Науки общества – Общественная наука — это какая? Что изучают общественные науки. Система общественных наук

Ответы@Mail.Ru: какие науки изучают общество?

Науки об обществе

Философия. Философия изучает общество с точки зрения его сущности: структуры, идейных оснований, соотношения в нем духовных и матери-альных факторов. Так как именно общество порождает, развивает и передает смыслы, то философия, исследующая смыслы, уделяет обществу и его проблематике центральное внимание. Любое философское исследование обязательно затрагивает тему общества, так как мысль человеческая всегда развертывается в общественном контексте, предопреде-ляющим ее строй.

История. История рассматривает поступательное развитие обществ, давая описание фаз их развития, структуры, устройства, особенностей и характеристик. Различные школы исторического знания ставят акценты на разных аспектах истории. В центре внимания классической исторической школы стоят религия, культура, мировоззрение, социальное и политическое устройство общества, описание периодов его развития и наиболее важных событий и действующих лиц общественной истории.

Антропология. Антропология – дословно, «наука о человеке» – как правило, исследует архаические общества, в которых стремится найти ключ к пониманию более развитых культур. Согласно эволюционистской теории, история есть единый линейный и однонаправленный поток развития общества, и т. н. «примитивные народы» или «дикари» живут по сей день в тех же социальных условиях, что и все человечество в глубокой древности. Поэтому, исследуя «примитивные общества» , можно получить «достоверные» сведения о первоначальных этапах становления обществ, прошедших в своем развитии и другие, более поздние и «развитые» , ступени.

Социология. Социология является дисциплиной, главным объектом которой является само общество, изучаемое как целостное явление.

Политология. Политология изучает общество в его политическом измерении, исследуя развитие и изменение властных систем и институтов общества, трансформацию политической системы государств, смену политических идеологий.

Культурология. Культурология рассматривает общество как культурное явление. В этой перспективе социальное содержание проявляет себя через культуру, порожденную и развиваемую обществом. Общество в культурологии выступает субъектом культуры и одновременно тем полем, на котором развертывается культурное творчество и в котором интерпретируются культурные явления. Культура, понятая в широком смысле, охватывает всю совокупность общественных ценностей, создающих коллективный портрет идентичности каждого конкретного общества.

Правоведение. Правоведение преимущественно рассматривает общественные отношения в юридическом аспекте, который они приобретают, будучи зафиксированными в законодательных актах. Правовые системы и институты отражают преобладающие тенденции общественного развития, совмещают в себе мировоззренческие, политические, исторические, культурные и ценностные установки общества.

Экономика. Экономика изучает хозяйственный уклад различных обществ, исследует влияние экономической деятельности на социальные институ-ты, структуры и отношения. Марксистский метод политэкономии делает экономический анализ главным инструментом в исследовании общества, сводя социальные исследования к выяснению их экономической подоплеки.

Обществоведение. Обществоведение обобщает подходы всех социальных дисциплин. В дисциплине «Обществоведение» присутствуют элементы всех вышеописанных научных дисциплин, помогающих понять и правильно интерпретировать основные социальные смыслы, процессы и институты.

otvet.mail.ru

Какие науки изучают общество и человека

Общество является невероятно интересным предметом для изучения, так как понимание особенностей его функционирования помогает обычным людям значительно улучшить свою жизнь и оказывать положительное влияние на мир. Чтобы начинать рассматривать социум как исторически и культурно сложившееся явление, необходимо понимать, какие науки изучают общество. А для получения ответа на этот вопрос необходимо обратиться к такому комплексу наук, как обществознание, в который входит не менее шести основных научных дисциплин.

Это все то, что обычно изучается в ВУЗах: философия, социальная психология, политология, экономика, юриспруденция, а также социология. Все эти науки изучают общество с той или иной стороны. Вот представители социономических профессий (связанные с людьми) какие науки изучают! Обществознание – это масштабная дисциплина, целью которой является не рассмотрение отдельных социальных явлений, а как целостность, с позиции разных наук.

Но при этом важно понимать, что изучение аспектов жизни общества в подобном роде будет поверхностным, так как многие из них при более детальном рассмотрении оказываются противоречивыми. Но общее образование с помощью изучения обществознания получить можно, а потом поражать малообразованных людей своей эрудицией. Тем более что данная дисциплина позволяет знать направление поиска ответа на вопрос, какие науки изучают общество.

В чем специфика познания социальных явлений

Вообще, особенности познания человеком окружающего мира всегда одинаковые. Но при изучении определенного объекта (им является общество в нашем случае) следует учитывать ряд особенностей, которые помогут или, возможно, помешают углубляться в любую тему, рассматриваемую наукой. И поэтому важно понимать специфику познания социальных явлений, какая заключается в том, что объект и субъект изучения един.

Ведь все социальные явления провоцируются людьми, которые могут повлиять на них даже самим фактом изучения этих событий и свойств. Например, неудачный эксперимент настолько сильно сколыхнул общественность, что условия для подтверждения гипотезы или ее опровержения исчезли совсем. Проблемой исследования социальных явлений является то, что независимо от того, какие науки изучают общество, работает личностный фактор. Следовательно, тяжело объекту достоверно смотреть на многие явления. И подобная субъективность не дает сложить все в целую картину даже в рамках одной науки. А что касается обществознания как комплекса дисциплин, так тем более. То есть личный опыт, мировоззрение исследователя существенно сказывается на результатах проведенных экспериментов, что искажает объективную действительность.

Философия

Какие науки изучают общество и человека? Одной из них является философия, которая рассматривает универсальные законы развития мира как целостности. Есть и другие определения. Так, философией называется особая форма познания мира, изучающая самые общие свойства и явления окружающей реальности. Современные исследователи не любят называть философию наукой, так как в ней часто имеются полностью противоречащие друг другу положения, которые исследователи даже не пытаются примирить или выяснить, какое из них правильное. Так же, как в физике стараются общую теорию относительности примирить с квантовой теорией поля с той или иной долей успеха.

А вот в рамках философии может одновременно существовать и атеистический материализм, и агностический идеализм. То есть философию можно назвать ответом на вопрос «какие науки изучают общество» только условно. Данная форма познания мира ставит перед собой такие вопросы.

  • Познаваем ли мир? Те, кто считает возможным рассмотрение всей действительности полностью, называются гностиками. А те, кто отрицают, – агностиками.
  • Что такое истина? Здесь философия подошла вполне научно. Так, были разработаны полноценные критерии истины в рамках гносеологии – науки о познании.
  • Что такое хорошо? Этот вопрос непосредственно связан с ценностями человека, поэтому относится к таком разделу философии, как аксиология.

