Наука о жизненных функциях организма и его отдельных органов и систем – Пояснительная записка Нормальная физиология наука и учебная дисциплина о жизненных функциях здорового организма и отдельных его частей (клеток, тканей, органов, функциональных систем), о механизмах регуляции этих функций

Как называется наука о жизненных функциях организма и его органов?

Полугодовая контрольная работа по биологии

8 класс

1 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1.Как называется наука о жизненных функциях организма и его органов?


1. гигиена

2. анатомия

3. физиология

4. биология


А2. как называются постоянные части клетки, расположенные в цитоплазме, каждая из которых выполняет свои особые функции?
1. органоиды

2. мембраны

3. митохондрии

4. рибосомы


А3. к числу каких костей относятся кости лопатки?
1. трубчатых

2. коротких

3. длинных

4. плоских


А4. все кости мозговой и лицевой частей черепа соединены неподвижно, за исключением:
1. скуловой кости

2. верхней челюсти

3. нижней челюсти

4. теменной кости


А5. Как называется неподвижное соединение костей?
1. стык

2. сустав

3. шов

4. хрящ


А6. В каком случае накладывают шину?
1. при ушибах

2. при растяжениях

3. при кровотечениях

4. при переломах, вывихах


А7. что руководит работой мышц?
1. опорно-двигательная система

2. кровеносная система

3. нервная система

4. система покровных органов


А8. в каком возрасте завершается рост и окостенение скелета?
1. в 16 лет

2. в 18 лет

3. в 25 лет

4. в 35 лет


А9. как называются мелкие кровяные пластинки, участвующие в процессе свертывания крови?
1. лейкоциты

2. лимфоциты

3. тромбоциты

4. ферменты


А10. Большой круг кровообращения начинается:
1. от левого желудочка

2. от правого желудочка

3. от аорты

4. от левого предсердия


А11. Из чего образуется лимфа?
1. из крови

2. из тканевой жидкости

3. из межклеточного вещества

4. из желудочного сока


А 12. группа крови А, это

1. 1 группа

2. 0 группа

3. 4 группа

4. 3 группа


А13. в каком случае из раны вытекает темно-вишневая кровь?
1. при повреждении капилляров

2. при носовом кровотечении

3. при венозном кровотечении

4. при артериальном кровотечении


А14. что человек потребляет при дыхании?
1. азот

2. кислород

3. углекислый газ

4. водород


А15. Сколько дыхательных движений совершает в минуту взрослый человек в спокойном состоянии?
1. 10-15

2. 16-20

3. 21-26

4. 26-30


Часть В. Ответьте кратко на вопрос (в виде одного-двух слов, цифр)
В1. Закончите предложение.

у большей части всех клеток есть три главные составные части — это мембрана, ядро и__________

В2. что входит в состав опорно-двигательной системы?

В3. Как называются белые кровяные клетки?

В4. Как называются сосуды, которые несут кровь к сердцу?

В5. Присутствует ли в легких мышечная ткань?

Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.

С1. Опишите местонахождение и строение сердца

С2. Какие функции выполняет носовая полость?

Полугодовая контрольная работа по биологии

8 класс

2 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ из четырех предложенных.

А1. Как называется раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья?


1. физиология

2. анатомия

3. гигиена

3. пульмонология


А2. какую форму имеют клетки?
1. круглую

2. квадратную

3. овальную

3. разнообразную


А3. как называется ткань, основным свойством которой является способность к сокращению?
1. эпителиальная

2. нервная

3. мышечная

4. соединительная


А4. С помощью чего образуются полуподвижные соединения?
1. с помощью связок

2. с помощью мышц

3. с помощью сухожилий

4. с помощью хряща


А5. Какая система осуществляет перенос кислорода от легких к тканям и органам?
1. дыхательная

2. кровеносная

3. выделительная

4. пищеварительная


А6. Какая из костей черепа соединена с остальными подвижно?
1. лобная

2. затылочная

3. верхнечелюстная

4. нижнечелюстная


А7. при повреждении чего накладывают шину?
1. черепа

2. грудной клетки

3. конечностей

4. позвоночника


А8. к каким мышцам относится диафрагма?
1. к мышцам спины

2. к мышцам живота

3. к мышцам груди

4. к мышцам головы


А9. Обмен веществ осуществляется через:
1. кровь

2. лимфу

3. тканевую жидкость

4. плазму


А10. как называется самая крупная артерия?
1. аорта

2. сонная артерия

3. подключичная артерия

4. легочная артерия


А11. Как называется чрезмерное понижение артериального давления?
1. гипертония

2. гипотония

3. стенокардия

4. аритмия


А12. Венозное кровотечение останавливают с помощью наложения:
1. шины

2. стерильной повязки

3. жгута

4. давящей повязки


А13. Что выделяет человек при дыхании?
1. водород

2. кислород

3. углекислый газ

4. азот


А14. под действием чего грудная клетка при выдохе опускается?

