Наука познания – Специфика научного познания. Наука как знание. Критерии научного знания.
22. Познание и наука
Познанием так или иначе сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы деятельности людей. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии спортом и бизнесом. Но, наряду с этим познавательным рассредоточением, есть в мире человеческой деятельности целая «страна», которая специализируется на производстве, хранении, переработке и распространении знаний — это наука. Определить ее можно как динамическую систему в целом истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых в результате специальной исследовательской деятельности общества и превращаемых благодаря их применению в важную производительную силу общества.
Когда возникла наука? Мнения расходятся. Одни считают, что наука возникла вместе с возникновением общества. Такая точка зрения, однако, смешивает предпосылки возникновения науки с самой наукой, ее предысторию с историей. Другие относят время возникновения науки лишь к ХV — ХVI вв., когда начало вступать в свои права естествознание и наметилась перспектива обращения к опытным, экспериментальным методам исследования. Видимо, разрешить этот спор можно следующим образом. Как особая (интеллектуальная) форма общественной деятельности наука зародилась в Греции VI-III вв. до н.э. Греки были тем народом, который сумел принять установку на рациональное познание от восточных культур и довел ее после тщательной, существенной и творческой, переработки до науки в собственном смысле этого слова. Начало, таким образом, было положено, ребенок появился на свет. Но прошло немало времени, прежде чем он окреп, развился, стал взрослым. Инициация («посвящение во взрослые») науки действительно приходится где-то на ХVI-ХVII вв.
Обратимся теперь к отличительным признакам науки. Наука — это прежде всего какие-то идеи. Какие? Так или иначе систематизированные, приведенные в систему. Наука — антипод хаоса, не системной, не целостной она не может быть по определению. Далее, идеи науки, научные идеи отражают достаточно глубокие, существенные связи изучаемых явлений. Открытие законов составляет главную задачу и цель всякой науки. А законы, как известно, не лежат на поверхности, они и есть эти глубокие и существенные связи. Научные идеи, кроме того, должны быть прогностическими, служить орудием предвидения. Только фиксированием и констатацией происходящего наука тоже ограничиться не может. И еще: идеи науки должны обладать — в тенденции, в развитии, определенным преобразовательным потенциалом, служить делу изменения и улучшения мира, предметной среды обитания человека.
Наконец, — но это как раз определяющее, самое главное — идеи, если они действительно научные, должны исходить из фактов, опираться на факты и подтверждаться фактами. Факты ведут нас к доказательству — уникальному достоянию науки, тому, чего нет или недостает другим формам и видам умственной деятельности людей. Наука — доказательная форма знания, познания. Нельзя, конечно, думать, что наука — одно сплошное доказательство, что все в ней хорошо сработано, добротно пригнано и согласовано друг с другом. Нет, наука многомерна, в ней немало и недоказанного, спорного, безнадежно-мечтательного. Просто не они, не такие образования олицетворяют науку, представляют ее содержание. Просто стремление к доказательству, установка на доказуемость является величайшим стимулом научного прогресса, определяющей характеристикой исследовательской деятельности людей. Наука сильна как раз своим доказанным знанием. И основная масса ее знания является именно таковой.
Но вернемся к фактам — что ими считать? Видимо, не любые, не всякие свидетельства — о летающих тарелках, например. Кстати, замечено, что когда на тарелки действительно нечего положить, когда экономический кризис делает их в прямом смысле пустыми, вот тогда число тарелок, но уже летающих (действительно, очень легкие), резко возрастает. Свидетельства фактического порядка не могут быть чисто интуитивными или субъективными. А только объективными и эмпирическими. Объективными — значит, представляющими какое-то реальное событие или явление. Эмпирическими — значит, наблюдаемыми, из чего далее следует — доступными проверке другими, всеми заинтересованными сторонами (исследователями). Свидетельства, добавим, можно считать наблюдаемыми, когда известно, есть тщательное и систематическое описание того, как, когда и при каких обстоятельствах их собирали.
Наука, конечно, не только идеи или знания. Это и определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а следовательно, и отношений между людьми. Наука поэтому может быть определена и как научное сообщество, т.е. сообщество людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории. В данном сообществе, как и в любом другом, есть все: борьба амбиций, симпатий и антипатий, лицемерие, угодничество, нечестность, предательство и т. д. И все же само занятие наукой создает в этом сообществе атмосферу творчества, свободы, «честной игры», стремления и уважения к истине, доверия к научным средствам и методам ее поиска. И, естественно, честности, рождаемой взаимной «придирчивостью», высокой требовательностью ученых друг к другу.
studfiles.net
Познание и наука
Познанием так или иначе сопровождаются все жизненные усилия и начинания человека, все формы, виды и сферы деятельности людей. Оно есть в литературе и искусстве, в борьбе партий и идеологий, в занятии спортом и бизнесом. Но, наряду с этим познавательным рассредоточением, есть в мире человеческой деятельности целая «страна», которая специализируется на производстве, хранении, переработке и распространении знаний — это наука. Определить ее можно как динамическую систему в целом истинных знаний о существенных связях действительности, получаемых в результате специальной исследовательской деятельности общества и превращаемых благодаря их применению в важную производительную силу общества.
Когда возникла наука? Мнения расходятся. Одни считают, что наука возникла вместе с возникновением общества. Такая точка зрения, однако, смешивает предпосылки возникновения науки с самой наукой, ее предысторию с историей. Другие относят время возникновения науки лишь к ХV — ХVI вв., когда начало вступать в свои права естествознание и наметилась перспектива обращения к опытным, экспериментальным методам исследования. Видимо, разрешить этот спор можно следующим образом. Как особая (интеллектуальная) форма общественной деятельности наука зародилась в Греции VI-III вв. до н.э. Греки были тем народом, который сумел принять установку на рациональное познание от восточных культур и довел ее после тщательной, существенной и творческой, переработки до науки в собственном смысле этого слова. Начало, таким образом, было положено, ребенок появился на свет. Но прошло немало времени, прежде чем он окреп, развился, стал взрослым. Инициация («посвящение во взрослые») науки действительно приходится где-то на ХVI-ХVII вв.
Обратимся теперь к отличительным признакам науки. Наука — это прежде всего какие-то идеи. Какие? Так или иначе систематизированные, приведенные в систему. Наука — антипод хаоса, не системной, не целостной она не может быть по определению. Далее, идеи науки, научные идеи отражают достаточно глубокие, существенные связи изучаемых явлений. Открытие законов составляет главную задачу и цель всякой науки. А законы, как известно, не лежат на поверхности, они и есть эти глубокие и существенные связи. Научные идеи, кроме того, должны быть прогностическими, служить орудием предвидения. Только фиксированием и констатацией происходящего наука тоже ограничиться не может. И еще: идеи науки должны обладать — в тенденции, в развитии, определенным преобразовательным потенциалом, служить делу изменения и улучшения мира, предметной среды обитания человека.
Наконец, — но это как раз определяющее, самое главное — идеи, если они действительно научные, должны исходить из фактов, опираться на факты и подтверждаться фактами. Факты ведут нас к доказательству — уникальному достоянию науки, тому, чего нет или недостает другим формам и видам умственной деятельности людей. Наука — доказательная форма знания, познания. Нельзя, конечно, думать, что наука — одно сплошное доказательство, что все в ней хорошо сработано, добротно пригнано и согласовано друг с другом. Нет, наука многомерна, в ней немало и недоказанного, спорного, безнадежно-мечтательного. Просто не они, не такие образования олицетворяют науку, представляют ее содержание. Просто стремление к доказательству, установка на доказуемость является величайшим стимулом научного прогресса, определяющей характеристикой исследовательской деятельности людей. Наука сильна как раз своим доказанным знанием. И основная масса ее знания является именно таковой.
Но вернемся к фактам — что ими считать? Видимо, не любые, не всякие свидетельства — о летающих тарелках, например. Кстати, замечено, что когда на тарелки действительно нечего положить, когда экономический кризис делает их в прямом смысле пустыми, вот тогда число тарелок, но уже летающих (действительно, очень легкие), резко возрастает. Свидетельства фактического порядка не могут быть чисто интуитивными или субъективными. А только объективными и эмпирическими. Объективными — значит, представляющими какое-то реальное событие или явление. Эмпирическими — значит, наблюдаемыми, из чего далее следует — доступными проверке другими, всеми заинтересованными сторонами (исследователями). Свидетельства, добавим, можно считать наблюдаемыми, когда известно, есть тщательное и систематическое описание того, как, когда и при каких обстоятельствах их собирали.