В общем, философия является превосходной дисциплиной, но в ответе на вопрос «какие науки изучают общество» имеются и другие. Их также следует рассмотреть.

Социология

Какие науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты? Правильно, связанные с социологией дисциплины. К ним принадлежит не только рассматриваемая в этом подразделе наука, но и, например, социальная работа. А вот социология – это наука об обществе, социальных институтах (исторически сложившихся формах его саморегуляции), ставящая своей задачей объяснение и прогнозирование определенных социальных явлений.

Социальная психология

Данная наука сходна с социологией, но выделяется другим предметом изучения – людьми в рамках определенного общества. А разбор социальных явлений делается на более детальных уровнях – личностном и межличностном. Так, в сферу изучения социальной психологии входит анализ взаимодействия между людьми, а также такие понятия, как лидерство, конформизм, нонконформизм и ряд других.

Юриспруденция

Одним из аспектов изучения большей части социономических наук (изучающих общество) является система социальных норм. Они бывают религиозными, моральными, групповыми. И есть особая их категория – правовые нормы, которые являются средством выражения воли государства. Собственно, юриспруденция – это и есть наука, изучающая правовые нормы, особенности их функционирования применительно к отдельному государству или в целом. Наиболее тесная связь у этой дисциплины с социальной психологией, социальной работой и социологией.

Экономика

Экономика – это наука, изучающая хозяйственную деятельность общества, отношения, связанные с деньгами и имуществом, производство, распределение, обмен и потребление. Данная дисциплина является механизмом, который регламентирует материальную сторону жизни каждого члена социума.

Политология

Политология – это наука об особой форме деятельности людей, связанной с властными отношениями, а также о возможных политических системах, институтах и нормах. Еще эта наука изучает взаимоотношения между государством и отдельными его гражданами.

fb.ru

Наука общества — это… Что такое Наука общества?

        «НАУКА ОБЩЕСТВА» (Niklas Luhmann. Wissenschaft der Gesellschaft. Frankfurt a. Main, 1992) — работа Никласа Лумана, подготовленная в рамках монументальной серии книг по описанию дифференцированных социальных систем как «частей» современного общества. Помимо «Н. о.» в данную серию входят «Право общества», «Искусство общества», «Хозяйство общества», «Религия общества» и ряд др.

        Наука рассматривается Луманом как регулируемая и мотивированная истиной последовательность коммуникаций. Как и всякая коммуникативная система, наука возникает для выполнения особой функции, состоящей в добыче все новых знаний и их аранжировке. Данная функция требует особого понимания истины, противостоящего как корреспондентной, так и когерентной теории, но приближающейся к ее инструменталисткой интерпретации и фальсификационистской модели К. Поппера.

        Истина понимается как символически обобщенный медиум (мотиватор, катализатор, код, средство наблюдения) коммуникации. Как и всякий медиум — власть, собственность, деньги и т.д. — истина проявляется через различение двух несимметричных разнофункциональных сторон: внутренней стороны (истинности) и стороны внешней (ложности). Код истины делает возможным наблюдение научных коммуникации научными же коммуникациями. При этом наблюдение понимается как выбор (подсоединение) следующей истинной коммуникации к предыдущей истинной коммуникации. Внутренняя сторона истины обеспечивает, таким образом, замкнутость научных коммуникаций и образование их системы. Внешняя сторона кода истины (ложность) не дает возможности подсоединения ложных предложений друг к другу, накопления неистинного знания и его агрегации в какую-либо структурированную целостность. Однако ложность выполняет важную позитивную функцию, поскольку, во-первых, запускает процесс рефлексии, в то время как научные коммуникации, находящиеся на внутренней стороне кода истины (истинные), протекают квази-бессознательно, без того чтобы возникал вопрос об их истинности или ложности.

Во-вторых, ложность гипотезы увеличивает вероятность истинности остальных гипотез. При этом оба вида коммуникаций (ложные и истинные) понимаются как научные, и с помощью медиума — истины — должны быть отличены от внешнего мира научной системы: коммуникаций, ориентированных и мотивированных «чуждыми» медиумами — властью, собственностью, любовью, деньгами, прекрасным, верой и т.д.

        Структура системы науки состоит из когнитивных ожиданий, которые, в случае разочарования в них, трансформируются, а не укрепляются, как это имеет место применительно к ожиданиям нормативного типа в некоторых др. системах. Так, в системе права следствием разочарования (девиантности) является укрепление нормы закона, а не его отмена. Трансформация когнитивных ожиданий выражается в формулировании новых теорий и понятий, задающих рамки новых ожиданий (объяснений, предсказаний). В науке, в отличие от др. систем, новое как отклонение от общепринятого отклоняется не сразу (уже в силу его девиантности — как в системе права) и принимается не тотчас же (уже в силу факта новизны — как в системе массмедиа), а лишь после опробации возможностей его интеграции с предшествующими научными коммуникациями. Новое в науке принимается лишь в том случае, если оно обладает особой характеристикой — подсоединительной способностью или, что то же самое, смыслом в отношении прошлых научных коммуникаций.

        Смысл — основная эпистемическая категория, обобщающая все остальные генерализированные символические медиа коммуникации (власть, право, деньги и т.д.). Смыслом (подсоединительной способностью) в системе науки обладают, с одной стороны, новые, отклоняющиеся коммуникации, а с др. стороны— отвечающие уже наличествующим ожиданиям.

        Возникновение кода истины привело к обособлению научных коммуникаций от всех остальных общественных коммуникаций. Однако этот код не ограничивает и не определяет темы или структуры научной коммуникации. Условия их возможности задаются научными программами. Последние — в противовес истине — обеспечивают науке, как системе, свойство открытости потенциально безграничным сферам и предметам. В отличие от программ, научные теории и методы, напротив, обеспечивают системную замкнутость научных коммуникаций тем, что придают каждому научному предложению лишь одно из двух возможных значений кода (истину или ложь) и более никакого. Теории и методы выступают условиями возможности познания, поскольку определяют то, что может быть допущено в качестве научной операции и объектов научного исследования. Последние, в свою очередь, должны представлять собою системы; организмов, психические системы (комплексы переживаний), социальные системы (общество), механические системы (машины), природные системы. Эту ограничительную силу теорий и методов в отношении наблюдаемых объектов и предметов различных наук Луман называет лимитациональностью и считает одной из ключевых предпосылок научной коммуникации.

