Недемократические страны – Характеристики демократического государства | Признаки демократических государств | Глава 2. Демократические и недемократические государства | Часть I. Теоретические и исторические перспективы | Читать онлайн, без регистрации
Недемократические страны мира | Твоя Параллель
В честь Международного дня демократии «Твоя Параллель» рискнула составить список самых недемократических государств нашей планеты.
В рамках нашего недемократического хит-парада переносимся в самую жаркую часть Земли. В далекой Африке есть небольшое государство Нигерия. Права человека в этой стране, мягко говоря, не уважают. Начнем с того, что в Нигерии практикуются произвольные аресты. А если вы, не дай бог, угодили в нигерийскую тюрьму, то вам придется столкнуться с жестоким и унизительным обращением надзирателей и опасными для жизни условиями, царящими в тюрьме. Помимо прочего, в стране частенько встречаются случаи внесудебных убийств и судебная коррупция.
На улицах нигерийских городов торгуют взрослыми и детьми (!) с целью проституции, используют детей как рабочую силу.
Права в этой африканской стране исходят из предписанных обычаев и традиций (одним из ужаснейших проявлений таких неписанных законов является женское обрезание), а вовсе не из Конституции, которая, кстати говоря, на практике не имеет никакой высшей силы.
После вышепрочитанного ваши глаза оказались на лбу? Не торопитесь возвращать их на место, потому что сейчас мы телепортируемся в исламские страны.
Главным камнем преткновения является положение женщины в исламе. Согласно Корану, мужчина, по сравнению с женщиной, занимает более высокое положение. Например, в Саудовской Аравии женщина не имеет права появляться на публике, управлять автомобилем, голосовать без присутствия мужчины, также женщины не имеют права работать и противоречить словам мужа.
Женщинам во многих исламских государствах не разрешено появляться на улице без хиджаба. Жена должна полностью подчиняться мужу, причем в брак она может вступить только с мусульманином. Часто, в обход исламских законов, в семьях мусульман практикуется насилие. За то, что женщина осмеливается первой заговорить с мужчиной, ее может ожидать суровая расправа: ее могут избить, изувечить, облить кислотой или убить.
А сейчас речь пойдет о… Уверена, вы уже догадались, что следующая в нашем ТОПе — КНДР. Это закрытое государство является соседом Южной Кореи. Граждане КНДР не могут выезжать за границы государства без специального разрешения. Представьте: никаких поездок на юг, никаких путешествий к морю. Нарушите закон, и вы труп. Жители Северной Кореи и не знают, что такое интернет. Вместо этого имеется внутренняя сеть Кванмён, но она подвергается строгой цензуре.
Помимо запрета на интернет есть запрет на просмотр телевидения, на прослушивание иностранной музыки, употребление алкоголя и распространение иностранной литературы.
О какой демократии может идти речь, если гражданам КНДР запрещено иметь своё мнение и критиковать существующий политический режим.
Кстати, в КНДР даже существует утвержденный перечень причесок. Этакая парикмахерская тирания.
Александра Кравчук
tvoyaparallel.ru
Демократические страны. Полная демократия. Рейтинг стран мира по уровню демократии
В истории становления любого государства есть примеры людей, которые боролись за свободу народа, равенство перед законом и культуру правления. Демократические порядки устанавливались в разных странах по-своему. Над определением демократии раздумывало множество ученых и исследователей.
Они смотрели на этот термин и с политической точки зрения, и с философской. И смогли дать эмпирическое описание разнообразных практик. Тем не менее теория не всегда давала свои плоды. Чаще всего на формирование понятие влияла практика государств. Благодаря ей можно было установить и создать нормативные модели демократического устройства. Сегодня в политологии трудно найти одно-единственное определение того или иного понятия. Поэтому прежде чем мы узнаем, какие демократические страны остались на карте мира, разберемся с общими терминами.
Власть народу
Демократия – это древнегреческий термин, который дословно трактуется как «власть народа». В политической науке это понятие обозначает режим, фундаментом для которого служит принятие коллективного решения. При этом воздействие на каждого члена должно быть равным.
В принципе, такой метод применим к разнообразным организациям и структурам. Но наиболее важным его приложением по сей день является держава. Это связано с тем, что государство имеет большую власть, а поэтому организовать ее и справляться с ней трудно.
Итак, демократические страны в этом аспекте должны характеризоваться по следующим признакам:
- Осуществление людьми честных и обязательных выборов своего лидера.
- Легитимный источник власти – народ.
- Самоуправление обществом происходит ради удовлетворения интересов и установления общего блага в стране.
Каждый член общества имеет свои права, которые необходимы для обеспечения народного правления. К демократии часто относят целый спектр ценностей, который является «лакмусовой бумажкой» в политических опытах:
- Равенство, как политическое, так и социальное.
- Свобода.
- Законность;
- Права человека.
- Право на самоопределение и др.
Неточности
Вот отсюда-то и начинаются неточности. Идеала народовластия трудно достичь, поэтому толкование «демократии» разнится. Уже с 18 века появились типы, точнее, модели этого режима. Наиболее известным считается прямая демократия. Эта модель предполагает принятие решения гражданами за счет консенсуса либо путем подчинения меньшинства большинству.
Рядом можно указать и представительную демократию. Этот тип предполагает принятие решения народом через избранных им депутатов либо других лиц, имеющих определенные должности. В этом случае эти персоны делают выбор, опираясь на мнение тех, кто им доверился, а после отвечают за результат перед ними.
За что боролись?
Нужно понимать, что такой политический режим, как демократия, работает на то, чтобы ограничить произвол и злоупотребление властью. Этого всегда было сложно достичь, особенно в тех странах, где гражданские свободы и другие ценности не были признанными правительством и оставались беззащитными в политической системе.
Сейчас понятие «демократия» имеет две стороны медали. Народовластие нынче стали отождествлять с либеральным управлением. Благодаря этому типу демократии наряду с честными и открытыми периодическими выборами существует верховенство права, раздел и ограничение власти, установленное конституцией.
С другой стороны, многие экономисты и политологи считают, что реализовать право принятия решений, связанных с политикой, а также влияние народа на систему государства, невозможно без становления социальных прав, низкого уровня неравенства в социально-экономическом аспекте, а также равноправия возможностей.
Угрозы
Демократические страны всегда стоят перед угрозой авторитарного режима. Главной проблемой для такой системы правления всегда остается сепаратизм, терроризм, рост социального неравенства или миграция. Несмотря на то что в мире существует множество организаций, которые защищают свободу и права граждан, история не лишена случаев, когда были спровоцированы спорные политические конфликты.
Современное положение вещей
Прежде чем мы рассмотрим самые демократические страны мира, следует посмотреть на общую картину современного положения. Несмотря на разнообразия режимов народовластия, нынче число стран-демократов наибольшее за всю историю. Больше половины всего населения земного шара может участвовать в выборах. При этом даже такой режим, как диктатура, с легкостью может существовать от имени народа.
Известно, что те страны, которые функционируют под демократическим режимом, наделили правом голоса почти всё совершеннолетнее население. Но позже столкнулись с такой проблемой, что интерес к политической жизни начал резко падать. К примеру, в США участие в выборах принимает 30-40% населения.
Этому есть несколько причин. Чтобы полностью разобраться с политикой своей страны, необходимо запастись не просто терпением, но и вагоном времени. Некоторые граждане считают, что политики больше уделяют времени политической гонке и собственным интересам. Другие и вовсе не видят различий между противоборствующими партиями. Так или иначе, современное положение вещей ведет к тому, что снова возрождается интерес к прямой форме демократии.
Аналитика
Многие политологи работали над тем, чтобы каждое государство мира получило свое определение. Британский исследовательский центр рассчитал методику, которая могла бы определить рейтинг стран мира по уровню демократии. Теперь можно классифицировать 167 стран. Каждая из них имеет свой индекс демократии.
Ныне сложно сказать, насколько объективным можно считать отбор государств по этому принципу. Всего существует 5 категорий по 12 показателей. Впервые индекс применили в 2006 году. За это время было несколько поправок, связанных с изменениями в политической картине мира. И даже спустя 10 лет не известно, кто же входит в комиссию: возможно, это сотрудники исследовательского центра, а может, независимые ученые.
Принцип
Итак, чтобы ранжировать государство на четыре категории, необходимо измерить уровень демократии внутри страны. Также нужно исследовать экспертные оценки и результаты опросов общественного мнения. Каждую страну характеризуют по 60 показателям, которые группируют в несколько категорий:
- Процесс выборов и плюрализм.
- Работа правительства.
- Участие граждан в политике своего государства.
- Политическая культура.
- Гражданские свободы.
