство мобилизации сил общества для преодоления конкретных препятствий на пути его развития (например, в условиях войны). Если же существование авторитарного режима затягивается, то издержки авторитаризма превышают его эффективность. Он немедленно оказывается перед выбором: либо демократизировать режим и получить широкую поддержку населения, либо ужесточить политику и перейти к принуждению и диктату. Тем самым открывается дорога тоталитаризму.

При большом разнообразии авторитарных режимов, сравнительный анализ позволяет выявить их общие характерные черты:

1. Автократизм, концентрация влас­ти в руках политического лидера или определенной группы.

2. Недооценка, игнорирова­ние принципа разделения властей.

3. Наличие у государства лишь клю­чевых, решающих рычагов регу­лирования общественной жизни. Действие принципа: разрешено все, кроме политики.

4. Ограничение и строгая регламен­тация политических прав и поли­тического поведения, как отдель­ных граждан, так и общественно-политических организаций.

5. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы, что приводит к приоритету клановости при подборе управленцев.

6. Типичная форма поведения граждан — конформизм, политическое от­чуждение.

7. Отсутствие огромного репрес­сивного аппарата.

8. Присутствие некоторых элементов демократии (выборы, парламент­ская борьба).

9. СМИ более свободны, но может существовать цензура, как социальный государственный институт.

Среди множества авторитарных по­рядков можно выделить следующие их основные типы:партийные, кор­поративные, военные, национальные и режимыличной власти.

Особенностьпартийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группи­ровкой. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отне­сены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государ­ства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате револю­ций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных ус­ловиях в странах Восточной Европы, где были установлены комму­нистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных случаях ре­жимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима.

Военные режимы, как правило, возникают в результате перево­ротов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установле­ния военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки от­личаются подавлением значительной части политических и граждан­ских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и при­нуждением, не исключающим использование физического насилия.

Моделинационального авторитаризма возникают в результате до­минирования в политической элите национальной или этничес­кой группы. В настоящее время они существуют в Узбекистане, Туркменистане, Казахстане и др. В этих странах прово­дится негласная политика вытеснения инонациональных групп. Отсутствие многих механиз­мов, способствующих либо ужесточению власти правящего режима, либо, напротив, сохранению баланса политических сил, вызывает особую нестабильность, чреватую возможностью разви­тия событий в сторону открытого политического конфликта.

Корпоративные режимы олицетворяет собой власть бюрократи­ческих, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становит­ся прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Наиболее распространенной экономической предпосылкой кор­поративного авторитаризма является госпредпринимательство, в ре­зультате которого чиновники получают огромные личные доходы. Го­сударственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие ре­шений.

Как отмечают многие исследователи, в настоящее время в российском обществе складывается олигар­хически-корпоративный тип политической системы, при которой вли­яние на рычаги власти имеют представители наиболее богатых кру­гов общества, крупного капитала. По официальному признанию вла­стей, теневые, криминальные структуры контролируют уже более половины государственной экономики и частного сектора. Причем процесс срастания власти и криминала продолжается.

Режимыличной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Фран­ко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер прав­ления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со сторо­ны оппозиции.

Современные исследователи отмечают, что в современных условиях авторитаризм в «чистом» виде, не опирающийся на активную массовую поддержку и ряд демократических институтов, едва ли может быть инструментом прогрессивного развития общества. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам – важнейшая практическая задача конструктивного реформирования общества. Чтобы было понятно о каких демократических элементах идет речь, рассмотрим демократический политический режим.

 












poisk-ru.ru