1. диафрагмы

2. силы тяжести

3. силы трения

4. давления воздуха


А15. Когда легкие расширяются?
1. при вдохе

2. при выдохе

3. при удушье

4. при спазме сосудов


Часть В. Ответьте кратко на вопрос (в виде одного-двух слов, цифр)

В1. Какие животные обладают наибольшим сходством с человеком?

В2. Как называется череп головы?

В3. Каково примерное количество крови в организме взрослого человека?

В4. Как называются сосуды, несущие кровь от сердца?

В5. Закончите предложение: Непременным условием роста и развития мышц является регулярная_________

Часть С. Напишите развернутый ответ на вопрос.

С1. Опишите большой круг кровообращения.

С2. Что такое лейкоцитов и в чем состоит их главная функция?

Ключ к полугодовой контрольной работе по биологии.

8 класс.

1 вариант

Часть А


Номер вопроса

Правильный ответ

А1

3

А2

1

А3

4

А4

3

А5

3

А6

4

А7

3

А8

3

А9

3

А10

1

А11

2

А12

1

А13

3

А14

2

А15

2

Часть В.

В1. Цитоплазма

В2. Скелет и мышцы

В3. Лейкоциты

В4. Вены

В5. Нет

Часть С.

С1. Сердце располагается в грудной полости. Оно несколько сдвинуто влево. Сердце находится в околосердечной сумке. Сердце состоит из четырех камер (отделов) – двух предсердий и двух желудочков (левого и правого). Правая и левая части сердца разделены сплошной перегородкой. Предсердия и желудочки каждой половины сердца сообщаются между собой. На границе между ними имеются створчатые клапаны.

С2. Функции – очищение, повышение влажности и температуры воздуха, поэтому она так обильно унизана также кровеносными сосудами. Волоски могут задержать крупные частицы во вдыхаемом воздухе.

Критерии оценивания.

Всего в полугодовой контрольной работе 22 вопроса:

ЧАСТЬ А — 15 вопросов (1 балл за верный ответ, макс. 15 баллов)

ЧАСТЬ В — 5 вопросов (1 балл за верный ответ, всего 5 балов)

ЧАСТЬ С — 2 вопроса (2 балла за верный ответ, 1 балл, если допущены негрубые ошибки или отвечено не полно, всего 4 балла)

Максимальный балл за контрольную работу — 24

На оценку «5» — 20-24 баллов

На оценку «4» — 16-19 баллов

На оценку «3» — 12-15 баллов

Менее 12 баллов – оценка «2»
Ключ к полугодовой контрольной работе по биологии.

8 класс.

2 вариант

Часть А


Номер вопроса

Правильный ответ

А1

3

А2

3

А3

3

А4

4

А5

2

А6

4

А7

3

А8

3

А9

3

А10

1

А11

2

А12


4

А13

3

А14

1

А15

1

Часть В

В1. человекообразные обезьяны

В2. череп

В3. 5-6 литров

В4. аорты

В5. физическая нагрузка

Часть С.

С1. Большой круг кровообращения начинается аортой, выходящей из левого желудочка. Оттуда кровьпоступает в крупные сосуды, направляющиеся к голове, туловищу и конечностям. Крупные сосуды ветвятсяна мелкие, которые переходят во внутриорганные артерии, а затем в артериолы, прекапиллярные артериолыи капилляры. Посредством капилляров осуществляется постоянный обмен веществ между кровью и тканями.Капилляры объединяются и сливаются в посткапиллярные венулы, которые, в свою очередь объединяясь,образуют мелкие внутриорганные вены, а на выходе из органов  внеорганные вены. Внеорганные венысливаются в крупные венозные сосуды, образуя верхнюю и нижнюю полые вены, по которым кровь возвращается в правое предсердие.

С2.

Лейкоциты— белые кровяные клетки; неоднородная группа различных по внешнему виду и функциям клеток крови человека или животных, выделенная по признакам наличия ядра и отсутствия самостоятельной окраски.

Главная функция лейкоцитов — защита. Они играют главную роль в специфической и не специфической защите организма от внешних и внутренних патогенных агентов, а также в реализации типичных патологических процессов.

Критерии оценивания.

Всего в полугодовой контрольной работе 22 вопроса:

ЧАСТЬ А — 15 вопросов (1 балл за верный ответ, макс. 15 баллов)

ЧАСТЬ В — 5 вопросов (1 балл за верный ответ, всего 5 балов)

ЧАСТЬ С — 2 вопроса (2 балла за верный ответ, 1 балл, если допущены негрубые ошибки или отвечено не полно, всего 4 балла)

Максимальный балл за контрольную работу — 24

На оценку «5» — 20-24 баллов

На оценку «4» — 16-19 баллов

На оценку «3» — 12-15 баллов

Менее 12 баллов – оценка «2»

bio.na5bal.ru

1. Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека — Документ

Билет 1

1 . Назвать и охарактеризовать научные дисциплины, изучающие человека.

Анатомия — наука о строении и форме целого организма, систем органов и его отдельных органах.

Физиология — наука о жизненных функциях целого организма ,его отдельных органах и их систем.

Гигиена — наука о сохранении и укрепления здоровья.