Категории
По этому принципу страны можно разделить на несколько категорий. Первая – полная демократия. Многие и по сей день считают, что данный режим является недостижимым теоретическим идеалом. И тем не менее на данный момент в эту категорию входит 26 стран – это 12% всего населения. Есть мнение, что почти половину всех стран можно отнести к этому типу, но экспертное мнение немного разнится. 51 государство они относят в категорию «недостаточная демократия».
Третьей категорией считается гибридный режим, который является симбиозом народовластия и авторитаризма. В мире существует 39 держав с таким типом. Оставшиеся 52 страны все еще сохраняют авторитарный режим. Кстати, к четвертой категории можно отнести треть населения планеты – более 2.5 миллиарда человек.
Первый из первых
Последняя известная индексация была осуществлена в 2014 году. Всего к полноценной демократии можно отнести 25 стран. В первую десятку входит Исландия, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Канада, Нидерланды, Швейцария и Австралия.
Лидером уже несколько лет подряд считается Норвегия. Эта конституционная монархия получила индекс 9.93. Это государство в Северной Европе занимает часть Скандинавского полуострова. Ныне королем Норвегии является Харальд V. Унитарное государство основывается на принципе парламентской демократии.
Родина Пеппи Длинныйчулок
Второе место занимает Швеция (9.73). Это государство находится по соседству с Норвегией. Расположено также на Скандинавском полуострове. Державой управляет Карл XVI Густав. Форма правления построена также на принципе парламентской демократии в симбиозе с конституционной монархией.
Маленькое государство
Третье место с индексом 9.58 занимает Исландия. На карте эту страну можно найти рядом с Европой. Это островное государство. Президентом является Гвюдни Йоуханнессон, который в июне этого года занял пост. Он является независимым кандидатом. Также знаменит тем, что имеет научную степень – профессор исторических наук. Несмотря на то что Исландия на карте еле заметна, эта страна находится не только в тройке лидеров демократических стран, но и знаменита благодаря другим своим рекордам. Например, как самый большой остров вулканического происхождения.
В надежных руках
Новая Зеландия заняла четвертую строчку (9.26). Это государство находится в Полинезии, в юго-западной части Тихого океана. Как и в Норвегии, здесь главенствует конституционная монархия и парламентская демократия. Этой страной правит знаменитая королева Елизавета II. Кстати, помимо того, что она является главой Британского Содружества наций и непосредственно Британии, она также королева 15-ти независимых государств, в том числе Канады, Белиза, Барбадоса, Гренады и др. Непосредственно в самой Новой Зеландии есть генерал-губернатор Джерри Матепараи.
Женская опека
Дания также попала в демократические страны и заняла в рейтинге пятое место (9.11). Еще одно государство, которое находится в Северной Европе. Этой державой также правит женщина – Маргрете II. Поэтому Дания – это конституционная монархия. Королеве помогает однопалатный парламент, который называется фолькетинг.
Сложное политическое устройство
Швейцария занимает шестую строчку (9.09). Это федеративная республика, конфедерация, которая работает с двухпалатным парламентом и по принципу полупрямой демократии. Швейцария имеет непростое политическое устройство. Президент Йоханн Шнайдер-Амманн является председателем Федеративного совета, но по факту он не является главой государства. Эта роль отведена всем членам совета. Хотя в случае сложных политических решений, его голос будет решающим.
Президент считается первым среди равных и у него нет полномочий руководить членами Федеративного совета. Избирается лишь на год. Причем делает это не народ, а члены совета. Их всего семь человек. Помимо того, что они коллективно управляют государством, каждый из них имеет свой департамент. Например, нынешний президент отвечает за Федеральный департамент по экономическим вопросам, образованию и исследованиям.
Многонациональная страна
Седьмое место заняла Канада (9.08). Это государство находится в Северной Америке. Как уже говорилось ранее, главой государства является королева Великобритании. Но внутри страны правит генерал-губернатор Дэвид Джонстон. Канада – это федерация с парламентарной монархией и парламентской демократией.
Государство состоит из 10-ти провинций. Наиболее популярной считается Квебек. Именно тут проживает большая часть франкоговорящего населения. Остальные провинции в большей степени являются «английскими».
Стабильность
С индексом 9.03 восьмое место заняла Финляндия. Характеристика страны главным образом базируется на оценке державы, как самой стабильной. В 2010 году государство стало лучшим в мире. Находится оно на севере Европы. Это парламентско-президентская республика, основанная на парламентской демократии. С 2012 года главой государства является Саули Нийнистё.
Президент избран всенародным голосованием сроком на шесть лет. Высшая исполнительная власть принадлежит ему. Часть законодательной власти также находится в руках главы страны, но вторую половину контролирует парламент – Эдускунте.
Государство-материк
Австралия занимает 9-е место в рейтинге демократических стран мира (9.01). Эта держава находится по соседству с Новой Зеландией и занимает одноименный материк. Главой страны считается королева Британского Содружества наций. Генерал-губернатор – Питер Косгроув. Австралия – это парламентарная монархия, которая существует как и все доминионы Великобритании. Деятельность правительства на прямую связана с Елизаветой II и Тайным советом.
Австралия признана одной из самых развитых стран мира. У неё стабильная экономика, высокий показатель ВВП на душу население. Она занимает второе место по индексу развития человеческого потенциала и с легкостью могла бы стать первой в рейтинге демократических стран.
Топ-10
Завершают первую десятку стран с полноценной демократией Нидерланды (8.92). Это государство является конституционной монархией. В данный момент глава королевства Виллем-Александр. В Нидерландах функционирует двухпалатный парламент, который основывается на парламентскую демократию. Столицей государства принято считать Амстердам. Именно тут монарх приносит присягу на верность королевству. Но существует и фактическая столица Гаага, где разместилась резиденция правительства.
Другие лидеры
В 26 государств с полноценной демократией также входит Великобритания, Испания, Ирландия, США, Япония, Южная Корея, Уругвая, Германия и др. Но стоит, пожалуй, упомянуть о последних местах рейтинга, о тех странах, которые подвластны авторитарному режиму. На 167-м месте расположилась Северная Корея с индексом 1.08. Немного выше её в рейтинге находятся Центрально-Африканская республика, ЧАД, Экваториальная Гвинея, Сирия, Иран, Туркменистан и Конго.
Россия занимает 117 строчку с рейтингом 3.92. Перед ней находится Камерун, после — Ангола. Белоруссия находится еще ниже России, на 139 месте (3.16). Обе страны относятся к категории «авторитарный режим». Украина находится на 79 месте в категории переходной режим и с индексом 5.94.
Нет развития
За несколько последних лет демократические страны Европы утратили свои позиции. Особенно это относится к восточной территории. Вместе с Россией упали в рейтинге и остальные страны СНГ. Некоторые сдали свои позиции незначительно, некоторые — на 5-7 ступеней.
С 2013 года глобальное народовластие остановилось. У этого режима нет регресса, но и прогресс не наблюдается. Такая ситуация относится к общей картине мира. В отдельных примерах все же заметен регресс. Многие государства теряют свои демократические процессы. Особенно на это влияет экономический кризис.
Авторитарные режимы, наоборот, стали еще более мощными. Так, демократия, которая наращивалась в мире начиная с 1974 года, ныне имеет рецессивный характер. Помимо того, что начинается снижение доверия к политическим институтам, особенно это касается Европы. Также и сам процесс народовластия не приносит населению желаемого результата.