Наука, конечно, не только идеи или знания. Это и определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а следовательно, и отношений между людьми. Наука поэтому может быть определена и как научное сообщество, т.е. сообщество людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории. В данном сообществе, как и в любом другом, есть все: борьба амбиций, симпатий и антипатий, лицемерие, угодничество, нечестность, предательство и т. д. И все же само занятие наукой создает в этом сообществе атмосферу творчества, свободы, «честной игры», стремления и уважения к истине, доверия к научным средствам и методам ее поиска. И, естественно, честности, рождаемой взаимной «придирчивостью», высокой требовательностью ученых друг к другу.
http://www.istina.rin.ru/
mirznanii.com
Наука в системе познания.
10
Происхождение, сущность и социальные функции науки. Взгляд на роль науки в различных философских системах.
Научное и вненаучное знание.
Особенности научного познания.
Структура научного познания.
Уровни и методы научного познания.
Научные революции, их роль в формировании картины мира.
1. Происхождение, сущность и социальные функции науки.Взгляд на роль науки в различных философских системах.
Наука– исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности. Понятие «наука» имеет несколько аспектов:
1) система знаний,
2) их духовное производство,
3) практическая деятельность на их основе,
4) социальный институт. Этот аспект подчеркивает социальную сущность науки: наука как социальный институт представляет собой систему взаимосвязей между научными коллективами, организациями, членами научных сообществ, а также систему норм и ценностей.
Наука прошла длительный путь становления и развития..
Зачатки научного знаниявозникли в Древней Греции в VI – V вв. до н.э., когда происходило освобождение сознания от мифологического мышления. В это время получил развитие ряд областей научного знания: математика (Евклид, Пифагор, Архимед), астрономия, медицина – однако естественнонаучных теорий еще не существовало. Родиной науки Древняя Греция считается потому, что именно здесь сложился первый образец, эталон построения научного знания: не просто сбор, накопление фактов (знания о многих из них были заимствованы греками в цивилизациях Древнего Востока), а доказательство положений и выводов, логическое выведение одного знания из другого, что придавало знаниям упорядоченность и систематичность. В древнегреческой науке объектом познания стали не конкретные вещи или стихии, а их идеальные аналоги – понятия, суждения, числа, законы и др.
В то же время начиная с античности и вплоть до XVI–XVIIвв. научное знание представлялось в виде системы общих положений, истинность которых устанавливалась внеопытным путем, а все основные знания выводились из этих общих положений.на этом этапе научное знание неотделимо от философского (античного космоцентризма и средневековой схоластики). В этой модели научность сводилась к доверию авторитета разума (*метафизикаАристотеля, наиболее яркое воплощение – в «Началах геометрии»Эвклида, которые вплоть доXVIIIв. рассматривались как эталон научной рациональности).
Таким образом, в античный и средневековый периоды существовали лишь предпосылки, элементы науки, а наука как самостоятельное явление во взаимосвязи всех своих аспектов сложилась в Новое время.
В это время сложились объективные социокультурные условиядля формирования науки как особой системы знаний, вида духовной деятельности и социального института:
— социально-экономические: становление и развитие буржуазных отношений, что привело к существенным изменениям в экономике, политике, социальных отношениях, важнейшим фактором которых становится наука. Возникла потребность в применении научных знаний в производстве и социальной практике;
— духовные: ослабление господства религии, преодоление схоластического мышления, отделение науки от традиционной философии.
Формирование науки связывают с появлением вXVI–XVIIвв. работ Кеплера, Галилея, Ньютона. Естественные науки постепенно выделяются в самостоятельные отрасли знания – астрономию, механику, физику, химию и др. В XVII в. складываются первые сообщества ученых, а вXVIII– началеXIXвв. наука становится основой университетского образования, т.е. становится профессиональной.
В развитии науки принято выделять несколько основных этапов:
1. классическая наукаXVII–XIXвв., которая стала основой формирования механистической картины мира.идеал научности в это время определяло экспериментально-математическое естествознание. Определяющим критерием научного знания выступала опытная доказательность, а роль рационального мышления сводилась к установлению логической зависимости теоретических положений от экспериментально полученных фактов.
2. неклассическая наука1-й половины ХХ в., которая преодолела ограниченность механистической картины мира, переосмыслила заданные классической механикой понятия пространства, времени, причинности.
3. постнеклассическая наука (с 70-х гг. ХХ в.), в основе которой теория самоорганизации и синергетический подход.
Соответственно этапам развития менялись идеалы и принципы научности, развивались представления о науке в философской мысли С развитием науки проблемы научного познания становятся предметом философского осмысления.
В философии Нового временицентральным становится вопрос о роли научного знания в жизни общества. По мнению Ф.Бэкона, наука должна соответствовать практическим потребностям общества, служить средством решения экономических и социальных проблем («Знание – сила»). В новоевропейской философии сложились основные направления в решении вопроса о способах научного познания: эмпиризм, сенсуализм, рационализм; были обоснованы индуктивный (Ф.Бэкон) и дедуктивный (Р.Декарт) методы познания.
Марксизмразвитие науки связывает с развитием общественного производства. Наука рассматривается как непосредственная производительная сила, это проявляется в том, что наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса.
В западной философии ХХ в. формируется особая отрасль знания — философия науки. Особую роль проблемы научного познания занимают внеопозитивизме ипостпозитивизме, представители которых рассматривали научное знание в его развитии и поставили задачу исследовать процесс развития и смены научных теорий. Американский философТомас Кунв своей работе «Структура научных революций» (1966 г.) ввел понятие «научная парадигма».Парадигма(греч.paradeigma– пример, образец) – совокупность теоретических и методологических установок, принятых научным сообществом как определенный образец подхода к научной проблеме. Согласно концепции Т.Куна, смена научных парадигм происходит в результате «научных революций», вызванных появлением проблем, которые не могут быть решены в рамках данной парадигмы. Теория научных парадигм имеет большое значение для развития теории и методологии науки, однако недостаток концепции Т.Куна состоит в положении о том, что научные парадигмы не включают в свое содержание результаты предшествующих этапов развития науки: появление новой научной теории означает исключение из науки содержания старой.
И. Лакатоспредставил развитие науки как непрерывный процесс выдвижения и уточнения гипотез. Выступая против догматизации научного знания, он предложилметодологию научно-исследовательских программ. Каждая из них содержит несколько теорий, что создает условия для их сопоставления и оценки, порождает свободу дискуссий и выбора, является стимулом развития науки.
П.Фейерабендвыдвинул точку зрения «методологического анархизма». Он считаел, что полностью достоверных методов познания не существует, все теории, в том числе и вненаучные, равноправны по своей познавательной значимости.
Таким образом, представители неопозитивизма внесли значительный вклад в разработку проблем научного познания, но не учли всей его сложности и противоречивости.
Наука как социокультурный феномен выполняет ряд функций:
мировоззренческую,
гносеологическую,
социально-преобразовательную (функцию непосредственной производительной силы: наука создает теоретическую основу для материально-технического, общественного и культурного прогресса),
коммуникативную (передачи социального опыта),
прогностическую (на основе знаний законов развития природы и общества наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности),
интегрирующую (наука способствует объединению людей в социальные группы, формированию международных научных сообществ, объединению всего человечества),
регуляторную,
аксиологическую и др.
studfiles.net
Наука и научное познание — Каталог статей — 1000 статей
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого — добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Понятие «наука»
Наука — общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов. Научное сознание состоит из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностных ориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и их систематизации.
Достаточно часто под наукой понимается только совокупность особых знаний, которые сравниваются с другими теоретическими, но вненаучными знаниями, а также со знаниями обыденно-практического характера. При более строгом употреблении понятий такие знания не наука, а научные знания как элемент сознания субъектов и всей науки.
Термин «наука» употребляется в собирательном значении для ограничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений общества, а также в более конкретном объеме — применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной науке: точные науки, гуманитарные науки, физика, биология, социология и т.п.
Наука как социальный институт имеет свою организацию и принципы функционирования, координационные и суббординационные связи, формы контроля и отчетности, способы взаимодействия с различными видами практики.