        А.Ю. Антоновский

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

epistemology_of_science.academic.ru

Научные общества и их роль в развитии науки

Московское общество испытателей природы – это уникальное социальное явление в жизни России. Общество было организовано при Московском университете в 1805 г. и за всю свою историю никогда не прерывало деятельности и связи с университетом. И это, несмотря на войны и революции, подъемы и спады экономики страны.

Общество за время своей деятельности пережило смену трех социально-экономических периодов в жизни страны (царский, советский и современный). Общество разменяло уже три столетия, а это многие поколения людей, которые были его членами. Общество, также как и наша страна, пережило две Мировые войны и десятки меньших войн (хотя, как известно, малых войн не бывает), несколько революций и много всего другого. История Московского общества испытателей природы – это история страны, всего, что в ней происходило.

Великие ученые и мыслители академик В.И.Вернадский и академик Н.Д.Зелинский считали, что МОИП выполняло в Москве функцию академии наук, вплоть до переезда в столицу Петербургской (Российской) академии в 30-х годах ХХ века. Все это время Московское общество испытателей природы объединяло и координировало практически все научные силы в области естествознания. Трудно найти сферу учебно-научной и организационной деятельности, где бы МОИП и его члены не принимали участия [8, 9].

МОИП по праву можно считать национальным достоянием России. Общество одним своим присутствием напоминает, что история страны является местом, где можно черпать вдохновение и идеалы для творчества в обустройстве страны.

Членами МОИП были выдающиеся люди России, и не удивительно, что Общество причастно к созданию многих научных и культурных учреждений страны. В книге, изданной в 1838 году перечислены члены Общества того времени [5]. Среди них были выдающиеся люди России. Это законотворец М.М.Сперанский, министр внутренних дел Д.Н.Блудов, московский обер-полицмейстер Л.М.Цынский, генерал-губернатор Санкт-Петербурга П.К.Эссен, граф Д.Н. Шереметев, светлейший князь А.С.Меншиков, князь А.П.Оболенский, граф М.Н.Мусин-Пушкин, канцлер России и министр иностранных дел К.В.Нессельроде, писатель, адмирал и министр народного просвещения А.С.Шишков, генерал-губернатор Новороссии М.С.Воронцов, министр юстиции Д.В.Дашков, картограф Л.И.Голенищев-Кутузов, мореплаватель и полярный исследователь Ф.П.Врангель, светлейший князь генерал-губернатор Москвы Д.В.Голицын и многие другие. Именем Врангеля названы острова не только в России, но и в США. Членами МОИП были внуки императрицы Екатерины II А.А.Бобринский и В.А.Бобринский. Алексей Алексеевич вывел несколько сортов роз, положил прочное начало свеклосахарной промышленности в России (построил 4 завода), организовал селекционную станцию, где занимался выведением новых сортов сахарной свеклы. Его брат Василий в своем имении под Тулой также занимался производством сахара из свеклы, разводил редкие породы деревьев, в частности, бархат амурский, пробковое дерево и др.

Так что, один только перечень лиц вызывает благоговейный трепет. Если люди стремились стать членами Натуралистического общества, это что-то для них значило, влекло туда. Чтобы стать членом МОИП, необходимо было или заниматься естествознанием, делать доклады на заседании Общества, публиковать статьи в его трудах. Или же оказывать существенную материальную помощь для проведения экспедиций, проведения научных исследований, издания научных трудов и пр.

В конце XIX – начале ХХ веков в Москве работала плеяда выдающихся деятелей науки – физики П.Н.Лебедев и Н.А.Умов, Л.Д.Ландау и П.Л.Капица, создатель аэродинамики как науки Н.Е.Жуковский и его последователь С.А.Чаплыгин, химики Н.Д.Зелинский и И.А.Каблуков, геохимик В.И.Вернадский, геолог А.П.Павлов, географы Д.Н.Анучин и В.А.Обручев, физиолог И.М.Сеченов и И.П.Павлов, медики Н.И.Пирогов, С.П.Боткин, Н.В.Склифосовский, Н.Ф.Филатов, Ф.Ф.Эрисман и многие другие. И это только небольшой перечень. Все они были действительными и почетными членами Московского общества испытателей природы, активно принимали участие в его работе, публиковали в трудах Общества научные работы. Они оставили яркий след в истории страны. Их именами названы научные институты, больницы, улицы, острова, горные вершины, кратеры вулканов, притом не только на Земле, но и на других планетах [4].

Среди наиболее значимых экспедиций МОИП можно назвать геологические экспедиции В.И.Вернадского, в том числе по поискам и изучению радиоактивных минералов, ботанико-агрономические экспедиции Н.И.Вавилова по изучению мировых центров происхождения культурных растений. А.А.Чернов на средства МОИП осуществлял изучение Уральского хребта и Печорского края, где открыл и изучил богатейшие угольные месторождения. Позднее (1957 г.) он стал Героем Социалистического Труда. Л.П.Сабанеев – знаток охотничьего дела, классик рыболовно-охотничьей литературы – свои экспедиции на Урал, Башкирию, Московскую губернию проводил на средства МОИП. А кто такой Сабанеев знает любой уважающий себя охотник, рыболов и любитель собак. Вернадский и Сабанеев были вице-президентами Общества.

Деятельность Московского общества испытателей природы и его членов содействовала развитию Зоологического музея, Музея и института антропологии, Гербария МГУ, Лаборатории И.П.Павлова, Никитского ботанического сада в Крыму, Ботанического института РАН (Санкт-Петербург), Минералогической коллекции Геологического института РАН, Карадагской биологической станции в Крыму, Государственного исторического музея, Политехнического музея, Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. МОИП был инициатором создания Московского зоопарка. Это перечень можно продолжить [2-4].

Еще один интересный факт. В 1904 г. в России впервые в ее истории было создано частное научное учреждение «Lithogaea» – каменная Земля. На деньги купца В.Ф.Аршинова был построен НИИ для оценки минеральных ресурсов страны. Руководил институтом сын купца член МОИП В.В.Аршинов (выпускник Московского университета и ученик В.И.Вернадского). В 1915 г. институт перешел в ведение МОИП, в 1918 г. – был национализирован, а в 1925 г. – стал Институтом прикладной минералогии и металлургии. Сейчас это – Всероссийский НИИ минерального сырья. (http://vims-geo.ru/).