2. Раскрыть особенности клеточного строения организма человека. Охарактеризовать химический состав строения и основные процессы жизнедеятельности клетки.

ПОДОБНО ДРУГИМ ОРГАНИЗМАМ, ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА ИМЕЕТ КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ. КЛЕТКИ НАХОДЯТСЯ В МЕЖКЛЕТОЧНОМ ВЕЩЕСТВЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ ИМ МЕХАНИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ, ПИТАНИЕ И ДЫХАНИЕ. КЛЕТКИ РАЗНООБРАЗНЫ ПО РАЗМЕРАМ ,ФОРМЕ И ФУНКЦИЯМ, НО ВСЕ ОНИ ИМЕЮТ НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ СТРОЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ЧАСТИ ЛЮБОЙ КЛЕТКИ- ЦИТОПЛАЗМА И ЯДРО. В ЯДРЕ РАСПОЛОЖЕНЫ НИТЕВИДНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ — ХРОМОСОМЫ. В ЯДРЕ КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ( КРОМЕ ПОЛОВЫХ КЛЕТОК) СОДЕРЖИТСЯ ПО 46 ХРОМОСОМ. ХРОМОСОМЫ ЯВЛЯЮТСЯ НОСИТЕЛЯМИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ЗАДАТКОВ ОРГАНИЗМА, ПЕРЕДАЮЩИХСЯ ОТ РОДИТЕЛЕЙ ПОТОМСТВУ. КЛЕТКА ПОКРЫТА МЕМБРАНОЙ , СОСТОЯЩЕЙ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ СЛОЕВ МОЛЕКУЛ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ИЗБИРАТЕЛЬНУЮ ПРОНИЦАЕМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. В ЦИТОПЛАЗМЕ — ПОЛУЖИДКОЙ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЕ КЛЕТКИ РАСПОЛОЖЕНЫ МЕЛЬЧАЙШИЕ СТРУКТУРЫ — ОРГАНОЙДЫ. К ОРГАНОЙДАМ КЛЕТКИ ОТНОСЯТСЯ: ЭНДОПЛАЗМАТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, РИБОСОМЫ, МИТОХОНДРИИ, ЛИЗОСОМЫ, КОМПЛЕКС ГОЛЬДЖИ, КЛЕТОЧНЫЙ ЦЕНТР, МЕМБРАНА. ОРГАНОЙДЫ, ПОДОБНО ОРГАНАМ ТЕЛА ВЫПОЛНЯЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ФУНКЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛЕТКИ. НАПРИМЕР, В ОРГАНОЙДЕ, НАЗЫВАЕМОМ РИБОСОМОЙ, ОБРАЗУЮТСЯ БЕЛКИ, В МИТОХОНДРИЯХ ВЫРАБАТЫВАЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СЛУЖАЩИЕ ИСТОЧНИКОМ ЭНЕРГИИ. В СОСТАВ КЛЕТОК ВХОДЯТ РАЗНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ.

ОДНИ ИЗ НИХ- НЕОРГАНИЧЕСКИЕ — ВСТРЕЧАЮТСЯ И В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ. ОДНАКО ДЛЯ КЛЕТОК НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ, МОЛЕКУЛЫ КОТОРЫХ ИМЕЮТ ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ СТРОЕНИЕ.

Клетка — это мельчайшая структурная единица любого живого организма

Клетка

Ядро Цитоплазма

Хромосомы Органоиды: 1) Эндоплазматическая сеть

2) Рибосомы

3) Митохондрии

4) Лизосомы

5) Комплекс Гольджи

6) Клеточный центр

7) Мембрана

Ядро и Цитоплазма — это основные составные част любой живой клетки

Хромосомы — это нитевидные образования, несущие наследственные признаки от родителей к детям, т.е. цвет волос, глаз.

Органоиды — это цитоплазматический образования, выполняющие определенные функции.