fb.ru
1 | Норвегия | 9.93 | Абсолютная демократия | 10 | 9.64 | 10 | 10 | 10 |
2 | Исландия | 9.5 | Абсолютная демократия | 10 | 8.93 | 8.89 | 10 | 9.71 |
3 | Швеция | 9.39 | Абсолютная демократия | 9.58 | 9.64 | 8.33 | 10 | 9.41 |
4 | Новая Зеландия | 9.26 | Абсолютная демократия | 10 | 9.29 | 8.89 | 8.13 | 10 |
5 | Дания | 9.2 | Абсолютная демократия | 9.58 | 9.29 | 8.33 | 9.38 | 9.41 |
6 | Канада | 9.15 | Абсолютная демократия | 9.58 | 9.64 | 7.78 | 8.75 | 10 |
7 | Ирландия | 9.15 | Абсолютная демократия | 9.58 | 7.86 | 8.33 | 10 | 10 |
8 | Швейцария | 9.09 | Абсолютная демократия | 9.58 | 9.29 | 7.78 | 9.38 | 9.41 |
9 | Финляндия | 9.03 | Абсолютная демократия | 10 | 8.93 | 7.78 | 8.75 | 9.71 |
10 | Австралия | 9.01 | Абсолютная демократия | 9.58 | 8.93 | 7.78 | 8.75 | 10 |
11 | Люксембург | 8.81 | Абсолютная демократия | 10 | 8.93 | 6.67 | 8.75 | 9.71 |
12 | Нидерланды | 8.8 | Абсолютная демократия | 9.58 | 8.57 | 8.33 | 8.13 | 9.41 |
13 | Германия | 8.63 | Абсолютная демократия | 9.58 | 8.57 | 7.78 | 7.5 | 9.71 |
14 | Австрия | 8.41 | Абсолютная демократия | 9.58 | 7.86 | 8.33 | 6.88 | 9.41 |
15 | Мальта | 8.39 | Абсолютная демократия | 9.17 | 8.21 | 6.11 | 8.75 | 9.71 |
16 | Великобритания | 8.36 | Абсолютная демократия | 9.58 | 7.14 | 7.22 | 8.75 | 9.12 |
17 | Испания | 8.3 | Абсолютная демократия | 9.58 | 7.14 | 7.22 | 8.13 | 9.41 |
18 | Маврикий | 8.28 | Абсолютная демократия | 9.17 | 8.21 | 5.56 | 8.75 | 9.71 |
19 | Уругвай | 8.17 | Абсолютная демократия | 10 | 8.93 | 4.44 | 10 | |
20 | Япония | 7.99 | Ограниченная демократия | 8.75 | 8.21 | 6.67 | 7.5 | 8.82 |
21 | Соединенные Штаты | 7.98 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.14 | 7.22 | 8.13 | 8.24 |
22 | Италия | 7.98 | Ограниченная демократия | 9.58 | 6.43 | 7.22 | 8.13 | 8.53 |
23 | Кабо-Верде | 7.94 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.86 | 6.67 | 6.88 | 9.12 |
24 | Франция | 7.92 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 7.78 | 6.25 | 8.82 |
25 | Южная Корея | 7.92 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.5 | 7.72 | 7.5 | 8.24 |
26 | Коста-Рика | 7.88 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 6.11 | 6.88 | 9.71 |
27 | Ботсвана | 7.87 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.14 | 6.11 | 7.5 | 9.41 |
28 | Португалия | 7.86 | Ограниченная демократия | 9.58 | 6.79 | 6.67 | 6.88 | 9.41 |
29 | Израиль | 7.85 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.5 | 8.89 | 7.5 | 6.18 |
30 | Эстония | 7.85 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.86 | 6.11 | 6.88 | 8.82 |
31 | Чешская Республика | 7.82 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 6.67 | 6.88 | 8.82 |
32 | Индия | 7.81 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.5 | 7.22 | 5.63 | 9.12 |
33 | Тайвань | 7.79 | Ограниченная демократия | 9.58 | 8.21 | 6.11 | 5.63 | 9.41 |
34 | 7.78 | Ограниченная демократия | 9.58 | 8.57 | 4.44 | 6.88 | 9.41 | |
35 | Бельгия | 7.77 | Ограниченная демократия | 9.58 | 8.57 | 5 | 6.88 | 8.82 |
36 | Кипр | 7.65 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.43 | 6.67 | 6.88 | 9.12 |
37 | Словения | 7.51 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 6.67 | 5.63 | 8.53 |
38 | Литва | 7.47 | Ограниченная демократия | 9.58 | 5.71 | 6.11 | 6.25 | 9.71 |
39 | Южная Африка | 7.41 | Ограниченная демократия | 7.92 | 7.86 | 8.33 | 5 | 7.94 |
40 | Ямайка | 7.39 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.79 | 5 | 6.88 | 9.12 |
41 | Латвия | 7.31 | Ограниченная демократия | 9.58 | 5.71 | 5.56 | 6.88 | 8.82 |
42 | Словакия | 7.29 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 5.56 | 5.63 | 8.53 |
43 | Восточный Тимор | 7.24 | Ограниченная демократия | 8.67 | 7.14 | 5.56 | 6.88 | 7.94 |
44 | Греция | 7.23 | Ограниченная демократия | 9.58 | 5.36 | 6.11 | 6.25 | 8.82 |
45 | Панама | 7.13 | Ограниченная демократия | 9.58 | 6.43 | 6.11 | 5 | 8.82 |
46 | Тринидад и Тобаго | 7.1 | Ограниченная демократия | 9.58 | 7.14 | 5.56 | 5 | 8.24 |
47 | Болгария | 7.01 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.07 | 7.22 | 4.38 | 8.24 |
48 | Индонезия | 6.97 | Ограниченная демократия | 7.75 | 7.14 | 6.67 | 6.25 | 7.06 |
49 | Аргентина | 6.96 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5 | 6.11 | 6.88 | 7.65 |
50 | Филиппины | 6.94 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.71 | 7.22 | 4.38 | 8.24 |
51 | Бразилия | 6.9 | Ограниченная демократия | 9.58 | 6.79 | 5.56 | 3.75 | 8.82 |
52 | Польша | 6.83 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.71 | 6.67 | 4.38 | 8.24 |
53 | Суринам | 6.77 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.43 | 5 | 5 | 8.24 |
54 | Хорватия | 6.75 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.07 | 5.56 | 5 | 7.94 |
54 | Гана | 6.75 | Ограниченная демократия | 8.33 | 5.71 | 6.11 | 6.25 | 7.35 |
56 | Венгрия | 6.72 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.07 | 4.44 | 6.88 | 7.06 |
57 | Доминиканская Республика | 6.67 | Ограниченная демократия | 8.75 | 5.71 | 5 | 6.25 | 7.65 |
58 | Колумбия | 6.67 | Ограниченная демократия | 9.17 | 7.14 | 4.44 | 4.38 | 8.24 |
59 | Перу | 6.65 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.36 | 6.11 | 4.38 | 8.24 |
60 | Сальвадор | 6.64 | Ограниченная демократия | 9.17 | 6.07 | 4.44 | 5 | 8.53 |
61 | Румыния | 6.62 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.71 | 5 | 5 | 8.24 |
62 | Монголия | 6.62 | Ограниченная демократия | 9.17 | 5.71 | 5 | 5 | 8.24 |
63 | Лесото | 6.59 | Ограниченная демократия | 8.25 | 5.36 | 6.67 | 5.63 | 7.06 |
64 | Сербия | 6.57 | Ограниченная демократия | 8.75 | 5.36 | 6.67 | 5 | 7.06 |
65 | Малайзия | 6.54 | Ограниченная демократия | 6.92 | 7.86 | 6.11 | 6.25 | 5.59 |
66 | Шри-Ланка | 6.48 | Ограниченная демократия | 7.83 | 6.79 | 5 | 6.88 | 5.88 |
67 | Мексика | 6.47 | Ограниченная демократия | 7.92 | 6.07 | 7.22 | 4.38 | 6.76 |
68 | Гонконг | 6.42 | Ограниченная демократия | 3.92 | 5.71 | 5.56 | 7.5 | 9.41 |
69 | Тунис | 6.4 | Ограниченная демократия | 6 | 6.07 | 7.78 | 6.25 | 5.58 |
70 | Сингапур | 6.38 | Ограниченная демократия | 4.33 | 7.86 | 6.11 | 6.25 | 7.35 |
71 | Намибия | 6.31 | Ограниченная демократия | 5.67 | 5.36 | 6.67 | 5.63 | 8.24 |
72 | Парагвай | 6.27 | Ограниченная демократия | 8.33 | 5.71 | 5 | 4.38 | 7.94 |
73 | Гайана | 6.25 | Ограниченная демократия | 8.33 | 5.36 | 6.11 | 4.38 | 7.06 |
74 | Сенегал | 6.21 | Ограниченная демократия | 7.92 | 5.36 | 4.44 | 6.25 | 7.06 |
75 | Папуа — Новая Гвинея | 6.03 | Ограниченная демократия | 6.92 | 6.07 | 3.89 | 5.63 | 7.65 |
76 | Молдова | 6.01 | Ограниченная демократия | 7.92 | 4.29 | 6.11 | 4.38 | 7.35 |
77 | Замбия | 5.99 | Смешанный режим | 7.08 | 5.36 | 3.89 | 6.88 | 6.76 |
78 | Грузия | 5.93 | Смешанный режим | 8.67 | 4.29 | 6.11 | 5 | 5.59 |