В трудные годы разрухи и гражданской войны (в 20-е годы ХХ века) Московскому обществу испытателей природы, как наиболее авторитетной организации, были переданы биостанция в Косине (в настоящее время один из районов Москвы), биостанция на озере Глубокое Московской области, Першинская биостанция в Курской области, Карадагская биостанция в Крыму и другие. Даже Политехнический музей в Москве одно время состоял в ведении МОИП. МОИП не только сохранило эти учреждения от разрушения, но и регулярно издавало научные труды их сотрудников. И это несмотря на отсутствие финансирования, отсутствие бумаги, разруху и голод. К сожалению, в дальнейшем Першинская и Косинская биостанции по решению властей были закрыты.

В настоящее время на месте Косинской биостанции установлен камень, на котором, в частности, выбито «… В первой половине ХХ века уникальную природу Трехозерья изучали на созданной здесь Биологической станции Московского общества испытателей природы…». На месте Першинской биостанции (деревня Старое Першино Дмитровского района Курской области) осталось только небольшое возвышение, обильно поросшее сиренью. Дело в том, что М.П.Нагибина, директор этой биостанции, долгие годы занималась селекций декоративных растений, в том числе и сиренью. Ее именем были названы многие выведенные ею новые сорта сирени и флоксов. Может быть, из-за этого сирень осталась верна тому дому, и сохранила для потомков место, где когда-то работали увлеченные люди и создавали нравственное богатство нашей страны.

История деятельности МОИП – это огромный пласт, который ждет своего исследователя.

МОИП и его члены способствовали созданию многих научных Обществ (в университетах, крупных и небольших городах), которые со своей стороны также трудились для процветания страны [2-4].

Члены МОИП регулярно публикуют статьи, посвященные выдающимся людям России, членам МОИП, что вызывает интерес у читателей, в том числе и молодежи [8, 9].

Мы неоднократно писали о почетном члене МОИП генерале Н.Н.Раевском (младшем), его деяниях на Черноморском побережье Кавказа. Там, где сейчас находятся курорты, проходила зимняя олимпиада в Сочи в ХIХ веке свирепствовала малярия,  да и вообще – это были необжитые места. Он один из первых привез из своего имения в Крыму сотни и тысячи черенков винограда и саженцев плодовых деревьев. С его участием были посажены эвкалипты для осушения болотистых мест, а соответственно, борьбы с малярией. Благодаря Н.Н.Раевскому был основан Сухумский ботанический сад. Н.Н.Раевскому (младшему) Россия обязана основанием Новороссийска. Раевский по материнской линии является потомком М.В.Ломоносова, по отцовской – светлейшего князя Г.А.Потемкина, создателя Черноморского военного флота [10].

Мы опубликовали статью о промышленнике и члене МОИП П.Г.Шелапутине, благодаря его меценатской деятельности функционирует «зал скульптуры эллинизма, зал скульптора Лисиппа» в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. На его средства были изготовлены слепки классических греческих шедевров, а также построены несколько учебных заведений. В Трубецком переулке был построен «педагогический комплекс» зданий, состоящий их гимназии, реального училища и педагогического института. Сейчас там размещается Военная академия и Главная военная прокуратура (http://gvp.gov.ru/history/building/), НИИ по изысканию новых антибиотиков им. Г.Ф.Гаузе (ул. Б.Пироговская, 11). Кстати, Георгий Францевич Гаузе также был членом МОИП. П.Г.Шелапутин называл эти строения «посильным даром России». П.Г.Шелапутин умер в 1914 году, завещал провезти гроб с телом мимо всех зданий, которые были построены на его средства и переданы на благотворительные цели. Утверждают, на это ушел весь день.

Еще один пример. Во время одной из экспедиций членов МОИП на Памир, их сопровождал конвой военных под командованием М.Д.Скобелева, будущего «белого генерала» и освободителя Балкан. Во время боя он обычно восседал на возвышении на белом коне, в белом мундире, вызывая трепет у неприятеля, и вселяя уверенность в победе своих войск. В Болгарии он считается национальным героем. Когда-то конная статуя генерала М.Д.Скобелева находилась на том самом месте, где стоит памятник Юрию Долгорукому, напротив здания Мэрии Москвы [10].

Такая деятельность МОИП не осталась незамеченной общественностью. За цикл публикаций «Московское общество испытателей природы – 200 лет служения России» Общество в 2013 г. стало победителем XII Всероссийского конкурса «Патриот России – 2013» (по одной из номинаций). В этом конкурсе принимали участие более 1500 профессиональных журналистов, ведущие телекомпании и СМИ [6, 7].

МОИП во все времена регулярно издавало научные труды. Вначале издавались «Записки», с 1809 г. – «Мемуары», а с 1829 г. – «Бюллетень МОИП». С 1922 г. журнал издается отдельно по биологическим и геологическим наукам. Это один из старейших журналов в мире, которому уже перевалило за 180 лет. В 1970 году его тираж достигал 1700 экз. В былые годы этот журнал рассылался в 450 организаций из 50 стран мира. Взамен Общество получало соответствующую иностранную литературу, которая формировала книжный фонд библиотеки МОИП. К большому сожалению, в последние годы его тираж постепенно снижался и в настоящее время составляет всего 100-200 экземпляров. Кроме периодического журнала Общество с 1960-х годов издает «Доклады МОИП». За последние десять лет опубликованы 25 томов «Докладов», а также 15 отдельных сборников, два цветных Атласа северного винограда [2-4].

В 60-х годах XIX века МОИП на Съезде естествоиспытателей и врачей обратилось к научному сообществу с предложением организовать во всех университетах страны Общества естествоиспытателей. Этот призыв был подхвачен. По аналогии с Московским обществом испытателей природы и при его активном содействии в большинстве университетов России были созданы аналогичные Общества. Так, в 1868 г. основано Петербургское общество естествоиспытателей (функционирует поныне), в 1869 г. – в Казани, Киеве, Харькове, в 1870 г. – Одессе и других городах. Многие из них оставили яркий след в своей деятельности. Существовавшие в то время научные Общества координировали свою научную деятельность с МОИП. Московское общество испытателей природы, несмотря на название, всегда было всероссийской организацией, т.к. во времена, когда оно было организовано, наука развивалась в основном в Москве и Санкт-Петербурге.

Одним из наиболее важных дел в деятельности МОИП является популяризация знаний, которой члены Общества занимаются уже две сотни лет. В МОИП и МГУ всегда было много талантливых ученых, которые могли в доступной и художественной форме описывать науку и природу. Многие члены МОИП, такие как А.П.Сабанеев, Б.М.Житков, В.В.Бианки, Н.Н.Плавильщиков, Н.А.Умов, А.Е.Ферсман, В.А.Обручев, К.А.Тимирязев, А.Н.Формозов и др. были крупными учеными и одновременно популяризаторами науки.