Химический состав клетки

Органические в-ва Неорганические в-ва

1) Белки 1) H 2 O

2) Жиры 2) Минеральные соли

3) Углеводы

4) Нуклеиновые кислоты

ОСНОВНОЕ ЖИЗНЕННОЕ СВОЙСТВО КЛЕТКИ — ОБМЕН ВЕЩЕСТВ. ИЗ МЕЖКЛЕТОЧНОГО ВЕЩЕСТВА В КЛЕТКИ ПОСТОЯННО ПОСТУПАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И КИСЛОРОД, ВЫДЕЛЯЮТСЯ ПРОДУТЫ РАСПАДА. ВЕЩЕСТВА, ПОСТУПИВШИЕ В КЛЕТКУ, ПОСТОЯННО УЧАСТВУЮТ В ПРОЦЕССАХ БИОСИНТЕЗА. БИОСИНТЕЗ — ЭТО ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ И ИХ СОЕДИНЕНИЙ ИЗ БОЛЕЕ ПРОСТЫХ ВЕЩЕСТВ. В ПРОЦЕССЕ БИОСИНТЕЗА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА, СВОЙСТВЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМ КЛЕТКАМ ОРГАНИЗМА. НАПРИМЕР, В КЛЕТКАХ МЫШЦ СИНТЕЗИРУЮТСЯ БЕЛКИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИХ СОКРАЩЕНИЕ. ОДНОВРЕМЕННО С БИОСИНТЕЗОМ В КЛЕТКАХ ПРОИСХОДИТ РАСПАД ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАСПАДА ОБРАЗУЮТСЯ ВЕЩЕСТВА БОЛЕЕ ПРОСТОГО СТРОЕНИЯ. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РЕАКЦИЙ РАСПАДА ИДЕТ С УЧАСТИЕМ КИСЛОРОДА И ОСВОБОЖДЕНИЕМ ЭНЕРГИИ. ЭТА ЭНЕРГИЯ РАСХОДУЕТСЯ НА ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В КЛЕТКЕ. ПРОЦЕССЫ БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА СОСТАВЛЯЮТ ОБМЕН ВЕЩЕСТВ, КОТОРЫЙ СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПРЕВРАЩЕНИЯМИ ЭНЕРГИИ. КЛЕТКАМ СВОЙСТВЕННЫ РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ. КЛЕТКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА РАЗМНОЖАЮТСЯ ДЕЛЕНИЕМ ПОПОЛАМ. КАЖДАЯ ИЗ ОБРАЗОВАВШИХСЯ ДОЧЕРНИХ КЛЕТОК РАСТЕТ И ДОСТИГАЕТ РАЗМЕРОВ МАТЕРИНСКОЙ. НОВЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ ФУНКЦИИ МАТЕРИНСКОЙ КЛЕТКИ. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ КЛЕТОК РАЗЛИЧНА: ОТ НЕСКОЛЬКИХ ЧАСОВ ДО ДЕСЯТКОВ ЛЕТ. ЖИВЫЕ КЛЕТКИ СПОСОБНЫ РЕАГИРОВАТЬ НА ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ СРЕДЫ. ЭТО СВОЙСТВО КЛЕТОК НАЗЫВАЕТСЯ ВОЗБУДИМОСТЬЮ. ПРИ ЭТОМ ИЗ СОСТОЯНИЯ ПОКОЯ КЛЕТКА ПЕРЕХОДИТ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ — ВОЗБУЖДЕНИЕ. ПРИ ВОЗБУЖДЕНИИ В КЛЕТКАХ МЕНЯЕТСЯ СКОРОСТЬ БИОСИНТЕЗА И РАСПАДА ВЕЩЕСТВ, ПОТРЕБЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ТЕМПЕРАТУРА. В ВОЗБУЖДЕННОМ СОСТОЯНИИ РАЗНЫЕ КЛЕТКИ ВЫПОЛНЯЮТ СВОЙСТВЕННЫЕ ИМ ФУНКЦИИ. Ж ЕЛЕЗИСТЫЕ КЛЕТКИ ОБРАЗУЮТ И ВЫДЕЛЯЮТ ВЕЩЕСТВА, МЫШЕЧНЫЕ — СОКРАЩАЮТСЯ, В НЕРВНЫХ КЛЕТКАХ ВОЗНИКАЕТ СЛАБЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СИГНАЛ — НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС, КОТОРЫЙ МОЖЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ ПО КЛЕТОЧНЫМ МЕМБРАНАМ.

3. Гигиена зрения. Нельзя рассматривать текст близко от глаз и долгое время. В таких случаях хрусталик долгое время находится в положении увеличенной плоскости, что связано с напряжением зрения и приводит к развитию близорукости. Нельзя читать писать и делать другую работу при плохом освещении. Нельзя долгое время смотреть на яркий источник света это может привести к сильному раздражению рецепторов глаза. Нельзя читать книгу в транспорте, т.к. из-за постоянных толчков книга вибрирует и изменяется кривизна хрусталиков, нельзя читать и писать лежа. Ухудшение зрения может возникнуть при недостатке в организме витамина А. Выполнять специальные упражнения для глаз. Не трогать руками глаза. Также вредное действие на зрение оказывает курение и другие яды содержащиеся в табаке — это вызывает тяжелое поражение зрительного нерва. Необходимо соблюдать некоторые гигиенические правила: при некоторых видах работ нужно одевать защитные очки , в глаз может попасть соринка, а вместе с ней инфекция, которая может привести к серьезному заболеванию — конъюнктивит при попадании соринки в глаз необходимо промыть глаз и аккуратно удалить соринку. При ушибе необходимо приложить ватку или платок смоченный холодной водой. При тяжелом ранении глаза нельзя самому попытаться удалить инородное тело, а наложить на глаз чистую повязку и обратится в больницу. При работе с химически-опасными веществами необходимо соблюдать особую осторожность, но если щелочь или кислота и др. ядовитые в-ва нужно срочно промыть глаза чистой водой в течение 15-20 мин., а после обратится к врачу. Необходимо проводить профилактические меры по тренировке зрения.