79 | Гондурас | 5.92 | Смешанный режим | 9.17 | 5.71 | 3.89 | 4.38 | 6.47 |
79 | Гватемала | 5.92 | Смешанный режим | 7.92 | 6.07 | 3.89 | 4.38 | 7.35 |
81 | Албания | 5.91 | Смешанный режим | 7 | 4.36 | 5.56 | 5 | 7.65 |
82 | Эквадор | 5.81 | Смешанный режим | 8.25 | 4.64 | 5 | 4.38 | 6.76 |
83 | Танзания | 5.76 | Смешанный режим | 7 | 5 | 5.56 | 6.25 | 5 |
84 | Бангладеш | 5.73 | Смешанный режим | 7.42 | 5.07 | 5 | 4.38 | 6.76 |
85 | Черногория | 5.72 | Смешанный режим | 7.08 | 5.36 | 5 | 4.38 | 6.76 |
86 | Украина | 5.7 | Смешанный режим | 5.83 | 3.93 | 6.67 | 5 | 7.06 |
86 | Мали | 5.7 | Смешанный режим | 7.42 | 3.93 | 4.44 | 6.25 | 6.47 |
88 | Бенин | 5.67 | Смешанный режим | 6.5 | 5.36 | 5 | 5.63 | 5.88 |
89 | Фиджи | 5.64 | Смешанный режим | 4.58 | 5.71 | 6.67 | 5.63 | 5.59 |
90 | Боливия | 5.63 | Смешанный режим | 7 | 5.36 | 5 | 3.75 | 7.06 |
91 | Малави | 5.55 | Смешанный режим | 6.58 | 4.29 | 4.44 | 6.25 | 6.18 |
92 | Кения | 5.33 | Смешанный режим | 4.33 | 5 | 6.67 | 5.63 | 5 |
93 | Либерия | 5.31 | Смешанный режим | 7.83 | 2.57 | 5.56 | 5 | 5.59 |
94 | Уганда | 5.26 | Смешанный режим | 5.25 | 3.57 | 4.44 | 6.88 | 6.18 |
95 | Македония | 5.23 | Смешанный режим | 6.92 | 3.21 | 6.11 | 3.75 | 6.18 |
96 | Мадагаскар | 5.07 | Смешанный режим | 5.92 | 3.57 | 5.56 | 5.63 | 4.71 |
97 | Турция | 5.04 | Смешанный режим | 5.83 | 6.07 | 5 | 5.63 | 2.65 |
98 | Киргизия | 4.93 | Смешанный режим | 7.42 | 2.93 | 5.56 | 3.75 | 5 |
98 | Бутан | 4.93 | Смешанный режим | 8.33 | 5.36 | 2.78 | 4.38 | 3.82 |
100 | Таиланд | 4.92 | Смешанный режим | 4.5 | 3.93 | 5 | 5 | 6.18 |
101 | Босния и Герцеговина | 4.87 | Смешанный режим | 6.5 | 2.93 | 5 | 3.75 | 6.18 |
102 | Ливан | 4.86 | Смешанный режим | 4.42 | 2.14 | 7.78 | 4.38 | 5.59 |
102 | Непал | 4.86 | Смешанный режим | 4.33 | 4.29 | 4.44 | 5.63 | 5.59 |
104 | Никарагуа | 4.81 | Смешанный режим | 4.5 | 3.29 | 3.89 | 5.63 | 6.76 |
105 | Марокко | 4.77 | Смешанный режим | 4.75 | 4.64 | 4.44 | 5.63 | 4.41 |
106 | Буркина-Фасо | 4.7 | Смешанный режим | 4.42 | 4.29 | 4.44 | 5.63 | 4.71 |
107 | Венесуэла | 4.68 | Смешанный режим | 5.67 | 2.5 | 5.56 | 4.38 | 5.29 |
108 | Сьерра-Леоне | 4.55 | Смешанный режим | 6.58 | 1.86 | 2.78 | 6.25 | 5.29 |
109 | Нигерия | 4.5 | Смешанный режим | 6.08 | 4.29 | 3.33 | 4.38 | 4.41 |
110 | Палестина | 4.49 | Смешанный режим | 4.33 | 2.14 | 7.78 | 4.38 | 3.82 |
111 | Пакистан | 4.33 | Смешанный режим | 6 | 5.36 | 2.78 | 2.5 | 5 |
112 | Камбоджа | 4.27 | Смешанный режим | 3.17 | 5.71 | 3.33 | 5 | 4.12 |
113 | Мьянма | 4.2 | Смешанный режим | 3.17 | 3.57 | 4.44 | 6.88 | 2.94 |
114 | Ирак | 4.08 | Смешанный режим | 4.33 | 0.07 | 7.22 | 4.38 | 4.41 |
115 | Мозамбик | 4.02 | Смешанный режим | 4.42 | 2.14 | 5 | 5 | 3.53 |
115 | Гаити | 4.02 | Смешанный режим | 5.17 | 2.21 | 2.22 | 3.75 | 6.76 |
117 | Мавритания | 3.96 | Авторитаризм | 3 | 4.29 | 5 | 3.13 | 4.41 |
117 | Иордания | 3.96 | Авторитаризм | 4 | 4.29 | 3.89 | 4.38 | 3.24 |
117 | Нигер | 3.96 | Авторитаризм | 4.75 | 2.21 | 2.22 | 3.75 | 6.76 |
120 | Армения | 3.88 | Авторитаризм | 4.33 | 2.86 | 4.44 | 1.88 | 5.88 |
121 | Кувейт | 3.85 | Авторитаризм | 3.17 | 4.29 | 3.89 | 4.38 | 3.53 |
122 | Кот-д’Ивуар | 3.81 | Авторитаризм | 3.42 | 2.86 | 3.33 | 5.63 | 3.82 |
123 | Габон | 3.74 | Авторитаризм | 2.58 | 2.21 | 4.44 | 5.63 | 3.82 |
124 | Коморские острова | 3.71 | Авторитаризм | 4.33 | 2.21 | 4.44 | 3.75 | 3.82 |
125 | Эфиопия | 3.6 | Авторитаризм | 0 | 3.57 | 5.56 | 5.63 | 3.24 |
126 | Алжир | 3.56 | Авторитаризм | 2.58 | 2.21 | 3.89 | 5 | 4.12 |
127 | Беларусь | 3.54 | Авторитаризм | 1.33 | 3.57 | 3.89 | 6.25 | 2.65 |
128 | Камерун | 3.46 | Авторитаризм | 2 | 3.21 | 3.89 | 4.38 | 3.82 |
128 | Куба | 3.46 | Авторитаризм | 1.75 | 4.64 | 3.89 | 4.38 | 2.65 |
130 | Ангола | 3.4 | Авторитаризм | 0.92 | 3.21 | 5.56 | 4.38 | 2.94 |
131 | Вьетнам | 3.38 | Авторитаризм | 0 | 3.21 | 3.89 | 6.88 | 2.94 |
132 | Идти | 3.32 | Авторитаризм | 3.58 | 1.14 | 2.78 | 5 | 4.12 |
133 | Египет | 3.31 | Авторитаризм | 2.58 | 3.93 | 3.33 | 3.75 | 2.94 |
134 | Россия | 3.24 | Авторитаризм | 2.67 | 2.5 | 5 | 2.5 | 3.53 |
135 | Катар | 3.18 | Авторитаризм | 0 | 3.93 | 2.22 | 5.63 | 4.12 |
136 | Китай | 3.14 | Авторитаризм | 0 | 4.64 | 3.33 | 6.25 | 1.47 |
136 | Гвинея | 3.14 | Авторитаризм | 3.5 | 0.43 | 4.44 | 4.38 | 2.94 |
138 | Руанда | 3.07 | Авторитаризм | 0.83 | 5 | 2.22 | 4.38 | 2.94 |
139 | Казахстан | 3.06 | Авторитаризм | 0.5 | 2.14 | 4.44 | 4.38 | 3.82 |
140 | Зимбабве | 3.05 | Авторитаризм | 0.5 | 2 | 3.89 | 5.63 | 3.24 |
141 | Оман | 3.04 | Авторитаризм | 0 | 3.93 | 2.78 | 4.38 | 4.12 |
142 | Свазиленд | 3.03 | Авторитаризм | 0.92 | 2.86 | 2.22 | 5.63 | 3.53 |
143 | Республика Конго | 2.91 | Авторитаризм | 1.67 | 2.86 | 3.33 | 3.75 | 2.94 |
143 | Гамбия | 2.91 | Авторитаризм | 1.75 | 3.21 | 2.22 | 5 | 2.35 |
145 | Джибути | 2.83 | Авторитаризм | 0.42 | 2.14 | 3.33 | 5.63 | 2.65 |
146 | Бахрейн | 2.79 | Авторитаризм | 1.25 | 3.21 | 2.78 | 4.38 | 2.35 |
147 | Объединенные Арабские Эмираты | 2.75 | Авторитаризм | 0 | 3.57 | 2.22 | 5 | 2.94 |
148 | Азербайджан | 2.65 | Авторитаризм | 0.5 | 2.14 | 3.33 | 3.75 | 3.53 |
149 | Афганистан | 2.55 | Авторитаризм | 2.5 | 1.14 | 2.78 | 2.5 | 3.82 |
150 | Бурунди | 2.4 | Авторитаризм | 0.33 | 0.79 | 3.89 | 5 | 2.65 |
151 | Судан | 2.37 | Авторитаризм | 0 | 1.79 | 3.89 | 5 | 1.18 |
152 | Эритрея | 2.37 | Авторитаризм | 0 | 2.14 | 1.67 | 6.88 | 1.18 |
153 | Лаос | 2.37 | Авторитаризм | 0.83 | 2.86 | 1.67 | 5 | 1.47 |
154 | Иран | 2.34 | Авторитаризм | 0 | 3.21 | 3.89 | 3.13 | 1.47 |
155 | Ливия | 2.25 | Авторитаризм | 1 | 0 | 1.67 | 5.63 | 2.94 |
156 | Йемен | 2.06 | Авторитаризм | 0 | 0 | 4.44 | 5 | 0.88 |
157 | Гвинея-Бисау | 1.98 | Авторитаризм | 1.67 | 0 | 2.78 | 3.13 | 2.35 |
158 | Узбекистан | 1.95 | Авторитаризм | 0.08 | 1.86 | 2.22 | 5 | 0.59 |
159 | Демократическая Республика Конго | 1.93 | Авторитаризм | 0.92 | 0.71 | 2.78 | 4.38 | 0.88 |
159 | Саудовская Аравия | 1.93 | Авторитаризм | 0 | 2.86 | 2.22 | 3.13 | 1.47 |
161 | Таджикистан | 1.89 | Авторитаризм | 0.58 | 0.07 | 1.67 | 6.25 | 0.88 |
162 | Туркменистан | 1.83 | Авторитаризм | 0 | 0.79 | 2.78 | 5 | 0.59 |
163 | Экваториальная Гвинея | 1.7 | Авторитаризм | 0 | 0.43 | 2.22 | 4.38 | 1.47 |
164 | Центрально-Африканская Республика | 1.61 | Авторитаризм | 1.75 | 0.36 | 1.11 | 2.5 | 2.35 |
165 | Чад | 1.5 | Авторитаризм | 0 | 0 | 1.11 | 3.75 | 2.65 |
166 | Сирия | 1.43 | Авторитаризм | 0 | 0 | 2.78 | 4.38 | 0 |
167 | Северная Корея | 1.08 | Авторитаризм | 0 | 2.5 | 1.67 | 1.25 | 0 |
basetop.ru
понятие, виды, признаки :: SYL.ru
Спарта. Имущественное равенство, внешний вид по строгим нормам, как жилище и нравственность. Дети воспитывались в агелах-стадах, если власть позволила им жить. Антидемократический режим так же древен, как и демократический, точнее, стремление к последнему. Потому что демократия – идеал, к которому общество всего лишь на пути, или утопия, которой никогда не достичь. И справедливым кажется мнение, что всякая демократия имеет свои пределы.