Нам представляется, что именно статьи о природе – нейтральные от идеологии виды деятельности – быстрее находят путь к читателю, чем иные виды литературного жанра. Это во многом связано с тем, что взаимоотношения человека и природы сформировались на подсознательном и генетическом уровне за многие тысячи лет развития человечества. Человек жил среди природы, зависел от ее ресурсов, созерцал и любовался ею. Последнее прекрасно запечатлено в наскальных рисунках первобытных людей. Не удивительно, что природа в духовной жизни человека имеет огромное значение. Любование природой – это эмоции, которые положительно сказываются и на многих физиологических функциях человека [6, 7].

Необходимо отметить, посредством описания природы, популяризации естествознания осуществляется патриотическое воспитание человека, популяризация родного языка, решаются образовательные задачи, прививается любовь и уважение к своей стране и ее людям. И еще. Научно-популярная литература является тем общим знаменателем для многих областей знаний, которые в последнее время настолько обособились, «обросли» специфическими терминами, что даже специалисты с трудом понимают друг друга.

***

Научные общества возникли в эпоху, когда наукой занималось небольшое число любителей, для которых научно-исследовательская работа не была источником дохода. На своих заседаниях члены таких Обществ обсуждали интересующие их вопросы, получая удовлетворение от общения друг с другом [1].

История России сложилась таким образом, что наука в ней стала развиваться существенно позже, чем на Западе. Первые русские исследователи появились в России только во времена царствования Петра I. Среди них можем отметить Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), Ивана Кирилловича Кириллова (1689-1737) и Василия Никитича Татищева (1686-1750). В 1730-х годах увлекающийся ботаникой сын богатейшего предпринимателя Акинфия Демидова Григорий Акинфиевич Демидов (1715-1761) создал в Соликамске первый в России научный Ботанический сад. Увлекался ботаникой и его старший брат Прокофий Акинфиевич (1710-1788). Науками интересовались и многие высокопоставленные вельможи, например, граф Иван Иванович Шувалов (1727-1797) [1].

И.Т.Посошков – первый русский экономист-теоретик, предприниматель и изобретатель. Основное сочинение – социально-экономический трактат «Книга о скудности и богатстве» (1724). Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), увеличение исследований месторождений полезных ископаемых.

И.К. Кириллов – географ, картограф, историк сторонник реформ и сподвижник Петра I, один из основоположников отечественной географической науки, родоначальник экономической географии.

В.Н.Татищев – российский историк, географ, экономист и государственный деятель; автор первого капитального труда по русской истории, основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми.

В XVIII веке в России складывается неформальное сообщество людей, интересующихся наукой. И, тем самым, формируется основа для возникновения первых естественнонаучных обществ, в частности, Вольного экономического общества (1765). Первым научным обществом естествоиспытателей в России стало Московское общество испытателей природы (1805) (до 1917 года – Императорское Московское общество испытателей природы). Этому Обществу удалось объединить людей науки и любителей природы.

В России, также как и в других странах, науку пытались развивать не только специалисты-ученые, но и любители. Достаточно вспомнить таких людей, как преподаватель пения в духовном училище Евграф Васильевич Быханов (1839-1915), который предложил оригинальную модель происхождения и эволюции Солнечной системы. Кроме того, он за 30 лет до Альфреда Вегенера высказал мысль о движении материков относительно друг друга. Е.В.Быханов известен также как садовод, внесший большой вклад в озеленение Липецка. Политзаключенный царской России Николай Александрович Морозов (1854-1946) значительную часть жизни провел в тюрьме (в общей сложности около 30 лет). За время заключения выучил одиннадцать языков, написал множество научных работ по химии, физике, математике, астрономии, философии, авиации, политэкономии. Предложил модель сложного строения атома и высказал мысль о возможностях получения атомной энергии. Учитель физики из Калуги Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), стал идейным основоположником космонавтики.

К сожалению, их интересные идеи так и не были востребованы современниками. В том числе и вследствие того, что неформальные научные структуры в России были еще достаточно слабыми.

Во второй половине XX века наука превратилась в мощную отрасль народного хозяйства, в значительной степени определяющую уровень развития страны. Развитые страны имеют мощные научные центры, в которых работают специалисты высокого класса, активно развивается наука и в университетах. Подавляющее большинство людей, занимающихся научно-исследовательской работой, являются профессионалами, то есть получают жалование за свою работу. В связи с этим может показаться, что Научные общества, объединяющие людей, интересующихся наукой, стали в наши дни анахронизмом. Но это не так. И в наши дни научные общества могут играть и, во многих случаях, играют важную роль в научно-исследовательском процессе [1].

Прежде всего, научные общества могут и должны служить трибуной, с которой научное сообщество высказывает свое мнение по поводу государственной научной политики и тех или иных мероприятий, проводимой государственной властью. Так, в 1950-х годах Московское общество испытателей природы и Всесоюзное ботаническое общество являлись центрами сопротивления монопольному положению группы Т.Д. Лысенко – И.И. Презента. В эти же годы Московское общество испытателей природы провело несколько научных совещаний, которые сыграли важную роль в изменении к лучшему политики в области охраны природы.

Оппозиционная роль научных обществ особенно важна в современной России, когда правительственная политика в области науки и образования вызывает у общественности законные нарекания.

Научные общества, в которые входят специалисты разного профиля, могут и должны быть центрами, инициирующими междисциплинарные исследования и формирующими неофициальные коллективы, способные проводить такие исследования. Так, в рамках Московского общества испытателей природы развивались оригинальные концепции в области применения математических методов в биологии, взаимодействия естественных и общественных наук и т.д.

В отличие от официальных научных структур научные сообщества более терпимо относятся к нетривиальным идеям и защищают их на ранних стадиях развития.

Научные общества могут и должны в разумных пределах оказывать поддержку нетривиальным и зачастую спорным исследованиям, организовывать деловое обсуждение результатов таких исследований, публиковать результаты исследований на страницах своих изданий.

Научные общества должны поддерживать и вовлекать в научно-исследовательский процесс талантливых людей, которые занимаются наукой непрофессионально.