В культуре общества она характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера сегодня — один из способов и необходимый элемент содержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показатель развитости (цивилизованности) государства.
Наука — это сфера специальной исследовательской деятельности, направленной на изучение природы, общества и человека. Главная цель науки и ее предназначение — получить истинное знание, используя свои методы и формы, способы обоснования и проверки.
Понятийный аппарат — главный инструментарий исследований в науке и логическая форма выражения полученного знания. Обоснованы различные признаки науки, отличающие ее от других областей духовной жизни и видов деятельности.
- Наука рациональна, так как ее способ познания и сами знания связаны преимущественно с абстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, с открытием сущностных характеристик и закономерностей объекта познания.
- Наука системна, общезначима, универсальна, критична. Ее знания обладают высокой достоверностью, так как их можно проверить. Но научные знания и сами исследования могут содержать и заблуждения, а также ложные знания.
- Наука отличается от философии тем, что не изучает бытие в целом, а только его конкретные виды и формы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают в себе сущностные характеристики объектов философского познания и проверяемы.
- Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.
- От искусства, которое отражает действительность в основном эмоционально, на основе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание.
Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своем функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее «эврика!» («нашел!») принадлежит древнегреческому ученому Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Они не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.
Структура совокупной науки может быть представлена по разным основаниям. В зависимости от основных сфер исследования науки разделяют на естественные (о природе), гуманитарные или общественные (о человеке как личности и об обществе), и технические (о технике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика, философия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себя большое количество конкретных наук, процесс дифференциации которых продолжается.
Считается, что сегодня насчитывается более 15 тысяч относительно самостоятельных научных дисциплин, обосновавших свой предмет и область исследований, имеющих категориальный аппарат, кадры и материально-техническую базу.
По характеру знаний совокупная наука может быть разделена на фундаментальные и прикладные науки. Релятивистская физика, квантовая механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, антропология, генетика и другие науки исследуют сложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких наук гипотетичны, основаны на допущениях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемы. Знания механики, агрохимии, географии, многие технологические знания легко проверяемы и используются непосредственно на практике.
Внутренняя структура каждой отдельной науки включает ряд необходимых элементов: понятийный аппарат, совокупность теоретических концепций и учений; методологию исследования, научные кадры и их подготовку, учреждения науки, материально-техническую и финансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, систему информации, научные отношения. Значимость того или иного элемента структуры в каждой конкретной науке может быть различна.
Наука, как часть цивилизованного культурного общества
Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже XX—XXI веков. Но отношение, к науке сложилось двоякое. Сциентистское направление выражает доверие к науке. Она признается одной из главных ценностей общества и доминантным фактором развития человечества. Сторонники антисциентизма критикуют науку за ошибки, видят ее главной причиной кризисных явлений, экологических и социальных глобальных проблем. Они считают, что наука ограничена в своих возможностях решать главные и острые проблемы социального развития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру.
Корни сциентизма и антисциентизма имеют объективную основу, так как наука противоречива и оказывает воздействие на человека и общество как положительное, так и отрицательное. К этим основам добавляются субъективно-идеологические и политизированные интерпретации роли науки в обществе. Поэтому и сегодня наука воспринимается в обществе неоднозначно: с доверием и недоверием, с надеждой и отчаянием, с оптимизмом и пессимизмом. Но очевидно, что без науки обществу и в XXI веке не обойтись.
Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.
Функциями науки являются: мировоззренческая, методологическая, познавательная, аксиологическая, коммуникативная, информационная, критическая, прогностическая и др. Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.
На основе достаточно пестрой и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция науки.
В современном обществе научные знания составляют основное содержание информации как знаний, существующих самостоятельно от тех субъектов, которыми они добыты. Информация хранится в технических устройствах, письменных источниках. Она выступает одним из проявлений информации в более широком ее понимании — как результат отражения материальными объектами свойств и признаков других, взаимодействующих с ними, объектов. Знание как информация предназначено для других субъектов. Объем информации постоянно растет. Научная информация в XX веке удваивалась каждые 10-15 лет. 90% всех ученых, известных за всю историю общества, — это исследователи XX века. Они осуществляли добывание знаний в более чем 15 тысячах различных конкретных наук. Поэтому быстро развивалась и информатика. Она представляет особую отрасль науки, где осуществляется накопление, систематизация, хранение и выдача пользователям знаний с помощью автоматизированных технических систем. Наука приобрела информативную функцию. С появлением информатики упрочилась и коммуникативная функция науки.
Научные исследования: виды и методологии
Научные знания добываются в ходе специальных исследований, в процессе использования апробированной и вновь разрабатываемой методологии. Методологию всякой науки составляют три основных блока:
- совокупность исходных требований и принципов исследования;
- система методов научного познания;
- теоретическое обоснование используемых методов, включающее и разработку конкретных методик, процедур исследования.
В методологии научного исследования философия обосновывает исходные принципы: отражения, познаваемости бытия, единства чувственного и рационального в познании, детерминизма и др. Она предъявляет всеобщие и общесоциологические требования к научно-познавательной деятельности: единство субъекта и объекта познания, движения и покоя, абсолютности и относительности, конечности и бесконечности, объективности и субъективности, симметрии и асимметрии, положительного и отрицательного и т.д. Соотносительность познания, изучение объектов через противоречия — важнейшие исходные методологические основы всякого исследования.
Конкретные науки используют философские принципы и требования, другие методологические ее положения. Но они имеют и свою методологию. Так, в естествознании важнейшими принципами выступают: релятивизм, конструктивизм, структурность, атрибутивность, движение, эволюция, катастрофизм, верифицируемость знания и др.
Гуманитарные науки руководствуются принципами гуманизма, социальной справедливости, равенства и неравенства, вариантности исторического процесса, эволюции и революции, демократизма, безопасности; культурологическим, формационным, циливизационным, историческим и другими подходами.
Принципы, подходы и общие требования научного исследования конкретизируются в методах. Метод познания — это прием, путь, способ, подвод или другая любая упорядоченная мыслительная и практическая деятельность человека по добыванию знания. По сферам применения методы познания делятся на две большие группы: методы вненаучного и научного познания. Многие методы вненаучного познания являются и методами научного исследования, но процедура их применения другая.
Например, эксперимент как метод познания используется в обыденно-практическом и научном познании. Но в научной сфере эксперимент сопровождается теоретическим обоснованием, особой материально-технической и лабораторной базой, методикой. Эксперимент в науке может осуществляться или с непосредственным объектом исследования или с его моделью. Он имеет свои этапы и способы проверки получаемых знаний.
В зависимости от уровней познания методы объединяются в две группы: методы чувственного и методы абстрактно-логического познания. В научном познании используются прежде всего методы абстрактно-логического познания: анализ, синтез, аналогия, абстрагирование и др. Но могут использоваться и методы чувственного познания: наблюдение, прослушивание, опрос, обобщение и др.
Методы познания различаются также степенью общности. Существуют всеобщие, общие и частные методы. Применительно к научному познанию они называются всеобщими, общенаучными и частными. К всеобщим методам относятся философские, математические, семиотические и другие. Общие или общенаучные методы используются при изучении видов и форм бытия значительным числом наук. Частные методы применяются в одной или нескольких смежных науках.
В отличие от вненаучного познания, где доминируют обыденное или теоретико-спекулятивное, чувственное или абстрактно-логическое постижение, научное познание основано на эмпирическом и теоретическом (рациональном) исследовании. Эмпирическое исследование накапливает первоначальные научные знания по обоснованию различных предположений или проверке уже имеющихся знаний. Теоретическое исследование завершает научно-познавательный цикл, формирует рационально-теоретическое знание в форме учений, теорий, концепций. Условно учения отражают социальное развитие, а теории – систематизированные знания о природе и человеке. Концепция — в чем-то незавершенные теория или учение. Наиболее точной формой выражения завершенного научного знания является теория.
Эмпирическое и теоретическое научное познание взаимосвязаны. Это необходимые этапы всякого исследования, имеющие общие и отличительные признаки. Общим для них является прежде всего цель: получить обоснованное и проверенное знание, а также один объект исследования. Различаются эмпирический и теоретический этапы исследования, когда в экспериментальном познании заняты одни, а в теоретическом — другие субъекты. На каждом из этапов используются свои методы познания.