Антидемократический режим тоже без «иммунитета» и не раз был свергнут. Иногда распускался самопроизвольно. Древний Египет, католическая Испания в Средневековье, Пруссия – истоки тоталитаризма как основного контррежима демократии.
Разбирая антидемократические режимы (понятие и виды), будем опираться на мнения политологов и историков. Именно работы этих специалистов являются наиболее авторитетными источниками.
Антидемократический режим: понятие
Чем отличает такой режим от демократии? Проще всего такое определение: антидемократический режим – антипод демократии. При таком состоянии государственной и политической жизни в обществе не работает принцип разделения властей, граждане не влияют ни на какие процессы в государстве, никак не участвуют в управлении страной.
Монополия на власть есть только у элитарной группы или одного правителя, а народ лишен ресурсов контролировать её.
Признаки антидемократического режима
Правитель государства не учитывает мнение граждан, да и не спрашивает вовсе. Методы управления – сугубо диктаторские. Сравнивая демократический и антидемократический режимы, обычно отмечают особенности последнего:
- Давление над личностью.
- Реальные права и свободы человека не реализованы в полной мере или вовсе речь о них не идет.
- Диктатура власти.
Есть, конечно, и множество других, мелких отличий, но это основные.
Виды антидемократических режимов
В этом вопросе мнения теоретиков государства и права разнятся. Одни делят антидемократический режим на два вида: тоталитаризм и авторитаризм. Противоположное мнение основывается на положении, что авторитаризм – это часть тоталитаризма, его разновидность. При тоталитаризме происходит монополизация власти, при авторитаризме — тоже, но здесь значение приобретает фактор политического господства одной личности. Поэтому в противовес демократическому режиму стоит тоталитаризм, выраженный разными формами, но с единой задачей.
Тоталитаризм, несмотря на многовековое свое существование, как понятие оформился в двадцатом веке. Противоположная демократии категория включает виды:
- авторитарный;
- деспотический;
- расистский;
- фашистский;
- клирекально-фундаменталистский;
- военно-полицейский;
- теократический.
Почему так много? Все просто: эти виды сложились под влиянием узурпаторов власти. На что хватило их фантазии и концепций, то и стало содержанием режима.
Деспотический режим
Его еще называют абсолютистским. Формировался такой режим власти с древности и берет начало от монархической формы правления. Правитель управляет, устрашая народ. Проявление недовольства жестоко подавляется, и меры наказания не аргументированы и неоспоримы.
Этот режим проявился на первых этапах становления государственности на Ближнем Востоке и в Южной Америке.
Тиранический режим
Если власть к правителю-деспоту переходит по наследованию, то тиранический режим достигается через захват власти, переворот и смещение законного правителя. Самый яркий пример – режим Пола Пота в Кампучии. Жертвами его правления стали больше трех миллионов человек.
Власть тирана строится на устрашении и превентивном принуждении. Казни, террор, геноцид – очевидные характеристики режима.
Фашистский режим
Власть в руках партийной элиты, которой управляет диктатор. Большинство борется с меньшинством, к которым могут относиться представители какой-либо расы.
В фашистском государстве граждане объединяются вокруг цели – обретение мирового господства. Для её достижения диктатор требует от народа жертвовать и повиноваться. Пример: попытка построить Третий рейх, предпринятая Германией во главе с Адольфом Гитлером.
Реформы в социальной сфере, направленные на улучшение состояния рынка труда или повышение уровня благосостояния, отвлекают людей от прихода новой морали или религии. В той же Германии нацизм «сплели» с христианством и язычеством.
Фашистский режим в современной истории считается самым жестоким и преступным.
Расистский режим
В некоторых чертах сохранялся в США до второй половины двадцатого века. Люди белой расы провозглашались государством и единой властью, главенствующей над чернокожими. Темнокожих считали второсортными. Вешали таблички «Черным вход запрещен» и судили чернокожих пассажиров автобуса, не уступивших место белому человеку. И все это в то время, когда Юрий Гагарин полетел в космос.
Военно-политический режим
Власть, исповедующая такой режим, приходит через военный переворот. В дальнейшем тоже опирается на армию и полицию. Пример: переворот в Того и Пакистане.
Идейным вдохновителем и исполнителем переворота является военачальник. К нему и переходит после власть. Армия становится не частью власти, а самой властью. Правда, обращается к созданию государственных органов. Но они слишком переплетаются, чтобы стать различимыми. Например, в Индонезии созданные госструктуры в основном состояли из военных.
Самый иллюстрированный военный режим создал генерал Пиночет в Чили. Военная хунта с ним во главе правила больше двадцати лет, сделав своими жертвами тысячи чилийцев.
Власть опирается на насилие, загоняя народ в «казарму».
Теократический режим
Этот режим основывается на «божественном» правлении. Властитель отвечает только перед Богом. Религиозный лидер имеет статус пророка или потомка божества. Например, Микадо в древней Японии считался внуком богини. Аятолла Хомейни и король Иордании Адбалла II – потомки пророков.
Религия проникает и влияет на политику, например, в американских штатах Коннектикут и Массачусетс законы содержали тезисы теократии, а в современных демократиях Италии, Испании и Польше политической силой обладает католицизм.
Черты теократического режима проявляются в политике Бутана, Таиланда – на основе буддизма, в Непале – основой теократии там является иудаизм.
Конечно, Израиль наших дней – не теократическое государство, но раввин обладает исключительным авторитетом и политическим весом.
Однако больше других к теократическому режиму склонны исламские государства. Например, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар и Оман. Мусульманами управляют правители, восходящие по родовой линии к пророку Мухаммеду и его соратникам. Священнослужители участвуют в принятии политических решений, создаются фетвы – документы, определяющие правило поведения со ссылками на Коран и Сунну.
Теократический режим страхует экономика, укрепленная нефтедобывающей отраслью.
Фундаменталистский режим
Разновидность теократии. Пример: Иран под правительством Аятоллы Хомейни.
Государство и граждане должны вернуться к истокам ислама и мусульманским ценностям. Режим жесток в выполнении цели и бескомпромиссен в борьбе с безбожниками. Писателя Рушди казнили за «Сатанинские стихи».