Научные общества могут и должны способствовать развертыванию краеведческих исследований в области биологии, географии, истории, литературы, искусства, развитию краеведческой работы. Такие исследования должны опираться на создаваемые энтузиастами народные музеи, подобные музеям, созданным Владимиром Александровичем Гречухиным (род. 1941), Николаем Илларионовичем Пановым (1927-2005), Николаем Терентьевичем Кошелевым (1923-2003), Кириллом Федоровичем Седых (1926-2006) и др.

Научные общества могут и должны способствовать развитию образования и популяризации науки. Учитывая наблюдаемое в наши дни резкое падение интереса к науке и образованию, эта задача является в высшей степени актуальной. Научные общества должны участвовать в разработке стратегий развития образования, анализе его содержательных сторон, разработке и рецензировании учебных программ.

Из изложенного следует, что в XXI веке роль научных обществ не только не снижается, но даже и возрастает. Наличие таких неофициальных структур, как научные общества, является необходимым условием полноценного развития науки и общественной жизни, как в нашей стране, так и во всем мире.

Список литературы

  1. Багоцкий С.В., Садчиков А.П., Седаева Г.М. Научные общества и развитие науки. – Научная конференция, посвященная 200-летнему юбилею К.Ф.Кесслера (2-3 декабря 2015 г., Санкт-Петербург).
  2. Варсанофьева В. А. Московское общество испытателей природы и его значение в развитии отечественной науки. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955. – 104 с.
  3. Липшиц С. Ю. Московское общество испытателей природы за 135 лет его существования (1805-1940). – М., 1940.
  4. Мирзоян Э. Н. Московское общество испытателей природы: 200 лет служения России (1805-2005 гг.) // Доклады МОИП. – М.: Графикон-принт, 2005. — Т. 37. – С. 160.
  5. Общий алфавитный список членов Императорского Московского общества испытателей природы. – М., 1838.
  6. Садчиков А.П. Популяризация науки и патриотическое воспитание молодежи. – http://viperson.ru/articles/populyarizatsiya-nauki-i-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi
  7. Садчиков А.П. МОИП: популяризация экологических знаний и патриотическое воспитание молодежи. — http://viperson.ru/articles/moip-populyarizatsiya-ekologicheskih-znaniy-i-patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi
  8. Садчиков А.П.: Московскому обществу испытателей природы исполнилось 210 лет. – http://viperson.ru/articles/anatoliy-sadchikov-moskovskomu-obschestvu-ispytateley-prirody-ispolnilos-210-let
  9. Садчиков А.П. Московскому обществу испытателей природы исполнилось 210 лет // Вестник экологического образования в России. – М., — № 1. — С. 1-4.
  10. Сайт МОИП: http://www. moip.msu.ru

Садчиков А.П.
д.б.н., профессор МГУ имени М.В.Ломоносова, вице-президент Московского общества испытателей природы
http://www.moip.msu.ru

kontinentusa.com

Взаимодействие науки и общества

Наука является теперь приоритетным направлением в деятельности государства.

Во многих странах проблемами ее развития занимаются особые правительственные ведомства, специальное внимание им уделяется даже президентами государств. В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2—3% всего валового национального продукта. При этом финансирование относится не только к прикладным, но и к фундаментальным исследованиям. И оно осуществляется как отдельными предприятиями, так и государством.

Внимание властей к фундаментальным исследованиям стало резко возрастать после того, как 2 августа 1939 г. А.Эйнштейн сообщил Д.Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который дает возможность создать атомную бомбу. Успех «Манхеттенского проекта», который привел к созданию атомной бомбы, а затем запуск 4 октября 1957 года Советским Союзом первого спутника имели большое значение для осознания необходимости и важности проведения государственной политики в области науки.

Наука не может сегодня обойтись без помощи общества, государства.

Наука в наше время — это дорогое «удовольствие». Она требует не только подготовки научных кадров, оплаты труда ученых, но и обеспечения научных исследований приборами, установками, материалами, информацией. В современных условиях это огромные деньги. Так, только строительство современного синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует нескольких миллиардов долларов. А сколько таких миллиардов нужно для осуществления программ освоения космоса!

Наука сегодня испытывает огромное давление со стороны общества.

В наше время наука стала непосредственной производительной силой, важнейшим фактором культурного развития людей, инструментом политики. Вместе с тем, резко возросла и ее зависимость от общества.

Как говорил П.Л.Капица, наука стала богатой, но потеряла свою свободу, превратилась в рабыню.

Коммерческая выгода, интересы политиков существенно воздействуют сегодня на приоритеты в области научно-технических исследований. Кто платит, тот и заказывает музыку.

Поразительным свидетельством этого является то, что около 40% ученых в настоящее время так или иначе связаны с решением задач, имеющих отношение к военным ведомствам.

Но общество влияет не только на выбор наиболее актуальных для исследования проблем. В определенных ситуациях оно посягает и на выбор методов исследования, и даже на оценку полученных результатов. Классические примеры политики в отношении к науке дает история тоталитарных государств.

Фашистская Германия

Здесь была развязана политическая кампания борьбы за арийскую науку. В результате к руководству наукой пришли преданные нацизму и малокомпетентные люди. Многие крупнейшие ученые подверглись преследованиям.

Среди них оказался, например, и великий физик А.Эйнштейн. Его фотография вошла в альбом, изданный фашистами в 1933 г., в котором были представлены противники нацизма. «Еще не повешен» — такой комментарий сопровождал его изображение. Книги А.Эйнштейна публично были сожжены в Берлине на площади перед государственной оперой. Ученым запрещалось развивать идеи А.Эйнштейна, которые представляли важнейшее направление в теоретической физике.

СССР

В нашей стране, как известно, благодаря вмешательству в науку политиков, с одной стороны, стимулировались, например, освоение космоса, исследования, связанные с использованием атомной энергии, а с другой — активно поддерживались антинаучная позиция в генетике Т.Д.Лысенко, выступления против кибернетики. Идеологические догмы, внедряемые КПСС и государством, деформировали науки о культуре, человеке, обществе, фактически ликвидировав возможности их творческого развития.

Из жизни А. Эйнштейна

О том, как непросто жить ученому, даже в современном демократическом государстве, свидетельствует судьба А.Эйнштейна. Один из самых замечательных ученых всех времен, великий гуманист, став уже в 25 лет знаменитым, он имел огромный авторитет не только как физик, но и как человек, способный дать глубокую оценку происходящим в мире событиям. Прожив последние десятилетия в тихом американском городе Принстоне, занимаясь теоретическими исследованиями, А.Эйнштейн ушел из жизни в состоянии трагического разрыва с обществом. В своем завещании он просил не совершать во время похорон религиозных обрядов и не устраивать каких-либо официальных церемоний. По его желанию, не было объявлено о времени и месте его похорон. Даже уход из жизни этого человека прозвучал как мощный моральный вызов, как упрек нашим ценностям и стандартам поведения.