К эмпирическим методам научного исследования относятся: наблюдение, сравнение, различение, обобщение, описание, измерение, изучение документов и др. Наиболее важным и распространенным методом является эксперимент.
Он состоит в воссоздании естественных или искусственных условий функционирования объекта исследования с целью более точного изучения его свойств, структуры, закономерностей. Эксперимент бывает количественным и качественным, натурным и модельным. Количественное или качественное натурное экспериментирование осуществляется непосредственно с объектом познания в естественных или особых, специально создаваемых условиях. Модельный эксперимент имеет не только количественные и качественные разновидности. Может разрабатываться мысленная или компьютерная модель объекта познания, а также воссоздаваться материальная и предметная копия-аналог в удобном для исследования масштабе. Так, материальная модель гидроэлектростанции создается в значительно меньшем, а модель атома — в увеличенном масштабе. Модельный эксперимент применяется тогда, когда непосредственное изучение объекта познания затруднено или невозможно. В эксперименте используются многие другие методы: наблюдение, измерение, сравнение, изменение условий и др.
К теоретическим методам научного познания относятся: идеализация, формализация, абстрагирование, анализ, синтез, аналогия, индукция, дедукция и др. Идеализация, например, состоит в мысленном или предметном создании образца объекта познания, наиболее возможной копии совершенного и желаемого знания и отражаемого им объекта. Наиболее распространенными идеализациями являются мыслительно-теоретические образы (модели) совершенного человека или гармоничного общества.
Формализация предусматривает создание модели объекта познания с помощью искусственных языков или форм логического мышления. Абстрагирование представляет временное отвлечение в процессе познания от тех свойств и элементов содержания объекта исследования, которые на данный момент не составляют цели познания. Наибольшей абстракцией обладают всеобщие понятия. Они универсальны, имеют в основном философско-мировоззренческий характер, отражают важнейшие и предельно широкие свойства и связи бытия. Такие понятия, как «бытие», «материальное», «идеальное», «связь», «изменение», «покой» и другие являются всеобщими, но наиболее «бедными» по содержанию.
По мере конкретизации понятий их содержание обогащается, что создает возможности индивидуализации и типизации объектов, которые отражаются данными понятиями. Идеализация и формализация могут рассматриваться разновидностями абстрагирования. Аналогия, индукция и дедукция — методы преимущественно формально-логического познания. Существует много других методов научно-теоретического познания. Они применяются избирательно, должны соответствовать объекту и цели исследования, ими должен владеть субъект познания. Всякие методы научного познания соотносятся с возможностью проверки знаний, которые добываются с использованием тех или иных методов, а также с основными формами научного познания.
Научное познание
Форма научного познания — относительно самостоятельное выражение познавательного цикла и его результатов на различных стадиях и этапах исследования.
Типовой схемой исследования выступает:
- обнаружение каких-либо несоответствий в функционировании объектов и процессов действительности с существующими научными знаниями или необходимость специального изучения вновь создаваемых явлений культуры, новых элементов бытия. Формулируются цель и задачи исследования, разрабатывается методика и выбираются методы, анализируется имеющаяся материальная и теоретическая база;
- разрабатываются возможные варианты проведения исследования и егo ожидаемые результаты;
- проведение самого исследования на эмпирическом и теоретическом (рациональном) уровнях;
- закрепление результатов исследования и их выражение в знаковых системах.
Каждому из этих условно выделенных этапов соответствуют свои формы научного познания. Основные из них:
- научный факт;
- проблема;
- гипотеза;
- доказательство или опровержение;
- теория.
Научный факт представляет выраженный средствами науки факт действительности, который не совпадает с имеющимся теоретическим объяснением процесса, к которому он принадлежит. Факт науки может возникать и в ходе новых необходимых исследований различных областей бытия. В факте науки констатируются события, свойства предметов и явлений, другие обнаруженные новшества, которые необходимо изучить, научно объяснить. Содержание факта науки может составлять ненаблюдаемое, необнаруженное, но предполагаемое событие или процесс. Один или совокупность научных фактов образуют предмет исследования. Область действительности, к которой принадлежат факты науки, выступает объектом исследования.
Для второго этапа научного познания характерна проблема как форма выражения знания. Научная проблема — объективно возникающие в процессе осмысления научных фактов вопрос или группа вопросов, ответы на которые для науки и практики имеют существенное значение. Научная проблема формируется с использованием научного аппарата, нацелена на достаточно глубокое и всестороннее исследование фактов науки и фактов действительности.
Поставить (сформулировать) научную проблему означает или использование уже имеющейся парадигмы, или разработку новых исходных принципов и оснований, идей и стандартов, которые составляют содержание кардинально иного решения научной проблемы. Смена парадигм в науке часто связана с научными революциями. Примером научных революций, означающих смену парадигм, могут служить: гелиоцентрическая концепция Коперника, эволюционное учение Дарвина, теория относительности Эйнштейна, многие великие открытия в математике и физике на рубеже XIX-XX веков. Революции в науке вызывают постановку и решение новых, сложных и значимых для общества проблем. Наука переходит при этом на более высокий уровень развития. Удачно и точно сформулировать научную проблему на основе новых научных фактов — важнейшее условие успешного исследования.
Следующим шагом (этапом) научного исследования является разработка программы. Она формируется в ходе дифференциации проблемы на более конкретные предположения и логику их обоснования, на определение этапов и процедур. Логически связанные или противоположные варианты решения научной проблемы формулируются в гипотезах.
Гипотеза — форма исследования и логического мышления, представляющая обоснованный вариант решения проблемы или ее части с целью выявления причин и закономерностей предмета исследования. Гипотеза в этом плане отличается от всяких догадок, предположений, воображения тем, что она опирается на факты науки, в ней используются категории науки. Гипотеза выдвигается на основе известных уже законов и теорий, но может в последующем и не согласовываться с ними.
Гипотеза есть научное предположение, выраженное достаточно просто и понятно языком науки. Она должна быть проверяема, т.е. должна существовать реальная возможность ее доказательства или опровержения. В начале гипотеза строится (накапливаются, анализируются и обобщаются факты науки с их первичным, предположительным объяснением), затем проверяется (на основе способов и форм логического мышления, сопоставления логических заключений с исходными научными фактами), а потом доказывается (эмпирическое исследование, сопоставление полученных знаний с фактами действительности, проверка научных выводов).
В ходе доказательства гипотезы объясняются факты науки, которые противоречат уже известным знаниям, обосновываются новые свойства, структуры, законы объектов бытия. Закон в науке — установленные существенные, необходимые, объективные, внутренние, универсальные для определенного класса явлений и повторяющиеся связи бытия. Закон — важнейшее звено и основание научной теории. Обоснование в процессе доказательства гипотезы новых свойств и связей объекта исследования формируется в логическую систему знаний, которая называется теорией.
Теория является заключительной формой процесса научного познания. Она представляет совокупность достоверных научных знаний об определенной стороне бытия. Знания систематизированы, логически взаимосвязаны и представляют целостную концепцию (учение). Теория содержит суждения, на основании которых можно получить новые суждения с помощью средств и способов логического мышления. Теория содержит возможность предвидения, так как в нее входят открытые законы, принципы последующего познания. Теория объясняет сущностное функционирование фрагментов бытия, обладает эвристической функцией. Она побуждает к новым исследованиям и открытиям. Теория, как правило, открытая форма научного знания. Ее можно дополнять новыми знаниями, считать утратившими достоверность или ценность те «истины», которые опровергнуты или не находят применения на практике. Теория преемственна в своем развитии и совершенствовании.
Главная задача всякой науки — добыть не просто истинные знания, а объединить их в теорию — достаточно масштабное и глубокое систематизированное концептуальное знание.
Понятие «теория» употребляется еще в двух значениях. Теория означает всякое, не обязательно истинное, но систематизированное знание с использованием категориального аппарата и логического мышления. Теории обоснования бытия Бога, оккультно-мистические теории, многие социальные утопии — примеры нестрогого употребления данного термина как научно-истинной теории. Понятие «теория» соотносится также с понятием «практика».
В этом соотношении теоретическое охватывает все содержание, способы и формы проявления сознания субъектов. В сознании, в чувствах и уме — как бы все теоретическое (ненашедшее еще воплощения в жизни), а сама жизнь людей, их конкретно-созидательная деятельность — это практика.