Насилие правительства над обществом легитимно, власть имеет индульгенцию на жестокость при попрании «предписаний». В таком режиме Запад – абсолютное зло, считается, что будущее только за мусульманским фундаментализмом.
Клерикально-фундаменталистский режим
Тоже разновидность теократической политической системы. Правители не претендуют на родственную связь с Богом или пророками, но, используя веру, становятся у власти государств. Пример, сначала Египет, позже Сирия, Ирак и Ливия.
Авторитарный режим
Антидемократический политический режим с целью укрепить государство, сохранить его целостность, не допустить сепаратизма и создать эффективную экономику, при сосредоточении всей власти в руках одного человека.
Режим характеризуется централизованным управлением и санкционированным государственным насилием по отношению к гражданам. Он не может существовать без всецелой поддержки полиции или армии. Оппозиция власти недопустима.
Интересы государства важнее интересов личности, нарушение прав человека становится нормой. Однако такой режим зачастую пользуется доверием народа.
Антидемократические режимы в Европе
Когда говорят о примерах недемократического режима, то чаще всего в качестве примера приводят только Советский Союз. Но несправедливо не упоминать диктатуры в Европе. Становление антидемократических режимов в Европе в разные годы было характерно для таких стран:
- 30-е годы – Австрия, Испания, Португалия.
- В 1926 г. в Польше генерал Пилсудский пришел к власти после переворота. Почти через десять лет в стране отменят парламентскую систему и введут авторитарную военную диктатуру.
- Югославия, Румыния и Болгария провозгласили «королевскую диктатуру».
- Литва, 1927 г. Анастас Сметона стал «вождем нации», используя поддержку армии и терроризм. Разогнал парламент.
- Премьер-министр Латвии добился единоличной власти после госпереворота и провозгласил себя «вождем и отцом нации».
- Эстония в середине тридцатых годов отдала власть диктатору Константину Пятсу.
Примечательно, что авторитарные государства сразу же начинают активное экономическое сотрудничество с Германией, пропагандируя милитаризм. Прямо не узнать миролюбивых европейцев, которые решили, что только в войне могут проявить свои лучшие качества: боевой дух и преданность вождю.
Вообще, в то время в демократию искренне не верили и совершенно не стеснялись заявлять о своих сомнениях во всеуслышание.
Уинстон Черчилль говорил, что желание строить демократическое общество отпадет после нескольких минут беседы со средним избирателем. Свежо и высказывание Альбера Камю, считавшего, что демократия охраняет только лишь меньшинство. Известна цитата Иосифа Сталина о монополизации Соединенными Штатами Америки самого понятия «демократия», которое трактуется как власть американского народа. И только его.
www.syl.ru
1 | Норвегия | 9.93 | Полная демократия |
2 | Швеция | 9.73 | Полная демократия |
3 | Исландия | 9.65 | Полная демократия |
4 | Дания | 9.52 | Полная демократия |
5 | Новая Зеландия | 9.26 | Полная демократия |
6 | Австралия | 9.22 | Полная демократия |
7 | Швейцария | 9.09 | Полная демократия |
8 | Канада | 9.08 | Полная демократия |
9 | Финляндия | 9.06 | Полная демократия |
10 | Нидерланды | 8.99 | Полная демократия |
11 | Люксембург | 8.88 | Полная демократия |
12 | Австрия | 8.62 | Полная демократия |
13 | Ирландия | 8.56 | Полная демократия |
14 | Германия | 8.34 | Полная демократия |
15 | Мальта | 8.28 | Полная демократия |
16 | Великобритания | 8.21 | Полная демократия |
17 | Чехия | 8.19 | Полная демократия |
18 | Уругвай | 8.17 | Полная демократия |
18 | Маврикий | 8.17 | Полная демократия |
20 | Южная Корея | 8.13 | Полная демократия |
21 | Соединенные Штаты Америки | 8.11 | Полная демократия |
22 | Коста Рика | 8.10 | Полная демократия |
23 | Япония | 8.08 | Полная демократия |
24 | Бельгия | 8.05 | Полная демократия |
25 | Испания | 8.02 | Полная демократия |
26 | Кабо-Верде | 7.92 | Недостаточная демократия |
26 | Португалия | 7.92 | Недостаточная демократия |
28 | Франция | 7.88 | Недостаточная демократия |
28 | Словения | 7.88 | Недостаточная демократия |
30 | Ботсвана | 7.85 | Недостаточная демократия |
31 | Южная Африка | 7.79 | Недостаточная демократия |
32 | Италия | 7.74 | Недостаточная демократия |
33 | Греция | 7.65 | Недостаточная демократия |
34 | Эстония | 7.61 | Недостаточная демократия |
35 | Тайвань | 7.57 | Недостаточная демократия |
36 | Чили | 7.54 | Недостаточная демократия |
37 | Израиль | 7.53 | Недостаточная демократия |
38 | Индия | 7.52 | Недостаточная демократия |
39 | Ямайка | 7.39 | Недостаточная демократия |
40 | Словакия | 7.35 | Недостаточная демократия |
41 | Кипр | 7.29 | Недостаточная демократия |
42 | Латвия | 7.24 | Недостаточная демократия |
43 | Тимор-Лешти | 7.16 | Недостаточная демократия |
44 | Польша | 7.12 | Недостаточная демократия |
44 | Бразилия | 7.12 | Недостаточная демократия |
46 | Панама | 7.08 | Недостаточная демократия |
47 | Литва | 7.05 | Недостаточная демократия |
48 | Тринидад и Тобаго | 6.99 | Недостаточная демократия |
49 | Венгрия | 6.96 | Недостаточная демократия |
50 | Хорватия | 6.93 | Недостаточная демократия |
51 | Мексика | 6.90 | Недостаточная демократия |
52 | Аргентина | 6.84 | Недостаточная демократия |
53 | Индонезия | 6.76 | Недостаточная демократия |
54 | Болгария | 6.72 | Недостаточная демократия |
55 | Лесото | 6.66 | Недостаточная демократия |
56 | Суринам | 6.65 | Недостаточная демократия |
57 | Колумбия | 6.63 | Недостаточная демократия |
58 | Таиланд | 6.55 | Недостаточная демократия |
59 | Румыния | 6.54 | Недостаточная демократия |
60 | Доминикана | 6.49 | Недостаточная демократия |
61 | Сальвадор | 6.47 | Недостаточная демократия |
61 | Перу | 6.47 | Недостаточная демократия |
63 | Гонконг | 6.42 | Недостаточная демократия |
64 | Малайзия | 6.41 | Недостаточная демократия |
65 | Монголия | 6.35 | Недостаточная демократия |
66 | Сербия | 6.33 | Недостаточная демократия |
67 | Молдова | 6.32 | Недостаточная демократия |
67 | Папуа — Новая Гвинея | 6.32 | Недостаточная демократия |
69 | Филиппины | 6.30 | Недостаточная демократия |
70 | Замбия | 6.26 | Недостаточная демократия |
70 | Парагвай | 6.26 | Недостаточная демократия |
72 | Намибия | 6.24 | Недостаточная демократия |
73 | Македония | 6.16 | Недостаточная демократия |
74 | Сенегал | 6.09 | Недостаточная демократия |
75 | Малави | 6.08 | Недостаточная демократия |
76 | Черногория | 6.05 | Недостаточная демократия |
76 | Гайана | 6.05 | Недостаточная демократия |
78 | Гана | 6.02 | Недостаточная демократия |
79 | Бенин | 6.00 | Недостаточная демократия |
80 | Украина | 5.91 | Гибридный режим |
81 | Гватемала | 5.88 | Гибридный режим |
81 | Сингапур | 5.88 | Гибридный режим |
81 | Танзания | 5.88 | Гибридный режим |
84 | Бангладеш | 5.86 | Гибридный режим |
85 | Боливия | 5.84 | Гибридный режим |
85 | Гондурас | 5.84 | Гибридный режим |
87 | Эквадор | 5.78 | Гибридный режим |
88 | Турция | 5.76 | Гибридный режим |
89 | Шри-Ланка | 5.75 | Гибридный режим |
90 | Тунис | 5.67 | Гибридный режим |
90 | Албания | 5.67 | Гибридный режим |
92 | Никарагуа | 5.56 | Гибридный режим |
93 | Грузия | 5.53 | Гибридный режим |
94 | Уганда | 5.16 | Гибридный режим |
95 | Ливия | 5.15 | Гибридный режим |
95 | Венесуэла | 5.15 | Гибридный режим |
97 | Мали | 5.12 | Гибридный режим |
98 | Босния и Герцеговина | 5.11 | Гибридный режим |
99 | Ливан | 5.05 | Гибридный режим |
100 | Камбоджа | 4.96 | Гибридный режим |
101 | Либерия | 4.95 | Гибридный режим |
102 | Мозамбик | 4.88 | Гибридный режим |
103 | Палестина | 4.80 | Гибридный режим |
104 | Кения | 4.71 | Гибридный режим |
104 | Сьерра-Леоне | 4.71 | Гибридный режим |
106 | Кыргызстан | 4.69 | Гибридный режим |
107 | Бутан | 4.65 | Гибридный режим |
108 | Пакистан | 4.57 | Гибридный режим |
109 | Египет | 4.56 | Гибридный режим |
110 | Мавритания | 4.17 | Гибридный режим |
111 | Непал | 4.16 | Гибридный режим |
111 | Нигер | 4.16 | Гибридный режим |
113 | Ирак | 4.10 | Гибридный режим |
114 | Армения | 4.09 | Гибридный режим |
115 | Марокко | 4.07 | Гибридный режим |
116 | Гаити | 3.96 | Гибридный режим |
117 | Мадагаскар | 3.93 | Авторитарный режим |
118 | Алжир | 3.83 | Авторитарный режим |
119 | Кувейт | 3.78 | Авторитарный режим |
120 | Нигерия | 3.77 | Авторитарный режим |
121 | Иордания | 3.76 | Авторитарный режим |
122 | Россия | 3.74 | Авторитарный режим |
123 | Эфиопия | 3.72 | Авторитарный режим |
124 | Фиджи | 3.67 | Авторитарный режим |
125 | Бурунди | 3.60 | Авторитарный режим |
126 | Габон | 3.56 | Авторитарный режим |
127 | Буркина Фасо | 3.52 | Авторитарный режим |
127 | Куба | 3.52 | Авторитарный режим |
127 | Коморские Острова | 3.52 | Авторитарный режим |
130 | Того | 3.45 | Авторитарный режим |
131 | Камерун | 3.44 | Авторитарный режим |
132 | Руанда | 3.36 | Авторитарный режим |
133 | Ангола | 3.35 | Авторитарный режим |
134 | Гамбия | 3.31 | Авторитарный режим |
135 | Оман | 3.26 | Авторитарный режим |