Удастся ли когда-нибудь ученым обрести полную свободу исследований?

Трудно ответить на этот вопрос. Пока дело обстоит так, что чем большее значение для общества приобретают достижения науки, тем в большей зависимости от него оказываются ученые. Об этом свидетельствует опыт XX столетия. Самое демократичное отношение власти к науке вряд ли когда-либо преодолеет взгляд, согласно которому функция исследования состоит не в том, чтобы искать, а в том, чтобы находить. Постоянное давление общества, требующее от ученого результативности его исследований, конечно, вполне понятно. Но вместе с тем, оно создает излишнюю напряженность в его жизни и мешает творчеству.

Одной из важнейших проблем современной науки является вопрос об ответственности ученых перед обществом.

Наибольшую остроту он приобрел после того, как американцы в августе 1945 г. сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Насколько ответственны ученые за последствия применения их идей, технических разработок? В какой мере они причастны к многочисленным и многообразным негативным последствиям использования достижений науки и техники в XX столетии? Ведь и массовые уничтожения людей в войнах, и разрушение природы, и даже распространение низкопробной культуры не были бы возможны без использования современной науки и техники.

Вот как описывает бывший государственный секретарь США Д. Ачесон встречу между Р.Оппенгеймером, возглавлявшим в 1939—1945 гг. работы по созданию атомной бомбы, и президентом США Г.Трумэном, которая состоялась после атомной бомбардировки городов Японии. «Как-то раз, — вспоминает Д.Ачесон, — я сопровождал Оппи (Оппенгеймера) к Трумэну. Оппи ломал себе пальцы, говоря: «У меня руки в крови». Позднее Трумэн сказал мне: «Больше не приводите ко мне этого дурака. Бомбу сбросил не он. Я сбросил бомбу. Меня тошнит от этакой слезливости»».

Может быть, Г.Трумэн был прав? Дело ученого решать те задачи, которые перед ним ставит общество, власть. А остальное не должно его касаться.

Вероятно, многие государственные деятели поддержали бы такую позицию. Но она неприемлема для ученых. Они не хотят быть марионетками, безропотно исполняющими чужую волю и активно включаются в политическую жизнь.

Прекрасные образцы такого поведения продемонстрировали выдающиеся ученые нашего времени А.Эйнштейн, Б.Рассел, Ф.Жолио-Кюри, А.Д.Сахаров. Их активная борьба за мир и демократию была основана на ясном понимании того, что использование достижений науки и техники на благо всем людям возможно только в здоровом, демократическом обществе. «Я убежден, — говорил А.Д.Сахаров в своей лекции, которую он прочитал при вручении ему Нобелевской премии мира в 1975 г., — что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству…»

Ученый не может жить вне политики. Но нужно ли ему стремиться стать президентом?

Наверно, прав был французский историк науки, философ Ж.Саломон, когда он писал, что О.Конт «не первый из философов, веривших, что настанет день, когда власть будет принадлежать ученым, но он, конечно, последний, у кого были причины верить в это». Дело не в том, что в острейшей политической борьбе ученые не смогут выдержать конкуренции. Мы знаем, что имеется немало случаев, когда они получают самые высокие полномочия в государственных структурах, в том числе и в нашей стране.

Здесь важно другое.

Необходимо построить такое общество, в котором была бы потребность и возможность при решении всех вопросов опираться на науку и учитывать мнение ученых.

Эту задачу решить куда сложнее, чем составить правительство из докторов наук.

Каждый должен заниматься своим делом. А дело политика требует особой профессиональной подготовки, которая отнюдь не исчерпывается приобретением навыков научного мышления.

Другое дело — активное участие ученых в жизни общества, их влияние на выработку и принятие политических решений. Ученый должен оставаться ученым. И это его высочайшее предназначение. Зачем ему бороться за власть?

«Здоров ли ум, коли корона манит!» — восклицал один из героев Еврипида.

Вспомним, что А.Эйнштейн отказался от предложения выдвинуть его в качестве кандидата на пост президента Израиля. Вероятно, так же поступило бы подавляющее большинство настоящих ученых.