1) нельзя рассматривать текст на близком расстоянии

2) располагать предмет на расстоянии 30-35 сантиметров

3) при письме свет должен падать слева (для меня справа)

4) выполнять специальные упражнения для тренировки зрения

5) нельзя читать в транспорте

6) нельзя читать лежа

7) источники сильного света нужно прикрывать

8) при необходимости употреблять витамин А

9) не курить

10) Беречь глаза от пыли

 

Билет 2

1. Раскрыть влияние на человека различных факторов окружающей среды.

И.М.Сеченов : Организм без внешней среды, поддерживающий ее существование не возможен …Ф

Природные факторы (температура воздуха, влажность, уровень солнечной радиации, дожди, снегопады, ветер, пожар, землетрясения, наводнения и др.)

Любые элементы окружающей среды, способные сказать прямое воздействие на организм — это экологические факторы.

Наука, изучающая воздействие окружающей среды на организм человека, называется экологией.

Человек может приспосабливаться к неблагоприятным факторам природной среды и создавать средства защиты от них. Это свойство организма человека называется адаптацией (соответствие между организмом и образом жизни)

О 2 + питательные в-ва

Человек внешняя среда

продукты распада, избыток в-в, тепло

Обмен веществ между организмом и внешне средой, кроме того, человек воздействует на природу, преобразуя ее (добывает газ, нефть, руду, строит электростанции и др.)

Биологические факторы . Конституция — строение и физиологические особенности человеческого организма, которые формируются в процессе деятельной эволюции (цвет волос, глаз, форма тела и др.)

Социальные факторы . Формирование личности под влиянием окружающих его условий и людей (черты характера)

2 . Дать характеристику понятия УорганФ, Усистема органовФ. Перечислить системы органов человека и охарактеризовать их функции.

Орган -часть тела, имеющая определенную форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют систему органов.

Органы бывают внешними: ухо, нос, рука; и внутренними: сердце, печень, почки.

Нервная система — обеспечивает согласованную работу клеток, тканей, органов, систем органов и целого организма. При этом организм функционирует как единое целое. Благодаря нервной системе осуществляется связь организмов с внешней средой. Нервная система образована нервной тканью, которая состоит нейронов и мелких клеток-спутников.

Дыхательная система служит для газообмена в организме. Кровеносная система служит для доставки крови во все органы организма Пищеварительная система — обеспечивает организм питательными веществами, жирами, белками, углеводами, минеральными солям, витаминами.

Опорно-двигательная система выполняет: a) опорную б) двигательную в) защитную функции. Выделительная система выводит продукты обмена веществ.

Система органов размножения служит для размножения организма.

3. Гигиена органов слуха. Ослабление или потеря слуха могут быть связанны с нарушением передачи звуковых колебаний к внутреннему уху, с повреждением рецепторов внутреннего уха, с нарушением передачи нервных импульсов по слуховому нерву к слуховой зоне коры больших полушарий. Ослабление слуха может быть вызвано накоплением в наружном слуховом проходе ушной серы. Скапливаясь в наружном звуковом проходе, ушная сера образует пробку и она может препятствовать проникновению звука. Поэтому периодически следует прочищать наружный слуховой проход. При ангине, гриппе и др. заболеваниях микроорганизмы, вызывающие эти заболевания могут попасть из носоглотки в носовую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление. При этом теряется подвижность слуховых косточек и нарушается передача звуковых колебаний к внутреннем уху. Если воспалительный процесс распространится на внутреннее ухо, то могут быть повреждены слуховые рецепторы и наступит полная глухота. При болях в ухе нужно срочно обратится к врачу. Нарушение слуха может быть вызвано сильными звуками, например, взрыв при этом взрывная волна ударяет с большой силой в барабанную перепонку и может прорвать ее, в таких случаях рекомендуется открывать рот перед моментом взрыва. Большой вред слуху наносят сильные шумы действующие на ухо изо дня в день, барабанная перепонка колеблется с большим размахом, из-за этого она теряет свою эластичность и у человека притупляется слух. При ослаблении слух следует носить слуховой аппарат.

 

Билет 3

1. Дать характеристику понятия УтканьФ. Назвать основные типы тканей человека Ткань — это система клеток и межклеточного в-ва, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям. Виды тканей :а) эпителиальная б) соединительная в) мышечная г) нервная.

2. Назвать возможные нарушения деятельности нервной системы и органов чувств, указать их причины и меры профилактики.

Нарушения деятельности нервной системы:

1) Абсцесс мозга — гнойный очаг, возбудителями являются стрептококк, стафилококк

Причина : кровью занесен из гнойного очага при отите, рините и т.д.

Профилактика : лечение первичных гнойных заболеваний

2) Арахноидит — воспаление мягкой мозговой оболочки

Причина : возникает при различных инфекциях, в результате черепно-мозговой травмы, заболеваний придаточных полостей носа

Профилактика : своевременное лечение перечисленных заболеваний

3) Атеросклороз — склеротическое заболевание стенок сосудов головного мозга

Причина : пожилой возраст, неправильный обмен веществ

Профилактика — организация режима труда, отдыха и питания. После 50 лет нужно принимать противосклеротические средства.