136 | Кот-д’Ивуар | 3.25 | Авторитарный режим |
137 | Свазиленд | 3.20 | Авторитарный режим |
138 | Катар | 3.18 | Авторитарный режим |
139 | Азербайджан | 3.15 | Авторитарный режим |
140 | Йемен | 3.12 | Авторитарный режим |
141 | Беларусь | 3.04 | Авторитарный режим |
142 | Китай | 3.00 | Авторитарный режим |
143 | Казахстан | 2.95 | Авторитарный режим |
144 | Вьетнам | 2.89 | Авторитарный режим |
144 | Конго | 2.89 | Авторитарный режим |
146 | Гвинея | 2.79 | Авторитарный режим |
147 | Джибути | 2.74 | Авторитарный режим |
148 | Зимбабве | 2.67 | Авторитарный режим |
149 | Объединенные Арабские Эмираты | 2.58 | Авторитарный режим |
150 | Бахрейн | 2.53 | Авторитарный режим |
151 | Таджикистан | 2.51 | Авторитарный режим |
152 | Афганистан | 2.48 | Авторитарный режим |
153 | Эритрея | 2.40 | Авторитарный режим |
154 | Судан | 2.38 | Авторитарный режим |
155 | Мьянма | 2.35 | Авторитарный режим |
156 | Лаос | 2.32 | Авторитарный режим |
157 | Центрально-Африканская Республика | 1.99 | Авторитарный режим |
158 | Иран | 1.98 | Авторитарный режим |
159 | Демократическая Республика Конго | 1.92 | Авторитарный режим |
160 | Экваториальная Гвинея | 1.83 | Авторитарный режим |
161 | Узбекистан | 1.72 | Авторитарный режим |
161 | Туркменистан | 1.72 | Авторитарный режим |
163 | Саудовская Аравия | 1.71 | Авторитарный режим |
164 | Сирия | 1.63 | Авторитарный режим |
165 | Чад | 1.62 | Авторитарный режим |
166 | Гвинея-Бисау | 1.43 | Авторитарный режим |
167 | Северная Корея | 1.08 | Авторитарный режим |
nonews.co
Рейтинг стран мира по уровню демократии
Индекс демократии стран мира (The Democracy Index) — это глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю уровня демократии. Рассчитан по методике британского исследовательского центра The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist), основанной на комбинации экспертных оценок и результатов опросов общественного мнения из соответствующих стран. Исследование проводится с 2006 года и публикуется раз в два года.
Индекс демократии измеряет уровень демократии внутри государства и основан на методологии экспертных оценок и результатах опросов общественного мнения из соответствующих стран, характеризующих состояние 60 ключевых показателей, сгруппированных в пять основных категорий:
Индекс составлен из 60 ключевых показателей, сгруппированных в пять основных категорий, которые характеризуют состояние демократии внутри государства:
- Избирательный процесс и плюрализм.
- Деятельность правительства.
- Политическое участие.
- Политическая культура.
- Гражданские свободы.
В итоговом рейтинге все государства ранжируются на основе Индекса демократии и классифицируются по типу режима власти четырьмя категориями:
- Полная демократия.
- Недостаточная демократия.
- Гибридный режим.
- Авторитарный режим.
Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных для него приводится в докладе, который публикуется по результатам очередного сравнительного исследования. Следует отметить, что организация не указывает ни самих экспертов, ни их количество, являются ли эти специалисты сотрудниками Economist Intelligence Unit или независимыми учёными. Очевидно, по ряду этих причин доклады серии «Democracy Index» никогда не были представлены в каком-либо академическом контексте и практически не используются в качестве источников данных для научных исследований.
gtmarket.ru
Поиск Лекций
Начнем с тоталитарного политического режима. Термин «тоталитаризм» (от латинского – целостность) появился в 20-е гг. ХХ в. в Италии, в политическом словаре социалистов. Затем его широко использовал лидер итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики своего режима. В 1929 г. газета «Таймс» употребила это понятие, определяя режим, сложившийся в Советском Союзе к тому времени. А после Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в гитлеровской Германии, СССР, а также странах «победившего социализма». Тогда же появились первые серьезные теоретические работы, в которых предпринимались попытки объяснить сущность данного явления. Среди этих трудов особое место занимают такие как «Дорога к рабству» Ф. Хайека, «Происхождение тоталитаризма» Х. Арендт, «Тоталитарная диктатура и автократия» К. Фридриха и З. Бжезинского. Сегодня под тоталитаризмом понимается политический режим, при котором государство стремится к полному, всеохватывающему контролю за всеми сторонами жизни каждого человека и общества в целом. Отдельные элементы тоталитарного режима исторически обнаруживаются во многих типах диктатур, но в целостном виде все то, что органично присуще этому порядку появилось лишь в ХХ в. В каждой из стран, в которых возникал и развивался тоталитарный режим, он имел свои особенности. Вместе с тем есть общие признаки, которые характерны для всех форм тоталитаризма и отражают его сущность. Это: 1. Монополизация власти единственной массовой партией, построенной по олигархическому принципу. Эта партия, как правило, возглавляется одним человеком, диктатором или вождем, стоит над государственными органами или тесно с ними переплетается. 2. Права и свободы граждан носят формальный декларативный характер, хотя государство и выполняет определенные социальные функции. Оно гарантирует право на труд, образование, медицинское обслуживание. 3. Наличие государственной идеологии, пронизывающей все сферы жизни общества. Главное ее назначение– сплотить граждан для построения нового общества, в основе же этой идеологии лежит серия мифов (о руководящей роли рабочего класса, о превосходстве арийской расы и т.п.), которые отражают силу магических символов. 4. Постоянные или периодически повторяющиеся репрессии как средство внутренней политики. 5. Жесткий контроль со стороны государства за экономикой, ликвидация почти всех форм негосударственной собственности. 6. Монополия государства на средства массовой информации. Вся информация имеет одностороннюю направленность – прославление существующего строя, его достижений. С помощью СМИ решается задача подъема энтузиазма масс для выполнения целей, которые ставит тоталитарный режим. В обществе полностью отсутствует плюрализм. 7. Монополия на средства вооруженной борьбы, устранение возможности организованного сопротивления оппозиции и даже самого факта ее существования. Вместе с тем есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма. Различают две основные: правый и левый тоталитаризм. К первому типу относятся итальянский фашизм и германский национал-социализм, ко второму — сталинизм и маосизм. Правый тоталитарный режим характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя. Левый тоталитаризм наиболее полно отражает характерные черты режима. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидируется, а, следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономии членов общества. Тоталитаризм отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля, он функционирует в соответствии с принципом – «запрещено все, кроме того, что приказано властью». При этом режиме по существу стирается грань между государством и обществом, между политическим и социальным, между общественным и частным. Тоталитаризм зарождается, как правило, в условиях глубокого кризиса общественно-политической системы. Он может появиться и развиваться в любой стране, какими бы ни были её социально-экономические и идейно-политические особенности. Как показывает исторический опыт, такой режим может быть весьма устойчив и способен мобилизовать для достижения своих целей огромные силы. Выделяют следующие причины возникновения тоталитаризма: революция, военное положение, резкое обострение внутренних противоречий, кризис политической власти, навязывание извне. Вместе с тем, общественная практика показывает, что сплотить общество, все его сферы и человеческие ресурсы на основе утопического идеала удаётся лишь на определённом историческом отрезке. С размыванием веры основных слоёв населения в идеалы, ценности и цели тоталитарной идеологии, режим начинает терять свои специфические формы. Такое положение, по сути дела, означает конец тоталитаризма в его «чистом виде», поскольку нарушается один из основополагающих его принципов — тотальность, тотальное единство массы и вождя. Тоталитаризм классических форм превращается в своеобразный авторитаризм с тоталитарным пластом на официальном уровне при одновременном отчуждении от режима не только узких группировок, но и широких слоёв населения. В конечном итоге постепенно, но неумолимо вызревает проблема смены режима. Таким образом, необходимы условия для формирования тоталитаризма. Во всем многообразии причин и условий появления тоталитарных режимов главную роль, как показывает история, играют: 1. глубокая кризисная ситуация, в которой оказывается экономика, да и вся общественная жизнь государства. Тоталитаризм — это «реакция» общества на кризисы. 2. индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию современной системы массовых коммуникаций, усложнила организацию общества, усилив всеобъемлющий контроль за личностью. В этот период появились первые монополии, наладившие тесное взаимодействие с государством. Функции государства расширились, и создавалась иллюзия, что стержнем этой тотальной организации могла быть только всесильная государственная власть. 3. маргинализация различных социальных групп, т.е. в обществе появились промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре общества, утратившие социально-культурную и социально-этническую идентификацию. А именно маргинальные группы и явились основными сторонниками тоталитаризма. 4. коллективистское мировоззрение, представляющее окружающий мир хорошо организованной машиной, состоящей из центра управления, узлов и винтиков, подчиняющуюся единой команде, выражающей общие цели. В условиях, когда разрушаются традиционные структуры, и у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее объединения на новой основе, идеология, основанная на превосходстве коллективистского над индивидуальным, приобретает особую привлекательность. Итак, тоталитаризм представляет собой весьма устойчивый политический режим, однако, его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации к новым требованиям, неразвитости процессов артикуляции и агрегирования интересов. Другим типом недемократических политических режимов является авторитаризм. Причем немало учёных, как в прошлом, так и в настоящем, весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти. Так, еще в XVIII в. французские мыслители Ж. де Местор и Л. де Бональд, рассматривая авторитет как стержень государственного порядка, видели в нем альтернативу хаосу, способ установления равновесия между борющимися в обществе группами. Испанец Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей диктатуры») в качестве наиболее оптимальной формы политического обеспечения перехода отсталых стран к современной демократии. Авторитарный режим был известен на протяжении многих веков. К авторитарным режимам можно отнести восточные деспотии, тирании, диктатуры древнеримской империи, феодальные государства средневековой Европы, абсолютизм нового времени, политические режимы части европейских стран между 1 и 2 мировыми войнами, а в наши дни – это Индонезия, КНР, Мексика, Сингапур, Турция и другие страны Азии, Африки, Востока. Это связано с тем, что авторитаризм вообще присущ власти и политике. Само значение понятия «власть» появилось как перенос понятий уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или органа власти. Центральным становится господство определённой личности (старейшины, вождя, монарха,диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты), осуществляющих чрезмерную централизацию в управлении жизнью общества. При этом политическая власть в большей степени основывается на силе авторитета, чем на насилии. Авторитаризм – это политический режим, установленный и навязанный такой формой политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном ее органе и снижает роль других (прежде всего представительных) ее институтов; не допускается политическая оппозиция, но сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах. Среди ученых до сих пор продолжаются споры по вопросу о соотношении авторитарного и тоталитарного режимов. Некоторые рассматривают тоталитаризм как одну из разновидностей авторитарных режимов, другие считают эти режимы самостоятельными типами. Конечно, нельзя не отметить, что они имеют как значительное сходство, так и существенные различия. И тот и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограничены. Представительные органы власти управляемы, либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается или вообще запрещена. Объединяет их диктатура, но тоталитаризм — это диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности. Это главное отличие рождает и целый ряд других особенностей. Авторитарные режимы не уничтожают все альтернативные базы власти в обществе. Сохранение «рассеянной» экономической и социальной власти делает эти режимы менее репрессивными, чем тоталитарный и обеспечивает возможностью их трансформации (Примеры тому — Бразилия, Аргентина, Чили в конце 80-х годов 20 века). Исследуя причины существования авторитаризма, политологи отмечают наличие как разумных, оправданных конкретной ситуацией оснований для его возникновения, так и иррациональных, вызванных к жизни лишь качествами лидера (властолюбие, подозрительность, нетерпимость к чужому мнению и т.д.). Исторический опыт свидетельствует, что авторитарные политические режимы оправдывают себя только как краткосрочное средство мобилизации сил общества для преодоления конкретных препятствий на пути его развития (например, в условиях войны). Если же существование авторитарного режима затягивается, то издержки авторитаризма превышают его эффективность. Он немедленно оказывается перед выбором: либо демократизировать режим и получить широкую поддержку населения, либо ужесточить политику и перейти к принуждению и диктату. Тем самым открывается дорога тоталитаризму. При большом разнообразии авторитарных режимов, сравнительный анализ позволяет выявить их общие характерные черты: 1. Автократизм, концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы. 2. Недооценка, игнорирование принципа разделения властей. 3. Наличие у государства лишь ключевых, решающих рычагов регулирования общественной жизни. Действие принципа: разрешено все, кроме политики. 4. Ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения, как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций. 5. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы, что приводит к приоритету клановости при подборе управленцев. 6. Типичная форма поведения граждан — конформизм, политическое отчуждение. 7. Отсутствие огромного репрессивного аппарата. 8. Присутствие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба). 9. СМИ более свободны, но может существовать цензура, как социальный государственный институт. Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы:партийные, корпоративные, военные, национальные и режимыличной власти. Особенностьпартийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой. Чаще всего это однопартийные режимы, но к ним могут быть отнесены и формы правления аристократических (Марокко, Непал) или семейных (Гватемала) групп, а также правление первых лиц государства с их сплоченными политическими «командами» (Белоруссия). Обычно такие режимы либо устанавливаются в результате революций, либо навязываются извне (как, например, в послевоенных условиях в странах Восточной Европы, где были установлены коммунистические режимы с помощью СССР). Но в отдельных случаях режимы этого типа могут представлять собой и результат эволюции легитимного режима. Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью. Заданные правила игры поддерживаются угрозами и принуждением, не исключающим использование физического насилия. Моделинационального авторитаризма возникают в результате доминирования в политической элите национальной или этнической группы. В настоящее время они существуют в Узбекистане, Туркменистане, Казахстане и др. В этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп. Отсутствие многих механизмов, способствующих либо ужесточению власти правящего режима, либо, напротив, сохранению баланса политических сил, вызывает особую нестабильность, чреватую возможностью развития событий в сторону открытого политического конфликта. Корпоративные режимы олицетворяет собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Государство становится прибежищем сил, которые используют прерогативы официальных органов для защиты своих узкогрупповых интересов. Наиболее распространенной экономической предпосылкой корпоративного авторитаризма является госпредпринимательство, в результате которого чиновники получают огромные личные доходы. Государственные институты, обладающие формальными правами, не могут противостоять этим группам, контролирующим принятие решений. Как отмечают многие исследователи, в настоящее время в российском обществе складывается олигархически-корпоративный тип политической системы, при которой влияние на рычаги власти имеют представители наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролируют уже более половины государственной экономики и частного сектора. Причем процесс срастания власти и криминала продолжается. Режимыличной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима. Однако такая система власти нередко провоцирует политический террор со стороны оппозиции. Современные исследователи отмечают, что в современных условиях авторитаризм в «чистом» виде, не опирающийся на активную массовую поддержку и ряд демократических институтов, едва ли может быть инструментом прогрессивного развития общества. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов, сильной власти и ее подконтрольности гражданам – важнейшая практическая задача конструктивного реформирования общества. Чтобы было понятно о каких демократических элементах идет речь, рассмотрим демократический политический режим.
|
|
poisk-ru.ru