Философские теории имеют в своем содержании научно-теоретическиe знания, если их можно экспериментально обосновать или опровергнуть, т.е. проверить. Так, философские законы верифицируемы в том случае, когда они применяются (изучается их действие) к конкретным объектам бытия. Противоречивость развития, причинно-следственная зависимость, взаимосвязь сущности и явления, содержания и формы и другие философские знания научно проверяемы.
Но, как отмечалось, специфика философии состоит в том, что многие ее постулаты имеют мировоззренческий характер, основаны на свободном выборе той или иной точки зрения. Такие философские знания имеют теоретический характер, но вопрос об их истинности является некорректным. Знания о многих атрибутивных свойствах бытия, другие подобные знания не нуждаются в экспериментальной проверке. Имеет ли, например, бытие в целом какие-либо границы или оно их не имеет – это для человеческого сообщества важно, вызывает на протяжении веков постоянный интерес.
Философия является наукой, ей присущи основные признаки науки как общественного явления. Но философское знание с точки зрения его научно-истинной характеристики не все является таковым. Оно содержит в себе и мировоззренчески-теоретическую часть, когда вопрос об истинности, т.е. об адекватности знания объекту познания, не ставится и не должен ставиться.
Мировоззренческое философское знание основано на свободном выборе, на естественном праве человека самостоятельно выбирать тип мировоззрения и следовать ему на практике.
Таким образом, наука в современном обществе — неотъемлемый его атрибут. Наука по своему содержанию и сферам исследования чрезвычайно многообразна.
www.1000statei.ru
Наука и научное знание
ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В условиях качественного роста научного знания в жизни современного общества университезации и академизации высшего образования усвоение основ научного исследования становится необходимой составной частью профессиональной подготовки студентов. Отсюда вытекает необходимость введение в учебные программы курса по науковедению, в рамках которого студенты знакомятся с общей теорией и практикой научного исследования и спецификой научного исследования по своей специальности. Приобщение к научным знаниям, способность к проведению самостоятельных исследований является предпосылкой успешного решения учебных и научных задач.
Место и роль науки в жизни общества
Научное познание мира является неотъемлемой частью истории человеческого общества. Наука, зародившись в древности, прошла многовековой путь развития: от наивных представлений об устройстве мира немногочисленных мудрецов, книжников до современного знания, опирающегося на могучий арсенал научно-технических средств и труд сотен тысяч людей, занятых в её сфере. Если в прошлом она развивалась медленно, и влияние её на общество было не так заметно, то в последнее столетие процесс приобрел экспонентный характер. В течение прошлого ХХ в. она по сути превратилась в самостоятельную отрасль общественного производства. Научные знания и их производство все более активно интегрируются в самые разные сферы профессиональной деятельности человека, которые раньше казались очень далекими от науки. Более того, она изменила фундаментальные основы самого человеческого мышления, раздвинув его творческие границы, благодаря освоению новейших информационных технологий. Они расширяют коммуникативные возможности человечества и выводят на качественно новый уровень общественные отношения. В то же время это ускоренное развитие науки её тотальное проникновение во все сферы человеческой деятельности, начиная от повседневного быта и кончая принятием важнейших решений, от которых зависят судьбы мира, ставит задачи осмысления феномена самой науки, его генезиса и закономерности развития.
Однако развитие науки имеет и оборотную сторону. Быстро развивающиеся научные идеи нередко обгоняют общественную практику, порождая множество проблем и противоречий как технико-экономического, социально-культурного, так и морально-этического плана. Открытия ученых нередко становятся угрозой для жизни миллионов людей. Так научные идеи Резерфорда, Бора были использованы для создания ядерного оружия, способного смести человеческую цивилизацию как и самую планету. Или современные достижения науки в области генетики, поставившие большие проблемы, связанные с возможностью клонирования людей и непредсказуемыми с биологической и морально-этической точки зрения их последствиями. Угроза милитаризации науки и возрастающая в последнее время опасность использования достижений в области военных наук экстремистскими политическими силами заметно повышают политические риски. Более того, они вообще ставят под сомнение положительную роль науки в социальном прогрессе, порождая пессимистические, антисциентистские настроения даже среди самих ученых. Если раньше знаменитое выражение английского философа XVIII в. Ф. Бэкона «Знание – сила» было знаменем, под которым последние два столетия развивался научно-технический прогресс, то теперь мы уже не наблюдаем в обществе такого однозначного оптимизма во взглядах на науку.
Многие перекладывают всю ответственность за негативные последствия научных открытий на ученых, однако в подавляющем большинстве случаев сами ученые не могут контролировать их. Хотя, разумеется, это не снимает с них моральной ответственности перед обществом, тем более, что в научном сообществе не редки до сих пор убеждения, что любые попытки установления общественного контроля над наукой являются реакционными.
Все это вызывает к жизни возникновение такой отрасли знания, которая бы ставила задачи повышения эффективности научно-исследовательского труда, более тесной интеграции науки в экономическую и общественно-политическую жизнь, а с другой стороны, разрабатывала механизмы, позволяющие ученым активнее влиять на общественные результаты научных открытий.
Такой новой научной дисциплиной стало науковедение, которое изучает теоретико-методологические основы научного познания, классификацию наук, историю становления и развития науки как социального института, её роль и значение в обществе и вытекающие из этого прикладные задачи разработки современных методов организации научных исследований, повышения их эффективности, социальные и морально-нравственные аспекты использования достижений науки. Превращение науки из безответственной перед обществом в реальную силу, способную влиять на принятие ответственных решений, находится еще в начальной стадии. И крайне важно, чтобы оно развивалось, не стихийно, а целенаправленно при активном участии ученых и общественности. Поэтому знания основ науковедения приобретают сегодня особую актуальность в подготовке как научных кадров, так и специалистов самых разных профессий.
В развитии науки на современном этапе заметно повышается роль высшей школы. Она не только выполняет функции хранения и передачи накопленных научных знаний от одного поколения к другому, но все более активно включается в само производство новых научных идей и открытий. Да и в самом обучении возрастает использование методов, стимулирующих творческие потенции студентов, что открывает новые возможности уже на студенческой скамье приобщаться к научным исследованиям. А поэтому овладение основами методологии и методики научного исследования становится неотъемлемой частью учебного процесса и важной задачей профессионализации будущего специалиста.
Предмет науки и научное познание
Определение сущности науки как явления, казалось бы не должно вызывать затруднений. Но, с другой стороны, наука так стара и на протяжении своей истории претерпела такие сложные изменения, что любая попытка втиснуть её в прокрустово ложе строгих дефиниций приведет неизбежно к тому, что в них в лучшем случае будет отражен лишь какой-либо из её аспектов, актуальный для данного времени. О трудностях в определении сущности науки в свое время писал А. Энштейн: «Наука как нечто существующее и завершенное является чем-то наиболее объективным из известного человеку. Но в своей деятельности как цель, к которой мы стремимся, наука так же субъективна и психологически обусловлена, как и любая другая область человеческих устремлений, причем настолько субъективна, что на вопрос «какова цель и значение науки?» в различные времена и от различных людей мы получаем совершено разные ответы».
Наука может рассматриваться как: 1) комплекс знаний, накопленных человечеством в процессе исторического развития; 2) род человеческой деятельности; 3) социальный институт; 4) метод познания; 5) фактор развития общественного производства; 6) фактор, влияющий на мировоззрение человека.
Итак, важнейшей функцией науки является производство и передача знаний о развитии мира. Научное познание мира как форма общественной деятельности присуща только человеку. В животном мире познание не выходит за рамки рефлексов и некоторых психологических актов, природа которых до сих пор остается не до конца изученной. В самом общем смысле знание является продуктом человеческого мышления – особой формой отражения реального мира в идеальных образах и знаках. Оно осуществляется посредством обработки чувственных данных через мыслительные операции (анализ и обобщение), благодаря психологическим усилиям (воле, целеустремленности, любознательности). В результате чего возникает новый продукт деятельности человека – знания, которые могут выступать в таких своих разновидностях как обыденное знание и научное. Таким образом, знание по своей природе идеально.