4) Инсульт — острое нарушения мозгового кровообращения

Причина : атеросклероз, гипертония, нарушение стенок сосудов, повышенное внутрисосудистое давление.

Профилактика : лечение вышеперечисленных заболеваний

5) Менингит — воспаление мозговой оболочки

Причина : осложнение при любых инфекционных заболеваниях

Профилактика : устранение и лечение источника инфекции

6) Миелит — воспаление спинного мозга

Причина : вирусные инфекции

Профилактика : лечение этих инфекций

7) Невралгии, невриты, радикулиты — воспаление отдельных нервов

Причина : переохлаждение при инфекции

Профилактика : лечение инфекционных заболеваний, предупреждение простуды

8) Сотрясения головного мозга

Причины : возникает при сильных ударах, авариях, падениях

Профилактика : нельзя допускать травмы головы

Нарушения деятельности органов чувств

Нарушение деятельности органов слуха:

1) Евстахеид — воспаление евстахиевой трубы

2) Лабирентит — поражение слухового и вестибулярного анализатора

3) Мастоидит — острое воспаление тканей сосцевидного отростка

4) Неврит конмарный — поражение слухового нерва

5) Отит — воспаление слухового прохода

6) Отосклероз — поражение костной капсулы лабиринта

7) Серная пробка — чрезмерная секреция серных желез, заложенных в стенках наружного слухового прохода

Нарушение органов зрения:

1) Дальтонизм — неразличение цветов

2) Дальнозоркость — человек видит плохо вблизи, хорошо вдали

3) Близорукость — хорошо вблизи, плохо вдали

4) Катаракта — помутнение роговицы и зрачка

5) Глаукома — нарушение зрительных рецепторов

Нарушение деятельности органов обоняния:

1) Ринит — воспаление воспаление слизистой оболочки носа

2) Гайморит — воспаление слизистой гайморовой полости

3) Синусит — воспаление слизистых полостей носа

4) Полипы носа — отечные, воспалительного характера образования слизистой оболочки носа

3. Охарактеризовать меры оказания при различных видах кровотечения

Капиллярное кровотечение .- при оказании помощи нужно обработать рану йодной настойкой и наложить чистую марлевую повязку, которая защищает организм от проникновения микробов и способствует быстрому свертыванию крови

Артериальное кровотечение — при артериальном кровотечении необходимо быстро прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения и приложить жгут. Место, на которое наложили жгут должно быть прикрыто чистым материалом, чтобы не повредить кожу. Затем свободно обвязывают это место куском ткани. Между тканью и конечностью продевают палочку и крутят ее до тех пор, пока кровь перестанет вытекать из раны. тогда палочку прибинтовывают к жгуту, а рану перевязывают. После оказания мед. помощи пострадавшего необходимо срочно отправить в больницу. Если транспортировка длится долго то жгут немного оставляют, чтобы не было омертвения ткани. При отсутствии жгута кровотечение можно остановить максимальным сгибанием конечностей.

Венозное кровотечение — для остановки небольшого венозного кровотечения достаточно наложить на рану давящую повязку, которая сжимает стенки пораженного сосуда и не дает крови вытекать из него. После оказания первой мед. помощи необходимо обратится к врачу. При повреждении крупных вен поступают так же, как при артериальных кровотечениях.

Внутреннее кровотечение — при внутреннем кровотечении необходимо вызвать врача, пострадавшего уложить или придать ему полусидячее положения и дать полный покой. К предполагаемой области кровотечения нужно положить мешок со льдом, или грелку с холодной водой.

 

Билет 4

1. Охарактеризовать организм человека как целостную биологическую систему. Показать взаимосвязь различных органов и систем органов.

В организме клетки, ткани, органы и системы органов работают как единое целое. Их согласованная работа регулируется двумя способами: а ) гуморальным — с помощью химических веществ через жидкие среды организма ( кровь, лимфу, межклеточную жидкость ) б ) С помощью нервной системы:

1) Химические вещества способны регулировать самые разнообразные процессы в клетках, тканях, органах и в организме в целом. Многие из этих веществ оказывают значительное физиологическое действие в очень малых концентрациях = биологически активные вещества. Их вырабатывают специальные железы: внешней секреции — имеющие протоки, через которые вещества выделяются в полость тела, органов и на поверхности кожи; ( железы внешней секреции — слезные, потовые, слюнные, желудочные …) железы внутренней секреции — не имеющие специальных протоков, выделяющие вещества в протекающую через них кровь ( гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.)

Биологически активные вещества называются гормонами , разносятся кровью по всему организму, регулируют процессы обмена веществ, роста и развития. Половые гормоны стимулируют рост и развитие органов размножения. Адреналин (вырабатывается надпочечниками) изменяет функции многих органов: адреналин повышает температуру, уровень глюкозы в крови.

Гормоны регулируют функции всего организма: усиливая (возбуждая) или угнетая (тормозя). Таким образом они управляют деятельностью клеток, тканей, органов, систем органов и целым организмом.

2) Нервная регуляция.