biofile.ru

Наука общества это что такое Наука общества: определение — Философия.НЭС

Наука общества

«НАУКА ОБЩЕСТВА» (Niklas Luhmann. Wissenschaft der Gesellschaft. Frankfurt a. Main, 1992) — работа Никласа Лумана, подготовленная в рамках монументальной серии книг по описанию дифференцированных социальных систем как «частей» современного общества. Помимо «Н. о.» в данную серию входят «Право общества», «Искусство общества», «Хозяйство общества», «Религия общества» и ряд др.         Наука рассматривается Луманом как регулируемая и мотивированная истиной последовательность коммуникаций. Как и всякая коммуникативная система, наука возникает для выполнения особой функции, состоящей в добыче все новых знаний и их аранжировке. Данная функция требует особого понимания истины, противостоящего как корреспондентной, так и когерентной теории, но приближающейся к ее инструменталисткой интерпретации и фальсификационистской модели К. Поппера.         Истина понимается как символически обобщенный медиум (мотиватор, катализатор, код, средство наблюдения) коммуникации. Как и всякий медиум — власть, собственность, деньги и т.д. — истина проявляется через различение двух несимметричных разнофункциональных сторон: внутренней стороны (истинности) и стороны внешней (ложности). Код истины делает возможным наблюдение научных коммуникации научными же коммуникациями. При этом наблюдение понимается как выбор (подсоединение) следующей истинной коммуникации к предыдущей истинной коммуникации. Внутренняя сторона истины обеспечивает, таким образом, замкнутость научных коммуникаций и образование их системы. Внешняя сторона кода истины (ложность) не дает возможности подсоединения ложных предложений друг к другу, накопления неистинного знания и его агрегации в какую-либо структурированную целостность. Однако ложность выполняет важную позитивную функцию, поскольку, во-первых, запускает процесс рефлексии, в то время как научные коммуникации, находящиеся на внутренней стороне кода истины (истинные), протекают квази-бессознательно, без того чтобы возникал вопрос об их истинности или ложности. Во-вторых, ложность гипотезы увеличивает вероятность истинности остальных гипотез. При этом оба вида коммуникаций (ложные и истинные) понимаются как научные, и с помощью медиума — истины — должны быть отличены от внешнего мира научной системы: коммуникаций, ориентированных и мотивированных «чуждыми» медиумами — властью, собственностью, любовью, деньгами, прекрасным, верой и т.д.         Структура системы науки состоит из когнитивных ожиданий, которые, в случае разочарования в них, трансформируются, а не укрепляются, как это имеет место применительно к ожиданиям нормативного типа в некоторых др. системах. Так, в системе права следствием разочарования (девиантности) является укрепление нормы закона, а не его отмена. Трансформация когнитивных ожиданий выражается в формулировании новых теорий и понятий, задающих рамки новых ожиданий (объяснений, предсказаний). В науке, в отличие от др. систем, новое как отклонение от общепринятого отклоняется не сразу (уже в силу его девиантности — как в системе права) и принимается не тотчас же (уже в силу факта новизны — как в системе массмедиа), а лишь после опробации возможностей его интеграции с предшествующими научными коммуникациями. Новое в науке принимается лишь в том случае, если оно обладает особой характеристикой — подсоединительной способностью или, что то же самое, смыслом в отношении прошлых научных коммуникаций.         Смысл — основная эпистемическая категория, обобщающая все остальные генерализированные символические медиа коммуникации (власть, право, деньги и т.д.). Смыслом (подсоединительной способностью) в системе науки обладают, с одной стороны, новые, отклоняющиеся коммуникации, а с др. стороны— отвечающие уже наличествующим ожиданиям.         Возникновение кода истины привело к обособлению научных коммуникаций от всех остальных общественных коммуникаций. Однако этот код не ограничивает и не определяет темы или структуры научной коммуникации. Условия их возможности задаются научными программами. Последние — в противовес истине — обеспечивают науке, как системе, свойство открытости потенциально безграничным сферам и предметам. В отличие от программ, научные теории и методы, напротив, обеспечивают системную замкнутость научных коммуникаций тем, что придают каждому научному предложению лишь одно из двух возможных значений кода (истину или ложь) и более никакого. Теории и методы выступают условиями возможности познания, поскольку определяют то, что может быть допущено в качестве научной операции и объектов научного исследования. Последние, в свою очередь, должны представлять собою системы; организмов, психические системы (комплексы переживаний), социальные системы (общество), механические системы (машины), природные системы. Эту ограничительную силу теорий и методов в отношении наблюдаемых объектов и предметов различных наук Луман называет лимитациональностью и считает одной из ключевых предпосылок научной коммуникации.         А.Ю. Антоновский

Оцените определение:

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

terme.ru

социология как наука об обществе

Социология как наука об обществе

Социология — это наука о социальных явлениях, происходящих в обществе. Она занимается изучением социальных институтов (право, государство и т.д.), социальных взаимоотношений между субьектами: личностями, социальными институтами. Социология как наука об обществе стала развиваться много веков назад.

Основные этапы развития социологии.

1. Древнейшее время. Человека с древнейших времен интересовали не только явления и загадки окружающей природы, а также проблемы, которые связаны с его существованием вокруг других людей.  Ученые обратили внимание на существование человека в обществе. Истоки социологии найти можно в рассуждениях мудрецов и ученых – в их мудрых советах по жизненным вопросам. Работы Аристотеля «Политика» и Платона «Законы» послужили началом изучения социальных институтов: права, семьи, государства. Философы античности обратили внимание на место человека в обществе.

 2. Эпоха Возрождения – новый этап развития социальной мысли. Появляются новые изыскания, которые относятся к социологии, направленные изучить различные стороны общества. Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор – великие ученые средних веков. Они подняли проблемы человеческих взаимоотношений. Это привело к складыванию модели общества, которое напоминает общину, в которой моральные нормы и порядок регулировались традициями и Богом. У человека была незначительная роль в обществе.

3. Эпоха Просвещения. Во время этой эпохи взгляды на общество и места в нем человека изменились. Дени Дидро, Клод Адриан Гельвецкий – анализировали общество, почему появилось неравенство, неоднородность общества. Человек – независимый субъект, его жизнь, поведение зависит от его усилий воли, так они рассуждали.

4. Классический этап развития (19-20 века). Можно выделить трех выдающихся мыслителей Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер, Карл Маркс.

К.Маркс обосновал, почему появилось социальное неравенство, проанализировал конфликты в обществе как явления, которые необходимы для развития общества.

М.Вебер разработал социологическую общественную теорию. Центральный пункт теории – от поведения человека в обществе зависят его взаимоотношения с другими людьми.

Э.Дюркгейм, основал социологическую школу. Существование общества не зависит от действий отдельных личностей. Каждый индивид выполняет свою функцию.

Благодаря ученым, философам, социология как наука об обществе имеет свой предмет, теорию и возможности получать подтверждение этой теории.

Функции социологии как науки.

Познавательная, ее цель – изучить общество, понять его структуру, как взаимодействуют индивиды и их группы. Отвечает на вопрос: в каком обществе мы живем?

Концептуально-описательная, она предоставляет тем, кто изучает социологию, систему понятий, теорий и правил описания, которые отражают социальную реальность. Как и что делается в обществе? – она отвечает на этот вопрос.

Оценочная. Оценка соответствия общества (институты, социальные организации) норм и прав ожиданиям социальных групп и индивидов, их целям, потребностям. Отвечает на вопрос: демократично ли наше общество, насколько оно справедливо?

Объясняющая. Дает объяснение социальным событиям, явлениям, процессам основываясь на выявленные факты, закономерности. Отвечает на вопрос: почему в обществе происходит так, а не по-другому?

Идеологически-мировоззренческая. Реализует определенные политическо-общественные идеалы. Отвечает на вопрос: для чего те или иные социальные действия происходят?

Прогностическая. Делает прогнозы на основе закономерностей развития общества и познания тенденций, создание сценариев для различных событий, происходящих в будущем. На вопрос: Что произойти может с обществом в будущем? — отвечает данная функция.

Управленческая. После выявления закономерностей развития, создания сценариев для различных событий в будущем – социология может управлять событиями, происходящими в обществе. Она отвечает на вопрос: Как эффективнее руководить социальными явлениями?

Обучающая (образовательная). Социология благодаря различным институтам по повышению квалификации, учебным заведениям может широко распространять социологические оценки и знания. Отвечает на вопрос: Как лучше использовать знания об обществе?

До сих пор социология как наука об обществе вызывает большой интерес ученых. Эти все функции между собой взаимодействуют, составляя единую функционирующую, продуктивную систему социологии.

fb.ru