Обыденное знание —это информация, получаемая человеком в процессе его жизненного опыта, которая обеспечивает ему элементарную ориентацию в мире. С древнейших времен люди накапливали знания об окружающем мире, полученные ими в результате практической деятельности. Они выделывали орудия труда, производили продукты, одежду, строили жилье, путешествовали, лечили, используя лекарственные растения, занимались выведением новых пород скота, вели счет времени, и все это делалось на основе накопления практических знаний, передававшихся из поколения в поколение. Но и в современных условиях человек пользуется обыденными знаниями, не задумываясь об их происхождении. Например, мы пользуемся техникой, не зная сложных научных законов, на основе которых она работает.
Обыденное знание не требует строгой доказательности, обоснованности и проверки, не стремиться раскрыть природу и сущность описываемого явления. Как правило, оно ограничивается констатацией лишь очевидных связей между явлениями. В основе получения обыденного знания лежит мыслительная деятельность, включающая такие операции, как абстрагирование чувственно-сенситивных представлений, анализ и синтез, формирование понятий, в которых обобщаются определенные признаки, типические черты предметов и явлений. Наряду с понятиями абстрактно-мысленная способность человека включает и другие формы рационального освоения действительности, включая суждения и умозаключения.
Суждения – это форма мысли, в которой с помощью понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Высказывая суждение, мы пользуемся понятиями, являющимися элементами суждений. На базе понятий и суждений формируется умозаключение, представляющее собой рассуждения, в ходе которых делаются определенные выводы, обобщения.
Абстрактно-мыслительное познание принято подразделять на два этапа: рассудочный и разумный. И. Кант утверждал, что «всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления» (Собр. Соч. в 6-ти тт. Т.3. с.340). Рассудок это способность выводить определенные суждения на основе понятий, он оперирует данными опыта, упорядочивая их, классифицирует явления, приводит знания о них в систему. Тогда как разум уже на основе рассудка создает новое знание. В разуме, таким образом, проявляется творческо-конструктивный характер.
Научное знание
Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки. Познавательный элемент получил свое развитие не только в обыденной практической деятельности, но и в таких специфических формах духовной деятельности, как искусство, религиозная деятельность, общественная мораль, которые исторически предшествовали возникновению науки. Через художественные образы, религиозные чувства, морально-этические постулаты человек также познает мир и определяет свое место в нем, хотя когнитивная составляющая здесь выступает в подчиненном виде по отношению к сенситивной, образно-художественной. Но именно в науке когнитивная, т.е. познавательная компонента является доминирующей, подчиняющей все другие стороны духовной деятельности, поэтому особенности познавательной деятельности выступают в науке более рельефно и их изучение позволяет составить наиболее полную картину познания мира в целом.
Важной чертой научного знания является его интерсубъектность. Несмотря на то, что сам труд ученого носит личностный характер, и качества его личности (интеллектуальный и творческий потенциал, характер, мировоззренческие установки) безусловно влияют на его деятельность, однако строгие критерии и требования, предъявляемые требования к научному исследованию позволяют элиминировать (исключить) из результатов научной деятельности все субъективное, связанное со спецификой самого ученого и его мировосприятия. В искусстве то или иное произведение связано с автором, его создавшим. Если бы Толстой не написал «Войну и мир» или Бетховен не сочинил свою знаменитую «Лунную сонату», то этих произведений просто не существовало бы. В науке положение принципиально иное. Хотя мы знаем, что нередко законам, принципам или теориям присваиваются имена отдельных ученых, вместе с тем мы хорошо понимаем, что если бы не было Ньютона, Дарвина, Эйнштейна, теории, которые мы связываем с их именами, все равно были бы созданы. Они появились бы потому, что представляют необходимый этап развития науки. Об этом красноречиво свидетельствуют многочисленные факты из истории научного познания, когда к одним и тем же идеям в самых различных областях науки приходят независимо друг от друга разные учёные. Научно-теоретическое мышление прежде всего характеризуется как понятийная деятельность. Именно оперирование понятиями и позволяет выполнять науке выполнять основные познавательные функции: описание, объяснение и предвидение. В плане рациональности научное познание характеризуется такими чертами, как доказательность и системность. Эти качества отличают научное познание от обыденного.
На ранних этапах развития научного знания за доказательность принимались прежде всего методы дедуктивной логики. Однако с зарождением в XVII-XVIII вв. экспериментальных наук доводы логики уже стали недостаточны, и за основу был взят опыт, факты, полученные в результате эксперимента. Функции логики были сведены к индукции, т.е. к выведению общего из частного, от факта к обобщению и выведению общих закономерностей. Индуктивная модель научного знания была разработана в трудах Ф. Бэкона и развита Д.С. Миллем.
Однако научное познание не исчерпывается лишь логическими операциями. Стремясь проникнуть в сущность явления, вскрыть причинно-следственные связи и закономерности, человек должен основываться не на личных ощущениях, а на объективных данных. Изучать в научном плане, значит быть научно-объективным. Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что невозможно найти объяснения, подгонять их под господствующие в науке на данный момент теории или политические и идеологические догмы, моральные и религиозные доктрины. Высшей целью научного исследования является установление истины.
Проблема научной истины имеет принципиально-важное методологическое значение в научном познании мира. От того как решается вопрос о её сущности и достижимости зависит и понимание предназначения и роли науки в обществе. Имеются разные понимания истины. Классическое понимание истины как соответствия человеческих знаний действительности восходит к философской традиции Античности (Платон, Аристотель), поддержанное в трудах и более поздних философов Средневековья и Нового и Новейшего времени: Фомы Аквинского, П. Гольбаха, Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, В.И. Ленина. При этом под действительностью понимается объективная реальность, существующая независимо от сознания человека, а познание и его результат – истина, понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой. Объект истины задается через практику; истина, т.е. достоверное знание, сущности и её проявлений, воспроизводится на практике. А поскольку объективная действительность безгранична в многообразии своих проявлений, то и истина не статичное, а постоянно развивающееся и изменяющееся знание, т.е. истина – это процесс. Таким образом,
истина – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящая познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне человеческого сознания. Из такого определения следует, что истина как таковая в природе не существует, она существует лишь в субъекте и в этом смысле является субъективной, но поскольку истина отражает то, что существует вне пределов человека, то одновременно она и объективна.
Эта сложная дуалистическая сущность истины порождала и порождает философские споры о способности человека познать мир. Так представители философского течения агностицизма на этом основании отрицают познаваемость мира и объективной истины, утверждая, что человеческое сознание не может в полной мере отразить все многообразие и изменчивость объективного мира в силу его безграничности, с одной стороны, и ограниченных возможностей познания как отдельным человеком, так и человечеством в целом – с другой. У человека всего лишь пять органов чувств, возможности его мозга, памяти, как и жизни вообще не просто ограничены, а бесконечно малы по сравнению с беспредельным и бесконечно меняющимся миром. Человечество в этом плане также конечно, как и жизнь отдельного человека.
В истории науки не мало примеров, когда казалось бы, очевидные и всеми признанные истины вдруг оказывались несостоятельными. Так, например, открытие делимости атома на рубеже XIX-ХХ вв. опровергло считавшееся незыблемыми со времен Демокрита представления физиков о материальности мира и породило такое течение в естествознании и философии как эмпириокритицизм, сторонники которого отрицали существование материального мира и рассматривали вещи как отражение сознания, комплексы ощущений. На этом основании отрицалась возможность объективной истины и следовательно познаваемость мира.
Но так ли безнадежны перспективы познания человеком мира? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть проблему соотношения абсолютной и относительной истин. Она возникла перед наукой не сразу, а на том уровне развития научного знания, когда обнаружилось, что общество имеет дело с познавательно неисчерпаемым сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий ученых на окончательное постижение их. Под абсолютной истиной понимается такое знание о предмете, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Как правило, это констатация каких-либо фактов, событий, установленных в процессе научных изысканий. Так например, абсолютной истиной может считаться утверждение, что в 1882 г. русским ученым И.И. Мечниковым было открыто явление фагоцитоза – поглощения клетками организма чужеродных частиц. В нем неоспоримым является как сам факт открытия, так и то, что описанное ученым явление существует в реальности. Другое дело, что научное объяснение этого явления, данное на основе имевшихся в то время научных знаний, не может претендовать на исчерпывающую полноту и неопровержимость. И в этом смысле оно является относительной истиной, т.е. – неполным знанием.