Головной и спинной мозг связан нервами со всеми органами. между мозгом и всеми органами существуют двухсторонние связи. Головной мозг постоянно получает информацию об изменениях внешней и внутренней среды организма, с помощью нервных импульсах (электрических сигналов) он регулирует работу органов.

Организм существует как единое целое благодаря нервной и гуморальной регуляции, которые осуществляют взаимосвязь органов и систем органов.

Постоянство внутренней среды и устойчивость всех функций организма достигается саморегуляцией = система включения нервной и гуморальной регуляции при любых отклонениях от нормы. Например, повышение уровня сахара в крови —- нервные и гуморальные механизмы способствуют его снижению.

2. Опорно-двигательная система: строение, значение, назвать ее возможные нарушения, указать их причины и меры профилактики пищевых отравлений.

Скелет и мышцы — опорные структуры и органы движения человека. Они выполняют защитную функцию, ограничивая полости, в которых расположены внутренние органы.(сердце и легкие защищены грудной клеткой и т.д.)

 

Отделы скелета

Кости из которых состоит

Черепная коробка

Лицевые кости, кости черепа

2-теменные, затылочная, 2-височные, лобная, верхняя и нижняя челюсть, верхняя челюсть, скуловая, носовая кость

Позвоночник

шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый

Грудная клетка

12 ребер (10 пар сросшихся, 2 пары несросшиеся), грудина, грудной отдел позвоночника

Пояс верхних конечн.

2-лопатки, 2- ключицы

Верхние конечности

Плечо (плечевая кость), Предплечье (лучевая, локтевая кости), кисть (запястье, пястье, фаланги)

Пояс нижних конечн.

2-массивные кости таза сросшиеся вместе

Нижние конечности.

Бедро (бедренная кость), голень (большая, малая берцовая кость), стопа (пяточная кость, предплюсна, плюсна, фаланги)

Значение опорно-двигательной системы:

1) Опорная

2) Двигательная

3) Защитная

Вывих — сильное смещение костей (неловкое движение и в суставе может быть сильное смещение кости, при вывихе суставная головка выходит из суставной впадины)

Растяжение — это процесс при котором повреждаются связки и вокруг сустава появляется сильная отечность, иногда кровоизлияние, возникает сильная боль

перелом

Перелом — перелом костей, это такой процесс при котором кость ломается несмотря на ее прочность, перелом происходит при падения, ушибах и различных ранениях

Меры профилактики пищевых отравлений:

1) Необходимо мыть руки перед едой

2) Есть только чисто вымытые овощи и фрукты

3) Держать пищу закрытой и в чистом месте, не допускать проникновения различных животных и насекомых к продуктам

4) Не пить сырую и неочищенную воду

5) Употребление в пищу хорошо проваренных или прожаренных (прокопченных и т. д.) мясных и рыбных продуктов

 

Билет 5

1. Раскрыть особенности строения и функции различных видов соединительной ткани. К соединительным тканям относят собственно соединительную ткань, скелетную, хрящевую и костную, а также кровь, лимфу и жировую ткани. Для этих тканей характерно большое количество волокнистого и аморфного межклеточного в-ва. В крови и лимфе — тканях внутренней среды — это вещество жидкое, и в нем свободно взвешены форменные элементы крови — эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Соединительные ткани выполняют трофическую, защитную и опорную функции, а кровь и лимфа — кроме трофической и защитной также транспортную и газообменную.

Соединительная ткань

Плотная волокнистая ( в сухожилиях в стенках кровеносных сосудов, в связках, в коже) Рыхлая (окружает кровеносные сосуды, соединяет кожу с мышцами, заполняет пространство между органами.) Хрящевая (находится в надгортаннике, в ушной раковине, между позвонками.) Костная (кости скелета) Жидкая (кровь и лимфа) Жировая ( образует запасы питательных материалов, выполняет защитную и механическую функции, т.к. обладает теплопроводность и определенной упругостью) Ретипулярная (составляет основу различных кроветворных органов: селезенки, лимфатические узлы, костный мозг)

2. Охарактеризовать внутреннюю среду организма человека, значение ее относительного постоянства. Особенности строения тканевой жидкости, лимфы, крови.

Большинство клеток тела не связаны с внешней средой. Их жизнедеятельность обеспечивается внутренней средой, которую составляют три типа жидкостей: межклеточная (тканевая) жидкость, с которой клетки непосредственно соприкасаются, кровь и лимфа. внутренняя среда обеспечивает клетки веществами, необходимыми для их жизнедеятельности, и через удаляются продукты распада. Внутренняя среда организма имеет относительное постоянство состава и физико-химических свойств. Только при этом условии клетки будут нормально функционировать.

обмен веществ, биосинтез и распад органических соединений, рост, размножение, возбудимость — основные жизненные свойства клеток. Жизненные свойства клеток обеспечиваются относительным постоянством состава внутренней среды организма .