Классическим примером соотношения абсолютной и относительной истин в истории науки являются теория классической механики и теория относительности. Законы классической механики Ньютона долгое время считались неопровержимой истиной, пока открытия Энштейна не поколебали их. Тем не менее, новые данные не только не опровергли, но подтвердили правильность открытых Ньютоном закономерностей, хотя и в ограниченном применении. И в этом смысле можно говорить о том, что всякое неполное знание (относительная истина) являются составной частью полного (абсолютной истины). Исходя из этого, можно констатировать, что хотя мы и не можем достичь полного знания о беспредельном и постоянно меняющемся мире, но так как в относительном знании содержится частица абсолютного, то мир в принципе познаваем.
Итак истина по своему содержанию объективна, а по форме относительна. Истина есть процесс изменения в направлении все большей полноты в отражении реальности и преодоления заблуждений. Этот процесс развивается неравномерно, то замедляясь, то ускоряясь в эпохи научно-технических революций. Трудности, возникающие на этом пути, проявляются в абсолютизации отдельных теорий, идей в научном сообществе в силу разных причин как личного, так и общественного порядка. Например, в советском обществе долгое время марксизм – как универсальная научная теория считался неопровержимой и данной на все времена и для всех народов истиной. Известный идеологический постулат «Учение марксизма всесильно, потому, что оно верно» выдавался за абсолютную научную истину. На этом основании другие естественно-научные, философские и социологические теории, которые расходились с ним, объявлялись ненаучными и ложными. Между тем, это противоречило диалектическому методу научного познания, провозглашенному в самом марксизме, согласно которому мир и научные представления о нем находятся в беспрерывном развитии и изменении, а следовательно ни одна из научных теорий не может претендовать на роль универсальной «отмычки» для его познания. Догматизация научных идей, превращение их в памятники культового поклонения, сектантство, подчинение науки интересам политики замедляют прогресс в науке.
Но не менее опасен в науке и противоположный подход, отрицающий абсолютную истину. Сторонники его исходят из принципа релятивизма, провозглашая относительность и условность нашего знания. Из этого они выводят невозможность и ненужность установления объективной истины, маскируя это внешне привлекательными рассуждениями о плюрализме, о свободе на различные научные, политические, морально-этические и эстетические идеи. Это постулирует допустимость в науке псевдонаучных, не опирающихся на строгое логическое и эмпирическое доказательство теорий, проникновение мистики и шарлатанства (вроде публичных сеансов по заряжению положительной энергией, имеющей чудодейственную целительную силу). В политике и общественной морали релятивизм порождает практику двойных стандартов. Истинно только то, что полезно для данного государства, класса, отдельного человека. В искусстве на этой почве расцветает либо низкопробная с точки зрения художественных требований и критериев «попса», либо так называемое элитарное искусство, для которого главной целью является не постижение художественной истины, а эстетическая форма как самодовлеющее начало, личное самовыражение и самоутверждение.
В связи с этим следует коснуться распространенной и активно распространяемой в наши дни в обществе идее толерантности. Она по сути имеет под собой ту же релятивистскую основу. Поскольку истина множественна, т.е. относительна, то надо быть терпимым к инакомыслию, а следовательно к любой научной, социальной, религиозной, морально-нравственной, культурной идее. Многие авторы, подхватив эту модную идею, похоже, не задумываются над очень опасной её мировоззренческой сущностью. Если у каждого будет своя истина, свои мировоззренческие ценности, то становится невозможным общий язык ни в науке, ни в общественно-политической, ни даже в обыденной жизни. Отпадает необходимость поиска общей истины для всех, отражающей объективную реальность. Более того, с позиции права каждого на свою истину можно оправдать все, что угодно, как любую бредовую, выдаваемую за научную теорию, так и сомнительные с точки зрения общественной морали эвтаназию, двуполые браки и тому подобные вещи. Тем более несостоятельными являются рассуждения о толерантности в педагогике, где они, по сути, маскируют отказ от активного педагогического воздействия учителя на личность ребенка, т.е. отказ от воспитания как такового.
Увлечение релятивистскими идеями в современном российском обществе можно объяснить своеобразными издержками, связанными с преодолением последствий создававшегося методами административного воздействия единомыслия в советском обществе. Всеобщий «одобрямс» не только ни вызывал доверия, но скорее негативное отношение. Его отголоски в наше время проецируются в своеобразном мировоззренческом нигилизме по отношению к общественно значимым истинам. Надо заметить, что нечто подобное наблюдалось в российском обществе и в XIX – начале ХХ вв., когда в общественном сознании определенной части интеллигенции стал нарастать протест против насаждавшихся имперской властью официальной идеологии, запретов свободомыслия. Но тогда он вылился в уродливые формы революционного нигилизма, отрицавшего политические и социальные институты, моральные истины, что и заставило Ф.М. Достоевского словами одного из своих литературных героев воскликнуть: «Бога нет – и все позволено!». Истина должна объединять людей на основе свободно сделанного выбора. Но важно подчеркнуть, что она едина, поскольку имеет объективный характер, и задача науки в её установлении.
Итак, подведем итоги:
научное знание отличается от всех других форм (обыденное знание, религиозные, этические и т.д.) следующими критериями:
Объективностью – познание мира таковым как он существует вне человеческого сознания.
Рациональностью – как доказательность с помощью логических методов и экспериментальной проверки.
Эссенциалистской направленностью (essential — сущность) – т.е. нацеленность раскрытие сущностей, закономерностей развития явлений и процессов объективного мира.
Системностью – т.е. упорядочение по определенным принципам, связанным в теорию.
Верификацией – т.е. возможность проверить, подтвердить научную истину.
Теоретическим обоснованием – предполагающем такой уровень обобщения эмпирического материала, который позволяет выявлять определенные закономерности.
Но при всем определяющем влиянии рационально-логических основ в научном мышлении не последнюю роль играют и иррациональные компоненты, такие как интуиция, фантазии, конвенциональные, т.е. условно принятые в научном мире нормы, традиции, и даже мистические озарения.
Приемы и методы научного познания
В процессе познания человек использует определенные приемы и методы. Под приемами научного познания понимаются как правило общелогические операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и др.). Методами называют более сложные познавательные процедуры, включающие целую систему приемов исследования. Можно сказать, что:
Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми руководствуются в процессе научного познания.
Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные и универсальные. Специальные методы применимы только в отдельных науках. Как например, метод спектрального анализа в химии, или метод статистического моделирования. Общенаучные методы имеют универсальный характер и применимы во всех науках (эксперимент, наблюдение, моделирование и др.). Они по сути дают технику исследования. Тогда как универсальные методы дают методологическую основу исследования, так как являются общефилософским подходом в познании мира. К этой категории относятся метод диалектики, феноменологии и др.
Методология тесно связана с философией и особенно с такими её разделами, как гносеология (теория познания) и диалектика. Методология уже теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает саму природу познания, соотношение знания и реальности, границы познания, критерии его истинности.
studfiles.net
39. Наука как форма познания
Наука – это форма и результат деятельности людей по раскрытию объективных законов существования природы, общества и человека.
Особенности объектов науки требует использование специального языка со строго выверенным значением отдельных слов, а также специальных орудий и методов исследовательской деятельности. Одним из важнейших методов науки, во многом определяющих ее облик, является идеализация. Научное познание постоянно прибегает к созданию идеальных объектов, моделей, представляющих реальные объекты (слишком изменчивые и вовлеченные во множество связей) лишь в отдельных аспектах. Отсюда – присущая науке склонность к редукционизму, т. е. упрощению действительности в процессе ее рационального постижения.
Науку характеризует и особый этос, иначе совокупность норм поведения и коммуникации, принятых в научном сообществе.
В современном обществе – и не только среди ученых – достаточно влиятельной остается позиция сциенизма, согласно которой наука выступает как главное и едва ли не единственное орудие человеческой ориентации в мире, важнейший источник людского благополучия.
40. Структура и динамика научного знания
Научное познание осуществляется на двух взаимосвязанных, но все же обладающих своей спецификой уровнях – эмпирическом и теоретическом.
Эмпирическое познание (греч. empeiria — опыт) направлено непосредственно на свой объект, оно с ним практически взаимодействует, отражает его внешние стороны и связи, доступные чувственному созерцанию. Главные методы, которые при этом употребляются, – наблюдение и эксперимент.
Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних, сущностных связей, постигаемых с помощью рациональной обработки эмпирического знания. При этом широко используются такие методы познания, как: идеализация, абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений предметов), (дедукция (переход от общего знания к частному), аксиоматический метод (построение теории на основе ряда аксиом или постулатов) и т. д.
Сама теория есть, безусловно, высшая форма не только теоретического, но и в целом научного познания (недаром М. Хайдеггер определял науку как теорию действительного). Теория – это внутренне непротиворечивая система основополагающих идей и законов, дающая целостное представление о существенных связях в рассматриваемом множестве объектов. Два важных требования к любой научной теории, позволяющие отличить ее от псевдо-научных спекуляций, — верифицируемость и фальсифицируемость. Согласно принципу верификации понятие или суждение имеет значение лишь в том случае, если оно эмпирически проверяемо. Принцип фальсификации настаивает на том, чтобы любая научная теория допускала рискованные предсказания, неосуществление которых на практике ее бы опровергало.
Важную роль в становлении теории играет правильная постановка проблемы. Проблема – такая форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что требуется познать.
Размышляя над проблемами, ученые выдвигают гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, вероятностным образом разрешающее проблему.
studfiles.net
Наука и научное познание
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого — добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Наука — общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.
Научное сознание состоит из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностных ориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и их систематизации.
Достаточно часто под наукой понимается только совокупность особых знаний, которые сравниваются с другими теоретическими, но вненаучными знаниями, а также со знаниями обыденно-практического характера. При более строгом употреблении понятий такие знания не наука, а научные знания как элемент сознания субъектов и всей науки.
Термин «наука» употребляется в собирательном значении для отграничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений общества, а также в более конкретном объеме — применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной науке: точные науки, гуманитарные науки, физика, биология, социология и т.п.
Наука как социальный институт имеет свою организацию и принципы функционирования, координационные и субординационные связи, формы контроля и отчетности, способы взаимодействия с различными видами практики.
В культуре общества она характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера сегодня — один из способов и необходимый элемент содержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показатель развитости (цивилизованности) государства.
Наука — это сфера специальной исследовательской деятельности, направленной на изучение природы, общества и человека. Главная цель науки и ее предназначение — получить истинное знание, используя свои методы и формы, способы обоснования и проверки.
Понятийный аппарат — главный инструментарий исследований в науке и логическая форма выражения полученного знания. Обоснованы различные признаки науки, отличающие ее от других областей духовной жизни и видов деятельности. Наука рациональна, так как ее способ познания и сами знания связаны преимущественно с абстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, с открытием сущностных характеристик и закономерностей объекта познания.
Наука системна, общезначима, универсальна, критична. Ее знания обладают высокой достоверностью, так как их можно проверить. Но научные знания и сами исследования могут содержать и заблуждения, а также ложные знания.
Наука отличается от философии тем, что не изучает бытие в целом, а только его конкретные виды и формы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают в себе сущностные характеристики объектов философского познания и проверяемы. Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.
От искусства, которое отражает действительность в основном эмоционально, на основе чувствования и сопереживания через восприятие прекрасного, возвышенного, трагического и комического, наука отличается строгостью и «сухостью» суждений, ориентацией на точное, рационально-теоретическое знание. Но говорить о том, что наука бесстрастна, бесчувственна в своем функционировании, нельзя. Высокоэмоциональное, ликующее «эврика!» («нашел!») принадлежит древнегреческому ученому Архимеду, открывшему закон гидростатики. В науке, как и в других сферах жизни, действуют люди. Они не лишены стрессов и аффектов, ценностного и эмоционально-чувственного восприятия действительности и собственных исследований, проявления воли и ответственности.
Структура совокупной науки может быть представлена по разным основаниям. В зависимости от основных сфер исследования науки разделяют на естественные (о природе), гуманитарные или общественные (о человеке как личности и об обществе), и технические (о технике). В особую группу объединяются математические науки, синергетика, философия, знания которых универсальны. Каждая группа наук включает в себя большое количество конкретных наук, процесс дифференциации которых продолжается.
Считается, что сегодня насчитывается более 15 тысяч относительно самостоятельных научных дисциплин, обосновавших свой предмет и область исследований, имеющих категориальный аппарат, кадры и материально-техническую базу.
По характеру знаний совокупная наука может быть разделена на фундаментальные и прикладные науки. Релятивистская физика, квантовая механика, высшая математика, химия, космология, синергетика, антропология, генетика и другие науки исследуют сложнейшие фрагменты бытия. Многие знания таких наук гипотетичны, основаны на допущениях и силе логического мышления исследователя, трудно проверяемы. Знания механики, агрохимии, географии, многие технологические знания легко проверяемы и используются непосредственно на практике.
Внутренняя структура каждой отдельной науки включает ряд необходимых элементов: понятийный аппарат, совокупность теоретических концепций и учений; методологию исследования, научные кадры и их подготовку, учреждения науки, материально-техническую и финансовую базу, лабораторно-экспериментальную базу, систему информации, научные отношения. Значимость того или иного элемента структуры в каждой конкретной науке может быть различна.
Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-техническое развитие составляет главную тенденцию исторического прогресса на рубеже XX—XXI веков. Но отношение, к науке сложилось двоякое. Сциентистское направление выражает доверие к науке. Она признается одной из главных ценностей общества и доминантным фактором развития человечества. Сторонники антисциентизма критикуют науку за ошибки, видят ее главной причиной кризисных явлений, экологических и социальных глобальных проблем. Они считают, что наука ограничена в своих возможностях решать главные и острые проблемы социального развития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру.
Корни сциентизма и антисциентизма имеют объективную основу, так как наука противоречива и оказывает воздействие на человека и общество как положительное, так и отрицательное. К этим основам добавляются субъективно-идеологические и политизированные интерпретации роли науки в обществе. Поэтому и сегодня наука воспринимается в обществе неоднозначно: с доверием и недоверием, с надеждой и отчаянием, с оптимизмом и пессимизмом. Но очевидно, что без науки обществу и в XXI веке не обойтись.
Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств. В функциях обнаруживаются возможности и способности науки участвовать в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества, в создании более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.
Функциями науки являются: мировоззренческая, методологическая, познавательная, аксиологическая, коммуникативная, информационная, критическая, прогностическая и др. Наука вырабатывает прежде всего научную картину мира как совокупность знаний о природе, обществе и человеке. В этом процессе проявляется познавательная (гносеологическая) функция, а также и мировоззренческая, поскольку научная картина миpa (бытия) не существует в чистом виде в сознании людей. Она соотносится человеком с обыденным, мифологическим, религиозным, философским осмыслением мира, постоянно переоценивается.
На основе достаточно пестрой и разноплановой совокупной личностной картины мира индивид формирует отношение к себе, другим людям и их природе. Переосмысление картины мира осуществляется в соотношении с потребностями и интересами, идеалами и нормами жизнедеятельности. Измененные таким образом знания приобретают ценность для субъекта, сравниваются с ценностями других субъектов, всего общества. В этом проявляется аксиологическая функция науки.
В современном обществе научные знания составляют основное содержание информации как знаний, существующих самостоятельно от тех субъектов, которыми они добыты. Информация хранится в технических устройствах, письменных источниках. Она выступает одним из проявлений информации в более широком ее понимании — как результат отражения материальными объектами свойств и признаков других, взаимодействующих с ними, объектов. Знание как информация предназначено для других субъектов. Объем информации постоянно растет. Научная информация в XX веке удваивалась каждые 10-15 лет. 90% всех ученых, известных за всю историю общества, — это исследователи XX века. Они осуществляли добывание знаний в более чем 15 тысячах различных конкретных наук. Поэтому быстро развивалась и информатика. Она представляет особую отрасль науки, где осуществляется накопление, систематизация, хранение и выдача пользователям знаний с помощью автоматизированных технических систем. Наука приобрела информативную функцию. С появлением информатики упрочилась и коммуникативная функция науки.
Научные знания добываются в ходе специальных исследований, в процессе использования апробированной и вновь разрабатываемой методологии. Методологию всякой науки составляют три основных блока: а) совокупность исходных требований и принципов исследования; б) система методов научного познания; в) теоретическое обоснование используемых методов, включающее и разработку конкретных методик, процедур исследования.
mirznanii.com