Кровь — это ткань с жидким основным веществом (плазма), в которой находятся клетки — форменные элементы: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

Тканевая жидкость — образуется из плазмы крови, проникающей в межклеточное пространство

Лимфа — полупрозрачная желтоватая жидкость образуется из тканевой жидкости, попавшей в лимфатические капилляры.

3. Профилактика искривления позвоночника

1) Правильная осанка ( прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь)

2) Очень важно следить за своей осанкой, если сидеть в неправильной позе, может искривиться позвоночник. Искривление позвоночника затрудняет деятельность внутренних органов.

 

Билет 6

1. Описать механизм передвижения веществ в организме человека. Раскрыть характерные особенности органов кровотечения.

Между организмом и окружающей его средой непрерывно происходит обмен веществами и энергией. Обмен веществ с внешней средой начинается с поступлением в организм воды и пищевых продуктов. в пищеварительном канале часть веществ расщепляется до более простых, которые переходят во внутреннюю среду организма — в кровь и лимфу. с кровью вещества попадают в клетки там с ними происходят процессы химических превращений: биосинтез свойственных организму белков, жиров, углеводов и расщепление некоторых органических соединений. Превращения происходят под действием ферментов, регулируется нервно-гуморальным путем. Выделение конечных продуктов обмена веществ происходит с мочой, калом, потом и выдыхаемым воздухом.

Сложная цепь превращений веществ в организме, начиная с момента поступления из внешней среды и кончая удалением продуктов распада называют обменом веществ

Органы кровотечения — ?

2. Раскрыть особенности строения и функции нервной ткани.

Нервная ткань — состоит из нейронов и мелких клеток-спутников главным элементом является нервная клетка — нейрон. Служит для проведения нервных импульсов. Состоит из тела и клеток отростков: аксон — один длинный отрезок, дендрит — множество коротких отрезков, в теле нейрона различают ядро и нейроплазму. Дендриты проводят возбуждение к телу нервных клеток от различных рецепторов, а по аксону возбуждение проводится от тела к нервным клеткам. совокупность всех аксонов называют нервным волокном. Длинные отростки часто покрыты жироподобным веществом белого цвета. Их скопление в ЦНС образуют белое вещество. Дендриты и тела нейронов не имеют такой оболочки и образуют серое вещество.

Основные свойства нейронов:

Возбудимость, проводимость. Это возбуждение и проводимость по нервным волокнам. нервная ткань образующая нервную систему, не только входит в организм как его часть, но и обеспечивает объединение всех функций, всех остальных частей организма.

3. Первая доврачебная помощь при растяжении связок и вывихов суставов.

При оказании помощи к поврежденному месту нужно приложить грелку со льдом или смоченное холодной водой полотенце. Охлаждение облегчит боль и предупредит развитие отека, уменьшит объем внутреннего кровоизлияния. При растяжении связок нужна также фиксирующая повязка. Вытягивать, дергать и нагревать поврежденную конечность нельзя. После оказании первой медицинской помощи необходимо обратится к врачу. (при растяжении связок)

При вывихе суставная головка выходит из суставной впадины происходит растяжение, а иногда и разрыв связок. Первая помощь при вывихе заключается в том, чтобы прежде всего обеспечит полный покой суставу, руку следует повесить на бинте, а на ногу наложить шину. Для уменьшения боли к травмированному суставу необходимо положит грелку со льдом или холодной водой. После оказания первой медицинской помощи пострадавшего необходимо доставить в больницу.

 

Билет 7

1. Раскройте значение питания. Охарактеризовать строение и функции пищеварительной системы. Продукты растительного и животного происхождения, дополняя друг друга, обеспечивают клетки организма всеми необходимыми питательными веществами. Вода, минеральные соли и витамины усваиваются в том виде, в каком они содержатся в пищи. Крупные молекулы белков, жиров и углеводов не могут пройти через стенки пищеварительного канала, поэтому эти вещества подвергаются химической обработке — перевариванию. Пища переваривается по мере ее передвижения по органам пищеварения. Питание — необходимое условие для нормального роста, развития и жизнедеятельности организма.

Значение питания — обеспечивать организм питательными в-вами: белками, жирами, углеводами, минеральными солями, водой и витаминами, то есть обеспечивать развитие и жизнедеятельность организма.

Пищеварительная система

Пищеварительный канал Пищеварительные железы

1) ротовая полость 1) три пары слюнных желез

2) глотка 2) печень

3) пищевод 3) поджелудочная железа

4) Желудок 4) много мелких желез в желудке

5) Кишечник и кишечнике

а) 12- перстная кишка

б) тонкая

в) толстая

г) прямая

д) слепая

Функция пищеварительной системы — обеспечивать организм питательными веществами: белками, жирами, углеводами, минеральными солями, витаминами.

 

2. Назовите возможные нарушения деятельности желез внутренней секреции, укажите их причины и меры профилактики.

К железам внутренней секреции относятся гипофиз, щитовиднаая железа, надпочечник и др. железы.

Гипогонадизм(мужской) — недоразвитие половых желез и половых органов

refdb.ru

Реферат Клеточное дыхание

Формат:

Дата создания: 10.10.2016

Размер: 198 B